Аксель эрландсон деревья. Аксель Эрландсон (Axel Erlandson) и его необычные деревья. Они поражают своим внешним видом, который противоречит всем законам природы. Мало кто может с уверенностью сказать, какими методами пользовался Эрландсон, а уж повторить

Жизнь в помещении размером с торговый центр под поверхностью Марса – большой шаг вперед по сравнению с обитанием в похожем на консервную банку модуле миссии «Марс Директ» (моя дочь Рейчел, наверное, не упустила бы шанса пожить в торговом центре), но в дальнейшем мы можем устроиться на Марсе и еще лучше. Нет необходимости укрываться под поверхностью планеты от радиации (как это было бы на Луне), потому что атмосфера Марса достаточно плотная, чтобы защитить людей от солнечных вспышек . Просторы планеты будут открыты для нас, и даже во время строительства базы мы легко сможем развернуть большие надувные конструкции из прозрачного пластика, защищенные тонкостенными износоустойчивыми геодезическими куполами, не пропускающими ультрафиолетовое излучение, – так мы создадим обширные площадки для проживания и для возможного выращивания урожая. Замечу, что на Луне такие простые прозрачные структуры на поверхности – даже при отсутствии проблем, связанных с солнечными вспышками, и суточном цикле длиной в месяц – были бы бесполезны, так как воздух внутри них нагревался бы до невыносимо высоких температур. На Марсе ситуация другая: внутри куполов будет создаваться нужный температурный режим.

Во время строительства базы можно развернуть купола до 50 метров в диаметре и закачать в них воздух под давлением 5 фунтов на квадратный дюйм, чтобы создать условия для жизни людей. Если купола сделать из высокопрочных пластмасс, например из кевлара (предел текучести волокна у которого 200 тысяч фунтов на квадратный дюйм, то есть он в два раза прочнее стали), при толщине стенки в один миллиметр они будут обладать тройным запасом прочности и весить всего около 8 тонн (считая вместе с нижним полушарием), плюс потребуется негерметичная защита из оргстекла весом в 4 тонны. (Конструкция из кевларового полотна, изготовленного по технологии рип-стоп, вряд ли обвалится. Даже если кто-то прострелит купол диаметром 50 метров крупнокалиберной пулей, понадобится более двух недель, чтобы вышел весь воздух, то есть времени для ремонта хватит вполне.) В первые годы заселения планеты готовые купола можно будет привозить с Земли. Позже они, а также более крупные купола станут производиться на Марсе. (Масса герметизированного купола увеличивается пропорционально кубу его радиуса, а масса негерметизированного – пропорционально квадрату радиуса: 100-метровые купола будут весить 64 тонны, для них потребуется 16-тонная защита из оргстекла и т. д.)

Ключевая проблема в использовании куполов – их фундаменты. Предполагается, что естественная форма для находящейся под давлением гибкой емкости контейнера – это сфера, так как в ней нагрузка распределяется везде одинаково. Несмотря на то что такая форма проста и надежна, она способна повлечь за собой серьезные трудности, если использовать ее в качестве основы для купола убежища, потому что в таком случае придется очень много копать. Представьте надувной мяч, у которого нижняя половина зарыта в землю. Чтобы погрузить его в грунт, придется выкопать яму, равную по размерам нижней полусфере. Задача кажется пустячной, если вы развлекаетесь на пляже, а вот на Марсе, когда вы планируете построить 50-метровый купол, вам придется копать и копать. Мало того, вы сначала должны будете выкопать яму и положить в нее сферу, а потом засыпать только что вынутый грунт внутрь купола, чтобы заполнить его нижнюю половину. В результате вы получите грандиозное помещение 50 метров в поперечнике и высотой 25 метров от земляного пола до вершины (рис. 7.2а) – это красиво, но трудоемко, потому что вам придется поднять на поверхность, а затем засыпать обратно около 260 000 тонн грунта. Естественный кратер нужного размера дал бы вам большое преимущество, но очень маловероятно, что вы сможете отыскать такой, и уж тем более вы не найдете двух или большего количества подходящих естественных углублений, которые бы располагались на предполагаемом месте базы.

