Сдвг у взрослых лечение. Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сдвг): причины, признаки, диагностика и лечение. Л ечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — известная проблема детей школьного возраста, которой особенно большое внимание уделяют в США. Однако известный нейробиолог доктор Амен видит в СДВГ причину и многих взрослых проблем — от привычки откладывать дела на потом до неполадок в сексуальной жизни. Приводим симптомы СДВГ, развенчиваем основные мифы об этом состоянии и предлагаем пройти тест.

Особенности, подобные синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), были описаны еще в XVIII веке. Философ Джон Локк описал группу незадачливых молодых студентов, которые «как ни старались... не могли не отвлекаться». Отличительные симптомы этого состояния такие: непродолжительная устойчивость внимания, патологическая отвлекаемость, дезорганизация, беспокойство и импульсивность.

Многие полагают, что это расстройство касается только гиперактивных мальчиков с проблемным поведением. Но оно затрагивает и девочек. И часто остается незамеченным, потому что девочки, как правило, не столь гиперактивны и имеют меньше проблем с поведением. Игнорирование СДВГ у женщин может иметь разрушительные последствия для их здоровья, настроения, отношений, карьеры и финансов.

Чтобы разобраться, есть ли у вас проблемы с концентрацией внимания, посмотрите, какие из нижеследующих утверждений относятся к вам:

  1. Вы легко начинаете скучать.
  2. Вы обычно витаете в облаках во время разговора с кем-либо.
  3. Вы легко отвлекаетесь на что-то.
  4. Вы нередко становитесь инициатором конфликтов.
  5. Вы часто говорите вещи, о которых позже сожалеете.
  6. Вы забываете сделать то, что обещали.
  7. Вы отвлекаетесь даже во время секса.
  8. Вы обнаруживаете, что ваша дезорганизация создает проблемы для вас и/или других.
  9. У вас бывают вспышки гнева по несущественным поводам или вообще без поводов.
  10. Нередко ваше сознание отключается во время разговоров.
  11. Вам нужна музыка или звук работающего вентилятора, чтобы усыпить свое сознание перед сном?
Если подходящих вам утверждений более 4, то есть вероятность, что у вас СДВГ.

8 мифов о СДВГ

К сожалению, в нашем обществе существует множество мифов об СДВГ. Вот список общих заблуждений и истин, касающихся СДВГ, какими их вижу я.

Мифы о СДВГ Правда о СДВГ
Это просто «модная» болезнь: причудливый диагноз и лишь повод для плохого поведения. СДВГ не является чем-то новым. В 1902 году педиатр Джордж Стилл описал группу детей, которые были гиперактивны, импульсивны и невнимательны.
Диагноз СДВГ ставят слишком часто. Каждому ребенку, который начинает немного шалить, сразу же дают лекарства. СДВГ затрагивает примерно 6% населения, но менее 2% получают лечение. Детский психиатр Питер Дженсен обнаружил, что только 1 из 8 детей, которым поставлен диагноз СДВГ, принимает лекарства. Нередко детей с СДВГ, особенно девочек, не лечат вообще.
СДВГ — это болезнь гиперактивных мальчиков. Многие страдающие СДВГ совсем не гиперактивны. И их расстройство не замечают, поскольку они привлекают меньше негативного внимания к себе. Часто этих детей, подростков или взрослых просто называют своенравными, ленивыми, немотивированными или «не очень умными». Среди женщин СДВГ достаточно распространен, однако у мужчин это расстройство диагностируют в 3-4 раза чаще.
СДВГ — это американское изобретение, придуманное обществом, которое ищет простые решения сложных проблем. СДВГ встречается в любой стране, где его изучают. Мы наблюдали пациентов с СДВГ из Гонконга, Ливана, Эфиопии, Западной Африки, Израиля, России.
Причиной СДВГ являются плохие родители или плохие учителя. Если бы наше общество было тверже и жестче с ними, не было бы этих проблем. Родители или учителя, конечно, могут усугубить симптомы СДВГ, но главными его причинами являются генетические особенности, плохое питание и токсины окружающей среды. Поведение таких детей и взрослых порой заставляет даже опытных родителей и учителей опускать руки.
Страдающие СДВГ должны больше стараться. И нечего оправдывать их. Чем больше стараются страдающие СДВГ пациенты, тем хуже все становится. Томографические исследования мозга выявляют, что у большинства пациентов с СДВГ во время выполнения заданий на сосредоточенность отключается лобная кора. Иначе говоря, когда они пытаются сконцентрироваться, отдел мозга, связанный с сосредоточением внимания и доведением начатого до конца, фактически подавляется.
Все перерастают СДВГ в возрасте 12-13 лет. Статистические данные говорят о том, что по крайней мере у половины детей с СДВГ симптомы этого расстройства сохраняются и во взрослой жизни.

Почему существует так много мифов об СДВГ? Ответ прост. Дети, подростки и взрослые с СДВГ выглядят как остальные люди. До тех пор, пока вы не узнаете историю жизни человека с СДВГ, вы не сможете определить у него СДВГ.

Мы сделали десятки тысяч исследований мозга пациентов с СДВГ и на сканах компьютерной томографии смогли увидеть, как проблемные системы мозга влияют на поведение. Когда вы видите воочию симптомы СДВГ в мозге, мифы исчезают, и возникает возможность понимания и эффективного лечения.

4 симптома СДВГ у взрослых

Характерные симптомы СДВГ таковы: непродолжительная устойчивость внимания, рассеянность, дезорганизация, прокрастинация (постоянное откладывание важных дел на потом) и недостаточный внутренний контроль. Гиперактивность, которую чаще всего замечают у маленьких мальчиков, у взрослых мужчин и женщин встречается нечасто.

Неустойчивость внимания — основной симптом СДВГ, но он проявляется не во всех сферах жизни. Люди с СДВГ имеют проблемы с регулярным, рутинным, повседневным вниманием. Например, им крайне сложно выполнить домашнее задание, вовремя платить по счетам, убираться в доме, делать отчет о расходах на работе, слушать супруга или регулярно принимать лекарства. Однако на что-то новое, необычное, стимулирующее, интересное или страшное страдающие СДВГ обращают внимание без проблем. Они как будто нуждаются в стимуляции, чтобы обратить внимание на что-то, и именно поэтому ходят на страшные фильмы, занимаются рискованными видами деятельности и склонны нарываться на конфликт в своих взаимоотношениях.

Многие пациенты с СДВГ играют в игру «Пусть у меня будут проблемы». Если такой человек расстроен, он способен сосредоточиться и, возможно, даже чрезмерно сосредоточиться на какой-то проблеме. Эта черта часто вводит окружающих, даже врачей, в заблуждение.

Рассеянность — это еще один распространенный симптом СДВГ. В норме человек способен блокировать несущественные, отвлекающие вещи. Но не страдающие СДВГ: их мысли и разговоры, как правило, крутятся по кругу. Люди с СДВГ обычно чересчур восприимчивы. Им мешают (раздражают кожу) этикетки на одежде — обостренная тактильная чувствительность. И одежда должна быть им впору, иначе они испытывают дискомфорт. Им может понадобиться белый шум ночью, чтобы уснуть; в противном случае они слышат все в доме.

«Что нужно для оргазма?» — часто спрашиваю я зрителей на своих лекциях. Кто-то скажет: «Компетентный любовник». Другие могут крикнуть: «Большое воображение». Я продолжаю спрашивать, пока кто-то не скажет: «Внимание». Действительно, для получения оргазма человеку надо сосредоточиться на происходящем. Рассеянность часто влияет на способность женщины испытывать оргазм. Необходимо сосредоточиться на своих ощущения достаточно долго, чтобы он возник. После правильного лечения СДВГ сексуальная жизнь многих людей становится намного лучше.

Многие страдающие СДВГ дезорганизованны . В их комнатах, на столах, в выдвижных ящиках столов и в чуланах царит беспорядок. Они неорганизованны и в плане времени и нередко опаздывают. Такой человек всегда приходит на работу на 10 минут позже и, как правило, с большой чашкой кофе в руках, поскольку ему требуются стимуляторы вроде кофеина и никотина.

Обычно у страдающих СДВГ плохой внутренний контроль . Они не думают, прежде чем сказать что-то или сделать — именно поэтому они часто оказываются в неприятных ситуациях. При СДВГ также имеются проблемы с долгосрочными целями. Такие люди живут только нынешним моментом. Они откладывают дела до последней минуты, и им трудно копить деньги на черный день.

Обсуждение

Я никогда не задумывалась о том, что я могу быть СДВГ, а вот старший сын с таким диагнозом. Почитала вашу статью и начала задумываться о том, а вдруг и у меня такое же.

Комментировать статью "СДВГ у взрослых: как он мешает сексу, работе и личной жизни"

Еще по теме "СДВГ у взрослых: как он мешает сексу, работе и личной жизни":

Проснулась сегодня утром, спускаюсь на кухню, а там мой муж стоит в одних трусах, кашу нам варит... И такой он красивый, плечи широкие, попа узкая, половина спины помятая, другая - поцарапанная... Подошла, обняла, вот оно - СЧАСТЬЕ! :) И мне всегда это нравилось, и трусы эти, и самой его обнять, потискать, и валяться вместе на диване "ложками", но теперь с нами живут мои дети, которым все эти нежности видеть не особо приятно... :(А муж не понимает... :/ Если я спиной стою, готовлю на кухне...

