Интересные занятия с ребенком 3 лет. Развивающие занятия с трёхлетним ребёнком. Виды развития ребенка
Развивающие занятия «Логическое мышление»
Задание для ребенка: Кораблю нужен одноцветный флаг. Покажи его.
Задание для ребенка: Покажи человечка, который бежит предпоследним.
Задание для ребенка: У Лизуна выросли 4 ноги, а ботинок у него только 1. Сколько ботинок ему не хватает?
Задание для ребенка: На весах решили взвесить красные и синие шарики. Каких шариков больше (часть каких шариков нужно убрать, чтобы уравновесить весы)?
5 лет: У льва 3 короны. Он меняет их каждый день, надевая по порядку: желтую, синюю, красную. Какую корону он наденет в среду, если сегодня понедельник и на нем желтая корона?
Все человечки двигаются от левого края рисунка к правому, не сворачивая. Покажи человечков, которые уже прошли мимо дерева.
Задание для ребенка 4 — 5 лет: Это крестик. Это нолик. Это двойной значок, состоящий их крестика и нолика (в одной клеточке нарисовали нолик и крестик).
Посчитай, сколько крестиков и ноликов нарисовали ниже.
Задание для ребенка 4 — 5 лет: Принцесса хочет собрать побольше плодов, но так, чтобы плодов каждого вида было поровну. Как ты думаешь, какие плоды выберет принцесса?
Задание для ребенка: Кукла хочет жить в домике, у которого крыша и дверь одинакового цвета. Покажи этот домик.
Задание для ребенка 4 — 5 лет: Покажи знаменосцев, у которых флаг не пятиугольной формы.
Задание для ребенка: Девочка рисовала домик. В процессе работы она фотографировала рисунок. Покажи самую раннюю фотографию. А затем покажи самую позднюю фотографию.
Задание для ребенка: Самолет взлетал в небо 4 раза и после каждого полёта садился. Сколько раз садился самолет?
Задание для ребенка: Покажи человечков, которые удаляются (убегают) от флажка.
Задание для ребенка: Кукла хочет ехать в автобусе с зелеными колесами и кузовом такого же цвета, как ее платье. Покажи этот автобус.
Задание для ребенка: Покажи человечков, которые находятся между флажками.
Задание для ребенка: Художник рисовал траву и использовал почти всю зеленую краску из одной банки. Покажи полку, на которой стоит банка, из которой художник брал зеленую краску.
Задание для ребенка: Две птицы хотят подойти к ягодке. Покажи птицу, которой нужно пройти меньший путь.
Задание для ребенка 4 — 5 лет: На вагонах написаны их номера. Сколько вагонов расположено между вторым и седьмым вагонами?
Задание для ребенка: Кукла хочет жить в домике, в котором дверь синего цвета, а крыша такого же цвета, как ее юбка. Покажи этот домик.
Для того, чтобы организовать развивающие занятия дома детям 3-4 лет, нужно не только продумать их содержание, но и пробудить интерес ребёнка к обучению.
Обычно обучением детей 3-4 лет занимается детский сад. Работая по специализированным программам, педагоги дают там маленьким дошколятам весь необходимый им набор знаний и навыков. Но бывают и такие ситуации, когда ребёнок не может посещать это заведение или много пропускает из-за частых болезней. Тогда родители сами берутся за образованием крохи. Посредством систематических развивающих занятий для детей 3-4 лет даже дома дети могут усвоить всё, что положено их возрасту, если знать чему и как их учить.
Как проводятся развивающие занятия с детьми 3-4 лет дома
Домашнее обучение – трудоёмкий процесс, требующий определённой подготовки родителя и правильного настроя. Для эффективной работы нужно не только продумать содержание занятий, но и пробудить интерес ребёнка к обучению. Что нужно знать?
Принципы организации домашних занятий
Любое обучение, домашнее или профессиональное, должно проводиться в соответствии с основными принципами педагогики и учитывать возрастные особенности дошколёнка. Что нужно знать?
Условия проведения «уроков» для дошколят
В 3 года дети уже умеют подолгу концентрироваться на интересующем их объекте, и всё же не стоит планировать слишком много заданий. Длительность занятия с детьми 3 лет должно быть не более 25 минут, с обязательной динамической паузой.
Тематический материал:
Приступать к работе лучше, когда ребёнок успел отдохнуть и пребывает в хорошем настроении, обычно занимаются после завтрака или дневного сна, каждый день в одинаковое время.
Во время работы ничто не должно отвлекать внимание крохи – уберите всё лишнее со стола и с поля зрения.
