Что такое приемы воспитания определение. Формы и методы воспитательной работы в современной школе. Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания

Реализация каждого метода воспитания предполагает ис-пользование совокупности приемов, соответствующих пе-дагогической ситуации, особенностям учащихся, индиви-дуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осу-ществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позицию обу-чаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активи-зируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педаго-гическое воздействие ведет к позитивным изменениям в про-цессе воспитания, а только то, которое принимается учащим-ся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Для педагогической теории и практики важно классифи-цировать приемы воспитания. Классификация дает возмож-ность упорядочить приемы и представить их педагогичес-кий потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основа-ния для классификации следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношени-ях с учениками и с окружающими.

Можно выделить три группы приемов воспитания .

Первая группа приемов связана с организацией деятель-ности и общения детей в классе.

Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали уча-щиеся из разных групп.

Прием «Взаимопомощь ». Педагог так организует деятель-ность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех со-вместно организуемого дела.

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конк-ретные факты.

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что не всегда правиль-ным может быть мнение большинства. Начать такой раз-говор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая игроку ответ во время игры «Кто хочет стать миллионе-ром?»

Прием «Истории про себя». Этот прием применяется тог-да, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информи-рованы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей про-играть эту историю как маленький спектакль.


Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются пра-вила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вно-сить свои предложения, дополнять, критиковать, опровер-гать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты обще-ния, защищают «статус» всех его участников.

Прием «Общее мнение». Учащиеся по цепочке высказы-ваются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточня-ют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) пе-рейти к аналитическим, а затем проблемным высказыва-ниям учащихся через введение соответствующих ограниче-ний (требований).

Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мне-ний учащихся, принятых ролей, образов, снижающих про-дуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание ана-логичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

Прием «Справедливое распределение» предполагает со-здание равных условий для проявления инициативы все-ми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной» инициативы, когда позиционные выступления и атаки од-них гасят инициативу и желание общаться у других. Глав-ное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с впол-не конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.

Прием «Обмен ролями» — учащиеся обмениваются роля-ми (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Прием «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположе-ния учащихся в классе в определенном сочетании друг с дру-гом в те или иные моменты выполнения задания педагога.

Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию его отношения к какой-либо значимой проблеме. Можно применить следу-ющие приемы в рамках проведения такого диалога.

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время бе-седы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся вы-бирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл проис-ходящего и т. п.

Прием «Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столк-новением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнени-ях, обозначение главных линий, по которым должно прой-ти обсуждение.

Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них под-вергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художествен-ной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается при-думать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.

Прием «Любимые книги товарища». Ученику предлагает-ся догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим лю-дям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (модели-руют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разраба-тывают задания и т. п.).

Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на извест-ный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пыта-ются изобразить эту пародию.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, изменение обстановки, обращение к неза-висимым экспертам и т. п.

Педагогических приемов может быть бесконечное мно-жество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые счи-тают наиболее плодотворными. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Прием - это педагогически оформленный акт взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение конкретной воспитательной задачи. Прием - это элемент метода.

Приемы широко используются в воспитательной работе наряду с методами. Применяются они как самостоятельно, так и в сочетании с различными методами и помогают существенно их разнообразить. Приемов в воспитательной работе великое множество, я перечислю самые основные из них.

Активное слушание. При использовании этого приема педагог должен уметь настраиваться на эмоциональную волну ребенка, стремиться понять чувства ребенка, слушать и слышать его, а также предложить ненавязчиво свою помощь. Воспитателю необходимо войти в зону переживаний ребенка и озвучить их, но не навязывать свою помощь, а предоставить ребенку самому решить свою проблему, только при этом ребенок должен чувствовать и понимать, что его не оставят наедине с его проблемой и окажут всяческую помощь при необходимости.

Великодушное прощение. Этот способ основан на проявлении милости в отношении определенной вины воспитанника. Нельзя наказывать ребенка за каждую малейшую провинность, иначе его жизнь превратиться в кошмар. Воспитатель должен понимать, что иногда воспитанник поступает не так, как нужно, потому, что пока не может вести себя иначе; он, прощая мелкие провинности своего воспитанника, обязан ему объяснить, почему нельзя так делать в дальнейшем. Он должен поднимать планку воспитаннику, обозначая четко, к чему тот должен стремиться.

