Страны входящие в состав одкб. Парламентская ассамблея организации договора о коллективной безопасности. Общие сведения об Организации Договора о коллективной безопасности

Многих наших читателей интересует вопрос о том, как восстановить биографические сведения о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Время неумолимо разлучает нас с близкими людьми, порой раньше, чем мы оказались способны осознать их заслуги. Иногда наши родственники уходят из жизни в нашем детстве или вообще до нашего рождения. К тому же, люди, пережившие войну, как правило, редко рассказывают о прошлом. Но однажды мы понимаем, что восстановить биографии наших дорогих родственников – значит отдать долг их памяти…

У нас в гостях известный историк – , доктор исторических наук, профессор , заведующий кафедрой всеобщий истории, историографии и археологии Пензенского государственного университета.

Сергей Владиславович, в последние годы заметно возрос интерес к генеалогии. Почему, как Вы считаете?

Белоусов С.В.: Генеалогия – одна из исторических дисциплин, которая занимается изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц. Занятие генеалогией открывает весьма широкие перспективы. Жизнь человека и семьи неразрывно связаны с историей общества и государства. Человек является свидетелем различных эпохальных событий, а иногда и непосредственным их участником. Следовательно, через историю собственной семьи можно прийти к изучению Малой Родины и истории Отечества.

Для многих людей отправной точкой генеалогического поиска становится Великая Отечественная война, которая, без сомнения, оставила свой след в истории каждой семьи. Установление исторических фактов участия наших отцов, дедов и прадедов в событиях этого героического времени позволяет как нельзя ближе подойти к вопросу формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции и на примере истории семьи привить чувство патриотизма.

Как Вы думаете, патриотами рождаются или становятся?

Белоусов С.В.: Этимология слова «патриотизм» восходит к латинским словам «pater» (отец) и «patria» (отечество) и означает моральную позицию человека, которая выражается в любви к Родине, гордости за нее, уважении к ее историческому прошлому и готовности к самопожертвованию во имя ее независимости и свободы.

Патриотизм не может возникнуть сиюминутно по взмаху волшебной палочки. Его формирование длительный процесс, в который должны быть вовлечены все: государство, школа, общественные организации, СМИ. Но нельзя забывать, что патриотизм, понимание своей сопричастности к Отечеству и народу его составляющему, воспитывается, прежде всего, в семье. Поэтому значение изучения истории семьи, обращение к героическому прошлому наших предков трудно переоценить.

Как же установить судьбу человека, принимавшего участие в боевых действиях или ковавшего победу в тылу?

Белоусов С.В.: Ответ на этот вопрос гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Время неумолимо, и события той поры все дальше уходят в прошлое. Во многих семьях реальные события войны, в которых принимал участие их предок, уже давно переплелись с фактами, основанными на рассказах, воспоминаниях, семейных преданиях, что ведет к возникновению мифов, а значит и искажению реальной действительности. Вместе с тем, информация о человеке, если и сохранилась, то разбросана по различным архивам. Генеалогический поиск порой может занять долгие годы, а иногда счастливая случайность может сразу же вознаградить Вас за Ваши старания.

С чего начать поиск информации о родственниках – современниках Великой Отечественной войны?

Белоусов С.В.: Рассмотрим некоторые аспекты генеалогического поиска. Ведь приступая к решению какой-либо поисковой задачи, обязательно нужно иметь заданный алгоритм действий. Начинать исследование нужно с установления фамилии, имени, отчества, года и места рождения человека, участвовавшего в войне. Без этих первичных сведений дальнейший поиск будет весьма затруднен. Место жительства человека накануне войны, например, поможет выяснить, каким РВК он призывался. Затем следует опросить всех родственников, чтобы установить различные факты из его жизни (например, семейное положение, место работы и т.п.), и ознакомиться с сохранившимися документами, письмами и фотографиями. Их изучение также может предоставить в распоряжение исследователя важную дополнительную информацию об интересующем лице. Например, изображение на фотокарточке в военной форме может помочь определить род войск, звание и имеющиеся награды, а штамп полевой почты на письме – номер воинской части. Главной задачей на этом этапе является выяснение номера воинской части, в которой военнослужащий состоял хотя бы некоторое время. Это, без всякого сомнения, поможет в дальнейших поисках.

