Город инзер башкирия. Майский сплав по Большому Инзеру (дер. Карталы - пос. Инзер). Район: Южный Урал

Маршрут: Уфа- п.Инзер - ост.169км. - р.Б.Инзер - д.Ассы - Уфа. 158км, 56ч (из них 17ч активных)

Участники: Тулупов Алексей, Мингазов Артур

Выезд утренней электричкой из Уфы. Учитывая, что в момент наших скромных потугов увидеть серые воды Б.Инзера центром туристического мира стал порог Айгир, куда и поехало 10 вагонов разношерстного турья (хотя электричка состояла всего из 8 ;-), было принято решение садиться на станции Спортивная, где электричка проходит в 7.20 (здесь и далее - время уфимское). Можно сесть на ст.Черниковская - 7.25. На ст.1629км, где она проходит в 7.35 шансы значительно падают, а на вокзале было просто страшно смотреть в окно. Проезд до п.Инзер стоил 25 руб.

От п.Инзер до Белорецка идет "кукушка". Чтобы попасть в "кукушку", состоящую ВСЕГО ИЗ 2 ВАГОНОВ!!, был разработан хитрейший план, на зависть воюющим в Ираке. За 4 станции до п.Инзер мы перебрались во второй вагон, за одну станцию мы стояли с рюкзаками у дверей и никого к ним не пускали. И как только двери открылись, вынесенные мощным напором толпы, нежелающей идти пешком на Айгир, а также, кажется, чьим то мстительным пинком (наверное, одного из тех, кого не пустили к дверям:), мы как олимпийские спринтеры, неся лодку над головой как факел, понеслись к дверям "кукушки". Добежав почти первыми и встав у самых дверей, мы узнали, что такое тысячекилограммовый пресс, взятие Бастилии штурмом и раздача хлеба в голодном Ташкенте.

Вход в "кукушку" стоил 10руб., и зажав деньги в зубах, вместе с лодкой я забрался в вагон, попутно заехав лодкой тому, кто кажется "помог" мне выйти из электрички. Усевшись у окна, я смотрел как в течении 40 минут палестинцы штурмова… тьфу, туристы организованно производили посадку в поезд. После того, как вагон стал напоминать игру "Тетрис", мы наконец-то тронулись. Было обидно смотреть, как настоящие туристы и друзья идут пешком, а отдающие дань памяти индейцев начали спрашивать друг у друга что такое огненная вода.

Через 10 минут "кукушка" остановилась прямо на пороге Айгир и еще 30 минут мы наблюдали как "спортсмены" выходили из вагона, осторожно звеня рюкзаки, набитыми "катамаранами" и "байдарками". После этого мы продолжали свой путь в гордом одиночестве, лишь один раз отвлекшись от созерцания гор, чтобы отдать еще по 10руб. проводнице.

Вышли на ст.169км., помахали рукой поезду, и объяснив вылезшим тут же туристам что Инзер дальше по "железке", зашлепали по шпалам. Туристы, решив облегчить себе путь, решили идти по проходившей тут же автодороге. Больше мы их не видели, так как дорога выходит на берег, кажется километров через 8. Граждане туристы, знайте, что до реки нужно пройти около 100 метров от остановки поезда, поэтому не облегчайте себе путь, идя по автодороге!

Накачав лодку мы погрузились и оттолкнулись от берега ровно в 15.16. При этом из спасательных средств у нас был только свисток и почему-то порванная камера, которую мы благополучно сожгли в костре этим же вечером. Свисток мы потом тоже потеряли, но Артурик сказал что им можно только акул отпугивать, и поэтому мы не расстроились.

Скорость реки была очень даже ничего, и в 15.40 мы уже проплывали д.Картали. В 15.55 прошли р.Сюрезняк. На берегу два мужика строили офигеннийший плот из надувнух камер от очень большой машины.

16.17 мост через узкоколейку.
16.30 Карталинская запань
18.30 не знаю где, но 15 км уже прошли точно.
19.10 поворот после Рыбаковых гор. В этом месте Инзер резко меняет направление и течет уже в основном на СЗ и С.
21.05 бивак у г.Ерматау

Итоги дня: Шли 5,5 часов, пройдя за это время 35км. Средняя скорость реки составила планируемые 7 км/ч. Обошли 6 групп на катамаранах и равтах. Отснято 52 фотографии и 7 роликов, что дало среднюю фотоскорость в 1 фото за 5,6 минут. Поразил один факт: абсолютно все в шлемах и спасжилетах. Чувствовали себя как-то неудобно в кепках и куртках.

Наступило 2 мая - второй день великого майского праздника - соревнования по литрбо…. звиняйте, по туристическому многоборью на п.Айгир. Но так как у нас нет ни байдарки, ни спасжилета, то на Айгир нас не взяли, хотя я и показывал им свисток для отпугивания акул. Поэтому мы и проснулись в 8.20 под горой Ерматау, что на реке Б.Инзер. Позавтракав вчерашним кашесупом, в 10.17 преисполненные решимости и продукцией бумажных комбинатов, мы взяли в руки весла и отправились покорять порог Сарышта.

11.07 Устье реки Калышта
11.25 Остров 42км?? перед Сарыштой
11.48 р.Сарышта.

Столь замечательно место заслуживает отдельного описания. Данный участок реки практически не зажат в скалах, в отличии от последующего участка и того, что видно на карте. Берега обрывисты, скорость увеличивается и достигает 9-11км. Порог хорошо заметен - сначала бурное (и серое, а не сине-зеленое как в многих описаниях) устье р.Сарышта по левую руку, поворот - и вы уже на чувствуете, как порог несет Вас на первую же скалу, желая размазать Ваши сушки и халву из рюкзака по великолепному отвесу. Большая вода скрывает все прелести шивер, однако волна высокая, и иногда хочется достать из рюкзака то, что не стало ученическими тетрадями. Лодку кидает сильно, всегда необходимо держать ее носом по волне - в противном случае просто перевернет. Дабы не устанавливать равновесие воды за бортом и в лодке путем перехлестывания ее через нос лодки, последнюю можно немного ставить углом к набегающей волне, чтобы она накатывалась на нее, а не плюхалась с высоты предыдущей. Однако, должен заметить, что этот прием немного опасен, т.к. если вы не удержите угол, что на следующей волне вы уже будете принимать процедуры, связанные с намачиванием одежды и активном махании руками. Сарышта тянется около 6-7 км, где наиболее сложны первые километра 3-4. Дальше мы уже могли позволить себе нарезание колбасы, чем вызвали падение котелка из рук туриста, моющего на берегу посуду. На перекате следует быть очень осторожным - при нас перевернулся равт и катамаран.

