Щукин николай николаевич. Николай Щукин: советский певец Гавайских островов, которому на войне оторвало ногу. Лидер по натуре

3 июня Мордовия простилась со скоропостижно скончавшимся бывшим советником Главы Мордовии Николаем Щукиным. 27 июля ему должно было исполниться 55 лет…

Николай Николаевич родился в зубово-полянском поселке Вадовы Селищи. В 1987 году окончил МГУ им. Огарева, получив специальность «инженер-механик», и поступил на должность первого секретаря Теньгушевского райкома ВЛКСМ. В 1989 году, отучившись в высшей школе при ЦК комсомола, стал секретарем, а позже заведующим идеологическим отделом Мордовского обкома ВЛКСМ. В 1992-1996 годы работал в фирме «АгроМордовия». С 1996 года – помощник, старший помощник Главы РМ, руководитель группы помощников Главы РМ. С 2012 года – государственный советник Главы РМ. Курировал вопросы физической культуры и спорта. В январе 2016-го завершил карьеру государственного чиновника. Награжден орденом «Знак Почета» (1986 г.), заслуженный работник физической культуры Республики Мордовия (2008 г.)… 3 июня в Ледовый дворец попрощаться с бывшим чиновником, пришли сотни людей, многие из которых знали Николая Щукина лично. Свои соболезнования родным и близким выразили начальник УФСКН РФ по Саратовской области Александр Гришнев, призер олимпийских игр Денис Нижегородов, однокурсник Николая Щукина – министр ЖКХ РМ Алексей Тюркин и другие. Чтобы проститься с бывшим коллегой в Саранск приехали и уроженцы Мордовии – члены команды самарского губернатора Николая Меркушкина. Похоронен Николай Щукин на саранском кладбище №5.

«Николай Николаевич внес большой вклад в созидательные процессы в Мордовии, в том числена самых сложных и ответственных этапах развития, - выразил глубокие соболезнования родным и близким Николая Щукина губернатор Самарской области Николай Меркушкин. - Благодаря его грамотной и оперативной работе реализовывались важнейшие для республики проекты по целому ряду направлений в спорте, молодежной, социальной политике, экономике. Он был человеком глубокой порядочности,высокого профессионализма, исключительно надежным в работе и человеческих отношениях».

Автор - Domenika_Live . Это цитата этого сообщения

"Мне бесконечно жаль…" Николай Щукин: советский певец Гавайских островов

Николай Щукин. Имя этого артиста памятно, прежде всего, старшим поколениям. Он был безумно популярен в первое послевоенное десятилетие, когда советское телевидение ещё только начинало появляться, и телевизоры были далеко не у всех.

Однако концерты этого певца проходили с неизменными аншлагами. В 1950-е годы он выступал под именем Ника Стефан и остался «в памяти народной» как первый исполнитель песни «Здравствуй, чужая милая» и роскошного танго «Вернись».

Николай Щукин родился 15 июня 1924 года в Армавире. Однако, каким было его настоящее имя и кто были его родители, не известно.

Мальчика нашли на улице и определили в детский дом. Там ему дали и имя, и фамилию, и отчество - Николай Николаевич Щукин. Поэтому и настоящая дата рождения в связи с этим вызывает подозрение.

В детском доме - со всеми его плюсами и минусами - он пробыл, пока ему не исполнилось 15 лет. А в 39 году Коля стал «сыном полка» - его приняли в кавалерийский полк, научили играть на трубе. Так что, по большому счету, будучи подростком, Николай Щукин уже стал музыкантом - горнистом в кавалерии. Совсем как в легендарном фильме «Неуловимые мстители».

В 1941 с началом войны Николай Щукин оказался на фронте, на передовой. В 17 лет он уже служил в разведке - до 1944 года, пока не получил тяжелое ранение. Настолько тяжелое, что из госпиталя он выписался без ноги - её ампутировали.

Но у боевого старшины, кавалера двух орденов «Славы» Николая Николаевича Щукина хватило сил и мужества сопротивляться судьбе.

Он не хотел быть инвалидом и в 1945 году поступает в Московскую музыкальную консерваторию на вокальное отделение.