Жизнь с СДВГ: вопросы воспитания (Типичные ошибки родителей). Лечение СДВГ у детей и взрослых: 7 советов. Он работает с СДВГ. Но мы лично к нему не обращались, я только по отзывам могу судить.

Объясняла, что тяжело ему будет в жизни, если будет врать всем. Друзей не будет, семьи даже может не быть. Но лет с 16 она стала выдавать мои же фразы, только теперь это ее личные установки, она даже не помнит, что я это Почему официально не ставите диагноз СДВГ?

1 есть уроки на которых СДВГ или нет но все слушаются а на других - нет а почему собственно СДВГ надо уделять больше внимания - ну чисто так абстрактно, у вас равные права на внимание учителя даже с близорукими не все однозначно - что им мешает носить очки?

Даже сдвг -шек можно научить никого не трогать. Наблюдала за детьми американцами (детский лагерь), очень строго с личным пространством. Так вот - остальные "выстроились" в течение 3-4 месяцев. Мне сказали "делай что хочешь, но чтобы они не мешали школе работать ".

Почему ваши мечты остаются только мечтами? Чего вы хотите: железное здоровье, потрясающие взаимоотношения, любви, секса, денег, хорошую работу, путешествовать, выучить язык или что-то еще, о чем так давно мечтаете? Зачастую, получить желаемое нам мешает недостаток мотивации, боязнь неудачи, не знание что и как делать, отсутствие хорошего плана, неуверенность в себе, различные страхи. А иногда мы даже не знаем, чего хотим. Вы удивитесь, но исследования психологов показывают, что это далеко не...

Журналы для женщин советуют перед тем как строить долгосрочные отношения, чтобы не было сюрпризов, договориться «на берегу» как жить вместе: как вести хозяйство, растить детей, отдыхать, и за чей счет этот банкет. Даже если вы не договорились «на берегу», никто не запрещает вам это сделать прямо сейчас. Через 3-5 лет совместной жизни, большинство пар устают каждые выходные доводить друг друга до совершенства и хотят начать наконец-то наслаждаться простыми радостями семейной жизни. Что же...

Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Я вообще не понимаю, как _муж_, взрослый, по идее, человек, может " мешать работать " или что-то еще делать. Тяжелая жизнь людей с СДВГ.

Женщины, которых устраивает количество секса, являются более целеустремленными и успешными во всех сферах жизни – карьере, увлечениях, занятиях спортом, в отличие от тех, кто хотел бы изменить регулярность интимной близости. При этом дамы, которые хотели бы заниматься сексом реже, чувствуют себя менее уверенными как в профессии, так и в увлечениях, чем женщины, настроенные на увеличение сексуальной активности. Такие выводы были сделаны в ходе недавнего исследования, проведенного крупнейшим в...

Посмотрите другие обсуждения: Жизнь с СДВГ: вопросы воспитания (Типичные ошибки родителей). Лечение СДВГ у детей и взрослых: 7 советов. Он работает с СДВГ. Но мы лично к нему не обращались, я только по отзывам могу судить.

СДВГ в подростковом возрасте. Есть здесь кто-то у кого ребенок с СДВГ? Если бы мне об этом сказали 7 лет назад... не поверила бы - держалась за работу: жить -то на что? Сейчас понимаю, сколько страхов было в прежней жизни... сплошной стресс.

Сегодня опять поругалась с мужем. И последний год это происходит по одной и той же причине: я в декретном отпуске, ребенку два года, я сложла на себя большую часть быта. Слава богу мне активно помогает мама, без неё мне было бы невыносимо. Каждый раз приходя с работы муж ищёт повод придраться к чистоте в квартире. Меня мучает вопрос, почему раньше его это не волновало, а теперь, даже какая-нибудь неубранная за ребенком игрушка становиться моим "косяком"? Поясню. Когда мы начинали жить вместе...

О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Всю службу отстоять она не может, начинает ходить толкаться, всем мешает. Пытаюсь понять взрослые психопаты это не бывшие СДВГ -шки?

Ни один взрослый человек три работы, трудные для него, не в состоянии выполнить. При нормальном образе жизни у детей с ММД к 5-6 классу работа мозга полностью Он работает с СДВГ. Но мы лично к нему не обращались, я только по отзывам могу судить.

О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Но постараюсь вложить в голову, что это просто сказка для взрослых с несчастливым концом. А он - в пролёте.@" А каким образом одно другому мешает?

Проблемы с концентрацией - настоящий бич современного общества: все больше людей жалуются на быструю утомляемость, отвлекаемость и неспособность сосредоточиться на важной задаче. Это может быть как следствием многозадачности и информационных перегрузок, так и проявлением специфического психического расстройства - синдрома дефицита внимания и гиперактивности. «Теории и практики» попытались разобраться, что такое СДВГ и как с ним справиться.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности вскрывает все слабые места психиатрии как науки: сложно найти более противоречивое, расплывчатое и загадочное расстройство. Во-первых, здесь высок риск неправильной диагностики, а во-вторых, ученые до сих пор спорят, болезнь ли это вообще или вариант нормы - а если все-таки болезнь, то можно ли считать СДВГ полноценным диагнозом или это просто набор симптомов, возможно, не объединенных одной причиной.

История исследований синдрома дефицита внимания (который получил свое нынешнее название лишь во второй половине ХХ века) началась в 1902 году, когда педиатр Георг Фредерик Стилл описал группу импульсивных, плохо усваивающих информацию детей и выдвинул гипотезу, что такое поведение не связано с отставанием в развитии. Гипотеза впоследствии подтвердилась - хотя объяснить причины этого феномена доктор так и не смог. Через 25 лет другой врач, Чарльз Брэдли, начал прописывать гиперактивным детям бензедрин - психостимулятор, производный от амфетамина. Стимуляторы оказались весьма эффективны, хотя опять-таки, в течение еще долгого времени врачи не могли понять механизм их воздействия на больных. В 1970 году американский психиатр Конан Корнецки впервые выдвинул гипотезу о том, что заболевание может быть связано с пониженным уровнем определенных нейромедиаторов в мозгу и подобные препараты помогают его повысить. Первые методы диагностики синдрома Американская ассоциация психиатров предложила лишь в 1968 году, а в России о нем заговорили только во второй половине 1990-х - и то без особого энтузиазма.

Настороженное отношение к этой теме можно понять: изучение СДВГ и выработка критериев постановки диагноза сопровождались скандалами еще с 1970-х - создателей американского справочника DSM-4 обвиняли в том, что их описания расстройства вызвали целую эпидемию гипердиагностики у детей и подростков. Некоторые врачи и родители выбрали медикаменты как путь наименьшего сопротивления: проще было пичкать трудных ребят лекарствами, чем справляться с их особенностями педагогическими методами. Кроме того, препараты амфетаминового ряда, прописываемые активным и неуправляемым детям, порой перекочевывали в арсенал их матерей-домохозяек: стимуляторы придавали сил и помогали справляться с работой по дому (самая эффектная страшилка на тему того, к чему приводит бытовое злоупотребление такими препаратами - история матери главного героя в «Реквиеме по мечте»). К тому же критерии диагностики расстройства несколько раз менялись, что также вызывало шквал критики. В результате синдром дефицита внимания оказался сильно дискредитирован и на какое-то время попал в топы «несуществующих заболеваний».

Тем не менее, опыт психиатров показал, что проблема, как ее ни классифицируй, все-таки существует: определенный процент населения испытывает трудности, связанные со слабой концентрацией внимания, неспособностью самоорганизоваться, импульсивностью и гиперактивностью. Зачастую эти особенности сохраняются и во взрослом возрасте, и проявляются достаточно сильно, чтобы создавать человеку (особенно амбициозному) серьезные проблемы в учебе, на работе и в личной жизни. Но обычно расстройство воспринимается окружающими и самим пациентом не как серьезное заболевание, а как проявление личных недостатков. Поэтому большинство взрослых с таким набором симптомов не обращается к врачам, предпочитая волевыми усилиями бороться со своим «слабым характером».

Синдром дефицита внимания вызывает у пациентов сложности еще в школе: подростку с таким диагнозом, даже если у него высокий IQ, сложно усваивать материал, общаться со сверстниками и учителями. Человек с СДВГ может с головой погружаться в тему, которая ему субъективно интересна (впрочем, как правило, ненадолго - такие люди склонны к частой смене приоритетов и увлечений) и проявлять яркие способности, но ему трудно выполнять даже несложную рутинную работу. При этом у него плохо получается планировать, а при высоком уровне импульсивности - предвидеть даже ближайшие последствия своих действий. Если все это еще и сочетается с гиперактивностью, такой подросток превращается в страшный сон школьного учителя - он будет получать плохие оценки по «скучным» предметам, удивлять окружающих импульсивными выходками, нарушать порядок и порой игнорировать социальные условности (поскольку ему будет сложно сосредоточиться на ожиданиях и требованиях окружающих).

