Практическая часть доя ноу по теме ветер. Исследовательская работа на тему: "Ветер-волшебник". Новизной исследования для нас является то

Кроликова Влада Владиславовна

Проблема: что такое ветер?

_____________________________________________________________

Цель: узнать, что такое ветер.

Задачи:

Гипотеза: правда ли, что по направлению ветра на Евдокиев день- 14 марта - можно предсказать, с какой стороны будет дуть ветер всё лето. Можно ли предсказать направление ветра на зиму по ветру на Покров день – 14 октября.

Результаты:

удается не всегда.

Выводы:

2) в нашей местности в прошлом году весной преобладали северный, западный и юго-западный ветры;

летом – северный;

осенью – западный, южный;

в декабре – северный;

в январе - юго- западный.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

название исследовательской работы или творческого проекта

Ветер

Анкетные данные участника (участников) конкурса «Я – исследователь»:

  1. Фамилия, имя, отчество автора (или авторов ) Кроликова Влада Владиславовна
  2. Дата рождения автора (или авторов) 09. 03. 2005г .
  3. Образовательное учреждение, район/город: МБОУ «Моргаушская СОШ»
  4. Фамилия, имя, отчество научного руководителя: Иосифова Тамара Фадеевна
  5. Предметное направление:

Физика – техника

Естествознание. Живая природа

Естествознание. Неживая природа

Гуманитарное

  1. Возрастная группа (для группы определяется по самому старшему ребенку):

I, II, III, IV

Краткое описание работы:

Проблема: что такое ветер?

_____________________________________________________________

Цель: узнать, что такое ветер.

____________________________________________________________

Задачи: 1) узнать о причинах возникновения ветра.

2) провести эксперимент: можно ли самим создать ветер в помещении

3) ознакомиться с прибором, позволяющим определять направление ветра, - флюгером

4) научиться определять направление ветра с помощью флюгера

5) по результатам моих наблюдений узнать, в каком направлении дует ветер в нашей местности в разные месяцы и времена года _____________________________________________________________________

Гипотеза: правда ли, что по направлению ветра на Евдокиев день- 14 марта - можно предсказать, с какой стороны будет дуть ветер всё лето. Можно ли предсказать направление ветра на зиму по ветру на Покров день – 14 октября.

____________________________________________________________________

Результаты: предсказать направление ветра по народным приметам

Удается не всегда.

Выводы: 1) ВЕТЕР – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.

2) в нашей местности в прошлом году весной преобладали северный, западный и юго-западный ветры;

летом – северный;

осенью – западный, южный;

в декабре – северный;

В январе - юго- западный.

_______________________________________________________

Цель моего исследования:

узнать, что такое ветер.

Задачи:

  • узнать о причинах возникновения ветра;
  • провести эксперимент: можно ли самим создать ветер в помещении?
  • ознакомиться с прибором, позволяющим определять направление ветра,- флюгером;
  • научиться определять направление ветра с помощью флюгера;
  • по результатам моих наблюдений узнать, в каком направлении дует ветер в нашей местности в разные месяцы и времена года (с марта 2012 года по январь 2013 года – приложение 1)

Фырчит, рычит, ветки ломает,

Пыль поднимает,

Тебя с ног сбивает,

Слышишь его,

Да не видишь его.

Кто не ведает границ?

Кто летит быстрее птиц?

Он то грозен, то спокоен,

То как пух весенний нежен.

Кто свободней всех на свете?

Догадались? Это..

Так что же такое ветер? Почему он дует?

Можно ли создать самим ветер в помещении?

Опыт №1.

Оказывается, можно. Для этого достаточно включить настольный вентилятор. Ветер в помещении возникает именно тогда, когда начинает крутиться воздушный винт ---пропеллер, который толкает воздух и заставляет его двигаться.

Значит, ветер --- это движение воздуха.

Ветер в комнате мы чувствуем, когда в жару обмахиваемся веером.

А кто же создаёт ветер на улице? Там же нет воздушного винта --- пропеллера?

Можно проделать такой опыт.

Опыт №2.

  • вырезали бумажную спираль.
  • поместили её на острие спицы.
  • под спиралью поставили зажженную свечу.

Я наблюдала: бумажная спираль стала вращаться. Произошло это потому, что нагретый свечой воздух поднимается вверх и вращает спираль

  • через некоторое время свечу потушили.

Я наблюдала: спираль перестала вращаться, так как воздух остыл.

Это можно объяснить тем, что тёплый воздух легче, он поднимается вверх, а холодный воздух занимает место тёплого. Так образуется поток воздуха – ветер.

