Волт дисней студия. Истоки компании. История бренда Walt Disney в России

The Walt Disney Company - американская транснациональная медиакорпорация, вторая в мире вещательная и кабельная компания по объему выручки после корпорации Comcast. Штаб-квартира располагается в Бербанке, штат Калифорния, США. Студия Disney была основана Уолтом Диснеем и Роем О. Диснеем 16 октября 1923 года. Став лидером американской анимационной индустрии, компания диверсифицировала производство и стала развивать такие направления, как полнометражное кино, телевидение и парки развлечений. Студия функционировала под названиями The Walt Disney Studio и Walt Disney Productions до 1986 года, когда в состав холдинга вошли театральные подразделения, радио, звукозаписывающие студии, издательства и онлайн-СМИ. Помимо основных направлений, Disney начинает развивать подразделения, которые не ассоциируются с ее флагманскими брендами - например, открывает бизнес-единицу по продаже контента для старшего поколения.

С 1986 года корпорация известна под названием The Walt Disney Company. На текущий момент в состав The Walt Disney Company входит пять ключевых сегментов: The Walt Disney Studios - кино-лейблы, звукозаписывающие и театральные подразделения; Parks and Resorts - парки развлечений, круизные линии и другие активы, связанные с путешествиями; Disney Consumer Products - производство игрушек, одежды и других брендовых товаров; Media Networks - телевизионная продукция компании; Disney Interactive - интернет-проекты, мобильные проекты, социальные медиа, виртуальные миры и компьютерные игры. В состав корпорации также входят такие бренды, как The Muppets Studio, Pixar Animation Studios, Marvel Entertainment и Lucasfilm.

С 6 мая 1991 года акции компании представлены в индексе Dow Jones Industrial Average, торгуются на Нью-Йоркоской фондовой бирже NYSE и Санкт-Петербургской фондовой бирже. Тикер: DIS .

Котировки акций Walt Disney Company в режиме онлайн (с капитализацией, коэффициентами P/E, EPS и beta)

Купить акции этой компании на Санкт-Петербургской бирже

Санкт-Петербургская биржа совместно с Freedom24.ru - первым в России интернет-магазином ценных бумаг, предоставляют возможность приобретения акций в режиме онлайн*.

* Услуги по приобретению акций предоставляет ООО ИК «Фридом Финанс» (ИНН 7705934210, ОГРН 1107746963785, место нахождения: 129090, г.Москва, Олимпийский проспект, д.14). Передача сведений и перечисление денежных средств для приобретения акций с использованием сайта Журнала Financial One осуществляется в адрес ООО ИК «Фридом Финанс». Журнал Financial One не несет ответственности за возможные убытки, связанные с приобретением акций на указанных условиях с использованием сайта Журнала Financial One.

Уолт Дисней - это яркий пример человека, воплотившего в жизнь «американскую мечту». Он появился на свет в 1901 году в очень бедной ирландской семье и заработал свой первый гонорар как художник в 7 лет - сосед дал мальчику за портрет своей лошади 5 центов. Тогда маленький Уолт наверняка ещё не знал, что его способности и любовь к рисованию позволят ему в будущем получить более 20 «Оскаров» за мультфильмы и создать успешную компанию, которая впоследствии станет мировой мультимедийной империей...

Создание бренда и первые успехи

Официальная история бренда Walt Disney начинается в далёком 1923 году. В этот год братья Уолт и Рой Дисней организовали в Голливуде скромную анимационную студию под названием «Disney Brothers Cartoon Studio» - тогда это было довольно новое, продвинутое направление. При этом у Уолта, несмотря на то, что он был весьма молод, уже имелся определённый опыт - он работал художником в команде, создававшей рекламные ролики.

Первый фильм новой студии вышел в прокат в марте 1924 года . Он назывался «День Алисы на море». Его сюжет был навеян сказкой Кэролла «Алиса в Стране чудес». В 1926–1927 годах студией была создана целая серия мультфильмов, главным героем которых стала та же девочка Алиса.

Но мировую славу Уолту Диснею принесло нечто другое. Всё началось с мультфильма 1927 года «Кролик Освальд». Уолт Дисней увидел, что забавные «звериные» персонажи пользуются популярностью, и студия стала работать в этом направлении. Через год был создан легендарный Микки Маус. В 1928 году мышонок Микки стал главным героем первого рисованного фильма с синхронным звукорядом «Пароходик Вилли». Над озвучкой Микки, кстати, работал лично Уолт Дисней. Мультфильм имел просто оглушительный успех и открыл для студии братьев Дисней огромные возможности для дальнейшего развития и расширения. И братья ими воспользовались.