12.34 река Куяш.
12.45 река Казмаш.
13.15 д.Кызыл-Ярово. Здесь до 14.30 мы организовывали привал, дабы просушить обувь, т.к. подлая инзерская вода все таки намочила мои нежные и новые ботинки.
14.40 Пещера Кызыл-Яр. В пещеру мы не полезли, ограничившись фотографированием это замечательного отверстия в земле. В 14.50 уже плыли дальше.
15.37 Река Ремашта.
18.30 река Манаир.
19.30 д.Усмангали
19.38 п.Инзер. Вообще то, мы планировали плыть до Инзера, но т.к. было еще светло мы пошли дальше.
19.55 Ж/д мост через р.Инзер.
20.43 Мост у д.Манышта
20.55 Навесной мост у д.Тюльма
21.37 Ж/д мост
22.30 бивак за 400м до д.Ассы.

Итоги дня: шли 12 часов, пройдя за это время 83 км. Средняя скорость реки составила планируемые 7 км/ч. Обошли 5 групп на катамаранах и равтах. Отснято 165 фотографии и 16 роликов, что дало среднюю фотоскорость в 1 фото за 3,9 минут. Поражающих душу фактов встречено не было.

3 мая мы встали в 6.40, выплыли в 07.35 и в 08.10 вышли на берег в д.Ассы за 100м от платформы. Лучше всего, ИМХО, идти вдоль насыпи автодороги, заплыть под мост через какой-то ручей и там на полянке спокойненько уложиться, после чего пройти 100 метров и поставить мокрый и грязный рюкзак на белый бетон платформы. Электричка выходит из п.Инзер в 9.10 и 9.45 мы плюхнулись на потертое деревянное сидение любимого вагона. В 14.40 я вышел на перрон ст.Черниковская, сходил на стоянку, забрал ненаглядную "Нивку" и в 15.00 залез в душ.

P.S. Некоторые советы, которые ИМХО, могут кому-то помочь.

1. Постарайтесь найти лодку с высоким носом и желательно, надувным дном, типа "Турист-3". Нос спасет Вас от захлестываний, а дно будет держать высоко над водой. К тому же лодки такого типа имеют как бы две гондолы и прошитое вдоль дно, что очень сильно повышает их курсовую устойчивость. Такие лодки немного режут волну, что позволяет быстрее набирать скорость, сохранять ее, и идти поперек волны. Обычная же лодка, в принципе, не предназначена для сплава, т.к. имеет плоское дно, что превращает ее просто в тазик, вращающийся на воде.

2. Если такой лодки не нашли, то можно сделать из полиэтилена "волноотбойник". Клеется утюгом, на изготовление уходит около часа. Суть в том, что Вы одеваете на нос лодки треугольную пирамиду, верхний угол которой цепляется или за грудь сидящего на носу, или на небольшой шест, упирающийся в нос лодки. Боковины пирамиды цепляются ближе с 1/3 или середине лодки. При накатывании волны на нос, она просто стекает с этого полиэтилена. Если лодка держится носом по курсу, то боковые захлестывания исключены, а если волна выше пирамидки - вам поможет только свисток для отпугивания акул.

3. Рюкзаки ОБЯЗАТЕЛЬНО привязывать к лодке хорошей, прочной веревкой, чтобы в случае принятия лодкой не традиционного положения Вам не пришлось ехать домой за аквалангическим костюмом. Про полиэтиленовый мешок внутри я молчу.

4. Если Вы чувствуете, что лодку разворачивает боком на волну и Вы уже не успеваете веслом, можно маневрировать своим весом. Просто перекиньте его на поднимающийся по волне борт и надавите вниз. Да, в этом случае Вы черпанете воды, но в 99% останетесь в лодке.

5. Всегда берите с собой 2-х метровый шест и держите его под рукой. При такой скорости воды будут ситуации, когда нужно будет отталкиваться от скал или берега. Лучше делать это шестом - как подтверждение этому по Б.Инзеру плывет много обломков весел. В крайнем случае, если все-таки сломаете весло, Вам хотя бы будет чем домахать-догрести-дотолкаться до берега.

Попутного Вам ветра в … кому куда.

P.S.S. Мне он весь Б.Инзер дул в морду лица.

Река Инзер течет в Республике Башкортостан, берет начало от слияния рек Большой и Малый Инзер около одноименного поселка Инзер. Длина реки – 307 километров. Инзер – приток реки Сим. Река течет по красивой гористой местности, поросшей лесом.

Красота и легкодоступность делают реку очень популярным маршрутом для туристов-водников, в том числе для семейного отдыха с детьми. На Инзере (в отличие от дающих ему начало Большого и Малого Инзера) нет никаких препятствий: ни порогов, ни шивер, ни «расчесок». Сплав легок и приятен.

Что немаловажно, Инзер доступен для сплава с весны и на протяжении всего лета. Вода в реке чистая и прозрачная. По берегам много удобных стоянок.

Вдоль реки идет железная дорога, поэтому заброска и выброска достаточно простые. Да и в случае форс-мажора проще сойти с дистанции.

Начинать сплав лучше всего от станции Тюльма. Здесь Инзер принимает правый крупный приток – реку Тюльма (или Тюльмень). От станции до реки – всего лишь 150-200 метров.

С самого начала сплава к реке подходят высокие горы, часто обрывающиеся скалами.

Справа тянется хребет Большой Камень, слева – хребет Большая Арка.

