Родные просторы. Двенадцать коллегий. Здание СПбГУ. История, байки, мифы и легенды Здание двенадцати коллегий кратко

Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге – один из важнейших архитектурных памятников 18 века, построенных в стиле петровского барокко. План огромного комплекса разработал Д. Трезини.

Согласно проекту, комплекс должен был состоять из двенадцати зданий, соединенных флигелями и переходами. В домах предполагалось разместить высшие госучреждения.

Строительство началось в 1722 году, но работы часто прерывались из-за наводнений. Основной корпус был сооружен в 1732 году. Это был огромный трехэтажный дом из дорогостоящего камня длиной в 392 м., высотой – в 15 м. Комплекс был окрашен в красно-белые тона.

Для украшения здания Двенадцати коллегий Трезини использовал пилоны, статуи, балконы с резными решетками. Все корпуса архитектор оснастил отдельными входами.

До нашего времени в почти неизменном виде дошел Петровский зал. Он богато украшен барельефами, статуями, фресками и картинами. В этом зале, вплоть до переезда в роскошное здание на Галерной улице, заседал Сенат.

К 1829 году большинство министерств были переведены в другие здания. Царь Николай I распорядился передать комплекс Петербургскому университету. На переоборудование здания Двенадцати коллегий под нужны образовательного учреждения власти выделили 0,6 млн. рублей. К 1835 году архитектор А. Щедрин завершил основные работы.

Особый восторг у современников вызвала созданная Щедриным галерея, тянущаяся по всей протяженности второго этажа. Огромный зал с венецианскими окнами, классическим паркетом и изящной меблировкой до сих пор поражает своей красотой. В 1836 году рядом со зданием был разбит великолепный сад, в котором студенты могли отдыхать после занятий. Со стороны улицы сад обнесли массивной решеткой.

В наше время здание Двенадцати коллегий – учебный комплекс СПбГУ с одной из крупнейших в России научно-технических библиотек. Дом входит в перечень особо охраняемых культурных объектов России.

Здание «Двенадцати коллегий» - ценнейший образец гражданской архитектуры первой трети XVIII века и одно из самых ранних сооружений на стрелке Васильевского острова.
Здание выполнено в стиле барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций.
Начало строительства под руководством архитектора Доменико Трезини (верхние этажи по проекту Теодора Швертфегера).
В разные времена в здании располагались высшие органы государственного управления (коллегии), позже Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.

Здание Двенадцати коллегий, первая четверть XVIII века

В 1711 году по указу Петра I был создан высший законодательный орган государства – Сенат. В 1718 году были созданы коллегии, подчинявшиеся Сенату. Коллегии (коллегия – это центральный орган управления) отвечали за различные задачи: одни – за ведение дел в армии и на флоте, другие – за торговлю, третьи – за отношения с другими странами и т.д. Коллегии сменили существующие до них приказы – органы управления Московской Руси в XVI – XVII веках.


Вид здания 12 коллегий

Сначала коллегий было девять, но затем их число увеличили до двенадцати. Президентами коллегий были такие известные деятели Петровской эпохи, как А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, Я.Ф. Долгорукий и другие. Важные государственные дела теперь решались коллегиально – вместе, на совещаниях с участием не только бояр, но и людей других сословий.
Первоначально Сенат и коллегии размещались в мазанковом здании (мазанки – дома из дерева и глины), построенного по проекту архитектора Д. Трезини. Затем Петр I поручил Трезини построить здание для органов управления на Васильевском острове.


Лансере Евгений Евгеньевич. Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий. 1903

В 1718 году был проведён первый архитектурный конкурс в России. На конкурс выносился проект для здания, которое собирались возвести для двенадцати правительственных учреждений (Коллегий): 10 министерств, Сенат и Синод. На конкурсе победил Доменико Трезини. В основе его проекта взят принцип построения здания приказов в Москве, они стояли в одну линию вдоль Кремля. Подобную линию домов для Коллегий и предложил построить архитектор.