Однако Щукин быстро понял, что оперного певца из него не получится.

Он бросает консерваторию и уходит на эстраду.

С профессиональной эстрадной сцены голос Николая Щукина зазвучал с 1946-го года.

В начале своего творческого пути Николай Щукин работал в разных областных филармониях, пел на летних парковых эстрадах, в кинотеатрах и ресторанах - колесил по стране в поисках, как говорится, лучшей доли.

Думается, неспроста в конце 40-х он оказался в Ростове-на-Дону. Этот город в послевоенное время стал своеобразной меккой советского джаза. Может быть, потому что туда всем составом из Харбина приехал оркестр Олега Лундстрема?

Во всяком случае, в каждом уважающем себя заведении Ростова - при летних кафе, домах культуры, учебных заведениях - был свой небольшой биг-бенд, играющий приджазованные эстрадные мелодии.

В одном из таких джазовых оркестров по управлением трубача Иосифа Стельмана был солистом и Николай Щукин. Именно И. Стельман придумал Щукину сценический псевдоним Ника Стефан. Стельман же предложил и стиль, не в последнюю очередь благодаря которому певец стал необычайно популярен.

Конец сороковых-начало пятидесятых - это время повального увлечения латиноамериканскими ритмами. Европеизированные ритмы танго и босса-новы звучали буквально отовсюду.

А Н.Щукина представляли на эстраде так: «певец Гавайских островов Ника Стефан». И он выходил на сцену в безупречном кремовом и полосочку костюме с набриалиненными волосами и задушевно пел с едва уловимым акцентом популярные мелодии на непонятных для большинства языках. Своеобразный эпатаж заморского денди Николай Щукин поддерживал и в быту.

По улицам Ростова-на-Дону он ходил в том же элегантном костюме, неизменно притягивая внимание прохожих. И даже специально говорил с акцентом - будто иностранец.

Позже Николай Николаевич рассказывал друзьям такой эпизод. Как-то он приехал в Ростов, и в единственной гостинице «Деловой Двор» не оказалось ни одного свободного номера. Его попросили одну ночь переночевать в общем номере.

Ника Стефан основательно поужинал в ресторане, зашёл в общий номер, разделся и уснул мертвецким сном. Когда проснулся, оказалось, что нет ни чемодана, ни костюма...

Широкий успех пришел к Николаю Щукину в середине 50-х. На советской эстраде, после десятилетий запретов, вновь зазвучали иностранные песни. По воспоминаниям очевидцев, он исполнял шлягеры так, как никто в мире их не пел.

Иногда Николай Щукин выходил на сцену в шикарном смокинге (одевался и выглядел он всегда блестяще), подтянутый, сверкающий "голливудской" улыбкой. Этот же образ Щукин сохранил и будучи солистом Укрконцерта.

Лирический и эффектный образ Николая Щукина остался в памяти старшего поколения на всю жизнь…

Вспоминает Ирина Гвоздева Гин, в книге мемуаров "Друзья по счастью" (2007).


«В Москонцерте мы некоторое время работали с одним инструментальным ансамблем.

Ника Стефан тогда уже был Николаем Николаевичем Щукиным, ветераном, и пел песни не только о любви, но и о войне. Мы с ним очень дружили, выступали в одних концертах и в нашей стране, и за рубежом.

Однажды, помню, мы выступали в каком-то холодном клубе. Решили согреться чаем. Но в этом клубе даже в гримёрках не было розеток, и я пристроилась со своим кипятильником за кулисами, рядом со сценой. Когда вода закипела, пар начал валить на сцену. Николай Николаевич боковым зрением заметил это, решил, наверное, что это пожар, и забыл слова песни; спел: «Мне бесконечно...» и, повернувшись к кулисам, спросил меня: «— Рыбонька, а что дальше?...». Я от неожиданного вопроса онемела. И тут зрители дружно подсказали: «жаль...». «— Конечно, конечно!» — обрадовался Николай Николаевич:

Мне бесконечно жаль

Моих не сбывшихся мечтаний.

И только боль воспоминаний...

Гнетёт меня.



