Мистические волки. Волки: загадочный мир серого хищника. Стая на охоте

Волк непредсказуемое, интересное и загадочное животное. Многие егеря, на участках которых проживают волчьи выводки, даже по роду своей работы никогда не встречались с матерым волком, хотя им доводилось видеть зарезанных животных, этим матерым хищником. Многие охотники, которые имеют богатый стаж и опыт, добывшие немало ценных трофеев, могли видеть этого зверя в луже крови и распластанного на снегу. Но кому-то из охотников все же удавалось перехитрить матерого хищника и сделать точный выстрел. Есть охотники-волчатники, которые посвящают себя этому делу и их очень затруднительно вытащить на другую охоту. Волк имеет силу, острый ум и чутье, которые ему помогают угадать действие охотника, миновать приготовленную для него засаду и скрыться от преследования.

Волк — непредсказуемый хищник
Его называют санитаром леса, якобы он истребляет больных и раненый животных. Бывали случаи, когда стая волков вырезала целые стада овец и коров. Волки делали это, как утверждали старцы в деревнях, с целью мести, часто в тех местах, где были убиты вожаки волчьих стай, наблюдались подобные волчьи выходки. Многие инстинктивно боятся волка, и он это чувствует.

Для любого охотника считается большим мастерством и почином добыть этого зверя, и те охотники, которым выпала эта возможность, пользуются особым уважением. Чтобы охота на волка была удачной, есть 100 факторов, так вот, если хотя бы один фактор проигнорировать, то не сомневайтесь, волк «вычислит», воспользуется ошибкой охотника и уйдет. Есть охотники, которые отдают предпочтение волчьей охоте, их привлекает сложность охоты и понимание, что нужно регулировать численность этого зверя. А есть такие охотники, которые стали охотиться на волка, когда находили места волчьей охоты, например, зарезанных вживую лосей. Волк охотится с жестокостью, они обкладывают со всех сторон зверя и по очереди набрасываются на жертву, вырывая из нее куски мяса.

Кто видел волка, знает, насколько развита у него мускулатура, насколько он мощный и сильный зверь. Если волк ранен, он постарается уйти от погони, запутает собак, но на прямую атаку никогда не идет на человека с ружьем. Охотникам приходилось общаться с владельцами бойцовских собак, которые пытались убедить, что их собака справится с волком. Но это не так, волк — это профессиональный убийца, который настолько идеально создан природой, что ни одна собака не победит этого зверя.

У волка за многие годы преследования его человеком, выработались инстинкты самосохранения, и если охотник совершил ошибку на охоте и упустил зверя, то волк понимает и осознает, что на его жизнь было совершено покушение, и каким-то образом он успевает передать сородичам эту информацию, а потом практически невозможно добыть их этим способом.

Тому служит пример охоты с флажками. Предполагаемое место, где обитает волчья стая, по всему периметру обкладывают веревкой с флажками, которая располагается на уровне головы волка. По периметру выставляют стрелков по номерам, внутри участка работают загонщики, которые создают шум криками или выстрелами. Но в силу каких-то необъяснимых причин зверь не может пройти под натянутой веревкой или перепрыгнуть через нее, хотя ему ничего не мешает. Но если волку удавалось преодолеть смертельное препятствие, то в этих местах следующая охота с использованием этого метода, как правило, оказывалась безрезультатной.

Случалось находить на теле убитого зверя следы от огнестрельных ранений. Волку после такой картечи и пули было суждено погибнуть, но он умудрялся выжить, зализывал раны и жил.

Тасманийский волк, также называемый тилацином или сумчатым тигром, - одно из самых загадочных животных, когда-либо живших на нашей планете. Три с половиной столетия назад голландским мореплавателем у юго-западной оконечности австралийского континента был обнаружен большой остров, впоследствии получивший имя своего первооткрывателя. Моряки, посланные с корабля для исследования этого клочка суши, рассказывали о виденных ими следах, похожих на отпечатки тигриных лап. Так в середине семнадцатого столетия родилась загадка сумчатых тигров, слухи о которых упорно бродили на протяжении нескольких последующих веков. Затем, когда Тасмания была уже достаточно обжита переселенцами из Европы, стали появляться свидетельства очевидцев.

Первое более или менее достоверное сообщение о сумчатом волке было опубликовано в одном из английских научных изданий в 1871 году. Известный натуралист и естествоиспытатель Д. Шарп занимался изучением местных птиц в одной из речных долин Квинсленда. Однажды вечером он заметил песочной расцветки с хорошо различимыми полосами. Необычного вида зверь успел исчезнуть еще до того, как естествоиспытатель смог что-либо предпринять. Позже Шарп узнал, что неподалеку убито такое же животное. Он немедленно отправился на это место и тщательно изучил шкуру. Ее длина составляла полтора метра. К сожалению, сохранить эту шкуру для науки не удалось.