Инновационные подходы и гениальные идеи Уолта Диснея

Уолт Дисней обладал выдающимися художественным чутьём и предпринимательским талантом - довольно редкое сочетание, которое в конечном счёте и позволило этому мультипликатору реализовать себя на сто процентов. А Уолта Диснея как главу студии отличало, допустим, то, что он всегда стремился внедрять новые технологии и инновационные подходы как в анимации, так и в управлении персоналом. Можно привести несколько примеров, которые наглядно доказывают это.

Именно на студии Диснея был создан первый коммерческий фильм по трёхцветной технологии «Техниколор». Речь идёт о мультфильме «Цветы и деревья», выпущенном в июле 1932 года.

На студии Диснея впервые в мире была внедрена система дополнительного премирования мультипликаторов. Они получали доплаты за каждую «рабочую» идею, предложенную руководителям компании. Впоследствии все крупные студии, в том числе и советские, например, «Союзмультфильм», переняли эту практику.

Много инноваций было придумано и воплощено и в жизнь при работе над 83-минутным мультфильмом «Белоснежка и семь гномов». Чтобы рабочий процесс шёл быстрей, Дисней разделил художников на две группы. В первую входили лучшие художники, которые рисовали «ключевые» кадры. А промежуточные и дополняющие кадры рисовала большая команда аниматоров-фазовщиков. Это было весьма эффективное решение.

В сороковых и начале пятидесятых годов было создано ещё несколько полнометражных шедевров, и это на порядок увеличило армию поклонников студии. Многие дети и взрослые хотели увидеть любимых персонажей, а также то, как они создаются. В итоге Уолту Диснею пришла в голову ещё одна поистине гениальная идея - он решил построить парк развлечений, где мультяшные герои могли бы стать ближе к зрителям.

В 1954 году Уолт Дисней покупает более 60 гектаров земли в Новом Орлеане, закладывает своё имущество и начинает создавать парк Disneyland. В это строительство в общей сложности было инвестировано 17 млн. долларов, но проект оказался очень успешным и окупился всего лишь за несколько лет. Вскоре доходы парка уже превысили доходы самой киностудии. Кстати, примерно такой расклад сохранился и по сей день: большую часть прибыли компания получает со своих развлекательных парков, а также с продаж франшиз и прав на персонажей мультфильмов.

Интересные факты из жизни Уолта Дисней вы может узнать из видео.

1966-1984: не лучшие времена для The Walt Disney Company

Умер Уолт Дисней в 1966 году. Компанией продолжил управлять брат Рой, однако вскоре ушёл из жизни и он, это случилось в 1971 году. После смерти основателей для компании наступил не самый благоприятный период. Зрительская аудитория их мультфильмов в это время заметно сократилась, в результате чего резко уменьшились и доходы The Walt Disney Company.

Несколько лет компания продержалась на плаву лишь благодаря прибыли, получаемой от парка развлечений. И ни единого, полностью окупившегося, популярного мультфильма или фильма выпущено в этот период не было.

Бренд Walt Disney с 1984 года по наши дни

Ситуация изменилась лишь в 1984 году, когда бизнес купили техасские нефтяные магнаты. Они наняли опытных менеджеров, которые привели в порядок финансовые дела компании. А в девяностые годы под брендом Walt Disney вышли такие культовые шедевры, как «Красавица и Чудовище», «Король Лев», «Золушка» и т. д.

С приходом нового тысячелетия компании стала составлять заметную конкуренцию студия Pixar, пионер цифровых технологий в мультипликации. Вскоре Walt Disney вступила с этой студией в партнерские отношения: Pixar занималась креативной частью, а Disney взял на себя дистрибуцию и продвижение контента по собственной налаженной сети. Но после нескольких конфликтов в 2006 году Disney решил купить Pixar за 7,4 млрд. долларов. Данная сделка позволила конгломерату упрочить позиции на мультимедийном рынке.

С середины восьмидесятых и по сей день одной из ярких черт бизнес-стратегии Walt Disney считается стремление к поглощениям и покупкам новых активов. Это касается не только Pixar. Компанией была также куплена, к примеру, студия Джорджа Лукаса Lucasfilm, легендарное издательство комиксов Marvel Entertainment и т. д.

The Walt Disney Company включена в авторитетный индекс Доу-Джонса. Согласно данным за 2017 год, рыночная капитализация компании составила 172,77 миллиарда долларов. Ключевыми фигурами компании на данный момент являются Роберт Айгер (SEO) Джон Пеппер (председатель) и Энн Свини (руководитель некоторых ключевых отделений конгломерата).

Финансовое состояние и перспективы империи Disney пока выглядят очень радужно. Как и прежде, она активно берёт на вооружение новые технологии и шагает строго в ногу со временем. И новые парки развлечений тоже продолжают открываться в разных областях земного шара.