Раньше считалось, что с возрастом расстройство «рассасывается» само собой - но по последним данным, примерно у 60% детей, страдающих СДВГ, симптомы заболевания продолжают проявляться и во взрослом состоянии. Сотрудник, неспособный досидеть до конца совещания и пропускающий важные инструкции мимо ушей, талантливый специалист, срывающий важные дедлайны, внезапно отвлекаясь на какой-то личный проект, «безответственный» партнер, неспособный организовать домашний быт или внезапно спускающий кучу денег на какую-нибудь странную прихоть - все они могут быть не просто безвольными разгильдяями, а людьми, страдающими от психического расстройства.

Проблемы диагностики

По разным оценкам, от этого заболевания страдают 7-10% детей и 4-6% взрослых. При этом популярное представление о больном СДВГ как исключительно об импульсивном непоседе уже устарело - современная наука выделяет три разновидности расстройства:

С акцентом на дефицит внимания (когда у человека отсутствуют признаки гиперактивности, но ему сложно сконцентрироваться, продолжительно работать с одной и той же задачей и организовывать свои действия, он забывчив и легко утомляется)

С акцентом на гиперактивность (человек излишне активен и импульсивен, но не испытывает значимых трудностей с концентрацией)

Смешанный вариант

Согласно американскому классификатору психических расстройств DSM-5 диагноз «синдром дефицита внимания\гиперактивности» можно установить не ранее 12 лет. При этом симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках и проявляться достаточно сильно, чтобы заметно влиять на жизнь человека.

СДВГ или биполярное расстройство? Одна из проблем диагностики синдрома - в том, что по некоторым приметам синдром пересекается с другими психическими заболеваниями - в частности, с циклотимией и : гиперактивность можно спутать с гипоманией, а быструю утомляемость и проблемы с концентрацией - с признаками дистимии и депрессии. К тому же эти расстройства коморбидны - то есть, достаточно высока вероятность заполучить одновременно и то, и другое. Кроме того, подозрительные симптомы могут быть связаны с непсихическими заболеваниями (например, тяжелой травмой головы или отравлением). Поэтому специалисты часто рекомендуют тем, кто подозревает у себя синдром дефицита внимания, перед тем, как обращаться к психиатрам, пройти обычный медицинский осмотр.

Гендерные нюансы. В прошлом году в журнале The Atlantic вышла статья о том, что у женщин СДВГ проявляется иначе, чем у мужчин. Согласно описанным в статье исследованиям, женщины с этим расстройством реже проявляют импульсивность и гиперактивность и чаще - неорганизованность, забывчивость, тревожность и интровертность.

Редакция T&P напоминает, что не стоит полностью полагаться на самодиагностику - если вы подозреваете у себя СДВГ, имеет смысл обратиться к специалисту.

Потеря контроля

В развитии СДВГ большую роль играет генетический фактор - если ваш близкий родственник страдает от этого синдрома, вероятность, что вам поставят такой же диагноз - 30%. Современные теории связывают СДВГ с функциональными нарушениями в нейромедиаторных системах мозга - в частности, с балансом допамина и норадреналина. Допаминовые и норадреналиновые пути непосредственно отвечают за исполнительные функции мозга - то есть, за способность планировать, волевым усилием переключаться между разными стимулами, гибко менять свое поведение в зависимости от меняющихся условий среды и подавлять автоматические реакции в пользу сознательных решений (это то, что нобелевский лауреат Дэниел Канеман называет ). Все это помогает нам контролировать свое поведение. Еще одна функция допамина - поддержание «системы вознаграждения», которая контролирует поведение, отвечая на «правильные» (с точки зрения выживания) действия приятными ощущениями. Нарушения в работе этой системы сказываются на мотивации. Кроме того, у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут быть отклонения и в серотониновом балансе. Это может вызвать дополнительные проблемы с организацией, чувством времени, концентрацией и контролем над эмоциями.

Расстройство или особенность личности?

Сейчас набирает популярность концепция нейроразнообразия - подход, рассматривающий разные неврологические особенности как результат нормальных вариаций человеческого генома. В сфере интересов адептов нейроразнообразия - как сексуальная ориентация и гендерная самоидентификация, так и некоторые генетически обусловленные психические заболевания, в том числе, аутизм, биполярное расстройство и синдром дефицита внимания. Некоторые ученые считают, что многие из особенностей поведения, по поводу которых выставляется диагноз СДВГ - естественные черты личности, не указывающие на наличие нездоровых отклонений. Но поскольку такие черты затрудняют функционирование человека в современном обществе, на них навешивается ярлык «расстройства».

Психотерапевт Том Хартман разработал эффектную теорию «охотника и фермера», по которой люди с СДВГ сохранили гены первобытных людей, отвечающие за поведение, оптимальное для охотников. Со временем человечество перешло на земледелие, требующее большего терпения, и «охотничьи» качества - быстрая реакция, импульсивность, восприимчивость - стали считаться нежелательными. Согласно этой гипотезе, проблема заключается лишь в постановке задач, а способность людей с синдромом к «гиперфокусировке» - сильной концентрации на субъективно интересной им задаче в ущерб всем остальным - можно рассматривать и как эволюционное преимущество. Правда, Хартмана сложно считать объективным исследователем - СДВГ диагностирован у его сына.

Но в любом случае, в этой теории есть здравое зерно: поскольку один из важнейших критериев психического здоровья - способность успешно справляться с повседневными задачами, можно сгладить многие проблемы, выбрав подходящую сферу деятельности. То есть, ту, где рутинные процессы и терпение играют меньшую роль и ценится «спринтерский» темперамент, способность к импровизации, любопытство и умение легко переключаться между разнообразными видами деятельности. Например, считается, что с СДВГ можно сделать неплохую карьеру в сфере продаж или развлечений, в искусстве и «адреналиновых» профессиях (скажем, пожарный, врач или военный). А еще можно стать предпринимателем.

Как лечиться

Медикаменты. Для лечения СДВГ все еще используются психостимуляторы, содержащие амфетамин (адерол или декседрин) или метилфенидат (риталин). Назначают и препараты других групп, например, ингибиторы обратного захвата норадреналина (атомоксетин), гипотензики (клонидин и гуанфацин) и трициклические антидепрессанты. Выбор зависит от конкретных проявлений СДВГ, дополнительных рисков (склонность к наркотической зависимости или сопутствующие психические расстройства) и желания избежать тех или иных побочных эффектов (примерный список «побочек» от разных препаратов можно посмотреть )

Поскольку в России психостимуляторы прочно осели в списке опасных наркотических веществ, недоступных даже по рецепту, отечественные психиатры используют атомоксетин , гуанфацин или трициклики.

Психотерапия. Cчитается, что при СДВГ помогает когнитивно-поведенческая терапия, которая, в отличие от многих других психотерапевтических школ, ставит акцент на работе с сознанием, а не подсознанием. Долгое время этот метод успешно использовался в борьбе с депрессией и тревожным расстройством - а сейчас появились специальные программы для лечения синдрома дефицита внимания. Суть такой терапии в том, чтобы развивать осознанность и не позволять иррациональным паттернам поведения захватить власть над жизнью человека. Занятия помогают контролировать импульсы и эмоции, бороться со стрессом, планировать и систематизировать свои действия и доводить дела до конца.

Питание и биодобавки. Можно попробовать скорректировать свой рацион в соответствии с советами зарубежной медицины. Самые распространенные рекомендации - принимать рыбий жир и избегать резких скачков уровня глюкозы в крови (то есть сказать «нет» простым углеводам). Также есть данные, показывающие взаимосвязь между недостатком в организме железа, йода, магния и цинка и усилением симптомов. По данным некоторых исследований, небольшие порции кофеина могут помочь сконцентрироваться, но большинство специалистов все-таки не советуют налегать на кофе. В любом случае, настройка рациона - скорее «поддерживающая» мера, чем полноценный способ борьбы с расстройством.

Распорядок дня. Людям с СДВГ более, чем всем остальным, требуется планирование и четкий распорядок дня. Компенсировать внутренние проблемы с систематизацией и тайм-менеджментом помогает внешний «костяк»: таймеры, органайзеры и to-do-списки. Любые крупные проекты стоит разбивать на мелкие задания и заранее закладывать в план периоды отдыха и возможные отклонения от графика.


или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебе у детей дошкольного возраста и школьников.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка – расстройство развития, проявляющееся в нарушении поведения. Ребенок с СДВГ непоседливый, проявляет «бестолковую» активность, не может усидеть на занятиях в школе или детском саду, не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он перебивает старших, играет на уроках, занимается своими делами, может залезть под парту. При этом ребенок правильно воспринимает окружающее. Он слышит и понимает все указания старших, однако не может выполнять их инструкции из-за импульсивности. Несмотря на то, что ребенок понял задание, он не может довести начатое до конца, не в состоянии планировать и предвидеть последствия своих поступков. С этим связан высокий риск получить бытовую травму, потеряться.

