Были дети у валентины телегиной. Валентина телегина - биография, личная жизнь, фото, фильмы и последние новости. Валентина Телегина в последние годы


Народная артистка РСФСР (1974)

Из Новочеркасска Валентина Телегина переехала в Ленинград, где поступила сразу на второй курс Ленинградского института сценических искусств в творческую мастерскую Леонида Вивьена. В свободное от учебы в институте время Валентина Телегина так же ходила на занятия к режиссеру Сергею Герасимову, организовавшему собственную актерскую мастерскую на «Ленфильме», и уже в 1934 году состоялся дебют актрисы в эпизодической роли в комедии Герасимова «Люблю ли тебя».

В 1937 году Валентина Телегина окончила институт искусств и стала актрисой Театра имени Ленсовета. Именно в это время Сергей Герасимов приступил к съемкам своей очередной картины «Комсомольск», в которой большинство ролей доверил своим воспитанникам, не забыв и о Валентине Телегиной. До начала войны Валентина Телегина снялась еще раз у Сергея Герасимова в мелодраме «Учитель» в ролиСтепаниды Лаутиной, а также в драме Иосифа Хейфица «Член правительства» в роли своей однофамилицы Прасковьи Телегиной.

В предвоенные годы Валентина Телегина перешла в труппу театра Балтфлота. Известие о начале войны застало актрису в отпуске. Она тут же вылетела в Таллин, где тогда находилась труппа театра, а затем вместе с другими актерами отправилась на остров Эзель (Сааремаа), на фронт. Артисты в перерывах между боями организовывали для солдат концерты, а в остальное время ухаживали за ранеными и готовили еду. Один из солдат однажды сказал Валентине Телегиной: «Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко - смерть далеко». Когда вскоре началась эвакуация с острова, Валентина Телегина уступила свое место раненому бойцу, а сама вернулась на Большую землю с последними солдатами, покидавшими остров на торпедном катере. Потом актриса попала в блокадный Ленинград, а позже была эвакуирована в Алма-Ату, где снялась в драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома», и после съемок вновь направилась с бригадой актеров на фронт.


После окончания войны Валентина Телегина приехала в Москву, и стала актрисой Театра-студии киноактера, а также актрисой киностудии имени Горького. Телегина много снималась в кино в ролях второго плана, и иногда - в главных ролях. Ее героинями становились поварихи и санитарки, птичницы и уборщицы, доярки и стрелочницы. Сама актриса говорила: «Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна».


Зрители любили актрису за то, что ее героини были наделены обаянием, теплотой и душевной щедростью. В любом коротком эпизоде актриса всегда успевала раскрыть характер своего персонажа. Так, например, в сценарии фильма «Баллада о солдате», снятом в 1959 году, у ее героини пожилой женщины-шофера был большой монолог, но Валентина Петровна посчитала его лишним, и отказалась от текста, оставила лишь одну фразу, сыграв роль выражением лица и взглядом. Образ сыгранной ей женщины от этого только выиграл.


Одними из лучших в творческой биографии актрисы можно назвать роли Клавдии Кондратьевны в драме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу»,Марии Ефимовны вкиноповести «Прощайте, голуби!», Степаниды Саввичны в комедии «Ссора в Лукашах» исанитарки Паша Куликова в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые».

Актриса очень не любила играть отрицательных героинь, и на роль злобной сплетницы-самогонщицы Алевтины Васильевны в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» согласилась лишь после долгих уговоров. Однако сыграла эту роль она блестяще. И в дальнейшем, несмотря на всю свою нелюбовь к отрицательным героиням, все же регулярно соглашалась их играть.

Ей были сыграны самогонщица в «Павле Корчагине», попадья в «Олеко Дундиче», кухарка в «Хирургии» по Чехову, спекулянтка в военной драме «Вызываем огонь на себя» и злая волшебница Авдотья Петровна в фильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени».

Позже Валентина Петровна в органично и естественно играла возрастные роли. Она сыграла роль Марьи Ивановны в детском фильме Ролана Быкова «Телеграмма», повариху в картине Радомира Василевского «Включите северное сияние» и бабушку в детском фильме Якова Сегеля «Капля в море».


В последние годы своей жизни Валентина Петровна много болела и редко снималась. Киновед Эльга Лындина рассказывала: «Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжелое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём... А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать. Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так все реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны...»


Валентина Петровна ушла из жизни 4 октября 1979 года. Она похоронена в Москве на Митинском кладбище.

Леонид Филатов подготовил о Валентине Телегиной передачу из цикла "Чтобы помнили".



