Ирбис или снежный барс. Хозяин гор — снежный леопард

Ольга Юдина

Мастер-класс «Песочная терапия в детском саду »

Цель : активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.

Психолог : Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока) . Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка) . Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья) . Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги) . Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра) . Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга) . Вдруг появились тучи (рисуют тучи) . Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя) . Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи) . Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу) .

Теоретическая часть.

После игры, психолог проводит презентацию о песке, и организации игр с песком в группах.

Песок -это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.

Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.

Песок действует на детей как магнит…

Он обладает уникальным свойством - заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок » , тем самым гармонизирует состояние человека и активизирует ресурсы самоисцеления.

Цель занятий по песочной терапии : Развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы ребенка с использованием игр с песком.

Задачи :

1. Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей, снижению психофизического напряжения, стабилизации эмоционального состояния.

2. Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, логическое мышление, используя нестандартные методы, приемы и средства обучения.

3. Пробуждать речевую активность, делиться своими впечатлениями и переживаниями, обогащать словарный запас.

4. Развивать фантазию и воображение, творческие способности.

5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации, сотрудничества, умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу.

6. Коррекция нежелательных форм поведения (агрессивность, гиперактивность, замкнутость и др.)

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях :

1. С очень высоким уровнем тревожности.

2. С неврозом навязчивых состояний.

3. С аллергией на пыль и мелкие частицы.

4. Легочные заболевания.

5. Кожные заболевания и порезы на руках.

6. Эпилепсия или шизофрения.

Требования к песку для песочницы :

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным.

Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать.

Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца.

Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год .

Существуют определённые правила при работе с песком.

Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея , песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый, мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пикторамм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 3-4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами . Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей . Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства, где обсуждаются правила работы с песком.

Игра «Давайте познакомимся»

Цель : познакомить детей с правилами игры в песочнице .

Ход игры : В гости к детям приходит песочная фея , знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке. Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице , а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.

Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами :

1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы . Если случайно песок всыпался , покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. Они улетают, их трудно собрать.

3. В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом) .

4. Песок необходимо разравнять, чтобы он стал чистым листом.

5. Песочная фея любит , когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми.

Для педагогов действуют три правила :

Присоединение к ребенку. Песочная картина , создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины , ощутив неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице . С одной стороны, педагог это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы , перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм педагога могут защитить ребенка от психической травмы.

Что нужно для игры в песок ?

Песочница и игрушки .

Игрушки для песочной терапии :

Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.

Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза» . Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные.

Предметы домашнего обихода : детская посуда , домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.

Сказочные персонажи добрые и злые.

Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.

Украшения, сувениры.

Природные элементы : ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Структура занятия :

1. Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция : правила игр на песке, формулировка темы занятия, демонстрация песочницы и игрушек )

2. Основная часть занятия (новая игра, упражнение в соответствии с задачами занятия)

3. Релаксационное упражнение и построение песочной композиции (мира)

4. Ритуал выхода из песочного мира (Рефлексия занятия - итоги, выводы) .

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ :

1. развивающие (познавательные) игры на песке

Цель - расширение представлений ребенка об окружающем мире «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций

2. Коррекционные игры

Цель - коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперактивности, агрессивности,тревожности)

Дети учатся :

Выражать свой внутренний мир здесь и сейчас, не боясь осуждения.

Осознавать свои эмоции и чувства, открыто говорить о них.

Понимать и контролировать свои желания и поведение.

Быть более уверенным в себе.

Каждое из занятий включает в себя :

Игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.

3. Психопрофилактические игры

Цель - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

1. Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля

2. Рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом

3. Пересыпание песка из разных емкостей

4. Строительство замков из очень мокрого песка

5. Создание Волшебного круга на песке с использованием мелких предметов (ракушки, бусинки, фасоль, разноцветного и разнофактурного песка.

Практическая часть мастер-класса .

А сейчас я предлагаю вам выполнить несколько заданий. (взрослые манипулируют с песком)

При игре с песком (солью, крупами) можно выполнять такие упражнения :

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;

Создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка (соли, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;

Пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;

Можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;

Поиграть пальчиками по поверхности песка соли, как на клавиатуре пианино или компьютера . При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.

Психолог предлагает всем желающим принять участие в играх, которые можно использовать в работе с детьми. Они служат своеобразной стимуляцией интереса педагогов к организации игровой деятельности с песком на группах.

Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам .

Выложить фишками геометрическую фигуру.

Просеять песок через сито .

Нарисовать узор кисточкой или палочкой.

Просеять песок через систему воронок и т. д.

Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги.

Упражнение «Песочный дождик »

Педагог медленно , а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу , затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец , а ребёнок называет этот палец.

