В какую реку впадает цна. Подробное описание реки цны. Закаты на Цне
После изучения темы Вы сможете назвать страны «второго эшелона» модернизации, перечислить и объяснить особенности модернизации в каждой из этих стран.
«Второй эшелон » модернизации составили на рубеже Х1Х–ХХ вв. Германия, Россия, Австро-Венгрия , Италия и Япония. Большинство из этих стран встали на путь модернизации еще задолго до эпохи монополистического капитализма.
Задание для самостоятельной работы
Вспомните особенности монополистического капитализма. Для этого прослушайте 2 фрагмента видеолекции «Политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки в начале ХХ века» . Обсудите с учителем (можно на или в видеокомнате) особенности монополистического капитализма.
Однако укрепление капиталистического уклада в экономике, вытеснение традиционных социальных институтов и формирование классовой структуры были тесно связаны здесь с сугубо политическими процессами. В и Австро-Венгрии – огромных империях с исключительно разнородным составом населения, развертывание модернизации ощутимо зависело от реформаторской стратегии государства.
В последней трети XIX в. государственная элита стран «второго эшелона» впервые совершенно осознанно поставила задачу коренного обновления всей системы общественных отношений. Причиной послужило отставание от ведущих стран мира в экономической и военной мощи. В условиях завершения промышленного переворота и , претендующих на мировое лидерство, отставание в модернизации начинало угрожать национальному суверенитету даже крупнейших империй.
Ответом стран «второго эшелона» на внешний «вызов» стало начало крупномасштабных системных реформ. Форсированная модернизация в странах «второго эшелона» была инициирована «сверху». Это создавало предпосылки для широкого государственного вмешательства в развитие экономики. Государство выступало не только крупнейшим инвестором, но и основным инициатором структурных преобразований. Большую роль в развитии индустриальной базы стран «второго эшелона» играл и зарубежный капитал, в первую очередь французский и английский.
Сетчатое стальное покрытие Овального павильона В.Г.Шухова на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке (1896, Нижний Новгород) | Первый русский серийный автомобиль Фрезе и Яковлева, представленный на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке (1896, Нижний Новгород) | Санкт-Петербургский металлический завод, конец 19 века |
|||
Ускоренный экономический рывок позволил странам «второго эшелона» уже к началу XX в, принять участие в борьбе за перераспределение сфер колониального влияния , выдержать гонку вооружений, развернувшуюся в преддверии Первой мировой войны. Особенно заметными были успехи Германии. К 1913 г. она вышла на второе место по уровню промышленного производства (16%). Среднегодовые темпы роста за период 1870–1913 гг. составили 2,9% (США – 4,3%; Великобритании – 2,2%). Уникальный рывок в экономическом и социальном развитии совершили на рубеже Х1Х–ХХ вв. Россия и Япония.
Москва, Хитровка. Рабочие ждут нанимателей. 1909 г. |
Специфические формы в странах «второго эшелона» приняла модернизация сельскохозяйственной сферы. Ее основой стало не столько качественное обновление технической базы, сколько социально-экономическая дифференциация сельского населения, выделение зажиточной крестьянской верхушки, способной вести рентабельное хозяйство, и обезземеливание остальной части крестьянства. При отсутствии притока инвестиционных средств, сохранении натурального хозяйства , основным становился труд батраков, наемных сезонных рабочих. Это способствовало консервации сложившейся модели сельскохозяйственного производства, а также сокращало приток рабочей силы в городскую промышленность. |
Еще одной особенностью сельскохозяйственной производственной структуры стало сохранение латифундий, а также остатков сословных привилегий крупных земельных собственников. В России, Италии, Австро-Венгрии аграрные регионы превратились в своеобразную «внутреннюю периферию», все более отстающую по темпам развития.
Распад империй Гогенцоллернов, Габсбургов и Романовых, радикальная , волна революций подорвали исторически сложившуюся систему экономических связей. Приход к власти в России в 1917 г. партии большевиков положил начало строительству принципиально новой общественной системы и на длительное время изолировал страну от участия в развитии мирового рынка.
Объявленная виновницей войны Германия была поставлена условиями Версальского договора на грань экономического краха.