Договор. Это взаимовыгодное соглашение. Здесь должны учитываться интересы двух сторон, но и ограничения предусматриваются тоже двумя сторонами. Здесь ребенок участвует с воспитателем на равных, и данный прием эффективен только при добровольном принятии на себя обязательств обеими сторонами и выполнения их.

Естественные последствия. Применение данного приема дает ребенку возможность почувствовать последствия своего поступка. Здесь сама ситуация наказывает ребенка за разрушительное поведение: сломал - почини, пролил - подотри, запачкал - постирай и т.д. Это эффективный прием, но следует помнить, что в силу своего возраста и опыта ребенок не все может исправить самостоятельно.

Замена действия. Дети часто шумят, хватают, дергают, черкают, то есть совершают действия, нежелательные для окружающих. В бесконечных запретах нет продуктивности воспитания, поэтому педагогически целесообразнее предложить ребенку привлекательную замену его разрушительным действиям.

Лишение дружеского расположения. Рассмотрю этот прием на примере моего сына. У нас с ним очень дружеские отношения и я являюсь для него авторитетом во всем, я всегда в курсе всех его переживаний, дел, увлечений. И если он в чем-то провинился, то я лишаю его своего дружеского расположения (я ему не улыбаюсь, не обнимаюсь с ним, не обсуждаю планы и т.д.). Он сразу понимает, что сделал плохо и пытается непременно вернуть нашу дружбу.

Предложение выбора. Прием основан на мягком преодолении сопротивления воспитательскому влиянию. Нельзя жестко давить на ребенка, в этом случае всегда воспитатель встретит бурное сопротивление. Ребенку надо предоставлять право выбора для принятия самостоятельного решения. Выбор предполагает выполнений требования, но с учетом личных обстоятельств. Варианты требований в этом приеме должны быть равноценными.

Просьба. Предполагает обращение к ребенку, призывающее удовлетворить какие-либо нужды или желание просящего. Этот прием рассчитан на то, что воспитанник будет готов проявить чувствительность к просьбе воспитателя, но при этом воспитатель должен быть готов и к отказу.

Просьба не должна дополняться приказом.

Прояснение позиций. Прием основан на четком и ясном изложении своего отношения к поступку или поведению воспитанника. Применение данного приема включает дискуссию или спор. Все дети поддаются соблазнам, но применение этого приема четко показывает воспитаннику, что у него нет возможности оправдать свое поведение, он знает отношение педагога к своему поступку или поведению, и что в случае ослушания воспитанник, в лучшем случае, получит неодобрение со стороны воспитателя.

Психологическое поглаживание. Дает воспитаннику ощущение комфорта, снимает психологические зажимы, делает открытым для продуктивного взаимодействия. Этот прием должен сопровождаться позой интереса, доброжелательной улыбкой. Я всегда хвалю своего сына, когда он сделал, пусть даже что-то незначительное, но хорошее: «Ты у меня умница!», «Кокой ты молодец!» и т.д. Можно использовать так же этот прием в целях манипуляции.

Разрешение запрещенного. Смысл данного приема заключается в том, чтобы, попробовав что-то запрещенное, воспитанник сам сознательно от него отказался. Этот прием действует, как шоковая терапия, и здесь педагог четко должен знать ту грань, за которой разрешение запрещенного может выработать новые нормы.

Разрыв контакта. Это крайне жесткая форма и она приемлема, если другие формы не действуют, но она будет эффективна только в том случае, если воспитанник стремится к общению, и разрыв контакта он будет переживать как значимое событие.

Скрытая инструкция. Это завуалированная помощь ребенку, в этом случае педагог ненавязчиво подсказывает конкретные шаги, вариант дальнейшего поведения, но окончательный выбор остается за ребенком.

Составление схемы проблемы. Этот прием основан на типичности многих жизненных ситуаций. Чтобы освободить ребенка от излишних переживаний (иногда бывают ситуации, находясь внутри которых, ребенок подвержен эмоциям, и не может объективно ее оценить) нужно произвести составление схемы проблемы, что поможет освободиться от излишних переживаний и способствует проявлению здравого смысла. Это и будет началом поиска продуктивного пути решения проблемы.

