Авиаконструктор игорь сикорский. Игорь Иванович Сикорский: герой, изгнанник, отец авиации. Мечта стала явью

Номер фонда:

Наименование

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ МВД

Историческая справка

Образовано 6 апреля 1865 г. для заведования делами цензуры и печати. При учреждении в его функции входило: наблюдение за действиями местных комитетов по делам печати, и инспекторов по делам печати, цензоров драматических сочинений, а также установление цензуры иностранной; разрешение недоразумений и вопросов; рассмотрение жалоб, наблюдение за произведениями печати и сообщение о возбуждении судебного преследования; ведение дел об открытии типографий, литографий, металлографий и заведений, производивших и продававших принадлежности тиснения; надзор за этими заведениями и за книжной торговлей.
Первоначально распределением занятий между чиновниками ведал начальник Главного управления по делам печати.
После отмены предварительной цензуры повременной (21 ноября 1905 г., 18 марта 1906 г.) и неповременной печати (26 апреля 1906 г.) функции Главного управления по делам печати были распределены между 5 ю отделениями: 1 е отделение вело дела по периодическим органам печати и по книгам, выходившим в Петербурге и Москве, по округу Санкт Петербургской судебной палаты; а также делопроизводство по всем правительственным изданиям; 2 е отделение ведало делами о газетах и книгах по округам Московской, Киевской, Одесской, Харьковской и Новочеркасской судебных палат; 3 е отделение занималось делами периодических органов печати и по книгам, выходившим по округам Саратовской, Казанской, Тифлисской, Ташкентской, Иркутской и Омской судебных палат; 4 е отделение разрабатывало Законодательство о печати; составляло циркулярные разъяснения; вело дела по иностранной цензуре; дела о книгах и газетах по округам Варшавской и Виленской судебных палат; 5 е отделение заведовало личным составом Управления и цензурных учреждений; счетной частью; библиотекой; делами по типографиям, литографиям, металлографиям и книжной торговлей. Хозяйственный комитет (с 30 октября 1908 г.) рассматривал все предложения, касавшиеся хозяйственной части ведомства и отчетной части; ведал делами типографии МВД и редакциями газет “Правительственный вестник” и “Сельский вестник”. Осведомительное бюро (с 26 августа 1906 г., с 1915 - Бюро печати) - обслуживало официальные и частные повременные органы печати достоверными, подлежавшими оглашению, сведениями, касавшимися предположений действий и деятельности правительства, правительственных и административных лиц и учреждений; а также “главнейших фактов общественно политической жизни России и заграницы”. На сотрудников бюро кроме того возлагалась проверка слухов и сообщений печати. Отдел иностранной и «инородческой» печати (передан из Департамента полиции в августе 1906). Отдел обслуживания ведомств и информации делал подборки газетных вырезок для докладов министрам, главноуправляющим, директорам департаментов и начальникам управлений; составлял проекты сообщений, разъяснений и опровержений; а также занимался созданием “справочно руководственного и информационного” архива; дежурно техническая часть осуществляла дежурства, выпуск бюллетеней, прием запросов и выдачу справок; а также ведала регистратурой, перепиской, изготовлением вырезок, печатных обзоров и бюллетеней, обслуживанием телефонов. Военная цензура (с 20 июля 1914 г.) следила за тем, чтобы в печать не проникли военные сведения, представлявшие военную тайну. Военные цензоры находились в подчинении Петроградского комитета по делам печати, выполняли задания Главной военно цензурной комиссии при Главном управлении Генерального штаба и местных военно цензурных комиссий при военно окружных штабах.
Особая комиссия по ликвидации Главного управления по делам печати существовала с 27 апреля по 16 сентября 1917 г. После упразднения Главного управления по делам печати был учрежден новый орган цензорского контроля - Книжная палата. Осуществление цензуры на местах возлагалось на губернских и уездных комиссаров. 30 ноября 1917 г. Книжная палата была включена в состав Наркомата по просвещению.
После 1 июня 1918 г. фонд вошел в состав ЕГАФ.

