От фонетического строя русского языка. Понятие звукового строя языка и его компонентов. Направления в фонетике: фоностилистика, социофонетика, лингвогеография Фонетические особенности и звуковой строй разных языков

Фонетика как раздел языкознания

Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуки речи. Изучает звуковую сторону языка.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.

Фонетика служит для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму. В фонетике различают фонетику (звуки) и фонологию (фонемы).

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

1) Сегментные единицы – это единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Синтагма – сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим.

Фонетическое слово (ритмическая структура, такт) - часть фразы, объединенная одним словным ударением.

Слог - наименьшая единица речевой цепочки.

Звук - минимальная фонетическая единица.

2) суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

Длительность - время звучания сегмента речи.

Существует три аспекта фонетических исследований:

1) анатомо-физиологический (артикуляционный) - исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; Активны или пассивны голосовые связки; Вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический). Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический). Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
Фонетика как уровень языка.

Фонетическая система, как и всякая система (структура), определяется не только своими физическими свойствами, но прежде всего отношением между составляющими ее элементами (впервые этот принцип применительно к лингвистическому описанию сформулировал языковыми универсалиями), а именно:

  1. способ артикуляции: наличие или отсутствие преграды на пути воздушной струи (именно способ артикуляции отделяет класс гласных, или вокальных, звуков);
  2. степень участия в производстве звуков голоса (тона) - так различаются согласные звуки, одинаковые по способу и месту артикуляции; кроме того, по степени участия в производстве звуков голосового источника (голосовых связок) выделяется особый класс согласных звуков, который называется сонантами;
  3. место артикуляции звуков (или артикуляторный фокус звука), благодаря которому различаются согласные звуки, одинаковые как по способу артикуляции, так и по участию голоса;
  4. образование артикуляторными органами специальных резонирующих полостей в артикуляторном тракте, которые используются для варьирования звучания и формирования системы гласных звуков.

§ 26. Термин "фонетика", как и многие другие лингвистические термины, – греческого происхождения (ср. греч. phone – "звук", phonetikos – "звуковой, голосовой", phonetike – "фонетика"). Подобно многим другим языковедческим терминам, в том числе и обозначающим названия языковых уровней, данный термин неоднозначен: им обозначается не только один из уровней языковой системы, но и раздел науки о языке, изучающий соответствующий языковой уровень, единицы последнего, их признаки, взаимоотношения между ними и т.д. Именно так объясняется термин "фонетика" в разных словарях – общих толковых и терминологических. Под фонетикой понимается, соответственно, "звуковой состав языка" и "раздел языкознания, изучающий звуковой состав языка" , "звуковой строй языка" и "раздел лингвистики, изучающий звуковой строй языка" , "акустические и физиологические (артикуляционные) свойства данного языка" и "раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их акустические свойства, т.е. физиологию и акустику звуков речи" и т.п.

Наряду с термином "фонетика" в современном языкознании употребляются и другие соотносительные по значению однокоренные термины – "фонемика", "фонематика", "фонология", "фонемология", "фонематология". Наиболее распространенным из них является термин "фонология", который обычно используется для обозначения раздела языкознания, или, точнее, раздела фонетики, изучающего "звуки речи как средство различения звуковых оболочек (звуковой стороны, выражения) слов и морфем..." . В то же время термин "фонология" иногда употребляется также для обозначения фонетики в рассмотренном выше ее понимании, т.е. в значении учения о звуковом составе, фонетическом уровне языка вообще . Некоторые зарубежные ученые (М. Граммон, Ф. де Соссюр) называли этим термином учение о звуках речи как физико-физиологических явлениях , использовали его для обозначения "изучения звуков речи во всех их тончайших оттенках безотносительно к их значимости" . В аналогичном значении, в значении звукового строя языка, термин "фонология" иногда употребляется и в отечественном языкознании. Это видно из таких высказываний, как, например: "Задача у науки о звуковом строе языка (у фонологии) одна: установление единиц этого строя, их системы и их функционирования или эволюции..." ; "...до сих пор фонология в основном занимается характеристикой и систематикой репрезентантов фонем, а не фонем..." . По свидетельству Л. Р. Зиндера, в подобном значении некоторыми советскими лингвистами употребляется и термин "фонемология" . На основании изложенного представляется возможным упорядочить использование рассматриваемых терминов, а именно: термин "фонетика" сохранить в одном из двух его значений – использовать для обозначения фонетического уровня, фонетического строя языка (ср. "лексика"), а термин "фонология" применять для обозначения раздела языкознания, изучающего фонетический строй, единицы фонетического уровня языка (ср. "лексика" и "лексикология").

Объектом изучения в разделе фонетики, как уже было сказано при определении понятия фонетики, являются прежде всего звуки речи, или фонемы, звуковой строй, фонемный состав языка. Именно "учение о звуках... в современной фонетике занимает центральное место" . В то же время в фонетике изучаются и другие единицы языка, языковые средства, которые сами по себе, подобно звукам речи, не выражают языковых значений. Это такие отрезки звучащей речи, сегменты речевого потока, как слоги, дифтонги, трифтонги и т.п., а также некоторые несегментные, нелинейные единицы, такие, как ударение, интонация; "с изучением звуков тесно связано изучение и других явлений звуковой стороны языка: ударения, слога, интонации, в исследовании которых фонетика добилась значительных успехов" . По словам М. И. Матусевич, в фонетике изучается "вся звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, но и их фонетические чередования, различные виды ударения (в словах и во фразах), мелодические типы (т.е. типы интонаций. – В. Н.) и ряд других вопросов, касающихся звукового оформления речи" (подробнее о таких фонетических явлениях см. ниже).

Кроме названных фонетических средств, в качестве объекта фонетики как раздела языкознания нередко рассматриваются и такие сегментные единицы, или отрезки звучащей речи, как фонетическое слово, такт (речевой такт), фраза (фонетическая фраза, фонологическая фраза) . При этом такие единицы, наряду со звуками речи и слогами, иногда определяются как основные фонетические единицы языка .

