Классный солнце воздух и вода. Закаливание (солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья). Художественное оформление изделий

Синяева Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №30
Населённый пункт: Г.о. Балашиха, Московская область
Наименование материала: Проектно-исследовательская деятельность
Тема: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
Дата публикации: 26.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30» города Балашиха

«Веснушки»

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

краткосрочный педагогический проект

Разработала: воспитатель

МАДОУ «Детский сад

№30«Веснушки»

Синяева Екатерина Алексеевна

Балашиха, 2018

1.Теоретическая обоснованность и актуальность проекта…………………..3

2. Солнце, воздух и вода – как естественные источники закаливания……...5

3. Описание проекта «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» ........11

4.Заключение………………………………………………………………...….17

5. Список используемой литературы……………………………………..…...18

1.Теоретическая обоснованность и актуальность проекта

Полное наименование проекта: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие

Тип проекта : воспитательно-оздоровительный.

Участники проекта : воспитанники, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта : краткосрочный (1,5 месяца)

Проблема и актуальность

современном

развития

общества

проблемами

являются: ухудшение экологической ситуации, социальная неустойчивость,

снижение уровня жизни, что способствует ухудшению здоровья детей, его

физического, психического и социального компонентов.

проблемы

затрагивают

дошкольном

возрасте.

Следовательно,

необходимо

использовать

здоровьесберегающие

технологии,

оптимальную

рациональную

организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительно-

профилактических задач.

природы",

древнегреческие мыслители Сократ и Аристотель. О целебной силе воздуха,

воды и солнца знали египтяне, римляне и греки. Сильное, бронзовое от

загара тело почиталось, а бледный цвет лица и слабые мышцы считались

неприличными.

недостаточное

количество

солнечного света в осенне-зимний период, поэтому очень важно весной и

летом более длительное пребывание детей на солнце. В это время также

увеличивается возможность для игр с водой, с песком, купание и обливание,

игр на воздухе.

Солнечные

являются

сильными

раздражителями.

воздействием

человека

вырабатывается

эндорфин,

происходят

определенные

изменения

физиологических

повышается

температура

учащается

углубляется

расширяются

кровеносные

усиливается

потоотделение, при котором из организма выводятся вредные вещества,

активизируется обмен веществ.

Воду по праву можно назвать эликсиром жизни. Систематические

обливания,

сочетаемые

интенсивными

физическими

упражнениями,

являются

стимулятором

бодрости,

хорошего

настроения, источником здоровья.

Длительное пребывание на свежем воздухе повышает устойчивость

организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний,

улучшает

Весной и летом особенно важно больше находиться в лесу, парке и у

водоемов,

фитонцидами

активными

веществами,

выделяемыми

растениями.

последнее

средствах

массовой информации все больше внимания уделяется здоровому образу

С наступлением весенне-летнего оздоровительного периода дети все

больше времени будут проводить на улице, выезжать с родителями за город,

ходить в парк, в лес. Однако, проведенная с детьми беседа, позволила

выявить несформированность представлений детей о значении природных

факторов

укрепления

здоровья,

родители

затрудняются

правильно организовать деятельность детей, направленную на сохранение и

укрепление их здоровья.

Таким образом, работа над проектом направлена на систематизацию и

расширение знаний детей о значении солнца, воздуха и воды в жизни и

здоровье

человека,

укрепление

здоровья

посещающих

детский сад.

создание

оптимальных

сохранения

укрепления физического здоровья воспитанников ДОУ и формирование у

детей представлений о значении природных факторов в жизни человека.

1) Сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

2) Развивать познавательный интерес детей к окружающей природе.

3) Обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств

4) Формировать навыки безопасного поведения в природе.

5) Воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к

людям, ведущим здоровый образ жизни.

Ожидаемые результаты:

1.У детей сформируется начальное представление о здоровом образе

2.Совершенствуется

двигательная

активность

повысится

общий тонус организма.

3.Детско-родительские отношения будут носить партнерский характер

в совместной творческой деятельности.

4.Расширяются знания детей о свойствах воды, воздуха и солнца.

2. Солнце, воздух и вода – как естественные источники закаливания.

Закаливание –

использование

совершенных,

созданных тысячелетней эволюцией физиологических механизмов защиты и

адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытые возможности

организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым

устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней

Приступая к закаливанию, следует придерживаться следующих принципов:

а) Систематичность использования закаливающих процедур.

Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день

в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных

перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами

будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается

определенная

стереотипная

применяемый

раздражитель:

изменения

организма

воздействие

развивающиеся

результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при

строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижают

приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям.

В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции.

Так, проведение закаливающих процедур в течение 2-3 месяцев, а затем их

прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3-

4 недели, а у детей через 5-7 дней.

б) Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

Закаливание принесет положительный результат лишь в том случае, если

сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться

постепенно. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом

или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью.

применения

закаливающих

процедур

организма

возникает

определенная

ответная

дыхательной,

сердечно-

сосудистой

центральной

неоднократного

повторения

процедуры

организма

постепенно

ослабевает, а дальнейшее ее использование уже не оказывает закаливающего

изменить

длительность

воздействия

закаливающих процедур на организм.

в) Последовательность в проведении закаливающих процедур.

Необходима

предварительная

тренировка

организма

щадящими

процедурами.

обтирания,

приступить

обливаниям,

соблюдая

постепенности

снижения температур.

проведении

закаливания

придерживаться

известного

медицинского

раздражители

способствуют

отправлению функций, сильные мешают ему, чрезмерные – губительны.

г) Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья.

Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно

на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому прежде чем приступать к

закаливающих

процедур,

обратиться

Учитывая

состояние

организма,

правильно

подобрать

закаливающее

средство

посоветует,

применять,

предупредить нежелательные последствия.

д) Комплексность воздействия природных факторов.

К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются

для закаливания организма, относятся воздух, вода и солнечное облучение.

закаливающих

процедур

объективных

состояния

здоровья,

климатических

географических

условий места жительства.

Закаливание воздухом. Воздух - это среда, постоянно окружающая человека.

Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со

слизистой

оболочкой

дыхательных

исключительной

особенностью воздушных процедур как закаливающего средства является

доступны

различного

возраста

применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми

заболеваниями.

заболеваний

(неврастения,

гипертоническая

стенокардия)

процедуры

назначаются

лечебное средство.

Указанный вид закаливания надо начинать с выработки привычки к свежему

значение

укрепления

здоровья

прогулки.

Закаливающее

действие

организм

способствует

повышению

эндокринной

влиянием

воздушных

улучшаются

процессы

пищеварения,

совершенствуется

деятельность

сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический

повышается

количество

эритроцитов

гемоглобина).

Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма,

оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости,

свежести. Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом

комплексного

воздействия

физических

факторов:

температуры,

влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на

берегу моря на человека оказывает влияние и химический состав воздуха,

температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн:

индифферентные

прохладные

умеренно

холодные

холодные

очень холодные (ниже 4С).

Немаловажное

значение

воздушных

подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм закаливания

скорости,

значение

направление.

способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую

Воздушные

процедуры

закаливания

применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе

(прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых

происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры

на обнаженную поверхность тела человека.

Закаливание

Солнечные

инфракрасные

обладают

выраженным

тепловым

действием

организм.

способствуют

образованию

дополнительного

организме.

результате

усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с

поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает

гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение

воздушных ванн всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливает

влияние на организм УФ радиации. УФ лучи оказывают преимущественно

химическое

действие.

облучение

обладает

биологическим

эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который

оказывает

выраженное

антирахитическое

действие;

ускоряет

обменные

процессы;

влиянием

образуются

высокоактивные

продукты

белкового

биогенные

стимуляторы.

способствуют

улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая

тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и

инфекционным

заболеваниям;

оказывают

тонизирующее

действие

практически

организма.

обладает

разной степенью чувствительности к солнечному облучению. Это связано с

толщиной рогового слоя, степенью кровоснабжения кожи и способностью её

к пигментации.

Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно,

иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный

Принимать

солнечные

особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда

солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе – 9-13

и 16-18 часов; на юге – 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо

принимать при температуре воздуха не ниже 18С. Продолжительность их не

доводя до часа). Воздушных ванн время приема солнечных ванн нельзя

спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными

Закаливание

водой. Мощное

средство,

обладающее

выраженным

охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во

много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам

холодней

Показателем

закаливающих

процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое

бледнеет,

краснеет,

положительном

воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции

справляются

охлаждением.

выражена

побледнение и покраснение ее отсутствует – это означает недостаточность

воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить

длительность

процедуры.

