Наталья Белохвостикова: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото. Знаменитости и их приемные дети (18 фото) Наталья белохвостикова и ее приемный сын

Наталия Николаевна Белохвостикова. Родилась 28 июля 1951 года в Москве. Советская и российская актриса. Народная артистка РСФСР (1984).

Хотя по паспорту она Наталия, но более употребимым в отношении актрисы стало имя Наталья.

Отец - Николай Дмитриевич Белохвостиков (1918-1984), советский дипломат, Чрезвычайный и полномочный посол, в разное время работал в Канаде, Великобритании, Швеции, был заведующим отделом Скандинавских стран МИД СССР, а в 1975-1981 годах послом по особым поручениям МИД СССР.

Мать - Антонина Романовна Белохвостикова, переводчица (умерла в 2009 году).

Имела младшего брата Николая (умер в 2008 году).

В 1952-1956 годах ее отец занимал пост советника посольства СССР в Великобритании. Поэтому Наталью в возрасте 11 месяцев увезли в Англию, где она пробыла до 1956 года.

В 12-летнем возрасте Белохвостикова жила с родителями в Швеции. Там она успешно изучала языки. В посольство к отцу часто приезжали советские делегации - киноактеры, деятели искусств, художники, режиссеры. Как вспоминала актриса, она нередко тайно следила за приемом и внимала каждому слову за столом. "И мне очень тайно очень хотелось, конечно, как-то к кино иметь какое-то отношение, но я, будучи человеком трезвым, я понимала, что я настолько тихая, настолько застенчивая", - рассказывала Белохвостикова.

Она признавала, что ее детство было особым по сравнению с другими советскими детьми. "Конечно, этого не понять. Но для меня это было так как-то естественно, потому что все свое детство до школы я прожила за границей. У меня не было ощущения, что что-то нельзя, что я в 5 лет залезла на Эйфелеву башню, например. У меня мир был так широк и так открыт с 9 месяцев, что никогда не было ощущения (у меня лично), что есть другая жизнь", - делилась она.

В кино дебютировала в 1965 году. Ей просто улыбнулась удача: режиссёр Марк Донской снимал в Стокгольме фильм «Сердце матери» (о Марии Александровне Ульяновой). Этот небольшой эпизод, который она сыграла, впоследствии сильно повлиял на судьбу актрисы.

"Мама приехала на студию Горького смотреть фильм Донского и взяла меня (нас пригласил Марк Семенович). Когда мы посмотрели картину и вышли из зала просмотрового, к нам навстречу шел лысый человек - его звали Сергей Аполлинариевич Герасимов. Ну почему он шел? Зачем он шел? Но он шел. И он шел на нас. А Донской очень любил хохмить и говорит: "Вот, посмотри, артистка новая". А мне 15 лет там. "К тебе будет поступать. Тоже артисткой хочет быть". Я стала красная, как всегда, просто пунцового цвета. Потеряла вообще дар речи. Он говорит: "Ну чего, пусть поступает. Хорошая профессия. Пусть поступает". И мы разошлись, как в море корабли", - вспоминала Белохвостикова.

А через несколько дней ей позвонили и сказали, что ее ищет Сергей Герасимов. И вместо 10-го класса она отправилась во ВГИК. Это был уникальный случай за всю историю ВГИКа: 10-тиклассницу без аттестата зрелости и вступительных экзаменов приняли в институт кинематографии. А школу ей пришлось заканчивать экстерном.

Позже она узнала, что ее поступление во ВГИК - результат письма Герасимова ректору: "Долгое длинное письмо, что я все вовремя сдам в течение 1,5 или 2 месяцев. А в конце была приписка, что он это просит сделать в виду гениальных способностей. Мне 16 лет. Великий мастер, режиссер пишет это о ребенке практически".

Первой значимой работой в кино стала роль Лены Барминой в фильме Герасимова «У озера» . В этом фильме студентке ВГИКа довелось стать партнёршей и других именитых актёров. Ее героиня безумно влюблена в немолодого и женатого мужчину.

За роль Лены Барминой вместе с рядом других участников съёмочной группы 19-ти летняя Белохвостикова в 1971 году получила Государственную премию СССР. Она является рекордсменом: самым молодым лауреатом Государственной премии СССР по возрасту её получения в истории отечественного кинематографа.

Наталья Белохвостикова в фильме "У озера"

В 1971 году окончила ВГИК, актёрскую мастерскую С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой.

В 1971-1975 гг. - актриса киностудии имени М. Горького.

С 1976 года - актриса Театра-студии киноактёра.

Огромную любовь зрителей актриса получила после после выхода на экраны в 1976 году 5-серийного фильма Сергея Герасимова «Красное и чёрное» , в котором она снялась в главной роли - Матильды де Ла Моль. Ее партнером был , сыгравший Жюльена Сореля.

Наталья Белохвостикова в фильме "Красное и чёрное"

Далее была главная роль в фильме «Легенда о Тиле» , в котором она сыграла Неле. Кинокритик Ирина Заславская тогда писала в журнале «Советский экран» о ее работе: "После фильма остается почти нервозное и печальное настроение, ощущение безнадежной скорби. Носительницей этой скорби является Неле, красивая и таинственная Неле, чей характер доминирует в фильме. Лишь тот, кто постиг истинную суть вещей и прошел через столько страданий, может смотреть на всё прекрасными, полными сострадания глазами Неле".