Многообразие языковых средств, рассматриваемых в качестве объекта фонетики, находит отражение в предлагаемых некоторыми лингвистами определениях данного раздела языкознания. В качестве примера можно привести следующее утверждение: "Фонетика... – наука о звуках человеческой речи, или фонемах, о слогах, речевых тактах, а также о таких звуковых явлениях, которые тесно связаны с целыми словами и предложениями и самостоятельно не вычленяются в речи (ударение, интонация)..." .

Для обозначения совокупности разнородных языковых явлений, изучаемых в разделе фонетики, нередко используются такие выражения, как "звуковые средства", "звуковой материал", "звуковая сторона языка", а изучающий эти явления раздел науки о языке определяется, соответственно, как "раздел языкознания, изучающий языковые средства языка" , как наука о "звуковом материале" языка , как раздел языкознания, изучающий его "звуковую сторону" .

§ 27. Фонетическим словом называется отрезок речи, объединенный одним словесным ударением. Это – "либо одна словоформа, несущая на себе ударение, либо сочетание в потоке речи ударной словоформы с соседней безударной словоформой (реже с двумя безударными словоформами)" .

Фонетическое слово называют еще фонологическим словом , акцентным словом , акцентной группой , большим словом .

Безударные слова, входящие в состав фонетического слова, называются клитиками, среди которых различают проклитики, т.е. слова, располагающиеся перед самостоятельными, ударяемыми словами (ср. греч. proklino – "наклоняю вперед"), и энклитики , т.е. слова, располагающиеся после ударяемого слова (ср. греч. enklind – "склоняюсь"), В качестве проклитик выступают, например, предлоги в русском и многих других языках (ср.: на столе, у стола, со стола, за столом, под столом), частица не в русском языке (ср.: не хочу, не пришел, не спится), артикли в немецком, английском, французском и других языках (ср. в немецком языке: der Mensch – человек, die Hand – рука, das Buch – книга). В качестве энклитиков выступают, например, некоторые русские постпозитивные частицы (ср.: сказал бы, садись же, хочешь ли), особые, сокращенные формы личного местоимения в польском языке: go (наряду с jego – "его"), ти (наряду с jemu – "ему"), древняя форма винительного падежа единственного числа возвратного местоимения siq в том же польском языке, которой в русском языке соответствует возвратная частица, или постфикс, -ся (-сь) (ср., например: dobrac siq – "добраться", prosic siq – "проситься", zapominac siq – "забываться"). В некоторых случаях в состав фонетического слова могут входить одновременно и проклитики, и энклитики (ср. в русском языке: а придет ли, да сегодня же, на дачу бы).

Словесное ударение в составе фонетического слова может перемещаться с самостоятельного, основного слова на служебное, т.е. на клитики, обычно употребляемые без ударения. Это характерно, в частности, для некоторых языков с фиксированным ударением. Так, например, в польском языке, где ударение постоянно падает на предпоследний слог, при сочетании односложных слов (словоформ) со слоговыми предлогами или отрицательной частицей те ударение закономерно переходит на последние (ср.: do mnie – "ко мне", za rok – "за год", nie mam – "не имею"). Аналогичное явление имеет место и в русском языке, при нефиксированном ударении (ср.: на пол, за город, под руку, не был, не жил).

Фонетические слова, равно как и слоги, выделяются в потоке речи на основе собственно фонетических признаков (отношений), без учета выражаемого ими смысла .

Примечание . Возможны случаи, когда разные фонетические слона входят в состав одного слова как лексической единицы языка (так называемого словарного, или орфографического, слова). Это бывает тогда, когда слово (словоформа) имеет два равноправных, равноценных ударения, т.е. разные ударения в слове имеют одинаковую силу, например в немецком слове blutarm – "очень бледный" . Некоторые ученые в качестве разных фонетических слов рассматривают также части сложных лексических единиц, имеющих дополнительное, второстепенное, или побочное, ударение (наряду с основным, главным ударением), т.е. части этих слов, объединенные и основным, и дополнительным ударением. Это иллюстрируется такими примерами: высокоуважа́емый, перепончатокры́лые . По мнению других лингвистов, фонетическое (акцентное) слово создается главным ударением; "с помощью второстепенного ударения создается лишь некоторое различение внутри единого смыслового и фонетического целого" .

Такт (речевой такт) представляет собой отрезок речи между двумя краткими (ограничительными) паузами; он может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения .

По определению О. С. Ахмановой, такт – это "основная единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами (или минимумами ритмо-мелодической интенсивности)" . В лингвистической литературе данная фонетическая единица называется также речевым звеном , дыхательной группой . Чаще всего в этом значении используется термин "синтагма" .

Фраза (фонетическая, фонологическая фраза) – самая крупная фонетическая единица. Фраза (от греч. phmsis – "выражение, способ выражения") – это "ряд тактов, объединенных и выделенных интонацией (в частном случае ряд может состоять и из одного такта)" .

Для обозначения данной фонетической единицы иногда используются и другие термины, например: "фонетическое словосочетание" , "высказывание" , "интонема" .

Термином "фраза" нередко обозначается также фонетическая единица, обычно называемая тактом, или речевым тактом . По определению Н. Д. Светозарова, фразой называется (наряду с другими понятиями) "любое интонационно-смысловое единство, ограниченное с двух сторон паузами" . При таком употреблении данного термина "в нем объединяются понятия Ф. (т.е. фразы. – В. Я.) и синтагмы" .

§ 28. Задачи фонетики как раздела языкознания определяются объектом исследования. Фонетика занимается всесторонним изучением различных фонетических средств языка (языков), их фонетических свойств и т.д. (см. § 27). Фонетические средства изучаются в фонетике с точки зрения их функционирования в речи и изменения в процессе языкового развития. При более широком понимании фонетики как раздела лингвистики в ее задачи включается также изучение норм произношения звуков речи (соответственно выделяется подраздел орфоэпии), совокупности графических, начертательных знаков, используемых для передачи звуков речи на письме (выделяется подраздел графики), системы правил передачи звуков речи на письме, написания значимых единиц языка (подраздел орфографии).