В еще более бедственном положении оказалась Австрия, превращенная решениями Парижской конференции в , лишенное всех связей с другими частями прежней империи Габсбургов . Немногим лучше было положение Италии, формально вошедшей в число победителей. Ее потери в годы войны составили примерно 1/3 национального богатства.
Итак, в результате растянувшегося на несколько десятилетий процесса ускоренной модернизации в странах «второго эшелона» произошла глубокая структурная перестройка всей экономической системы и массовая маргинализация общества . Маргиналы требовала стабильности, порядка, спокойствия. Постепенно на основе изломанной социальной психологии формировалось агрессивное протестное движение масс. Появились экстремистские партии, выдвигавшие лозунги создания «нового», «революционного» порядка. Эскалация политического насилия привела к созданию тоталитарных режимов в России, Италии, чуть позже - в Германии, Австрии, Японии, Испании, Португалии.
Для любознательных
Поработайте с ЭОР « ».
Россия никогда не принадлежала к первому «эшелону»: он пронесся мимо России, когда она залечивала раны Смутного времени. Именно стремление догнать этот передовой эшелон служило главной целью всех российских радикальных реформаторов - от Петра I (ориентация на опыт Голландии и Швеции) до Б.Н. Ельцина (ориентация на модель США). Временами огни первого «эшелона» явственно приближались, порождая надежды, что стоит сделать еще одно усилие, и Россия войдет в число высокоразвитых держав как равная среди равных. Увы, за очередным поворотом экономического развития обнаруживалось, что разрыв между Россией и передовыми странами если и сократился, то не слишком значительно.
Второй эшелон развития капитализма начал формироваться в XVIII - середине XIX в. в странах Восточной Европы, в России, Турции, Японии. «Типичная ситуация в отсталой стране до начала развертывания масштабных процессов индустриализации, - писал А. Гершенкрон, - может быть описана как напряжение между фактическим состоянием экономической деятельности в стране и существующими помехами для промышленного развития, с одной стороны, и многообещающей перспективой такого развития - с другой» [Гершенкрон 2004, с. 423]. Импульс рыночной модернизации для этих странах был задан не столько внутренними, сколько внешними обстоятельствами. Капитализм в этих странах не столько вырастал «снизу», сколько насаждался «сверху» - путем выгодных, гарантированных заказов, крупных субсидий и дотаций частному капиталу, путем создания монопольных условий производства и реализации отдельных видов продукции, путем прямого развития государственного предпринимательства и т.д.
Россия осознала свою отсталость от Западной Европы уже во время Смуты начала XVII в., когда второй раз (после монголо-татарского нашествия XIII в.) российская цивилизация оказалась под угрозой слома. Главным уроком Смуты стала необходимость «учиться у Запада». Правление первых Романовых было периодом медленной, но неуклонной ве- стернизации/европеизации, которая проявлялась в самых разных сферах - от создания дворцового театра до организации полков «иноземного строя». Если до правления Петра I европеизация развивалась в эволюционном режиме, то затем правители Российской империи сознательно стараются «учиться у Европы», чтобы максимально быстро поставить страну вровень с Западом. Это - догоняющее развитие, понимаемое как копирующая модернизация: отстающая страна целенаправленно копирует те институты более передовых стран, которые кажутся ей наиболее важными, чтобы сравняться с ушедшими вперед.
Конечно, на первых порах это подражание касалось в основном наиболее поверхностных институтов (армия, прикладное образование, производство военной техники). Поэтому в XVII в. одновременно происходило усиление как некоторых прозападных, так и некоторых провосточных институтов: например, установление крепостного права в 1649 г., чтобы крестьяне не могли уйти от своего помещика/вотчинника, и начало создания в 1650-е гг. регулярной армии, для которой уже не нужны военно-служебные пожалования. Это противоречивое движение одновременно вперед и назад продолжалось и в дальнейшем. Особенности российского «крепостнического капитализма» лаконично выразил К. Маркс, писавший во втором наброске ответа на письмо В.И. Засулич, что в России возник «известный род капитализма, вскормленный за счет крестьян при посредстве государства...» [Маркс, Энгельс т. 19, с. 415].
