Памятники вавилонии. Архитектурные сооружения древнего вавилона. Искусство Ассирии, Вавилона и Персии

Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.)

Выдвижение города Вавилона в 19 в. до н.э., объединившего под своей властью шумеро-аккадские государства, было связано с завоеванием Двуречья аморитами. В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого уклада.

Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты. В это время совершенствуется шумерийская письменность, получившая распространение во всей Передней Азии. Большой интерес представляет вавилонская литература, особенно эпическая поэма о герое Гильгамеше. Развиваются научные знания, хотя и подчиненные религии, но накопившие важные практические сведения (в частности, в области астрономии).

Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и III династии Ура.

Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона. Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша. Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание. Сцена такого вручения, или «инвеституры», наглядно выражала идею божественного происхождения царской власти. Возникшие еще в предшествующее время, эти сцены и много позднее, через две тысячи лет, в сасанидском искусстве все еще будут являться сюжетами большинства наскальных рельефов. На стеле Хаммурапи бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг - символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности.

Ко времени Хаммурапи относятся памятники государства Мари, которое находилось на Евфрате, выше Вавилона. Раскопками города Мари открыты остатки храма и дворца. Дворец представлял собой довольно большое здание, включавшее 138 помещений, занимавших площадь в 1,5 га. Принцип планировки его обычен для дворцового зодчества Двуречья: закрытые помещения были сгруппированы вокруг открытых дворов. Крепостной характер дворца определялся опоясывавшей его широкой стеной с контрфорсами и башнеобразными выступами. Интересной особенностью было наличие, как предполагают, дворцовой школы, расположенной между жилой и парадной частью дворца. Обнаруженные во дворце стенные росписи (сцены сбора фиников, культовые и триумфальные сцены) - это единственные дошедшие до нас памятники древневавилонской живописи. Схематичные по композиции, они интересны сравнительным богатством красок.

В Мари найдены и статуэтки, несмотря на непропорциональность и скованность очень выразительно передающие набожную сосредоточенность.

Вскоре после смерти Хаммурапи Вавилон подвергся завоеванию касситами, которые правили там в течение почти шестисот лет (18 - 12 вв. до н.э.). Искусство этого периода мало интересно. Сохранились пограничные межевые камни кудуру с рельефами, обычно повторяющими композицию стелы Хаммурапи. В скульптуре еще длительное время продолжали жить традиции Вавилона. Своеобразной чертой, присущей касситскому времени, было введение в архитектуру в качестве декоративного элемента монументальной глиняной скульптуры (храм Караиндаша в Уруке, вторая половина 15 в. до н.э.).

Вавилон — один из городов Древней Месопотамии. Он располагался в центральной части Месопотамской низменности, а точнее в южной её половине — Нижней Месопотамии или Двуречье. Основан Вавилон был не позднее III тысячелетия до н. э. На сегодняшний день древнейшие находки из Вавилона датируются около 2400 г. до н. э. Своего расцвета город достиг в VI веке до нашей эры — при царе Навуходоносоре II. Тогда ему были подвластны земли Аккада и Шумера, и Вавилон превратился в крупный торговый и культурный центр. Через него протекал Евфрат, по которому в город с севера приходили корабли с медью, мясом, строительными материалами, а на север следовали караваны с пшеницей, ячменем и фруктами. В годы царствования Навуходоносора II притекавшие в Вавилон сокровища из Передней Азии употреблялись на перестройку столицы и возведение вокруг нее могучих укреплений.

