Если ребенок не может учиться в обычной школе. Смертельно устала.Не могу больше учить.Никто не любит

К сожалению, современная школа не всегда может удовлетворить родительские и детские запросы в качественном образовании. Дети сегодня часто не хотят или не могут учиться в обычной школе. Это может быть связано как с особенностями ребенка, например, его темпераментом или психотипом, так и с состоянием его здоровья, занятиями спортом, искусством, необходимостью продолжения обучения вдали от дома, в свободном графике, не связанном с постоянным посещением учебных занятий в традиционной школе. Есть часть детей, психика которых абсолютно не приспособлена к массовому образованию. А между тем у ребенка есть способности, и родителям хотелось бы их развивать и дать своему чаду шанс максимально реализоваться в жизни.

В этом случае родители ищут альтернативу привычной школе. Они находят и платят огромные деньги за индивидуальное обучение. Однако при всех преимуществах подобного обучения, когда способности ученика максимально раскрываются в индивидуальных формах работы, такой вид образования не дает возможности получать документ об образовании государственного образца. Кроме того, родители не всегда могут профессионально контролировать частного учителя. Соответствует ли его курс стандартам образования, качественные ли знания дает ребенку узкий специалист. В таком обучении не хватает систематичности и системности. Зачастую частные учителя углубленно работают со своим предметом и не учитывают общих образовательных тенденций, не знают требований, которые будет необходимо учитывать при сдаче государственной аттестации или поступлении в вузы.

Чтобы избежать недостатков частного репетиторства, сегодня многие папы и мамы обращаются в школы дистанционного обучения. Которые полностью адаптированы к образовательным стандартам, работают с учетом психологических и возрастных особенностей ребенка, рассчитаны на систематическое и систематизированное усвоение им курса средней школы.

Сегодня уже не являются совершенным ноу-хау. Они находят все более широкое распространение и доказывают свою эффективность и результативность при сдаче ЕГЭ. Как правило лицензированные средние онлайн-школы работают по государственным программам. То есть учебный план в них составлен в соответствии с требованиями Министерства образования и никаких неожиданностей в смысле некорректности учебного материала или несоответствия его общим стандартам быть не должно.

Конечно, обучаясь в дистанционной школе, ваш ребенок будет ограничен в плотном общении со сверстниками, а с учителем сможет общаться лишь в системе интернет-коммуникаций, по скайпу или в чате в режиме видеоконференции, лекции или разговора. Возможно, он будет испытывать недостаток в социализации. Но вы можете компенсировать нехватку общения в другом месте. Ведь обучаясь дистанционно, ваше чадо получит больше свободного времени для того, чтобы заниматься какими-то увлекательными видами деятельности в кружках и секциях по интересам. Тут он сможет общаться со сверстниками в более непринужденной обстановке, не замкнутой на поурочной текучке школьного времяпрепровождения.

К сожалению, школьная «социализация» зачастую не способствует действительной социализации ребенка. А лишь затрудняет ее. Во многих случаях школа подавляет ребенка, нарушает его способность бесконфликтных коммуникаций, провоцирует на асоциальное поведение. Вредные привычки, дурные компании, отсутствие интереса к нормальным жизненным установкам зачастую тоже рождаются в школе. Вот тут и приходит на помощь онлайн-школа с щадящим режимом прямой социализации. Хотя групповые занятия, общие чаты и видеоконференции в хороших дистанционных школах тоже присутствуют, как и походы в театр, путешествия и неформальное общение вне уроков.

Конечно, совершенно ограждать ребенка от общества, засадив его за виртуальную парту и привязав к компьютеру, не стоит.

Если вы выберете дистанционное обучение, вам придется считаться с особенностью такого вида образования. И позаботиться о том, чтобы сохранить уже в домашних, безопасных для его психики условиях.

В этом случае невидимыми врагами могут стать :
Гиподинамия (отсутствие достаточного, необходимого для развития ребенка движения, физической нагрузки)
Нагрузка на глаза (большая часть работы с компьютером связана с визуальным контактом глаз с текстом на экране, видео, картинками и т.д.)

Чтобы минимизировать вредное воздействие вышеприведенных факторов, родителям придется уделить повышенное внимание составлению правильного режима работы ученика за компьютером.