Вскоре после отплытия вы окажетесь на глубоком Корпустинском плесе. По местной легенде он вообще не имеет дна.

Через 6 километров на правом берегу показываются домики деревни Ассы. Название деревеньки означает «горькая вода». С некоторых пор она стала широко известна благодаря открытому здесь в 2001 году санаторию, уже ставшему популярным. Для лечения отдыхающих здесь применяют местную минеральную воду из ключа Туз-Елга (Соляная речка). Свойства этой минеральной воды сходны с водами знаменитого на весь мир немецкого курорта Баден-Баден.

Здесь успешно лечат заболевания костно-мышечной системы, заболевания кожи, нервной системы. Кроме того, показаниями для направления больных в санаторий «Ассы» являются заболевания органов пищеварения, нарушения обмена веществ, системы кровообращения.

За Ассами на правом берегу показывается большая, красивая скала. У нее несколько названий – Розовые скалы, Кызыл-Таш, Шура-Таш. Это одна из главных, наиболее красивых достопримечательностей реки Инзер.

Скала имеет розовый оттенок. На камнях можно найти отпечатки окаменевших водорослей. Подняться наверх обязательно стоит. Внизу под скалами бежит река Инзер и тянется железная дорога. Не удивительно, что Розовые скалы являются памятником природы.

Через 4 километра от скал на левом берегу раскинулась деревня Бриштамак. Здесь в Инзер впадет сразу две речки с одинаковым названием Бриш. А слово «тамак» переводится с башкирского – «устье». То есть Бриштамак – «устье Бриша».

Здесь останавливается электричка, к железной дороге от расположенного на противоположном берегу Бриштамака ведет оригинально оформленный подвесной мост.

После Бриштамака справа к Инзеру подступает хребет Аютузаклаган, а слева — хребет Зильмердак, подходящей к реке у деревни Зуяк.

Перед деревней в Инзер впадает красивый горный ручей Селигурга. Стекая с хребта Зильмердак, ручей образует небольшие водопады.

Через несколько километров на левом берегу к реке подходит хребет Акбулякъарка.

Отсюда река делает большую П-образную петлю. В этом месте на железной дороге находится остановочный пункт 71-й километр. Именно отсюда путешественники начинают путь к знаменитому башкирскому водопаду Атыш. Можно совершить поход на Атыш и во время сплава. Отсюда к водопаду идет дорога длиной примерно 8 километров.

Ниже на правом берегу большая поляна. У нее есть свое название – Французская. Сейчас в это сложно поверить, но более века назад в этом месте стоял металлургический завод, построенный Французско-Лемезинской компанией. Отсюда и название оставшейся после завода поляны.

Несколькими километрами ниже река приведет к деревне Карагай. Здесь можно закончить сплав, тем более дальше рельеф постепенно смягчается, а долина реки расширяется. Вскоре Инзер выходит на приуральскую равнину.

В деревне Карагай останавливается электричка на Уфу, от реки до железнодорожной платформы совсем недалеко.


























Как добраться до реки Инзер?

Благодаря близости железной дороги попасть на реку Инзер достаточно просто. До станции Тюльма, где начинается сплав, можно доехать на пригородном поезде Уфа – Инзер. На нем же можно и уехать со сплава с любой станции близ реки.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Инзер (Большой Инзер)

Река Инзер около дер. Габдюково , ж.д станция «71-й километр»
Характеристика
Длина
Бассейн
Расход воды

67,7 м³/с (в устье)

Исток
- Местоположение

Южный Урал

- Высота
- Координаты
Устье
- Местоположение
- Высота
- Координаты
Страна

Россия Россия

Регион
К:Реки по алфавиту К:Водные объекты по алфавиту К:Реки до 500 км в длину Инзер Инзер

Берёт начало на западных склонах Южного Урала .

Гидрология

В верховьях имеет характер горной реки, ниже долина реки расширяется и течение становится более спокойным.

Происхождение названия

От инйәр/ингәр , в тюрк. и монг. ангар `расщелина, ущелье, долина` (Русско-башкирский словарь водных объектов РБ / Составители: ХисаметдиноваиФ.Г., Шакуров Р.З. – Уфа, 2005.).

Притоки

Основные притоки по данным государственного водного реестра:

Галерея

    Inzer river 2.jpg

    Bashkir village Inzer river.jpg

    Inzer river near Assy.jpg

Напишите отзыв о статье "Инзер"

Примечания

Литература

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Источники

  • Инзер (река в Башкирской АССР) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Отрывок, характеризующий Инзер

