Легендарный датский путешественник кнуд расмуссен. Кнуд Йохан Виктор Расмуссен (1879–1933). Вехи жизни и творчества

Страница:

Кнуд Йохан Виктор Расмуссен (дат. Knud Johan Victor Rasmussen, 7 июня 1879 года, Якобсхавн — 21 декабря 1933 года, Копенгаген) — датский полярный исследователь и антрополог. Расмуссен родился в Гренландии, и его деятельность тесно связана с этим островом. Первый человек, прошедший Северо-Западный проход на собачьей упряжке.

Кнуд Расмуссен родился в семье пастора; его мать была наполовину калаалитского происхождения. В семье было трое детей. Расмуссен с детства говорил на гренландском языке. В 12 лет его послали в Данию учиться, а в 1895 году его отец был переведён в Люнге (Зеландия), и вся семья переехала в Данию. С 1898 по 1900 год Расмуссен учился в Копенгагене, затем работал корреспондентом в нескольких газетах и совершил путешествие в Лапландию.

Подумать только, мы слушали музыку, которая звучала давным-давно где-то далеко за морем.

Расмуссен Кнуд Йохан Виктор

В 1902 году Расмуссен отправился в Гренландию в так называемую «Литературную экспедицию» под руководством датского журналиста Людвига Мюлиус-Эриксена. Целью экспедиции было изучить быт и культуру гренландских эскимосов, а также записать их фольклор. Экспедиция продолжалась до сентября 1904 года, при этом сначала путешественники оставались в Западной Гренландии, а затем пересекли по льду на собаках залив Мелвилл.

Кнуд Расмуссен совершил ещё одно путешествие в Гренландию в 1905 году, и затем в 1906—1908 годах. На средства, заранее собранные в Дании, он основал около мыса Йорк торговую факторию и назвал её Туле в честь легендарного острова. Предполагалось, что её существование облегчит тяжёлое положение коренных жителей Гренландии. Фактория покупала товары, связанные с охотничьим промыслом, в основном песцовые шкуры, а продавала оружие, горючее, продукты и другие товары. Он руководил деятельностью фактории до своей смерти. В 1920 году фактория была официально присоединена к Дании, и Расмуссен стал официальным представителем Дании в Туле.

В дальнейшем Расмуссен участвовал в так называемых семи экспедициях Туле, целью которых было обследовать западное побережье Гренландии. Первая экспедиция Туле (1912) началась в Туле, сначала двигалась вдоль берега на север до посёлка Эта, а затем Расмуссен с товарищами повернули на восток и пересекли шельфовый ледник менее чем за месяц, выйдя к восточному побережью острова. Около фьорда Индепенденс он обнаружил остатки эскимосского поселения, бывшего самым северным поселением на земле. Соответствующая археологическая культура получила название культуры Индепенденс. Вторая экспедиция Туле (1916—1917) началась из Готхоба и исследовала крайний север острова, перезимовав в Туле. Экспедиция нанесла на карту северное и северо-западное побережье Гренландии и провела археологические и биологические исследования. Третья экспедиция Туле прошла без участия Расмуссена, а четвёртая (1921) была этнографической.

В ходе пятой экспедиции (1923—1924) Расмуссен пересёк по льду Северо-Западный проход и через Канаду достиг Аляски. За проведённые исследования ему была присуждена золотая медаль Лондонского королевского географического общества. В 1931 году состоялась шестая экспедиция, во время которой Расмуссен на моторном боте проплыл вдоль восточного побережья Гренландии, от южной оконечности острова до Ангмагсалика, изучая брошенные поселения гренландцев. Наконец, седьмая экспедиция Туле (1932—1933) была спонсирована правительством Дании, и её целью было создание топографической карты юго-восточной Гренландии, а также геологические и биологические исследования. В экспедиции приняло участие более 100 человек.

Кнуд Йохан Виктор Расмуссен (Knud Johan Victor Rasmussen, 1879-1933) - датский полярный исследователь и антрополог.

Вехи жизни и творчества

Кнуд Расмуссен – один из первых полевых исследователей эскимосов в Гренландии, превосходно знавший их язык и обычаи. Родился в 1879 г. в Гренландии в семье миссионера, его мать была наполовину эскимоской. С самого раннего детства он освоил эскимосский язык. В 1895 г. отец К. Расмуссена вместе с семьей переехал в Данию. Однако свою жизнь К. Расмуссен решил посвятить путешествиям по Гренландии.

Первое путешествие в Гренландию он совершил в 1902-1904 годах в составе «Датской литературной экспедиции». В дальнейшем К. Расмуссен организовал и провел в 1912-1933 годах семь экспедиций Туле (по имени созданной им в Гренландии фактории для торговли с эскимосами и научной станции). Путешествия Расмуссена охватывали почти всю Гренландию и арктическое побережье Америки. Для религиоведения особенно важны четвертая экспедиция Туле (1919), которую Расмуссен посвятил собиранию эскимосских сказок, легенд и преданий на восточном берегу Гренландии, и пятая (1921-1924), самая масштабная, научные результаты которой были опубликованы в 12 томах. По результатам этой экспедиции были опубликованы такие работы как «Интеллектуальная культура эскимосов иглулик», «Наблюдения над интеллектуальной культурой эскимосов карибу», «Тексты эскимосов иглулик и карибу», «Эскимосы нетсилик: социальная жизнь и духовная культура», «Интеллектуальная культура эскимосов коппер». Сами названия этих работ говорят о том уважении, которое у Расмуссена было по отношению к мифологии и религии исследуемых им народов. Как справедливо отмечает Л.А. Файнберг, «прекрасное знание языка и обычаев позволило ему глубже, чем любому другому этнографу, проникнуть в психологию эскимосов, понять их духовный мир» (Файнберг Л.А. Предисловие: Расмуссен К. Великий санный путь. 1958. С. 6). Умер Расмуссен в 1933 году в Копенгагене.

Материалы полевых исследований К. Расмуссена широко использовались этнологами и антропологами для создания теоретических обобщений в области мифологии и религии. Однако одной и той же цитате исследователи могли давать противоположные интерпретации. Например, особенно часто цитируется следующий фрагмент из работы Расмуссена, где устами эскимосского шамана Ауа раскрывается сущность и причины возникновения первобытной религии:

«… Все наши обычаи ведут свое начало от жизни и входят в жизнь; мы ничего не объясняем, ничего не думаем, но в том, что я показал тебе, заключены все наши ответы: Мы боимся! Мы боимся непогоды, с которой должны бороться, вырывая пищу от земли и от моря. Мы боимся нужды и голода в холодных снежных хижинах. Мы боимся болезни, которую ежедневно видим около себя. Не смерти боимся, но страданий. Мы боимся мертвых людей и душ зверей, убитых на лове. Мы боимся духов земли и воздуха. Вот почему предки наши вооружались всеми старыми житейскими правилами, выработанными опытом и мудростью поколений. Мы не знаем как, не догадываемся почему, но следуем этим правилам, чтобы нам дано было жить спокойно. И мы столь несведущи, несмотря на всех наших заклинателей, что боимся всего, чего не знаем. Боимся того, что видим вокруг себя, и боимся того, о чем говорят предания и сказания. Поэтому мы держимся своих обычаев и соблюдаем наши табу» (Великий санный путь, 1958. С. 82-83).

Л. Леви-Брюль в произведении «Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении» следующим образом толкует этот фрагмент в свете своей концепции о первобытном мышлении: «упрямая, почти непреодолимая приверженность к традиционным предписаниям и табу, которую констатируют не только у эскимосов, но и у стольких других обществ того же порядка, проистекает не из одного только желания угодить предкам и не прогневить их. Она рождается из другого чувства, близкого первому, из этого страха или, вернее, из этого нагромождения страхов, для которого Ауа нашел столь сильные выражения. Тот, кто, вольно или невольно, нарушает эти правила, ломает соглашение с невидимыми силами и, следовательно, подвергает опасности самое существование всей общественной группы, ибо именно эти невидимые силы могут в любой момент обречь людей на смерть от голода, болезни, холода или чего-нибудь другого. До тех пор, пока сознание человеческое таким образом одержимо и заполнено этим страхом, оно в состоянии сделать лишь незначительные успехи в познании природы… В том представлении, носящем всегда эмоциональный характер, которое первобытные люди вырабатывают себе о невидимых силах, ведущую роль играют не черты, которыми эти силы определяются, а страх, внушаемый ими, и потребность в защите против них» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. С. 12, 15).

