В какую реку впадает цна. Подробное описание реки цны. Закаты на Цне

После изучения темы Вы сможете назвать страны «второго эшелона» модернизации, перечислить и объяснить особенности модернизации в каждой из этих стран.

«Второй эшелон » модернизации составили на рубеже Х1Х–ХХ вв. Германия, Россия, Австро-Венгрия , Италия и Япония. Большинство из этих стран встали на путь модернизации еще задолго до эпохи монополистического капитализма.

Задание для самостоятельной работы

Вспомните особенности монополистического капитализма. Для этого прослушайте 2 фрагмента видеолекции «Политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки в начале ХХ века» . Обсудите с учителем (можно на или в видеокомнате) особенности монополистического капитализма.

Однако укрепление капиталистического уклада в экономике, вытеснение традиционных социальных институтов и формирование классовой структуры были тесно связаны здесь с сугубо политическими процессами. В и Австро-Венгрии – огромных империях с исключительно разнородным составом населения, развертывание модернизации ощутимо зависело от реформаторской стратегии государства.

В последней трети XIX в. государственная элита стран «второго эшелона» впервые совершенно осознанно поставила задачу коренного обновления всей системы общественных отношений. Причиной послужило отставание от ведущих стран мира в экономической и военной мощи. В условиях завершения промышленного переворота и , претендующих на мировое лидерство, отставание в модернизации начинало угрожать национальному суверенитету даже крупнейших империй.

Ответом стран «второго эшелона» на внешний «вызов» стало начало крупномасштабных системных реформ. Форсированная модернизация в странах «второго эшелона» была инициирована «сверху». Это создавало предпосылки для широкого государственного вмешательства в развитие экономики. Государство выступало не только крупнейшим инвестором, но и основным инициатором структурных преобразований. Большую роль в развитии индустриальной базы стран «второго эшелона» играл и зарубежный капитал, в первую очередь французский и английский.


Сетчатое стальное покрытие Овального павильона В.Г.Шухова на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке (1896, Нижний Новгород) Первый русский серийный автомобиль Фрезе и Яковлева, представленный на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке (1896, Нижний Новгород) Санкт-Петербургский
металлический завод,
конец 19 века


Ускоренный экономический рывок позволил странам «второго эшелона» уже к началу XX в, принять участие в борьбе за перераспределение сфер колониального влияния , выдержать гонку вооружений, развернувшуюся в преддверии Первой мировой войны. Особенно заметными были успехи Германии. К 1913 г. она вышла на второе место по уровню промышленного производства (16%). Среднегодовые темпы роста за период 1870–1913 гг. составили 2,9% (США – 4,3%; Великобритании – 2,2%). Уникальный рывок в экономическом и социальном развитии совершили на рубеже Х1Х–ХХ вв. Россия и Япония.

Москва, Хитровка. Рабочие ждут нанимателей. 1909 г.

Специфические формы в странах «второго эшелона» приняла модернизация сельскохозяйственной сферы. Ее основой стало не столько качественное обновление технической базы, сколько социально-экономическая дифференциация сельского населения, выделение зажиточной крестьянской верхушки, способной вести рентабельное хозяйство, и обезземеливание остальной части крестьянства. При отсутствии притока инвестиционных средств, сохранении натурального хозяйства , основным становился труд батраков, наемных сезонных рабочих. Это способствовало консервации сложившейся модели сельскохозяйственного производства, а также сокращало приток рабочей силы в городскую промышленность.

Еще одной особенностью сельскохозяйственной производственной структуры стало сохранение латифундий, а также остатков сословных привилегий крупных земельных собственников. В России, Италии, Австро-Венгрии аграрные регионы превратились в своеобразную «внутреннюю периферию», все более отстающую по темпам развития.

Распад империй Гогенцоллернов, Габсбургов и Романовых, радикальная , волна революций подорвали исторически сложившуюся систему экономических связей. Приход к власти в России в 1917 г. партии большевиков положил начало строительству принципиально новой общественной системы и на длительное время изолировал страну от участия в развитии мирового рынка.

Объявленная виновницей войны Германия была поставлена условиями Версальского договора на грань экономического краха.

