Литературная гостиная на тему весна. Литературная гостиная «С любовью о природе. В долине пар белеет тонкий

Образы весны у наших сулинских поэтов напоминают часто пейзажную живопись. Они описываются в превосходных эпитетах. Преображение природы органически соединяется с внутренним миром поэта.
Наталья Воронина олицетворяет весну с Женщиной:

На лице у женщины улыбка,
А в руках у женщины весна,
И у губ загадочным изгибом
Притаилась жизни новизна
На ветвях у деревца листочки
Под ногами влажная земля,
А в душе – волнующие строчки
И признаний тёплых глубина.
На плечах у женщины заботы,
Лёгкий шарфик с запахом духов,
Пробуждение сердца и природы,
Перестук весёлых каблучков.
На щеках от свежести румянец,
А в глазах таятся огоньки.
Пригласи, весна её на танец,
И не сбиться с такта помоги!

Воронина, Н. Весна и женщина

Природа весны Н. Ворониной, соединённая с чувствами, переживаниями,
заставляет нас понять возрастное состояние женщины. Как, например, в стихотворении «Живём!»:

И природы обновление,
И на сердце теплота,
Поутихшие сомнения,
И привычек маята.
Разноцветные денёчки-
Белый, серый, голубой;
Распустившиеся почки,
Недостигнутый покой

Воронина, Н. Живем!

У Н. Киреева, поэта старшего поколения,- философское осмысление этого времени года:

Поют цветы и отступает зло,
пусть хоть на миг, но всё же отступает,
от песен их становится светло,
поют цветы, и тьма земная тает.
Поют цветы, весенние цветы,
земли родной – волшебные творенья,
и оживают лучшие мечты
под это нестареющее пенье.

Киреев, Н. Поют цветы.

Весенняя поэзия Ольги Романенко рассматривается как обращение к земной природе. Солнце, луна, звёзды… Всё наполнено романтикой:

Жила природа ожиданьем мая.
У горизонта розовый закат
Раскрасил мир изысканно - небрежно,
Струился трав весенних аромат,
Журчал ручей задумчиво и нежно.
Я любовалась красками весны,
Я воздух чистый не спеша вдыхала…
Шептались тихо сосны у ручья,
Ночь опустилась, звёзды зажигая.
Подул весенний теплый ветерок,
Моих волос коснулся он небрежно.
В сиянье звёзд искрящийся поток
Журчал в тиши задумчиво
и нежно…

Романенко, О. Брат волка: поэма

Весна Вячеслава Дутова - калейдоскоп неповторимых образов, это его стиль. Строки пронизаны радостью жизни. Как в стихотворении «Красота»:

Я воспеваю красоту-
Она родня весне и лету.
Весною яблоня в цвету
Одета в белую фату,
Умыта росами рассвета.

Дутов, В. Красота

Любовь к родным местам, к женщине выплёскиваются у Дутова в звуки и краски:

Ты любишь яблоневый цвет…
Сейчас апрель,
Набухли почки.
Возникнут в мае лепесточки,
И зазвенит в цветеньи трель.
Ты любишь яблоневый цвет…

Дутов, В. Я поливаю деревца

Ты, весна спешишь куда-то
Так идешь – почти бежишь,
И ребята и девчата
По тебе равняют жизнь.
Заглянула в праздник Пасхи,
Говоришь: «Христос воскрес!»
От твоих тепла и ласки
Расцветает всё окрест.
Всё, чего твой взгляд коснётся,
Обретает два крыла:
Похристосоваться с солнцем
Верба рвется из кола.
Ты спешишь, Весна, ты машешь
Пёстрой кистью на бегу.
Рассмеёшься – ромашки
Разлетятся с алых губ.

Дутов, В. Девочка весна.

Не сломаюсь, не состарюсь, не усну:
Нарядилась нынче Родина в весну!
На деревья лёг кипени венец,
Очумел в ветвях от пения скворец.
Нашу речку родниковую и пруд
Лозняки окольцевали в изумруд,
Облака, над кромкой неба вспенясь в ряд
Белых яблонь продолжением стоят.