Согласовать временные промежутки работы и отдыха.

Настроить компьютер (размер букв, яркость, разрешение экрана и др. параметры) так, чтобы он был максимально комфортным помощником ребенка в овладении знаниями.

Позаботившись об удобном и правильно оборудованном , следите, чтобы ваш ученик не играл в компьютерные игры, а занимался.

Проследите за тем, чтобы ему были понятны задания, которые даются в виртуальных уроках.

Попробуйте пройти с ним вместе по нескольким ступеням знаний. Приучите его к тому, что компьютер – это не игра, а способ расширения его горизонтов. Окно в мир информации.

Виртуальные школы дают возможность значительно расширить кругозор ребенка, используя для этого новейшие достижения науки. Хорошие дистанционные школы постоянно повышают уровень преподавательского состава, так как в условиях растущей популярности этого вида образования наиболее востребованными оказываются те онлайн-школы, которые используют самые передовые методики, подключают наиболее квалифицированный преподавательский состав. Учитель должен увлечь ребенка необычным видом обучения, чтобы впоследствии он смог самоорганизовываться и работать максимально эффективно.

Практика дистанционных школ показывает, что современные дети очень быстро адаптируются к такому виду образования. Они с компьютером на «ты». И гораздо быстрее некоторых взрослых способны разобраться в сложных приложениях и программах. Это дает им возможность успешного самообразования и самореализации в дальнейшем.

Дистанционное образование приучает ребенка к самодисциплине, ведь большую часть времени он все-таки проводит у монитора самостоятельно. За каждый вид своей работы над учебным материалом, он получат практически моментальную оценку. Это вдохновляет и стимулирует его к постоянному росту. Ведь в обычной школе, где за партами сидит 30 и более детей, ему редко удается получать оценку за каждый урок. То есть усилия его часто остаются незамеченными и неоцененными. Это совершенно исключено в дистанционной школе.

Еще одним преимуществом является то, что ученик не имеет ограничений во времени. Он может начать выполнять задание, устать, отдохнуть, снова вернуться к уроку. Не нужно тратить время на дорогу и адаптацию к коллективу. Нужно всего лишь овладеть несколькими нехитрыми операциями работы на учебном сайте и формами коммуникаций с учителем и процесс обучения станет максимально комфортным.

Привлечение в процесс обучения информационный виртуальный массив превращает процесс учебы в увлекательную виртуальную игру, погружение, путешествие по бесконечности мирового информационного океана. Вам как родителям остается только выбрать наиболее подходящую школу.

В этом случае стоит обратить внимание на такие вещи как:

Наличие лицензии.
Программная платформа, на которой работает школа (наиболее эффективная и проверенная сегодня обучающая система – это Moodl).
Преподавательский состав.
Система контроля и оценивания знаний.
Доступность, простота обращения, открытость коммуникаций с администрацией и преподавателями школы.
Возможность государственной аттестации и получения документа об образовании государственного образца.

Взвесив все за и против, не бойтесь экспериментировать. Кто знает, может быть, ваш нелюдимый или вечно перевозбужденный ребенок при такой форме обучения найдет себя и сможет раскрыть свои таланты и способности, которые никто не смог разглядеть в нем в обычной школе.

Раньше в школах учились просто двоечники и хулиганы, а теперь оказывается, что у них есть диагноз.

Помнится, одной московской маме, долго, много и безрезультатно ругавшей своего ребёнка за невнимательность, забывчивость и ошибки при письме, я заметила, что, возможно, у него просто нарушена способность к обучению. Тогда она возмутилась: «Что он, шизофреник, что ли?!» Мне стало грустно, и я от души посочувствовала обоим: и ребёнку, от которого требуют невозможного, и маме, которая тщетно пытается сделать своего ребёнка успешным.