Запомнилась зрителям по роли королевы Англии Анны Стюарт в драме «Стакан воды» .

Наталья Белохвостикова в фильме "Стакан воды"

Одним из наиболее известных фильмов с участием актрисы стал кинофильм А. Алова и В. Наумова «Тегеран-43» 1980 года, где её партнёрами были и .

Наталья Белохвостикова в фильме "Тегеран-43"

Вместе с Костолевским они вместе исполнили главные роли в военной драме «Законный брак» - картина сопровождается музыкой Исаака Шварца и романсами на стихи .

Наталья Белохвостикова в фильме "Законный брак"

Стоит отметить и роль доны Анны в картине «Маленькие трагедии», где ее партнером был .

Ее роли женственных и неповторимо нежных героинь неизменно находили отклики в сердцах миллионов поклонников.

Сыграла запоминающиеся главные роли в военном фильме «Берег» (Эмма Герберт - немецкая девушка, полюбившая русского лейтенанта во время войны), музыкальной комедии «Принцесса цирка» (красавица графиня Палинская), социальной драме режиссера Дмитрия Барщевского «Две главы из семейной хроники» (Ирина Благоволина).

Наталья Белохвостикова в фильме "Принцесса цирка"

Во второй половине 1980-х исполнила главные роли в фильмах «Выбор» (Мария Васильева и Вероника Васильева) и «Десять лет без права переписки» (Нина).

Несколько работ в кино было в начале 1990-х, затем последовал длительный перерыв.

В 2001-м актриса появилась на экране в детективе «Часы без стрелок». А наиболее значимой работой 2000-х стала главная роль - Клавдии - в фильме «Джоконда на асфальте», снятого ее мужем Владимиром Наумовым.

Наталья Белохвостикова в фильме "Джоконда на асфальте"

Является президентом компании «Союз Навона», академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

В 2003 году получила приз за большой вклад в киноискусство на Выборгском кинофестивале «Окно в Европу».

Имеет ряд высоких государственных наград, среди которых Орден Почета (2003) и Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006).

Наталья Белохвостикова. Интервью

Рост Натальи Белохвостиковой: 168 сантиметров.

Личная жизнь Натальи Белохвостиковой:

Муж - , режиссер. Он на 23 года старше ее.

Наумов впервые увидел ее, когда Наталье было 12 лет: "Я ее видел, когда я сидел в кабинете у Николая Дмитриевича Белохвостикова в Швеции. Я был там, с делегацией, с Донским из польских. И я сидел в кабинете посла, и там что-то в коридоре мелькнуло. Мелькнуло довольно быстро. Но за этим мелькнувшим телом летела коса толщины с два кулака моих и длины в размах".

В следующий раз они пересеклись, когда Наталья отправилась в Белград на премьеру фильма «У озера». Незадолго до вылета ей сообщили, что главой делегации будет Владимир Наумов. Сам Наумов вспоминал: "Эта встреча на аэродроме... я произвел на нее впечатление сумасшедшего". После этого они уже никогда не расставались. Белохвостиковой было 20 лет, а Наумову 43 года, он имел за плечами неудавшийся брак и подрастающего сына.

В 1974 году они поженились. Через полтора года у пары родилась дочь , она актриса и режиссер. Внуков нет.

В 2007 году Наталия Николаевна усыновила трёхлетнего мальчика Кирилла. Он хочет пойти по стопам своего приемного отца, стать режиссером, а своими любимыми фильмами называет «Джоконда на асфальте» и «Тегеран-43».

Фильмография Натальи Белохвостиковой:

