Эссе по отечественной истории. Как написать эссе по истории лучше историков? К5. Использование исторической терминологии

  • Исторические события либо значимые временные промежутки, как правило, описываются в эссе по истории. Перед его написанием стоит составить представление об особенностях, правилах оформления данной работы. Ниже расскажем о том, как писать эссе по истории так, чтобы получить высший балл, а также поделимся небольшими советами.

    Особенности эссе по истории

    Чем отличается эссе по истории от остальных заданий, каково его значение?

    Когда обучающиеся пишут историческое эссе, то это развивает их личность, учит формировать собственную точку зрения, оценивать произошедшие события, выделять для себя значимые приоритеты. Данная работа подвергает проверке уровень знаний по истории учащегося, а также его умения приводить в систему исторические данные, свободно преподносить выводы, понимать значимость тех или иных явлений/событий.

    Критерии оценки эссе на ЕГЭ

    Как правило, во время ЕГЭ учащимся предлагается на выбор три периода истории России:

    • Древняя история Руси и средневековье.
    • Новая история (конец XVII – конец XIX).
    • Новейшая история (XX век).

    Следует писать, принимая к сведению границы выбранного временного промежутка.
    Имеются определенные оценочные критерии исторического сочинения на егэ, на основании которых выделяют некоторые правила для его написания.
    На егэ сочинение по истории пишут ученики средних учебных заведений. В нем обязательно должно быть:

    • два и более эпизода/события прошлого;
    • две значимые личности конкретного временного промежутка;
    • каузальность исторических явлений определенного периода;
    • оценочная значимость данного этапа истории;
    • тактичное применение предметных терминов/понятий.

    Из чего состоит эссе по истории

    Для начала выбирают исторический временной промежуток, определяют его особенность. То есть, стоит охарактеризовать данный этап истории, его специфичность, а потом выбирать факты, соответствующие этому времени.

    Исторические факты

    События прошлого времени бывают двух видов: исторические (реально когда-то существовали, имеют объективную доказательную базу и временную/пространственную локализацию) и научно-исторические (события истории, подтверждающиеся исследованиями ученых, их выводами, основанными на исторических источниках).

    Факты отбираются не для того, чтобы попросту перечислять события, которые происходили в соответствующее время, а для выделения главных более значимых эпизодов, полностью передающих особенности описываемого периода и влияние на развитие страны в дальнейшем.

    Оценочные знания

    Дальше необходимо показать оценочные предметные познания. Здесь нужно проявить свои знания относительно мнений представителей научного сообщества о ходе развития значимых событий в истории. Историческое сочинение оценивается в основном по глубине раскрытого вопроса и аргументированным рассуждениям.

    Характеристика исторической личности

    Большое значение имеет характеристика исторической персоны. Чтобы получить высшую оценку, потребуется не только подробно рассказать о деятельности личности, но и показать его роль в истории данного промежутка времени, основываясь на достоверных исторических данных. Эти сведения помогут получить высокую оценку за эссе.

    Причинно-следственные связи

    Еще один критерий исторического сочинения, претендующего на «отлично» – выявление связи между эпизодами истории, как одно событие оказало влияние на другое. Учащиеся обязаны научиться проводить анализ обнаруженных данных, определять источники и последствия, делать соответственное заключение с выводом. Это достаточно сложная интеллектуальная деятельность.

    К тому же существенную роль играет полнота ваших знаний об описываемом временном промежутке и его хронологической последовательности. Нужно определить закономерность произошедших эпизодов в истории, которые последовательно взаимосвязаны между собой. Как правило, событие происходит вследствие нескольких факторов. В таких случаях надо знать, как выделить более значительные события.

    Чтобы знать, как писать историческое сочинение без классических ошибок, рассмотрим наиболее частые из них:

    • неправильно определены первостепенные либо наименее важные причины;
    • не раскрыта причина описываемого события, а просто заменена каким-то фактом;
    • изложены исторические эпизоды, без понимания их взаимосвязи.

    Алгоритм написания эссе по истории

    Нужно составить план эссе по истории. Он поможет сформировать качественное сочинение, не потеряв из виду значимую информацию.