Какую помощь в поиске информации о боевом пути родственника может оказать Интернет?

Белоусов С.В.: Неоценимую помощь в сборе первичной информации может оказать Интернет, где существуют военно-исторические форумы, способные ответить на некоторые интересующие исследователя вопросы, и размещены различные базы данных (например, структура РККА накануне войны, таблицы соответствия номеров полевых почт воинским частям, места дислокации и номера
эвакогоспиталей). См., например, форумы и материалы, размещенные на сайтах soldat.ru, pobediteli.ru и др. При изучении истории участия дедов и прадедов в Великой Отечественной войне, если их судьба связана с историей Пензенской области, можно использовать сведения, размещенные на сайте ««Никто не забыт, ничто не забыто». Всенародная книга памяти Пензенской области», администратором которого является С.А.Дворянкин.

Инструкция по поиску информации о солдатах, не вернувшихся с фронта.

Каждое 9 мая проводится «Бессмертный полк». Я бы тоже хотел поучаствовать, но почти ничего не знаю о своих родственниках-фронтовиках. Где искать информацию?

В Великой Отечественной войне погибло более 6,3 миллионов солдат, 4,5 миллионов пропали без вести. Судьба погибших и пропавших известна не каждой семье. Причины этого могут быть совершенно разными. Но, к счастью, сегодня эту информацию можно узнать, даже если не сохранилось никаких документов и фотографий солдата. Большая часть архивных дел периода Великой Отечественной войны уже оцифрована и хранится в общедоступных базах данных в интернете. С их помощью можно проследить боевой путь солдата, узнать о его ранениях, наградах, месте и обстоятельствах гибели, месте захоронения.

Отец мамы моего мужа был призван на фронт в июле 1941 года и погиб в одном из первых боёв, - поделилась журналист портала Свойкировский Валентина Рогачёва. - Матери пришла похоронка - «Погиб». Но ни места захоронения, ни вообще каких-нибудь сведений не было. Потом деревню, где жила семья моей свекрови, сожгли немцы во время отступления, и о её отце не осталось вообще никаких данных: ни фотографий, ни документов - всё сгорело. Всю жизнь она мечтала хоть что-то узнать про отца. И вот, к 70-летнему юбилею Победы узнала в новостях о том, что оцифровывают данные солдат Великой Отечественной войны. Мы начали искать информацию в интернете. Всё, что нам было известно, - это ФИО, год рождения и год призыва. В одной из общедоступных баз данных нашли его в списках похороненных в братской могиле на территории Белоруссии и приписку о том, что он погиб в бою. И хотя место захоронения указано не совсем определённо, теперь хотя бы ясно, что он погиб не в плену, а в бою, что он похоронен, пусть и в братской могиле.

Итак, всё, что нужно знать для первого этапа поиска, - фамилию, имя и отчество погибшего или пропавшего без вести, его дату и место рождения. Это можно узнать у родственников. Также желательно знать, где призывали солдата.

Какими базами данных можно пользоваться

Есть четыре основных базы данных с оцифрованными из архивов документами, которые постоянно пополняются:

  • . Обобщённый банк данных о погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. Содержащаяся в них персональная информация составляет более 20 млн записей;
  • . Банк данных содержит 12,5 млн записей о награждении орденами и медалями «За отвагу» (награждено около 4,6 млн человек) и «За боевые заслуги» (награждено более 5,2 млн человек), а также 22 млн карточек учётной наградной картотеки и картотеки награждения орденами Отечественной войны I и II степени к 40-летию Победы;
  • . Портал создан Министерством обороны по решению Российского оргкомитета «Победа». В нём обобщены банки данных «Мемориал» и «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». Здесь можно посмотреть исторические карты и журналы боевых действий;
  • - сайт общероссийского движения «Бессмертный полк». Пользователи самостоятельно загружают данные о своих родственниках-фронтовиках. На данный момент в базе «Бессмертного полка» более 400 тысяч записей.