Неврологи рассматривают синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, как неврологическое заболевание. Его проявления не являются результатом неправильного воспитания, запущенности или вседозволенности, они следствие особой работы мозга.

Распространенность . СДВГ обнаруживается у 3-5% детей. Из них 30% «перерастают» заболевание после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему и обучаются сглаживать его проявления. Среди взрослых этот синдром обнаруживают лишь у 1%.

У мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется деструктивным поведением (непослушанием и агрессией), а у девочек невнимательностью. По данным некоторых исследований заболеванию больше подвержены светловолосые и голубоглазые европейцы. Интересно, что в разных странах уровень заболеваемости значительно отличается. Так, исследования, проведенные в Лондоне и штате Теннесси, выявили СДВГ у 17% детей.

Типы СДВГ

  • Дефицит внимания и гиперактивность выражены в равной степени;
  • Преобладает дефицит внимания, а импульсивность и гиперактивность проявляются незначительно;
  • Преобладает гиперактивность и импульсивность, внимание нарушено незначительно.
Лечение . Основные способы – педагогические меры и психологическая коррекция. Медикаментозное лечение применяется в тех случаях, когда другие методы оказались неэффективны, поскольку используемые препараты обладают побочными эффектами.
Если оставить синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка без лечения повышается риск развития :
  • зависимости от алкоголя, наркотических веществ, психотропных лекарственных средств;
  • трудностей с усвоением информации, которые нарушают процесс обучения;
  • высокой тревожности, которая приходит на смену двигательной активности;
  • тиков – повторяющихся подергиваний мышц.
  • головных болей;
  • антисоциальных изменений – склонности к хулиганству, воровству.
Спорные моменты. Ряд ведущих специалистов в области медицины и общественных организаций, среди которых Гражданская комиссия по правам человека, отрицает существование синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. С их точки зрения проявления СДВГ считаются особенностью темперамента и характера, поэтому не подлежат лечению. Они могут быть проявлением естественной для активного ребенка подвижности и любознательности, либо протестным поведением, которое возникает в ответ на психотравмирующую ситуацию – жестокое обращение, одиночество, развод родителей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, причины

Причину синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка установить не удается. Ученые убеждены, что болезнь провоцирует сочетание нескольких факторов нарушающих работу нервной системы.
  1. Факторы, нарушающие формирование нервной системы у плода, которые могут привести к кислородному голоданию или кровоизлиянию в ткань мозга:
  • загрязнение окружающей среды, высокое содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах питания;
  • прием женщиной во время беременности лекарственных препаратов;
  • воздействие алкоголя, наркотиков, никотина;
  • инфекции, перенесенные матерью во время беременности;
  • конфликт по резус-фактору – иммунологическая несовместимость;
  • угроза выкидыша ;
  • асфиксия плода;
  • обвитие пуповиной;
  • осложненные или стремительные роды, приведшие к травмированию головы или позвоночника плода.
  1. Факторы, нарушающие работу мозга в младенческом возрасте
  • заболевания, сопровождающиеся температурой выше 39-40 градусов;
  • прием некоторых лекарственных средств, оказывающих нейротоксическое действие;
  • бронхиальная астма , пневмония ;
  • тяжелые заболевания почек;
  • сердечная недостаточность , порок сердца .
  1. Генетические факторы . Согласно этой теории, 80% случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности связано с нарушениями в гене, который регулирует выделение дофамина и работу дофаминовых рецепторов. Результатом становится нарушение передачи биоэлектрических импульсов между клетками мозга. Причем болезнь проявляется в том случае, если помимо генетических отклонений присутствуют неблагоприятные факторы окружающей среды.
Неврологи считают, что эти факторы способны вызвать повреждение на ограниченных участках мозга. В связи с этим некоторые психические функции (например, волевой контроль над импульсами и эмоциями) развиваются несогласованно, с опозданием, что вызывает проявления болезни. Это подтверждает факт, что у детей с СДВГ обнаруживалось нарушение обменных процессов и биоэлектрической активности в передних отделах лобных долей мозга.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы

Ребенок с СДВГ одинаково проявляет гиперактивность и невнимательность дома, в детском саду, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых бы малыш вел себя спокойно. Этим он отличается от обычного активного ребенка.

Признаки СДВГ в раннем возрасте


Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы
которого ярче всего проявляются в 5-12 лет, можно распознать в более раннем возрасте.

  • Рано начинают держать голову, сидеть, ползать, ходить.
  • Испытывают проблемы с засыпанием, спят меньше нормы.
  • Если утомляются, не занимаются спокойным видом деятельности, не засыпают самостоятельно, а впадают в истерику.
  • Очень чувствительны к громким звукам, яркому свету, незнакомым людям, смене обстановки. Эти факторы вызывают у них громкий плач.
  • Выбрасывают игрушки, еще до того, как успели их рассмотреть.
Подобные признаки могут указывать на склонность к СДВГ, но они присутствуют и у многих беспокойных детей до 3-х лет.
СДВГ накладывает отпечаток и на функционирование организма. Ребенок часто испытывает проблемы с пищеварением. Поносы – результат чрезмерной стимуляции кишечника вегетативной нервной системой. Аллергические реакции и кожные высыпания появляются чаще, чем у сверстников.

Основные симптомы

  1. Нарушение внимания
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание на одном предмете или занятии . Он не обращает внимания на детали, не в силах отличить главное от второстепенного. Ребенок пытается заниматься всеми делами одновременно: раскрашивает все детали не доводя до конца, читает текст, перескакивая через строчку. Это происходит, из-за того, что он не умеет планировать. При совместном выполнении заданий объясняйте: «Сначала сделаем одно, затем другое».
  • Ребенок под любым предлогом пытается избежать рутинных дел , уроков, творчества. Это может быть тихий протест, когда ребенок убегает и прячется, или истерика с криком и слезами.
  • Выражена цикличность внимания. Дошкольник может заниматься одним делом 3-5 минут, ребенок младшего школьного возраста до 10 минут. Затем на протяжении такого же периода нервная система восстанавливает ресурс. Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему. Затем цикл повторяется.
  • Внимание может быть сосредоточено, только если остаться с ребенком один на один . Ребенок более внимательный и послушный, если в комнате тишина и отсутствуют раздражители, игрушки, другие люди.
  1. Гиперактивность

  • Ребенок совершает большое количество нецелесообразных движений, большую часть которых он не замечает. Отличительный признак двигательной активности при СДВГ – ее бесцельность . Это может быть вращение кистями и стопами, бег, прыжки, постукивание по столу или по полу. Ребенок бегает, а не ходит. Карабкается на мебель. Ломает игрушки.
  • Разговаривает слишком громко и быстро . Он отвечает, не дослушав вопроса. Выкрикивает ответ, перебивая отвечающего. Говорит неоконченными фразами, перескакивая с одной мысли на другую. Глотает окончания слов и предложений. Постоянно переспрашивает. Его высказывания часто необдуманные, они провоцируют и обижают других.
  • Мимика очень выразительная . Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают - гнев, удивление, радость. Иногда кривляется без видимой причины.
Установлено, что у детей с СДВГ двигательная активность стимулирует структуры мозга, отвечающие за мышление и самоконтроль. То есть, пока ребенок бегает, стучит и разбирает предметы, его мозг совершенствуется. В коре устанавливаются новые нейронные связи, которые в дальнейшем улучшат работу нервной системы и избавят ребенка от проявлений болезни.
  1. Импульсивность
  • Руководствуется исключительно своими желаниями и выполняет их незамедлительно. Действует по первому побуждению, не обдумывая последствий и не планируя. Для ребенка не существует ситуаций, в которых он должен сидеть спокойно. На занятиях в детском саду или в школе он вскакивает и бежит к окну, в коридор, шумит, выкрикивает с места. Забирает у сверстников понравившуюся вещь.
  • Не может выполнять инструкции , особенно состоящие из нескольких пунктов. У ребенка постоянно появляются новые желания (импульсы), которые мешают довести до конца начатое дело (сделать домашнее задание, собрать игрушки).
  • Не способен ждать или терпеть . Он должен немедленно получить или сделать то, что ему хочется. Если этого не происходит, он скандалит, переключается на другие дела или выполняет бесцельные действия. Это ярко заметно на занятиях или при ожидании своей очереди.
  • Перепады настроения случаются каждые несколько минут. Ребенок переходит от смеха к плачу. Вспыльчивость особенно характерна детям с СДВГ. Рассердившись, ребенок швыряет предметы, может завязать драку или испортить вещи обидчика. Он сделает это сразу, не обдумывая и не вынашивая плана мести.
  • Ребенок не чувствует опасности. Он может совершать поступки, опасные для здоровья и жизни: взобраться на высоту, гулять по заброшенным зданиям, выходить на тонкий лед, потому что ему захотелось это сделать. Это свойство приводит к высокому уровню травм у детей с СДВГ.
Проявления болезни связаны с тем, что нервная система ребенка с СДВГ слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Дополнительные симптомы