В зависимости от характера задач, решаемых в области фонетики, принято различать фонетику частную и общую (подобно тому, как различается частное и общее языкознание). Частная фонетика занимается изучением фонетических средств, различных фонетических явлений отдельных конкретных языков или определенных групп языков, их фонетических систем в целом, вопросов функционирования и развития фонетических систем соответствующих языков. Общая фонетика изучает общие фонетические закономерности, действующие в разных языках, на основе данных, полученных в результате анализа фонетических явлений отдельных конкретных языков. В свою очередь, она является теоретической основой для изучения фонетических систем, разных фонетических явлений этих языков.

В рамках частной фонетики различается фонетика описательная, или синхроническая, и фонетика историческая, или диахроническая. Описательная фонетика изучает звуки речи и другие фонетические явления с точки зрения их функционирования, взаимодействия и использования на определенном этапе развития данного языка, в частности, в его современном состоянии. Историческая фонетика занимается изучением вопросов формирования, изменения и развития разных фонетических явлений отдельных языков или определенных групп языков и фонетических систем этих языков в целом.

В описательной фонетике звуки речи как важнейшие единицы фонетического строя языка изучаются в разных аспектах, с разных точек зрения. Обычно говорят о трех аспектах изучения звуков речи, таких, как 1) физический, или акустический, 2) биологический, физиологический (анатомо-физиологический), или артикуляционный, и 3) собственно лингвистический, социальный, или функциональный. В соответствии с этим различается фонетика акустическая, артикуляционная и функциональная.

Акустическая фонетика рассматривает звуки речи с точки зрения их физических, или акустических, признаков, т.е. изучает акустические свойства звуков, которые позволяют воспринимать звуки речи на слух и различать их.

Наряду с акустической фонетикой, акустическим аспектом изучения звуков речи, некоторые лингвисты особо выделяют перцептивный аспект, предполагающий изучение звуков с точки зрения их восприятия человеком, слушающим звучащую речь . Название этого аспекта связано по значению со словом перцепция , которое восходит к латинскому perceptio (понимание, познавание) и объясняется как "отражение предметов и явлений реального мира в их целом во время воздействия их на наши органы чувств; восприятие..." .

Артикуляционная фонетика изучает биологические, физиологические свойства звуков, физиологию их образования, т.е. работу органов речи, в результате которой образуются соответствующие звуки, а также устройство речевого аппарата.

Функциональная фонетика занимается изучением звуков речи с точки зрения их социального использования в процессе общения, выполняемой ими функции, или назначения, – служить средством общения людей.

Функциональная фонетика обычно называется фонологией, которая противопоставляется фонетике акустической и артикуляционной. Иными словами, различаются собственно фонетика, включающая акустическую и артикуляционную фонетику, и фонология как особый подраздел фонетики, или самостоятельный "раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее функциональной значимости" , "раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство различения звуковых оболочек (звуковой стороны, выражения) слов и морфем..." . По словам Л. Р. Зиндера, "звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляционном и функционально-языковом аспектах", в соответствии с чем различается собственно фонетика и фонология . Таким образом, термин "фонетика" используется в широком смысле (как учение о звуках речи в трех названных выше аспектах) и в более узком смысле (как учение о звуках речи в акустическом и артикуляционном аспектах).

При изучении звуковых единиц языка в современной лингвистике осуществляются различные опыты, эксперименты. В связи с этим особо выделяется экспериментальная фонетика, в задачи которой входит изучение звуковых единиц языка на основе опытов, экспериментов . В экспериментальной фонетике часто используются различные технические средства – приборы, аппараты, поэтому ее нередко называют фонетикой инструментальной , или аппаратурной .

Используемые в фонетических исследованиях технические средства позволяют более точно определить акустические и артикуляционные признаки звуков речи, характер изменения звуков в речевом потоке. Так, например, с помощью специальною прибора, называемого осциллографом, звуковые колебания превращаются в колебания электрического тока, светового луча, фиксируемые на кинопленке или на экране, что позволяет определить длительность, силу звука, высоту его тона. С помощью спектрографа (звукового спектрографа) можно получить общую акустическую картину звука речи. Искусственное небо (пластинка из целлулоида или иного тонкого материала, покрытая тальком) позволяет зафиксировать положение языка по отношению к небу при произнесении того или иного звука. Использование рентгеновского аппарата дает возможность наблюдать за положением и изменением разных органов речи в процессе их работы. При помощи технических средств искусственным путем (без участия человека) создаются речеподобные звуки .

§ 29. Значение фонетики. Фонетика изучает единицы языка, которые непосредственно не выражают каких-либо значений, сами по себе не содержат какой-либо информации, поэтому на первый взгляд может показаться, что изучение фонетических единиц не имеет существенного значения. На самом деле это не так: изучение фонетических единиц имеет исключительно важное как теоретическое, так и практическое, прикладное значение.

Теоретическое значение фонетики объясняется прежде всего тем, что она имеет дело с такими материальными единицами языка, как звуки речи, т.е. единицами, без материального воплощения которых невозможно представить себе другие, более сложные единицы языка и в целом язык как средство общения людей. По словам Р. И. Аванесова, "без знакомства с фонетической системой языка невозможно теоретическое или практическое изучение языка" , в частности его грамматического строя и словарного состава . Неслучайно именно с фонетики обычно начинается научное описание и изучение языков.

Изучение звуковой системы языка, изменения элементов этой системы, закономерностей изменения звуков речи в процессе исторического развития языка имеет важное значение для исторического языкознания, прежде всего для исторической грамматики и исторической лексикологии. Оно "помогает нам не только объяснить происходившие в языке изменения, но и в какой-то мере предсказать возможные пути развития его" .