Дутов, В. Не сломаюсь, не состарюсь, не усну

Наш местный ландшафт – отроги Донецкого кряжа, много холмов, балок, мелких речушек. Какие они весной? - посмотрим:

Иду холмом уже сухим,
А в балку спрятан снег.
Слова слагаются в стихи
О солнце, о весне;
О том, что зеленью весна
Украсит серость дней,
Что поцелуй дороже сна,
Хоть сон всего милей.
И что любовь при взмахе крыл
Сметает интеллект,
И что, когда ты полюбил, ты излучаешь свет.

Дутов, В. Иду холмом уже сухим

Весенняя лирика заставляет беспокоиться всех, кто ощущает себя человеком.

Букет из слов:
Весна, любовь и солнце,
И синь в глазах,
И музыка в груди,
И вдохновенье,
Как родник в колодце,
И светлая надежда впереди.

Дутов, В. Букет из слов

Список литературы:

  • Воронина, Н. Весна и женщина: [стихотворение] / Н. Я. Воронина // Ожерелье чувств: стихи / Н.Я. Воронина. - Ростов н/Д: Литера-Д, 1997. - С. 16-17.
  • Воронина, Н. Живем!: [стихотворение] / Н. Я. Воронина // Ожерелье чувств: стихи / Н.Я. Воронина. - Ростов н/Д: Литера-Д, 1997. - С. 8.
  • Дутов, В. Красота: [стихотворение] /В. К. Дутов // Алмаз: литературно – поэтический сборник / В. Дутов. - Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2006. – С.144.
  • Дутов, В. Я поливаю деревца: [стихотворение] / В. К.Дутов // Самородки: песни и стихи / В. Дутов. - Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2001. - С.38.
  • Дутов, В. Девочка весна: [стихотворение] / В. К.Дутов // Самородки: песни и стихи / В. Дутов. - Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2001. - С.50.
  • Дутов, В. Не сломаюсь, не состарюсь, не усну: [стихотворение] / В. К.Дутов // Самородки: песни и стихи / В. Дутов. - Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2001. - С.53.
  • Дутов, В. Иду холмом уже сухим: [стихотворение] / В. К.Дутов // Самородки: песни и стихи / В. Дутов. - Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2001. - С.54.
  • Дутов, В. Букет из слов: [стихотворение] / В. К.Дутов // Самородки: песни и стихи / В. Дутов. - Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2001. - С.88.
  • Киреев, Н. Поют цветы: [песня] / Н.П. Киреев // Миг вечности: стихи / Н.П. Киреев. - Ростов-н/Д.: Омега - Принт, 2001. - С. 187.
  • Романенко, О. Брат волка: поэма / О. В. Романенко // Мечта, одетая в лазурь…: стихи и поэмы / О.В. Романенко.- Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2010. - С. 74.

Ход занятия

Под песню «Весна- красна идёт» муз. Олифировой дети заходят в зал и заводят хоровод.

Ведущая : Под звонкие капели

Птицы прилетели

Зелёные косыночки

Берёзоньки надели.

Скворцы спешат к скворечникам

Всем стало не до сна

А значит, к нам опять пришла

Красавица. Весна!

Песня : «Звонко капают капели » прослушивание с презентацией

Ведущая :

Первый месяц весны -март.

На солнце тёмный лес зардел

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Послушайте музыку, которая так и называется «Жаворонок» ,написал эту музыку великий русский композитор П. И. Чайковский. Послушайте как звуки музыки передают звонкий и нежный голос жаворонка. Слушание музыки сопровождается слайдами на экране телевизора.

Ведущая : Дети, перед вами картинки птиц. Найдите и назовите мне перелётных птиц (жаворонок, скворец, ласточка) Второй месяц - апрель. Послушайте музыку и скажите как она называется? Что мы делали под эту музыку? (ответы детей) Правильно, под эту музыку,которая называется «Подснежник»

Назовите, какие приметы о весне вы знаете: (ответы детей). Молодцы, сколько примет о весне вы знаете.

Весной солнце светит ярко, посылая на землю много тепла. Дни становятся длиннее, а ночь короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого зимнего сна. На проталинках зацвели первые весенние цветы. На деревьях набухли почки, зазеленела трава. Просыпаются после зимней спячки животные и насекомые. Послушайте как поют птицы весной.