  • Трудности в обучении при нормальном уровне интеллекта. Ребенок может испытывать трудности с письмом и чтением. При этом он не воспринимает отдельные буквы и звуки или полностью не владеет этим навыком. Неспособность к изучению арифметики может быть самостоятельным нарушением или сопровождать проблемы с чтением и письмом.
  • Нарушения в общении. Ребенок с СДВГ может проявлять навязчивость по отношению к сверстникам и незнакомым взрослым. Он может быть слишком эмоциональным или даже агрессивным, что осложняет общение и установление дружеских контактов.
  • Отставание в эмоциональном развитии. Ребенок ведет себя излишне капризно и эмоционально. Он не терпит критики, неудач, ведет себя неуравновешенно, «по детски». Установлена закономерность, что при СДВГ происходит отставание на 30% в эмоциональном развитии. Например, 10-тилетний ребенок ведет себя как 7-милетний, хотя интеллектуально развит не хуже сверстников.
  • Негативная самооценка. Ребенок слышит за день огромное количество замечаний. Если при этом его еще и сравнивают со сверстниками: «Посмотри как хорошо себя ведет Маша!» это усугубляет ситуацию. Критика и претензии убеждают ребенка, что он хуже других, плохой, глупый, непоседливый. Это делает ребенка несчастным, отстраненным, агрессивным, прививает ненависть к окружающим.
Проявления синдрома дефицита внимания связаны с тем, что нервная система ребенка слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Положительные качества детей с СДВГ

  • Активны, деятельны;
  • Легко считывают настроение собеседника;
  • Готовы на самопожертвование ради людей, которые им нравятся;
  • Не злопамятны, не способны затаить обиду;
  • Бесстрашны, им не свойственны большинство детских страхов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности может включать несколько этапов:
  1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
  2. Нейропсихологическое обследование.
  3. Консультация педиатра.
Как правило, невролог или психиатр ставит диагноз на основании беседы с ребенком, проанализировав информацию от родителей, воспитателей и учителей.
  1. Сбор информации
Большую часть информации специалист получает во время беседы с ребенком и наблюдения за его поведением. С детьми беседа проходит в устной форме. При работе с подростками врач может попросить заполнить бланк опросника, напоминающий тест. Дополнить картину помогает информация, полученная от родителей и учителей.

Диагностический опросник – это список вопросов, составленный таким образом, чтобы собрать максимальное количество информации о поведении и психическом состоянии ребенка. Обычно он имеет вид теста с вариантами ответов. Для выявления СДВГ используются:

  • Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
  • Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
  • Структурированный опросник Коннерса.
Согласно международной классификации болезней МКБ-10 диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка ставится при обнаружении следующих симптомов:
  • Нарушение адаптации. Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста;
  • Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете;
  • Импульсивность и гиперактивность;
  • Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет;
  • Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту;
  • Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев.
Врач имеет право поставить диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» в том случае, если у ребенка обнаруживаются и прослеживаются на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивности . Эти признаки проявляются в постоянно, а не время от времени. Они выражены настолько, что мешают ребенку в обучении и повседневной деятельности.

Признаки невнимательности

  • Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия.
  • Легко отвлекается.
  • С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий.
  • Не слушает речь, обращенную к нему.
  • Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции.
  • Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого.
  • Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство.
  • Часто теряет вещи.
  • В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.

Признаки импульсивности и гиперактивности

  • Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
  • Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
  • Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
  • Не может спокойно играть.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Излишне болтлив.
  • Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
  • Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
  • Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.
Строго говоря, диагностика СДВГ основывается на субъективном мнении специалиста и его личном опыте. Поэтому, если родители не согласны с диагнозом, то имеет смысл обратиться к другому неврологу или психиатру, который специализируется на данной проблеме.
  1. Нейропсихологическое обследование при СДВГ
С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делают электроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ). Это измерение биоэлектрической активности мозга в состоянии покоя или при выполнении заданий. Для этого через кожу головы измеряют электрическую активность мозга. Процедура безболезненная и безвредная.
При СДВГ бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. Соотношение тета-ритма и бета-ритма в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что биоэлектрическая активность мозга снижена, то есть генерируется и проходит по нейронам меньшее количество электрических импульсов, по сравнению с нормой.
  1. Консультация педиатра
Проявления сходные с СДВГ могут быть вызваны анемией , гипертиреозом и другими соматическими заболеваниями. Подтвердить или исключить их может педиатр, после анализа крови на гормоны и гемоглобин .
Обратите внимание! Как правило, помимо диагноза СДВГ в медицинской карте ребенка невролог указывает еще ряд диагнозов:
  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
  • Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
  • Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.
Все эти нарушения имеют сходные проявления, поэтому часто и пишутся в комплексе. Такая запись в карточке не означает, что у ребенка большое количество неврологических заболеваний. Напротив, изменения минимальны и поддаются коррекции.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, лечение

  1. Лечение медикаментами при СДВГ

Лекарственные препараты назначают по индивидуальным показаниям только в том случае, если без них не удается улучшить поведение ребенка.
Группа препаратов Представители Эффект от приема медикаментов
Психостимуляторы Левамфетамин, Дексамфетамин, Дексметилфенидат Увеличивается выработка нейромедиаторов, благодаря чему нормализуется биоэлектрическую активность мозга. Улучшают поведение, уменьшаются импульсивность, агрессивность, проявления депрессии.
Антидепрессанты, ингибиторы обратного захвата норадреналина Атомоксетин. Дезипрамин, Бупропион
Уменьшают обратный захват нейромедиаторов (дофамина, серотонина). Их накопление в синапсах улучшает передачу сигналов между клетками мозга. Повышают внимание, снижают импульсивность.
Ноотропные препараты Церебролизин, Пирацетам, Инстенон, Гамма-аминомасляная кислота Улучшают обменные процессы в ткани мозга, его питание и обеспечение кислородом, усвоение глюкозы мозгом. Повышают тонус коры больших полушарий. Эффективность этих препаратов не доказана.
Симпатомиметики Клонидин, Атомоксетин, Дезипрамин Повышают тонус сосудов мозга, улучшая кровообращение. Способствуют нормализации внутричерепного давления.

Лечение проводят низкими дозами препаратов, чтобы свести к минимуму риск развития побочных эффектов и привыкания. Доказано, что улучшение наступает только на время приема препаратов. После их отмены симптомы появляются вновь.
  1. Физиотерапия и массаж при СДВГ

Этот комплекс процедур направлен на лечение родовых травм головы, шейного отдела позвоночника, снятие спазма мышц шеи. Это необходимо для нормализации мозгового кровообращения и внутричерепного давления. При СДВГ применяются:
  • Лечебная гимнастика , направленная на укрепление мышц шеи и плечевого пояса. Должна выполняться ежедневно.
  • Массаж воротниковой зоны курсами по 10 процедур 2-3 раза в год.
  • Физиопроцедуры . Применяют инфракрасное облучение (прогревание) спазмированных мышц с помощью инфракрасных лучей. Также используют прогревание парафином. По 15-20 процедур 2 раза в год. Эти процедуры хорошо сочетаются с массажем воротниковой зоны.
Обратите внимание, что это процедуры можно начинать только после консультации с неврологом и ортопедом.
Не стоит прибегать к услугам мануальных терапевтов. Лечение у неквалифицированного специалиста, без предварительного рентгена позвоночника, может стать причиной серьезной травмы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, коррекция поведения

  1. БОС-терапия (метод биологической обратной связи)

БОС-терапия – современная методика лечения, которая приводит в норму биоэлектрическую активность мозга, устраняя причину СДВГ. Эффективно используется для лечения синдрома более 40-ка лет.

Мозг человека генерирует электрические импульсы. Их разделяют в зависимости от частоты колебаний в секунду и амплитуды колебаний. Основными являются: альфа-, бета-, гамма-, дельта- и тета-волны. При СДВГ снижена активность бета-волн (бета-ритм), которые связаны с фокусированием внимания, памятью, обработкой информации. Одновременно повышается активность тета-волн (тета-ритм), которые свидетельствуют о эмоциональном напряжении, утомлении, агрессивности и неуравновешенности. Есть версия, что тета-ритм способствует быстрому усвоению информации и развитию творческого потенциала.

Задача БОС-терапии нормализовать биоэлектрические колебания мозга – стимулировать бета-ритм и снизить до нормы тета-ритм. Для этого используется специально разработанный программно аппаратный комплекс «БОС-ЛАБ».
На определенные места на теле ребенка закрепляются датчики. На мониторе ребенок видит, как ведут себя его биоритмы и пробует произвольно их изменить. Также биоритмы изменяются в ходе выполнения компьютерных упражнений. Если задание сделано правильно, то раздается звуковой сигнал или появляется картинка, которые являются элементом обратной связи. Процедура безболезненная, интересная и хорошо переносится ребенком.
Эффект от процедуры – повышается внимание, снижается импульсивность и гиперактивность. Повышается успеваемость и взаимоотношение с окружающими.

Курс состоит из 15-25 сеансов. Прогресс заметен после 3-4 процедуры. Эффективность лечения достигает 95%. Эффект сохраняется длительно, на 10 лет и более. У части пациентов БОС-терапия полностью устраняет проявления болезни. Не оказывает побочных эффектов.