    1. Выбор периода.
    2. Находим подтверждение тому, что выбор верный.
    3. Называем период, учитывая его специфичность.
    4. Устанавливаем факты, которые относятся ко времени выбранного периода. Определяем особо значимые эпизоды и менее важные.
    5. Указываем исторических персон, живших в данном временном промежутке. Описываем род их деятельности и вклад в историю.
    6. Обозначаются причины возникновения событий рассматриваемого периода.
    7. Находим подходящие термины и нужные понятия.
    8. Выбираем факты, которые раскрывают значимость данного временного промежутка, используя мнение специалистов.
    9. Собранная информация систематизируется.
    10. Создается план написания эссе по истории, пример:
    • Введение (кратко описать суть временного отрезка, который выбрали).
    • Основная часть (преимущественно характеристика событий, личностей, причины и следствия развития).
    • Заключение (оценивается важность данного промежутка времени).
  • Делаем проверку и необходимую доработку.
  • Как написать эссе по истории правильно

    Как писать сочинение по истории? Поможем советами.

    • Стоит выбрать историческое время, о котором вы больше всего информированы;
    • Составленный предварительно план исторического сочинения не даст отойти от логичного и четкого написания;
    • Текст разбейте на смысловые абзацы;
    • Нужно конкретное, разборчивое, лаконичное написание, где много значимых эпизодов без пустого информационного материала;
    • Применяете термины, значение которых вы знаете.

    Качественное эссе по истории, примеры которого можно найти в интернете, необходимо для наглядности (не меньше десяти разнообразных исторических работ). Так можно попрактиковаться в написание эссе.

    Чтобы ориентироваться в том, как писать историческое эссе, в первую очередь обратите внимание на оценочные критерии. Главное, раскройте все пункты качественно. Не забывайте о жанровой специфике сочинения.

    Пример и план эссе по истории

    1. Даты периода и имя исторической персоны, его вклад в развитие истории.
    2. Важные эпизоды этого промежутка времени с личностями, которые участвовали в них (описание эпизодов и персон раздельно). Необходимо подвести итоги по событиям.
    3. Взаимосвязь этих событий и причин их возникновения.
    4. Оценка исторической личности учеными современности и прошлого.
    5. Подвести итог словами о значимости выбранного исторического периода.

    Для четкой и правильной структуризации сочинения по истории составляют план:

    1. Общая характеристика временного промежутка истории.
    2. Два эпизода данного времени (причины, сущность, следствие; 2 основных факта, связывающих эти эпизоды; 2 исторические личности этого времени, их вклад).
    3. Оценка эпохи российской истории (влияние этого периода на дальнейшую историю страны, развитие экономики/культуры; внешняя политика).
    4. Вывод (можно использовать мнение именитых историков).

    Подведем итоги

    Как мы видим, для этого вида исторического сочинения клише можно взять из краткого шаблона. Примеры исторического эссе всегда можно найти в интернете. Пишется грамотно, корректно и кратко. В основной части должны преобладать исторические эпизоды и очерки ученых. Это повышает оценку.
    Для полного понимания стоит изучить различные примеры, уже готовых эссе по истории. На практике проверено, что это очень действенный метод. Успешной работы!

    1 . Определите время жизни исторического деятеля:

    Назовите время жизни /деятельности (годы, десятилетия века, период, годы правления) исторической личности;

    Поясните, кто или что повлияло на становление личности, ее взглядов (очень кратко);

    Охарактеризуйте исторические условия, в которых происходила деятельность исторической личности (кратко).

    2. Деятельность:

    Сформулируйте направления, цели и задачи деятельности (возможно по сферам общественной жизни);

    Назовите способы, методы, формы осуществления поставленных задач на каждом направлении (конкретные факты). Если необходимо, раскройте связи и противоречия личности — в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей;

    Покажите итоги и результаты деятельности на каждом направлении (конкретные факты, можно по сферам общественной жизни).

    3. Оценка результатов деятельности исторической личности:

    Дайте обобщенную характеристику перечисленным результатам (по значимости этих результатов для страны, народа; по их влиянию на последующий ход событий и т.д.);

    Назовите альтернативные оценки данного исторического персонажа, существующие в исторической науке;

    Выразите свое отношение к результатам деятельности этого исторического деятеля (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков, возможна оценка с точки зрения общественного блага, позиций гуманизма или понимания прогресса).

    Ниже приведены факты из жизни и деятельности исторических личностей России, которые помогут выпускнику в написании.

    Историческое сочинение (эссе)

    2) подчинение Киеву еще не покоренных восточнославянских племен и обложение их данью;

    3) защита рубежей государства от внешних врагов;

    4) обеспечение выгодных условий для Руси в торговле с Византией.

