Лячин геннадий петрович семья. Неземная любовь командира «Курска. Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Макеев Виктор Петрович – выдающийся советский учёный и конструктор, создатель отечественной школы морского ракетостроения.
Родился 25 октября 1924 года в селе Протопопово (ныне – посёлок имени Кирова Коломенского района Московской области) в семье рабочего Коломенского машиностроительного завода. Работал с 1939 года на авиационном заводе № 22 в Москве (с 1941 года – в эвакуации в Казани) чертёжником и конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолётов Пе-2.
Учился на вечернем отделении Казанского авиационного института (1942), затем был переведён на дневное отделение Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (1944), который окончил в 1948 году. В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при Московском высшем техническом училище имени Н.Э.Баумана. С 1947 года (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950-1952 годах - на аппаратной работе, инструктор отдела рабочей молодёжи ЦК ВЛКСМ. С 1952 года - вновь ведущий конструктор в ОКБ-1.
В 1955 году по предложению С.П.Королёва назначен главным конструктором СКБ-385 (впоследствии - КБ машиностроения). С 1963 года - начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 года - начальник КБ машиностроения и генеральный конструктор. Под его руководством КБ машиностроения стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за создание ракеты Р-13 Макееву Виктору Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Результат деятельности В.П.Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий – три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами: Р-21 – первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 – первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 – первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р – первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 – первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ – БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства. В 1962 году КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Скад.
Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В.П.Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1974 года за создание комплекса с ракетой РСМ-40 Макеев Виктор Петрович награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
Автор 32 основополагающих изобретений, более 200 печатных работ, в том числе монографий. В.П.Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 год – профессор, заведующий кафедрой летательных аппаратов в Челябинском политехническом институте, в 1981-1985 годах – заведующий кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физико-технического института. Инициатор сотрудничества с АН СССР отраслей промышленности и высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет АН СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В.П.Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом АН СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 годы.
Под руководством и при непосредственном участии В.П.Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса. При содействии В.П.Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.
Депутат Верховного Совета СССР (1966-1985), член ЦК КПСС (1971-1985).
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награждён пятью орденами Ленина (20.04.1956, 17.06.1961, 28.04.1963, 24.10.1974, 24.10.1984), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (6.06.1945).
Академик АН СССР (1976). Доктор технических наук (1965). Профессор (1962).
Лауреат Ленинской премии (1959), трёх Государственных премий СССР (1968, 1978, 1983). Награждён золотой медалью АН СССР имени С.П.Королёва АН СССР (1974).
Почётный гражданин города Миасс (1997, посмертно).
В 1991 году КБ машиностроения присвоено имя В.П.Макеева (ныне – ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В.П.Макеева»). Его именем названы проспект в Миассе, улица в Коломне, судно Северного флота ВМФ РФ. Установлены памятники в Миассе, Коломне, Челябинске и посёлке Нёнокса Приморского района Архангельской области. Установлены мемориальные доски на доме, где жил В.П.Макеев в Миассе и в Северодвинске, на зданиях, где работал в Златоусте и в Миассе. Учреждены премия его имени в российской Академии наук (1988), стипендии его имени во многих высших учебных заведений страны. Федерация космонавтики страны учредила медаль «Имени академика В.П.Макеева».

Недавно отмечалось 85-летие со дня рождения выдающегося ученого, создателя отечественной школы морского ракетостроения, дважды Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственной премий академика Виктора Петровича Макеева.
Путь к славе
Эта фамилия вызывает у людей разную реакцию. Среди посвященных - адмиралов флота, испытателей ракетно-ядерного оружия, инженеров и рабочих "закрытых" ракетных заводов - неизменное восхищение. Восхищение его гением. Конструктор, сумевший на десятки лет опередить время. В истории ракетной техники было направление, которое в течение многих десятилетий оставалось особо засекреченным. Это - стратегическое баллистическое ракетное оружие для подводного флота. Это направление основал и в течение 30 лет возглавлял замечательный ученый и конструктор В.П. Макеев. Сегодня, как и десятки лет назад, на ракетных крейсерах и подводных лодках несут службу уникальные и до сих пор непревзойденные межконтинентальные баллистические ракеты.
Имя Макеева для многих из нас мало о чем говорит - оно всегда было особо засекреченным. Даже на выставку Экспо в Париже он ездил под чужой фамилией. И поныне образ его окутан ореолом легенд, в том числе и для работников оборонного предприятия, носящего его имя.
Виктор Петрович Макеев родился 25 октября 1924 года под Коломной в простой рабочей семье. Окончив семилетку, поступил чертежником на авиазавод, где уже работали его родители. Но божий дар гения не давал ему покоя. Когда наступил грозный 1941 год, Виктор эвакуировался с заводом в Казань, где поступил на вечернее отделение авиационного института. И это при том, что работать приходилось без выходных, по 10-12 часов, перевыполняя задания по производству так необходимых фронту самолетов Пе-2. Здесь будущий академик показал недюжинные способности изобретателя.
Когда государственная комиссия отбирала самых перспективных студентов для работы в одном из секретных НИИ, то в их число попал и Макеев. Начальником отдела, где ему предстояло работать, был Сергей Павлович Королев, который сам подбирал сотрудников и ревниво следил за судьбой каждого из них. Он раскрыл перед Виктором все перспективы его новой работы. Для углубления знакомства с ракетной техникой Макеев был направлен на Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Баумана. Особо ценным в этой учебе было то, что накопление знаний проходило параллельно с проектной работой над ракетами Р-2 и Р-З, где получаемые знания сразу же применялись на практике.

