Фз по обращению с твердыми коммунальными отходами. Вывоз ТКО по-новому: возможные проблемы и способы решения. Отличия ТКО от ТБО

В жилищном законодательстве появилось новое понятие - твердые коммунальные отходы (ТКО). Соответственно, появились и определения "оператор по обращению с ТКО", норматив накопления таких отходов и т.д. Кроме того, производители и импортеры теперь должны взять на себя утилизацию отходов от своей деятельности, оплату экологического сбора.

ТКО - включают в себя не только мелкие бытовые и пищевые отходы, но и старую мебель, строительный мусор и любой другой крупногабаритный мусор.

Плата за ТКО будет включаться отдельной строкой в квитанцию и взыматься не с м2, а по количеству проживающих.

Федеральным законом от 29.12.2015 N404 установлен «переходный период» для введения коммунальной услуги «обращение с ТКО» сроком до 01.01.2017 года.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» вступил в силу с 01.01.2015 за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Предусмотрено поэтапное изменение правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления: остальные изменения, предусмотренные Федеральным законом, вводятся в действие с 29.12.2014 г. (дата официального опубликования Федерального закона), с 1 июля 2015г., с 1 января 2016г., с 1 января 2017г., с 1 января 2019г.

Основные изменения вносятся в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

1. Уточняются основные понятия, используемые в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Так под отходами производства и потребления теперь понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Изменяется подход к определению понятия «обращение с отходами»: теперь это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (ранее также данное понятие предполагало деятельность по использованию отходов, которая теперь заменена деятельностью по обработке и утилизации отходов).

Кроме того, вводится новое понятие «твердые коммунальные отходы» — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Уточнены такие понятия, как хранение, захоронение, утилизация, обезвреживание отходов, объекты размещения отходов», сбор отходов, накопление отходов. Также введены и раскрываются следующие понятия: норматив накопления твердых коммунальных отходов, объекты захоронения, хранения, обезвреживания отходов, оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, группы однородных отходов, баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, отходы от использования товаров, норматив утилизации отходов от использования товаров.

2. Определены приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами.

3. Предусмотрено создание единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров.

Указанная система является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов и иную предусмотренную законодательством РФ информацию и предназначена для осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации. Правительство РФ должно будет определить порядок создания, эксплуатации и модернизации указанной государственной информационной системы. Поставщиками информации в указанную систему и пользователями указанной информации являются органы государственной власти субъектов РФ.

4. Федеральным законом с 01.01.2016 г. уточняются требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений и иных объектов, требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, требования к обращению с отходами I — IV классов опасности, нормированию в области обращения с отходами, определяются особенности регулирования в области обращения с отходами от использования товаров.

5. Предусмотрен переход к долгосрочному тарифному регулированию в области обращения с отходами. Поэтапно (с 01.01.2015 г., с 01.07.2015 г., с 01.01.2016 г. и с 01.01.2019 г.) расширяются полномочия в области обращения с отходами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, уточняются полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов.

Наибольшее количество изменений, направленных на перераспределение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обращения с отходами, вступает в силу с 01.01.2016 г. в связи с введением правового регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В частности, Федеральный закон предусматривает разработку и реализацию во всех субъектах РФ региональных программ в области обращения с отходами, а также территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Федеральным законом установлены общие требования к разработке и реализации таких региональных программ и требования к указанным территориальным схемам.

Региональные программы и территориальные схемы будут содержать информацию об источниках образования отходов, их объемах, целевых показателях и перечне мероприятий субъекта РФ по сбору, вывозу, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, источниках финансирования указанных мероприятий, а также о местоположении объектов по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, и подлежат обязательному опубликованию на официальном сайте субъекта РФ в сети «Интернет» для всеобщего и бесплатного доступа. Принятие указанных программ и схем позволит инвесторам рассчитывать загрузку предприятий.

Утверждение территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, уполномоченными органами и наделение юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами должны быть осуществлены не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем.

