Сын веры мухиной всеволод замков. Забытая история: гравидан. — Как был создан монумент «Рабочий и колхозница»

Мухина Вера Игнатьевна. Скульптор. Родилась в 1889 году. Народный художник СССР, член Академии Художеств СССР, лауреат Государственных премий. Автор монументов "Пламя Революции", "Рабочий и колхозница", памятников Т.Шевченко, П.Чайковскому. Оформляла выставки и театральные спектакли. Умерла в 1953 году.

Замков Всеволод Алексеевич. Кандидат физико-математических наук. В прошлом — заведующий кафедрой физики Ленинградского мединститута. Имеет дочь и внука. Живет в Санкт-Петербурге.

Константин Смирнов. На канале НТВ «Большие родители» — программа, в которой дети из знаменитых семейств рассказывают о своем детстве, о своих родителях.

Сегодня мы в гостях у Всеволода Алексеевича Замкова, сына великого русского скульптора, автора знаменитой скульптурной композици «Рабочий и колхозница» — Веры Мухиной. Всеволод Алексеевич, ваша мама широко известна в мире, а кто был ваш отец?

Работа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»

Всеволод Замков. Отец мой был врачом с очень интересной биографией. Он был крестьянин, его привез дед и отдал грузчиком в Московскую таможню, когда ему было 15 лет. Потом стал учиться, закончил бухгалтерские курсы, стал артельщиком в банке; втравился в революционную деятельность. В 1905 году занимался поставкой оружия на Пресню через баррикады. Там он познакомился с Красиным, Комовым.

К.С. Попал в дурную компанию?

В.З. Но потом, видимо, я не знаю почему, с 1906 года он начисто бросил всю эту компанию и всегда говорил, что «людей надо не убивать, а лечить».

К.С. Почему у него произошел такой переворот?

В.З. Ничего не говорил, он необычайно был скрытный человек, и его документы в 1941 году, во время ареста, куда-то пропали. Так вот. После того, как он ушел от большевиков он решил сдать на аттестат зрелости, два года он провалил, а на третий сдал и поступил в Университет на медицинский факультет. Он учился у выдающегося в то время Алексенского, который считал его лучшим учеником. Окончил он в 1914 году. Во время войны он пошел добровольцем на фронт. В 1915 году он уже был начальником госпиталей фронта; его привезли в 1916 году с сыпным и брюшным тифом одновременно, и он выходился, непонятно как.

В результате он остался жить в Москве, тут произошла встреча с матерью, которую он вылечил от трихиноза, она в это время медсестрой работала в госпитале конозаводства на Арбатской площади. В 1918 году они поженились. Так образовался своеобразный дуэт: мать, которая была высокой европейской культуры, и отец. Мать была человеком очень волевым, но он был гораздо сильнее ее морально.

Отец был к этому времени одним из самых известных хирургов времен. П.ервой Мировой войны, он, тем не менее, был, как говориться, бессеребрянником. Например, он в течение многих лет ездил каждое воскресенье вместо отдыха в свою родную деревню Борисовку, около Клина, где он бесплатно лечил своих односельчан. Это продолжалось много лет, и до сих пор его помнят там. Потом он специализировался на хирургической урологии. И тут произошел коренной перелом в его жизни, сыгравший большую роль во всем нашем семействе. Тимофей Лисовский, известный по роману «Зубр», познакомил его с академиком Кольцовым, «отцом нашей русской генетики», отец хотел заняться наукой, а Кольцов искал хирурга, который мог бы заниматься урологией. Его интересовала проблема омоложения при пересадке органов, и отец пошел лаборантом к Кольцову, оставил частную практику, которая не возбранялась, и таким образом он наткнулся на серьезное открытие, которое его сделало, с одной стороны, всемирно известным, а с другой стороны, все беды нашего дома произошли отсюда.

К.С. А о каком открытии идет речь?

В.З. Работая по омоложению под руководством Кольцова, он наткнулся на то, что моча беременных оказывает сильнейший омолаживающий стимулятор организма. Попробовал на себе. Он сказал, что после первой инъекции «у меня ощущение было, что я выпил бутылку шампанского». В результате путем экспериментов он выработал препарат и начал его широко применять у себя в частной практике.

К.С. Скажите, насколько я понимаю, он был врачем — экспериментатором, а на ком он экспериментировал — на себе или┘

В.З. Нет, пока у него была частная практика, он экспериментировал на своих пациентах и на себе. У меня был туберкулез в детстве в разных формах, и собственно, только когда он наткнулся на свои открытия, ему удалось окончательно избавить меня от костного туберкулеза, а я 5 лет провел на костылях, мне собирались ампутировать правую ногу. Но главное, появился институт, он назывался — специальный институт урогравидальной терапии.

Началось столпотворение, потому что он брал безнадежно больных и обычно их выхаживал. Было дикое количество пациентов. Однажды пришел курьер с пакетом, с печатями на углах сургучными. Принимаю документ -король Тайланда приглашает доктора Замкова быть президентом академии медицины. Причем это уже 1934-35 год.

Потом был такой эпизод, уже после войны, в нашем доме. Звонок, открываю — мужчина со смутно знакомым лицом: «Простите, я слышал, что доктор Замков умер, а кто-то из его родственников есть? Вы не можете мне рассказать. Я — Абель». Отец его смотрел перед отъездом. Он приехал узнать: что, как.

Отец работал на износ. Все шло очень хорошо, но, так всегда, во врачебной среде слишком хорошие врачи мало нравятся коллегам, и начинается травля, причем травля по известной схеме.

К.С. Всеволод Алексеевич, это какие годы?

В.З. Это уже 1929 год. Причем писали статьи, фельетоны по поводу отца, и особенно был такой грязный фельетон ко дню его рождения, по моему, в «Известиях», отец не выдержал и решил, что надо уезжать за границу. Он был в таком отчаянии, судя по документам, что не посмотрел, что ровно месяц назад вышло распоряжение о жесточайших наказаниях за выезд. У отца были визы в 1929 году, он не поехал, он еще боролся, а потом махнул, забрал меня, мать. Нашелся человек, который обещал все сделать, но он оказался провокатором и нас арестовали прямо в поезде.

К.С. Всех троих?

В.З. Всех троих. Так что у меня есть опыт: 5 дней на Лубянке в десятилетнем возрасте. У меня 5 дней, а у отца несколько месяцев. Потом ссылка. Его и мать сослали, это был либеральный соцлагерь в Воронеже, куда и Мандельштама сослали в это же время. Когда дело отца доложили Дзержинскому, он сказал, что от такого стреляются, не то, что бегут. В результате мы выехали из Воронежа, отец продолжил свои эксперименты. Опять был скандал с коллегами. В общем, кончилось это тем, что через полтора года пребывания в Воронеже отца вызвали в Москву, с конвоем привезли в Москву и прямо с поезда, не дав ему переодеться, заехать домой, повезли в Кремль и назначили директором института.

