Дети валентины телегиной. Воплощение характера русской женщины. Последние годы Валентины Телегиной

Валентина Петровна Телегина родилась 23 февраля 1915 г. в Новочеркасске. Окончила Ленинградский институт сценических искусств (1937, мастерская С.А.Герасимова). С 1937 г. - актриса Театра имени Ленсовета, в 1940-41 гг. - театра Балтфлота. В кино - с 1934 г. (первая большая роль - Мотя Котенкова в фильме Сергея Герасимова "Комсомольск", 193. После войны переехала в Москву.

С 1946 г. - актриса киностудии имени М.Горького.Выдающаяся русская актриса, воплотившая на экране народный женский характер в фильмах "Дом, в котором я живу", "Прощайте, голуби!", "Баллада о солдате", "Три тополя на Плющихе".

Валентина Телегина приехала в Ленинград самостоятельной, упрямой, резковатой девчонкой из донской станицы. Она была убеждена, что обязательно станет актрисой. Коренастая и бойкая, она была принята сразу на второй курс Института сценического искусства, но по вечерам бегала во ВГИК, на занятия к молодому Сергею Герасимову. Режиссёр приметил Телегину и позже снял её в своих картинах "Комсомольск" и "Учитель". А впоследствии свои лучшие кинороли актриса сыграла у его учеников – Кулиджанова, Сегеля, Лиозновой.

Валентина Телегина не стала звездой экрана – не та внешность, не тот круг ролей. Но зрители приняли и запомнили её, часто принимая "за свою": доярку, стрелочницу, боцманшу, чудом прорвавшуюся в кино. Естественность, удивительная простота, достоверность – основные краски Телегиной, которые и помогли ей создать образ мудрой русской женщины, своенравной и откровенной, порой, до резкости.

Валентина Телегина начинала свой творческий путь в театре . 22 июня 1941 г., прервав отпуск, она прилетела в Таллин, где тогда находился Театр Балтфлота, в котором она работала. В городе уже рвались бомбы. А через 2 часа после приезда Телегина уже ехала с бригадой артистов на Моонзундские острова, на фронт.

В перерывах между боями давали солдатам концерты , в свободное время готовили им еду и ухаживали за ранеными. Когда настала пора эвакуироваться на Большую землю, Телегина отказалась от своего места в самолёте ради раненого бойца. Валентина Телегина в кругу семьи. С острова Сааремаа она уходила с последней партией оставшихся в живых.

Этот короткий отрезок в жизни Валентины Петровны наложил отпечаток на всю её дальнейшую дорогу, укрепив максимализм актрисы, её строгость к людям, вплоть до категоричных суждений.

"Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна," - говорила заслуженная артистка РСФСР Валентина Петровна Телегина на встрече со зрителями Ленинграда во время Третьего Всемирного кинофестиваля.

Она - открытая артистка. Прямая. И все ее роли ясные, характеры большей частью определены, выложены до конца. Хорошие или плохие. Актриса увлечена раскрытием многообразия свойств характера, его определенности, а не противоречивости.

Эта определенность порой усматривается как недостато к. Такое мнение вызвано сложившимся у некоторых людей неверным представлением о современной манере актерской игры. Теперь часто прячут чувства, предлагая зрителю лишь по ходу событий догадаться о душевном мире персонажа.

Телегина играет иначе . Вернее будет сказать, что играет она иных людей - тех, кто чувства свои выражает открыто. Но открытость чувств не означает декларативности. Ее персонажи начисто лишены декламации, провозглашения своих чувств. Навязчивость - не в природе дарования актрисы. Напротив, ее отличает предельная простота, естественность. Просто ее персонажи - люди с открытой душой, вернее, с открытыми чувствами. Их реакция - и на радости и на горе - всегда мгновенно и ярка, почти импульсивна.

Именно эта особенность Валентины Телегиной (в какой-то мере ограничившая диапазон ее ролей) определила ее успех у нескольких поколений зрителей. Он основан на полном доверии к ее игре, как подлинно жизненной. Ей верят, ее любят.

Эта же особенность актрисы вызвала и обилие эпизодических ролей в ее кинематографической жизни.

Валентина Телегина всегда умеет, даже в минутном эпизоде, открыть характер. Достаточно вспомнить женщину-шофера в "Балладе о солдате".Эту небольшую роль актриса сыграла серьезно, вдумчиво, с полным достоинством. Большая нагрузка возложена авторами на плечи этой пожилой женщины, появляющейся ненадолго на экране. В ее усталости читается нелегкий труд в тылу.