В еще более бедственном положении оказалась Австрия, превращенная решениями Парижской конференции в , лишенное всех связей с другими частями прежней империи Габсбургов . Немногим лучше было положение Италии, формально вошедшей в число победителей. Ее потери в годы войны составили примерно 1/3 национального богатства.

Итак, в результате растянувшегося на несколько десятилетий процесса ускоренной модернизации в странах «второго эшелона» произошла глубокая структурная перестройка всей экономической системы и массовая маргинализация общества . Маргиналы требовала стабильности, порядка, спокойствия. Постепенно на основе изломанной социальной психологии формировалось агрессивное протестное движение масс. Появились экстремистские партии, выдвигавшие лозунги создания «нового», «революционного» порядка. Эскалация политического насилия привела к созданию тоталитарных режимов в России, Италии, чуть позже - в Германии, Австрии, Японии, Испании, Португалии.

Для любознательных

Поработайте с ЭОР « ».

Россия никогда не принадлежала к первому «эшелону»: он пронесся мимо России, когда она залечивала раны Смутного времени. Именно стремление догнать этот передовой эшелон служило главной целью всех российских радикальных реформаторов - от Петра I (ориентация на опыт Голландии и Швеции) до Б.Н. Ельцина (ориентация на модель США). Временами огни первого «эшелона» явственно приближались, порождая надежды, что стоит сделать еще одно усилие, и Россия войдет в число высокоразвитых держав как равная среди равных. Увы, за очередным поворотом экономического развития обнаруживалось, что разрыв между Россией и передовыми странами если и сократился, то не слишком значительно.

Второй эшелон развития капитализма начал формироваться в XVIII - середине XIX в. в странах Восточной Европы, в России, Турции, Японии. «Типичная ситуация в отсталой стране до начала развертывания масштабных процессов индустриализации, - писал А. Гершенкрон, - может быть описана как напряжение между фактическим состоянием экономической деятельности в стране и существующими помехами для промышленного развития, с одной стороны, и многообещающей перспективой такого развития - с другой» [Гершенкрон 2004, с. 423]. Импульс рыночной модернизации для этих странах был задан не столько внутренними, сколько внешними обстоятельствами. Капитализм в этих странах не столько вырастал «снизу», сколько насаждался «сверху» - путем выгодных, гарантированных заказов, крупных субсидий и дотаций частному капиталу, путем создания монопольных условий производства и реализации отдельных видов продукции, путем прямого развития государственного предпринимательства и т.д.

Россия осознала свою отсталость от Западной Европы уже во время Смуты начала XVII в., когда второй раз (после монголо-татарского нашествия XIII в.) российская цивилизация оказалась под угрозой слома. Главным уроком Смуты стала необходимость «учиться у Запада». Правление первых Романовых было периодом медленной, но неуклонной ве- стернизации/европеизации, которая проявлялась в самых разных сферах - от создания дворцового театра до организации полков «иноземного строя». Если до правления Петра I европеизация развивалась в эволюционном режиме, то затем правители Российской империи сознательно стараются «учиться у Европы», чтобы максимально быстро поставить страну вровень с Западом. Это - догоняющее развитие, понимаемое как копирующая модернизация: отстающая страна целенаправленно копирует те институты более передовых стран, которые кажутся ей наиболее важными, чтобы сравняться с ушедшими вперед.

Конечно, на первых порах это подражание касалось в основном наиболее поверхностных институтов (армия, прикладное образование, производство военной техники). Поэтому в XVII в. одновременно происходило усиление как некоторых прозападных, так и некоторых провосточных институтов: например, установление крепостного права в 1649 г., чтобы крестьяне не могли уйти от своего помещика/вотчинника, и начало создания в 1650-е гг. регулярной армии, для которой уже не нужны военно-служебные пожалования. Это противоречивое движение одновременно вперед и назад продолжалось и в дальнейшем. Особенности российского «крепостнического капитализма» лаконично выразил К. Маркс, писавший во втором наброске ответа на письмо В.И. Засулич, что в России возник «известный род капитализма, вскормленный за счет крестьян при посредстве государства...» [Маркс, Энгельс т. 19, с. 415].