Американский антрополог также цитирует полностью этот фрагмент из К. Расмуссена. В духе своей концепции двух психологических типов – «человека действия» и «мыслителя» - он на основании данного высказывания относит Ауа к первому типу людей: «если кто-то захочет внимательно прочитать, что здесь говорит Ауа, то он будет немедленно поражен тем фактом, что здесь, кажется, присутствует противоречие между всем его поведением и постоянным повторением главной темы его объяснения – страха… Это не страх как таковой, но страх, так он настаивает, который вызван особой экономической ситуацией с сопутствующей ей болью и страданием и это, в свою очередь, объясняется природой физического окружения. Тем не менее, сам Ауа не показывает, что он эмоционально причастен, по крайней мере, такой включенности, составляющей любой действительный эмоциональный дисбаланс. Жизнь такова. «Наши обычаи ведут свое начало от жизни и входят в жизнь», так он настаивает… Он является человеком действия, обычным (matter-of-fact) человеком» (Radin P. The World of Primitive Man. New York, 1953. P. 75-76). Более того, П. Рэдин относит шамана Ауа к типу «нерелигиозного» (в отличие от «религиозного») человека: «Страх, который он так драматически подчеркивает, не производит какого-то ощутимого дисбаланса в его психике. Он не говорит о необходимости помощи от сверхъестественных сил. Он принимает и подчиняется старым правилам и обычаям без того, чтобы входить в их причины. В конце фрагмента он отзывается слегка пренебрежительно о шаманах и их знаниях. Словом, Ауа является по своему темпераменту нерелигиозным человеком» (Ibid. P. 78). Таким образом, П. Рэдин дает совершенно иное толкование этого высказывания. Он видит Ауа практичным, нерелигиозным по своему существу человеком, страх которого обусловлен объективными причинами (тяжелыми условиями жизни) и который не занимается исследованием метафизических, религиозных вопросов, соблюдая то, что заповедано традицией.

Таким образом, можно увидеть огромную роль метода точного цитирования в трудах этнологов и антропологов. Если бы нам были доступны только интерпретации без первоисточника, то вряд ли можно было поверить (и проверить), что речь идет об одном и том же случае, об одном и том же человеке.

Основные сочинения

Переводы на русский язык

    Расмуссен К. Великий санный путь / Пер. с датского А.В. Ганзен. М.: Государственное издательство географической литературы, 1958. 182 с.

    Расмуссен К. Великий санный путь. Кент Р. Гренландский дневник. Иркутск: Восточно-сибирское книжное издательство, 1987. 496 с. (переиздание)

Переводы на английский язык

    Rasmussen Knud. Eskimo folk-tales. London; Copenhagen; Christiana: Gyldendal, 1921.

    Rasmussen Knud. Across Arctic America: Narrative of the Fifth Thule Expedition. New York: G. P. Putnam’s Sons, 1927.

    Rasmussen Knud. Intellectual culture of the Iglulik Eskimos. Report of the 5-th Thule Expedition 1921-1924. Vol. 7, No. 1. Copenhagen: Gyldendalske Boghandel, 1929.

    Rasmussen Knud. Observations on the Intellectual Culture of the Caribou Eskimos. Report of the Fifth Thule Expedition 1921-1924. Vol. 7, No. 2. Copenhagen: Gyldendalske Boghandel, Nordisk Forlag, 1930.

    Rasmussen Knud. Iglulik and Caribou Eskimo Texts. Report of the Fifth Thule Expedition 1921-24. Vol. 7, No. 3. Copenhagen: Gyldendalske Boghandel, Nordisk Forlag, 1930.

    Rasmussen Knud. Intellectual Culture of the Hudson Bay Eskimos. Kbh Gyldendalske Boghandel, 1930.

    Rasmussen Knud. The Netsilik Eskimos: Social Life and Spiritual Culture. Report of the Fifth Thule Expedition 1921-1924. Vol. 8, No. 1-2. Copenhagen: Gyldendalske boghandel, 1931.

    Rasmussen Knud. Intellectual Culture of the Copper Eskimos. Report of the Fifth Thule Expedition 1921-24. Copenhagen: Gyldendalske Boghandel, Nordisk Forlag, 1932.


Расмуссен Кнуд Йохан Виктор (1879-1933) - датский этнограф и исследователь Арктики. В 1902-1933 гг. - руководитель и участник ряда экспедиций в Гренландию и арктическую Америку; произвел съемку северо-западного (1916-1917) и юго-восточного (1932-1933) берегов Гренландии; изучал антропологию, язык и быт эскимосов.

Кнуд Расмуссен родился 7 июня 1879 г. в Гренландии. Он был сыном датского протестантского священника пастора Кристиана Расмуссена и дочери гренландки Луизы Флейшер. Кнуд рос в окружении своих эскимосских сверстников, бывал у них дома. Совсем маленьким мальчиком он плавал в эскимосском каяке, прототипе нашей байдарки; в 7 лет научился управлять собачьей упряжкой, а в 11 лет уже ходил на охоту вместе со взрослыми гренландцами, умело владел гарпуном, мог сделать каяк и сани, построить снежную хижину-иглу. Во время летних каникул Кнуд почти не сидел дома. Он бродил в окрестностях поселка, распутывая следы животных, наблюдал, как охотятся взрослые, и помогал им.

В 1895 г. Кристиан Расмуссен получил небольшой приход на севере Дании и переехал туда вместе с семьей. Для того, чтобы Кнуд мог продолжить образование, его отдали в гимназию в городе Биркереде. Вначале ему пришлось трудно, так как он знал эскимосский язык лучше датского. Но вскоре он прекрасно овладел датским литературным языком, хотя друзья продолжали звать его эскимосом. В 1898 г. Кнуд Расмуссен оканчивает гимназию и поступает в университет в столице Дании Копенгагене. Вначале он изучает гуманитарные науки, в особенности философию, историю, этнографию и фольклористику. Затем начинает слушать курсы лекций по географии, геологии, океанографии, зоологии и ботанике - т.е. наукам, так или иначе связанным с полевыми исследованиями. Кнуд много читает о полярных путешествиях.

В 1901 г. он проводит каникулы на северо-востоке Скандинавии, в Лапландии, где знакомится с жизнью оленеводов и охотников лопарей, с их своеобразным бытом. Эту свою исследовательскую поездку Расмуссен позднее описал в популярной книге "Лапландия".

А на следующий год Кнуд отправляется в Гренландию в составе так называемой Литературной экспедиции. Ее возглавил датский журналист Д. Мюлиус-Эриксен, который хотел ознакомиться с жизнью гренландцев, записать их сказания и легенды и, если удастся, добраться до северо-запада острова, где живут полярные эскимосы. Мюлиус-Эриксен взял с собой также художника Г. Мольтке.

В начале июня 1902 г. они отплыли в Гренландию, а уже в середине июля высадились в Готхобе. В первую очередь Мюлиус-Эриксен решил познакомиться с жизнью, бытом и культурой населения западной Гренландии. Для этого члены экспедиции отправились в селение Кангек, расположенное недалеко от Готхоба, на другом берегу залива.

Жители гостеприимно встретили путешественников. Их проводили к старейшине, у которого они и заночевали. На следующий день датчане устроили для жителей импровизированный концерт. Кангекцы впервые увидели граммофон. А когда концерт закончился, хозяин дома предложил дать маленькому человеку, что сидит внутри ящика и издает столь чудесные звуки, пожевать немного табаку, чтобы отблагодарить его за доставленное удовольствие. Тогда Расмуссен объяснил устройство граммофона, и всеобщее удивление и восхищение только возросли: "Подумать только, мы слушали музыку, которая звучала давным-давно где-то далеко за морем".

На следующий день началась работа. На небольшом островке, неподалеку от Кангека, Расмуссен осматривал старые эскимосские могилы и там же нашел развалины старого эскимосского полуподземного жилища из камня. В нем когда-то, лет двести назад жили несколько десятков человек, целая община. Отапливались и освещались такие жилища каменными плошками, в которых горел тюлений жир.

Все лето Расмуссен посещал селения зверобоев и рыбаков. В августе он, продвигаясь на север, приехал в селение Икамнут. Здесь в трех тесных, сырых и грязных полуземлянках из торфа и камней жили пять эскимосских семей.

В сентябре стада моржей подплыли ближе к берегу и стали сотнями собираться на лежбищах. Особенно их много скапливалось на небольших островах в Стрем-фьорде. Расмуссен приехал в один из охотничьих лагерей и остановился в палатке Давида - знаменитого охотника на моржей. Давид рассказывал о приключениях, пережитых в юности, о "встречах с духами и великанами"...

