Бернстайн Леонард: биография, личная жизнь, семья, музыкальные произведения. Американский композитор Леонард Бернстайн: биография, творчество и интересные факты Леонард бернстайн произведения

Биография Леонарда Бернстайна началась в Лоуренсе, штат Массачусетс. Он был сыном украинских евреев Дженни (урожденная Резник) и Самуэля Джозефа Бернстайна, оптового торговца косметическими товарами. Оба родителя были родом из Ровно (ныне Украина).

Ранние годы

Его семья часто жила в своем летнем доме в Шароне, штат Массачусетс. Его бабушка настояла, чтобы мальчика назвали Луи, но родители всегда называли его Леонардом. Он юридически изменил свое имя на Леонард, когда ему было пятнадцать, вскоре после смерти бабушки. Его друзьям и многим другим он представлялся просто «Ленни».

В очень раннем возрасте Леонард Бернстайн услышал выступление пианиста и сразу был пленен этой чарующей музыкой. Впоследствии он начал серьезно изучать фортепьяно, после того, как его семья приобрела пианино его кузины Лиллиан Голдман. Бернстайн посещал Гаррисонскую гимназию и Бостонскую латинскую школу. В детстве он был очень близок к своей младшей сестре Ширли и часто играл с ней на фортепьяно целые оперы и симфонии Бетховена. В юности у него было множество репетиторов фортепиано, в том числе Хелен Коутс, которая позже стала его секретарем.

Университет

После окончания Бостонской латинской школы в 1935 году будущий дирижер Леонард Бернстайн посещал Гарвардский университет, где изучал музыку под руководством Эдварда Берлингема-Хилла и Уолтера Пистона. Самое большое интеллектуальное влияние в Гарварде на Бернстайна произвел, вероятно, профессор эстетики Дэвид Пралл, чей многодисциплинарный взгляд на искусство великий композитор разделял всю оставшуюся жизнь.

В то время Бернстайн также встретился с дирижером Димитрием Митропулосом. Хотя он никогда не учил Бернстайна, харизма и сила Митропулоса как музыканта оказали большое влияние на его решение заняться дирижированием. Митропулос не был стилистически близок Леонарду Бернстайну, но он, вероятно, повлиял на некоторые из его поздних привычек, а также привил ему интерес к Малеру.

Взрослая жизнь

После учебы будущий дирижер жил в Нью-Йорке. Он делил квартиру со своим другом Адольфом Грином и часто выступал вместе с ним, Бетти Комден и Джуди Холлидей в комедийной труппе под названием «Революционеры», которая выступала в Гринвич-Виллидж. Он арендовал помещения у музыкального издателя, транскрибировал музыку и создавал аранжировки под псевдонимом Ленни Амбер. ("бернстайн" по-немецки "янтарь", как и "амбер" по-английски) В 1940 году он начал свое обучение в летнем институте Бостонского симфонического оркестра Танглвуд в классе оркестрового дирижера Сержа Кусевицкого.

Дружба Бернстайна с Копландом (который был очень близок к Кусевицкому) и Митропулосом принесла свою пользу, так как помогла ему получить место в классе. Возможно, Кусевицкий не научил Бернстайна основному стилю дирижирования (который он уже разработал при Рейнере), но вместо этого стал для него своего рода фигурой отца и, возможно, привил ему эмоциональный способ интерпретации музыки. Затем Бернстайн стал ассистентом дирижера Кусевицкого и позже посвятил ему свою Симфонию № 2 «Эпоха беспокойства».

Начало карьеры

14 ноября 1943 года, недавно назначенный ассистентом дирижера Артура Родзинского из Нью-Йоркского филармонического оркестра, он сделал свой главный дебют в кратчайшие сроки - и без какой-либо репетиции - после того, как приглашенный дирижер не смог выступить из-за гриппа. В программе были работы Шумана, Миклоша Рожа, Вагнера и «Дон Кихот» Рихарда Штрауса с солистом Джозефом Шустером, сольным виолончелистом оркестра. Перед концертом Леонард Бернстайн поговорил с Бруно Уолтером, бегло обсудив предстоящие трудности в работе. На следующий день газета The New York Times опубликовала эту историю на своей первой странице и заметила в редакционной статье: «Это хорошая американская история успеха. Теплый, дружелюбный триумф наполнял Карнеги-холл и распространялся по воздуху». Он сразу же стал известным, потому что концерт транслировался через CBS Radio на всю страну, а затем Бернстайн начал выступать в качестве приглашенного дирижера со многими американскими оркестрами.

Во главе оркестра

С 1945 по 1947 год Бернстайн был музыкальным директором оркестра "Симфония" в Нью-Йорке, который был основан дирижером Леопольдом Стоковски. Оркестр (при поддержке мэра) был нацелен на другую аудиторию, чем Нью-Йоркская филармония, с более современными программами и более дешевыми билетами.

Дальнейшая карьера

Бернстайн был преподавателем теории музыки с 1951 по 1956 в Университете Брандейса, а в 1952 году он организовал Фестиваль творческих искусств. Он ставил различные постановки на первом фестивале, в том числе премьеру своей оперы «Беспокойство на Таити» и английскую версию «Трехпенной оперы» Курта Вайля. Фестиваль был переименован в честь него в 2005 году, став Фестивалем творчества имени Леонарда Бернстайна. В 1953 году он был первым американским дирижером, который появился в Ла Скала в Милане, дирижируя оркестром во время выступления Марии Каллас в "Медее" Керубини. Каллас и Бернстайн после этого много раз работали вместе. Вспоминая о том периоде, биографы называют самой известной работой Леонарда Бернстайна "Вестсайдскую историю".

В 1960 году Бернстайн и Нью-Йоркская филармония провели фестиваль Малера, посвященный 100-летию со дня рождения композитора. Бернстайн, Уолтер и Митропулос организовали и провели все спектакли фестиваля. Вдова композитора, Алма, присутствовала на некоторых репетициях Леонарда. В 1960 году он сделал свою первую коммерческую запись симфонии Малера (четвертой), и в течение следующих семи лет он работал над первым полноценным циклом записей всех девяти завершенных симфоний Малера. Все они были представлены Нью-Йоркской филармонией, кроме 8-й симфонии, которая была записана Лондонским симфоническим оркестром для концерта в Королевском Альберт-Холле в Лондоне в 1966 году. Успех этих записей наряду с концертами Бернстайна и телевизионными трансляциями определил возрождение интереса к Малеру в 1960-х годах, особенно в США.

Бернстайну также нравился датский композитор Карл Нильсен (которого тогда мало кто знал в США) и Жан Сибелиус, популярность которого к тому времени начала исчезать. В итоге он все-таки записал полный цикл симфоний Сибелиуса и три симфонии Нильсена (№ 2, 4 и 5), а также провел записи его скрипки, кларнета и флейт-концертов. Он также записал 3-ю симфонию Нильсена в Королевском датском оркестре после своего широко известного публичного выступления в Дании. Бернстайн также выступал с репертуаром американских композиторов, особенно тех, с которыми он был близок, таких как Аарон Копленд, Уильям Шуман и Дэвид Даймонд. Он также начал более активно записывать свои собственные композиции для Columbia Records. Это включало его три симфонии, его балеты и симфонические танцы из Вестсайдской истории с Нью-Йоркской филармонией. Он также издал свой собственный музыкальный альбом 1944 года On The Town - первую почти полную запись оригинала с участием нескольких членов их старой бродвейской труппы, включая Бетти Комден и Адольфа Грина. Леонард Бернстайн также сотрудничал с экспериментальным джазовым пианистом и композитором Дейвом Брубеком.

Уход из филармонии

После ухода из Нью-Йоркской филармонии Бернстайн продолжал появляться с ней в течение многих лет до своей смерти, совместно гастролируя по Европе в 1976 году и по Азии в 1979 году. Он также укрепил свои отношения с Венской филармонией - записывал с ними все девять законченных симфоний Малера (плюс адажио с 10-й симфонии) в период с 1967 по 1976 год. Все они были записаны для студии Unitel, за исключением записи 1967 года, которую Бернстайн записывал с Лондонским симфоническим оркестром в Элийском соборе в 1973 году. В конце 1970-х годов композитор и дирижер сыграл и записал полный симфонический цикл Бетховена с Венской филармонией, а в 1980-х годах за ним должны были последовать циклы Брамса и Шумана.

Работа в Европе

В 1970 году Бернстайн решил сняться в девяностоминутной программе, снятой в Вене и вокруг нее прямо во время празднования 200-летия Бетховена. В ней представлены фрагменты репетиций и выступлений Бернстайна для концертов Отто Шенка Фиделио. Помимо Бернстайна, дирижирующего 1-й фортепианный концерт во время игры Девятой симфонии, исполненной Венской филармонией, на концерте в качестве солиста выступал еще молодой Пласидо Доминго. Шоу, первоначально названное «День рождения Бетховена: Праздник в Вене», выиграло «Эмми» и было выпущено на DVD в 2005 году. Летом 1970 года, во время Лондонского фестиваля, он сыграл «Реквием» Верди в соборе Святого Павла с Лондонским симфоническим оркестром.