Тасманийский волк (фото это подтверждает) имеет по некоторым признакам определенное сходство с представителями семейства псовых, за что он и получил свое название. До появления на австралийском континенте белых переселенцев, которые привезли с собой своих любимых овец, тилацин охотился на мелких грызунов, кенгуру-валлаби, сумчатых опоссумов, барсуков-бандикутов и прочую известную тогда лишь местным аборигенам экзотическую живность. Скорее всего, тасманийский волк предпочитал не преследование дичи, а использование засадной тактики, подстерегая добычу в укромном месте. К сожалению, сегодня наука располагает слишком скудными сведениями о жизни этого хищника в живой природе.

Еще сорок лет назад, основываясь на многочисленных экспертных докладах, ученые объявили о безвозвратном исчезновении этого животного. Действительно, одним из последних представителей вида был тасманийский умерший от старости в 1936 году в зоопарке города Хобарта - административного центра острова Тасмания. Но в сороковые годы было зафиксировано несколько достаточно достоверных свидетельств о встречах с этим хищником. Следовательно, в естественной среде обитания он еще продолжал существовать.

Правда, после этих документально подтверждённых свидетельств видеть данного зверя можно было только на снимках. А ведь еще менее сотни лет назад тасманийский волк был настолько распространен, что приезжие фермеры были одержимы неподдельной ненавистью к тилацину, который снискал среди них недобрую славу похитителя овец. За его голову даже была назначена немалая премия. За последнее двадцатилетие позапрошлого века власти выплатили 2268 таких вознаграждений. Таким образом, жажда легкой наживы породила волну настоящей охоты на тилацина. Вскоре оказалось, что такое рвение привело почти к полному истреблению этого хищника. Уже в начале двадцатого века тасманийский волк был под угрозой исчезновения. Закон о его защите вступил в силу только тогда, когда, по всей вероятности, охранять было уже некого…

Но, по-видимому, сумчатого волка все же не постигла судьба тарпана и В 1985-м году натуралистом-любителем Кевином Камероном из городка Гирравин штата Западная Австралия были внезапно представлены мировой общественности достаточно убедительные доказательства того, что тилацин продолжает существовать. Примерно в то же время стали появляться свидетельства случайных мимолетных встреч с этим зверем в Новом Южном Уэльсе.

Очевидцами отмечалась странная виляющая с подкидыванием задней части туловища, что, по мнению специалистов, занимавшихся изучением скелетов представителей этого вида, вполне соответствует морфологическому и анатомическому строению сумчатого волка. Причем из всех австралийских животных только он характеризуется подобными особенностями. Так не пора ли исключить тасманийского сумчатого волка из «мартиролога» животного мира и вновь внести его в список ныне здравствующих, хоть и не процветающих современников?

50-я Североамериканская Конференция по проблемам управления живой природой протекала так, как и положено подобному сборищу - нудно, размеренно и монотонно. Дядечки в "мартышкиных костюмах" (так у демократичных американцев называется обычный пиджак с брюками и галстуком; и считается он, кстати, атрибутом гангстеров и госчиновников) становились к микрофону и тягучими голосами гнусаво изрекали истины.

"Стабилизация экологической системы", "общественный контроль за использованием природных ресурсов", "государственное управление национальными богатствами Штатов" и прочие замысловатые словосочетания привычно спивались в хорошо знакомый мотив "I love me" и "Good, bless us" ("Я люблю себя" и "Бог нас благослови"). Если американский чиновник не может найти никого, кого надо учить жить, он будет учить этому самого себя.

Я привычно подремывал под бормотание боссов из различных департаментов, вконец убаюканный их радением за окружающую среду, как вдруг меня из этого состояния выбросил дикий истерический женский визг. Мне был хорошо знаком этот звук - как фронтовику знаком свист артиллерийского снаряда - именно так лет десять назад на митингах визжали остервеневшие тетки, да-да, именно те, которые до сих пор составляют основной эшелон любой политической партии.

Но это верещала не тетка.

Убийцы, - визжал он, - управленцы! Вы все живое ставите под контроль с помощью смерти?

Человек, к которому эти слова обращались, был на вид тем образцом, который нам в больших количествах преподносит англосаксонский управленческий аппарат - румяный, лет шестидесяти здоровяк, в сером костюмчике и с непоколебимым здравым смыслом. С несказанным-таки удивлением я услышал, как голос его запнулся, понизился, он произнес нечто вроде: "бешеные дураки". А потом, как и его оппонент, потерял человеческий облик и зашипел.

Зал респектабельного "Иган-Центра" будто бы продернуло током. Визг и шип стали доноситься с разных его концов, а председатель бешено застучал ложечкой по графину.

Внимание, - кричал он, стараясь переорать все нараставший бедлам. - Вы все, все - помните! Дискуссия по контролю за волками состоится вечером, не сейчас - вечером! Сохраните до вечера свои эмоции!

Тут только до меня дошло, что эти два слова - ВОЛЧИЙ КОНТРОЛЬ - и спровоцировали имевшую место сцену.

И что - всегда у вас так на дискуссиях по волчьему контролю? - спросил я сидевшего рядом коллегу из Кенайского парка, флегматичного здоровяка Стива Бишема.
- - Куда там, - мрачно сказал он. - В прошлом году на такой же Конференции в Оклахоме полиция драку разнимала...