побледнение

сильного

холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае

уменьшить

холодовую

нагрузку,

повысить

температуру

сократить время процедуры.

Различают

организма

действие

пониженной

температуры воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при более

глубоком охлаждении - и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза - в

связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация,

кожа становится красной, снижается артериальное давление, активируются

тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки с

высвобождением

биологически

активных

интерфероноподобными свойствами. Эта фаза характеризуется улучшением

самочувствия, увеличением активности. Третья фаза (неблагоприятная) -

исчерпываются

приспособительные

возможности

организма,

возникает

спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется

систематическом

использовании

закаливания

сокращается

наступает

наступила

процедуры

традиционные

нетрадиционные, или интенсивные.

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

а) Обтирание - начальный этап закаливания водой. Это самая нежная из всех

процедур.

применять

возрастах,

младенческого.

проводят

полотенцем,

смоченной водой. Обтирают сначала верхнюю половину тела (руки, шею,

вытирают

растирают

полотенцем

красноты, а затем проделывают то же с нижней половиной тела (живот,

поясница, нижние конечности). Конечности растирают от пальцев к телу.

Туловище

растирают

круговыми

движениями

направлению

подмышечным

впадинам.

Продолжительность

процедуры

превышает 4-5 мин, включая растирание тела. Для обтирания применяют

прохладную

постепенно

переходят

холодной (ниже 16 С).

б) Обливание - следующий этап закаливания. Оно бывает местное и общее.

Местное обливание – обливание ног. Для первых обливаний целесообразно

применять воду с температурой около + 30С, в дальнейшем снижая ее до +

обливания

проводится

энергичное

растирание

полотенцем. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры

преимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так,

чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем

грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть

полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем

обливание.

оказывает

массирующее

действие,

ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.

в) Душ – еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания

температура воды должна быть около +30-32С и продолжительность не

более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и

увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При

хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя

2-3 раза воду 35-40С с водой 13-20С на протяжении 3 мин. Регулярный

прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости,

повышенной работоспособности. При купании осуществляется комплексное

влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания

можно при температуре воды 18-20С и 14-15 С воздуха.

Местное закаливание холодом. Для закаливания рекомендуется наряду с

применять

процедуры.

Наиболее

распространенные из них обмывание стоп и полоскание горла холодной

водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения

части организма. Обмывание стоп проводится в течении всего года перед

сном водой с температурой вначале 26-28С, а затем снижая ее до 12-15С.

После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения.

Полоскание

проводится

используется вода с температурой 23-25С, постепенно каждую неделю она

снижается на 1-2С и доводится до 5-10С.

В последние годы все большее и большее внимание привлекает зимнее

купание. Зимнее купание и плавание оказывают влияние практически на все

функции организма. У «моржей» заметно улучшается работа легких, сердца,

возрастает газообмен, совершенствует система терморегуляции.

Таким образом, закаливание естественными природными источниками – это

приучение

организма

переносить

перемену

ветер, сквозняки, сырость. Если человек хочет быть здоровым и

крепким, надо привыкать сносить капризы погоды, не поддаваться лени,

бодро переносить трудности, формировать характер.

3. Описание проекта «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Проект разделен на три блока, в которых дети в увлекательной форме,

без заучивания и повторения правил приобретают знания о свойствах воды,

взрослого,

самостоятельно участвую в различных экспериментах.

Перспективный план по реализации проекта

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Мероприятие

Цель

Подбор художественной литературы,

скороговорок,

считалок

исследования.

Проанализировать

литературу

ознакомления

природой с помощью сказок, стихов,

скороговорок, считалок.

Создание условий для опытов и игр с

водой, воздухом и солнцем.

Мотивировать

дошкольников

познанию неживой природы.

Выставка

рисунков

«Солнце, воздух и вода», «Осенний

Побудить

родителей

совместному

творчеству

Пополнение картотек стихотворений,

исследуемой

Систематизировать

использовать

картотеки как основу для проведения

исследовательской работы.

сюжетно-ролевых

дидактических игр, иллюстраций по

Ф о р м и р о в а т ь

у м е н и я

творчески развивать сюжет игры.

П р и в л е ч е н и е

р о д и т е л е й

пополнению

мини-лаборатории

п р е д м е т а м и

п р о в е д е н и я

экспериментов.

Анкетирование

родителей

«Закаливание

дома и в ДОУ».

Привлекать

внимание

родителей

детскому

творчеству

созданию

у с л о в и й

п р о в е д е н и я

э к с п е р и м е н т о в.

Д о н е с т и

родителей

важность

закаливания

природными источниками.

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Деятельность

родителей

1 блок. «Солнышко лучистое»

НОД «Что произойдёт,

если не будет солнца?». Цель и

з а д а ч и:

р а з в и в а т ь

Изготовление

информационной

познавательный

с о л н ц у,

с и м в о л у

источнику

повышать

р е ч е в у ю

а к т и в н о с т ь;

в о с п и т ы в а т ь

у м е н и е

уд и в л я т ь с я,

л ю б о в а т ь с я

окружающим миром.

Самостоятельная

д е я т е л ь н о с т ь

«Солнечные зайчики».

«Чтение художественной

литературы».

потешек, закличек о солнышке,

загадывание загадок о неживой

«Художественное

творчество».

Рисование

г о с т я х

с о л н ы ш к а » .

Конструирование

«Солнышко лучистое».

«Безопасность». Беседа с

детьми о том, для чего нужно

солнышко,

правильно

одеваться

солнечную

жаркую погоду.

«Музыка». Разучивание

песен «Солнечный круг»

«Социализация».

Дидактические

картинки»,

«Собери солнышко» и т..д.

закличек;

г о с т я х

солнышка»,

труирование

«Солнышко

лучистое»,

обсуждения

детей по теме.

«Закаливание.

Воздух, солнце и

2 блок «Царство воды»

водичка». Цель и задачи: учить

проводить

несложные

закрепить

з а п а х а,

воспитывать у детей бережное

отношение

воде; развивать

логическое

мышление,

рассуждать;

активизировать

словарный запас.

Закаливающие процедуры.

Умывание

прохладной

лица и шеи; мытьё рук до локтя.

«Художественное

творчество».

Рисование

царстве».

з а д а ч и:

продолжать знакомить детей со

свойствами

воды; закреплять

о сновных

ц в е т о в,

знакомить с новыми цветами и

о т т е н к а м и;

ф о р м и р о в а т ь

полож ит ельно е

тие в занятиях,

ю д е н и е

самостоятельное

проведение

опытов с водой;

дидактических,

ролевых играх;

енировка сцен в

прочитанных

произведениях;

оформлении

Анкетирование.

отношение к рисованию.

«Чтение художественной

литературы».

Разучивание

воды», «Водичка-водичка, умой

стихотворений

р еч к а » ,

«Берегите воду»).

«Безопасность». Беседы с

ч е л о в е к а,

о п а с н о с т и

употребления грязной воды.

упражнение «Вымоем посуду»,

«Польем цветы».

«Музыка».

Разучивание

песни «Дождик, дождик».

«Социализация». С/р

театрализованная

деятельность

« Р у ч е е к

р е ч к а » ;

дидактические

« С о бе р и

картинку» и т.д.

3 блок «Воздух - невидимка»

НОД «Воздух, которым мы

задачи: способствовать

расширению знаний о воздухе;

развивать

п озн авател ь н ую

активность

процессе

экспериментирования;

активизировать

воспитывать умение добиваться

результатов.

«Художественное

творчество».

«Осенний

рисовать

используя

нетрадиционный

рисования

бу м а го й)

п о д ч е р к н у т ь

значение лесов в жизни людей.

Эксперимент «Где чище

«Чтение художественной

литературы».

З а г а д ы в а н и е

стихов о природе, пословиц и

выражений о воздухе.

О б р а зо ват е л ь н а я

о б л а с т ь

« Ф и з и ч е с к а я

к у л ь т у р а » .

П р о в е д е н и е

з а н я т и я

физкультуре

свежем воздухе.

«Безопасность». Беседы с

детьми на тему «Нам полезен

ч и с т ы й

в о з д у х » ,

правильно себя вести на улице».

Закаливающие процедуры.

Принятие

воздушных

гимнастика

п р о буж д е н и я;

проветривание

помещения,

рассматриван

иллюстраций

занятиях;

разучивание

пословиц,

наблюдение

самостоятель

проведение

обсуждение

результатов.

П р о г у л к и

детьми на свежем

с п а с т и

в о з д у х

загрязнения».

Б е с е д а

родителями

«закаливание

организма.

закаливания».

