Детские зимние загадки для детей 4 5. Зимняя пора — метель да пурга

Светлана Мамедова

Цели : формировать у детей интерес к художественной литературе , потребность в чтении книг, в обращении к художественным произведениям; развивать умение сотрудничать, организовывать совместные действия в команде, помогать друг другу; создать ситуацию положительного эмоционального общения взрослых и детей; помочь родителям осознать значимость и эффективность чтения художественной литературы как средства воспитания и развития детей.

Предварительная работа : чтение разнообразных сказок ; закрепление понятий «авторская, народная сказка » ; разучивание стихотворений о книгах; закрепление умения разгадывать ребусы, складывать слова из слогов и букв; знакомство с авторами известных сказок и детских стихотворений.

Материал и оборудование : мультимедиа; слайд-презентация с заданиями для команд; ребусы; музыкальные записи «В гостях у сказки » , «В траве сидел кузнечик» , «Песенка Чебурашки» («Я был когда-то странной игрушкой безымянной » , «Песенка Красной Шапочки» («Если долго, долго, долго…» ); буквы и слоги для задания «Собери словечко» ; фанты с заданиями для родителей; грамоты.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята! Новый 2015 год объявлен в России годом Литературы , посвящен книгам и чтению. Современные люди мало времени уделяют книгам, редко читают рассказы , сказки , стихотворения. Однако в старину говорили : «Кто много читает, тот много знает. Чтение - лучшее учение!» Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Она является одним из источников знаний. Поэтому мы рады приветствовать вас на нашей литературной викторине «По страницам любимых сказок » !

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух…

Каждый нам в дороге -

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

(Ю. Энтин)

Звучит музыка («В гостях у сказки » ).

В этом зале нас сегодня

Ожидают чудеса.

Слышите? Здесь оживают

Входит Василиса Премудрая.

Василиса : Здравствуйте, дети! Я очень рада всех вас видеть у меня в гостях! Скажите, а вы любите сказки ? Назовите ваши любимые сказки . Отлично! Молодцы! Сейчас мы и узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки . Я приглашаю команды занять свои места. У каждой команды должно быть название и капитан. Прошу команды представиться и поприветствовать друг друга.

Приветствие команд.

А теперь я хочу представить вам наше жюри : это мамы и папы, которые пришли на наш праздник. Они будут оценивать наш конкурс. Правила викторины очень просты

1. Первый конкурс «Разминка» : разгадывание кроссворда (итоговое слово – СКАЗКА )

Вопросы для первой команды :

Как называется сказка , которую написал какой-нибудь писатель (у которой есть автор? (авторские)

Как называется здание, в котором собрано и хранится множество разных книг? (библиотека)

Вопросы для второй команды :

Как называют человека, который занят чтением? (читатель)

Как называют человека, который рисует иллюстрации для книг ? (художник)

Вопросы для третьей команды :

Как называют человека, который сочиняет сказки ? (сказочник )

Как называется сказка , которую сочинил народ? (народная)

Василиса : Замечательно! Какое же слово у нас получилось? Сказка ! Молодцы! Первый конкурс завершен. Но прежде чем мы перейдем ко второму конкурсу, я предлагаю вам послушать стихотворения, которые приготовили наши дети.

Стихи о книгах.

Книгу первую мою

Берегу я и люблю.

Хоть пока и по слогам,

Я ее читаю сам –

И с конца, и с серединки,

В ней красивые картинки,

Есть стихи, рассказы , песни.

С книгой жить мне интересней!

2. Второй конкурс «Знатоки»

Василиса : Для того, чтобы начать следующий конкурс, я приглашаю капитанов команд на жеребьевку. Каждый из капитанов вытягивает листок любого цвета, а затем команда получает задания из сектора такого же цвета.

Три сектора : «Сказочная одежда » , «Сказочные предметы » , «Сказочный транспорт »

«Сказочная одежда »

Какому сказочному персонажу принадлежит эта одежда?

1. Какой сказочный герой , очень добрый и любящий зверей, носил докторский белый халат, белую шапочку и на носу очки? (Айболит)

2. Кто из героев сказок любил носить сапоги и шляпу? (Кот в сапогах)

3. Героиня какой сказки носила чудесное бальное платье и хрустальные туфельки? (Золушка)

4. Как звали сказочного героя , который носил курточку и штанишки из бумаги, а также полосатый колпачок? (Буратино)

5. Какой сказочный герой носил жёлтые канареечные брюки, оранжевую рубашку с зелёным галстуком и широкополую синюю шляпу? (Незнайка)

«Сказочные предметы »

Из какой сказки эти предметы ?