Рис. 7.2. Методы строительства куполов на поверхности Марса: а) закопана половина сферического купола; б) нижняя половина купола имеет радиус кривизны вдвое больше, чем верхняя; в) укрепление купола в виде шатра; г) сферический жилой комплекс с кевларовыми перекрытиями, полностью расположенный над поверхностью (рисунок Майкла Кэрролла)

Впрочем, можно обойти эту неприятность, если делать верхнюю и нижнюю половины купола с различным радиусом кривизны. Сравните две монеты разного достоинства, и вы поймете, что я имею в виду. Монета большего размера имеет больший радиус. Дуга, которую вы проведете вдоль ее края, будет гораздо более пологой, чем дуга вдоль монетки поменьше. Поэтому, чтобы долго не копаться в грунте, мы могли бы вместо целого полушария расположить под поверхностью секцию с большим радиусом кривизны, чем у верхней половины купола (рис. 7.26). Так, если конструкция над поверхностью почвы – это полноценное полушарие 50 метров в диаметре (с радиусом кривизны 25 метров), а внизу предполагается расположить секцию с радиусом кривизны 50 метров, то вместо полусферического котлована глубиной 25 метров достаточно будет выкопать яму глубиной всего 3,35 метра, а количество перемещаемой туда-обратно почвы с 260 000 тонн уменьшится до 6500. Последняя цифра делает предложенную идею весьма заманчивой. Если задействовать оборудование, способное извлекать один самосвал (20 кубических метров) почвы в час, работа над котлованом займет 48 часов.

Еще один вариант – использовать полусферический тент. Если в случае со сферическим куполом нужно погрузить в грунт его нижнюю половину, то в случае с тентом достаточно будет укрепить шатер на поверхности, закопав его кольцеобразный край («юбку») глубоко под землей (рис. 7.2в). Однако это по-прежнему потребует значительных экскаваторных работ, так как купол 50 метров в диаметре, заполненный атмосферой под давлением 5 фунтов на квадратный дюйм, будет испытывать направленную вверх силу в 6926 тонн, пытающуюся оторвать его от поверхности планеты. Это 44 тонны на метр окружности. Таким образом, если «юбку» купола закреплять на полосе шириной 3 метра вдоль всей окружности купола, то при плотности грунта в четыре раза больше, чем у воды, закапывать придется на глубину в 10 метров, иначе вся конструкция может улететь. Для этого нужно будет вырыть траншею шириной 3 метра, глубиной 10 метров и 157 метров в окружности, опустить туда «юбку» купола и засыпать ее, для чего придется переместить 18 800 тонн грунта. Впрочем, того же эффекта можно добиться, проделав значительно меньший объем работы: вырыть относительно узкий и мелкий круговой желоб (скажем, 1 метр в ширину и 3 метра в глубину – для этого придется переместить всего 1900 тонн грунта), уложить в него «юбку», а затем закрепить ее длинными, глубоко забитыми кольями. Если последние сделать полыми и пустить сквозь них горячий пар, они вмерзнут в массив льда и надежно закрепят купол на месте.