Ребенок

В лесу где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку,

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил :

Я вижу погода тепла и ясна!

Скажите, ведь правда что это весна!

Стихотворение сопровождается показом слайдов на экране телевизора.

Тает снег, ручьи, капели-

Тут весна на акварели. (Ребенок)

(Ребенок)

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

3 ребенок

Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте взял
И почернел.
Почернел с досады,
Что люди
Солнцу рады!

Ведущая : Третий месяц весны -май.

Теперь в ветвях берёзы поют и соловьи,

В лугах поют стрекозы,в полях поют ручьи.

Ребенок

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…

Игра «Что услышал я в лесу»

    Что услышал я в лесу

Не скажу, а покажу.

    Отшумели вьюги и метели

Солнце стало больше пригревать (маракасы)

    И в овражках ручейки запели

Просыпайтесь, хватит, хватит спать (колокольчики)

    Птицы весело запели

Зазвенели звонко трели (свистульки)

    Страшно филин тут кричит

Он добычу сторожит (флейта)

    На сосне веселый дятел

Белке домик конопатил (палочки)

    Чьи – то ножки пробежали

И сучочки затрещали (рубель)

    Что в лесу мы услыхали

Обо всем вам рассказали (оркестр)

А вы знаете, сколько месяцев длится весна? (3). Правильно.

Я предлагаю поиграть в игру “Доскажи словечко”.

Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март!)

За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель!)

И третий месяц вспоминай,
Как называется он? … (май!)

Назовите пословицы о весне: (ответы детей)

    Февраль силен метелью, а март капелью. (Катя)

    Грачи на горе – весна на дворе. (Саша)

    Вода потекла, весну принесла. (Андрей)

    Весна красна цветами, а осень пирогами. (Лерам Ш.)

    Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Выбери правильный ответ».

1. После какого времени года наступает весна? (лето, зима, осень).

2. Кто плачет только весной? (дети, взрослые, сосульки).

3. Во что превращается снег на солнце? (В талую воду, сутулую воду).

4. Что происходит со льдом на реке весной? (ледопрыг, ледобег, ледоход).

5. Какие птицы прилетают весной? (воробьи, соловьи, снегири).

6. Что появляется на полях, когда тает снег? (Проталинки, заталинки, обталинки).

Молодцы! Правильно.

Наступает время звонкое, певучее, цветущее. Скоро деревья покроются молодой листвой. Расцветут первые весенние цветы . Этот месяц все называют «цветущий май» . Послушайте отрывок из произведения П. И, Чайковского «Вальс цветов» .

Ведущая :Наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу . Мы слушали музыку русского композитора П. И. Чайковского, читали стихи, поговорили о первых прилетевших птицах, цветах,о наступившей весне. А теперь все встанем и представим что мы с вами «птички» , покажите, как они рады приходу весны.

Дети свободно располагаются по залу и изображают «Пляску птиц» на одноимённую музыку Н. Римского-Корсакого.

Ольга Васильевна Ремизова
Музыкально-литературная гостиная «Весна, весна» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» г. Волгодонска

Развлечение в старшей группе

«Весна , весна

Воспитатель : Ремизова О. В.

Музыкально-литературная гостиная «Весна , весна

Цель : Развитие духовно-нравственного потенциала воспитанников

Задачи :

1. Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе.

3. Пробуждать интерес детей к русской поэзии и музыке , к народной культуре.

4. Активизировать и расширять словарный запас.

5. Воспитывать эстетическое отношение к жизни.

Ход развлечения

Ведущий :

Я хочу предложить открыть нашу гостиную загадкой :

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

(Весна )

Природа просыпается после долгого зимнего сна, и это пробуждение никого не оставляет равнодушным! Сегодня в нашей литературной гостиной мы будем читать стихи о красавице весне . - Весной погода бывает разная то холодная, то теплая, то пасмурная, то солнечная.

1-й ребёнок

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Разбегайтеся, ручьи!

Растекайтесь, лужи!

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

С. Маршак.