– Законы, религия… На что бы они были выдуманы, ежели бы они не могли сделать этого! – сказала Элен.
Важное лицо было удивлено тем, что такое простое рассуждение могло не приходить ему в голову, и обратилось за советом к святым братьям Общества Иисусова, с которыми оно находилось в близких отношениях.
Через несколько дней после этого, на одном из обворожительных праздников, который давала Элен на своей даче на Каменном острову, ей был представлен немолодой, с белыми как снег волосами и черными блестящими глазами, обворожительный m r de Jobert, un jesuite a robe courte, [г н Жобер, иезуит в коротком платье,] который долго в саду, при свете иллюминации и при звуках музыки, беседовал с Элен о любви к богу, к Христу, к сердцу божьей матери и об утешениях, доставляемых в этой и в будущей жизни единою истинною католическою религией. Элен была тронута, и несколько раз у нее и у m r Jobert в глазах стояли слезы и дрожал голос. Танец, на который кавалер пришел звать Элен, расстроил ее беседу с ее будущим directeur de conscience [блюстителем совести]; но на другой день m r de Jobert пришел один вечером к Элен и с того времени часто стал бывать у нее.
В один день он сводил графиню в католический храм, где она стала на колени перед алтарем, к которому она была подведена. Немолодой обворожительный француз положил ей на голову руки, и, как она сама потом рассказывала, она почувствовала что то вроде дуновения свежего ветра, которое сошло ей в душу. Ей объяснили, что это была la grace [благодать].
Потом ей привели аббата a robe longue [в длинном платье], он исповедовал ее и отпустил ей грехи ее. На другой день ей принесли ящик, в котором было причастие, и оставили ей на дому для употребления. После нескольких дней Элен, к удовольствию своему, узнала, что она теперь вступила в истинную католическую церковь и что на днях сам папа узнает о ней и пришлет ей какую то бумагу.
Все, что делалось за это время вокруг нее и с нею, все это внимание, обращенное на нее столькими умными людьми и выражающееся в таких приятных, утонченных формах, и голубиная чистота, в которой она теперь находилась (она носила все это время белые платья с белыми лентами), – все это доставляло ей удовольствие; но из за этого удовольствия она ни на минуту не упускала своей цели. И как всегда бывает, что в деле хитрости глупый человек проводит более умных, она, поняв, что цель всех этих слов и хлопот состояла преимущественно в том, чтобы, обратив ее в католичество, взять с нее денег в пользу иезуитских учреждений {о чем ей делали намеки), Элен, прежде чем давать деньги, настаивала на том, чтобы над нею произвели те различные операции, которые бы освободили ее от мужа. В ее понятиях значение всякой религии состояло только в том, чтобы при удовлетворении человеческих желаний соблюдать известные приличия. И с этою целью она в одной из своих бесед с духовником настоятельно потребовала от него ответа на вопрос о том, в какой мере ее брак связывает ее.
Они сидели в гостиной у окна. Были сумерки. Из окна пахло цветами. Элен была в белом платье, просвечивающем на плечах и груди. Аббат, хорошо откормленный, а пухлой, гладко бритой бородой, приятным крепким ртом и белыми руками, сложенными кротко на коленях, сидел близко к Элен и с тонкой улыбкой на губах, мирно – восхищенным ее красотою взглядом смотрел изредка на ее лицо и излагал свой взгляд на занимавший их вопрос. Элен беспокойно улыбалась, глядела на его вьющиеся волоса, гладко выбритые чернеющие полные щеки и всякую минуту ждала нового оборота разговора. Но аббат, хотя, очевидно, и наслаждаясь красотой и близостью своей собеседницы, был увлечен мастерством своего дела.
Ход рассуждения руководителя совести был следующий. В неведении значения того, что вы предпринимали, вы дали обет брачной верности человеку, который, с своей стороны, вступив в брак и не веря в религиозное значение брака, совершил кощунство. Брак этот не имел двоякого значения, которое должен он иметь. Но несмотря на то, обет ваш связывал вас. Вы отступили от него. Что вы совершили этим? Peche veniel или peche mortel? [Грех простительный или грех смертный?] Peche veniel, потому что вы без дурного умысла совершили поступок. Ежели вы теперь, с целью иметь детей, вступили бы в новый брак, то грех ваш мог бы быть прощен. Но вопрос опять распадается надвое: первое…
– Но я думаю, – сказала вдруг соскучившаяся Элен с своей обворожительной улыбкой, – что я, вступив в истинную религию, не могу быть связана тем, что наложила на меня ложная религия.

Г. Пакин: [email protected]

Район: Южный Урал.

Вид похода: пеше-водный, КС-2.

Задачи: подготовка к летнему походу по Южно-Муйскому хребту. Есть желание снова посетить Бол. Инзер и Лемезу, пор. Айгир на Мал. Инзере, набрать физическую форму и подготовиться к походу в Забайкалье. На майские праздники это "бешеная тройка", одна из немногих в Башкирии с трудоемкой пешей частью и напряженным катамаранным сплавом на пике паводка. Мощные протяженные шиверы мало подходят для "Щуки", идти на ней лучше на спаде воды, после 15 мая. В реке обнажатся камни, сплав станет интереснее, снег по берегам растает. В классическом варианте поход включает прохождение пор. Матаис на р. Бол. Инзер, с пешей заброской по территории Южно-Уральского заповедника. Подходы и верхнюю часть можно упростить, если начинать сплав по р. Сюрюнзяк от ст. Улу-Елга (20 км).

Ниже приводится отчет 97 г, достаточно полный и информативный. Рук: О. Никифоров, Уфа, и оренбургский 2001 г, рук. Кривонос А В

Все отчеты описывают сплав на катамаране на пике паводка. Уровню воды должен соответствовать выбор судна. Для сплава на "Щуке" я составил таблицу примерного соответствия данного судна для прохождения ключевых препятствий на основных реках Южного Урала. Знак "нет" означает, что лодка "Щука" при данном уровне воды для сплава не годится, и прохождение на ней порога возможно только опытным гребцом, с постоянной катамаранной страховкой и большой вероятностью многократных переворотов. Нужно учитывать, что сильные дожди могут быстро поднять уровень воды в реке на 1-1,5 м. Такой дождевой паводок может продержаться 1-3 дня.

Уровень воды в реке

Пик паводка

(20.04-10.05)

10.05-20.05

20.05-10.06

Летняя межень

Бол. Инзер (Матаис) нет "+" "+" непроходим
Бол. Инзер (Сарышта) "+" "+" "+" проводка
Мал. Инзер (Айгир) нет "+" проводка непроходим
Лемеза (Черная речка) нет "+" "+" проводка
Зилим (Кысык) нет "+" проводка непроходим
Сакмара (Яманташ) нет "+" "+" "+"

Дневник похода.

К сожалению, видимо я последний человек, кто прошел Айгир в том виде, как его помнят многие поколения туристов. Летом 2016 г. РЖД провели работы по укреплению береговой насыпи, спрямив и выровняв русло реки М. Инзер, были раздроблены и убраны крупные камни. Порог перестал существовать: http://i-gazeta.com/news/region102/34579.html?sphrase_id=109902

Поезд № 014 Москва-Магнитогорск прибывает в 01.50 (Мск) на ст. Инзер. В 06.50 (Мск) отправление местного поезда Инзер-Белорецк до ст. Улу-Елга. Билеты продаются в кассе, на перроне и в самом поезде (он состоит из 1 вагона). Проблема "зайцев" здесь полностью решена. После майских праздников туристов в поезде почти нет.

