Военные реформы Ивана IV Грозного. Иван IV и его реформы Что такое реформы ивана 4

Конспект по истории России

Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.

Детство Ивана IV прошло в период "боярского правления" - заговоров в верхах, городских восстаний, что расшатывало государственную власть. Надежды на разрешение противоречий связывались с началом самостоятельного правления Ивана IV, принявшего в 1547 г. титул царя. При царе сложилась "Избранная рада" (князь Курбский, Алексей Адашев, митрополит Макарий, духовник Ивана IV Сильвестр), с помощью которой Иван IV попытался осуществить в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть как выразительницу общественных интересов.

В 1549 г. Иван IV собирает первый в истории нашей страны Земской собор , собрание представителей от всех сословий, кроме помещичьих крестьян и холопов, на котором он выступил с программой реформ. Правительство начинает разработку нового Судебника, так как прежний 1497 г. уже устарел. Новый Судебник был принят в 1550 г. Боярской Думой. Судебник усиливал централизацию управления государства за счет повышения роли центральных органов - приказов и резкого ограничения власти наместников, определял порядок прохождения административных, судебных и имущественных дел в структурах государственной власти. Предоставлялось право выборным от народа: старостам, сотским участвовать в суде, вершимом боярами-наместниками и волостелями, чем был нанесен сильный удар по судебному всевластию, боярства. Ограничивались и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов. Судебник регламентировал положение крестьян. Увеличивая плату за уход от господина в Юрьев день ("пожилое"), Судебник значительно усиливал крепостничество. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода)между детьми боярскими и дворянами.

Принятие Судебника положило начало ряду реформ. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали получать от государства денежное жалование за свою службу, то есть она стала главным источником средств для существования. В этом же году было объявлено "Уложение о службе", уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Каждому землевладельцу предписывалось выставить одного конного воина от каждых ста четвертей своей земли и пешего ратника от каждых неполных ста четвертей земли. Согласно "Уложения", вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям.

Завершает формирование русской армии . В начале 50-х годов ХVI в. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее три тысячи человек, а к концу ХVI в. - 20 тысяч стрельцов. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно. К концу царствования Ивана Грозного русская артиллерия имела на вооружении 2 тысячи орудий. Принципом комплектования полков стрельцов стало добровольное желание любого свободного человека. Повысилась роль артиллерии.

Приказная реформа была проведена во второй половине 50-х гг. ХVI столетия. В ходе ее было завершено создание стройной системы исполнительной власти и государственного управления, состоящей из 22 приказов. Приказная реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим тотальным влиянием все сферы жизни общества.

В середине XVI в. возникает высший государственный орган - земской собор, созываемый для решения самых важных вопросов. Участие в них бояр, дворян, духовенства и купечества свидетельствовало о превращении государства в сословно-представительную монархию. Это отразилось и в развитии на местах земского самоуправления. В 1555-1556 гг. ликвидируется система кормлений. Вместо наместников появляются земские старосты, выбираемые из зажиточных посадских людей и крестьян.

В те же годы проведена церковная реформа . На церковных соборах проведена общерусская канонизация святых, которая должна символизировать объединение русского народа в единое государство. В 1551 г. Царь вышел на "Стоглавый собор" с требованием секуляризации церковных земель (отчуждения их в пользу государства). Провести его не удалось, но царь вынудил Собор принять следующие решения:

На царя отписывались земли, захваченные церковью у дворян и крестьян в малолетство царя, а также вотчины, данные боярами в монастыри на помин души;

Церкви было запрещено увеличивать свои земельные владения без разрешения царя;

Установлены единообразие в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Реформа ослабила независимость церкви от государства и усилила ее корпоративную организацию.

Неудачи во внешней политике начала 60-х гг. XVI в. создали у Ивана IV иллюзию тотальных боярских измен и саботажа его мероприятий. Это побуждает Грозного ввести в стране новый порядок управления государством, который был направлен на полное уничтожение любой оппозиции самодержавию.

Иван Грозный ввел опричнину , совершив 3 декабря 1564 г. своего рода государственный переворот. По новому порядку центральное управление разделялось на опричный и земский дворы. Земли страны также делились на опричнину и земщину. На земщине оставалось прежнее управление, а опричниной полностью распоряжался царь. Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались "опричные служилые люди". Опальные бояре лишались родовых вотчин. Подобные меры нанесли сильный удар по экономической и политической мощи "великих" боярских родов. Главной мерой стало создание опричного войска (1 тыс.человек) - личной охраны царя. Опричникам, которыми становились среднепоместные дворяне, придавались чрезвычайные к карательные функции: "грызть" изменников и "выметать" из государства измену (знак опричника - голова собаки и метла у седла лошади) - то есть проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции против городов и уездов стали обычным делом.

Вершиной опричнины стал поход на Новгород, который почему-то был заподозрен в мятеже. По дороге были разорены Тверь, Торжок, другие города и деревни. Сам Новгород был подвергнут невиданному 40-дневному разграблению опричным войском. Подвергнуты пыткам и казнены до 10 тыс.человек.

Во время правления Ивана IV Васильевича (1533–1584) завершаются мероприятия, которые были направлены на создание централизованного Российского государства.

В 1547 г. великий князь Иван принимает царский титул, что, по мнению митрополита Макария, должно было его приравнять к императорам Древнего Рима и Византии.

В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.

Военная реформа:

1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;

2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;

3) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое в конце XVI в. являлось мощной боевой силой Российского государства.

Судебная реформа

В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.

Церковная реформа

Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.

Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.

Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых; 2) проверил церковные книги;

3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.

Реформа центрального и местного управления (губная реформа)

Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.

В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.

Реформы дали возможность приступить к решению важных внешнеполитических задач.