Аннотация

Доклады министра внутренних дел по главному управлению за 1865–1917 гг. (оп. 1).
Журналы заседаний совета главного управления за 1865–1905 гг. (оп. 2).
Отчеты по главному управлению; дела о рассмотрении книг и рукописей, разрешении и запрещении рукописей к печати и распространении книг, аресте изданий, запрещении переиздания их; о рассмотрении заграничных изданий, нот и репродукций картин; об издании газет и журналов, наблюдении за ними и разных цензурных репрессиях против них; о редакторах и издателях; об открытии книжных магазинов, типографий, литографий и надзоре за ними; об открытии библиотек и читален и надзоре за ними за 1868–1870 гг. (оп. 4).
Дела об издании газет и журналов в России (с 1878 г. только в Петербурге и Москве), наблюдении за ними и разных цензурных репрессиях против них; о редакторах и издателях - материалы I отделения за 1871–1875 гг. (оп. 5), 1876–1880 гг. (оп. 6).
Отчеты главного управления, цензурных комитетов и отдельных цензоров - материалы II отделения за 1871–1879 гг. (оп. 11).
Дела о рассмотрении книг и рукописей, разрешении и запрещении рукописей к печати и распространении книг; аресте изданий; исключении и изменении в рукописях части текста, уничтожении изданий, рассмотрении заграничных изданий; об издании газет и журналов (с 1878) в разных городах (за исключением Петербурга и Москвы), наблюдении за ними и разных цензурных репрессиях против них; о редакторах и издателях; открытии библиотек и читален, книжных лавок, типографий, литографий и надзоре за ними - материалы II отделения за 1871–1879 гг. (оп. 11), 1880–1897 гг. (оп. 12), 1898–1900 гг. (оп. 13), 1901–1904 гг. (оп. 14), 1905 г. (оп. 15); материалы III отделения за 1878–1895 гг. (оп. 20), за 1896–1905 гг. (с 1898 г. - за исключением отчетов и дел о библиотеках, читальнях, книготорговле, типографиях) (оп. 21, ч. 1).
Отчеты цензурных комитетов и отдельных цензоров - материалы III отделения за 1878–1895 гг. (оп. 20), за 1896–1905 гг. (с 1898 г. - за исключением отчетов и дел о библиотеках, читальнях, книготорговле, типографиях) (оп. 21, ч. 1).
Дела о рассмотрении книг и рукописей и возбуждении судебного преследования против авторов, издателей, владельцев типографий; наложении ареста на книги, уничтожении их; по запросам разных учреждений о разрешении распространения изданий; об издании газет и журналов, наблюдении за ними и разных цензурных репрессиях против них; о редакторах и издателях; отчеты о периодической и непериодической печати - материалы I–III отделений: по округу Петербургской судебной палаты за 1906–1911 гг. (оп. 9), 1912–1917 гг. (оп. 10); по округам Московской, Киевской, Одесской, Харьковской и Новочеркасской судебных палат за 1906–1908 гг. (оп. 16, ч. 1), 1909–1910 гг. (оп. 16, ч. 2), 1911–1917 гг. (оп. 17); по округам Саратовской, Казанской, Тифлисской и Ташкентской, Иркутской и Омской за 1906–1917 гг.. (оп. 21, ч. 2), Виленской и Варшавской судебных палат за 1898–1917 гг. (оп. 22).