Волк... Почему же он так популярен и внушает столь сильные чувства - буквально от лютой ненависти до исступленной любви, что способен свести с ума непоколебимого американского бюрократа?

Итак, волк... Друг или враг? Санитар леса или маньяк-убийца? Кровожадное чудовище или незаметный рядовой житель леса? И что делать с ним?

Истреблять петлями, ядами и вертолетами или, наоборот, завозить в те места, где с трудом от них удалось избавиться, тратя на это тысячи человеко-часов и долларов? О тотальном засилье волков на Севере говорят лесорубы и охотоведы. И проклятый русский вопрос "Что делать? снова всплывает в наше непростое время.

"О, волки, - говорит Том Ситон, аспирант Университета Штата Аляска, - я их так люблю, мне кажется, что эти существа - самые близкие из всех, что живут на свете". И голубые его глаза подергиваются легкой поволокой.

"Нашли мы как-то волчью нору, - рассказывает пастух-оленевод Петр Дьячков из совхоза "Омолон", - всех щенков утопили в ведре с бензином и сожгли". И той же сладостной поволокой подергиваются его черные узкие глаза.

Чем же, интересно, был волк для наших предков? И о чем гласят многочисленные легенды?

Вход в Валгаллу - Чертоги Героев у древних германцев и скандинавов - охраняют два гигантских волка Гери и Фреки. Эти звери сопровождают Одина на войну, и именно они сражаются с его врагами. "Псы Войны" - это не "Солдаты удачи" Фредерика Форсайта и тем более не уродливые ротвейлеры собачьих клубов - это волки Одина, и ни один смертный не остался в живых, повстречав их на своем пути!

..."Конец света наступит, едва только изгложет свою цепь гигантский волк - страж Ада. Слишком долго томился он на цепи, и, освобожденный, разнесет он в клочья весь верхний мир", - гласит "Эдда" -эпос древних скандинавов.

Дьявол превращает людей в оборотней - вервольфов. Укушенный оборотнем, сам становится вервольфом, и когда вервольфов станет больше людей, они прекратят таиться, обернутся волками и заполонят собой мир. Тут-то и наступит всему конец", - гласит германская легенда.

Трудно найти зверя в жизни северных народов, который занимал бы такое большое в ней место, как волк. Ему могут составить конкуренцию разве что лось, медведь и северный олень. Но эти звери являлись, по большей части, источниками пищи, и только в одном случае - с медведем - в основе их обожествления лежал страх. Страх этот, правда, не мешал нашим предкам есть и медведя, правда, с некоторой (иногда довольно значительной) опаской. Что же заставило человека сперва поместить волка на самый верх пантеона языческого тотемизма, потом предать его анафеме, как первого помощника Сатаны, а затем снова слагать о нем стихи, писать книги и даже завозить его обратно в места, где тот же человек его когда-то с великим трудом и ненавистью истребил? Это не расчет, не любовь и не ненависть - похоже, род Homo связывают с волком более сильные чувства, из тех, о которых китайцы так и говорят - неназываемые.

Германцы античного времени одевались волками в походах, а в древнегерманских текстах говорится о воинах-волках и воинах в волчьих шкурах. Свои военные отряды сравнивали с волчьими стаями иранцы и арьи, греки и арабы. Волчьи головы украшали знамена тюркских дружин.

У других племен волком было принято называть военного вождя. Мужественный грузинский царь Вахтанг I имел прозвище Горгасал, что означает "волчья голова". Похожее значение имело имя одного из героев "Бхагаватгиты" - Бхима - "тело волка".
Существует множество легенд о человеке или людях, воспитанных волками. Многие эти легендарные личности заложили фундаменты крупнейших государств, империй, орд. Основатели Рима Ромул и Рем, первый персидский царь Кир, славянские богатыри Вырвидуб и Валигора, германский герой Дитрих, основатель монгольского государства Чингисхан - все они выкормыши волчьего логова. Китайская хроника о происхождении тюркютского племени гласит: народ гуннов, держава Атиллы были полностью истреблены врагами. Уцелел лишь девятилетний мальчик, и то лишь условно. Враги отрубили ему руки и ноги и бросили умирать в болоте. Там от него забеременела волчица. Мальчика все-таки убили, а волчица убежала аж на Алтай, спряталась в пещере, где и родила десять сыновей. По прошествии нескольких поколений некий Арслан-шад вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньского хана. Тот сдуру поверил ему, за что и был убит. От этого вот Арслан-шада и пошла династия тюркютских властелинов - ашинов, что означает именно благородный волк.