Этот вывод можно проверить на другом опыте.

Опыт №3.

Если в холодную погоду приоткрыть окно на улицу, внизу и вверху у образовавшейся щели держать по зажженной свече, то можно наблюдать, что пламя нижней свечи направлено во внутрь комнаты, а пламя верхней --- наружу. Это происходит потому, что тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх и выходит на улицу через щель наверху. А холодный воздух тяжелее и он входит в помещение снизу. Через некоторое время холодный воздух нагреется в помещении, поднимется вверх и станет выходить на улицу через верхнюю щель, а на его место снизу снова и снова будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе.

Ветер – это сильные воздушные потоки, занимающие огромное пространство на Земле. А возникает он при смене погод: от жары к холоду или наоборот, перед сильным дождём, бурей. Поверхность Земли многообразна.

На Северном и Южном полюсах лёд не тает ни зимой, ни летом. Там воздух всегда остывает.

А на экваторе всегда стоит жара, воздух там очень сильно разогревается.

Над океанами он пропитывается влагой. А над громадными пустынями воздух сильно высыхает.

Тёплый воздух легче прохладного, он поднимается вверх, его место занимает холодный воздух. Воздух находится в постоянном движении. Когда это движение особенно сильное, то мы это называем ветром.

ВЫВОД: ВЕТЕР – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.

Как мы можем определить, с какой стороны дует ветер.

Существует специальный прибор, с помощью которого определяется направление ветра --- флюгер.

Название ветер получает по той стороне горизонта, откуда он дует.

  • северный ветер дует с севера
  • южный ветер дует с юга
  • западный ветер дует с запада
  • восточный ветер дует с востока
  • юго-западный ветер дует с юго-запада
  • северо-западный ветер дует с северо-запада
  • юго-восточный ветер дует с юга- востока
  • северо-восточный ветер дует с севера-востока

А с какой стороны дует ветер в нашей местности? Я наблюдала за направлением ветра, начиная с марта 2012 года.

У меня получились такие результаты:

В марте преобладал северный ветер.

В апреле – северный

В мае – западный, юго-западный

В июне – северный

В июле –северный

В августе – северный

В сентябре – западный

В октябре – южный

В ноябре –западный

В декабре – северный

В январе 2013 года – юго-западный

Вывод:

В нашей местности в прошлом году весной преобладали северный, западный и юго-западный ветры;

Летом – северный;

осенью – западный, южный;

в декабре – северный;

В январе - юго- западный.

Народная примета «Откуда ветер на Евдокию, оттуда он весной и все лето»

Полностью подтвердилось. Летом преобладал северный ветер.

Примета «С какой стороны ветер дует на Покрова, с той стороны всю зиму дуть будет» частично подтверждается.

В декабре преобладал северный ветер, а в январе – юго-западный.

ВЫВОД: предсказать направление ветра по народным приметам

Удается не всегда.

Книги, которые мне помогли:

1. Детская энциклопедия. Что такое? Кто такой?

2. Энциклопедия для детей. М.Д. Аксёнова.

3. Планета - наш дом. И.Г. Белавина. Н.Г. Найденская.

4. Малышам о природе. Н.Н. Никандр

Воздух движется непрерывно: он поднимается или опускается (восходящее или нисходящее движение), а также перемещается в горизонтальном на-правлении, образуя ветер .

В замкнутой области пониженного давле-ния воздух устремляется к центру, отклоня-ясь вправо в Северном полушарии и влево — в Южном. Образуются восходящие вихри — циклоны (рис. 69а). Они основной источник влаги, которую атмосфера возвращает на Зем-лю в виде дождя и снега. Это происходит по-тому, что тёплые и холодные воздушные мас-сы циклона движутся по кругу, образуя ат-мосферные фронты — границу раздела между ними. Холодный воздух, встречаясь с тё-плым, оказывается внизу, вытесняя тёплый воздух наверх. Тёплый воздух теснит холод-ный и поднимается над ним по линии раздела. В зависимости от «победы» того или другого воздуха различают тёплые и холодные атмо-сферные фронты.

В замкнутой области повышенного давле-ния формируются нисходящие вихри — анти-циклоны (рис. 69б). В них условий для образования атмосферных фронтов нет, так как воздух опускается и растекается в стороны.

Ветер характеризуется скоростью, силой и направлением. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду (м/с) или баллах шкалы Бофорта (1 балл — около 2 м/с). Направление ветра определяется той стороной горизонта, с которой дует ветер (южный, юго-восточный, северный и т. д.).