Используйте яркий реквизит, раздаточные материалы и пособия. Их можно купить или сделать самостоятельно. Чтобы интерес к данным средствам обучения не пропал, старайтесь не играть с ними вне занятий.
Хорошо, если все упражнения занятия объединены одним сюжетом. Так будет проще удержать внимание ребёнка.
Отдохнуть от умственного напряжения физические упражнения — танец под музыку, ходьба по линии и наклону, игры с мячом и т.д. Их необходимо включать в каждый урок.
Задачи и планирование
Результативность любой работы, в том числе и педагогической, зависит от правильно поставленных задач и чёткого плана их реализации.
К основным задачам развивающих занятий для детей 3-4 лет можно отнести следующие:
- формирование мыслительных навыков;
- развитие моторики, воображения и творческих способностей;
- совершенствование звуковой и смысловой сторон речи, расширение словарного запаса;
- формирование представления о явлениях и свойствах предметов, окружающем мире;
- воспитание личностных качеств, обучение нормам поведения.
Составлять план развивающих занятий для детей от 3 лет нужно так, чтобы различные виды деятельности чередовались. Еженедельное планирование поможет понять, какое упражнение стоит оставить, какое усложнить, а что вовсе отложить на некоторое время.
Как подобрать задания детям 3-4 лет
Все приобретенные дошколёнком знания и навыки можно условно поделить на несколько блоков. Так, зная, что должно быть изучено ребёнком к 4-летнему возрасту, можно понять какие развивающие задания ему предложить.
Логика, внимание, память
В 3 года малыш должен уметь собирать картинку из 4 частей, видеть несоответствия, различия и сходства на рисунках, убирать лишний предмет по заданному признаку, удерживать в кратковременной памяти 3-4 слова или изображения, концентрироваться на задании около 5 минут.
Предложите крохе рассмотреть картинку, а потом закройте её и задайте несколько вопросов. Также память будет хорошо развиваться при разучивании небольших стихотворений, если ребёнку трудно, пусть вначале говорит только окончания строчек.
Разложите перед дошколёнком 4-5 игрушек или картинок, а потом уберите одну, и попросите вспомнить, какой не стало.
Развитию логики и внимания способствуют игры «найди тень», «подбери заплатку», «найди пару», «продолжить цепочку» из нарисованных предметов, мозаики или конструктора.
Математика
До 4 лет кроха может освоить числовое и количественное значение чисел от 2 до 10; сортировать предметы по размеру, называть самый длинный/короткий, большой/маленький; называть основные цвета и различать несколько оттенков; кроме круга, треугольника и квадрата, знать ромб, прямоугольник и овал.
Цифры, геометрические фигуры можно, как и буквы составлять из сподручных материалов. Также существует много раскрасок по цифрам, паззлов и картинок с обозначением количества предметов и числового знака.
Развитие речи
3-4-летний дошкольник уже понимает обращенную речь, поддерживает беседу, использует местоимения «я» и «мы», описывает увиденное предложениями (до 6 слов), называет антонимы и группы предметов (одежда, посуда и т.д.), отвечает на вопросы по картинке, знает свое имя и фамилию, управляет силой голоса.
Над звуковой стороной речи можно работать при помощи или чистоговорок. Для умения формулировать свои мысли подойдут задания типа «Что может быть?.. (называете свойства, а ребёнок подходящие предметы), «Что было сначала и потом?» (на примере сказки, явления природы, бытовых ситуаций), «Для чего нужен?..» и т.д.
Основы грамоты можно начать с изучения букв и звуков. Изучая графическое изображение буквы важно называть не её название («эм»), а звук («м»).
Окружающий мир
В три года дети разделяют животных на домашних и диких, многие знают, где они обитают и чем питаются, распознают несколько видов растений, насекомых, рыб и птиц, различают овощи, фрукты, грибы. Они называют время суток, явления природы, некоторые знают несколько признаков времен года.
Данная область знаний расширяется у ребёнка с опытом. Превращайте в экскурсию гуляние в парке, поход в поликлинику или магазин, акцентируйте внимание малыша на происходящем вокруг, не ленитесь подробно отвечать на все вопросы «почемучки».
Тематический материал:
Дома можно использовать детские энциклопедии, компьютерные презентации и печатные игры.
Творчество
Данный возраст – время, когда творческая энергия проявляется у детей особенно сильно. Они уже умеют вырезать ножницами (некоторые с мамой), клеят готовые и «рваные» аппликации по образцу или фантазии.
Творческие занятия могут занимать много времени, поэтому лучше их проводить отдельно.