С 01.01.2016 г. вступают в силу положения главы V.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами», в которой предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическому лицу будет присваиваться статус регионального оператора и определяться зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который будет проводиться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Статус регионального оператора будет присваиваться на срок не менее чем десять лет.

Региональные операторы обязаны будут осуществлять свою деятельность на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор будет являться публичным для регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны будут заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Правительством РФ будет утверждена типовая форма такого договора.

Федеральным законом также предусмотрены виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию. К регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами будут отнесены: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами будут осуществляться по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны будут превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области регулирования тарифов.

Регулированию будут также подлежать следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

В целях организации новой системы правового регулирования деятельности в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, с 01.01.2016 г. к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами будут отнесены, в том числе:

  • разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
  • принятие в соответствии с законодательством РФ законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;
  • утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми будут осуществляться строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
  • организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
  • утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора);
  • регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;
  • разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами с указанной даты будет относиться участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию или захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований (объем полномочий различен в зависимости от уровня муниципального образования - поселение, муниципальный район или городской округ).

Таким образом, начиная с 01.01.2016 г. полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов передаются от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ. Соответствующие изменения, направленные на перераспределение полномочий в области обращения с отходами, внесены также в Федеральные законы от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральным законом также вносятся соответствующие юридико-технические изменения в Жилищный, Градостроительный, Водный и Земельный кодексы РФ, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах», Федеральные законы от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и другие законодательные акты РФ.

Изменения, вносимые Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ», в Жилищный кодекс РФ вступают в силу с 01.01.2016 г.:

1. Изменяется перечень жилищно-коммунальных услуг и порядок расчета размера платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

К коммунальным услугам с указанной даты будет отнесена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Одновременно с этим, сбор и вывоз твердых бытовых отходов должны быть исключены из перечня услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Соответствующие изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, однако, в настоящее время еще не внесены.

Введение новой коммунальной услуги — услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами — повлечет изменение порядка расчета размера платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов (в настоящее время плата за данную услугу определяется в расчете на 1 кв.м общей площади занимаемого потребителем помещения в многоквартирном доме). Согласно изменениям, вносимым Федеральным законом, плата за коммунальную услугу по обращению твердыми коммунальными отходами будет рассчитываться исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые будут утверждаться уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

2. Устанавливается обязанность:

  • собственников жилых домов или частей жилых домов, а также собственников помещений в многоквартирных домах, реализующих непосредственный способ управления многоквартирным домом, обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного кодекса РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов;
  • управляющей организации, ТСЖ, жилищного кооператива по заключению договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении многоквартирных домов, находящихся в их управлении.

3. Установлены особенности внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при различных способах управления многоквартирным домом.

Управляющая организация, ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.

Вместе с тем, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (при управлении домом управляющей организацией), решения общего собрания членов ТСЖ, жилищного кооператива (при управлении домом ТСЖ или жилищным кооперативом) плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами может вноситься потребителями непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы региональному оператору признается выполнением потребителем своих обязательств по внесению платы за коммунальную услугу по обращению твердых коммунальных отходов перед управляющей организацией, товариществом, жилищным кооперативом.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Особо следует отметить, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места сбора твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.

ТКО – аббревиатура, появившаяся сравнительно недавно. Ранее во всех документах фигурировало название «ТБО». Помимо изменения в наименовании группы отходов, были внесены некоторые поправки в закон, касающийся правил обращения с ТКО и порядка расчетов нормативов. Поэтому тема статьи является актуальной для большей части нашего населения.

Понятие «твердые коммунальные отходы» (ТКО) было установлено и определено в Федеральном законе от 29.12.2014 №458-ФЗ (в редакции от 28.11.2015). Аспекты данного закона регламентируют определенные требования к обращению с отходами.