Сотня за сотней километров оставались позади; каждый день в дневнике Расмуссена появлялись новые наблюдения о жизни эскимосов.

Незаметно пришла зима, море замерзло, умиак и каяк сменились санями с собачьей упряжкой. Новый год Расмуссен встретил в пути между Кристиансхобом и Якобсхавном.

К концу февраля 1903 г. исследования в западной Гренландии были завершены, и Мюлиус-Эриксен, Расмуссен и Мольтке встретились в Годхавне. Последнее время они часто совершали самостоятельные маршруты, но на этот раз объединились для изучения северо-западных районов Гренландии и живущих там полярных эскимосов. В состав экспедиции были дополнительно включены И. Бронлунд, молодой гренландский священник из Кангека, и два эскимоса-охотника.

В середине марта экспедиция достигла Упернивика, в то время самого северного поселения в датских владениях в Гренландии. Но чтобы добраться до мыса Йорк, где жили полярные эскимосы, надо было преодолеть сотни километров по снежной пустыне. В дороге тяжело заболел Мольтке. Он бредил, никого не узнавал. Путешественникам не хватало пищи: бoльшую часть провизии пришлось скормить собакам. Последние двое суток экспедиция ехала день и ночь, стремясь быстрее добраться до мыса Йорк.

Наконец они увидели стойбище. Но оно оказалось покинутым. В одной из иглу Расмуссен обнаружил нетронутую тушу тюленя. Накормили собак, досыта наелись сами.

Тем временем Мольтке стало совсем плохо. Мюлиус-Эриксен и Расмуссен решают разделиться. Первый вместе с двумя охотниками останется в одной из хижин с больным художником. Они постараются добыть тюленя через продушину во льду, чтобы прокормить себя и больного. Между тем Расмуссен налегке, вместе с Бронлундом отправится на поиски ближайшего стойбища полярных эскимосов.

За 12 часов они проехали почти 100 километров. Затем остановились, съели по кусочку масла и легли спать. После трехчасового отдыха двинули дальше и через несколько километров навстречу им попалась упряжка, в которой ехал эскимос Майсангуак со своей женой, закутанной в парку из голубого песца. Вскоре Расмуссен оказывается в стойбище. А через некоторое время местные юноши привозят сюда и оставшуюся часть экспедиции - Мюлиус-Эриксена, Мольтке и двух охотников.

Так началась жизнь Расмуссена и его товарищей среди полярных эскимосов.

Каждый день они ходили по домам, провожали мужчин на охоту, смотрели, как люди работают и отдыхают, слушали и записывали песни и предания. Удалось Расмуссену посмотреть и великое камлание (священнодействие, сопровождаемое пением и ударами в бубен) шамана Сагдлока.

В Данию путешественники вернулись в сентябре 1904 г. Литературная экспедиция привезла ценнейшие записи фольклора гренландцев и полярных эскимосов, собрала много материалов об их жизни и обычаях. Своим переходом через залив Мелвилл по морским льдам она доказала, что существует прямой путь из западной Гренландии к острову Саундерс к поселениям полярных эскимосов. Успех экспедиции был в основном обусловлен участием в ней Кнуда Расмуссена, его знанием языка и обычаев эскимосов.

Свое первое путешествие в Гренландию Расмуссен описал в двух книгах: "Новые люди" и "Под ударами северного ветра".

В Дании Расмуссен пробыл немногим более полугода, обрабатывая материалы экспедиции. Летом 1905 г. по поручению датского правительства он снова отправился в Гренландию, на этот раз для того, чтобы изучить возможности разведения на западном побережье острова домашних оленей.

В 1906-1908 гг. Расмуссен второй раз гостит у полярных эскимосов, продолжая изучать их духовную культуру. Он решил взять на себя ответственность за судьбу полярных эскимосов, поскольку датское правительство не видело выгод торговли с горсткой людей в удаленном районе.

На средства, с большим трудом собранные в Дании, Расмуссен основал на мысе Йорк, на берегу залива Мелвилл, торговую факторию и назвал ее Туле, по имени полулегендарной страны, которую якобы видел один из первых северных мореплавателей грек Пифей из Массалии (325 год до н. э.). Позднее это название распространилось на весь район расселения полярных эскимосов, который стал называться дистриктом Туле. Фактория покупала шкурки песцов и другую продукцию охотничьего промысла, а в обмен снабжала местных жителей оружием, боеприпасами, керосином, мукой и другими товарами.

Всей деятельностью фактории до самой смерти руководил Расмуссен. В 1920 г. он выработал и убедил полярных эскимосов принять закон Туле. В нем имелись положения об охране фауны района, о запрещении перепромысла и хищнических приемов охоты. По инициативе Расмуссена из наиболее уважаемых охотников был создан совет, который следил за соблюдением закона Туле. В 1931 г. дистрикт Туле был присоединен к датским владениям, и Расмуссен стал официальным и полномочным представителем Дании в Туле.

Первая экспедиция Туле состоялась в 1912 г. Кнуд Расмуссен вместе с картографом Петером Фрейхеном и двумя эскимосами выехал из Туле на четырех собачьих упряжках и вскоре добрался до небольшого селения Эта, находящегося примерно в 300 километрах к северу от Туле. Оттуда Расмуссен поворачивает на восток, поднимается на ледниковый щит, покрывающий все внутренние области острова, и пересекает его менее чем за месяц. До Расмуссена ледовый щит пересекали только Нансен и Пири. Оказавшись на северо-восточном побережье Гренландии у Датского фьорда, Расмуссен и Фрейхен за несколько недель напряженной работы нанесли этот район на карту, а также провели метеорологические наблюдения, познакомились с животным и растительным миром района. К северу от Датского фьорда вблизи фьорда Индепенденс Расмуссен нашел остатки самого северного эскимосского поселения, являвшегося самым северным постоянным поселением человека на Земле. Своим открытием Расмуссен привлек внимание археологов к изучению северо-востока Гренландии и положил начало исследованию древнейшей из эскимосских или преэскимосских культур Гренландии. По имени фьорда, у берегов которого ее впервые обнаружил Расмуссен, она получила название культуры Индепенденс. Первые люди этой культуры пришли на северо-восток острова примерно 5 тысяч лет назад.

В общей сложности Первая экспедиция Туле длилась около четырех месяцев. В результате ее было установлено, что Земля Пири не остров, отделенный от остальной Гренландии гипотетическим каналом Пири, а часть Гренландии. Кроме того, были нанесены на карту районы в северной и северо-восточной Гренландии. Эту экспедицию Расмуссен описал в книге "Мой путевой дневник" (1915).

1 апреля 1916 г., едва успев обработать и опубликовать материалы предыдущего путешествия, Расмуссен снова отплывает в Гренландию на пароходе "Ганс Эгеде". Вместе с ним отправляется картограф и геолог датчанин Лауге Кох. Позднее к ним присоединились шведский ботаник Торильд Вульф, гренландец Генрик Ольсен и три полярных эскимоса. Таков был состав Второй экспедиции Туле. По первоначальному замыслу Расмуссена она должна была выполнить одну из двух задач: нанести на карту залив Мелвилл или исследовать фьорды на крайнем севере Гренландии. Фактически участникам экспедиции удалось выполнить обе эти задачи.

Расмуссен и Кох высадились в Готхобе 18 апреля и почти сразу направились на север. Путешествие проходило в трудных условиях. Маршрут намного удлинялся тем, что двигаться приходилось не по прямой, а там, где можно было проплыть на лодке или проехать на собаках.

Весна наступила раньше обычного. С конца апреля начал таять снег. Ехать на санях стало трудно, а лодкам мешали плавающие льдины. С каждым днем солнце грело все сильнее. Оно позже скрывалось за горизонтом и раньше поднималось в безоблачном небе. Лед ослепительно блестел в солнечных лучах, вызывал боль в глазах. Однажды Расмуссен услышал позади себя треск. Оглянувшись, он увидел, что сани провалились в воду. Лишь отчаянными усилиями удалось спасти собак и груз.