Кроме рисования, лепки и аппликаций, развить нестандартное мышление и фантазию поможет домашний кукольный театр и ролевые игры.
Чтобы включать в деятельность мелкую моторику ежедневно используйте мозаику, крупы, песок, бусины, пуговицы или другие мелкие предметы.
Пример тематического занятия «Птицы весной»
В начале занятия показываем ребёнку презентацию о перелётных птицах, рассказываем, почему и куда они улетают зимой.
Превращаемся в птичку (на скорую руку можно сделать бумажную маску с клювом и вырезать крылышки). Под весёлую музыку можно «полетать» на кухню (в тёплые края) и «поклевать зернышек» (собрать с пола макароны).
Учим буквы. Замечаем, что слово «птицы» начинается на букву «П». Рассматриваем её и выкладываем при помощи счетных палочек или макарон. Также можно предложить дорисовать букву за мамой карандашом.
Нарисуйте заранее несколько птичек, на крылышках которых изображена буква «П». Просим ребёнка её найти.
Логика – найти на изображениях самую большую птичку, с жёлтым кругом на крылышке, без красного квадрата и др. (готовим карточки заранее).
Закончить серию тематических развивающих заданий для детей 3-4 лет о птицах можно раскрашиванием, лепкой или аппликацией.
Организовывая дома развивающие занятия, будьте готовы к тому, что результат обучения никогда не бывает быстрым. Если крохе что-то сложно даётся, не давите на него, отложите задание и вскоре он обязательно со всем справится!
Развивающие занятия для детей 3-4 лет и более младшего возраста сегодня становятся естественной потребностью каждой семьи. Уже доказано – ребенок начинает учиться с самого рождения. Чему? Прежде всего, быть самостоятельным. И, конечно, ориентироваться в окружающем его Огромном Интересном Мире. Такое видение отношений Родителей с Малышом помогает создать особый вид взаимодействия внутри семьи. Уже с первых месяцев мы видим и поддерживаем в своем новорожденном младенце творческую, активно развивающуюся Личность.
В чем особенность развивающих занятий для детей от 3-4 лет?
Возраст трёх лет знаменует начало особого периода – кризиса негативизма. Следующие полтора-два года пройдут под девизом «Я сам!» и «Не хочу!». Слишком много терпения уходит лишь на то, чтобы организовать простые действия вроде одеть-накормить-сходить на прогулку-уложить спать. В такой ситуации домашние занятия для детей 3 лет могут стать обременительными для близких. Однако не стоит отчаиваться и думать о том, что активный познавательный процесс придется отложить на неопределенное время.
Вам на помощь готовы прийти заботливые внимательные педагоги и психологи нашего Монтессори-центра! Хотите точно узнать, как проходят наши занятия? Приходите с малышом на первое занятие бесплатно!
Неповторимый метод выдающегося педагога Марии Монтессори демонстрирует свою эффективность на протяжении целого столетия. В своей работе мы учли все наработки автора и творчески применили их в своей деятельности:
- Мы организовали интересную и одновременно абсолютно безопасную Монтессори-среду для проведения развивающих занятий для детей от 3-4 лет и других возрастов;
- Для того чтобы любознательные малыши могли раскрыть все данные от природы способности и удовлетворить познавательные потребности, мы приобрели качественные авторские дидактические материалы для работы над мелкой и крупной моторикой, реализации интеллектуальных задатков;
- Абсолютно все виды обучения и творчества, все занятия для детей 3 лет в нашем центре организованы таким образом, чтобы ребёнок приумножил свой главный ресурс, основную движущую силу – мотивацию к познавательной деятельности;
- Мы не стремимся выполнить какую-либо «программу», которая по каким-либо критериям соответствует определённому возрасту; мы стараемся создать гармоничное мировосприятие и особую творческую атмосферу в процессе развивающих занятий для детей от 3-4 лет.
Индивидуальные и групповые занятия, в ходе которых педагог понимает особенности характера и когнитивных процессов маленьких Звёздочек, придают малышу спокойствия и уверенности в себе. Ведь каждый ребёнок просто создан для того, чтобы получать и впитывать в себя просто потрясающие объёмы новых знаний. Когда малыш получает такую возможность, его характер становится более мягким и покладистым. Ведь у него есть все, что необходимо!
Какие развивающие занятия для детей 3-5 лет есть в нашем центре?