Вид на здание 12 коллегий и площадь Васильевского острова

Строительство здания начато в 1722 году, окончено в 1742. Строительство замедлил кратковременный перенос столицы в Москву с 1722 по 1732 год, когда работы остановили. Однако при Анне Иоанновне с 1732 года работы снова возобновились. Состоит здание из 12 одинаковых частей, каждая часть принадлежала отдельному министерству. Общая длина здания составила более 400 метров.


Двенадцати коллегий здание в Санкт-Петербурге. Арх. Д.А. Трезини. 1722-1742. Вид здания Двенадцати коллегий. Гравюра О. Элигера. Начало 1730-х гг.

Протяжённой линией здания планировалось ограничить формировавшуюся тогда главную площадь города - Коллежскую. Главной она так и не стала, центр города после смерти Петра I был вынесен за Васильевский остров. А в начале XX века перестала существовать вовсе, когда на её пространстве построили Клинический повивальный институт. Именно из-за участия в ансамбле этой площади Здание Двенадцати коллегий не смотрит лицом на Университетскую набережную, а всего лишь выходит на неё торцом.


Здание Двенадцати Коллегий.Анжело Тозелли. Панорама Санкт-Петербурга.1820 года.

С этой особенностью расположения здания связана одна легенда. Будто бы собираясь однажды уехать из Санкт-Петербурга, Пётр I поручает Меншикову строительство Здания Двенадцати коллегий вдоль набережной Невы. Оно должно было стать продолжением Кунсткамеры. А в награду Пётр разрешал Меншикову использовать под свой дворец всю оставшуюся землю, что останется западнее новой постройки.


Вид церкви Исаакия, наплавного моста и здания Двенадцати коллегий с башни Кунсткамеры. Нач. 1730-х гг.

Ознакомившись с планом, Меншиков увидел, что здание, длиной почти в 400 метров, по замыслу архитектора должно ориентироваться фасадом на Неву. Он понял, что в этом случае на набережной, считавшейся наиболее фешенебельной частью города, не останется места для его собственного дворца. Меншиков не мог допустить этого. Он непременно хотел построить на набережной свой особняк, и возведение здания Двенадцати коллегий явно мешало его планам. Тогда он приказал построить Двенадцать коллегий не вдоль набережной, а перпендикулярно к ней, и на освободившемся месте заложил собственный дворец.


ВАХМИСТР Драгунской роты, с 1756 до 1761 года. Вид изображает того времени часть здания двенадцати Коллегий, в С.-Петербурге.

Когда Петр Первый вернулся и увидел, как расположено здание Двенадцати коллегий, он был в ярости. Строительные работы находились уже в самом разгаре, и остановить их не представлялось возможным.
Таская Меншикова за шиворот вдоль всего здания, он останавливался у каждой Коллегии и бил его своей знаменитой дубинкой.В гневе Петр даже хотел казнить Меншикова, но потом передумал, и дело ограничилось крупным штрафом в государственную казну.
Эта легенда о здании Двенадцати коллегий и его величественном соседе – дворце Меншикова у многих вызывает сомнения. Некоторые историки указывают на то, что фасад Двенадцати коллегий хотели ориентировать на центральную площадь города, но позднее планировка Петербурга была изменена, а здание уже было построено.


Здание Двенадцати коллегий на панораме Тозелли 1820 г.

По плану расположения учреждений, составленному губернатором Санкт– Петербурга А. Д. Меншиковым в 1722 г., первый участок от Невы отводился Аудиенц-коллегии, второй - Сенату, третий - Коллегии иностранных дел, четвертый - Военно-сухопутной и Военно-морской коллегиям, далее предполагалось разместить Юстиц-коллегию, Камер-коллегию, Штатс-коллегию, Комерц-коллегию, Мануфактур-коллегию, Главный магистрат и Синод..