Упражнение "Песочный ветер " (дыхательное) . Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок . Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране , "задувая его в песок ", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Коллективная игра «Придумай сказку»

Цель : развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.

Оборудование : круги-пиктограммы по количеству участников, песочные часы , песочный стол , любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.

Ход игры : Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке : полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т . д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы ) . Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.

Вопросы для обсуждения :

Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?

В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?

Наблюдение во время игры детей :

Как дети работают в группе?

Как они общаются друг с другом?

Кто показывает себя, как лидер?

Кто идет ведомым?

Кто играет обособленно?

Кто занимает всю территорию?

Слышат ли дети друг друга?

Могут ли самостоятельно разрешить конфликт?

Заключительная часть (рефлексия и обратная связь) .

Участники делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопросы :

Что вам дал мастер-класс ?

Произошли ли у вас какие-либо изменения?

Вывод :

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! Игры с песком успокаивают и расслабляют, положительно влияют на эмоциональное самочувствие детей.

Психолог благодарит всех за конструктивное и позитивное общение, предлагает выразить своё отношение к занятию, используя круги пиктограммы. Педагоги фиксируют этот момент пиктограммой или рисунком в песочнице (по желанию) . Благодарю за внимание!

Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает. Поэтому так притягательна песочная возня для детей дошкольного возраста. Но не всегда цена отдыха позволяет несколько раз в течение года вывозить малыша к морю. Исходя из этого, психологами была разработана программа занятий «Песочная терапия».

Программа

Программа «Песочная терапия» известна с 1920 года благодаря психотерапевтам А. Фрейд, Э. Эриксону и др. В 1930-е годы сформировалась «Песочная терапия», которая стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.

«Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию. Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения. Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения.

Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.

Ситуации, при которых детям просто необходимы занятия

  • психосоматические заболевания у детей;
  • повышенная тревожность, агрессивность;
  • замкнутость ребенка;
  • невроз;
  • стресс как следствие сложных семейных или социальных конфликтов;
  • для детей с особыми потребностями.

Противопоказания к занятиям

  • при эпилепсии;
  • с легочными и кожными заболеваниями;
  • с аллергической реакцией на пыль;
  • с проявлениями гиперактивности.

Этапы терапии

Занятия «Песочная терапия» предполагают постепенный переход с одной ступени на следующую в индивидуальном ритме ребенка.

Хаос

Это начальный этап для детей, когда они забрасывают в песок множество игрушек без группировки их по размерам, цветам, принадлежности к животным, предметам и т.д. Это свидетельствует о глубоких внутренних страхах и переживаниях, растерянности.

Борьба

Ребенок начинает разделять фигурки на противоборствующие группы. Появляются добрые и злые, плохие и хорошие фигурки. Не торопите малыша, предлагая ему доброго героя. Пусть выплеснутся все страхи, обиды и сомнения. Этот этап завершится с наступлением мира у воюющих сторон.

Исход

Это заключительный этап покоя, уравновешенности и гармонии. Все фигурки в парах или небольших группах. Появляются яркие элементы. Движения становятся спокойными и плавными.

Игры

Занятия «Песочная терапия» представляют собой детские игры, дающие возможность детям себя проявить.

«Знакомство»

Предложите малышу дотронуться до песка, погладить его, погрузить руки в песок. Нарисуйте волны и змейки. Выполните рисунки ладошками, кулачками, ребром руки, пальчиком.

Комментируйте ощущения, задавайте наводящие вопросы. Подсказывайте светлые, радостные и добрые ассоциации.

«Дождик»

Пусть малыш наберет песок в кулачок и постепенно высыпает в раскрытую ладошку или в вашу руку. Эта игра расслабляет, регулирует мышечный тонус.

«Угадай — ка»

Ребенок должен узнать наощупь зарытые в песок фигурки. Эта игра развивает мелкую моторику рук и воображение, формирует уверенность в себе.

«Веселая история»

Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.

«Мой город»

Пусть малыш построит любимый город, расставит в нем любимые фигурки, устроит место для себя.

Конспекты занятий

Вы можете изучить готовые конспекты занятий по «Песочной терапии», но лучше всего самому выстроить логику занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка или группы детей. Ваши конспекты будут включать все те же базовые игры, но в индивидуальной последовательности, в нужном для вас темпе. Предлагаемые конспекты помогут вам найти подходящий поэтический материал, детские потешки, прибаутки, которые создадут атмосферу доброжелательности на занятии.

Обратите внимание на инвентарь, который предлагают готовые конспекты. Его цена абсолютно доступна. Вам понадобятся:

  • живой (кинетический) песок;
  • песок для домашней песочницы или цветной кварцевый песок (цена указана на сайтах производителей);
  • контейнер для песка (песочница, ящик, большая коробка и т.п.);
  • фигурки животных и рыб, растений и человечков, сказочных героев и героев мультфильмов;
  • ленты;
  • лоскутки;
  • цветные камушки;
  • машинки;
  • замки;
  • башни;
  • мостики и т. д.