1965 - Сердце матери - эпизод (нет в титрах)
1968 - Настасья и Фомка (короткометражный)
1969 - У озера - Лена Бармина
1971 - Пой песню, поэт... - Анна Снегина
1972 - Надежда - Надежда Крупская
1973 - Океан - Анечка, жена Платонова
1976 - Легенда о Тиле - Неле
1976 - Красное и чёрное - Матильда де ля Моль
1978 - История с метранпажем (короткометражный) - Виктория, практикантка
1979 - Стакан воды - Анна Стюарт, королева Англии
1979 - Маленькие трагедии - дона Анна
1980 - Тегеран-43 (Teheran 43 / Téhéran 43) - Мари Луни и Натали (мать и дочь)
1980 - Незваный друг - Нина, жена Грекова
1982 - Принцесса цирка - графиня Палинская (вокал - Любовь Ковалева)
1982 - Две главы из семейной хроники - Ирина Благоволина
1983 - Берег (Shore, The / Ufer, Das) - Эмма Герберт
1984 - Я научу вас мечтать... (документальный)
1985 - Змеелов - Лена
1985 - Законный брак - Ольга Калинкина, учительница музыки
1985 - Город невест - Лена Реутова, жена директора
1987 - Мир Рэя Бредбери (фильм-спектакль) - чтец (фрагмент из романа «451° по Фаренгейту»)
1987 - Выбор - Мария Васильева / Вероника Васильева, дочь
1989 - Закон - Марина
1990 - Десять лет без права переписки - Нина
1992 - Разыскивается опасный преступник - Наташа
1992 - Просите и будет Вам - Екатерина
1994 - Белый праздник - Маша
1996 - Чтобы помнили. Вадим Спиридонов (документальный)
2000 - Чтобы помнили. Глеб Стриженов (документальный)
2001 - Чтобы помнили. Олег Жаков (документальный)
2001 - Часы без стрелок - Нелли Владимировна
2002 - Чтобы помнили. Николай Еременко (младший) (документальный)
2004 - Год лошади - созвездие Скорпиона - Мария, в прошлом цирковая наездница
2005 - Как уходили кумиры. Вадим Спиридонов (документальный)
2006 - Пираты ХХ века. Ерёменко – Нигматулин (документальный)
2007 - Джоконда на асфальте - Клавдия
2008 - Талгат Нигматулин. Притча о жизни и смерти (документальный)
2010 - В России идет снег (не был завершен) - Елена
2010 - Ален Делон. Мужчина на все времена (документальный)
2011 - Высоцкий. Последний год (документальный)
2011 - Высоцкий. Вот и сбывается всё. что пророчится... (документальный)
2012 - Сказка о царе Салтане (не был завершен) - Баба Бабариха
2013 - Острова. Вадим Спиридонов - Услышать вечный зов (документальный)
2013 - Игорь Костолевский. Расставаясь с иллюзиями (документальный)
2014 - Последняя весна Николая Ерёменко (документальный)
2014 - Не сыграно, не спето (документальный)
2014 - Наталия Белохвостикова. Причуды судьбы (документальный)


Народная артистка РСФСР, лауреат двух государственных премий Наталья Белохвостикова росла в семье дипломатов. Ее родители познакомились в Канаде, где отец работал послом, а мать – переводчиком.

Наталья родилась 28 июля 1951 года в Москве, но когда ей был годик, родителей направили работать в Англию, дочь они забрали с собой. Актриса говорит, что помнит коронацию королевы Елизаветы. Мама Наташи была в сиреневом платье, длинных перчатках и шляпке с вуалью. В три года родители повели ее в лучший лондонский магазин и позволили выбрать все, что ей понравится. Наталья долго ходила, а потом попросила еще раз посмотреть на понравившуюся куклу ростом с неё. Куклу ей купили.

Белохвостикова жила в Лондоне, пока ей не исполнилось 5 лет. Она свободно владела английским, а с 2-х лет бывала на сеансах советских фильмов. В школу девочка пошла уже в Москве – родители отправили ее к бабушке. Она тосковала по родителям, чтобы унять эту тоску, читала и представляла себя актрисой.

В 1968 году Наталья Белохвостикова поступила во ВГИК на курс , хотя еще не окончила последний класс школы. Старшеклассница заинтересовала мастера артистическим талантом и необычными внешними данными. Сергей Герасимов лично пригласил большелобую, хрупкую, среднего роста (168 см) девушку через режиссёра Марка Донского. В 1971 году талантливая студентка получила диплом института.

Фильмы

Актрисе было 14 лет, когда она впервые снялась в кино. Наталья гостила у родителей в Стокгольме, когда режиссер Марк Донской снимал картину «Сердце матери». Людей для массовки он искал на детской площадке. Там и увидел Наталью, которой предложил роль Марии Ульяновой.


В следующий раз Белохвостикова снялась в картине своего учителя «У озера», когда училась на втором курсе ВГИКа. Герасимов не скрывал, что роль Лены Барминой писалась именно под эту актрису, потому что в ней была чистота, мягкость и аристократизм, присущие героиням русской классики. После этого фильма Наталья Белохвостикова получила Государственную премию СССР и стала самым молодым лауреатом.

Вместе с актрисой в фильме сыграли также другие ученики мастера - и . В фильме речь пошла о взаимоотношениях молодой комсомолки Лены Барминой и директора предприятия Василия Чёрных (), которые разворачиваются на фоне борьбы за сохранение экологической чистоты озера Байкал.

В 1971 году актриса снялась в фильме «Пой песню, поэт», где преобразилась в героиню Анну Снегину. Роль в киноновелле исполнил . Через год артистка преобразилась в , невесту и будущую супругу , в драме «Надежда». Партнёром актрисы по сценической площадке выступил .


В 1973 году Наталья снялась в киноленте «Океан», где примерила на себя образ романтической героини Анечки, жены Платонова ().

В 1976 году Наталья сыграла Матильду де Ла-Моль в картине «Красное и черное» по одноименному роману Стендаля. В фильме подобралась звёздная актерская команда, где, помимо Белохвостиковой и Еременко-младшего, блистали , .

В этом же году Белохвостикова появилась ещё в одной значимой для себя роли. Актриса перевоплотилась в героиню Неле в приключенческом фильме Александра Алова и «Легенда о Тиле» о средневековой Фландрии, переживающей период освобождения от гнета испанских правителей.


В конце 70-х фильмография актрисы пополнилась также работой в экранизации «Маленькие трагедии», где Наталья перевоплотилась в Дону Анну. Последнюю роль в своей жизни - Дона Гуана - в этом фильме сыграл . Лучшие роли в кино Наталья Белохвостикова сыграла в фильмах режиссеров А. Алова и В. Наумова. Помимо Неле в «Легенде о Тиле», Белохвостикова отличилась ролью Эммы в картине «Берег» и Лены в драме «Десять лет без права переписки».