  1. Психотерапевтические методики


Эффективность психотерапии значительная, но для прогресса может потребоваться от 2-х месяцев до нескольких лет. Улучшить результат можно сочетая различные психотерапевтические методики, педагогические меры родителей и преподавателей, физиотерапевтические методы и соблюдение режима дня.

  1. Когнитивно-поведенческие методы
Ребенок под руководством психолога, а затем самостоятельно, формирует различные модели поведения. В дальнейшем из них выбирают наиболее конструктивные, «правильные». Параллельно психолог помогает ребенку понять свой внутренний мир, эмоции и желания.
Занятия проводят в форме беседы или игры, где ребенку предлагают различные роли – ученика, покупателя, друга или оппонента в споре со сверстниками. Дети разыгрывают ситуацию. Затем ребенку предлагают определить, что чувствует каждый из участников. Правильно ли он поступил.
  • Навыки управления гневом и выражения своих эмоций в приемлемой форме. Что ты чувствуешь? Чего ты хочешь? Теперь скажи это вежливо. Что мы можем сделать?
  • Конструктивное решение конфликтов. Ребенка учат договариваться, искать компровис, избегать ссор или выходить из них цивилизованно. (Не хочешь делиться – предложи другую игрушку. Тебя не принимают в игру – придумай интересное занятие и предложи другим). Важно научить ребенка говорить спокойно, выслушивать собеседника, четко сформулировать чего он хочет.
  • Адекватные способы общения с учителем и со сверстниками. Как правило ребенок знает правила поведения, но не соблюдает их из-за импульсивности. Под руководством психолога в игре ребенок совершенствует навыки общения.
  • Правильные методы поведения в общественных местах – в детском саду, на уроке, в магазине, на приеме у врача и т.д. осваиваются в форме «театра».
Эффективность метода значительная. Результат проявляется через 2-4 месяца.
  1. Игровая терапия
В форме игры приятной для ребенка, происходит формирование усидчивости и внимательности, обучению контроля гиперактивности и повышенной эмоциональности.
Психолог индивидуально подбирает набор игр с учетом симптомов СДВГ. При этом он может изменять их правила, если ребенку слишком легко или тяжело.
Игровая терапия на первых порах проводится индивидуально, затем может стать групповой или семейной. Также игры могут быть «домашним заданием», или проводится учителем во время пятиминутки на уроке.
  • Игры на развитие внимания. Найди 5 отличий на картинке. Определи запах. Определи предмет на ощупь с закрытыми глазами. Испорченный телефон.
  • Игры на развитие усидчивости и борьбу с расторможенностью . Прятки. Молчанка. Рассортируй предметы по цвету/размеру/форме.
  • Игры на контроль двигательной активности. Перебрасывание мяча с заданным темпом, который постепенно увеличивается. Сиамские близнецы, когда дети в паре, обнимая друг друга за талию, должны выполнять задания – похлопать в ладоши, пробежаться.
  • Игры на снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения . Направлены на физическое и эмоциональное расслабление ребенка. «Шалтай-болтай» на поочередное расслабление различных групп мышц.
  • Игры на развитие памяти и преодоление импульсивности. «Говори!» - ведущий задает простые вопросы. Но отвечать на них можно только после команды «Говори!», перед которой он делает паузу в несколько секунд.
  • Компьютерные игры, которые одновременно развивают усидчивость, внимание и сдержанность.
  1. Арт-терапия

Занятие различными видами искусства снижает утомление и тревожность, освобождает от негативных эмоций, улучшает адаптацию, позволяет реализовать таланты и поднять самооценку ребенка. Помогает развить внутренний контроль и усидчивость, улучшает взаимоотношения между ребенком и родителем или психологом.

Интерпретируя результаты работы ребенка, психолог получает представление о его внутреннем мире, душевных конфликтах и проблемах.

  • Рисование цветными карандашами, пальчиковыми красками или акварелью. Используются листы бумаги разного размера. Сюжет рисунка ребенок может выбирать сам или психолог может предложить тему – «В школе», «Моя семья».
  • Песочная терапия . Необходима песочница с чистым, увлажненным песком и набор разнообразных формочек, включающий человеческие фигурки, транспорт, домики и т.д. Ребенок сам решает, что именно он хочет воспроизвести. Часто он обыгрывает сюжеты, которые его бессознательно беспокоят, но он не может донести это до взрослых.
  • Лепка из глины или пластилина. Ребенок лепит из пластилина фигурки на заданную тему – веселые животные, мой друг, мой домашний питомец. занятия способствуют развитию мелкой моторики и функций мозга.
  • Слушанье музыки и игра на музыкальных инструментах. Для девочек рекомендована ритмичная танцевальная музыка, а для мальчиков – маршеобразная. Музыка снимает эмоциональное напряжение, повышает усидчивость и внимание.
Эффективность арт-терапии – средняя. Она является вспомогательным методом. Может использоваться для установления контакта с ребенком или для отдыха.
  1. Семейная терапия и работа с преподавателями.
Психолог информирует взрослых об особенностях развития ребенка с СДВГ. Рассказывает о эффективных методах работы, формах влияния на ребенка, как сформировать систему поощрений и санкций, как донести до ребенка необходимость выполнения обязанностей и соблюдения запретов. Это позволяет снизить число конфликтов, сделать обучение и воспитание более легким для всех его участников.
При работе с ребенком психолог составляет программу психокоррекции, рассчитанную на несколько месяцев. На первых сеансах он устанавливает контакт с ребенком и проводит диагностику, чтобы определить насколько выражены невнимательность, импульсивность и агрессивность. С учетом индивидуальных особенностей он составляет программу коррекции, постепенно вводя различные психотерапевтические методики и усложняя задания. Поэтому родителям не стоит ожидать кардинальных изменений уже после первых встреч.
  1. Педагогические меры


Родителям и учителям необходимо учитывать цикличность работы мозга у детей с СДВГ. В среднем ребенок 7-10 минут усваивает информацию, затем 3-7 минут мозгу необходимо на восстановление и отдых. Эту особенность обязательно использовать в процессе обучения, выполнения домашних заданий и в любой другой деятельности. Например, давайте ребенку задания, которые он успеет выполнить за 5-7 минут.

Правильное воспитание – основной путь борьбы с симптомами СДВГ. От поведения родителей зависит «перерастет» ли ребенок эту проблему и насколько успешным будет во взрослой жизни.

  • Будьте терпеливы, сохраняйте самоконтроль. Избегайте критики. Особенности в поведении ребенка не его вина и не ваша. Оскорбления и физическое насилие недопустимы.
  • Общайтесь с ребенком экспрессивно. Проявления эмоций в мимике и голосе помогут удержать его внимание. По этой же причине важно смотреть в глаза ребенку.
  • Используйте физический контакт . Держите за руку, поглаживайте, обнимайте, используйте элементы массажа при общении с ребенком. Это действует успокаивающе и помогает сосредоточиться.
  • Обеспечьте четкий контроль выполнения заданий . Ребенок не обладает достаточной силой воли завершить начатое, у него велик соблазн остановиться на полпути. Знание, что взрослый будет контролировать выполнение задания, поможет ему довести дело до конца. Обеспечит в будущем дисциплину и самоконтроль.
  • Ставьте перед ребенком посильные задачи . Если он не справляется с задачей, которую вы перед ним поставили, то в следующий раз упростите ее. Если вчера ему не хватило терпения убрать все игрушки, то сегодня попросите только собрать кубики в коробку.
  • Ставьте ребенку задание в виде коротких инструкций . За один раз давайте одно задание: «Почисть зубы». Когда это будет завершено, попросите умыться.
  • Делайте перерывы в несколько минут между каждым видом деятельности . Собрал игрушки, отдохнул 5 минут, пошел умываться.
  • Не запрещайте ребенку проявлять физическую активность во время занятий . Если он машет ногами, крутит в руках различные предметы, переминается возле стола, это улучшает его мыслительный процесс. Ели же вы ограничите эту мелкую активность, то мозг ребенка впадет в ступор и не сможет воспринимать информацию.
  • Хвалите за каждый успех. Делайте это один на один и в кругу семьи. У ребенка занижена самооценка. Он часто слышит, какой он плохой. Поэтому похвала ему жизненно необходима. Она стимулирует ребенка быть дисциплинированным, прикладывать еще больше усилий и упорства в выполнении заданий. Хорошо, если похвала будет наглядной. Это могут быть фишки, жетоны, наклейки, карточки, которые ребенок сможет пересчитать в конце дня. Время от времени меняйте «награды». Лишение награды – эффективный способ наказания. Он должен следовать сразу за проступком.
  • Будьте последовательны в своих требованиях . Если нельзя долго смотреть телевизор, то не делайте исключения, когда у вас гости или мама устала.
  • Предупреждайте ребенка, что последует далее. Ему трудно прервать деятельность, которая интересна. Поэтому за 5-10 минут до окончания игры предупредите, что скоро он закончит играть и будет собирать игрушки.
  • Учите планировать. Вместе составляйте список дел, которые необходимо выполнить сегодня, а затем вычеркивайте сделанное.
  • Составьте распорядок дня и придерживайтесь его . Это научит ребенка планировать, распределять свое время и предвидеть, что будет в ближайшее время. Это развивает работу лобных долей и создает ощущение безопасности.
  • Поощряйте ребенка заниматься спортом . Особенно полезны будут восточные единоборства, плаванье, легкая атлетика, велоспорт. Они направят активность ребенка в правильное полезное русло. Командные виды спорта (футбол, волейбол) могут вызвать сложности. Травматичные виды спорта (дзюдо, бокс) могут повысить уровень агрессивности.
  • Пробуйте различные виды занятий. Чем больше вы предложите ребенку, тем выше шанс, что он найдет свое хобби, которое поможет ему стать более усидчивым и внимательным. Это выработает у него самоуважение и улучшит отношения со сверстниками.
  • Оградите от длительного просмотра телевизора и сидения за компьютером. Примерная норма – 10 минут на каждый год жизни. Так 6-тилетний ребенок не должен смотреть телевизор дольше часа.
Помните, если вашему ребенку поставили диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», это не означает, что он отстает от сверстников в интеллектуальном развитии. Диагноз лишь указывает на пограничное состояние между нормой и отклонением. Родителям придется приложить больше усилий, проявить много терпения в воспитании, и в большинстве случаев после 14 лет ребенок «перерастет» это состояние.