Главными направлениями внешней политики России при Иване Грозном были:

1) восточное (присоединение Казанского и Астраханского ханства, начало освоения Сибири);

2) западное (борьба за выход к Балтийскому морю, война с Ливонским орденом).

Действия русских в восточном направлении были достаточно успешными для России. В 1552 г. было покорено Казанское, а в 1557 г. Астраханское ханства, к Российскому государству присоединены также: Ногайская орда, Башкирия, Кабарда. С 1581 г. шло завоевание Сибири.

Труднее решались задачи внешней политики на западном направлении. Россия стремилась к расширению своих земель на том направлении, где находилась Ливония. Иван IV стремился дать России выход к Балтийскому морю, что расширило бы связи страны с Европой. Пытаясь разрешить эту проблему, Иван IV начал в 1558 г. изнурительную для нашей страны Ливонскую войну, которая длилась 25 лет. Хотя начало войны сопровождалось победами русских войск, были взяты Нарва и Юрьев, исход ее был печален для России. В 1560 г. войска Ливонского ордена были полностью разбиты и он перестал существовать, после чего в войну включились Литва, Швеция и Дания, что и повлияло на исход войны. В1564 г. русская армия начала терпеть неудачи.

ОПРИЧНИНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Ливонская война имела затяжной характер, что значительно осложнило внутриполитическую обстановку в России. В среде бояр и дворян стало расти недовольство политикой Ивана IV, продолжением войны. К ним присоединились и некоторые люди из ближайшего окружения царя. В1564 г. на сторону противников России – поляков перебежал князь А. Курбский, до этого командовавший русскими войсками. Измена князя еще больше усугубила неудачи России в Ливонской войне. В этих условиях Иван IV принимает решение на введение в 1565 г. опричнины.

Царь понимал острую необходимость в укреплении сильной самодержавной власти. При этом многие бояре имели крупные вотчины, сохраняли экономическую независимость и тем самым представляли угрозу неограниченной власти царя. Иван Грозный тяготился относительной самостоятельностью удельных князей, в числе которых были его дяди: Юрий Иванович, Андрей Иванович, а также князья Воротынские, Бельские, Мстиславские и др.

Иван Грозный оставляет трон и покидает Москву. В1564 г. он со своей семьей под охраной выезжает из Москвы в Александровскую слободу. Иван IV не сомневался в том, что его позовут вернуться на трон, так как в России очень сильна была вера народа в царя.

И действительно, это произошло. Но царь, соглашаясь вернуться на трон, в Москву, продиктовал свои условия: право на неограниченную самодержавную власть и введение опричнины.

Россия во времена опричнины: 1)страна была поделена на две части. В опричнину, подвластную царю, вошли земли, находившиеся в центральных и наиболее богатых районах страны. В опричнине сложилась собственная система органов управления государством;

2) в земщине – на остальной территории – сохранялись старые порядки с той же Боярской думой, приказами;

3) было создано специальное опричное войско, превратившееся в полицейскую силу государства. Всех недовольных опричниной они жестоко пытали и казнили.

Цели опричнины

Иван Грозный введением опричнины преследовал цель уничтожить сепаратизм феодальной знати. Он осуществлял опричную политику, не останавливаясь ни перед какими мерами.

В 1572 г. царь отменил опричнину. Опричные и земские территории были вновь объединены.

К чему привела опричная политика, ее последствия для социально-экономического развития государства:

1) опричниной с ее кровавыми действиями Иван Грозный все-таки сумел достичь укрепления режима личной власти, подавить всякую оппозицию, ликвидировать все очаги удельного сепаратизма;

2) разгром наиболее богатых территорий привел страну к кризисному состоянию. В 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде;

3) опричная политика привела к еще большему ухудшению положения России в Ливонской войне.

В 1569 г. Польша и Литва, объединившись в одно государство, Речь Посполитую, направили свои войска на Россию. Швеция так же успешно вела военные действия против России.

Россия потерпела поражение в войне, потеряла крепости Нарва, Ям, Копорье, Иван-город. За ней сохранился только участок балтийского берега с устьем Невы.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVI в

Русская культура XVI столетия в основном развивалась на отечественных традициях предшествующего периода. Русская средневековая культура имела ряд особенностей своего формирования, она не являлась лишь региональным вариантом европейской культуры. Корни специфики русской культуры XVI в. в том, что она основывалась на православии.

Русская литература XVI в.

Литература получила свое развитие главным образом в рамках традиционных для России жанров.

Летописный жанр

В первой половине XVI в. было создано несколько известных летописных сводов, которые повествовали о русской истории с древнейших времен. В частности, Никоновская и Воскресенская летописи, Степенная книга, Лицевой свод.

Публицистика

XVI в. – время зарождения российской публицистики. Считают, что в произведениях Федора Карпова, Ивана Пересветова уже заметны первые, хотя и робкие признаки рационализма, но уже освободившиеся от строгих канонов религиозного мировоззрения. К числу публицистов XVI столетия относят также Максима Грека, Ермолая Ераз-ма, князя Андрея Курбского. Последний после своего бегства в Литву в 1564 г. вел достаточно интересную полемическую переписку с Иваном IV. Интересными были и письма царя. Его считают одним из самых своеобразных, бесспорно, одаренных писателей своей эпохи. В письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный доказывал необходимость для России деспотической монархии – такого порядка, когда все без исключения государственные подданные являются фактически холопами государя. Курбский же защищал идею централизации государства в духе решений Избранной рады и считал, что царь обязан считаться с правами своих подданных.