Чтобы успеть добраться до залива Мелвилл, пока был хоть какой-то санный путь, Расмуссен решил двигаться днем и ночью. И люди и собаки страшно устали. Все чаще слышался угрожающий треск льда, то и дело приходилось обходить многочисленные полыньи. К саням привязали поплавки из надутых тюленьих шкур. Теперь сани, проваливаясь в воду, не тонули. Наконец 4 июня путешественники добрались до залива Мелвилл. Сам Расмуссен занялся археологическими исследованиями. Он изучил остатки более чем 50 эскимосских жилищ, располагавшихся некогда на берегах залива. Это позволило ему выявить древнюю эскимосскую культуру северо-западной Гренландии. По месту, где она была найдена, ее назвали культурой Туле. Позже Пятая экспедиция Туле и позднейшие археологические раскопки в Гренландии и в канадской Арктике позволили установить, что культура Туле - культура охотников на китов и других морских животных - была распространена на арктическом побережье Америки во втором тысячелетии н. э. до прихода на север европейцев. Кох за две недели напряженной работы с помощью других членов экспедиции нанес на карту побережье залива Мелвилл протяженностью около 500 километров. Затем Расмуссен и его спутники направились к мысу Йорк и в течение нескольких месяцев изучали рельеф, геологическое строение и климат района между этим мысом и станцией Туле. Здесь также исследовались остатки культуры древних эскимосских поселенцев.

Участники экспедиции решили не возвращаться на юг, а провести зиму на станции Туле, которая к этому времени уже значительно благоустроилась. Здесь теперь был не один дом, а три - дом заведующего Петера Фрейхена, торговая фактория и мастерская.

Здесь они готовились к выполнению второй задачи экспедиции - исследованию крайнего севера Гренландии. У каждого из участников предстоящего путешествия были свои сани, запряженные 12 сильными и отдохнувшими за зиму собаками. Сани заранее загрузили научным снаряжением и охотничьей амуницией. Продовольствия брали мало. Расмуссен рассчитывал кормить людей и собак добытым на охоте. Опыт предыдущих экспедиций показал, что это вполне возможно. Был взят лишь резервный запас продуктов: 50 килограммов пеммикана (высушенное и истолченное в порошок мясо, смешанное с растопленным жиром), немного кофе, сахара, галет.

6 апреля они выступили в путь. Впереди было более тысячи километров. Вначале двигались очень быстро. Уже 22 апреля экспедиция пересекла ледник Гумбольдта и вышла к Земле Вашингтона.

С 3 по 6 мая Расмуссен и его спутники ехали по замерзшему океану вдоль обрывистого побережья северо-западной оконечности Гренландии. Нагромождения ледяных торосов то и дело преграждали путь. Перебираться через них было трудно и утомительно.

К 7 мая экспедиция вышла к фьорду Сент-Джордж. Там она нашла гурий (пирамиду из камней, служащую ориентиром и местом хранения памяток экспедиций) с отчетом о работах Бомона, руководившего восточным отрядом экспедиции Нерса. Здесь Расмуссен устроил небольшой склад продовольствия. Затем экспедиция двинулась к фьорду Шерард-Осборн, первому из больших северных фьордов, которые предстояло исследовать.

У фьорда путешественников встретил глубокий снег. Сани и собаки проваливались в него; люди брели за санями по колено в снегу. До самого июня передвигаться можно было только на лыжах, но снег был настолько рыхлый, что и лыжи проваливались.

В это время путешественников постиг и другой удар. Оказалось, что большой, свободной ото льда земли, которую показывали на картах около фьордов Виктория и Норденшельд, не существует. Вместе с этим географическим открытием рухнули надежды на охоту на мускусных быков. Взятые с собой небольшие запасы продовольствия почти кончились. Собак нечем было кормить, и вскоре половину их пришлось забить. Многочисленные охотничьи поездки Расмуссена и эскимосов в большинстве своем оканчивались безрезультатно. Лишь однажды в небольшой долине вблизи мыса Мей удалось застрелить 40 мускусных быков, но увезти мясо с собой было не на чем. Собак осталось совсем мало, и они были нужны для перевозки научного снаряжения и собранных коллекций. Но, несмотря на трудности, все продолжали самоотверженно работать.

Только в конце июня, когда был нанесен на карту фьорд Де-Лонг, последний из изучавшихся экспедицией северных фьордов, путешественники повернули назад. Снег в это время уже таял, и идти приходилось сначала по месиву из снега и воды, а затем по колено, а временами и по пояс в ледяной воде. Более глубокие места собакам приходилось переплывать, таща сани под водой. Чтобы спасти ботанические коллекции, на санях соорудили высокие помосты.

Почти месяц Расмуссен и его спутники добирались до фьорда Сент-Джордж. Здесь они взяли небольшие запасы продовольствия, приготовленные заранее. Во фьорде было много тюленей, и путешественники хотели поохотиться на них, чтобы пополнить запас продовольствия. Но между ледяными полями и берегом образовалась полоса талой воды. Тюлени плавали в ней и не вылезали на лед, а стрелять в тюленя в воде, не загарпунив его предварительно, бессмысленно. Убитое животное сразу тонет.

У мыса Дракон, вблизи фьорда Сент-Джордж при неизвестных обстоятельствах погиб Генрик Ольсен. Он ушел на охоту и не вернулся. Его искали четыре дня, но безрезультатно. Затем прошли несколько десятков километров и остановились еще на двенадцать дней, которые прошли в непрестанных поисках, но никаких следов Ольсена обнаружить не удалось. Скорее всего, он или утонул, или упал в пропасть. Прежде чем двинуться дальше в путь, в нескольких местах соорудили гурии. В них оставили письма с указанием маршрута, карты и пищу. Не хотелось верить, что Ольсена нет в живых.

Подавленное настроение, вызванное гибелью товарища, усугублялось все острее ощущавшейся нехваткой продовольствия. Резервный запас, взятый из склада у фьорда Сент-Джордж, надо было оставить для перехода через ледник Гумбольдта. По льду предстояло пройти более 400 километров, и резервного запаса могло хватить лишь в том случае, если есть впроголодь и не задерживаться в пути. Переход через ледник начался 5 августа, а через несколько дней путь преградила глубокая расселина. На то, чтобы ее преодолеть, ушло два дня. Вскоре пеммикан и галеты кончились, и путешественники стали убивать оставшихся собак и есть их. Все очень ослабли и еле брели, таща за собой тяжелые сани.

Когда Расмуссен и его товарищи были уже недалеко от южного края ледника, подул сильный ветер с дождем. Снег начал быстро таять, и бурные потоки воды преградили путь. Четыре дня, привязанные друг к другу ремнями, мокрые с ног до головы, путешественники преодолевали водные преграды. Наконец, 24 августа, когда была съедена последняя собака, показался мыс Агассиз. Ледник Гумбольдта был пройден.

Вульф и Кох к этому времени так ослабли от голода и физического перенапряжения, что не могли двигаться. Расмуссен оставил с ними двух эскимосов, а сам вместе с Айаго отправился в селение полярных эскимосов Эта, находящееся более чем в 200 километрах к югу от ледника Гумбольдта. При этом Расмуссен надеялся, что до прихода помощи Кох, Вульф и оставшиеся с ними эскимосы сумеют прокормиться охотой.

Через пять дней Расмуссен достиг Эта, и оттуда сразу же выехала спасательная партия на пяти санях. Но помощь пришла слишком поздно. Торильд Вульф умер, не выдержав нескольких месяцев голода и лишений и невероятного напряжения последних недель пути.

Расмуссен был глубоко потрясен и опечален смертью Вульфа. Как руководитель экспедиции он чувствовал себя ответственным за гибель своих товарищей. Во многом она стала результатом того, что на этот раз не оправдался расчет Расмуссена на охоту, а не на взятые запасы продовольствия.

Научные результаты Второй экспедиции Туле были велики. Были впервые нанесены на карту или уточнены очертания северо-западной и северной Гренландии в области, ограниченной 81°-83°35" северной широты и 38°-56° западной долготы; изучена стратиграфия северо-западной Гренландии, проведены ботанические и фаунистические исследования, включая изучение цветковых растений, мхов, лишайников, морского планктона, получены гляциологические и гидрографические данные и т.д. Вышли в свет книги К. Расмуссена "Гренландия вдоль Полярного моря" (1919) и Л. Коха "Стратиграфия северо-западной Гренландии" (1920). Вторая экспедиция Туле впервые установила точные очертания залива Мелвилл, доказала существование ледников вблизи Земли Пири и открыла свободные ото льда земли около фьорда Сент-Джордж. Но за все эти научные достижения и открытия было заплачено ценой двух человеческих жизней.

Одновременно с публикацией работ Второй экспедиции Туле Расмуссен готовился к следующей экспедиции. Он хотел записать фольклор эскимосов восточного побережья Гренландии.

В то время как проводилась Третья экспедиция Туле, Расмуссен находился в Ангмагсалике в Четвертой, чисто фольклорно-этнографической экспедиции Туле. Собранные им материалы составили трехтомник "Мифы и саги Гренландии" (1921-1925).