прогулка

хождение босиком по коврикам-

массажёрам.

наши лучшие друзья».

Обобщить знания детей о свойствах

с о л н ц а,

в о з д у х а

сформировать у детей представление

об их пользе.

Здоровья

«Спортивная

эстафета».

Привлекать

здоровому

спортивные

развлечения.

Выставка

фотографий

мероприятий

Показать

проделанную

посредством фотографий.

Таким образом, в ходе проведения проекта «Солнце, воздух и вода –

наши лучшие друзья» были получены следующие результаты:

Сделана выставка фотографий тему: «Солнце, воздух и вода – наши

лучшие друзья!»;

С помощью инструктора по физической культуре организовали и

провели «День Здоровья»;

д е т е й старшей

группы появился

вести здоровый образ жизни ;

Дети с удовольствием принимают воздушные ванны , ходят босиком

коврикам

массажерам,

умываются

прохладной

испытывая при этом удовольствие, моют руки по локоть, полощут рот,

играют с водой;

Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают,

прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе , но и на

Воспитательная ценность проекта :

значительно

повысился

заниматься

гимнастикой,

физкультурой,

принимать

закаливающих

процедурах.

Познавательная ценность проекта :

У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни .

Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.

Проявилось

творчество

фантазия

изготовлении

рисунков,

поделок и экспериментов по данной теме.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении:

С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо

продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и

реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием

интегрированного

направлении.

Продолжать

внедрять

педагогическую

практику здоровье

сберегательные

технологии ,

направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников .

Заключение

Формирование отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо

активного

процессе

педагогов

персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только

изменением

реальных

результатов

изменении

отношения дошкольников и

р о д и т е л е й

собственному здоровью .

Потребность

в здоровом образе

необходимо

формировать

раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям

окружающей среды . При профессиональном подходе к вопросам здоровье

сбережения у

укрепляется

быть здоровым ,

вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не

причинить вреда себе и другим.

Именно поэтому нами был выбран и разработан проект «Солнце, воздух и

вода – наши лучшие друзья», который смог объединить детей, родителе и

педагогов,

организовать

совместную

получить

положительный

результат по данному направлению.

Список используемой литературы.

1. Болонов Г. П., Н.В. Болонова. Сценарии спортивно- театрализованных

праздников. Москва «Школьная Пресса», 2004 г.

2. Кузнецова М.Н. «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ».

Практическое пособие, 2011г.

3. Кудрявцева В.Т. «Развивающая педагогика оздоровления» программно –

методическое пособие, 2010г.

4. Коновалова И. Т., Г.И. Кулик «Организация воспитательной и

оздоровительной работы в ДОУ», 2011 г.

5. Моргунова О.Н. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ», 2015 г.

6. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни

«Мозаика- синтез». Москва, 2010 г.

7. Павлова М. А. «Основы здорового образа жизни». М., 2009 г.

8. Шебеко В. Н., Ермак Н.Н. физкультурные праздники в детском саду.

Москва. «Просвещение», 2001 г.

Формировать представление о здоровом образе жизни; дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух , вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха , солнца в жизни человека ; формировать знания о том, что природа является источником здоровья; сформировать знания о предметах личной гигиены и понятии – личная гигиена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект на тему:

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Выполнила:

Овчаренко М.М.

Воспитатель

Краснодар

2018

Цель: формировать представление о здоровом образе жизни; дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух , вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха , солнца в жизни человека ; формировать знания о том, что природа является источником здоровья; сформировать знания о предметах личной гигиены и понятии – личная гигиена.

Задачи:

Образовательная.

1. Расширять представление детей о предметах быта, связанных с культурно- гигиеническими привычками, о том что природа является источником здоровья.

2. Расширять представление о культурно- гигиенических привычках средствами художественной литературы.

Развивающая.

1. Формировать умение ориентироваться в пространстве.

2. Развивать умение точно выполнения движения в соответствии с текстом.

Воспитательная.

1. Формировать умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками по поводу соблюдения культурно – гигиенических привычек.

2. Воспитывать желание следить за своим внешним видом и аккуратность.

Предварительная работа: Разучивание стихов, разгадывание загадок; чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»; беседы с детьми: о солнце, воздухе, воде; о личной гигиене.

Оборудование: схема чистки зубов, голубые ленточки, воздушный шарик , картинки по сказке К. Чуковского: «Краденое солнце».

Ход занятия

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Здравушка»,а отправимся мы на волшебном транспорте. Садитесь на ковер – самолет, закрывайте глаза, скажем волшебные слова:

Наш ковер по небу мчится,

Волшебство сейчас случится…

Вот мы и прилетели.

Ребята скажите, когда мы с вами летели, что светило нам в пути?

Дети : Солнце.

Воспитатель : Ты весь мир обогреваешь,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все…

Дети: солнце.

Воспитатель : дети, а что дает нам Солнышко?

Дети: тепло, свет, солнечный загар, витамин «Д» .

Воспитатель : правильно, с солнцем мы получаем загар, принимаем солнечные ванны, витамин «Д» нужен нам для того, чтобы наши кости были крепкими.

Воспитатель : давайте, вспомним произведение К. Чуковского «Краденое солнце». (Показ картинки из произведения). Что случилось с зверями, когда крокодил красное солнышко проглотил?

Дети: звери испугались, потерялись…

Воспитатель : а могут ли жить без солнца люди, звери, птицы растения, животные?

Дети: нет.

Воспитатель : правильно, без солнца не было бы жизни на нашей планете. Но, солнце – это лекарство, которое следует принимать дозировано и, не переусердствовать. Но в разумных количествах солнце лечит. Под воздействием солнечных лучей формируется витамин «Д», который нельзя получить с пищей. Витамин «Д» полезен для нашего организма тем, что помогает нам расти и укрепляет наши кости. Но если не соблюдать определенные правила, солнце может навредить нашему организму. Как вы думаете, когда солнце для нас может быть опасным?

Дети: летом.

Воспитатель : правильно, солнце бывает опасно летом, когда сильно греет. Летом мы все едем с семьёй на море, где любим купаться и загорать. Давайте, запомним, какие советы нам помогут, когда мы загораем.

Воспитатель :

Загорай постепенно, в меру, не злоупотребляя долгим пребыванием на солнце;

Продолжительность первой солнечной ванны должна быть не более 20-30 минут;

Солнечные ванны принимай утром с 7до 12 часов, когда воздух еще чист и не разогрет чрезмерно;

Голову обязательно защищай от солнечных лучей косынкой или панамой;

Не принимай солнечные ванны в неподвижном месте положении.

Физкультминутка

Солнце, воздух и вода

Наши верные друзья

(шагают на месте)

Рано утром мы проснулись

И до солнца дотянулись

(Потягиваются на носочках)

Чтоб здоровым быть всегда

Помогает нам вода

(Показывают, что плывут)

На прогулку мяч бери

Прыгай, бегай, не грусти!

(Прыгают, изображая отбивание мяча)

Вот как Солнышко встает

Выше, выше, выше. Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки.

К ночи Солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. Дети приседают, опуская руки вниз.

Хорошо, хорошо Солнышко смеется,

А под Солнышком нам

Весело живется. Дети шагают на месте, хлопая в ладоши.

Воспитатель : ребята, давайте все закроем глаза и представим, что мы находимся на берегу водоёма. Светит солнышко. Его лучики ласкают наши щёчки, носик, руки и ноги. Прилетел ветерок, который обдувает нас со всех сторон. Нам становится приятно от его прикосновений. Мы чувствуем себя хорошо. У вас отличное настроение. Открыли все глазки.

Воспитатель : дети, а к нам пришел необычный гость.

Что это?

Дети : шарик.

Воспитатель : он почему – то сдувается. Что внутри его было?

Дети: Воздух.

Воспитатель : что мне нужно сделать, чтоб он снова стал круглым?

Дети : надуть.

Воспитатель: где мы можем ощутить воздух?.

Дети: в мяче, воздушном шаре, на улице.

Воспитатель : зачем нам нужен воздух?

Дети: чтобы дышать.

Воспитатель: можем прожить без воздуха?

Дети: нет.

Дыхательная гимнастика - упражнение «Погончики» по Стрельниковой.

И. П – стоя ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.

Вдох носом, плавно поворачиваем голову к правому плечу, выдох через рот, голову прямо, вдох, плавный поворот к левому плечу, выдох.

Звучит музыка и входит «Мойдодыр»

Мойдодыр: Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки.

Я великий умывальник.

Знаменитый Мойдодыр.

Умывальников начальник

И мочалок командир.

Отвечайте мне.

Вы здоровенькие?