Последние годы

В 1990 году Леонард Бернстайн получил международную премию «Премиум Империал», присужденную за пожизненные достижения в искусстве. Композитор использовал приз в размере 100 000 долларов для создания «Образовательного фонда Бернстайна» (BETA), Inc. Он предоставил этот грант для разработки образовательной программы, специализирующейся на искусстве. Центр Леонарда Бернстайна был создан в апреле 1992 года и инициировал обширные исследования в области музыкальной теории, в результате чего была разработана так называемая "модель Бернстайна", а также особая программа обучения искусству, названная в честь великого композитора и режиссера.

19 августа 1990 года Бернстайн выступил как дирижер в Танглвуде, а Бостонский симфонический оркестр под его руководством сыграл «Четыре морских интерлюдии» Бенджамина Бриттена и Питера Граймса, а также Симфонию № 7. Бетховена. Его охватил сильнейший приступ кашля во время третьей части симфонии Бетховена, но Бернстайн, тем не менее, продолжал дирижировать концертом вплоть до его завершения, оставив сцену во время оваций. Спустя менее чем через два месяца музыкальные произведения Леонарда Бернстайна "осиротели" - их создатель, согласно официальной версии, скончался от рака легких.

Личная жизнь

Интимная жизнь великого дирижера и композитора вызывает множество споров с точки зрения ее моральной оценки. Все официальные краткие биографии Леонарда Бернстайна сходятся на том, что он был 100% гомосексуалистом и женился лишь ради продвижения по карьере. О его сексуальной ориентации знали все коллеги и даже жена. Ближе к концу жизни он решил, что больше не может врать себе и всем остальным, и переехал к своему тогдашнему партнеру - музыкальному директору Тому Контрану. Цитаты Леонарда Бернстайна, по которым можно было бы отчетливее судить о его личной жизни, не сохранились.

ЛЕОНАРД БЕРНСТАЙН

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ДЕВА

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: АМЕРИКАНЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: НЕОРОМАНТИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ПЕСНЯ МАРИИ «Я КРАСИВА» ИЗ «ВЕСТСАЙДСКОЙ ИСТОРИИ»

ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: В ЧЕРНОЙ КОМЕДИИ «УБИТЬ СМУЧИ» (2002)

МУДРЫЕ СЛОВА: «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СОТВОРИТЬ ВЕЛИКОЕ, НУЖНЫ ДВЕ ВЕЩИ: ПЛАН И ЧТОБЫ НЕМНОГО НЕ ХВАТАЛО ВРЕМЕНИ».

Кажется, в музыке Леонард Бернстайн мог и умел все. Дирижировать? Оркестры по мановению его волшебной палочки играли, как никогда. Сочинять классическую музыку? Симфонию, оперу - только скажите, и он сделает. Выдавать сногсшибательные хиты? Подвиньтесь, Коул Портер, освободите местечко для «Вестсайдской истории».

На самом деле единственное, чего не умел Бернстайн, так это держать себя в руках. Такой мощный талант, такая крупная личность, столько энергии - и так мало самодисциплины, чтобы управляться со своим добром с хозяйской рачительностью.

ПОРТРЕТ ЮНОГО ГЕНИЯ

Самуил Бернстайн прибыл в Америку в 1908 году в возрасте шестнадцати лет, бежав от нищеты и преследований на Украине. С женой Дженни (урожденной Парной Резник) он жил в несчастливом браке, и одним из ранних воспоминаний его старшего сына Леонарда было следующее: они с сестренкой Ширли прячутся, пока родители с воплями и руганью выясняют отношения. По настоянию Сэма Ленни окончил престижную Латинскую школу в Бостоне и поступил в Гарвард. Его музыкальные способности изумляли и друзей, и профессоров; он мог сыграть с листа что угодно, а теория музыки, казалось, была ему ведома от рождения. Леонард с легкостью сочинял в любом жанре, от песен до симфонических увертюр.

Бернстайн говорил, что его будущее определило знакомство с дирижером Димитрисом Митропулосом, походя пообещавшим взять его своим помощником в Миннеаполисский симфонический оркестр, если Леонард научится дирижировать. Бернстайн поступил в Кёртисовский институт музыки в Филадельфии, где дирижирование ему преподавал Фриц Райнер. Райнер требовал от студентов выучивать каждую ноту в партитуре, прежде чем браться за дирижерскую палочку. Когда на занятиях включали проигрыватель, Райнер внезапно приподнимал иглу и спрашивал: «Какую ноту сейчас исполняет второй кларнет?» Бернстайн знал, как отвечать на подобные вопросы, - он был единственным студентом, которому Райнер за долгие годы преподавания поставил «отлично».

ПРОРЫВ К СЛАВЕ

Митропулос обещания не сдержал, и летом 1939 года Бернстайн болтался без дела, пока не прослышал о том, что руководитель Бостонского симфонического оркестра Сергей Кусевицкий преподаст курс дирижерского мастерства на Тэнглвудском музыкальном фестивале. Уроки Кусевицкого мало напоминали муштру в классе Райнера - дирижер, например, пригласил балетмейстера, дабы тот обучил слушателей пируэтам, - но в комбинации со строгостью Райнера профессиональная пластика Кусевицкого окончательно отшлифовала мастерство самого Бернстайна.

Тем не менее, получив диплом Кёртисовского института, работу Бернстайн найти не смог. Митропулос снова его прокатил, а другие оркестры начинающим дирижером не заинтересовались. Разразилась Вторая мировая война, но по причине астмы Бернстайн был признан негодным к военной службе. В 1943 году Артур Родзинский, незадолго до того возглавивший Нью-йоркский филармонический оркестр, пригласил Бернстайна на должность помощника дирижера. И хотя это предложение было чрезвычайно лестным для двадцатипятилетнего и никому не ведомого музыканта, выступлений на публике должность помощника не предполагала - в лучшем случае Бернстайну поручали репетировать с оркестром.

Однако утром 14 ноября Бернстайну позвонили. Дирижер Бруно Вальтер, приглашенный Нью-йоркской филармонией, свалился с гриппом. Бернстайна попросили продирижировать воскресным вечерним концертом, который должен был транслироваться по радио на всю страну. Без каких-либо репетиций Бернстайн встал перед Нью-йоркским филармоническим оркестром и уверенно повел музыкантов за собой. В истории музыки трудно припомнить другой столь же блистательный дирижерский дебют.

СЕКРЕТАРША ПРИВЫЧНО ЗАПИСЫВАЛА ИМЕНА И НОМЕРА ТЕЛЕФОНОВ МУЖЧИН, ВЫВАЛИВШИХСЯ ПО УТРАМ ИЗ СПАЛЬНИ БЕРНСТАЙНА; САМ ОН НЕ ЗАПОМИНАЛ ТАКИЕ ПОДРОБНОСТИ.

БРОДВЕЙ ПОДОЖДЕТ

Сочинял Бернстайн всегда в свободное от основной работы время. В 1942 году он закончил Симфонию № 1 «Иеремия», основанную на библейской истории об иудейском пророке. Заметив, как его друг Аарон Копленд успешно справляется с балетной музыкой, Бернстайн, в союзе с хореографом и продюсером Джеромом Роббинсом, в 1944 году создает балет «Матросы на берегу». В балете рассказывается о том, как трое моряков, получив увольнительную на один день, сходят на берег в Нью-Йорке. Успех балета превзошел все ожидания, и тогда Бернстайн с Роббинсом, включив в свою команду либреттистов Бетти Комден и Адольфа Грина, решили написать мюзикл для Бродвея на тот же сюжет. Бернстайну требовалась операция по поводу искривленной носовой перегородки, а Грину нужно было удалить гланды; оперировались они в одно и то же время и лежали в одной больничной палате. Сновавшие вокруг медсестры нисколько не мешали активному творческому процессу. Мюзикл «Увольнение в город» впервые показали на Бродвее 28 декабря 1944 года, - и затем он выдержал 462 представления.

На премьере за кулисы явился Кусевицкий и набросился на Бернстайна с упреками в том, что композитор разбазаривает свой талант. Кусевицкий хотел, выйдя на пенсию, передать Бернастайну Бостонскую филармонию, но этому не бывать, если Бернстайн погрязнет в том, что русский человек Кусевицкий называл «джезз».

К словам учителя и наставника Бернстайн отнесся со всей серьезностью - признанием в мире классической музыки он явно дорожил больше, чем бродвейской славой. Бернстайн укрепил свою репутацию первоклассного дирижера гастролями по концертным залам и оперным театрам Европы, постом руководителя Нью-йоркского филармонического оркестра и должностью музыкального консультанта Израильского филармонического оркестра.