В ее суровости, прямоте, в том, как она ведет машину, огромная сила , проявленная женщинами, сменившими мужчин на трудной работе. В ее нежном отношении к заблудившемуся солдату - горе матерей, жен, тревога об ушедших на фронт близких. Актриса скупыми средствами сыграла этот емкий и глубокий эпизод, создающий ощущение единства армии и тыла. И здесь простодушие русской женщины, ее величие, раскрываемые актрисой из роли в роль, но каждый раз обогащенные новыми гранями.

В сценарии фильма "Баллада о солдате" у героини Телегиной был довольно большой монолог, в несколько страниц. Она играла женщину-шофёра, немолодую, чудовищно уставшую, засыпающую за рулём. Актриса наотрез отказалась от текста, оставив одну-единственную фразу. Она почувствовала, что так лучше – и сила её личности заменила слова.

Если вспомнить роли актрисы - большие и маленькие, - вспомнить всех этих матерей, бабушек, нянь, работниц, сторожей, поварих, то поразит полное отсутствие в списке сыгранных ею персонажей женщин иной среды, иной судьбы. За тридцать лет в кино она не сыграла ни одного "вельможного" лица. Но, думается, не потому, что такие роли были бы ей не под силу. Нет - просто они были ей человечески чужие. Она играла тех женщин, которые были ей интересны, тех, чью жизнь она хорошо знала. И в этом проявляется принципиальная направленность ее творчества.

Есть среди ролей актрисы и женщины низкие, недостойные . Телегина не любит эти роли. Хотя, конечно, ей доставляет удовлетворение, когда зрители на встречах с ней спрашивают, откуда она знает самогонщицу из их села: так точно сыграла ее актриса в фильме "Дело было в Пенькове". Ей удалось обличить стяжательство.

После роли Клавдии Давыдовой в фильме "Дом, в котором я живу" Телегиной стали писать роли. Она сыграла позднюю любовь в картине "Прощайте, голуби!" и после долгих уговоров рискнула предстать на экране в образе злобной сплетницы-самогонщицы в фильме "Дело было в Пенькове". Но отрицательные роли были ей чужды, слишком ненавидела она любые проявления низости и несправедливости.

В последние годы Телегина часто болела и в кино снималась всё реже и реже. Одна из последних её ролей - Матрёна в телефильме "Голубка" (197. Киновед Эльга Лындина вспоминает: "Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжёлое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём... А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать.

Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так всё реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны..."

Умерла Валентина Телегина 4 октября 1979 г., на 65-м году жизни. Похоронена в Москве на Митинском кладбище.

ТЕЛЕГИНА
Валентина Петровна

23.02.1915, Новочеркасск - 04.10.1979, Москва

Народная артистка РСФСР (1974)

Студенческие годы

В Ленинград Валентина Телегина приехала из Новочеркасска. Коренастая, резковатая, упрямая девушка мечтала стать актрисой, и ее мечта осуществилась. Валентину приняли сразу на второй курс Ленинградского института сценических искусств в творческую мастерскую Леонида Вивьена.

По вечерам, в свободное от учебы в институте время, Валентина Телегина бегала на занятия к молодому режиссеру Сергею Герасимову, организовавшему собственную актерскую мастерскую на «Ленфильме». Вскоре состоялся и дебют актрисы на киноэкране: она снялась в эпизодической роли в комедии Герасимова «Люблю ли тебя» (1934).

Довоенное время

В 1937 году Валентина Телегина окончила институт и стала актрисой Театра имени Ленсовета. Как раз в это время Сергей Герасимов приступал к съемкам своей очередной картины «Комсомольск», посвященной строителям нового города на берегах Амура. Большинство ролей в фильме он доверил своим воспитанникам. Не забыл Герасимов и о Валентине Телегиной.

Героиней Валентины Телегиной в «Комсомольске» стала Мотя Котенкова – рассудительная и бескомпромиссная девушка, приехавшая на строительство вместе с тысячами других комсомольцев. Своими качествами Мотя вскоре завоевывает авторитет у окружающих. И хотя она не старше своих подруг, но в ее отношении к ним сквозит материнская забота…

До начала войны Валентина Телегина снялась все у того же Сергея Герасимова в мелодраме «Учитель» (Степанида Лаутина), а также в драме Иосифа Хейфица «Член правительства» (Прасковья Телегина).

Годы войны

В предвоенные годы Валентина Телегина перешла в труппу театра Балтфлота. Известие о начале войны застало актрису в отпуске. Она тут же вылетела в Таллин, где тогда находилась труппа театра, а затем вместе с другими актерами отправилась остров Эзель (Сааремаа), на фронт. Артисты в перерывах между боями организовывали для солдат концерты, а в остальное время ухаживали за ранеными, готовили еду. О том, насколько важна была их поддержка для солдат, говорят слова одного из командиров, обращенные Валентине Телегиной: «Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко - смерть далеко».