Тайм-аут. Иногда для решения проблемы, как воспитаннику, так и педагогу необходимо время. Часто бывает так, что воспитанник на данный момент не способен адекватно оценить свои действия и воспринять требования педагога. В этот момент педагог попросту «стучится в закрытую дверь». В этом случае надо дать воспитаннику время осознать свое поведение и понять негативное отношение педагога к его поведению. Тем самым педагог еще дает понять, что не намерен сдавать свои позиции по отношению к поведению или поступку воспитанника. Иногда самому педагогу нужна пауза для того, чтобы вернуть самообладание, осмыслить ситуацию, что бы разговор с воспитанником был продуктивным.

Третейский суд. Это признание сложности ситуации и обращение за помощью к авторитетному для обеих сторон лицу, мнение которого должно безоговорочно признаваться каждой стороной. От воспитателя зависит правильность выбора этого судьи. Здесь воспитатель должен быть готов принять мнение третей стороны, даже если это мнение будет не совпадать с его собственным мнением и с его оценкой ситуации.

Угашение. Этот прием основывается на неподкреплении - ни положительного, ни отрицательного - нежелательного поведения ребенка.

Устранение соблазнов. Прием основан на освобождении воспитанника от проблем выбора.

«Я - сообщение». Основан на том, что воспитатель говорит о своих чувствах от первого лица. При применении этого приема в некоторых ситуациях, воспитанник не ощущает себя обвиняемым. Этот прием позволяет установить более открытые и доверительные отношения. Всегда лучше заменить «Ты мне мешаешь!» на «Мне сложно говорить в таком шуме». Воспитателю важно помнить о своих интересах: он имеет право на личное время, на отдых, на уважительное отношение к себе.

Экологичное родительство: Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием.

Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием. Какой? Рассказываем.

Дети – как и взрослые – не хотят, чтобы ими командовали

– Слезь со шкафа!

– Нет!

Это было странно. Я, консультант по проблемному детскому поведению, уже годы работающая с детьми, была в растерянности - я не могла справиться с шестилеткой, которая залезла на шкаф прямо в моей приемной.

– Я сказала слезай!

– Нет! И ты меня не заставишь!

Она была права. Я не могу ее заставить. Я была сбита с толку и она чувствовала это.

– Сейчас же спускайся, иначе ты не получишь наш традиционный подарок в конце приема.

– Ну и ладно, мне все равно!

– Если ты сейчас же не слезешь, я расскажу о твоем поведении твоей маме.

– Ну и ладно, рассказывай!

Ну да, поспорить вдоволь ей сейчас хотелось так сильно, что даже наказание не могло ее испугать.

Как типичный ребенок с сильной волей она не боялась моих угроз и не слушала мои команды. Короче, это был мой педагогический провал.

После еще пары грозных и не работающих фраз до меня, наконец, дошло: зачем я все это делаю? Она ведь в курсе, что ведет себя плохо, я же только накаляю ситуацию своими угрозами.

Поэтому я изменила свой тон. Посмотрела на нее и улыбнулась.

– Мы сегодня так здорово провели время вместе. Я бы не хотела, чтобы главным твоим впечатлением от нашей встречи остался вот этот дурацкий спор.

Она немедленно смягчилась и мне, наконец, удалось установить с ней контакт. А еще через пару минут она слезла со шкафа и обняла меня.

В этой ситуации я забыла о том, что наши слова действительно производят большое впечатление на детей.

Я настаивала на своем вместо того, чтобы разговаривать мягко. Хотя знала, что именно эта девочка больше всего ненавидит, когда ее заставляют что-то делать.

Школьный преподаватель, который ведет блог под ником Teacher Tom, недавно написал, что, по статистике, примерно 80% фраз, с которыми взрослые обращаются к детям, это команды. Только вдумайтесь! 80%!

Это значит, что 8 из 10 наших обращений к детям, это слова о том, что нужно сделать, и как это сделать так, чтоб оправдать наши ожидания.