Использованные материалы:

Материалы сайта www.rusactors.ru

Материалы сайта www.kino-teatr.ru



ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1. Комсомольск - 1938 - Мотя Котенкова
2. Гость - 1939
3. Учитель - 1939
4. Хирургия - 1939
5. Член правительства - 1939 - Паня
6. Весна - 1947 - эпизод
7. Драгоценные зёрна - 1948
8. Поезд идёт на восток - 1948 - эпизод на заводе
9. Кубанские казаки - 1949 - Христофоровна
10. В степи - 1951
11. Сельский врач - 1951
12. Сеанс гипноза - 1953
13. Степные зори - 1953
14. Море студёное - 1954 - сваха
15. Земля и люди - 1955
16. Матрос Чижик - 1955 - жена Нилыча
17. Судьба барабанщика - 1955 - тётя Дуня
18. Павел Корчагин - 1956
19. Дело было в Пенькове - 1957 - Алевтина
20. Дом, в котором я живу - 1957 - Давыдова
21. Ветер - 1958
22. Олеко Дундич - 1958
23. Стучись в любую дверь - 1958
24. Ссора в Лукашах - 1959
25. Баллада о солдате - 1959 - водитель
26. В нашем городе - 1959
27. Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва - 1959 - торговка
28. Прощайте, голуби! - 1960 - Мария Ефимовна
29. Воскресение - 1960-61 - Кораблёва
30. Человек идёт за солнцем - 1961
31. Чёртова дюжина - 1961
32. Душа зовёт - 1962
33. Суд - 1962
34. Течёт Волга - 1962
35. Живые и мёртвые - 1963 - тётя Паша Куликова
36. Сказка о потерянном времени - 1964 - Авдотья Петровна
37. Вызываем огонь на себя - 1964
38. Верность - 1965 - женщина
39. Знойный июль - 1965
40. Взорванный ад - 1967
41. Разбудите Мухина - 1967
42. Тихая Одесса - 1967
43. "Три тополя" на Плющихе - 1967
44. Доживём до понедельника - 1968 - нянечка
45. Угрюм-река - 1968 - Варвара
46. День и вся жизнь - 1969
47. Шаг с крыши - 1970 - санитарка
48. Телеграмма - 1971 - Марья Ивановна
49. Включите северное сияние - 1972
50. И тогда я сказал - нет... - 1973
51. Капля в море - 1973
52. Помни имя своё - 1974
53. Рейс первый, рейс последний - 1974
54. Шаг навстречу - 1975 - нянечка в новелле "Отец Серафим"
55. Повесть о неизвестном актёре - 1976
56. Поединок в тайге - 1977
57. Голубка - 1978
58. Живите в радости - 1978
59. Мятежная баррикада - 1978

Телегина Валентина Петровна

Народная артистка РСФСР (1974)

Из Новочеркасска Валентина Телегина переехала в Ленинград, где поступила сразу на второй курс Ленинградского института сценических искусств в творческую мастерскую Леонида Вивьена. В свободное от учебы в институте время Валентина Телегина так же ходила на занятия к режиссеру Сергею Герасимову, организовавшему собственную актерскую мастерскую на «Ленфильме», и уже в 1934 году состоялся дебют актрисы в эпизодической роли в комедии Герасимова «Люблю ли тебя».

В 1937 году Валентина Телегина окончила институт искусств и стала актрисой Театра имени Ленсовета. Именно в это время Сергей Герасимов приступил к съемкам своей очередной картины «Комсомольск», в которой большинство ролей доверил своим воспитанникам, не забыв и о Валентине Телегиной. До начала войны Валентина Телегина снялась еще раз у Сергея Герасимова в мелодраме «Учитель» в роли Степаниды Лаутиной, а также в драме Иосифа Хейфица «Член правительства» в роли своей однофамилицы Прасковьи Телегиной.

В предвоенные годы Валентина Телегина перешла в труппу театра Балтфлота. Известие о начале войны застало актрису в отпуске. Она тут же вылетела в Таллин, где тогда находилась труппа театра, а затем вместе с другими актерами отправилась на остров Эзель (Сааремаа), на фронт. Артисты в перерывах между боями организовывали для солдат концерты, а в остальное время ухаживали за ранеными и готовили еду. Один из солдат однажды сказал Валентине Телегиной: «Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко - смерть далеко». Когда вскоре началась эвакуация с острова, Валентина Телегина уступила свое место раненому бойцу, а сама вернулась на Большую землю с последними солдатами, покидавшими остров на торпедном катере. Потом актриса попала в блокадный Ленинград, а позже была эвакуирована в Алма-Ату, где снялась в драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома», и после съемок вновь направилась с бригадой актеров на фронт.

После окончания войны Валентина Телегина приехала в Москву, и стала актрисой Театра-студии киноактера, а также актрисой киностудии имени Горького. Телегина много снималась в кино в ролях второго плана, и иногда - в главных ролях. Ее героинями становились поварихи и санитарки, птичницы и уборщицы, доярки и стрелочницы. Сама актриса говорила: «Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна».

Зрители любили актрису за то, что ее героини были наделены обаянием, теплотой и душевной щедростью. В любом коротком эпизоде актриса всегда успевала раскрыть характер своего персонажа. Так, например, в сценарии фильма «Баллада о солдате», снятом в 1959 году, у ее героини пожилой женщины-шофера был большой монолог, но Валентина Петровна посчитала его лишним, и отказалась от текста, оставила лишь одну фразу, сыграв роль выражением лица и взглядом. Образ сыгранной ей женщины от этого только выиграл.

Одними из лучших в творческой биографии актрисы можно назвать роли Клавдии Кондратьевны в драме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу», Марии Ефимовны в киноповести «Прощайте, голуби!», Степаниды Саввичны в комедии «Ссора в Лукашах» и санитарки Паша Куликова в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые».