Дела о рассмотрении заграничных изданий - материалы IV отделения за 1898–1917 гг. (оп. 22);
Дела об открытии библиотек, читален, книжных лавок, типографий, литографий и фотографий и надзоре за ними - материалы II отделения за 1871–1879 гг. (оп. 11), 1880–1897 гг. (оп. 12), 1898–1900 гг. (оп. 13), 1901–1904 гг. (оп. 14), 1905 г. (оп. 15); материалы III отделения за 1878–1895 гг. (оп. 20), за 1896–1898 гг.(оп. 21, ч. 1); материалы IV и V отделений за 1898–1917 гг. (оп. 22, 23).
Дела о службе цензоров за 1865–1867 гг. (оп. 3), 1868–1870 гг. (оп 4), за 1871–1879 гг. (оп. 11), 1878–1895 гг. (оп. 20), 1880–1897 гг. (оп. 12), 1898–1900 гг. (оп. 13), 1901–1904 гг. (оп. 14), 1905 г. (оп. 15), 1896–1905 гг. (оп. 21, ч. 2,. 22), за 1906–1917 гг.. (оп. 23)
Дела Счетно финансового отделения за 1909–1917 гг. (оп. 24).
Дела по драматической цензуре: о рассмотрении драматических сочинений и либретто опер; разрешении и запрещении представления их на сцене, исключении и изменении в них части текста; о народных и провинциальных театрах, увеселительных заведениях за 1865–1917 гг. (оп. 25).
Рапорты цензоров о рассмотренных пьесах и либретто опер; алфавитные списки драматических сочинений; циркуляры по драматической цензуре за 1865–1917 гг. (оп. 26).
Рукописи драматических сочинений за 1884–1912 гг. (оп. 27).
Материалы Комиссии для пересмотра действующих положений о цензуре и печати за 1868–1871 гг. (оп. 28).
Отчеты инспекторов типографий и других полиграфических заведений о состоянии этих заведений; отчеты инспекторов о состоянии книжной торговли, публичных библиотек и читален; описи имущества типографий за 1865–1915 гг. (оп. 29).
Материалы библиотеки неповременных изданий: переписка о получении главным управлением и рассылке соответствующим учреждениям обязательных экземпляров непериодических изданий; списки непериодических изданий, представленных в главное управление за 1822–1916 гг. (оп. 30).
Материалы библиотеки повременных изданий: переписка об организации библиотеки, о доставлении периодических изданий из разных губерний; учетные карточки периодических изданий, содержащие сведения о времени выдачи свидетельств на разрешение издания, о дате выхода в свет первого номера, фамилии редактора и издателя и о репрессиях в отношении издания за 1906–1916 гг. (оп. 31).
Материалы Осведомительного бюро и Отдела иностранной и инородческой печати за 1901–1917 гг. (оп. 32).
Дела о правительственных периодических изданиях: «Московские ведомости», «Петербургские ведомости», «Правительственный вестник», о периодических изданиях, получавших правительственные субсидии, о расходах по Осведомительному бюро и по личному составу его за 1881–1917 гг. (оп. 33).
Вырезки из газеты «Правительственный вестник» со сведениями и распоряжениями по делам печати; циркуляры по вопросам печати за 1879–1916 гг. (оп. 34).
Настольные реестры за 1881–1917 гг. (оп. 36).
Журналы входящих и исходящих бумаг за 1865–1917 гг. (оп. 37).
Материалы Особой комиссии по ликвидации Главного управления по делам печати за 1917 г. (оп. 38).