Сильные ветры обычно связаны с атмо-сферными фронтами. Они срывают кры-ши, выворачивают с корнем деревья, опасны для самолётов и ещё более опасны на морях, где вызывают огромные волны, спо-собные потопить корабли.

Самые сильные и опасные циклоны — это тайфуны (рис. 70а). Ветер достигает скорости 90—110 м/с и обладает огромной энергией — в пол миллиона раз больше той, которая выде-лилась при взрыве атомной бомбы, сброшен-ной на Хиросиму. Материал с сайта

Летом можно наблюдать небольшие по раз-меру (50—450 м в диаметре) сильные вихри, которые спускаются из грозового облака до са-мой поверхности Земли в виде столба или ру-кава, — это смерч (рис. 70б). В верхней части он воронкообразно расширяется и сливается с облаком. Когда смерч достигает поверхности земли, то его нижняя часть тоже становится похожей на воронку. Высота смерча бывает до 1,5 км, а скорость — до 300 м/с. Возникают смерчи при необычно резком падении темпе-ратуры воздуха в зависимости от высоты, воз-дух в этом случае быстро поднимается вверх и закручивается по спирали. Большая разница давления снаружи и внутри смерча действует как засасывающая сила, которая поглощает всё на своём пути: дома и железнодорожные вагоны, животных и людей, воду из водоёмов и т. д. Известны случаи, когда далеко от места возникновения смерча выпадали из облаков рыбы, лягушки и даже серебряные монеты, захваченные смерчем из старинного клада. Ежегодно от смерчей, например в Северной Америке (там они бывают наиболее часто и называют торнадо ), погибают до 400 человек.


Рис. 70. Тайфун (а) и смерч (б)

На этой странице материал по темам:

  • Роль воздушных течений в формировании климата земли реферат

  • Сообщение по географии ветер

  • Реферат по географии на тему ветер,направление и скорость ветра

  • Ветер доклад по географии

  • Ветер география доклад

Вопросы по этому материалу:

Исследовательский проект "Загадочный ветер"

Гайнетдинова Олеся Камилевна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 г.Туймазы Республика Башкортостан, город Туймазы

Актуальность: что такое ветер? Наука дает следующее объяснение: это горизонтальное движение слоев воздуха из зоны с высоким атмосферным давлением в зону низкого, сопровождающееся определенной скоростью. Но как это объяснить ребенку, который из всего вышесказанного, поймет лишь слово «слой» , и то только потому, что в силу своего возраста является сладкоежкой и любит торты. Именно это и побудило меня провести эту исследовательскую работу о том, как доступным «языком» объяснить детям, что такое ветер.

Цель проекта: провести знакомство с одним из самых загадочных явлений природы - ветром в простой и доступной форме, и совместно с детьми увидеть и разобраться в его основных свойствах.

Задачи:

  1. знакомство с понятием «ветер» ;
  2. построить занятия таким образом, чтобы детям было понятно из - за чего возникает ветер, какими свойствами он обладает и как он влияет на жизнь людей и природы в целом;
  3. научить детей по-разному определять ветер;
  4. активизировать словарный запас, упражняя детей в подборе прилагательных, глаголов к слову «ветер» ;
  5. познакомить детей с большим многообразием художественной литературы, загадками, потешками, пословицами, приметами и песнями о ветре;
  6. пробудить интерес и любознательность во время наблюдений за реальными природными объектами и к проведению опытов с ними;
  7. научить их мыслить и самостоятельно делать;
  8. изготовить совместно с родителями наглядно- развивающие пособия по данной теме;
  9. прививать интерес детей к природе окружающей нас.

Методы организации опытно – экспериментальной деятельности

  1. Словесные - чтение стихотворений, рассказов, поговорок и пословиц, примет, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, беседа на тему: «Ветер» .
  2. Наглядные - наблюдения во время прогулок, рассматривание картин и фотографий, показ познавательных мультфильмов про ветер.
  3. Практические – игры – опыты, изготовление вертушек, флюгера, пособие на определения ветра для календаря природы, знакомство с подвижными и настольными играми на тему «Ветер» .

Объект исследования: ветер.

Продукт работы: флюгер на участке детского сада, вертушки из бросового материала, пособие на определения ветра для календаря природы, игры «Тренажеры для дыхания» .