    К исходу своей жизни Олег стал государственным деятелем международного масштаба;


    Ему удалось поставить на колени Византийскую империю;

    Принял на себя титул великого князя, остальные русские князья стали его данниками- вассалами;

    Умер, по легенде, от укуса змеи, находившейся в черепе его любимого коня.

    Утвердил в 1051 г митрополичью кафедру, и впервые был назначен русский священник;

    Строил монастыри - Печерский монастырь (Киево-Печерская лавра);

    При нем Киев превратился в один из крупнейших центров христианского мира. Имелось множество церквей, 8 рынков, библиотеку, школы;

    Разбил печенегов и на том месте в1037 г. был построен Софийский собор, в котором был похоронен под титулом «царя нашего» (впервые применен этот титул к русскому государю);

    Его сыновья - Ярославовичи почти 20 лет жили, сохраняя завещание отца - блюсти единство земли Русской;

    Совместное законотворчество Ярославовичей - создание в 1072 г. свод законов «Правда Ярославичей ».

    Градостроитель, построил мост через Днепр, основал город Владимир-Залесский на Клязьме;

    Является родоначальником последующих киевских князей или «дома Мономаха»;

    Сумел на время приостановить процесс распада Руси на уделы;

    Высказывался против смертной казни как наказания вообще;

    Был милостив к мятежникам;

    Реформатор, создал новую «Русскую Правду» - «Устав Владимира Всеволодовича»:

    1) упорядочил долги, что ограничило произвол ростовщиков;

    2) новые статьи облегчили участь рядовых крестьян.

    Полководец, совершил ряд походов против половцев (крестовые походы);

    Вошел в историю как собиратель и защитник Русских земель.

    9. Мстислав Великий (1125-1132):

    Старший сын Владимира Мономаха;

    Стремился урегулировать отношения в княжеской семье - сохранил за братьями их владения;

    Сажал на важнейшие государственные «столы» (Новгород, Смоленск и др.) своих сыновей;

    Проводил активную политику против половцев, оттеснил их за Дон, Волгу, Урал и Закавказье;

    Обезопасил северо-западные границы Руси - походы против чуди и литовских племен;

    В истории за него говорят следующие строки «много пота утер за Русскую землю»;

    Был последним князем, которому удалось добиться относительного единства Руси, после го смерти на Руси наступает период политической раздробленности страны.

    10. Юрий Долгорукий (1125-1197):

    Властолюбив, энергичен, основательно укреплял Северо-Восточную Русь;

    Градостроитель: основал города Дмитров, Переяславль-Залесский, Юрьев - Польский, заложил г. Москву;

    Стал первым самостоятельным князем Залеской Руси;

    Сделал Суздаль своей столицей, основав княжескую резиденцию недалеко от города, место, которое считалось святым;

    Воевал с волжскими болгарами, соседями, мечтал о титуле «великого» князя, вступил в борьбу за Киевский престол;

    В 1155 г. захватил Киев и сел на трон;

    Энергично поддерживал колонизацию неосвоенных земель, строил города, возводил церкви, монастыри;

    В 1157 г. был отравлен на пиру боярами, так как киевляне не любили его, считали чужаком.

    11. Святополк Окаянный (1015-1019):

    Женат на дочери польского короля Болеслава - приказал убить сыновей своего старшего брата Владимира: Бориса и Глеба (церковь объявила их святыми);

    В борьбе за престол использовал печенегов, поляков;

    В 1019 г. состоялась битва на р. Альта, Святополк потерпел поражение, бежал;

    Кончил свою жизнь в изгнании, за его злодеяния прозвали Окаянным.

    Что такое эссе?

    Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Оно предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала.

    Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

    Написание эссепозволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

    Как написать эссе по истории?

    1. Определитесь с темой эссе : она должна быть, в первую очередь, интересна Вам. Кроме того, выбирая тему, удостоверьтесь, что Вы сможете подобрать исторические факты и аргументацию Вашей позиции.Составьте план эссе согласно причинно-следственным связям и логике повествования.
    2. Продумайте аргументы "за" и "против". В качестве аргументов употребляются логически верные умозаключения, исторические факты. Как правило, в эссе приводятся 2-3 аргумента.
    3. Выберите стиль эссе : чаще всего рекомендуется писать в публицистическом или научном стиле.