Когда актеров эвакуировали, Валентина Телегина уступила свое место раненому бойцу, и на Большую землю возвратилась на торпедном катере с последними солдатами, покидавшими остров. Затем было время, проведенное в блокадном Ленинграде, эвакуация в Алма-Ату. Там, в Алма-Ате, актриса снялась у Ивана Пырьева в его драме «Секретарь райкома», посвященной героической борьбе партизан, в роли Дарьи. Из Алма-Аты Валентина Телегина вновь отправилась с бригадой актеров на фронт…

Простая русская женщина

После окончания войны Валентина Телегина перебралась в Москву и стала актрисой Театра-студии киноактера, а также актрисой киностудии имени Горького. Телегина много снималась в кино в ролях второго плана, реже в главных ролях. Ее героинями становились поварихи и санитарки, птичницы и уборщицы, доярки и стрелочницы. Сама актриса говорила: «Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна».

Звездой экрана она не стала, но зрители ее любили и всегда принимали «за свою», чудом прорвавшуюся на экран женщину из народа. Героини Валентины Телегиной в подавляющем большинстве были наделены обаянием, теплотой и душевной щедростью. В коротком эпизоде актриса успевала раскрыть полнокровный характер. Так в сценарии фильма «Баллада о солдате» (1959) у ее героини пожилой женщины-шофера был большой монолог, но Валентина Петровна посчитала это лишним и отказалась от текста, оставив одну фразу. Все остальное она сыграла выражением лица, взглядом, и от этого образ только выиграл.

Среди лучших работ актрисы: Клавдия Кондратьевна Давыдова мама Сергея, Константина и Кати в драме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу», мать Генки Мария Ефимовна в молодежной киноповести Якова Сегеля «Прощайте, голуби!», мать Кости Ласточкина Степанида Саввична в комедии Максима Руфа «Ссора в Лукашах», санитарка тетя Паша Куликова в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые».

А вот отрицательных персонажей в ее биографии было мало: актриса не любила играть таких героинь. Так на роль злобной сплетницы-самогонщицы Алевтины Васильевны в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» Валентина Телегина согласилась лишь после долгих уговоров. Однако сыграла эту роль она блестяще, как и ряд других отрицательных персонажей: самогонщицу в «Павле Корчагине», попадью в «Олеко Дундиче», кухарку в «Хирургии» по Чехову, спекулянтку Гречушную в военной драме «Вызываем огонь на себя». А вот роль злой волшебницы Авдотьи Петровны в знаменитом детском фильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени», сама актриса считала неудачной, поскольку образ был построен на внешнем комизме, и никакого жизненного характера за ним не стояло…

Последние годы

Валентина Петровна в свое время органично и естественно перешла к возрастным ролям, а затем к ролям бабушек. Вспоминаются ее Марья Ивановна в детском фильме Ролана Быкова «Телеграмма», повариха в картине Радомира Василевского «Включите северное сияние», бабушка в детском фильме Якова Сегеля «Капля в море».

В последние годы своей жизни Валентина Петровна много болела и в кино снималась все реже. Среди ее последних работ: Матрена в социальной драме «Голубка», Марья Пряжкина в комедии «Живите в радости» и повар в пионерлагере в музыкальной комедии «Завтрак на траве».

Киновед Эльга Лындина рассказывала: «Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжелое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём... А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать. Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так все реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны...»

Валентина Петровна ушла из жизни 4 октября 1979 года. Ее похоронили в Москве на Митинском кладбище.

Использованные материалы:
Биография Валентины Телегиной, http://proekt-wms.narod.ru
Н. Кладо «Валентина Телегина. Творческая биография», http://www.russkoekino.ru

Чтобы помнили. Телегина Валентина Петровна

Народная артистка РСФСР (1974)

Из Новочеркасска Валентина Телегина переехала в Ленинград, где поступила сразу на второй курс Ленинградского института сценических искусств в творческую мастерскую Леонида Вивьена. В свободное от учебы в институте время Валентина Телегина так же ходила на занятия к режиссеру Сергею Герасимову, организовавшему собственную актерскую мастерскую на «Ленфильме», и уже в 1934 году состоялся дебют актрисы в эпизодической роли в комедии Герасимова «Люблю ли тебя».