Четвертый вариант – взять опять же сферу, но не закапывать, а подвесить перекрытия на кевларовых кабелях, окружающих конструкцию, как параллели – глобус (рис. 7.2 т). Если использовать сферу 50-метрового диаметра, то первое перекрытие можно расположить на 4 метра выше основания сферы, следующее – на 7 метров, затем на 10, 13 и так далее через каждые 3 метра до пятнадцатого перекрытия, которое окажется на 46 метров над поверхностью. Общая жилая площадь рассматриваемой структуры будет огромной, около 21 000 квадратных метров. Из-за природы конструкции она не должна быть сильно нагружена, поэтому нужно использовать легкие перегородки, сделанные из материала вроде звукопоглощающего пенопласта, чтобы разделять этажи на квартиры, лаборатории, кафе, тренажерные залы, аудитории и т. п. Доступ внутрь помещения может осуществляться через туннель, ведущий к шлюзу в «южном полюсе» сферы. Укладка грунта вдоль ее основания поможет распределить нагрузки, создаваемые весом конструкции. Центральная колонна из кирпича увеличит несущую способность каждого перекрытия и позволит использовать лифт. Поскольку такая свободно стоящая сфера будет больше возвышаться над марсианской поверхностью, нежели другие рассмотренные нами варианты, для ее защиты понадобится куда больший негерметичный геодезический купол из оргстекла (впрочем, он будет весить всего около 16 тонн).

Мы видим, что создание крупных обитаемых куполов на поверхности Марса зависит от освоения новых методов гражданского строительства в новой среде. Так, первые марсианские строения могут сильно напоминать римскую архитектуру с преобладанием простых кирпичных сводов под поверхностью. Однако, как только удастся освоить необходимые технологии изготовления материалов и строительства, можно будет быстро произвести и развернуть сети куполов диаметром от 50 до 100 метров, тем самым сделав большие площади поверхности пригодными для жизни и сельскохозяйственных работ без использования скафандров. Внутри укрепленных на поверхности куполов (см. рис. 7.2) люди могли бы жить в домах более-менее привычных конструкций (за исключением того, что не будет надобности в крышах), изготовленных из, разумеется, кирпича. В случае с сельскохозяйственными участками купола получится сделать гораздо более легкими, так как растениям требуется атмосферное давление не больше 0,7 фунта на квадратный дюйм. Действительно, из-за более низких требований к давлению и надежности, вполне вероятно, марсианские купола впервые будут возведены для создания тепличного хозяйства и только потом станут использоваться для больших открытых поселений на поверхности.

  • 100.
  • 101.

Чем больше смотришь на причудливые деревья, выращенные Акселем Эрландсоном, тем больше восхищаешься его творениями.

В городе Гилрой, штат Калифорния, творятся прямо - таки чудеса, но отнюдь не кулинарные, хотя запахом чеснока пропитан здесь каждый уголок. В самопровозглашенной Чесночной столице мира к этому уже давно привыкли. Выбиваются же из привычного порядка вещей другие чудеса, произрастающие из земли, посмотреть на которые сюда, в центр Калифорнии, съезжаются сотни тысяч туристов, и чудеса эти - деревья.

Они украшают вход в тематический парк отдыха «Сад Бонфанте». Десять живых экспонатов с пышными раскидистыми кронами, при виде которых от удивления перехватывает дыхание.

Одно из деревьев за кренделеобразный ствол в форме двух восьмерок, идущих одна вдоль, другая - поперек и пересекающихся посередине, прозвали Четырехколечником. Другое - элегантное Дерево - корзина, сикомор чуть меньше 15 метров высотой, ствол которого образуют, переплетаясь с поразительной симметричностью, шесть молоденьких деревьев.

Все вместе они известны как «Цирковые деревья», и вокруг них царит атмосфера таинственности и всеобщего восхищения. Посаженные более 70 лет назад фермером и топографом Акселем Эрландсоном на пыльной, открытой всем ветрам ферме в Калифорнии, сегодня они служат главным украшением парка, принадлежащего бывшему владельцу сети супермаркетов Майклу Бонфанте.

Они поражают своим внешним видом, который противоречит всем законам природы. Мало кто может с уверенностью сказать, какими методами пользовался Эрландсон , а уж повторить его творения в таких масштабах вообще никому не удавалось. Да и вряд ли когда - нибудь удастся.

Эрландсон никому не обмолвился о том, как ему удалось вырастить такие деревья. «Он ничего не рассказывал ни мне, ни моей матери. Боялся, что мы разболтаем его секреты, - говорит его дочь, 73 - летняя Уильма Эрландсон. - А когда к нему с вопросами приставали дети, он отвечал: "Я с ними разговариваю"».