Актриса очень не любила играть отрицательных героинь, и на роль злобной сплетницы-самогонщицы Алевтины Васильевны в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» согласилась лишь после долгих уговоров. Однако сыграла эту роль она блестяще. И в дальнейшем, несмотря на всю свою нелюбовь к отрицательным героиням, все же регулярно соглашалась их играть.

Ей были сыграны самогонщица в «Павле Корчагине», попадья в «Олеко Дундиче», кухарка в «Хирургии» по Чехову, спекулянтка в военной драме «Вызываем огонь на себя» и злая волшебница Авдотья Петровна в фильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени».

Позже Валентина Петровна в органично и естественно играла возрастные роли. Она сыграла роль Марьи Ивановны в детском фильме Ролана Быкова «Телеграмма», повариху в картине Радомира Василевского «Включите северное сияние» и бабушку в детском фильме Якова Сегеля «Капля в море».

В последние годы своей жизни Валентина Петровна много болела и редко снималась. Киновед Эльга Лындина рассказывала: «Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжелое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём... А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать. Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так все реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны...»

Валентина Петровна ушла из жизни 4 октября 1979 года. Она похоронена в Москве на Митинском кладбище.

Леонид Филатов подготовил о Валентине Телегиной передачу из цикла «Чтобы помнили».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.rusactors.ru
Материалы сайта www.kino-teatr.ru

Фильмография:

1. Комсомольск - 1938 - Мотя Котенкова
2. Гость - 1939
3. Учитель - 1939
4. Хирургия - 1939
5. Член правительства - 1939 - Паня
6. Весна - 1947 - эпизод
7. Драгоценные зёрна - 1948
8. Поезд идёт на восток - 1948 - эпизод на заводе
9. Кубанские казаки - 1949 - Христофоровна
10. В степи - 1951
11. Сельский врач - 1951
12. Сеанс гипноза - 1953
13. Степные зори - 1953
14. Море студёное - 1954 - сваха
15. Земля и люди - 1955
16. Матрос Чижик - 1955 - жена Нилыча
17. Судьба барабанщика - 1955 - тётя Дуня
18. Павел Корчагин - 1956
19. Дело было в Пенькове - 1957 - Алевтина
20. Дом, в котором я живу - 1957 - Давыдова
21. Ветер - 1958
22. Олеко Дундич - 1958
23. Стучись в любую дверь - 1958
24. Ссора в Лукашах - 1959
25. Баллада о солдате - 1959 - водитель
26. В нашем городе - 1959
27. Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва - 1959 - торговка
28. Прощайте, голуби! - 1960 - Мария Ефимовна
29. Воскресение - 1960-61 - Кораблёва
30. Человек идёт за солнцем - 1961
31. Чёртова дюжина - 1961
32. Душа зовёт - 1962
33. Суд - 1962
34. Течёт Волга - 1962
35. Живые и мёртвые - 1963 - тётя Паша Куликова
36. Сказка о потерянном времени - 1964 - Авдотья Петровна
37. Вызываем огонь на себя - 1964
38. Верность - 1965 - женщина
39. Знойный июль - 1965
40. Взорванный ад - 1967
41. Разбудите Мухина - 1967
42. Тихая Одесса - 1967
43. "Три тополя" на Плющихе - 1967
44. Доживём до понедельника - 1968 - нянечка
45. Угрюм-река - 1968 - Варвара
46. День и вся жизнь - 1969
47. Шаг с крыши - 1970 - санитарка
48. Телеграмма - 1971 - Марья Ивановна
49. Включите северное сияние - 1972
50. И тогда я сказал - нет... - 1973
51. Капля в море - 1973
52. Помни имя своё - 1974
53. Рейс первый, рейс последний - 1974
54. Шаг навстречу - 1975 - нянечка в новелле "Отец Серафим"
55. Повесть о неизвестном актёре - 1976
56. Поединок в тайге - 1977
57. Голубка - 1978
58. Живите в радости - 1978
59. Мятежная баррикада - 1978


Валентина Петровна Телегина. Родилась 10 (23) февраля 1915 года в Новочеркасске - умерла 4 октября 1979 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1974).

Имела младшего брата, который во время войны был угнан на работы в Германию, затем учился в немецкой разведшколе, позже жил под чужой фамилией в ФРГ. В 1957 году он вернулся в Советский Союз, но не принял советские порядки, из-за чего у Валентины с ним был конфликт.

Повзрослев, Валентина Телегина отправилась в Ленинград, где поступила сразу на второй курс Ленинградского института сценических искусств в творческую мастерскую Леонида Вивьена. Параллельно посещала занятия у режиссера Сергея Герасимова, который организовал собственную актерскую мастерскую на «Ленфильме».

В 1934 году состоялся дебют актрисы в эпизодической роли в комедии Герасимова «Люблю ли тебя».

В 1937 году Валентина Телегина окончила институт искусств.

В 1937-1940 годах - артистка Ленинградского театра-студии под руководством С. Э. Радлова (в 1939-1942 - Ленинградский театр им. Ленинградского Совета), затем театра Балтфлота (1940-1941).

В 1938 году сыграла роль Моти Котенковой в фильме Сергея Герасимова «Комсомольск». В ленте большинство ролей режиссер доверил своим воспитанникам.