Из Ростова в Киев он перебрался в 1959-ом и выступал со знаменитым оркестром Людвиковского. Этот коллектив создал в свое время Л.Утёсов, и он считался лучшим эстрадно-джазовым биг-бэндом Советского Союза в 1960-х годах.

Позже на одном из юбилеев Н.Щукина Иосиф Кобзон рассказывал, что, будучи ещё мальчишкой, он пытался в Киеве попасть на его концерт, но безуспешно: конная милиция, толпы поклонниц, горы цветов и ни одного лишнего билетика. Всё это было связано с именем — Ника Стефан.

А его главный шлягер «Вечер, шумит у ног морской прибой...» ("Вернись") распевали буквально все.

Вернись, тебя любовь зовёт, вернись.

Ты вспомни, как сердечно

Мы в чистой и вечной

Любви клялись.

Вернись, я вновь и вновь зову, вернись,

Одно твоё лишь слово

Вернёт нам снова

Любовь и жизнь!

В Киевской филармонии Николай Щукин проработал десять лет. К этому периоду относится исполнение Никой Стефаном еще одного шлягера, который, как говорится, ушел в народ. Да настолько глубоко, что потом его исполнял еще Аркадий Северный, а в наше время эта песня звучит в исполнении Александра Солодухи. Речь идет о песне «Здравствуй, чужая милая».

Правда вариант 50-х годов и сегодняшний, естественно, различаются. И не только в аранжировке и ритмах. К стихам Леонида Татаренко в пятидесятые годы музыку написал украинский композитор Анатолий Горчинкий. Песня даже была записана на пластинку, а потом прочно вошла в репертуар Николая Щукина.

По воспоминаниям очевидцев, впервые на широкой публике он исполнил её на одном из концертов во Львове в 1959 году. Рассказывают, что зрители просили его исполнить "Чужую милую" четыре раза "на бис"…

Сегодня музыкальные критики утверждают, что белорусский композитор Эдуард Ханок все-таки слышал в свое время эту песню. Однако это не помешало ему в семидесятые написать свой вариант мелодии на стихи Л. Татаренко.

Свою песню Ханок даже предлагал Валерию Ободзинскому, который по каким-то причинам отказался тогда включить её в свой репертуар.

Николай Николаевич Щукин

О пути в профессию (биографическое эссе)

Проработав после окончания экономического факультета технического вуза плановиком на Казанском меховом комбинате два года, я вдруг решил поступить в аспирантуру по специальности «философия». «Вдруг»- это в плавном течении биографического текста. А в самой жизни эта кардинальная смена жизненного курса была вызвана тем, что молодому специалисту после очередной любовной катастрофы приспичило разобраться в одном из самых туманных вопросов, надуманных человечеством: в чем, однако, смысл жизни?

Поиски ответа привели меня в стан философской и философической литературы, в которой я увлеченно рылся в свободное от работы время. Вскоре захотелось переставить акценты в использовании бюджета своего времени: размышлять о мировоззренческих вопросах не в свободное время от работы, а как раз в рабочее. А потому, став аспирантом, тему для диссертации выбрал так, чтобы она тоже была со смыслом: что значит быть гражданином своей страны? Не в юридическом смысле (гражданство) и не в сегодняшнем (физическая единица гражданского общества), а в том, о котором полтора столетия назад были сказаны в России крылатые, но не совсем понятные современникам уже начавшего разлагаться социалистического государства, слова: поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

В 1969г. кандидатская диссертация была защищена при кафедре философии Казанского госуниверситета, после чего я отправился в соседнюю Башкирию преподавать древнейшую науку в Уфимском нефтяном институте. При этом с самого начала преподавательского пути у меня сложилась установка на создание из себя профи не в качестве ученого, а в качестве педагога. Стал методично учиться навыкам профессии у опытных коллег, посещая их занятия. Приглашал на свои занятия, интересуясь прежде всего их замечаниями, видимыми со стороны недостатками. При этом пришлось выработать у себя способность «наступать на горло собственной песне» вместо жадного выслушивания тешащих самолюбие похвал. Последние давались с трудом, и вот по какой причине.