В культовом советском фильме «Тегеран-43» актриса сыграла сразу две главные роли – Натали и Мари. Съемки в этом проекте стали звездным часом творческой биографии Белохвостиковой. В этот период сформировался уникальный актерский почерк Натальи Белохвостиковой. В ее героинях земное начало и неземная утонченность дополняли друг друга, прекрасно сочетаясь.


В фильмографии актрисы больше 30 фильмов, но в последнее время она редко балует поклонников своим творчеством. Все образы, созданные ею на экране, реалистичны, хотя и характеры у героинь разные. Среди киноработ Натальи Николаевны много драм и социальных драм. Она играла главную роль в картине «Змеелов», снималась в драмах «Закон», «Разыскивается опасный преступник», «Белый праздник».

На счету актрисы - работы в фильмах «Стакан воды», «Названый друг», «Две главы из семейной хроники», «Принцесса цирка». В середине 80-х Наталья появилась в социальной драме «Законный брак», позднее снялась в экранизации «Выбор».

В 2004 году на экраны вышла драма «Год лошади – созвездие Скорпиона», сюжет которой рассказывает о цирковой наезднице Марии. Она узнает, что ее коня собираются отправить на бойню и решает выкрасть его из цирковой конюшни. Этот фильм интересен тем, что его снимала дочь Натальи Белохвостиковой.


Наталья Белохвостикова в фильме "Джоконда на асфальте"

В картине «Джоконда на асфальте», вышедшей в прокат в 2007 году, актриса снималась вместе с дочерью. Эта трогательная история рассказывает о девушке из богатой семьи, супруг которой погиб в Чечне.

Личная жизнь

Личная жизнь актрисы протекает без потрясений. Наталья Белохвостикова замужем за режиссером Владимиром Наумовым. Супруг старше ее на 24 года, но, как говорит актриса, разницы в возрасте она никогда не ощущала.


Наталья познакомилась с Владимиром в аэропорту «Шереметьево». Оба летели на фестиваль в Белград. Белохвостикова говорит, что увидела в самолете сумасшедшего гения. Наумову предложили закурить, он брал сигарету, нюхал ее и мял в руках, табак сыпался на брюки. Позднее Наталья Николаевна узнала, что за две недели до того полета Владимир Наумов бросил курить. Режиссер обратил внимание на нее в Югославии, после просмотра фильма с ее участием. Наталья и Владимир начали общаться, затем поженились.

В 1977 году у пары родилась дочь Наталья. Повзрослев, она продолжила дело родителей – снимается в кино, как мама, и снимает кино, как папа.


В 2007 году в их семье появился сын Кирюша – пара усыновила трехлетнего мальчика из детского дома. Наталья Белохвостикова говорит, что их встреча была не случайной. В детском доме, куда актриса с мужем приехали в рамках фестиваля «Я и семья», к ним подошел мальчишка и сказал: «Тетенька, у вас крестик есть, а у меня нет. Подарите мне» .

Кирилл не кричал, что он самый лучший, не висел с другими мальчишками на заборе, ничего не просил – только крестик. Спустя годы он признался актрисе, что Боженька ему помог обрести родителей, потому что он каждый день к нему обращался с этой просьбой.


Семья – главная ценность в ее жизни. Наталья Николаевна говорит, что в первую очередь она женщина, которая не может жить без любви, близких людей, детей и уютного дома. Наталя Белохвостикова предпочитает жить уединенно, поэтому не использует социальные сети, в том числе и Инстаграм, для размещения персональных фото.

Наталья Белохвостикова сейчас

Сейчас Наталья Белохвостикова не снимается в кино. Силы актриса направляет на воспитание сына Кирилла. В фильме Владимира Наумова «Сказка о царе Салтане» мальчик сыграл юнгу на корабле. В фильме также снялась мама мальчика - Наталья Белохвостикова.


В 2017 году актриса была удостоена премии за помощь детям-сиротам, которая вручается ежегодно мэрией Москвы. Помимо Белохвостиковой, в этом году награду также получили главный тренер футбольного клуба «Уфа» , журналистка Ольга Алленова и президент УК «МКБ Капитал» Роман Авдеев.

Фильмография

  • 1965 - «Сердце матери»
  • 1969 - «У озера»
  • 1973 - «Надежда»
  • 1976 - «Красное и черное»
  • 1976 - «Легенда о Тиле»
  • 1979 - «Маленькие трагедии»
  • 1980 - «Тегеран-43»
  • 1982 - «Принцесса цирка»
  • 1985 - «Змеелов»
  • 1990 - «Десять лет без права переписки»
  • 2001 - «Часы без стрелок»
  • 2004 - «Год Лошади - созвездие Скорпиона»
  • 2007 - «Джоконда на асфальте»
  • 2009 - «В России идет снег»

Известная актриса Наталия Белохвостикова уверена: всё в её жизни - случайность. И встреча со знаменитым режиссёром Сергеем Герасимовым , у которого она потом училась и снималась. И знакомство с будущим мужем - режиссёром Владимиром Нау­мовым , одним из авторов киношедевров «Легенда о Тиле», «Тегеран-43» и др. И появление нового члена семьи, Кирилла, - тоже судьба. Наталия Николаевна никогда не собиралась усыновлять ребёнка, но однажды в детском доме, где они с семьёй выступали, к ней подошёл мальчик... Ей год выматывали душу, пока она занималась оформлением документов Кирилла. «У вас кончилась эта медицинская справка, нужна новая», «Принесите подтверждение, что несудимы». Но актриса ни разу не воспользовалась своими регалиями и прошла весь тягостный бюрократический путь...