Давайте попробуем поставить все на свои места. Понятие «нарушение способности к обучению» появилось в американской психологической и медицинской литературе в 60-х годах XX века, в России этот термин ещё не получил широкого распространения. Нарушение способности к обучению - это не психическое заболевание и не умственная отсталость, это нарушение некоторых аспектов интеллектуальной деятельности, препятствующее процессу обучения. Обычно оно проявляется в стойком отставании в одной или нескольких областях знаний при наличии нормального (а иногда даже высокого) интеллекта. Ученые отмечают, что это свойственно 10–20% современных детей. Хочу отметить, что ребёнок не глуп – он нормален, а иногда и талантлив. Достаточно сказать, что этим нарушением страдали Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс и многие другие выдающиеся люди.

О нарушении способности к обу­чению говорят в том случае, когда уровень интеллектуального развития ребёнка нормальный, но существует неравномерность в выполнении им различных интеллектуальных задач. Приведём несколько примеров.

Наташа – талантливая спортсменка, чемпионка края по художественной гимнастике, отлично танцует. Одна беда – читать не умеет. То есть нельзя сказать, что совсем не умеет – но читает медленно, а понимает прочитанный текст с третьего-четвертого раза, и то не всегда точно.

Миша на уроке не может организовать своё рабочее место, не работает с учебниками, не пишет в тетради, большую часть урока смотрит в окно. Его интересы ограничиваются историей Древней Греции; в этой области он специалист, много читает об этом и может часами рассказывать о своём увлечении одноклассникам.

Вася считает себя пропащим. Он усваивает всё, что видит по телевизору, много читает, но когда складывает 565 и 141, получает 10651. Когда ему указывают на ошибку, он не понимает, в чём она состоит.

На первый взгляд эти случаи различаются между собой. Но есть то, что их объединяет: у каждого из этих детей есть успехи в одной области и отставание в другой. Для того чтобы усвоить знания, каждый из них должен приложить значительные усилия. В первом случае существуют нарушения в области чтения. Здесь можно говорить о дислексии, неспособности быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания. Во втором случае ребёнок страдает расстройством внимания, сопровождаемым гиперактивностью – у него есть трудности в восприятии и адекватной систематизации информации. Именно поэтому дети с подобным диагнозом воспринимают мир иначе, чем мы, и им особенно сложно в школьной формальной обстановке. В третьем случае мы наблюдаем дискалькулию – затруднение в понимании математических действий.

Специалисты не могут определённо сказать, чем вызваны эти проблемы; ясно, однако, что они имеют неврологические корни. Положение осложняется тем, что трудности в обучении неизбежно приводят к эмоциональным проблемам, снижению самооценки, возникновению неуверенности в своих силах. Важно и другое: во всех этих случаях ребёнок не успевает в школе не потому, что ленив, небрежен и не хочет учиться – нет, он просто не может по-другому. Он знает все правила, но делает ошибки. Он не хочет мешать на уроке, но его нервная система организована таким образом, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Означает ли это, что с такими трудностями ничего нельзя поделать? Наш ответ: нет, ни в коей мере не означает. Однако, чтобы работать над проблемой, нужно сначала обратить на неё внимание, понять, что она существует. Именно поэтому важно обратиться к специалисту (психологу, невропатологу). Какие же признаки должны насторожить нас в поведении ребёнка старше пяти лет? В этом возрасте малыш должен распознавать отдельные буквы и слоги, знать, что слово «доктор» начинается на «д» и кончается на «р», что «кошка у окошка» – это рифма, что в слове «корова» три слога. Если нет, то, может быть, стоит поговорить об этом с воспитателем или психологом детского сада.

Проанализируйте, существуют ли у ребёнка проблемы поведения? Они зачастую возникают из-за боязни не справиться с ситуацией. От бессилия он становится агрессивным. Страх перед чтением вслух заставляет его избегать книг. Нес­по­соб­ность к 10 прибавить 10 объясняется иногда закрепившимися ложными навыками – малыш получает в результате 200, потому что 1+1=2, и еще есть два нуля. То же происходит и с чтением, если он читает автоматически и не улавливает смысл. Возникает замкнутый круг: трудности в обучении – страх неудачи – проблемы поведения – возникновение пробелов в усвоении учебного материала.