Конкуренты мультимедийной империи Disney

В определённом смысле такой конгломерат, как The Walt Disney Company, не имеет аналогов в мире . Его многочисленные разнопрофильные отделения объединены, по сути, лишь брендом. Но в тех или иных отраслях у него, разумеется, есть сильные конкуренты.

Явную конкуренцию ему составляют такие большие объединения СМИ, как Time Warner, Viacom, Universal, News Corporation. Среди больших студий-соперников стоит назвать DreamWorks и 20th Century Fox. Имеются соперники и в отрасли парков развлечений и курортных парков. Это, в частности, Cedar Fair LP, Six Flags, Blackstone Group.

История бренда Walt Disney в России

Бизнес The Walt Disney Company в РФ ведётся через дочернюю структуру «Уолт Дисней Компани СНГ». Она была учреждена ещё в 2006 году. Ключевыми направлениями работы российского подразделения на сегодняшний день являются:

  • организация кинопроката фильмов и мультфильмов Disney на территории РФ;
  • выпуск DVD-дисков с лицензией;
  • дистрибуция телевизионного, мобильного и цифрового контента;
  • издательский бизнес;
  • лицензирование различных товаров под брендом Disney;
  • производство и организация сбыта игр для ПК и популярных консолей.

Обязанности гендиректора «Уолт Дисней Компани СНГ» с 2006 года и по 2017 год выполняла Марина Жигалова-Озкан, которая до этого работала на руководящих позициях в крупнейших медиакорпорациях России.

The Walt Disney Companyработает в 172 странах. В России компания базируется в Москве и занимает три офиса: основной находится в Lotte Plaza, офис канала Disney - на Варшавке, офис прокатной компании Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing - на Таганке. В крупнейших городах России, включая Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар и Новосибирск, работают региональные представители. Также они есть в Казахстане.

В бизнес-центр Lotte Plaza компания переехала семь лет назад. В то время офис занимал только 12-й этаж. И когда в позапрошлом году в здании освободился 11-й этаж, компания расширила площадь офиса ещё на 1 500 квадратных метров. Теперь на двух этажах располагаются департаменты медиадистрибуции и интерактивных проектов, дублирования, розничных продаж, теле- и кинопроизводства, маркетинга, финансов и стратегии, юридический, административный и IT-отделы, а также отдел персонала. Здесь же работает и весь топ-менеджмент компании, включая генерального директора Марину Жигалову-Озкан.

The Walt Disney Company

Индустрия развлечений

Дата основания: 1923 г.

Количество сотрудников в головном офисе: 200 человек

Площадь офиса: 3 тысячи кв. м

Набор сотрудников

Устраиваясь в Disney, соискатель может не бояться каверзных вопросов - при приёме на работу их не задают, а больше интересуются личными качествами и предыдущим опытом работы. Хотя иногда HR-специалист может поинтересоваться любимым персонажем Disney или узнать, почему вы выбрали именно эту компанию. Нередко, чтобы проверить компетенцию соискателя, ему предлагают выполнить тестовое задание. Но главной особенностью собеседования HR-специалисты называют подробный рассказ о бизнесе компании, который занимает значительную часть интервью. Им важно донести, что Disney - это не только анимация, чтобы будущие сотрудники, приходя на работу, понимали, чем живёт компания.

Процесс адаптации новых сотрудников довольно длительный - около года. За это время специалист погружается в своё направление и узнаёт об особенностях работы компании в целом.

Каждому новичку, вне зависимости от должности, вручают список представителей всех отделов, с которыми нужно назначить встречу-знакомство. Так у человека сразу складывается более полное представление о компании и понимание, к кому обратиться, если в процессе работы возникнут вопросы. После встречи, вместо галочки рядом с фамилией коллеги, необходимо закрасить Микки Мауса.

В первый день работы сотрудника HR-специалист рассылает во все отделы фотографию новичка и информацию о нём: его краткую биографию и описание новых обязанностей, а также заводит его профиль в корпоративной локальной сети Интранет.








Организация работы

В основном сотрудники появляются в офисе с 09:00 до 11:00. Всё зависит от потребностей: если контрагенты начинают свою деятельность ближе к обеду, то работнику не обязательно приходить с утра. Ещё одна особенность в том, что российский офис Disney - часть глобальной команды со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе. И из-за большой разницы в 11 часов все видеоконференции и телефонные звонки проходят в основном вечером с 20:00. Офис открыт 24 часа в сутки, и если кто-то захочет спокойно в выходные разобрать бумаги, то он всегда может это сделать. Это происходит не всегда, но сотрудники периодически этим пользуются, если что-то не успели доделать или в один из рабочих дней ушли раньше.