Гипотеза исследования: с помощью простых и доступных опытов дети узнают, что ветер – это передвижение воздуха; пополняется словарный запас детей такими словами как ветер, вертушка, флюгер, мельница и др.; продолжают учиться разгадывать загадки о ветре; получают более яркое и полное представление о ветре во время знакомства с пословицами, приметами, сказками, потешками, стихотворениями и песнями.

Этапы проектной деятельности

1 ЭТАП – подготовительный.

Определить цель, задачи, доступные приемы и методы, изучение необходимой литературы, составление плана деятельности.

2 ЭТАП – реализация проекта.

Наше первое близкое знакомство с ветром произошло на организованной образовательной деятельности во время республиканской конференции. После этого мероприятия дети часто задавали вопрос о ветре. Поэтому мы решили посвятить время для наблюдения за ветром.

Дети уже знали, что ветер это движение воздуха и он невидим. Мы только наблюдаем, как он передвигает предметы. Осенью мы наблюдали как он «играет» с листьями, а зимой со снежинками. Иногда с целью эксперимента мы с детьми вывешивали на ветки деревьев ленточки и с их помощью мы могли определить наличие и направление ветра. Так же мы наблюдали за облаками в небе, как под действием ветра они плывут по небу и меняют свою форму.

В группе мы проводили беседы о том, какой бывает ветер: легкий, теплый, холодный, морозный, и т.д. Для того чтобы показать детям как самостоятельно создать ветер на ручном труде мы изготовили веера из бумаги. Дети обмахивались ими, и получался ветер.

С детьми мы прослушивали аудиозаписи ветра на море, в полях, лесах, знакомились с характеристикой ветра - сильный и слабый.

Знакомились с многообразием художественной литературы, посвященных ветру. Здесь и сказки «Ветер и цветок» , «Солнце и ветер» К.Д. Ушинского, «Как ветер искал друга» Ириса Ревю, латышская сказка «Солнце, мороз и ветер» .

Сейчас есть большое количество стихотворений, потешек, загадок, примет о ветре, с которыми мы еженедельно знакомимся. Дети учатся сами придумывать загадки, в том числе и о ветре.

Совместно с родителями дети изготовили вертушки, с которыми мы выходим на прогулку. Познавательного в этой игрушке было то, что на разных концах участка она крутилась либо быстрее, либо медленнее, а где-то была неподвижна. Тем самым мы показали детям, что ветер дует не везде с одинаковой силой и от него можно спрятаться.

В нашем детском саду мы используем методы и приемы ТРИЗ, некоторые из них мы взяли в качестве знакомства с ветром. Одним из таких методов является игра «Хорошо - плохо» . Воспитатель с детьми выделяют положительные и отрицательные стороны ветра: положительные - переносит семена, помогает парусным судам, приносит дожди, заставляет работать ветряную мельницу, можно поиграть с ветром - пускать воздушных змей, играть с вертушками, и др.; отрицательные – разрушает дома, переворачивает всё на своем пути, ломает деревья. Всё это сопровождается реальными историями из жизни, например, как в 1970г в Бангладеш ветер погубил 1000000 человек, или как в Мехико ветер наоборот спас 20млн. человек. Использовала так же игру ТРИЗ «Что было, если бы не было ветра?» и «Если бы я был ветром, то…» .

В библиотеке нам рассказали, что у нас в Туймазах более 100 лет тому назад тоже была мельница, которая называлась «Батыршина» .

На организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию дети рисовали «Ветер в лесу» , кто-то из детей нарисовал деревья с летящими листьями в воздухе, другие нарисовали деревья с наклоненными стволами, а одна девочка нарисовала зайца, который спрятался от ветра за дерево!

Я изготовила игру «Кто, кто в теремочке живет?» . Суть игры заключается в том, что в теремочке живут животные, а кто именно мы можем узнать, если откроется окно. И тут загадка для детей: «Как открыть окно, не трогая его руками?» . Конечно же, просто подуть на окно. И тут же дети радостно выкрикивают жителей своих теремков. Для разнообразия можно потом обыграть эту игру дальше, например, пусть все домашние животные соберутся рядом с домиком, а дикие рядом с деревом, или же каждый расскажет о своем жителе: назовет детеныша, чем питается, …

С детьми выучили стихотворения о ветре, учимся рассказывать его с выражением и интонацией.

Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.

Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей –
Он летит и скачет –
Что всё это значит?

Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче ветер!

Кисилева Т.

Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.

Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует ветер!

Шемякина Н.