В советские времена, на которые выпало становление меня в качестве вузовского педагога, требования к преподавателям общественных наук были ой какими высокими и жесткими! Тогда как излагаемый в моем случае предмет – марксистско-ленинская философия – особого энтузиазма и восторга у студентов не вызывал. И не без основания: вся исторически предшествующая мировая философия рассматривалась как череда наивных заблуждений и перманентного намерения теоретически подкрепить усиление со стороны верхов эксплуатации трудящихся масс. Освоение же «единственно верного учения» марксизма-ленинизма предполагало тщательное изучение и конспектирование зарубежных и отечественных классиков этих «измов», что воспринималось студентами как истинное наказание.

Нетрудно представить, что преподаватели «самой передовой в мире философии» не ходили в любимцах у вузовской молодежи. Это обстоятельство как то не прибавляло радости в жизни. Мне мало было благосклонности в отношениях со мной со стороны приватно знакомых женщин. Мне явно хотелось любви со стороны студентов в ежедневных буднях, из которых в основном и состоит наша жизнь. Как этого добиться? По истечении какого-то времени я понял: только путем использования некоторых особенностей психики познающего человека вообще и юношеской в частности.

Известно, что человек весьма любит угадывать, отгадывать, «раскалывать» проблему, находить выходы из лабиринтов и решения казалось бы неразрешимых противоречий. У студентов же – вчерашних школьников, только что вырвавшихся в почти самостоятельное плавание из-под опеки взрослых, – очень велика потребность в самоутверждении, в доказательстве своего превосходства над остальными членами значимых для них социальных групп: я самый то-то, я лучше всех - это и т.д. Вот эти психологические механизмы и надо использовать вкупе с одной замечательной особенностью преподаваемой мною дисциплины: философия при всей своей абстрактности и «заумности» всегда говорит о мире, в котором живет любой человек, о вещах, которыми он окружен в своей повседневной жизни.

Ну кто же не знает, например, что все существующее имеет свою какую-то причину, что терпение у человека когда-то переполняется и … лопается (закон перехода количественных изменений в качественные), что от любви до ненависти – один шаг, а крайности часто сходятся (закон единства и борьбы противоположностей) – и т.д. и т.п.

Так вот, используя перечисленные обстоятельства начинаю раскрывать аудитории какую-нибудь проблему по схеме:1,3,5…Вдруг запинаюсь, останавливаюсь, озабоченно обводя взором присутствующих: вроде бы потерял нить изложения, забыл, что там дальше должно быть. Вдруг в глазах у меня сверкнула робкая надежда: «Может кто из вас знает, что дальше?» В ответ нестройный или стройный –по ситуации – хор голосов: «Семь!»

«Молодцы» - глаза мои одобрительно блестят. А ребятам приятно, что успешно поучаствовали в разруливании конфуза: сам «препод пробуксовал», а они вот вытащили ситуацию, поддержали преподавателя в таком сложном предмете. В сложных же случаях ответ угадывает один студент. Его голос как внезапный гром раздается в напряженной тишине. Остальные досадуют: «Ну почему он(а), а не я вырвался(лась) вперед?... Ведь у меня проскочила в голове та же мысль. В следующий раз не буду зевать или скромничать и обязательно вырвусь вперед». Возникает атмосфера конкуренции, азарта, драйва. Теперь они жадно ждут от меня очередного вопроса, задачки, стараясь при этом не потерять нить моих объяснений.

Еще один мой излюбленный прием – бросить в толпу «кость раздора»: какую-нибудь проблему, допускающую два вроде бы равнозначных, хотя и противоположных, решения. Кто-нибудь поспешит первым выкрикнуть свое понимание, другой тут же - противоположное, у обоих оппонентов обнаруживаются преданные сторонники, начинаются горячие «наезды» одних на других, в ответ – яростные контратаки. Все при деле, все убеждены, что истина на их стороне. Я останавливаю едва обозначившийся спор, потому что лекция – не семинар, где есть время для развертывания дискуссии. Присуждаю победу одной из сторон, хотя кайф от самой ситуации мозгового штурма достается всем.