Практическое, прикладное значение фонетики в области языкознания состоит, прежде всего, в том, что на основе данных фонетики создаются системы письма для бесписьменных языков и совершенствуются существующие письменные системы; фонетика положена в основу обучения письму и чтению; на нее опирается изучение произношения на неродном языке.

Лингвистические сведения, полученные в результате фонетических исследований, практически используются и в других сферах человеческой деятельности. В медицине (в такой ее отрасли, как логопе́дия), например, они широко используются для успешного лечения речевых расстройств, устранения дефектов речи. Лингвистические сведения в области фонетики необходимы для совершенствования технических средств связи, для повышения эффективности их работы, увеличения пропускной способности телефонных линий и т.д.

  • Словарь современного русского литературного языка. Т. 16. С. 1472.
  • Словарь иностранных слов. С. 743.
  • Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. С. 496; см. также: Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Справочник лингвистических терминов. С. 464.
  • Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. С. 499.
  • Об этом см., например: Зиндер Л. Р. Общая фонетика. 2-е изд. М., 1979. С. 12.
  • См. об этом: Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 57.
  • Щерба Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958. Т. 1. С. 162.
  • Реформатский А. А. Из истории отечественной филологии. М., 1970. С. 83.
  • Торсуев Г. II. Проблемы теоретической фонетики и фонологии. М., 1969. С. 15-16.
  • См.: Зиндер Л. Р. Общая фонетика. С. 12.
  • Зиндер Л. Р. Общая фонетика. С. 4.
  • Там же.
  • Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. С. 5.
  • См., например: Волгина Н. С., Розенталь Д. Э„ Фомина М. И., Цапукевич В. В. Современный русский язык. 3-е изд. М., 1966. С. 74; Русский язык: энциклопедия / гл. ред. ТО. Н. Караулов. С. 598.
  • См.: Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. С. 598.
  • Головин Б. Н. Введение в языкознание. 1966. С. 23–24.

Русское письмо - звуковое, точнее, фонемное (фонематическое). Это значит, что каждому основному звуку речи, или каждой фонеме, в графической системе языка соответствует свой знак - своя графема.

Методика обучения грамоте, ориентируя учащихся и учителя на звуки, учитывает особенности русской фонетической системы.

Очень важно для обучения грамоте, какие звуковые единицы в русском языке выполняют смыслоразличительную функцию (т. е. являются фонемами, «основными звуками»), а какие такой функции не выполняют (варианты «основных звуков» - фонемы в слабых позициях).

В русском языке 6 гласных фонем: а, о, у, ы, и, э - и 37 согласных фонем: твердые п, б, м, ф, в, т, д, с, з, л, н, ш, ж, р, г, к, х, ц, мягкие п", б", м", ф", е", иг", д", с", з", л", н", р", долгий ш", долгий ж", ч, и. Фонемы г, к, х выступают в своих мягких вариантах лишь перед гласными е, и. Сильные позиции для гласных фонем - стоят под ударением, сильные позиции для согласных фонем (кроме и) - находятся перед гласными а, о, у, и (для парных по звонкости-глухости и по твердости-мягкости имеются дополнительные случаи, которые изложены в учебнике «Современный русский язык»). Фонема и перед ударными гласными стоит "В сильной позиции, в остальных случаях она выступает в слабой позиции (так называемый неслоговой и: мой - мой).

В слабых позициях фонемы выступают как варианты, звучащие недостаточно отчетливо (вода - о? а?) или переходящие в противоположный по парности (мороз - на конце с). Нетрудно убедиться, что фонем, выступающих в слабых позициях, т. е. звучащих неясно, неотчетливо, в речи встречается весьма много, и это не может не учитываться в обучении грамоте.

В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте. Школьники выделяют звуки, их анализируют, синтезируют и на этой основе усваивают буквы и весь процесс чтения. В этой работе нужно учитывать особенности русской графической системы, особенности обозначения звуков на письме. Наиболее важны для методики обучения грамоте следующие особенности графической системы русского языка:

1. В основе русской графики лежит слоговой принцип. Он состоит в том, что отдельно взятая буква (графема), как правило, не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. Например, мы не можем прочесть букву л, так как, не видя следующей буквы, не знаем, твердый это л или мягкий; но две буквы ли или лу мы прочитываем безошибочно: в первом случае л мягкий, во втором - л твердый.

Если мы видим букву с, то нам кажется, что ее нужно читать либо как с твердый, либо как с мягкий. Но бывают случаи, когда с надо читать как ш - сшил; как щ - считать; как ц - мыться.


Букву я, взятую отдельно, мы прочтем как йа (два звука); но в сочетании с предшествующим мягким согласным мы ее прочтем как а: мяч, ряд.

Поскольку в русском языке звуковое содержание буквы обнаруживается лишь в сочетании с другими буквами, то, следовательно, побуквенное чтение невозможно, оно постоянно приводило бы к ошибкам в чтении и к необходимости исправлений. Поэтому в обучении грамоте принят принцип слогового (позиционного) чтения. С самого начала чтения школьники ориентируются на слог, как на единицу чтения. Те дети, которые получили навык побуквенного чтения в результате домашнего обучения, в школе переучиваются.

Конечно, не всегда удается сразу добиться прочтения слов в соответствии с нормами русской орфоэпии. Так, слова его, что, синего дети не сразу научаются читать как [эво], [што], [с"иньвъ]. В таких, сравнительно трудных случаях рекомендуется двоякое прочтение: «орфографическое», а затем - орфоэпическое.

В особо трудных случаях разрешается даже побуквенное прочтение,- например, если встречается совсем незнакомое слово. Однако вслед за ним должно следовать слоговое чтение и чтение целым словом.

2. Большинство русских согласных букв б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х бывают и твердыми и мягкими и обозначают два звука: рама, река.

Буквы ч, щ однозначны: они обозначают всегда мягкие звуки, а буквы ц, ш, ж - всегда твердые звуки.

Эти особенности учитываются в методике: дети сначала знакомятся лишь с твердыми согласными, а позже - с мягкими. Звуки ч, щ, ц, ж изучаются на сравнительно поздних этапах обучения грамоте1.