    Структура эссе

    Титульный лист (см. Приложение №1).
    Введение. Начните эссе с введения, в котором, обоснуете, почему Вы выбрали именно эту тему. Затем раскройте актуальность темы и определите позиции разных авторов по предложенной проблеме.
    Основная часть. Данная часть предполагает аргументацию и анализ, а также обоснование тезисов, исходя из имеющихся данных и позиций по этому вопросу. Приведите свою точку зрения и ее подтверждение выбранными аргументами, опираясь на исторические факты, публицистические и литературные источники или социальный опыт. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство.
    Заключение подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, изложенного в основной части. Можно закончить эссе риторическим вопросом или обращением к читателю. Однако лучше всего будет написать четкий вывод из вышеизложенных аргументов, подтверждая свое отношение к проблеме.


    Критерии оценки

    1. Знание и понимание теоретического материала.
    2. Анализ и оценка информации. Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными. Необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.
    3. Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных историков
    4. Построение суждений:
    • ясность и четкость изложения,
    • логика доказательств,
    • выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией

    Оформление работы.

    Работа должна быть снабжена титульным листом. Объем работы от 3 до 5 листов печатного текста шрифтом Times New Roman 14, интервал – 1,5. Обязательно библиография: все источники, которыми Вы пользовались и на которые ссылаетесь (см. Приложение № 2).

    Темы эссе

    1. «…Откуда есть пошла Русская Земля…» (Нестор).
    2. Монгольский след в истории.
    3. Иван Грозный: реформатор или тиран, зло или благо для России?
    4. Смутное время: истоки и причины.
    5. Петр I открыл окно в Европу или загнал Россию в европейский угол?
    6. «Екатерина II не дала народу свободы и просвещения. Но она дала умам почувствовать цену этих благ» (В.Ключевский) .
    7. Отечественная война 1812 года в судьбе России.
    8. Декабристы: герои или бунтовщики?
    9. Октябрь 17-го года – переворот или революция?
    10. Цена Победы советского народа в Великой отечественной войне.
    11. Самодержавная монархия: ее черты в XXI веке.
    12. "Убежден - далеко не случайно, что именно Россия прославилась выдающимися благотворителями, замечательными примерами добровольческого, бескорыстного служения обществу, народу" (В.В.Путин)
    1. Бушуев С.В., Миронов Г. Е. История государства российского: историко-биографические очерки, Кн. 1, М., 1991.
    2. Вилков В., Степанов Ю. Великие правители России: современная версия. – Ростов на Дону, 2012.
    3. Геллер М.Я. История российской империи. Т. 1. – М.. 2001.
    4. Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М., 1997.
    5. Декабристы: избранные труды. – М., 2010
    6. История России с древнейших времен до конца ХYШ века – М., 1996.
    7. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 – х книгах. – М.,1988.
    8. Ключевский В.О. Сочинения: в 9 т. – М.,1987.
    9. Платонов С.Ф. Собрание сочинений по русской истории в 2-х т. - СПб,1993.
    10. Россия: автобиография / Сост. М.А. Федотова, К.М. Королева. - СПб, 2009.
    11. Сахаров А.Н., Назаров Б.Д., Боханов А.Н. Подвижники России: исторические очерки. - М., 2002.
    12. Соловьев С.М. Сочинения в 18-ти т. - М.,1988-1994.
    13. Шефов Н.А. Тысячелетие русской истории. Хроника истории российской с кратким описанием знаменательных событий. - М., 2001.

    По своему усмотрению вы можете обращаться к другим источникам. Желаем удачи!

    Приложение № 1

    Эссе по истории на тему:

    «Петр I открыл окно в Европу или загнал Россию в европейский угол?»

    студент 2 курса истфака ЛГПУ.

    Домашний адрес:

    г. Липецк, ул. Гагарина,10-10

    e-mail : Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Приложение № 2

    Список использованной литературы:

    1. Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб., 2006.
    2. Буганов В.И. Петр Великий и его время / В.И.Буганов. – М., 1989.
    3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. - М., 1984.
    4. Петр Великий. Избранное. – М., 2010.
    5. Петр Великий: pro et contra. – СПб, 2011.

    Отличие творческого задания и его значимость для учащегося

    Написание эссе по истории способствует развитию личности учащегося, учит вырабатывать свое собственное мнение, оценочное суждение по поводу того или иного исторического события, формировать ценностные приоритеты.

    Эссе по истории не только проверяет знание автора исторических событий, но и способность систематизировать информацию, представлять результаты в свободной форме, понимать историческое значение событий и явлений.