Как этот круг разорвать? Об­ра­тить­ся к сильным сторонам ребёнка, помочь ему поверить в себя. Уве­рен­ность в себе поведёт к успехам в тех областях, в которых он силён. Че­ло­век, который верит в себя и развивает свои сильные стороны, чувствует себя защищённым и сможет добиться успеха в жизни. Кто может помочь ему в этом? Родители и учителя. Прежде всего родителям стоит обратиться к педагогу (воспитателю в детском саду, учителю, школьному психологу) и выяснить, что ребёнку даётся трудно, а что легко, чем он любит заниматься, а чего избегает. Возможно, понадобится помощь специалиста по сенсорным и моторным проблемам, логопеда, психотерапевта.

Кроме психологической диагностики, направленной на проверку процессов и схем мышления, полезным может быть и дидактическое тестирование. Дидактическая диагностика указывает на трудности в обучении и осуществляет поиск решения этой проблемы. Два этих вида тестирования дополняют друг друга. Цель их состоит в том, чтобы помочь детям учиться, дать им стратегии, позволяющие опираться на сильные стороны интеллекта и обходить трудности. Обращение к невропатологу или детскому психиатру необходимо в том случае, если ребёнок страдает нарушениями внимания и гиперактивностью: врач может назначить лекарство, а сегодня мы знаем, что лекарственная помощь может быть действенной.

Что делать родителям, чтобы у ребёнка появился интерес к учебе? Прежде всего, убедите его, что вы на его стороне, что вы понимаете, как ему трудно, и поддерживаете его. Помогите ему найти занятие, которое не вызывает у него страха и позволяет чувствовать себя успешным (спорт, игра на музыкальном инструменте и так далее).

Поменьше критики и побольше похвалы.

Настаивайте на неукоснительном соблюдении режима дня. Если планы меняются, надо подготовить ребёнка к этим изменениям заранее.

Тренируйте у него гибкость мышления, побуждайте его сочинять рассказы, принимать нестандартные решения.

Разговаривайте с ребёнком о его чувствах, используя понятия «любовь», «ненависть», «зависть», «стыд», «злость».

Анализируйте вместе с ним ситуации из школьной жизни, старайтесь при этом не давать советов в категорической форме.

Ребёнок с синдромом нарушения способности к обучению – особенный, он живёт на планете, которая нам незнакома. Но если мы, находясь рядом, попытаемся понять его, – тогда все трудности преодолимы!

Любовь Мошинская
психотерапевт

Привет, читатель! Я думаю, что со мной согласится каждый студент, если я с уверенностью заявлю, что мысли типа: «Не хочу учиться в вузе: что делать?» посещают довольно часто, особенно в период сессии. Конечно, кто-то может сказать, что это в корне неверный подход к учебе и полная безответственность, однако на хандру имеет право каждый учащийся, причем необязательно высшего учебного заведения.

Любой студент имеет право на «слабину», однако не стоит долго зацикливаться на таких упаднических мыслях, иначе они станут навязчивой идеей.

Если ты, читатель, обратил внимание на данную публикацию, то это значит, что еще не все потеряно, а желание вернуть цель стать дипломированным специалистом все же присутствует, хоть и отдаленно.

Так почему бы не поискать выход из сложившейся ситуации сообща, ведь, как известно: «Одна голова хорошо, а две – значительно лучше».

Причины апатии к учебе

Прежде чем предпринимать какие-либо радикальные действия в своей дальнейшей студенческой жизни, важно понять, в чем причина такой депрессии. Не исключено, что, отыскав «корень зла» , настроение заметно улучшиться, а желание продолжить учебу вновь вернется и уже долго не покинет.

По своему опыту скажу, что у меня такая хандра появлялась на каждом курсе, причем каждый раз причина была самая неожиданная. Систематизировав свои воспоминания и изучив рассказы знакомых студентов, я могу смело рассказать о причинах нежелания продолжить учебу. Как правило, они тривиальные и не требуют глубоких философских познаний.

1. Разбитое сердце.

В большинстве своем студенческая любовь – это неотъемлемая составляющая учебного процесса, не зря же говорят, что вуз расшифровывается, как «выйти удачно замуж» (причем мужчин эта истина тоже касается). Так вот поэтому молодые люди знакомятся, общаются, заводят трогательные романтические отношения и не представляют дальнейшей жизни друг без друга, строят совместные планы на будущее. Когда эти планы разбиваются о быт, разлука со своей второй половинкой заканчивается не только желанием бросить университет, но и нежеланием жить.