Естественно, мама тоже была, в Воронеже, хотя ее не содержали под стражей. Она работала мало, но успела сделать проект памятника Шевченко; а до этого уже сделала многие из своих лучших вещей — проект памятника Свердлову, пламя Революции, затем Юрий, деревянный; и, наконец, баба — крестьянка, которая была послана в Венецию и, по указанию Муссолини, была продана; и где она находится, не знаю, по слухам, в Ватиканском музее.

К.С. Всеволод Алексеевич, Ваша мама происходила из очень богатой семьи Мухиных, а вышла замуж за крестьянского сына.

В.З. Видите ли, необычайно высокие моральные устои отца, его огромная воля не на подавление окружающих, а на самодисциплину, такая, что мама всегда говорила, что она «выиграла отца, как сто тысяч по трамвайному билету».

К.С. Скажите, каким образом она, из семьи промышленников, стала заниматься искусством?

В.З. К искусству она тяготела всегда, с юности. Она была абсолютно самоучкой. В 1912 году с ней произошла катастрофа: она, катаясь на санях с гор зимой, вылетела из саней и оторвала нос. Случайно врач оказался по близости, который сумел все это прижить, но у нее лицо было деформировано больше года. После катастрофы искусство для нее было любительством, но она почувствовала, что это ее призвание. Она потребовала от своих опекунов разрешение ехать в Париж. Тем более, что она уже была знакома и подружилась с Любовью Поповой, одной из основательниц нашего кубизма. Она уехала в Париж, и пробыла там два зимних сезона. А промежуточный летний сезон она с Поповой и с еще одной подругой путешествовали по Италии. Собственно говоря, все ее образование заключалось в том, что она два года была в Париже. Там была такая компания: Борис Николаевич Терновец, потом создатель музея Западного искусства, Попова; Вертепов, в будущем — террорист, стрелявший в Петергофского губернатора, бежал потом во Францию, про которого говорили, что он сильнее Родена, но он умер. В 1914 году она вернулась домой на лето, отдыхать, и началась война. Она пошла сестрой милосердия. Подружилась с Александрой Экстер, одной из ведущих левого искусства. И Экстер привлекла ее к работе в театре. Она занялась театральным костюмом. Сначала она сделала по просьбе Экстер и Таирова две огромные маски Апполона Диониса, которые обрамляют арку сцены. Так что, эта компания дала дорогу Вере Игнатьевне в искусство, это была компания левых художников того времени, наиболее сильных, которые считаются отцами русского авангарда.

К.С. Всеволод Алексеевич, два года вы провели в ссылке в Воронеже, а Вера Игнатьевна известна как автор скульптуры, которая воспринимается как символ Советской власти, «Рабочий и колхозница». Объясните, каким образом дочь богатых родителей, стала сотрудничать с этой властью?

В.З. Красивые человеческие идеи всегда импонировали Вере Игнатьевне. Собственно говоря, основной, наиболее интересный, но малоизвестный результат ее творчества — то, что она называла «мечты на полке»: модели, эскизы памятников, монументов; но так получилось, что известной стала эта скульптура. Очень многое осталось только в макетах.

К.С. Мама никогда не рассказывала, как у нее родился этот замысел?

В.З. Замысел был не у Веры Игнатьевны, замысел был Иофана, то есть основная композиция была задана. Была, конечно, склока, потому что мама потребовала уменьшение на полтора метра. «Почему? Я же Вам задал такой-то размер?». Она сказала: «У меня не получается по композиции». Она всегда в композицию вкладывала определенное идейное содержание. Например, она сделала памятник Шевченко. Существенная деталь в том, что Шевченко — в национальном костюме. Композиция была такая: с одной стороны — группа гайдамаков с лошадью, с другой — группа свободных рабочих. Памятник признали очень хорошим, но не приняли. Почему? — Потому что Шевченко в национальном костюме. Сказали, что Мухина играет на национализме.

К.С. Расскажите, пожалуйста, историю композиции «рабочий и колхозница».

В.З. История началась с того, что на Всемирной выставке 1937 года был объявлен конкурс, и мамин макет был самым приемлемым. Начался сумасшедший дом, потому что это все происходило где- то в мае, в апреле следующего года надо было, чтобы это уже стояло. Значит, началась работа над окончательной моделью. Просмотров нет, мама написала письмо главному комиссару выставки, что если не будет проходить просмотр, то она отказывается работать. Наконец приняли, но начался скандал с шарфом. Шарф, который был основной композиционный элемент скульптуры, дающий динамику, не могли принять и понять, зачем это нужно.

Ей удалось уговорить Молотова, тогда макет был принят. Модель в натуральную величину — метр слишком; сделали ее за месяца два с половиной, но потом началось увеличение натуры на заводе. Это была сумасшедшая эпопея, все устали до такой степени, что однажды Вера Игнатьевна проснулась, стоящей на шарфе, без ограждения, на морозе, 15 метров над землей. Она ходила, осматривала и уснула на ходу. Такой был темп работы. В марте статую отвезли в Париж, и к 1 мая она уже была на месте.

К.С. А мама не ездила в Париж?

В.З. Ездила, конечно. Поехала ее помощница, Зинаида Григорьевна, я поехал, потому что она просто боялась одна ехать — попросила Молотова, чтобы мне разрешили ехать с ними. И ездила бригада рабочих и инженеров под руководством Львова Петра Николаевича, блистательного конструктора по самолетостроению, он взялся за эту работу. Вы спрашиваете, как могло получиться, что она взялась за такую работу┘ Дело в том, что у Веры Игнатьевны никогда не было противостояния прекрасным идеям, которые были заложены в идеологию коммунизма. Она была воплощением динамики и движения вперед в те времена, в годы первых пятилеток.

К.С. Когда вы были в Париже, не было мысли остаться?

В.З. Нет. Во-первых, был отец, которого мать безумно любила, она бы его никогда не оставила. Во-вторых, Франция того времени жила без образного искусства. Для Мухиной было главное — создание образа, воплощение некой духовной сущности. Такие ее работы, как «Оборона Севастополя», памятник Шевченко, статуя спасение челюскинцев, где основой всего был огромный Борей, летящий по воздуху в медвежьей шкуре, как бы злой дух Севера, улетающий от большевиков. То есть это все время были попытки найти художественное решение, но отнюдь не коммунистического плана.

К.С. Все-таки они жили не в оторванном мире, вокруг них происходили известные события, очевидно, кого-то арестовывали из близких, друзей?