2 ребёнок

Леса вдали виднее,

Синее небеса,

Заметней и чернее

На пашне полоса,

Весна идёт сторонкой ,

Не это ли весна ?

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна.

3-й ребёнок

Весна ,весна ! Весна , весна ! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна , весна ! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед! А. Майков

Ведущий :

Ребята, а какие приметы весны вы знаете ?

(Ответы детей)

4-й ребёнок.

Проталинки

Проталинки, проталинки –

Веснушки на снегу !

На них подснежник маленький

Проклюнется : ку-ку!

И в роще, за околицей,

Откликнутся грачи,

Земля водой умоется,

И зашумят ручьи!

Зима всё упирается

И ловит тишину,

А тропка обрывается,

Споткнувшись о весну !

Всё началось с проталинок,

И каждый солнцу рад.

Ботинки вместо валенок

Подковами стучат!

(М. Тахистова)

5-й ребёнок

У весны работы много ,

Помогают ей лучи :

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают всё вокруг.

Из-под хвои и травинок

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало ,

Но дела идут на лад :

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.

(Т. Шорыгина)

Ведущий :

А сейчас поиграем в игру «Выбери правильный ответ» .

1. После какого времени года наступает весна ? (лето, зима, осень) .

2. Кто плачет только весной ? (дети, взрослые, сосульки) .

3. Во что превращается снег на солнце? (В талую воду, сутулую воду) .

4. Что происходит со льдом на реке весной ? (ледопрыг, ледобег, ледоход) .

5. Какие птицы прилетают весной ? (воробьи, соловьи, снегири) .

6. Что появляется на полях, когда тает снег? (Проталинки, заталинки, обталинки) .

Молодцы! Правильно.

Ведущий :

Весной много птиц возвращаются из теплых стран.

6-й ребёнок

Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поёт, на солнышке сверкая :

- Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны .

В. Жуковский 7-й ребёнок

Возвращаются певцы От полуденных лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы -

Работяги и певцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка и дрозд

Занялись устройством гнёзд :

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков.

Ведущий :

С наступлением весны в жизни животных и насекомых происходят изменения.

8-й ребёнок

Весна аукнула

Весело аукнула

Из лесу весна ,

Ей медведь откликнулся

Проурчав со сна.

Поскакали зайки к ней,

Прилетел к ней грач;

Покатился ёжик вслед,

Как колючий мяч.

Всполошилась белочка,

Глянув из дупла, –

Дождалась пушистая

Света и тепла!

Гордо приосанился

Посветлевший бор;

На ветвях коричневых

Грянул птичий хор.

Л,Аграчёва.

Ведущий :

Ребята послушайте звуки природы (звучит фонограмма) .

Ведущий :

- Весной набухают почки на деревьях и из них появляются первые зеленые листочки.

9-й ребёнок

«По весне набухли почки » (Заходер Б.)

По весне набухли почки

По весне набухли почки ,

И проклюнулись листочки

Посмотри на ветки клена :

Сколько носиков зеленых!

(Заходер Б.)

Ведущий :Весной распускаются первые весенние цветы

10-й ребёнок

Подснежник

Рядом с сосенкой подснежник

Смотрит в небо - светлый, нежный

Что снежинки лепестки!

Не тяни к нему руки -

Вдруг растают лепестки.

И,Емильянов

Ведущий :

. Весной оживает природа и это пробуждение никого не оставляет равнодушным!

11-й ребёнок

«Деньки стоят погожие»

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей – весеннее

Ведущий :

Весна – красивое время года. Слушайте пение птиц и любуйтесь красотой природы

А сейчас приглашаем всех в хоровод («Весна-красна » )

Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, VIII вида № 28 г. Тулуна.

Литературная гостиная:

Подготовила учитель чтения: Н.В. Дмитриева

"Весна в поэзии, музыке, искусстве"

Звучит музыка, появляются ведущие: мальчик и девочка

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости!

Ведущий 2: Мы рады видеть ваши улыбающиеся лица в этом зале.

Ведущий 1: Сейчас на дворе весна. Она соотносится с такими словами как любовь, очарование, жизнь, красота.