В 1937 году Валентина Телегина окончила институт искусств и стала актрисой Театра имени Ленсовета. Именно в это время Сергей Герасимов приступил к съемкам своей очередной картины «Комсомольск», в которой большинство ролей доверил своим воспитанникам, не забыв и о Валентине Телегиной. До начала войны Валентина Телегина снялась еще раз у Сергея Герасимова в мелодраме «Учитель» в роли Степаниды Лаутиной, а также в драме Иосифа Хейфица «Член правительства» в роли своей однофамилицы Прасковьи Телегиной.

В предвоенные годы Валентина Телегина перешла в труппу театра Балтфлота. Известие о начале войны застало актрису в отпуске. Она тут же вылетела в Таллин, где тогда находилась труппа театра, а затем вместе с другими актерами отправилась на остров Эзель (Сааремаа), на фронт. Артисты в перерывах между боями организовывали для солдат концерты, а в остальное время ухаживали за ранеными и готовили еду. Один из солдат однажды сказал Валентине Телегиной: «Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко - смерть далеко». Когда вскоре началась эвакуация с острова, Валентина Телегина уступила свое место раненому бойцу, а сама вернулась на Большую землю с последними солдатами, покидавшими остров на торпедном катере. Потом актриса попала в блокадный Ленинград, а позже была эвакуирована в Алма-Ату, где снялась в драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома», и после съемок вновь направилась с бригадой актеров на фронт.

После окончания войны Валентина Телегина приехала в Москву, и стала актрисой Театра-студии киноактера, а также актрисой киностудии имени Горького. Телегина много снималась в кино в ролях второго плана, и иногда - в главных ролях. Ее героинями становились поварихи и санитарки, птичницы и уборщицы, доярки и стрелочницы. Сама актриса говорила: «Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна».

Зрители любили актрису за то, что ее героини были наделены обаянием, теплотой и душевной щедростью. В любом коротком эпизоде актриса всегда успевала раскрыть характер своего персонажа. Так, например, в сценарии фильма «Баллада о солдате», снятом в 1959 году, у ее героини пожилой женщины-шофера был большой монолог, но Валентина Петровна посчитала его лишним, и отказалась от текста, оставила лишь одну фразу, сыграв роль выражением лица и взглядом. Образ сыгранной ей женщины от этого только выиграл.

Одними из лучших в творческой биографии актрисы можно назвать роли Клавдии Кондратьевны в драме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу», Марии Ефимовны в киноповести «Прощайте, голуби!», Степаниды Саввичны в комедии «Ссора в Лукашах» и санитарки Паша Куликова в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые».

Актриса очень не любила играть отрицательных героинь, и на роль злобной сплетницы-самогонщицы Алевтины Васильевны в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» согласилась лишь после долгих уговоров. Однако сыграла эту роль она блестяще. И в дальнейшем, несмотря на всю свою нелюбовь к отрицательным героиням, все же регулярно соглашалась их играть.

Ей были сыграны самогонщица в «Павле Корчагине», попадья в «Олеко Дундиче», кухарка в «Хирургии» по Чехову, спекулянтка в военной драме «Вызываем огонь на себя» и злая волшебница Авдотья Петровна в фильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени».

Позже Валентина Петровна в органично и естественно играла возрастные роли. Она сыграла роль Марьи Ивановны в детском фильме Ролана Быкова «Телеграмма», повариху в картине Радомира Василевского «Включите северное сияние» и бабушку в детском фильме Якова Сегеля «Капля в море».

В последние годы своей жизни Валентина Петровна много болела и редко снималась. Киновед Эльга Лындина рассказывала: «Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжелое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём... А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать. Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так все реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны...»

Валентина Петровна ушла из жизни 4 октября 1979 года. Она похоронена в Москве на Митинском кладбище.

Леонид Филатов подготовил о Валентине Телегиной передачу из цикла «Чтобы помнили».

Фильмография:

1. Комсомольск - 1938 - Мотя Котенкова
2. Гость - 1939
3. Учитель - 1939
4. Хирургия - 1939
5. Член правительства - 1939 - Паня
6. Весна - 1947 - эпизод
7. Драгоценные зёрна - 1948
8. Поезд идёт на восток - 1948 - эпизод на заводе
9. Кубанские казаки - 1949 - Христофоровна
10. В степи - 1951
11. Сельский врач - 1951
12. Сеанс гипноза - 1953
13. Степные зори - 1953
14. Море студёное - 1954 - сваха
15. Земля и люди - 1955
16. Матрос Чижик - 1955 - жена Нилыча
17. Судьба барабанщика - 1955 - тётя Дуня
18. Павел Корчагин - 1956
19. Дело было в Пенькове - 1957 - Алевтина
20. Дом, в котором я живу - 1957 - Давыдова
21. Ветер - 1958
22. Олеко Дундич - 1958
23. Стучись в любую дверь - 1958
24. Ссора в Лукашах - 1959
25. Баллада о солдате - 1959 - водитель
26. В нашем городе - 1959
27. Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва - 1959 - торговка
28. Прощайте, голуби! - 1960 - Мария Ефимовна
29. Воскресение - 1960-61 - Кораблёва
30. Человек идёт за солнцем - 1961
31. Чёртова дюжина - 1961
32. Душа зовёт - 1962
33. Суд - 1962
34. Течёт Волга - 1962
35. Живые и мёртвые - 1963 - тётя Паша Куликова
36. Сказка о потерянном времени - 1964 - Авдотья Петровна
37. Вызываем огонь на себя - 1964
38. Верность - 1965 - женщина
39. Знойный июль - 1965
40. Взорванный ад - 1967
41. Разбудите Мухина - 1967
42. Тихая Одесса - 1967
43. "Три тополя" на Плющихе - 1967
44. Доживём до понедельника - 1968 - нянечка
45. Угрюм-река - 1968 - Варвара
46. День и вся жизнь - 1969
47. Шаг с крыши - 1970 - санитарка
48. Телеграмма - 1971 - Марья Ивановна
49. Включите северное сияние - 1972
50. И тогда я сказал - нет... - 1973
51. Капля в море - 1973
52. Помни имя своё - 1974
53. Рейс первый, рейс последний - 1974
54. Шаг навстречу - 1975 - нянечка в новелле "Отец Серафим"
55. Повесть о неизвестном актёре - 1976
56. Поединок в тайге - 1977
57. Голубка - 1978
58. Живите в радости - 1978
59. Мятежная баррикада - 1978

Жизнь Валентины Телегиной была неразрывно связана с кинематографом и театром, хотя ее путь нельзя назвать легким и простым. Актриса преодолела множество трудностей, потеряла близких и родных людей, но все равно до конца своих дней оставалась самой собой. Добрая, честная, отзывчивая, Валентина Телегина имела огромный потенциал, который остался до конца не растраченным. Как сложилась жизнь актрисы? В каких фильмах снялась Валентина Телегина? Семья, муж, дети - что о них известно? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.

Детство

Родилась Валентина в 1915 году в Новочеркасске. Отец ее был донским казаком, это отразилось на характере девочки. Там она училась в школе (девятилетке) и умудрялась совмещать учебу с уроками Она росла упрямой и самостоятельной девочкой, которая знала, чего хотела, и всегда добивалась этого. Она очень рано стала самостоятельной, поэтому не боялась рисковать. По окончании школы Валя отправилась в Ленинград с целью поступить в Институт сценических искусств на актерский факультет. С детства она мечтала стать актрисой. Целеустремленную девушку заметили и приняли сразу на второй курс Института сценического искусства. На этом Валя не остановилась и продолжала развиваться в данном направлении. Она ходила на курсы, организатором которых был Сергей Герасимов, отметивший талант этой девушки.

Начало актерской карьеры

В возрасте 19 лет Валентина сыграла первую роль в фильме под названием «Люблю ли тебя». Роль была незначительной, несмотря на это, ее талант заметили и оценили. В 1937 году она окончила вуз и отправилась в после этого ее карьера пошла в гору. Двадцатитрехлетнюю Валентину практически сразу пригласили сниматься в картине под названием «Комсомольск» у того же Герасимова. Спустя некоторое время актриса устроилась на работу в театр Балтфлота. Видимо, ей не суждено было проявить свой талант на новом месте, так как дальнейшие события повлияли на ее жизнь.

Война

После того как объявили Валентина и другие актеры театра отправились на фронт. Там они ухаживали за ранеными и организовывали для солдат различные концерты. Творческие личности готовили еду для бойцов и не давали им потерять надежду на победу. Военное время стало для Валентины настоящим испытанием, где она сумела продемонстрировать свою внутреннюю силу и стойкость. Однажды, спасаясь от обстрелов, девушка оказалась на военном сторожевике, корабль пошел ко дну. Актриса Валентина Телегина и все, кто был на сторожевике, оказались в холодной воде. Спасло ее то, что она очень хорошо плавала, поэтому продержалась в воде около двух часов, после чего ее подобрал такой же военный корабль. Этот период жизни Валентина всегда вспоминала с содроганием, ведь женщина была свидетельницей того, как тонули и погибали многие люди, среди которых были ее друзья и знакомые.