Согласно закону ТКО – это отходы, постоянно образующиеся в жилых домах в результате использования каких-либо товаров жильцами. Также к ТКО относят предметы, пришедшие в негодность в процессе их потребления жильцами домов в личных и бытовых целях. Помимо отходов, накапливающихся в ходе жизнедеятельности физических лиц, группу ТКО составляет мусор, возникающий в работе организаций и лиц, зарегистрированных как ИП, который по своему компонентному содержанию близок к отходам жилых помещений.

Состав ТКО

В законе прописаны права и обязательства органов власти разных уровней в сфере, касающейся обращения с ТКО. Там же указаны правила получения лицензии организациями, которые желают осуществлять сбор, транспортировку, переработку, утилизацию коммунальных отходов.

В каждом субъекте Российской Федерации по закону должны быть созданы специальные организации, производящие все действия с ТКО, – региональные операторы. При выборе региональных операторов, являющихся юридическими лицами, проводится конкурс, по итогу которого победившая организация получает разрешение на реализацию деятельности по обращению с ТКО на области всего субъекта РФ сроком минимум на 10 лет.

На производителей и импортеров продукции в соответствии с законом накладывается обязанность утилизировать образующиеся после потребления отходы этих продуктов. Если данное обязательство не выполняется, то импортерами и производителями уплачивается определенная сумма экологического сбора.

Данный закон начал действовать с 1 января 2015 г., кроме некоторых его аспектов, для которых были определены (или изменены) другие даты начала действия.

Класс опасности

Весь перечень видов мусора, составляющих ТКО можно посмотреть в ФККО. Согласно данному классификационному каталогу также можно определить класс опасности того или иного вида коммунальных отходов. Как правило, большее число разных групп ТКО относят к IV или V классу опасности отходов.

Правила обращения

Все правила обращения с ТКО подробно прописаны в установленном Правительством РФ документе «Об обращении с ТКО» от 12.11.2016 №1156. Ознакомимся с некоторыми аспектами Правил.

В документе прописано, что все манипуляции с ТКО должны производиться в условиях соблюдения безопасности для людей и природной среды.

Организация, назначенная региональным оператором, составляет договор с потребителями, сообразно с которым данная организация становится ответственной за все этапы обращения с коммунальными отходами. Деятельность оператора определяется программой региона в сфере обращения с ТКО и ведется согласно соответствующей территориальной схеме.

Действия, связанные со сбором, перевозкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и складированием ТКО, осуществляются непосредственно самим региональным оператором или с помощью других организаций, работающих с отходами.

Места складирования ТКО для потребителей определяются в договоре, заключенном с региональным оператором. Сбор отходов может производиться:

  • в домах в мусороприемные камеры, оснащенные специальными контейнерами;
  • в емкости разных объемов, находящиеся на специально отведенных площадках на улице;
  • в одноразовые (пакеты) или иные емкости, которые предоставляет сам оператор.

Крупногабаритный мусор должен складироваться:

  • в бункерах на площадках;
  • на специально выделенном участке территории для отходов крупных размеров.

Согласно Правилам приоритетной технологией обработки ТКО является та, которая позволяет производить автоматизированную сортировку мусора. Также предпочтение при утилизации отходов дается технологиям, которые обеспечивают получение в итоге вторичного сырья для разных отраслей производства.

Важным пунктом при обработке ТКО является исключение из общей массы опасных отходов (I и II классов) для их непопадания на полигоны.

В Правилах прописаны все возможные причины, в соответствии с которыми может быть прекращена деятельность региональных операторов.

Нормативы накопления

Нормативы накопления ТКО указаны в Постановлении Правительства России от 4 апреля 2016 г. №269.

Обратите внимание! При определении нормативных значений также осуществляется учет мусора, образующегося в ходе уборки придомовых территорий.

Для любой дифференцированной категории объектов нормативы определяются раздельно. Для установления нормативных значений замеряются отходы в соответствии с установленными правилами.

С целью расчета нормативов используются специальные формулы, определяющие следующие показатели:

  1. Средний в сутки норматив за сезон, который может быть выражен разными единицами измерения в зависимости от использования массовых или объемных значений.
  2. Средний в разные сезоны (периоды года) суточный норматив, который также может быть выражен единицами массы или объема на 1 расчетную единицу/сут.
  3. Среднемесячные и годовые нормативы.