Ведущий 2: И не удивительно, что именно в эту пору мы решили провести нашу «Литературную гостиную».

Ведущий 1 : Мы почитаем стихи, послушаем музыку известных композиторов, познакомимся с картинами художников написавших весну, так что устраивайтесь поудобнее и получайте удовольствие.

Ведущий 2: Так хочется, что бы вы немного отдохнули и ваши души наполнились радостью и надеждой. А поговорим мы с вами о цветах, весне и конечно любви воспетой поэтами.

1 - Чтец (Александра Белковская) (Солуянов Юра)

Весна, воспетая поэтом,

Ты – юная прекрасная жена,

Порывистая, трепетная, нежная,

Цветами яркими увенчана коса.

Стремительна, зовущая с собою,

Сияющая яркой красотой.

Непостоянство, холодность – не редкость,

В характере встречаются твоем.

А мы торопимся Весне навстречу,

Полны надежд и думы и сердца.

Весна – красавица, воспетая поэтом,

Так долгожданна, так любима и добра!

Ведущий 1: Люди по-разному относятся к весне: одни считают ее самым прекрасным временем года, другие ее недолюбливают. Среди поэтов лучше всех воспел весну, наверное, Федор Тютчев.

Послушайте стихотворение «Весенние воды».

2-Чтец (Федор Тютчев) (Васильев Юра)

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней "

Ведущий 2: Не стану вслед за великим поэтом перечислять прелести весны, а вот за, что мы любим весну?

Ведущий 1: Весна – это много солнца, света и цветов.

Ведущий 2: По одной древней легенде, подснежники были первыми цветами на земле. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима, и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы - подснежники - с тех пор стали символом надежды.

3- Чтец (М.Исаковский “Подснежник”).(Хамитов Витя)

Я сегодня буду очень нежным.
И, к тебе прильнувши головой,
Расскажу про синие подснежники,
Улыбающиеся на мостовой.
Мы вот жили и совсем не знали,
Что весна на поле расцвела, –
Маленькая девочка в сандалиях
Нам ее в корзинке принесла.
Ах, апрель, апрель голубоглазый –
Не дает он спать нам по ночам,
Хоть его весенние рассказы
Только отголосками звучат…

Ведущий 1: Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная царевна вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти.

4-Чтец (читает стихотворение С.Маршака “Ландыш”)(Бутовченко Настя)

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист
Растет цветок в глуши нетронутый,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

Ведущий 2: У мение, словом рисовать картины природы Весной стало самой сильной стороной поэтического дарования великого русского народа.

Песня «Под окном черемуха колышется» исполняют учителя

Ведущий 1: . Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков.
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Ведущий 2: Но справедливости ради, хочу заметить, что не только Весна. Это замечательное время года вдохновляет поэтов и музыкантов, но и божественный дар природы цветы. Цветы дарят в знак уважения, признательности, благодарности и конечно любви.

5-Чтец «Я буду любить тебя» (Козлов Миша)

Я буду любить тебя

Когда дождь идёт

И когда опадает

Осень листьями

Я буду любить тебя

В гололёд

И когда от мороза

Небо чистое

Я буду любить тебя

Когда весна

Снег, растопив в ручьи

Я буду любить тебя

Когда упадёт

Тысяча звёзд

В летней ночи

Я буду любить тебя

Пока солнце встаёт

И согревают его лучи

Я буду любить тебя

Ну а ты

Если разлюбишь- молчи

Не говори

Что не любишь меня

Потому что я

Пока вертится земля

Буду любить тебя

Ведущий 1: Весна, поэзия и любовь. Понятия эти вряд ли можно отделить друг от друга. Строки любви вечны, как сама жизнь, нет и не будет им конца, пока жив на Земле, человек. Тысячу раз прав Горький, сказав, что «любовь – это желание жить».

6-Чтец (стихотворение Пушкина «Я вас любил…») (Запрягаев Дмитрий)

Я вас любил; любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Ведущий 2: В жизни часто так случается

По весне, когда растает снег,

На пути на жизненном встречается

С человеком человек…

Так бывает, ежели влюбляется

В человека человек…

Ведущий 1 : Опять вернусь к мысли: мы учимся любить у великих , у истинно любящих, ибо они ведут битву за восхождение. И выигрывают, даже умирая. Любовь не всегда радость. Это и боль. Боль потерь, боль разлук. Но какое, же это все-таки счастье – любить.

