Чем сложнее тем интересней. Чем сложнее, тем интереснее: азарт и смертельный риск режима "Терминатор" игры XCOM. От Берлина до Кавказа

Андрей МАНЯХИН легко согласился на разговор, и когда при расставании с ним пожимали друг другу руки, мне казалось, мы с ним давно знакомы. Эта легкость в общении не проходила и при подготовке материала о нем.

Я 1978 года рождения, - стал рассказывать механизатор, - на технике работаю с 92-го года. Я в то время еще в школе учился, а на лето уходил работать на технике в бригаде. Отец Андрей Степанович - из династии Маняхиных. Его брат Василий Степанович тут же трудился, а потом уехал в Чистогорск, был там бульдозеристом на шахте. Потом еще Николай Степанович, брат отца, - он и шофер, и тракторист.
А дальше мой новый знакомый приступает к повествованию о том, почему он стал трактористом. Оказалось, парню эта работа легко дается. С отцом с малых лет рядом был постоянно, он и помог устроиться в бригаде, взял к себе на трактор. Под его ответственность дали парню технику.
- Система хорошая была, - улыбается Андрей Андреевич. - Отец помогал, другие трактористы как-то заинтересованы были сделать из меня рабочего человека. Сейчас-то молодежи нет в бригаде. Надо, чтобы юноша если пришел, сразу все знал, потому что это техника, к ней нужно серьезно относиться. А у кого опыта нет… И где ему опыт взять, если не может устроиться?
Можно было и не спрашивать, нравится ли собеседнику быть трактористом, однако как не спросить, чтобы, как говорится, из первых рук ответ услышать, а не самому додумывать.
- По душе ли мне эта работа? - и переспрашивает, и тут же утверждает. - Интересно когда бывает? Чем сложнее - тем лучше! Сложно что может быть? Погодные условия, например. Какие-то тонкие работы. Почему я на погрузчике работаю? Там сосредоточенность нужна, концентрация внимания. Погрузчик ведь универсальный, «Карпатец» называется.
Такой трактор Андрей Маняхин не сразу получил. Сначала были Т-40, затем МТЗ-82, потом грейферный ЮМЗ, и только потом достался ему нынешний «Карпатец». Однако же неправильным будет умолчать, что есть в ведении Андрея Андреевича и другой трактор - «Беларус 1221», которому пошел четвертый год. На нем-то он и будет, как повелось, заниматься заготовкой зеленой массы: сенажа, силоса. Весной тоже без дела не сидел, выполнял поручения бригадира. Сам тракторист сказал: самых разных. На «Карпатца» пересядет зимой, чтобы грузить сенаж, силос.
- Хотелось, чтобы качество отечественной техники было лучше. Где-то собрано на скорую руку, не подтянуто, как надо, где-то не додумано, приходится доделывать за сборщиков и конструкторов.
Тракторист показывает на «Беларус», рядом с которым мы и стоим, стучит ладонью по прикрепленному к нему баку:
- Вот дополнительный топливный бак сами крепили, потому что одного на смену не хватает - заводской маленький. Или вот воздухозаборник вывели наружу из кабины, потому что в ней в посевную пыли очень много. Ну, и по мелочи кое-что делаем.

У Андрея Маняхина в Николаевке семья: жена и двое детей. Старший сын, Вячеслав, нынче оканчивает 11-й класс, дома он помогает по хозяйству, в том числе и управляется со скотом, который есть на подворье Маняхиных. Глава семейства в свободное время, если оно бывает, смотрит по телевизору «Новости», а в них все, что касается правительства. Говорит, интересно слышать обещания и знать, что же выполнено: «Хочу знать, каким будет наш завтрашний день». Еще Андрей Андреевич интересуется фантастикой, а «мыльные оперы», по его выражению, замучили.

Иван СКОРЛУПИН,
Петропавловский район.

В современном мире инженерная деятельность приобретает все более интегрированный, комплексный и инновационный характер. Причем сегодня специалист, имея безграничный информационный ресурс и современные компьютерные системы, может оперативно решать исследовательские, проектные, конструкторские, технологические и другие задачи. Однако движущей силой новейших разработок остаётся талант человека. Именно инженерная мысль, опираясь на опыт и умения, даёт толчок в создании того или иного нового изделия.