Движимое главным образом военными интересами государство в России становится главным агентом модернизации экономики - органом, отвечающим за социально-экономический прогресс в стране. «Поскольку экономическое развитие таким образом вызывалось острой военной необходимостью, - писал А. Гершенкрон, - оно двигалось резкими толчками: убыстрялось, когда военная необходимость усиливалась, и замедлялось, когда необходимость ослабевала» [Гершенкрон 2004, с. 434]. Усиление крепостничества стало оборотной стороной вестернизации.
В отличие от стран первого «эшелона», где изменения происходили плавно, в течение долгого времени, Россия демонстрирует резкую сжатость изменений в разных сферах жизни (табл. 2.2). Некоторые институциональные изменения, типичные для западноевропейских стран, Россию вообще обошли стороной (например, активизация внешней торговли, Реформация); другие пришли в нее с существенным запозданием (банки, парламентаризм, отмена крепостного права). В то же время в некоторых сферах Россия даже обгоняла передовые страны Западной Европы: например, если во Франции внутренние таможенные пошлины, мешавшие формированию внутреннего рынка, отменили лишь в 1792 г., то в России - в 1754 г.
Таблица 2.2
Асинхронность институциональных изменений в России и в Западной Европе
Институты, необходимые для капиталистической модернизации |
Время институциональных изменений |
|
В Западной Европе |
В России |
|
Ликвидация крепостного права |
||
Реформирование церкви |
Вместо Реформации - Раскол |
|
Активизация торговли |
Внешняя торговля - с XVI в., внутренняя - с XVIII в. |
С XVIII в. (внешняя торговля контролируется в основном иностранцами) |
Распространение векселей, бумажных денег |
Со второй половины XVIII в. |
|
Банки, страховые организации |
(Банк Англии - с 1694 г., «Ллойд» - с 1710-х гг.) |
С начала XIX вв. (Государственный коммерческий банк - с 1817 г., «Первое Российское от огня страховое общество» - с 1827 г.) |
Парламентская власть |
XVII - первая половина XIX в. |
Элементы парламентаризма - только после 1905 г. |
Формирование правового государства |
XVIII - начало XIX в. (кодекс Наполеона - 1804 г.) |
Фактически не завершилось и к началу XX в. (первый свод законов - 1830 г.) |
Российский опыт догоняющего развития уникален тем, что ни одна другая отстающая страна мира не имела в своем распоряжении так много времени - целых два века. Для сравнения вспомним, что латиноамериканские государства получили возможность «догонять» только после получения независимости в 1820-х гг., Япония включилась в догоняющее развитие после революции Мэйдзи (1868), Турция - примерно в это же время. История поставила в России своего рода эксперимент: есть страна с культурными корнями, во многом близкими к европейским, с большими (но не изобильными, провоцирующими рентоискательство!) ресурсами и с тянущейся к Европе элитой; пусть она за 200 лет попробует «стать Европой». Результат получился крайне противоречивый: на протяжении 1612-1917 гг. доминировала тенденция к сближению социально-экономических институтов России и Западной Европы, но затем, едва ли не одномоментно, они снова резко разошлись.
При обсуждении причин гибели советской социально-экономической модели постоянно в различных формах обсуждается вопрос «жокей или лошадь?». Речь идет о том, объясняется ли гибель СССР главным образом неправильной политикой неумелых или даже преступных руководителей (концепция «плохого жокея») или же тем, что сама советская командная экономика имела неустранимые и гибельные недостатки (концепция «плохой лошади»). Та же самая дилемма постоянно встает и перед исследователями императорской России. Одни сокрушаются по «России, которую мы потеряли» из-за чисто политических и, в общем-то, случайных неурядиц. Другие считают царскую Россию обреченной на гибель и подчеркивают мужество революционеров, которые смогли все же спасти страну. Для ответа на вопрос, какая из позиций ближе к истине, необходимо дать общую оценку, с одной стороны, ситуации на «старте» императорской модернизации и, с другой стороны, противоречивым результатам догоняющего развития, достигнутым царской Россией к 1910-м гг.
Разделы: История и обществознание
Цели образования:
1). Повторить и обобщить знания по темам:
Россия - страна второго эшелона модернизации: характер и задачи развития;
Политическое развитие Российской империи:
а) 1-я российская революция: задачи, характер, итоги;
б) политическая система думской монархии (1906 - 1917 г.г.);
в) политические партии России: основные направления, лидеры, программы.