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Наталия Николаевна, вы основали кинофорум «Я и семья». Ему уже 6 лет, правильно?

Наталия Белохвостикова: Он проходит шестой год в Москве, а начали мы 11 лет назад, когда вообще проблемы семьи, приемных детей, сирот, детских домов, одиночества никто не обсуждал. На последнем фестивале неделю мы показывали кино в 8 кинотеатрах бесплатно. В любой точке, где проходит форум, а он раскидан по всей Москве, человек может просто открыть дверь и войти: слушать психологов, разговаривать с ними, общаться с режиссерами, артистами… Смотреть фильмы, спектакли. И всё это, повторюсь, бесплатно.

Наталия Белохвостикова, Владимир Наумов, Инфографика: АиФ

Наталия Николаевна, а как начинался проект «Я и семья» в знаменитой паре Наумов-Белохвостикова? Как вы познакомились?

В самолете на пути в Белград. Это судьба. Мы могли никогда не встретиться, я работала на студии Горького, Наумов снимал на «Мосфильме». Я, кстати, пробовалась в одну картину, где он был в худсовете. Но они утвердили другую артистку. Я совершенно Наумову не показалась.

Тогда, в самолёте, я увидела совершенно сумасшедшего человека, который вел себя гениально. (Смеётся)

- Что же такого сумасшедше-гениального Наумов делал?

Ему предлагали закурить, Наумов брал сигарету, ему зажигали огонек, а он не прикуривал. И весь полет нюхал эти сигаретки, мял их, табак сыпался ему на брюки, на пол... Ему предлагали закурить опять, и всё повторялось. Я думала: «Ну всё, понятно. Причуды гения». А ведь учила историю кино, Алов, Наумов... Спустя время Володя мне рассказал, что за две недели до этого полёта бросил курить, а курил он с 14 лет… Произошло это интересно. Его друг, который обладал гипнотическими способностями решил Наумова вылечить: «Слушай, ты уже немолодой человек, хватит курить, ты кашляешь без конца, ложись, сейчас я всё сделаю». Наумов улегся на диван: «Ну давай». И тот стал ему рассказывать: «Курить вредно, в лёгких будет чернота, можно заболеть, будешь долго лечиться». В общем, говорил какие-то благо-глупости, которые все говорят. Наумов лежал и ждал, когда это безобразие кончится. «Ну, всё?» - «Да, вставай, теперь курить не будешь». - «Я курить не буду?! Дай сигарету». – «На». Володя взял сигарету, подержал её и выбросил в окно. Я никогда в жизни не видела, чтобы он курил, только на фотографиях. И тогда в самолёте у него была, так сказать, ностальгия. (Улыбается)

- Как потом развивались ваши отношения?

На протяжении недели была премьера картины, где я сыграла главную роль. В Белград пришла правительственная телеграмма: Белохвостикова получила Государственную премию Советского Союза за фильм «У озера». Мне тогда исполнилось 20 лет. Я была самым молодым лауреатом Госпремии СССР, и остаюсь им, наверное, и поныне. Наумов на меня обратил внимание, посмотрел фильм. Мы стали общаться…

- Можно ли про вашу историю сказать: «Проскочила искра, вспыхнули чувства»?

Такого, что мы вернулись в Москву и уже не расстались, не было. Нет, Наумов с Аловым уехали на два месяца писать сценарий, потом Володя еще куда-то улетел... Я помню, как он вернулся из Голландии с премьеры «Бега». Прилетел ночью, позвонил: «Мне обязательно надо тебя увидеть». И когда мы встретились ночью, он мне привез вот такой букет (Актриса распахивает руки). Тюльпаны из Голландии! И ни один цвет не повторял другой, это же Голландия, страна тюльпанов, они были все разных оттенков…

- Такой красивый поступок...

Очень красивый... Володя очень много ездил в тот год. Я тоже уезжала куда-то. Поэтому мы разговаривали по телефону. По полночи.

Наталия Белохвостикова и Владимир Наумов. Фото: www.russianlook.com

- А когда вы поняли, что всё, голова только им занята?

Довольно скоро, я ведь была очень молоденькая, и меня как в воронку ввинчивала его жизнь. Его жизнь, в которой я взрослела, мудрела, мне было интересно всё. Мне было интересно его видеть, слышать, он часами читал стихи, познакомил с потрясающими людьми, водил на вечера , Бэллы Ахмадулиной. Это были его друзья... Спустя какое-то время практически каждый мы день виделись. Через год поженились.