Актерская деятельность

После окончания войны Телегина начала новую жизнь в Москве, она не растеряла свой талант, собиралась работать в театре, как и прежде. Ее целеустремленность всегда помогала ей добиваться поставленных целей, поэтому женщина никогда не сидела без работы. Ее талант был признан и оценен, но почему-то Валентине давали роли второго плана. Она часто играла доярок, санитарок, поварих и так далее. Актриса была обычной, она не считала себя красавицей или особенным человеком. В ней все выдавало простую русскую женщину, неудивительно, что и роли были простыми и понятными. Телегина излучала теплоту и обаяние, поэтому не осталась незамеченной, у нее появилось много поклонников и доброжелателей.

Звездой она так и не стала, скорее всего, простая внешность не позволила режиссерам доверить ей более серьезные значительные роли, для которых Валентине пришлось бы полностью перевоплощаться. Но зрители любили ее именно такой, непосредственной, доброй и чуткой женщиной. Актриса признавалась, что не любила играть отрицательных персонажей, но иногда приходилось это делать, тем не менее она прекрасно справлялась со всеми поставленными задачами. Многие свои роли она пропускала через себя. Ее всегда снимали практически без грима, ведь она была простой русской женщиной с довольно сложною судьбой. Все ее персонажи имели открытую душу и естественность, в этом плане Телегиной не приходилось играть, она и сама была такой.

Фильмы актрисы

Несмотря на эпизодические роли, Телегина полностью перевоплощалась в свою героиню, будь то тетя Паша в картине «Завтрак на траве», мать Митяя в «Живите в радости» или бабушка Валя в фильме «Капля в море». Кроме этого, она сыграла в таких фильмах, как «Поезд идет на восток», «Кубанские казаки», «Путешествие в молодость», «Дом, в котором я живу», и многих других. Несмотря на эпизодические роли, у Телегиной было огромное количество поклонников, которые неустанно следили за ее карьерой.

Валентина Телегина: семья, трудности

Мало кто знает, что у Валентины был младший брат. Во время войны он попал на поезд, который перевозил детей в более безопасные места. Но составу не суждено было доехать до места назначения. Немцы перехватили поезд и забрали всех мальчиков. Для чего они это сделали, доподлинно неизвестно. Валентина потеряла своего брата на долгие годы. Она смирилась с этой потерей, но позже он появился на пороге ее дома. Это был уже совершенно другой человек, который не принимал свою родину такой, какой она была. Этого Валентина понять не могла, женщина всегда страдала после бесед со своим младшим братом. Они разговаривали часами, брат с сестрой пытались понять друг друга, но обстоятельства и жизнь по разные стороны баррикад сделали свое дело. Телегина не любила жаловаться коллегам на судьбу, поэтому не рассказывала никому, даже друзьям, о своих переживаниях. Только самые близкие люди видели, насколько тяжело даются Телегиной политические разногласия с родным человеком.

Валентина Телегина: личная жизнь, дети, семья

Наша героиня была настолько поглощена своей актерской работой, что на личную жизнь у нее не было времени. Была ли замужем Валентина Телегина? Личная жизнь, муж... С этим как-то не сложилось... Но, несмотря на бурную профессиональную деятельность, Валентина состоялась как женщина. Она родила девочку и назвала ее Надеждой, наверное, потому, что всегда верила в лучшее и никогда не унывала. Ее дочка в одном из интервью сказала, что мама была в принципе счастливым человеком - жила так, как хотела, посвящая большую часть времени своей любимой работе. Уже взрослая дочь говорила, что ее мама была сильной женщиной, которой довелось пережить много трудностей, но они ее, а наоборот, закалили характер и подстегнули к дальнейшим действиям.

Последние годы

Телегина сильно болела, скорее всего, она страдала от астмы, но до последнего снималась в фильмах, играя эпизодические роли. В последние годы она была слабой, но женщина удивительным образом выздоравливала, у нее блестели глаза, когда она попадала на съемочную площадку. Работа всегда придавала ей энергию и силы. Умерла Валентина Телегина в Москве 4 октября 1979 года. Похоронили ее на Об этой женщине очень тепло отзывались коллеги-актеры и знакомые. Они говорили, что Валентина всегда поддерживала их в трудную минуту. Она была совестливой и всегда говорила правду, за это ее все любили.