Столыпинская аграрная реформа: причины, цели, основные направления, итоги;
Внешняя политика России (1894 - 1916 г.г.):
а) русско-японская война: задачи России, характер, итоги, причины поражения России;
б) I мировая война: задачи России, характер, участники, основные операции.
2). Продолжить формирование понятийного аппарата.
Цели развития:
- Формирование следующих умений: ставить учебную задачу; работать с понятиями; сравнивать; заполнять схему; обобщать; выделять главное; заполнять таблицу.
Цели воспитания:
- Формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости мирового исторического процесса.
Методы проведения занятия:
- Частично-поисковый и проблемный методы, фронтальная и индивидуальная формы организации познавательной деятельности.
Материальное обеспечение:
- Рабочий лист к занятию, плакат “Российская империя (1894 - 1917г.г., музыкальные произведения – песни “Варяг”, “Варшавянка”, “В лесу родилась ёлочка”, репродукции картин В.В.Верещагина “Апофеоз войны”, “Конец Бородинского сражения”, “Забытый”.
Литература:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. “История России XX - начало XXI веков” - п.1-10.
- Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. “Омский историко-краеведческий словарь”. - М.,1994.
- Россия на рубеже веков: исторические портреты. - М.,1991.
Ход урока
Россия в 1895 -1916 годах
1. Россия – страна второго эшелона модернизации (задание 1 - 2 рабочего листа, работа с понятием, сравнивать).
2. Политическое развитие России:
а) первая российская революция (задание 3А рабочего листа, ответить на вопросы);
б) Россия – думская монархия (задание 3Б рабочего листа, схема);
в) политические партии (задание 3В рабочего листа, обобщить, таблица);
г) государственные деятели России (задание 4 рабочего листа, выделить главное).
3. Столыпинская аграрная реформа: причины, цели, основные направления, итоги (задание 5 рабочего листа, текст с ошибками).
4. Внешняя политика России: основные направления, события, итоги (задание 6 рабочего листа, таблица).
Организационный момент. Целеполагание.
Наше занятие очень важное. На уроке вы должны создать свой образ Российской империи с опорой на исторические факты, так как для России характерно маятниковое мышление; в советскую эпоху история николаевской России трактовалась крайне отрицательно, в современную эпоху все наоборот – крайне положительно. Нельзя так лихо переписывать историю, нужно извлекать уроки.
1. Россия – страна второго эшелона модернизации.
Прежде всего, нам необходимо убедиться в том, что мы с вами говорим на одном языке. Великий французский философ Рене Декарт любил повторять: “Разберитесь в терминах, и половина человеческих споров будет решена”. Выполним задание 1-го рабочего листа.
Задание 1 рабочего листа.
Дайте определение понятиям:
На рубеже веков Россия, как и другие ведущие страны мира, переживает эпоху модернизации. Определим характер развития России, какие задачи стояли перед страной в начале XX века. В этих целях сравним развитие стран первого и второго эшелонов модернизации, выполним задание 2-го рабочего листа.
Задание 2 рабочего листа.
Сравните развитие стран первого и второго эшелона модернизации:
Линии сравнения | Первый эшелон | Второй эшелон |
1. Страны | Англия, Франция, США | Россия, Германия, Япония |
2. Роль государства в экономике | Политика невмешательства | Политика государственного вмешательства |
3. Взаимоотношение государства и общества | Государство – институт, обслуживающий потребности общества | Государство стоит над обществом |
4. Характер развития | Постепенный, путь реформ | Догоняющий, путь революций |
5. Цель развития | Построить индустриальное общество |
Вывод:
Страны первого и второго эшелонов модернизации строят индустриальное общество, но в странах второго эшелона огромную роль в развитии играет государство и характер развития - догоняющий.
Какие задачи развития стояли перед Россией в начале XX века?
1. Построить индустриальное общество.
2. Догнать в своем развитии страны первого эшелона модернизации.
2. Политическое развитие России.
Россия – страна второго эшелона модернизации, поэтому ее путь развития – это путь революции. Охарактеризуем первую российскую революцию, выполним задание 3А рабочего листа.
Задание 3 А) Выполните задание:
1. Назовите задачи, характер, итоги 1-й российской революции.
2. Почему 2-я буржуазно-демократическая революция была возможна?