Движимое главным образом военными интересами государство в России становится главным агентом модернизации экономики - органом, отвечающим за социально-экономический прогресс в стране. «Поскольку экономическое развитие таким образом вызывалось острой военной необходимостью, - писал А. Гершенкрон, - оно двигалось резкими толчками: убыстрялось, когда военная необходимость усиливалась, и замедлялось, когда необходимость ослабевала» [Гершенкрон 2004, с. 434]. Усиление крепостничества стало оборотной стороной вестернизации.

В отличие от стран первого «эшелона», где изменения происходили плавно, в течение долгого времени, Россия демонстрирует резкую сжатость изменений в разных сферах жизни (табл. 2.2). Некоторые институциональные изменения, типичные для западноевропейских стран, Россию вообще обошли стороной (например, активизация внешней торговли, Реформация); другие пришли в нее с существенным запозданием (банки, парламентаризм, отмена крепостного права). В то же время в некоторых сферах Россия даже обгоняла передовые страны Западной Европы: например, если во Франции внутренние таможенные пошлины, мешавшие формированию внутреннего рынка, отменили лишь в 1792 г., то в России - в 1754 г.

Таблица 2.2

Асинхронность институциональных изменений в России и в Западной Европе

Институты, необходимые для капиталистической модернизации

Время институциональных изменений

В Западной Европе

В России

Ликвидация крепостного права

Реформирование церкви

Вместо Реформации - Раскол

Активизация торговли

Внешняя торговля - с XVI в., внутренняя - с XVIII в.

С XVIII в. (внешняя торговля контролируется в основном иностранцами)

Распространение векселей, бумажных денег

Со второй половины XVIII в.

Банки, страховые организации

(Банк Англии - с 1694 г., «Ллойд» - с 1710-х гг.)

С начала XIX вв. (Государственный коммерческий банк - с 1817 г., «Первое Российское от огня страховое общество» - с 1827 г.)

Парламентская власть

XVII - первая половина XIX в.

Элементы парламентаризма - только после 1905 г.

Формирование правового государства

XVIII - начало XIX в.

(кодекс Наполеона - 1804 г.)

Фактически не завершилось и к началу XX в. (первый свод законов - 1830 г.)

Российский опыт догоняющего развития уникален тем, что ни одна другая отстающая страна мира не имела в своем распоряжении так много времени - целых два века. Для сравнения вспомним, что латиноамериканские государства получили возможность «догонять» только после получения независимости в 1820-х гг., Япония включилась в догоняющее развитие после революции Мэйдзи (1868), Турция - примерно в это же время. История поставила в России своего рода эксперимент: есть страна с культурными корнями, во многом близкими к европейским, с большими (но не изобильными, провоцирующими рентоискательство!) ресурсами и с тянущейся к Европе элитой; пусть она за 200 лет попробует «стать Европой». Результат получился крайне противоречивый: на протяжении 1612-1917 гг. доминировала тенденция к сближению социально-экономических институтов России и Западной Европы, но затем, едва ли не одномоментно, они снова резко разошлись.

При обсуждении причин гибели советской социально-экономической модели постоянно в различных формах обсуждается вопрос «жокей или лошадь?». Речь идет о том, объясняется ли гибель СССР главным образом неправильной политикой неумелых или даже преступных руководителей (концепция «плохого жокея») или же тем, что сама советская командная экономика имела неустранимые и гибельные недостатки (концепция «плохой лошади»). Та же самая дилемма постоянно встает и перед исследователями императорской России. Одни сокрушаются по «России, которую мы потеряли» из-за чисто политических и, в общем-то, случайных неурядиц. Другие считают царскую Россию обреченной на гибель и подчеркивают мужество революционеров, которые смогли все же спасти страну. Для ответа на вопрос, какая из позиций ближе к истине, необходимо дать общую оценку, с одной стороны, ситуации на «старте» императорской модернизации и, с другой стороны, противоречивым результатам догоняющего развития, достигнутым царской Россией к 1910-м гг.

Разделы: История и обществознание

Цели образования:

1). Повторить и обобщить знания по темам:

Россия - страна второго эшелона модернизации: характер и задачи развития;

Политическое развитие Российской империи:

а) 1-я российская революция: задачи, характер, итоги;

б) политическая система думской монархии (1906 - 1917 г.г.);

в) политические партии России: основные направления, лидеры, программы.