В период расцвета Вавилон был крупным, благоустроенным городом с мощной фортификацией, развитой архитектурой и высоким уровнем культуры в целом. Он был окружен тройным кольцом стен и рвом, а также дополнительной внешней стеной, охватывавшей часть предместий. В плане город представлял почти правильный прямоугольник периметром 8150 м и площадью около 4 км², а с учётом территории «Большого Вавилона», охваченного внешней стеной, площадь достигала порядка 10 км². Вавилон имел тщательно продуманный план: его стены были ориентированы по сторонам света (в соответствии с местными представлениями), улицы пересекались под прямым углом, окружая центральный храмовый комплекс, представлявший единый ансамбль. Река Евфрат делила столицу на две части — Западный город и Восточный город. Улицы мостили, в том числе разноцветным кирпичом. Основную массу построек составляли дома в несколько этажей с глухими внешними стенами (окна и двери обычно выходили во внутренние дворы) и плоскими крышами. Обе части Вавилона соединяли два моста — стационарный и понтонный. С внешним миром город сообщался посредством восьми ворот. Они были украшены глазурованным кирпичом и барельефами львов, быков и драконоподобных существ — сиррушей. В Вавилоне имелось множество храмов, посвящённых различным божествам — Иштар, Нанне, Ададу, Нинурте, однако наибольшим почтением пользовался покровитель города и глава пантеона царства — Бэл-Мардук. В его честь, в самом центре столицы был возведён масштабный комплекс Эсагила.

Роскошный царский дворец Навуходоносора II располагался в углу городской стены, между Дорогой Процессий и Евфратом. Он занимал трапециевидный участок площадью приблизительно 4,5 гектара и распадался на две половины, разделенные стеной и коридором. По предположениям ученых, западная часть дворца представляла собой более раннее сооружение. Дворец представлял собой настоящую крепость в городе, так как был окружен мощными стенами общей протяженностью 900 метров. Он состоял из пяти комплексов, каждый из которых включал открытый двор, вокруг которого группировались парадные залы и другие помещения. Дворы соединялись между собой укрепленными воротами, и, таким образом, каждый комплекс являлся своего рода «крепостью в крепости».

Вход на территорию дворца Навуходоносора II открывался с востока. Отсюда начиналась анфилада из нескольких больших дворов, которая служила основой всей дворцовой композиции. Вокруг первого двора, скорее всего, располагались помещения для стражи; вокруг второго — для чиновников и приближенных царя; третий двор объединял парадные помещения дворца. С южной стороны третьего двора размещался вытянутый поперек, самый большой по площади (52 на 17 метров) зал с проемами, обращенными на север. По его размерам, по особо пышному убранству из темно-синих поливных плиток с растительными орнаментами и по большой нише против центрального входа, в которой стоял царский трон.

Личные покои Навуходоносора II, составляющие наиболее древние постройки всего дворцового ансамбля, размещались вокруг четвертого двора, а на пятый двор выходили апартаменты царицы и помещения царского гарема. Величественный дворец царя состоял из 172 комнат общей площадью около 52 000 квадратных метров.

Дворец утопал в зелени. Набережная пред ним и все дворы были засажены деревьями и кустами, стоявшими в больших глиняных вазах и на искусственных насыпях. Набережную перед дворцом выложили обожженными кирпичами, а от самого дворца каменная лестница спускалась прямо к Евфрату. У ее подножия была устроена пристань, возле которой всегда качалась в волнах роскошная царская лодка, готовая в любое время принять царя и царицу.

2 Висячие сады

В северо-восточной части дворца Навуходоносора II были сооружены знаменитые «Висячие сады». «Сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев.

Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.

3 Эсагила

Комплекс Эсагилы, строительство которого было окончательно завершено при Навуходоносоре II, располагался в центре Вавилона. Комплекс включал в себя большой двор (площадью около 40×70 метров), малый двор (площадью около 25×40 метров), и, наконец, центральный храм, посвященный Мардуку, богу-покровителю Вавилона. Храм состоял из передней части и святая святых, где стояли статуи Мардука и его супруги Царпанит.

Кроме того, на территории комплекса располагался небольшой водоём, названный Абзу, который являлся образом отца Мардука, Энки, который был богом всех пресных вод.

4 Этеменанки

Этеменанки, по-шумерски «Дом основания небес и земли», так называемая «Вавилонская башня» — зиккурат в древнем Вавилоне. Один из самых первых зиккуратов был сооружен там еще до эпохи великого царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н. э.). Он был разрушен. На смену ему пришла другая башня, также разрушившаяся со временем. Больше всего сведений о вавилонском зиккурате имеется из эпохи Нововавилонского царства, VII—VI вв. еков до нашей эры. Именно тогда, при царях Набопаласаре и Навуходоносоре II, Этеменанки не только был восстановлен после периода запустения, но и достиг своего наивысшего великолепия. Именно от того зиккурата остались наиболее подробные описания и очертания фундамента, сохранившиеся до сих пор и помогающие судить о размерах Этеменанки.