1. Задачи: ликвидировать феодально-крепостнические пережитки, решить аграрный и национальный вопросы.
Характер: буржуазно-демократический, буржуазная по задачам, демократическая по составу участников.
Итоги:
1). Рабочие – сокращение продолжительности рабочего дня, повышение зарплаты, введение системы коллективных договоров;
2). Крестьяне – отмена выкупных платежей, снижение арендной платы за землю; 3). Население – право избирать и быть избранным в ГД, право создавать массовые организации, получило ограниченные демократические права.
2. Задачи 1-й революции не были решены.
В результате Манифеста 17 октября 1905 года Россия перестала быть самодержавной монархией, но не стала конституционной. Попытаемся разобраться - почему? Выполним задание 3Б.
Задание 3 Б) Заполните схему “Управление в России (1906 - 1917гг)”:
1. Почему Россию нельзя назвать парламентской монархией?
2. *Сколько Дум работало в Российской империи? Какой император распустил?
3.*Почему издание нового избирательного закона от 3 июня 1907 года – акт государственного переворота? Почему закон назвали “бесстыжим”?
1. В конституционной монархии правительство несет ответственность перед парламентом, парламент обладал правом законодательной инициативы.
2. *Четыре: первую и вторую.
3. *Император не мог без согласия Думы внести изменения в закон; закон перераспределил голоса в пользу помещиков и крупной буржуазии (1=4=65=260=543).
В думской монархии впервые в истории России создаются политические партии. Их было очень много, но все они представляли 3 направления. Охарактеризуем политические партии, выполним задание 3В.
Задание 3 В) Что объединяет ряд?
1). “Союз русского народа”, “Союз Михаила Архангела” (монархические партии ).
3). РСДРП, эсеры, анархисты (социалистические партии ).
Приведите в соответствие таблицу “Программа политических партий”.
Название | Национальный вопрос | Аграрный вопрос |
1. “Союз русского народа” | А) Неделимость России, автономия Финляндии | 1. Неприкосновенность земельной собственности |
2. “Союз 17 Октября” | Б) Право наций на самоопределение, федеративное устройство государства | 2. Конфискация частновладельческой земли, национализация земли |
3. Кадеты | В) Право безусловного самоопределения всех наций | 3.Проведение переселенческой политики |
4. РСДРП (большевики) | Г) Единая и неделимая Россия, Россия для русских | 4.Социализация земли, раздел земли по трудовой и потребительской норме |
5. РСДРП (меньшевики) | 5. Муниципализация земли – передача земли в собственность местных органов власти при сохранении крестьянской собственности на землю | |
6. Эсеры | Д) Право наций на культурное самоопределение | 6. Частичное отчуждение частновладельческих земель по “справедливой цене” |
Ответ: …….. 1Г1; 2А3; 3Д6; 4В2; 5В5; 6Б4.
Государственные деятели России.
Знаменитые люди делятся на две категории: одних человечество не хочет забыть, других не может. Выполните задание 4-го рабочего листа и назовите государственных деятелей Российской империи, оставивших заметный след в российской истории.
Задание 4 рабочего листа. Исторический портрет.
1) О каком российском императоре писал поэт К.Д. Бальмонт:
Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,
Наш царь – кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму темно?(Николай II).
2) Обер-прокурор Святейшего Синода, преподавал гражданское право Александру III и Николаю II, на последнего имел большое влияние. В обществе ходила по рукам сатирическая “Телеграмма Николая II к Вильгельму II”: “Секретно сообщаю Вам, где нужно думать, там я пан. И все решают пополам, …………… и maman” (К.П. Победоносцев).
3) Он был в родстве с поэтом М.Ю Лермонтовым и канцлером А.М. Горчаковым; с его именем связана крупнейшая реформа в годы правления Николая II. Своим оппонентам он однажды твердо ответил: “Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия” (П.А.Столыпин).
4) Министр внутренних дел России (1902 - 1904г.г.), за свою жизнь сумел переменить три религии – лютеранин, католик, православный. Ему принадлежат слова: “Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война” (В.К.Плеве).
5) Министр внутренних дел в 1-м российском кабинете С.Ю. Витте. Он предсказал первую мировую войну и ее пагубные для России последствия, за что получил прозвище “российского Нострадамуса” (П.Н.Дурново).
6) Министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, Первый премьер-министр Российской империи, граф “Полусахалинский”, автор денежной реформы – золотого империала (С.Ю.Витте).
7) Стоял у истоков партии “Союз 17 Октября”, председатель 3-й Государственной Думы. Был отчаянным дуэлянтом, за вызов на дуэль инженера Китайской ж/д был уволен со службы С.Ю. Витте, за что последний получил от него пощечину (А.И.Гучков).
8) Был одним из лидеров партии социалистов-революционеров, министром земледелия во Временном правительстве второго состава. Недолгое время издавал журнал совместно с М. Горьким (В.М.Чернов ).
9) Историк, лидер кадетской партии, умный и проницательный политик, в то же время по укрепившемуся за ним прозвищу – “бог бестактности”. Подлинный эрудит, обладал поразительной памятью, владел чуть ли не 20 языками (П.Н.Милюков).
Вывод: Какие важнейшие изменения произошли в политическом развитии Российской империи?
3. Столыпинская аграрная реформа.
В результате государственного переворота 3 июня в России сформировалось бонапартистское государство, во внутренней политике которого самое важное место отводится аграрной реформе. Охарактеризуем Столыпинскую аграрную реформу, выполним задание 5-го рабочего листа.
Задание 5 рабочего листа. Найдите ошибки в тексте “Столыпинская аграрная реформа” (8 ошибок).
Причины:
1) Аграрный кризис – аграрное перенаселение составило 3 млн. человек (23 млн. человек).
2) Широкий размах крестьянского движения в годы 1-й буржуазной революции (буржуазно-демократической).
Цели и итоги аграрной реформы:
Цели |
И т о г и |
|
Положительные | Отрицательные | |
Социально-политические:
1. создать социальную опору самодержавия – крепких крестьян общинников(собственников ) |
10,3% всех крестьянских хозяйств - фермерские | |
Социально-экономические: | Из общины выделилось 50 % (25%) крестьянских хозяйств, с/х верхушка давала 50 % рыночного хлеба | |
3. решить проблему малоземелья крестьян | На крестьянский двор приходилось 2 - 4 десятины, при норме 6 (8 или 10,5) десятин | |
Экономические:
4. обеспечить подъем с/х и индустриализацию страны |
Хлебный экспорт увеличился на 1/2 (1/3
) Урожайность пшеницы повысилась: она составила 157 пудов с десятины (55, 157 – в Германии). |
Основные направления:
1. Сокращение (разрушение ) общины и насаждение частной собственности на землю (хутора и отруба).
2. Переселение крестьян в Прибалтику (в Сибирь ).
3. Создание крестьянского банка для поддержки зажиточного крестьянства.
Вывод: Какая цель Столыпинской аграрной реформы была достигнута?
В.О.: Была достигнута экономическая цель за счет увеличения площади обрабатываемых земель, а не роста урожайности.
4. Внешняя политика России .
П.А. Столыпин говорил: “ Дайте мне 20 лет и я преобразую Россию”. История не дала времени ни лично ему (он убит в 1911 году), ни России (в 1914 году вступает в войну).
Охарактеризуем внешнюю политику Российской империи, выполним задание 6-го рабочего листа.
Задание 6 рабочего листа. Заполните таблицу “Внешняя политика Российской империи”:
Вопросы | Дальневосточное направление | Европейское направление |
1. Цели России | 1. Усилить позиции на Дальнем Востоке 2. Выйти к незамерзающим морям Тихого океана |
1. установить контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы |
2. События | 1904 - 1905 – русско-японская война | 1914-1918 – первая мировая война |
3. Характер войны | Империалистический: | Война за передел мира |
4. Участники | Россия и Япония | Антанта и Тройственный союз (четвертной союз) |
5. Ход (крупнейшие операции) | Крупнейшее сухопутное сражение -
Мукденское Крупнейшее морское сражение - Цусимское |
Восточно-Прусская операция Варшавско-Ивангородская операция Горлицкий прорыв, Брусиловский прорыв |
6. Итоги | Портсмутский мир: 1. Япония получила Южный Сахалин и аренду Порт-Артура, 2. Корея – сфера интересов Японии |
Брестский мир: 1. Уступили территорию в 1 млн. км?; 2. признали независимость Финляндии и Украины; 3. Демобилизовали армию |
7. Причины поражения России | 1. Японии помогли США, Англия; 2. военно-техническое превосходство Японии; 3. ошибки русского командования; 4. невозможность быстрой переброски войск и рассредоточенность русской армии |
Вывод : Смогла ли реализовать свои цели Россия? Что приблизила русско-японская война и первая мировая война?