Скриншот с сайта obd-memorial.ru

Однако стоит иметь в виду несколько моментов. Во-первых, имя солдата при поступлении на фронт могли записать неправильно (например, Снигирёв вместо Снегирёв, Кирил вместо Кирилл), то же самое касается даты рождения (некоторые призывники сами просили изменить возраст, чтобы попасть на фронт). Так что если не получается найти человека по точным ФИО и дате рождения, можно попробовать написать фамилию так, как она воспринималась бы на слух, а год рождения изменять на пару-тройку лет в сторону увеличения или уменьшения. Во-вторых, если ищете информацию по месту призыва или рождения, нужно помнить, что административно-территориальное деление регионов РСФСР менялось. Например, Опаринский, Лальский и Подосиновский районы были включены в состав Кировской области лишь в 1941 году, а до этого относились к Архангельской области. Проверить административное деление можно на сайте , а более подробно о тонкостях поиска по базам данных можно узнать .

Помимо баз данных в интернете, есть ещё Книги Памяти. Это большие печатные издания в несколько томов, в которых поимённо (по алфавиту) перечислены погибшие в годы Великой Отечественной войны. Такие Книги есть в каждом регионе: в Кирове их можно попросить в библиотеке имени Герцена. Может быть и так, что имени вашего родственника нет ни в одной из баз данных, ни в Книге Памяти. В этом случае можно попробовать отправить официальный по почте (!) в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Но для этого нужно знать более точную информацию о погибшем (например, в какой части он служил) и ответа придётся ждать около полугода.

Кстати, в редких случаях можно отыскать ещё и письма с фронта. Например, на сайтах и или в оцифрованной «Письма с фронта» (нужно просматривать вручную). Но искать придётся по фамилии и инициалам.

Что, если солдат пропал без вести?

Подсчёт пропавших без вести во время Великой Отечественной войны ведётся до сих пор. Разные исследователи называют цифру от 4 до 7 миллионов человек. Точное количество определить трудно, поскольку во фронтовых сводках пропавших без вести иногда объединяли с пленными либо вносили в списки с общим числом потерь. Порядка 500 тысяч человек были мобилизованы в первые дни войны, но не были зачислены в списки войск. Некоторые семьи не получали ни писем с фронта, ни «похоронок».

Информация о пропавшем также может храниться в одной из открытых баз данных. В первую очередь, это всё та же ОБД «Мемориал». Если у вас есть сведения, что солдат попал в плен, попробуйте набрать его имя и фамилию латиницей (Ivan Petrov). Кроме того, существует отдельная электронная данных военнопленных - Саксонские Мемориалы.

Попавшие в немецкий плен в ней перечислены по алфавиту. Если немецкий лагерь, в котором находился военнопленный, был освобождён советскими войсками, после окончания войны такой человек мог попасть в проверочно-фильтрационный лагерь НКВД. Увы, электронная база данных узников ПФЛ есть только по уроженцам Пермского края. Фильтрационно-проверочные дела и трофейные немецкие карточки можно попробовать разыскать через Государственный архив Кировской области

Также в поиске информации о без вести пропавших могут помочь поисковые отряды. С 1989 года в регионах, где были военные действия, проводятся «Вахты памяти», во время которых поисковики поднимают павших бойцов, идентифицируют их личности и затем по всей стране разыскивают родственников. У некоторых сохраняются документы, которые помогают опознать человека, в редких случаях - письма к родственникам или личные предметы с подписью (например, ложка). Но, как правило, идентифицировать человека удаётся по солдатскому медальону - маленькой металлической капсуле, в которую вкладывали листок бумаги с данными бойца.


Фото: serovglobus.ru

В ней указывали имя, военное звание, год и место рождения, место мобилизации и адрес семьи. Архив записей со всех найденных медальонов можно найти в интернете: их заносят в специальные книги - «Имена из солдатских медальонов», которые публикуются на Поискового движения России. Разыскав знакомое имя в списках, можно узнать, когда, где и кем был найден боец. Если в записи есть данные о том, что родственники погибшего найдены, можно запросить их контакты в поисковом отряде. Также информацию по фамилии бойца можно искать .


А теперь коротко:

1. Узнаём у родственников погибшего его ФИО, место и дату рождения, а также год и место призыва.

2. Ищем информацию в базах данных. В первую очередь, через ОБД «Мемориал». Пробуем набирать ФИО с ошибками: так, как они воспринимаются на слух.