ПЕРЕМЕНА УЧАСТИ

Впрочем, Бостонскую филармонию не устраивали не только бродвейские эскапады Бернстайна. В политике его настолько клонило влево, что это грозило потерей всякого равновесия, а слухи о его гомосексуальности расползались все дальше и шире. Секретарь Бернстайна привычно записывала имена и номера телефонов мужчин, вывалившихся по утрам из спальни композитора, потому что сам он не запоминал такие подробности. Тем не менее женщины находили Бернстайна неотразимым, и многие пытались заставить его сменить ориентацию. Одной из них, актрисе и уроженке Чили Фелиции Монтеалегре, удалось даже добиться от него предложения руки и сердца. Но спустя недолгое время Бернстайн разорвал помолвку.

Здоровье Сергея Кусевицкого продолжало ухудшаться. Годами он продвигал Бернстайна в преемники, однако в 1949 году почувствовал, что совет директоров Бостонской филармонии категорически против такой замены. «Раз вы не хотите Бернстайна, - разгорячился Кусевицкий, - то я сейчас же подаю в отставку». Его отставку приняли немедленно.

Кусевицкий умер в июне 1951 года. Бернстайн был потрясен смертью своего наставника и покровителя. Он возобновил отношения с Фелицией; 9 сентября 1951 года они поженились. И зажили как полноценная семья. Их дочка Джейми родилась в 1952 году.

«КРАСНАЯ УГРОЗА»

Возможно, женитьбой Бернстайн надеялся поправить свою репутацию, но он не учел еще одного фактора - воинственности сенатора Джозефа Маккарти. В начале 1950-х композитору аукнулись его длительные связи с либеральными движениями - в памфлете «Красные каналы» он был назван агентом коммунистического влияния. Бернстайна никогда не вызывали ни на допрос к Джозефу Маккарти (в отличие от Аарона Копленда), ни на заседания комиссии Палаты Представителей по расследованию антиамериканской деятельности (в отличие от Джерома Роббинса), но внесли в голливудские черные списки.

Одним из позитивных результатов скандала стало возвращение Бернстайна на Бродвей - Кусевицкий умер, должность музыкального руководителя Бостонского симфонического оркестра уплыла из-под носа, так почему бы и нет? В сотрудничестве с писательницей и драматургом Лилиан Хеллман, такой же жертвой черных списков, он написал оперетту по классической сатире Вольтера «Кандид». Хеллман увидела в этой работе возможность обличить темные деяния маккартизма; Бернстайн - шанс написать красивую, поднимающую настроение музыку. В итоге получилось ни то ни сё, и спектакль сняли вскоре после премьеры.

Другому проекту повезло куда больше. Бернстайна и Роббинса давно увлекала идея создать современный вариант «Ромео и Джульетты», и в 1955 году дело сдвинулось с места; Артур Лорентс написал либретто, а молодой Стивен Сондхайм - тексты песен. Музыка Бернстайна изобиловала новаторскими трансформациями и адаптациями как традиционного стиля, так и модернизма. Главная тема Пятого концерта Бетховена («Император») преобразовалась в песню о любви «Где-то там», а песня «Круто» содержит двенадцатитоновые серии Шёнберга в виде фуги, написанной в стиле бибоп. После премьеры «Вестсайдской истории» 26 сентября 1957 года ее сыграли на бродвейской сцене еще 732 раза.

Благодаря «Вестсайдской истории» известность Бернстайна достигла немыслимых высот. И сразу после сногсшибательной премьеры мюзикла Бернстайн получил предложение, которого он так долго ждал: пост главного дирижера Нью-йоркского филармонического оркестра.

ЖИЗНЬ БЕЗ ВРАНЬЯ

Нью-йоркский филармонический оркестр и до Бернстайна был одним из самых знаменитых музыкальных коллективов в мире, но с новым дирижером престиж оркестра стал еще выше. Бернстайн пропагандировал американскую музыку, в том числе Айвза, Гершвина и Копленда, и записал восемь из девяти симфоний Густава Малера. Кроме того, он вернулся к сочинению серьезной музыки. В 1963 году Бернстайн написал Симфонию № 3 «Каддиш», посвятив ее президенту Кеннеди, погибшему в том же году в Далласе. «Чичестерские псалмы», содержащие три библейских псалма на иврите, были впервые исполнены в мае 1965 года: простая и прекрасная музыка «Псалмов» остается, пожалуй, самым популярным оркестровым произведением Бернстайна. Он руководил Нью-йоркским филармоническим оркестром десять незабываемых лет.

Однако тревог композитору хватало; Бернстайн был на пике славы, когда по поверхности его с виду благопристойной личной жизни пошли трещины. Бернстайн не мог держаться подальше от мужчин. Фелиция хранила внешнюю невозмутимость, обставляла семейные квартиры и дома изящной мебелью, украшала интерьеры изысканными букетами цветов и закатывала буйные вечеринки. Но чем дальше, тем чаще вечеринки заканчивались тем, что муж Фелиции оставался на ночь в гостевой спальне с другим мужчиной. Однажды младшая дочь Бернстайна Нина по дороге в школу увидела свежий выпуск нью-йоркской газеты «Дейли ньюс» с кричащим заголовком: «БЕРНСТАЙН РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ!» Созвав пресс- конференцию, Бернстайн объявил: «В жизни неизбежно наступает время, когда человек должен быть таким, каков он есть на самом деле». В последующие годы он присоединился к движению за права геев и сменил не одного бойфренда.

Отбросив все условности, которые он счел устаревшими, Бернстайн дал себе полную волю. «Месса», написанная в 1971 году по заказу Жаклин Кеннеди Онассис и приуроченная к открытию Оперного театра в вашингтонском Центре Кеннеди, была антивоенной, антиправительственной (президентом США тогда был Ричард Никсон), анти-церковной и в целом, по словам самого Бернстайна, этаким «Да пошли вы все на…!», обращенным к обществу. Хотя заканчивается это произведение гимном во славу мира во всем мире, в одной из сцен «Мессы» священник швыряет на пол освященный хлеб и вино в намеренном акте богохульства. Общественность откликнулась почти единодушно: эта работа - продукт самолюбования автора и его безмерного потакания своим дурным пристрастиям.

ПОСЛЕДНЕЕ «УРА!»

И все же Бернстайн оставался самым популярным композитором в мире. 25 декабря 1989 года именно он дирижировал Девятой симфонией Бетховена на торжествах по поводу падения Берлинской стены; это празднество напрямую транслировалось из Восточной Германии в двадцать с лишним стран с аудиторией в 100 миллионов человек.

Летом 1990 года Бернстайн отправился на Тэнглвудский музыкальный фестиваль, куда он ездил почти каждый год на протяжении последних пятидесяти лет. Здоровье его оставляло желать лучшего; от непрерывного курения обострилась астма, и Бернстайну часто требовался кислород. Он взошел на сцену, чтобы дирижировать Седьмой симфонией Бетховена; в первой части он с трудом поднимал руки, а во второй взял чересчур медленный темп. Во время исполнения третьей части на него напал приступ кашля. Однако, собравшись с силами, четвертой частью он продирижировал с лихостью прежнего Бернстайна. Это было его последнее появление на сцене. Из усадьбы Тэнглвуд его отвезли в нью-йоркскую больницу, где он и умер 14 октября.

На момент смерти Бернстайн котировался в профессии довольно низко. Многие критики, биографы и музыканты считали, что он попусту растратил свой талант, размазывая дарованное ему природой слишком тонким слоем; в придачу он слишком любил славу и чрезмерно расстраивался из-за неудач, вместо того чтобы привнести порядок и дисциплину в свою жизнь и творчество. Сегодня с этим мнением согласны далеко не все - как заметил некий нынешний критик, «провалы Бернстайна перевешивают многие другие победы».

БЕДА С ЭТИМИ ТЕНОРАМИ

Бернстайн не избежал проблем с исполнителями. Однажды, репетируя с одним хором в Вене, дирижер взорвался: «Знаю, у теноров историческая прерогатива на тупость, но вы, сэр, злоупотребляете этой привилегией!»

ВСЕ ОТЛИЧНО, ТОЛЬКО ВЗРЫВЫ МЕШАЮТ

С израильскими музыкантами Бернстайна связывали особые узы. В 1947 году он начал работать с Израильским филармоническим оркестром, и эти отношения длились до конца жизни композитора. В свое первое посещение только что образовавшейся страны он так описывал необычную атмосферу, в которой ему приходилось дирижировать:

«На утренней репетиции я резко опустил руку, обозначив сильную долю такта. И в этот миг на улице, как по команде, прогремел взрыв. Поднявшись с пола, мы спокойно возобновили работу. За два дня случилось четыре инцидента: из нашего отеля похитили человека, был подорван поезд, взорван полицейский участок и разбомблен военный грузовик. Однако няньки, сидящие с детьми, не откладывают газет, а дети продолжают прыгать через веревочку. Арабский пастух на площади готовится доить козу, и я даю следующую сильную долю такта. Оркестр работает отлично».