Герой нашего номера Юрий Иванович Коновалов как раз из плеяды таких талантливых инженеров. Хотя к своей персоне относится скромно и не считает, что он делает что-то выдающееся, просто честно выполняет свои профессиональные обязанности.

— Мы пять лет ждали, когда Юрий Иванович придёт к нам на завод, — говорит генеральный директор «Автом-2» Евгений Перевозчиков. — Классный специалист, с вдумчивым и ответственным подходом к делу. Имеет огромный опыт.

Поясним, что на «Автом-2» Юрий Коновалов пришел в начале двухтысячных годов. А до этого после окончания политехнического института более двадцати лет работал на Воронежском экскаваторном заводе. Пришёл туда в 1983 году молодым специалистом в должности технолога, через год стал начальником технологического бюро в механосборочном цехе.

— Специальность моя — технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты — меня не разочаровала, наоборот отвечала моим чаяниям и стремлениям и всецело увлекла, — рассказывает о своих первых шагах в профессию Юрий Иванович. — Да и работать на крупном заводе было престижно. Хотя отношение к инженерным кадрам на заводе, мягко говоря, было незаслуженно пренебрежительное. Нас постоянно отправляли то на сельхозработы — прополку и уборку овощей, то на обустройство соцобъектов: подготовку пионерского лагеря к летнему сезону и пр.

После прихода на «Автом-2» круг обязанностей у Юрия Ивановича несколько сузился, но зато в полной мере можно было заниматься инженерной деятельностью в самом прямом смысле этого слова. Да и отношение здесь было другим: инженер — это специалист, способный оптимизировать технологический процесс и создать условия, при которых производство будет максимально выгодным.

— Поначалу я осуществлял технологическое обеспечение, наладку и настройку станков с ЧПУ токарной группы, — продолжает Юрий Коновалов. — Тогда их было немного, но стоит отметить, что на заводе идёт постоянное совершенствование производственного процесса. Внедряются новые передовые технологии, причём зачастую у нас появляется оборудование одним из первых среди предприятий Воронежской области. Постепенно на заводе росли заказы, увеличивались объёмы, появлялись новые направления деятельности. Всё это требовало расширения и усовершенствования имеющейся производственной базы. Оптимизация производственных процессов — сложный, но тем и интересный процесс.

Основная деятельность ООО «Автом-2» — производство специализированного инструмента для всех видов ремонта автомобилей. Изготовление специализированного инструмента хирургического назначения стало одним из новых и приоритетных направлений предприятия. Юрий Коновалов непосредственно занимается разработкой конструкторско-технологической документации и производственного процесса изготовления нового изделия.

— По функциональным возможностям наше устройство значительно превосходит зарубежные аналоги, — рассказывает Евгений Перевозчиков. — Оно рассчитано на широкий диапазон инструментария, применяемого хирургами, и позволяет получить материал из любой точки внутри человеческого тела, практически не нарушая целостность организма. В настоящее время подобные манипуляции медиками осуществляются посредством полосных операций. Наше же устройство даёт возможность быстро и качественно провести исследование организма, практически не доставляя неудобств и без того страдающему от болезни человеку. А возможно, тем самым спасает ему жизнь.

Медицинская тематика не единственное направление, на которое в последнее время устремлены помыслы на «Автоме-2». Здесь активно занимаются подвесным оборудованием для сельскохозяйственной техники, производят изделия для нефтегазовой промышленности. И в каждом заказе есть что-то, что заставляет искать для его выполнения оптимальные способы работы или вообще качественно новый подход. И начинает творить инженерная мысль, у которой нет времени на отдых и тумблера, чтобы её отключить. Она живёт непрерывно до тех пор, пока не появится результат — промежуточный, окончательный не важно. Потому что она уже снова в пути в поиске новых решений. Так считает Юрий Коновалов:

— Я выбрал свою специальность удачно, это соответствует моему складу ума и характеру. Мне интересно заниматься техническими проблемами, и чем они сложнее, тем мне увлекательнее.