На ООД по физическому занятию познакомились с подвижной игрой «Северный и южный ветер» . Пока мы не знакомы с северным и южным ветром, мы их заменили на синий и красный цвет. Цель игры: северный холодный ветер (ребенок с синей лентой) пытается «заморозить» как можно больше детей, а южный теплый ветер (ребенок с красной лентой) , касаясь, их «размораживает» .

Другая подвижная игра «Как ветер растениям помогает?» В этой игре ребенок изображает, как ветер помогает растениям разносить их семена.

Вместе с детьми изготовили настольные игры: «Аэрофутбол» , цель которого забить мяч в ворота с помощью ветра. Аналогичны игры «Покорми меня» , «Веселые колобки» , «Снегопад» и «Листопад» , «Кто быстрее?» .

На занятии по ручному труду дети изготовили кораблики, которые мы использовали в нашем опыте «Я - капитан» . Дети делятся на пары, перед каждой из них ставится контейнер с водой. Дети опускают свои кораблики в воду и дуют на них, чтоб они плыли к противоположному краю. В ходе игры мы объясняем детям если дуть сильнее, то скорость корабля увеличится и наоборот.

С помощью интерактивной доски дети посмотрели презентацию про ветер, в которой было раскрыто большое разнообразие его видов.

Так же мы пригласили работника метеорологической службы г. Туймазы, которая рассказала о своей работе, о тех наблюдениях погоды, которые они проводят. Она познакомила детей с приборами, которые они применяют в своей работе. И рассказала, какие ветра дуют у нас в городе.

3. ЭТАП – итоговый.

В завершении нашей тематической недели родители изготовили для нас флюгер, который поможет детям самостоятельно определять направление ветра. И сделали наглядность – стенд - плакат «Сила ветра» , в которой дети будут отмечать силу ветра во время прогулки.

Заключение

В ходе проделанной работы мы познакомили детей с одним из самых уникальных природных явлений - ветром. Попытались объяснить и показать механизм его действий, то, как он зарождается, и как влияет на разные сферы окружающей жизни. Проанализировали его положительные и отрицательные стороны. Всё это мы попытались донести в игровом, доступном для понимания детей дошкольного возраста виде.

В нашем исследовании помимо детей активное участие приняли и родители. Ими были изготовлены наглядные пособия, один из самых значимых, из которых, был установлен на участке детского сада. Этот флюгер мы надеемся, будет тем фундаментом на основании, которого мы продолжим наблюдение и изучение ветра.




Понятие «ветер» и принцип образования. Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении. Главной причиной возникновения ветра – это разница а атмосферном давлении над различными участками подстилающей поверхности. Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления.


Виды ветров МуссонФенБораБриз Бриз (фр. brise – легкий ветер)-ветер, который меняет свое направление два раза в сутки. Днем дует с моря, а ночью – с суши. Муссон (от араб. маусим – сезон)-устойчивые ветры над определенными областями Земли, дующие летом с океана на сушу, а зимой с суши на океан. Фен (нем., от лат. favonius – теплый западный ветер) -теплый и сухой порывистый ветер, дующий с гор в долины. При подъеме воздух охлаждается, теряет влагу. Перевалив через хребет, воздух устремляется вниз, при этом быстро нагреваясь. Фен существует меньше суток. Бора (ит. bora – северный ветер) – сильный порывистый ветер, возникающий, когда холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую его сторону теплый и менее плотный воздух. Зимой бора приносит сильное похолодание. Бывает на северо- западе побережья Адриатического моря, на Байкале.








Способы определения направления и силы ветра Способы определения направления и силы ветра По местным признакам: действие ветра на парус, отклонение дыма от труб, раскачивание деревьев; С помощью метеорологических приборов: флюгер (определяет направление и скорость ветра), шары-пилоты, анемометр (определение скорости); Определение силы ветра в баллах: шкала Бофорта






Построение розы ветров по своим наблюдениям СЮЗВСЗСВЮЗЮВ НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ С ВЕТРОМ ТАКОГО НАПРАВЛЕНИЯ


Значение ветра в природе и жизни Положительное Отрицательное Перенос семян растений; Формирование климата и микроклимата; Образование и перемещение облаков; Возникновение океанических течений; Развеевание загрязняющих веществ, выбрасываемых промышленными предприятиями; Получение электроэнергии (ветряные мельницы). Ветер обладает разруши- тельным действием (навод- нения, ураганы и др.)


Список использованной литературы 1.Т.П.Герасимова, Г.Ю.Грюнберг, Н.П.Неклюкова Физическая география: нач. курс.: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – 8-е изд. –М.: Просвещение, с.: ил., карт. 2.Энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2003.