1. Золотой ключик. («Буратино» )

2. Берестяной короб. («Маша и медведь)

3. Красная шапочка. («Красная шапочка» )

4. Золотое яичко. («Курочка Ряба)

5. Соломенный домик. («Три поросенка» )

«Сказочный транспорт »

Какой сказочный герой передвигался на этом транспорте?

1. Карета из тыквы. (Золушка)

2. Печь. (Емеля)

3. Ступа с метлой. (Баба-яга)

4. Сапоги-скороходы. (Мальчик-с-пальчик)

5. Пропеллер. (Карлсон)

3. Третий конкурс «Догонялки»

Василиса : Следующий конкурс называется «Догонялки» . Каждой команде задается по 10 вопросов, на которые команда должна отвечать сразу, не раздумывая. Если никто из команды не знает ответ, то капитан команды говорит «Дальше» . За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для первой команды :

1. Куда отправился доктор Айболит, когда получил телеграмму? (В Африку)

2. Кто спас Муху-цокотуху от паука-злодея? (Комар)

3. Кого поймал Емеля в проруби? (Щуку)

4. Кем была в русской народной сказке лягушка ? (Царевной)

5. Как звали почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин)

6. Что подарила Мухе-цокотухе бабушка-пчела? (Мёд)

7. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев» ? (За подснежниками)

8. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

9. Что больше всего любил есть Карлсон ? (Варенье)

10. Сестрица братца Иванушки (Алёнушка)

Вопросы для второй команды :

1. Самый знаменитый коротышка из Цветочного города. (Незнайка)

2. Самый лучший друг Чебурашки. (Крокодил Гена)

3. Кто помог зайцу выгнать лису из его избушки в сказке «Заюшкина избушка» ? (Петух)

4. Герой какой сказки перехитрил и съел огромного людоеда? («Кто в сапогах» )

5. Что забрасывал старик в море в сказке »О золотой рыбке»? (Невод)

6. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

7. В какой сказке у девочки Жени был волшебный цветок с разноцветными лепестками? («Цветик-семицветик» )

8. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

9. Лучший друг Малыша (Карлсон)

10. Как зовут мальчика, у которого вместо волос лук? (Чиполлино)

Вопросы для третьей команды :

1. Как зовут героиню сказки , которая ездила на балл в карете из тыквы? (Золушка)

2. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

3. Лучший друг Винни-Пуха. (Пятачок)

4. В кого превратился гадкий утенок? (В прекрасного лебедя)

5. Как звали девочку с голубыми волосами из сказки «Золотой ключик или Приключения Буратино» ? (Мальвина)

6. Как звали героиню сказки Чуковского , от которой сбежала посуда? (Федора)

7. Какие птицы похитили братца у сестрицы и унесли к Бабе-яге? (Гуси-лебеди)

8. Кто проглотил солнце в Сказке «Краденое солнце» ? (Крокодил)

9. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя?» (Настасья Петровна)

10. Как звали младшего сына дровосека, который ростом был не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

Василиса : А сейчас я предлагаю и командам, и болельщикам немножко отдохнуть и потанцевать.

Музыкальная пауза : выполнение танцевальных движений под музыку, затем Василиса спрашивает : «Из какой сказки эта песенка

- «В траве сидел кузнечик» («Приключения Незнайки» )

- «Я был когда-то странной игрушкой безымянной…» («Чебурашка и Крокодил Гена» )

- «Если долго, долго, долго… «(«Красная Шапочка» )

4. Четвертый конкурс «Ребусы»

Василиса : Следующий конкурс – «Ребусы» . Вы знаете, что такое ребусы? Ребус – это загадка, в которой слово зашифровано при помощи картинок и букв. Для каждой команды мы предлагаем свой ребус, а вы попробуйте его разгадать.

Василиса : А пока команды занимаются разгадывание ребусов, я предлагаю зрителям поиграть в игру «Угадай героя сказки » .