Уральский завод тяжелого машиностроения рожден гигантом. В советское время - один из двух центров тяжелого машиностроения, он обеспечивал индустриальное развитие советского государства от Урала и на восток. (Второй центр, работавший на индустриализацию западной части СССР, - украинский Новокраматорский машиностроительный завод.) Огромное производство, достижения которого мерили астрономическими объемами поставляемой продукции. Затраты его покрывались за счет прибыли конечных отраслей советского хозяйства. Вброшенное в рынок, предприятие осталось с ними один на один, без инструментов и навыков генерирования прибыли. Отечественное тяжелое машиностроение, некогда локомотив индустриализации, стало главным страдальцем экономических неурядиц, начиная с болезненного преодоления переходного периода 1990-х и заканчивая вялым восстановлением провала 2008 - 2009 годов.

В разы потеряв в весе, УЗТМ выстоял, и сегодня речь ведет не о выживании, а о создании заделов на будущее (см. «Ранение в руку тяжелым не считается» , «Э-У» № 39 от 22.09.2014). Как и в 1930-е, здесь по-прежнему глубоко и тонко ощущают важность тяжелого машиностроения для развития государства - это основа всего индустриального строя страны.

«Эксперт-Урал» насчитал три важнейших направления развития УЗТМ, которые, на наш взгляд, способны обеспечить известной уральской марке уверенное будущее.

Первичная модернизация

Первый проект - комплексная модернизация производства валков для металлургических прокатных станов. Валки - традиционный для Уралмаша продукт, на заводе и до обновления сохранялись хорошие технологические возможности для их изготовления. Есть соответствующие специалисты, создан парк токарных и шлифовальных станков, способных вытачивать и обрабатывать разноразмерную валковую заготовку. Специально создан термический цех: большие цилиндрические заготовки требуют обработки в вертикальном положении, для этого необходимы специальные шахтные печи, в которых на подвесках валки нагреваются, а затем прокаливаются в особых эмульсиях.

Тем не менее условия рынка внесли корректировки: осенью 2013 года решением акционера собственное металлургическое производство на УЗТМ было закрыто. Напомним, основная причина - нерентабельность оборудования и ветхость промышленных построек 1930-х годов. Кроме того - проблемы с исполнением санитарно-защитных требований (основная экологическая нагрузка приходилась как раз на плавильные мощности). Тогда довольно долго обсуждали, что делать с металлургическим подразделением. Рассматривали три варианта: оставить на Уралмаше, но переоборудовать и в разы сократить мощность; построить новое подразделение на территории Уралхиммаша (как и Уралмашзавод, контролируется Объединенными машиностроительными заводами, ОМЗ, которые в свою очередь входят в группу компаний Газпромбанка); вовсе отказаться от метпроизводства ОМЗ на Урале. Сделать выбор пришлось в пользу третьего варианта. Однако в апреле 2014 года заседание правления Газпромбанка приняло решение о развитии и модернизации производства прокатных валков на УЗТМ. На эти цели предусмотрели вложения 932 млн рублей за 2014 - 2015 годы. Они будут направлены на обновление цехов и приобретение нового оборудования: современных термических печей, установок закалки поверхностного слоя, покупку вальцешлифовального станка. Заметим, что если создавать подобное производство заново, потребовались бы вложения, в три-четыре раза превышающие эту сумму.

Осенью 2014 года был решен вопрос и с сырьем: ОМЗ наладил поставки заготовки с предприятий Ижорской промышленной площадки (Колпино, входит в состав Санкт-Петербурга) - «ОМЗ-Спецсталь» и «ОМЗ-Литейное производство». Руководство ОМЗ объясняет, что все международные компании идут по такому пути: не дублируют производства в каждом регионе, а создают специализированные центры компетенций. Сейчас основная задача Уралмаша - выпускать машиностроительное оборудование. В модернизацию этих мощностей вкладываются средства, обновляется в частности и валковое производство. А на Ижорской площадке как раз центр компетенций в области производства сталей и литья. «ОМЗ-Спецсталь» и «ОМЗ-Литейное производство» - гораздо более молодые комплексы, чем тот, что был на Уралмаше (см. «Подъезжая под Ижоры» , «Э-У» № 44 от 27.10.2014).

В результате в октябре 2014 года на УЗТМ начались работы по реконструкции здания цеха № 39/3, где будет размещено обновленное термическое производство. Сейчас ведется демонтаж старых конструкций и разработка котлована под оборудование. До конца 2014 года в здании зальют новый 12-метровый фундамент, заменят все газовые и водные коммуникации, остекление, установят инфракрасные обогреватели. Получить оборудование для нового валкового производства на заводе планируют летом будущего года. Завершение всех работ в цехе № 39/3 намечено на конец 2015-го. К 2017 году объем производства валков должен вырасти до 14 тыс. тонн (отгрузка в 2013 году составила около 3,5 тысячи).