В.З. Я могу рассказать такой эпизод. Квартира наша описывается, я услышал телефонный звонок, часа в 3 ночи; отец пошел отвечать, потом вернулся, мама спрашивает, в чем дело — «Звонила Ольга, сестра Орджоникидзе, он покончил с собой». «Почему?» — спрашивает мама. Ольга сказала, что он мотивировал это так: «Если я не убью себя, я должен убить усатого, а если я убью усатого, я убью партию, этого я допустить не могу». Эта фраза врезалась мне в память. Были смешные эпизоды, связанные с тем, что ее заставляли, даже в приказном порядке ваять портрет Сталина. Она говорила: «Я хочу с натуры, только с натуры». Сталин написал ответ: это большая честь для него, что Вера Игнатьевна хочет его лепить, но он сейчас не может и просит перенести на более поздний срок, когда он сможет, и так далее и т.д. Потом звонил Жданов, но у нее был первый инфаркт, она уже не могла, но ставила вопрос — только с натуры и никаких фотографий. Вопрос был снят.

К.С. И все-таки разговоры о власти в семье были?

В.З. Вероятно, у матери и отца были разговоры, но отец прошел суровую школу, и они решили, что никакие разговоры вести не следует. Разговоры были, но обсуждения не было. Понимаете, у нас своеобразная была семья, у нас не было общего трепа. Было так: мама готовила свои доклады, я часто их просматривал, редактировал. Упор делался только на принципиальные стороны, борьба за понятие образа в искусстве. Основным в ее творчестве было то, что она искала образ, символ как воплощение определенного человеческого духа.

Вее работах, с одной стороны, нет ничего противоестественного, противосоветского, но, с другой стороны, они были и внесоветские.

К.С. То есть над политическими играми?

В.З. Да, над ними. Она никогда не позволяла себе торговаться с Министерством. Ее называли «совестью союза художников, с другой стороны, устроили над ней суд, что она сбивает всем цены, не торгуется с Министерством.

К.С. Чтобы получить заказы, другие давали взятки?

В.З. Да. Более того, в своем предсмертном письме она писала, чтобы обратили внимание на взяточничество в аппарате Министерства. Ее поэтому и не любили — первый художник, но ничего с него не возьмешь. Например, в 1937 году за «Рабочего и Колхозницу» Вера Игнатьевна получила 25 тысяч рублей. В этом же году Меркуров за 3,5 метрового Сталина получает 480 тыс. рублей.

К.С. 25 тысяч по тем временам — большие деньги?

В.З. Это были средние деньги. То есть это были деньги, но это абсолютно не сравнимо с самой работой. Чудовищной, фантастической, не только творчески, но и физически.

К.С. Вера Игнатьевна умерла в 1953 году, после смерти Сталина?

В.З. Практически через 6 месяцев. Смерть Сталина застала ее уже в больнице.

К.С. Она умерла от рака?

В.З. Нет, она умерла от сердечной недостаточности. У нее было 5 или 6 инфарктов. Вскрытие показало, что у нее было сердце молотобойца. Сердце не выдерживало нагрузки. Сейчас бы ее выходили, но в то время…

К.С. Скажите, она была в сознании в то время, когда умер Сталин, вы обсуждали это событие?

В.З. Да. Она даже написала письмо в газету, когда все отзывались, но его не напечатали. Оно было интересно тем, что там было сказано, что ушла огромная историческая фигура. Между нами она признавалась, что это был самодур, который творил безумные вещи. Был Гротский, редактор Известий, был арестован, просидел 18 лет, первые годы его семью содержал отец. Я много узнал потому, что после смерти отца осталась записная книжка, где он писал свои расходы, — что он потратил несколько десятков тысяч.

К.С. Мы говорили об отношении с властями, в то время главным идеологом был Жданов┘

В.З. Он звонил два раза Вере Игнатьевне. Один раз он позвонил, что Сталин согласен позировать, но мама с инфарктом лежала, а второй раз он звонил и уговаривал вступить ее в партию, потому что она была Президентом Академии Художеств.

К.С. Она входила в президиум?

В.З. Она всегда входила, хотя это было вопреки желанию президиума, и почти вопреки ее желанию, потому что она бы предпочла сидеть тихо и заниматься делом, а не заниматься грязной идеологией. Она пользовалась большим уважением. Причем, уважением специфическим — она была нужна┘

К.С. Она стала нужна, по-видимому, после «Рабочего и колхозницы»┘

В.З. Да, до этого она была менее известный художник.

К.С. Контакты с властью у Веры Игнатьевны были весьма серьезные┘

В.З. Точнее сказать, их не было. Единственный факт общения, это, когда Хрущев в 1945 году начал восстанавливать Киев, — только что кончилась война, он вызвал Веру Игнатьевну в Киев для того, чтобы привести в порядок город. В Киеве пробыли 3 дня, режим был такой: нас поселили в уцелевшей гостинице, утром нам давали машину, и мы ехали к Хрущеву на дачу, где он жил; обычно было чаепитие с ним вместе. Между прочим, надо сказать, очень приятная была семья, но он сам вызвал во мне такой мистический ужас, потому что его внутренняя серость была фантастична. Например, как-то речь зашла о зарплатах. Хрущев говорит: «Поймите, как это можно, что президент Академии наук, Вавилов, недавно назначенный, 40 тысяч рублей получает. А я только 8». Мама отвечает: «У Вас все готовое, дом готовый, все, а у президента академии ничего» — «Как он смеет получать больше меня!». Причем без всякой злости.

К.С. То есть с Хрущевым у нее были отношения?

В.З. Нет. Хрущев ответил ей в директивном тоне, она обиделась и послала ему, что она работать над Киевом не может.

Мама должна была делать монументальные вещи. Она тут же придумала очень интересную вещь. Дело в том, что тогда предполагалось, что от Потомского моста наверх будет проложена новая дорога, прямо к Собору Софии, она должна была переходить на арке над Крещатиком на высоте 20 метров. И мама придумала следующее: сделать это в виде Арки Победы. Арка через весь Крещатик, выложенная золотой мозаикой киевской, на одной стороне черный Кирилл и красный Мефодий. Но, конечно, это было не реально.

К.С. Скажите, семья жила благополучно в финансовом отношении; у вас был дом в Москве?

В.З. Благополучно. Пока был жив отец, даже после закрытия института, у него была частная практика, и мы жили благополучно.