Организация Третьей экспедиции Туле проливает новый свет на личность Расмуссена. Он охотно, несмотря на свою занятость, помогает другим исследователям севера.

Пятой экспедиции Туле поручалось изучение эскимосов канадского севера и Аляски, их антропологии, археологии, этнографии и особенно фольклора.

Экспедиция началась неудачно. Шведское судно "Беле", на котором плыли Матиассен и Биркет-Смит с большей частью научного снаряжения, налетело на подводные камни и затонуло у берегов западной Гренландии. Поэтому экспедиция покинула берега Гренландии не летом, как намечалось, а в начале осени. 7 сентября 1921 г. "Секонген" вышел из гавани и взял курс к американскому континенту. Десять дней спустя, с трудом пройдя через разводья во льдах, судно остановилось у небольшого безлюдного островка. Можно было предполагать, что он находится где-то на северо-западе Гудзонова залива, но его точное местоположение удалось определить только позднее. От самого берега начиналась уютная долина, по которой текли два прозрачных ручья. Вдали виднелось небольшое озеро. С трех сторон долину окружали скалы. На берегу было много следов медведей, оленей, лисиц, а в маленькой бухте плавали моржи и тюлени. Место казалось подходящим для устройства базы экспедиции. Остров решили назвать Датским.

В октябре пришла зима. Снег одел Датский остров белой пеленой, и вода у берегов замерзла. Но дальше от берега сохранялись большие полыньи, так как погода была сравнительно теплой, 6-7° ниже нуля. В ноябре температура упала до минус 30-40°. Но в доме было не очень холодно, потому что его почти весь занесло снегом.

К концу ноября море вокруг Датского острова покрылось прочным ледяным панцирем. Пора было отправляться на поиски местных жителей. В эту поездку Расмуссен взял с собой Фрейхена и Насайтордлуарсука, по прозвищу Боцман. Вместе с ними он двинулся на северо-запад, сначала до острова Ванситарт, затем вдоль его северного берега, пересек юго-западную оконечность полуострова Мелвилл и снова оказался на морском льду в заливе Хавеланд. Расмуссен немного опередил своих спутников и первым заметил эскимоса, которого звали Папик - Маховое перо. Вместе с ним Расмуссен пошел к каравану саней. Спутники Папика двинулись навстречу, а женщины остались у саней. Они непринужденно лежали на снегу под лучами солнца, будто мороза и не было. Несколько женщин кормили грудью полуголых детей. Хотя сам Расмуссен был привычен к жизни в северных широтах, он поразился закаленности своих новых знакомых. Это были акилинермиут, люди "из страны за большим морем", как их называют гренландцы.

Расмуссен знал и раньше, что канадские эскимосы говорят на том же самом языке, что и гренландские, но не предполагал, что языковые различия между теми и другими столь незначительны.

Эскимосы рассказали Расмуссену, что недалеко от Датского острова (эскимосы, конечно, называли его иначе) есть много стойбищ, в которых живут люди племен айвилик, иглулик и нетсилик.

За несколько дней жизни с эскимосами Расмуссен завел несколько интересных знакомств. Особенно полезным из них оказалось одно - с седобородым стариком по имени Ивалуардьюк. Он оказался "географом" племени иглулик, замечательно знавшим страну и ее обитателей на протяжении многих сотен километров от Честерфилда на берегу Гудзонова залива и до далекого Понд-Инлет на севере Баффиновой Земли. Ивалуардьюк начертил береговую линию от залива Репалс до Понд-Инлет. Эта карта-схема очень помогла Расмуссену и его коллегам в их картографической работе, так как позволила привязать к местности около сотни эскимосских названий.

Полмесяца провел Расмуссен в стойбище Ауа, днем охотясь за морским зверем, а вечерами слушая и записывая рассказы старого эскимоса.

В конце марта Расмуссен отправился на Баррен-Граунде. Эти пустынные равнины к западу от Гудзонова залива служили прибежищем эскимосов-карибу, о которых во времена Расмуссена было известно только в самых общих чертах. С севера эту область ограждали льды полярного моря, с юга и юго-запада - огромные лесные чащобы, с запада - тундра. Сюда проще всего было проникнуть с востока, с Гудзонова залива, но и здесь прибрежные воды 9-10 месяцев в году забиты льдом. До Расмуссена и Биркет-Смита лишь несколько белых побывали на землях эскимосов-карибу.

И каково же было разочарование Расмуссена, когда, добравшись сюда, он увидел людей, уже затронутых европейским влиянием, к которым проникли даже фабричные изделия. На шее у многих висели части от часов: у одного крышка, у другого - циферблат, у третьего - пружинка, чтобы никому не было обидно. В одном из островерхих чумов, крытых оленьими шкурами, гремел граммофон. И Расмуссену показалось вначале, что он лет на сто опоздал посетить этих людей, которых собирался изучать вместе с Биркет-Смитом.

Но это были воистину новые люди, какие еще не попадались на пути Расмуссена. Ему захотелось узнать, откуда они пришли, что думают о жизни и смерти. Оказалось, что о последней они думают мало, потому что верят, "что все люди возрождаются, ибо душа бессмертна и всегда переходит из жизни в жизнь! Люди хорошие опять становятся людьми, а дурные возрождаются животными; таким образом населяется земля, ибо ничто, получившее жизнь однажды, никоим образом не может исчезнуть, перестать существовать".

В конце июня сначала Биркет-Смит, а за ним и Расмуссен отправились в обратный путь. К середине сентября Расмуссен вернулся на Датский остров, где узнал, что Фрейхен и Матиассен хорошо поработали на Баффиновой Земле и что Матиассен снова отправился в путь, на этот раз раскапывать старые поселения эскимосов-садлермиут на острове Саутгемптон.

Расмуссен же остался на Датском острове. Прежде чем отправиться в дальний путь на запад, надо было еще многое сделать: разобрать коллекции, дождаться в штаб-квартире всех участников экспедиции, наметить план их дальнейших работ и самому подготовить снаряжение к дальнему путешествию.

В марте Расмуссен попрощался со спутниками и начал свое путешествие к берегам Тихого океана. В дальний путь лучше отправляться "маленькой компанией", считал он, и потому взял с собой только двух полярных эскимосов: Кавигарсуака по прозвищу Гага и его кузину Арнарулунгуак, которую все в экспедиции ласково называли Малышкой. Эти двое стали первыми эскимосами, которые посетили все племена своего народа, живущие вдоль арктических берегов Америки.

Доехали до зимнего стойбища эскимосов-нетсилик, расположенного на льду залива Пелли. В разных стойбищах этих эскимосов, зимних, весенних и летних, на полуострове Бутия, на озере Франклин и на острове Кинг-Вильям, Расмуссен оставался до начала ноября. Всюду он находил много интересного и нового: в способах охоты и рыбной ловли, в обычаях и верованиях. На острове Кинг-Вильям Расмуссен открыл и раскопал остатки древних жилищ из камня и торфа.

Это означало, что эскимосы с культурой Туле когда-то жили и здесь. А на полуострове Бутия Расмуссен, покупая амулеты, охраняющие своих хозяев от злых духов, чуть было не лишился всех волос на голове. Эскимосы решили, что у такого великого путешественника, как Расмуссен, должны быть могучие духи-помощники, дающие ему силу, а проявляется она, по представлениям эскимосов, прежде всего в росте и обилии волос. И шаман племени предложил Расмуссену дать прядь своих волос каждому, кто продал ему амулет и тем самым лишился каких-то духов-помощников. Расмуссен был в ужасе, потому что он купил у местных жителей больше двухсот амулетов: оленьих зубов, когтей ворона, полосок лососьей кожи и т.п. Кое-как ему удалось убедить шамана, что пряди волос надо отдавать только за самые ценные амулеты, а не за все.

К ноябрю в проливе Симпсон, что отделяет остров Кинг-Вильям от материка, и дальше на запад в заливе Королевы Мод установился прочный лед.

Полмесяца спустя Расмуссен уже подъезжал к первому стойбищу охотников на мускусных быков, больше известных в научной литературе под именем медных эскимосов, так как они живут недалеко от устья реки Коппермайн. У них он оставался только два месяца, записывая главным образом песни, замечательными сочинителями и исполнителями которых показали себя его новые друзья.

К западу от Коппермайн и до устья Макензи во времена Расмуссена не было постоянного эскимосского населения; здесь можно было встретить только отдельных охотников-эскимосов или белых. Поэтому Расмуссен постарался как можно скорее проехать две с лишним тысячи километров, разделяющие устья этих двух рек. В середине апреля он был уже на берегах Макензи.