В середине XVI в. под руководством митрополита Макария были создано собрание разных по жанру книг, которые были предназначены для чтения (не богослужения) в назначенные месяцы и дни почитания святых. В то же время при участии Сильвестра создан «Домострой» – свод житейских правил и советов по ведению дома, домашнего хозяйства.

Книгопечатание

В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Первая русская книга, «Апостол», была напечатана в 1517 г. в Праге Франциском Скориной. В России начало книгопечатания относят к середине XVI в. В 1564 г. дьяк Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем издает первую печатную книгу. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь. В то же время вплоть до XVIII в. в России доминировали рукописные книги.

Архитектура

В архитектуре XVI в. очень заметными стали национальные мотивы. Это было связано с распространением в XVI столетии шатрового стиля, который пришел в каменное строительство из деревянной архитектуры. Самыми знаменитыми произведениями зодчества того времени стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), а также собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).

В XVI в. интенсивно возводятся военные укрепления. К Московскому кремлю были пристроены стены Китай-города. Строятся кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, других городах. Автором мощного кремля в Смоленске был выдающийся зодчий Федор Конь. Он же являлся архитектором каменных укреплений Белого города в Москве (вдоль нынешнего Бульварного кольца). Для защиты южных рубежей от крымских набегов в середине XVI в. построили Засечную линию, которая проходила через Тулу и Рязань.

ПРАВЛЕНИЕ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА. ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СТРАНЕ. БОРИС ГОДУНОВ

В 1584 г. умер Иван Грозный. Наследником престола стал его сын Федор, болезненный и суеверный человек. Его советниками были князья И.П. Шуйский, И.Ф. Мстиславский, бояре Н.Р. Юрьев, Б.Ф. Годунов. Ближе всего к царю оказался Б. Годунов, властный, но очень осторожный и умный политик, который был родным братом его жены – Ирины.

В период правления Федора Иоанновича:

1) был завершен процесс окончательного закрепощения крестьян. Были введены заповедные лета, которые запрещали крестьянам переходить от одного помещика к другому. В 1597 г. правительство издало Указ о сыске беглых крестьян , согласно которому бежавшие от своих хозяев крестьяне должны были быть возвращены на прежнее местожительство;

2) в годы правления Федора Иоанновича велась успешная внешняя политика. Укрепилась безопасность южных рубежей, проведен пересмотр итогов Ливонской войны.

Царь Федор Иоаннович умер в 1598 г., не оставив после себя наследника.

Созванный в Москве Земский собор избрал царем Бориса Годунова.

Правление Бориса Годунова продолжило продво-рянский курс Ивана Грозного, но менее жестокими способами. Происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны. Удалось наладить мирные отношения с Польшей. В результате успешно проведенной войны со Швецией России был возвращен ряд городов, что укрепило позиции России на Балтике.

Активизировались дипломатические отношения России с Англией, Францией, Германией, Данией. В 1589 г. в Москве учреждено патриаршество.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Реформы Ивана 4.
Рубрика (тематическая категория) Политика

В июне 1547 года в Москве произошел страшный пожар, который вылился в народные волнения. Под влиянием этих волнений Иван 4 осознал крайне важно сть реформ с целью укрепления государственной власти. С 1549 года вокруг молодого царя образуется кружок советников – Избранная рада (Рада – от нем. совет). В эту группу входили: митрополит Макарий, князь Андрей Курбский, дворянин Алексей Адашев, духовник царя, протопоп Сильвестр и некоторые другие. Избранная рада провела ряд реформ.

1) Принятие Судебника. В 1549 году был созван Земский собор – совещательный орган при царе, куда входили Боярская дума, духовенство, представители служивых людей. Тенденция к централизации вызвала появление нового Судебника. По нему ограничивался произвол наместников, вводились наказания за должностные преступления, особенно за мздоимство (взяточничество).

Судебник коснулся и положения крестьянства. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, только была увеличена плата за ʼʼпожилоеʼʼ Он также усилил личную зависимость крестьян от господина. Теперь землевладелœец считался государем крестьянина и нес ответственность за его преступления.

Населœение страны было обязано нести тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. В серединœе 16 века была установлена единая для всœего государства единица взимания налога – большая соха. Учитывая зависимость отплодородия и социального положения владельца земли большая соха составляла 400 - 600 десятин земли.

2) Стоглавый собор. В 1551году был проведен церковный собор, названный Стоглавым, так как его решения были сведены в сто глав. ʼʼСтоглавʼʼ стал на долгие годы кодексом правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством. Собор уделил основное внимание совершенствованию нравов духовенства: искоренению пьянства, разврата и сквернословия. В тоже время по инициативе митрополита Макария был создан единый русский список святых, были унифицированы обряды и порядок ведения службы, утвержден единый иконописный канон, запрещено новаторство в церковной живописи. Собор запретил приглашать на свадьбы скоморохов, поставил под контроль государя монастырские земли, запретил монастырям давать деньги в рост.

Все эти мероприятия способствовали укреплению религиозного единства страны и порядку в самой церкви.

3) Складывание системы центрального управления. Приказы. Сложилась новая система центрального управления – приказная. Уже сначала 16 века отдельным боярам приказывалось ведать тем или иным вопросом. Постепенно вокруг боярина складывался постоянный штат – дьяки и подьячие. Так приказ-поручение превращался в приказ-ведомство. Приказы руководили отраслями государственного управления или территориями. Так важными приказами были: Посольский, Разбойный, Стрелœецкий, Пушкарский. Разрядный приказ ведал назначением на командные должности в войске, приказ Большой приход – финансами, Поместный приказ управлял государственными землями, раздаваемыми дворянам. К началу 18 века было около 50 приказов. Важным делом в области управления была отмена кормлений (плата населœения наместнику). Эта мера касалась местного управления (1556). Власть в уездах перешла в руки к губным или земским старостам, а в городах – к излюбленным старостам, избиравшимся посадскими людьми. Власть, таким образом, сосредотачивалась в руках выборных, а не назначаемым из центра людей. Правда должность губного или земского старосты не оплачивалась, в связи с этим люди, исполняющие эту работу, выполняли ею не всœегда охотно и хорошо.