    Критерии оценки эссе на ЕГЭ

    Историческое эссе оценивается по определенным критериям, исходя из которых можно выделить несколько правил написания эссе.

    Эссе должно содержать следующие элементы:

    • более двух исторических событий или явлений;
    • две исторические персоны и их значимость в определенном периоде;
    • причинно-следственные связи между историческими явлениями в определенный период;
    • оценка значимости исторического периода;
    • корректное использование понятий и терминов по предмету.

    Из чего состоит эссе по истории

    Первым этапом в написании исторического сочинения является выбор периода в истории и определение его особенности. В начале эссе следует обозначить, чем характеризуется этот период, его специфику, а затем подбирать соответствующие факты.

    Исторические факты

    Факты в истории подразделяются на исторические и научно-исторические. Первые – это те, которые действительно имели место в истории, обладающие объективностью и локализованностью во времени и пространстве. Научно-исторические факты обычно отражают мнения ученых, их умозаключений по поводу исторических событий, основанные на исторических источниках.

    При отборе фактов необходимо не просто перечислить события, происходившие в описываемый период, а выделить главные, наиболее значимые события, в полной мере соответствующие и отражающие специфику периода.

    Оценочные знания

    Далее требуется отразить оценочные знания о предмете, которые проявляются в знании различных научных точек зрения, версий описания исторических событий и явлений. При оценивании принимается во внимание глубина раскрытия вопроса и аргументированность суждений.

    Характеристика исторической личности

    Одним из критериев оценивания является описание исторической личности. Однако для получения высокого балла недостаточно простого описания деятельности персоны, даже очень подробного и развернутого. В задании требуется описать роль этих исторических персон в конкретном периоде, опираясь на исторические факты. Выполнение именно этого требования позволяет оценить эссе по этому критерию на более высокий балл.

    Причинно-следственные связи

    Умение выявлять причинно-следственные связи также является одним из критериев хорошего исторического эссе. Все исторические события или явления порождают другие события и явления, и сами, при этом, были рождены определенными событиями и явлениями. Учащийся должен уметь анализировать факты, устанавливать причины и следствия, делать соответствующие выводы, что является действительно довольно сложной умственной работой.

    При этом важную роль играют имеющиеся знания всех фактов, относящихся к описываемому периоду, их хронологической последовательности. Необходимо выстроить логическую схему или цепочку событий, последовательно связанных друг с другом. Чаще всего бывает, что событие провоцирует несколько причин. В этом случае необходимо уметь выделять наиболее существенные события.

    Типичные ошибки:

    • неверное выделение первостепенных причин и наименее важных;
    • подмена раскрытия причины описанием факта;
    • описание фактов без осмысления причинно-следственных связей.

    Алгоритм написания эссе по истории

    Последовательность работы над эссе по истории, которая поможет оформить качественное эссе, не упустив, при этом, важные моменты.

    Шаг 1. Выбираем период.

    Шаг 2. Подтверждаем правильность выбора.

    Шаг 3. Выбираем название периоду, отражающее его специфику.

    Шаг 4. Определяем события, относящиеся к этому периоду; выявляем наиболее важные и второстепенные.

    Шаг 5. Вспоминаем исторических личностей, деятельность которых относится к этому периоду, их роль и влияние на исторический ход событий.

    Шаг 6. Выявляем причины происходящих в этом периоде событий.

    Шаг 7. Подбираем соответствующие исторические понятий и термины.

    Шаг 8. Определяем исторические факты, раскрывающие значение периода, используем, при этом, мнения ученых.

    Шаг 9. Упорядочиваем и систематизируем информацию.

    Шаг 10. Составляем план и пишем эссе в соответствии с ним:

    Введение (краткое описание сути выбранного периода);

    Основная часть;

    Заключение (оценка значимости периода).

    Шаг 11. Проверяем и дорабатываем эссе.

    В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода (критерий К1).

    «1645–1676 гг. - это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов - Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве».

    В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).

    В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.

    «В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство. Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».

    В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.

    «Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов.

    Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».

    В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.

    «Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.

    Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней».

    В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно- следственные связи между событиями.

    «Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно- следственные связи. Оба события - и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа - были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

    Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».

    В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.

    «Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода - 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.

    С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

    Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

    Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.

    Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

    В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец - Михаил Федорович.

    Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».

    С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».

    Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия - не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», - утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».

    В целом, эпоха Алексея Михайловича - это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого».

    Последовательность действий

    В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.