Самое же поразительное то, что его самого никто никогда этому не учил. Эрландсон родился в 1884 году, в семье шведских иммигрантов. Его родители осели в Миннесоте, когда ему было около двух лет. Он обладал неуемным любопытством и был человеком необыкновенно творческим, хотя образование имел всего четыре класса. «Он печатал в местной газете свои стихи, самостоятельно научился играть на скрипке и, еще будучи подростком, смастерил рабочую модель молотилки», - рассказывает Марк Примак, автор неизданной биографии Эрландсона .

Петля в петле . - Восьмерка - вот магическое число для этого дерева.

В 1902 году Эрландсон переехал в Калифорнию. Именно там, ухаживая за высаженной им защитной лесополосой, он заметил одну удивительную вещь: если две ветки одного дерева долгое время соприкасаются, в конце концов они срастутся. В порядке эксперимента он посадил квадратом четыре сикомора на расстоянии 180 сантиметров один от другого и, слегка нагнув их друг к другу, взял да и скрепил деревья прививкой. Так появился на свет Четвероногий великан, напоминающий громадного паука.

На этом Эрландсон не остановился и к середине 50 -х годов, перебравшись в Скоттс - Вэлли, мог похвастаться уже 70 деревьями. Садоводческие познания, точность топографа и творческая энергия художника составляли ту пеструю палитру умений и навыков, которые позволяли ему, закручивая, расщепляя и прививая деревья, выделывать из них то спирали, то сердца, то всякие другие головоломные конструкции.

Каждый надрез, сделанный для прививки, Эрландсон заматывал матерчатой ленточкой, скрывая от посторонних глаз, что и как он там наколдовал. К тому же ранки на деревьях затягивались, не оставляя от его манипуляций и следа.

Однако при всем его мастерстве одним только набором знаний и инструментов секрет далеко не исчерпывается. Подобно людям, которым дано умение обращаться с животными, говорит Бонфанте, Эрландсон имел особый подход к деревьям. «Они чувствовали душу Акселя и отвечали ему той же любовью».

В 1947 году, в надежде подзаработать на своей страсти, 63 - летний Эрландсон открыл на пути из Санта - Круз в Сан - Франциско, где пролегал традиционный туристический маршрут, аттракцион под названием «Садовый цирк». Посетители, конечно, были, но особого ажиотажа он не вызвал. К тому времени, когда в 1963 году Эрландсон продал свои земли, в цирке побывал 24 361 человек, что принесло его владельцу «огромную» прибыль в шесть тысяч долларов.

Спустя год Акселя не стало, и о парке забыли. Лишившись заботливых рук хозяина, большинство деревьев погибло.

Свой парк Бонфанте задумал в 1983 году. Прослышав о бедственном положении деревьев, он загорелся идеей вдохнуть в них новую жизнь. «Я достаточно хорошо разбирался в садоводстве, чтобы понять, чего добился этот человек, - говорит он, - и мне это показалось просто фантастикой».

Год спустя он перевез 25 уцелевших деревьев Акселя к себе в парк, находившийся на расстоянии 75 километров, где в течение 15 лет они, как танцующие медведи и воздушные гимнасты, готовились к выходу на публику, с той лишь разницей, что купола над головой у них не было.

В «Саду Бонфанте» за неделю деревья Эрландсона увидело больше людей, чем за все 16 лет существования «Садового цирка». Но сколько бы они ни ломали голову над тем, как ему это удалось, ответа на этот вопрос им не найти. Чему сам Аксель Эрландсон был бы только рад.

Оказавшись в парке, где живые деревья перерастают друг в друга, завязываются в узлы и принимают самые невероятные формы, и вправду подумаешь, что попал в какой-то затерянный мир. Но здесь нет ничего фантастического – просто тут поработали художники, которые могут сделать с деревьями всё, что угодно.