Япония - одна из современных великих мировых держав. Название страны происходит от слова Ниппон - буквально «страна восходящего солнца». Островное положение страны, отсутствие иностранного владычества, бережное отношение к памятникам прошлого позволили сохранить многие юридические древности, опираясь на которые можно воссоздать развитие государственно-правовой истории. Все попытки захватчиков из соседних стран поработить Японию терпели неудачу. Правда, в начале новой эры страна оказалась на некоторое время вассалом китайских императоров: в знак зависимости японцы посылали богдыханам подарки, платили дань.

В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла основные стадии:

VII-XII вв. - раннее средневековье: феодальные отношения только начинают складываться;

XIII-XVII вв. - развитое средневековье: сложилась феодальная сеньориально-вассальная структура со всевластием сегуна - «великого воеводы, покорявшего варваров»;

XVIII-XIX вв. - в Новое время феодальные отношения сёгуната переживают кризис, это начало их распада.

К VII в. произошли крупные перемены в общественной жизни Японии. Родовой строй пришел в упадок, уступив место феодализму. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство в форме монархии. Основателем династии считается крупный родоплеменной союз Ямато. Глава государства имел титул императора (дословно «сын Неба» - Тенно). Император Камму перенес в 784г. столицу из Нара в соседний город Киото.

Легальное утверждение раннефеодальной монархии произошло в результате крупных реформ, получивших название «Манифест Тайка» (646г). Согласно реформам почти все общественные земли стали государственной собственностью, а население - подданными императора, его вассалами, которые делились на две социальные группы: свободные - от крестьянина до аристократа и подлые - рабы, полусвободные. Государственная надельная, подушная подать распространялась почти на все население.

Эти реформы имели для Японии значение политической революции. Они знаменовали собой утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом - императором. В эру Тайка создается Министерство императорского двора, которое просуществовало до конца Второй мировой войны. Впоследствии, с ростом благосостояния и усилением клановых распрей в Японии увеличивается политическое влияние буддийских иерархов. Поэтому к концу XI в. в стране фактически возникают три центра политического притяжения: Императорский двор; домоуправление правящего клана; буддийские монастыри. По достижении совершеннолетия император, как правило, принудительно постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний наследник - послушное орудие в руках правящего клана и буддийских иерархов. Так постепенно складывалась традиция двоевластия.

Высшая государственная власть в Японии, как и в Китае, принадлежала Большому Государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики.

Возглавлял Государственный совет канцлер или старший министр. Непосредственные функции управления осуществляли два высших министра: левый (старший), и правый (младший), которые, в свою очередь, опирались на старших и младших советников.

Государственному совету подчинялось восемь министерств (Министерство императорского двора, общих дел, финансов, юстиции и др.), которые в отличие от Китая были тесно связаны с императорским домом.

Палата цензоров с огромным штатом разъездных цензоров-контролеров следила за «чистотой обычаев и нравов» и проводила расследования в случаях нарушений нравственности в государстве.

Кардинальные перемены в стране наступают в XII в., когда к власти приходят сегуны и создают свои правящие династии. Термин «сёгунат» происходит от сокращенного обозначения одной из функциональных должностных обязанностей военачальника (в данном случае обязанностей по усмирению мятежных варварских племен). В общем значении сегун - это военный диктатор, ставший наследственным должностным лицом, который доминировал над всеми властными структурами Японии с 1192 по 1867 гг. Режим сёгуната именовался также бакуфу - «правительство в походной палатке».

Всего за свою историю Японии пережила три сёгуната. На протяжении нескольких веков статус императора как главы государства был номинальным, поскольку вся административная и судебная иерархия находилась под контролем сегуна - военачальника. Император почти безвыездно жил в своем дворце, причем видели его преимущественно прислуживавшие ему лица и близкие родственники. Обычно по достижении некоторого возраста государи отказывались от престола и проводили остаток дней в уединении и молитвах. Этому способствовала и буддийская традиция, поощрявшем удаление от мирских дел в уединенные монастырские общины. При попытке совершеннолетнего монарха вмешаться в политику его тем или иным способом устраняли. Власть сегуна обычно переходила к его сыну. Характерно, что в договорах с иностранцами сегуна, нерешительного в своих властных возможностях, называли тайкун (великий государь).

Император традиционно именовался «тэнно» (угодный Небу правитель), а для иностранцев наиболее употребительным оказался титул «микадо», заимствованный из поэтического словаря и означающий «свет-государь».

С установлением первого сёгуната Минамото (1192-1333 гг.) двоевластие в Японии приобретает законченное выражение. Минамото стремился ликвидировать раздробленность страны, подавить распри, укрепить государство и свою власть. Характерной чертой первого сёгуната было сохранение статуса императора как номинального главы государства, который обладал некоторыми представительскими функциями. Император пользовался традиционными ритуальными почестями, но ни он сам, ни его двор уже не играли при сёгунате какой-либо заметной политической роли. С начала XIII в. императорский двор становится центром феодальной оппозиции.