Очень оживляют лекции вопросы-ловушки: по ходу изложения материала с целью закрепления и иллюстрации теоретического вывода задаю вроде бы элементарный вопрос, на который у всех есть само собой разумеющийся однозначный ответ. Зачем же задаю его, трачу дорогое лекционное время? А по моей интонации чувствуется, что этот вопрос важен не сам по себе: он просто подготовительная ступенька для основного вопроса с «секретом». Поэтому тут же и даже как-то нехотя отвечают и… где же основной вопрос?

А вместо него по поводу их ответа как снег на голову: «А вот и нет! Вы не правы», - и объясняю причину их заблуждения и характеризую истинный ответ. Глаза в разные стороны, мысли в напряженную кучку - опять «препод их купил», в очередной раз эта игривая и загадочная философия стукнула их по голове: да, солнце всходит и заходит, но … тем не менее не вращается вокруг Земли. И у студентов постепенно зарождается уважение, а где-то и привязанность к этой вроде бы даже …занимательной науке.

Наконец, немалую роль в повышении интереса к лекционному материалу играют тщательно подготовленные, даже «прикольные», по их словам, примеры. Без постоянного «опримеривания» философию понять и усвоить невозможно. Некоторые из них студентами запоминаются на всю жизнь. Приведу один из них.

При рассмотрении категориальной пары «сущность и явление» объясняю, что явление – это поверхностные признаки вещи, бросающиеся в глаза, уши и другие органы чувств. А сущность последним не дается, она спрятана глубже и постигается настойчивой деятельностью мышления, в результате чего становится понятно, что в вещи основное, главное, определяющее закон её существования и даже внешние признаки – явления. И в качестве поясняющей иллюстрации привожу вполне заземленный и всем известный пример: «Вы знаете, что собака, завидев знакомого и приятного ей человека, начинает размахивать хвостом. Но почему именно хвостом? И почему именно вилять? Кто знает?» Студенты немного обескуражены: «препод вроде бы не тупой», а тут вдруг нате…Вяло поясняют: потому что она любит этого человека. Я настырничаю: «Но почему, скажем, не ушами двигает вверх-вниз, или поднимает и приветственно помахивает передней лапой? Да и заднюю лапу может, подойдя к вам, задрать?». Молчание… Исходя из предыдущего опыта мозговых штурмов студенты начинают подозревать, что солнце опять всходит и заходит… И уже готовы, жаждут услышать разгадку какого-то секрета. Они уже от философии всякое ожидают. А секрет раскрыли не философы, а европейские биологи во 2-ой половине прошлого века: под хвостом обнаружили железу, выделяющую пахучее вещество, аромат которого информирует в собачьем сообществе приязнь к встречному – другой собаке, «хорошему» человеку. Философы лишь констатируют сие открытие как обнаружение сущности (причины, источника, механизма) такого явления, как дружеское виляние хвостом у наших четвероногих друзей. В аудитории гробовая тишина: все поражены…

Когда, возвратившись в Москву после летних вакаций я подхожу к своим учебным корпусам и вдруг слышу с противоположной стороны улицы звонкое «Здравствуйте, Николай Николаевич!», в голове иногда проскакивает умиротворительная, придающая смысл моей жизни мысль, что покрытая патиной времени, заумная и поначалу «зачем мне она нужная» философия не проскочила мимо ребят, зацепила их распахнутые в мир души…

Н. Н. Щукин

Благодарственные отзывы, дипломы, грамоты: .

Николай Щукин. Имя этого артиста памятно, прежде всего, старшим поколениям. Он был безумно популярен в первое послевоенное десятилетие, когда советское телевидение ещё только начинало появляться, и телевизоры были далеко не у всех. Однако концерты этого певца проходили с неизменными аншлагами. В 1950-е годы он выступал под именем Ника Стефан и остался «в памяти народной» как первый исполнитель песни «Здравствуй, чужая милая» и роскошного танго «Вернись».