А в эскимосской сказке "Кикмирасик" волки выступают в роли справедливых судей., наказавших родственников за жестокое отношение к племяннику. Волки забирают к себе на воспитание бедного племянника-сироту и воспитывают его, предварительно перерезав всех оленей жестокого дяди, в результате чего последний умер с голоду. Я лично не сомневаюсь в том, что из племянника вырос наидостойнейший человек.
Если верить нашим предкам, волки не только спасали от смерти человеческих детенышей, но и время от времени вливали свежую кровь в людское племя. Камчадалы, к примеру, считали, что волки совсем не равнодушны к женщинам. Если у них рождались близнецы, то один из них, во всяком случае, был волчьим ребенком. Не может же от одного мужчины родиться двое детей сразу! Для удовлетворения интереса волчьего мужского племени к неотразимым камчадальским женщинам держали даже специальное чучело волка, которое демонстрировало живым волкам, что тутошние бабы уже заняты, и являло собой пыльный и вонючий пример сексуального оберега.
Когда род или целое племя выводило свою родословную от какого-либо животного, ощущало с ним свою кровную связь, это животное становилось тотемом племени. Тотем тем и отличается от Бога, что он не является Вседержителем Судеб. Его роль скромнее и ближе - он родственник, он постоянно находится рядом, его нельзя обижать, при случае он может помочь, при плохом отношении - напакостить. У Бога много дел, и он только изредка может бросить косой взгляд на маленького человека -охотника-тлинкита или гурона. А тотем - он всегда тут как тут - то выглядывает из-за куста, то оленя нагонит, то мясо украдет.

Список племен, считавших (или считающих) волка своим непосредственным предком, очень внушителен. Стоит рассказать о некоторых, из них. Это самые воинственные и беспощадные индейцы Русской Америки тлинкиты и воспетые Ф.Купером ирокезы, это 11 родов туркмен. Волк считался предком узбеков и чеченцев. Некоторые исследователи говорят, что эскимосы Берингова пролива тоже считали волка своим прямым родственником.

Почитатели тотема думают, что они могут рассчитывать на поддержку своего "родственника" во многих ситуациях. У узбеков, например, это было связано со стремлением сохранить новорожденных. В тех семьях, где дети умирали рано, ребенка обычно заворачивали в волчью шкуру. Волчьи зубы, когти и сухие кисти лап служили амулетами-оберегами, их подвешивали к изголовьям люлек. Волчьими оберегами пользуются и взрослые узбеки и чеченцы. Чтобы спасти себя от несчастья, мужчины носили в карманах волчьи клыки. Зубы и когти в кожаных мешочках пришивали к одежде. Ложась спать, люди подстилали под себя волчью шкуру от дурного глаза. Для охраны жилища от злой силы в передний угол вешали волчьи лапы, зубы или когти. Буряты при "крапивной лихорадке" считали самым действенным лечением заворачивание человека в волчью шкуру. Казахи и казанские татары любую сыпь растирали волчьим хвостом. Если человек считал то или иное создание своим родственником, то он, естественно, к нему и покойному относился уважительно. В древней Греции человек, убивший волка, был обязан похоронить его по-человечески. Обязательно хоронили волка узбеки. Якуты, которые считали волка сыном древнего божества Улуу-тойона, тоже не оставляли убитого волка на произвол судьбы. Они заворачивали его в сено и вешали на дерево. Чукчи и коряки для того, чтобы избежать мести убитого волка, устраивали специальный праздник. Чукчи на этом празднике снимали с волка шкуру. Хозяин дома одевал ее так, что голова зверя оказывалась на его собственной голове. Затем он начинал танцевать, петь и бить в бубен. Сходные праздники были и у ительменов. На празднике волка у коряков, когда убитого волка несли к дому, женщины выходили навстречу с факелами. Шкуру вместе с головой надевал один из мужчин и танцевал вокруг очага, приговаривая, что это не они убили волка.

С незапамятных времен люди считали, что животные не только в состоянии понимать человеческую речь, но могут даже читать мысли, а что сами не говорят - так это, скорее всего, сами не желают. По поверьям многих народов, хищного зверя, также, как демона, нельзя было называть по имени: "Не зови черта, а то услышит, подойдет". Во избежание сего неприятного момента существовала целая система фальшивых имен для наиболее могущественных обитателей нашего мира. Эстонцы, например, называли волков «пастухами», «длинными хвостами» , «дядьями» и почему-то – «одноногими». У литовцев волк заслужил прозвище "полевой", у абхазов - "счастливая пасть". Коряки звали волка длинно и непонятно –«тот, кто держится в стороне».

Человек выискивал волку и родственников среди животного мира тоже под стать ему. Прибрежные чукчи и эскимосы находили так много общего между волками и касатками, что считали, что зимой касатка превращается в волка, а летом снова одевает свою шкуру, то есть, по сути, является одним и тем же существом. Сходного мнения придерживались индейцы хайда, заселявшие острова у берегов Канады и Аляски. На своих тотемных столбах они располагали священных животных так: сверху - белоголовый орлан, под ним - волк, а внизу - касатка, символизируя таким образом единство неба, земли и воды.