Негласно в компании принято быть всегда на связи, даже в выходные или в отпуске. Сотрудники объясняют это тем, что любят свою работу и не хотят выпадать из рабочего процесса ни на минуту.

На внутренней конференции, которая проходит в конце года, в компании подводят итоги. Представители каждого из десяти направлений бизнеса рассказывают, что было сделано и каких результатов удалось добиться. Мероприятие изначально задумывалось в стандартном формате презентации, но три года назад департамент финансов и стратегии снял информативное и смешное отчётное видео. Идея так понравилась коллегам, что это стало традицией. Теперь все отделы снимают креативные ролики для конференции, а их сюжет всегда держится в большом секрете.

«Плохих идей не бывает», - говорят в компании. Поэтому любые соображения всегда можно озвучить, даже если они напрямую не связаны с деятельностью сотрудника. А для тех, кто не решается их обсудить с коллегами, установлен специальный ящик для предложений и пожеланий. Однако, по словам сотрудников, он часто пустует - стеснительных в Disney немного.









Каждый член команды может обратиться за помощью к коллеге из любого офиса Disney по всему миру. Для этого достаточно зайти в электронный справочник, где хранятся все контакты компании. Есть и международная корпоративная социальная сеть, но большей популярностью всё-таки пользуется электронная почта. Часто в офисе проходят общекомпанейские креативные мозговые штурмы: кто-то из сотрудников высылает всем на почту письмо с просьбой придумать, например, перевод названия для книги, и все делятся своими идеями.

Если кому-то из специалистов Disney захотелось попробовать себя в другом направлении бизнеса компании, то он всегда может подать заявку на вакантное место.

По словам сотрудников, в офисе царит творческая и дружелюбная атмосфера. Строгий дресс-код отсутствует, практически все общаются друг с другом на «ты». А недавно в компании ввели новую инициативу - обед с генеральным директором Мариной Жигаловой-Озкан, который проходит раз в месяц. Принять участие может любой желающий, независимо от должности или стажа. Нужно лишь оставить заявку на встречу и ждать своей очереди. В неформальной обстановке можно обсудить свои идеи или просто пообщаться.

Каждый специалист Disney смотрит фильмы и сериалы компании и знает всех основных персонажей Disney, Marvel, а с недавних пор и киносаги «Звёздные войны». Это считается правилом хорошего тона. В отделе маркетинга есть библиотека фильмов, и любой желающий может взять DVD домой.

Каждые два года в Disney проводится глобальное внутреннее исследование вовлечённости сотрудников: каждый член команды получает ссылку на анонимную анкету. Результаты анализируют и на их основе составляют план действий по улучшению условий работы в компании.







Интерьер

Дизайн офиса вдохновлён книгой Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и одноимённым анимационным фильмом Disney. Сказочную тематику предложило архитектурное бюро UNK project, которое занималось проектированием.

Прогуливаясь по двенадцатому этажу, можно встретить изображения Микки Мауса и Минни Маус, Плуто, Гуфи, Бемби и других героев. Рабочее пространство одиннадцатого этажа напоминает лабиринт, не потеряться в котором новичку помогает синяя полоса на полу, она указывает направление к выходу.

Все стены в офисе прозрачные. Команда размещается в открытом пространстве, разбитом по отделам. Пообщаться с коллегами из других департаментов или поговорить по телефону можно в специальных кабинах, мягкие стены которых блокируют звук. Сотрудники, уставшие сидеть за рабочим столом, могут сменить обстановку и переместиться на диваны, расставленные по всему офису.

В офисе есть Digital Zoo - комната, оборудованная несколькими большими экранами и игровыми приставками. В этой комнате департамент медиадистрибуции и интерактивных проектов тестирует контент Disney. В приставку могут играть все желающие.

Большой шоу-рум со стеклянными витринами предназначен для встреч с потенциальными или нынешними лицензиатами. Здесь они могут увидеть всю лицензионную продукцию компании. Это же помещение легко можно трансформировать в кинозал для тридцати человек, если убрать столы и поставить вместо них стулья.

Еда в офисе

Пообедать можно в «Чайной» - так в компании называют кухню, интерьер которой вдохновлён сценой безумного чаепития из анимационного фильма про Алису.

На кухне всегда доступны шесть сортов кофе и разные виды чая. Часть расходов на питание в компании компенсируют выплатами вместе с зарплатой. Также каждому сотруднику выдаётся особенный пропуск SilverPass, который даёт право на бесплатное посещение парков Disneyland по всему миру вместе с тремя гостями.