На р. Инзер можно попасть в п. Карталы (о.п. 169 км), до реки меньше 3 км под гору, до моста через Инзер. Недостаток в том, что собирать суда придется под мостом дороги общего пользования, вокруг территория заповедника и за ночевку на берегу реки (и прочие действия) штрафуют.

От ст. Инзер поезд идет по долине р. Мал. Инзер. Воды в реке достаточно, видны участки шиверы и частично пор. Айгир с обливными камнями в русле. За ст. Манява при подъеме на перевал открываются гребни хр. Нары и горб Ямантау с большими пятнами снега.

От ст. Улу-Елга до реки Сюрюнзяк 200 м. Вода упала на 0.5 м, вошла в берега, для сплава вполне достаточно. Лодку собираю на левом берегу ниже низкого моста, проходы под ним полностью забиты плавником. Высота 560 м над у.м., почки только начинают распускаться.


В черте поселка речка шириной 5-6 м быстро течет мелкими протоками среди кустов. За поселком вода собирается в одно русло и начинается шивера длиной 2 км с уклоном 10-12 м/км. Это основное препятствие реки. Крупных камней почти нет, обливняки среднего размера легко обходятся, КС-2. Шивера заканчивается выше моста жд. Под мостом река успокаивается (короткий плесовый участок), ниже перекаты чередуются с участками быстротока и прижимами к кустам. До с. Ишля в 3 км ниже жд. моста встретится один сплошной многолетний завал через все русло, которое здесь достигает ширины 10-12 м. В начале поселка на реке закол из камней, сейчас он под водой, перед ним заметный подпор. Дальше острова, быстрые извилистые протоки. За пос. Ишля виден оранжевый железный щит на правом берегу. Здесь водосброс плотины высотой 0.3 м, выстеленный металлическими листами (опасны зазубрины). Проходить не рекомендуется, хотя воды достаточно. У левого берега есть чистый проход в ширину лодки. Ниже этого препятствия сложный участок с крутыми поворотами и сильными прижимами под нависающие кусты длиной 500 м. Он заканчивается после впадения р. Ишля (л). Ниже кроме завалов, препятствий нет. Река шириной 12-15 м быстро течет среди кустов и напоминает паводковую речку средней полосы с длинными мелкими перекатами в широком русле. Перед впадением в Инзер встретятся опоры моста разрушенной узкоколейки. Весь сплав (20 км) занял 2 ч 30 мин ходового времени, включая преодоление завалов. По такой низкой воде быстрее вряд ли получится.


р. Бол. Инзер. Устье р. Сюрюнзяк (л).

Бол. Инзер быстро течет в русле шириной 30-40 м. Участки быстротока чередуются с простыми перекатами Сплав сложностей не представляет. Ниже п. Карталинская Запань река петляет между однообразными горными отрогами, покрытыми лесом. Берега красивы, но ориентирование затруднено. На этом участке мало хороших стоянок. До начала шиверы Сарышта в этот день я не дошел 10 км, хотя в паводок катамараны проходят весь участок за 7 ходовых часов.


Сложность пер. Сарышта (до 3 КС!) сильно преувеличена. Это прерывистая серия мелководных каменистых перекатов в широком русле с редкими одиночными валунами. Просмотр не нужен. Пристать можно в любом месте, по берегам много хороших стоянок. В паводок полностью заливается водой, и на реке стоят пологие валы высотой до 0.5 м. В межень непроходима для деревянных плотов, тащить 5-6 км плот по сухим камням мало кому под силу. Отсюда и её "грозная" слава. Многие перекаты ниже д. Кызыл-Ярово гораздо интереснее. Хотя серьёзных перекатов на Инзере нет. Перекат начинается ниже впадения р. Сарышта (л). Это крутопадающая речка шириной 5-6 м весной пригодна вблизи устья для спортивного сплава, однако перекрыта сплошными завалами через каждые 100 м. На стрелке с Бол. Инзером в лесу отвесные скалы высотой 30 м на её правом берегу. На правом берегу Бол. Инзера за поляной (Бердина поляна) каменистая россыпь и высокие скалы над ней.



Река Казмаш в паводок также пригодна для спортивного сплава, имеет уклон 10-15 м\км. В верхнем течении препятствия до 3 КС, в основном вызваны завалами на быстром течении. Последние 6 км долина расширяется, по берегам тянется широкая лесистая терраса, есть плохая дорога. Река шириной 6-8 м быстро течет в каменистом русле, часто разбиваясь на протоки. По левому берегу в стороне от реки тянутся скалы высотой до 100 м. После 10 мая сплав по ней невозможен.


Раньше в устье р. Казмаш был поселок. Сейчас остались большие поляны на левом берегу р. Бол. Инзер. Дороги, обозначенные на картах, используются редко, многие заросли и исчезли. Так полностью заросла дорога на Зилим. В межень ездят в основном вдоль реки, часто переправляясь с берега на берег.

Ниже устья р. Казмаш река поворачивает на север, почти непрерывно идут несложные перекаты. На левом берегу встречаются скальные стены свыше 100 м высотой.


Вдоль реки, спрямляя излучины, идёт наезженная дорога. В д Кызыл-Ярово деревянная изба-гостиница и баня для организованных тургрупп. В д. Ремашты, Янаул новые фермы (по одной семье). В п. Инзер станция расположена на окраине, ближе к устью р. Мал. Инзер. Со слов местного жителя, в 2015 г. в п. Инзер была вспышка клещевого энцефалита (12 человек). Населению делают прививки. От моста через Мал. Инзер по шпалам до вокзала 1 км. Поезд на ст. Айгир отходит в 19.06 (Мск), 17 км, 30 руб за билет, время в пути 30 мин. Вдоль реки садово-дачный поселок, по улице 500 м вверх по реке до впадения левого притока на окраине поселка. Ниже его устья на берегу р. Мал Инзер хорошая поляна для сборки судов и ночевки, с плавным спуском к воде.