Валентина Телегина в фильме "Комсомольск"

До начала войны Валентина Телегина снялась еще раз у Сергея Герасимова в мелодраме «Учитель» в роли Степаниды Лаутиной, а также в драме Иосифа Хейфица «Член правительства» в роли своей однофамилицы Прасковьи Телегиной.

Валентина Телегина в фильме "Член правительства"

В предвоенные годы играла в труппе театра Балтфлота, начало войны застало актрису в отпуске. Она тут же вылетела в Таллин, где тогда находилась труппа театра, а затем вместе с другими актерами отправилась на остров Эзель (Сааремаа), на фронт. Артисты в перерывах между боями организовывали для солдат концерты, а в остальное время ухаживали за ранеными и готовили еду.

Когда началась эвакуация с острова, Валентина Телегина уступила свое место раненому бойцу, а сама вернулась на Большую землю с последними солдатами, покидавшими остров на торпедном катере.

В 1943 году с киноконцертной бригадой выехала в Москву, выступая в воинских частях нашей армии. По окончании войны в 1945 году Телегина вошла в штат киностудии «Союздетфильм», переименованную затем в киностудию имени Горького.

Много снималась в кино в ролях второго плана. Ее героинями становились поварихи и санитарки, птичницы и уборщицы, доярки и стрелочницы.

Сама актриса говорила: «Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна» .

За время работы в кино актриса создала яркохарактерные образы простых русских женщин. Она играла главным образом лирико-комедийные роли. Её героини наделены своеобразным характером, обаянием, душевной щедростью и теплотой.

Заметными стали роли Клавдии Кондратьевны в драме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу», Марии Ефимовны в киноповести «Прощайте, голуби!», Степаниды Саввичны в комедии «Ссора в Лукашах», санитарки Паша Куликова в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые».

Валентина Телегина в фильме "Дом, в котором я живу"

Актриса очень не любила играть отрицательных героинь, и на роль злобной сплетницы-самогонщицы Алевтины Васильевны в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» согласилась лишь после долгих уговоров. Однако сыграла эту роль она блестяще. И в дальнейшем, несмотря на всю свою нелюбовь к отрицательным героиням, все же регулярно соглашалась их играть.

Валентина Телегина в фильме "Дело было в Пенькове"

Удачными оказались роли Кораблевой в драме «Воскресение», Марии Ефимовны в киноповести «Прощайте, голуби», Федосьи Ивановны в мелодраме «Три тополя на Плющихе».

Валентина Телегина в фильме "Прощайте, голуби"

Валентина Телегина в фильме "Три тополя на Плющихе"

Запомнилась зрителям как самогонщица в «Павле Корчагине», попадья в «Олеко Дундиче», кухарка в «Хирургии» по Чехову, спекулянтка в военной драме «Вызываем огонь на себя» и злая волшебница Авдотья Петровна в фильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени».

Валентина Телегина в фильме "Сказка о потерянном времени"

Позже Валентина Петровна в органично и естественно играла возрастные роли. Она сыграла роль Марьи Ивановны в детском фильме Ролана Быкова «Телеграмма», повариху в картине Радомира Василевского «Включите северное сияние» и бабушку в детском фильме Якова Сегеля «Капля в море».

Валентина Телегина в фильме "Телеграмма"

Валентина Телегина в фильме "Капля в море"

Заслуженная артистка РСФСР (14.07.1961).

Народная артистка РСФСР (1974).

Валентина Телегина. Короли эпизода

Личная жизнь Валентины Телегиной:

Замужем не была. Родила дочь Надежду.

Отношения с дочерью у актрисы не складывались. Будучи занятой на съемках, она не имела возможности уделять достаточно внимания девочке. В результате та связалась с дурной компанией. Лишь незадолго перед смертью актрисы они помирились. Надежда ухаживала за матерью в последние дни ее жизни.

Надежда - дочь Валентины Телегиной

Фильмография Валентины Телегиной:

1934 - Люблю ли тебя? - эпизод
1937 - Тайга золотая - эпизод
1938 - Комсомольск - Мотя Котенкова
1939 - Член правительства - Прасковья Телегина
1939 - Хирургия (короткометражный) - кухарка
1939 - Учитель - Степанида Ивановна Лаутина
1939 - Гость - Почта
1940 - Возвращение - соседка (нет в титрах)
1942 - Секретарь райкома - Дарья, партизанка (нет в титрах)
1942 - Непобедимые - дружинница (нет в титрах)
1947 - Поезд идёт на восток - Паша, повариха на заводе (нет в титрах)
1947 - Весна - научный сотрудник
1948 - Драгоценные зёрна - Варвара Степановна Курочкина
1949 - Кубанские казаки - Авдотья Христофоровна
1950 - В степи (короткометражный) - тётя Нюся
1951 - Спортивная честь - Ветлугина, посыльная с цветами (нет в титрах)
1951 - Сельский врач - тётя Паша, санитарка
1953 - Степные зори - Федосья
1953 - Сеанс гипноза (короткометражный) - работница птицесовхоза
1954 - Чемпион мира - тётя Поля
1954 - Море студёное - Терентьевна, сваха
1955 - Судьба барабанщика - тётя Таня, уборщица (нет в титрах)
1955 - Матрос Чижик - Авдотья Петровна
1955 - Ляна - дежурная в гостинице (нет в титрах)
1955 - Земля и люди - Марковна
1956 - Путешествие в молодость - Марфуша, домработница Назаровых
1956 - Поэт - тётя Дуся, санитарка (нет в титрах)
1956 - Павел Корчагин - самогонщица
1956 - Девушка с маяка - Евдокия Филипповна, боцманша
1956 - Главный проспект - эпизод
1957 - Дом, в котором я живу - Клавдия Кондратьевна Давыдова
1957 - Дело было в Пенькове - Алевтина Власьевна, знахарка-травница
1958 - Стучись в любую дверь - Настасья Ивановна, мать Геннадия
1958 - О моём друге - Софья Максимовна
1958 - Олеко Дундич (Aleksa Dundić) - попадья (нет в титрах)
1958 - Ветер - мадам, содержательница публичного дома (нет в титрах)
1959 - Ссора в Лукашах - Степанида Саввична, мать Кости Ласточкина
1959 - Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва - Нюра, торговка
1959 - В нашем городе (короткометражный) - бабушка Бобочки
1959 - Баллада о солдате - пожилая женщина-шофер
1960-1961 - Воскресение - Кораблёва
1960 - Прощайте, голуби - Мария Ефимовна, мать Генки
1961 - Чёртова дюжина (Maizes ducis) - проводница
1961 - Человек идёт за солнцем - тёща
1962 - Хитрая механика - тётка Марина
1962 - Течёт Волга - Наташа, жена капитана
1962 - Суд - народный судья
1962 - Душа зовёт (короткометражный) - Полина Изотовна, соседка Солянова
1963 - Живые и мёртвые - тётя Паша Куликова
1964 - Сказка о потерянном времени - Авдотья Петровна, злая волшебница
1964 - Вызываем огонь на себя - Гречушная, спекулянтка
1965 - Знойный июль - Ниловна
1965 - Верность - женщина с ведром
1966 - Я - дежурный (документальный) - мать
1967 - Три тополя на Плющихе - Федосья Ивановна
1967 - Тихая Одесса - горластая торговка на толкучке
1967 - Разбудите Мухина! - уборщица аудитории / римлянка
1967 - Взорванный ад - женщина-сторож
1968 - Угрюм-река - Варвара, кухарка
1968 - Журавушка - доярка (озвучила Надежда Животова) (нет в титрах)
1968 - Доживем до понедельника - школьная нянечка
1969 - День и вся жизнь - тётя Поля
1970 - Шаг с крыши - санитарка
1971 - Телеграмма - Марья Ивановна
1972 - Включите северное сияние - повариха
1973 - Обновили (короткометражный) - бабушка Бори
1973 - Капля в море - бабушка Валя
1973 - ...И тогда я сказал - нет... - тётя Паша
1974 - Рейс первый, рейс последний - жена деда
1974 - Происшествие - Анна Петровна, "Шибаниха"
1974 - Помни имя своё (Zapamiętaj imię swoje) - няня в роддоме
1975 - Шаг навстречу - нянечка в роддоме
1975 - У самого Чёрного моря - тётя Настя
1976 - Цветы для Оли - санитарка в больнице
1976 - Повесть о неизвестном актёре - актриса
1977 - Поединок в тайге - мать Жильцова
1978 - Мятежная баррикада
1978 - Месяц длинных дней (фильм-спектакль) - Александра Платоновна
1978 - Живите в радости - Марья Пряжкина, мать Митяя
1978 - Голубка - Матрёна
1979 - Завтрак на траве - тётя Паша, повар в пионерлагере (озвучила Елена Максимова)

Родилась Валентина в столице Донского казачества, в Новочеркасске. Славная история края, лихая кровь донских казаков создала упрямый, верный, сильный характер девочки. Как и ее подруги, Валя училась в местной девятилетней школе, после уроков с удовольствием бежала на занятия по художественной самодеятельности.

Преподаватель театрального кружка посоветовала талантливой девочке продолжить образование в столичном театральном вузе. Валентина выбрала ленинградский Институт сценического искусства. Приемная комиссия была в полном восторге от озорной, веселой, одаренной девушки, и Валю зачислили сразу на второй курс института. Обучение студентка Телегина начала в творческой мастерской Леонида Вивьена.

Жизнь в большом городе, новые друзья, любимое дело увлекли Валентину без остатка. После занятий в институте она бежала на курсы молодого режиссера Сергея Герасимова, который организовал собственную актерскую мастерскую.

Учеба не прошла зря – в 1934 году студентка Телегина сыграла в эпизоде фильма Герасимова «Люблю ли тебя». На выпускных экзаменах девушка исполнила роли в спектакле Горького «Последние» и пьесе Афиногенова «Далекое».

Начало карьеры

После окончания учебы в институте в 1937 году Телегину пригласили в Ленинградский театр-студию, в котором она прослужила до 1940 года, а после перешла в театр Балтфлота, где многому научилась у его руководителя – Александра Пергамента, уважение и теплые чувства к которому сохранила до конца своих дней.


Не бросала Валентина и кинематограф. В 1937 она снялась в эпизоде фильма «Тайга золотая», после Сергей Герасимов пригласил девушку в две свои картины: «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939). В том же 1939 году Телегина снялась в фильмах «Член правительства» и «Хирургия».