3. Ищем дополнительную информацию: узнаём боевой путь солдата и награды на сайте «Память народа».

4. Ищем оцифрованные или расшифрованные фронтовые письма в интернете по имени бойца.


Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответы, их нам, и мы обязательно возьмём их в разработку.

Как найти своего родственника — участника Великой Отечественной войны по фамилии, как узнать данные о его наградах, воинских званиях, боевом пути и месте гибели? Эта памятка поможет вам собрать максимально подробную информацию о вашем предке, участнике ВОВ.

1 Разберите семейные архивы

Расспросите родных и близких, разберите семейные архивы и запишите всю информацию , которую узнаете. Особое внимание обратите на письма и официальные документы с фронта - в почтовом штампе зашифрован номер войсковой части .

Расшифровку можно найти на сайте www.soldat.ru

2 Обратитесь к базам данных

В первую очередь проверьте электронные архивы:

Введите данные о ветеране в поля поиска.

Если ничего не нашли - попробуйте различные варианты написания имени, фамилии и места рождения .

Если фамилия распространенная, воспользуйтесь расширенным поиском и введите дополнительную информацию .

Регулярно проверяйте базы данных - они постоянно пополняются и может появится новая информация о вашем солдате.

Не ограничивайтесь результатами поиска, которые отражаются сверху! Изучите весь документ - там есть дополнительные сведения. Если документ многостраничный, откройте титульный лист - там может быть номер части. Зная номер части вы сможете определить боевой путь подразделения.

Проверьте Книги памяти - они хранятся в военкоматах, архивах, краеведческих музеях. Сведения о солдатах вносились в книги по трем признакам: место рождения, место призыва и место захоронения. Если информации нет, обратитесь в Центральный музей Великой Отечественной войны(Москва, пл. Победы, 3, индекс 121096) - там хранятся все книги, выпущенные до 1996 года.

3 Отправьте запрос в официальные архивы

  • в метрической книге(хранятся в краевых архивах)
  • в записях актов гражданского состояния(хранятся в краевых архивах или в отделах ЗАГС)
  • в похозяйственных книгах(хранятся в архивах районных администраций)
  • в личном деле(хранятся на предприятиях)

4 Сделайте запрос в военкомат

Сделайте письменный запрос в военкомат призыва - укажите в нем все данные о ветеране, которыми вы располагаете(ФИО, год и место рождения, место призыва, звание и др.).

Если есть возможность, посетите военкомат призыва лично. Перед посещением обязательно:

  1. Скопируйте листы призывных книг, содержащие информацию о солдатах призванных в один день с вашим родственником.
  2. Проверьте все имена через сайт ОБД «Мемориал»(www.obd-memorial.ru)

Есть вероятность, что их отправили в то же место, что и вашего родственника.

5 Узнайте, где служил ваш родственник

Зная номер подразделения(дивизия, батальон и т.д.), вы сможете точно понять, где и когда сражался ваш предок. Боевой путь можно проследить на сайте «Память народа»

Россия сегодня играет особую роль в контексте стратегии и деятельности ОДКБ, а интенсификация сотрудничества между странами-участницами и повышение эффективности деятельности Организации сегодня является одним из важных внешнеполитических приоритетов для России. Так, согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., ОДКБ – главный межгосударственный инструмент, призванный противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера. Военная доктрина Российской Федерации формулирует ряд основных задач по сдерживанию и предотвращению конфликтов, которые включают в том числе и задачи по укреплению системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ и наращиванию ее потенциала. В 2014 г. в ходе своего председательства в ОДКБ Россия приложила серьезные усилия по повышению роли и потенциала Организации, а также развитию военного и военно-политического сотрудничества с партнерами.

Сегодня страны-участницы ОДКБ продолжат содействовать консолидации усилий в борьбе с международным терроризмом и считают миротворческую деятельность перспективным направлением развития организации, что полностью соответствует основным приоритетам российской внешней политики. В итоговом заявлении глав государств-членов ОДКБ по результатам саммита в Душанбе 15 сентября 2015 г. говорится о том, что «государства-члены ОДКБ рассматривают развитие миротворческого потенциала организации как перспективное направление ее деятельности и поддерживают подключение к международной миротворческой деятельности под эгидой ООН». В совместном заявлении отмечается также, что государства-члены ОДКБ продолжат содействовать консолидации усилий мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и нелегальной миграцией, обеспечению международной информационной безопасности.