Столыпинская аграрная реформа: причины, цели, основные направления, итоги;

Внешняя политика России (1894 - 1916 г.г.):

а) русско-японская война: задачи России, характер, итоги, причины поражения России;

б) I мировая война: задачи России, характер, участники, основные операции.

2). Продолжить формирование понятийного аппарата.

Цели развития:

  • Формирование следующих умений: ставить учебную задачу; работать с понятиями; сравнивать; заполнять схему; обобщать; выделять главное; заполнять таблицу.

Цели воспитания:

  • Формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости мирового исторического процесса.

Методы проведения занятия:

  • Частично-поисковый и проблемный методы, фронтальная и индивидуальная формы организации познавательной деятельности.

Материальное обеспечение:

  • Рабочий лист к занятию, плакат “Российская империя (1894 - 1917г.г., музыкальные произведения – песни “Варяг”, “Варшавянка”, “В лесу родилась ёлочка”, репродукции картин В.В.Верещагина “Апофеоз войны”, “Конец Бородинского сражения”, “Забытый”.

Литература:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. “История России XX - начало XXI веков” - п.1-10.
  2. Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. “Омский историко-краеведческий словарь”. - М.,1994.
  3. Россия на рубеже веков: исторические портреты. - М.,1991.

Ход урока

Россия в 1895 -1916 годах

1. Россия – страна второго эшелона модернизации (задание 1 - 2 рабочего листа, работа с понятием, сравнивать).

2. Политическое развитие России:

а) первая российская революция (задание 3А рабочего листа, ответить на вопросы);

б) Россия – думская монархия (задание 3Б рабочего листа, схема);

в) политические партии (задание 3В рабочего листа, обобщить, таблица);

г) государственные деятели России (задание 4 рабочего листа, выделить главное).

3. Столыпинская аграрная реформа: причины, цели, основные направления, итоги (задание 5 рабочего листа, текст с ошибками).

4. Внешняя политика России: основные направления, события, итоги (задание 6 рабочего листа, таблица).

Организационный момент. Целеполагание.

Наше занятие очень важное. На уроке вы должны создать свой образ Российской империи с опорой на исторические факты, так как для России характерно маятниковое мышление; в советскую эпоху история николаевской России трактовалась крайне отрицательно, в современную эпоху все наоборот – крайне положительно. Нельзя так лихо переписывать историю, нужно извлекать уроки.

1. Россия – страна второго эшелона модернизации.

Прежде всего, нам необходимо убедиться в том, что мы с вами говорим на одном языке. Великий французский философ Рене Декарт любил повторять: “Разберитесь в терминах, и половина человеческих споров будет решена”. Выполним задание 1-го рабочего листа.

Задание 1 рабочего листа.

Дайте определение понятиям:

На рубеже веков Россия, как и другие ведущие страны мира, переживает эпоху модернизации. Определим характер развития России, какие задачи стояли перед страной в начале XX века. В этих целях сравним развитие стран первого и второго эшелонов модернизации, выполним задание 2-го рабочего листа.

Задание 2 рабочего листа.

Сравните развитие стран первого и второго эшелона модернизации:

Линии сравнения Первый эшелон Второй эшелон
1. Страны Англия, Франция, США Россия, Германия, Япония
2. Роль государства в экономике Политика невмешательства Политика государственного вмешательства
3. Взаимоотношение государства и общества Государство – институт, обслуживающий потребности общества Государство стоит над обществом
4. Характер развития Постепенный, путь реформ Догоняющий, путь революций
5. Цель развития Построить индустриальное общество

Вывод:

Страны первого и второго эшелонов модернизации строят индустриальное общество, но в странах второго эшелона огромную роль в развитии играет государство и характер развития - догоняющий.

Какие задачи развития стояли перед Россией в начале XX века?

1. Построить индустриальное общество.

2. Догнать в своем развитии страны первого эшелона модернизации.

2. Политическое развитие России.

Россия – страна второго эшелона модернизации, поэтому ее путь развития – это путь революции. Охарактеризуем первую российскую революцию, выполним задание 3А рабочего листа.

Задание 3 А) Выполните задание:

1. Назовите задачи, характер, итоги 1-й российской революции.

2. Почему 2-я буржуазно-демократическая революция была возможна?

1. Задачи: ликвидировать феодально-крепостнические пережитки, решить аграрный и национальный вопросы.