Плотность

Плотность ТКО (ранее ТБО) определяется в процессе расчета нормативов накопления отходов. Это важный показатель, для установления которого необходимо знать объем и массу мусора. С этой целью осуществляют выравнивание накопившихся отходов и измерение их параметров, используя специальную линейку. После этого ТКО взвешивают и из полученного значения общей массы вычитают массу емкости. С помощью полученных чисел производится последующий расчет средней плотности отходов, при котором необходимо определить суточную норму накопления (зависит от количества жильцов), среднемесячный и среднегодовой нормативы, годовую норму ТКО. Только рассчитав нормативы, можно определить значение средней плотности.

Дополнительная информация! Вышеописанные расчеты должны производиться специалистами в условиях соблюдения норм и формул, указанных в нашем законодательстве. Кроме того, для проведения таких работ необходимо определенное оборудование.

Утилизация ТКО

Каждый год в нашей стране происходит образование свыше 70 млн. тонн ТКО. Практически весь объем мусора можно перерабатывать. Однако в России большинство коммунальных отходов просто складируется на полигонах, площади которых постоянно увеличиваются. Такой способ утилизации отходов является нерациональным и с экономической, и с экологической стороны. Поэтому вопрос правильной переработки ТКО требует пристального внимания властей и экологических служб.

Рассмотрим основные существующие сегодня способы утилизации коммунальных отходов.

Захоронение. Самый дешевый способ. Однако он имеет множество недостатков. При разложении отходов на полигонах во внешнюю среду выделяются токсичные вещества, загрязняющие воду, атмосферу и почву. При этом требуются огромные территории, которые после ликвидации свалки долго будут непригодными для пользования. При реализации данного способа необходимо соблюдение правил расположения полигонов: они должны создаваться за границами населенных пунктов, зон отдыха и охраны воды, медицинских учреждений.

Сжигание. Распространенный сегодня способ. Продуктом процесса является зола, объем которой гораздо меньше объема ТКО до сжигания. Золу обычно вывозят на полигоны. Данный способ также имеет определенные минусы, связанные с негативным влиянием на экологию. Поэтому его пытаются усовершенствовать за счет использования печей дожигания с системой очистки газов и генератором электрической энергии.

Экологически более рациональным методом является пиролиз – разложение отходов в условиях отсутствия воздуха при высоких температурах.

Компостирование. Способ для разложения органической составляющей мусора. Его суть состоит в создании компостных куч, в которые закладываются отходы. В таких кучах происходит разложение органических компонентов за счет деятельности микроорганизмов. Недостатком способа является то, что при биодеградации отходов появляется неприятный запах. Также способ требует предварительной сортировки мусора.

Переработка ТКО. Большая часть отходов может перерабатываться с целью получения новых материалов и изделий. Способ позволяет экономить природные ресурсы, защищать экологию и получать дешевую сырьевую базу.

Разные компоненты ТКО перерабатываются по-разному.

Металлические материалы подвергаются сортировке, прессованию и пакетированию, после чего обработанные отходы направляются на металлургические предприятия с целью переплавки.

Пластиковые компоненты служат сырьем для производства новых изделий: полиэфирных листов и волокон и др.

Из стеклянных остатков получают техническое стекло, использующееся в строительных работах. В процессе переработки осуществляют сортировку, очистку, сушку, дробление и нагрев сырья с целью дальнейшей переплавки.

Бумажный мусор (совместно со свежим сырьем) используют для получения новой бумаги. Собранная макулатура сортируется, очищается, в некоторых случаях обесцвечивается и затем отправляется на целлюлозно-бумажные комбинаты.

Из древесных отходов производят множество строительных материалов (например, ДВП, ДСП), топливные брикеты, пеллеты и т.д.

Выброшенные электрические приборы зачастую являются источником цветных металлов и полимеров, пригодных для дальнейшего использования в качестве сырья.

Переработке также подвергаются нефтесодержащие отходы (асфальт, битум).