Виктор Петрович Макеев - "Уральский дракон"

Дуэль с фон Брауном
Когда Макеев узнал тему своей дипломной работы, то он был потрясен - ему поручалось разгадать и применить на практике секреты немецкого ракетостроителя Вернера фон Брауна. Макеев не понаслышке знал, что тот был создателем ракет, в том числе непревзойденной тогда «Фау-2». Тяговая сила лучших ракетных двигателей Королева в сороковые годы не превышала несколько десятков килограммов, тогда как у "Фау" - десятки тонн. Было от чего обомлеть. Накануне падения гитлеровской Германии американские спецслужбы вывезли фон Брауна вместе с его КБ в Америку, а остальное уничтожили, чтобы не досталось союзникам. Так что диплом Макеева, который выполнялся на основе случайно попавших записей, обломков и мелких деталей, был как нельзя кстати. Тайну немецкой ракеты начинающий гений разгадал довольно быстро, и его расчеты тут же стали секретными, впрочем, как и он сам. Это поистине был достойнейший соперник - в руках фон Брауна был весь промышленный и научный потенциал сначала Третьего рейха, а затем и Америки. Дуэль с прославленным асом немецкого ракетостроения Макеев выиграл с крупным счетом. Так он стал ведущим конструктором первой отечественной управляемой баллистической ранеты Р-11.
Можно только представить себе весь драматизм незримого соперничества умов и технологий во время "холодной войны". Войны, передний край которой проходил на Южном Урале. Хотелось бы отметить, что в этот трудный для страны период к доводам Королева в пользу ракет в Кремле прислушаться не захотели. Поэтому и не было у нас в то время ни ракетных технологий, ни производства. Казалось бы, Россия отстала в ракетостроении навсегда. Может быть, так бы и случилось, если бы не Макеев.
На Урале
А между тем Виктор Петрович подумывал уже о создании мобильного варианта ракеты Р-11М и вооружении ею кораблей. Поскольку в процессе проектирования ракеты были определены те или иные различия в конструкции ее армейского и флотского вариантов, последний получил условное наименование РИФМ. В разработке этих модификаций Макеев с самого начала принимал активное участие.
После смерти Сталина было принято решение о расширении серийного производства ракет на Урале. Обеспечение работ было возложено на СКБ-385 (специальное конструкторское бюро) в Златоусте. Своим ответственным представителем Королев назначил Макеева, и с этого момента и работа его, и судьба навсегда были связаны с Уралом. Раньше СКБ-385 успешно занималось только неуправляемым ракетным оружием, поэтому перед конструкторами сразу же встала масса новых задач. Макеев, все чаще приезжая на Урал, не занимал позицию контролера из вышестоящей организации, а вместе с быстро растущим, в основном за счет молодых специалистов, коллективом уральцев вникал в особенности каждой задачи и отдавал все свои силы ее решению. Иногда их оказывалось недостаточно, и тогда Макеев смело шел в министерство или к Королеву. Сергей Павлович не раз говорил ему: "Ты не мой представитель на Урале, а представитель Урала в Подлипках", но помощь неизменно оказывал. Постепенно Королеву стало ясно, что ОКБ-1 может полностью передать все работы по дальнейшему развитию оперативно-тактических ракет СКБ-385, направив туда Макеева и нескольких других специалистов, занимающихся данной проблемой. С этим согласилось и министерство, причем было решено назначить Макеева заместителем главного конструктора СКБ.