Американские психологи говорят о том, что люди так много уделяют времени работе, а потом удивляются тому, что всё развалилось дома. Поэтому нужно хотя бы один час отрывать от работы и посвящать его только своей семье.

Что касается «лишний час семье». Это совершенная правда. Я выросла в дипломатической семье, жила с бабушкой в Москве, когда мама с папой были в Швеции. Я безумно скучала по ним.

Поэтому очень не хотела, чтобы Наташа из-за моей профессии жила так же и переживала, что я буду, как цыганка, носиться по миру. И действительно, сначала так и было, я узнала, что у нее зубик появился, по телефону. Мы тогда снимали «Легенду о Тиле», я стояла в Риге в телефонной будке, бросала эти 15-копеечные монеты и страдала, что не увидела этого зубика своими глазами. Но потом всё делала, чтобы быть с дочкой как можно больше. Надолго не исчезала и очень много делала, может, даже во вред себе и профессии, чтобы все-таки у неё не возникло чувства одиночества. Я была все время рядом, и это очень важно. Даже не знаю, кому больше - детям или родителям.

- Моя 10-летняя дочка ухаживает за мной, когда я болею. А Кирилл как ведет себя в трудные для вас моменты?

Может прийти и сказать: «Хочешь, я тебе силы дам?» Берёт мою руку в свою ручонку – и передает силы. «Тебе лучше, мам?» - «Да». У него есть умение сострадать – это очень здорово. Я вижу, как он реагирует на маленьких детей на улице, как ему каждому хочется что-то хорошее им сказать, подарить. Нельзя, чтобы это пропало.

После съёмок в «Тегеране-43» в 1981 году Ален Делон (инспектор Фош), Белохвостикова (Мари) и Наумов (один из режиссёров) подружились на всю жизнь. Фото: РИА Новости

Когда мы делали интервью с вашим супругом, он сказал, что сыном полностью занимается Наташа, все обязанности на ней.

Во-первых, у нас нет обязанностей. У нас все занимаются всем. Естественно, есть няня, которая сына отводит и приводит из школы, потому что мы этого не успеваем. Она помогает ему.

Во-вторых, как только входит папа домой, Кирилл кидается к нему и начинает сообщать, что было за день. Он, кстати, снимается сейчас у отца в «Сказках Пушкина», играет юнгу в «Сказке о царе Салтане».

Они рисуют вместе, лепят вместе, болтают, у них какие-то свои мужские тайны. Это их мужская жизнь личная. Женщинам там места нет. (смеётся)

- Пианист сказал, что самые строгие его критики – родители. А вы как ведете себя по отношению дочери? Поддерживаете во всех ее творческих начинаниях или тоже можете раскритиковать?

- «Бездарно» я не говорю никогда, и вообще считаю, что неправильно давать такие оценки. Наташа поначалу сама снималась, окончила актерский факультет, а потом режиссерский окончила и стала снимать кино. Я у нее снималась в первой картине «Год лошади», во второй «В России идет снег», где играл , наверное, это была одна из последних его ролей в кино, картина еще не вышла. И вот сейчас снимаюсь, Наташа с отцом снимает «Сказки Пушкина».

На первой картине, Наумов, будучи продюсером, дал дочке слово, что ни на одну съемку не придет. Всё, что она сделает, сделает сама. И хорошее, и плохое, и ошибки, и удачи – это всё будет её. Они договорились и оба сдержали это слово. То есть Наташа полностью прошла путь от звонка до звонка как режиссер на первой полнометражной большой работе, без помощи папы-мамы. Я была на площадке, но я была артисткой и не лезла в то, как снимать, как играть кому-то там, кого снимать – это нереально в нашей семье.

Наталья Белохвостикова в роли Лены Барминой в кадре из художественного фильма «У озера» Фото: РИА Новости

- Когда вы решили усыновить Кирилла, как отреагировала на ваше решение семья?

Мы ездили всегда вместе в детские дома. Володя и Наташа Кирюшу увидели в первый же день. Однажды мы с Володей сидели вечером и он говорит: «А что он там делает в своем одиночестве?» - «И я об этом думаю. И мы поняли: ну невозможно продолжать так же жить, куда-то ездить, улыбаться и знать, что вот он уходит в никуда и, скорее всего, в беду, в одиночество, потому что очень редко у кого из этих воспитанников складываются судьбы.

У нас была картина «Год Лошади в созвездии Скорпиона». Мы снимали там лошадь. Когда закончили съёмки, она жила в частной конюшне, и хозяйке было всё равно, что будет с животным, на нём, уже обессиленном, играли ножом в крестики-нолики. Этот конь был моим потрясающим партнером в фильме, а друзей не предают, считаю я. Я лошадь купила в итоге. Не смогла бы жить с мыслью, что её на мясо сдали. И вот этот наш друг стоит теперь на ипподроме, ресницы белые, носиком тычется, когда мы к нему приходим. Пока сын увлечен единоборствами, но, может быть, наступит миг, когда он придет на ипподром и будет заниматься всерьез конным спортом. Потому что туда не прийти нельзя, там здорово, такой мир фантастический, удивительный. Так что у меня очень много подопечных.