Во время второго турне по Израилю в 1948 году Бернстайн выступал с концертами в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе, но ему хотелось поехать вглубь страны. Вместе с добровольцами из оркестра он колесил по опасным дорогам и предательским пустыням, добираясь до городов вроде израненной войной Беэр-Шевы, где впервые в истории города с подачи Бернстайна прозвучала симфония, слушателями были по преимуществу солдаты. В Израиле Бернстайна и сейчас считают героем.

А БЫЛО БЫ ЗДО?РОВО…

У Бернстайна имелся собственный оригинальный ответ на вопрос, почему ему так нелегко живется. Однажды он сказал композитору Неду Рорему: «У нас с тобой одинаковая проблема, Нед, мы хотим, чтобы все на свете нас любили и не вообще, а каждый персонально. Но ведь это невозможно: нельзя же повстречать всех и каждого на свете».

НАЗЫВАЙТЕ КАК ХОТИТЕ…

Фамилия Бернстайна доводила людей до истерики: как нужно произносить последний слог - «стин» или «стайн»? Бернстайн и сам колебался с произношением. В молодости он предпочитал «стин», поскольку так его фамилия звучит на идише, но, став руководителем Нью-йоркского филармонического оркестра, переключился на более «немецкую» Бернстайн . Сегодня правильным считается «стайн», а впрочем, называйте как хотите - Бернстайн и сам был глубоко непоследовательным человеком.

Из книги Асы шпионажа автора Даллес Аллен

Леонард Фолькнер НА ДЕЛАВЭРЕ В прилагаемом рассказе речь идет о сержанте Хонимене, проживавшем в период американской революции на нейтральной полосе между американскими и английскими позициями. Ему, конечно, не составляло большого труда навещать ту и другую стороны, на

Из книги Друзья не умирают автора Вольф Маркус

Из книги Не всё автора Спивакова Сати

«ПОТОМУ ЧТО Я - БЕРНСТАЙН!» Впервые Володя играл с Бернстайном в начале восьмидесятых годов в Зальцбурге. В день рождения Моцарта они играли его концерт. Сначала Спивакова долго не выпускали на фестиваль, не давали визу. Помню, он просидел в министерстве культуры до часа

Из книги Где небом кончилась земля: Биография. Стихи. Воспоминания автора Гумилев Николай Степанович

Леонард Три года чума и голод Разоряли большую страну, И народ сказал Леонарду: «Спаси нас, ты добр и мудр». Старинных, заветных свитков Все тайны знал Леонард. В одно короткое лето Страна была спасена. Случились распри и войны, Когда скончался король. Народ сказал

Из книги Перебирая старые блокноты автора Гендлин Леонард

Леонард Гендлин Перебирая старые блокноты (1923-????)Изд-во «ГЕЛИКОН». Амстердам. 1986.Leonard GENDLIN.LOOKING OVER THE OLD WRITING PADS, (Encounters, Essays, Literary Images).© 1986 by the author.Designed by Michael Michelson.HELICON Publishers. Amsterdam.

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

Об авторе Геннадий Брук. Леонард Гендлин. Владимир Высоцкий На днях я стал обладателем книги Леонарда Гендлина «Перебирая старые блокноты», Амстердам, «Геликон», 1986. Книга заинтересовала меня, прежде всего, из-за главы «Владимир Высоцкий», хотя В. Высоцкий - только один

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

АДАМОВ ЛЕОНАРД АДАМОВ ЛЕОНАРД (футболист, играл в столичном «Спартаке» (1959-1962), минском «Динамо» (1963-1970), сборной СССР (1965); покончил с собой 9 ноября 1977 года на 37-м году жизни).В начале 60-х Адамов был широко известным спортсменом. Он выступал за столичный «Спартак», после чего

Из книги Язык мой - друг мой автора Суходрев Виктор Михайлович

АДАМОВ Леонард АДАМОВ Леонард (футболист, играл в столичном «Спартаке» (1959–1962), минском «Динамо» (1963–1970), сборной СССР (1965); покончил с собой 9 ноября 1977 года на 37-м году жизни). В начале 60-х Адамов был широко известным спортсменом. Он выступал за столичный «Спартак», после

Из книги Сериал «Теория Большого взрыва» от А до Я автора Рикман Эми

Леонард в Москве Довелось мне однажды принимать Лайонса в Москве. Он приехал вместе с труппой чернокожих американских артистов, привезших на гастроли в столицу оперу Гершвина «Порги и Бесс». И тут, как говорится, у нас не обошлось без накладки. Мы с женой решили пригласить

Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей Юрьевич

Леонард Шелдон Шелдон Леонард был TV -продюсером и актером в середине XX века. Он появился в таких фильмах, как «Иметь и не иметь» (1944) и «Эта прекрасная жизнь» (1946), но стал известен в качестве продюсера сериалов «Шоу Дика ван Дайка» и «Шоу Энди Гриффита». Он умер в 1997 году. Чак

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Хофстедтер Леонард Лики Доктор философских наук Леонард Лики Хофстедтер – физик-экспериментатор, работающий в Калифорнийском технологическом университете. Его часто показывают в процессе работы с лазерами, и Шелдон постоянно ругает его за ограниченность научных

Из книги Радуга Фейнмана [Поиск красоты в физике и в жизни] автора Млодинов Леонард

Автор «Вестсайдской истории» Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) (25 августа 1918, Лоренс - 14 октября 1990, Нью-Йорк) Премьера мюзикла «Вестсайдская история» прошла в театре «Винтер Гарден» 26 сентября 1957 года, и он сразу стал безумно популярным. Прежде чем отправиться в

автора Айзексон Уолтер

Из книги Инноваторы. Как несколько гениев, хакеров и гиков совершили цифровую революцию автора Айзексон Уолтер

«(Нео)сознанное: как бессознательный ум управляет нашим поведение» Леонард Млодинов (перевод Ш. Мартиновой) Леонард Млодинов в книге «(Нео)сознанное» предлагает свои методы расшифровки подсознательного мышления, которые помогут пересмотреть представления о себе самих

Из книги автора

Из книги автора

Коммутация пакетов: Пол Бэран, Дональд Дэвис и Леонард Клейнрок Есть много способов передачи данных по сети. Самый простой, известный как коммутация каналов, это способ, которым работает телефонная сеть: с помощью коммутаторов создается специальный канал, по которому все

Перечислять заслуги и достижения Леонарда Бернстайна можно долго; за свою жизнь он провел немало чудесных концертов и написал множество великолепных произведений. Одним из самых, пожалуй, важных достижений Леонарда стали 10 с лишним лет работы музыкальным директором Нью-Йоркской Филармонии.


Леонард Бернстайн – американский композитор, дирижер, писатель и пианист. Стал одним из первых дирижеров американского происхождения и образования, получивших славу международного уровня; по некоторым данным был одним из самых талантливых и успешных музыкантов в истории страны.

Родился Леонард в Лоренсе, штат Массачусеттс (Lawrence, Massachusetts), в семье украинских евреев Дженни Резник (Jennie Resnick) и Самуэля Бернстайна (Samuel Joseph Bernstein). Кинокомпозитору Элмеру Бернстайну Леонард родственником не приходится, хотя дружить им двоим довелось, да и внешне они были похожи изрядно; в музыкальном мире их прозвали Западным и Восточным Бернстайнами. При рождении Бернстайна нарекли Луисом (Louis), по настоянию бабушки; родители, однако, всегда звали сына Леонардом, да и он сам явно предпочитал это имя – после смерти бабушки даже поменяв его официально.

Музыкой Леонард увлекался с ранних лет; отец изначально увлечения сына не одобрял, однако на концерты его все же водил,

да и впоследствии согласился оплатить музыкальное образование. После окончания школы Бернстайн поступил в Гарвард, где некоторое время изучал музыку; наибольшее влияние, впрочем, на него оказал местный преподаватель эстетики Дэвид Прэлл (David Prall), у которого Леонард перенял интерес к междисциплинарному подходу. Получив диплом бакалавра с отличием, Леонард отправился в Музыкальный институт Кёртиса в Филадельфию (Philadelphia); здесь учеба доставила ему куда меньше удовольствия, хотя кое-что полезное Бернстайн вынес и отсюда.

После окончания института Бернстайн некоторое время прожил в Нью-Йорке; вместе со своим другом и соседом Адольфом Грином (Adolph Green) он выступал в комедийной труппе "The Revuers" в Гринвич-вилледж (Greenwich Village). Социальную жизнь Леонард вел весьма активную; отношения в этот период у него были и с мужчинами, и с женщинами. В 1940-ом Бернстайн начал учиться в летнем институте Бостонского Симфонического оркестра, в классе дирижерского дела.