История нашего дома очень простая. Я родился в Москве на углу Плотникова переулка и Гагаринского. В этом доме мы жили до ареста родителей, квартира потом была конфискована, нам оставили одну комнату. Потом мы нашли другое помещение — 2 комнаты у Красных ворот — Садово-Спасская, 21. Это помещение — танцевальный зал, размером 120 метров и второе помещение — парадный зал 48 метров. Никаких удобств, даже водопровода нет. А посередине танцевального зала — колоннада из искусственного мрамора. Это был все перекроено: все разгородили, колонны срубили, заслали линолеумом паркеты, потому что мама говорила, что не может работать на паркете красного лимонного дерева. Сделали мастерскую. В зале две спаленки было. Большой кабинет — там была отцовская лаборатория, а под этим всем находилась кухня, ванная и т.д. 2 этажа. В войну дом был разграблен.

К.С. Где семейство было во время войны?

В.З. Мы были за Свердловском, где был алюминиевый завод огромный. Мама не хотела ехать, но ей позвонил Прокофьев, начальник, и сказал: «Вера Игнатьевна, я только что был в ЦК, все говорят, что Вы хотите остаться с немцами, уезжайте, чтобы не попасть совсем в другое место». Мы быстро собрали все, что можно. У нас было 3 чемодана, 24 ящика архива института, который уже был закрыт, отец спасал научные результаты многолетней работы.

Нас прилично устроили, по эвакуационным понятиям, — дали комнату в коттедже чуть ли не с горячей водой, что было фантастикой в эвакуации. В мае 1942 года маму затребовали обратно в Москву, поскольку она входила в комитет по Сталинским премиям. Я с отцом оставался. Отца опять начали травить закадычные друзья. Наконец мама смогла добиться, что он смог вернуться в Москву, но он умер 15 октября 1942 года, от инфаркта, третьего. Это был трагичный эпизод: прислали дурную врачиху с кардиографом; отец вскочил, вскричал: «Вон!». И умер.

К.С. Скажите, кто оказал больше влияние на Вас — папа или мама?

В.З. Больше влияние мама оказала, потому что я гораздо больше с ней был. Отец был человек очень добрый, но очень суровый. Я понимать его начал, по сути, только после его смерти. Близости прямой не было с отцом, с мамой был абсолютный контакт. Не только с моей, но и с ее стороны.

К.С. Каким образом, сын врача и скульптора пошел в физики?

В.З. Во-первых, и отец и мать, каждый хотел, чтобы я пошел по их стопам. Отец хотел, чтобы я продолжал его дело, а мама говорила, что я хорошо разбираюсь, что я вижу все малейшие дефекты, малейшие неточности. И поэтому, когда мама заканчивала работу, она меня вызывала, чтобы я проверил, все ли кости сходятся, скелет ли на месте. Но я не выбрал ни то, ни другое: я не так любил людей, чтобы жертвовать собой, как отец жертвовал своей собственной жизнью. И со скульптурой, притом, что у меня был точный взгляд, я мог хорошо лепить или рисовать, но видения духовного у меня не было. А у нас все в доме шло по высоким моральным требованиям. Всегда — и у отца, и у матери, что их сближало очень. Оба были духовными максималистами.

К.С. Они были религиозны?

В.З. Вы знаете, мама — нет. Она была очень терпима к религии. С отцом было интереснее, он очень религиозный человек, до старости церковную службу наизусть помнил.

Он мне говорил, что не существует религии более жестокой, чем атеизм. Ибо атеист, если он честный человек, он может сослаться только на себя, он не может сослаться на Бога ни в чем. Обычно, атеизм приводит к вседозволенности. Если ты настоящий атеист, то за все свои поступки перед человечеством, перед миром, ты отвечаешь сам. И это очень жестоко, очень трудно.

К.С. Вы можете вспомнить какие-то истории из семейной жизни?

В.З. Понимаете, у нас своеобразная очень была семья. Очень не стандартная. Например, никогда, я подчеркиваю это слово, никогда я не слышал поднятого голоса в разговоре отца и матери. Не то, что ссора, а просто резкого голоса. Это была абсолютно гармония — по высокому счету, не бытовому. Скажем, у мамы какая-то работа срывается, отец идет и начинает месить в бочке глину. А у него прием после этого. Точно так же мама всегда была готова бросить все и вся, отказаться для того, чтобы помочь и доставить удовольствие отцу.

"В бронзе, мраморе, дереве, стали изваяны смелым и сильным резцом образы людей героической эпохи - единый образ человека и человеческого, отмеченный неповторимой печатью великих лет"

И скусствовед Аркин

Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге 1 июля 1889 года в состоятельной семье и получила неплохое домашнее образование. Её мать была француженкой, отец был даровитым художником-любителем и и нтерес к искусству Вера унаследовала от него. С музыкой отношения у нее не сложились: Верочке казалось, что отцу не нравится, как она играет, а занятия дочки рисованием он поощрял. Детские годы Вера Мухина прошли в Феодосии, куда семья была вынуждена перебраться из-за тяжёлой болезни матери. Когда Вере исполнилось три года, её мать умерла от туберкулёза, и отец увёз дочь на год за границу, в Германию. По возвращении семья вновь поселилась в Феодосии. Однако через несколько лет отец снова поменял место жительства: перебрался в Курск.

Вера Мухина - курская гимназистка

В 1904 у Веры умер отец. В 1906 Мухина закончила гимназию и переехала в Москву . У неё уже не было сомнений в том, что она будет заниматься искусством. В 1909-1911 Вера — ученица частной студии известного пейзажиста Юона. В эти годы впервые проявляет интерес к скульптуре. Параллельно с занятиями живописью и рисунком у Юона и Дудина, Вера Мухина посещает студию скульптора-самоучки Синицыной, находившуюся на Арбате, где за умеренную плату можно было получить место для работы, станок и глину. От Юона в конце 1911 Мухина переходит в студию живописца Машкова.
В начале 1912 Вера Ингатьевна гостила у родственников в имении под Смоленском и, катаясь на санях с горы, разбилась и изуродовала себе нос. Доморощенные врачи кое-как «сшили» лицо, на которое Вера боялась смотреть. Дядюшки отправили Верочку в Париж на лечение. Она стойко перенесла несколько операций по пластике лица. А вот характер… Он стал резким. Неслучайно впоследствии многие коллеги окрестят ее как особу «крутого нрава». Вера завершала лечение и одновременно училась у знаменитого скульптора Бурделя, параллельно посещала академию «Ля Палетт», а также школу рисунка, которой руководил известный педагог Коларосси.
В 1914 Вера Мухина совершила поездку по Италии и поняла, что её настоящим призванием является скульптура. Вернувшись с началом Первой мировой в Россию, она создаёт первое значительное произведение — скульптурную группу «Пьета», задуманную как вариация на темы скульптур Возрождения и реквием по погибшим.