7- Чтец (стихотворение Цветаевой под музыку А. Рыбникова из оперы «Юнона» и «Авось») (Еланцев Виктор)

Я не могу без тебя жить!

Мне и дожди без тебя – сушь.

Мне и в жару без тебя – стынь.

Мне без тебя и Москва – глушь.

Мне без тебя каждый час – с год,

Если бы время мельчить дробя!

Мне даже синий небесный свод

Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать –

Верность друзей,

Бедность врагов.

Я ничего не хочу ждать,

Кроме твоих

Драгоценных шагов.

Ведущий 2 : И все же первым поэтом любви у нас был Пушкин. Конечно, о любви писали и до него, и потом другие поэты.

8- Чтец Спасибо за то, что ты есть (А. Дементьев) (Самохвалов Игорь)

Спасибо за то, что ты есть, За то, что твой голос весенний, Приходит как добрая весть, В минуты обид и сомнений Спасибо за искренний взгляд. О чём бы тебя не спросил я – Во мне твои боли болят, Во мне твои копятся силы. Спасибо за то, что ты есть, Сквозь все расставанья и сроки, Какие-то скрытые токи Вдруг снова напомнят – ты здесь. Ты здесь, на земле и повсюду Я слышу твой голос и смех Вхожу в нашу дружбу, как в чудо, И радуюсь чуду при всех

Ведущий 1: Раз весна стала темой нашей сегодняшней встречи, то весна – это, конечно же, женщина. О женщине можно говорить много, долго и все равно что-то остается еще. Но, наверное, нельзя сказать лучше и красивее Игоря Северянина:

9-Чтец (Игоря Северянина) (Рычков Сергей)

У женщины должен быть лунный характер!
И чтобы в ней вечно сквозила весна,
Манящая с нею кататься на яхте –
Качели солено-зеленого сна…
И ревность должна ее быть невесомой,
И верность должна ее быть, как гранит.
О, к ласковой, чуткой, влекуще-влекомой
Мужчина всегда интерес сохранит.
За женственность будет любить,
За желтые, синие солнышки глаз,
Ах, можно ли женщину бросить такую,
Которая всячески радует вас?!

10-Чтец (Попов Ваня)

Быть женщиной – что это значит?
Какою тайною владеть?
Вот женщина – но ты не зрячий,
Тебе ее не разглядеть.
Вот женщина – но ты незрячий,
Ни в чем не виноват, незряч.
А женщина себя назначит,
Назначит, как лекарство врач.
И если женщина приходит,
Себе единственно верна,
Она приходит – как проходит
Чума, блокада и война.
И если женщина приходит,
И о себе заводит речь,
Она, как провод ток проводит,
Чтоб над тобою свет зажечь.
И если женщина приходит,
Чтоб оторвать тебя от дел,
Она тебя к тебе приводит,
О, как ты этого хотел!
Но, если женщина приходит,
Побито голову неся,
То все равно с собой уносит
Бесповоротно все и вся.
И ты, тот истинный, тот лучший,
Ты тоже там, в том далеке
Зажат, как бесполезный ключик
В ее печальном кулачке.
Она в улыбку слезы спрячет,
Переиначит правду в ложь,
Как хорошо, что ты незрячий,
И что потери не поймешь.

Ведущий 2: Весна – это пора мечтаний, грез, надежд. Хочется, чтобы всё вокруг было прекрасным, дарили цветы и комплименты, посвящали стихи и пели серенады, потому что Весна.

10-Чтец (Козлова Маша)

Долго я не могла покориться весне,

Долго слышать ее не хотела,
Понапрасну она улыбалась мне,
И звала, и сияла, и пела.
Весна говорила: «Послушай, взгляни, –
Все моей покоряется воле:
Лес давно забыл про холодные дни,
И цветами усеяно поле.
Пусть же темное сердце твое оживет,
И на песню мою отзовется.
На нее отзывается все, что живет,
А ведь сердце твое еще бьется!
Но шепчу я упрямо: «Не верю весне!»
Только тщетным неверие было –
Всколыхнулись и слезы, и песни во мне…
О весна! Ты меня победила!