рвые дебютировать в качестве дирижера Бернстайну пришлось совершенно внезапно; 14-го ноября 1943-го Леонарду сообщили, что приглашенный дирижер слег с гриппом. Заменить его Бернстайну пришлось едва ли не в последний момент, причем без всяких репетиций. Справился со своей задачей Леонард отлично – и в один миг стал звездой; концерт, на котором он внезапно стал дирижером, транслировался на национальном уровне, да и в "The New York Times" история с заменой попала в передовицу. Бернстайна начали приглашать на выступления крупных американских оркестров.

В период с 1945-го по 1947-ой Бернстайн занимал пост музыкального директора Нью-Йоркского Симфонического оркестра, основанного всего за год до этого; оркестр отличался от Нью-Йоркского Филармонического прежде всего ориентацией на более широкую публику (и более доступной ценой на билеты).

После Второй Мировой о Бернстайне заговорили и на международном уровне. В 1946-ом он впервые отправился на гастроли в Европу, в 1947-ом – впервы

е выступил в Тель-Авиве (Tel Aviv). Годом позже ему довелось выступить на открытом воздухе для войск в Беэр-Шеве (Beersheba) – в сердце пустыни, во время арабо-израильской войны.

10-го сентября 1951-го Леонард сочетался браком с чилийско-американской актрисой Фелицией Кон Монтелегре (Felicia Cohn Montealegre). Ходили слухи, что на брак этот – после долгих размышлений и довольно нестабильных отношений – Леонард пошел для поддержания имиджа, по совету коллеги. Об ориентации Бернстайна споров ходило немало; судя по всему, Леонард был как минимум бисексуален. Как минимум первые годы брака, впрочем, оказались вполне радужными – и впоследствии у супругов даже родилось трое детей.

В 1951-ом же Бернстайн выступил в качестве дирижера Нью-Йоркской Филармонии на мировой премьере "Symphony No. 2" Чарльза Айвса (Charles Ives) – написанной почти 50 лет назад, но так ни разу и не исполненной. В 1958-ом Леонард стал музыкальным директором всего оркестра; эту должность он занимал вплоть до

1969-го. В 1959-ом Бернстайн отправился на гастроли по Европе и СССР вместе с Нью-Йоркским Филармоническим оркестром; ключевым моментом гастролей стало исполнение "Пятой симфонии" Шостаковича в присутствии самого композитора.

Успешно работать Бернстайн продолжал и далее; он сделал немало для того, чтоб открыть миру несколько малоизвестных или несправедливо забытых композиторов. В 1966-ом Леонард дебютировал на сцене Венской Государственной Оперы. В Вене Бернстайн провел еще некоторое время, попутно успев записать оперу для "Columbia Records" и устроить свой первый абонементный концерт.

Работа с Нью-Йоркским Филармоническим заставила Леонарда несколько забросить композиторскую деятельность, хотя симфонию в честь недавно убитого президента Кеннеди (John F. Kennedy) в свой "выходной год" Бернстайн все же написал. Чтобы хоть как-то разгрузить свой напряженный график, Леонард решил оставить пост музыкального директора – и впоследствии таких должностей не занимал. Выступать с орке

стром, впрочем, Бернстайн продолжал до самой своей смерти, периодически выезжая на гастроли. Хорошие отношения у Леонарда сложились и с Венским Филармоническим оркестром – здесь он поставил все 9 законченных симфоний Густава Малера (Gustav Mahler).

Определенные проблемы у Бернстайна могли вызвать его политические взгляды – как и многие его друзья и коллеги, Бернстайн с 40-х активно сотрудничал с организациями и движениями левого толка. Госдепартамент США даже занес Леонарда в свой черный список, хотя на карьере его это особо не сказывалось.

Оставив управленческую деятельность, Бернстайн начал активнее писать музыку; в этот период он написал "MASS: A Theatre Piece for Singers, Players, and Dancers", звуковую дорожку для балета "Диббук" ("Dybbuk"); оркестрально-вокальный "Songfest" и мюзикл "1600 Pennsylvania Avenue". Премьера "MASS" замышлялась еще и как антивоенная акция; в этом довольно необычном и эклектичном произведении содержались определенные нападки на римско-катол

ическую церковь.

В 1979-ом Леонард Бернстайн в первый и единственный раз в своей жизни выступил дирижером Берлинского Филармонического оркестра.

До самого конца 80-х Бернстайн продолжал писать, дирижировать, преподавать и творить новую музыку. Среди самых известных его творений этого периода следует упомянуть оперу "Quiet Place". Последнее выступление Бернстайна как дирижера прошло 19-го августа 1990-го, с Бостонским Симфоническим. Во время очередного произведения на Леонарда напал жуткий кашель, едва не сорвавший концерт; дирижер, однако совладал с собой. 9-го октября 1990-го Бернстайн объявил о своем уходе на покой, а 5 дней спустя он скончался от сердечного приступа. На момент смерти Леонарду было всего 72 года; будучи заядлым курильщиком, ближе к 55 годам композитор был вынужден выйти на бой с эмфиземой. Наброски его мемуаров "Blue Ink" сохранились лишь в электронном виде, причем документ оказался защищен паролем и по сей день так и остается невзломанным и непрочитанным.

«Я не хочу провести свою жизнь, как Тосканини, снова и снова изучая одни и те же 50 произведений. Я бы умер от скуки. Я хочу дирижировать, я хочу играть на фортепиано. Я хочу писать для Голливуда. Я хочу сочинять симфоническую музыку. Я хочу пытаться быть музыкантом в полном смысле этого слова. Еще я хочу преподавать. Я хочу писать книги и стихи. И я полагаю, что могу делать все это наилучшим образом».
Л. Бернстайн

Американский дирижер, композитор и просветитель Леонард Бернстайн родился 25 августа 1918 года в городе Лоуренс, штат Массачусетс, в семье еврейских эмигрантов из Украины Сэмуэля Бернстайна и Дженни Резник Бернстайн. Бабушка Бернстайна по материнской линии настояла на том, чтобы внука назвали Луисом (Louis), однако семья предпочитала называть мальчика Леонардом или Ленни, и в 16 лет, получая водительские права, Леонард официально взял себе это имя.

По сравнению с другими прославленными музыкантами, Бернстайн начал заниматься музыкой довольно поздно. Лишь в десятилетнем возрасте он впервые увидел фортепиано: тетя композитора развелась с мужем и, переезжая из Массачусетса в Нью-Йорк, отдала Бернстайнам свои вещи. Среди них было старое пианино. Леонард Бернстайн вспоминал: «Я помню, как прикоснулся к нему в день, когда его привезли... У меня не было сомнений, что вся моя жизнь будет связана с музыкой...»

Ленни влюбился в инструмент и довольно скоро научился подбирать популярные песенки. Сэмуэль Бернстайн, памятуя о нищих бродячих скрипачах, которых он встречал на Украине, был уверен, что у еврейского мальчика не может быть перспектив в серьезной музыке. Он мечтал о том времени, когда сын окончит престижную Бостонскую латинскую школу, которая должна была обеспечить Леонарду достойное образование, и займется семейным бизнесом - торговлей косметическими товарами. Ленни стоило немало усилий уговорить отца позволить ему брать уроки фортепиано у соседки Фриды Карп (Frieda Karp), а позднее у Сюзан Уильямс (Susan Williams) из Консерватории Новой Англии (New England Conservatory of Music). Свою учебу юный Бернстайн сначала частично, а потом полностью оплачивал сам, зарабатывая выступлениями на праздниках.

Когда Ленни исполнилось 13 лет, отец подарил ему рояль и начал водить на концерты классической музыки. В 1932 году Бернстайн отправился на прослушивание к одному из лучших бостонских педагогов по фортепиано - Генриху Гебхарду (Heinrich Gebhard). Тот сразу же обратил внимание на талант юноши, однако заметил, что ему не хватает техники, и порекомендовал учителя - Хелен Коатс (Helen Coates), которая впоследствии станет другом и секретарем Бернстайна.

Юный Бернстайн окунулся в занятия музыкой. К облегчению родителей, его учеба в Латинской школе не страдала, и он продолжал оставаться одним из первых учеников, преуспевая и в науках, в и спорте.

В 17 лет Леонард Бернстайн поступил в Гарвард, где в качестве предметов для изучения выбрал литературу, философию и музыку. По его собственному признанию, услышав живой симфонический оркестр только в 16 лет, он наверстывал упущенное, пропадая на репетициях и выступлениях Бостонского симфонического оркестра. Под впечатлением от таланта дирижеров Сергея Кусевицкого и Дмитрия Митропулоса (Dimitri Mitropoulos), Бернстайн решил заняться дирижированием.