Таким образом, переработка каждого вида ТКО производится по разным технологиям, поэтому важнейшим этапом данного способа утилизации является сортировка отходов.

Об одном из современных полигонов для ТКО, находящемся в Вологодском районе, о принципах его функционирования и проблемах несанкционированных свалок рассказывают телевизионные корреспонденты в видео

Нововведения, касающиеся правил работы с ТКО пока понятны не каждому жителю нашей страны. Изменение самого названия (ТБО на ТКО) и обновленный процесс внесения платежей за оказание услуг по обращению с мусором вызвали немало споров. Неизменными, к сожалению, пока остаются лишь устаревшие способы утилизации твердых коммунальных (бытовых) отходов.


С 2017 года в России кардинально меняется схема обращения ТКО — твердых коммунальных отходов. Появляются региональные операторы по обращению с ТКО, за вывоз мусора приходится платить по нормативам, собственникам частных домов надо будет заключать отдельные договоры на вывоз мусора. Мы собрали все самые важные вопросы читателей сайта по новым правилам вывоза мусора и ответили на них.

Материал подготовлен с учетом актуальных редакций Жилищного кодекса РФ (ЖК), постановлений Правительства РФ №354 от 06.05.2011 (ПП №354) и №1156 от 12.11.2016 (ПП №1156) .

С какой даты нужно платить за обращение с ТКО по новым правилам?

Схема с региональным оператором начинает применяться по всей России неравномерно. Все регионы должны ввести новую схему к 1 января 2019 года. Регион может сделать это и раньше, если утвердит единый тариф на услугу по обращению с ТКО и заключит соглашение с региональным оператором. На новую схему уже перешли, например, в Астраханской, Ивановской областях, Краснодарском крае. После утверждения тарифов на уровне региона и выбора регионального оператора в квитанциях появится отдельная строка за обращение с ТКО. Поэтому вполне возможно, что вы уже платите за обращение с ТКО, а ваши родственники из другого региона еще нет.

Кто теперь должен заключать договоры на вывоз мусора?

  • собственники частных жилых домов и частей жилых домов (ч.5 ст.30 ЖК);
  • собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.). Исключение: собственники машино-мест (п.148(1) ПП №354);
  • управляющие компании / ТСЖ / жилищные кооперативы (ч.12 ст.161 ЖК);
  • собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление (ч.2 ст.164 ЖК).

Я ни с кем не заключал договор на вывоз мусора, но мне шлют квитанции. Законно ли это?

Да, это законно. Либо договор уже заключила за вас УК, либо вам придется это сделать самостоятельно. Есть 3 варианта:

  1. Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом и платите за мусор им.
    Вам не нужно заключать отдельный договор на обращение с ТКО. Его заключает ваша управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив). УК выставляет вам квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО, вы платите УК, УК рассчитывается за оказанные услуги с региональным оператором ТКО.
  2. Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом, но платите региональному оператору.
    Если общее собрание собственников решило платить напрямую поставщикам коммунальных услуг, тогда квитанции за обращение с ТКО вам будет выставлять региональный оператор. Вы должны будете оплачивать их напрямую региональному оператору. Договор на обращение с ТКО в этом случае тоже заключает УК.
  3. В вашем доме непосредственное управление / у вас частный дом.
    В этом случае вы сами должны будете заключить договор на обращение с ТКО с региональным оператором и платить ему напрямую по выставленным квитанциям. Отказаться от заключения договора нельзя.

Я арендую нежилое помещение в многоквартирном доме под магазин. Кто должен заключать договор на обращение с ТКО — я или собственник помещения?

В п. 148(1) ПП №354 сказано, что договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в МКД. Собственнику нужно обратиться к региональному оператору по обращению с ТКО и оформить с ним отдельный договор. Будете ли вы как арендатор компенсировать собственнику расходы на вывоз мусора в дополнение к арендной плате, зависит от условий вашего договора аренды.