У многих народов, ощущавших когда-то с волками родственные связи, существовало много поверий, связанных с этим зверем. Казахи, к примеру, до сих пор считают, что приснившийся волк - к удаче и благополучию. Абхазские охотники были более требовательны и считали, что к удаче увидеть волка не во сне, а наяву - дескать, больше шансов, что повезет. У узбеков cуществовало поверье, что если вокруг много волков, то год будет счастливым - не очень понятно для народа, который жил также и скотоводством. По белорусским поверьям, если волк пробегал через деревню или около нее перед закатом, то для всех селян ночь будет спокойной (тоже не совсем понятно, с чего?). Особенно благоприятной считалась встреча с волчьей свадьбой.

Интересно, что все эти, в общем-то, благоприятные для волка верования и поверья были присущи народам, имевшим кочевой образ жизни, или охотничьим племенам. При обращении в христианство людей обуяла какая то волчья фобия, граничащая с истерией. Особенно она была характерна для позднего средневековья, когда волк был признан практическим пособником Сатаны.

В какой-то степени это можно объяснить тем, что в тот период по территории Европы пронеслась буря разрушительнейших воин. В мирное время численность волка в той или иной степени сокращали специальные охотники-волчатники, пастухи, феодалы, травившие их собаками. Но едва начиналась война, вооруженному человеку мигом становилось не до волка. Трупы устилали поля, тонули в придорожных рвах, засыпали пепелища городов...

Волк и ворон становились хозяевами этой жатвы. И оба внушали ужас.
Людям волк и ворон казались прямыми посланцами Ада, "почтальонами Сатаны".
Германские земли в наибольшей степени пострадали от разрушительных религиозных распрей. Тилли и Валленштейн, Мориц Саксонский и Густав-Адольф, Александр Фарнезе и Тюренн - для каких только воителей эта земля не становилась учебным полем брани! Сожженные леса и города, разоренные деревни, витийствующие попы, трупы, трупы... И везде был волк, создававший легенды.

Самыми распространенными волками германской мифологии следует считать, наверное, вервольфов. Но и помимо вервольфов германские княжества населяла пропасть всякой нечисти в волчьем обличье. Вспомнить хотя бы Бранденбургскую Охотницу, она же Повелительница Тумана! Бранденбургская Охотница (на ее настоящее имя было наложено табу, и оно забылось впоследствии) проживала в хорошо укрепленном замке посреди болота где-то в центральной Германии. Замок был, естественно, уединен, дорога мимо него шла, опять-таки, одна. Как и положено в подобной истории, стали на ней пропадать люди. Некий доблестный рыцарь вызвался проехать по ней ночной порой и едва отбился от огромной волчьей стаи. Однако, отбившись от нее, он не удрал благоразумно во все лопатки, а, проявив тевтонскую хитрость, затаился и проследил за стаей до самого ее логова. Логовом этим оказался, соответственно, пресловутый замок. Собрав отряд бравых вояк, сей рыцарь пошёл на штурм и обнаружил; что замок в великом множестве населен волками, которых посылала на бой таинственная хозяйка. С помощью всяких хитростей ему удалось с этой хозяйкой сразиться, после чего она и все ее воинство загорелись и взлетели вверх. Замок сожгли (то ли горящие трупы, то ли доблестные рыцари), но на этом дело не успокоилось. Время от времени на дороге через болота стали видеть белую даму на белом коне. Завидев одинокого путника, она взмахивала мечом, и из тумана, клубившегося над топями, постепенно возникали волки. Эти волки бесшумно (пока ещё) окружали путника, причем сквозь белесую туманную плоть ярким огнем горели зеленые их глаза. Бросившись разом со всех сторон, они как бы душили человека в туманном клубке и только тогда над болотом раздавался торжествующий волчий вой.

Литература, посвященная вервольфам, по своему объему может, пожалуй, поспорить со всеми трудами о волке в целом. Про вёрвольфов доподлинно известно почти все, кроме одного; есть ли они на самом деле. Известны вервольфы-инкубы и вервольфы-суккубы, известны вервольфы, бывшие рыцарями и крестьянами, графами и нищими, судьями и адвокатами, ландскнехтами и купцами... Болев того, вервольф, наверное, - единственное создание мистического мира, которое могло быть и было священником. Ну, ладно, муллой еще куда ни шло. Но вервольфы были священниками католическими и лютеранскими, православными и униатскими, англиканской и кальвинистской веры!
Существовал даже целый городок, заселенный исключительно вервольфами, - Зинклайхт в Нижней Швабии. Все в нем были вервольфами - старики, грудные младенцы, стража и ремесленники. Проверить это утверждение нет никакой возможности, так как городок со всем населением уничтожил в ходе тридцатилетней войны прославленный полководец Священной Римской Империи граф Тзерклас Тилли. Он-то и установил с необходимой достоверностью, что все жители истреблённого городка были вервольфы.
Превращение человека в волка у германцев связывалось напрямую с лунными циклами. К примеру, в новолуние новые вервольфы не появлялись. От магической силы луны зависело и то, как долго человек мог оставаться в волчьей шкуре. К примеру, полная луна помогала удерживать вервольфу волчий облик в дневное время.