Игра со зрителями «Угадай героя сказки »

Xеловек немолодой

С преогромной бородой,

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас)

В диких джунглях он живет,

Волка он отцом зовет.

А удав, пантера, мишка –

Друзья дикого мальчишки.

(Маугли)

В лесу темном на опушке

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят …

(Волк и семеро козлят)

Живет в лесной избушке,

Ей скоро триста лет.

И можно к той старушке

Попасться на обед.

(Баба Яга)

5. Пятый конкурс «Найди лишнее» (конкурс капитанов)

Василиса : Для следующего конкурсного задания я приглашаю капитанов команд. Вам нужно внимательно посмотреть на иллюстрации к сказкам и определить , какая из этих сказок лишняя и почему .

Задание для первого капитана : «Маша и медведь» , «Заюшкина избушка» , «Дюймовочка» .

Задание для второго капитана : «Сказка о золотой рыбке » , «Гуси-лебеди» , «Красная шапочка» .

Задание для третьего капитана : «Федорино горе» , «Тараканище» , «Репка»

6. Шестой конкурс «Собери словечко»

Василиса : Молодцы!. А мы приступаем к следующему конкурсу «Собери словечко» . Командам нужно собрать из слогов имя сказочного героя , вспомнить название сказки и подобрать к ней иллюстрацию .

Федора («Федорино Горе» )

Емеля («По щучьему веленью» )

Малыш («Малыш и Карлсон» )

Василиса : Наши дети много уже заданий выполнили, свои знания показали. А хотите ли вы проверить, как мамы и папы знают сказки ? Давайте устроим для них испытание. Каждый из членов жюри вытягивает «фант» и выполняет указанное задание.

Игра с родителями «Фанты» :

1. Спеть песенку какого-нибудь сказочного героя .

2. Сказать волшебные слова , вызывающие Сивку-бурку.

3. Сказать волшебные слова и повернуть избушку Бабы Яги.

4. Похвастать, как заяц из сказки «Заяц-хваста» .

5. Вспомнить, где спрятана смерть Кощея.

6. Вспомнить слова, которыми лиса прогоняла зайца и его помощников в сказке «Заюшкина избушка» .

Василиса : Какие молодцы, порадовали! Хорошо знаете сказки . Сразу видно, читаете их вместе со своими детками. А для наших команд я предлагаю седьмое последнее конкурсное задание «Знайки» . Из представленных портретов писателей, нужно выбрать портрет того писателя, который написал эту сказку .

7. Седьмой конкурс «Знайки» :

Задание для первой команды :

Задание для второй команды :

Кто написал сказку «Красная Шапочка» ? (Шарль Перро) (Самуил Маршак, Корней Чуковский)

Задание для третьей команды :

Кто написал сказку «Дюймовочка» ? (Ганс Христиан Андерсен) (Александр Сергеевич

Пушкин, Агния Барто)

Жюри подводит итоги викторины . Награждение команд.

Ведущий : Я к вам обращаюсь, товарищи, дети :

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!





Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила

И на санках прокатила.
(Зима)

Ветви белой краской
Разукрашу,
Брошу серебро
На крышу вашу.
Тёплые весной
Придут ветра
И меня прогонят
Со двора.
(Зима)

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)

Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнула перинки
- Над миром пушинки.
(Зима)

Кто в холод не боится
Остаться без перинки
И вытряхнет на землю
Летящие пушинки.
(Зима)

Хоть сама
- И снег, и лёд,
а уходит слёзы льёт.
(Зима)

Дел у меня немало
- Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня...
(Зима)

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал
В бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зимой)

Ни ведёрка,
Ни кисти, ни рук,
А побелит
Все крыши вокруг.
(Зима)

Скатерть бела
Весь мир одела.
(Зима)

После осени пришла.
И сугробы намела.
(Зима)

Не болела,
А белый саван надела.
(Зима)

Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я...
(Зима)

Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? ...
(Зима)

Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
(Зима)

Лишь стукнет она
К нам в окошко снежком,
Мы санки берём
И на горку - бегом!
(Зима)

На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе.
(Зима)

Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки...
(Зимы)

Снег идёт,
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята
- Снова к нам
Пришла...
(Зима)

В эту холодную пору
Любим кататься
Мы с горок.
И для прогулок
На лыжах
Лучше сезона не сыщешь.
(Зима)