Неудивительно, что дети так часто и много с нами спорят. Что им еще остается?

Нам, как взрослым, кажется, что именно мы должны указывать детям на их ошибки и давать указания. И, конечно же, это важно. Но не 80% же процентов времени!

После того, как я провела множество сеансов с волевыми, упрямыми детьми, я поняла: чем больше команд я им отдаю, тем хуже становится наша связь.

Но как же найти нужные слова?

Обычно это нетрудно, если помнить вот об этих трех вещах:

1. эти слова должны описывать нежелательное поведение, от которого нам хотелось бы избавиться

2. эти слова должны быть утверждением – не командой

3. в этих словах не должно содержаться угроз наказания

«Кажется, в этой комнате все вещи валяются на полу»

вместо

«Быстро убери весь этот бардак!»

«Я вижу, что все фигуры упали, потому что ты задел их рукой»

вместо

«Прекрати ложиться на стол – ты все фигуры уже побросал!»

«Ты только что бросила свою игрушку в сестру, потому что разозлилась на нее»

вместо

«Быстро иди в свою комнату!»

Вы поразитесь, насколько быстрее и охотнее ребенок начинает исправлять свое поведение, если оно отмечено не командой и окриком, а спокойным утверждением.

Я своими глазами видела, как жутко непослушные дети очень охотно реагируют на фразы вроде «Кажется, одна книга все еще валяется на полу» или «Весь песок высыпался прямо на пол». При этом на окрики типа «Убери за собой!» или уловки вроде «Если ты уберешь за собой, я дам тебе подарочек» они не реагировали вовсе.

Когда мы используем утверждения вместо команд, мы заводим с ребенком диалог.

Например:

Говоря «Убираться в комнате ужасно неприятно, я знаю. Тут все еще гора вещей, которые нужно разложить по местам» мы начинаем разговор о том, как сильно ребенок не любит убираться и почему это кажется ему таким тяжелым делом. То есть, мы можем вместе с ним обсудить этот вопрос и придумать некий оптимальный план уборки комнаты.

Говоря «Сколько раз мне еще нужно сказать, чтобы ты убрал, наконец, этот свинарник! Никакого интернета, пока не уберешься!» мы получаем изрядную ссору, детскую истерику и измотанную маму, которая уже готова вернуть планшет обратно, только чтоб не слушать эти крики.

Используя утверждения, мы получаем продуктивную беседу вместо утомительных споров и ссор.

Конечно же использование фраз-утверждений не избавит вас раз и навсегда от всех проблем с детьми. Но эта техника совершенно точно поможет вам изменить манеру общения с вашим ребенком.

  • вы сможете спокойно обсуждать нежелательное поведение
  • вы будете тратить меньше нервов
  • вы будете меньше ссориться с ребенком

Попробуйте! И не отчаивайтесь, если команды и крики все еще занимают 80% вашего общения с ребенком. Перестроиться на более спокойный лад бывает не так-то просто. Но как только вы начнете замечать положительные изменения, вам станет гораздо проще заменять команды на утверждения. Понятно, что все мы люди и можем сорваться время от времени, но это будет «иногда», а не «постоянно».

Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания

1. Сущность понятия «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания», «формы организации воспитательной работы».

2. Классификация методов воспитания Г.И. Щукиной.

3. Характеристика методов воспитания и самовоспитания.

4. Условия выбора методов воспитания.

Сущность понятия «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».

Метод (methodas) слово греческого происхождения – путь, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

В философском определении метод – способ упорядоченной деятельности по достижении определенной цели.

Метод воспитания – специфический способ воспитательной работы, который используется в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

В более общем понимании метод воспитания – это способ осуществления воспитательных взаимодействий учителя и учащихся, направленный на решение воспитательных задач.

А.С. Макаренко удачно назвал методы воспитания «инструментами прикосновения к личности», это означает непосредственное обращение метода к личности воспитанника. Современные исследования свидетельствуют, что эффективными оказываются лишь те методы, которые отвечают внутренним потребностям и установкам, а они у каждого индивидуальны.