Мы предлагаем выбрать наиболее подходящий для Вас вид занятий:
- Мини детский сад – это 3 или 4 часа, в течение которых карапуз занимается с любящими грамотными специалистами, сопровождение родителей при этом не требуется;
- Группа общего развития «Космонавты» - это полутора или двухчасовые занятия для детей 3 лет и старше, где малыша научат читать, считать, под руководством логопеда позаботятся о развитии речи, предложат интересные ролевые игры и театрализованные представления;
- Группа адаптации к детскому саду, на занятиях которой мама может присутствовать вместе с малышом, если ему будет тяжело с ней расстаться на первых порах;
- Развивающие занятия для детей 3-4-5 лет в группе выходного дня.
Как правило, в довольно юном возрасте, ребенок начинает выражать свое стремление выражать впечатления, которые он получает в процессе своего взросления. Делает он это разными способами: голосом, движениями, действиями. В определенный момент необходимо предоставить малышу возможность более разнообразно выражать себя: дать ему карандаши и бумагу, пластилин или конструктор, научить использовать его. Результат творческой деятельности ребенка является прекрасным средством мониторинга и обогащения его внутреннего мира. Необходимо всячески поощрять детское творчество в той форме, в которой оно наиболее приемлемо для малыша.
Весёлая игра «Парикмахерская»
Цель игры: неважно, учится ли ваш малыш вырезать или уже виртуозно владеет ножницами, в любом случае предложите ему подобную игру: для новичков - играя учиться веселее, а для «продвинутых» - это новый забавный эксперимент!
Вам понадобятся:
- - листы бумаги А4
- - цветная бумага
- - клей-карандаш
Как изготовить :
Лист А4 свернуть пополам (если делать в один слой, то бумага будет сильно загибаться из-за тяжести волос). Нарисовать лицо человечка и вырезать. Из цветной бумаги вырезать волосы, усы, бороду и приклеить к шаблонам. Обе половинки бумаги склеить (кончики волос останутся внутри) и можно приступать к делу.
Данное занятие можно усложнить, например, шаблоны изготовить вместе с ребенком или ребенку самому изготовить шаблоны при поддержке и подсказках взрослого.
Игра «Парикмахерская» развивает мелкую моторику, внимание, усидчивость, воображение.
Обязательно попробуйте и вы эту забавную вырезалочку!
Лепка из пластилина
Все родители стараются провести свой досуг с детьми с пользой. Никто не станет спорить, насколько занятие лепкой полезно для детей. Самый первый материал, с которым работают дети - это, конечно же, пластилин. Маленькие зверушки и букашки из пластилина – первое, что учатся лепить дети.
Занятия лепкой с детьми развивает мелкую моторику, развивает воображение, помогает освоить формы, запомнить цвета, развивает образное мышление, воспитывает аккуратность, точность и самостоятельность.
Говоря о лепке для самых маленьких, нужно продумать все детали, посмотреть на процесс глазами ваших детей. И начнем, пожалуй, с самого простейшего.
Уроки рисования
Уроки рисования карандашом поэтапно - это занятия, которые помогут освоить технику рисования, независимо от способностей или возраста. Рисовать – это действительно просто!
Вы только подумайте, как обрадуется ваша кроха, когда вы ей расскажете, что с сегодняшнего дня мы учимся рисовать карандашом! Почему карандашом? Начинать надо с простого. И проще всего начать именно с легких рисунков карандашом. Постепенно вы будете постигать все более сложные навыки. И, в итоге, сможете перейти к работе красками. Рисование для детей станет любимым занятием, постепенно введет малышей в удивительный мир ярких образов и любимых героев.
Иногда маме кажется, что все игры с ребенком переиграны, а занятия переделаны и трудно придумать чем бы еще занять ребенка дома. Специально для таких случаев мы сделали эту подборку.
Идеи развивающих игр и занятий для детей 2 — 3 лет
В возрасте от года и до трех — четырех лет основным видом деятельности ребенка является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир. Поэтому любое развивающее занятие с ребенком 2-3 лет стоит организовывать именно в виде игры.
Игры, направленные на физическое развитие и выплеск детской энергии
Некоторые из игр можно проводить дома, а некоторые отлично подойдут и для детской прогулки.
- Ходьба по кривой дорожке, бревнышку, горке или кочкам;
- Бег — догонялки, салочки, бег с препятствиями или по заданному маршруту;
- Прыжки через скакалку, препятствия, воображаемый ручеек или в классики;
- Лазанье через импровизированные тоннели, по дивану или по спортивной стенке;
- Хороводы и танцы;
- Игра в прятки или жмурки;
- Зарядка игровая или со стихами;
- Катание на велосипеде, самокате или беговеле;
Игры на развитие мелкой моторики
У нас на блоге уже есть отдельная статья — , поэтому здесь приведем всего несколько основных и самых простых вариантов игр.