Развлечения и отдых

Каждое утро сотрудники ресепшен проверяют, у кого из коллег сегодня день рождения и рассылают письмо с поздравлениями и изображением персонажа, внешний вид или характер которого может напоминать именинника или его род занятий. Например, в день рождения менеджера по корпоративному автотранспорту поздравление, с большой долей вероятности, будет проиллюстрировано персонажами анимационного фильма «Тачки».

В компании вспоминают, как пару лет назад мужская часть коллектива поздравила девушек с 8 Марта. Мужчины записали в студии песню, каждая строчка которой была посвящена одной из коллег, а затем сняли на него шуточный клип.

Сотрудники часто встречаются после работы. Здесь есть клуб любителей фотографии, бега, футбола, парусного спорта. В этом году работники участвовали в Московском марафоне. Узнать из толпы спортсменов Disney можно было по изображению Микки Мауса на футболке.

Отличившихся сотрудников поощряют билетами на премьеры фильмов Disney, а иногда в компании устраивают семейные спецпоказы по выходным. Они проходят в кинозале, расположенном в офисе совместного кинопрокатного предприятия.

Образцы продукции и игрушек, которые присылают в офис лицензиаты, раздаются сотрудникам или передаются в благотворительные фонды. На Новый год компания традиционно устраивает семейное мероприятие для сотрудников с детьми, на которое приглашают аниматоров и дарят подарки.

Фотографии: Иван Анисимов

Компания Дисней (англ. The Walt Disney Company)(NYSE – DIS) - мировой лидер индустрии развлечений.

Дисней входит в десятку самых дорогих брендов мира, ведет активную деятельность в 172 странах и представляет 1300 радио- и телевизионных каналов, вещающих на 53 языках, к числу которых относится Американская телерадиовещательная компания (Эй-Би-Си).

Дисней - один из крупнейших мировых лицензиаров, а также крупнейший издатель детской литературы в мире. В Европе и Латинской Америке возглавляет список дистрибуторов видеопродукции.

Штаб-квартира компании и основные производственные мощности сосредоточены в подразделении Walt Disney Studios (студия Уолта Диснея) в городе Бербанк, штат Калифорния, США.

Истоки компании

Компания основана 16 октября 1923 года братьями Уолтером и Роем Диснеями как небольшая анимационная студия. Первые работы проходили в гараже дяди. Вскоре братья получили из Нью-Йорка первый заказ на серию короткометражных мультфильмов и начали свою продюсерскую деятельность.

(Уолт Дисней (1901-1966) - американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер. Он стал создателем первого в истории звукового мультфильма, первого музыкального и первого полнометражного. За своею необыкновенно напряжённую жизнь Уолт Дисней как режиссёр снял 111 фильмов и был продюсером еще 576 киноработ. Заслуги Диснея в области киноискусства были отмечены 26 премиями «Оскар» и многими другими наградами и премиями.

Первого марта 1924 года Дисней представил свой первый трюковый фильм «День Алисы на море», подсказанный героями книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Свою серию фильмов, нарисованных в 1926-1927 гг., режиссёр тоже назвал в честь героини этой книги - «Алиса в стране мультипликации» (всего Дисней снял 56 фильмов о приключениях Алисы).

С момента основания компания Disney и структуры, входящие в ее состав, остаются верны своему главному принципу -- создавать исключительно качественную продукцию в области развлечений, используя богатейший опыт, накопленный за долгие годы успешной работы.

На сегодняшний день компания Disney состоит из четырех подразделений:

Студии (The Walt Disney Studios )

The Walt Disney Studios - это фундамент, на котором воздвигнуто здание Disney. Его основой стали всемирно известные анимационные и игровые фильмы.

The Walt Disney Studios занимается дистрибуцией картин студий Walt Disney Pictures, Walt Disney Animation Studios, Pixar Animation Studios, Touchstone Pictures и Hollywood Pictures. Компания Disney The atrical Productions - один из крупнейших продюсерских центров Бродвея. В ее составе Disney Live Family Entertainment и Disney on Ice, занимающаяся ледовыми шоу . Подразделение Disney Music Group выпускает музыку различных жанров и саундтреки.

Стандарты ведения бизнеса и производственная этика

Дисней за время своего развития выработала лучшие в своем классе стандарты ведения бизнеса, которые сегодня являются одним из важнейших элементов практики деловых отношений.

Деловые стандарты для работников и обучение этике

Для выполнения производственной деятельности служащих компании и работы актеров требуется профессиональная подготовка. Кроме неё, каждый сотрудник обязан знать стандарты делового поведения и этики, известной как Disney Development Connection. Выполнение этих стандартов гарантирует, что у всех служащих и актеров компании есть знание и они обучены действовать этично и по закону.