Первые сваи были забиты в 1722 г., но строительство шло очень медленно и неравномерно. Причин этому было много, в том числе и болотистая почва и частые наводнения. Наконец, в 1732 г. сооружение главного административного здания Санкт– Петербурга было завершено.



Здание 12 коллегий. Фрагмент гравюры Е. Внукова с рисунка М.И. Махаева. 1753 г.

В длину это грандиозное каменное трехэтажное сооружение имело 392,6 м, в ширину - 17,1, а в высоту - около 15 м.
Каждый корпус завершала четырехскатная крыша, но все они тесно примыкали друг к другу.
Первый этаж восточного фасада представлял собой открытую сквозную галерею. Пилоны ее были обработаны рустом с горизонтальными швами. На стыке корпусов и по краям здания находились пилоны более крупных размеров.
Их было 13, в их нишах располагались статуи. Пилоны подчеркивали границы корпусов.
Каждый корпус состоял из трех частей: ризалита и двух боковых крыльев. В ризалитах были двусветные залы, занимавшие второй и третий этажи с выходами на балконы, которые тянулись вдоль всего фасада.
Все балконы имели ажурные кованые решетки с медальонами и гербом.
В корпуса вели 12 самостоятельных входов, каждый с высоким каменным крыльцом. Второй и третий этажи объединялись чередующимися группами пилястр и лопаток.
Ризалиты завершались пышными, в стиле барокко, декоративными фронтонами с особым рисунком для каждого корпуса. В центре фронтона помещалась эмблема коллегии, а по бокам были поставлены по две скульптуры.

Петровский зал.Фото 1898 г

Петровский зал

Западный фасад здания выглядел более просто. Вдоль 11 корпусов, начиная со второго, шла двухъярусная открытая галерея. Между пилонами второго этажа был сделан каменный парапет.

Здание было окрашено в оранжево-красный цвет, на фоне которого рельефно выделялись белые пилястры, лопатки, наличники окон, и увенчано кирпично-красной крышей. Что касается интерьеров, то о них можно судить по сохранившемуся залу Сената (Петровский зал), наиболее богато декорированному. Примыкавшие к залам помещения были оформлены скромнее.

Каждая часть Здания Двенадцати коллегий имеет отдельное крыльцо, изначально имела свою 4х-скатную крышу. В 1734-1742 годах по проекту М. Г. Земцова и Дж. Трезини на уровне второго этажа были размещены балконы, с западной стороны устроена открытая аркада. Однако позже аркаду закрыли. В каждой части здания распланирован отдельный зал для заседаний.

Здание Двенадцати коллегий, 1912 год

С течением времени здание неоднократно ремонтировалось и в ходе ремонтных работ кое-что менялось. Так, вместо плоских перекрытий на втором этаже появились своды, исчезло барочное убранство фасада и украшавшие ниши статуи, но зато у входов в корпуса встали гранитные пушки.
В основном же внешний вид и убранство сохранялись. В начале ХIХ в. располагавшимся в здании Двенадцати коллегий учреждениям становится тесно - Сенат и Синод должны были переехать в строившиеся великолепные апартаменты на левом берегу Невы. Освобождавшиеся помещения было решено отдать петербургскому студенчеству.

Церковь во имя апостолов Петра и Павла

Осенью 1823 г. университет был переведен с Васильевского острова в здание, располагавшееся на углу улиц Кабинетской и Звенигородской и принадлежавшее университетскому Благородному пансиону. Но новое помещение тесное, мрачное, с низкими потолками совсем не соответствовало своему назначению. Канцелярия же университета оставалась в здании Двенадцати коллегий, часть помещений которого занимали семьи профессоров.