Зиккурат Этеменанки располагался в глубине священного участка в центре Вавилона — Эсагилы, у юго-западного угла главного двора, причем размещался несколько ассиметрично ко двору. По сути это был многоступенчатый (вероятнее всего, семиярусный) зиккурат-башня высотой 90 м, возведенный на высокой террасе, в основании имевшей форму квадрата со стороной 250 м.

Нижний ярус-основание зиккурата — квадрат со сторонами 91,5 м, достигал в высоту 33 м. Второй ярус имел высоту 18 м, все последующие — по 6 м в высоту. Внутреннее ядро башни (60×60 м) было выложено из кирпича-сырца. Облицовка башни достигала 15 м толщины и состояла из обожженного кирпича на битумном растворе. Возможно, в древние времена поверх облицовочного слоя башня была покрыта битумом.

В отличие от более ранних зиккуратов, ее расчлененные прямоугольными выступами (по 12 с каждой стороны) стены были строго вертикальны, или же имели незначительный наклон. С юго-востока на башню поднималась главная лестница зиккурата длиной 60 м и шириной 9 м. С двух сторон от нее на первый ярус вели две лестницы такой же ширины, примыкавшие к юго-западному фасаду основания зиккурата.

На верху башни располагалось святилище высотой в 15 м, вероятнее всего, сложенное из обожженного кирпича, облицованное синими плитками. Святилище почиталось как место проживания бога Мардука и его супруги. В спальном покое размещалось мебель из золота — ложе, кресла, статуи.

5 Ворота Иштар

От главного входа в зиккурат вела мощеная улица — Дорога Процессий, шириной в 35 метров. Заканчивалась она у Ворот богини Иштар. Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Ворота Иштар представляли собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами. Ворота были посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий были покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. На воротах были изображены сирруши и быки, всего около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра.


В древние времена Вавилон играл важную роль на политической арене. Этот город считался первым мегаполисом. В разные эпохи он переходил от одних завоевателей к другим - то пребывая в упадке, то вновь возрождаясь. Тем не менее, Вавилон остался в истории как полулегендарное место.

Вавилон - первый мегаполис древнего мира



Вавилон называют самым первым «мегаполисом» Древнего мира. Удачное расположение у реки Ефрат и благоприятный климат сделали город столицей Вавилонии. Во времена наибольшего расцвета его население достигало 200 000 человек.

Зиккурат - храм в центре Вавилона



В центре Вавилона располагался зиккурат. Это культовое многоступенчатое сооружение поначалу выполняло функции храма, а затем стало административным центром. Высота его достигала 90 метров. Во время пребывания в Вавилоне в XVI веке европейские путешественники ошибочно принимали масштабные руины зиккурата за легендарную Вавилонскую башню.

Царь Хаммурапи - автор первого свода законов



В годы правления царя Хаммурапи (1793-1950 гг. до н. э.) территория Вавилонии возросла в несколько раз. За 43 года у власти правитель проявил себя как искусный полководец и политик. До нашего времени дошел Кодекс Хаммурапи, который является древнейшим известным сводом законов. В 282 положениях конкретно оговаривались обязательства относительно заработной платы, брака, продажи рабов, арендных ставок, воровства и т. д.

Правление Навуходоносора II - пик расцвета Вавилона



Самым успешным правителем Вавилона называют Навуходоносора II. После нескольких сотен лет упадка, во время пребывания этого царя у власти, страна стала развиваться во всех направлениях. Эпоху правления Навуходоносора также называют «Вавилонским Ренессансом». Царь вел многочисленные войны, завоевывая новые территории, развивал культуру, экономику страны. При его правлении были сооружены знаменитые висячие сады, ставшие одним из семи чудес света.

Висячие сады Семирамиды



Навуходоносор создал висячий парк для своей супруги Амитис. Женщина, выросшая в Мидии (местности с пышной растительностью), страдала в пыльном и шумном Вавилоне. Рукотворный парк напоминал ей о родине. Однако в истории осталось ошибочное название парка - «Висячие сады Семирамиды», хотя эта правительница царствовала на 200 лет раньше.