Методы найма

Политика компании при найме на работу обеспечивает равные возможности всем служащим и претендентам на работу независимо от расы, религии, пола, сексуальной ориентации, национальной принадлежности, возраста, семейного положения, включая претендентов, деятельность которых по определенным признакам запрещена государственными или федеральными законами.

Что общего у сериала «Отчаянные домохозяйки», фильма Уэса Андерсона «Семейка Тененбаум» и спортивным каналом ESPN? Как ни удивительно, все они принадлежат The Walt Disney Company - крупнейшему медиаконгломерату мира. Таких медиагигантов в мире всего шесть - ещё Comcast, Time Warner, News Corp, Sony и Viacom, - и структура их бизнеса во многом похожа. У каждого из них есть свои киностудии, телевизионные каналы, звукозаписывающие студии, издательства, магазины и тематические парки. Степень концентрации медиаресурсов усиливается ещё и тем, что все компании, принадлежащие «большой шестёрке», также постоянно взаимодействуют друг с другом. Disney может снять фильм, дистрибуцией которого будет заниматься Comcast, а права на некоторых персонажей в фильме будут принадлежать Time Warner.

Ошибкой было бы полагать, что конгломераты скупают своих мини-конкурентов исключительно для того, чтобы сделать из них своих клонов. Всё как раз наоборот, современные слияния и поглощения в индустрии развлечений зачастую не приводят к кардинальным изменениям внутренней политики «съеденных» компаний. Обычно они продолжают делать то, что делали, только имея на руках больше ресурсов. Так на рынке поддерживается иллюзия широкого выбора, а конгломераты получают выгоду от разнообразия своих владений.

Эпоха Боба Айгера

Самым агрессивным покупателем в этой индустрии в последние годы считается именно Disney Company. Начиная с 2006 года конгломерат купил несколько компаний, которые славились своим неповторимым индивидуальным стилем, - Pixar, Marvel Comics и Lucasfilm. Миллионы фанатов в ужасе следили за происходящим, ожидая, что Disney испортит всё, что купил, заберёт из их любимых произведений юмор, насилие и истинную романтику. В реальности всё оказалось не так плохо.

Общая прибыль Disney в 2014 году составила 7,5 миллиарда долларов. Своим нынешним успехом компания во многом обязана тому, что в 2005 году пост CEO занял тогда мало кому известный Боб Айгер. Гений-управленец начал свою карьеру с должности ведущего прогноза погоды на канале ABC, затем стал главой этого канала, а после поглощения ABC получил пост вице-президента компании Disney. Компания в этот момент переживала второй в своей истории кризис (первый случился после смерти Уолта Диснея). Под управлением Майкла Айснера она выпускала один провальный фильм за другим - «Пёрл Харбор», «Геракл», «Атлантида: Затерянный мир». Даже успешная трилогия «Пираты Карибского моря» вышла против воли Айснера. В результате совет директоров принял решение заменить главу компании. Пришедший ему на смену Айгер объяснил свою стратегию так: если у Disney проблема с креативностью и созданием новых прибыльных персонажей, значит, нужно купить их у других компаний.

Уолт Дисней
Боб Айгер

Несмотря на неудачи в производстве мультфильмов, доверенная ему компания всё ещё была очень богатой - она получала прибыль благодаря своим телеканалам, магазинам и тематическим паркам, которые принимали более 120 миллионов гостей ежегодно. Фундамент этой структуры, неустанно поддерживающей компанию в трудные времена, заложил ещё Уолт Дисней. Считается, что Уолт был первым голливудским продюсером, который понял, что за телевидением - будущее. Производство полнометражных мультфильмов требовало очень больших средств. Даже успешный прокат в кинотеатрах не позволял его студии по-настоящему встать на ноги. Дисней искал другие источники дохода - и в 1937 году придумал Disneyland. Чтобы найти деньги на строительство огромного парка, Дисней заключил гениальный договор с каналом ABC. Они должны были инвестировать в строительство парка, а он - вести еженедельную передачу на канале, показывая детям свои мультфильмы. Полюбившаяся детям передача так и называлась - Disneyland, она естественным образом рекламировала строящийся парк и сделала компанию Диснея синонимом американской мультипликации.

Даже сейчас парки развлечений приносят компании 20 % прибыли. Проблема в том, что, когда дети приходят в парк, они хотят увидеть не только диснеевских принцесс и Микки-Мауса, но и рыбку Немо, и Железного человека. Креативная монополия Disney на любимых персонажей закончилась в эпоху компьютерной анимации. Но, имея деньги, Боб Айгер быстро превратил этот минус в гигантский плюс.