3. Звук б (среднеязычный, всегда мягкий согласный) обозначается не только буквой и, но также буквами ё, я, е, ю, когда они стоят в абсолютном начале слова (ёлка - [йол]ка, Яша - [йа]-ша), после гласных в середине слова (моя - мо[йа], поехали - по[йэ]хали) и после ъ или ъ (вьюн - [в"дун], подъезд- подэ]зд).

Йотированные гласные е, я, ё, ю читаются на сравнительно поздних этапах обучения грамоте2, и дети усваивают их чтение больше по догадке, чем на основе теории. Они узнают эти буквы и как е], [|а], [р], у], и как э, а, о, у после мягких согласных (без транскрипции, разумеется).

4. Мягкость согласных обозначается в русской графике несколькими способами: во-первых, ь (угол - уголь), во-вторых, последующими гласными и, е, я, ё, ю (липа, Лена, мягкий, лён, Люба - [л"и]па, [Л"э]на, [м"а]гкий, [л"он], [Л"у]ба); в-третьих, последующими мягкими согласными: [п"эс"н"ь]. С первыми двумя способами обозначения мягкости согласных первоклассники знакомятся без теории, практически; третий не затрагивается вовсе.

При слоговом чтении различение мягких и твердых согласных не вызывает у учащихся затруднений. Наиболее трудный случай - с мягким согласным на конце слова: кон - конь, угол - уголь, а также внутри слова: вал - вял, мал - мял, ложа - лёжа и т. п. Для усвоения мягких согласных, в отличие от твердых, используется сопоставительное чтение и разъяснение значения слов, различающихся только мягкостью или твердостью одного согласного (случаи, когда твердость-мягкость выступает в смыслоразличительной функции).

5. Звуки русского языка в словах стоят в сильных и слабых позициях. Так, для гласных сильная позиция - под ударением, слабая позиция - безударная. Независимо от сильной или слабой позиции, звук (точнее, фонема) обозначается одной и той же буквой. Несовпадение звука и буквы в слабых позициях необходимо учитывать в методике: на первых порах стараются избегать слов с безударными гласными, с звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова - вводят эти орфографические трудности постепенно, сопоставляя слабые позиций с сильными (мороз - морозы, дома - дом).

Серьезную трудность для детей представляет многовариантность звуков. Выделяя звуки из слова, мы никогда не получаем точно такого звука, какой был в слове. Он только приблизительно похож на звук в слове, где на него влияют последующие и предыдущие звуки (ша, шо, шу).

Ребенок должен уловить общее в звучании всех вариантов одного и того же звука. Для этого подбираются слова с изучаемым звуком, чтобы он стоял в разных позициях и сочетаниях с другими звуками (шалаш, хорошо, шум).

При обучении грамоте следует по возможности избегать звукобуквенного анализа таких слов, где действует закон абсолютного конца слова (гвоздь - гость, груздь - грусть и т. п.), закон ассимиляции по звонкости-глухости согласных (сжать - [жа]ть, счет - [що]т, позже - по[же] и т. п.), где происходит упрощение сочетаний согласных, или есть непроизносимые согласные (грустный - «грусный», сердце - «серце», солнце - «сонце» и т. п.). С такими явлениями русской фонетики дети познакомятся позднее; например, с непроизносимыми согласными - во II классе.

6. Не следует забывать, что все буквы русского алфавита используются в четырех вариантах: печатные и письменные, заглавные и строчные.

Первоклассники усваивают заглавные буквы как «сигнал» начала предложения и как признак имен собственных (простейшие случаи). Заглавные буквы отличаются от строчных не только размерами, но часто и начертанием.

Для нормального чтения необходимо усвоить и некоторые пунктограммы - точку, вопросительный и восклицательный знаки, запятую, двоеточие, тире.

Немаловажное значение для решения методических вопросов имеет слогоделение. Слог, с точки зрения образования, представляет собой несколько звуков (или один звук), произносимых одним выдыхательным толчком. В слоге в роли его основы выделяется гласный звук своей наибольшей звучностью (в процессе произношения слога гласный выполняет роль «ртораскрывателя», а согласные - роль «ртосмыкателей»). Слоги бывают открытые типа сг (согласный+гласный) - ма, закрытые типа гс - ам, и типа сгс - мак, а также эти же типы со стечением согласных: ссг - три, сссг - стро и некоторые другие. Трудность слогов зависит от их структуры: самыми легкими для учащихся слогами принято считать слоги типа сг и гс.

И чтение и письмо - сложные процессы. Взрослый, опытный чтец не замечает элементарных действий, из которых складывается процесс и письма чтения или письма, так как эти действия автоматизированы; но ребенок, обучающийся читать или писать, еще не сливает всех элементарных действий в одно сложное, для него каждый элемент представляется самостоятельным действием, нередко - очень трудным, требующим больших усилий не только волевых, интеллектуальных, но даже физических.

Невозможно обучать школьников грамоте, не представляя чтения и письма в элементах, составляющих эти действия. Рассмотрим эти элементы.

Чтение. Опытный чтец не останавливается взором на каждой букве и даже на каждом слове: в его «поле чтения» попадает сразу 2-3 слова, фиксируемые краткой остановкой глаз. Установлено, что взор читающего движется по строке рывками, останавливаясь на строчке 3-4 раза. Осознание текста происходит во время остановок. Число остановок зависит не только от опыта чтеца, но и от трудности текста.

Опытный чтец схватывает слова по их общему виду. С помощью тахистоскопа установлено, что длинные и короткие знакомые слова опытный чтец читает почти с одинаковой скоростью. Но если встретится незнакомое слово, то он вынужден читать по слогам или даже по буквам, а иногда, вернувшись взором к началу слова, перечитать его снова. Хотя опытный чтец не нуждается в слуховом анализаторе и предпочитает читать про себя, но трудное слово он нередко прочитывает вслух (или хотя бы «проговаривает» без звука), так как для восприятия ему не хватает одного лишь зрительного анализатора.

