Концепция ума в учении анаксагора. Движущая сила возникновения мира. Учение Анаксагора

Древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской

философской школы Был обвинен в безбожии и изгнан (431). Автор учения о

неразрушимых элементах -- "семенах" вещей (гомеомерий). Движущий принцип

мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.

Анаксагор родился около 500 года до н э в Клазоменах - небольшом, но в то время

процветавшем приморском городке малоазииской Ионии Отец Анаксагора, Гегесибул

(или Евбул), был зажиточным человеком, оставившим после своей смерти

значительное

состояние. Однако у Анаксагора уже в раннем возрасте пробудился страстный

интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие к любой практической

деятельности. Поэтому он вскоре уступил полученное им в наследство имущество

(включавшее значительную земельную недвижимость) ближайшим родственникам, а сам

покинул Клазомены и отправился странствовать

Неизвестно, совершил ли он, подобно Демокриту, путешествия в страны Ближнего

Востока (эпоха греко-персидских войн, на которую пришлась молодость Анаксагора,

возможно, не очень этому благоприятствовала), но в какое-то время Анаксагор

оказался в Афинах и там обосновался.

Переезд Анаксагора в Афины связан с глубокими историко-культурными последствиями

он символизировал перенесение ионийской учености на аттическую почву. Афины,

бывшие до этого родиной государственных деятелей, законодателей, полководцев,

обрели, наконец, первого крупного философа Ученик Анаксагора, Архелай, был уже

коренным афинянином, таким образом, Анаксагора можно считать основоположником

афинской философской школы, давшей впоследствии миру многих блестящих

мыслителей, и в первую очередь, конечно, Платона и Аристотеля

Несмотря на то что, будучи метеком, то есть иноземцем, не обладавший правами

афинских граждан, Анаксагор не мог принимать участия в политической и

общественной жизни Афин, он вскоре занял заметное положение в духовной элите

города, чему несомненно способствовала его дружба с вождем демократической

партии Периклом, в дальнейшем ставшимся фактическим правителем афинской

республики. Многие позднейшие источники называют Перикла учеником Анаксагора

Прямое ученичество здесь вряд ли могло иметь место, но можно считать

несомненным, что Перикл уважал Анаксагора и прислушивался к его мнениям и

советам Вторая жена Перикла, знаменитая Ас-пасия, женщина умная и образованная,

сформировала кружок выдающихся представителей тогдашней афинской интеллигенции,

включавший трагика Еврипида, скульптора Фидия и др. К этому кружку принадлежал и

Анаксагор , оказавший, в частности, большое влияние на Еврипида, о чем

свидетельствует ряд фрагментов из произведений знаменитого трагика, содержащих

несомненные отзвуки воззрений Анаксагора

К концу 30-х годов V века до н э, когда положение Перикла в качестве главы

государства стало менее прочным, его политические противники возбудили судебные

преследования лиц, которые были к нему близки, в том числе Фидия, Аспасии и

Анаксагора Обвинительные формулировки в каждом случае были различны, но

политическая подоплека этих дел была ясна все они были направлены на подрыв

населения Анаксагор обвиняется в безбожии и в распространении учений о небесных

светилах, противоречивших традиционным религиозным представлениям Философу

грозит смертный приговор, при содействии Перикла он тайно покидает Афины.

Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке - богатом торговом городе на берегу

Геллеспонта Умер он в 428 году до н э. окруженный почетом и уважением

лампсакских граждан В течение длительного времени после смерти философа

лампсакцы устраивали в его память ежегодные детские празднества.

Такова внешняя канва жизни Анаксагора. Труднее сказать что-либо о его научной

биографии, в частности об эволюции его философских воззрений. Интерес к науке,

как уже было сказано, пробудился у него еще в ранней молодости Живя в

Клазоменах, расположенных недалеко от Милета, Анаксагор мог без труда разыскать

и прочесть сочинения знаменитых милетцев - Анаксимандра и Анаксимена, оказавшие,

судя по всему, громадное влияние на формирование его собственного мировоззрения.

Не случайно позднейшие доксографы называют Анаксагора учеником Анаксимена.

Непосредственно слушать Анаксимена Анаксагор, конечно, не мог, даже будучи

мальчиком: последний великий представитель милетской школы умер, по-видимому,

еще до рождения Анаксагора, но его идеи оказали влияние на молодого клазомен-ца.

Прежде всего это касается учения о происхождении и структуре космоса,

рассматриваемого как нечто целое. Об Анаксагоре рассказывают, что в молодости он

любил наблюдать за небесными явлениями с вершины мыса Миман-та, находившегося по

соседству с Клазоменами. Можно предполагать, что это не были точные

астрономические наблюдения за восходом и заходом светил, движениями планет и т.

д. Астрономом в строгом смысле слова Анаксагор никогда не был, и его

астрономические познания даже в поздний период его деятельности оставались

весьма примитивными. В этом отношении Анаксагор уступал современным ему

пифагорейцам, не говоря уже о вавилонских астрономах, владевших совершенной

методикой астрономических наблюдений. Отношение Анаксагора к ночному небесному

своду имело, скорее, эстетический характер. Согласно преданию, когда Анаксагора

спросили, ради чего лучше родиться, чем не родиться, он ответил: "Чтобы

созерцать небо и устройство всего космоса". Космос поражал Анаксагора

совершенной разумной организацией, которая, как ему представлялось, не могла

быть результатом действия слепых, беспорядочных сил.

Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы , ставил вопрос о

том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников эту основу мира

он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые он называл

гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим.

Отдельные вещи состоят из отдельных семян Характер вещи, ее свойства зависят от

преобладания того или иного типа семян Так, в кости имеются различные семена, но

преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего

кусочков мяса Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не

наблюдаемы. Возникают все вещества из "подобочастных" частиц-семян, что

выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего - все". Семена, из

которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы.

Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их

соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии были попытки

(например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако

на самом деле ум понимается Анаксагором и как духовная, и как материальная

механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как

причина или основа мировой упорядоченности.

В области познания Анаксагор считал, что главная роль принадлежит чув-

ствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам

не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того,

он придавал особое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из

которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их

существовании посредством ума, они постигаются только умом.

С космологическими воззрениями Анаксагора связано одно событие, дата которого

известна более или менее точно. Это падение большого метеорита в 467-466 годах

до н. э. вблизи устья реки Эгоспотамы (на северном побережье Эгейского моря).

метеорита, причем они усматривали в этом предсказании проявление величайшей

мудрости философа. Разумеется, ни о каком предсказании в строгом смысле слова не

могло быть и речи. Ближе всего к истине был, по-видимому, Плутарх, который писал

об этом так: "Говорят также, будто Анаксагор предсказал, что если находящиеся на

небе тела подвергнутся какому-либо колебанию или сотрясению, то одно из них

может сорваться и упасть..."

Из слов Плутарха следует, что Анаксагор не предсказал падение данного

конкретного метеорита, а обосновал возможность таких явлений. Падение метеорита

в 467-466 годах до н. э. казалось блестящим подтверждением его концепции

небесных тел как раскаленных каменных глыб, удерживаемых в высоте силой

круговращательного движения. Эта концепция была развита им еще до указанной даты

Отсюда и видимость предсказания. Представляется вероятным, что Анаксагор

совершил поездку к месту падения метеорита и сам осмотрел его. Мы не знаем, жил

ли он уже в это время постоянно в Афинах или это был период его странствий по

городам Греции. Свидетельства, указывающие, что он прожил в Афинах около

тридцати лет, говорят скорее в пользу второй возможности. А если это так, то в

Афины он прибыл как человек, уже прославившийся своей мудростью и ученостью.

Физическая теория Анаксагора, ставшая предметом особого внимания Аристотеля, с

одной стороны, а с другой - современных исследователей античной философии была

разработана, по-видимому, в более поздний период жизни философа. Как и

аналогичные концепции других современных Анаксагору мыслителей - Левкиппа и

Эмпедокла, она испытала мощное воздействие идей Парменида. Мы не знаем,

встречался ли когда-либо сам Анаксагор с Парменидом (это могло произойти во

время известного посещения Парменидом и Зеноном Афин в середине V века до н. э.,

о котором сообщается в нескольких платоновских диалогах), или же он был знаком

со взглядами элейского мудреца лишь по его поэме, приобретшей к тому времени

широкую известность. Во всяком случае в дошедших до нас фрагментах сочинения

Анаксагора мы явно ощущаем отзвуки парменидовских (а может быть, также и

зеноновских) формулировок Более спорным является вопрос, был ли знаком Анаксагор

с учением об элементах Эмпедокла и с атомистикой Левкиппа. Категорически

отрицать ни ту ни другую возможность мы не имеем права, поскольку свое

сочинение, в котором были изложены итоги его научно-философских изысканий,

Анаксагор написал, по-видимому, уже на склоне лет. Ведь нельзя считать случайным

указание Ари-

стотеля, что Анаксагор был "по возрасту раньше Эмпедокла, а по делам своим позже

него" Вполне возможно, что именно появление и быстрое распространение этого

сочинения послужило формальным предлогом к обвинению Анаксагора в безбожии

Этот труд Анаксагора был также и единственным, в этом отношении Анаксагор не

отличался от большинства философов-досократиков Сообщения о том, что у

Анаксагора были еще и другие сочинения, совершенно недостоверны Римский ученый

что Анаксагор, так же как и Демокрит, писал что-то по вопросу театральной

перспективы, однако это были, по-видимому, не научные сочинения, а лишь краткие

инструкции для художников-декораторов Плутарх сообщает, что, находясь в тюрьме,

Анаксагор занимался проблемой квадратуры круга Это была модная тогда проблема,

над решением которой трудились софисты Гиппий и Антифонт, математик Гиппократ

Хиосский и др Но что касается Анаксагора, то нет никаких свидетельств о том, что

эти его занятия привели к каким-либо результатам

Сочинение Анаксагора было написано простои и ясной прозой, послужившей образцом

для трактатов Демокрита и других позднейших ученых И в этом отношении Анаксагор

следовал своему милетскому предшественнику Сочинение Анаксагора состояло, по-

видимому, из нескольких книг в первой из них была изложена космогоническая

концепция и формулировались общие принципы его теории материи, а последующие

кнши были посвящены конкретным вопросам космологии, метеорологии, физической

географии, биологии (в частности, эмбриологии), психологии (в частности,

проблеме ощущений) и т д Мы не знаем, содержались ли в книгах Анаксагора какие-

либо суждения исторического или социологического характера, позднейшие источники

хранят по этому поводу полное молчание Но и без этого сочинение Анаксагора

охватывало всю совокупность тогдашних знаний "о природе"