Базовый спрос

Валки для Уралмашзавода хороши тем, что на них есть очевидный спрос и потребность в них стабильна - это расходный материал для металлопрокатчиков. И если инвестиционные проекты многие холдинги способны отложить по разным причинам, то без плановой замены валков прокатное производство просто остановится.

Благоприятна с рыночной точки зрения ситуация с конкурентной борьбой. В России стальные прокатные валки массово производятся только на ОРМЕТО-ЮУМЗ в Орске (Оренбургская область) и на УЗТМ. На рынке также присутствуют иностранцы, их продукт - классом выше, но и в разы дороже. Такой, как правило, используется на производстве спецсталей, где нужна более высокая точность процесса.

Основным конкурентом для уральской продукции долгое время был украинский Новокраматорский машиностроительный завод. В постсоветский период судьбы НКМЗ и УЗТМ сложились по-разному, и не в пользу последнего. В истории НКМЗ прослеживается личное участие президента Кучмы, что позволило заводу в первую декаду 2000-х быть в отличном тонусе: там сохранили 15 тыс. работающих, провели огромную модернизацию. В результате до последнего времени НКМЗ обеспечивал до 40% российского рынка всех прокатных валков, включая чугунные и валки для специальных станов. Но теперь на стабильность поставок с Украины отечественные заказчики посматривают с сомнением.

Судя по всему, валковое производство на ближайшие годы станет базисным для УЗТМ: спрос стабильный, изготовление типичное. А значит, как минимум, короткие заказы у предприятия будут. По сути, валки - это единственная массовая продукция, которую УЗТМ может предложить рынку. Все остальное, производимое на предприятии, эксклюзивно: будь то дробилки под конкретную горную технологию или шагающий экскаватор под конкретный карьер. Если первый проект всецело направлен на организацию заводского настоящего, то второй оптимистично метит в будущее - на Уралмашзаводе взялись за разработку первого отечественного гидравлического карьерного экскаватора.

Параллельная технология

Для начала техническое отступление. Одноковшовые экскаваторы, используемые для погрузки твердых полезных ископаемых при открытой добыче, бывают двух основных типов. Первый - канатные электрические мехлопаты. Такие машины питаются от стационарного распределительного устройства внешней электросети. Производство карьерных экскаваторов с электрическим приводом - одна из давних, с 1950-х годов, специализация Уралмашзавода. Второй тип - экскаваторы с гидравлическим приводом рабочего оборудования, механизмов перемещения и поворота на автономном дизельном двигателе. Электрические мехлопаты имеют более длительный этап эволюции и исторически более проработаны. Гидравлические экскаваторы появились позже: они имеют много сложных узлов, требуемая надежность которых обеспечена сравнительно недавно, 25 - 30 лет назад.

По конструктивным особенностям электроприводные и гидравлические экскаваторы обладают определенными конкурентными преимуществами. Например, долгое время электрические мехлопаты имели превосходство по показателям вместимости ковша, а значит, были актуальнее в использовании в условиях массивного пласта разрабатываемой породы. Однако в последнее время эта разница стирается: гидравлика следует по пятам.

Если экскаватор работает в условиях высокой прочности породы и требуется частое проведение взрывных работ, электропривод проигрывает: технику из опасной зоны нужно выводить. А передвижение по забою машины, «привязанной» к электросетям, занятие непростое и небыстрое: скорость не превышает километра в час. Скорость передвижения гидравлического экскаватора втрое выше. Кроме того, он в среднем на треть легче, что делает его мобильнее, позволяет работать в условиях, куда электрическому не добраться. Также важно, что гидравлический экскаватор может быть выполнен как с прямой, так и с обратной лопатой (электрический только с прямой), что расширяет возможности его применения.

Себестоимость гидравлического экскаватора ниже, чем канатной мехлопаты с электроприводом, но в эксплуатации и обслуживании он дороже. У него меньше ресурс основных производственных узлов: электрическая машина работает в среднем 25 лет, гидравлическая - около десяти. Да и ГСМ для гидравлики сегодня дороги.