Опытному чтецу незачем читать вслух: тихое чтение протекает в 1,5-2 раза быстрее громкого, понимание текста оказывается даже выше, так как при тихом чтении чтец имеет возможность «пробежать» глазами текст намного вперед, вернуться к отдельным местам прочитанного, перечесть их (работать над читаемым текстом).

Для техники и для сознательности чтения немаловажную роль играет контекст.

Чем же отличается процесс чтения у начинающего обучаться грамоте?

а) «Поле чтения» начинающего чтеца охватывает всего лишь одну букву, чтобы ее «узнать», нередко он сравнивает ее с другими; прочтение буквы возбуждает в нем естественное желание произнести сразу же звук, но учительница требует произносить целый слог,- следовательно, ему приходится прочесть как минимум еще одну букву, предыдущую удерживая в памяти, он должен слить два или три звука. И здесь для многих детей кроются немалые трудности.

Ведь для прочтения слова недостаточно воспроизвести звуки, его составляющие. Процесс чтения протекает медленно, так как для прочтения слова нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слове, к тому же еще нужно слить звуки в слоги, а слоги - в слова.

б) Глаза начинающего чтеца нередко теряют строчку, так как ему приходится возвращаться, перечитывать буквы, слоги. Его взор еще не приучен двигаться строго параллельно строчкам. Эта трудность постепенно исчезает, по мере того как объем внимания школьника расширяется, и он воспринимает сразу целый слог или целое слово.

в) Начинающий читать не всегда легко понимает смысл прочитанного. Огромное внимание уделяется технической стороне чтения, каждому элементарному действию, и к тому моменту, как слово прочитано и произнесено, школьник не успевает его осознать. Понимание смысла отрывается от чтения, «узнавание» слова происходит не одновременно с его прочтением, а после. Школа уделяет огромное внимание сознательности чтения. Ее повышают картинки, вопросы и объяснения учительницы, наглядные пособия; способствует осознанию чтение вслух:, слуховой раздражитель поддерживает зрительное восприятие слова и помогает понять его смысл. И все же слабая сознательность чтения - одна из главных трудностей обучения грамоте.

г) Для неопытного чтеца характерно угадывание слова либо по первому слогу, либо по картинке, либо по контексту. Однако попытки угадывать слова, хотя и приводят к ошибкам в чтении, свидетельствуют о том, что ученик стремится читать сознательно. (Догадки характерны и для опытного чтеца, но его догадки редко приводят к ошибкам.) Ошибки, вызванные догадками, исправляются немедленным прочтением по слогам, звукобуквенным анализом и синтезом.

Наибольшей трудностью при обучении чтению считают трудность звукослияния: дети произносят отдельные звуки, а слога получить не могут. Необходимо рассмотреть физиологическую основу этой трудности.

Речевые органы (язык, губы, нёбо, нижняя челюсть, легкие, голосовые связки) при произнесении каждого звука, отдельно взятого, находятся в положении экскурсии (выхода из неподвижности); выдержки и рекурсии.

При произношении двух звуков слитно, в слоге, рекурсия первого звука сливается с экскурсией второго. Следовательно, для преодоления трудностей звукослияния нужно, чтобы ребенок произносил второй звук, не допустив рекурсии по первому звуку; схематически это представляется так:

Основной и, по существу, единственный эффективный способ преодоления трудности звукослияния - это слоговое чтение. Установка на слог, как на единицу чтения, может свести к минимуму трудность звукослияния.

Как видим, процесс чтения для первоклассника - это сложный, весьма трудный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Их преодоление и слияние всех элементов в сложное действие требуют больших волевых усилий и значительного объема внимания, его устойчивости.

Ключ к успеху в обучении - это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.

Такая организация учения, при которой каждый ученик включен в активную, в значительной степени - самостоятельную познавательную деятельность, разовьет быстроту и точность восприятия, устойчивость, длительность и широту внимания, объем и готовность памяти, гибкость, логичность и абстрактность мышления, сложность, богатство, разнообразие и правильность речи.

Развитие школьника возможно только в деятельности. Так, быть внимательным по отношению к предмету - это значит быть деятельным по отношению к нему: «То, что мы называем организацией внимания ученика,- это прежде всего организация конкретных процессов его учебной деятельности»1.

В современной советской школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Специальные исследования и опыт показывают, что дети, приходящие в 1 класс, особенно из детского сада, по своему психическому развитию готовы и к восприятию отдельных звуков, и к анализу и синтезу как мыслительным действиям.

В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха, т. е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы (основные звуки) не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы.

Элементарным фонематическим слухом обладает ребенок к двум годам: он способен различить слова, сходные по звуковому составу, кроме одного звука (мама и Маша). Но в школе требования к фонематическому слуху очень высоки: школьники тренируются в разложении слов на звуки, в выделении звука из сочетаний с различными другими звуками и т. д.

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию иногда называют фонематической).

Развитие фонематического слуха требует также весьма развитого слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения (развитие слуховых восприятий).

Основой обучения и чтению и письму является речь самих детей, уровень ее развития к моменту поступления в школу.

Письмо. Длительный опыт сформировал у грамотного взрослого человека навык, автоматизм письма. Взрослый редко обращает внимание на начертание и соединение букв, на орфографию, даже строчки он придерживается автоматически и переносит слова, почти не задумываясь над соблюдением правил. Его внимание сосредоточено на содержании и отчасти на стиле и пунктуации. Тем более он не задумывается над тем, как держать ручку, как положить бумагу и т. п. Положение рук и посадка у него давно установились. Иными словами, ему не приходится затрачивать сознательных усилий на графическую, техническую сторону письма.