Свое обучение Бернстайн продолжил в Институте музыки Кертиса (Curtis Institute of Music), занимаясь у Изабеллы Венгеровой (Isabella Vengerova) по классу фортепиано, у Фрица Райнера (Fritz Reiner) по классу дирижирования и у Рэндалла Томпсона (Randall Thompson) по классу оркестровки. В 1940 году Бернстайн посещал летний институт в Танглвуде (Tanglewood) при Бостонском симфоническом оркестре, где его наставником стал знаменитый дирижер Сергей Кусевицкий. Кусевицкий предложил молодому коллеге контракт приглашенного дирижера Бостонского симфонического оркестра, но Ленни был вынужден отказаться - Американская гильдия музыкантов (AGMA), в рядах которой он состоял, рекомендовала бойкотировать этот коллектив, так как он один из немногих в стране не входил в ее состав и потому не подчинялся профсоюзным правилам.

Чтобы заработать на жизнь, Бернстайн попытался давать уроки, однако желающих обучаться у него не нашлось, и Леонард решил перебраться в Нью-Йорк, где перед молодым музыкантом открывалось гораздо больше возможностей. Он работал в музыкальном издательстве Harms-Remick, где за 25 долларов в неделю переносил на нотную бумагу популярные джазовые мелодии и делал аранжировки под псевдонимом Ленни Эмбер (Lenny Amber), когда получил предложение от Артура Родзинского - руководителя Нью-йоркского филармонического общества (The Philharmonic Society of New York), впоследствии Нью-йоркского филармонического оркестра (The New York Philharmonic Orchestra). Знаменитый дирижер пригласил Бернстайна стать его ассистентом, что стало для Ленни полной неожиданностью. Выяснилось, что Родзинский, находясь в Тангелвуде, видел, как дирижирует Бернстайн, и когда возникла необходимость в помощнике, решил его разыскать. 25-летний Леонард Бернстайн занял пост ассистента в августе 1943 года, а уже в ноябре к нему пришла национальная слава.

Случилось это после того, как он заменил приглашенного дирижера Бруно Вальтера (Bruno Walter) на концерте в Карнеги-холле (Carnegie Hall), который транслировался на всю Америку. Динамичная и темпераментная дирижерская манера Бернстайна поразила и аудиторию, и критиков. Уже через несколько недель Бернстайн был завален приглашениями из разных оркестров со всей страны. Благодаря своей энергии, обаянию и таланту Ленни всегда был в центре внимания, однако теперь он стал настоящей знаменитостью.

С 1945 по 1947 год Бернстайн был музыкальным руководителем Нью-йоркского симфонического оркестра (New York City Symphony Orchestra). После смерти Сергея Кусевицкого в 1951 году он возглавил оркестровый и дирижерский факультет в Танглвуде, где преподавал много лет. В начале 50-х Леонард Бернстайн сотрудничал с Фестивалем искусств (Creative Arts Festivals) при университете Brandeis. Тогда же, в 1951 году, он женился на чилийской актрисе и пианистке Фелисии Монтеалегре (Felicia Montealegre), которая впоследствии родила ему троих детей.

Бернстайн много путешествовал по миру. В 1946 году он дирижировал в Лондоне и на международном музыкальном фестивале в Праге. В 1947 году он выступал в Тель-Авиве - это положило начало связи Леонарда с Израилем, продолжавшейся до конца его жизни. В 70-е композитор записал большую часть своей симфонической музыки с именно с Израильским филармоническим оркестром. В 1953 году Леонард Бернстайн стал первым американским дирижером, приглашенным в миланский театр Ла Скала (La Scala). Его дебютом за пультом оркестра прославленной оперной площадки стала «Медея» Керубини с Марией Каллас в заглавной партии.

В 1958 году Бернстайн возглавил Нью-йоркский филармонический оркестр. Он занимал этот пост до 1969 года - дольше, чем кто-либо из его предшественников, но и после того как покинул должность, продолжал сотрудничать с коллективом. Больше половины из четырехсот с лишним записей, сделанных Бернстайном, была осуществлена с Нью-йоркским филармоническим оркестром. Среди них девять симфоний Густава Малера, в то время редко исполняемого автора. Записи имели огромный успех, породив волну увлечения творчеством немецкого композитора как в Америке, так и во всем мире.

Бернстайн был ведущим пропагандистом творчества современных композиторов - Самуэля Барбера (Samuel Barber), Франсиса Пуленка (Francis Poulenc) а также целой плеяды композиторов-авангардистов 60-х - Уильяма Шумана (William Schuman), Роя Харриса (Roy Harris), Пола Боулса (Paul Bowles) и Уоллингфорда Риггера (Wallingford Riegger).

Он много и охотно исполнял и записывал произведения своего близкого друга, американского композитора Аарона Копленда (Aaron Copland). В молодости Леонард так часто играл его «Вариации для фортепиано», что это произведение стало визитной карточкой Бернстайна-пианиста. Композиторский почерк Леонарда Бернстайна также формировался под влиянием творчества Копленда. Бернстайн - автор трех симфоний, нескольких хоровых, вокальных и фортепианных циклов, трех балетов и двух опер. Однако наибольшую популярность получили его работы для музыкального театра. Всего Леонард Бернстайн сочинил пять мюзиклов и одну оперетту. И здесь он не желал быть таким, как все: он азартно сталкивал классические интонации и современные ритмы, культивируя свой особый, эклектичный стиль. Дочь композитора Джеми так охарактеризовала творчество своего отца: «Он сочинял джазовую музыку для концертных залов и симфоническую музыку для бродвейской сцены».

Еще в Гарварде Бернстайн активно участвовал в театральных постановках как дирижер, композитор и аккомпаниатор. Он написал дополнительную музыку к спектаклю «Птицы» (The Birds) и принимал в участие в постановке новаторского мюзикла Марка Блицстайна (Marc Blitzstein) «Колыбель будет качаться» (The Cradle Will Rock), осуществленной силами студентов Гарварда.

В начале 40-х годов подающий надежды хореограф по имени Джером Роббинс (Jerome Robbins) поделился с Бернстайном своей идеей танцевального спектакля о трех моряках, которые проводят 24 часа в Нью-Йорке. В результате появился балет «Беззаботные» (Fancy Free), премьера которого состоялась 18 апреля 1944 года. Этот проект положил начало композиторской карьере Бернстайна и его сотрудничеству с Роббинсом, вместе с которым он создал еще два балета - «Факсимиле» (Facsimile, 1946) и «Диббук» (Dybbuk, 1974).

Сюжет «Fancy Free» получил свое развитие в мюзикле «Увольнение в город» (On the Town). Соавторами Бернстайна стали режиссер Джордж Эббот (George Abbott), и либреттисты Бетти Комден (Betty Comden) и Адольф Грин (Adolph Green). Как и в балете, действие шоу разворачивалось в Нью-Йорке во время Второй Мировой войны, а его главные герои - моряки Габи, Чип и Оззи - отправлялись в увольнение в Нью-Йорк, где за отведенные им 24 часа переживали романтические приключения. Шоу дышало молодостью и задором и не прошло незамеченным на Бродвее. Сразу же после премьеры 28 декабря 1944 года в театре «Адельфи» (Adelphi Theater) мюзикл стал хитом, и киностудия МГМ не замедлила приобрести права на экранизацию. В 1949 году вышел фильм с Джином Келли (Gene Kelly) и Френком Синатрой (Frank Sinatra) в главных ролях, однако владельца МГМ Луиса Майера (Louis B. Mayer) по каким-то причинам не устроила музыка Бернстайна, и в результате в картине она практически не звучит.

В 1950 году композитор написал песни и хоровые номера для новой постановки пьесы Барри «Питер Пен».

Во время своего медового месяца в 1951 году Бернстайн приступил к работе над одноактной оперой «Сложности на Таити» (Trouble in Tahiti), рассказывающей о молодой паре из пригорода, переживающей кризис отношений. В сюжете оперы отразились проблемы непростой семейной жизни родителей композитора, и, как оказалось впоследствии, самого Бернстайна. Композитор сам написал либретто, в котором задействовал всего несколько персонажей - пару главных героев и трио - своеобразный греческий хор. Партитура Бернстайна содержит все характерные для его музыкального языка черты и представляет собой сплав джаза, мюзикла и оперы. В 1983 году публике было представлено продолжение «Сложностей на Таити» - трехактная опера «Тихий уголок» (A Quiet Place).

23 февраля 1953 года в театре Winter Garden состоялась премьера второго мюзикла композитора - «Чудесный город» (Wonderful Town) по сборнику автобиографических рассказов писательницы Рут Маккини (Ruth McKenney) «Моя сестра Айлин». В спектакле рассказывается история двух сестер из Огайо, которые в середине 30-х годов приезжают в Нью-Йорк, чтобы сделать карьеру. Партитура была написана в рекордные сроки - всего за месяц.