Уровень воды в реке на 1 м ниже максимального. Мимо дачного посёлка быстро сплавляюсь к началу порога. Правый берег реки - крутая скальная стена.


На левом берегу перед началом порога хорошая стоянка. С неё видна железнодорожная насыпь с окном водопропуска и правый поворот реки.


Порог начинается несколькими грядами камней поперёк русла, между ними промежутки гладкой воды. До жд. насыпи одна гряда камней, сразу после неё на правом повороте вторая. Обе я оценил как разминочные, в среднюю воду 2 КС.


Ниже до левого поворота реки тянется участок шиверы с крупными глыбами у левого берега и в центре русла. Берега сужаются, возрастает глубина и скорость течения.


Перед левым поворотом реки я наметил место промежуточной чалки за крупной глыбой у левого берега. Здесь короткий участок гладкой воды. Река входит в поворот, берега суживаются ещё больше, до 10-12 м, уклон реки превышает 20 м/км, в русле крупные обливные камни в шахматном порядке. Эти 200 м шиверы я оценил КС-3+.


Следующий 300- метровый участок до порога "Синие скалы" также загружен камнями, но уклон уменьшился, увеличилась ширина русла. Из-за камней уменьшилась и скорость течения. Сам порог "Синие скалы" (правый берег-отвесная скала, уходящая в воду) выглядит как короткий перепад через гряду камней со свалом воды под скалу правого берега. У скалы несильный прижим и длинная косая бочка на выходе высотой 0,5 м. Камни лежат плотно, их много, они рвут струю на короткие хаотичные сливы. Четкой линии движения не видно.


Решаю проходить под левым берегом через водосброс высотой 0,5 м, в обход прижима и бочки под скалой. За водосбросом можно успеть уйти вправо на струю или выброситься на полуобливные камни на выходе. Вооружившись такой стратегией, возвращаюсь к началу порога. Под жд. насыпью вдоль реки идёт заросшая строительная дорога. На ней много стоянок вдоль всего порога. Иногда для просмотра нужно спускаться к реке.

Спасжилет, шлем, юбка. Начинаю сплав. Поскольку страховщики, сигнальщики и прочие спасатели отсутствуют, двигаться буду с промежуточными чалками перед ключевыми участками. Ориентиры плохо видны с воды, их не мешает вспомнить перед прохождением, да и короткую трассу легче запомнить. Это не валы, а камни, на которых легко потерять судно. Первую гряду камней прохожу уверенно, по прямому сливу. Пытаюсь зачалиться у водопропуска жд. насыпи, здесь хорошее улово, но бетонная стенка круто уходит в воду. Очень неудобный выход на берег. Пересекаю струю и следующую ступень просматриваю с правого берега. Здесь крупные глыбы и короткая полоска песка. Вторую ступень прохожу в центре по водоскату, затем ухожу под левый берег в слив между двух больших обливных камней (здесь в большую воду стоит первая бочка под левым берегом). Дальше просто сплываю в заводь позади крупной глыбы левого берега, за которой я наметил место промежуточной чалки. После короткого отдыха прохожу крутопадающий участок шиверы. Лодка вязнет в пене, с опозданием начинает реагировать на гребки. Линию движения удается выдерживать, но это получается с трудом. Чувствую пару сильных пинков под сиденье от незаметных в пенной струе камней.


Наконец шивера ослабевает и следующий участок кажется простым. Появляется желание пройти до конца. Давлю его в себе и чалюсь перед порогом "Синие скалы". После сложной шиверы порог проходится неожиданно легко. Лодка четко слушается весла, остается куча времени для маневра. Прыгаю в водосброс на камни, даже не задев их, успеваю выйти на струю, носом игриво цепляю край косой бочки, и порог пройден.


Спускаюсь на 2 км вниз по шивере до следующих скал. Шивера плотно забита камнями, много полуобливных, сплав напоминает игру "в шашечки" на дороге. Чем выше скорость, тем быстрее нужно крутить задницей и совершать откренивание. Иногда чувствую, что быстрее уже не получается. Тут же следует пинок под сиденье от пропущенного валуна. В общем, нормальный уральский сплав по малой воде. На правом берегу вырастает следующая скальная стена высотой 120 м. Река сваливается под неё и образует подряд два красивых прижима с небольшими валами на выходе, сейчас не опасных.


Напротив скалы на левом берегу отличная стоянка, которой решаю воспользоваться. Дальше вниз по реке остров с обсыхающей в малую воду крутопадающей правой протокой. Его нет на карте. Ниже впадает р. Катаскин (Л).

Общее впечатление: несмотря на низкую воду, Айгир - сложное препятствие. На довольно "шиверистой" р. Теберда (кавказская "тройка") шивер такой сложности я не встречал. Это нормальная "фоновая" 3 КС, типичная для сибирской "четверки" в малую воду. Высокая скорость течения и каменистые берега затрудняют причаливание. При попытке пристать к берегу лодка на высокой скорости получает сильный удар на береговых камнях, который повреждает носовую часть и отбрасывает её снова на струю, заставляя повторять всё заново. То же самое происходит и в паводок с катамараном. Я использовал способ, хорошо зарекомендовавший себя на Памире. Разворачивался на струе против течения чуть выше выбранного места чалки и, разогнавшись против течения, спокойно приставал к берегу.

Сегодня я хочу совершить обзорный выход на хр. Караташ, скалы которого нависают над ст. Айгир. Подъём "в лоб" здесь довольно крут и ведет на скальные площадки отм. 742,8 м - северной вершины хребта, круто обрывающейся к реке. Из-за близости станции они посещаются довольно часто. Хотя логичнее выходить на них по гребню, набрав высоту по дороге на юг от поселка вдоль левого притока р. Мал. Инзер. Я же хочу выйти в район главной вершины хребта - отм. 919,9 м, с голой каменистой вершиной, выходами скал и отдельными пятнами снега на склонах.


От места моей стоянки ближе подниматься по дороге вдоль р. Катаскин, следующего притока (л). С больших полян в его устье открываются красивые виды на хр. Мал. Ямантау.