Совершенно по-иному протекает процесс письма у первоклассника. Этот процесс распадается для него на множество самостоятельных действий. Он должен следить за собой, чтобы правильно держать ручку, положить тетрадь. Учась писать букву, школьник должен вспомнить ее форму, элементы, разместить ее на строчке в тетради, учитывая разлиновку, вспомнить, как будет двигаться ручка по строке. Если он пишет целое слово, он дополнительно к тому должен вспомнить, как соединяется одна буква с другой, и высчитать, поместится ли слово в строчке. Он должен помнить, как следует сидеть, не приближая глазок тетради. Ребенок еще не привык выполнять эти задачи, поэтому все названные действия требуют от него сознательных усилий. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. Когда первоклассник пишет, у него напрягается все тело, особенно мускулы кисти и предплечья. Этим обусловлена необходимость проведения специальных физкультурных упражнений в ходе урока.

Понаблюдаем, как школьник пишет. Перо (точнее, шариковая ручка) движется по бумаге медленно, неуверенно, вздрагивает; написав букву, ученик отрывается и рассматривает ее, сравнивает с образцом, иногда подправляет. Движения руки нередко сопровождаются движениями головы или языка.

Проверяя тетради ученика, мы убедимся, что одна и та же буква написана в разных случаях по-разному. Это - следствие недостаточного умения, усталости. Повторное написание букв и слов для учащихся является не механическим процессом, а сознательной деятельностью. Учащийся пишет букву, вкладывая в свою работу много волевых усилий.

В настоящий момент прикладная фонетика находится в состоянии стремительного развития. Одно из её основных направлений - это описание разных речевых стилей. Исследования звучащей речи выходят на передний план в связи с несколькими причинами. В первую очередь большое значение имеет тот факт, что эта область мало исследована, во-вторых, большого интереса заслуживает проблема психолингвистических функций единиц звучащей речи.

Когда мы говорим о фонетике, мы так или иначе касаемся и орфоэпии. Орфоэпическая норма - один из двух аспектов произносительной нормы, она определяет употребление фонем, их порядок следования в слове, то есть нормативный фонемный состав слова. В качестве подобного примера можно привести орфографию, занимающуюся определением нормативного буквенного состава слов в письменной форме. Второй аспект произносительной нормы - это орфофония (или ортофония). Она занимается установлением нормативной реализации звуковых функциональных единиц, то есть правил произношения аллофонов фонем.

Фонемный состав слова определяется орфоэпическими правилами. Орфоэпия очень тесно связано с фонетикой: правила произношения охватывают всю фонетическую систему языка, то есть состав различаемых в этом языке фонем, их качество, изменения в разнообразных фонетических условиях.

Орфоэпия - это раздел науки о языке, который занимается нормами произношения, их обоснованием и установлением. Все национальные языки представлены своими разновидностями, которые имеют различное значение как для общества использующего этот язык, так и для изучающих данный язык лингвистов. Говоря о национальном языке, мы в первую очередь подразумеваем литературный язык, то есть тот язык, который использует образованная часть общества, но не следует забывать и о том, что помимо литературного языка в непосредственной близости от него существуют и территориальные диалекты, сохранившие черты старого состояния данного языка, и социальные диалекты, характеризующие различные социальные группы своих носителей, и просторечие, являющее собой результат различных отклонений от литературной нормы языка.

Языковая произносительная норма - предмет изучения орфоэпии. Изучение произносительной нормы не может идти в отрыве от таких параметров, как понятие стиля, социальные факторы, географические факторы. Все это входит в область изучения смежных дисциплин, без которых в той или иной мере невозможно изучение фонетики.

К примеру, фоностилистика (стилистическая фонетика) занимается рассмотрением особенности организации звуковой речи в области её экспрессивного воздействия. Также к области фоностилистики относят исследование стилеобразующих возможностей звуковых средств. Но если существование фонетических стилей никакого сомнения не вызывает, то в их выделении заключается проблема. На данный момент не существует классификации фонетических стилей, которые можно было бы соотнести с функциональными стилями речи. Сложности при выявлении фоностилистических особенностей в различных видах речевой деятельности обусловлены отсутствием какого-либо системного описания уровня звучащей речи.

Фоностилистика (фонетическая стилистика) - это лингвистическая наука, занимающаяся изучением частоты употребления фонем в различных стилях, их соотношение и сочетаемость, а также анализирующая звуковые эффекты, мотивированные образностью и содержанием текста.

Фоностилистика в качестве лингвистической дисциплины далеко не нова, она обладает глубокими корнями и давней историей в языкознании, потому как нацелена на решение, вероятно, главной задачи теории языка - постижение закономерностей связи звука и значения, принципов их соединения в речевой деятельности - звуковому выстраиванию речи как способы обретения смысла и смыслу как явлению звучащему, в некотором отношении даже музыкальному. Как и единицы любого другого языкового уровня, единицы фонетического уровня можно рассматривать как предмет отбора и комбинирования, то есть они могут быть объектом стилистики, дисциплины, занимающейся изучением принципов, механизмов, целей и результатов речевого отбора.

Социофонетика -- является направлением социолингвистических исследований, изучающим социально фонетические зависимости и связи. Также это раздел лингвистики, изучающий масштаб распространения того или иного произношения, употребление речевых вариаций в разных слоях населения. Основной метод исследования - анкетирование, использование вопросников. Это позволяет получить данные о том, каких норм произношения придерживаются различные группы населения, отличающиеся по возрасту, профессии, месту жительства и т.д.

В данном случае очевидна и неразрывна связь социофонетики и лингвогеографии. Социальный фактор имеет едва ли не прямую зависимость от географического, а иногда и геополитического расположения той или иной зоны. Нередко можно слышать такие понятия как «южный акцент», «северный акцент», что является прямым следствием зависимости языка от геоположения.

Из материалов лингвистической географии можно получить возможность исследовать территорию распространения тех или иных явлений, имеющих отношение к любым аспектам языка. К ним могут относиться как фонетические, так и морфологические, синтаксические, лексические (семантические) и даже стилистические вопросы. Всё это зависит лишь от объёма и специфики атласа. Некоторые атласы обращены к изучению лексических сторон языка, другие - грамматических. Для изучения каждого отдельного языкового факта в первую очередь необходимо найти зону его распространения, а затем интерпретировать конфигурацию этой зоны.