На заметку: УК, ТСЖ или кооператив, управляющие домом, могут запрашивать у собственника нежилого помещения данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО за месяц. Собственнику придется предоставлять такую информацию в УК в течение 3 рабочих дней.

Я снимаю квартиру. Хозяйка требует, чтобы я оплачивала вывоз мусора. Права ли она?

Все зависит от того, как вы договорились с хозяйкой. Перечитайте свой договор с собственницей квартиры. Если по договору вы обязаны компенсировать хозяйке расходы на оплату всех коммунальных услуг, тогда платить придется, т.к. обращение с ТКО теперь является коммунальной услугой. Если вы прописали в договоре, что жилец платит только за электричество и воду, тогда вы можете отказаться от оплаты вывоза мусора и попытаться убедить хозяйку, что она не права. Увы, есть шанс, что после этого вам придется искать другое жилье:(

Что конкретно включается в услугу по обращению с ТКО?

В услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами входят сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО. Конкретный порядок и особенности оказания услуг по обращению с ТКО смотрите в ПП №1156 и договоре с региональным оператором.

Как часто должны вывозить мусор от многоквартирных домов?

В холодное время года (среднесуточная температура +5 °C и ниже) — не реже 1 раза в 3 суток. В теплое время года (среднесуточная температура выше +5 °C) — 1 раз в сутки. В течение одного месяца допустимо отклонение от этой нормы не более 72 часов. Единовременно в холодное время года вывоз мусора могут задержать не более чем на 48 часов, в теплое время года — не более чем на 24 часа. Эти нормативы указаны в приложении 1 к ПП №354.

Откуда берутся нормативы и тарифы на услугу по обращению с ТКО?

Расценки на коммунальные услуги по обращению с ТКО у регионального оператора не могут быть больше единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Этот тариф утверждается на уровне региона. Норматив накопления ТКО также устанавливаются региональными властями или органами местного самоуправления, если регион передал им такие полномочия. Примеры утвержденных нормативов: Краснодарский край , Санкт-Петербург . Правила установления регионами нормативов прописаны в постановлении Правительства РФ №269 от 04.04.2016 .

УК выставила счет за вывоз мусора на общедомовые нужды. Разве так можно?

Нет, нельзя. В пункте 148(29) ПП №354 прямо указано, что коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.

Управляющая компания составила акт о том, что в моей квартире живут 2 человека, хотя никто не прописан. Теперь начисляют плату за вывоз мусора от 2 человек. Что делать?

Как и в случае с другими коммунальными услугами, УК действительно может составлять такие акты об установлении числа временно проживающих в квартире и на основании этого акта потом начислять плату за услугу по обращению с ТКО (пп.в п.148(23), п.148(35) ПП №354 от 06.05.2011). Плата за вывоз мусора рассчитывается от числа временно и постоянно проживающих жильцов. Временным считается проживание более 5 дней подряд.

  • Напишите в УК заявление о перерасчете платы, если вы можете документами доказать, что на самом деле в квартире живет гораздо меньше людей. Принесите в УК свой договор с жильцами, которым сдаете квартиру: в нем прописывается не только имя того, кто снимает жилье, но и всех, кто с ним живет. Также поможет копия временной регистрации по другому адресу.
  • Следите, чтобы у УК всегда была актуальная информация от вас о реальном количестве жильцов. Если вы не сообщите УК правильные данные сами, их сообщат соседи. Сомневаемся, что эта информация будет соответствовать действительности.
  • Не прописывайте в квартиру фиктивных жильцов — они жить не будут, а вам придется платить за вывоз мусора за каждого из них.

У меня в квартире никто не прописан. Нужно ли платить за вывоз мусора?

Да, нужно. Если в квартире никто не прописан и временно не зарегистрирован, начислять плату за обращение с ТКО будут от количества собственников квартиры (п.148(36) ПП №354). Еще в вашем регионе могут принять решение о расчете платы за обращение с ТКО от площади. В этом случае платить за вывоз мусора придется независимо от числа прописанных / проживающих. Непроживание в квартире не освобождает от обязанности платить за коммунальные услуги, но иногда позволяет сделать перерасчет платы за коммуналку в связи с временным отсутствием.