Характер: буржуазно-демократический, буржуазная по задачам, демократическая по составу участников.

Итоги:

1). Рабочие – сокращение продолжительности рабочего дня, повышение зарплаты, введение системы коллективных договоров;

2). Крестьяне – отмена выкупных платежей, снижение арендной платы за землю; 3). Население – право избирать и быть избранным в ГД, право создавать массовые организации, получило ограниченные демократические права.

2. Задачи 1-й революции не были решены.

В результате Манифеста 17 октября 1905 года Россия перестала быть самодержавной монархией, но не стала конституционной. Попытаемся разобраться - почему? Выполним задание 3Б.

Задание 3 Б) Заполните схему “Управление в России (1906 - 1917гг)”:

1. Почему Россию нельзя назвать парламентской монархией?

2. *Сколько Дум работало в Российской империи? Какой император распустил?

3.*Почему издание нового избирательного закона от 3 июня 1907 года – акт государственного переворота? Почему закон назвали “бесстыжим”?

1. В конституционной монархии правительство несет ответственность перед парламентом, парламент обладал правом законодательной инициативы.

2. *Четыре: первую и вторую.

3. *Император не мог без согласия Думы внести изменения в закон; закон перераспределил голоса в пользу помещиков и крупной буржуазии (1=4=65=260=543).

В думской монархии впервые в истории России создаются политические партии. Их было очень много, но все они представляли 3 направления. Охарактеризуем политические партии, выполним задание 3В.

Задание 3 В) Что объединяет ряд?

1). “Союз русского народа”, “Союз Михаила Архангела” (монархические партии ).

3). РСДРП, эсеры, анархисты (социалистические партии ).

Приведите в соответствие таблицу “Программа политических партий”.

Название Национальный вопрос Аграрный вопрос
1. “Союз русского народа” А) Неделимость России, автономия Финляндии 1. Неприкосновенность земельной собственности
2. “Союз 17 Октября” Б) Право наций на самоопределение, федеративное устройство государства 2. Конфискация частновладельческой земли, национализация земли
3. Кадеты В) Право безусловного самоопределения всех наций 3.Проведение переселенческой политики
4. РСДРП (большевики) Г) Единая и неделимая Россия, Россия для русских 4.Социализация земли, раздел земли по трудовой и потребительской норме
5. РСДРП (меньшевики) 5. Муниципализация земли – передача земли в собственность местных органов власти при сохранении крестьянской собственности на землю
6. Эсеры Д) Право наций на культурное самоопределение 6. Частичное отчуждение частновладельческих земель по “справедливой цене”

Ответ: …….. 1Г1; 2А3; 3Д6; 4В2; 5В5; 6Б4.

Государственные деятели России.

Знаменитые люди делятся на две категории: одних человечество не хочет забыть, других не может. Выполните задание 4-го рабочего листа и назовите государственных деятелей Российской империи, оставивших заметный след в российской истории.

Задание 4 рабочего листа. Исторический портрет.

1) О каком российском императоре писал поэт К.Д. Бальмонт:

Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,
Наш царь – кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму темно?(Николай II).

2) Обер-прокурор Святейшего Синода, преподавал гражданское право Александру III и Николаю II, на последнего имел большое влияние. В обществе ходила по рукам сатирическая “Телеграмма Николая II к Вильгельму II”: “Секретно сообщаю Вам, где нужно думать, там я пан. И все решают пополам, …………… и maman” (К.П. Победоносцев).

3) Он был в родстве с поэтом М.Ю Лермонтовым и канцлером А.М. Горчаковым; с его именем связана крупнейшая реформа в годы правления Николая II. Своим оппонентам он однажды твердо ответил: “Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия” (П.А.Столыпин).

4) Министр внутренних дел России (1902 - 1904г.г.), за свою жизнь сумел переменить три религии – лютеранин, католик, православный. Ему принадлежат слова: “Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война” (В.К.Плеве).

5) Министр внутренних дел в 1-м российском кабинете С.Ю. Витте. Он предсказал первую мировую войну и ее пагубные для России последствия, за что получил прозвище “российского Нострадамуса” (П.Н.Дурново).

6) Министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, Первый премьер-министр Российской империи, граф “Полусахалинский”, автор денежной реформы – золотого империала (С.Ю.Витте).