Ведущий 1: Пусть же всегда будет в ваших сердцах весна, мир, гармония, красота, надежда! Для вас звучит красивый, волнующий, чарующий и нежный вальс. Танцуйте с нами.
(Пары исполняют вальс, приглашают танцевать гостей.

Гармония, красота… все-таки как не хватает нам порой этого.
Бешенный ритм жизни увлекает нас в своем стремительном потоке дней, складывающихся в годы, месяцы! И редко мы можем остановиться, чтобы насладиться прекрасным солнечным днем и свежей зеленью, или чарующей музыкой. Слово предоставляется учащимся школы п.Целинные Земли.

Мы сегодня с вами слушали произведения великих поэтов и композиторов о весне. Но картина представления весны будет не полной без упоминания о наших великих художниках и их произведений. Слово предоставляется учащимся школы № 3

Вот и подошел к концу наш литературный вечер. Мы затронули только самую малую часть литературных произведений поэтов. Многое осталось недосказанным. Стихи многих поэтов остались непрочитанными. Но мы надеемся, что пробудили у вас интерес к поэзии. И уверены, что с каждым годом поклонников поэзии будет все больше и больше.

Мы искренне надеемся, что этот день и наша встреча для всех вас останется в памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей. Всего вам самого доброго! До новых встреч!

Урок внеклассного чтения

Литературная гостиная «С любовью о природе»

Цель: 1)Формировать умения выделять признаки весны, различать весенние месяцы; познакомить с приметами весны, почувствовать красоту слова; совершенствовать осознанное чтение.

2)Развивать речь, воображение, память, внимание, наблюдательность; умение видеть главное в прочитанном и услышанном.

3) Воспитывать читательский интерес; эстетическое и бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Оборудование: презентация, материал к газете «Весна идёт», видеоклип «Весна», звукозапись.

Ход урока:

1. Орг. момент. Психологический настрой. Релаксация (играет «Лирическая музыка»)

2. Погружение в тему.

Очень давно, более 300 лет назад (18 в.) стало традицией организовывать литературные гостиные. Здесь собирались знаменитые люди: писатели, поэты, музыканты, художники, люди с общими интересами – творческие личности. Они рассуждали о литературе, читали свои художественные и научные работы, общались, разговаривали, делились своими мыслями. А потом из этих встреч рождались новые стихи, музыкальные произведения, картины. Мы тоже сегодня будем с вами общаться, и кто знает, может наш разговор натолкнёт кого – то из вас написать стихотворение или картину. А о чём же мы будем говорить с вами в нашей литературной гостиной? (демонстрация клипа «Весна»)

- Да, действительно мы поговорим о весне. А в ходе нашей беседы будем оформлять газету «Весна идёт».

3. Дыхательная гимнастика.

- Давайте вдохнём запах весны и насладимся его ароматом (вдох через нос, выдох через рот)

4. Ассоциации к слову весна (составление кластера)

- Назовите первый месяц весны. А сейчас в нашей газете мы опубликуем первое стихотворение (читает ученица)

С.Маршак «Март»

Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём:

Стёжки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

- Назовите приметы марта месяца (потемнел снег, лёд треснул на озёрах, птицы поют веселее, небо стало выше)

6. Рассказ учителя.

Всем известно, что Новый год наступает зимой и первый месяц года – это январь. Но оказывается, в далёкие времена наступление Нового года народ праздновал весной – в марте. Не ёлочкой наряженной, а песнями отмечался этот праздник – Желанный праздник света, тепла, надежды на богатый урожай. Все собирались в хоровод и пели(дети становятся в хоровод и говорят слова)

Приди к нам весна с радостью,

С великой милостью,

С рожью зернистой,

С пшеницей колосистой.

С ячменём усатым…

Сестрички – синички

Вы на волю полетите,

К нам весну скорей ведите!