Как Disney приручил Pixar

Забавно, но будущий основатель Pixar Эд Кэтмелл показал свою первую программу по 3D-анимации сотрудникам компании Disney ещё в 1973 году, там он проходил стажировку. Ему тогда сказали, что между компьютерами и анимацией нет ничего общего и, пока его программа не сможет рисовать правдоподобные пузырьки, она им абсолютно не интересна. Этими словами они выразили мнение всей киноиндустрии, которое оставалось таковым до 25 мая 1977 года. В этот день на экраны вышли первые «Звёздные войны». В отличие от остальных, Джордж Лукас относился к новым инструментам в области визуальных и звуковых эффектов с большим вниманием, в результате чего открыл в своей компании компьютерное подразделение и нанял Кэтмелла им управлять. Через некоторое время к ним присоединился аниматор Джон Лассетер, которого уволили из Disney за чрезмерную смелость во взглядах на будущее анимации. Работники компьютерного подразделения Lucasfilm не очень ладили с Лукасом.

Кто-то может подумать, что Disney прогадали, заплатив целых
7,5 миллиарда за Pixar, но цифры говорят обратное

Им хотелось создавать мультфильмы, а его их разработки интересовали только в той мере, в какой они могли улучшить картинку обычного фильма. Когда в 1983 году Лукас развёлся с женой и потерял большую часть своего состояния в результате бракоразводного процесса, ему потребовалось как-то оптимизировать свой бизнес, и он решил избавиться от компьютерного подразделения. Несколько лет он искал покупателя, которым в итоге стал недавно уволенный из Apple Стив Джобс. Он вложил в новую компанию 54 миллиона долларов. Так Pixar появился на свет.

В первые годы существования Pixar создал несколько коротких анимированных фильмов, один из которых получил «Оскар», и пару рекламных роликов, но прибыли не приносил. Трижды Стив Джобс пытался перепродать компанию кому-нибудь ещё, например Microsoft и Alias, но каждый раз в последний момент отказывался от сделки. Дела шли плохо до тех пор, пока на сцену не вышел Disney. Они предложили инвестировать в создание полнометражного мультфильма Pixar, а взамен получить права на дистрибуцию. В Disney хотели также получить права на технологии Pixar, но Джобс отверг это предложение, заявив, что секреты производства раскрывать не собирается. После оглушительного успеха первого полнометражного мультфильма Pixar «История игрушек» глава Disney Майкл Айснер с ужасом осознал, что собственными руками создал себе великого конкурента. Отношения Айснера и Джобса стали очень натянутыми.


«История игрушек»
«Университет монстров»
«Тачки»

Frozen

Всё изменилось, когда на смену Айснеру пришёл Айгер, который начал активно налаживать отношения с Джобсом. В отличие от Айснера он не собирался бороться с их компанией, он хотел им помочь и убеждал создателей Pixar, что после поглощения обещает сохранить дух и ценности их компании. В результате это вылилось в сделку стоимостью 7,4 миллиарда долларов. А ведь когда-то Microsoft предлагала Джобсу за Pixar всего 90 миллионов долларов. В договоре с Disney было оговорено право Pixar сохранять творческие принципы своей работы, которые Джобс считал основой их успеха. Когда-то уволенный из студии Disney Джон Лассетер вернулся в студию уже её руководителем.

Можно по-разному оценивать то, что случилось дальше. Pixar стали делать мультфильмы быстрее, и все они принесли большую прибыль. Так, «Университет монстров» нельзя назвать провалом, ведь он собрал 800 миллионов долларов в прокате, но всем понятно, что по гамбургскому счёту он получился довольно слабым. В ближайшем будущем Pixar планирует выпускать продолжения «Тачек», «Истории игрушек» и «Суперсемейки», и этот акцент на сиквелах немного настораживает. В то же время родная студия Disney выросла на глазах, встав вровень с современными студиями. Frozen стал самым прибыльным мультфильмом за всю историю кино, да и недавно вышедший «Город героев» явно получился очень удачным.

Кто-то может подумать, что Disney прогадали, заплатив целых 7,5 миллиарда за Pixar, но цифры говорят обратное. По результатам на 2013 год они получили 7 миллиардов благодаря одному только мерчандайзингу товаров по мотивам «Истории игрушек». Это не считая доходов от проката третьей серии, продажи дисков, книг и игр для Wii, Xbox 360 и Nintendo DS, которые принесли ещё 2 миллиарда. Эту цифру можно умножить на 10 - количество созданных Pixar мультфильмов (без учёта сиквелов).