Дети: Да

Мойдодыр: Вы чистенькие?

Дети: да.

Мойдодыр: с мыло дружите?

Дети: да.

Мойдодыр: с водой дружите?

Дети: да.

Мойдодыр: Покажите-ка, как вы дружите с водой, как моете руки (показ детьми правила мытья рук)

Чтение и имитация движениями.

Кран откройся нос умойся

Мойтесь сразу оба глаза

Мойтесь уши, мойся шейка, мойся шейка хорошенько.

Мойся мойся обливайся, грязь смывайся, грязь смывайся.

Мойдодыр: а где можно встретить воду?

Дети: в реке, ручейке, океане… (ответы детей) .

Игра «Ручеек»: короткие ленточки, разложенные в разных местах групповой комнаты, соединить их в одну «большую речку».

Мойдодыр: а какие предметы личной гигиены вы знаете?

Дети: расческа, мыло, зубная щетка, паста…

Мойдодыр: каждое утро и вечер всем нужно чистить зубы, так как между зубами остаются остатки пищи. Рассмотреть с детьми правила чистки зубов.

А отгадаете ли вы мои загадки?

Загадки :

Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (расческа)

Костяная спинка, жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит

Нам усердно служит

(зубная щетка)

Гладко и душисто, моет очень чисто,

Нужно, чтоб у каждого было. Что это? (мыло) .

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос села кляксы,

То она нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук. (вода)

Мойдодыр : Ну, молодцы, теперь я уверен, что вы всегда будете следить за чистотой своего тела, за своим здоровьем. До свидания ребята.

Дарит детям детское мыло.

Воспитатель : ребята, вот наше путешествие и подошло к концу, нам пора отправляться в детский сад, давайте займем свои места на ковре - самолёте.

Полетели:

Наш ковер по небу мчится,

Волшебство сейчас случится…

Вот мы и вернулись в детский сад. Скажите что вы узнали, кого мы можем назвать нашими лучшими друзьями?

Дети : Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.

Воспитатель : Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,

И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда

На прогулку вы ходите, она вам силы даст, друзья!


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ СПО Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной

на тему: Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

Выполнила: студентка 402 группы

Яшина Ольга

Проверила: преподаватель оториноларингологии

Ежова Галина Георгиевна

Самара 2013

1.1 В чем польза

1.2 В чем опасность

1.3 Меры предосторожности

Список литературы

1. Солнце

Воздействие солнца на человека крайне велико. Без его света трудно представить нашу повседневную жизнь. Однако солнечные лучи - это не только тот свет, который мы видим, а также ультрафиолетовые лучи.

1.1 В чем польза

солнце воздух вода иммунитет

Солнце, несомненно, полезно для здоровья. Под воздействием ультрафиолетовых лучей активизируется обмен веществ, улучшается работа желез внутренней секреции и кровеносной системы, увеличивается количество гемоглобина, в коже синтезируется витамин D, необходимый для полноценного развития зубов, костей и других органов, нормализуется фосфоркальциевый обмен, давая запас сил для долгих осени и зимы. Ультрафиолетовые лучи воздействуют на мозговые центры, управляющие половой и эндокринной системами. Даже недолгое пребывание человека на солнце способствует выбросу в кровь особых веществ -- эндорфинов, которые поднимают уровень настроения и в целом положительно влияют на эмоциональное состояние. Но каждый должен помнить, что солнечные ванны приносят пользу только в том случае, когда принимаются в адекватных дозах. Для организма полезно лишь небольшое количество ультрафиолетовых лучей.

1.2 В чем опасность

Длительное воздействие на организм прямых солнечных лучей вызывает раннее старение кожи, появление глубоких морщин, которые не разглаживаются, и пигментных пятен, а также солнечные ожоги.

Помимо сугубо «эстетических» проблем, злоупотребление солнцем приводит и к более опасным последствиям -- раку кожи и груди, а также генным изменениям. В группу риска входят люди с большим количеством родинок на теле, страдающие некоторыми заболеваниями кожи, а также люди с очень светлой кожей и женщины, предпочитающие загорать топлес.

Неуемная страсть к загару вызывает повышение артериального давления, учащение пульса, аритмию, головную боль и слабость, не проходящую и после отдыха в тени. Под действием палящих лучей солнца обостряются многие хронические заболевания: ревматоидный артрит, системная красная волчанка и даже язва желудка.

Избыток ультрафиолетовых лучей вызывает ослабление иммунной системы, проявляющееся постепенно: к любителям загара вдруг начинают липнуть болезни, о которых они раньше и знать не знали. Снижение иммунитета после долгого пребывания на солнце повышает риск заболеть туберкулезом.

Сильное солнечное излучение оказывает негативное воздействие и на глаза, повреждая роговицу, хрусталик и даже сетчатку. Кроме того, довольно часто солнце вызывает аллергический конъюнктивит.

1.3 Меры предосторожности

1. В солнечный день не выходите на улицу без солнцезащитных очков. Приобретать их лучше в салоне оптики, консультируясь со специалистом. Выбирайте стекла коричневого, дымчатого, желто-зеленых цветов. Синие, голубые, серые и фиолетовые тона лишь создают иллюзию защиты.

2. Находиться под прямыми лучами солнца без головного убора вредно для всех, а для людей пожилых и для тех, кто склонен к гипертонии, -- крайне опасно. Перегрев головы может привести к солнечному удару и даже к инсульту.

3. Принимайте солнечные ванны в то время, когда тепловое воздействие солнца минимальное, а ультрафиолета достаточно, чтобы получить красивый загар. Это часы вскоре после восхода солнца и непосредственно перед его закатом. Из тени пляжного тента выходите на открытое солнце для загара не чаще, чем 1 раз в 2 часа. Не принимайте солнечные ванны дольше 20 минут подряд.

4. Если у вас чувствительная кожа, загорайте в тени. Около 65% ультрафиолетовых лучей все равно достигнут вашей кожи, и вы получите мягкий загар.

5. Не загорайте натощак и сразу после еды. Лучше всего делать это через час-полтора после еды. Перед походом на пляж съешьте что-нибудь соленое или выпейте чай с лимоном. Благодаря этому вы предотвратите потерю минеральных веществ, которые выводятся из организма при потоотделении.

6. Загорать лучше всего в движении. Если вы загораете в лежачем положении, голова должна быть чуть приподнята. Во время загорания нельзя спать, не рекомендуется также читать.

7. Намереваясь пойти на пляж, не мойте тело мылом, не пользуйтесь лосьонами, тониками, одеколонами, туалетной водой. Мыло разрушает защитное покрытие кожи и обезжиривает ее. Лосьон, туалетная вода делают кожу чувствительной к ультрафиолетовым лучам. В результате у вас могут возникнуть стойкие коричневые пятна, прыщи и зуд.

8. Для защиты кожи от солнца и для ее смягчения нельзя применять минеральные жиры (вазелин, глицерин), так как это может привести к солнечному ожогу. Отправляясь загорать, смажьте губы гигиенической помадой. Не рекомендуется покрывать ногти лаком.

9. Используйте солнцезащитные средства (кремы, бальзамы). Людям со светлой кожей, «обладателям» родинок и жертвам аллергии на солнечные лучи следует пользоваться средствами с высокой степенью защиты (SPF-фактором) в течение всего пляжного периода. Шатенам, редко страдающим от солнечных ожогов, можно использовать средства со средней степенью защиты.

Не забывайте обновлять защиту, особенно после пребывания в воде. Уделяйте особое внимание чувствительным участкам тела: нос, губы, уши, шея.

10. После плавания тщательно вытирайте кожу, так как каждая капелька воды подобно увеличительному стеклу усиливает действие солнца и вызывает более сильный ожог.

Воздух

Воздух окружает нас со всех сторон. Посредством него мы общаемся, ведь звуковые волны - это всего лишь чередующиеся с разной частотой разрежения и уплотнения воздуха. Он заполняет нас изнутри при дыхании и, отдавая свой кислород, поддерживает жизнь.

Аэротерапия - закаливание воздухом. Данный вид закаливания включает в себя воздушные ванны и долгие прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух закаляет организм путем охлаждения кожных рецепторов и нервных окончаний слизистой и тем самым совершенствует терморегуляцию организма. Закаливание воздухом полезно для психоэмоционального состояния человека, повышения иммунитета, насыщения организма кислородом и тем самым способствует нормализации работы большинства органов и систем организма.