Цены

Для групповых занятий нужно приобрести песочницы (средняя цена – 3000 рублей) и наборы для «Песочной терапии».

Изобретателем стиля является канадская режиссёр-мультипликатор Кэролайн Лиф. Первый фильм, созданный Лиф, - «Песок, или Петя и серый волк» по симфонической сказке «Петя и волк» Сергея Прокофьева. Это была дипломная работа, которую молодая студентка Кэролайн Лиф выполняла в Национальном Киноцентре Канады. Фильм был сделан в технике порошка, которая тогда была совершенно не знакома. Черный порошок рассыпался по стеклу, и Кэролайн Лиф при помощи пальцев собирала этот порошок в определенные фигуры, образы. И так, передвигая этот порошок, она рассказала историю про Петю и волка на музыку Прокофьева. Наиболее известная работа Кэролайн Лиф, анимационный фильм «Улица» вышедший в 1976 году. Фильм сделан в технике рисования маслом по стеклу под камерой «ожившей живописи» и входит в десятку лучших анимационных фильмов за всю историю анимации. Позднее опыт Кэролин Лиф переняли многие аниматоры.

Зародившись на Западе (Sand Art / Sand Animation / Sand Fantasy) песочная мультипликация пришла в Россию несколько лет назад. Специалистов высокого класса в этой области немного.Перед тем, как впервые выйти на публику, артист – чаще всего, художник, который долгое время работал с холстом или бумагой – может упражняться годами. Все дело в интерактивности процесса: рисунки из песка появляются и исчезают на глазах у зрителей, и права на ошибку у художника нет. Подготовка каждого песочного шоу – тщательная, кропотливая работа. Артисту нужен не только талант, но и огромная выдержка: требуется вдохновение на то, чтобы создать картины из песка, и долгие часы тренировок, чтобы отработать технику исполнения песочного шоу.

В СССР метод песочной анимации подхватила Киевская студия анимации. С песком особенно активно работали художники Елена и Владимир Петкевичи. У них очень много серьезных, философских работ, лучшей из которых, пожалуй, можно считать «Сказочку про козявочку». В мастерской Хитрука-Норштейна также использовали в мультфильмах песок. Необычным был сам материал, принцип съемки был традиционным: нарисовали картинку – сняли, чуть-чуть изменили – сняли, и так кадр за кадром. Преимущество песка перед красками заключалось в том, что каждый кадр не нужно было рисовать заново – достаточно было чуть-чуть подправить предыдущий. Это свойство мгновенного изменения картинки стало озарением для венгерского художника Ференц Чако (Ferenc Cako), родившийся в Венргии в 1950 году. И он шагнул на следующую ступень песочной анимации. Он попробовал создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Номинировался на Оскар, отмечен наградами в Каннах, на фестивале в Сан-Франциско и других. Он первым начал выступать перед публикой с песочно-свето-музыкальными шоу. Часто песочная анимация выполняется «вживую», когда художник сменяет картины из песка прямо перед публикой.

Особенности техники работы при песочной анимации

Главное, что отличает песочную анимацию и графику от других направлений с применением сходного материала - например, рисунков цветным песком - это светящаяся поверхность, которая служит для нанесения изображений. Не столь принципиален выбор конкретной сыпучей субстанции, рабочих инструментов. Именно при наличии подсветки изображение обретает необходимые контрастность и выразительность, «оживает». Применяется как однотонный, так и многоцветный вариант освещения.

Материалы для работы

Морской песок плохо подходит для этого занятия, поскольку песчинки такого песка слишком круглые и рассыпаются, не образуя фиксированных форм. Профессиональные художники-аниматоры пользуются вулканическим песком – его особая структура идеальна для песочной анимации. Однако при работе с этим песком нужно беречь руки, поскольку он пересушивает кожу. Учиться песочной анимации самостоятельно можно с помощью простых «домашних» сыпучих материалов: обычный речной песок, соль, сахар, кофе, мелкие крупы.

Механизм воспроизведения изображений

На поверхность, которая излучает направленный снизу вверх свет, наносятся тонкие слои песка (или сходного сыпучего материала). Камера, закреплённая выше, фиксирует получившуюся картинку или весь процесс её создания. Таким образом, нет особой технической разницы в создании анимационного фильма и шоу-выступления для живого зала. В последнем случае происходит он-лайн трансляция для публики на большой экран. В песочной анимации художник не просто рисует эффектные картинки – он создает целый сюжет, в котором каждое новое изображение как бы вырастает из предыдущего. А еще во время живого шоу песочная анимация сопровождается музыкой, подобранной настолько удачно и точно, что, кажется, каждая нота соответствует сюжету работы...