Неожиданно метели
С воем жутким налетели.
Осень в страхе убежала,
А она хозяйкой стала.
(Зима)

Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)

Вот уж месяц снег идёт,
Скоро встретим Новый год,
В снежной спячке вся природа.
Подскажи мне время года.
(Зима)

Тётушка крутая,
Белая да седая
В мешке стужу везёт,
На землю снег трясёт,
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает.
(Зима)

Мороз морозит,
Лёд леденит,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зима)

Белым снегом замело
Луг и лес кругом.
И, затихнув, речка стала,
Скованная льдом.
(Зима)

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла...
(Зима)

Придёт неслышными шагами,
Незримо стужею дохнёт
И, всё вокруг покрыв снегами,
Вдруг всем нам уши надерёт:
Зачем, мол, вы в такой мороз
Из дома высунули нос?
(Зима)

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(Снег)

Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт.
(Снег)

Без крыльев, а летит,
Без корней, а растёт.
(Снег)

Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит
(Снег)

Вился, вился белый рой,
Сел на землю - стал горой.
(Снег)

Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
(Снег)

Белый Тихон
С неба спихан,
Где пробегает -
Ковром устилает.
(Снег)

Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я из воды,
А с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях
И как алмаз блещу
При солнечных лучах.
(Снег)

На дворе горой,
А дома водой.
(Снег)

Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.
(Снег)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)

Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
(Снег)

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке?
(Снежинки)

В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.
(Иней)

Без рук, без топорища
Построен мостище.
(Лёд)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые...
(Снежинки)

Кручу, урчу,
Знать никого не хочу.
(Метель)

Отдыхают мужики,
На них белы колпаки,
Не шиты, не вязаны.
(Деревья в снегу)

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.
(Рукавички)

Их треплют, катают,
А зиму таскают.
(Валенки)

Бегут полозки,
Задрав носки.
(Лыжи)

Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи)

Кто никуда никогда
Не опаздывает?
(Новый год)

В круглом окне
Днём стекло разбито,
К вечеру вставлено.
(Прорубь)

Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю.
(Метель)

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(Метель)

Текло, текло -
И легло под стекло.
(Замерзающая речка)

Конь бежит,
А шкура лежит.
(Река подо льдом)

Не в темницу,
А в светлицу
Запирает он девицу.
До весны девице
не открыть светлицы.
(Мороз и река)

Сито большое,
Сито голубое.
Сеет-веет белый пух
На леса, дома, на луг.
(Небо и снег)

С неба - звездой,
В ладошку - водой.
(Снежинка)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной.
(Снежная баба)

Меня не растили
- Из снега слепили.
Вместо носа
Ловко вставили морковку.
Глаза - угольки,
Руки - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?
(Снежная баба)

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла?
(Снеговик)

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(Снеговик)

Под гору - коняшка,
А в гору - деревяшка.
(Санки)

Они летят быстрее ветра,
И я лечу с них на три метра.
Вот мой полёт закончен.
Хлоп!
Посадка мягкая в сугроб.
(Санки)

На дворе - горой,
А в избе - водой.
(Сугроб)

Беленька собачка
В подворотню глядит.
(Сугроб)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет.
(Сугроб)

Упрятались голышки
в мохнатые мешки,
четверо вместе,
один на шесте.
(Пальцы в рукавичках)

В белом бархате деревня
- И заборы и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.
(Иней)

Чист и ясен,
Как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рождён
И мать рождает.
(Лёд)

Не колючий,
Светло-синий
По кустам развешан...
(Иней)

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)

Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки.
Руки - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?
(Снежная баба)

Мы купили вешалку
С звездою на макушке.
Повесили на вешалку
Не шапки, а игрушки!
(Ёлка)

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я - главная!
(Ёлка)

Кого раз в году наряжают?
(Ёлка)

К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придёт,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью...
(Ёлка)

Колкую, зелёную
Срубили топором.
Колкая, зелёная
К нам приходит в дом.
(Ёлка)

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)

"Году конец и начало зиме!"
- Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в...
(Декабре)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)

По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ...
(Январь)

Начинает календарь
Месяц с именем...
(Январь)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он - ...
(Февраль)

Снег колючий по земле
Гонит ветер в...
(Феврале)

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.
(Зимние месяцы)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)