Март – утро года. Солнце с каждым днём всё выше и выше и светит больше. Высоки ещё сугробы, голы и черны деревья, но на южных пригорках уже земля показалась. «Дзынь –дзынь!»-поёт капель. Недаром в народе называют март - капельник.

7. Чтение поговорок о марте.

22 марта –день равен ночи. А ещё в этот день мы празднуем праздник «Наурыз». А ещё в этот день можно услышать первые песенки полевого жаворонка (стихотворение читает ученик)

Василий Жуковский «Жаворонок»

На солнце тёмный лес зардел.

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Удивительно красива звонкая песня жаворонка. Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песню. Одним из таких композиторов был Пётр Ильич Чайковский. И сейчас мы прослушаем отрывок из его альбома «Март. Пение жаворонка» (прослушивание музыки)

8. Упражнение для расслабления.

Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный весенний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь его чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красотой. Вы видите, как оно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Представьте себе, что вы медленно встаёте. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите всё выше и выше. Наконец вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко – высоко.

- А раз затянул свою песню жаворонок – значит скоро и апрель (читает ученица) Самуил Маршак «Апрель»

Апрель, апрель.

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвёл подснежник.

9. Словарная работа: валежник – сухие сучья, деревья, лежащие на земле.

- Что происходит в природе в апреле? (чтение поговорок об апреле)

Подснежник занесён в Красную книгу и его срывать нельзя, а наоборот нужно охранять.

В народе говорят «Апрель водою славен» Почему? – Дело апреля снег согнать, землю разбудить и обогреть. В апреле начинает оживать лес (читает ученик)

Иван Василевский «Весна в лесу»

Ещё в лесу висят туманы

Непроходимой пеленой.

Но выйди в полдень на поляны,

И мир становится иной.

Взгляни на небо голубое.

Весна знакомою тропою

Пришла в ожившие леса.

(прослушивание «Пение птиц»)

10. Составление синквейна «Лес»

-Какой месяц идёт за апрелем?

-Долг мая тёплую землю в зелень убрать. Говорят: «Май землю наряжает, лето в гости ожидает»

(пословицы о мае)

- Май называют «цветень» Почему?

11. Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха»

-Найдите олицетворения, сравнения.

12. Чтение загадки:

Цветёт он майскою порой.

Его найдёшь в тени лесной.

На стебельке, как бусы в ряд

Цветы душистые висят.

Белые горошки на зелёной ножке. (ландыш)

Красивы цветы ландыша. Вот и рвут их целыми букетами. Безжалостно срывают зелёные листья, чтобы обернуть ими букеты, и часто повреждают корень. От этого гибнет вся ландышевая поляна. И виноват в этом человек. Нельзя рвать полевые цветы! Нужно ими любоваться.

-Не только поэты и композиторы восхищались природой. Но и художники воспевали её в своих картинах.

(просмотр репродукций известных художников)

А сейчас мы организуем совместное рисование картины.

13.Чтение рассказа Г.Скребицкого «На лесной полянке»(работа со слайдами – рисование картины)

-Как мы назовём свою работу?

14. Обобщение.

В стихотворениях известных поэтов и писателей, с которыми мы сегодня работали, в музыке замечательных композиторов и в картинах известных художников мы увидели душу этих людей, безграничную любовь к родной природе и к прекрасному времени года – весне. Все они по-своему изображают это время года, но все одинаково восхищаются им.

-Выразите и вы своё отношение к весне(написать в газете)

Весна никогда не повторяется. Каждый год она приносит что- нибудь новое, неведомое, восхищая и и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть эту красоту. Надо учиться видеть прекрасное. Которое нас окружает, учиться чувствовать его и учиться выражать свои чувства. А выразит свои чувства мы можем через стихи, музыку. Танцы. Рисунки, слова и поступки. Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь: распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из своих щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.

(песня «Звонко капают капели»)

15. Рефлексия.

-Где мы сегодня побывали? Что вам понравилось на уроке?

Изобразите своё настроение цветом. А в память о нашем уроке у нас получилась вот такая замечательная газета. Любите природу!

15. Задание на дом(с.129 -130 пересказ близко к тексту; написать письмо весне, сочинить стихотворение)