До нас дошло около двадцати фрагментов этого сочинения, большая часть которых

цитируется неоплатоником Симпликием (VI век до н э) в его комментариях к

"Физике" Аристотеля Почти все эти фрагменты относятся к первой книге,

интересовавшей Аристотеля в наибольшей степени

О популярности сочинения Анаксагора в Афинах в конце V века до н э

свидетельствует Платон, ссылающийся на это сочинение в "Апологии Сократа",

"Федоне" и "Кратиле", причем из слов Сократа в "Апологии" следует, что незнание

этого сочинения считалось в то время признаком невежества Любопытно, что там же

имеется место, рассматриваемое многими исследователями как указание на цену,

которую платили тогда в Афинах за копию (вернее, за один свиток) сочинения

Анаксагора Хорошо помнили афиняне и самого Анаксагора, о котором ходили

многочисленные рассказы, впоследствии образовавшие устойчивую, прошедшую через

многие века легенду Из этой легенды - при всей недостоверности ее отдельных

деталей - вырисовывается цельный и, по-видимому, исторически верный образ

философа

Прежде всего легенда представляет Анаксагора как человека, целиком посвятившего

себя науке, то есть как ученого-профессионала В Греции сере-

дины V века до н э это был новый тип человека Все предшественники Анаксагора, о

жизни которых у нас имеются какие-либо сведения, - Фалес, Пифагор, Ксенофан,

Гераклит, Парменид - были государственными деятелями, поэтами, религиозными

вождями, но профессиональных ученых среди них не было

Весьма необычным, с точки зрения греков того времени, было у Анаксаго ра

отсутствие узкого патриотизма, приверженности к родному полису Покинув Клазомены

Город, где он родился и вырос и где у него остались родственники, Анаксагор,

насколько известно, никогда не хотел туда вернуться Как сообщает Диоген

Лаэртский, на вопрос "Неужели родина тебя нисколько не интересует9" - Анаксагор

ответил, указав на небо "Помилуй бог1 Родина даже очень интересует меня" А

согласно другому рассказу, когда Анаксагор умирал в Лампсаке и друзья спросили

его, не желает ли он быть перевезенным на родину, в Клазомены, он сказал "Совсем

этого не нужно ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен"

Вторая черта Анаксагора как человека - равнодушие к материальным благам

Отказавшись от полученного им по наследству имущества, Анаксагор полагал, что

тем самым он обрел внутреннюю свободу, столь необходимую для философа,

посвятившего себя поискам истины По свидетельству Аристотеля, Анаксагор не

считал счастливыми ни богача, ни властелина, говоря, что он не удивился бы, если

бы по-настоящему счастливый человек показался толпе глупцом У нас нет сведений о

частной жизни Анаксагора, но можно с основанием предполагать, что его быт

отличался скромностью и простотой В этом отношении Анаксагор полностью

соответствовал аристотелевскому идеалу философа, ведущего умеренный,

"созерцатеаьный" образ жизни Кроме того, он был неизменно серьезен (по словам

одного источника, его никогда не видели ни смеющимся, ни улыбающимся) и, по-

видимому, не отличался особой общительностью - свойство, объясняющее, почему,

живя в одном городе с Сократом, он никогда с ним не беседовал

Еще одна черта Анаксагора, отмечавшаяся древними авторами, - твердость духа в

любых, даже самых тяжелых для него обстоятельствах Во многих источниках

сообщается о словах Анаксагора, якобы сказанных им при получении известия о

смерти сына "Я знал, что родил его смертным" Некоторые авторы говорят о смерти

сразу обоих сыновей философа и о том, что он сам хоронил их

Другой рассказ, характеризующий ту же черту Анаксагора, связан с судебным

преследованием, которому он подвергся в Афинах Узнав о вынесении ему смертного

приговора, Анаксагор будто бы спокойно сказал "Природа давно присудила [к

смерти] и меня, и их [судей]"

Как же случилось, что такой достойный и уважаемый человек был осужден в Афинах -

в городе, который к тому времени уже стал признанным центром греческой культуры9

Обвинение заключалось в том, что взгляды Анаксагора действительно резко

расходились с господствовавшими в то время религиоз ными представлениями

Утверждения Анаксагора, что звезды - это раскаленные камни, оторванные от Земли

силой космического круговращения, что Солнце - огромная воспламенившаяся глыба,

а Луна - тело, во многом подобное Земле и, может быть, обитаемое, не могли не

вызывать возмущения

у ревнителей старых традиций и обычаев. Убеждение в божественной сущности

небесных светил было одной из неотъемлемых черт греческой, да и вообще любой

политеистической религии.