4) Военная реформа . Отмена кормлений позволила провести военную реформу. Средства, которые ранее шли на содержание кормленщиков, составили теперь единый государственный налог – кормленичий окуп. Он расходовался теперь на возмещение затрат, понесенных служивыми людьми в походах. Было создано уложение о службе. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Дворянин начинал служить с 15 лет и должен передавать свою землю, а значит и службу по наследству. Отныне всякий служилый человек обязан был выставить с каждых 100 четвертей (170 га) принадлежавшей ему земли одного воина.

Наряду со служивыми людьми по ʼʼотечествуʼʼ (ᴛ.ᴇ. по наследству), получавшими за службу землю, появились и служивые люди ʼʼпо приборуʼʼ - по найму. К ним относились в первую очередь стрельцы, далее пушкари, казаки и стража. Тыловые работы выполняла ʼʼпосохаʼʼ - ополчение из числа черносошных монастырских крестьян и посадских людей. В 1550 году появилось стрелœецкое войско (первоначально 3 тыс. человек) . Οʜᴎ сражались в пешем строю, были вооружены саблей, бердышом и огнестрельным оружием – пищалью. В отличие от дворянского ополчения стрелœецкое войско было постоянным , ᴛ.ᴇ. не распускалось после походов. При этом не было регулярным. Стрельцы жили на своих дворах с семьями, в свободное от походов и караулов время занимались ремеслами и торговлей, поскольку жалованье было недостаточным.

Отметим еще факт ограничения местничества. Было упрощено местничество в походах, что облегчило проблему управляемости армии.

Реформы Ивана 4. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реформы Ивана 4." 2017, 2018.

  • - Реформы Ивана Грозного

    Период правления Ивана IV связывается с его реформами в системе государственного и местного управления. В 1547 г. Иван Грозный был венчан на царство. С этого момента Россия официально стала монархией. Верховным правителем являлся царь. Венчание на царство стало лишь... .


  • - Политика и реформы Ивана Грозного

    В начале XVI в. Василий III успешно продолжал дело своего отца Ивана III (скончался в 1505 г.) по собиранию земель вокруг Москвы. Выстраивались новые принципы внутренней организации и управления централизованного государства. В 1530 г. в великокняжеской семье (от второй молодой... .


  • - Реформы Ивана Грозного. Опричнина.

    В январе 1547г. Иван 4 принял титул царя. Этот титул считался равным императорскому. Большую роль в жизни России сыграла политика "Избранной рады". Избранная рада" представляла собой ближайшее окружение Ивана 4. Во главе "Избранной рады" стоял Алексей Адашев,... .


  • - Реформы Ивана IV и последующих государей

    В. Сословно-представительная монархия. 25. Представлены служилые чины русского государства XVI – XVII вв.: 1. Окольничьи; 2. Стряпчие; 3. Думные дворяне; 4. Думные дьяки; 5. Бояре; 6. Стольники; 7. Дворяне городовые; 8 Дворяне московские. Выстройте служилые чины согласно...

  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    РЕФЕРАТ

    По дисциплине: История отечества

    Тема: РЕФОРМЫ ИВАНА IV Грозного

    Выполнила студентка 1 курса

    Группа УФ-03-1

    Моисеева Т.В.

    Преподаватель

    к.и.н., доц. Филиппова О.Д.

    г. Электросталь 2004г.

    Введение..................................................................………………………..3

    1. Первые реформы Избранной рады....................……………………..5

    2. Реформы в период 1549 - 1556 гг........................…………………….9

    а) Военная реформа.................................................………………………..9

    б) Судебник 1550 г...................................................………………………..9

    г) Дворцовая тетрадь...............................................………………………..11

    д) Стоглав.................................................................…………………………12

    е) Земельные реформы.............................................………………………13

    ж) Земская реформа...............................................…………………………14

    3. Реформы в период 1556 - 1560 гг.......................……………………..16

    Заключение............................................................…………………………20

    4. Список литературы.............................................………………………..21

    ВВЕДЕНИЕ

    Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался личностью загадочной и страшной: “Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их”,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: “... возненавиде грады земля своея... и всю землю державы своея, яко секирою, наполы некако рассече”. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

    Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н. А. Рожкова и М. Н. Покровского об эпохе Ивана IV. Если русская историография и “школа Покровского” не сумели научно разъяснить значение Ивана Грозного в русской истории, то западноевропейские историки были в этом отношении совершенно бессильны; в лучшем случае они повторяли выводы Соловьева, Ключевского или Платонова.

    К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относится также сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником Василием Грязным и собрание актов времен опричнины. Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформами Ивана IV.

    Вопрос о необходимости коренного пересмотра оценки Ивана Грозного в нашей литературе был поднят Р. Ю. Виппером в его книге, вышедшей в 1922 г. Взяв на себя задачу исторической реабилитации Ивана Грозного, Р.Ю. Виппер показал его как выдающегося государственного деятеля, дипломата и стратега, вполне выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий. Сила аргументации автора заключается в том, что он ставит Ивана IV в окружение государственных деятелей современной ему Западной Европы, и на международном фоне московский самодержец вырастает в мощную, величественную фигуру.

    ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

    Сын Василия III – Иван IV нормально стал правителем государства в три года, после смерти отца в 1533г. Практически он начинает править в 1547г., после венчания на царство и принятия титула «царь» (позже появится прозвище «Грозный»). Его задачей становится укрепление самодержавной власти. В начале правления царь пытается реформировать Россию, представив свое правление как выражение общественных интересов. Он создает так называемую «Избранную раду», в которую входили его сторонники, в частности митрополит Макарий, духовник Сильвестр и дворянин Алексей Адашев.

    Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне (очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого значительную роль играли дворяне.

    Решение Собора 1549г. показало, что правительство собиралось в дальнейшем использовать поддержку как боярства, так и дворян. Оно было явно не в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства.

    В связи с тем, что в феврале 1549г. было решено “давать суд” если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал А.Адашев и, возможно, Сильвестр. Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, Адашев в 50х годах XVIв. фактически возглавлял деятельность государственной казны. Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с реформами середины века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесь же по ним принимались решения - Челобитная изба была своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением.

    Одновременно с “Собором примирения” происходили заседания и церковного собора, который установил церковного празднования еще 16 “святых” и рассмотрел жития этих “чудотворцев”. В условиях роста реформационного движения церковь канонизацией своих видных деятелей стремилась укрепит свой падающий авторитет.

    После февральских соборов правительственная деятельность в 1549г. развернулась в различных областях. Рост народных движений в городе и деревне заставил возобновить проведение губной реформы, после торжества Шуйских в 1542г.. 27 сентября 1549г. был выдан губной наказ крестьянам Кириллова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губных старост из числа детей бояр.

    Формирование различных изб происходило по функциональному различию, а не по территориальному. Это свидетельствовало о значительном успехе централизации управления. Однако часть изб не порывала окончательно с территориальным принципом управления.

    1549г. был годом активного наступления на иммунитетные привилегии духовных феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри сохраняли привилегии.

    К концу 1549г. все настойчивее стали раздаваться голоса, подталкивающие правительство на проведение реформ. Царю подал свой проект Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых уступок предотвратить возможность новых волнений. Он начал меры по унификации системы поземельного обложения, по обеспечению землей служивого люда.

    Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С. Пересветова, защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием, - вот некоторые из предложений этого “воинника”-публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением.

    Изначально в царских вопросах ставилась задача издания законов, которые должны были восстановить порядок, существовавший при Иване III и Василии III. Ссылка на “отца” и “деда”, встречающаяся в законодательстве, означала, что реформам старались придать вид мероприятий, направленных против тех злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены” несовершеннолетние годы Ивана IV.

    После постановки об отмене местничества в проекте изгалялся ряд соображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве. По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений с целю выяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд, чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил.

    К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями Русского государства, отражавшие незавершенности процесса изживания экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.

    Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можно констатировать далеко идущие намерения правительства удовлетворить земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию и государственные финансы.

    РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1549 - 1556 гг.

    Военная реформа

    После неудачного похода на Казань в ноябре 1549г. встал вопрос об осуществлении военной реформы. Единоначалие укреплялось путем установления старшинства первого (большого) воеводы большого полка по отношению к воеводам всех других полков. Укреплению дисциплины в дворянской армии содействовало запрещение местничества на “службе” с воеводами. Это также повышало роль воевод во время военных действий. В целом июльский приговор 1550г., ограничивший местнические счеты на основе сложившейся практики взаимоотношений воевод в полках, имел большое значение для боеспособности дворянской армии.

    Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в середине XVI века закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого) войска. Между сентябрем 1549 г. и августом 1550 Иван Грозный учредил “выборных” стрельцов. По его приказу 3000 человек должны были жить в Воробьевской слободе под предводительством боярских детей. Речь шла о реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников стало называться стрелецким. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новый подворный налог - “пищальные деньги”, который до этого собирался не повсеместно. Стрельцы сделались ядром постоянного войска. Они имели значительные преимущества над дворянской конницей, постепенно уступающей ему место.

    Судебник 1550 г.

    Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составление в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов). В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчино-боярской земельной собственности.

    Второй закон, относящийся к проблеме землевладения провозглашал ликвидацию тарханов. Статья наносила удар по основным группам привилегированных землевладельцев - тарханников, и была направлена против податных привилегий духовных феодалов.

    Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ужесточилось отношение к холопам” .

    Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходить перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

    Дворцовая тетрадь

    Неудача попыток удовлетворить земельный голод дворянства путем пересмотра в Судебнике правового статуса вотчинного землевладения заставила правительство искать новых средств для обеспечения землей числено возросшего поместного войска. Было еще два источника, к которым можно было обратиться: казенные земли и владения духовных феодалов. Стремясь укрепить материальную базу дворян - военачальников, которые смогли сменить представителей боярской аристократии, правительство заинтересовалось находившимися в центральных районах страны оброчными деревнями, которые были переданы дворянам. В октябре 1550г. был составлен проект испомещения под Москвой так называемой избранной тысячи. Смысл этого проекта сводился к укреплению положения верхов дворянства, с тем, чтобы использовать их для выполнения важнейших поручений. Но расположить всех приближенных возле Москвы не удалось, т.к. у правительства не было необходимого фонда земель. Однако одна из сторон реформы вскоре осуществилась. В 1551-52гг. была составлена Дворцовая тетрадь, куда попали все служилые люди государева двора, из которого черпались основные кадры для формирования командного состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д. Дворцовая тетрадь была действующим документом, к которому приписывались на протяжении 50-60 годов XVIв. все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированных частей, служащих по дворовому списку. Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался на высшие военные и административные должности. Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели массовых земельных пожалований.

    Стоглав

    Также правительство принимало меры к подготовке передачи церковно-монастырской земли в частную собственность дворян. 15 сентября 1550г. правительство обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на это выступление главы русской церкви, рядом своих привилегий пришлось поступиться.