История создания, основы деятельности, организационная структура

Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 г. главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 г.). Договор вступил в силу по завершении процессов национальной ратификации 20 апреля 1994 года. Ключевой статьей Договора является четвертая, гласящая, что:

«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Кроме того, в статье 2 Договором устанавливается региональный механизм консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, а также предусматривается заключение дополнительных соглашений, регулирующих отдельные вопросы сотрудничества в сфере коллективной безопасности между государствами-участниками.

Договор о коллективной безопасности заключался на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности (ссылка), на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды.

Дальнейшее развитие сотрудничества в формате Договора потребовало качественных институциональных изменений, что и привело к подписанию 7 октября 2002 года в Кишиневе (Молдавия) Устава Организации Договора о коллективной безопасности, которая с точки зрения международного права является региональной международной организацией безопасности.

В соответствии со статьей 3 Устава ОДКБ целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.

На основании статьи 5 Устава ОДКБ Организация в своей деятельности руководствуется следующими принципами: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

С 2004 г. организация имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Структура ОДКБ

Высший координирующий орган ОДКБ - секретариат во главе с генеральным секретарем (с апреля 2003 г. - Николай Бордюжа). Высшим политическим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят президенты государств - участников Договора. В период между сессиями СКБ его возглавляет президент страны, председательствующей в ОДКБ в текущем году. В 2014 г. председательство в уставных органах ОДКБ осуществляет Россия, в 2015 г. - Таджикистан.

Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

В состав Совета входят главы государств-членов.

В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Военный комитет - создан 19.12.2012 при Совете министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности в целях оперативного рассмотрения вопросов планирования и применения сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и подготовки необходимых предложений СМО.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.

Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.

Политическое сотрудничество

В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Встречи проводятся на уровнях министров иностранных дел, их заместителей, членов Постоянного совета при ОДКБ, а также экспертов. Особое внимание уделяется координации коллективных шагов государств – членов в международных организациях, для чего созываются периодические совещания полномочных представителей государств – членов ОДКБ при ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и других международных структурах, что позволяет более эффективно, на коллективной основе согласованно отстаивать общие интересы в этих международных структурах. В практику вошли неформальные встречи министров иностранных дел накануне заседаний СМИД ОБСЕ и сессий Генеральной ассамблеи ООН. Позитивный опыт сложился по итогам использования коллективных указаний полномочным представителям государств-членов при международных организациях.

Развивается сотрудничество с другими международными организациями на рабочем уровне. Подписаны меморандумы (протоколы) о сотрудничестве с ООН, ШОС, СНГ, ЕАЭС, Союзным государством, Планом Коломбо, Региональной антитеррористической структурой ШОС, Антитеррористическим центром и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ.

Представители Секретариата регулярно принимают участие в работе профильных подразделений ООН и ОБСЕ. Генеральный секретарь ОДКБ регулярно представляет подходы Организации к тем или иным актуальным вопросам международной повестки дня в ходе мероприятий, проводимых под эгидой ООН, ОБСЕ, других объединений. В свою очередь, свидетельствами серьезной нацеленности этих организаций на развитие сотрудничества с ОДКБ стали выступления их генеральных секретарей, Пан Ги Муна, Ламберто Занньера на заседаниях Постоянного совета при ОДКБ.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 18 марта 2010 года в Москве Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н.Бордюжа подписали Совместную декларацию о сотрудничестве между секретариатами ООН и ОДКБ.

Налажен механизм обмена мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, между высшими административно-должностными лицами ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет на практическом уровне оптимизировать распределение функций между региональными организациями, в сферу ответственности которых входит обеспечение безопасности в государствах Евразии.