Аксель Эрландсон (Axel Erlandson), родился в 1884 году. Он был сыном шведских иммигрантов, поселившихся в Канаде, и жил тем, что выращивал бобовые и зерновые культуры.

Говорят, что именно это занятие, точнее, затейливый вид переплетающихся гибких стеблей вдохновил Эрландсона на эксперименты с деревьями.

Кадры первых лет «Древесного цирка» из семейного архива Эрландсонов (фото с сайта arborsmith.com).

И вправду: если могут гнуться и сплетаться травянистые растения, то почему бы не сделать такое с деревьями? В общем, эта идея показалась ему довольно интересной, и на много лет Аксель увлёкся экспериментами с деревьями, стволам которых во время роста с помощью специальных приспособлений придавал самые разные формы.

Пионер-арборскульптор Аксель Эрландсон под деревом, у которого четыре ствола сливаются в один (фото с сайта arborsmith.com).

Очень долго это оставалось одним из любимых хобби его семьи — до тех пор, пока его жена и дочь в 1945 году не отправились в путешествие, во время которого они поняли, что людей настолько привлекает вид всяких странностей, что они готовы отдавать деньги, лишь бы только посмотреть на них.

Вернувшись домой, они сразу же сказали, что их гнутые деревья могли бы оказаться не менее прибыльным зрелищем.

Аксель моментально загорелся этой идеей, купил небольшую территорию земли в Калифорнии и стал на него пересаживать лучшие деревья из своего сада – выращивать было бы слишком долго — и уже в 1947 году открыл этот необычный сад для обозрения. Название для него было решено выбрать тоже нестандартное – «Древесный цирк» (Tree Circus).

Однажды арборскульптора доктора Криса Кэттла (Chris Cattle) студенты спросили: «Как может творческая энергия содержаться в мебели?». А ответил он им так... (фото с сайтов arborsmith.com и growingvillage.com).

Этому увлечению – и саду около дома, и Цирку – Эрландсон посвятил 40 лет. Он создал просто выдающиеся скульптуры из живых деревьев. Когда же его спрашивали, как у него вырастали такие шедевры, он часто отвечал что-то типа: «Я их просто попросил об этом».

Применение арборскульптурам можно найти где угодно (фото с сайта arborsmith.com).

Но в 1963 году Эрландсон продал Цирк и через год скончался.

Зелёные скульптуры были настолько восхитительны, что они не могли пропасть. Скоро у Цирка появились новые владельцы — Ларри и Пегги Томпсоны (Larry, Peggy Thompson).

Они решили, что место должно быть таким же аттракционом, как и прежде, и изменили его совсем немного: дали ему новое название – «Затерянный мир» (Lost World) — и расставили динозавров из стекловолокна, которые должны были привлекать внимание к удивительному парку.


Разнообразные кресла, стулья, сиденья – отдельная тема (фото с сайта growingvillage.com).

Но, к сожалению, Лари вскоре умер, ещё до того как «Затерянный мир» открылся до посетителей, и Пегги, оставшейся с тремя детьми, пришлось самой несколько лет управляться с парком.

Это успешно удавалось ей несколько лет, но вскоре она захотела парк продать. Проблема вдруг оказалась в том, что покупатель почему-то никак не находился.


Дом-фикус на острове Окинава. Разумеется, возведён безо всяких стройматериалов (фото с сайта arborsmith.com).

Самые крупные проблемы у парка появились в 1984-м, когда начались серьёзные споры о том, можно ли эту территорию считать историческим памятником. Иначе «Затерянному миру» грозило разрушение бульдозерами.

Изяществу некоторых произведений невозможно не удивиться (фото с сайта growingvillage.com).

В 1985 году Майкл Бонфанте (Michael Bonfante), владелец сети бакалейных магазинов Nob Hill Foods , приобрёл и пересадил несколько деревьев для своего развлекательного парка в калифорнийском городе Гилрое.