Черты военно-абсолютистского режима сёгунат приобретает довольно поздно – к XVII в. (третий сёгунат Токугава, с 1603г.), когда ужесточаются методы правления военно-самурайской верхушки и создается разветвленный полицейский аппарат. Именно с этих пор политическая воля императора вообще перестала учитываться, а в императорской столице (г. Киото) была введена новая должность наместника сегуна, который следил за настроениями придворного окружения. Тогда же (1635г.) сёгунат вводит систему заложничества, при которой все даймё (крупные землевладельцы, князья) должны были попеременно проживать в доме сегуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо, столице сёгуната, свои семьи. Эта же система распространилась и на сыновей императора.

По аналогии с системой управления императорским двором прежних времен сёгунат Токугава ввел должности старших советников, входивших в Государственный совет сегуна (что-то наподобие узкого «кабинета министров») и контролировавших одну из пяти коллегий бакуфу. внутренних дел, иностранную, военную, военно-морскую, финансовую. Младшие советники правительства Токугава ведали гвардией сегуна, охраной его дворца, полицейским аппаратом и осуществляли слежку за вассалами.

Поскольку в средневековой Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно разрешались тем ведомством, к которому относились проблемы. В ведении министерства юстиции, например, были два управления - взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов в пользу казны) и тюремное управление (надзор за подследственными, за принудительными работами заключенных, исполнением приговоров). Наиболее сложные дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет. Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император.

Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XII в., когда феодалы условно подразделяются на две основные группы: гокенин - непосредственные вассалы правителя-сегуна; хигокенин - иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным.

Ко времени развитого средневековья (XV в.) в Японии выделяются влиятельные князья (даймё), владельцы крупных феодальных хозяйств. К XVII в. даймё подразделяются на две категории: непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве; «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии.

Когда в начале XVII в. Япония объединяется под эгидой сегуна Иэясу Токугава, в 1615г. издается Закон 18 статей, которыми регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского общества: самураев – си; крестьян – но; ремесленников – ко; торговцев – сё. Вне этого сословного деления находилась японская аристократия – кугэ, получавшая в качестве вознаграждения за службу рисовые пайки от сегуна. Исключались из общества социальные изгои – эта.

Крестьяне-общинники фактически находились в поземельной кабале, поскольку им запрещалось покидать общинную землю. Подушная подать зависимых крестьян - рисовая рента доходила порой до половины собранного урожая. Но в наиболее тяжелом положении находились японские холопы - они фактически были рабами.

Первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка (конституция Сётоку-тайси 604г.). Но право в то время еще не выделялось из сферы религиозных и этических норм. Древняя религия японцев - синтоизм, вероучение местных племен, позднее переплетается с проникшим в страну буддизмом. Сосуществование двух религий стало своеобразным духовным плюрализмом. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались населением при радостных событиях в жизни: рождении ребенка, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т.д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, на поминках. При этом день поминовения усопших отмечали песнями и танцами: буддизм, как известно, отрицая реальность существующего мира, утверждает истинность потустороннего мира «вечного блаженства».

Приверженность японцев своим вероучениям, духовным ценностям частично объясняет закрытость страны до середины XIX в. Ее жители подозрительно относились к проповедникам иной веры, миссионерам, особенно к иезуитам. Допуск европейцев в страну разрешался только для торговли и через один порт - Нагасаки.

Нормы поведения, близкие установкам конфуцианства в Китае, назывались в Японии гири: выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; вне семьи существовали гири торговца и покупателя, хозяина и служащего и др. Гири отчасти заменяли собой право, но прежде всего это мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.

Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты «кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 г. был составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и «кодекс чести» самураев.