Можно ли не платить за вывоз мусора, если его у меня нет (закапываю на своем участке и сжигаю сам)?

К сожалению, для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка. Пожалуй, проще всего будет все-таки заключить договор с региональным оператором.

Важно: при обнаружении несанкционированного места складирования ТКО объемом более 1 кубометра региональный оператор обязан пожаловаться в уполномоченные органы и высылать собственнику земельного участка уведомление о необходимости ликвидации этой свалки. Собственнику участка надо будет самостоятельно ликвидировать свалку или заключить договор с региональным оператором в течение 30 дней. Если свалка так и не будет ликвидирована, региональный оператор устранит ее сам и через суд взыщет с собственника участка свои расходы. Так написано в пунктах 16-17 ПП №1156.

Есть ли способы сэкономить на плате за обращение с ТКО?

  • Организовать раздельный сбор мусора.
    Для домов, которые используют раздельные накопление и сбор мусора, плата за обращение с ТКО рассчитывается не по нормативам, а в зависимости от объема вывезенных контейнеров. Благодаря раздельному сбору ТКО, вы сможете платить за реальное количество мусора, а не по абстрактным нормативам.
  • Сообщать в УК / региональному оператору об изменении числа жильцов.
    В постановлении №354 сказано, что потребитель обязан сообщать об уменьшении или увеличении числа временно и постоянно проживающих граждан в течение 5 рабочих дней. Если в вашем регионе плата за обращение с ТКО рассчитывается от числа жильцов, не забывайте сразу же сообщать в УК или региональному оператору о том, что теперь вас в квартире живет меньше.
  • Оформлять перерасчет при длительных отъездах в отпуск или на дачу.
    При временном отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) подавайте заявление о перерасчете платы за услугу по обращению с ТКО. Это возможно по п.148(44) ПП №354.
  • Жаловаться на некачественный вывоз мусора.
    Когда услугу по обращению с ТКО оказывают плохо, мусор вывозится значительно реже, чем по нормативам и условиям договора, можно писать претензию и требовать уменьшения платы за эту услугу. По п.148(45) ПП №354 можно получить вплоть до 100% освобождения от оплаты услуг по обращению с ТКО. За каждые сутки отклонения от нормативов можно добиться снижения рассчитанной за месяц платы за обращение с ТКО на 3,3%.

О других способах сэкономить на вывозе мусора или получить льготу по оплате обращения с ТКО пишет наш Кот-юрист в заметке
Не хочу переплачивать за мусор, есть ли льготы?

Кому предъявлять претензии по некачественному вывозу мусора?

  • Управляющей компании / ТСЖ / кооперативу — если договор на услуги по вывозу ТКО с региональным оператором заключали они. Претензии по содержанию и чистоте контейнерных площадок, мусоропровода, мусороприемной камеры нужно также писать в УК.
  • Региональному оператору ТКО — если у вас заключен договор напрямую с ним. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках).

Что можно сделать, если у нас регулярно затягивают с вывозом мусора?

Если все претензии на некачественное оказание услуг и перерасчет платы уже написаны, но реакции ноль, вы смело можете жаловаться на бездействие УК в жилищную инспекцию. Жалобу на УК можно отправить с помощью сайта РосЖКХ . УК могут выписать штраф до 50 тысяч рублей по статье 7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов).

Куда жаловаться на регионального оператора по обращению с ТКО?

  • Росприроднадзор — на нарушение региональным оператором условий лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также проблемы, связанные с экологией и охраной окружающей среды.
  • Властям региона — на нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО. Жаловаться нужно в тот орган, который от имени региона подписывал соглашение с оператором. Текст соглашения должен быть выложен на сайте регионального оператора. Например, в Краснодарском крае такое соглашение от имени региона заключало краевое Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
  • Роспотребнадзор — на нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
  • В региональную энергетическую комиссию — на нарушения в области тарифов на услуги регионального оператора.
  • Прокуратура — если не знаете, куда жаловаться, или жалобы в предыдущие ведомства не помогли.

За хапремонт не платил, и за вывоз мусора не буду, все мошенники!

Не хочется вас огорчать, но за отсутствие договора на вывоз мусора собственников частных домов могут штрафовать (от 1 до 2 т.р. по статье 8.2 КоАП РФ). Долги по коммунальным услугам взыщут по суду и спишут с вашей карточки в Сбербанке — с процентами и госпошлиной, как было и по капремонту. Так что платить придется все равно. А пока попробуйте написать депутату Госдумы от своего региона. Возможно, у вас много общего, и он тоже не любит платить за вывоз мусора.

В предыдущих статьях мы рассказали о правах и обязанностях исполнителя и потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Сегодня мы поговорим о формулах для расчёта размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Раздел II(1) с этими формулами в ПП РФ N 354 внесло постановление Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 .

Порядок расчёта до принятия нормативов ТКО

Регионы РФ не позднее 1 сентября 2017 года должны утвердить нормативы накопления ТКО. Пока они это не сделают, плату за вывоз мусора нужно рассчитывать по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) из приложения N 2 к ПП РФ N 354 . В этих формулах учитывается объём вывезенных контейнеров.

Первая и вторая формулы понадобятся для расчёта размера платы за ТКО для жилого помещения. Для первой формулы важно знать количество граждан, которые проживают в помещении, не важно, постоянно или временно, и объём вывезенных контейнеров.

Вторая формула отличается от первой тем, что для неё понадобится информация об общей площади помещения.

Третья формула нужна для расчёта платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении.

Порядок расчёта после принятия нормативов ТКО

С 1 сентября 2017 года расчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО нужно производить по нормативу. До 1 сентября четыре месяца, времени достаточно, но, по сложившейся традиции, будут регионы, которые не успеют установить нормативы.

Предлагаем решать проблемы по мере поступления и о том, что делать, если норматив не будет утверждён, говорить после 1 сентября.

Первая группа формул предназначена для жилых помещений. В формуле 9(1) учитывается количества граждан, которые постоянно или временно живут в помещении.

Во второй формуле расчёт размера платы ведётся по общей площади на основании нормативов накопления ТКО.

Рассчитывать плату для нежилого помещения после принятия нормативов нужно будет по следующей формуле.

Вывоз и утилизация ТКО в ГК «Спецтранс» организованы по следующей схеме:

  • Прием заявки по телефону или через специальную форму на сайте.
  • Обработка запроса клиента, составление финансовой сметы и согласование периодичности рейсов.
  • Установка бункера 0,8-18 м3 на специально отведенной контейнерной площадке заказчика.
  • По мере заполнения емкости организуем подачу спецтранспорта к объекту. Заполненный бункер вывозим для опорожнения к месту переработки и захоронения отходов, на его место устанавливаем аналогичный пустой.
  • Предоставление необходимой отчетной документации.

Наши контейнеры для коммунальных отходов

Для эффективного сбора и транспортировки ТКО мы применяем бункеры-накопители следующего объема:

  • 0,8 куб.м. – бытовой контейнер для сбора ТКО, оснащенный откидной крышкой. Удобен для установки во дворах жилмассивов, на территории частного сектора, организаций и офисных помещений. Размер емкости 1200*750*1150.
  • 1,1 м3 – компактный евроконтейнер закрытого типа, широко используемый для размещения в общественных местах и на объектах ЖКХ. Вращающиеся колеса со стопорным механизмом, приспособления для захвата обеспечивают мобильность емкости, удобство перемещения к месту выгрузки. Габариты бака 1335*1430*1010.
  • Пресс-компактор 18 м3 – оборудование для сборки и уплотнения вывозимого мусора, позволяющее уменьшить затраты на транспортировку ТКО, за счет сокращения количества рейсов. Контейнер устанавливается преимущественно на объектах, чья деятельность влечет образование мусора в значительных объемах (гипермаркеты, оптовые рынки, складские помещения, крупные производственные объекты и пр.).