Конкурсная программа по году экологии сценарий. Сценарий экологической игры. Всем удачной игры

Людмила Степикина
Сценарий детской игровой программы на экологическую тему «Веселые туристы»

Здравствуйте, ребята! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам . А что же такое экологические проблемы и что такое экология ?

(Дети отвечают.)

- Экология - это наука . Ученые-экологи изучают , как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. А пока для вас загадки.

Если дымно и туманно

Так, что вам не видно ног,

Это значит - воздух грязный.

Тот туман зовется. (Смог.)

Не собирайте здесь грибы

И не сушите вы гербарии.

Завод когда-то здесь стоял,

На нем случилась вдруг. (Авария.)

Вокруг пенье, стук и грохот -

Не идет ничто на ум.

Знайте, что для человека

Очень вреден этот. (Шум.)

Если что-то нам не жалко,

То несем скорей на свалку.

Загрязняют землю, воды

Бытовые все. (Отходы.)

Представьте себе, ребята, что туристы оставили мусор после себя в лесу. Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?

(Ребята отвечают на вопрос.)

А теперь давайте после туристов уберем мусор . Разделимся на 2 команды. Кто быстрее, та и побеждает.

(Конкурсная игра «Убрать мусор» ).

Скажите, ребята, является ли экологической проблемой сокращение биологического разнообразия на планете?

(Дети отвечают на вопрос.)

Правильно, это следующая экологическая проблема . Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким. Каких еще редких и исчезающих животных вы знаете?

(Дети отвечают на вопрос.)

Айсберги тают, скажите, это является проблемой и угрозой для жизни всего живого?

(Дети отвечают на вопрос.)

Вот и следующая проблема - «парниковый эффект» . Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе» , ведь в них только пресная вода.

(Конкурс «Запаси воду» .)

Заключается в переносе ложкой воды из полной емкости, стоящей на расстоянии, в пустой стакан, установленный на старте. Участники команд бегают по очереди до тех пор, пока первая емкость не опустеет. Побеждает команда, уровень воды, в стакане которой оказался выше.

Вы замечали, что после дождя падают шишки с деревьев. Почему же шишки падали после дождя?

(Дети предлагают свои варианты.)

Вот и еще одна экологическая проблема - кислотные осадки. Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди?

(Ребята отвечают.)

Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах. Например, после выбросов Саяногорского алюминиевого завода в округе погибают растения и животные.

Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.

Любите, ребята природу, берегите ее и не забывайте, что мы с вами тоже часть природы, часть всего живого на Земле.

Публикации по теме:

В нашем детском саду стало традицией, каждую осень, в начале сентября, проводить неделю здоровья, которая заканчивается туристическим походом.

«В гостях у старой, старой сказки…» Сценарий детской игровой программы. «В гостях у старой, старой сказки…» Сценарий детской игровой программы. Танец «В гостях у сказки». (В исполнении школьного хореографического.

Сценарий игровой программы «Радуга» Игровая программа «РАДУГА» Ведущий: Сегодня у нас на флоте игровая программа «Радуга» Выберите участников, от каждого флота по 7 человек.

Сценарий детской конкурсно-игровой программы к Дню защиты детей Сценарий детской игровой программы ко Дню защиты детей «Здрасьте, дети!» Вед. : Здрасьте, здрасьте, здрасьте, дети! Здравствуйте все те,.

Сценарий игровой программы «На сказочной опушке» Цель мероприятия: способствовать активизации поисково-мыслительной деятельности детей. Задачи: Формировать здоровый соревновательный.

Сценарий игровой программы «Звёздный фейерверк» Цель: раскрыть творческие способности ребят. Способствовать развитию чувства сопереживания, умению ориентироваться в любой ситуации. Оборудование:.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам. А что же такое экологические проблемы и что такое экология?

Ребята пытаются ответить на эти вопросы, ведущая помогает.