Объемы производства электрических экскаваторов в последние годы сравнительно стабильны и имеют прогноз к снижению, а производство гидравлической техники с начала 2000-х годов стремительно растет - их удельные характеристики улучшаются быстрее. Мировой рынок этих машин примерно поровну поделен четырьмя производителями: Caterpillar, Komatsu, Hitachi и Liebherr. В России они не производятся вообще, а импорт в лучшие годы достигал 200 машин в год - применяются эти машины во всех отечественных горнодобывающих отраслях.

Задача очевидна: необходимо разработать перспективную линейку отечественных гидравлических экскаваторов, организовать производство и выйти для начала на собственный рынок, - рассказывает начальник управления по развитию новых продуктов УЗТМ Александр Самолазов. - В наших планах создать шесть базовых моделей вместимостью ковша от 10 до 45 кубометров. Поставили на заводе эту задачу совсем недавно, год назад. Для этого на УЗТМ было создано управление по развитию новых продуктов, которое сейчас занимается разработкой первой модели - 16-кубового гидравлического экскаватора. На сегодня стадия работы - технический проект, в конце декабря мы будем защищать его на научно-техническом совете предприятия. Мы сотрудничаем по проекту со многими отечественными проектировщиками, но общую идеологию строим сами.

Несущие и основные силовые конструкции Уралмашзавод собирается проектировать и изготавливать самостоятельно; дизельный двигатель планирует закупать у американского поставщика Cummins, а гидравлическую схему прорабатывает совместно с немецкой компанией Bosch Rexroth. Отдельные элементы ходовой части и рабочего оборудования пойдут из-за рубежа. «Во-первых, гидравлики в стране просто нет, - объясняет наличие большого числа иностранных компонентов в конструкции Александр Самолазов. - Во-вторых, если мы хотим конкурировать с четырьмя мировыми производителями-лидерами, то нам стоит использовать лучшие мировые разработки. Появятся эффективные отечественные решения - с удовольствием будем рассматривать новые варианты».

В первой половине 2015 года планируется выдать рабочую документацию в изготовление. Вторая половина 2015-го отводится на изготовление основных конструкций; первый квартал 2016-го - сборка экскаватора, второй квартал 2016 года - испытание на площадке завода, далее - испытание в забоях и отгрузка потенциальным заказчикам. Всего с разработкой линейки из шести машин УЗТМ собирается справиться за десять лет.

Комплексный подход

Не намерен Уралмаш сдавать позиции и в уникальных комплексных работах, об этом - третья часть нашего повествования. Сегодня УЗТМ реализует беспрецедентный проект: на основе современных технологий строит на Михайловском горно-обогатительном комбинате первую в постсоветской истории России обжиговую машину. Михайловский ГОК входит в металлургический холдинг «Металлоинвест», занимает второе место среди горно-обогатительных предприятий России по объему производства, его доля в общероссийском производстве окатышей - около 30%. В настоящее время оснащен двумя обжиговыми машинами ОК-520, изготовленными на Уралмашзаводе и введенными в эксплуатацию в 1977 году. По итогам нового строительства мощность возрастет в 1,5 раза до 15 млн товарных окатышей в год, это выведет предприятие на первое место по производительности в стране. Это будет самая крупная в России фабрика окомкования с обжиговой машиной пятого поколения, фактически завод в заводе. На сегодня строительные работы выполнены на 80%, в монтаже находится около 200 единиц оборудования. На площадке в две смены работает 1200 человек. Завершить строительство всего технологического комплекса планируется в первом квартале 2015 года.

Важно, что для Уралмаша это первый серьезный проект поставки фабрики «под ключ», за исключением строительной части и монтажа оборудования. В рамках проекта завод отвечает за разработку технологии получения окатышей, выполнение проектных работ, поставку оборудования, осуществление комплекса работ по электроприводам и АСУ ТП, ввод фабрики в эксплуатацию, достижение гарантированных производственных показателей и эксплуатацию введенного оборудования в течение всего жизненного цикла фабрики.