    Согласно “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалось основывать новые слободы, хотя старые за ними сохранялись. В целом “приговор” компромиссный характер, т.к. сохранял за духовными феодалами слободы и предоставлял им даже некоторые возможности для пополнения их населения со стороны. Но такое положение не устраивало руководство русской церкви, поскольку подобные действия подрывали авторитет церкви в глазах у миллионов верующих. Встал вопрос о созыве нового церковного собора. Назревало столкновение между правительством “избранной рады”, стремившейся использовать заинтересованность боярства и дворян в ликвидации земельных богатств церкви, возглавляемой Митрополитом Макарием. Был отредактирован сборник соборных решений - Стоглав. Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим. Есть все основания считать автором царских вопросов Сельвестра.

    В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающиеся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения.

    Перед собором был поставлен вопрос о необходимости организации государственного выкупа пленных, попавших к “басурманам”.

    Земельные реформы

    Однако задачи, выдвинутые в Стоглаве, не были решены, что вылилось в открытое недовольство Ивана Грозного. Это недовольство выразилось в приговоре 11 мая 1551 г., когда покупка духовными землевладельцами вотчинных земель без “доклада” Ивану Грозному запрещалась под угрозой конфискации объекта продажи. О действенности приговора 1551 года говорил тот факт, что в 50-х годах прекратилась покупка земель крупными монастырями.

    Итак, в результате мероприятий, проведенных в 1550 - 51 гг., наиболее значительный удар был нанесен церковно-монастырскому землевладению и по привилегиям монастырей-вотчинников. Но этот успех правительства был достигнут ценой дальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать часть своих доходов в царскую казну, монастырские власти старались компенсировать потери ценой увеличения поборов с населения своих вотчин.

    После Стоглава была поставлена задача о разрешении земельного вопроса и введении новых прямых налогов. Все это нельзя было сделать, не проведя поземельной переписи. В ходе переписи земель в основных районах Русского государства вводилась единая окладная поземельная единица - “большая соха”. Социальная степень землевладельца определяла степень тяжести обложения. Классовый смысл реформ виден уже в том, что “в наиболее тяжелом положении оказывались черносошные крестьяне, т.к. при одинаковом количестве земель у разных землевладельцев им приходилось платить больше всего налогов.” Реформа была наиболее благоприятной для светских феодалов и несколько ущемляла духовных землевладельцев, что соответствовало общей линии реформ 50-х гг. XVI века. Поземельная перепись сопровождалась многочисленными раздачами земель в поместья и отпиской у отдельных монастырей. Сокращение земельных и торговых привилегий монастырей-вотчинников происходило в обстановке таможенной политики. Постепенно таможенное ведомство высвобождается из-под контроля наместников, все чаще сбор косвенных налогов передается на откуп отдельными должностными лицами из центрального аппарата. Постепенное внедрение откупной системы сбора косвенных налогов содействовало развитию товарно-денежных отношений в стране, ликвидируя мелочную опеку наместнической администрации.

    Земская реформа

    Последняя из реформ, к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ”. Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточного черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах, отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства. Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

    Неспокойная обстановка в правительстве и в стране в целом в период 1553-1554 гг. не смогла надолго задержать проведение намеченных реформ.

    РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1556 - 1560 ГГ.

    18 января 1555 г. издается серия законов о губной реформе. Ряд приговоров усиливал меры наказания, предписывали ужесточить контроль над губными старостами и их деятельностью. Одной аз важнейших задач стала защита феодальной собственности от хищения.

    В те же 1555-56 гг. наряду с губной происходило осуществление и земской реформы, приведшее к ликвидации системы кормлений. Расширялся круг выборных лиц земской администрации. Наряду с земским старостой и дьяком предписывалось избирать целовальников. Стремясь добиться заинтересованности в исправном отправлении судебных обязанностей и сбора оброка, правительство распорядилось освободить пашню земских старост от податей и повинностей. С другой стороны, злоупотребления старост карались смертной казнью. Земская реформа, задуманная как общегосударственная, была в полной мере осуществлена только на черносошных территориях русского Севера. На основных территориях Русского государства земская реформа оставалась неосуществленной.

    В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах сословно-представительских учреждений, русское правительство смогло добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного аппарата власти. Был сделан шаг по пути создания специальных органов местного управления взамен “многочисленных кормленщиков, для которых исполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-служилой деятельности.” В результате реформы основная масса дворян была освобождена от “кормленных” функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии; дворянство укрепило свои позиции - за исправное несение военной службы оно получало регулярное вознаграждение.

    Военные реформы 50-х годов XVI в. были только первым приступом к преобразованиям в армии. Когда в составе правительства Адашева усилилась дворянская группировка, оказалось возможным углубить и расширить уже намеченные раньше военные реформы. Эта реформа находилась в тесной связи с отменой кормлений. Теперь военно-служилый человек получал компенсацию не кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно-финансовых поручений, а жалованием из казны за военную службу. Однако реформа не была доведена до своего логического конца, т.к. имела одним из следствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составе дворянской конницы. Но все же реформы русской армии привели к усилению ее боеспособности и численному росту. Русская армия стала насчитывать 15 000 человек. Реформа потребовала создания специального штата правительственных чиновников, которые могли бы обеспечить руководство военно-служилыми делами.