Закаливание воздухом является самым простым и доступным методом закаливания. Необходимо больше времени проводить на свежем воздухе вне зависимости от погоды и времени года. Нужно стараться больше времени гулять в парках, лесу, возле водоемов, так как летом воздух в таких местах насыщен полезными активными веществами, которые выделяются растениями. Зимой тоже очень важны прогулки в лесах и парках, так как зимний воздух практически не содержит микробов, более насыщен кислородом и оказывает целебное действие на весь организм.

Влияние воздуха на организм человека очевидно. Благоприятные условия воздушной среды - важнейший фактор сохранения здоровья, работоспособности человека. Поэтому, постарайтесь обеспечить наилучшую очистку воздуха в помещении. А также при первой возможности старайтесь покидать город. Поезжайте в лес, к водоему, гуляйте в парках, скверах.

Дышите чистым, целебным воздухом, необходимым для сохранения вашего здоровья.

Вода

Казалось бы, чем полезна вода, если в ее состав не входят ни витамины, ни микроэлементы, ни минералы (исключением является минеральная вода)? Ответ прост, вода - основа всего, более 70% земного шара покрыто водой, человеческий организм приблизительно на 80% состоит из воды. Вода - важнейшая составляющая каждой живой клетки. При дефиците воды возникает дисбаланс, нарушающий жизнедеятельность, и нередко приводящий к гибели клетки.

Уже давно известно, что вода играет важнейшую роль для человека.

Являясь универсальным растворителем, вода улучшает питание клеток, растворяя нужные минералы, микроэлементы и витамины, она транспортирует их от клетки к клетке (межклеточная жидкость и есть вода), обеспечивая их нормальное функционирование и жизнедеятельность. Недостаток воды приводит к затруднениям в транспортировке полезных веществ и вызывает «голод» клеток, от чего они погибают. Употребляя чистую воду без добавок (не чай, не кофе, не компоты и кисели, а обычную воду) мы обеспечиваем хороший тургор кожи, здоровый цвет лица, нормальный обмен веществ, стройную фигуру, безупречную работу мозга.

Вода - очиститель, в ней также растворяются различные шлаки, токсины и прочие ненужные организму вещества, с водой они и выводятся наружу (через мочу, пот).

Вода - один из главных регуляторов в организме, при повышении температуры повышается потоотделение, охлаждая поверхность кожи. Вода выводится из организма и при дыхании (особенно это заметно на морозе, мы выдыхаем пар).

Закаливание водой. Закаливание водой - это очень полезная для организма человека процедура. При водном закаливании циркуляция крови в организме происходит интенсивней, принося органам и системам организма дополнительный кислород и питательные вещества. Закаливание водой можно разделить на несколько видов:

Обтирание. Обтирание является самой нежной и щадящей из всех закаливающих процедур водой. Обтирание можно применять с самого раннего детского возраста. Обтирание можно проводить губкой, рукой или полотенцем, смоченными в воде. Сначала обтирают верхнюю часть тела, затем растирают ее сухим полотенцем, а потом обтирают нижнюю часть тела и тоже растирают сухим полотенцем.

Обливание. Обливание более эффективная по оказывающему влиянию процедура, чем обтирание. Обливание может быть общим, то есть всего тела и местным - обливание ног. После процедуры обливания необходимо растереть тело сухим полотенцем.

Душ. Закаливание душем еще более эффективная процедура закаливания, чем обтирание и обливание. Вариантов закаливания душем два, это прохладный (холодный) душ и контрастный душ.

Лечебное купание и моржевание. Этот вид закаливания водой с каждым годом становиться все более популярным. Лечебное купание и моржевание прекрасно влияет на все органы и системы организма человека, улучшается работа сердца, легких, совершенствуется система терморегуляции. Этот вид закаливания предполагает строжайшее соблюдение всех правил для данного вида. Начинать моржевание необходимо после консультации с врачом.

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!

Будьте здоровы!

Список литературы

1. http://bodyperfection.ru/

2. http://www.ecoteco.ru/

3. http://www.sovetus.ru/krasota-zdorovje/

4. http://polzavred.ru/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация и гигиеническая характеристика физических факторов воздушной среды. Влияние комплекса метеорологических факторов на организм человека. Принципы гигиенического нормирования и оценка микроклимата помещений. Анализ степени ионизации воздуха.

    реферат , добавлен 25.12.2010

    Воздействие на организм природных факторов. Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаливание водой, воздухом и солнцем. Контрастное и нетрадиционное закаливание. Дозировка и формы проведения процедур.

    реферат , добавлен 12.12.2011

    Иммунитет и иммунокомпетентные клетки человека. Характер и основные типы повреждений ДНК. Свойства изотопов водорода. Влияние воды с измененным изотопным составом на биологические объекты. Выявление и выделение лимфоцитов из цельной крови человека.

    дипломная работа , добавлен 16.02.2015

    Симптомы и болезни человека, употребляющего мало воды. Роль воды при снижении веса. Мифы о недостатке воды в организме. Способы определения необходимого количества выпитой воды. Важнейшие качества воды - чистота, кислотно-щелочное равновесие, структура.

    реферат , добавлен 05.05.2014

    Сказки и правда о "живой" и "мертвой" воде. Ознакомление с историей использования "живой" и "мертвой" воды в медицинских целях. Рассмотрение действия приборов электроактивации. Магическое влияние крещенской и купальской воды на организм человека.

    реферат , добавлен 11.09.2015

    Основные цели, задачи и методы исследования влияния атмосферного воздуха на состояние здоровья населения. Определение источников загрязнения и основные мероприятия, направленные на ограничение воздействия загрязнения, охрана атмосферного воздуха.

    методичка , добавлен 19.04.2009

    Удивительные свойства воды. Роль воды в жизни человека. Питьевой режим и баланс воды в организме. Источники загрязнения питьевой воды. Способы очистки воды. Характеристика бальнеологических ресурсов Беларуси. Важнейшие минеральные источники страны.

    реферат , добавлен 16.09.2010

    Исследование генетики, окружающей среды, медицинского обеспечения, условий, образа жизни людей как основных факторов, влияющих на здоровье человека. Определение роли пищевых веществ (белки, жиры, углеводы, вода, витамины) в поддержании жизнедеятельности.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Аэроионотерапия – лечение ионизованным воздухом. Пути влияния аэроионов на организм человека. Механизм физического воздействия аэроионотерапии. Аэроионный массаж как метод климатотерапии. Показания и противопоказания к применению аэроионотерапии.

    реферат , добавлен 15.04.2009

    Определение роли гигиены атмосферного воздуха, воздушной среды, климата и погоды в профилактике донозологических состояний и обострений болезней человека. Метеопрофилактика и осуществление медицинского климатического районирования Республики Беларусь.

Игра-путешествие

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Дата проведения

Тема мероприятия

«Солнце, Воздух и Вода – наши лучшие друзья!»

Цель

формирование у детей знаний, ценностных ориентаций и опыта самостоятельного социального действия по направлению здорового образа жизни

Задачи:

расширение знаний детей о компонентах ЗОЖ

воспитательная

воспитание ценностного отношения к сохранению и укреплению здоровья, к ЗОЖ

развивающая

развитие творческих и физических способностей детей, интереса к занятиям физкультурой и спортом

Форма проведения

Игра-путешествие

Место проведения

Оборудование

Ноутбук, микрофоны, реквизит для конкурсов, зонтик, медицинский саквояж, бутафорский градусник, костюмы, аудиозаписи

Предварительная подготовка к мероприятию

Ознакомление с целями, задачами и сценарием лагерной смены.

Анкетирование учащихся «Твое здоровье»

Мозговой штурм «Интересно о ЗОЖ»

Разработка плана и сценария мероприятия

Социальные пробы: «Я – художник-оформитель», «Я – звукооператор», «Я – костюмер», «Я – гример»

Репетиции

Подготовка оборудования

Создание афиши

Литература

Обухова Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М., 2004.

СПОРТИВНЫЕ ФАНФАРЫ

Здравствуй, солнце ясное

И земля прекрасная!

Здравствуй, матушка – природа

И хорошая погода!

Здравствуйте, здравствуйте все! Мы с вами сегодня приглашены в гости. Кто нас пригласил? Наши лучшие друзья: Солнце, Воздух и Вода. Ведь лето – самая лучшая пора, чтобы укрепить свое здоровье, а солнце, воздух и вода – наши главные помощники в этом.

Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно.

Только надо твердо знать,

Как здоровье сохранять.

Кто вам верные друзья?

Знают все, и знаю я.

Солнце, воздух и вода -

Ваши лучшие друзья!

Вы давно про это знали,

И листовки рисовали.

Вот они, во всей красе,

Пусть об этом знают все!