Кто поляны белит белым?
И на стенах пишет мелом?
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Мороз)

Он рисует на стекле
Пальмы, звёзды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький.
(Мороз)

Он вошёл - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
(Мороз)

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
(Мороз)

Рисует художник
Пейзаж на стекле,
Но эта картина
Погибнет в тепле.
(Мороз)

Гость гостил,
Мост мостил,
Без пилы,
Без топора мост вымостил.
(Мороз)

Дедушка мост мостил
Без топора и без ножа.
(Мороз)

Без рук рисует,
Без зубов кусается.
(Мороз)

Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит.
(Мороз)

Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы
И заросли роз?
(Мороз)

Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(Мороз)

Не огонь, а жжётся.
(Мороз)

Кто без брёвен через реки
Мосты строит?
(Мороз)

У избы побывал
- Всё окно разрисовал,
У реки погостил
- Во всю реку мост мостил.
(Мороз)

Замечательный художник
У окошка побывал,
Отгадайте-ка ребята,
Кто окно разрисовал.
(Мороз)

Какой дедушка
Строит дом без топора?
(Мороз)

Все его зимой боятся
- Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице...
(Мороз)

Раскрасил окна
Все без спросу.
Но кто же это?
Вот вопрос!
Всё это делает...
(Мороз)

Не умеет он играть,
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей,
Кто же этот чародей?
(Мороз)

Он всегда
На что-то злится
И всегда, когда сердит,
Детворе румянит лица,
А всех старых молодит.
(Мороз)

Кто-то к дому
Подходил
И нигде не наследил!
Но забавные картины
Появились на окне:
Пьют медведи
Чай с малиной,
Едут зайцы на коне,
Кто же он,
Что ночь не спал
И на стёклах рисовал?
(Мороз)

Если кот решил прилечь,
Где теплее,
Там, где печь,
И хвостом укрыл свой нос
- Ожидает нас...
(Мороз)

Старый шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет.
(Мороз)

Хоть и отдых у ребят,
По домам они сидят.
За окошком минус тридцать.
Я пришёл к Зиме-сестрице.
Льдом сковал и пруд,
И речку,
А кота загнал на печку.
(Мороз)

Вот и зимняя пора
- На дворе трещит...
(Не жара, а мороз)

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём...
(Морозный узор)

Вырос лес,
Белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать.
(Морозный узор)

Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес.
(Морозный узор)

Дед Мороз, когда темно,
Из лесов и снежных гор
К нам приходит под окно
Рисовать на нём...
(Морозный узор)

Он и добрый,
Он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит
Сейчас на праздник,
Кто же это? ...
(Дед Мороз)

Он катки для нас
Устроил,
Снегом улицы занёс,
Изо льда мосты построил,
Кто же это? ...
(Дед Мороз)

Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка...
(Мороз)

Он приходит
В зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? ...
(Дед Мороз)

Весь он в золоте
Сверкает,
Весь искрится при луне,
Ёлку в бусы наряжает,
И рисует на стекле.
Он такой большой
Проказник
- Ущипнет за самый нос.
К нам сюда пришел
На праздник.
Кто он, дети? ...
(Дед Мороз)

Кто с огромнейшим мешком,
Через лес идёт пешком,
Может это людоед?
- Нет.
Кто сегодня встал чуть свет
И несёт мешок конфет,
Может это ваш сосед?
- Нет.
Кто приходит в Новый год
И на ёлке свет зажжёт?
Включит нам электрик свет?
- Нет.
Кто же это? Вот вопрос!
Ну, конечно...
(Дед Мороз)

Вот идёт какой-то дед,
В шубу тёплую одет.
На плече его - мешок,
В бороде его - снежок.
(Дед Мороз)

Кто ребят под Новый год
Веселить не устаёт?
Кто подарки дарит детям?
Кто ребятам всем на свете
Ёлку из лесу привёз?
Отгадайте!
(Дед Мороз)

Девочки и мальчики,
Мёрзнут ваши пальчики,
Стынут уши, зябнет нос,
Видно близко...
(Дед Мороз)

Идёт он к нам из леса,
Идёт с большою свитой,
Идёт через сугробы,
Касаясь шапкой туч,
Шагает через реки,
Шагает через горы,
Несёт сюда волшебный
От нашей ёлки ключ.
(Дед Мороз)