Анаксагор не отрекся публично от своих взглядов и вынужден был бежать из Афин.

Два столетия,протекшие с момента предсказания Фалесом Милетским солнечного затмения,действительно случившегося 28 мая 585 г.до н.э.бы­ли не только эпохой расцвета классической греческой культуры,но именно с этого отсюда берут начало основные традиции всей европейской цивили­зации.

В плане социально-политическом в течение этих двух столетий дости­гает своего наивысшего развития,а затем обнаруживает черты неотврати­мого упадка политическая форма греческого города-государства.В плане геополитическом - это эпоха расцвета Афин,которые сделались общеприз­нанным политическим и культурным центром Эллады.

Именно в это время происходит критический момент развития филосо­фии,когда Парменид впервые поставил проблему бытия - первую подлинно философскую проблему,сформулированную ясным и недвусмыленным обра­зом:как можно мыслить бытие,если бытие это то,что есть,в отличие от того,что только кажется или является.Без всякого преувеличения можно сказать,что философская онтология(учение о бытии)- а вместе с ней и настоящая философия вообще-началась с Парменида.Даже у Гераклита фило­софская проблематика еще очень затемнена мифопоэтической оболочкой,в

которую он облекал свои учения.

Но Парменид не только поставил философскую проблему бытия,но и решил ее - решил прямолинейно:"бытие есть,а небытия нет".Истинное бы­тие,согласно заключениям Парменида,едино,нераздельно,неизменно и не­подвижно,весь же чувственно воспринимаемый мир,состоящий из множества возникающих,меняющихся и исчезающих вещей,лежит за его пределами.Для того,чтобы спасти положение,Пармениду пришлось дополнить учение об ис­тинном бытии учением об "мнениях смертных",в котором он изложил космо­логическую концепцию.

Но подобная двойственность не могла удовлетворить более поздних философов.К ним относились Левкипп,Эмпелокл и Анаксагор.Все они пыта­лись найти такое решение проблемы бытия,которое снова восстановило бы

единство мира,расколовшегося у Парменида на две сферы,не имевшие друг

с другом ничего общего.В результате возникли три философские и однов­ременно естественнонаучные концепции,которые сделались классическими парадигмами для многих последующих поколений ученых,занимавшихся фило­софией природы.

Но все они,Эмпедокл,Левкипп и Анаксагор,были по духу как и фило­софами,так и естествоипытателями.Поэтому предложенные ими решения проблемы бытия сводились к отысканию внутренней структуры чувственно воспринимаемых вещей,которая не противоречила бы требованиям,предъяв­лявшимся Парменидом к истинному бытию.

Концепция Эмпедокла в наибольшей степени соответствовала привыч­ным традиционным взглядам о четырех элементах,в числе которых обяза­тельно фигурируют огонь,вода и земля,которые были известны еще в глу­бокой древности.Наоборот,учение Левкиппа,развитое его учеником Демок­ритом,было для того времени новым и абсолютно оригинальным.

О жизни Анаксагора известно довольно мало,но все же больше,чем о жизни некоторых его современников и предшественников. Анаксагор родил­ся около 500 г. до н.э. в Клазоменах - небольшом,но в то время процве­тавшем приморском городке малоазийской Ионии.Отец Анаксагора,Гегеси­бул,был зажиточным человеком,оставившем после своей смерти значитель­ное состояние.Однако у Анаксагора уже в раннем возрасте пробуждается страстный интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие к любой практической деятельности.Поэтому он уже в скоре уступает полученное им в наследство имущество ближайшим родственникам,а сам покидает Кла­зомены и отправляется странствовать.Неизвестно,совершил ли он,подобно Демокриту,поездки в страны Ближнего Востока,но в какое-то время Анак­сагор появляется в Афинах и там обосновывается.

Переезд Анаксагора в Афины связан с глубокими историко-культурны-

ми последствиями:он символизировал перенесение ионийской учености на

аттическую почву.Афины,бывшие до этого родиной государственных деяте­лей,полководцев,обрели,наконец,первого крупного философа.Анаксагора можно считать основоположником афинской философской школы,давшей в последствии миру многих блестящих мыслителей,таких как Платон и Арис­тотель.

Несмотря на то,что Анаксагор не обладал правами афинских граж­дан,он вскоре занимает значительное место в духовной элите города,чему несомненно способствовала дружба с вождем демократической партии Пе­риклом,в дальнейшем ставшим фактическим правителем афинской республи­ки.

Многие источники называют Перикла учеником Анаксагора,Прямое уче­ничество вряд ли могло иметь здесь место,но можно считать несомнен­ным,что Перикл уважал Анаксагора и прислушивался к его мнениям и сове­там.

К концу 30-х годов Vв.до н.э.,когда положение Перикла в качестве главы государства стало менее прочным,его политические противники воз­будили судебные преследования лиц,которые были к нему близки,в том числе и Анаксагора.Анаксагор обвинялся в безбожии и в распространении учения о небесных светилах,противоречивших традиционным религиозным представлениям.Философу грозит смертный приговор;при содействии Перик­ла он тайно покидает Афины.

Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке- богатом торговом городе на берегу Геллеспонта.Умер он в 428г. до н.э.,окруженный поче­том и уважением лампсакских граждан.В течение длительного времени пос­ле смерти философа лампсакцы устраивали в его память ежегодные детские празднества.

Такова внешняя канва жизни Анаксагора.Труднее сказать что-либо о

его научной биографии,в частности об эволюции его философских воззре­ний.Интерес к науке,как уже было сказано,пробуждается у него в ранный молодости.Живя в Клазоменах,недалеко от Милета,Анаксагор мог без труда отыскать и прочесть сочинения знаменитых милетцев - Анаксимандра и Акаксимена,оказавшие,судя по всему,громадное влияние на формирование его собственного мировоззрения.Не случайно позднейшие доксографы назы­вают Ангаксагора учеником Анаксимена.Непосредственно слушать Анаксиме­на Анаксагор,конечно,не мог,даже будучи мальчиком:последний великий представитель милетской школы умер,по-видимому,еще до рождения Анакса­гора,но основная проблематика анаксименовского сочинения оказалась в центре внимания клазоменца.Это была космологическая проблематика,точ­нее говоря это было учение о происхождении и структуре космоса,расс­матриваемого как нечто единое целое.

Об Анаксагоре рассказывают,что в молодости он любил наблюдать за небесными явлениями с вершины Миманта,находившегося по соседству с Клазоменами.Астрономом в строгом смысле слова слова Анаксагор никогда не был,и его астрономические познания даже в последний период его дея­тельности оставались весьма примитивными.

Космос поражал Анаксагора совершенной разумной организацией,кото­рая,как ему представлялось,не могла быть результатом действия сле­пых,беспорядочных сил.В мире должно существовать некое организующее и упорядочивающее начало,которое приводит в действие весь ход мирового процесса и определяет устройство космоса как единого развивающегося целого.Впоследствии он обозначит это начало термином nous,т.е.Разум.

Физическая теория Анаксагора,явившаяся предметом особого внимания Аристотеля,с одной стороны,а с другой - современных исследователей ан­тичной философии,была разработана,по видимому,была разработана в позд­ний период жизни философа.

Афинские легенды рисуют нам Анаксагора как человека,целиком пос­вятившего себя науке,т.е.как ученого-профессионала.В Греции середины Vв.до н.э. это был новый,дотоле небывалый тип человека.Все предшест­венники Анаксагора,-Фалес,Пифагор,Гераклид,Парменид-были государствен­ными деятелями,поэтами,религиозными вождями,но профессиональных ученых в позднейшем смысле слова среди них не было.

Весьма необычным,с точки зрения греков,было у Анаксагора отсутс­твие узкого патриотизма,приверженности к родному полису.Покинув Кламе­зоны,Анаксагор,как известно,никогда не стремился туда вернуться.Как сообщает Диоген Лаэртский,на вопрос:"Неужели родина тебя нисколько не интересует?"-Анаксагор ответил,указав на небо:"Помилуй бог!Родина очень даже интересует меня!".А когда Анаксагор умирал в Лампса­ке,друзья спросили его,не желает ли он быть перевезенным в Клазоме­ны,он сказал:"Совсем этого не нужно:ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен".

Подобный космополитизм,осознание себя гражданином вселенной,пред­восхищ ал мироощущение философов эллинической эпохи,но отнюдь не был типичен для Vв.до н.э.

Вторая черта Анаксагора как человека - равнодушие к материальным благам.Отказавшись от полученного им в наследство имущества,Анаксагор полагал,что тем самым он обрел внутренюю свободу,столь необходимую для философа,посвятившего себя поискам истины.По свидетельству Аристоте­ля,Анаксагор не считал счастливым ни богача,ни властелина,говоря,что он не удивился бы,что если бы по настоящему счастливый человек пока­зался бы толпе глупцом.В этом отношении Анаксагор полностью соответс­твовал аристотелевскому идеалу философа,ведущего умеренный,"созерца­тельный"образ жизни.Кроме того,он был неизменно серьезен,и по-видимо­му,не отличался особой общительностью - свойство,объясняющее,поче-

му,живя в одном городе с Сократом,он никогда с ним не беседовал.

Еще одна черта Анаксагора,отмечавшаяся древними авторами,-твер­дость духа в любых,даже самых тяжелых для него обстоятельствах.Извест­ны слова Анаксагора,сказанные им при получении известия о смерти сы­на:"Я знал,что родил его смертным".

Из всей совокупности свидетельств об Анаксагоре выступает образ человека,который бесспорно должен был внушать уважение всем,кто с ним встречался.Этот образ Анаксагора перешел в века и сделался прототипом идеального образа мудреца и философа вообще.

Взгляды Анаксагора резко расходились с господствовавшими в то время религиозными представлениями.Утверждения Анаксагора,что звезды-э то раскаленные камни,оторванные от Земли силой космического круговра­щения,что Солнце - это огромная воспламенившаяся глыба,а Луна - те­ло,во многом подобное Земле и,может быть обитаемое,не могли не вызвать возмущения у ревнителей старых традиций и обычаев.Убеждение в божеской сущности небесных светил было одной из неотъемлемых черт греческой,да и вообще любой политеистической религии.Это убеждение преодолевалось медленно и с трудом,о чем свидетельствует то обстоятельство,что Платон еще причислял небесные светила в богам,а Аристотель,пришедший в своей метафизике к весьма абстрактной форме монотеизма,редко противопостав­лял их вещам подлунного мира,поскольку они состоят из эфира - элемента небесных сфер,имеющего особую,божественную природу.

Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э.) родился в Ионии в г. Клазомены. Еще в молодости, отказавшись от наследства, он решил полностью посвятить себя науке. Позднее он переселился в Афины, где прожил около тридцати лет. В Афинах, переживавших период расцвета, Анаксагор входил в круг приближенных Перикла - фактического правителя этого города-государства. Однако, в конце жизни Анаксагор подвергся судебному преследованию и едва не был приговорен к смертной казни, в соответствии с законом, который приравнивал к государственным преступлениям непочитание богов и объяснение небесных явлений естественным образом. Только вмешательство Перикла спасло философа, но он был вынужден покинуть Афины. Он вернулся в Ионию и вскоре умер.

Анаксагору принадлежит сочинение под традиционным для того времени названием "О природе", от которого сохранилось около двадцати фрагментов.

Мировоззрение Анаксагора сформировалось под влиянием учений Парменида, Эмпедокла и милетской школы. Но в отличии от большинства тогдашних древнегреческих мыслителей, Анаксагор первоначалами мира считал не какую-то одну природную стихию, как это было у ионийских философов, и даже не смешение этих стихий, о чем говорил Эмпедокл. Первоначала - это мельчайшие, невидимые частицы всех вещей, которые только могут быть в мире. Сам Анаксагор называл эти частицы "семенами всех вещей". Впоследстии Аристотель назвал эти семена "гомеомериями".

Каждая гомеомерия представляет собой частицу какого-либо вещества - земли, воды, огня, золота, дерева и т.д. Гомеомерии бесконечны по числу и по делимости, т.е. могут делиться до бесконечности, сохраняя при этом свойства того или иного вещества. Именно гомеомерии составляют в итоге любое вещество. Более того, в каждой веще, в каждом веществе существуют и все гомеомерии. Анаксагор говорил: "Во всем содержатся все вещи". Качественное же существо той или иной вещи возникает в том случае, когда гомеомерии одного рода преобладают над гомеомериями других родов. Так, золото является золотом потому, что гомеомерии золота в данном веществе составляют большинство. Такие же гомеомерии золота содержатся и в дереве, но они - лишь небольшая часть среди других гомеомерий, в дереве же преобладают гомеомерии дерева.

Гомеомерии существовали изначально, они не обладают моментом рождения или моментом уничтожения. Анаксагор, опираясь на мнение Парменида, утверждал, что не может нечто возникнуть из ничего: "Каким образом из не-волоса может возникнуть волос и из не-плоти - плоть?"

Первоначальное состояние мира - это смесь гомеомерий, неподвижная и бесконечная. Однако существует и сила, способная начать движение этой смеси. Таковой силой Анаксагор считал Ум (Нус). Ум - понятие чисто идеальное, и единственное, не смешанное ни с чем другим. Ум обладает абсолютным могуществом. Именно силой Ума начинается мировое круговращение, во время которого происходит смешение и разделение гомеомерий, и, соответственно, возникновение тех или иных реальных вещей.

Постепенно, в процессе кругообращения плотное, влажное, холодное и темное сходятся в одно место и образуют землю, а разряженное, горячее, сухое и светлое устремляются вверх и возникает небо. Вокруг всего мира находится эфир, который Анаксагор не отождествляет с обычным воздухом. Эфир, продолжая вращаться, отрывает от земли камни, которые, воспламеняясь превращаются в звезды, солнце и луну. Но отдельные камни продолжают падать на землю - это метеориты.

Проблему возникновения жизни Анаксагор решал путем признания того, что в первичной смеси гомеомерий существовали и гомеомерии живых существ. Со временем они стали падать на землю, что и привело к зарождению будущих живых организмов.

Учение Анаксагора стоит несколько особняком в системе древнегреческой философии. Ни до него, ни после античные философы не акцентировали внимание на том, что все мире состоит из изначально существовавших "семян всех вещей". В то же время его учение о безгранично могущественном Уме, повлияли на последующих философов, сторонников идеалистических учений.


© Все права защищены

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР

(Anaxagoras) из Клазомен (ок. 500-428 до н.э.) - др.-греч. и ученый. Около 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской филос. школы. Был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От сочинений А. до нас дошли 20 фрагментов.
Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение А. сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, слагавшуюся из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное , сообщенное ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее филос. («вечный » Аристотеля, «первичного толчка» в философии Нового времени), означала радикальное источника движения косной, инертной материи. А. описывал как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, и утверждал, что он «содержит полное обо всем и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации Космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.
Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение «семена» стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всем имеется часть всего», каждая же кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований количество любого рода вещества остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». Эти принципы относятся не только к «семенам» качественно однородных веществ (получившим у перипатетиков наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Др. особенности концепции А.: пустоты, признание бесконечной делимости вещества, относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.
А. был первым ученым, давшим правильное солнечных и лунных затмений.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АНАКСАГОР

из К л а з о м е н (ок. 500-428 до н. э. ) , др.-греч. философ и учёный. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактич. основоположником афинской филос. школы. В кон. 30-х гг. был обвинён в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провёл в Лампсаке. От соч. А. до нас дошли 20 фрагментов - гл. обр. благодаря Симпликию.

Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Апаксимена) и учения о бытии Парменида. Своё учение А. сформулировал в виде , гипотезы, согласно крой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисл. множества мельчайших, чувственно невоспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращат. движение, сообщённое ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом) . Концепция ума, оказавшая значит, влияние на дальнейшее развитие филос. мысли («вечный перво-двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии нового времени) , означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. А. наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с же, утверждая, что он «содержит полное знание обо всём и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко всё большей организации космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космич. вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение тёмного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведённые в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всём имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остаётся неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется».

Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получивший в перипатетической школе наименование «гомеомерий») , но и к противоположностям тёплого и холодного, светлого и тёмного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физич. величин.

А. был первым учёным, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагменты: DK II, 5-44; L a n z a D., Anassagora. Testimonianze e frammenti, Firenze, 1966.

T a н н e p и П., Первые шаги др.-греч. науки, СПБ , 1902 , гл. 12; Рожанский И. Д., А. У истоков антич. науки, М., 1972 ; G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2, Camb., 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР из Клазомен (ок. 500-428 до Р. X.) – древнегреч. философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии (он утверждал, что Солнце представляет собой раскаленную массу) и изгнан (431). Жил затем в Лампсакосе. Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали . Мировой «ум» (греч. « ») – тончайшее и легчайшее – приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные отделяются друг от друга, а однородные соединяются – так возникают вещи. При этом ум заключен в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (греч. amykton, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в , распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНАКСАГО́Р

(Ἀναξαγόρας) из К л а з о м е н в М. Азии (ок. 500–428 до н.э.) – древнегреч. натурфилософ материалистич. направления (хотя и непоследовательный); впервые профессионально преподавал философию в Афинах. Близостью к Еврипиду и Периклу возбудил недовольство со стороны реакц. противников рабовладельч. демократии; был обвинен в безбожии и избег наказания, переехав в Лампсак, где основал свою филос. школу.

А. принадлежит глубоких для своего времени идей, сделавших его одним из ведущих натурфилософов 5 в. до н.э. А. вместе с Эмпедоклом и атомистами выдвинул учение о неразрушимых элементах, к-рых он признавал, вопреки Эмпедоклу, количество и, вопреки атомистам, считал бесконечно делимыми. А. предвосхищал современное математич. учение о бесконечных множествах, в к-рых часть может быть не только конечной, но и бесконечной, и о бесконечно малом и бесконечно большом. А. признавал все части равными целому (А 46, Diels). Кроме того, А. отвергал наличие наименьшего и наибольшего элементов в бесконечности, а также считал все вещи одинаково большими и малыми, что тоже указывает на развивающееся у пего математич. бесконечности.

Разделяя все чувств, качества на элементы, бесконечные по качеству и количеству (он их назвал "семенами" или "вещами", позже они были названы гомеомериями), А. представлял себе каждый такой элемент тоже состоящим из бесконечного количества более мелких частиц, части к-рых эквивалентны целому. А. объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением одинаковых качеств, рассыпанных по всем элементам (там же, В 17), проповедуя, т.о., в своей натурфилософии "всё во всём" (там же, В 5–6).

Состоящую из элементов материю А. мыслил инертной массой; ее приводит в движение ум (νοῦς), в к-ром философы-идеалисты не замедлили увидеть духовное и личное начало (см. Гегель , Соч., т. 9, 1932, с. 288 и сл.; С. Н. Трубецкой, История древней философии, ч. 1, М., 1906, с. 141 и сл.). На самом деле А. понимал ум в виде некой тонкой и легкой материи и вводил это понятие лишь в качестве движущей причины, да и то проявившей себя, по-видимому, только в самом начале в виде единовременного толчка и затем предоставившей материи двигаться по собств. законам. В древности сомневались даже и в том, что ум, согласно А., есть действенная (А 57, Diels); Аристотель (там же, А 61) считал этот ум просто потенцией сущего; нек-рые историки философии трактовали его как телесный (В. Виндельбанд, История древней философии, М., 1911, с. 86 и сл.; Г. Гомперц, Греческие мыслители, т. 1, СПБ, 1911, гл. 4).

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 3, Казань, 1919, с. 104–61, и в кн.: Античные философы [Свидетельства, фрагменты и тексты], сост. А. А. Аветисьян, Киев, 1955; [Фрагменты], в кн.: Diels Н., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 2, В., 1935, S. 5–44.

Лит.: Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 107–18; Лурье С. Я., Теория бесконечно малых у древних атомистов, М.–Л., 1935; его же, Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 92–94; Bröcker W., Die Lehre des Anaxagores, "Kantstudien", В., 1942–43, Bd 42, S. 176–89.