Война в корне изменила привычный жизненный уклад. Вера Игнатьевна оставляет занятия скульптурой, поступает на курсы медсестёр и в 1915-17 работает в госпитале. Там она встретила и своего суженого: Алексей Андреевич Замков работал врачом. Вера Мухина и Алексей Замков познакомились в 1914, а обвенчались только через четыре года. В 1919 году ему грозил расстрел за участие в Петроградском мятеже (1918). Но, к счастью, он оказался в ЧК в кабинете Менжинского (с 1923 возглавил ОГПУ), которому он помог в 1907 покинуть Россию. «Эх, Алексей, - сказал ему Менжинский, - ты в 1905 был с нами, потом ушел к белым. Тут тебе не выжить».
Впоследствии, когда Веру Игнатьевну спрашивали, что её привлекло в будущем муже, она отвечала обстоятельно: «В нём очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внутренняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив».


Алексей Андреевич Замков действительно был очень талантливым доктором, лечил нетрадиционно, пробовал народные методы. В отличие от своей жены Веры Игнатьевны он был человеком общительным, весёлым, компанейским, но при этом очень ответственным, с повышенным чувством долга. О таких мужьях говорят: «С ним она как за каменной стеной».

После Октябрьской революции Вера Игнатьевна увлекается монументальной скульптурой и делает несколько композиций на революционные темы: «Революция» и «Пламя революции». Однако свойственная ей экспрессивность лепки в сочетании с влиянием кубизма были настолько новаторскими, что мало кто оценил эти работы. Мухина круто меняет сферу деятельности и обращается к прикладному искусству.

Мухинские вазы

Вера Мухина сближаетс я с авангардистскими художниками Поповой и Экстер. С ними Мухина делает эскизы для нескольких постановок Таирова в Камерном театре и занимается промышленным дизайном. Вера Игнатьевна разрабатывала этикетки с Ламановой , книжные обложки, эскизы тканей и ювелирных украшений. На Парижской выставке 1925 года коллекция одежды , созданная по эскизам Мухиной, была удостоена Гран-при.

Икар. 1938

"Если теперь мы оглянемся назад и постараемся ещё раз с кинематографической быстротой обозреть и спрессовать десятилетие жизни Мухиной, — пишет П.К. Суздалев, — прошедшее после Парижа и Италии, то перед нами возникнет необычайно сложный и бурный период формирования личности и творческих поисков незаурядного художника новой эпохи, художника-женщины, формирующейся в огне революции и труде, в неудержимом стремлении вперёд и мучительном преодолении сопротивления старого мира. Стремительно-порывистое движение вперёд, в неизведанное, вопреки силам сопротивления, навстречу ветру и буре — это сущность духовной жизни Мухиной пройденного десятилетия, пафос её творческой натуры. "

От рисунков-эскизов фантастических фонтанов („Женская фигура с кувшином“) и „пламенных“ костюмов к драме Бенелли „Ужин шуток“, от предельной динамичности „Стрелка из лука“ она приходит к проектам памятников „Освобождённому Труду“ и „Пламя Революции“, где эта пластическая идея обретает скульптурное бытие, форму, пусть ещё не вполне найденную и разрешённую, но образно наполненную. Так рождается «Юлия» - по имени балерины Подгурской, служившей постоянным напоминанием о формах и пропорциях женского тела, потому что Мухина очень сильно переосмыслила и трансформировала модель. «Она была не такая тяжелая», - говорила Мухина. Утонченное изящество балерины уступило в «Юлии» крепости сознательно утяжеленных форм. Под стекой и стамеской скульптора родилась не просто красивая женщина, но эталон здорового, полного энергии гармонически сложенного тела.
Суздалев: «„Юлия“, как назвала свою статую Мухина, строится по спирали: все шаровидные объёмы — голова, грудь, живот, бёдра, икры ног, — всё, вырастая друг из друга, развёртывается по мере обхода фигуры и снова закручивается спиралью, рождая ощущение цельной, наполненной живой плотью формы женского тела. Отдельные объёмы и вся статуя целиком решительно заполняет занятое ею пространство, как бы вытесняя его, упруго отталкивая от себя воздух „Юлия“ — не балерина, мощь её упругих, сознательно утяжелённых форм свойственна женщине физического труда; это физически зрелое тело работницы или крестьянки, но при всей тяжести форм в пропорциях и движении развитой фигуры есть цельность, гармония и женская грация».

В 1930 налаженная жизнь Мухиной резко ломается: по ложному обвинению арестовывают её мужа, известного врача Замкова. После суда его высылают в Воронеж и Мухина вместе с десятилетним сыном едет вслед за мужем. Лишь после вмешательства Горького, через четыре года, она вернулась в Москву. Позже Мухина создала эскиз надгробного памятника Пешкову.


Портрет сына. 1934 Алексей Андреевич Замков. 1934

Вернувшись в Москву, Мухина вновь стала заниматься оформлением советских выставок за рубежом. Она создаёт архитектурное оформление советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница», которая стала первым монументальным проектом Мухиной. Композиция Мухиной потрясла Европу и была признана шедевром искусства XX века.


В.И. Мухина среди студентов-второкурсников Вхутеина
Начиная с конца тридцатых годов и до конца жизни Мухина работает преимущественно как скульптор-портретист. В годы войны она создаёт галерею портретов воинов-орденоносцев, а также бюст академика Алексея Николаевича Крылова (1945), ныне украшающий его надгробие.

Плечи и голова Крылова вырастают из золотистой глыбы карагача, как бы возникая из естественных наростов кряжистого дерева. Местами резец скульптора скользит по сколам дерева, подчеркивая их форму. Возникает свободный и непринужденный переход от необработанной части кряжа к плавным пластическим линиям плеч и мощному объему головы. Цвет карагача придает особую, живую теплоту и торжественную декоративность композиции. Голова Крылова в этой скульптуре явно ассоциируется с образами древнерусского искусства, и в то же время - это голова интеллигента, ученого. Старости, физическому угасанию противопоставлена сила духа, волевая энергия человека, отдавшего всю свою жизнь на служение мысли. Его жизнь почти прожита - и он почти завершил то, что должен был сделать.

Балерина Марина Семёнова. 1941.


В полуфигурном портрете Семёновой, балерина изображена в состоянии внешней неподвижности и внутренней собранности перед выходом на сцену. В этом моменте "вхождения в образ" Мухина раскрывает уверенность артистки, находящейся в расцвете своего прекрасного дарования - ощущение молодости, таланта и полноты чувства. Мухина отказывается от изображения танцевального движения, считая что в нём исчезает собственно портретная задача.