Первые же роли Валентины Телегиной задали тон всей ее карьере – это хорошие, добрые женщины, которые не стремятся выйти на первый план, но своей искренностью, открытостью и душевностью запечатлеваются в душе зрителя сразу и навсегда. Умение просто и ясно выразить чувства своей героини, показать яркую и мгновенную реакцию души навсегда определили диапазон ее ролей – простой русской женщины, русской матери.


Впоследствии ей не станут предлагать сложные роли женщин «благородных, со сложной душевной организацией», это будут больше роли эпизодические: крестьянки, проводницы, санитарки, водителя. Однако именно они своей искренностью и живостью по праву завоевали главное место в памяти многочисленных поклонников ее таланта, мастерства «королевы эпизодов».

Война

О том, что началась война, Валентина услышала в отпуске. Не раздумывая, отправилась в Таллин, где находились тогда ее коллеги. Уже вместе с ними она улетела на остров Эзель, где отчаянно воевали наши солдаты. Очень скоро солдаты и артисты театра оказались в глубоком тылу врага, в паузах между концертами артисты Балтфлота помогали санитарам, варили еду для солдат, возили продукты.


Вскоре актерскую труппу было решено эвакуировать с острова, но Валя отказалась – отдала свое место раненому офицеру, оставшись вместе с солдатами. Только тогда, когда все до единого человека были вывезены, она уехала на Большую землю.


С большим трудом, сначала на подбитом катере, а потом через линию фронта на самолете, актриса добралась в Тихвин. Оттуда можно было уехать в безопасную эвакуацию, но Валя настояла на своем возвращении в родной театр, в . Только потом, не желая быть в лучшем, чем у иных, положении, она с коллегами уезжает в Алма-Ату, куда уедут все ленинградские актеры.

Во время эвакуации актриса снялась в небольших ролях в двух фильмах: «Непобедимые» (1942) и «Секретарь райкома» (1942). Не в силах отсиживаться в безопасности, Телегина снова просится на фронт в состав актерской бригады.

Фильмы

После окончания войны Валентина переезжает в столицу, ее зачисляют в штат киностудии им.Горького и Театра-студии киноактера. Валентину Петровну начинают приглашать во множество фильмов: в 1947 году она играет в картинах «Весна» и «Поезд идет на восток», в следующем году актриса снялась в фильме «Драгоценные зерна», в 1948 году получила роль в «Кубанских казаках».


За ними последовали работы в лентах «В степи» (1950), «Сельский врач» и «Спортивная честь» (1951), «Сеанс гипноза» и «Степные зори» (1953), в 1954 году вышли картины «Море студеное» и «Чемпион мира», затем были роли в фильмах «Земля и люди», «Ляна», «Матрос Чижик» и «Судьба барабанщика».

1956 год также был плодотворным – на экраны вышло несколько фильмов с участием Валентины Телегиной: «Главный проспект», «Девушка с маяка», «Павел Корчагин», «Поэт», «Путешествие в молодость».

В 1957 году Валентина Петровна получила роли, которые стали одними из центральных в ее фильмографии: роль Алевтины Власьевны в «Дело было в Пенькове» и главная роль Клавдии Кондратьевны Давыдовой, матери трех детей, в ленте «Дом, в котором я живу».


Шведский кинокритик Руне Муберг высоко оценил работу Валентины Петровны в фильме «Дом, в котором я живу», назвав лицо Телегиной лицом эпохи, лицом великого народа, лицом всех матерей войны. Искренность ее героини настолько потрясла критика, что тот пожелал, чтобы лицо Валентины Телегиной «навсегда осталось бы в памяти у всех».

В 1958 году выходят несколько фильмов, в двух из которых Валентина Петровна сыграла отрицательных персонажей – в ленте «Олеко Дундич» ее ролью стала попадья, а в фильме «Ветер» - содержательница публичного дома. Телегина не любила эти роли, не ложились они ей на душу, но все же играла с привычной для себя самоотдачей и искренностью.


Правдивость даже ее отрицательных персонажей была настолько точной, что на встречах со зрителями те удивлялись, откуда она знает жителей их села, например, самогонщицу, так похожую на ее героиню из «Павла Корчагина».

В следующем году актриса Телегина получила небольшую эпизодическую роль в военной драме «Баллада о солдате», ленте, которая стала абсолютным чемпионом среди премированных отечественных фильмов. Думается, что во многом благодаря и образу женщины-водителя, которого сыграла Валентина Петровна.

Первоначальный вариант ее роли предполагал небольшой монолог, однако актриса отказалась от него, решив сказать лишь одну фразу. Горе и тревогу женщин об ушедших на фронт сыновьях и мужьях она показала лишь мимикой, глазами и они смогли выразили больше, чем слова.


В этом же, 1959 году, вышли фильмы «В нашем городе», «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева», «Ссора в Лукашах». В следующем году Валентина Петровна получила одну из главных ролей в фильме «Прощайте, голуби».