Часто дети с СДВГ имеют высокий уровень IQ и их называют «дети индиго». Если ребенок увлечется чем то конкретным в подростковом возрасте, то он направит на это всю свою энергию и доведет до совершенства. Если это хобби перерастет в профессию, то успех гарантирован. Это доказывает тот факт, что большинство крупных бизнесменов и выдающихся ученых в детстве страдали от синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Явление, при котором человек импульсивен и стабильно невнимателен, называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. СДВГ у взрослых проявляется реже, чем в детском возрасте. Необходимо знать возможные первопричины его появления, характерную симптоматику и методы лечения.

Что это за болезнь

Это небольшая дисфункция головного мозга, пробуждающая у человека повышенную импульсивность и гиперактивность, а также не концентрированность внимания. Может быть нескольких типов:

  • доминирует чрезмерная активность;
  • преобладает дефицит внимания;
  • два показателя проявляются равнозначно.

Людям, страдающим таким заболеванием, трудно следовать нормам поведения и правилам. Они могут отвлечься на любой звук, не способны долго концентрировать свое внимание. В то же время человек активен, эмоционален, нетерпелив, и всегда пытается занимать позицию лидера.

Причины заболевания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности может появиться, если имеется наследственная склонность к заболеванию, либо организм человека подвержен патологическому воздействию.

Важно! Наследственность – самая распространенная причина СДВГ.

Специалисты проводят исследования на выявление генов, ответственных за генетическую предрасположенность к болезни. Также первопричиной появления синдрома может быть:

  • Патологии определенных частей головного мозга и его химической составляющей;
  • Неблагоприятная экологическая ситуация;
  • Неполноценное питание.

Симптомы гиперактивности

Гиперактивность у взрослых может сопровождаться такими характерными признаками:

  • Рассеянность и несконцентрированность . Человек, страдающий СДВГ, постоянно живет в хаосе. Ему трудно решить проблемы, выполнять задания на работе. Такие люди не имеют высшего образования, зарабатывают немного.
  • Забывчивость . Человек постоянно все забывает и теряет. Лучше не давать ему важных поручений. Имеется вероятность, что он забудет, либо выполнит их так, как считает нужным.
  • Импульсивность . Зачастую люди с СДВГ ведут себя неадекватно, их поступки не обдуманны. Они быстро и на эмоциях принимают решения, о возможных последствиях которых не задумываются.
  • Перемена настроения . У человека слишком быстро плач сменяется смехом, истерические припадки – спокойствием. Без видимых причин больной может проявлять ярость, злиться и ненавидеть других людей.
  • Низкая самооценка . СДВГ у взрослых может провоцировать неуверенность в собственных силах и возможностях. Такие люди зачастую неудачливы в отношениях с противоположным полом, а также не могут добиться успехов и продвинуться по карьерной лестнице.
  • Немотивированность . Некоторые больные не работают, не убирают в доме, и не следят за своей внешностью. Такое явление обусловлено тем, что человек действительно не понимает, зачем необходимо это делать.
  • Чрезмерная тревожность . Гиперактивный человек постоянно двигается, стараясь не сидеть на месте и что-либо делать. Их труды не приносят никаких плодов. Стараясь успеть все вокруг, человек в итоге не доделывает ничего до конца.

Диагностика дефицита внимания и гиперактивности

Ученые утверждают, что СДВГ у взрослых не появляется просто так, оно черпает свое начало еще с детства. Следовательно, началом диагностирования болезни является составление анкеты. Это помогает определить, присутствовали в детстве симптомы болезни, или нет. Помогут полученные сведения о школьной поре: как человек в детстве учился, вел себя на уроках, а также какими темпами развивался.

На следующем этапе проводится диагностика общемедицинского характера, способная исключить вероятность прогрессирующей болезни соматической или неврологической природы, проявляющейся схожей симптоматикой.

В процессе проведения исследования заболевания важно подтвердить наличие патологических процессов в головном мозге, имеющих органическую природу. Провести это помогает томография. При наличии заболевания, пребывая в спокойном состоянии, томограф покажет отсутствие таких изменений, а при попытке сосредоточить свое внимание на чем-либо – их наличие.

Только психологам под силу протестировать личность человека, определить его уровень IQ и получить полную картину о его личности.

Лечение СДВГ

Не нужно ждать, что, проведя лечение, человек полностью избавится от него. Чем раньше диагностировали заболевание, и была проведена эффективная терапия, тем заметнее будет результат. Комплексное лечение болезни, которое помогает избавиться от ее характерной симптоматики, включает в себя:

  • бихевиоральную терапию, направленную на изменения мышления и привычек в целом;
  • физиопроцедуры;
  • занятия лечебной физкультурой;
  • влияние на патологию, которая сопутствует болезни;
  • терапию зависимостей (если таковые имеются);
  • лечение медикаментозными средствами различного действия.

Важно! Главным в процессе всей терапии СДВГ у взрослых, являются занятия с психотерапевтом, обучение самоконтролю и адаптации к окружающему миру. Лекарства может назначить только специалист, если имеется такая необходимость. Применять препараты без назначения нельзя.

Препараты

Зачастую людям в качестве лечения назначают стимуляторы. При подобной терапии большей части пациентов удается добиться значительных улучшений. Стимулирующие лекарственные средства, применяемые в процессе терапии болезней: Аддералл, Концерта, Фокалин, Квилливант и Виванс.

Бывают определенные сложности при медикаментозном у взрослых. Стимуляторы могут спровоцировать привыкание. Забывчивые люди могут принимать дозу больше, чем назначает специалист, поэтому лечение может усложниться.

Народные методы

Человека, который скептически относится к медикаментозной терапии, интересует, как лечить СДВГ методами народной медицины. Такая терапия иногда даже не уступает своей эффективностью приему таблеток. Рекомендовано употребление ромашкового чая, шалфея и календулы. Не менее эффективен прием ванны с эфирными маслами или солью, обладающими успокаивающим воздействием на организм.

Официального подтверждения тому, что народные методы будут эффективны, не существует. Пациент берет на себя всю ответственность, если отказавшись от приема препаратов, не увидит значительных результатов.

Питание, диета

Правильное питание – неотъемлемая часть в процессе терапии СДВГ. Планировать его необходимо тщательно. Питаться важно по часам, включив в приемы пищи перекусы. Беспорядочное питание, при котором человек длительное время находится без еды, а затем съедает слишком много, приводит к обострению негативной симптоматики.

Улучшить концентрацию внимания помогут продукты, содержащие жирные кислоты Омега-3, а также рыбий жир. Нужно употреблять рыбу, яйца и молочную продукцию. Также пища должна состоять из белка и сложных углеводов, чтобы человек не был таким гиперактивным и получал хороший запас энергии на целый день.

Очень важно кушать продукты, богатые содержанием цинка, железа и магния. Можно принимать витаминные комплексы, если нет уверенности, что организм полностью насыщен витаминами и минералами.

Упражнения

На заметку! Снизить симптоматику, характерную СДВГ, можно регулярно выполняя упражнения. Человек становится более сконцентрированным, мотивированным, у него улучшается память и поднимается настроение.

Тренироваться нужно максимально долго. Для этого посещать спортивные залы не принципиально. Полчаса физической активности ежедневно – залог успешного лечения СДВГ.

Чтобы занятия приносили не только пользу, но и удовольствие, нужно подобрать их исходя из своих предпочтений, а также задействовать все свои сильные стороны и развивать их. Спортивные секции, в которых придется работать в составе команды, лучше не выбирать. Необходимость общения и контакта с людьми может только ухудшить положение.

Ученые доказали, что упражнения, которые выполняются на природе, максимально устраняют симптомы заболевания. Это может быть длительная прогулка ускоренным темпом, поход, бег в парке и т.д.