- Вам много пришлось в укладе семьи поменять с появлением Кирилла? Все-таки маленький ребенок…

Вообще ничего не меняли! Как будто так и было, будто он всегда жил с нами. Он многое для меня открыл. Я люблю Италию и хорошо ее знаю. Я там и снималась, и дружила с Феллини, с Тонино Гуэрра, с Франческо Рози , у меня там горы друзей. Но это была одна Италия. А с сыном - другая Италия, когда в отеле и всей округе тебя все любят, потому что ты мама Кирилла. У него друзья появляются через несколько часов всюду, куда бы он ни приехал, в какой бы части мира. Очень добрый.

Я вот слушаю вас, с каким вы теплом говорите про свой дом, близких… То есть в первую очередь Белохвостикова - не творческая личность, не актриса, а все-таки женщина, которая хранит свою семью?

В первую очередь я женщина, конечно. А женщина - это существо, которое без любви, без семьи, без уютного дома не может. Я себя не вижу без своих близких.

Народная артистка Наталья Белохвостикова рассказала, как познакомилась с мужем и почему решила взять ребенка из детдома.

Актриса Наталья Белохвостикова 28 июля отметит свое 64-летие. Популярность пришла к ней после съемок в киноленте «У озера», за которую 20-летняя актриса удостоилась Государственной премии СССР. Затем были фильмы «Принцесса цирка», «Легенда о Тиле», «Маленькие трагедии», «Змеелов», «Тегеран-43». Мы пообщались с актрисой в преддверии дня рождения. Легенда советского кино рассказала о том, как в 56 лет стала приемной мамой для детдомовского мальчишки и на какой безумный поступок решилась ради спасения мужа.

Будущая звезда с детства обожала кино, но из-за своей стеснительности не собиралась становиться актрисой. Наталья Николаевна считает, что от кино невозможно уйти, если хоть раз им заболел. Она впервые появилась в кадре в 13 лет в фильме «Сердце матери».

– В то время я приехала в Стокгольм на каникулы к родителям, – рассказала Белохвостикова «Собеседник.ру». – Мой отец на тот момент был послом России в Швеции. Режиссер «Сердца матери» Марк Донской попросил папу найти актеров, которые могли бы сняться бесплатно. Тогда отец предложил детей сотрудников, приехавших на каникулы. Так я попала в кино.

Белохвостикова с дочерью Наташей / личный архив

Когда Белохвостикова была еще десятиклассницей, ее взяли во ВГИК, где она на курсе была самой младшей.

– Я из семьи дипломатов, поэтому думала, что пойду учиться в МГИМО. Но кино изменило мою жизнь. После съемок в «Сердце матери» настал этап монтажа фильма, и нас с мамой позвали на киностудию им. Горького. Там и произошла моя судьбоносная встреча с легендарным режиссером Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Он пригласил меня поступать на следующий год во ВГИК в его мастерскую. Спустя несколько дней нам позвонил представитель режиссера Донского и сказал, что Герасимов разыскивает ту большелобую девочку и просит явиться в институт в первых числах сентября. Я пришла к нему: коса до пояса, юбочка в складочку, а вокруг стояли взрослые студенты, которые смущали меня своими пошлыми шутками. Мне это все не понравилось, я решила уйти. Помню, когда вернулась домой, то папа очень удивился моему поступку: «Ты уже взрослая. Сама обещала поступать во ВГИК, держи свое слово». Набравшись смелости, отправилась снова в институт. Герасимов позволил мне стать вольнослушательницей на курсе. Вскоре перевелась в другую школу, сдала все экзамены экстерном и была официально зачислена на курс.

Будучи 18-летней студенткой, Наталья Николаевна сыграла одну из центральных ролей в фильме Герасимова «У озера», который вышел на экраны в 1969 году. За это получила Государственную премию СССР, что в те годы было необычайной редкостью для столь юной артистки. Ее партнером по фильму был сам Василий Шукшин.

– Герасимов всегда снимал своих студентов и сказал, что будет искать героиню для фильма. Через некоторое время познакомилась со своим будущим партнером – Василием Макаровичем Шукшиным. Помню, была зима, он стоял у окна, пытался зажечь сигарету, а у него руки тряслись, видимо, он так волновался перед первой репетицией.

Через два месяца после окончания ВГИКа артистка познакомилась в самолете с будущим мужем – режиссером Владимиром Наумовым, который был старше Натальи на 24 года. Ее отправили представлять фильм «У озера» на Днях российского кино в Югославии.

В картине мужа «Легенда о Тиле» Наталья сыграла главную роль / Kino-teatr.ru

– Так получилось, что Владимир Наумович возглавлял делегацию фильма «Бег» и тоже летел на фестиваль. Волей судьбы нас посадили рядом в самолете. Весь полет мы с ним играли в морской бой. Иногда он доставал сигарету, вертел ее в руках. Тогда в самолетах разрешали курить – ему предлагали, он зажигал сигарету, но не вдыхал. Ему опять предлагали закурить, и все повторялось. В общем, он показался мне слегка странным. Потом уже Володя рассказал, что курил он с подросткового возраста, а бросил за две недели до полета. Причем это была очень интересная история, как его друг, который обладал гипнотическими способностями, пытался отучить его от пагубной привычки. Володя пришел к другу, улегся на диван, тот начал монотонным голосом рассказывать ему о вреде табака, мол, в легких будет чернота, часто будешь болеть. Володя не мог вынести этого бреда и, когда сеанс закончился, спросил: «Это всё?» Потом он хотел закурить, взял сигарету и выкинул ее в окно.