Партизанка.1942

«Мы знаем исторические примеры, - говорила Мухина на антифашистском митинге. - Знаем Жанну д"Арк, знаем могучую русскую партизанку Василису Кожину. Знаем Надежду Дурову... Но такое массовое, гигантское проявление подлинного героизма, какое мы встречаем у советских женщин в дня битв с фашизмом, - знаменательно. Наша советская женщина сознательно идет на подвиги. Я говорю не только о таких женщинах и девушках-богатырях, как Зоя Космодемьянская, Елизавета Чайкина, Анна Шубенок, Александра Мартыновна Дрейман - можайская партизанка-мать, принесшая в жертву родине сына и свою жизнь. Я говорю и о тысячах безвестных героинь. Разве не героиня, например, любая ленинградская домашняя хозяйка, которая в дни осады своего родного города отдавала последнюю крошку хлеба мужу или брату, или просто соседу-мужчине, который делал снаряды?»

После войны Вера Игнатьевна Мухина выполняет два крупных официальных заказа: создаёт памятник Горькому в Москве и статую Чайковского. Обе эти работы отличаются академическим характером исполнения и скорее свидетельствуют о том, что художник намеренно уходит от современной действительности.



Проект памятника П.И. Чайковскому. 1945. Слева - "Пастушок" - горельеф к памятнику.

Вера Игнатьевна исполнила и мечту юности. фигурка сидящей девушки , сжавшаяся в комочек, поражает пластичностью, певучестью линий. Чуть приподнятые колени, скрещенные ноги, вытянутые руки, изогнувшаяся спина, опущенная голова. Плавная, чем-то неуловимо перекликающаяся с «белым балетом» скульптурка. В стекле она сделалась еще изящнее и музыкальнее, приобрела завершенность.



Сидящая фигурка. Стекло. 1947

http://murzim.ru/jenciklopedii/100-velikih-skulpto...479-vera-ignatevna-muhina.html

Единственной работой, кроме "Рабочего и колхозницы", в которой Вере Игнатьевне удалось воплотить и довести до конца свое образное, собирательно-символическое видение мира, является надгробие ее близкому другу и свойственнику великому русскому певцу Леониду Витальевичу Собинову. Первоначально оно было задумано в виде гермы, запечатлевшей певца в роли Орфея. Впоследствии Вера Игнатьевна остановилась на образе белого лебедя - не только символе духовной чистоты, но более тонко связанном с лебедем-принцем из "Лоэнгрина" и "лебединой песней" великого певца. Эта работа удалась: надгробие Собинову является одним из прекраснейших памятников московского Новодевичьего кладбища.


Памятник Собинову на московском Новодевичьем кладбище

Основная масса творческих находок и замыслов Веры Мухиной так и осталась в стадии эскизов, макетов и рисунков, пополняя ряды на полках ее мастерской и вызывая (правда, крайне редко) поток горьк их слез бессилия творца и женщины.

Вера Мухина. Портрет художника Михаила Нестерова

«Он сам выбрал все, и статую, и мою позу, и точку зрения. Сам определил точно размер полотна. Все - сам» , - говорила Мухина. Признавалась: «Терпеть не могу, когда видят, как я работаю. Я никогда не давала себя фотографировать в мастерской. Но Михаил Васильевич непременно хотел писать меня за работой. Я не могла н е уступить его настоятельному желанию».

Борей . 1938

Нестеров написал ее за лепкой «Борея»: «Я работала непрерывно, пока он писал. Разумеется, я не могла начать что-нибудь новое, но я дорабатывала... как верно выразился Михаил Васильевич, взялась штопать» .

Нестеров писал охотно, с удовольствием. «Что-то выходит», - сообщал он С.Н. Дурылину. Исполненный им портрет удивителен по красоте композиционного решения (Борей, срываясь со своего пьедестала, словно летит к художнице), по благородству цветовой гаммы: темно-синий халат, из-под него белая кофточка; чуть уловимая теплота ее оттенка спорит с матовой бледностью гипса, которую еще усиливают играющие на нем синевато-лиловые блики от халата.

За несколько лет пе ред этим Нестеров написал Шадра: «Она и Шадр лучшие и, быть может, единственные у нас настоящие ваятели, - говорил он. - Он талантливее и теплее, она - умнее и мастеровитее». Такой он и старался показать ее - умной и мастеровитой. С внимательными, будто взвешивающими фигурку Борея глазами, сосредоточенно сведенными бровями, чуткими, умеющими рассчитать каждое движение руками.

Не рабочая блуза, но аккуратная, даже нарядная одежда - как эффектно заколот бант блузки круглой красной брошкой. Шадр у него куда мягче, проще, откровеннее. До костюма ли ему - он за работой! И все же портрет далеко вышел из рамок, спервоначалу намеченных мастером. Нестеров знал это и был рад этому. Не об умной мастеровитости говорит портрет - о творческой фантазии, обуздываемой волей; о страсти, сдержив аемой разумом. О самой сути души художницы.

Интересно сравнить этот портрет с фотографиями , сделанными с Мухиной во время работы. Потому что, хоть Вера Игнатьевна и не пускала фотографов в мастерскую, такие снимки есть - их делал Всеволод.

Фотография 1949 - работает над статуэткой «Корень в роли Меркуцио». Сведенные брови, поперечная складка на лбу и та же напряженная устремленность взгляда, что и в портрете Нестерова. Так же чуть вопросительно и вместе с тем решительно сложены губы.

Та же горячая сила прикосновения к фигурке, страстное стремление влить в нее через трепет пальцев живую душу.

Ещё сообщение


Удивительный союз талантливого врача-первооткрывателя Алексея Замкова и выдающегося скульптора Веры Мухиной был отдушиной для супругов. Они боролись со всеми невзгодами плечом к плечу, стойко снося опалу и ласку властей. Вера Мухина и Алексей Замков были примером не только искренних светлых чувств, но еще и образцом самоотдачи и преданности своему делу.

Сквозь пламя первой мировой войны



Ей было всего 22 года, когда она, отдыхая у дядюшки в Смоленской области во время Рождества, вылетела с саней и ударилась лицом о дерево. Ей не хотелось после этого жить, но она перенесла 7 пластических операций, и доктора буквально вылепили ей новое лицо. Только глаза были родными и узнаваемыми. Все черты были мужскими. Эти изменения принесли ей не только разочарование в собственной внешности, но и разочарование в любви. Вера считала, что невозможно полюбить женщину с мужским лицом. И она решила: отныне ее счастье в карьере. Изучая работы мастеров скульптуры в Италии, она вдохновилась примером Микеланджело. Теперь она мечтала стать известнейшим скульптором, работами которого будут вдохновляться тысячи людей.



Алексей на фронтах первой мировой снискал славу прекраснейшего диагноста и клинициста, руководил госпиталем.