Шоу задумывалось в расчете на популярную актрису Розалинд Расселл (Rosalind Russell), для которой «Чудесный город» должен был стать возвращением из Голливуда на театральные подмостки. Расселл не могла похвастаться выдающимися вокальными данными, и Бернстайн создал для нее несколько несложных, но ярких хитов, позволвших Розалинд продемонстрировать ее темперамент характерной актрисы. Спектакль выдержал 559 представлений и был удостоен премии «Тони» в шести номинациях, в том числе как «Лучший мюзикл».

В 1954 году Бернстайн обратил свой взгляд в сторону кинематографа. Он сочинил саундтрек к драме Элиа Казана (Elia Kazan) «В порту» (On The Waterfront) с Марлоном Брандо (Marlon Brando) в главной роли. И хотя картина имела успех и даже завоевала семь «Оскаров», композитор был разочарован вспомогательной ролью музыки в кино и больше в Голливуд не возвращался.

В год премьеры «Чудесного города» вместе с драматургом Лилиан Хеллман (Lillian Hellman) Бернстайн приступил к работе над музыкальным переложением повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» . Творческий процесс тормозили бесконечные споры авторов, преследовавших разные цели. Для Лилиан «Кандид» был прежде всего политическим памфлетом, направленным против разъедавшего американское общество маккартизма, а для Бернстайна европейские корни литературного оригинала стали поводом отдать дань композиторам Старого Света. Результат оказался печальным. Критики и публика не поняли полное намеков и иносказаний либретто и не оценили масштабную - на стыке оперы, мюзикла и оперетты - партитуру. Спектакль был показан на Бродвее всего 73 раза (премьера состоялась 1 декабря 1956 года), после чего бесславно закрылся. Однако Бернстайн не терял надежды довести «Кандида» до совершенства. Мюзикл пережил несколько редакций, и лишь незадолго до смерти композитор записал его в той версии, которая наиболее соответствовала его замыслу.

Параллельно с «Кандидом» Бернстайн работал над современной версией «Ромео и Джульетты», задуманной еще в конце 40-х годов Джеромом Роббинсом. Тогда хореограф поделился с композитором своей идеей мюзикла о возлюбленных, принадлежащих двум враждующим молодежным группировкам - итальянцев-католиков и евреев. Действие должно было разворачиваться в нижнем Ист-Сайде, а сам мюзикл назывался «Истсайдская история» (East Side Story). Роббинс и Бернстайн предложили написать пьесу драматургу Артуру Лоурентсу, однако потребовалось шесть лет, прежде чем расписание авторов позволило им вплотную приступить к реализации идеи. К тому времени вражда католиков и евреев потеряла актуальность, и газеты пестрели историями о бандах молодых латиноамериканцев. Лоурентс и Бернстайн убедили Роббинса перенести действие в восточную часть Манхеттена и построить сюжет на соперничестве потомков белых эмигрантов - поляков, итальянцев, немцев - и выходцев из Пуэрто-Рико.

Сперва Бернстайн собирался сам написать поэтические тексты, однако затем пришел к выводу, что эту работу лучше поручить кому-нибудь еще. Так в команде по рекомендации Лоурентса появился Стивен Cондхайм , начинающий композитор и поэт, которого привлекла возможность поработать со своим более знаменитым коллегой.

К 1956 году на руках у авторов был по-настоящему новаторский, полный реализма и глубокой драматургии материал. Незадолго до начала репетиций выяснилось, что инвесторы не готовы к экспериментам - никто не желал давать на постановку ни пенни. На помощь пришли продюсеры Гарольд Принс и Роберт Гриффит. Они помогли преодолеть финансовые трудности, справились с капризами обладавшего непростым характером Роббинса и добились того, чтобы ни один день из двух месяцев, отмеренных на репетиции, не прошел зря.

Премьера «Вестсайдской истории» , состоявшаяся 26 сентября 1957 года, была организована с голливудским размахом. Пресса в целом отозвалась о спектакле положительно. Когда же пришло время вручения премий «Тони», мюзикл, в котором умирали два героя в конце первого действия и один в конце второго, проиграл почти во всех основных номинациях жизнерадостному и сентиментальному шоу Меридита Уилсона (Meredith Willson) «Продавец музыки» (The Music Man). Лишь одна номинация - «Лучшая хореография» - осталась за Джеромом Роббинсом. Работа Бернстайна осталась недооцененной, и только в 1961 году, после выхода экранизации, мюзикл обрел статус культового.

В 1971 году состоялась премьера очередной театральной работы Бернстайна - MASS: A Theatre Piece for Singers, Players, and Dancers («МЕССА: Театральное произведение для певцов, актеров и танцоров»), созданной по заказу Жаклин Кеннеди. Впервые месса была исполнена 8 сентября 1971 года на открытии Центра исполнительских искусств имени Кеннеди (John F. Kennedy Center for the Performing Arts). Взяв за основу тридентинскую католическую мессу, Бернстайн дополнил литургические тексты стихами Стивена Шварца (Stephen Schwartz) и Пола Саймона (Paul Simon).

Уже через две недели после своего назначения музыкальным руководителем Нью-йоркского филармонического оркестра Бернстайн провел своей первый концерт из задуманного им цикла «Концерты для молодежи» (Young People’s Concerts). За 14 лет существования этой просветительской программы Бернстайн подготовил 53 концерта, в которых в доступной и увлекательной для широкой публики форме затронул самый широкий круг вопросов - от азов музыкальной теории до философии музыки. Бернстайн знакомил свою публику с творчеством современных авторов - Шостаковича, Копленда и др. и приглашал в качестве исполнителей молодых талантливых музыкантов. Концерты транслировались телекомпанией CBS и пользовалась огромным успехом у аудитории, сформировав не одно поколение американских меломанов.

В 1971 году Бернстайн был приглашен на год в Гарвард на почетную должность профессора поэзии имени Чарльза Элиота Нортона (Charles Eliot Norton Professor of Poetry). Среди участников этой программы были не только выдающиеся поэты и литераторы, но и историки искусства, и музыканты, такие как Игорь Стравинский и Аарон Копленд. Бернстайн подготовил для Гарварда цикл из шести лекций, озаглавленный «Вопрос без ответа» (The Unanswered Question). В нем, используя актуальный в то время междисциплинарный подход, он анализировал музыку сквозь призму лингвистики, эстетики, философии и музыкальной истории. За год, проведенный в Гарварде, Бернстайн стал кумиром студентов и был признан «человеком года».

Леонард Бернстайн также написал несколько книг, где рассматривались различные аспекты музыкальной культуры: «Радость музыки» (The Joy of Music, 1959), «Концерты для молодежи» (Young People’s Concerts), «Бесконечное разнообразие музыки» (The Infinite Variety of Music, 1966), «Вопрос без ответа» (The Unanswered Question, 1976) и «Открытия» (Findings, 1982).

В 1990 году Леонард Бернстайн был вынужден оставить дирижирование по состоянию здоровья. Это был непростой шаг для человека, привыкшего постоянно быть на виду. Через пять дней после объявления об уходе Бернстайн скончался. Похоронен композитор на Гринвудском кладище (Green-Wood Cemetery) в Бруклине. Дети Бернстайна положили в гроб отца его дирижерскую палочку, партитуру Пятой симфонии Малера, счастливый пенни и книгу «Алиса в стране чудес».

Ну разве нет в нем тайны? Он так горит на эстраде, так отдается музыке! Оркестры его обожают.
Р. Челетти

Деятельность Л. Бернстайна поражает прежде всего своим разнообразием: талантливый композитор, известный всему миру как автор мюзикла «Вестсайдская история », крупнейший дирижер XX в. (его называют в числе наиболее достойных преемников Г. Караяна), яркий музыкальный писатель и лектор, умеющий найти общий язык с широчайшим кругом слушателей, пианист и педагог.

Стать музыкантом Бернстайну было предначертано судьбой, и он упорно шел по избранному пути, невзирая на препятствия, порой очень значительные. Когда мальчику было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что будет музыкантом. Но отец, считавший музыку пустой забавой, не стал оплачивать уроки, и мальчик стал сам зарабатывать деньги на учение.

В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где обучался искусству сочинения музыки, игре на фортепиано, слушал лекции по история музыки, филологии и философии. Окончив университет в 1939 г., он продолжил обучение - теперь уже в Музыкальном институте Кертис в Филадельфии (1939-41). Событием в жизни Бернстайна стала встреча с крупнейшим дирижером, выходцем из России, С. Кусевицким. Стажировка под его руководством в Беркширском музыкальном центре (Танглвуд) положила начало теплым дружеским отношениям между ними. Бернстайн стал ассистентом Кусевицкого, а вскоре - помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра (1943-44). До этого, не имея постоянного заработка, он жил на средства от случайных уроков, концертных выступлений, таперской работы.

Счастливый случай ускорил начало блистательной дирижерской карьеры Бернстайна. Всемирно известный Б. Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянный дирижер оркестра А. Родзинский отдыхал за городом (было воскресенье), и ничего не оставалось, как поручить концерт начинающему ассистенту. Всю ночь проведя за изучением сложнейших партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции, появился перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальном мире.