Спустя неделю после нашего знакомства в газете «Правда» увидела, что на вопрос журналиста: «Что на вас произвело впечатление в Югославии?» – Владимир Наумович ответил: «Наташа Белохвостикова».

Несмотря на то, что избранник Натальи Николаевны был значительно старше ее, родители восприняли эту весть радостно и отдали дочь в надежные руки.

– Никогда не ощущала разницы в возрасте. Мы всегда шли на равных, каждый из нас имел право голоса. Володя ни разу не вмешался в мою работу. Часто просила его, чтобы прочитал сценарий, но он никогда к нему не притрагивался и всегда оставлял мне право решать. Перед свадьбой он год за мной ухаживал. Наумов умел удивлять: то на бокс пригласит посмотреть, то стихи Ахмадулиной по телефону по ночам читал, однажды из Голландии привез огромный букет тюльпанов, где все цветки были разного цвета.

В исторической ленте «Стакан воды» актриса была королевой Англии / Kino-teatr.ru

В 1974 году Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов поженились. Через полтора года у них родилась дочь.

– Наташа появилась на свет 1 марта 1975 года. Причем я всегда знала, что дочку назову Наташей. Владимир Наумович все время любит шутить, мол, позовет одну Наташу, а придут две. Когда дочка собиралась пойти в артистки, то ее отец был не против. А я хотела, чтобы она стала режиссером – получила бы нормальную профессию, ни от кого не зависящую. Когда уже шли экзамены во ВГИК, мне позвонил знакомый артист и рассказал про чудную девочку, которая читала Цветаеву. Это была Наташа. В итоге она закончила актерский факультет, потом после долгого периода съемок поняла, что это не ее профессия – пошла учиться на юриста. Недавно снова заболела кино и окончила режиссерский факультет.

Союз Белохвостиковой и Наумова продолжается уже 41 год, и даже с годами их любовь не гаснет.

– Мы летели с мужем на кинофестиваль. Едва сели в самолет, как я заметила, что он резко побледнел, у него закружилась голова. Перед вылетом Володя выпил таблетку от головной боли, из-за этого лекарства давление упало. Самолет ехал по взлетной полосе. Я стала долбиться в кабину к пилотам и просить, чтобы нас с мужем высадили и вызвали скорую. Пилоты остановили самолет, у трапа нас встретила карета скорой помощи.

Наталья Белохвостикова с родственниками / Анатолий Ломохов

Несмотря на возраст, 56-летняя Наталья Николаевна и 80-летний Владимир Наумович отважились вновь стать родителями и усыновили четырехлетнего Кирилла, которого они прозвали «маленьким кусочком счастья». Встреча их произошла в одном из подмосковных детских домов, куда супруги приехали в рамках фестиваля «Я и семья».

– После концерта ко мне подошел трехлетний малыш с грустным выразительным взглядом, в дырявых колготках и попросил ему привезти крестик. До сих пор задумываюсь, почему он не подошел к Наташе или к Володе...

Супруги не смогли пройти мимо Кирилла. Они стали часто приезжать в детдом, а вскоре приняли решение об усыновлении.

– Помню, когда забирали Кирюшу домой, то он сказал: «Каждую ночь просил Бога, чтобы мама и папа поскорее меня нашли». Сделаю все, чтобы сын жил счастливо и у него было настоящее детство. Теперь он никогда не останется один. Кстати, когда Кирюша видит маленького ребенка, то обязательно ему улыбается и что-то дарит. Сейчас Кирюше 12 лет, он читает стихи, снимается в новой экранизации у Владимира Наумовича «Сказка о царе Салтане», где играет юнгу и читает Пушкина. На мой взгляд, у него есть актерский талант. Помимо кино, интересуется классической литературой, искусством и музыкой. Кирилл мне и Володе придает сил, не дает нам стареть, он вдохнул в нас новую жизнь.

Актриса Наталья Белохвостикова родила первую дочь в 1975 году, будучи 24-летней. Девочка, которую назвали Наташей, была единственным ребенком в семье Белохвостиковой и ее мужа, режиссера Владимира Наумова. Однако в 2007 году 56-летняя актриса и ее 80-летний супруг решились на усыновление трехлетнего мальчика.

Наталья описывает трогательную историю их встречи: в отличие от многих детей из детского дома, Кирилл не старался обратить на себя внимание потенциальных родителей. Он лишь попросил купить ему крестик: «Тетенька, у всех есть крестики, а у меня нет. Подарите мне, пожалуйста», - сказал мальчик. Эта скромная просьба растрогала актрису до слез. Позже семилетний Кирилл признался ей, что каждый вечер просил Бога послать ему родителей.

По словам актрисы, не все друзья приняли их с мужем решение усыновить ребенка в столь зрелом возрасте. Но сами супруги ни разу не пожалели о принятом решении. Актриса рассказывает, что у сына прекрасный характер и множество способностей: Кирилл замечательно поет, лепит из пластилина, прекрасно декламирует стихи и занимается единоборствами.