Исполняет роль одного из ведущих, поддерживает воспитанника – второго ведущего

Активизация внимания,

общение с ведущими,

раздача изготовленных листовок среди зрителей

ВЫХОДИТ НЕПОГОДА С ЗОНТИКОМ И НОСОВЫМ ПЛАТКОМ

НЕПОГОДА:

Апчхи! Разве вы мне не рады? Как – других друзей ждете? Неееет, не дождетесь. Апчхи! Ваш лучший друг это я! Апчхи!

А вы кто, уважаемая?

НЕПОГОДА:

Я? Кто – я? Это возмутительно, меня и не узнали. Я – Непогода, мастерица летнего похолодания и частых дождей. Апчхи! Лето – самое лучшее время для размножения микробов, вирусов, для простуд и ангин. Скажу вам по секрету, мой знакомый великан недавно и тот простудился. Знаете, как чихает?

Выполняет роль ведущего

Актуализация знаний о погодных условиях и их влияние на здоровье

НЕПОГОДА ПРОВОДИТ С ДЕТЬМИ ИГРУ

«КАК ЧИХАЕТ ВЕЛИКАН»

Все дети делятся на 3 группы

НЕПОГОДА:

Пусть каждая группа повторяет за мной слово, которое я задам: 1 группа хором должна сказать слово «Ящик», 2 группа – слово «Хрящик», 3 группа – слово «Спички»

Потренируемся? А теперь по моей команде все группы одновременно кричат свои слова.

Начали!

Вот так примерно он и чихает, ну ооочень простудился.

Какая вы коварная, госпожа Непогода.

Помогает персонажу организовать игру

Участвуют в игре

ЗВУКЧИТ МЕДИЦИНСКАЯ СИРЕНА

ВЫБЕГАЕТ ДОКТОР

ДОКТОР:

Кто здесь чихает? Вы?

НАЧИНАЕТ ИЗМЕРЯТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ДЕТЯМ БУТАФОРСКИМ ГРАДУСНИКОМ,

ПРОСИТ ПОКАЗАТЬ ГОРЛО

ДОКТОР:

Видимо, у нас эпидемия! Я объявляю карантин! Игры и забавы отменяются. Всем – постельный режим. (Непогоде): а вы, уважаемая, будьте добры – в изолятор!

БЫСТРАЯ МУЗЫКА.

ДОКТОР ЛОВИТ НЕПОГОДУ, КОТОРАЯ ПЫТАЕТСЯ СПРЯТАТЬСЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ, И УВОДИТ ЕЕ С СОБОЙ

Участвует в действии, общается с детьми мимикой

Воспринимают информацию, участвуют в действии

Ребята, что лучше – все лето провести в кровати или вам веселиться, играть и отдыхать?

Как этого добиться? Соблюдать правила здорового поведения. Согласны? Проверим!

На вопросы каждый дружно даст ответ,

Нужно мне ответить «Да» или «Нет».

ВЕДУЩИЕ ЗАДАЮТ КОМАНДАМ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ДЕТИ ХОРОМ ОТВЕЧАЮТ – «ДА» ИЛИ «НЕТ»

Нужно спортом заниматься?

Бегать, прыгать и кувыркаться?

Перед обедом руки мыть?

Чистым, аккуратным быть?

Есть редиску прямо с грядки?

Делать утром физзарядку?

Больше с гирями потеть?

Телевизор все смотреть?

В телефон сидеть играть?

В речке плавать и нырять?

Молодцы, так держать!

Ребята, а наши друзья, наверно, уже заждались нас. Слышите? Экспресс «Здоровье» уже готов к отправке.

2. Удобнее устраивайтесь и в путь!

Выступает в роли ведущего, поддерживает второго ведущего

Учатся делать выбор, выбирают ценности

Ребята, а с нами вместе едет в экспрессе «Здоровье» попутчица, а как зовут – не говорит, отгадать предлагает.

Пусть здоровье сохранится.

Надо утром не лениться.

Упражненья по порядку

Называются – … (Зарядка).

ЗАРЯДКА :

Очень рада познакомиться с вами.

Давайте выполним упражнения, которые вы можете включать в свою утреннюю зарядку.

Каждый день по утрам делаем зарядку

(ходьба на месте)

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба)

Руки поднимать (руки вверх)

Приседать и вставать (приседание 4- 6 раз)

Прыгать, весело скакать (прыжки 10 раз)

Укрепляя своё здоровье с помощью утренней зарядки, помните и о правильной осанке. Чтобы ваши спины были ровными можно выполнять такое упражнение. Встать к стене, положить книгу на голову, держать спину прямо и постараться дойти до обозначенной черты, не уронив книгу. Давайте посоревнуемся!

ИГРА-ЭСТАФЕТА «ДОНЕСИ КНИГУ»

Выступает в роли одного из ведущих, помогает воспитаннику – второму ведущему.

Вместе с детьми делает упражнения зарядки.

Организует игру.

Отгадывают загадки.

Закрепляют знания об упражнениях утренней зарядки.

Знакомятся со способом сохранения осанки.

Что ещё помогает нам быть здоровыми?

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Что это? (Воздух)

2. Мы прибываем на станцию – «Воздушная»!

Нас встречает наш добрый друг Воздух.

ВОЗДУХ (вместе с ним на сцене появляются наборы воздушных шаров):

Здравствуйте, гости дорогие! У меня для вас есть угощение – ароматный воздух хвойного леса. Этот воздух – настоящий целительный настой, благоухающий запахами смолы и хвои. И в лиственных лесах, и в борах в воздухе содержится много фитонцидов – особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Фитонциды – наши друзья!

И правда, как легко дышится! Так и хочется побегать, поиграть, посоревноваться.

«ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ»

РЕКВИЗИТ:

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ ПО ЧИСЛУ КОМАНД.

ДЕТИ ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ КОМАНДЫ, КАЖДОЙ КОМАНДЕ ВЫДАЕТСЯ ПО ВОЗДУШНОМУ ШАРУ. ШАР ЗАЖИМАЕТСЯ МЕЖДУ НОГАМИ УЧАСТНИКА СТАРТОВ И РЕБЕНКУ СЛЕДУЕТ ПРЫГАТЬ С НИМ ДО УСЛОВНОЙ ЧЕРТЫ И ОБРАТНО, ПЕРЕДАВАЯ ЭСТАФЕТУ СЛЕДУЮЩЕМУ. ПОБЕЖДАЕТ КОМАНДА, УЧАСТНИКИ КОТОРОЙ ПЕРВЫМИ ЗАКОНЧАТ СОРЕВНОВАНИЕ.

«САМЫЕ ДРУЖНЫЕ»

КОМАНДА РАЗБИВАЕТСЯ ПО ПАРАМ. ПО СИГНАЛУ ВЕДУЩЕГО, ПЕРВЫЕ ПАРЫ ДОЛЖНЫ ДОБЕЖАТЬ ДО ЗАРАНЕЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ОРИЕНТИРА И ОБРАТНО, УДЕРЖИВАЯ ШАРИК МЕЖДУ ГОЛОВАМИ. ПЕРЕДАТЬ ШАРИКИ СЛЕДУЮЩЕЙ ПАРЕ.

«ПЕРЕНЕСИ ШАРЫ»

ПЕРЕД СТАРТОМ НЕОБХОДИМО ПОЛОЖИТЬ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК НА ЛОЖКУ. ТАКИМ ОБРАЗОМ НАДО ДОБЕЖАТЬ ДО ФИНИША И ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО. ЕСЛИ ШАРИК ПАДАЕТ, ТО ПОДНЯТЬ И ПРОДОЛЖИТЬ БЕГ.

ПОБЕЖДАЕТ ТА КОМАНДА, КОТОРАЯ БЫСТРЕЕ И С НАИМЕНЬШИМИ ПОТЕРЯМИ ШАРА ПРИШЛА К ФИНИШУ.

МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПО ОДНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ОТ КАЖДОЙ КОМАНДЫ.

ПОСЛЕ КАЖДОГО КОНКУРСА ВЕДУЩИЕ РАЗДАЮТ ПОБЕДИТЕЛЯМ КЛЮЧИ ЗДОРОВЬЯ.

ВОЗДУХ:

А знаете ли вы, что зарядка бывает не только у тела, но и у дыхания?

ПРОВОДИТ С ДЕТЬМИ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1-3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1-6 счетов).

Гуляем на полянке

В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

Дыхательная гимнастика

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Молодцы, ребята!

Я совет вам свой дарю.

Н апоследок говорю:

Свежим воздухом дышите

И здоровье берегите!

Выступает в роли ведущего

Организует игры и соревнования.

Отгадывают загадки.

Соревнуются.

Делают дыхательную гимнастику.