Вот идёт какой-то дед,
А в руках его букет:
Не из листьев и цветов -
Из сосулек и снежков.
(Дед Мороз)

Он на праздник
К нам спешил,
Ключ волшебный захватил!
Вот он - ключик ледяной
Под заснеженной полой!
Чтоб веселье не умолкло,
Чтоб ребятам не скучать,
Будет праздничную ёлку,
Нашу ёлку зажигать!
(Дед Мороз)

В тулупе
С красным кушаком
И с замечательным мешком.
Он всегда под Новый год
Отправляется в поход.
Чтобы праздник
С нами встретить,
Чтобы радовались дети.
Кто же это, вот вопрос?
Ну, конечно...
(Дед Мороз)

Он наш гость дорогой,
Он с седою бородой,
Он нам ёлку зажжёт,
С нами песни споёт.
(Дед Мороз)

Угадайте, что за гость:
В шубе серебристой,
Красный-красный нос его,
Борода пушистая,
Он волшебник детворы,
Отгадайте
- Раз, два, три...
(Дед Мороз)

Наши окна кистью белой
Ночью он разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу
Не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем,
Да как крикнем:
- Здравствуй, ...!
(Дедушка Мороз)

Он и ёлку, и подарки,
И конфет для нас принёс.
Это добрый и весёлый
Наш любимый...
(Дед Мороз)

Человек немолодой
С преогромной бородой
Привёл с собой за ручку
К вам на праздник внучку.
Отвечайте на вопрос:
Кто же это? ...
(Дед Мороз)

Что добрый
Дедушка Мороз
В своём мешке
Для нас принёс?
(Подарки)

Дед Мороз стоит у ёлки,
Пряча в бороду смешок.
Не томи нас слишком долго,
Развяжи скорей...
(Мешок)

Вот Дед Мороз
Через горы идёт,
И на плече
Свой мешок он несёт.
На палку в пути опирается.
Скажи, как она называется?
(Посох)

Ей не нужна
Горячая печурка,
Мороз и холод
- Все ей нипочем.
Привет всем шлёт
Весёлая...
Её мы тоже к нам
На праздник ждём.
(Снегурка)

Я - внучка Мороза
И Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод.
(Снегурочка)

Она в серебро
С жемчугами одета -
Волшебная внучка
Волшебного деда.
(Снегурка)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
(Снегурка)

Встанет ёлочка в углу
У окошка на полу.
А на ёлке до макушки
Разноцветные...
(Игрушки)

Какая игрушка
Стреляет, как пушка?
(Хлопушка)

Колёсик простой
Стал лентой витой.
(Серпантин)

Расписные цепи эти
Из бумаги клеят дети.
(Гирлянды)

В январе,
На праздник важный,
Дождь идёт
Цветной, бумажный.
(Конфетти)

Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие...
(Блестят)

И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая
Пятикрылая...
(Звезда)

Загадки – прекраснейший материал и способ развития и воспитания детей. В форме веселой и непринужденной игры вы раскрываете целый мир, наполненный деталями, подобиями, яркими образами и множеством неизведанного. Особое место среди такого игрового материала занимают загадки для детей о временах года и связанными с ними явлениями природы, праздниками, повадками животных и даже деталями одежды и обуви. Так постепенно формируется целостная картина мира.

ТОП лучших загадок о зиме

Летит-молчит,

Лежит-молчит,

Когда умрет,

Тогда заревет.

(Снег )

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Елка)

С неба звездочка упала,

Белая, хрустальная.

Я рукой ее подняла,

А она растаяла.

(Снежинка)

Лежало одеяло,

Мягкое, белое,

Солнце припекло,

Одеяло потекло.

(Снег)

Все белым бело сегодня,

И светло, хоть солнца нет.

С неба сыплется холодный,

Белый, белый, мягкий…

(Снег)

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег)

С неба-звездой,

В ладошку-водой.

(Снежинка)

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет

(Снег)

С горы-коняшки,

В гору-деревяшки.

(Санки)

Бегут по дорожке

Доски да ножки.

(Лыжи)

Кто зимой в трубе гудит?

(Ветер)

Дел у меня немало — я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, белю дома. Ну, как зовут меня?…

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнула перинки — над миром пушинки.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Обернулась в лёд вода.