Александр Македонский провозгласил Вавилон столицей своей азиатской державы



Когда в 331 году до н. э. Александр Македонский подошел со своим войском к Вавилону, город сдался без боя, а полководец был объявлен царем Вавилона. Он сделал город столицей всех завоеванных территорий азиатского похода. Александр Македонский не стал разрушать полис, а, наоборот, велел восстановить языческие храмы. Прославленный полководец умер в Вавилоне во время пира. После его кончины город заняли парфяне. Они основали свои столицы: Селевкию и Ксетифон, а Вавилон постепенно пришел в упадок и превратился в заброшенное место.

До конца XIX века Вавилон считался мифом, пока в 1899 году немецкий археолог Роберт Кольдевей не обнаружил его. Раскопки длились несколько десятков лет. На сегодняшний день Вавилон входит в список

Вавилонское царство достигло вершины своего могущества в VI веке до н.э. при Навуходоносоре II. Он прославился как удачливый завоеватель, который покорил Иудею и взял Иерусалим, изгнал египтян из Малой Азии, успешно сражался с эламитами, населявшими территорию современного Ирана. Благодаря библейским легендам имя Навуходоносора стало синонимом безжалостного завоевателя, но для Вавилонии его правление было временем экономического расцвета и культурного возрождения после долгого трехвекового подчинения Ассирии.

Дворец, который вечно неудовлетворенный Навуходоносор постоянно продолжал расширять, был настоящим чудом с богатейшими украшениями и многоцветными барельефами из глазурованного кирпича. Царь утверждал, что он построил его за пятнадцать суток и эта версия передавалась из поколения в поколение на протяжении столетий как абсолютно достоверная.

Фрагмент дворцовой стены, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

Реконструкция входа в тронный зал дворца

Последний снимок взят мною из ролика, созданного в 2013 году сотрудниками канадского университета для Королевского музея Онтарио. Это своего рода "полет" по трехмерной реконструкции Вавилона, которая, на мой взгляд, дает самое лучшее представление о городе времен Навуходоносора.

0:25-0:35 - Дорога процессий и ворота Иштар

0:47-1:05 - Дворец Навуходоносора

1:13-1:35 - "Висячие сады Семирамиды"

Геродот причислил сады к чудесам света, но по современным меркам это было достаточно скромное сооружение. Навуходоносор взял в жены мидийскую царевну Амитис, выросшую в гористой и зеленой Мидии (ныне это Иран). Чтобы порадовать жену, скучавшую в пыльном и плоском Вавилоне, царь приказал развести на ступенчатых террасах сады, постоянно орошаемые подающейся снизу водой. Они и получили эпитет "висячих", по видимому из-за неточности в переводе с греческого. А в истории имя Амитис оказалось смешанным с именем ассирийской царицы Семирамиды, жившей на 200 лет раньше нее. Так и образовалось название садов, в котором два слова из трех неверны.

1:50-2:05 - "Вавилонская башня"


Самым высоким сооружением Вавилона был зиккурат Э-темен-анки (Дом основания неба и земли), который Библия назвала Вавилонской башней. Он существовал по крайней мера с XVIII века до н.э., неоднократно разрушался завоевателями, но вновь и вновь восстанавливался вавилонянами. Последнюю реконструкцию начал отец Навуходоносора, а его сын добавил гордую надпись: "Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Э-темен-анки так, чтобы поспорить она могла с небом". Башня поднималась гигантскими террасами, поставленными друг на друга; чем выше, тем размер этажа был меньше. Ширина нижнего этажа составляла 90 метров, общая высота зиккурата также была равна 90 метрам. Около его основания располагался главный храм бога Мардука, где стояла его золотая статуя весом более 20 тонн. Сюда стекались тысячи людей для поклонения своему верховному божеству.

2:13-2:35 - Панорама города из святилища Мардука


Самый верхний этаж зиккурата был занят святилищем Мардука. Покрытый золотом и облицованный голубым глазурованным кирпичом, он был виден издалека и как бы приветствовал путников. В отличие от нижнего храма здесь не было статуй, и стояли лишь ложе и позолоченный стол. В это святилище народ не имел доступа, поскольку здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно. Только одна избранная женщина проводила здесь ночь за ночью, готовая разделить ложе с богом.