Супергерои оптом

Первые комиксы Marvel появились ещё в 1937 году. С тех пор компания несколько раз перепродавалась - и всегда попадала в руки каких-то странных людей. В 1968 году основатель продал её компании Perfect Film and Chemical Corporation, в которой было подразделение, продающее лекарства по почте, а также отдел печатной продукции, который наравне с комиксами Marvel издавал журнал Ladies’ Home Journal. В 1986 году они перешли во владение компании New World Entertainment, производившей телевизионные фильмы класса B. Ещё через три года их перепродали холдингу MacAndrews & Forbes, в который также входила косметическая компания Revlon. В 1996 году Marvel объявила о своём банкротстве. Спасти утопающий бренд решили владельцы компании по производству игрушек Toy Biz - Ави Арад и Айк Перлмуттер. Эти двое настолько успешно реорганизовали бизнес Marvel, что через десять лет Disney заплатил за него 4,6 миллиарда долларов.

Disney со своими принцессами всегда считался больше «компанией для девочек» , и героев, которые могли понравиться мальчикам, у них традиционно было очень мало

Что тогда придумали Ави и Айк? Во-первых, они начали продавать лицензии на использование популярных персонажей Marvel. Их покупали телевизионные и киностудии, производители одежды, товаров для школьников и игрушек. Всего было продано несколько тысяч лицензий. Особый акцент предприниматели решили сделать на фильмах и играх. Идея заключалась в том, чтобы супергерои вселенной Marvel вышли за пределы обычной для себя подростковой аудитории и стали общеизвестными. Так на свет появились фильмы о Человеке-пауке, Людях Икс и Капитане Америке.

Параллельно с этим Marvel начала снова издавать комиксы, нашла для них новые каналы сбыта, заново «переписала» свои старые истории для молодой аудитории. К 2010 году они увеличили свою долю на рынке комиксов до 50 %. В 2005 году Marvel, собрав 500 миллионов инвестиций, занялась собственным производством фильмов. Так как права на использование самых популярных героев принадлежали другим студиям, они сосредоточились на менее известных героях - Железном человеке, Торе, Халке. Фильмы, сделанные в сотрудничестве с другими студиями, разогрели рынок, публика ждала новых приключений марвеловских героев, так что новые фильмы ждал успех.


«Человек-паук»
«Люди Икс»

«Капитан Америка»

Боба Айгера в Marvel привлекало не только количество потенциально прибыльных героев, но и то, что самыми преданными поклонниками творчества этой компании были мальчики-подростки. Disney со своими принцессами всегда считался больше «компанией для девочек», и героев, которые могли понравиться мальчикам, у них традиционно было очень мало. Владельцы Marvel относительно легко согласились на сделку, так как оба были больше бизнесменами, нежели творцами. У каждого за плечами было по несколько удачно проданных компаний, и Marvel оказалась лишь одной из них. То, что приобретение стоило своих 4 миллиардов, доказал невероятный успех «Мстителей», которые собрали в мировом прокате более 1,5 миллиарда долларов и вошли в тройку самых кассовых фильмов в истории кино.

Как Джордж Лукас продал «Звёздные войны»

В 2011 году Джордж Лукас участвовал в подготовке аттракциона, сделанного по мотивам «Звёздных войн», в Диснейленде. На церемонии открытия Пол Айгер спросил его, не думает ли тот продать компанию, - и попал в точку. Лукасу на тот момент исполнилось 67 лет, и он начал задумываться о выходе на пенсию. После холодного приёма второй трилогии «Звёздных войн» ему и вовсе расхотелось снимать новые фильмы. Вопрос о том, кому оставить компанию, встал ребром. Лукас сказал Айгеру, что так как на его могиле будет написано «создатель Star Wars», то для него это не столько вопрос денег, сколько вопрос о сохранении его наследия. Ему было страшно представить, что кто-то может забрать созданную им Вселенную и начать делать с ней что захочет. Айгеру он, в принципе, доверял, потому что видел, как деликатно тот вёл себя по отношению к другой «его бывшей компании» - Pixar.

Лукас решил продать компанию с условием, что они снимут ещё одну трилогию по его сценарию и оставят выбранного им CEO и часть сотрудников. Он также хотел иметь право голоса во всём, что касается использования его бренда. Айгер настаивал на том, что, хотя мнение Лукаса будут учитывать, именно Disney будет принадлежать право последнего слова. Переговоры шли полгода, Лукас сомневался и нервничал, и, когда в итоге договор был подписан, Айгер, по его словам, чувствовал себя Дартом Вейдером. Он купил компанию Лукаса за 4 миллиарда долларов. В день, когда о сделке было объявлено, кто-то написал в Twitter: «Я почувствовал волнение в Силе, словно миллионы гиков одновременно вскрикнули от ужаса».

Когда Айгер только размышлял о покупке Lucasfilm, он пересмотрел все шесть серий и записал героев, права на которых может получить его компания. Только потом он узнал о существовании «Голокрона» - базе данных по Вселенной Звёздных войн, в которой содержится информация о 17 тысячах персонажей. Каждый из них теперь принадлежит Disney.