2. Чувство высшей несправедливости.

Многие современные студенты не воспринимают лидерство преподавателя, стараясь на всех лекциях и практических занятиях доказывать свою правоту. Однако иногда «преподы», являясь крепкими орешками, умеют поставить выскочку и наглеца на свое место, причем делают это публично. Такой удар по самолюбию провоцирует депрессию и хандру , а желание учиться далее и вовсе отпадает.

3. Финансовая стабильность.

Сегодня многие студенты умело сочетают работу и учебу, причем, когда последнее приносит стабильность и материальную независимость, смысл драгоценной «корочки» и вовсе теряется. Возникает другой вопрос: «А зачем мне эта учеба, когда я уже знаю свою будущую специальность и имею конкретное рабочее место»?

4. Сессия.

Перед сдачей экзаменов повышенная умственная нагрузка забирает все силы, а у студента, глядя на горы справочной литературы, возникает лишь желание выспаться и больше никогда не ходить в университет. Как правило, это временное явление, а после сдачи экзамена кажется, что готов горы свернуть. Такая депрессия возникает чаще именно накануне и в период зимней сессии , поскольку в эту «студеную пору» года «гормон счастья» преобладает в дефиците.

5. Посредственная учеба.

Если студент не получает удовольствия от учебного процесса, а в университет ходит только ради «корочки» и спокойствия своих родителей, то желание бросить учебу посещает его практически каждое утро, когда будильник заставляет подниматься с кровати и прерывает сладкий сон.

Так что теперь вполне очевидно, что движет студентом, когда он неожиданно для себя теряет смысл будущей учебы. Если это временно, то нет повода для беспокойства; но, когда такие «суицидные мысли» посещают практически каждый день, то строит встревожиться и пересмотреть свою привычную студенческую жизнь.

Сила мотивации

Каждый студент может самостоятельно выйти из этого чувства апатии, либо своевременно воспользоваться помощью родных и близких людей. Мне, например, помогала теплая беседа в кругу друзей, однако кому-то больше походит полноценный сон и смена обстановки. Чтобы студент не делал и не предпринимал, он не должен бросать учебу.

Вот здесь и нужно вспомнить о мотивации, которая еще несколько лет назад привела его в эти университетские стены. Важно освежить в памяти те ценности, которые были вложены в голову при поступлении, а также те цели, которые были поставлены еще на первом курсе.

Неужели примитивная хандра способна нарушить привычный распорядок жизни и перечеркнуть все дальнейшую карьеру, перспективы?

Как вернуть любовь к учебе?

Я часто задавалась этим вопросом, но поняла, что давать кому-то советы глупо, ведь каждый студент сам выбирает для себя способ выхода их депрессии. Человек – это, прежде всего, индивидуальность, поэтому, что действует на одних, не помогает другим.

Но я все-таки решила натолкнуть потерянных в себе студентов на некий путь истины, и подарить им уникальную возможность все-таки получить диплом о высшем образовании. Так что не стоит, читатель, игнорировать эти советы.

1. Если студент чувствует, что его голова кипит от новых знаний, полученных в неограниченном количестве, самое время сказать себе «стоп» , пока на учебу аллергия не появилась. Рекомендуется сделать перерыв, отдохнуть, после чего с новыми силами и свежей головой окунуться в мир науки и справочной литературы. Такие небольшие перерывы позволяют на время забыть об учебе, а значит – не вызовут к ней в один прекрасный день апатию и даже чувство глубокого отвращения.

2. Когда появляется ощущение «приторности» от учебы, самое время сменить обстановку , а выходные провести не за конспектами, а в кругу друзей или на природе, например. Такие перемены в привычном распорядке позволяют отвлечься от стен университета и унылых предметов, зато воспоминания о приятно проведенном времени потом будут еще долго вдохновлять на самые неожиданные поступки. В их числе, желание получить красный диплом или сдать сессию только на отличные оценки.

3. Поставить себе новую цель . Это необходимо для того, чтобы учеба не вызывала скуки, а, наоборот, являлась «стимулятором» азарта и желания узнать что-то новое. Так почему бы не предложить преподавателю организовать очередной научный проект, чтобы и себя показать, и от скуки не умереть?