Первая отечественная управляемая баллистическая ракета Макеева

Однако когда Королев поздравил Виктора Петровича с назначением, тот не обрадовался, а с неожиданной для тридцатилетнего инженера смелостью высказал Сергею Павловичу свою уверенность в том, что для дела будет гораздо полезнее, если он станет не заместителем, а сразу главным конструктором. И Королев, видимо, вспомнив, что сам он возглавил ГИРД в возрасте 25 лет, согласился с предложением Макеева. Труднее было убедить министра оборонной промышленности СССР Устинова, но Королеву это удалось, и вскоре приказом министра Макеев был назначен "главным конструктором СКБ-385 и одновременно заместителем главного конструктора ОКБ-1 С.П. Королева по ракете Р-11".
Чудо гения
На Урале эта ракета была доработана и приспособлена к старту с подводной лодки. Результат оказался просто потрясающим - в отличие от надводного старта, который сопровождает морская качка, на глубине стартовый комплекс не раскачивается. А это означает, что точность гарантирована. Но главное - боевая ракета, выпущенная из глубины, из шахты подводной лодки, решает судьбу планеты. Как ни парадоксально, она приносит мир - останавливает и гонку ядерных вооружений, и «холодную войну».
Последняя ракета Макеева - ракета наивысшего и никем не достигнутого совершенства. Это та самая знаменитая РСМ-54, которую назвали "умной ракетой". Кроме того, что она несет десять боевых термоядерных зарядов индивидуального наведения, ее невозможно сбить с толку всякими мудреными "ноу-хау". Здесь применена система астрокоррекции. В полете ракета определяет и свое положение, и цель по звездам, не слушая ничьих чужих "подсказок". Но самое потрясающее - это двигатели, утопленные прямо в баках с горючим.
В жизни Макеева однажды произошел довольно любопытный случай. В 1964 году решалась судьба новой перспективной ракеты, производство которой было на контроле у самого Хрущева. В самый последний момент Виктор Петрович узнает, что подобное задание дано и КБ Челомея - КБ, в котором тогда работал сын Хрущева. Можно сказать, что результат этого конкурса уже предрешен. И вдруг Никита Сергеевич, указывая на Макеева, говорит: "Этот пионер мне нравится больше". Оказывается, что однажды, еще задолго до войны, Макеев лично завязывал Хрущеву пионерский галстук как почетному пионеру.
Умер Макеев 25 октября 1985 года. Во все времена держава, претендующая на роль великой, стремилась в первую очередь обеспечить себе могущество на море и мирное небо над головой. Этому делу Виктор Петрович Макеев - "Уральский дракон", как его называли за рубежом - отдал всю свою жизнь.

, Московская губерния
(ныне город Коломна , Московская область)

С 1939 года работал на авиационном заводе в Москве , с 1941 года - в эвакуации в Казани - чертёжником, конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряжённого серийного производства самолётов «Пе-2 ». Учился на вечернем отделении (), затем был переведён на дневное отделение (1944). В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана. С 1947 года параллельно с учёбой работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором (до 1955 года). Участник создания (ведущий конструктор) оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ . В 1950-1952 годах работал инструктором ЦК ВЛКСМ .

Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий - три поколения морских стратегических ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 - первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 - первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ ; Р-29 - первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 - первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мировом ракетостроении энерго-массового совершенства, в дальнейшем получившая развитие в модификациях «Синева» и «Лайнер». В 1962 году в КБМ был разработан и сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17 , стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО - Scud .

Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В. П. Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение ракетных двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.

В. П. Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 год - профессор, зав. кафедрой ЛА в ЧПИ , к 1981- - зав. кафедрой проблем энергомашиностроения . Инициатор сотрудничества Академии Наук СССР и высшей школы с отраслями промышленности в области механики конструкций из композиционных материалов . Возглавляемый им Научный совет Академии Наук СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В. П. Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом Академии Наук СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 гг.

Под руководством и при непосредственном участии В. П. Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. При содействии В. П. Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ , ЛЭП , водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Виктор Петрович Макеев скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .

Награды и звания

Память

  • В 1991 году Конструкторское бюро машиностроения получило новое название и статус «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева» .
  • Именем академика В. П. Макеева названы проспект в Миассе , улицы в Коломне и Челябинске , гидрографическое исследовательское судно ВМФ России.
  • Установлены бюсты в Миассе, Коломне, Челябинске и на северном морском полигоне ВМФ, установлена памятная доска на стене Московского авиационного института.
  • В городе Северодвинске на доме № 57 по улице Первомайской , где Макеев жил с 1972 по 1984 год, установлена мемориальная доска .
  • Учреждены стипендии его имени в