Дальше дорога идет вдоль русла реки до пересечения с Инзерской веткой газопровода Уфа-Сибай. Она идет на юг вдоль р. Катаскин и совпадает с дорогой на карте. Трасса шириной 50 м недавно расчищена, ежедневно производится её облет на вертолете, стоят удобные километровые отметки. Дорога часто пересекает вброд мелководную в это время р. Катаскин, (хотя на кустах видны паводковые клочья травы на высоте 1 м), постепенно набирает высоту в живописной лесистой долине. Через 4 км она длинным 3-х км подъемом поднимается на хр. Караташ в районе отм 793 м и переваливает на восток в район ст. Юша. Вершина покрыта лесом, склоны хребта представляют собой заросшую вырубку. Грунт влажный, местами склоны заболочены, труднопроходимы из-за густого подлеска. Решаю вернуться по пути подъёма.

Вернувшись к стоянке, проверяю оставленные метки уровня воды. Дождей не было целую неделю, Мал. Инзер поддерживает уровень за счет снегового питания со склонов Ямантау. При этом уровень воды ежедневно падает на 5 см, шивера становится медководной, а сплав теряет спортивную привлекательность. На р. Лемеза в верховьях нет больших снеговых полей и пороги могут оказаться без воды. Решаю доплыть до ст. Инзер и сняться в г. Уфа, а пеший переход на р. Лемеза совершить в следующий раз, когда будет больше воды.

6 день: сплав по р. Мал. Инзер от устья р. Катаскин до п. Инзер (15 км).

Средний уклон реки ниже порога 4 м/км. Участки мелководной шиверы сменяются несложными каменистыми перекатами. В 500 м выше моста жд. через р. Мал. Инзер в малую воду обнажается порог - горизонтальные сланцевые плиты полого спускаются с левого берега в воду, достигая середины реки. На правом берегу скала. С плит образуются широкие пологие мелкие водоскаты высотой 0,5 - 0,7 м у левого берега, справа каменистый перекат.


Под мостом первый плесовый участок. Ниже бурный перекат с прижимом к скале левого берега и валами высотой 0,5 м на выходе. Дальше бурные перекаты чередуются с широкими разливами на каменистом мелководье и короткими плесами. Поражает маловодность правого притока р. Реветь. За п. Реветь уклон уменьшается, река становится шире, на перекатах вал высотой до 0,5 м. Мелководные перекаты тянутся до п. Инзер. Здание жд. вокзала видно с воды (100 м от реки через жд. пути).


В 16.30 сажусь в электричку Инзер-Уфа через ст. Дема. Проезжая о.п. 95 км (д. Бриштамак) из окна вагона вижу хорошо накатанную дорогу, уходящую вверх по правому притоку в сторону деревни Бриш. Это новая дорога проложена в д. Искушта и по ней ездят на р. Лемеза, взамен упоминаемой в отчетах тропы. Через 2 часа поезд прибывает на вокзал г. Уфа.

В этом году мы наконец-то сменили формат и условное «открытие сезона» провели на освежающем весеннем сплаве на моей любимой горной реке Южного Урала – Большом Инзере! Принять участие в сплаве предложила наша казанская подруга Лиля. Сплав прошёл в компании тур. клуба «След Туриста» из Казани.

Нитка маршрута: Уфа – о.п. 169 км (Карталы) – дер. Кызыл-Яр – Усмангали – пос. Инзер – Уфа. Водная часть: примерно 100-113 км. 28 апреля – 1 мая 2017 года.

Издалека-долго течёт река…

Собраться на такой сплав было непросто. Для начала пришлось искать сплав-средство. Желающих присоединиться к нашей «двойке» и сплавиться на 4-х местном катамаране не нашлось, и мы не придумали ничего лучше, чем взять обычную лодку на двоих. Лодку нам одолжил один очень хороший человек – большое ему спасибо. Итак, нам досталась «Аква-2800» – двушка под мотор, весом 20 кг.

Лоция сплава Карталы-Усмангали ч.1

Сплав было бы очень проблематично провести, не будь он привязан к железной дороге. А так, мы смогли спокойно погрузиться в пятничную электричку на Инзер, в которой ехали студенты, несколько сплавщиков в Тюльму, да праздные туристы в ассортименте на Айгир. Компании, не стесняясь, выпивали всю дорогу и шумно гудели.

Смеркалось. Мы пересели с шумной компанией в «кукушку» на Белорецк. Было смешно наблюдать, как они просят машиниста высадить их прямо у подъема на Айгир. Ну да, пройти 2 км от станции трудно. Мы ехали дальше, в ночь и неизвестность.

Лоция сплава Карталы-Усмангали ч.2

Карталы

На станции 169 км, она же деревня Карталы, она же Картали (так и не поняла, почему, но нас упорно поправляли на «и») было темно. Мы должны были переночевать у реки и утром встретится с Лилей и Co. Я, увидев человека на станции, тут же пошла спрашивать дорогу к воде. Дядька, местный житель, предложил нас подвезти (спасибо!), и уже через 15 минут мы обустраивались на ночлег недалеко от стапеля.

Утром повалил народ из Уфы, Екатеринбурга, а последними приехали измученные долгой дорогой наши казанские туристы.

Милые карталинские козочки

На старте

На сплаве перед нами стояла задача: приручить лодку, не совсем предназначенную для бурной весенней воды. Тем более, нас ждала шивера Сарышта, которой присвоена 2-я категория сложности. На подготовку к этой части у нас был целый сплавной день.

Уже на старте у нас начались смешные и не очень проблемы: слабо накачанная лодка резко уменьшилась в объёме при спуске на воду и тут же вывалились обе сидушки; начало сплава было узкое и извилистое, поэтому мы сразу увязли в кустах и отстали от наших. Хорошо, что вскоре мы причалили на стоянку и подкачали лодку.

Целый день мы привыкали к лодке, учились рулить, придумывали, как лучше разместить вещи и как качать лодку, чтобы она хорошо шла. Пейзаж в этой части был равнинный, деревья скорее ноябрьского, чем майского вида. За первый день прошли 30 км и вскоре встали на ночлег.