В законах феодальной Японии подробно расписаны права и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев. В своде Ясутоке Ходзе (XIII в.) самурай, приносящий клятву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце и своей кровью смочить подпись. Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным, готовым на самопожертвование. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни.

Каждая социальная группа должна была выполнять в государстве строго определенные функции, причем обязанности каждого периодически уточнялись в сборниках рицу-рё. Характерно, что карательные нормы обозначались термином «рицу», административно-применительные - термином «рё».

Идеи и призывы конституции Сетоку 604 г. нашли воплощение в последующем законодательстве, которое содействовало преодолению клановой раздробленности и становлению единого централизованного государства. Из наиболее известных правовых сборников Японии раннего средневековья известны Тайхо-рё (701 г.) и Ёро рицу-рё (718 г.). Тайхо большей частью посвящен регулированию земельных отношений, а Ёро - уголовным и административным предписаниям.

Тайхо-рё представляет собой сборник тридцати законоустановлений, регулирующих широкий спектр налоговых и трудовых повинностей, обязанностей должностных лиц, а также общих рекомендаций по справедливому осуществлению общественных обязанностей правителя и народа и соблюдению традиционных морально-этических требований.

Ёро рицу-рё регулирует преимущественно сферу управления, включая судебную. К наиболее тяжким преступлениям здесь отнесены посягательства на носителей государственно-властных обязанностей, а также на родственников по восходящей линии. Утверждается солидарная ответственность наряду с персональной и должностной; различается степень соучастия в исполнении преступных действий. Для привилегированных сословий предусмотрено смягчение наказаний.

В период третьего сёгуната Токугавы оживилось законотворчество, самым крупным достижением которого стал Закон 18 статей Иэясу Токугавы, регламентировавший статус императора и даймё, а также правовые статусы четырех основных сословий японского общества: самураев – си: крестьян – но; ремесленников – ко; торговцев – сё.

Кодекс 100 статей, принятый в 1742 г., имел главной заслугой обобщение основного содержания признанных законов, в том числе Тайхо и Ёро.

Китай во VIII-XV веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Государственная организация империи Мин. Усиление централизации

Утвердившись у власти как противники свергнутого юаньского режима, минские правители заимствовали многие из его политических институтов. Империя Мин сохраняла типичные черты китайской феодальной деспотии . Император, как и прежде, являлся неограниченным владыкой, считавшимся священной персоной, «сыном неба». Столичная администрация по своей структуре первоначально полностью повторяла образцы предшествующих феодальных династий. Высшим исполнительным органом была назначаемая императором «Верховная палата». Ее глава, первый министр, или канцлер, осуществлял повседневное руководство нижестоящими звеньями государственного аппарата. «Верховная палата» непосредственно направляла деятельность традиционных шести ведомств. Отдельно от этих органов стояла особая палата цензоров, надзиравшая за работой столичных и местных чиновников. Провинциальная власть в первые годы Мин была построена по принципу единоначалия. Губернаторы имели широкие полномочия, делавшие их почти самостоятельными правителями.

Унаследовав традиционные формы управления, Минская династия попыталась преодолеть в них те изъяны, которые мешали упрочению ее власти. Чжу Юань-чжан повел решительную борьбу против злоупотреблений чиновников - язвы, которая ранее разъедала весь государственный организм. Особенно суровые наказания были установлены за лихоимство. По императорским указам за взятку, превышавшую 60 лянов серебром, чиновнику отрубали голову, затем с казненного сдирали кожу, набивали ее соломой и изготовленное таким образом жуткое чучело выставляли напоказ всем. Уличенные в мелком взяточничестве и других незаконных действиях служащие подлежали ссылке на каторгу. Строгие меры хотя и не ликвидировали, однако на время значительно уменьшили масштаб коррупции феодальной бюрократии.