В 2010 году приняты меры по совершенствованию системы кризисного реагирования Организации. Она дополнена политическим механизмом мониторинга и предотвращения возможных конфликтов. Разработан и апробирован алгоритм функционирования органов ОДКБ и государств – членов по оперативному предоставлению материально-технической и гуманитарной помощи, оказанию информационной и политической поддержки в случае возникновения кризисных ситуаций в зоне действия Договора о коллективной безопасности. Обязательства по взаимной, в том числе и военной, поддержке распространены и на случаи вооруженного нападения незаконных вооруженных формирований и бандгрупп. Вводится возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств – членов. Создана правовая основа для проведения экстренных консультаций и принятия решений, в том числе посредством видео-конференц-связи.

Военное строительство

Несмотря на важность и приоритетность коллективных политических действий для решения стоящих перед Организацией задач, спецификой ОДКБ является наличие дееспособного силового потенциала, готового к реагированию на широкий спектр традиционных и современных вызовов и угроз в евразийском регионе.

На сегодняшний момент в военную (силовую) составляющую Организации входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, Региональная российско-белорусская группировка войск (сил) Восточноевропейского региона, Объединенная российско-армянская группировка войск (сил) Кавказского региона. Действует Объединенная система ПВО России и Беларуси, создается российско-армянская региональная система ПВО.

КСОР ОДКБ (более 20 тысяч человек личного состава) являются компонентой постоянной готовности и включают высокомобильные контингенты вооруженных сил государств – членов, а также формирования сил специального назначения, которые объединяют подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. В декабре 2011 года главами государств – членов принято решение по включению в состав КСОР специальных подразделений антинаркотических ведомств.

Коллективные силы оперативного реагирования являются универсальным потенциалом, способным решать задачи по урегулированию конфликтов различной интенсивности, проводить специальные операции по пресечению террористических атак, насильственных экстремистских действий, проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности созданы Миротворческие силы ОДКБ (около 3,6 тысяч человек личного состава). На плановой основе ведется их обучение и подготовка к решению специфических задач по поддержанию мира. В 2010 году главы государств – членов выразили готовность, используя миротворческий потенциал ОДКБ для содействия Организации Объединенных Наций, внести вклад в предотвращение вооруженных конфликтов и мирное урегулирование возникающих конфликтных и кризисных ситуаций.

Контингентами региональных группировок, а также силами КСОР ОДКБ планово осуществляется совместная боевая подготовка. Регулярно проводятся учения и отработка других подготовительных мероприятий. Утверждена Межгосударственная целевая программа по оснащению КСОР ОДКБ современным оперативно совместимым вооружением и техникой. На эти цели Российской Федерацией планируется выделить значительные финансовые средства.

Предпринимаются шаги по созданию интегрированных систем военного назначения: объединенных систем противовоздушной обороны в центральноазиатском и других регионах, системы управления силами и средствами коллективной безопасности, информационно-разведывательной системы, системы технического прикрытия железных дорог.

Организация наряду с реализацией своих уставных целей на региональном уровне, решает задачи по содействию развитию национальных потенциалов государств – членов.

В соответствии с заключенным государствами – членами Соглашением об основных принципах военно-технического сотрудничества организована поставка союзникам по ОДКБ вооружения и военной техники по льготным (как для собственных нужд) ценам. Соглашение сыграло важную роль в том, что за 10 лет его практической реализации поставки продукции военного назначения в формате ОДКБ возросли практически десятикратно, превратились из политического в полноценный экономический фактор, в серьезную основу для формирования общего для ОДКБ рынка вооружений. Реализуемые подходы принесли государствам – членам ОДКБ выгоду, исчисляемую сотнями миллионов долларов США, а значительную часть поставок стали составлять современные и сложные образцы вооружения и военной техники.

Военно-техническое сотрудничество дополняется механизмом военно-экономической кооперации, которая предполагает выполнение в формате ОДКБ совместных программ НИОКР, модернизацию вооружений и военной техники – с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий. Основными инструментами взаимодействия на этом направлении являются Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и Деловой совет при МКВЭС, в рамках которых решаются вопросы сохранения специализации производств ОПК государств – членов, прорабатываются предложения о создании совместных предприятий по разработке, производству, утилизации и ремонту техники и вооружений.

Неотъемлемым элементом сотрудничества является совместная подготовка кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб государств – членов. Ежегодно на бесплатной или льготной основе в соответствии с существующими в ОДКБ соглашениями только в Российской Федерации зачисляется: в военные ВУЗы – до тысячи граждан государств – членов, в правоохранительные и гражданские ВУЗы – до 100 человек. В подготовке специалистов в сфере безопасности в настоящее время задействовано несколько десятков соответствующих образовательных учреждений.