1. Не реализованы.
2. Войны ускорили складывание революционной ситуации и приблизили начало революций.
Закрепление материала.
Задание 7 рабочего листа. Выполните тест.
Раиса Адамовна _______________ в 1903 году написала стихотворение, которое стало детским новогодним гимном. Музыку в 1905 году написал Леонид Карлович Бекман, агроном по специальности и большой любитель музыки. Песенка имела большой успех и получила одобрение С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова. У нас Рождение Христа связано с елью, но христианство зародилось в теплых странах. Какое дерево на самом деле – символ Христа? (пальма).
1. На рубеже веков Россия стремилась:
Л – построить постиндустриальное общество;
К – догнать в своем развитии страны 1-го эшелона.
2 . (Первая российская революция должна) Главный вопрос 1-й российской революции:
У – аграрный;
Е – вопрос о власти.
3. Что объединяет современную Россию и Российскую империю Николая II:
Д – Государственная Дума – нижняя палата парламента;
С – всеобщее избирательное право;
А – многопартийность.
4. Реализация программ партий какого направления фактически привела бы к быстрому развитию капитализма:
Ш – социалистических;
Б – либеральных.
5. В ходе Столыпинской аграрной реформы:
И – было ликвидировано помещичье землевладение;
Е – увеличивается сбор зерна за счет распашки новых земель.
6. В начале XX века Россия стремится к переделу мира на:
В – Дальнем Востоке и на Балканах;
Д – Дальнем Востоке и Северной Африке.
7. Русско-японская война и Первая мировая война буржуазно-демократическую революцию:
А – приблизили;
О - удержали.
Самоподготовка: подготовиться к контрольной работе
Читайте также:
|
Россия принадлежала к странам "второго эшелона" модернизации. Наряду с Россией к ним относятся Балканские государства, Япония, Турция и др. Отдельно стоят Италия и Германия, которые вступили на путь модернизации как страны "второго эшелона", но быстро "догнали" передовые страны.
Для развития капитализма в России как в стране "второго эшелона" было характерно следующее.
Во-первых, капитализм развивался в сжатые сроки (так, в Англии, Франции – примерно 100 лет, а в России с 1861 по 1900 годы).
Во-вторых, большая роль принадлежала государству. Власть была заинтересована в ускоренной модернизации, т.к. промедление грозило отставанием от стран "первого эшелона".
В-третьих, немаловажное значение имел иностранный капитал. Формы его проникновения: предпринимательская и ссудная.
В-четвёртых для России характерна иная последовательность в развитии капитализма. В странах "первого эшелона" сначала происходит аграрный переворот, который приводит к ликвидации феодальной собственности на землю, затем – промышленный переворот, за которым следует железнодорожное строительство и становление банковской системы. В России железнодорожное строительство начинается до завершения промышленного переворота, складывание банковской системы происходит после завершения промышленного переворота, аграрный переворот до 1917 года полностью так и не был завершён.
Стоит отметить, что развитие железнодорожного транспорта – условие и показатель развития капиталистических отношений, мощный стимул к развитию капитализма (сам по себе железнодорожный транспорт – ёмкий рынок сбыта для всех областей промышленности, соединение производства и рынков сбыта).
В 60 – 70-е годы XIX века основные направления строящихся железных дорог в России определялись нуждами сельскохозяйственного рынка (из черноземного центра – к столицам, к портам), в 70 – 90-е годы – нуждами промышленности (Донбасс, железная дорога на Урале). В 1890-х годах начинается строительство Транссиба (КВЖД). К началу XX века Россия занимала второе место по количеству железных дорог (первое место – США); были в основном одноколейные железные дороги с разъездами на остановках (низкая пропускная способность).
Кроме того, на Западе сперва начинается подъём лёгкой промышленности, затем – тяжёлой. В странах "второго эшелона" транспорт и тяжёлая промышленность далеко обгоняют лёгкую промышленность.