После этого главную роль актриса Телегина сыграла еще в двух фильмах: «Сказка о потерянном времени» (1964) и «Капля в море» (1973). Причем ролью Авдотьи Петровны, злой волшебницы из «Сказки о потерянном времени», Телегина останется навсегда недовольной – образ получился картонный, неискренний, без характера, так работать актриса не любила.


В следующие несколько лет Валентина Петровна сыграет в десятках фильмов, некоторые из которых станут классикой советского кинематографа: «Живые и мертвые» (1963), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Доживем до понедельника» (1968), «Угрюм-река» (1968), «Помни имя свое» (1974).

Личная жизнь

О своей личной жизни актриса не любила рассказывать, мало в ней было семейных радостей. Младший брат Валентины в годы войны был угнан на работы в Германию, однако вскоре его перевели в немецкую разведшколу, после окончания которой он работал под чужой фамилией в ФРГ. В 1957 году он вернулся в Советский Союз, однако так и не принял существующий порядок. Споры с братом очень огорчали актрису, которая искренне любила свою Родину.


Надежда, дочь Валентины Телегиной

Несмотря на простоватую внешность, Валентина Петровна пользовалась большой популярностью среди мужчин. Один из них стал отцом ее дочери Надежды, но не официальным мужем для Валентины. Кроме Нади детей у актрисы не было, ведь женщине пришлось самой поднимать дочь, что не всегда удавалось при загруженном графике киносъемок.


Валентина Телегина в последние годы

Пока актриса пропадала на съемочной площадке, Надя была предоставлена сама себе: появились сомнительные знакомства, шумные вечеринки, проблемы с алкоголем. Отношения с матерью надолго испортились, лишь перед смертью Надежда помирилась с Валентиной Петровной и заботливо ухаживала за ней до последних дней.

Смерть

Мечтой актрисы Телегиной было играть до последнего вздоха. Ее желание исполнилось – в 1979 году выходит ее последний фильм «Завтрак на траве», вскоре после которого «русской матери» не стало. Причиной смерти актрисы стали астма и диабет, пошаливало сердце.

Похоронена Валентина Петровна Телегина на московском Митинском кладбище.

Преподаватель театрального кружка посоветовала талантливой девочке продолжить образование в столичном театральном вузе. Валентина выбрала ленинградский Институт сценического искусства. Приемная комиссия была в полном восторге от озорной, веселой, одаренной девушки, и Валю зачислили сразу на второй курс института. Обучение студентка Телегина начала в творческой мастерской Леонида Вивьена.

Жизнь в большом городе, новые друзья, любимое дело увлекли Валентину без остатка. После занятий в институте она бежала на курсы молодого режиссера Сергея Герасимова, который организовал собственную актерскую мастерскую.



Учеба не прошла зря – в 1934 году студентка Телегина сыграла в эпизоде фильма Герасимова «Люблю ли тебя». На выпускных экзаменах девушка исполнила роли в спектакле Горького «Последние» и пьесе Афиногенова «Далекое».

Начало карьеры

После окончания учебы в институте в 1937 году Телегину пригласили в Ленинградский театр-студию, в котором она прослужила до 1940 года, а после перешла в театр Балтфлота, где многому научилась у его руководителя – Александра Пергамента, уважение и теплые чувства к которому сохранила до конца своих дней.

Не бросала Валентина и кинематограф. В 1937 она снялась в эпизоде фильма «Тайга золотая», после Сергей Герасимов пригласил девушку в две свои картины: «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939). В том же 1939 году Телегина снялась в фильмах «Член правительства» и «Хирургия».

Первые же роли Валентины Телегиной задали тон всей ее карьере – это хорошие, добрые женщины, которые не стремятся выйти на первый план, но своей искренностью, открытостью и душевностью запечатлеваются в душе зрителя сразу и навсегда. Умение просто и ясно выразить чувства своей героини, показать яркую и мгновенную реакцию души навсегда определили диапазон ее ролей – простой русской женщины, русской матери.

Впоследствии ей не станут предлагать сложные роли женщин «благородных, со сложной душевной организацией», это будут больше роли эпизодические: крестьянки, проводницы, санитарки, водителя. Однако именно они своей искренностью и живостью по праву завоевали главное место в памяти многочисленных поклонников ее таланта, мастерства «королевы эпизодов».

Лучшие дня

Война

О том, что началась война, Валентина услышала в отпуске. Не раздумывая, отправилась в Таллин, где находились тогда ее коллеги. Уже вместе с ними она улетела на остров Эзель, где отчаянно воевали наши солдаты. Очень скоро солдаты и артисты театра оказались в глубоком тылу врага, в паузах между концертами артисты Балтфлота помогали санитарам, варили еду для солдат, возили продукты.

Вскоре актерскую труппу было решено эвакуировать с острова, но Валя отказалась – отдала свое место раненому офицеру, оставшись вместе с солдатами. Только тогда, когда все до единого человека были вывезены, она уехала на Большую землю.

С большим трудом, сначала на подбитом катере, а потом через линию фронта на самолете, актриса добралась в Тихвин. Оттуда можно было уехать в безопасную эвакуацию, но Валя настояла на своем возвращении в родной театр, в блокадный Ленинград. Только потом, не желая быть в лучшем, чем у иных, положении, она с коллегами уезжает в Алма-Ату, куда уедут все ленинградские актеры.