    Поскольку местничество приговором 1550 г. не отменялось, правительство решило провести еще ряд мероприятий, имевших целью усилить контроль над местническими счетами феодальной знати. Для этой цели в 1555 г. было принято составление Государева родословца, куда должны были быть включены все родословные росписи важнейших княжеско-дворянских фамилий. В составлении родословца принимал участие Алексей Адашев, что подчеркивает значение проводившегося мероприятия. Памятник наглядно отразил компромиссную основу деятельности правительства А. Адашева. В его вступительной части находилось “Сказание о князьях владимирских”, которое должно было исторически обосновать венчание на царство Ивана Грозного. Наряду с этим пространные родословные росписи княжеских и боярских семейств, помещенные в Государеве родословце, как бы подчеркивали заслуги представителей феодальной аристократии в строительстве Русского государства. Значение Государева родословца приуменьшать нельзя. Правительство Адашева получило теперь возможность контролировать местнические счеты не на основе тех или иных словесных заявлений спорящих лиц или отдельных документов из частных архивов, а на основании официального справочника.

    Если Государев родословец был справочником по вопросам “родовитости феодальной знати”, то роль справочника по вопросам службы играли разрядные книги, обобщающая редакция которых - Государев разряд, составленный одновременно с родословцем. Он должен был регулировать местнические отношения феодальной знати. Помогая навести порядок в местнических счетах знати, он фактически легализовал местничество и отразил тем самым противоречивый, компромиссный характер деятельности правительства.

    В ходе дальнейших реформ оформились 2 избы: Поместная, ведавшая вопросами земельного обеспечения дворянства, и Разрядная, распоряжавшаяся организацией военной службы.

    Исходя из реформ центрального аппарата власти стали ясно вырисовываться очертания приказного управления. В документах “изба” становится уже нарицательным названием центрального правительственного учреждения. С течением времени ведомства центрального управления стали именоваться “приказами”. Термин “приказ” постепенно вытеснил название “изба” из обихода.

    Законодательные нормы Судебника 1550 г. по земельному и крестьянскому вопросу не удовлетворили дворянство. Таким образом создаются новые законопроекты, разрешавшие основные 3 вопроса, волновавшие широкие круги феодалов: регламентация заемных операций, судьбы служилого и полного холопства и мобилизация земельной собственности.

    Если подвести итог второму периоду реформ Ивана Грозного, то придется отметить, что в 1550-60 гг. правительство в большей мере проводит линию по осуществлению требований широких кругов феодалов, чем в предыдущий период. Неудача попыток решить земельный вопрос за счет ликвидации монастырского землевладения поставила на очередь вопрос о наступлении на земельные богатства феодальной аристократии. Были созданы дворянские и посадско-черносошные органы местного управления. Старый территориально-дворцовый центральный аппарат власти с Боярской думой во главе вынужден был уступить свои позиции дьяческой приказной администрации. Уложением о службе и другим военным реформам строго регламентировались служилые обязанности всего без исключения служилого класса. Родовитая знать оказалась в опасном положении, окруженная дворянством.

    Заключение.

    В государственной деятельности Ивана IV выделяются два этапа: до опричнины и после нее. Основная часть реформ падает именно на первый период. Мы склонны придерживаться традиционной точки зрения, что на резкую перемену реформаторской политики Ивана IV повлияло негативное отношение привилегированных слоев русского общества к его реформам плюс личная драма царя, связанная со смертью его жены Анастасии. Иван IV был доведен до крайности опричнины разочарованием в природе человека, который чаще думает о себе, чем о “государственной пользе”. Иван же ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий. Некоторые разночтения между основной частью и выводами связаны с тем, что в работе преобладает формальный подход к исследованию материала, но мы знаем, что в истории существуют вещи, стоящие выше фактов и часто носящие личный характер. Именно эти стороны исторического процесса дают возможность сделать вывод, что положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину.

    Но, с другой стороны, реформы 50-х годов XVI века сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства. Более отчетливо заметны попытки правительства удовлетворить интересы дворянства, причем на этот раз за счет ущемления прав феодальной аристократии, хотя еще на старой основе. К этому времени относятся завершение губной и земской реформы, сопряженных с ликвидацией системы кормлений. Оформляются важнейшие избы (приказы, центральные правительственные учреждения, возглавляемые дворянской бюрократией). По уложению 1555-1556 г. строго регламентируются обязанности как помещиков, так и вотчинников в отношении военной службы.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство

    Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. - 241, с.

    2. Валишевский К., Иван Грозный: Репринт. воспроизведение

    изд. 1912 г.: [ Пер. с фр.]. - М., 1989. - 418 с.

    3. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки соц. - экон. и

    Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 375 с.

    Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 377 с.

    Бахрушин С.В. Проблемы общ.- пол. истории России и славянских стран, 191 с.

    Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 389 с.

    Валишевский К. Иван Грозный, 385 с.

    Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 394 с.

    Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного, 119 с.

    Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России, 154 с.

    Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 418 с.

    Альшиц Д.н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного, 204 с.

    Реформы правительства Ивана IV

    Избранная Рада.

    Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был метрополий Макарий, образованнейший человек своего времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40-50 годов. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Приблизил Иван IV к себе и незнатного по происхождению Алексея Адашева.

    К началу 1549 года влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного в последствии “Избранной Радой”.

    С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине ХVI века.

    Кроме них в разработке и проведении реформ также учавствовали “думцы” Захарьины, Андрей Кубский, И.В.Шереметьев и др.

    Реформы конца 40-х начала 50-х годов составили первый период царствования Ивана IV Васильевича, правительственная деятельность которого шла под влиянием “избранной рады” и отличалась добрыми свойствами. В это же время была завоевана Казань (1552г.), занята Астрахань (1556г.) и были проведены серьезные реформы.

    Правительство “Избранной Рады” уделяло большое внимание укреплению царского госаппарата. В 1550-е годы совершенствуется приказная система. В ее основе лежали принципы нераздельной судебной и административной власти. Приказы были функциональные, территориальные, дворцовые и общегосударственные. Число приказов – центральных госучереждений – постоянно растет в связи с усложнением функций управления. К концу ХVI века было уже 30 приказов.