Методы воспитания опираются на закономерности и принципы воспитания, которые мы рассматривали ранее. Так принцип сочетания требовательности и уважения к личности ученика предполагает, что недопустимы методы наказания, унижающие достоинство ученика, оскорбляющие воспитанника.

В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение учащихся, развивать нужные качества, черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует различные приемы воспитания. Прием воспитания – это частное выражение метода, по отношению к методу он носит частный характер. Прием – составная часть метода.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Например, метод поощрения включает такие приемы, как одобрение, похвала, благодарность, награда.

Метод наказания может включать следующие приемы: замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор.

Приемы воспитания можно разделить на две группы:

1. созидающие приемы (приемы, корректирующие поведение). Способствуют развитию положительных качеств и подавляют негативное начало.

Например: моральная поддержка, просьба, доверие, укрепление веры в силы ребенка, организация успеха, авансирование личности и т.п.

2. тормозящие приемы (приемы, помогающие исправить поведение), пробуждая отрицательные чувства – стыд, раскаяние. Тормозящие приемы способствуют преодолению негативных качеств.

Необходимо выделить приемы, которые недопустимы, но употребляются отдельными педагогами в конфликтных ситуациях: проявление возмущения в раздражительной, грубой форме; придирчивые осуждения, систематические упреки; безапелляционная характеристика поступка; возбуждение тревоги о предстоящем наказании и др.

Средства воспитания – понятие очень широкое. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Нельзя недооценивать роль средств.

Предположим, педагог обсуждает с учащимися проблему свободы человека в современном обществе. Поищем средства, которые могут исполнить данную функцию: бездомная собака, бродящая в поисках пищи? Хулиган, не подчиняющийся социальным нормам жизни? Великий Ньютон, работавший по 16 часов в сутки? Видеозапись артиста балета, изнуряющего себя ежедневными тренировками? Или лежащий на диване бездеятельный человек?

Педагог выберет то, что ближе его пониманию свободы. И чем точнее будет произведен отбор средств, тем эффективнее деятельность.

Предложим работу педагога с учащимися: заготовлены лопаты, ведра, чтобы высадить молодые деревца около училища; количество инструментов равно количеству жаждущих работать. Но еще приготовлены салфетки, мыло, фартуки, халаты – все, что обеспечит гигиену труда. Принесены колышки, веревка, дощечки и тушь, что обеспечит символическое присутствие рядом с училищем этих деревьев. Такой пестрый инструментарий окрашивает групповое дело красками ценностных отношений, придавая действиям духовный смысл. Если аннулировать данный подбор, оставив лишь лопату и ведро, - немедленно групповое дело преобразуется в работу узко предметного содержания.

Приемы воспитания – составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, он начинает действовать определенным образом.

Существуют различные классификации приемов воспитания. В основу предлагаемого варианта положены способы, с помощью которых педагог добивается изменений в отношениях с учениками и окружающими.

Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в классе. Сюда можно отнести следующие приемы.

Эстафета . Педагог организует деятельность так, чтобы в ее ходе взаимодействовали учащиеся из разных групп.

Взаимопомощь . Деятельность организуется таким образом, чтобы от помощи детей друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Акцент на лучшее . Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого из них. При этом его оценка должна быть объективной и опираться на факты.

Ломка стереотипов . П едагог стремится довести до сознания детей, что мнение большинства не всегда правильно. Начать такой разговор можно с анализа того, как часто ошибается зал, подсказывая ответ игроку во время телеигры «Кто хочет стать миллионером?».

Истории о себе . Этот прием используется, когда педагог хочет, чтобы дети получили больше информации друг о друге и лучше понимали друг друга. Каждый может сочинить историю о себе и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.

Общаться по правилам . На период выполнения творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся и определяющие, в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение товарищей. Подобные предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Общее мнение . Учащиеся высказываются на тему отношений с различными группами людей по цепочке: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие в обсуждении каждого ученика) переходят к аналитическим, а затем – к проблемным высказываниям через введение соответствующих ограничений (требований).