До следующей станции у нас есть время. Предлагаю командам посовещаться и всем вместе показать маленький танец под названием «Солнце», «Воздух» и «Вода».

КОМАНДЫ ПОСЛЕ НЕБОЛЬШОЙ ПОДГОТОВКИ ПОКАЗЫВАЮТ ИМПРОВИЗАЦИИ – КАЖДАЯ НА ОДНУ ИЗ ТРЕХ ТЕМ. МУЗЫКА ПОДБИРАЕТСЯ СООТВЕТСТВЕННО.

Помогает второму ведущему провести конкурс

Командное творческое задание

Мы прибываем на станцию «Водная»! И нас встречает ее хозяйка и наш хороший друг Вода.

ТАНЕЦ ВОДЫ

ВОДА:

Здравствуйте, ребята!

Прохладная чистая вода – ее мы пьем, ею мы умываемся, обливаемся или обтираемся по утрам. Человек почти на 80% состоит из воды. Она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с неё грязь, пот и болезнетворные микробы. А как здорово купаться летом в речке! Правда, купание в водоеме требует соблюдения некоторых правил. Поможете мне их напомнить? (Дети дополняют хором предложения, написанные на больших плакатах).

Никогда не входи в … (неизвестный) водоем.

Не купайся в одиночку.

Начинающий должен плавать…(вдоль) берега.

Никогда не купайся сразу после…(сытной еды), подожди не менее часа.

Не оставайся в воде более…(45) минут, даже если вода теплее парного молока.

После выхода из воды …(разотрись) полотенцем, переоденься в …(сухое).

Кажется, дождь начинается! Нет, нет, не надо смотреть на небо, с погодой все в порядке! Так называется игра, в которую я предлагаю вам поиграть.

"КАЖЕТСЯ, ДОЖДЬ НАЧИНАЕТСЯ..."

РЕКВИЗИТ: НА КАЖДУЮ КОМАНДУ КОМПЛЕКТ - ПЛАЩ, ЗОНТИК И ШЛЯПА.

ДЕТИ ДЕЛЯТСЯ НА КОМАНДЫ С РАВНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ИГРОКОВ.

КАЖДАЯ КОМАНДА ПОЛУЧАЕТ ПЛАЩ, ЗОНТИК И ШЛЯПУ. (ЧЕМ ОНИ СМЕШНЕЕ ВЫГЛЯДЯТ, ТЕМ ЛУЧШЕ).

ПО КОМАНДЕ: М АРШ! ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ КАЖДОЙ КОМАНДЫ ПОДБЕГАЕТ К СТУЛУ, НАДЕВАЕТ ПЛАЩ И ШЛЯПУ, ЗАТЕМ, ОТКРЫВ ЗОНТИК, КРИЧИТ: «КАЖЕТСЯ, ДОЖДЬ НАЧИНАЕТСЯ!». ЗАТЕМ ВСЁ СНИМАЕТ, СКЛАДЫВАЕТ НА СТУЛ И БЕЖИТ НАЗАД К СВОЕЙ КОМАНДЕ.

СЛЕДУЮЩИЙ ИГРОК ДЕЛАЕТ ТОЖЕ САМОЕ. ВЫИГРЫВАЕТ КОМАНДА, КОТОРАЯ БЫСТРЕЕ ЗАКОНЧИТ ЭСТАФЕТУ.

«РЫБОЛОВЫ»

РЕКВИЗИТ: НА КАЖДУЮ КОМАНДУ КОМПЛЕКТ - ВЕДРО ВОДЫ, ГДЕ ПЛАВАЮТ СПИЧКИ – «РЫБКИ», «УДОЧКА» - ЛОЖКА, «САДОК» - ТАРЕЛКА.

ДО ЧЕГО ЖЕ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО – РЫБАЛКА! НО НАШ КОНКУРС НЕ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ КЛЕВА. ДЛЯ РЫБАЛКИ ПОТРЕБУЕТСЯ «ВОДОЕМ» С РЫБКАМИ – ВЕДРО ВОДЫ СО СПИЧКАМИ И «УДОЧКА» - ЛОЖКА. ЗАДАЧА КАЖДОГО УЧАСТНИКА – ДОБЕЖАТЬ ДО «ВОДОЕМА», ПОЙМАТЬ «УДОЧКОЙ» ОДНУ РЫБКУ, НЕ ПОМОГАЯ СЕБЕ ДРУГОЙ РУКОЙ, ЗАТЕМ ПОЛОЖИТЬ ЕЕ В «САДОК» - ТАРЕЛКУ, ДОБЕЖАТЬ ДО КОМАНДЫ И ПЕРЕДАТЬ ЭСТАФЕТУ СЛЕДУЮЩЕМУ. УДАЧНОЙ РЫБАЛКИ!

Общение с залом мимикой и жестами.

Организует игры.

Актуализация знаний. Получение новой информации.

Игры-эстафеты.

Экспресс «Здоровье» отправляется дальше. Следующая станция…

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей.

Что это?

( Дети Солнце! )

М ы прибыли на станцию – Солнечная , и нас встречает наш добрый друг Солнце.

СОЛНЦЕ:

Каждый крошечный листик травы, каждое дерево, кустик, цветок, фрукт и овощ черпают свою жизнь из солнечной энергии. Наша Земля была бы безжизненным холодным местом, окутанным вечной мглой, если бы её не освещали магические лучи Солнца.

Солнечные ванны – прекрасное закаливание, которое дарит сама природа.

Ребята к Солнышку приехали не с пустыми руками. Они приготовили песни, плакаты и рисунки о правилах правильного загара.

ИСПОЛНЯЮТСЯ ПЕСНИ О СОЛНЦЕ

Зачитываются детьми и по залу распространяются буклеты:

Загорай постепенно, в меру, не злоупотребляя долгим пребыванием на солнце.

Продолжительность первой солнечной ванны должна быть не более 20-30 минут.

Солнечные ванны принимай утром с 7до 12 часов, когда воздух еще чист и не разогрет чрезмерно.

Голову обязательно защищай от солнечных лучей косынкой или панамой.

Не принимай солнечные ванны в неподвижном положении.

СОЛНЦЕ:

Солнышко всегда с вами, даже, когда оно прячется за тучами. Солнышко может жить и в людях.

Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем.

Давайте подарим друг другу солнце.

ИГРА «СОЛНЦЕ В ПОДАРОК»

КАЖДАЯ КОМАНДА НА БОЛЬШОМ ЛИСТЕ БУМАГИ РИСУЕТ КОЛЛЕКТИВНО СОЛНЦЕ

ЗАТЕМ КОМАНДЫ ОБМЕНИВАЮТСЯ РИСУНКАМИ

Организует игровую деятельность, распространение буклетов

Исполняют песни

Распространяют по залу буклеты, сделанные ими о правилах загара

Осуществляют ценностный выбор в процессе упражнения «Внутреннее солнце»

Выполняют коллективное творческое задание

Наша поездка подошла к концу. Мы побывали в гостях у наших хороших друзей, которых зовут Солнце Воздух, Вода. А теперь мы приглашаем их быть у нас частыми, частыми, дорогими гостями.

Мы рождены, чтоб жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Спроси себя: готов ли ты к работе –

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Зарядку делать, плавать, закаляться,

Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Да здравствует Солнце лучистое!

Да здравствует воздух чистый!

Да здравствует прозрачная вода!

Мы подружились с ними навсегда!

Обобщает итоги мероприятия

Осмысливают результаты мероприятия

Ребята, чему вы научились, что узнали нового в сегодняшнем путешествии?

Организует рефлексию

Самоанализ мероприятия

Игра-путешествие включена в план воспитательной работы, так как приоритетной целью лагерной смены является формирование здорового образа жизни детей, их оздоровление.

Форма и содержание мероприятия соответствует возрастным особенностям младших школьников, для которых игровая деятельность является одной из главных, а подвижность, склонность к групповому общению, эмоциональность реализуется в процессе организуемой в ходе мероприятия деятельности.

2. Цель и задачи мероприятия

Цель мероприятия – формирование у детей знаний, ценностных ориентаций и опыта самостоятельного социального действия по направлению здорового образа жизни конкретно и четко ориентирует на достижение трех ступеней воспитательных результатов в ходе мероприятия. Задачи конкретизируют цель: в области расширения знаний детей, воспитания качеств ЗОЖ, Получения социального опыта

3. Обстановка, в которой было проведено мероприятие, оформление помещения, наличие наглядных пособий. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?

На мероприятии создана позитивная атмосфера коллективного взаимодействия и товарищеского соперничества. Летняя малая эстрада на открытом воздухе, где проводилось мероприятие, было красочно оформлено флажками, шарами, плакатами. Команды участников были одеты в спортивную форму трех цветов. Использованы технические средства: ноутбук, усилитель, микрофоны.