Экология - это наука. Ученые-экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. Сегодня мы рассмотрим наиболее важные из них. Но перед этим попрошу организовать две команды по 6 человек. Правила просты: после каждого конкурса победившая команда забирает в «плен» одного человека из проигравшей команды. Побеждает та команда, в которой останется больше игроков. Тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов, получит специальный приз.

А пока - разминка для всех, в том числе и для зрителей.

Если дымно и туманно

Так, что вам не видно ног,

Это значит - воздух грязный.

Тот туман зовется... (Смог.)

Не собирайте здесь грибы

И не сушите вы гербарии.

Завод когда-то здесь стоял,

На нем случилась вдруг... (Авария.)

Вокруг пенье, стук и грохот -

Не идет ничто на ум.

Знайте, что для человека

Очень вреден этот... (Шум.)

Если что-то нам не жалко,

То несем скорей на свалку.

Загрязняют землю, воды

Бытовые все... (Отходы.)

Но что это? Нам пришли телеграммы!

Срочные! Вот, пожалуйста: «Срочно. От Бабы-яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили». Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?

Ребята отвечают на вопрос. Все ответившие получают жетоны. Команды участвуют в эстафете «Кто быстрее уберет поляну». Первый участник с завязанными глазами ищет по подсказкам команды и поднимает один из разбросанных предметов. Вернувшись к команде, глаза завязывает второму игроку, который продолжает поиск. После окончания эстафеты игрок из проигравшей команды переходит в победившую.

Еще одна телеграмма, от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочно меры, а то я до самой ООН дойду. Хулиганы вы этакие». Так ворона и погибнуть может! Поэтому следующая экологическая проблема - резкое сокращение биологического разнообразия на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким. Каких еще редких и исчезающих животных вы знаете?

Ребята отвечают, получают жетоны. Проводится для команд «Кто больше назовет диких животных». Проигравшая команда лишается одного игрока.

Пришла телеграмма от белого медведя из Антарктиды: «Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро не на чем будет плавать». Вот и следующая проблема - «парниковый эффект». А что это такое?

Дети отвечают. Ответившие получают жетоны.

Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе», ведь в них только пресная вода.

Конкурс «Запаси воду» заключается в переносе ложкой воды из полной емкости, стоящей на расстоянии, в пустой стакан, установленный на старте. Участники команд бегают по очереди до тех пор, пока первая емкость не опустеет. Побеждает команда, уровень воды в стакане которой оказался выше. Игрок из проигравшей команды переходит в команду победителей.

Телеграмма от Красной Шапочки: «У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем». Почему же сгорела капуста у бабушки? Над огородом нарушился озоновый слой. А что же такое озоновый слой и где он находится?

Дети отвечают, что озон скапливается на высоте 15-60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультрафиолетовых лучей, и получают жетоны.

Если озона становится мало, то появляется «озоновая дыра», причиной которой являются аэрозоли. А что такое аэрозоли?

Ответившие получают жетоны.

Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т. д. В этих баллончиках содержатся вещества, разрушающие озоновый слой. Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы в сосновом лесу? А теперь посмотрим, кто из вас чаще гуляет в лесу после грозы.

Командам выдается одинаковое количество воздушных шариков, которые нужно быстро надуть. Побеждает команда, у которой надутые шарики будут большего размера. Проигравшая команда лишается одного игрока.

Телеграмма от белочки: «После дождя попадали все шишки с деревьев, не могу их найти, помогите!» Почему же шишки попадали после дождя?

Дети предлагают свои варианты, получают жетоны.

Вот и еще одна экологическая проблема - кислотные осадки. Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди?

Ребята отвечают, получают жетоны.

Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах. Например, после выбросов Саяногорского алюминиевого завода в округе погибают растения и животные. Вернемся же к нашей белочке, нужно помочь ей искать шишки.

Команды получают листы бумаги с контурным изображением шишек и фломастеры. Необходимо быстро и аккуратно обвести контуры рисунков. Проигравшая команда лишается одного игрока.

А теперь вопрос для самого внимательного. Сколько экологических проблем мы сегодня с вами рассмотрели?