В начале мая Расмуссен выехал на Аляску и, проехав вдоль ее северного побережья, остановился на неделю у эскимосов мыса Барроу. Дальше путь Расмуссена лежал на юг вдоль западного побережья Аляски в город Коцебу. Оттуда на шхуне Расмуссен добрался до города Ном. Спустя месяц он отплыл в Сиэтл, а затем на родину. К этому времени к себе домой вернулись и другие участники экспедиции.

Так закончилась Пятая экспедиция Туле. Раемуссен исследовал все эскимосские племена (айвилик, иглулик, нетсилик, медные, макензи и многие другие), жившие в то время к от Гудзонова залива до Берингова пролива. Он установил, что все эти племена, имеющие единую духовную культуру и единый язык, представляют собой один народ, пожалуй, наиболее широко расселенный из малых народов земного шара.

Расмуссен собрал уникальный материал по фольклору и обычаям эскимосских племен американского севера. Труды Расмуссена о духовной культуре различных племен американских эскимосов, которые продолжали публиковаться и после его смерти и составили много томов, содержат богатейший материал для этнографических и фольклористических исследований и полностью сохраняют свою научную ценность до сегодняшнего дня.

Пятая экспедиция Туле провела также значительные археологические работы на восточном берегу Гудзонова залива, на острове Саутгемптон и около Понд-Инлет на севере Баффиновой Земли. Были раскопаны десятки старых зимних жилищ из камня, торфа и китовых костей, собрана археологическая коллекция, включающая несколько тысяч предметов.

Экспедиция привезла в Данию коллекцию, насчитывавшую 20 тысяч предметов: старинные и современные изделия эскимосов, скелеты млекопитающих, птиц и рыб, засушенные насекомые и растения.

Расмуссену была присуждена золотая медаль Лондонского королевского географического общества.

В 1931 г. Расмуссен вместе с Матиассеном и археологом Холтведом на быстроходном моторном боте "Дагмар" проплыл от Юлианехоба на юго-западе острова до Ангмагсалика на восточном побережье. На шестисоткилометровом участке побережья от крайней южной точки Гренландии до Ангмагсалика Расмуссен и его спутники обнаружили остатки почти полутораста поселений и примерно четырехсот жилищ разных типов, относящихся к XVII-XVIII вв. Когда-то здесь кипела жизнь, а в одном из селений Алуке, что находится на самом юго-востоке острова, ежегодно устраивались ярмарки, куда приезжали люди и с севера, из Ангмагсалика, и с юго-запада, из Юлианехоба. А теперь все было пустынно. Люди ушли из этих мест.

Во время Шестой экспедиции Туле, а именно так именовалась рекогносцировочная поездка на мотоботе "Дагмар", Расмуссен не только углублялся в прошлое жителей восточного побережья, но и намечал планы будущих комплексных исследований этой обширной области. Эти планы он осуществил в 1932-1933 гг. во время Седьмой экспедиции Туле.

Седьмая экспедиция Туле во многом отличалась от предшествующих шести. Это была крупная государственная экспедиция, главной задачей которой были не этнографические или археологические исследования, а картографические работы - создание карты юго-восточной Гренландии в масштабе 1:250.000. Кроме этого, намечалось провести большие геологические, гляциологические и биологические исследования, а также создать документальные фильмы об этом районе и художественный фильм о жизни эскимосов восточного побережья в прошлом. Соответственно увеличилась численность участников экспедиции и выросло ее техническое оснащение. В состав экспедиции вошло около 100 человек, три четверти из них - европейцы разных специальностей, а четверть - гренландцы. У экспедиции было восемь моторных судов, самолет, радио- и киноаппаратура.

За два года работы группа замерила несколько сот тригонометрических знаков и несколько тысяч точек на побережье. На основе этих измерений, уже после смерти Расмуссена, были составлены и изданы 13 листов карты восточной Гренландии. Во время Седьмой экспедиции Туле впервые в Гренландии проводились аэрофотосъемки. Были изучены геология, флора и фауна этой обширной области.

Осенью 1933 г., в Ангмагсалике, Расмуссен отравился мясом. Его перевезли сначала в Юлианехоб, а затем в Копенгаген, но болезнь прогрессировала, и 21 декабря 1933 г. Расмуссен скончался. Хоронили его не только датчане, но и друзья из Гренландии, много лет знавшие Расмуссена и помогавшие ему в его деятельности. Один из них, эскимос Карало Андреассен, провожая Кнуда Расмуссена в последний путь, сказал: "Хотя ты умолк, твой великий труд всегда сам будет говорить за тебя".

Со дня смерти Расмуссена прошло много десятилетий, но его не забывают ни в Дании, ни в Гренландии. В Дании при Географическом обществе есть Фонд имени Кнуда Расмуссена, субсидирующий исследования по этнографии и географии Арктики. В Гренландии работает Высшая школа имени Кнуда Расмуссена, в которой молодежь острова продолжает свое образование. А на крайнем севере Гренландии, на горе Уманак, недалеко от Туле, полярные эскимосы соорудили из камней памятник Расмуссену как дань уважения человеку, столь живо болевшему за их судьбу и столь много сделавшему для них. Имя Расмуссена увековечено и на географической карте. Рядом с Землей Пири на севере Гренландии находится Земля Кнуда Расмуссена.

Добрую память о Расмуссене особенно хранят в Гренландии потому, что он был не только замечательным ученым, но и общественным деятелем, постоянно заботившимся о гренландцах, об их жизни, о подъеме их культуры. Мы уже говорили о том, что Расмуссен сделал для полярных эскимосов. Но этим никак не ограничивались его общественные начинания. В 1908 г. Расмуссен стал одним из инициаторов создания Гренландского литературного общества, выпустившего серию книг на эскимосском языке. Сам Расмуссен опубликовал в этой серии повесть о своем путешествии к полярным эскимосам, а его спутник по Пятой экспедиции Туле Якоб Ольсен описал, как проходило исследование центральных эскимосов. Расмуссен выступал и как пропагандист эскимосской художественной литературы в Европе. Так, он перевел на датский язык роман М. Сторка "Мечты", первое большое произведение гренландской эскимосской литературы, и написал к нему большое предисловие. И эскимосские писатели Гренландии отражали в своих произведениях деятельность Расмуссена. Так, например, роман известного гренландского прозаика Г. Линге "Незримая воля" посвящен Пятой экспедиции Туле и написан по ее материалам.

В начале 1920-х гг. Расмуссен содействовал проведению первых демонстраций художественных фильмов на острове. Его многочисленные научно-художественные произведения, в том числе и переведенный на русский язык "Великий санный путь", знакомили европейцев с жизнью и культурой эскимосов.

Датский этнограф и исследователь Арктики. В 1902-1933 годах участник и руководитель ряда экспедиций в Гренландию и арктическую Америку, произвел съемку северо-западного (1916-1917) и юго-восточного (1932-1933) берегов Гренландии; изучал антропологию, язык и быт эскимосов. Кнуд Расмуссен родился 7 июня 1879 года в Гренландии. Он был сыном датского протестантского священника пастора Кристиана Расмуссена и дочери гренландки Луизы Флейшер. Кнуд рос в окружении своих эскимосских сверстников, бывал у них дома. Совсем маленьким мальчиком он плавал в эскимосском каяке, прототипе нашей байдарки, в 7 лет научился управлять собачьей упряжкой, а в 11 лет уже ходил на охоту вместе со взрослыми гренландцами, умело владел гарпуном, мог сделать каяк и сани, построить снежную хижину иглу. Во время летних каникул Кнуд почти не сидел дома. Он бродил в окрестностях поселка, распутывая следы животных, наблюдал, как охотятся взрослые, и помогал им. В 1895 году Кристиан Расмуссен получил небольшой приход на севере Дании и переехал туда вместе с семьей. Для того чтобы Кнуд мог продолжить образование, его отдали в гимназию в городе Биркереде. Вначале ему пришлось трудно, так как он знал эскимосский язык лучше датского. Но вскоре он прекрасно овладел датским литературным языком, хотя друзья продолжали звать его эскимосом. В 1898 году Кнуд Расмуссен оканчивает гимназию и поступает в университет в столице Дании Копенгагене. Вначале он изучает гуманитарные науки, в особенности философию, историю, этнографию и фольклористику. Затем начинает слушать курсы лекций по географии, геологии, океанографии, зоологии, ботанике наукам, так или иначе связанным с полевыми исследованиями. Кнуд много читает о полярных путешествиях. В 1901 году он проводит каникулы на северо-востоке Скандинавии, в Лапландии, где знакомится с жизнью оленеводов и охотников лопарей, с их своеобразным бытом. Эту свою исследовательскую поездку Расмуссен позднее описал в популярной книге Лапландия. А на следующий год Кнуд отправляется в Гренландию в составе так называемой Литературной экспедиции. Ее возглавил датский журналист Л. Мюлиус-Эриксен, который хотел ознакомиться с жизнью гренландцев, записать их сказания и легенды и, если удастся, добраться до северо-запада острова, где живут полярные эскимосы. Мюлиус-Эриксен взял с собой также художника Г. Мольтке. В начале июня 1902 года они отплыли в Гренландию, а уже в середине июля высадились в Готхобе. В первую очередь Мюлиус-Эриксен решил познакомиться с жизнью, бытом и культурой населения западной Гренландии. Для этого члены экспедиции отправились в селение Кангек, расположенное недалеко от Готхоба, на другом берегу залива.