Николай Щукин родился 15 июня 1924 года в Армавире. Однако, каким было его настоящее имя и кто были его родители, не известно. Мальчика нашли на улице и определили в детский дом. Там ему дали и имя, и фамилию, и отчество – Николай Николаевич Щукин. Поэтому и настоящая дата рождения в связи с этим вызывает подозрение. В детском доме – со всеми его плюсами и минусами - он пробыл, пока ему не исполнилось 15 лет. А в 39 году Коля стал «сыном полка» - его приняли в кавалерийский полк, научили играть на трубе. Так что, по большому счету, будучи подростком, Николай Щукин уже стал музыкантом - горнистом в кавалерии. Совсем как в легендарном фильме «Неуловимые мстители».

В 1941 с началом войны Николай Щукин оказался на фронте, на передовой. В 17 лет он уже служил в разведке - до 1944 года, пока не получил тяжелое ранение. Настолько тяжелое, что из госпиталя он выписался без ноги – её ампутировали. Но у боевого старшины, кавалера двух орденов «Славы» Николая Николаевича Щукина хватило сил и мужества сопротивляться судьбе. Он не хотел быть инвалидом и в 1945 году поступает в Московскую музыкальную консерваторию на вокальное отделение. Однако Щукин быстро понял, что оперного певца из него не получится. Он бросает консерваторию и уходит на эстраду. С профессиональной эстрадной сцены голос Николая Щукина зазвучал с 1946-го года.

В начале своего творческого пути Николай Щукин работал в разных областных филармониях, пел на летних парковых эстрадах, в кинотеатрах и ресторанах – колесил по стране в поисках, как говорится, лучшей доли. Думается, неспроста в конце 40-х он оказался в Ростове-на-Дону. Этот город в послевоенное время стал своеобразной меккой советского джаза. Может быть, потому что туда всем составом из Харбина приехал оркестр Олега Лундстрема? Во всяком случае, в каждом уважающем себя заведении Ростова – при летних кафе, домах культуры, учебных заведениях – был свой небольшой биг-бенд, играющий приджазованные эстрадные мелодии. В одном из таких джазовых оркестров по управлением трубача Иосифа Стельмана был солистом и Николай Щукин.

Именно И. Стельман придумал Щукину сценический псевдоним Ника Стефан. Стельман же предложил и стиль, не в последнюю очередь благодаря которому певец стал необычайно популярен. Конец сороковых-начало пятидесятых – это время повального увлечения латиноамериканскими ритмами. Европеизированные ритмы танго и босса-новы звучали буквально отовсюду. А Н.Щукина представляли на эстраде так: «певец Гавайских островов Ника Стефан». И он выходил на сцену в безупречном кремовом и полосочку костюме с набриалиненными волосами и задушевно пел с едва уловимым акцентом популярные мелодии на непонятных для большинства языках.

Своеобразный эпатаж заморского денди Николай Щукин поддерживал и в быту. По улицам Ростова-на-Дону он ходил в том же элегантном костюме, неизменно притягивая внимание прохожих. И даже специально говорил с акцентом – будто иностранец. Это тоже было частью образа, который Щукин охотно поддерживал. При этом стоит помнить, что он был фронтовик, потерявший на войне одну ногу…

Позже Николай Николаевич рассказывал друзьям такой эпизод. Как-то он приехал в Ростов, и в единственной гостинице «Деловой Двор» не оказалось ни одного свободного номера. Его попросили одну ночь переночевать в общем номере. Ника Стефан основательно поужинал в ресторане, зашёл в общий номер, разделся и уснул мертвецким сном. Когда проснулся, оказалось, что нет ни чемодана, ни костюма... В одних трусах он бросился к гостиничному начальству. Директор только развёл руками:
- Никочка, это же Ростов! Здесь, кто раньше просыпается, тот лучше и одевается....

Широкий успех пришел к Николаю Щукину в середине 50-х. На советской эстраде, после десятилетий запретов, вновь зазвучали иностранные песни.
По воспоминаниям очевидцев, он исполнял шлягеры так, как никто в мире их не пел. Иногда Николай Щукин выходил на сцену в шикарном смокинге (одевался и выглядел он всегда блестяще), подтянутый, сверкающий "голливудской" улыбкой.