Становление империи Мин происходило в сложной политической обстановке. Свергнутая Юаньская династия имела еще много приверженцев не только среди изгнанной за пределы Китая монгольской знати, но и внутри страны, среди китайских феодалов. Чжу Юань-чжан, привлекая к себе влиятельных феодалов, в том числе бывших юаньских бюрократов, и ища их поддержки, в то же время относился к ним с известным недоверием. Опасаясь измены и сепаратизма, он стремился обеспечить надежный контроль за действиями подчиненных, максимально усилить централизацию государственной власти.

С этой целью в 1376 г. была проведена реформа провинциального управления. Вместо всевластных губернаторов в каждой провинции устанавливались три высших должности: гражданского и военного губернаторов и провинциального судьи, независимых друг от друга и подчиняющихся только столичным органам. Такое разделение власти ослабляло самостоятельность местной администрации и облегчало контроль.

Дальнейшая централизация была ускорена в связи с раскрытием в 1380 г. крупного антиминского заговора среди чиновничества, корни которого уходили в Монголию. Организатором заговора был глава «Вер-ховной палаты», канцлер Ху Вэй-юн. Жестоко расправляясь с изменни-

ками, Чжу Юань-чжан одновременно осуществил серьезную перестройку центральных органов управления. Он упразднил пост канцлера, а затем вообще ликвидировал «Верховную палату», долгое время служившую своего рода кабинетом министров при феодальных монархах Китая. Функции этого органа, восстановление которого впредь было строго запрещено, отныне переходили лично к императору.

Успехам централизаторского курса способствовало ослабление в результате предшествующих народных восстаний группировки крупных китайских феодалов. Многие крупные помещики погибли, средние же и мелкие нуждались в сильном государстве.

Активную роль в процессе централизации системы управления сыграла конфуцианская идеология. Реформированная при Сун, она временно ослабила свои позиции в период монгольского господства. С приходом династии Мин конфуцианские доктрины снова стали надежным идейным орудием укрепления императорской власти. Известные конфуцианские ученые, знатоки древних книг, с самого начала формулировали основные принципы политики минского двора.

Явным противоречием централизаторскому началу в деятельности Чжу Юань-чжана было создание им института «удельных» князей из сыновей и внуков императора, насчитывавших к концу его царствования несколько десятков человек. За каждым из них с рождения закреплялся «удел». По достижении совершеннолетия князья переезжали туда на жительство, получая часть местных налоговых поступлений.

Минские «уделы» в отличие от европейских являлись условным пожалованием без права гражданской и судебной власти. Однако «удельным» князьям были даны значительные военные полномочия. При их резиденциях-ставках учреждался штат придворных и охранные войска. Эти резиденции становились подобием императорского двора. Еще при жизни Чжу Юань-чжана многочисленные принцы крови стали плести интриги друг против друга и повели скрытую борьбу за наследование престола. Лишь суровый нрав основателя династии удерживал его отпрысков от открытых распрей и междоусобиц.

После смерти Чжу Юань-чжана группа придворных, минуя сыновей императора, возвела на престол его внука Хой-ди. Молодой император вместе с частью сановников решил ликвидировать княжеские «уделы». В ответ осенью 1399 г. один из наиболее влиятельных князей, Чжу Ди, поднял мятеж против нового государя.

Чжу Ди был четвертым сыном Чжу Юань-чжана. Его «удел» находился на севере страны с резиденцией в Пекине. Сам он приобрел солидный военный опыт и влияние в пограничных войсках, неоднократно участвуя в походах против монголов. Возглавив мятеж, Чжу Ди двинулся из своей базы на юг, на столицу империи. В четырехлетней войне против армии императорского двора он одержал победу. В 1403 г. его войска взяли Наньцзин. Император Хой-ди бесследно исчез во время штурма города; Чжу Ди провозгласил себя императором под девизом Юнлэ (1403-1424). Утвердив свою власть и сделав столицей сначала Наньцзин, а затем, с 1421 г.,- Пекин, он восстановил в стране режим политической централизации.