Назвавший цифру пять и перечисливший проблемы получает жетон.

Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.

Подводятся итоги командной игры, ребятам, получившим много жетонов, вручаются медали «Почетный эколог».

Валентина Нефёдова
«Загадки природы». Экологическая игровая программа

Загадки природы (экологическая игровая программа )

Цели : Развитие познавательного интереса к природе , выработка умения видеть необычное в привычном, воспитание чувства восхищения и удивления; Воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе ;

Оборудование : иллюстрации, картинки, шаблоны грибов съедобных и мухоморов, корзинки, зонт, шаблоны осенних листьев, аудиозаписи для игр, танцев, песен

Предварительная работа : На роль «лесовиков» и «лисицы» приглашаются дети из старшей подготовительной группы. Играющие должны быть в сказочных костюмах.

Ход занятия:

Игровая ситуация «Загадки лесовиков »

Появляются лесовики.

1- лесовик : Вас, прекрасные друзья,

Приглашаю в гости я,

В мир загадочной природы ,

В мир животных и погоды!

2 - лесовик : Только в мире этом надо

Отгадать чуть – чуть загадок ,

На вопросы отвечать,

В игры весело играть.

1- лесовик : Лесовик я не простой,

С умной шибко головой.

Расскажу вам о природе ,

О зверях и о погоде. 2 – лесовик : Все готовы с нами в путь?

Только знанье не забудь.

Будь внимателен и смел,

Чтоб везде со мной поспел.

1 – лесовик : Догадались, ребята, о чем мы сегодня с вами хотим поговорить? (Ответы детей)

Правильно но чтобы пройти по нашей стране природы и погоды , мы проверим вашу готовность. Внимательно слушайте наши загадки и дружно отвечайте .

Воспитатель :

Осень, осень,

В гости просим :

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем.

Лесовик :

Белая вата

Плывет куда – то. (Облако)

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз. (Дождь)

Лесовики : Молодцы. Ребята посмотрите как красиво в лесу. Какого цвета листья на деревьях? (Ответы детей)

Ребята а кто то к нам спешит в гости. Послушайте внимательно стихотворение оком идет речь.

Воспитатель :

Если деревья меняют наряд :

Золотом листья на ветках горят.

Осень приходит, а, может, лиса

Рыжим хвостом поджигает леса.

Лесовик : Кто это ребята?

Дети : Лисица.

В зал входит лисичка с сумкой, в которой письма.

Воспитатель :

Прошла лисица под кустом

И обожгла листву хвостом.

Огонь по веточкам полез,

И запылал осенний лес.

Лисица : Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в осеннем лесу. Посмотрите какой он красивый, яркий, нарядный. А пришла я к вам, чтобы вместе с лесовиками, провести игры, загадать загадки и от вас услышать стихи и песни.

Лесовики : Ребята а теперь мы с вами поиграем в

игру «Веселые грибники»

(Дети делятся на две группы «грибы» и «грибники» . «Грибники» по парам рассаживаются на стульях в центре зала. «Грибы» расходятся по всему залу и присаживаются на корточки. Во главе с лесовиком дети – «Грибы» исполняют считалочку :

Меж еловых мягких лап,

Дождик кап, кап, кап.

(«Грибы» - ребята хлопают в ладоши.)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

(потирают ладошки)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(Ребята поднимаются)

Лесовик : Кто нашел его, друзья?

Грибники : Это я, я, я!

(Дети сидящие на стульях ловят «грибы» парами, взявшись за руки, как бы помещая их в свою корзину). Игру можно повторить несколько раз.

Лисица и лесовики : Молодцы ребята, а теперь помогите нам разобраться в народных приметах о погоде.

Лисица показывает изображение улья.

Лесовик : Посмотрите, чей это домик?

Дети : Да, в этом чудо – домике живут пчелы.

Воспитатель : Пчелы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

Лесовик показывает картинку бабочки.

Лисица : Узнаете это насекомое?