Сегодня в России компетенций по строительству таких объектов «под ключ» очень мало, - объясняет генеральный директор Уралмашзавода Александр Шарапов. - Обычно, если у нас в стране горнодобывающая компания берется строить, скажем, обжиговую фабрику, то она должна содержать в штате целую строительную дирекцию: технологов, специалистов по оборудованию, строителей, наладчиков и т.п. В то время как строительство «под ключ» - это давно сложившаяся мировая практика, в этом случае заказчик лишь платит деньги и контролирует проведение работ. Во-первых, это экономия на организационных усилиях и сторонних компетенциях, во-вторых - страховка рисков. Ответственность лежит на генеральном подрядчике и реализуется при помощи механизма отложенного платежа. Стоимость Михайловского проекта составляет около 6 млрд рублей, из них 800 миллионов - это отложенный платеж. Эти деньги мы получим при условии, если мы запускаем проект вовремя, без сбоев выводим оборудование на проектную мощность, обучаем персонал заказчика и т.п. А если что-то идет не так, то сумма отложенного платежа соответствующим образом дисконтируется.

Эта компетенция очень важна для входа на зарубежные рынки. Сегодня, кроме точечной замены существующего оборудования, все новые проекты заводов, фабрик, рудников выполняются «под ключ».

Конечно, ожидать массового спроса на такие работы в России в ближайшие годы не стоит. Но, не имея этой компетенции, подчеркивает руководство УЗТМ, говорить о долгосрочном развитии бизнеса на 10 - 15 лет вперед не представляется возможным. А потенциальные международные заказчики у УЗТМ уже просматриваются. Если эту компетенцию не наработать, предприятие так и останется в цепочке многих поставщиков с незначительными долями в прибыли от реализации комплексных проектов. А фактически распределяет эту прибыль тот самый головной поставщик оборудования, исполняющий для заказчика весь проект «под ключ».

Сегодня производство валков - это направление, которое дает стабильную выручку, позволяет загружать завод в непростые времена. Мы понимаем, что это короткие деньги, но они важны здесь и сейчас; это наш сегодняшний костяк, ядро бизнеса. Гидравлические экскаваторы - задел на будущее, шаг в направлении новой ниши, которая в перспективе повысит нашу экономическую устойчивость, станет расширением будущего ядра бизнеса. Но настоящее продвижение вперед возможно только за счет реализации комплексных проектов - только они способны обеспечить для завода крупные заказы длиной в несколько лет. И чтобы развиваться в будущем, все обозначенные компетенции мы нарабатываем уже сегодня, - резюмирует Александр Шарапов.

27.07.2018, РИА Пензенской области, Пачелмский район. И.Шишкова.

В День торговли поздравления принимают люди самых разных профессий: продавцы, менеджеры, кассиры, товароведы, торговые представители и все те, кто связан с продажей товаров или оказанием услуг.

С развитием рыночных отношений сфера торговли стала одной из самых распространённых и востребованных: по данным Росстата в ней работают около половины малых предприятий страны. В наше время нет проблем с приобретением нужного товара.

Количество магазинов и широкий ассортимент дают нам возможность совершать покупки в соответствии со своими запросами. Но устоять в условиях жёсткой конкуренции, расти и развиваться получается не у всех. Уже более двадцати лет работает в торговой сфере семья Антоновых. Во всех начинаниях у Валентина Александровича была и есть надёжная под- держка – супруга Лидия Юрьевна, сама имеющая торговое образование. Именно с ней мы беседовали накануне профессионального праздника. Начиналось всё в далёкие 90-е с небольшой продуктовой палатки на местном рынке. Затем Антоновы купили магазин «Островок», появился магазин на Гагаринской, «Аист», «Гранд», «Престиж».

Сейчас в семейном бизнесе 5 магазинов, предлагающих самые разнообразные товары: от продуктов, игрушек и хозтоваров до бытовой техники, стройматериалов и мебели. Важной составляющей успешной торговли Лидия Юрьевна считает сложившийся коллектив. Обо всех своих сотрудниках она отзывается с большим уважением: «Важно, чтобы в торговле были честные, порядочные люди, умеющие общаться с покупателями.» Поэтому не удивительно, что в восстановленный после пожара «Гранд» продавцы вернулись на прежние рабочие места. Многие из них работают у Антоновых уже более 10 лет, в частности Ольга Барышникова, Светлана Кувакина и другие. Со дня открытия «Престижа» трудятся здесь Татьяна Суровцева, Юлия Липилина. Дружный коллектив и в «Островке», где к своим покупателям продавцы относятся доброжелательно, учитывая их пожелания и заказы.