Имя: Валентина Телегина (Valentina Telegina)
Дата рождения: 23 февраля 1915 г.
Возраст:
64 года
Дата смерти: 4 октября 1979 г.
Место рождения: Новочеркасск, Ростовская область, Россия
Деятельность: актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР
Семейное положение: не была замужем

Валентина Телегина: биография

Родилась Валентина в столице Донского казачества, в Новочеркасске. Славная история края, лихая кровь донских казаков создала упрямый, верный, сильный характер девочки. Как и ее подруги, Валя училась в местной девятилетней школе, после уроков с удовольствием бежала на занятия по художественной самодеятельности.
Преподаватель театрального кружка посоветовала талантливой девочке продолжить образование в столичном театральном вузе. Валентина выбрала ленинградский Институт сценического искусства. Приемная комиссия была в полном восторге от озорной, веселой, одаренной девушки, и Валю зачислили сразу на второй курс института. Обучение студентка Телегина начала в творческой мастерской Леонида Вивьена.

Валентина Телегина

Жизнь в большом городе, новые друзья, любимое дело увлекли Валентину без остатка. После занятий в институте она бежала на курсы молодого режиссера Сергея Герасимова, который организовал собственную актерскую мастерскую.
Учеба не прошла зря – в 1934 году студентка Телегина сыграла в эпизоде фильма Герасимова «Люблю ли тебя». На выпускных экзаменах девушка исполнила роли в спектакле Горького «Последние» и пьесе Афиногенова «Далекое».

Начало карьеры

После окончания учебы в институте в 1937 году Телегину пригласили в Ленинградский театр-студию, в котором она прослужила до 1940 года, а после перешла в театр Балтфлота, где многому научилась у его руководителя – Александра Пергамента, уважение и теплые чувства к которому сохранила до конца своих дней.

Валентина Телегина в театре

Не бросала Валентина и кинематограф. В 1937 она снялась в эпизоде фильма «Тайга золотая», после Сергей Герасимов пригласил девушку в две свои картины: «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939). В том же 1939 году Телегина снялась в фильмах «Член правительства» и «Хирургия».
Первые же роли Валентины Телегиной задали тон всей ее карьере – это хорошие, добрые женщины, которые не стремятся выйти на первый план, но своей искренностью, открытостью и душевностью запечатлеваются в душе зрителя сразу и навсегда. Умение просто и ясно выразить чувства своей героини, показать яркую и мгновенную реакцию души навсегда определили диапазон ее ролей – простой русской женщины, русской матери.

Валентина Телегина - символ русских матерей

Впоследствии ей не станут предлагать сложные роли женщин «благородных, со сложной душевной организацией», это будут больше роли эпизодические: крестьянки, проводницы, санитарки, водителя. Однако именно они своей искренностью и живостью по праву завоевали главное место в памяти многочисленных поклонников ее таланта, мастерства «королевы эпизодов».

Война

О том, что началась война, Валентина услышала в отпуске. Не раздумывая, отправилась в Таллин, где находились тогда ее коллеги. Уже вместе с ними она улетела на остров Эзель, где отчаянно воевали наши солдаты. Очень скоро солдаты и артисты театра оказались в глубоком тылу врага, в паузах между концертами артисты Балтфлота помогали санитарам, варили еду для солдат, возили продукты.

Валентина Телегина

Вскоре актерскую труппу было решено эвакуировать с острова, но Валя отказалась – отдала свое место раненому офицеру, оставшись вместе с солдатами. Только тогда, когда все до единого человека были вывезены, она уехала на Большую землю.

Блокадный Ленинград

С большим трудом, сначала на подбитом катере, а потом через линию фронта на самолете, актриса добралась в Тихвин. Оттуда можно было уехать в безопасную эвакуацию, но Валя настояла на своем возвращении в родной театр, в блокадный Ленинград. Только потом, не желая быть в лучшем, чем у иных, положении, она с коллегами уезжает в Алма-Ату, куда уедут все ленинградские актеры.
Во время эвакуации актриса снялась в небольших ролях в двух фильмах: «Непобедимые» (1942) и «Секретарь райкома» (1942). Не в силах отсиживаться в безопасности, Телегина снова просится на фронт в состав актерской бригады.

Фильмы

После окончания войны Валентина переезжает в столицу, ее зачисляют в штат киностудии им.Горького и Театра-студии киноактера. Валентину Петровну начинают приглашать во множество фильмов: в 1947 году она играет в картинах «Весна» и «Поезд идет на восток», в следующем году актриса снялась в фильме «Драгоценные зерна», в 1948 году получила роль в «Кубанских казаках».