Объемная реконструкция Вавилона выполненная для Королевского музея Онтарио

Долгие века в Месопотамии строили из кирпичей, высушенных на солнце, которые под воздействием ветра и времени довольно быстро разрушались. Поэтому от строений ранних эпох не осталось почти никаких следов, кроме полу-рассыпавшихся холмов. Навуходоносор стал применять при постройке настоящий кирпич, обожженный в печах. Но от его построек осталось почти так же мало, как от предшествующих, правда уже по другой причине: на протяжении столетий местное население смотрело на их развалины как на своего рода каменоломни и брало там крепкий кирпич для своих нужд. Многие селения и даже города в окрестностях бывшего Вавилона целиком выстроены из кирпичей, на которых стоит клеймо Навуходоносора. Можно сказать, он прочно вошел в историю...

Больше о Вавилоне Навуходоносора и раскопках Кольдевея:

ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

КАФЕДРА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ДИЗАЙНА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

«Искусство Византии»

Выполнила: ст. гр. Ар-36 Б Борисова Ю. А.

Проверила: Чукова О. В.

Макеевка 2015

1.Краткая история города Вавилон

2.Искусство Вавилона

3. Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона

3.1 рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.)

3.2 Статуэтка Ибн-ила из Мари. Алебастр. Около 2500 г. до н. э.

3.3 Искусство Касситов

3.4 Искусство Нововавилонского царства

3.5 Ворота Иштар

3.6 «Вавилонская башня»

3.7 Висячие сады Семирамиды

4. Заключение

1.Краткая история города Вавилон

Вавило́н (др.-греч.Βαβυλών, отаккад.bāb-ilāni «врата богов») - один из городовДревней Месопотамии, располагавшийся в историческойобласти Аккад. Важный политический, экономический и культурный центрДревнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис» , известный символ христианскойэсхатологиии современной культуры. Руины Вавилона расположены у окраины современного городаЭль-Хилла(мухафазаБабиль,Ирак).

Основан не позднее III тысячелетия до н. э.; вшумерскихисточниках известен под именемКадингирра . В раннединастический период- незначительный город, центр небольшой области или нома в рамках системышумерскихгородов-государств. ВXXIV-XXI вв. до н. э.- провинциальный центр в составеАккадского царстваи ДержавыIII династии Ура. ВII-I тыс. до н. э.- столицаВавилонского царства, одной из великих держав древности и важнейший город одноимённой области (Вавилонии). Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона в литературной традиции связывается с эпохой правленияНавуходоносора II (VI век до н. э.).

В 539 году до н. э.занят войскамиКира IIи вошёл в составдержавы Ахеменидов, став одной из её столиц; во второй половинеIV в. до н. э.- столица державыАлександра Македонского, впоследствии - в составегосударства Селевкидов,Парфии,Рима; начиная сIII в. до н. э.постепенно пришёл в упадок.

2. Искусство Вавилона

В первой половине II тысячелетия до н. э. самой значительной культурной областью была южная половина Двуречья , то есть область Шумера и Аккада , объединённых под главенством Вавилона при царе Хаммурапи (1792-1750 годы до н. э.).

Со второй четверти II тысячелетия до н. э. выступают на историческую арену города Сиро-Финикии и Палестины . Расцвет их продолжается до начала I тысячелетия до н. э. Одновременно приобретают большое значение государство хеттов в долине реки Галис в Малой Азии и соседнее с ним государство Митания в верхнем течении Евфрата .

Культура Закавказья , начало которой относится к глубокой древности, также достигает в это время высокой степени развития и тесно связана с культурами так называемых горных народов Передней Азии .

Культура Вавилона сложилась на традициях шумерийской и аккадской культур : в это время широко распространилась шумерийская система письма - клинопись ; многого достигли разные отрасли вавилонской науки - медицина , астрономия , математика , хотя все они ещё были тесно связаны с магией.

От города Вавилона, который был в свое время центром мирового значения, исторические события последующих эпох оставили очень мало. Немного дошло до нас и памятников изобразительного искусства этого времени.