Жители гостеприимно встретили усталых путешественников. Их проводили к старейшине, у которого они и заночевали. На следующий день датчане устроили для жителей импровизированный концерт. Кангекцы впервые увидели граммофон. А когда концерт кончился, хозяин дома предложил дать маленькому человеку, что сидит внутри ящика и издает столь чудесные звуки, пожевать немного табаку, чтобы отблагодарить его за доставленное удовольствие. Тогда Расмуссен объяснил устройство граммофона, и всеобщее удивление и восхищение только возросли: Подумать только, мы слушали музыку, которая звучала давным-давно где-то далеко за морем. На следующий день началась работа. На небольшом островке, неподалеку от Кангека, Расмуссен осматривал старые эскимосские могилы и там же нашел развалины старого эскимосского полуподземного жилища из камня. В нем когда-то, лет двести назад жили несколько десятков человек, целая община. Отапливались и освещались такие жилища каменными плошками, в которых горел тюлений жир. Все лето Расмуссен посещал селения зверобоев и рыбаков. В августе он, продвигаясь на север, приехал в селение Икамнут. Здесь в трех тесных, сырых и грязных полуземлянках из торфа и камней жили пять эскимосских семей. В сентябре стада моржей подплыли ближе к берегу и стали сотнями собираться на лежбищах. Особенно их много скапливалось на небольших островах в Стремфьорде. Расмуссен приехал в один из охотничьих лагерей и остановился в палатке Давида знаменитого охотника на моржей. Давид рассказывал о приключениях, пережитых в юности, о встречах с духами и великанами... Сотня за сотней километров оставались позади, каждый день в дневнике Расмуссена появлялись новые наблюдения о жизни эскимосов. Незаметно пришла зима, море замерзло, умиак и каяк сменились санями с собачьей упряжкой. Новый год Расмуссен встретил в пути между Кристиансхобом и Якобсхавном. К концу февраля 1903 года исследования в западной Гренландии были завершены, и Мюлиус-Эриксен, Расмуссен и Мольтке встретились в Годхавне. Последнее время они часто совершали самостоятельные маршруты, но на этот раз объединились для изучения северо-западных районов Гренландии и живущих там полярных эскимосов. В состав эспедиции были дополнительно включены И. Бронлунд, молодой гренландский священник из Кангека, и два эскимоса-охотника. В середине марта экспедиция достигла Упернивика, в то время самого северного поселения в датских владениях в Гренландии. Но чтобы добраться до мыса Йорк, где жили полярные эскимосы, надо было преодолеть сотни километров по снежной пустыне. В дороге тяжело заболел Мольтке.

Он бредил, никого не узнавал. Путешественникам не хватало пищи. Большую часть провизии пришлось скормить собакам. Последние двое суток экспедиция ехала день и ночь, стремясь быстрее добраться до мыса Йорк. Наконец они увидели стойбище. Но оно оказалось покинутым. В одной из иглу Расмуссен обнаружил нетронутую тушу тюленя. Накормили собак, досыта наелись сами. Тем временем Мольтке стало совсем плохо. Мюлиус-Эриксен и Расмуссен решают разделиться. Первый вместе с двумя охотниками останется в одной из хижин с больным художником. Они постараются добыть тюленя через продушину во льду, чтобы прокормить себя и больного. Между тем Расмуссен налегке, вместе с Бронлундом отправится на поиски ближайшего стойбища полярных эскимосов. За 12 часов они проехали почти 100 километров. Затем остановились,.съели по кусочку масла и легли спать. После трехчасового отдыха двинули дальше и через несколько километров навстречу им попалась упряжка, в которой ехал эскимос Майсангуак со своей женой, закутанной в парку из голубого песца. Вскоре Расмуссен оказывается в стойбище. А через некоторое время местные юноши привозят сюда и оставшуюся часть экспедиции Мюлиус-Эриксена, Мольтке и двух охотников. Так началась жизнь Расмуссена и его товарищей среди полярных эскимосов. Каждый день они ходили по домам, провожали мужчин на охоту, смотрели, как люди работают и отдыхают, слушали и записывали песни и предания. Удалось Расмуссену посмотреть и великое камлание (священнодействие, сопровождаемое пением и ударами в бубен) шамана Сагдлока. В Данию путешественники вернулись в сентябре 1904 года. Литературная экспедиция привезла ценнейшие записи фольклора гренландцев и полярных эскимосов, собрала много материалов об их жизни и обычаях. Своим переходом через залив Мелвилл по морским льдам она доказала, что существует прямой путь из западной Гренландии к острову Саундерс к поселениям полярных эскимосов. Успех экспедиции был в основном обусловлен участием в ней Кнуда Расмуссена, его знанием языка и обычаев эскимосов. Свое первое путешествие в Гренландию Расмуссен описал в двух книгах: Новые люди и Под ударами северного ветра. В Дании Расмуссен пробыл немногим больше полугода, обрабатывая материалы экспедиции. Летом 1905 года по поручению датского правительства он снова отправился в Гренландию, на этот раз для того, чтобы изучить возможности разведения на западном побережье острова домашних оленей. В 1906-1908 годах Расмуссен второй раз гостит у полярных эскимосов, продолжая изучать их духовную культуру. Он решил взять на себя ответственность за судьбу полярных эскимосов, поскольку датское правительство не видело выгод торговли с горсткой людей в удаленном районе.

На средства, с большим трудом собранные в Дании, Расмуссен основал на мысе Йорк, на берегу залива Мелвилл, торговую факторию и назвал ее Туле, по имени полулегендарной страны, которую якобы видел один из первых северных мореплавателей грек Пифей из Массалии (325 год до н. э.) Позднее это название распространилось на весь район расселения полярных эскимосов, который стал называться дистриктом Туле. Фактория покупала шкурки песцов и другую продукцию охотничьего промысла, а в обмен снабжала местных жителей оружием, боеприпасами, керосином, мукой и другими товарами. Всей деятельностью фактории до самой смерти руководил Расмуссен. В 1920 году он выработал и убедил полярных эскимосов принять закон Туле. В нем имелись положения об охране фауны района, о запрещении перепромысла и хищнических приемов охоты. По инициативе Расмуссена из наиболее уважаемых охотников был создан совет, который следил за соблюдением закона Туле. В 1931 году дистрикт Туле был присоединен к датским владениям, и Расмуссен стал официальным и полномочным представителем Дании в Туле. Первая экспедиция Туле состоялась в 1912 году. Кнуд Расмуссен вместе с картографом Петером Фрейхеном и двумя эскимосами выехал из Туле на четырех собачьих упряжках и вскоре добрался до небольшого селения Эта, находящегося примерно в 300 километрах к северу от Туле. Оттуда Расмуссен поворачивает на восток, поднимается на ледниковый щит, покрывающий все внутренние области острова, и пересекает его менее чем за месяц. До Расмуссена ледовый шит пересекали только Нансен и Пири. Оказавшись на северо-восточном побережье Гренландии у Датского фьорда, Расмуссен и Фрейхен за несколько недель напряженной работы нанесли этот район на карту, а также провели метеорологические наблюдения, познакомились с животным и растительным миром района. К северу от Датского фьорда вблизи фьорда Индепенденс Расмуссен нашел остатки самого северного эскимосского поселения, являвшегося самым северным постоянным поселением человека на Земле. мСвоим открытием Расмуссен привлек внимание археологов к изучению северо-востока Гренландии и положил начало исследованию древнейшей из эскимосских или преэскимосских культур Гренландии. По имени фьорда, у берегов которого ее впервые обнаружил Расмуссен, она получила название культуры индепенденс. Первые люди этой культуры пришли на северо-восток острова примерно 5 тысяч лет назад. В общей сложности Первая тулеская экспедиция длилась около четырех месяцев. В результате ее было установлено, что Земля Пири не остров, отделенный от остальной Гренландии гипотетическим каналом Пири, а часть Гренландии. Кроме того, были нанесены на карту районы в северной и северо-восточной Гренландии.