Особенностью торговли в небольшом посёлке, по мнению Лидии Юрьевны, является и то, что все друг друга знают. «Мы стараемся пойти навстречу нашим покупателям, ведь многие товары дорогие, и не все могут расплатиться сразу. Всегда знаешь, кому можно продать товар в рассрочку, а кому лучше в долг не давать».

О проблемах и сложностях в преддверии праздника Лидия Юрьевна говорить не захотела. Со всеми проблемами можно справиться, было бы желание работать и продолжать начатое. Конечно же, есть на их пути сложности, но без них жизнь была бы скучной. «Чем сложнее, тем интересней» – жизненный принцип Антоновых.


Наталья Уланова

Главный ветеринарный врач ветеринарной клиники «Бэст», г Новосибирск. Специализируется в области неврологии, травматологии и ортопедии, хирургии и эндоскопической хирургии, визуальной и магнитно-резонансной диагностики. Является членом международного ветеринарного эндоскопического общества (VES) и Европейской ассоциации ветеринарных неврологов (ESVN). Стажировалась в области неврологии и ортопедии в США, в клинике Питера Шренка в г. Брно (Чехия).

2012 г. - является сертифицированным специалистом по эндопротезированию локтевого, тазобедренного и коленного суставов у собак.

2013 – впервые в мире внедрила в ветеринарную практику эндоскопические методики хирургии позвоночника, разработав собственную на основе операций из гуманной ме­дицины.

2014 – представляла Россию на 11-й встрече Всемирного эндоскопического общества во Флоренции (Италия), выступив с докладом «Эндоскопическая нейрохирургия».

Еще полтора года назад мною была разработана методика, позволяющая проводить эндоскопические операции на позвоночнике у собак при дегенеративных заболеваниях дисков типа Hansen I. И более года мы с успехом применяли эту методику на собаках, но только в грудопоясничном отделе. Оперировать шейный отдел у нас не получалось по техническим причинам – не было необходимого оборудования.

Эта методика была представлена мною во Флоренции в прошлом году и вызвала огромный интерес среди европейских и американских коллег. В январе этого года мы обновили эндоскопическое оборудование, необходимое для проведения этих операций, и смогли успешно отработать данную методику на шейном отделе позвоночника. Ее преимущество заключается в том, что мы можем проводить операции на позвоночнике через разрезы в 20 мм. При этом снижаем травматизацию мышц, практически исключаем кровотечение и получаем прекрасную визуализацию спинного мозга, так как оптика увеличивает изображение в 16 раз, что позволяет снизить риски ятрогенного повреждения спинного мозга во время операции. В апреле я планирую выступить с докладом об этой уникальной методике в Санта-Барбаре в США на 12-м съезде Всемирного эндоскопического общества.

Идея разработать подобную методику посетила меня давно. Я предполагала, что если это так широко применяется в гуманной медицине, то наверняка можно этот метод использовать на животных. Я изучила все техники, существующие в гуманной медицине, пересмотрела множество видеороликов и поняла, какое оборудование мне необходимо. Затем мне удалось договориться с производителями этого оборудования о предоставлении комплекта на апробацию, и мы начали работать.

Для проведения столь сложных операций необходимы как оборудование, так и высокий профессиональный уровень специалистов, способных их проводить, а также сплоченная команда. Расскажите об этих трех слагаемых.

Действительно, для проведения подобных сложных операций необходима высокая квалификация специалистов. Прежде чем перейти к методам эндоскопической хирургии позвоночника, мною было прооперировано несколько сот пациентов по стандартной методике. Моя команда – это мои ученики, состоявшиеся врачи, имеющие большой опыт. Некоторые из них уже сами разрабатывают собственные уникальные методики. И опытный анестезиолог, безусловно, является неотъемлемой частью нашей команды. Так сложилось, что в мою команду, как правило, подбираются такие же фанатично преданные профессии люди, как и я, которые постоянно стремятся развиваться и совершенствоваться в профессиональном плане. Именно поэтому у нас многое получается. Что касается оборудования, думаю, ни для кого не секрет, что на данный момент наша клиника является одной из самых технически оснащенных в стране, это позволяет проводить операции высокого уровня.

В вашей практике встречаются и такие случаи, как операция на копытце у северного оленя, и, наверное, есть еще не менее экзотичные эпизоды?