Лингвистическая география (лингвогеография ) -- это дисциплина, которая занимается изучением языка в пространственном отношении, а также территориальное распространение языковых единиц и явлений. Этот раздел лингвистики исследует территориальное размещение языков и распространение языковых явлений. Также он изучает географии языковых явлений (так называемые изоглоссы) различного уровня. Лингвистическая география многофункциональна, она является как одним из разделов общей лингвистики, так и разделом более частных дисциплин: диалектографии и диалектологии. Основная задача лингвистической географии -- составление подробных языковых карт.

Основные понятия фонетики


Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию, свойства, законы, по которым они образуются, вила функционирования.

Звук речи - это минимальная единица вой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными фонетическими свойствами.

Звук является основной единицей языка со словом и предложением, но сам по себе он имеет никакого значения.

Звуки выполняют в языке важную смысл, значительную роль: они создают внешнюю оболочку слов и тем самым помогают отличить слова друг от друга.

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделить следующие части:

1) дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи;

3) полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны и обертоны, наслаивающиеся на основной тон, возникший в гортани.

4) Полости рта и носа являются резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука; органы произношения, т. е. язык, губы.

5) 5) головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата.

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные. Основные различия между ними связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога. Слогообразующими являются гласные» которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.

Принципы классификации звуков речи

Звуки русского языка по особенностям образования и акустическим свойствам делятся на гласные и согласные.

Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса, при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных - в организации звуковой целостности слога, слова.

В русском языке основных гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласные звуки бывают ударными (например, шум - [у], лес - [э]) и безударными (например: вода - [а], весна - [и]).

Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта. При образовании согласных необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции.

Согласные как класс звуков противостоят гласным еще и потому, что они не являются слогообразующими: само название «согласный», т. е. встречающийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласного в слоге.

Наконец, следует отметить еще один важный признак в противопоставлении гласных и согласных - их роль как носителей определенной информации. Поскольку гласных значительно меньше, чем согласных, они чаще встречаются, выбор их довольно прост. Согласных значительно больше гласных, поэтому возможность выбора необходимого из них труднее.

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.

В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные и сонорные (от лат. Зопогиз - звучный).

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (друг - [к], ложка - [ш]).

Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, Ну м, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением (просьба - [з"]).

Слог. Ударение

Слог - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог - это наименьшая единица произнесения слова. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытый слог, например по-ра, го-ра,), либо на согласный (это закрытый слог, например док-тор, чер-ный).

Ударение - это выделение слога в слове с большей силой при произнесении слова с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).

Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: кни-га, ве-сен-ний, при-гла-ситъ.

В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение - это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть на последнем слоге: хорошо, на предпоследнем: подруга, на третьем от конца: дорого.

Связанное ударение - это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском языке оно находится на последнем слоге, в английском на первом).

По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным.

Подвоенное ударение - это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной и той же морфеме, например: гора - гору.

Неподвижное ударение - это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, например: книга, книгу, книгой.

Ударение может различать значения слов или разные формы слова: атлас (собрание географических карт) - атлас (блестящая шёлковая ткань), окна (им.п. мн.ч.) - окно (род.п. ед.ч.)

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает побочное ударение (например: мединститут, двухэтажный).

Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак а вверху над ударной гласной.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: одновременно и одновременно, творог - творог, иначе - иначе, мышление и мышление.

Русское ударение в изменяемых словах при их сложении или сопряжении может сохраняться на той же части слова, на который оно было в начальной форме: гора - горы, большой - большого, песчаный - песчаного, выбрать - выберу, а может переходить на другую часть слова, например: дружок - дружка, занять - заняла.

Фонема как единица языка

В каждом языке существует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм.

Фонема - это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка.

В русском языке 5 гласных фонем, а число согласных фонем колеблется от 32 до 37.

Как любая единица языка, фонема обладает присущими ей фонологическими признаками. Одни из них являются «пассивными» признаками, другие - «активными», например: твердость, звонкость, взрывность. Чтобы определить фонему, необходим мо знать набор ее дифференциальных признаков.

Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем (сравните: мал - мол - мул - здесь под ударением в одном и том же фонетическом окружении различаются фонемы [а], [о], [у]).

Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. Различают сильную и слабую позиции.

Сильная позиция - это позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Фонема выступает здесь в своем основном облике, что позволяет ей наилучшим образом выполнять свои функции. Для гласных русского языка это позиция под ударением. Для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, например: [г]ол - [к]ол.

Слабая позиция - это позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц, потому что фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своей различительной функции, например: с[а]ма - сама и сома.

Для гласных русского языка слабая позиция- это позиция без ударения. Для глухих/звонких"согласных - позиция конца слова, где они не различаются, совпадая в одном звуке, например: леса - лиса [лиса], съезд - съест [сйэст].

Транскрипция

Транскрипция - это особая система письма, используемая для точной передачи звукового состава устной или письменной речи. Транскрипция строится на строгом соблюдении принципа соответствия знака и звука, передаваемого этим знаком: один и тот же знак должен во всех случаях соответствовать одному и тому же звуку.

Различают несколько видов транскрипций. Чаще всего используется фонетическая транскрипция.

Фонетическая транскрипция используется для передачи слова в полном соответствии с его звучанием, т. е. с ее помощью фиксируется звуковой состав слова. Она строится на основе какого-либо алфавита с использованием надстрочных или подстрочных знаков, служащих для обозначения ударения, мягкости, долготы, краткости. Среди фонетических алфавитов наиболее известен алфавит Международной фонетической ассоциации, построенный на основе латинского алфавита, например, слова окно и день передаются следующим образом: [акпо\ [й у еп у ].

В России, кроме того, используется транскрипция, имеющая в своей основе русскую графику: [лтсно], [д*эн"].

В транскрипции не используются знаки препинания и прописные буквы.