В 1828 г. императором Николаем I было отдано распоряжение "поручить сделать план для будущего в доме коллегий университета, его пансиона и Педагогического института". Помещения южной части принадлежали университету, северной - Педагогическому институту, который был вновь образован в 1828 г.
Однако 10 ноября 1829 г. Николай I издает Указ о передачи всего здания Двенадцати коллегий Петербургскому университету. Составить проект перестройки здания, чтобы оно стало удобным для учебного заведения самого высокого ранга, было поручено академику архитекторы, профессору Академии художеств А Ф. Щедрину.
На строительные работы было выделено 600000 руб., и в течение 1834 и 1835 гг. они были в основном проведены. В 1836 г. Николай I отдал университету участок земли вдоль лицевого фасада.
Известный в те времена садовник Бук разбил здесь вдоль всего здания сад. От улицы сад с тех пор отгорожен чугунной решеткой, основание ее сложено пудожским камнем.


Дома, существовавшие на берегу Большой Невы до строительства здания Двенадцати коллегий. Кристиан Марселиус 1720-е гг.

В центральной части здания были сооружены парадный вход и лестница, церковь, освященная 29 июня 1837 г. во имя апостолов Петра и Павла, двусветный зал торжественных собраний (ныне Актовый зал) с хорами и колоннами из искусственного мрамора.
Замечательная, почти четырехсотметровая галерея во втором этаже была застеклена. Она вызывала неизменное восхищение всех посетителей как прошлого так и нашего века.
Так, гость Санкт– Петербургского университета писал в журнале ”Современник” (1838, т. Х): ”Более всего замечательна в университете галерея. Ее большие венецианские окна, блестящий паркет, чистота и вкус мебели, бесконечная протяженность представляют из нее что-то единственное в своем роде. Еще не было ни в одном публичном заведении Европы такого украшения храма наук”.

Галерея.

В шкафах галереи помещались книги университетской библиотеки и пособия по естественной истории и физике. Из архивных документов известно, что 63 шкафа содержали образцы минералогического кабинета. Мебель - шкафы, столы, стулья и т. п. - была выполнена по рисункам А. Ф. Щедрина.

Библиотека. Фото 1898 г

Торжественное открытие Санкт – Петербургского университета в перестроенном для него здании состоялось 25 марта 1838 г.,
а незадолго до этого, 14 марта, здание университета посетил Николай I. Гостями праздника были почти все известные ученые Санкт – Петербурга, видные государственные чиновники, высшее духовенство, люди науки и искусства. В университетской церкви по этому случаю был совершен молебен, оттуда гости направились в зал торжественных собраний. Затем им была предоставлена возможность осмотреть весь университет - учебные аудитории, кабинеты и знаменитый своей красотой и убранством Петровский зал.

Петровский зал

Среди учеников и преподавателей университета были А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, А. С. Попов, П. Ф. Лесгафт, Н. Г. Чернышевский и многие другие. С 1866 по 1890 год здесь жил и работал Д. И. Менделеев, в здании расположен его мемориальный музей-архив. Его именем в 1923 году назвали улицу вдоль здания. В советское время университет носил имя первого секретаря обкома ВКП(б) А. А. Жданова.


В настоящее время здание Двенадцати коллегий остаётся Главным зданием Санкт-Петербургского университета. До сих пор некоторые факультеты университета располагаются в здании Двенадцати коллегий. В здании располагаются научная библиотека университета и некоторые административные службы университета. В здании имеется «Петровский зал», в котором, кроме различных торжественных мероприятий, регулярно проводятся концерты для широкой публики.

26 февраля 2007 года перед главным входом в здание Университета был открыт памятник "Универсанту-Гению".

Северный фасад

Восточный фасад


Южный фасад. Фрагмент

Вид с Невы

Памятник М. В. Ломоносову

Интерьеры здания


***

Санкт-Петербург и пригороды

» Здание Двенадцати коллегий

Одна из самых ранних построек на Васильевском острове - здание Двенадцати коллегий, возведенное в 1722-1742 годах. Оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий - высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году. В начале 19 века коллегии были заменены министерствами. Проект здания был разработан Доменико Трезини; строительство велось под руководством Трезини и Т. Швертфегера, а завершили работы М. Г. Земцов и Джузеппе Трезини.