(1879-06-07 ) Место рождения: Гражданство:

Дания

Дата смерти: Отец:

Кристиан Расмуссен

Мать:

Луиза Расмуссен (Флейшер)

Кнуд Йохан Виктор Расмуссен (дат. Knud Johan Victor Rasmussen , 7 июня 1879 года , Якобсхавн - 21 декабря 1933 года , Копенгаген) - датский полярный исследователь и антрополог . Расмуссен родился в Гренландии , и его деятельность тесно связана с этим островом. Первый человек, прошедший Северо-Западный проход на собачьей упряжке .

Биография

Кнуд Расмуссен родился в семье пастора ; его мать была наполовину инуитского происхождения. В семье было трое детей. Расмуссен с детства говорил на гренландском языке . В 12 лет его послали в Данию учиться, а в 1895 году его отец был переведён в Люнге (Зеландия), и вся семья переехала в Данию. С 1898 по 1900 год Расмуссен учился в Копенгагене, затем работал корреспондентом в нескольких газетах и совершил путешествие в Лапландию .

В 1902 году Расмуссен отправился в Гренландию в так называемую «Литературную экспедицию» под руководством датского журналиста Людвига Мюлиус-Эриксена. Целью экспедиции было изучить быт и культуру гренландских эскимосов, а также записать их фольклор. Экспедиция продолжалась до сентября 1904 года, при этом сначала путешественники оставались в Западной Гренландии, а затем пересекли по льду на собаках залив Мелвилл .

Кнуд Расмуссен совершил ещё одно путешествие в Гренландию в 1905 году, и затем в 1906-1908 годах. На средства, заранее собранные в Дании, он основал около мыса Йорк торговую факторию и назвал её Туле в честь легендарного острова . Предполагалось, что её существование облегчит тяжёлое положение коренных жителей Гренландии. Фактория покупала товары, связанные с охотничьим промыслом, в основном песцовые шкуры, а продавала оружие, горючее, продукты и другие товары. Он руководил деятельностью фактории до своей смерти. В 1920 году фактория была официально присоединена к Дании, и Расмуссен стал официальным представителем Дании в Туле.

В дальнейшем Расмуссен участвовал в так называемых семи экспедициях Туле, целью которых было обследовать западное побережье Гренландии. Первая экспедиция Туле (1912) началась в Туле, сначала двигалась вдоль берега на север до посёлка Эта, а затем Расмуссен с товарищами повернули на восток и пересекли шельфовый ледник менее чем за месяц, выйдя к восточному побережью острова. Около фьорда Индепенденс он обнаружил остатки эскимосского поселения, бывшего самым северным поселением на земле. Соответствующая археологическая культура получила название культуры Индепенденс. Вторая экспедиция Туле (1916-1917) началась из Готхоба и исследовала крайний север острова, перезимовав в Туле. Экспедиция нанесла на карту северное и северо-западное побережье Гренландии и провела археологические и биологические исследования. Третья экспедиция Туле прошла без участия Расмуссена, а четвёртая (1921) была этнографической.

В ходе пятой экспедиции (1921-1922) Расмуссен пересёк по льду Северо-Западный проход и через Канаду достиг Аляски. За проведённые исследования ему была присуждена золотая медаль Лондонского королевского географического общества. В 1931 году состоялась шестая экспедиция, во время которой Расмуссен на моторном боте проплыл вдоль восточного побережья Гренландии, от южной оконечности острова до Ангмагсалика, изучая брошенные поселения гренландцев. Наконец, седьмая экспедиция Туле (1932-1933) была спонсирована правительством Дании, и её целью было создание топографической карты юго-восточной Гренландии, а также геологические и биологические исследования. В экспедиции приняло участие более 100 человек.

21 декабря 1933 года Кнуд Расмуссен умер в Копенгагене от последствий отравления, которое произошло в Гренландии осенью того же года по завершении седьмой экспедиции.

Примечания

Источники

Первичные

  • Rasmussen, Knud (1908). The People of the Polar North . Edited by G. Herring.
  • Rasmussen, Knud (1921). Greenland by the Polar Sea: The Story of the Thule Expedition from Melville Bay to Cape Morris Jesup . Trans by Asta and Rowland Kenny. Published by W. Heinemann.
  • Rasmussen, Knud (1927). .
  • Rasmussen, Knud (author), Cole, Terrence (introduction, editor). Across Arctic America: Narrative of the Fifth Thule Expedition . University of Alaska Press; Reprint edition (February 1999). ISBN 0-912006-93-5 (hard) ISBN 0-912006-94-3 (paper).
  • Rasmussen, Knud (1946-52). The Fifth Thule Expedition , 10 volumes. Published posthumously by fellow expeditioners.
  • Расмуссен К. Великий санный путь. Пер. с датск. А. В. Ганзен. Предисл. и прим. Л. А. Файнберга. М.: Географгиз. 1958

Вторичные

  • Cruwys, Elizabeth (2003). «Rasmussen, Knud (1879-1933)», in Literature of Travel and Exploration: An Encyclopedia , volume 3. ISBN 1-57958-247-8
  • Malaurie, Jean (1982). The Last Kings of Thule: With the Polar Eskimos, as They Face Their Destiny , trans. Adrienne Folk.
  • Markham, Clements R. (1921). The Lands of Silence: A History of Arctic and Antarctic Exploration . Cambridge University Press.

Ссылки

  • Rasmussen, Knud (collector), Worster, W. (editor, translator). Eskimo Folk Tales . London: Gylglendal, etc. 1921. Scanned, illustrated at Internet Archive
  • Rasmussen, Knud. Across Arctic America: Narrative of the Fifth Thule Expedition . New York: G. P. Putnam’s Sons, 1927. Scanned, illustrated, at Internet Archive .

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 7 июня
  • Родившиеся в 1879 году
  • Родившиеся в Гренландии
  • Умершие 21 декабря
  • Умершие в 1933 году
  • Исследователи Арктики
  • История Гренландии
  • Путешественники-исследователи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Расмуссен, Кнуд" в других словарях:

    Расмуссен, Кнуд Йохан Виктор - РАСМУССЕН Кнуд Йохан Виктор (1879 1933) датский этнограф и исследователь Арктики. В 1902 1933 гг. участник и руководитель многих экспедиций по изучению Гренландии и арктической части Северной Америки. В 1910 г. в северо западной части Гренландии… … Морской биографический словарь

    - (Rasmussen) (1879 1933), датский этнограф и исследователь Арктики. В 1902 33 участник и руководитель ряда экспедиций в Гренландию и арктическую Америку, произвёл съёмку северо западного (1916 17) и юго восточного (1932 33) берегов Гренландии;… … Энциклопедический словарь

    Расмуссен (Rasmussen) Кнуд Йохан Виктор (7.6.1879, Якобсхавн, Гренландия, ≈ 21.12.1933, Копенгаген), датский этнограф и исследователь Гренландии и арктической Америки. Участвовал (начиная с 1902) в различных экспедициях по изучению Гренландии,… … Большая советская энциклопедия Большой Энциклопедический словарь

    - (Rasmussen) Кнуд Йохан Виктор (7.6.1879, Якобсхавн, Гренландия, 21.12.1933, Копенгаген), датский этнограф и исследователь Гренландии и арктической Америки. Участвовал (начиная с 1902) в различных экспедициях по изучению Гренландии,… … Большая советская энциклопедия

    - (Rasmussen), Кнуд (7.VI.1879 21.XII.1933) датский этнограф и полярный исследователь. Уроженец Гренландии. Участник и руководитель многих комплексных экспедиций в Гренландию и Арктич. Америку. Собрал уникальные материалы по материальной и духовной … Советская историческая энциклопедия

    Расмуссен К. Й. В. - РÁСМУССЕН (Rasmussen) Кнуд Йохан Виктор (1879–1933), дат. этнограф и исследователь Арктики. В 1902–33 участник и рук. ряда эксп. в Гренландию и арктич. Америку, произвёл съёмку сев. зап. (1916–17) и юго вост. (1932–33) берегов … Биографический словарь