Содержание мероприятия соответствует поставленной цели: включает новые для учащихся знания о методах формирования ЗОЖ, обеспечивает ценностное отношение к здоровью и его составляющим, и получение социального опыта – опыта коллективного взаимодействия, продуктивной творческой деятельности, формирует навыки ЗОЖ.

Мероприятие имеет логику построения и сценического действия, оно состоит из отдельных этапов, облеченных в форму поездки в гости «к солнцу, воздуху и воде».

Эмоциональная насыщенность мероприятия обеспечена тщательно подобранным музыкальным и поэтическим оформлением, атмосферой состязательности, театрализацией.

В проведении мероприятия использованы методы: театрализации, творческих заданий, игровой, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности, воспитывающих ситуаций, переключения деятельности, использования наглядности, ТСО, организации общения.

Выбранные методы эффективны для реализации поставленных целей и соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

5. Оценка основных характеристик и поведения воспитанников

В процессе проведения мероприятия воспитанники показали высокий уровень активности и заинтересованности. Мероприятие на всем своем протяжении предоставило возможность проявление детьми самостоятельности.

Дети проявили инициативу и ответственность в ходе выполнения творческих заданий, выборе и подготовке концертных номеров, при участии в спортивных конкурсах.

В течение мероприятия дети эмоционально реагировали на происходящее, в то же время вожатой была достигнута необходимая степень дисциплины на мероприятии.

6. Особенности личности вожатого

Вожатая показала достаточный уровень конструктивных, методических, организационных, коммуникативных компетенций, гуманистическую направленность педагогической деятельности, знание психолого-педагогических основ воспитания и развития, креативность, толерантность и эмпатию.

Речь педагога соответствовала требованиям культуры речи, была убедительной, эмоциональной, что обеспечило контакт с детьми.

Вожатая с успехом руководила мероприятием и подготовкой к нему.

7. Педагогическая ценность проведенного мероприятия, его значение для последующего развития детей.

Цель и задачи мероприятия достигнуты, что подтвердилось анкетированием, показавшем положительную динамику знаний учащихся и их ценностных установок.

Группа: средняя.
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с целебным воздействием природных факторов на здоровье человека., с элементами дыхательной гимнастики. Закреплять свойства, воды, воздуха, их пользе и вреде для человека. Совершенствовать двигательную активность, формировать правильную осанку. Воспитывать стремление к ЗОЖ.
Материалы и оборудование: стеклянный кувшин с водой, пустой стакан, пузырьки разной формы и размера; картинки с изображением рака, рыбы, кита. ,игра «Рыбалка», воздушные шарики, лягушонок, веера по количеству детей, трубочки по количеству детей.
Ход досуга:
Ребята, отгадайте загадку:
«Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней»
- Догадались? (врач). Хорошо, молодцы! А у матушки – природы есть свои врачи, которые дают нам здоровье ежедневно, всем сразу и даже когда мы их об этом не просим. Так кто же они?
«До чего сияет ярко, щедро дарит всем подарки:
Теплоту, добро и свет миллионы долгих лет.
Утром выгляну в оконце – в небе радостное ….(солнце)
Сегодня солнышко светит ярко-ярко, его любят взрослые и дети, все рады Солнышку. Давайте сделаем упражнения со мной «Солнышки». Встали прямо, ноги на ширине плеч, медленно поднимаем руки вверх, тянемся к солнышку. Солнышко высоко. Потянитесь навстречу теплым лучам, над головой высокое голубое небо. Ваш организм наливается упругой силой, бодростью, становится стройным, гибким, сильным. Солнечные лучи проникают в каждую клеточку вашего организма. Поймайте солнечные лучики, один положите себе в сердце, остальные отдайте тем, кого любите и пожелайте им добра.
Ребята, поиграем в игру «Солнце вредно – полезно» (с использованием карточек)
-Выясним, чем вредно? (долго нельзя на солнце смотреть, плохо глазам, нельзя быть без головного убора в жару, может быть солнечный удар) А польза в том, что солнце полезно для закаливания, укрепляет нервную систему, помогает образовываться витамину Д в коже и тем самым оберегает нас от болезней. Молодцы!
- Можно ли долго быть на солнце летом? (нет, можно обгореть, получить солнечный удар)
«Переходим скорее под деревья, здесь под деревьями – красота!
Ну а воздух здесь сама чистота!
Мы не только природой будем любоваться,
мы дыхательной гимнастикой будем заниматься!
- Для дыхательной гимнастики, правильной работы наших легких что нам нужно?
Дети: нужен воздух.
Проведем дыхательное упражнение «Аромат цветов». Сделаем вдох через нос, задержим слегка дыхание и на выдохе продолжительно скажем: «А-а-ах!».
А теперь вспомним игру, в которую вы играли, когда были маленькие «Пузырь». А сейчас перейдем на веранду.
Как вы думаете, ребята, как поймать воздух? Воспитатель показывает, берет в руки пакет. Вот сколько воздуха!
А сейчас возьмите стаканчики с водой, попейте немного воды, а теперь подуем в трубочку, воздух проходит через трубочку и образуются пузырьки. Поставьте стаканчики.
А сейчас выясним, как воздух движется.
Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? Особенно в жаркую погоду с веером очень легко и комфортно.
Вывод: Воздух движется.
Итак, воздух необходим всему живому, без него мы не проживем и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Воздух – часть природы.
Педагог загадывает детям загадки и предлагает найти отгадки на картинках:
Не кузнец, а с клешнями. (Рак)
Вильнет хвостом туда-сюда –
И нет ее, и нет следа. (Рыба)
Через море – океан плывет чудо – великан.
Прячет ус во рту, растянулся на версту. (Кит)
Педагог. Ребята, а что объединяет рыбу, рака и кита?
Дети. Они живут в воде.
Педагог. Если сказать другими словами, их объединяет среда обитания (место, где они живут). А где можно увидеть воду?
Дети. В кране, в ручейке, в реке, в аквариуме, в море, в океане.
Педагог. Как человек использует воду? Для чего она нужна?
Дети. Вода нужна для стирки, умывания, приготовления пищи, мытья посуды, полива растений.
Педагог. Правильно, ребята, вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода – это среда обитания.
Педагог. А скажите, ребята, что такое вода?
Дети. Это жидкость.
Педагог. Что умеет делать вода?
Дети. Она течет. Её можно во что-нибудь налить. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Педагог. Давайте поиграем с водой. (педагог наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода – жидкость, её можно наливать и переливать).
Педагог. А сейчас мы попробуем проделать ряд опытов, которые помогут нам сделать научные выводы.
Посмотрите на эти предметы (показывает кубик, шар). Какая у них форма?
Дети. Это кубик. Это шар.
Педагог. Давайте постучим кубиком по столу, покатим шарик… изменили они свою форму?
Дети. Нет. Они так и остались кубиком и шариком.
Педагог. А сейчас я налью воду в круглую ёмкость.Что с ней произошло?
Дети. Вода внутри круглой ёмкости стала круглой.
Педагог. Другими словами, она приняла форму этой ёмкости. А если я эту же воду вылью вот в эту ёмкость (в форме куба), что с ней произошло?
Дети. Она стала кубиком.
Педагог. Она приняла форму кубика. Так есть ли у воды своя форма?
Дети. Нет, вода формы не имеет.
Вывод: у воды нет формы. Она принимает форму того сосуда, в который налита.
Педагог. А сейчас мы узнаем: имеет ли вода цвет, вкус и запах?
(Педагог ставит на стол стакан с водой и стакан с молоком. Рядом кладет лист чистой белой бумаги.)
Педагог. Какого цвета молоко и бумага?
Дети. Белого.
Педагог. А вода? Можно сказать, что вода белого цвета?
Дети. Нет.
Педагог. Есть ли цвет у воды?
Дети. Нет, вода бесцветная.
Далее педагог предлагает детям понюхать воду.
Выясняется, что у воды нет запаха.
Педагог предлагает детям попробовать воду на вкус. Выясняется, что вода не имеет вкуса.
Вывод: вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Самомассаж «Умывалочка».
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши!
Мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь смывайся, грязь смывайся!
Я знаю, все из вас любят играть с водой и водичка всем друг, а летом надо больше купаться, плавать. ИГРА «РЫБАЛКА».
Творческое упражнение «Рисование водой на асфальте».
Дети изображают на асфальте любые предметы с помощью воды, налитой в бутылочки.
Итог.
Природа – тоже врач, заботящийся о нас постоянно и делающий так, чтобы мы не заболели. Скажем слова:
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»