Момент встречи Веры и Алексея в московском госпитале размыт временем и разрозненными воспоминаниями. По одним Вера спасала Алексея от тифа, беспрерывно ухаживая за молодым врачом, по другим – это он спасал Веру. Сама Мухина делилась воспоминанием, согласно которым они впервые встретились в 1914 году.



Первая встреча оставила только легкое воспоминание о молоденьком выпускнике университета. После его привезли в госпиталь в 1916, когда он практически умирал от тифа. Вера была в этом же госпитале сестрой милосердия, правда, трудилась не за деньги, а по зову собственной души, стараясь принести осязаемую пользу людям.

Вера и сила



Они поженились в 1918. Тяжелые времена испытывали супругов на прочность, но они не собирались унывать. Жили тем, что привозил Алексей из родного села Борисова, где вел приемы. Селяне расплачивались хлебом и картошкой.

Сын Волик родился в 1920 прямо в их квартире, роды Алексей принимал собственноручно. Потихоньку выправлялась ситуация с деньгами, но судьба преподнесла им новое испытание: у Волика в пять лет диагностировали костный туберкулез. Врачи советовали готовиться к худшему. Но родители так просто сдаваться не собирались. Вера Мухина вначале отвезла сына на лечение в Крым, впервые расставшись надолго с супругом.

А затем Алексей Андреевич сам прооперировал сына. Дома. На обеденном столе. Сын не просто выжил, но уже через два года перестал пользоваться костылями.

«Минуй нас пуще всех печалей и царский гнев, и царская любовь…»



Вера Мухина и Алексей Замков оказались востребованы и обласканы властью, каждый в своей сфере. Вера вместе с другими мастерами активно трудилась на ниве строительства новых символов и новых памятников советской эпохи. Скульптура Мухиной «Крестьянка» в 1928 заработала Сталинскую премию, а автору выдали 1000 рублей и отправили в Париж на три месяца. Правда, она вернулась домой уже через два, не выдержав разлуки с мужем и сыном.


"Колхозница


Алексей Замков стал создателем нового препарата, основанного на выделении особого гормона из мочи беременных женщин. Применение препарата, который Алексей Андреевич назвал гравиданом, давало потрясающие результаты. В числе пациентов Замкова были Буденный, Горький, Клара Цеткин.



Но вскоре доктор Замков впал в немилость. Началась настоящая травля в прессе, его уволили из Института экспериментальной биологии. Замков принимает решение бежать за границу, а Вера соглашается на эту авантюру вместе с ним. Однако их арестовали уже в Харькове. Веру с сыном отпустили через пять дней, а Замкова судили и отправили в ссылку в Воронеж. Благодаря высоким покровителям он вернулся в Москву досрочно и сразу после возвращения назначили директором лаборатории урогравиданотерапии.

Им предоставили огромную квартиру возле Красных ворот. Именно в этой квартире прошли несколько удивительно счастливых лет семьи.

Взлеты и падения



Снова Замков и Мухина оказываются на волне популярности и востребованности. Массовое применение гравидана вызывало какую-то невиданную волну исцелений, доктор чувствовал себя триумфатором. Вера Игнатьевна в 1937 стала автором уникальной скульптуры «Рабочий и колхозница», восхитившей не только вождя всех народов, но и самого Пабло Пикассо.


Знаменитая работа Веры Мухиной "Рабочий и Колхозница". / Фото: www.colors.life


Но вслед за славой последовала новая опала. Снова доктора обвинили в шарлатанстве и невежестве. А вскоре началась война, Вера Игнатьевна и Алексей Андреевич с сыном были эвакуированы на Урал. Мухиной удалось добиться своего вызова в Москву, где она стала работать над героическими портретами участников войны. Замков от осознания своей ненужности стал чахнуть, очень ослаб физически. Но самое главное: он не чувствовал в себе сил для борьбы за собственную жизнь.



Он вернулся в Москву уже тяжело больным человеком. В 1942 году доктор Замков скончался после второго инфаркта. Вера Игнатьевна создала уникальный памятник мужу на Новодевичьем кладбище с надписью «Я сделал для людей все, что мог». А после смерти самой Веры Мухиной на этом памятнике появилась вторая надпись: «И я тоже…»

Вере Мухиной и Алексею Замкову выпало счастье провести вместе почти четверть века. предпочитал, чтобы его любимая женщина только время от времени озаряла его жизнь.

Вера Мухина родилась 1 июля 1889 года в Риге в купеческой семье. В детстве жила в Феодосии (1892-1904 гг.), куда ее привез отец после смерти матери.

Переехав в Москву, Вера Мухина училась в частной художественной студии Константина Юона и Ивана Дудина (1908-1911 г.), работала в скульптурной мастерской Нины Синициной (1911 г.). Затем перешла в студию живописца Ильи Машкова, одного из лидеров группы художников-новаторов "Бубновый валет".

Продолжила образование в Париже в частной студии Ф. Коларосси (1912-1914 гг.). Также посещала академию Гранд-Шомьер (Acadmie de la Grande Chaumire), где училась у известного французского скульптора-монументалиста Эмиля-Антуана Бурделя. Одновременно в Академии изящных искусств слушала курс анатомии. В 1914 году совершила поездку по Италии, где изучала искусство эпохи Ренессанса.

В 1915-1917 годах, во время Первой мировой войны, была сестрой милосердия в госпитале в Москве. Одновременно, с 1916 года работала помощником художника-постановщика Александры Экстер в Камерном Театре под руководством Александра Таирова.

После Октябрьской революции в стране был принят план так называемой "монументальной пропаганды", в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на городские монументы. Вера Мухина в 1918 году выполнила проект памятника Новикову - русскому общественному деятелю XVIII века, который был одобрен Наркомпросом. Однако выполненный из глины макет, который хранился в неотапливаемой мастерской, растрескался от холода.

В 1919 году вступила в объединение "Монолит". В 1924 году стала членом объединения "4 искусства", а в 1926 году - Общества русских скульпторов.

В 1923 году участвовала в оформлении павильона газеты "Известия" для первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.

В 1926-27 годах преподавала в классе лепки Художественно-промышленного техникума при музее игрушки, с 1927 года по 1930 год - в Высшем художественно-техническом институте в Москве.

К концу 1920-х годов были созданы станковые скульптуры "Юлия", "Ветер", "Крестьянка". В 1927 году "Крестьянка" на выставке к 10-летию Октября была удостоена первой премии. В 1934 году скульптура экспонировалась на Международной выставке в Венеции, после чего была куплена музеем Триеста (Италия). После второй мировой войны перешла в собственность музея Ватикана в Риме. Бронзовой отлив скульптуры был установлен в Третьяковской галерее.