Любопытно, что у славян пресловутые вервольфы совсем не имели той мрачной славы, что у немцев. Вилктаки - назывались они у литовцев. Вилктаком, по литовским поверьям, мог быть волк с человеческими зубами и с белым пятном на горле. Среди литвин люди по большей части становились оборотнями не вследствие испорченности человеческой природы, не за грехи и не по злобе, а из-за колдовства специальных местных чародеев - буртининок. Искусством превращения человека в волка буртининка овладевал втайне и перед смертью был обязан хоть кому-то передать свое зловещее умение.

Вилктаком можно было стать и по собственной воле, каким-то особым образом перекинувшись через вязовый пень. Зта категория вилктаков считалась самой противной. Если вилктаки, ставшие ими не по своей воле, ели домашнюю скотину, только чтобы не умереть с голоду, то вилктаки-добровольцы разбойничали намеренно, нападая и на людей.

У других славянских племен волчьи оборотни назывались волкодлаками, позднее переиначенными в "вурдалаки". (Впервые в обиход русского языка слово "вурдалак" ввел А.С.Пушкин.) Здесь тоже не обходилось без злого умысла колдунов, причем колдуны особенно недолюбливали молодоженов, и в Жемайтии, а также на Белой Руси превращали в волков целые свадебные поезда.

Среди оборотней славянских земель были и герои, как, например, сербский герой Вук - Огненный змей, родившийся от женщины царской крови и дракона - Огненного Змея. Этот мог не только оборачиваться волком сам, но и оборачивать своих дружинников, что, вероятно, им шло только на пользу.

Однако все эти легенды и поверья лишь отчасти проливают свет на почти мистическую связь человека с волком.

Ведь и в самом деле, приглядимся: волк - зверь не самый сильный (куда ему до медведя или сохатого-), как хищник он тоже не слишком хорош (взрослая рысь, во всяком случае, один на один побеждает ЛЮБОГО волка). Размером он тоже не располагается на вершине животного царства. Есть, правда, точка зрения, что волк - самый умный из всех наших лесных соседей, но в дальнейшем я позволю себе оспорить это мнение.

Многие люди считают, что любовь к волку у человека является формой любви к собакам, которые, по одной из версий, произошли от волков и являются одними из первых домашних животных.

Другое объяснение (из рациональных, разумеется) гласит: как и человек, волк - существо общественное. Конечно, при случае он может пообедать своим ближним, подраться с ним из-за самки или добычи, но такая мелочь вряд ли смущала наших предков. Они видели и понимали одно - эти существа, подобно нам живут семьями и охотятся стаями.

В XVII веке до нашей эры хеттский царь Хаттусилис, обращаясь к войску, говорил: "Желаю вам быть едиными, как волчья стая!"

Волк является племенным тотемом вайнахов - чеченцев и ингушей. Причем это именно тотем в чистом виде - общий предок, потомки которого ощущают с ним духовное единство. Здесь не обошлось и без волчицы, вскормившей убежавших сирот в горных пещерах Северного Кавказа, и без кровавой мести, и без братоубийственной войны, словом, всех атрибутов "волчьей легенды". Однако главное здесь - не легенда, а то, что "волчье" мировоззрение, судя по всему, на самом деле преобладает среди чеченцев. Многое из того, что мы знаем об этом кавказском народе, очень похоже на наши знания о биологии волка как вида! Любопытный это осколок, в нем можно наблюдать, как в магическом кристалле, как дело обстояло полторы тысячи лет назад, когда носители этого мировоззрения (и тотема!), такие, как половцы, авары и саксы, господствовали в Европе. Кстати, пережитки тотемизма не могут уживаться с традиционным исламом, поэтому на Кавказе и нашли приют огромное количество мусульманских сект.

В понимании людей, подобных чеченцам, волк являлся прежде всего воином. Но воином - не богатырем-одиночкой, а воином - членом отряда, способным соблюдать дисциплину и быть товарищем.

Джунглей заветы вечны
И нетленны
Точно небесная твердь,
Благо законопослушному Волку,
Доля ослушника - Смерть.
Словно лиана. Облекшая древо,
Взад-вперед пробегает Закон,
В Волке едином
могущество Стаи,
вкупе со Стаей всесилен и он...

Вероятно, структура волчьей стаи наилучшим образом отвечает мироощущению современного человека. До более совершенной формы социальной организации мы, видимо, еще не доросли.

1:502 1:512

Что люди знают о волках? То, что они свирепы и опасны, вероломны и коварны. Что их надо уничтожать. Так думают о волках те, кто о них ничего не знает.

1:781 1:791

На самом деле волки очень редко нападают на людей. Как и все хищники они охотятся чтобы прокормиться и живут своей жизнью, стараясь держаться подальше от людей. Я предлагаю вам приподнять завесу тайны и окунуться в загадочный мир - мир Волка.

1:1235


2:1744

2:9

Волки обитают на Земле уже более миллиона лет. Произошли они от плотоядных хищников, живших 100 миллионов лет назад, а около 20 миллионов лет назад от волка произошли собаки.

2:327 2:337

3:844

Род волки (Lupus) объединяет волков, койотов, шакалов, диких и домашних соба к - наиболее крупных представителей семейства волчьих. Кроме того, к этому семейству относятся все лисы, песцы, енотовидная собака и гривистый волк.