7) Стоял у истоков партии “Союз 17 Октября”, председатель 3-й Государственной Думы. Был отчаянным дуэлянтом, за вызов на дуэль инженера Китайской ж/д был уволен со службы С.Ю. Витте, за что последний получил от него пощечину (А.И.Гучков).

8) Был одним из лидеров партии социалистов-революционеров, министром земледелия во Временном правительстве второго состава. Недолгое время издавал журнал совместно с М. Горьким (В.М.Чернов ).

9) Историк, лидер кадетской партии, умный и проницательный политик, в то же время по укрепившемуся за ним прозвищу – “бог бестактности”. Подлинный эрудит, обладал поразительной памятью, владел чуть ли не 20 языками (П.Н.Милюков).

Вывод: Какие важнейшие изменения произошли в политическом развитии Российской империи?

3. Столыпинская аграрная реформа.

В результате государственного переворота 3 июня в России сформировалось бонапартистское государство, во внутренней политике которого самое важное место отводится аграрной реформе. Охарактеризуем Столыпинскую аграрную реформу, выполним задание 5-го рабочего листа.

Задание 5 рабочего листа. Найдите ошибки в тексте “Столыпинская аграрная реформа” (8 ошибок).

Причины:

1) Аграрный кризис – аграрное перенаселение составило 3 млн. человек (23 млн. человек).

2) Широкий размах крестьянского движения в годы 1-й буржуазной революции (буржуазно-демократической).

Цели и итоги аграрной реформы:

Цели

И т о г и

Положительные Отрицательные
Социально-политические:

1. создать социальную опору самодержавия – крепких крестьян общинников(собственников )

10,3% всех крестьянских хозяйств - фермерские
Социально-экономические: Из общины выделилось 50 % (25%) крестьянских хозяйств, с/х верхушка давала 50 % рыночного хлеба
3. решить проблему малоземелья крестьян На крестьянский двор приходилось 2 - 4 десятины, при норме 6 (8 или 10,5) десятин
Экономические:

4. обеспечить подъем с/х и индустриализацию страны

Хлебный экспорт увеличился на 1/2 (1/3 )

Урожайность пшеницы повысилась: она составила 157 пудов с десятины (55, 157 – в Германии).

Основные направления:

1. Сокращение (разрушение ) общины и насаждение частной собственности на землю (хутора и отруба).

2. Переселение крестьян в Прибалтику (в Сибирь ).

3. Создание крестьянского банка для поддержки зажиточного крестьянства.

Вывод: Какая цель Столыпинской аграрной реформы была достигнута?

В.О.: Была достигнута экономическая цель за счет увеличения площади обрабатываемых земель, а не роста урожайности.

4. Внешняя политика России .

П.А. Столыпин говорил: “ Дайте мне 20 лет и я преобразую Россию”. История не дала времени ни лично ему (он убит в 1911 году), ни России (в 1914 году вступает в войну).

Охарактеризуем внешнюю политику Российской империи, выполним задание 6-го рабочего листа.

Задание 6 рабочего листа. Заполните таблицу “Внешняя политика Российской империи”:

Вопросы Дальневосточное направление Европейское направление
1. Цели России 1. Усилить позиции на Дальнем Востоке

2. Выйти к незамерзающим морям Тихого океана

1. установить контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы
2. События 1904 - 1905 – русско-японская война 1914-1918 – первая мировая война
3. Характер войны Империалистический: Война за передел мира
4. Участники Россия и Япония Антанта и Тройственный союз (четвертной союз)
5. Ход (крупнейшие операции) Крупнейшее сухопутное сражение - Мукденское

Крупнейшее морское сражение - Цусимское

Восточно-Прусская операция

Варшавско-Ивангородская операция

Горлицкий прорыв,

Брусиловский прорыв

6. Итоги Портсмутский мир:

1. Япония получила Южный Сахалин и аренду Порт-Артура,

2. Корея – сфера интересов Японии

Брестский мир:

1. Уступили территорию в 1 млн. км?;

2. признали независимость Финляндии и Украины;

3. Демобилизовали армию

7. Причины поражения России 1. Японии помогли США, Англия;

2. военно-техническое превосходство Японии;

3. ошибки русского командования;

4. невозможность быстрой переброски войск и рассредоточенность русской армии

Вывод : Смогла ли реализовать свои цели Россия? Что приблизила русско-японская война и первая мировая война?