Противодействие современным вызовам и угрозам

После принятия в 2006 году решений о придании ОДКБ многофункционального характера, Организация наращивает свой вклад в противодействие региональным вызовам и угрозам. Для координации национальных мероприятий созданы и успешно функционируют необходимые координационные механизмы. Основная цель ОДКБ заключается в том, чтобы выйти на практическое взаимодействие соответствующих служб, обеспечить возможность каждодневного сотрудничества рядовых сотрудников, получить реальную отдачу от прилагаемых усилий. Для этого под эгидой ОДКБ регулярно проводятся коллективные специальные оперативно-профилактические операции.

Важной практической сферой усилий Организации является противодействие наркотрафику. Под эгидой Организации Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков проводит Региональную антинаркотическую операцию постоянного действия «Канал», цель которой заключается в выявлении и блокировании маршрутов контрабанды наркотиков, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса. В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, внутренних дел (полиции), пограничной охраны, таможни, государственной (национальной) безопасности и финансовых разведок государств – членов Организации. В качестве наблюдателей в операции принимают участие представители около 30 государств, не входящих в ОДКБ, в том числе США, стран Евросоюза, ряда латиноамериканских государств, а также эксперты международных организаций: ОБСЕ, Интерпола и Европола.

Всего в ходе операций «Канал» из незаконного оборота изъято около 245 тонн наркотиков, в том числе более 12 тонн героина, около 5 тонн кокаина, 42 тонны гашиша, а также свыше 9300 единиц огнестрельного оружия и около 300 тысяч штук боеприпасов.

В феврале 2011 г. главами государств-членов ОДКБ было принято Заявление по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Продолжается работа в Совете Безопасности ООН по продвижению инициативы о придании афганскому наркопроизводству статуса угрозы миру и безопасности.

Под руководством Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции и по противодействию незаконной миграции которые предусматривают совместные усилия по перекрытию каналов незаконной миграции граждан третьих стран и пресечению преступной деятельности обеспечивающих трафик лиц и организованных групп «Нелегал».

Осуществляются совместные усилия в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Активно развивается взаимодействие специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции «Прокси».

Решением Президента Российской Федерации на базе МГУ создан Центр современных информационных технологий, где организована подготовка специалистов в сфере информационной безопасности. Последний поток из 19 слушателей – представителей государств – членов завершил обучение в Центре 14 декабря 2012 года.

Информационная работа и межпарламентское сотрудничество

Важную роль в деятельности Организации играет межпарламентское сотрудничество. С 2006 года действует Парламентская ассамблея ОДКБ (ссылка), которая, по сути, является второй после инструментов исполнительной власти несущей конструкцией, обеспечивающей стабильность в деятельности ОДКБ.

ПА ОДКБ является важным средством политического сотрудничества ОДКБ. Гибкость парламентской работы позволяет в необходимых случаях проявлять большую оперативность и открытость при реагировании на актуальные события международной жизни, при установлении контактов с нашими партнерами на Западе. Традиционно, в целях анализа военно-политической обстановки в регионах коллективной безопасности проводятся выездные заседания постоянных комиссий Парламентской ассамблеи с последующим докладом Совету ПА.

Парламентская ассамблея ОДКБ также играет значительную роль в обеспечении единых подходов к гармонизации законодательства, работой над сближением правовых полей государств-членов, прежде всего, по вопросам основной деятельности Организации, а именно: незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция, борьба с терроризмом и организованной преступностью.

ОДКБ ведет интенсивную информационно-аналитическую работу, активно взаимодействует со средствами массовой информации, журналистскими организациями и пресс-службами органов власти государств – членов в целях взаимодополнения усилий в сфере информационного сотрудничества, противодействия пропаганде насилия, идеологии расизма и ксенофобии. Выходит печатный орган ОДКБ, которым является периодический информационно-аналитический журнал «Союзники». На МТРК «Мир» организована еженедельная телепрограмма с одноименным названием. На Радио России выходит ежемесячная передача «Международная политика – ОДКБ».