3:1254 3:1264

4:1771

4:9

Как и собаки, волки очень понятливы и легко поддаются обучению. К тому же у каждого волка особый характер: есть осторожные, дерзкие или самоуверенные, они держатся в волчьем обществе свободно и непринужденно, а других не видно и не слышно.

4:449 4:459

5:966 5:976

Волки обитают в горах, лесах и на равнинах Северного полушария. Подобно всем живым существам, они, как говорят биологи, занимают в дикой природе свою экологическую нишу. На территориях своего обитания волки являются самой много численной группой из тех хищников, что охотятся на крупных млекопитающих.

5:1534


6:508 6:518

Волк - большой? "Большой", - не очень подходящее определение для волка. Обычно волк-самец весит около 50 килограммов, волчица - килограммов на 5 меньше. Их высота в холке - около 75 сантиметров, а длина от носа да кончика хвоста достигает 1,5 - 2 метров.

6:972 6:982

7:1489 7:1499

Жизнь в стае…

Волки - общественные животные: они живут семьями. В любой стае есть свой "табель о рангах", а в нем каждому отведено свое место. Сильные и агрессивные волки верховодят, а те, кому нужна твердая рука, подчиняются им. Волчью стаю - группу животных, связанных родством и взаимной симпатией, - возглавляют волк и волчица. Остальные ее члены - их отпрыски (от крохотных щенят до 2-3 летних подростков). Обычно в волчьей семье бывает 6 - 7, а иногда и 15 животных.

7:852


8:1361 8:1371

Самый сильный волк в стае становится вожаком. Править ему помогает подруга - волчица. Чтобы остальные подчинялись, лидеры должны обладать сильным характером. Все решения, касающиеся жизни стаи, принимает именно эта пара. В стае, где за порядком следит вожак, волки между собой обычно не дерутся. Однако с чужаками или нарушившими границу владений волками-одиночками стычки случаются часто.

8:2089


9:508 9:518

Каждая волчья стая охотится только на своей территории. Хозяева строго охраняют и метят ее, предупреждая соседей, что им следует держаться подальше. Любой непрошеный гость будет наказан. В больших стаях часто бывает так, что какого-нибудь волка травят все его сородичи. Иногда отверженному становится совсем невмоготу, и он вынужден покинуть стаю.

9:1160


10:1669

10:9

Почему человека-нелюдима называют волком-одиночкой? Потому что он напоминает волка, который ушел из стаи и живет сам по себе. С течением времени в стае происходят изменения. Претенденты на роль вожака остаются в стае и ждут своего часа. Другие волки, повзрослев, уходят, чтобы скитаться в одиночку. Но и они могут создать свою стаю, если им повезет встретиться с одинокой волчицей.

10:707


11:1216 11:1226

Если волк и волчица хотят править стаей, они должны подчинить своей воле всех остальных ее членов и заставить их беспрекословно выполнять свои законы. Вожак господствует над самцами стаи, а его подруга поддерживает порядок среди волчиц. Вожаки постоянно напоминают своим "подчиненным", кто в стае хозяин: рычат на них, кусают, гоняют и даже сбивают с ног, предпочитая проделывать это на глазах у всей стаи.

11:1971

11:9

12:514 12:524

Одного сурового, пристального взгляда вожака или его подруги достаточно, чтобы те, на кого он нацелен, покорились. Заискивающе ухмыляясь, волки валятся на землю, а затем, если удастся, крадучись убегают. Иногда они ложатся на спину, как бы говоря: мы знаем, кто здесь самый главный.

13:1546 13:9

То, как волк держит хвост, говорит о его положении в стае . У вожаков он высоко поднят, у их "поданных" опущен, а стоящие на низшей степени в волчьей семье поджимают хвост. Члены стаи выказывают вожаку любовь и уважение в приветственной церемонии. Ползком, с прижатыми ушами и приглаженной шерстью они приближаются к вожаку или к его подруге, лижут и осторожно покусывают ему морду.

13:705


14:1214 14:1224

Волки - одни из самых верных животных, они сильно привязываются к товарищам по стае. Свои чувства они выражают мимикой и телодвижениями. "Волчий язык" сплачивает стаю и помогает ей действовать заодно. В приливе нежности волки облизывают друг друга и трутся мордами. Хвост нужен волку и для того, чтобы выражать свои чувства. Если хвост задран и его кончик немного изогнут, это означает, что волк вполне уверен в себе.

14:1986

14:9

15:516 15:526

У дружелюбно настроенного волка хвост опущен, но самый кончик его смотрит вверх . Волк с поджатым хвостом либо чего-то боится, либо так сообщает о своей симпатии. Морды волков очень выразительны.

15:892 15:902

Испугавшись, волк прижимает уши и изображает подобие улыбки.

15:1019 15:1029

Разъяренный волк оскаливает зубы, а стоящие торчком уши разворачивает вперед.

15:1178 15:1188

Почувствовав опасность, он отводит уши назад, оскаливается и высовывает язык . Товарищи понимают, как себя вести, чтобы сохранить мир в стае.