1. Не реализованы.

2. Войны ускорили складывание революционной ситуации и приблизили начало революций.

Закрепление материала.

Задание 7 рабочего листа. Выполните тест.

Раиса Адамовна _______________ в 1903 году написала стихотворение, которое стало детским новогодним гимном. Музыку в 1905 году написал Леонид Карлович Бекман, агроном по специальности и большой любитель музыки. Песенка имела большой успех и получила одобрение С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова. У нас Рождение Христа связано с елью, но христианство зародилось в теплых странах. Какое дерево на самом деле – символ Христа? (пальма).

1. На рубеже веков Россия стремилась:

Л – построить постиндустриальное общество;

К – догнать в своем развитии страны 1-го эшелона.

2 . (Первая российская революция должна) Главный вопрос 1-й российской революции:

У – аграрный;

Е – вопрос о власти.

3. Что объединяет современную Россию и Российскую империю Николая II:

Д – Государственная Дума – нижняя палата парламента;

С – всеобщее избирательное право;

А – многопартийность.

4. Реализация программ партий какого направления фактически привела бы к быстрому развитию капитализма:

Ш – социалистических;

Б – либеральных.

5. В ходе Столыпинской аграрной реформы:

И – было ликвидировано помещичье землевладение;

Е – увеличивается сбор зерна за счет распашки новых земель.

6. В начале XX века Россия стремится к переделу мира на:

В – Дальнем Востоке и на Балканах;

Д – Дальнем Востоке и Северной Африке.

7. Русско-японская война и Первая мировая война буржуазно-демократическую революцию:

А – приблизили;

О - удержали.

Самоподготовка: подготовиться к контрольной работе

Читайте также:
  1. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  2. Can-Am-2015: новые модели квадроциклов Outlander L и возвращение Outlander 800R Xmr
  3. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  4. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  5. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  6. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  7. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

Россия принадлежала к странам "второго эшелона" модернизации. Наряду с Россией к ним относятся Балканские государства, Япония, Турция и др. Отдельно стоят Италия и Германия, которые вступили на путь модернизации как страны "второго эшелона", но быстро "догнали" передовые страны.

Для развития капитализма в России как в стране "второго эшелона" было характерно следующее.

Во-первых, капитализм развивался в сжатые сроки (так, в Англии, Франции – примерно 100 лет, а в России с 1861 по 1900 годы).

Во-вторых, большая роль принадлежала государству. Власть была заинтересована в ускоренной модернизации, т.к. промедление грозило отставанием от стран "первого эшелона".

В-третьих, немаловажное значение имел иностранный капитал. Формы его проникновения: предпринимательская и ссудная.

В-четвёртых для России характерна иная последовательность в развитии капитализма. В странах "первого эшелона" сначала происходит аграрный переворот, который приводит к ликвидации феодальной собственности на землю, затем – промышленный переворот, за которым следует железнодорожное строительство и становление банковской системы. В России железнодорожное строительство начинается до завершения промышленного переворота, складывание банковской системы происходит после завершения промышленного переворота, аграрный переворот до 1917 года полностью так и не был завершён.

Стоит отметить, что развитие железнодорожного транспорта – условие и показатель развития капиталистических отношений, мощный стимул к развитию капитализма (сам по себе железнодорожный транспорт – ёмкий рынок сбыта для всех областей промышленности, соединение производства и рынков сбыта).

В 60 – 70-е годы XIX века основные направления строящихся железных дорог в России определялись нуждами сельскохозяйственного рынка (из черноземного центра – к столицам, к портам), в 70 – 90-е годы – нуждами промышленности (Донбасс, железная дорога на Урале). В 1890-х годах начинается строительство Транссиба (КВЖД). К началу XX века Россия занимала второе место по количеству железных дорог (первое место – США); были в основном одноколейные железные дороги с разъездами на остановках (низкая пропускная способность).

Кроме того, на Западе сперва начинается подъём лёгкой промышленности, затем – тяжёлой. В странах "второго эшелона" транспорт и тяжёлая промышленность далеко обгоняют лёгкую промышленность.