Отныне перед Бернстайном открылись крупнейшие концертные залы Америки и Европы. В 1945 г. он сменил Л. Стоковского на посту главного дирижера Нью-Йоркского городского симфонического оркестра, дирижировал оркестрами Лондона, Вены, Милана. Бернстайн покорил слушателей стихийным темпераментом, романтическим воодушевлением, глубиной проникновения в музыку. Артистизм музыканта поистине не знает предела: одним своим шуточным произведением он дирижировал... «без рук», управляя оркестром только мимикой лица и взглядами. Более 10 лет (1958-69) Бернстайн занимал должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, пока не принял решение отдавать больше времени и сил сочинению музыки.

Произведения Бернстайна начали исполняться почти одновременно с его дирижерским дебютом (вокальный цикл «Ненавижу музыку», симфония «Иеремия» на текст из Библии для голоса с оркестром, балет «Невлюбляющийся»). В молодые годы Бернстайн отдает предпочтение театральной музыке. Он - автор оперы «Волнения на Таити» (1952), двух балетов; но наибольший успех сопутствовал его четырем мюзиклам, написанным для театров Бродвея. Премьера первого из них («В городе») состоялась в 1944 г., и многие его номера сразу приобрели популярность «боевиков». Жанр мюзикла Бернстайна восходит к самым корням американской музыкальной культуры: ковбойским и негритянским песням, мексиканским танцам, острым ритмам джаза. В «Чудесном городе» (1952), выдержавшем в течение одного сезона более полутысячи спектаклей, чувствуется опора на суинг - стиль джаза 30-х гг. Но мюзикл - не чисто развлекательное шоу. В «Кандиде» (1956) композитор обратился к сюжету Вольтера, а «Вестсайдская история» (1957) - не что иное, как трагическая история Ромео и Джульетты, перенесенная в Америку с ее расовыми столкновениями. Своим драматизмом этот мюзикл приближается к опере.

Бернстайн пишет духовную музыку для хора и оркестра (оратория Кадиш, Чичестерские псалмы), симфонии (Вторая, Возраст тревог - 1949; Третья, посвящена 75-летию Бостонского оркестра - 1957), Серенаду для струнного оркестра и ударных по диалогу Платона «Симпозиум» (1954, серия застольных тостов, восхваляющих любовь), музыку к кинофильмам.

С 1951 г., когда умер Кусевицкий, Бернстайн взял его класс в Танглвуде и начал преподавать в университете города Вельтем (штат Массачусетс), читать лекции в Гарварде. С помощью телевидения аудитория Бернстайна - педагога и просветителя - превзошла рамки любого университета. И в лекциях, и в своих книгах «Радость музыки» (1959) и «Бесконечное разнообразие музыки» (1966) Бернстайн стремится заразить людей своей любовью к музыке, пытливым интересом к ней.

В 1971 г. к торжественному открытию Центра искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтоне Бернстайн создает Мессу, вызвавшую весьма разноречивые отклики критиков. Многих смущало совмещение традиционных религиозных песнопений с элементами эффектных бродвейских шоу (в исполнении Мессы участвуют танцоры), песенками в стиле джаза и рок-музыки. Так или иначе, здесь проявилась широта музыкальных интересов Бернстайна, его всеядность и полное отсутствие догматизма. Бернстайн не раз бывал в СССР. Во время гастролей 1988 г. (в канун своего 70-летия) он дирижировал Международным оркестром Музыкального фестиваля земли Шлезвиг-Гольштейн (ФРГ), состоящим из молодых музыкантов. «Для меня вообще важно обращение к теме молодежи и общение с нею», - сказал композитор. - «Это одно из самых главных дел в нашей жизни, потому что молодежь - наше будущее. Мне нравится передавать им свои знания и чувства, учить их».

К. Зенкин

Ни в коей мере не оспаривая талантов Бернстайна - композитора, пианиста, лектора, - все же можно сказать с уверенностью, что славой своей он в первую очередь обязан дирижерскому искусству. И американцы, и любители музыки в Европе раньше, всего призвали Бернстайна - дирижера. Произошло это в середине сороковых годов, когда Бернстайну еще не было тридцати лет, а его артистический стаж был ничтожен. Леонард Бернстайн получил разностороннюю и основательную профессиональную подготовку. В Гарвардском университете он изучал композицию и игру на фортепиано.

В знаменитом институте Кёртиса его педагогами были Р. Томпсон по оркестровке и Ф. Рейнер но дирижированию. В добавление к этому он совершенствовался под руководством С. Кусевицкого - в Беркширской летней школе в Танглевуде. Одновременно, чтобы зарабатывать на жизнь, Ленни, как и поныне зовут его друзья и почитатели, нанялся пианистом в хореографическую труппу. Но вскоре был уволен, так как вместо традиционного балетного аккомпанемента заставлял танцоров заниматься под музыку Прокофьева, Шостаковича, Копленда и собственные импровизации.

В 1943 году Бернстайн стал ассистентом Б. Вальтера в оркестре Нью-йоркской филармонии. Вскоре ему случилось заменить своего больного руководителя, и с тех пор он начал выступать с нарастающим успехом. В конце 1Э45 года Бернстайн уже возглавил Городской симфонический оркестр Нью-Йорка.

Европейский дебют Бернстаина состоялся после окончания войны - на «Пражской весне» 1946 года, где его концерты также привлекли всеобщее внимание. В те же годы слушатели познакомились и с первыми сочинениями Бернстаина. Его симфония «Иеремия» была признана критикой лучшим произведением 1945 года в США. Последующие годы отмечены для Бернстайна сотнями концертов, гастролями на разных континентах, премьерами новых его сочинений и непрерывным ростом популярности. Ему первому среди американских дирижеров довелось встать в 1953 году за пульт «Ла Скала», затем он выступает с лучшими оркестрами Европы, а в 1958 году возглавляет оркестр Нью-йоркской филармонии и вскоре совершает с ним триумфальное турне по Европе, во время которого выступает в СССР; наконец, немного спустя, он становится и ведущим дирижером «Метрополитен-опера». Гастроли в Венской государственной опере, где Бернстайн в 1966 году произвел настоящую сенсацию своей трактовкой вердиевского «Фальстафа», окончательно закрепили мировое признание артиста.

В чем заключаются причины его успеха? Тот, кто хоть однажды слышал Бернстаина, без труда ответит на этот вопрос. Бернстайн - художник стихийного, вулканического темперамента, который увлекает слушателей, заставляет внимать музыке, затаив дыхание, даже тогда, когда его трактовка может показаться вам необычной или спорной. Оркестр под его управлением музицирует свободно, непринужденно и вместе с тем не-обычайно интенсивно - все происходящее кажется импровизацией. Движения дирижера чрезвычайно экспрессивны, темпераментны, но вместе с тем совершенно точны - кажется, что его фигура, его руки и мимика как бы излучают музыку, которая рождается на ваших глазах. Один из музыкантов, побывавших на спектакле «Фальстафа» под управлением Бернстайна, признавался, что уже спустя десять минут после начала он перестал смотреть на сцену и не спускал глаз с дирижера, - так полно и точно отражалось в нем все содержание оперы. Конечно, эта безудержная экспрессия, этот страстный порыв не бесконтролен - он только потому и достигает своей цели, что воплощает глубину интеллекта, позволяющую дирижеру проникать в замысел композитора, передавать его с предельной цельностью и подлинностью, с высокой силой переживания.

Эти качества Бернстайн сохраняет и в тех случаях, когда выступает одновременно как дирижер и пианист, исполняя концерты Бетховена, Моцарта, Баха, «Голубую рапсодию» Гершвина. Репертуар Бернстайна огромен. Только на посту руководителя Нью-йоркской филармонии он исполнил практически всю классическую и современную музыку-от Баха до Малера и Р. Штрауса, Стравинского и Шёнберга.

Среди его записей - почти все симфонии Бетховена, Шумана, Малера, Брамса, десятки других крупных произведений. Трудно назвать такое сочинение американской музыки, которое не исполнил бы Бернстайн со своим оркестром: в течение нескольких лет он, как правило, включал в каждую свою программу одно американское произведение. Бернстайн - превосходный интерпретатор советской музыки, особенно симфоний Шостаковича, которого дирижер считает «последним великим симфонистом».

Перу Бернстайна-композитора принадлежат произведения разных жанров. Среди них три симфонии, оперы, музыкальные комедии, мьюзикл «Вестсайдская история», обошедший сцены всего мира. В последнее время Бернстайн стремится больше времени уделять композиции. С этой целью он в 1969 году оставляет свой пост руководителя Нью-йоркской филармонии. Но он предполагает и в дальнейшем периодически выступать с коллективом, который, отмечая его замечательные достижения, присвоил Бернстайну звание «пожизненного дирижера-лауреата Нью-йоркской филармонии».

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969