Моя карьера начиналась с увлечения лошадьми. Еще учась в институте, я работала врачом на Новосибирском ипподроме, так как в детстве занималась конным спортом. Это и повлияло на выбор профессии. Хотелось связать свою жизнь с этими животными. Но так как уровень лошадиной ветеринарии у нас на таком уровне, что профессионально развиваться в этом направлении пока сложно – нет клиник для лошадей, недостаточно специалистов, у которых можно было бы учиться, а также нет элементарного оборудования, - я начала работать с мелкими домашними животными, работала хирургом в клинике.

Когда я открыла свою клинику, начала глубоко заниматься своей специализацией – неврологией и ортопедией. Но периодически я все равно продолжаю работать еще и с лошадьми, которых становится сейчас все больше и больше. В нашем регионе почти нет специалистов в этой области, имеющих оборудование, способных провести диагностику и оказать помощь. Поэтому иногда мне приходится преодолевать очень большие расстояния для помощи лошадям. Два года назад я летала в Алма-Ату, чтобы провести диагностику лошадям олимпийской сборной Казахстана по троеборью.

Практически каждый год езжу на машине в Иркутск за 1800 км для обследования лошадей. Неделю назад оперировала лошадь на Алтае, а месяц назад – в Абакане. К сожалению, времени на это катастрофически не хватает.

В связи с этим работа с северным оленем не является для нас экзотикой. У оленя была сломана пясть, мы сделали остеосинтез костей пясти с использованием титанового имплантата и успешно его прооперировали. Это была сложная хирургическая операция с высоким риском того, что имплантат не приживется из-за отсутствия в области пясти мягких тканей. Спустя год этот же владелец обращался к нам с другим оленем, у которого был завал рубца, и мы также успешно прооперировали его по поводу не­проходимости. Мы не раз в клинике оперировали пони и жеребят, а однажды даже заводили небольшую лошадь и оперировали ее прямо в клинике по поводу перелома плеча. У нас есть опыт хирургического лечения различных обезьян и пресмыкающихся. В прошлом году наш офтальмолог оперировала зеленую мартышку по поводу ка­таракты. Стараемся помогать всем животным!

Ваши интересы и специализация лежат в области хирургии, ортопедии, неврологии... Почему вы выбрали такую сложную, более ассоциирующуюся с мужской, работу?

Я такой человек, для меня – чем сложнее, тем интереснее. Мне постоянно нужно ставить перед собой нереальные, на первый взгляд, цели, и это дает ощущение драйва. Когда этого нет, скучно жить. Так же и в специализации. Неврология и ортопедия сочетают в себе, пожалуй, самые сложные и рискованные методики. Процесс познания доставляет мне большое удовольствие, когда ты стремишься освоить ту или иную методику, и у тебя получается. Обычно, как только цель достигнута, наработав достаточный опыт и сделав свои выводы, я теряю интерес к изученному методу, обучаю своих учеников и начинаю осваивать что-то новое. В последнее время у меня появилось много новых идей и решений по некоторым патологиям, но пока об этом говорить рано, они в разработке.

- Как вы считаете, какую роль играет личность в вашей профессии?

Огромную роль. Ветеринарные врачи в основной своей массе, безусловно, сильные личности. Это особенно характерно для хирургии, где работают люди, которые должны нести ответственность и быстро принимать решения. Судя по моему опыту, слабые люди уходят из профессии сами. Работа у нас тяжелая и физически, и, тем более, психологически. Не раз было такое: приходит молодой специалист, вроде все ему интересно, обучается, растет профессионально, а через год-два уходит работать совсем в другую сферу и говорит, что разочаровался в профессии.

- Есть ли у вас мечта?

Наверное, я не мечтатель. Все мои мечты – это планы и цели, к которым я иду и которым, думаю, суждено сбыться!

-Что вы считаете своим самым большим достижением в жизни на сегодняшний момент?

Мне удалось создать клинику, которая по своему техническому оснащению и уровню специалистов на сегодня является одной из ведущих в стране и, безусловно, лучшей в Сибири и на Дальнем Востоке. Конечно, организационных и кадровых проблем у нас хватает, до идеала еще далеко. Но мы работаем и в этом направлении.

- Есть ли произведения искусства или литературы, оказавшие на вас влияние?

В основном, это литература по развитию личности.

- Ваше хобби?

Горные лыжи, яхтинг и путешествия.

Интервью взяла Галина Прохорцова