Воспитатель : Это бабочка – крапивница. Она безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

Лесовик : Ребята, а вы наблюдали за муравьями? (Ответы детей)

Воспитатель : Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики – пирамидки.

Лисица и лесовики : Ребята что то мы устали а теперь хотим вас послушать.

1 ребенок :

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора :

Сливы, груши, виноград –

Все поспело для ребят.

2 ребенок :

И арбуз увидев важный,

Оживится детвора –

И радушно скажет каждый….

Здравствуй, осени пора!

3 ребенок :

Дождь осенний льет и льет,

Погулять нам не дает.

Нам совсем не страшно

Бегать под дождем.

Если дождик сильный,

Зонтики возьмем.

4 ребенок :

Когда светит солнышко,

Можно погулять :

Хлопать, топать весело,

В садике играть.

5 ребенок :

Если туча хмурится

И грозит дождем –

Спрячемся под зонтиком,

Дождик переждем.

Игра «Солнышко и дождик»

Танец с осенними листьями.

Лисица :

Как вы весело плясали!

Просто молодцы!

А под листочками, смотрите,

Спрятались грибы.

1 ребенок :

Я пойду поутру,

В травяных низинках

Сыроежек наберу

Полную корзинку.

Воспитатель : А теперь поиграем с вами в игру «Собери съедобные грибы»

Танец «Мухоморчики» .

Воспитатель : Спасибо вам лесовики, лисичка! Благодаря вам, мы сегодня узнали много удивительного, много нового.

Лесовики и лисица :

В лес пора нам возвращаться,

Перед тем как попрощаться,

Приготовили игру,

Проведем её в кругу.

Игра «Собери листья»

Экологическая ромашка. Беседа с элементами игры

Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и. т. д. Игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4 классов.

Ход игры

Ведущий . Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

1. Карточки-задания.

Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

Ответ:

2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

3. Отгадайте загадки.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая. (Ворона.)

Длиннохвоста, белобока,

И зовут ее... (сорока).

Живет в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей.)

Кто без нот и без свирели

Кто же это? (Соловей.)

Всех прилетных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица - ... (грач).

Хоть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Синичка.)

4. Расшифруйте криптограмму:

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.

Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Ответ: Береги лес - наше богатство.

5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6. Пофантазируйте: что было бы, если...:

Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

Не стало бы воды?

Исчезли бы птицы?

7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».

Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

Я - женьшень, чудесный корень.

Если кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из женьшеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь женьшень обозначает

Чудо - «корень-человек».

На тропинке, на дорожке -

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник -

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву.

День-другой пройдет - и диво!

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

Липа - средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка -

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крошечный цветочек -

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар - успокоение.

Семена мои целебны -

При гастритах пьют настой.

Корни - убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда:

Зацветаю я когда,

То цветов моих краса

Всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня,

Я боюсь их как огня!

Я прошу вас, пощадите

И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Мы содержим витамины,

Что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот, кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка -

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста -

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

Перечислите, какую пользу приносят растения.

8. Сделайте правильный выбор.

Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.

ЗИМА Набухают почки.

Листопад.

…………… Прилетают грачи.

………….. Бабье лето.

ВЕСНА Грибная пора.

Сбор клюквы.

…………… Уборка зерновых.

ЛЕТО Сенокос.

Птицы вьют гнезда.

Рождество.

ОСЕНЬ Ледоход.

9. Отгадайте загадки.

Очень прочен и упруг,

Строителям - надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина.)

На кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Природный газ.)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Он черный и блестящий,

Друг наш настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

Без нее машина даже

Километра не пройдет,

Самолеты, вертолеты

Не отправятся в полет,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть.)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

10. Какому животному принадлежит хвост?

С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

У нее хвост вместо руля. (Птица.)

Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.

У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.

Ответ: Красная книга.

Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)

12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.

Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ребят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)

В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)

Свежий,-чистый, только что запорошивший землю снег называется... (порошей).

Если снежинки слипаются на лету, мы называем их... (хлопьями).

Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупой.)

Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).

На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).

Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).