Экспертами Института ОДКБ проводятся фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру вопросов, касающихся Организации. Функционирует Научно-экспертный совет ОДКБ, в рамках которого с привлечением экспертов ведущих научных центров государств – членов рассматриваются актуальные проблемы формирования системы коллективной безопасности в современных геополитических условиях.

Председательство России в ОДКБ, 2014 г.

Председательство России в ОДКБ строилось на утверждённых Председателем Совета коллективной безопасности ОДКБ, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным приоритетах и плане мероприятий по реализации решений сентябрьской (2013 года) сессии СКБ ОДКБ в Сочи.

В целях укрепления механизмов сотрудничества и обеспечения безопасности на внешних границах зоны ответственности ОДКБ основное внимание уделялось принятию превентивных мер по противодействию вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана. Создана временная рабочая группа из представителей пограничных ведомств государств-членов ОДКБ для координации работы по укреплению пограничной безопасности в Центральной Азии. Рабочая группа по Афганистану при СМИД ОДКБ проводила регулярную «сверку часов» по развитию ситуации, в ее работе принимали участие представители ряда международных организаций.

Продолжалось совершенствование совместной оперативной и боевой подготовки сил и средств системы коллективной безопасности. Принято решение о создании Коллективных авиационных сил ОДКБ. В 2014 году проведены три крупных совместных учения: «Рубеж - 2014», «Нерушимое братство - 2014» и «Взаимодействие-2014». Существенный импульс более тесному сотрудничеству в сфере безопасности придал неформальный саммит глав государств-членов в Москве 8 мая 2014 года.

Осуществлялась комплексная работа по развитию миротворческой компоненты деятельности Организации. С Департаментом операций по поддержанию мира Секретариата ООН прорабатывались рекомендации в части состава, структуры, оснащения, подготовки миротворческих контингентов ОДКБ с прицелом их подключения к операциям по поддержанию мира под эгидой ООН.

Будучи многопрофильной международной организацией, ОДКБ укрепляла механизмы борьбы с современными вызовами и угрозами безопасности, прежде всего, в таких областях, как противодействие наркотрафику, незаконной миграции, преступлениям в информационной сфере. Принята Антинаркотическая стратегия ОДКБ на 2015-20 гг., на регулярной основе проводились антинаркотическая операция «Канал», комплекс специальных мероприятий по противодействию незаконной миграции «Нелегал». Статус операции постоянного действия придан операции «ПРОКСИ» по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий. Поступательно усиливается потенциал Организации в борьбе с чрезвычайными ситуациями. В числе важных направлений работы остается борьба с терроризмом и организованной преступностью.

Получило дальнейшее развитие парламентское измерение деятельности ОДКБ, в первую очередь, в плане синхронизации национальных законодательств государств-членов. 6 ноября 2014 года В.В.Путин принял руководителей парламентов государств-членов ОДКБ, а также стран - наблюдателей при ПА ОДКБ - Сербии и Афганистана

Важнейшим направлением работы ОДКБ становится внешнеполитическая координация государств-членов. Регулярный характер приобрели рабочие встречи министров иностранных дел «на полях» крупных международных мероприятий, продолжена и расширена практика принятия совместных заявлений по актуальным для государств-членов ОДКБ вопросам. В период председательства России в ОДКБ принято 17 совместных заявлений, 6 из которых - министрами иностранных дел ОДКБ.

В целях развития взаимодействия между ОДКБ и другими международными и региональными организациями состоялись встречи Генерального секретаря ОДКБ и Председателя Постоянного совета ОДКБ с Генсекретарем ООН и его заместителями, дважды проводились встречи с Генеральным секретарем ОБСЕ. На 69-ой сессии ГА ООН была принята Резолюция о сотрудничестве между ООН и ОДКБ.

Расширялись внешние связи ОДКБ с другими международными организациями, прежде всего СНГ, ШОС. При поддержке российского председательства организованы встречи Генерального секретаря ОДКБ с латиноамериканскими государствами и странами АТР.

В целом председательство России в ОДКБ способствовало повышению роли и потенциала Организации, а также развитию союзнических отношений с партнерами. В 2015 г. председателем в ОДКБ стал Таджикистан.