В 1937 году на Всемирной выставке в Париже за композицию "Рабочий и колхозница" Вера Мухина была награждена золотой медалью Гран-при. Скульптура венчала советский павильон, спроектированный архитектором Борисом Иофаном. В 1939 году монумент был установлен в Москве недалеко от северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ныне ВДНХ). С 1947 года скульптура является эмблемой киностудии "Мосфильм".

С 1938 года по 1939 год художница работала над скульптурами для Москворецкого моста архитектора Алексея Щусева. Однако эскизы остались не воплощенными. Только одна из композиций - "Хлеб" - была исполнена автором в большом размере для выставки "Пищевая индустрия" в 1939 году.

В 1942 году ей было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР", в 1943 году - Народный художник СССР.

В годы Отечественной войны Мухина создала портреты полковника Хижняка, полковника Юсупова, скульптуру "Партизанка" (1942), а также ряд скульптурных портретов гражданских лиц: русской балерины Галины Улановой (1941), хирурга Николая Бурденко (1942-43), кораблестроителя Алексея Крылова (1945).

С 1947 года Вера Мухина являлась действительным членом Академии Художеств СССР, членом президиума академии.

Среди известных работ Веры Мухиной скульптуры "Революция", "Юлия", "Наука" (установлена у здания МГУ), "Земля" и "Вода" (в Лужниках), памятники писателю Максиму Горькому, композитору Петру Чайковскому (установлен у Московской консерватории) и многие другие. Художница участвовала в оформлении станции Московского метро "Семеновская" (открыта в 1944 г.), занималась промышленной графикой, проектированием одежды, оформительской работой.

Вера Игнатьевна Мухина - лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952), награждена орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", "За гражданские заслуги".

Имя скульптора было присвоено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу. В Москве, в районе Ново-Переделкино, в ее честь названа улица.

Ве́ра Игна́тьевна Му́хина (1889-1953) - русский (советский) скульптор. Народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). С 1947 года по 1953 год - член Президиума АХ СССР.

Вера Мухина родилась 1 июля в Риге в семье российского купца. Ее мать умерла от туберкулеза, и семья переехала в родовое имение под Могилевом, а затем в Феодосию. Отец боялся, что его дочери могут заболеть тем же, что погубило его жену. Однако семью поджидало другое горе. Отец владел маслобойным заводом и изобретавший для него машины разорился и умер. С 1903 году Вера и ее старшая сестра Мария жили у богатых дядьев в Курске. Вера прилежно училась, играла на фортепиано, рисовала и писала стихи. Дядья не жалели средств на то, чтобы воспитать умных и отзывчивых племянниц. Они побывали в Берлине, Тироле, Дрездене. Они модно одевались, ходили на балы. Вскоре сестры покинули Курск и поехали в Москву. Вера занималась в скульптурной мастерской Синицыной, в живописной студии Юона и Дудина. Вера Мухина была покорена творчеством Паоло Трубецкого, который как раз переехал в Москву. Теперь мечтой Веры было поехать заграницу. Увы, ни у нее, ни у ее сестры не было денег на это.

Зиму 1912 году Вера проводила в поместье Кочаны. Она ехала на санях и неожиданно врезалась в дерево. Девушка в кровь разбила лицо. Ей сделали несколько пластических операций в больнице. Она испытывала не только физическую боль. Раны понемногу затягивались, а родственники предложили деньги на поездку в Париж. Теперь Вера не думала о своем лице, она думала о том, кто будет ее учителем. Ее выбор пал на Бурделя. Каждое утро она ходила лепить к нему. Каждый вечер она рисовала у Коларосси. Вера еще успела ходить на выставки, концерты, лекции кубистов. Жила в Париже она в пансионе мадам Жан. В 1914 году Вере удалось побывать в Италии. Она на всю жизнь полюбила творчество Микеланджело. Началась первая мировая война и Вера пошла работать сестрой милосердия по возвращению в Россию. До последних дней своей жизни она ранила самое дорогое, что у нее было – письма от Александра Вертепова. Он тоже занимался у Бурделя, был невероятно талантил. Он пошел на фронт и погиб в одном из боев. Во власти постигшего горя Вера начала работать над скульптурой «Пиета». До этого Вера вылепила портреты своей сестры и Вертепова. Увы, до наших дней «Пиета» не дошла. Это была композиция, где погибшего воина оплакивает его невеста. Вера просила соседей поливать время от времени скульптуру, чтобы она не рассохлась, но соседи перестарались, и композиция безнадежно пострадала.

Вера Мухина опять влюбилась. Она познакомилась с молодым врачом Алексеем Замковым в 1914 году, как раз перед его отъездом на фронт. Через два года он вернулся домой в тифозной горячке. Алексею удалось перебороть болезнь, а вскоре он и Вера сыграли свадьбу. После революции почти все друзья и родственники эмигрировали. Сестра Веры вышла замуж за француза и тоже уехала. Капиталы их деда позволили бы Вере жить заграницей безбедно. Однако Вера и Алексей остались в России. В 1920 году у них родился сын Всеволод. Немало пришлось пережить семье. Сначала у Веры не было подходящей мастерской, Вера участвовала во всяких конкурсах, чтобы ее отметили. Потом умерла лучшая подруга Веры, а еще чуть позже Всеволод расшибся, когда прыгнул с насыпи. Мать выхаживала его целых четыре года. Сначала он был закован в гипс, затем он был в инвалидной коляске, а потом на костылях. В 1930-е годы все немного наладилось. Вера творила и преподавала в Высшем художественно-техническом институте. Однако начались гонения ее мужа. Алексей предложил использовать аппарат, который повышает жизненный тонус. Его не поняли и обвинили во всем, в чем только можно. Семье пришлось переехать в Воронеж. Там Вера создала прекрасные скульптурные портреты мужа, его брата и сына.

В 1934 году на Международной выставке в Венеции экспонировалась ее скульптура «Крестьянка», что была создана в 1927 году. После второй мировой войны бронзовый отлив «Крестьянки» перешел в собственность музея Ватикана в Риме, а для Третьяковской галереи Мухина сделала второй отлив этой скульптуры. Мировая слава пришла к Вере в 1937 году. В Париже она создала своих знаменитых «Рабочего и колхозницу». Вере помогали в создании проекта инженеры, рабочие, скульпторы. Мало кто знает, что «Рабочий и колхозница» из ВВЦ, это второй экземпляр скульптуры, так как первый был поврежден по пути из Парижа. Во время второй мировой войны Вера Мухина все работала. Она закончила портреты русских балерин – и Марии Семеновой. В 1948 году она придумывала вазы, делала портреты в стекле. Вера создала несколько памятников. Не стало Веры Мухиной 6 октября 1953 года. Она, в юности так любившая балы и красивые платья, в конце своей жизни сказала: «Костюмы отживают свои положенные годы, а образы – никогда».