Сейчас скульптуры из деревьев, или арборскульптуры (от латинского «arbor» — дерево), создаются, в основном, теми же методами, которыми пользовался ещё Аксель Эрландсон.

Например, деревья изгибают, обрезают, прививают, объединяют по нескольку сразу при посадке или с помощью прививки.

Пляшущие человечки. Интересно, в каких монстров они превратятся, когда дерево вырастет через несколько лет (фото с сайта growingvillage.com).

Чем-то арборскульптуры могут напоминать бонсай – из-за тех же методов, например, скручивания или обрезки.

Зато, если продолжать дальше сравнивать, то можно заметить, что древесные произведения не имеют ничего общего с искусством художественной стрижки садов, ведь подстрижка формирует только лишь листву. А скульптуры из деревьев – это, прежде всего, изменение формы ствола.

Сейчас один из самых известных арборскульпторов – Ричард Римс (Richard Reams). В общих чертах, то чем он занимается — это то же самое, что делали его предшественники. Разве что его конструкции выглядят намного разнообразнее.

Символ мира («пацифика», проще говоря). По словам арборскульптора Ричарда Римса, это самая странная скульптура, из тех, что ему когда-либо заказывали (фото с сайта arborsmith.com).

Главная идея, которой руководствуется Ричард, звучит примерно так: «Представь себе тот мир, в котором хотел бы жить, и сделай его сам». Вот так и получаются самые восхитительные арт-неожиданности – вплоть до домов из растущих деревьев.

Поэтому арборскульптурные композиции, скорее, напоминают шпалерник – посадки, которые в результате таких же операций – сращивания, пригибания, обрезки, — превращаются в сплошную живую древесную решётку, покрытую листвой.

Самое интересное, что композиции из деревьев не требуют никакого хитроумного инвентаря, никаких особых технологий. И почему арборскульптурное направление в искусстве и дизайне не появилось ещё в глубокой древности – этот вопрос так и остаётся загадкой...

Аксель Эрландсон (Axel Erlandson), родился в 1884 году. Он был отпрыском шведских иммигрантов, поселившихся в Канаде, и жил тем, что выращивал бобовые и зерновые культуры.

Молвят, что конкретно это занятие, поточнее, причудливый вид переплетающихся гибких стеблей вдохновил Эрландсона на опыты с деревьями.

Кадры первых лет «Древесного цирка» из домашнего архива Эрландсонов (фото с веб-сайта arborsmith.com).

И взаправду: если могут гнуться и сплетаться травянистые растения, то почему бы не сделать такое с деревьями? В общем, эта мысль показалась ему достаточно увлекательной, и на много лет Аксель увлёкся тестами с деревьями, стволам которых во время роста при помощи особых приспособлений присваивал самые различные формы.

Пионер-арборскульптор Аксель Эрландсон под деревом, у которого четыре ствола соединяются в один (фото с веб-сайта arborsmith.com).

Очень длительно это оставалось одним из возлюбленных хобби его семьи - до того времени, пока его супруга и дочь в 1945 году не направились в путешествие, во время которого они сообразили, что людей так завлекает вид всяких странностей, что они готовы отдавать средства, только бы только поглядеть на их.

Возвратившись домой, они сразу произнесли, что их гнутые деревья могли бы оказаться более выгодным зрелищем.

Аксель мгновенно зажегся этой мыслью, купил маленькую местность земли в Калифорнии и стал на него пересаживать наилучшие деревья из собственного сада – растить было бы очень длительно - и уже в 1947 году открыл этот необыкновенный сад для обозрения. Заглавие для него было решено избрать тоже необычное – «Древесный цирк» (Tree Circus).

В один прекрасный момент арборскульптора доктора Криса Кэттла (Chris Cattle) студенты спросили: «Как может творческая энергия содержаться в мебели?». А ответил он им так… (фото с веб-сайтов arborsmith.com и growingvillage.com).