Коррекция позиции . Этот прием предполагает тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание об аналогичных ситуациях, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

Справедливое распределение . Данный прием предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим к ситуации «задавленной» инициативы, когда агрессивные выступления и атаки одних детей гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь – добиться сбалансированного распределения инициативы между представителями всех групп учащихся.

Мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом на разных этапах выполнения задания педагога.

Вторая группа приемов связана с организацией диалога педагога и ребенка , способствующего формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме. В рамках проведения такого диалога могут быть использованы следующие приемы.

Ролевая маска . Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.

Прогнозирование развития ситуации . Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом косвенно ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Импровизация на свободную тему . Учащиеся выбирают тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Обнажение противоречий . Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Встречные вопросы . Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

При использовании педагогических приемов педагогу необходимо ориентироваться на личный пример, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п. В ходе воспитательного процесса педагог может использовать бесконечное множество педагогических приемов, поскольку новые воспитательные ситуации рождают новые приемы. Каждый педагог вправе использовать те приемы, которые соответствуют его индивидуальному стилю профессиональной деятельности, темпераменту, жизненному и педагогическому опыту 52 .

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

МАЛЕНКОВА Л. И.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Методические приемы – это конкретное проявление определенного метода воспитания. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. Методы и приемы диалектически между собой связаны: они могут взаимодополнять и взаимозаменять друг друга. Эффективность использования тех иди иных приемов зависит от индивидуально-психологических особенностей как педагога, так и воспитанника, от сложившейся психолого-педагогической ситуации. Например, требование воспитателя может быть выражено в форме совета, приказания, выражения доверия, авансирования, просьбы, рекомендации. Это все разнообразные приемы, с помощью которых педагог может обогатить палитру используемых методов воспитания.

Приемы воспитательного воздействия

В методике воспитания описано множество приемов воспитательного воздействия на учащихся. Назовем здесь наиболее употребимые в школьной практике воспитания.

Авансированное доверие – подход к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верой в его силы и возможности, надеждой на будущие успехи.

Великодушное прощение – совершившему недостойный поступок как бы прощают его действия по причине недостаточности развития и неспособности осознать содеянное.

Компромисс – нахождение общих решений с использованием взаимных уступок и выражения уважения личности другого.

Опора на положительное в человеке как сосредоточение воспитателя на позитивном в воспитаннике и в окружающем мире.

Оставление наедине с собой – не обсуждать проступок и не давать оценки ему, а предоставить воспитаннику самому разобраться в негативной стороне поступка.

Подкрепление положительное – действие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим; это может быть похвала воспитателя, эмоциональная реакция одобрения, восторг, дружеский жест, материальное вознаграждение...

Ситуация успеха сознательно создается воспитателем для проявления воспитанником лучших своих качеств, достижения успеха, сопровождается признанием достоинств и достижений, позволяет сформировать позитивную самооценку и стимулировать дальнейшую позитивную деятельность воспитанника.

«Я» – сообщение – прием педагогической оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется явно указать или открыто высказаться об отношении или поведении ученика, но необходимо тонко скорректировать его отношение и действия. Это высказывание типа: «Я так переживала...», «Я всегда волнуюсь, когда...», «Я не находила себе места» и т. п.

«Ты» – сообщение – прием скрытой педагогической оценки, заключающийся в объяснении либо предположении причин поступка воспитанника. Высказывания типа: «Ты, конечно...», «Тебе, вероятно...», «У тебя скорее всего...»

Контакт глаз как элемент педагогической техники, средства невербального общения. С помощью такого контакта можно выразить личное: в начале встречи с классом – «Успокаивайтесь! Рада вас видеть! Начинаем работать!»; в случае затруднений – «Не бойтесь! Я с вами!»; можно сделать замечание, выразить недоумение, удивление, возмущение, не делая его достоянием других. Можно выразить сострадание, моральную поддержку, понимание, восторг, ощущение счастья и любви... Да что угодно!

Тонкий намек (косвенное воздействие). Из воспоминаний о Ф. Г. Раневской: «Идет обсуждение пьесы. Все сидят. Раневская, рассказывая что-то, встает, чтобы принести книгу, продолжает говорить стоя. Сидящие слушают – и вдруг: «Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят» – как бы между прочим замечает Раневская 53 .