Место было живописное: высокая скала усыпана мелконабитым курумником у подножия, красивый и уютный сосновый лес с шишками. Вечером были шикарные песни под гитару, крепкий чай на бог знает каких чудесных травах и душевные разговоры. Мы были рады увидеть наших друзей, познакомиться с новыми людьми. Атмосфера была дружеская и расслабленная, а закат на Инзере только добавил красок в этот день

Где-то на маршруте

Вечерний Инзер

Наша первая стоянка в живописном месте

День второй. На всех парусах

Утром, ещё до завтрака, мы поднялись на скалу. С неё, конечно же, было ни черта не видно, как это часто бывает. Но размяться прогулкой перед активный сплавным днем тоже хорошо. Погода стояла отличная, а на берегах уже совсем не было снега. Во время завтрака мы наблюдали вереницы сплавщиков, проходящих мимо, и собирались в дальнейший путь.

Во время нашего путешествия нам попадались интересные люди: банда каякеров, для которых сплав был скорее тренировкой (спортсмены гребли против течения и делали "перевороты"); дядька из Нефтекамска на одноместной моднейшей лодке, сплавляющийся аж до самой Уфы. В общем, компания на сплаве была разнообразная. Мы немного смущались, что идём на лодке, но оказалось, таких как мы много.

Утренняя прогулка на скалы

Всё вроде идёт отлично

Немного о лодке. Нам попался отличный экземпляр, но всё-таки на бурной и быстрой воде в такой лодке значительно тяжелее, чем на катамаране. Мы дрифтовали на поворотах, чтобы не попасть в сильный поток и не прижиматься к скалам, больше гребли (отчасти потому что нас было двое), заранее планировали манёвры. И, хоть скорость течения была высокая, нам приходилось прикладывать усилия, чтобы идти стабильно и ровно. Огрести от береговых веток, кильнуться и искупаться в ледяном Инзере на маршруте не слишком хотелось.

Вчерашнее обуздание нашего «коня» из ПВХ дало результаты – сегодня нам удалось выйти в авангарде и даже сильно оторваться от казанцев. Так что пришлось их поджидать в некоторых местах. Через два часа мы уже стояли перед шиверой, чтобы сделать беглый осмотр препятствия и пообедать.

Горной реке- скальные пейзажи

Шивера Сарышта – длинный участок, бывший порог. Сейчас имеет сложность 2-й категории. Хотя по весенней воде это только сильные волны, прижимы к скале и небольшие валы.

Мандраж был, конечно, но скорее из-за неопытности в водном туризме. Шивера начинается с места впадения одноименной реки в Инзер: хрустальная серебряная вода с диким рёвом нёсется к Инзеру, и еще больше закручивает и без того крутой поворот. Вода в Сарыште настолько чистая, что я с удовольствием её пью, умываюсь и разговариваю с речкой.

река Сарышта бежит с гор

Кое-где лежит довольно глубокий снег.

После перекуса сразу выходим за своей группой. Качаясь на сильных волнах, стараемся идти по краю потока, зная, как легко можно опрокинуть лодку или пробить её о скалы. Окружающий народ встречает возгласами очередной вал и потихоньку этот участок заканчивается. Впереди деревня Кызыл-Яр. Нежилая, но стоит домик, где можно купить, к сожалению, только алкоголь. Сплавляемся дальше. Идём очень быстро и не попадаем в пещеру Максимовича, которая условно была в плане посещения. Но это и к лучшему.

Со второго дня Инзер меняет свой характер: начались высокие и грозные скалы, ничуть не уступающие в красоте Айским Притёсам. С гор бежит вода, тут и там сияют снежные пятна, а скальники раскрашены во всевозможные краски. Это мох, который захватил тут всё пространство. Почти до 7 вечера мы на вёслах. Прошли порядка 50 километров

Волны есть, но не сильные

Сотни горных родников и ручьёв питают Инзер

Устали и ждём, пока начнём чалиться. Никак не удаётся найти стоянку. И вот, внезапно, из-за крутого поворота видим наши каты, у берега. Не успеваем совершить манёвр (река нёсет на повороте) и метров через 30 встаём в мордохлысте. Лодку заносим на берег и идём к общему лагерю.

Жаль, что не удалось оценить всю прелесть шиверы и пройти её на катамаране. Хотя не для всех это вышло удачно: видели перевернувшийся катамаран и лодку. После ужина нас достаточно быстро разморило, и мы ушли спать, а наши спутники тем временем топили баньку и обсуждали сегодняшний день.

Заключительный день и выезд домой

До Инзера оставалось часа 2 хода. Мы торопились к электричке (в 6 вечера), поэтому этим утром стартовали в одиночестве. Нам вручили распечатанную лоцию, по которой мы решили причалить дальше села Усмангали, у ж/д насыпи в километре от станции. Сегодня мы поддались Инзеру и спокойно дрейфовали по реке, лишь изредка подгребая в нужную сторону. Солнце и спокойная река расслабляли.

Залегания горных пород на Урале

Минут за 15 до Усмангали стали попадаться жилые домики и вдалеке показался посёлок. Увидеть обжитые места было приятно, так как весь сплав проходил по дикой безлюдной местности. В Усмангали уже толпились сплавщики, собираясь ехать домой, а мы пошли дальше. Увидели небольшой водопадик, стекающий с горы. В нашей лоции это место отмечено как «пейзаж в японском стиле с водопадиком». Впереди показалась железная дорога. По берегам грустно и лениво гуляли одинокие коровы.

До электрички оставалось часа три, поэтому мы устроили полноценный спокойный обед, высушили лодку, умылись и привели себя в порядок, и спокойно и аккуратно упаковали вещи. Жаркое полуденное солнце беспощадно светило. Наш первый самостоятельный водный поход был окончен.

В инзерской электричке пьяно гудел и невкусно пах третий вагон, а мы ушли подальше в пустой сидячий вагон, где удобно устроились и в тишине поехали домой.