Валентина Телегина в фильме «Поезд идёт на восток»

За ними последовали работы в лентах «В степи» (1950), «Сельский врач» и «Спортивная честь» (1951), «Сеанс гипноза» и «Степные зори» (1953), в 1954 году вышли картины «Море студеное» и «Чемпион мира», затем были роли в фильмах «Земля и люди», «Ляна», «Матрос Чижик» и «Судьба барабанщика».
1956 год также был плодотворным – на экраны вышло несколько фильмов с участием Валентины Телегиной: «Главный проспект», «Девушка с маяка», «Павел Корчагин», «Поэт», «Путешествие в молодость».
В 1957 году Валентина Петровна получила роли, которые стали одними из центральных в ее фильмографии: роль Алевтины Власьевны в «Дело было в Пенькове» и главная роль Клавдии Кондратьевны Давыдовой, матери трех детей, в ленте «Дом, в котором я живу».

Валентина Телегина в фильме «Дом, в котором я живу»

Шведский кинокритик Руне Муберг высоко оценил работу Валентины Петровны в фильме «Дом, в котором я живу», назвав лицо Телегиной лицом эпохи, лицом великого народа, лицом всех матерей войны. Искренность ее героини настолько потрясла критика, что тот пожелал, чтобы лицо Валентины Телегиной «навсегда осталось бы в памяти у всех».
В 1958 году выходят несколько фильмов, в двух из которых Валентина Петровна сыграла отрицательных персонажей – в ленте «Олеко Дундич» ее ролью стала попадья, а в фильме «Ветер» - содержательница публичного дома. Телегина не любила эти роли, не ложились они ей на душу, но все же играла с привычной для себя самоотдачей и искренностью.

Валентина Телегина в фильме «Прощайте, голуби»

Правдивость даже ее отрицательных персонажей была настолько точной, что на встречах со зрителями те удивлялись, откуда она знает жителей их села, например, самогонщицу, так похожую на ее героиню из «Павла Корчагина».
В следующем году актриса Телегина получила небольшую эпизодическую роль в военной драме «Баллада о солдате», ленте, которая стала абсолютным чемпионом среди премированных отечественных фильмов. Думается, что во многом благодаря и образу женщины-водителя, которого сыграла Валентина Петровна.
Первоначальный вариант ее роли предполагал небольшой монолог, однако актриса отказалась от него, решив сказать лишь одну фразу. Горе и тревогу женщин об ушедших на фронт сыновьях и мужьях она показала лишь мимикой, глазами и они смогли выразили больше, чем слова.

Валентина Телегина в фильме “Баллада о солдате”

В этом же, 1959 году, вышли фильмы «В нашем городе», «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева», «Ссора в Лукашах». В следующем году Валентина Петровна получила одну из главных ролей в фильме «Прощайте, голуби».
После этого главную роль актриса Телегина сыграла еще в двух фильмах: «Сказка о потерянном времени» (1964) и «Капля в море» (1973). Причем ролью Авдотьи Петровны, злой волшебницы из «Сказки о потерянном времени», Телегина останется навсегда недовольной – образ получился картонный, неискренний, без характера, так работать актриса не любила.

Валентина Телегина в роли Авдотьи Петровны

В следующие несколько лет Валентина Петровна сыграет в десятках фильмов, некоторые из которых станут классикой советского кинематографа: «Живые и мертвые» (1963), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Доживем до понедельника» (1968), «Угрюм-река» (1968), «Помни имя свое» (1974).
Добрый, заботливый голос актрисы мы слышали также в мультфильмах «Серая шейка», «Оранжевое горлышко» и «Последняя невеста Змея Горыныча», а также в фильмах «Тихая Одесса» и «Илзе», где она дублировала актрис.

Личная жизнь

О своей личной жизни актриса не любила рассказывать, мало в ней было семейных радостей. Младший брат Валентины в годы войны был угнан на работы в Германию, однако вскоре его перевели в немецкую разведшколу, после окончания которой он работал под чужой фамилией в ФРГ. В 1957 году он вернулся в Советский Союз, однако так и не принял существующий порядок. Споры с братом очень огорчали актрису, которая искренне любила свою Родину.

Валентина Телегина в последние годы

Пока актриса пропадала на съемочной площадке, Надя была предоставлена сама себе: появились сомнительные знакомства, шумные вечеринки, проблемы с алкоголем. Отношения с матерью надолго испортились, лишь перед смертью Надежда помирилась с Валентиной Петровной и заботливо ухаживала за ней до последних дней.

Смерть

Мечтой актрисы Телегиной было играть до последнего вздоха. Ее желание исполнилось – в 1979 году выходит ее последний фильм «Завтрак на траве», вскоре после которого «русской матери» не стало. Причиной смерти актрисы стали астма и диабет, пошаливало сердце.
Похоронена Валентина Петровна Телегина на московском Митинском кладбище.