15:1449


16:1958

16:9

Прирожденные охотники…

Волки созданы для охоты самой природой. Зимой волк на снегу оставляют аккуратную цепочку следов - он ставит заднюю лапу точно за передней. Благодаря такой поступи он может бегать по любой местности и даже по глубокому снегу.

16:479 16:489

17:994 17:1004

Оружие волка - это зубы. Их в его пасти целых 42. Впереди торчат 4 острых, кривых 5-ти сантиметровых клыка - по два сверху и снизу. Ими волк может прокусить плотную шкуру жертвы. А хищными, или плотоядными, зубами - так называют коренные зубы всех хищников - взрослый волк разгрызает даже бедренную кость лося. Охотнику нужен тонкий слух, и в этом отношении волкам повезло. Заслышав шум, они поводят ушами и определяют, откуда исходит звук. Источник звука может находиться в нескольких километрах от них.

17:1915

17:9

18:516 18:526

Волки охотятся почти бесшумно, ведь они бегают на самых кончиках пальцев. Так же как лошади и кошки, волк пяткой не касается земли. У него сильные мускулистые ноги и размашистая походка, и он может долго бежать рысью со скоростью 9 км/час, а в погоне за оленями и лосями разгоняться до 60 км/час.

18:1062 18:1072

На охоте нос, а не уши или глаза, первым подсказывает волкам, где нужно искать добычу. По ветру они улавливают запах даже самого мелкого животного, находящегося в 1-2 километрах от них, когда его еще не слышно и не видно. Благодаря острому обонянию волки могут преследовать жертву по следам.

18:1603 18:9

От мороза волка защищает густой мех длиной до 8 сантиметров. Ближайший к телу слой меха - подшерсток, а наружный образован жесткими, длинными, черными на концах остевыми волосами. Они отталкивают воду, и подшерсток не намокает. В таком плаще с меховым подбоем волку не страшна не погода.

19:1048 19:1058

Стая на охоте

Волки - плотоядные (или хищные) звери. Они охотятся группами. Голодному волку, чтобы насытится, иногда хватает и небольшого животного - бобра, кролика, мыши или птицы. Но всей стае этого недостаточно, ей нужна крупная добыча - олень, лось или баран.

19:1558

19:9

20:514 20:524

Их не зря называют санитарами - ведь, как правило, их жертвами становятся старые, больные или неопытные животные . С больным животным исчезает очаг заболевания; если убит старый зверь, молодым и сильным достается больше еды. Эта биологическая регуляция численности способствует выживанию сильных, здоровых животных, как среди охотников, так и среди их возможных жертв.

20:1208 20:1218

Хотя волки считаются беспощадными, удачей оканчивается лишь каждая десятая их охота.

20:1380 20:1390

21:1897

21:9

Бывает, что, потратив дня три на выслеживание и преследование стада оленей или лосей, волкам удается убить лишь несколько животных. Почему? Быстроногие олени могут убежать, а лоси - дать достойный отпор: этим 600-килограммовым гигантам с острыми рогами и тяжелыми копытами ничего не стоит проломить волку череп.

21:584 21:594

Волки могут обходиться без пищи две недели , но если уж на охоте повезло, они наедятся до отвала. За один раз взрослый волк может съесть до 10 килограммов мяса!

21:887 21:897

22:1404 22:1414

Иногда волки прячут часть недоеденной добычи про запас - затаскивают в яму и забрасывают чем-нибудь сверху. В случае неудачной охоты они вернуться к этому тайнику и выкопают спрятанный обед.

22:1774

22:9

Выживание стаи зависит от размеров ее охотничьих угодий, поэтому волки защищают их не на жизнь, а на смерть . Границы территории (она бывает 50-1500 кв. км в зависимости от того, на каких животных охотится стая) волки обозначают пахучими метками - обрызгивают мочой пни и крупные камни - и оповещают соседей о своих правах воем.

22:612 22:622

23:1129 23:1139

Волчьи игры и забавы…

Волки не всегда охотятся, рычат и бывают свирепыми. Первое, что сделает волк, наполнив желудок, - свернется клубочком и хорошенько вздремнет. Проснувшись, с удовольствием порезвится.

23:1526 23:9

24:514 24:524

Если ему захочется поиграть, он пригласит присоединиться к нему и сородичей. Низко припадая на передних лапах к земле, он приблизится к ним и, виляя хвостом, скажет: «Ну пожалуйста!» Никакого ответа? Тогда, что бы привлечь к себе внимание, он начнет прыгать из стороны в сторону, совсем как собака.

24:1076 24:1086

25:1593

25:9

Волки и люди…

Кто не боится злого волка? С детства, когда нам читали сказки «Три поросенка», «Красная шапочка» и «Волк и семеро козлят», мы затвердили, что волки злые и страшные. На самом деле они не причиняют зла людям. Но, несмотря на это, люди убивают их...

25:518 25:528

26:1033 26:1043

27:1548

27:9

28:514 28:524

28:530 28:540