Этот же образ Щукин сохранил и будучи солистом Укрконцерта. Из Ростова в Киев он перебрался в 1959-ом и выступал со знаменитым оркестром Людвиковского. Этот коллектив создал в свое время Л.Утёсов, и он считался лучшим эстрадно-джазовым биг-бэндом Советского Союза в 1960-х годах. Позже на одном из юбилеев Н.Щукина Иосиф Кобзон рассказывал, что, будучи ещё мальчишкой, он пытался в Киеве попасть на его концерт, но безуспешно: конная милиция, толпы поклонниц, горы цветов и ни одного лишнего билетика. Всё это было связано с именем - Ника Стефан. А его главный шлягер «Вечер, шумит у ног морской прибой...» ("Вернись") распевали буквально все.

В Киевской филармонии Николай Щукин проработал десять лет. К этому периоду относится исполнение Никой Стефаном еще одного шлягера, который, как говорится, ушел в народ. Да настолько глубоко, что потом его исполнял еще Аркадий Северный, а в наше время эта песня звучит в исполнении Александра Солодухи. Речь идет о песне «Здравствуй, чужая милая». Правда вариант 50-х годов и сегодняшний, естественно, различаются. И не только в аранжировке и ритмах. К стихам Леонида Татаренко в пятидесятые годы музыку написал украинский композитор Анатолий Горчинкий. Песня даже была записана на пластинку, а потом прочно вошла в репертуар Николая Щукина. По воспоминаниям очевидцев, впервые на широкой публике он исполнил её на одном из концертов во Львове в 1959 году. Рассказывают, что зрители просили его исполнить "Чужую милую" четыре раза "на бис"…

Сегодня музыкальные критики утверждают, что белорусский композитор Эдуард Ханок все-таки слышал в свое время эту песню. Однако это не помешало ему в семидесятые написать свой вариант мелодии на стихи Л. Татаренко. Свою песню Ханок даже предлагал Валерию Ободзинскому, который по каким-то причинам отказался тогда включить её в свой репертуар. А в 1992-ом «Чужую милую» спел Солодуха, и песня, как говорится, выстрелила.

Когда полстраны запело «Прошлое не воротится и не поможет слеза», два композитора даже схлестнулись как-то в юридических баталия за авторство – и, естественно, гонорары. А на Киевском радио в 1994-м году устроили как-то голосование между слушателями – какая из двух версий песни им нравится. Выиграл, естественно, Солодуха – у каждого времени ведь свои песни…

Ну а в исполнении Ники Стефана "Чужая милая" в 1959-ом звучала вот так:

В 1969 году Николай Щукин перебирается в Москву и становится солистом Москонцерта. К тому времени его считали уже ветераном эстрадной сцены. Пел он о любви, но и о войне. Вот только ура-патриотических песен в его репертуаре не было. По-прежнему блестящий, эффектный, подтянутый, "рафинированный", "салонный и про-западный", как называли его шибко ретивые в то время чиновники из Министерства культуры, он выступал с известным оркестром Гостелерадио под управлением Гараняна, с эстрадно-джазовым ансамблем "Кругозор" под управлением Купревича, другими коллективами. Записывался на пластинки. В составе групп советских артистов неоднократно гастролировал за рубежом. И можно только догадываться, как нелегко ему было стоять перед микрофоном на протезе по два-три часа, сверкая перед публикой "голливудской" улыбкой.

Николай Николаевич Щукин неоднократно выступал на телевидении в 80-ые годы, но узнавали его только прежние поклонники. Для них это был человек – легенда. А песни военных лет, которые стали основой его репертуара, были как будто отражением его собственной биографии. Поэтому его часто приглашали участвовать в памятных телепередачах посвященных ветеранам войны.

В 1984-ом Николаю Щукину присвоили звание Заслуженный артист РСФСР. Позднее, уже в 90-ые он получил звание Народного артиста СССР. Николай Щукин ушёл из жизни в 75 лет - 25 июля 1999 года и похоронен в Москве. А голос его остался на пластинках – голос элегантного певца гавайских островов Ники Стефана, который прошел войну и не сдался перед болезнью.