Этому увлечению – и саду около дома, и Цирку – Эрландсон предназначил 40 лет. Он сделал просто выдающиеся статуи из живых деревьев. Когда же его спрашивали, как у него вырастали такие шедевры, он нередко отвечал что-то типа: «Я их просто попросил об этом».

Применение арборскульптурам можно отыскать где угодно (фото с веб-сайта arborsmith.com).

Но в 1963 году Эрландсон продал Цирк и через год скончался.

Зелёные статуи были так восхитительны, что они не могли пропасть. Скоро у Цирка появились новые обладатели - Ларри и Пегги Томпсоны (Larry, Peggy Thompson).

Они решили, что место должно быть таким же аттракционом, как и до этого, и изменили его совершенно малость: дали ему новое заглавие – «Затерянный мир» (Lost World) - и расставили динозавров из стекловолокна, которые должны были завлекать внимание к изумительному парку.

Различные кресла, стулья, сидения – отдельная тема (фото с веб-сайта growingvillage.com).

Но, к огорчению, Лари скоро погиб, ещё до того как «Затерянный мир» открылся до гостей, и Пегги, оставшейся с 3-мя детками, пришлось самой пару лет управляться с парком.

Это удачно удавалось ей пару лет, но скоро она возжелала парк реализовать. Неувязка вдруг оказалась в том, что клиент почему-либо никак не находился.

Дом-фикус на полуострове Окинава. Очевидно, возведён безо всяких стройматериалов (фото с веб-сайта arborsmith.com).

Самые большие трудности у парка появились в 1984-м, когда начались серьёзные споры о том, можно ли эту местность считать историческим монументом. По другому «Затерянному миру» угрожало разрушение бульдозерами.

Изяществу неких произведений нереально не опешиться (фото с веб-сайта growingvillage.com).

В 1985 году Майкл Бонфанте (Michael Bonfante), обладатель сети бакалейных магазинов Nob Hill Foods, приобрёл и пересадил несколько деревьев для собственного развлекательного парка в калифорнийском городке Гилрое.

На данный момент статуи из деревьев, либо арборскульптуры (от латинского «arbor» - дерево), создаются, в главном, теми же способами, которыми воспользовался ещё Аксель Эрландсон.

К примеру, деревья изгибают, подрезают, прививают, объединяют по нескольку сходу при посадке либо при помощи прививки.

Пляшущие человечки. Любопытно, в каких чудовищ они перевоплотился, когда дерево вырастет через пару лет (фото с веб-сайта growingvillage.com).

Кое-чем арборскульптуры могут припоминать бонсай – из-за тех же способов, к примеру, скручивания либо обрезки.

Зато, если продолжать далее ассоциировать, то можно увидеть, что древесные произведения не имеют ничего общего с искусством художественной стрижки садов, ведь подстрижка сформировывает только только листву. А статуи из деревьев – это, сначала, изменение формы ствола.

На данный момент один из самых узнаваемых арборскульпторов – Ричард Римс (Richard Reams). В общих чертах, то чем он занимается - это то же самое, что делали его предшественники. Разве что его конструкции смотрятся намного разнообразнее.

Знак мира («пацифика», проще говоря). По словам арборскульптора Ричарда Римса, это самая странноватая статуя, из числа тех, что ему когда-либо заказывали (фото с веб-сайта arborsmith.com).

Основная мысль, которой управляется Ричард, звучит приблизительно так: «Представь для себя тот мир, в каком желал бы жить, и сделай его сам». Вот так и получаются самые замечательные арт-неожиданности – прямо до домов из возрастающих деревьев.

Потому арборскульптурные композиции, быстрее, напоминают шпалерник – посадки, которые в итоге таких же операций – сращивания, пригибания, обрезки, - преобразуются в сплошную живую древесную решётку, покрытую листвой.

Самое увлекательное, что композиции из деревьев не требуют никакого хитроумного инструментария, никаких особенных технологий. И почему арборскульптурное направление в искусстве и дизайне не появилось ещё в глубочайшей древности – этот вопрос так и остаётся загадкой…