В гости к нам пришла…

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице …

Схватил за щеки, кончик носа,

Раскрасил окна все без спросу.

Но кто же это? Вот вопрос!

Все это делает…

Поглядели мы в окно,

Аж, глазам не верится!

Все вокруг белым – бело,

И метет …

(Метелица)

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это — снежная …

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

Что вниз вершиной растет?

(Сосулька)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел …

(Сосульки)

Белая морковка зимой растет.

(Сосулька)

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы.

Они летят быстрее ветра,

И я лечу с них на три метра.

Вот мой полет закончен. Хлоп!

Посадка мягкая в сугроб.

На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»

Веселая игра …

Кто, угадай-ка,

седая хозяйка?

Тряхнула перинки —

над миром пушинки.

Снег на полях,

лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Там, где лес из сосен рыжих,

Там, где снега кутерьма,

Побежим на быстрых лыжах.

Здравствуй, матушка …!

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом —

Все покрылось серебром.

В огне не горит и в воде не тонет.

Одеяло белое

Не руками сделано –

Не ткалось

И не кроилось,

С неба на землю свалилось!

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Есть один такой цветок.

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка

(Снежинка)

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали и в миг

Получился …

(Снеговик)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел …

Ответ: сосульки

Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но когда весна придёт,

Одеяло пропадёт.

(Лед на реке)

Дунул ветер, и мороз

Снег нам с севера принёс.

Только вот с тех самых пор

На стекле моём …

Только выпали снежинки,

Побежал я по тропинке,

А за мной они бегут,

Весь маршрут мой выдают.

Зимние явления природы

Загадки о зиме построены на эффектных сравнениях, метафорах, наполнены разнообразными эпитетами и олицетворениями. Зимние загадки отлично сосредотачивают внимание детей на деталях и вариантах этого времени года. Сколько загадок посвящено снегу! Вместе с ответами на них у детей остаются в памяти и отдельные кружевные снежинки, и снежная крупа, и ватные хлопья, и колючая метелица, и завывающая вьюга, и кружащиеся звездочки, и танцующие блестки. Загадки о снеге и снежинках очень поэтично передают красоту этого явления природы, учат быть наблюдательными и восприимчивыми к этой красоте.

Есть много загадок про иней. Тот же снег, да другое восприятие. В загадках иней серебрит и сединой покрывает, белит и на окнах зимние картины оставляет, украшает и завораживает, зимним сном все сковывает. Иней сравнивают с белой бахромой, с серебристой парчой, с бархатом и ледяным пухом. Разгадывая загадки про иней, малыш учится отличать его от снега, понимать красоту заиндевевшей ветки или травинки, постепенно узнает о природе этого явления. И вот уже иней появляется на рисунках вашего малыша, а слово со множеством ярких определений прочно входит в его словарный запас.

Очень много зимних загадок для детей про мороз. С кем только не сравнивают его: и с дедом с ледяным дыханием, и с волшебником, и со строителем ледяных мостов и дворцов, и со злым «кусакой», щиплющим за щеки и кусающим на нос. Мороз богат снежными да ледяными драгоценностями, сверкающими на солнце да под луной. В некоторых загадках мороз не только кусает и щиплет, но и гоняет, студит, завывает, сковывает и завораживает. А в других – раскрашивает щеки и нос, украшает окна, заглядывает на огонек, облетает свои владения, пощелкивает да постукивает, снег разбрасывает, иней рассыпает, воду в лед превращает.

Зимние месяцы

Особая группа загадок про зимние месяцы. Для детей декабрь, январь и февраль превращаются в братьев, в ледяных строителей, в хозяев нового и старого года, зимних лесных сторожей. Загадки про зимние месяцы обыгрывают переменчивую погоду, смену времени (месяцы зиму встречают, год провожают или начинают). Часто декабрь, январь и февраль сравниваются с зимней тройкой лошадей, что с серебряными бубенцами да вьюжными хвостами мчится по земле, рассыпая под копытами серебро да снежные алмазы.

Много загадок про февраль. Именно февраль наделен в загадках для детей суровым, а иногда и злым характером. Февраль борется с весной, зиму отстаивает, тепло не пускает. Февраль злится и лютует. Загадки про февраль помогают детям обратить внимание на перемены в природе, на приметы, связанные с этим месяцем, настраивают провожать зиму и встречать весну.