Такое спасение от хандры помогает обрести новый стимул отличникам, а вот посредственных студентов может, наоборот, завести в чувство глубокой депрессии и заметно ухудшить успеваемость. Так что использовать данный метод рекомендуется только в том случае, если ты уверен в своих умственных способностях.

4. Многим студентам вернуть желание учиться помогает, как это ни странно, любовь . Действительно, это светлое чувство окрыляет и вдохновляет на подвиги, поэтому сразу же захочется жить, творить и получать новые знания по своей специальности. Так почему бы не совместить приятное с полезным, тем более что учиться осталось совсем недолго – максимум пять лет.

5. Можно всегда изменить свой выбор . Если учащийся неожиданно понял, что неправильно выбрал специальность, то не стоит мучить себя бессмысленными лекциями и знаниями, которые в жизни будут приносить только хандру и полное разочарование.

Необходимо разобраться в себе , а после сделать судьбоносный шаг в пользу будущей самореализации и сменить ошибочно выбранную специальность. Не стоит думать, что это невозможно, ведь в вузах могут твориться настоящие чудеса, нужно просто зайти в деканат и найти главного волшебника.

Так что теперь очевидно, что все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Главное – найти для себя тот выход, который позволит вспомнить, для чего был начат этот долгий путь длиною в пять (максимум шесть) лет.

Если в один прекрасный день пропало желание учиться в вузе, то не стоит «рубить с плеча», а для начала желательно разобраться в себе. Для этого уйти на больничный, выспаться и сменить обстановку, проветрив свои мысли. Решения принимать только осознанные и на светлую голову, поскольку минутная слабость может стать в судьбе роковой ошибкой.

Кроме того, не помешает посоветоваться со старшими товарищами, которые не раз во время учебного процесса переживали такую депрессивную ситуацию. Возможно, не все так плохо, а опыт «бывалых» обязательно поможет вернуться в колею.

Свою проблему также можно обсудить с куратором, поскольку именно этому человеку небезразлична ваша судьба.

Как правило, грамотные преподаватели не только отменно читают свой предмет, но и являются тонкими психологами. Вот как раз этим и стоит воспользоваться, главное – выбрать удобное время для беседы.

И последнее: о своей хандре не помешает проведать заботливым родителям, возможно, именно они дадут дельный совет и помогут найти выход из сложившейся неприятной ситуации. Если же мысль: «Не хочу учиться: что делать?» не покидает, не исключено, что в своей жизни пора что-то менять.

Однако прежде чем предпринимать радикальные меры, стоит обратить внимание на все выше предложенные рекомендации и для своего спокойствия испытать их на практике.

А вдруг поможет?

Но с другой стороны: не пора ли задуматься над смыслом жизни, может это все знаки судьбы? А может и в вашей жизни грядут радикальные перемены? И, тем не мене, мой совет: «Не стоит становиться фаталистом, а учебу не бросать ни в коем случае».

Вывод : В рамках данной статьи вы узнали о том, что делать, если не хочется учиться в вузе . Желаем вам кончать хандрить, брать себя в руки и вперёд, за новыми успехами и победами!

P.S. А как вы справляетесь с тем, что иногда вам не хочется учиться? Поделитесь секретами .

P.P.S. С днём студента, дорогой читатель, ведь сегодня 25 января! (статья вышла в свет 25 января 2014 года)

ОН-ЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИЯ

Мне стыдно, что я не могу учиться!

(Как заставить себя учиться. История #3)

Здравствуйте Рауф. Можно у вас попросить совета. Я сейчас учусь на 3 курсе, до этого училась хорошо а сейчас скатилась до троек. Совершенно не могу учиться. Хотя в следующем году уже получать диплом (я бакалавр). Не могу просто заставить себя сесть почитать и запомнить. Боюсь отвечать на экзамене, хотя раньше все хорошо было.

Р.М. [ВКонтакте]

А что изменилось по сравнению с первым курсом?