Здание представляет собой двенадцатьодинаковых по размерам и архитектуре трехэтажных корпусов, соединенных между собой. В 18 веке каждый корпус имел свой отдельный вход. Архитектура здания глубоко символична: она отражает самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем подчеркивает их взаимосвязь при решении государственных задач.

Первоначально здание выполняло две функции - административную и торговую. Помимо того, что в нем размещались высшие органы государственного управления, на первом этаже со стороны центральной площади, под аркадой "гостиного двора", располагались торговые ряды и лавки.

В то время еще не было построено постоянных мостов через Неву, что создавало определенные трудности для правительственных учреждений, располагавшихся на Васильевском острове. Частенько из-за капризов переменчивой северной погоды и своенравной Невы они оказывались отрезанными от основных районов города. Это была одна из причин, по которым часть высших государственных учреждений была в последствии перевезена на левый берег Невы.

В 1804 году часть помещений здания Двенадцати коллегий было передано Педагогическому институту, на основе которого в 1819 году был учрежден Университет. До 1859 года в здании располагалось два высших учебных заведения, которые, по сути, являлись одним. К тому же в 1859 году Педагогический институт был упразднен.

В середине 1830 годов история здания сливается с историей университета, центральная приемная комиссия, геологический и природо-почвенный факультеты которого и по сей день располагаются в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове.

Как добраться

Выйти на станции метро "Невский проспект", перейти по подземному переходу на противоположную сторону и сесть на автобус 7 или троллейбусы 1, 10, 7 и доехать до остановки "Стрелка Васильевского острова".

Историческая справка

1722-1742 гг. - строительство здания Двенадцати коллегий по проекту архитектора Трезини.
1732 г. - первое заседание коллегий.
1804 г. - здание частично передается Главному Педагогическому институту.
1819 г. - создание Санкт-петербургского Государственного университета.
8 февраля 1819 г. - торжественное открытие занятий в здании Двенадцати коллегий.
1835 г. - здание Двенадцати коллегий полностью передано Санкт-Петербургскому Государственному университету.
1834-1838 гг. - здание частично перестроено (арх. А. Ф. Щедрин).

Легенды и мифы

Ближайший друг и соратник Петра I, А. Д. Меншиков славился своей изобретательностью и изворотливостью. Операции, которые он проворачивал с государственными деньгами, часть которых неизменно оседала в его карманах, обрастали легендами. Часто молва приписывала ему и "подвиги", который он не совершал. Например, рассказывали такую историю, что Петр I, уезжая, велел Меншикову заняться строительством здания Двенадцати коллегий на Васильевском острове. Причем на оставшейся после застройки территории Меншикову разрешалось построить свой дворец. Меншиков подумал-подумал и приказал строителям возводить здание Двенадцати коллегий не вдоль Невы, а перпендикулярно ей. Таким образом, светлейший князь выкроил довольно большую территорию для своего дворца. Когда Петр вернулся и увидел, что придумал его сподвижник, избил того своей знаменитой дубинкой до полусмерти, но менять ничего не стал, и здание и так осталось стоять узким торцом к Неве.

Эта легенда не имеет под собой никаких оснований. Во-первых, по хронологическим причинам, а во-вторых, потому, что здание Двенадцати коллегий было специально обращено своим главным фасадом к центральной площади Васильевского острова, который должен был стать по замыслу Петра I центром молодой столицы. Впоследствии эта территория была застроена.