    Земский собор.

    В 1549 году впервые в истории России был созван Земский собор – совещательный орган, где были представлены аристократия, духовенство, служилые люди. В последствии в Земских соборах учавствовали представители купечества и городской верхушки. Земский собор – выборные люди из всех городов Русской земли. Московское государство вышло на путь установления сословно-представительной монархии. Земские соборы не ограничивали власти царя, а служили для совета и опоры в проведении внутриполитических и внешнеполитических мероприятий.

    На Земском соборе 1549 года было принято решение и создании нового правового кодекса – Судебника.

    Судебник 1550 года.

    В 1550году на основе предыдущего судебника 1497 года, созданного Иваном III (дедом Ивана Грозного), был создан новый Судебник, более расширенный и лучше систематизированный. Большая часть его посвещена вопросам управления и суда. В частности дворяне были освобождены от подсудности бояр-наместников и по всем судебным и административным делам перешли в ведение государства.

    Судебник 1550 года включал в себя упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян (Юрьев день), ограничил права наместников, ужесточил наказания за “разбой”, вводил статьи о наказании за взяточничество, отменял податные льготы монастырей и другие статьи.

    Однако главные изменения в социально-экономической сфере были направлены на обеспечение землей служилых людей – дворян. Для проведения упорядочения земель предпринимается их всеобщая перепись. В прцессе ее осуществления прежнее подворное налоговое обложение заменялось поземельным. Ущемлялись интересы церкви, крестьянина, зато в привилегированном положении оказались помещики.

    Размеры земельных владений обуславливались и прежними службами дворян. Каждый служилый человек имел право требовать поместье не менее 100 четвертей земли (150 десятин), так как именно с такой земельной площади должен был выходить на службу “ человек на коне и в доспехе полном”. С первых 100 четвертей выходил сам землевладелец, а со следующих – его вооруженные холопы. Вотчины в отношении службы уравнивались с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех же основаниях, что и помещики.

    Собор Стоглава 1551 года.

    Усиление государства, ослабление позиций феодальной знати поставило вопрос о месте церкви в государстве и ее отношениях с царской властью. Царская же власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преоразований. В 1551 году был собран церковный собор Стоглав, получивший свое название за то, что его постановления содержали 100 глав. На соборе собранном по инициативе Ивана IV и митрополита Макария, присутствовали служилые люди. Собор по предложению царя, нуждавшегося в поддержке церкви, одобрил Судебник и проводимые реформы.На соборе был оформлен общерусский пантеон святых, приняты меры по наведению порядка в поведении церковников. На соборе встал вопрос о церковном землевладении, но в основном церковь сохранила свои земли. В тоже время царская власть установила контроль над ростом церковного землевладения. Церковь по решению собора должна была вернуть владельцам земли, полученные от них после 1533 года. Впредь она могла приобретать и продавать земли только с разрешения царя.

    На Стоглавом соборе между церковью и царской властью был заключен компромисс.

    Военные преобразования.

    С 1550 года на время военных походов ограничивалось местничество при назначении на командование войсками, так как управление дворянским войском чрезвычайно усложнилось затяжными спорами о воеводстве. “С кем кого ни пошлют на которое дело, ино всякой разместничается”,- повелел Иван Грозный. Поэтому местничество в армии воспрещалось и предписывалось несение воинской службы “без мест”. Принцип занимать высшие посты в армии родовитыми князьями и боярами тем самым нарушался.

    Одновременно в Московском уезде было решено поместить 1070 дворян – “избранная тысяча”, которая должна была стать опорой самодержавной власти царя и ядром дворянского ополчения. Этот проект до конца не был реализован.

    В том же 1550 году было создано и стрелецкое войско из 3000 человек, которые составляли личную охрану царя. К концу ХVI века в постоянном стрелецком войске уже насчитывалось 25 тысяч человек, которые являлись наиболее мощной силой русской армии.

    Другие реформы.

    1550 год – проведена реформа налогооблажения, так как развитие государства требовало денег. Вновь основываемые феодалами слободы в городах лишались податных и судебных льгот.

    1552 год – создана Дворовая тетрадь – список членов государства двора (около 4 тысяч человек), из числа которых значились на должности в государстве: военачальники, городские воеводы, дипломаты и другие.

    1554 год – было прекращено представление податных и судебных льгот светским феодалам.

    1555-1556 года – отмена системы кормлений. Раньше при боярском управлении на местах и осуществлении ими судебно-административных функций, бояре получали право собирать на свои нужды “корм” с подвластного населения (отсюда “кормление”). По сути дела это было предоставление права боярству взымать в свою пользу ренту-налог. После отмены этой системы в пограничных городах для управления войском назначались служилые люди – воеводы, со временем получившие судебно-административную власть. Во всех других местах выбирались земские старосты из зажиточных крестьян и верхушки торговых людей. Земские старосты занимались раскладкой налогов и повинностей и вершили судебные дела.

    Эта реформа усилила централизацию управления на местах, так как земские старосты подчинялись правительственным учреждениям. Надзор за деятельностью земских старост осуществляли губские старосты.

    1556 год - было принято “Уложение о службе”, регулировавшее службу дворян, которые могли служить с 15 лет и служба передавалась по наследству. За службу дборян наделяли землей, а так же платили им жалование.

    К осени 1559года реформаторская деятельность прекратилась. Проведенные в 50-ые годы реформы усилили центральную государственную власть и ее социальную опору – служилое дворянство.

    На этом заканчивается первый период правления Ивана IV, благодатный для народа и России в целом, который длился 13 лет.

    При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru