Устройство полигона тко и требования к нему. Правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Способы утилизации ТКО

В настоящее время материалы инженерно-экологических изысканий (далее — ИЭИ) являются неотъемлемой частью исходных данных для проектирования всех объектов капитального строительства и реконструкции. Но так было не всегда. И до сих пор в некоторых случаях экспертизу успешно проходят проекты без тома технического отчета по ИЭИ. Учитывая недавно произошедшие и ожидаемые изменения нормативно-правовых документов, постараемся разобраться в истории вопроса, а также рассмотрим актуальные проблемы проведения ИЭИ и возможные пути их решения.

История вопроса

Действующий сегодня СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» (далее — СП 11-102-97) является первым нормативным документом, отдельно регламентирующим правила и рекомендуемые процедуры проведения ИЭИ для строительства, обеспечивающие выполнение обязательных требований, предусмотренных СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» (далее — СНиП 11-02-96).

СЛОВАРЬ

Инженерно-экологические изыскания — один из основных видов инженерных изысканий для строительства (нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений), которые выполняются для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей природной среды под влиянием антропогенной нагрузки с целью предотвращения, минимизации или ликвидации вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий и сохранения оптимальных условий жизни населения.

В настоящее время ИЭИ входят в Перечень видов инженерных изысканий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (в ред. от 12.05.2017). Также ИЭИ отнесены к основным видам изысканий в СНиП 11-02-96 и его актуализированных версиях .

До введения в действие СНиП 11-02-96 ИЭИ как отдельный вид изысканий не выделялись. Однако в некоторых ранее действовавших нормативах, регламентирующих проведение общих инженерных изысканий для строительства, указывалось на необходимость оценки состояния природной среды в целом или отдельных ее компонентов.

В последние два десятилетия экологическая составляющая исходных данных для проектирования упрочила свои позиции в нормативно-правовом поле.

СНиП 11-02-96 был внесен в перечни национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной и добровольной основах обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

01.07.2013 СНиП 11-02-96 были актуализированы введением СП 47.13330.2012, 01.07.2017 — введением СП 47.13330.2016. В настоящее время действуют оба свода правил — СП 47.13330.2012 и СП 47.13330.2016.

СП 47.13330.2012 и СП 47.13330.2016: плавный переход

С 01.07.2017 необходимо руководствоваться обязательными пунктами СП 47.13330.2012 и добровольными пунктами СП 47.13330.2016 . Какой-либо переходный период между этими двумя актуализированными редакциями СНиП 11-02-96 не предусмотрен, что может вызывать ряд трудностей у проектировщиков и экспертов.

ИЭИ должны иметь собственное техническое задание (либо подраздел в общем задании на изыскательские работы) и утвержденную программу.

В таблице представлены принципиальные различия между СП 47.13330.2012 и СП 47.13330.2016.

Состав исследований элементов и параметров окружающей среды в СП 47.13330.2016, по сравнению с СП 47.13330.2012, мало конкретизирован. Возможно, это связано с ожидающейся в скором времени актуализированной версией СП 11-102-97, где все составляющие ИЭИ будут подробно описаны и регламентированы. Но пока что открытых данных о том, каким станет обновленный свод правил, нет. На сайте regulation.gov.ru его обсуждение к настоящему моменту еще не началось.

Основные виды исследований при выполнении ИЭИ

Рассмотрим основные виды работ, выполняемых в рамках ИЭИ для оценки состояния компонентов окружающей среды, на которые может оказать воздействие проектируемый объект. Для наглядности приведем основные составляющие ИЭИ в виде таблицы.

Назначение и необходимость отдельных видов работ и исследований, условия их взаимозаменяемости и сочетания с другими видами изысканий устанавливаются в программе ИЭИ в зависимости от вида строительства, характера и уровня ответственности проектируемых зданий и сооружений, особенностей природно-техногенной обстановки, степени экологической изученности территории и стадии проектно-изыскательских работ. Таблицу можно использовать как памятку при составлении программы ИЭИ.

С. А. Путивский , директор ООО «ТехПолимер»;
Б. В. Трушин , к. г.-м. н., директор ЗАО «Спецгеоэкология»;
А. Н. Давидяк , к. т. н., директор ООО «Гидропроект»


Читателям небезынтересно будет узнать, что авторы данной статьи – руководители тех организаций, которые будут проектировать и в дальнейшем выполнять рекультивацию прогремевшего на всю страну полигона «Кучино». Статью можно считать некой визитной карточкой их будущей деятельности или даже протоколом о намерениях.

Проблема рекультивации полигонов ТКО приобретает огромное значение: переполнены и закрываются полигоны, на которых захоранивались отходы в течение десятков лет. В подавляющем большинстве случаев объекты размещения отходов образовывались стихийно в отработанных карьерах, различных выемках и котлованах – без учета природоохранных требований. В частности, не учитывались геологическое строение, гидрогеологические и ландшафтно-геохимические условия, сложившаяся социально-экономическая обстановка и культурно-исторический облик региона. Защитные инженерные мероприятия как до начала, так и в процессе эксплуатации большинства полигонов не проводились.

Наиболее крупные объекты размещения (захоронения) отходов образовались вблизи современных мегаполисов. На момент их создания основными природоохранными требованиями были отсутствие крупных водотоков на площадке и достаточная удаленность от жилой застройки. В качестве противофильтрационного экрана выступали глинистые грунты в основании полигона. В течение длительного срока эксплуатации они теряли свои изолирующие свойства под воздействием фильтрата, что привело к проникновению загрязняющих веществ в грунтовые воды. Все это способствует интенсивному негативному воздействию полигонов ТКО на окружающую среду, и в результате практически на каждом объекте накоплен значительный экологический ущерб.

С течением времени крупные мегаполисы (прежде всего Москва и города Московской области) развивались и стремительно росли вширь, особенно в период бума жилищного строительства конца 1990-х гг. Расширение границ жилой застройки привело к резкому повышению количества населения, проживающего на данной территории и, соответственно, к увеличению количества образующихся отходов. В итоге в России сложилась система накопленных взаимосвязанных проблем:

  • полигоны расположены в опасной близости от мест проживания и жизнедеятельности человека и оказывают значительное негативное влияние на его здоровье и окружающую среду в связи с увеличением площадей, ростом объемов ТКО, в ряде случаев превышающих проектные;
  • нерационально используются земельные ресурсы вблизи крупных городов, в большинстве случаев с нарушением границ выделенных территорий;
  • отсутствуют нормативные документы, регламентирующие технологию рекультивации и строительства новых объектов размещения отходов (специализированная литература датирована концом 1980-х гг.);
  • отсутствие нормативных документов не позволяет проводить полноценный контроль деятельности проектных, строительных, а самое главное, эксплуатирующих данные объекты организаций;
  • усиливается острая нехватка современных комплексов по размещению и переработке отходов с обеспечением транспортной и административной инфраструктуры.
Комплексная рекультивация объектов размещения отходов является решением указанных проблем, а также позволяет создать площадку для возведения современных мусороперерабатывающих производств. Под рекультивацией, на наш взгляд, следует понимать комплекс мер по экологическому и экономическому восстановлению деградированных земель.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы.Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации» предусматривает несколько направлений рекультивации земель в зависимости от видов их последующего использования в народном хозяйстве. При рекультивации полигонов ТБО следует выбирать рекреационное, природоохранное или санитарно-гигиеническое направление рекультивации.

Биологическая рекультивация посредством уполаживания откосов свалочного тела с посевом трав в отношении полигонов не является самостоятельным видом рекультивации и не может рассматриваться в отрыве от технического этапа с применением специальных защитных систем и мероприятий, которые и позволяют минимизировать негативное влияние полигона на окружающую среду, почву и грунтовые воды. В особой степени это касается полигонов, которые эксплуатируются с 1960-х гг. и имеют в составе свалочного тела отходы не только IV и V классов опасности. Таким образом, на первый план выходит задача технической нейтрализации опасных химических и биохимических процессов, которые проходят в свалочном теле полигона (образование фильтрата и биогаза).

Главной задачей по нейтрализации этих процессов является предотвращение образования фильтрата, источником которого является увлажнение отходов через поступление атмосферных осадков или грунтовых вод в тело полигона. Для минимизации поступления новых объемов воды в толщу отходов необходимо устройство искусственных многофункциональных противофильтрационных экранов как на поверхности полигонов, так и по их периметру.

С целью защиты от атмосферных осадков выполняется внешняя гидроизоляция тела полигона – создается герметичный экран над отходами. Для грунтовых вод устраивается противофильтрационная шпунтовая стенка с заглублением в водоупор. Состав геосинтетических гидроизоляционных покрытий и технология устройства «Геошпунта» всегда индивидуальны в зависимости от задач, которые необходимо решить на конкретном объекте. В экране могут устраиваться дополнительные дренажные или защитно-армирующие прослойки, система может быть двух- или трехслойной, а «Геошпунт» из ПВХ-профиля может обладать различными характеристиками. Главной задачей остается прекращение доступа влаги к свалочному телу и тем самым остановка процесса образования нового фильтрата. При этом в процессе технической рекультивации после выполаживания откосов по периметру свалочного тела обычно закладывается дренажная система для сбора и отвода остаточного фильтрата из тела полигона.

После формирования герметичного экрана и дренажной системы сбора остаточного фильтрата по поверхности противофильтрационного экрана устраиваются необходимые грунтовые слои, включая плодородный слой почвы. Для очистки фильтрата предусматриваются локальные очистные сооружения, часто в мобильном исполнении, а также обустраивается дренажная система для сбора и отвода биогаза на установку по его сжиганию (с получением энергии либо без).

Важной частью рекультивации следует считать устройство откосов в соответствии с нормативными уклонами и выделенными границами участка. Фактическая крутизна на закрытых полигонах достигает 40-45 º и более, что в ряде случаев приводит к обвалам, оползням и т. п. В частности на полигоне «Саларьево» в 2006 г. после продолжительных дождей произошло сползание отходов объемом около 700 тыс. т.

Выполаживание откосов с организацией берм требует срезки и перемещения значительных объемов отходов, что сопровождается существенным воздействием на окружающую среду. Другим направлением организации устойчивого тела полигона является укрепление откосов геосинтетическими материалами, решетками и террасированием с устройством подпорных стен и шпунтовых сооружений по периметру полигона ТКО.

Накоплен большой опыт по решению проблем технической рекультивации, ведутся работы в составе экспертного совета по рекультивации одного из самых резонансных полигонов Российской Федерации – полигона «Кучино» в городском округе Балашиха – с использованием современных технологий и научных знаний.

Применение современных систем геосинтетических материалов позволяет законсервировать объект захоронения отходов и минимизировать (практически свести к нулю) влияние полигона на окружающую природную среду.

Кроме того, важным моментом является изменение эстетического восприятия рекультированного объекта. После проведения комплекса мероприятий технического и биологического этапов рекультивации, стабилизации тела полигона можно уже говорить и об использовании рекультивированной территории по таким направлениям, как рекреационное, природоохранное или санитарно-гигиеническое.

В чем разница между понятиями «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы», и как правильно их нужно называть? Эта путаница возникла не так давно — после принятых властями изменений в , где впервые было четко прописано само понятие ТКО, а работы по их хранению и ликвидации вошли в список коммунальных услуг.

Данные изменения действуют с января 2016 года, но до сих пор далеко не все граждане успели понять разницу между твердыми бытовыми и твердыми коммунальными отходами. Поэтому стоит отдельно рассказать о том, чем же отличаются ТКО и ТБО.

Основная часть мусора любого современного города – это и есть , то есть, тот мусор, который образуется ежедневно в любой квартире.

Такие отходы состоят из различных биологических (пищевые и растительные остатки, кости) и синтетических (пластик, стекло, целлюлоза, металлы, текстиль и т.п.) компонентов, непригодных для дальнейшего использования. Исходя из состава, их можно разделить на два вида:

  1. Биологические (которые еще именуют отбросами).
  2. Небиологические (обычный бытовой мусор).

Какие отходы считаются «твердыми коммунальными»

Само понятие твердых коммунальных отходов впервые было установлено Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ. Исходя из этого документа, – это собственно тот мусор, который формируется и накапливается в жилых помещениях в ходе деятельности человека, а также потребтовары, потерявшие со временем свои полезные свойства.

К тем же (коммунальным) отходам законодатели отнесли и отходы юрлиц и индивидуальных предпринимателей, схожие по компонентному составу с обычным бытовым мусором.

Получается, что главным признаком, по которому отходы могут быть отнесены к коммунальным, является их формирование в ходе повседневной жизни человека или в результате деятельности организаций либо предприятий, чья работа не связана напрямую с производством товаров, выполнением работ и услуг.

ТБО или ТКО: как правильно и в чем отличие

С момента принятия вышеуказанного закона в российском правовом поле существует лишь одно правильное наименование бытового мусора – твердые коммунальные отходы. А выражение «твердые бытовые отходы» перешло в статус разговорного, и отныне не употребляется в официальных документах и отчетах.

Изначально ТКО – это более широкое понятие, чем ТБО, поскольку включает в себя не только тот мусор, который ежедневно выносят из дома обычные граждане, но и подобные отходы организаций (например, офисный мусор).

Как мы видим, ТБО и ТКО – суть одно и то же, и рядовому гражданину не так уж и важно, какие между этими терминами существуют отличия. Конкретная разница важна скорее для тех предприятий или организаций, которые занимаются сбором и ликвидацией бытового мусора – так как использование разговорного обозначения совершенно исключено в официальных документах и отчетах.

На видео репортаж о насущных проблемах сбора и размещения твердых коммунальных отходов

Законодательное определение статуса ТКО обусловлено необходимостью установления более понятных для граждан отношений, касающихся сбора и утилизации мусора. Если до вступления в силу Федерального закона № 458-ФЗ оплата за сбор и вывоз бытового мусора зависела от статуса помещения (нежилое или жилое), а также его площади, то сейчас тариф будет привязан к статусу потребителя (физлицо или юридическое лицо/индивидуальный предприниматель) и установленным нормативам накопления ТКО. Эти нормы различаются для отдельных видов потребителей (жителей многоквартирных, индивидуальных жилых домов – и владельцев офисов и предприятий).

Представляется логичным, что жители многоквартирного дома – обычные среднестатистические семьи, будут накапливать меньше мусора, чем, скажем, большой офис с множеством сотрудников и посетителей. Соответственно, оплата для жителей также будет меньше.

Итак, привычное для каждого человека понятие «твердые бытовые отходы» было законодательно изменено на «твердые коммунальные отходы». Надеемся, что это нововведение будет способствовать улучшению состояния экологии в России — теперь твердые бытовые отходы выделены в особую группу, а правила обращения с ними строго регламентированы на уровне закона.

Во всех подмосковных дворах установят два типа мусорных контейнеров: серые – для органических отходов, синие – для сухих. Фото пресс-службы Министерства ЖКХ Московской области

В Московской области вводится новый экологический стандарт и создается технологичная система утилизации отходов: в регионе будут построены 12 комплексов по переработке отходов (КПО), 4 предприятия термического обезвреживания, закрыты все устаревшие полигоны, а уже с будущего года - внедрен раздельный сбор мусора. В платежке появится плата за вывоз коммунальных отходов, при этом сумма коммуналки вырастет не более чем на 2%.

Сейчас Московская область ежегодно образует 4 млн т мусора, еще 7 млн т регион принимает из соседней Москвы, 95% отходов до сих пор отправлялось в захоронения. Строительство КПО позволит сократить эту цифру как минимум вдвое. А после ввода в эксплуатацию четырех заводов по термической обработке мусора в захоронения пойдет лишь 20% – предприятия мощностью по 700 тыс. т отходов каждое будут введены в эксплуатацию к началу 2022 года. Появление новой инфраструктуры по переработке мусора позволит полностью отказаться от старых полигонов: из 39 полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) 24 уже закрыты, остальных не будет к 2021 году или ранее, сообщил губернатор Андрей Воробьёв в августе этого года.

Свалки не могут закрываться одномоментно, потому что необходимо выстроить эффективную систему сбора, транспортировки, сортировки, переработки и утилизации отходов, на это нужно время, отметил он: «Мусор будет сортироваться, отбираться и перерабатываться. Часть – это четыре полезные фракции: бумага, металл, стекло и пластик. Еще 30% – органика, ее направят на специальные, прилегающие к КПО полигоны, чтобы там превратить в перегной, так называемый серый компост». «Подмосковье станет первым в России регионом с новым экологическим стандартом и действующей технологической системой утилизации отходов», – подчеркнул губернатор.

Первые два КПО, расположенные в Зарайске и Серебряных Прудах, уже начали работу, еще один до конца года появится в Рошале. Общественников и управдомов начали знакомить с их работой: первая группа в конце октября посетила комплекс «Экоград» в Зарайском городском округе – современное, полностью автоматизированное высокотехнологичное предприятие по сортировке и компостированию твердых коммунальных отходов (ТКО). Первая сортировочная линия КПО производительностью 50 тыс. т в год работает в полную силу с сентября, уже прошли общественные обсуждения по увеличению мощности до 350 тыс. т в год.

Сейчас многие уверены, что после сортировки мусора дома и во дворах отходы все равно попадают на одну свалку. Это не так: отходы должны разделяться как раз потому, что в дальнейшем они перерабатываются в зависимости от их видов. «Новые комплексы по переработке ТКО позволяют нам решать главную задачу – сокращать объемы захоронения ТКО фактически в два раза, так как все твердые коммунальные отходы будут поступать на заводы по переработке отходов. Половина из них будет полностью перерабатываться, в том числе 20% отходов – полезные фракции (металл, стекло, пластик, бумага) получат «вторую жизнь» и отправятся на производство новых товаров из вторсырья. 30% – органические или пищевые отходы, они подвергнутся компостированию. А вот вторая половина ТКО, так называемые не перерабатываемые «хвосты», после обезвреживания подвергнутся бережному захоронению. С 2021 года они будут направляться на заводы переработки ТКО, применяющие технологию термической обработки. Все это позволит в ближайшие годы полностью закрыть устаревшие полигоны», – заявил министр ЖКХ Московской области Евгений Хромушин.

С декабря в Подмосковье начнут централизованно устанавливать контейнеры для раздельного сбора отходов. В каждом дворе и частном домовладении разместят разноцветные контейнеры: серые с изображением банана – для органических отходов и синие с изображением бутылки – для сухих отходов. И с января 2019 года все управляющие организации многоквартирных домов и собственники частных домовладений должны будут заключить договоры с одной из компаний – региональным оператором: в единых платежных документах в разделе «Коммунальные услуги» появится отдельная строка «Вывоз коммунальных отходов».

Предельные единые тарифы на услуги операторов уже утверждены, размер платы зависит от того, на каком кластере производятся отходы. Всего в Московской области выделены семь кластеров – по количеству региональных операторов, прошедших конкурсный отбор. В среднем платежка вырастет не более чем на 2%.

Расчет стоимости услуг регионального оператора за вывоз коммунальных отходов складывается из нескольких величин. Прежде всего из базовой единицы измерения, которая зависит от категории отходообразователей – это могут быть как собственники многоквартирного жилого фонда или индивидуального жилищного строительства, так и торговые сети, социальные учреждения и т.д. Данная величина измеряется либо в квадратных метрах жилья, либо в сотрудниках и рабочих местах. А кроме того, в формулу расчета входит норматив накопления в кубических метрах, который устанавливается на год распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области.

«К примеру, собственник, проживающий в двухкомнатной квартире площадью 54 кв. м в многоквартирном жилом доме, расположенном в Воскресенске (тариф 787 руб./куб. м), будет платить на 101,52 руб. больше, рост платы составит всего 1,16%. Кстати, узнать, к какому кластеру принадлежит район, жители могут на сайтах Министерства ЖКХ Московской области или своих администраций», – сообщил Евгений Хромушин.

За смешение отходов при вывозе компании будут штрафоваться, но никаких санкций за несоблюдение раздельного сбора для граждан вводить не планируется – власти рассчитывают на сознательность жителей. «Осознанный переход собственников на раздельный сбор отходов будет сопровождаться яркой информационной кампанией по региональному и муниципальному телевидению в прессе и социальных сетях, так как он невозможен без понимания человеком конкретных преимуществ нового подхода, без знания каждым того, какова дальнейшая судьба мусора после того, как его увезли на сортировку, вплоть до захоронения на полигоне и рекультивации», – подчеркнул министр ЖКХ Подмосковья.