В последнее время я стала отстраняться от учебы, что угодно, но не читать, изучать и прочее. Хотя я по натуре человек жизнерадостный, уверенный в себе и прочее, я боюсь неопределенности. Как бороться с ленью и боязнью я не знаю, и совета никто не может дать, куратора у нас уже нет, вот и мечусь от одного к другому. Хочется быть лучше да не можется, страх начинает сгрызать до того, как я сяду за книги. У нас ведь еще так что прочитаешь, нужно проверять, не со всеми источниками преподаватели согласны, не знаешь что и учить, а спросишь так не говорят. Родители тоже ругают за каждый "промах" в учебе. Руки опускаются…, вот вроде как хочу начать учиться, но не могу. Я боюсь, что не смогу закончить университет, пересдача осенью проваленного экзамена еще больше стесняет, и я в мыслях мечусь от одного плохого к другому и кажется просвета не видно. Все то, что мне не нравится, меня пугает и раздражает. Учить приходится через силу, потому что мне кажется, что без знания этих предметов я не смогу работать в будущем.

Да и ко всему прочему неудобно перед родителями, что не могу так много запомнить, какой-то блок возникает будто. И еще было такое во время семестра, что я читаю что-то, но не понимаю текста, не могу вникнуть ни в одно слово, сижу на лекции и голова будто в тумане словно я пьяна. И не могу от этого избавиться.

Хорошая учеба она у всех самооценку повышает, но я не уверена в своих мозгах что смогу запомнить настолько много, чтобы ответить на экзамене безукоризненно. На экзаменах боюсь сказать лишнего или неправильно, потому что любят у нас заваливать совершенно странными вопросами. И все слова на экзамене могут быть использованы против экзаменуемого. Что еще странно - я волнуюсь перед экзаменом последнее время, раньше этого не было.

А еще меня поражает, что люди, которые ничего не учили в буквальном понимании, приходят и все сдают, иногда даже очень хорошо. Как так происходит и почему я хуже их, если я учила?! Некоторые одногруппники особо не утруждая себя почитают в ночь перед экзаменом и отличная оценка гарантирована. Тогда внутренний голос тихо начинает мне шептать что я ленивая дурочка или еще что похуже. Проявляется нервозность на этой почве, хотя вне учебы я повторюсь, я жизнерадостный приятный, общительный не замкнутый человек, хорошо иду на контакты, не боюсь преподавателей, могу входить с ними в диалоги, на экзамене не мямлю слова, не заикаюсь.

А выучить все равно никак не получается, даже загнать себя сесть и прочитать иногда просто нереально. Я знаю что нужны усилия, но как их собрать в кучу? Мне уже стыдно, что я не могу учиться, но желания учиться все равно не возникает, я просто устала, и все время думаю об избавлении от учебы. Пытаюсь избрать цель, чтобы учиться хорошо, но все рушится, цель со временем кажется дурацкой и глупой, хочу скорее выпуститься из универа, а время медленно течет и я обижаюсь еще и на время.

Начала даже пользоваться шпаргалками, но это же не выход, в голове то все равно ничего не остается. Получаю соответственную оценку за списывание и меня это обижает, хотя я знаю что сама во всем виновата, что не учила или прослушала. Вроде и не ленивая я, могу быть упорной, очень ответственна. А что-то не складывается в учебе.

И еще - раньше было больше предметов, которые увлекали. Сейчас на данном семестре только один. Меня это удручает, смущает и кидает в депрессии. Тема, которая мне нравится, захватывает меня и я разбираюсь с ней. В остальном я не очень хорошо ориентируюсь если не сказать больше. Но раньше как-то стремилась, а сейчас не пойму - что со мной. Тернии, о которых я говорю представляются мне следующим образом: посредине можно представить мою будущую работу, что я знаю и умею, в чем уверена. Она начинает покрываться колкими терниями незнания каких-то предметов без которых не окончить университет, неуверенностью в будущем, в общем и целом.

Мне кажется, я хорошо оцениваю сложившуюся ситуацию, однако выхода из нее так и не видно. Посоветуйте как тут поступить?

Р.М.

Теперь твоя ситуация мне понятна.