Все эти игры необходимо проводить под контролем взрослых!
- Трогаем и перебираем различные предметы — пуговицы, застежки, камушки, ракушки, природные материалы. Очень нравятся деткам игра с сенсорными коробочками.
- Учимся застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, кнопки, петельки;
- Играем с различными вкладышами и сортерами;
- Что-то рвем. Можно пробовать рвать цветную бумагу, а затем из кусочков сделать аппликацию;
- Играем с фасолинами, макаронами, крупами. Их можно сыпать, пересыпать руками или ложкой, а также с использованием воронок рассыпать по баночкам, делать поделки;
- Он же может стать неплохой основной для сенсорных коробочек;
- Готовим вместе различные блюда — выпечка, салаты, бутербродики, чай;
- Играем , кубиками, блоками, ;
- Играем в пальчиковые игры — способствуют и развитию моторики, и развитию речи.
Творческие занятия с детьми от года до трех
- Рисуем — красками акварельными, гуашью, пальчиковыми красками, восковыми мелками;
- Лепим из пластилина или теста;
- Делаем различные аппликации — из вырезанных картинок и фигур, рваных кусочков, круп и макарон;
- Учимся держать в руках и рисовать фломастерами, карандашами, ручками;
- Учимся держать в руках детские ножницы и резать бумагу по прямой, по плавным дугам, по сложным фигурам;
- Собираем и делаем поделки из природных материалов;
- Учимся обводить различные предметы и формы;
- Делаем «поделки» из подручных материалов — домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше.
Учим детей играть в простые сюжетно-ролевые игры
- Дочки-матери — покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить. Объектами игры могут быть куклы, мягкие игрушки, а для мальчиков и машинки;
- Играем в магазин;
- Играем в парикмахерскую;
- Играем во врача;
- Играем с машинками и другими видами транспорта — гонки, перевозка пассажиров, перевозка грузов и т.п.
Тренируем память и логику, учим цвета, формы, объем
- Игры с карточками и предметами: что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики;
- Составляем последовательности из кубиков, бусин, карточек;
- Играем в домино и лото;
- Собираем пазлы и разрезные картинки;
- Учимся сопоставлять по разным признакам. Ищем в доме предметы похожие на определенные фигуры или определенного цвета.
Читаем, считаем и развиваем речь
- Учим цифры, буквы, слоги. Пробуем писать их на листе бумаги или доске;
- Считаем предметы, сопоставляем цифры с количеством;
- Читаем и учим детские стихи;
- Читаем рассказы с ошибками и наводящими вопроса стимулируем ребенка продолжать рассказ;
- Загадываем и отгадываем загадки. Для самых маленьких это может быть просьба найти в комнате какой то предмет, подходящий под описание;
- Рассматриваем книги с картинками, читаем рассказы и стихи, слушаем аудиосказки, смотрим диафильмы.
Изучаем с малышами окружающий мир
- Изучаем семью — кто есть кто, кто кому кем приходится, рассматриваем фотографии, рассказываем о членах семьи, общаемся по телефону или видео-звонком на компьютере;
- Изучаем животных какие животные есть, как называются детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки);
- Смотрим Календарь, изучаем время, обсуждаем погоду и погодные явления, времена года, дни недели, праздники;
- Выращивать растения в саду или на подоконнике дома;
- Ходим гулять и кормить птиц;
- Изучаем свет и тени, можно попробовать устроить дома театр теней;
- Устраиваем кукольный театр, настольный театр по сказкам;
- Вместе моем посуду, пол, подметаем или пылесосим, протираем пыль;
- Изучаем различные предметы и их назначение в доме и на улице;
- Изучаем свойства предметов: съедобное -не съедобное, тяжелое-легкое, большое-маленькое, твердое-мягкое и т.д.;
- Изучаем противоположности: мокрый-сухой, холодный-горячий, длинный-короткий;
- Проводим простые домашние эксперименты: превращаем воду в лед, наблюдаем как лед тает в воде, как соль и сахар растворяются в воде, лед в воде, сахар в воде, что происходит при смешивании различных цветов красок;
- Изучаем карты, разговариваем про другие города, страны, про планеты и космос;
- Проводим вместе различные измерения: высота, длина, вес, объем.
Мы собрали более 50 игр и занятий, которые помогут развивать ребенка в 7 различных направлениях. Если выбирать и организовывать хотя бы по 1 занятию в день из каждого направления на 10-20 минут, то ваш день с ребенком станет значительно разнообразнее и веселее. А еще вы удивитесь, когда начнете открывать что-то новое и для себя 🙂