Здание Двенадцати коллегий - одно из первых сооружений на стрелке Васильевского острова. Его строительство началось в 1722 году. Здание предназначалось для размещения высших органов государственного управления - Сената и коллегий, по указу Петра I сменивших «приказы». Первоначально Сенат и коллегии размещались на Петербургской стороне - первом административном центре Санкт-Петербурга - в мазанковом строении, сооруженном по проекту Д. Трезини. Здание представляло собой двенадцать двухэтажных корпусов, вытянутых по одной линии и объединенных общей крышей, по типу выстроенных в одну линию зданий Приказов в Москве. По такому же принципу архитектором было предложено соорудить и каменное здание Коллегий на Васильевском острове, куда уже в 1715 году переместился административный центр города. Нижний этаж здания возводился по проекту Трезини. Верхние этажи возводились по переработанному варианту архитектора Швертфегера. Строительство здания, как мы уже говорили, началось в 1722 году, и было приостановлено в кратковременное правление императора Петра II, когда столица России была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву. Но в 1732 году при Анне Иоанновне работы по возведению здания были возобновлены.
Расположение здания несколько необычно для Петербурга - оно повернуто к Неве - главной магистрали города, не лицом, а торцом. Это объясняется тем, что в то время главной площадью города мыслилась формировавшаяся тогда Коллежская площадь. Предполагалось, что она будет раскрыта к Петропавловской крепости, а с противоположной стороны ее и должно было ограничить здание Двенадцати коллегий. Хотя на этот счет есть и анекдотическое объяснение. Говорят, что, уезжая, Петр поручил своему ближайшему сподвижнику А. Д. Меншикову продолжить линию застройки левого берега Невы зданием Двенадцати коллегий. А часть острова, лежащую за ним, щедро отдал Меншикову в награду за труды. Ловкий по части перекачки государственных денег в свой карман Меншиков посчитал, что если он поставит здание не лицом, а торцом к Неве, то земли ему достанется больше. Так он и сделал. Петр, вернувшись из поездки по своим обширным владениям, был немало удивлен таким самочинием. Без лишних слов он схватил самочинника за шиворот и протащил вдоль всего здания перед собравшейся публикой, нещадно колотя его своей дубинкой. Гнев царя скоро прошел, Меншиков (в который уже раз) отлежался, а здание Двенадцати коллегий так и стоит, как поставлено было. Но это всего лишь анекдот.
Коллежская площадь так и не стала главной площадью города, так как после смерти Петра I центр города был перенесен на левый берег Невы, а впоследствии ее территория была застроена. Теперь на месте площади стоит Клинический повивальный институт. Менделеевская линия появилась на месте некогда прорытого, а потом засыпанного канала, который проходил вдоль здания Двенадцати коллегий к старому Гостиному двору, располагавшемуся на месте нынешней Библиотеки Академии наук.
Трехэтажное каменное здание протянулось на 400 метров в длину. И представляет собой двенадцать плотно
примыкающих друг к другу корпусов. Первоначально через первый этаж главного фасада проходила открытая сквозная галерея с обработанными рустом пилонами. В нишах пилонов были установлены статуи. Пилоны очерчивали границы корпусов, центральная часть каждого из которых была выделена ризалитом. Над ризалитами высились декоративные фронтоны с эмблемой коллегии в центре и скульптурами по бокам. Вдоль всего фасада тянулись балконы с ажурными коваными решетками. Решетки были украшены медальонами и гербом. Каждый корпус имел свой отдельный вход с высоким крыльцом. Внутреннее пространство ризалитов занимали двусветные залы, расположенные на уровне второго и третьего этажей. Из залов были устроены выходы на балкон.
Оформление западного фасада гораздо скромнее. Вдоль фасада проходила двухъярусная открытая галерея. А между пилонами второго этажа был сделан каменный парапет. Окраска здания была двуцветной. На оранжево-красном фоне стен эффектно выделялся архитектурный декор белого цвета. Судить об отделке интерьеров мы можем только по дошедшей до наших дней богатой отделке Петровского зала Сенатского корпуса. Здесь сохранились скульптурные украшения стен и потолка, исполненные в 1736 году по проекту мастера Игнацио Росси. Живописные плафон и вставки, расположенные в верхней части стен, чрезвычайно оживляют убранство зала. Немалую роль в декоративном убранстве зала играют и два угловых камина, имеющих скульптурную отделку.
Вид здания со временем менялся: было убрано барочное убранство главного фасада, на втором этаже появились своды, исчезли статуи из ниш, у входов в корпуса появились пушки из гранита. Но в целом здание сохранялось и выполняло свои функции до начала XIX века, когда для Сената и Синода были построены великолепные здания на левом берегу Невы. Освободившиеся помещения были отданы Главному Педагогическому институту, на базе которого в 1819 году был создан Петербургский университет. Вскоре здание было целиком передано
Университету, что потребовало определенных переделок. Эта работа была проведена в 1834-1838 годах академиком архитектуры А. Ф. Щедриным. Во время этой перестройки в центральной части здания в 1837 году была устроена и освящена церковь святых апостолов Петра и Павла. Тогда же появился нынешний Актовый зал, украшенный хорами и колоннами из искусственного белого мрамора. На втором этаже была застеклена через все здание проходящая четырехсотметровая галерея, оформление которой вызывает неизменное восхищение. Поражало все: и высокие венецианские окна, и обилие света, простор, и мебель, изготовленная по рисункам А. Ф. Щедрина. На участке земли вдоль лицевого фасада здания в 1836 году был разбит сад, который отделялся от улицы чугунной решеткой на пудожском камне. 25 марта 1838 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургского университета.
С университетом связаны имена самых выдающихся русских ученых. Здесь учились и преподавали А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, А. С. Попов, П. Ф. Лесгафт и, конечно же, Д. И. Менделеев, который жил здесь и работал с 1866 по 1890 год. В здании бережно сохраняется его мемориальный музей-архив. В 1923 году улицу, проходящую вдоль здания, назвали Менделеевской линией.
Здание Двенадцати коллегий до сих пор является главным зданием Петербургского университета.

Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле петровского барокко, построенное в 1722-1742 годах по проекту Доменико Трезини для размещения петровских коллегий. С 1819 года в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет, также в нем находится музей-архив Д. И. Менделеева.

Строительство здания Двенадцати коллегий было вызвано желанием Петра I перенести на Васильевский остров все административные учреждения Санкт-Петербурга. Проект здания в 1722 году подготовил Доменико Трезини при участии Теодора Швертфегера (верхние этажи), но завершать строительство пришлось уже архитекторам Джузеппе Трезини и Михаилу Земцову. Первое заседание коллегии в здании прошло в 1732 году, но полностью все работы были окончены только в 1742 году.

Здание состоит из двенадцати идентичных самостоятельных трехэтажных секций (каждая с отдельным входом) и пристроенной с западной стороны двухэтажной галереи во всю длину строения. Общая длина здания — 400 метров, а его сквозной коридор считается самым длинным в городе. Дом расположен торцом к Неве, поскольку предполагалось, что фасад будет обращен на главную площадь на острове — Коллежскую (позже застроенную). В качестве украшений корпусов-секций здания Двенадцати коллегий были использованы выступающие ризалиты, фигурные наличники, лопатки и аттик с лепкой.

Оригинальная внутренняя отделка здания в наши дни сохранилась только в Петровском зале — здесь можно увидеть скульптуру, плафон и живописные вставки в верхней части стен, два угловых камина со скульптурной отделкой, сохранившиеся с XVIII века.

В XVIII веке в здании Двенадцати коллегий размещались высшие органы государственного управления Российской империи: коллегии, Сенат и Синод. После расформирования коллегий, в 1804 году, в здание въехал Педагогический институт, а в 1835 году его передали Санкт-Петербургскому университету, этот вуз находится здесь и сейчас.

В здании Двенадцати коллегий снимались некоторые сцены известного кинофильма Георгия Данелия «Осенний марафон».

Здание Двенадцати коллегий включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Двенадцати коллегий будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — , зданиями