Иногда декабрь, январь и февраль представлены в загадках для детей как верные слуги зимы. А сама зима – роскошной королевой, барыней – сударыней, что скачет по своим владениям на белоснежной тройке. Загадки про зиму наделяют ее то добрым характером бабушки – хозяйки, то суровым нравом снежной королевы.

Праздники и развлечения

Как бы ни был суров зимний нрав, а о зимних забавах мечтают все дети. Поэтому так много загадок о зимних играх и развлечениях. В загадки вошли игры в снежки и снежные городки, катание на лыжах и коньках. Особое место занимают загадки о салазках или санках. Веселые игры на снежных горках, катание на лыжах и радостные падения в снег, роли лошадки и седока с санками – все эти игры прекрасно отражены в загадках.

Невозможно представить зимние забавы без снежной бабы. Снеговики с морковкой вместо носа и ведром на голове в загадках превращаются в друзей и верных охранников, их принимают в веселые игры и лепят для них товарищей. Загадки про снеговиков содержат много метафор и сравнений, иногда наполняются грустным настроением таяния и прощания до следующей зимы.

Праздники – важнейшая для детей составляющая зимних месяцев. Спросите детей про зиму, и они сразу назовут Новый год. Этому волшебному празднику посвящено огромное количество загадок. В них чудесно переплелись и мороз, и снег, и зимние месяцы, и веселые праздники, и подарки. Есть множество новогодних загадок для детей с подвохом, в которых ответами являются вовсе не слова в рифму. Такие загадки прекрасно украшают детские утренники, домашние праздники и семейные чаепития.

Февраль ознаменован праздником 23 Февраля. Загадки о сильных и смелых, мужественных и решительных защитниках пригодятся при подготовке праздников и поздравительных открыток для пап и дедушек. К этой же группе относятся загадки про армию и защитников Отечества.

Зимняя одежда

В загадках про зиму выделяется целый раздел загадок о теплой зимней одежде. Рукавички – варежки, шарфы и шапки, шубки и теплые куртки давно стали ответами детских загадок. Есть загадки про помпоны на шапках и шарфиках, про меховые воротники и теплые носки.

Не забыты в загадках и зимние сапожки, валенки и ботинки. Они не только греют, но и оставляют забавные следы на снегу, прокладывают дорожки.

Во многих загадках дети обращают внимание на качества:

  • теплый;
  • пушистый;
  • пуховый;
  • греющий, как печка;
  • хранящий от холода.

Зимние вещи становятся неотъемлемой частью этого времени года, формируют полную картину в представлении ребенка.

Растения и животные в зимних загадках

Если загадки про зиму и ее приметы лишь подтверждают личные представления детей об этом времени года, то загадки о животных и растениях зимой дают им эти представления и знания. Часто именно загадка открывает ребенку секреты зимнего леса и его обитателей. С зимой у животных в загадках связаны смена цвета, спячка, съестные припасы, заготовленные летом и осенью. Из загадок малыши узнают о тех лесных жителях, кто всю зиму спит, о тех, кто в морозный февраль предсказывает будущее тепло, о тех, кто морозы и стужу активно встречает и провожает.

Снегири, синички, совы и филины, воробьи, вороны и сороки – верные спутники зимы. О них много сложено загадок. Дети узнают их по внешним приметам, по повадкам, по характерным звукам. Тут же и загадки о кормушках для птиц зимой. Такие загадки учат, воспитывают, приучают быть внимательными и ответственными по отношению к живой природе.

Растения зимой тоже широко представлены в загадках для детей. Рядом с нарядными зелеными елями и соснами, украшенными шишками, стоят укутанные снежным покрывалом деревья, украшенные серебристой бахромой кусты. Не забыты и яркие гроздья рябины и калины, алеющие на фоне белого снега. В загадках упоминаются травы и озимые, укрытые снежным одеялом.

Загадки про зиму очень широко представлены в детской литературе и фольклоре. Родители и педагоги всегда могут подобрать необходимый материал для занятий и праздников. Эти загадки дают знания, развивают воображение, формируют образное мышление. Так, февраль может быть суровым дедом и добротным хозяином, а зима и радует, и пугает, и украшает, и наказывает. Используйте загадки, обучая и воспитывая детей. Это увлекательный процесс.