Тебе нравятся предметы, связанные конкретно с твоей будущей работой. Все остальные предметы тебе не нравятся. В глубине души ты совершенно не понимаешь, для чего они нужны. Некоторые люди спокойно могут учить даже то, что им не особо нравится. Но у тебя по-другому. Ты испытываешь чувство вины , когда не учишь предметы глубоко, даже те предметы, которые тебе не нравятся. Ты одинаково добросовестно пытаешься учить и то, что тебе нравится и то, что тебе не нравится. (Ты так привыкла). Но чем больше ты пытаешься учить то, что тебе не нравится, тем больше у тебя к этим предметам отвращение.

Почему? Да потому что так всегда бывает, ведь нельзя насильно заставить себя что-то любить. Твоя основная ошибка заключается в том, что ты путаешь сдачу экзамена со знаниями. Чтобы сдать экзамен, не обязательно знать предмет глубоко, достаточно тупо заучить билеты и списать контрольную. И как бы кощунственно это не звучало, с некоторыми предметами так и нужно поступать, и тратить на них минимум усилий, тогда остается время, и самое главное – душевные силы на то, чтобы делать то, что тебе действительно нравится. То, что нравится, надо действительно глубоко изучать. То, что не нравится, надо уметь просто сдавать. Что называется – спихнуть и забыть. А на добросовестное изучение всего подряд никаких душевных сил не хватит. Программу же составляла не ты, а посторонние дяди (в отличии от американских универов, где человек самостоятельно себе предметы выбирает). Как показывает опыт - минимум половина предметов (и это в лучшем случае) никогда не пригодится в работе.

Здесь все верно сказано. Я пытаюсь сделать все на отлично, потому что боюсь неудачи, страшного преподавательского взгляда или неудачного списывания. Предметы, которых я боюсь действительно будоражат мое сознание, я так же боюсь осуждения со стороны родителей, которые в какой-то мере консервативны в плане понимания учебы. Моей маме нужно, чтоб все было отточено в идеале.

А вообще хочу сказать что я очень измотана учебой, я бы хотела отдыха, причем скорейшего. Или увлекательной работы, которая ждет меня летом на практике. Остальное будто заставляет увязать в какой-то пучине совершенно не нужной и приносящей сомнительные плоды для будущего. Не могу сказать что я ну совершенно ничего не знаю, нет, общее представление конечно же есть, просто то, что не интересно, особо не запомнилось.

Р.М.

Да, похоже ты сильно боишься осуждения со стороны других, если получишь плохую оценку даже по тем предметам, которые тебе не нравятся, и скорее всего не очень-то тебе и нужны. Я думаю, что тебя изматывает не столько количество учебы, а этот постоянный страх осуждения.

Я особенно боюсь осуждения со стороны родителей и это постоянно с самого детства. Постоянное насаждение что будь умнее, учись на отлично. Но зачем мне портить здоровье и молодость на то, что мне особо не пригодится. Я же знаю в общем, да и хватит, а родители вот не понимают. Сегодня кстати сдала историю на 4! Настроилась с утра так, что будь что будет, я знаю достаточно. Сейчас даже уверенность какая-то появилась по поводу последующих двух экзаменов. Хотя на экзамене все равно сегодня переживала, ноги тряслись даже. Но преодолев себя, смогла ответить на положительную оценку. И все-таки родителям тяжело объяснять, что ничего страшного нет в том, чтобы не учиться на одни пятерки. Каждый делает все по мере возможности, своих реальных ресурсов, а не должен перерабатывать, чтобы потом просто сдуться. Я с уверенностью могу сказать, что моя студенческая жизнь проходит насыщеннее тех кто учит, и забивает голову порой ненужной информацией, которая особо погоды не делает никому. Им и в старости-то рассказать будет нечего, эти мысли меня иногда умиротворяют как-то даже.

Р.М.

Поздравляю с 4 по истории!

А с родителями всегда непросто, мы же всегда с детства впитываем их взгляды на жизнь, некоторые из них нам помогают, некоторые на каком-то этапе жизни начинают мешать и нам приходится вырабатывать свои собственные взгляды и освобождаться от родительских. Как правило этот процесс мучителен, но всегда необходим. Мне кажется, ты уже на верном пути.

Спасибо вам за помощь. Мне как-то даже легче стало, хотя впереди еще два нелегких экзамена, нужно многое запомнить и я снова переживаю.