Во время эвакуации актриса снялась в небольших ролях в двух фильмах: «Непобедимые» (1942) и «Секретарь райкома» (1942). Не в силах отсиживаться в безопасности, Телегина снова просится на фронт в состав актерской бригады.

Фильмы

После окончания войны Валентина переезжает в столицу, ее зачисляют в штат киностудии им.Горького и Театра-студии киноактера. Валентину Петровну начинают приглашать во множество фильмов: в 1947 году она играет в картинах «Весна» и «Поезд идет на восток», в следующем году актриса снялась в фильме «Драгоценные зерна», в 1948 году получила роль в «Кубанских казаках».

За ними последовали работы в лентах «В степи» (1950), «Сельский врач» и «Спортивная честь» (1951), «Сеанс гипноза» и «Степные зори» (1953), в 1954 году вышли картины «Море студеное» и «Чемпион мира», затем были роли в фильмах «Земля и люди», «Ляна», «Матрос Чижик» и «Судьба барабанщика».

1956 год также был плодотворным – на экраны вышло несколько фильмов с участием Валентины Телегиной: «Главный проспект», «Девушка с маяка», «Павел Корчагин», «Поэт», «Путешествие в молодость».

В 1957 году Валентина Петровна получила роли, которые стали одними из центральных в ее фильмографии: роль Алевтины Власьевны в «Дело было в Пенькове» и главная роль Клавдии Кондратьевны Давыдовой, матери трех детей, в ленте «Дом, в котором я живу».

Шведский кинокритик Руне Муберг высоко оценил работу Валентины Петровны в фильме «Дом, в котором я живу», назвав лицо Телегиной лицом эпохи, лицом великого народа, лицом всех матерей войны. Искренность ее героини настолько потрясла критика, что тот пожелал, чтобы лицо Валентины Телегиной «навсегда осталось бы в памяти у всех».

В 1958 году выходят несколько фильмов, в двух из которых Валентина Петровна сыграла отрицательных персонажей – в ленте «Олеко Дундич» ее ролью стала попадья, а в фильме «Ветер» - содержательница публичного дома. Телегина не любила эти роли, не ложились они ей на душу, но все же играла с привычной для себя самоотдачей и искренностью.

Правдивость даже ее отрицательных персонажей была настолько точной, что на встречах со зрителями те удивлялись, откуда она знает жителей их села, например, самогонщицу, так похожую на ее героиню из «Павла Корчагина».

В следующем году актриса Телегина получила небольшую эпизодическую роль в военной драме «Баллада о солдате», ленте, которая стала абсолютным чемпионом среди премированных отечественных фильмов. Думается, что во многом благодаря и образу женщины-водителя, которого сыграла Валентина Петровна.

Первоначальный вариант ее роли предполагал небольшой монолог, однако актриса отказалась от него, решив сказать лишь одну фразу. Горе и тревогу женщин об ушедших на фронт сыновьях и мужьях она показала лишь мимикой, глазами и они смогли выразили больше, чем слова.

В этом же, 1959 году, вышли фильмы «В нашем городе», «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева», «Ссора в Лукашах». В следующем году Валентина Петровна получила одну из главных ролей в фильме «Прощайте, голуби».

После этого главную роль актриса Телегина сыграла еще в двух фильмах: «Сказка о потерянном времени» (1964) и «Капля в море» (1973). Причем ролью Авдотьи Петровны, злой волшебницы из «Сказки о потерянном времени», Телегина останется навсегда недовольной – образ получился картонный, неискренний, без характера, так работать актриса не любила.

В следующие несколько лет Валентина Петровна сыграет в десятках фильмов, некоторые из которых станут классикой советского кинематографа: «Живые и мертвые» (1963), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Доживем до понедельника» (1968), «Угрюм-река» (1968), «Помни имя свое» (1974).

Личная жизнь

О своей личной жизни актриса не любила рассказывать, мало в ней было семейных радостей. Младший брат Валентины в годы войны был угнан на работы в Германию, однако вскоре его перевели в немецкую разведшколу, после окончания которой он работал под чужой фамилией в ФРГ. В 1957 году он вернулся в Советский Союз, однако так и не принял существующий порядок. Споры с братом очень огорчали актрису, которая искренне любила свою Родину.

Несмотря на простоватую внешность, Валентина Петровна пользовалась большой популярностью среди мужчин. Один из них стал отцом ее дочери Надежды, но не официальным мужем для Валентины. Кроме Нади детей у актрисы не было, ведь женщине пришлось самой поднимать дочь, что не всегда удавалось при загруженном графике киносъемок.

Пока актриса пропадала на съемочной площадке, Надя была предоставлена сама себе: появились сомнительные знакомства, шумные вечеринки, проблемы с алкоголем. Отношения с матерью надолго испортились, лишь перед смертью Надежда помирилась с Валентиной Петровной и заботливо ухаживала за ней до последних дней.

Смерть

Мечтой актрисы Телегиной было играть до последнего вздоха. Ее желание исполнилось – в 1979 году выходит ее последний фильм «Завтрак на траве», вскоре после которого «русской матери» не стало. Причиной смерти актрисы стали астма и диабет, пошаливало сердце.

Похоронена Валентина Петровна Телегина на московском Митинском кладбище.