Профилактика гиперактивности

Для того, чтобы проводить профилактику СДВГ, человеку необходимо изменить свои привычки, правильно питаться по режиму и заниматься физическими упражнениями. Также организму нужно обеспечить полноценный отдых и сон.

Если появились симптомы болезни, необходимо отправиться к специалисту и постараться сгладить их проявления. Человек, который не проводит терапию болезни, не сможет комфортно чувствовать себя при контакте с другими людьми, а также не добьется профессиональных успехов. Очень важно научиться жить с СДВГ, и вовремя сглаживать все его негативные проявления.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является обычным поведенческим расстройством, которое диагностировано у 11% детей школьного возраста в США. 30-70% детей, страдающих СДВГ будут в будущем страдать от его симптомов и во взрослой жизни. У взрослых этот синдром может вызывать нарушения в таких сферах, как учеба, работа, самообслуживание, отношения, дружба и хобби. Однако, существует много способов, которые вы можете использовать, чтобы улучшить ситуацию.

Шаги

С чего начать

    Получите точный диагноз. У взрослых с СДВГ много симптомов, похожих на симптомы СДВГ в детском возрасте. Главное различие в том, что эти тенденции поведения начинают влиять и на повседневную жизнь взрослого. Если вы не можете сконцентрироваться на задании на работе, всегда опаздываете на работу или важные мероприятия, импульсивны или вам ставили диагноз СДВГ в детстве, то у вас может быть это заболевание и во взрослом возрасте.

    Узнайте всё, что только можно об этом расстройстве. Чем больше вы будете понимать свой недуг и замечать, как он влияет на все сферы вашей жизни, тем лучше вы сможете изменить свое поведение и справиться с синдромом. Прочитайте каждую книгу, какая только попадёт к вам в руки, ищите информацию в Интернете, спросите у врача или сходите на семинары по СДВГ в вашей местности.

    Попробуйте медитацию. Синдром дефицита внимания - это расстройство химических реакций в мозге. Это расстройство мешает вам учиться, завершать выполнение заданий, хорошо выполнять работу, ухаживать за собой, в полной мере наслаждаться отдыхом, заботиться о семье, распределять бюджет и сохранять важные отношения. Внимательно разработайте с врачом медикаментозную терапию, которая будет эффективна именно для вас. Возможно, нужно будет время, чтобы найти подходящую вам дозировку, но ваш доктор будет искать её с вами, пока не найдёт правильный метод.

    Измените направление своей деятельности

    1. Дайте себе время подумать. Из-за СДВГ иногда вы можете импульсивно сказать или сделать что-то не то. Вы недостаточно думаете, прежде чем говорить или действовать. Например, вы говорите боссу, что его прогнозы продаж абсолютно неверны. Или можете вы купить себе новую одежду, просто потому что вам этого вдруг захотелось, хотя эта покупка не вписывается в ваш бюджет.

      Думайте о прошлом - это поможет вам в будущем. У взрослых с СДВГ бывают проблемы с использованием невербальной рабочей памяти, то есть им сложно делать выводы из прошлого для того, чтобы двигаться в будущее. Это означает, что взрослым с СДВГ часто сложно изменить результат какого-то события, даже если они были в подобных обстоятельствах раньше, потому что их реакция не меняется. Чтобы изменить ситуацию, не торопитесь и подумайте над решением, которое собираетесь принять, вспомните, были ли вы раньше в такой же ситуации.

      Визуализируйте конечную цель. Для многих взрослых с СДВГ сложно завершить что-то, потому что они не видят преимуществ от удачного завершения проекта и последствий его провала. Это в особенности касается небольших дел, которые для других неважны. Когда работаете над проектом, потратьте время на раздумья: "Как я буду себя чувствовать по окончании этого проекта? " Сконцентрируйтесь на позитивных чувствах, например, радости от достижения цели, гордости, самоуважении или счастье. Когда вы думаете об этих чувствах, постарайтесь почувствовать их прямо сейчас. Тогда у вас возникнет желание закончить проект и ощутить всю полноту положительных эмоций на самом деле.

      Признайте свои ошибки. Ваше состояние может быть серьезной проблемой, но вам не нужно всегда относиться к ней всерьез и скрывать ее. Когда вы делаете что-то, вызванное СДВГ, то просто признайте это, но не теряйте чувства юмора. Научитесь говорить людям с улыбкой: " Снова заело кнопку СДВГ. Простите, я виноват. В следующий раз я постараюсь это исправить ". Это подойдёт для работы, школы или личных ситуаций и отношений. Вам не нужно обвинять других или перекладывать на кого-то ответственность.

      Выполняйте задания как можно раньше. Иногда сложно вспомнить о важной задаче, если откладываешь ее на потом. Вместо того, чтобы откладывать задание на неопределенное время, выполняйте его сразу после получения. Кладите бумаги в папки, как только закончите над ними работать, перезванивайте, как только получите сообщение, и убирайте любой беспорядок сразу.

      Найдите себе тренера СДВГ. Есть специалисты, которые являются тренерами для людей с синдромом гиперактивности. Они помогают людям в их ежедневной деятельности и показывают, как эффективней справляться с заданиями. Эти тренеры помогают с работой и домашней жизнью. Обычно тренер поможет определить трудности и развить сильные стороны как лично, так с помощью телефонной консультации несколько раз в месяц.

      Занимайтесь спортом. Это поможет мозгу вырабатывать больше химических веществ, которых вам не хватает. Посвятите спортивным упражнениям, как минимум, 30 минут в день. Для людей с СДВГ очень сложно пойти в зал или заниматься спортом самостоятельно. Найдите подходящую для себя форму тренировок, которую вы сможете делать. Дофамин, который выделяется во время занятий спортом, поможет вам лучше сконцентрироваться в течение несколько часов после тренировки.

      Питайтесь лучше. Ваш рацион поможет справиться с проблемами, вызванные вашим заболевание. Не употребляйте переработанные и рафинированные сахара, много жиров или жирную пищу в целом. Они замедляют вашу мозговую активность. Утром ешьте больше белковой пищи, чтобы увеличить уровень дофамина. Ешьте больше продуктов с жирными кислотами омега-3, например, лосось и овсяную муку, чтобы улучшить работу мозга.

      Давайте мозгу отдохнуть. У людей с синдромом дефицита внимания мозг постоянно работает. Чтобы ему помочь, вам необходимо обеспечить мозгу максимальный отдых. Несколько раз в день берите короткий перерыв от любых раздражающих факторов, выключая любые виды электронной техники. Найдите тихое местечко, где сможете посидеть минут пять вдали от шума. Попробуйте активную медитацию в качестве отдыха для мозга. Так ваш мозг немного остановится и поймёт, что с ним происходило.

    Стратегии управления своим состоянием

      Сведите внешние раздражители к минимуму. На работе вам необходимо их уменьшить. Если у вас нет личного офиса, то это может быть непростой задачей. Если это проблематично, то поищите свободные кабинеты для конференций, где вы сможете работать, особенно если вы работаете над крупным проектом. Если не можете, то измените свое рабочее место, чтобы сделать его более комфортным. Поверните письменный стол лицом к стене, пусть суматоха останется где-нибудь позади вместе с разговорчивыми коллегами.

      Разделите работу на части. Из-за СДВГ большие проекты могут показаться вам сложными и невыполнимыми. Это заставляет взрослых с СДВГ искать себе путь для отступления. Вместо того чтобы предаваться панике, разделите задание на несколько простых и выполнимых частей. Если ваш начальник или профессор дал задание, которое нужно сдать через месяц, разделите его на небольшие задания, которые нужно выполнять ежедневно. Запишите, что вам нужно сделать каждый день, и подчеркиваете части большого задания, когда закончите.

      Станьте ответственней. Возможно, вам станет легче работать над проектами и выстраивать расписание, если будете чувствовать ответственность перед другими людьми. На работе найдите надежного коллегу, контролера и руководителя, который поможет вам не сворачивать с верного пути. Если используете какие-то техники психологической адаптации, то сообщите ему об этом, тогда он сможет спросить вас об успехах. Дома попросите о помощи супруга, родственника или надежного соседа.

      Расставьте всё на свои места. Дома и на работе вам нужно организовать пространство так, чтобы легче было справляться с импульсивностью и невнимательностью. Подумайте, что вам нужно каждый день во всех сферах жизни. Определите конкретные места, где будут лежать необходимые вам вещи, например, ключи, счета, канцелярия или другие предметы, которые легко положить куда попало и потом искать в течение долгого времени. Постарайтесь всегда класть каждую вещь на определенное для нее место.

      Рассортируйте бумаги. Дома, школе или на работе у вас может быть много документов. Счета, формы и другие важные бумаги, которые накапливаются со временем и постоянно теряются. Раскладывайте всё по папкам во всех сферах жизни. Найдите подходящую для себя систему, которая поможет вам быть собранными. Чтобы она работала, постарайтесь проверять все почту ежедневно. Когда получили что-то важное, сразу же кладите на место в нужный файл.