А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР (Αναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500428 до н. э.)-греческий философ и ученый. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской философской школы. В конце 530-х был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От его сочинений до нас дошли 20 фрагментов-главным образом благодаря Симпликию. Воззрения Анаксагора сформировались под воздействием Милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение Анаксагор сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или “семян”, всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь Приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ним агентом-умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли (“вечный перводвигатель” Аристотеля, идея “первичного толчка” в философии Нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. Анаксагор наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как “легчайшую” из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же стороны, утверждая, что он “содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу”. Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации космоса был, согласно Анаксагору, следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под воздействием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо “во всем имеется часть всего”, каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным, ибо “никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется”. Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование “гомеомерий”), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции Анаксагора: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.

Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагм.: DK II, 5-44; Lanw D. Anassagora. Testimonianze e franunenti. Firenze. 1966.

Лит.: Рожанский И. Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972; Он же. Анаксагор. М., 1983; Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902, Гл. 12; Schoßeid M. An Essay on Anaxagoras. Cambr.-N. Y., 1980; Guthrie W. K. C. History of Greek Philosophy, vol. 2. Cambr., 1971; Sider D. The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981; Furth М. A. “Philosophical Hero”? Anaxagoras and the Eleatics.- “Oxford Studies in Ancient Philosophy”, 9, 1991, p. 95-129; Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his Trial.-“Mnemosyne”, 32, 1979, p. 39-60; 1980, 33, p. 17-95.

И. Д. Рожанский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "АНАКСАГОР" в других словарях:

    Анаксагор - Анаксагор, сын Гегесибула (или Евбула), из Клазомен. Он был слушателем Анаксимена. Он первый поставил Ум (noys) выше вещества (hyle), следующим образом начав свое сочинение, написанное слогом приятным и возвышенным: Все, что имеется, было… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    АНАКСАГОР - АНАКСАГОР Ἀναξαγόρας) из Клазомен (500 428 до н. э.), др. греч. философ и ученый, систематизатор основных проблем философии досокра товского периода (см. Досократики), первый крупный мыслитель, постоянно учивший в Афинах. ЖИЗНЬ. А.… … Античная философия

    АНАКСАГОР - (ок. 500 – ок. 428 до н. э.) Греческий философ из Клазомен (Малая Азия). Распространял свое учение в Афинах; пользовался расположением Перикла и Еврипида. Сохранились только фрагменты его главного философского труда «О природе», где выдвигается… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

Анаксагор (ок. 500-428 до Р.Х.) - древнегреческий философ, происходил из Клаземен, почти всю жизнь прожил в Афинах. Это первый греческий философ, деятельность которого протекала собственно в самой Греции, а не в греческих городах Малой Азии или Сицилии. Он имел знатное происхождение, однако отказался от обеспеченной жизни и посвятил себя философии. В Афинах был первым философом, который стал учить философии. Анаксагор также занимался и научной деятельностью, в частности математикой, астрономией, метеорологией. В своих исследованиях пришел к выводу, что солнце и другие небесные светила - не божества, а глыбы, которые оторвались от Земли. За это учение Анаксагор был обвинен в непочитании богов. Суд над ним закончился осуждением, штрафом и изгнанием из Афин.

Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы, ставит вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников, эту основу мира он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые называются гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса. Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Тем самым Анаксагор ввел в философию понятие зависимости качества вещи от количественной стороны свойств. Возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц-семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего -все".

Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии имеются попытки (например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако на самом деле ум понимается у Анаксагора и как духовная, и как материальная механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности.

В области познания Анаксагор считал, что главная роль здесь принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того, он придавал большое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.

Анаксимандр

Анаксимандр (ок. 610-546 до Р.Х.) - древнегреческий философ, представитель милетской школы. Полагают, что он был товарищем и родственником Фалеса. Ему приписывают авторство трактата "О природе", в котором рассматриваются вопросы космогонии, метеорологии и других натурфилософских областей знаний. Анаксимандр признавал в качестве источника рождения всех вещей не "воду", не какое-либо отдельно взятое вещество, а нечто беспредельное, которое бесконечно и неопределенно - апейрон. Это первовещество, апейрон, с давних пор и именуется "первоначалом" Анаксимандра. Апейрон, "природа беспредельного", порождает противоположности теплого и холодного, сухого и влажного, а из этих противоположностей образуются вещи. Анаксимандр полагал, что все в мире изменчиво и текуче. В этом проявляется своеобразие воззрений Анаксимандра, которое нашло свое более ясное выражение в учении о происхождении и гибели бесчисленных миров, возникающих из апейрона. Феофраст пишет: "Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в беспредельном заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех" [Маковельский А. Досократики. Ч. 1. Казань, 1914. С. 38].

Большое значение имели космологические и космогонические представления Анаксимандра. Над землею, по его мнению, существуют водная, воздушная и огненная оболочки. Когда огненная оболочка разрывается, образуются кольца: солнечное, лунное и звездное. Земля же подобна цилиндрическому отрезку колонны, она неподвижна. Животные и люди возникли из высохшего морского дна, приняв другую форму, когда перешли на сушу. Во взглядах Анаксимандра сочетались мифологические и рационалистические воззрения.