Тире между подлежащим и сказуемым примеры 5. Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» (5 класс). Устные тренировочные упражнения

Конспект урока "Тире между подлежащим и сказуемым" (5-й класс)

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Технологии: игровая; компьютерная; личностно-ориентированная;

Цели урока:

  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
  • выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; воспитание бережного отношения к слову.
  • формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка.

Оборудование: учебник для 5 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2013; интерактивная доска;

Ход урока

1. Организационный момент. (. 1 слайд)

2. Повторение изученного по синтаксису. (2, 3, 4, 5 слайд)

Разминка.

Вспомните, что изучает синтаксис.

Что такое словосочетание?

Назовите виды словосочетаний?

Как грамматически связываются словосочетания?

1. Игра «Третий лишний.» (4, 5,6,7 слайд) + Словарная работа

Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними. Вставьте пропущенные буквы. Один человек работает на интерактивной доске.

а) пришла з.ма, х. лодная з. ма, пришла рано;

б) в. селые с. нички, с. нички и поп. лзни, кл. вали корм;

в) возле дер. ва; прол. тела мимо; х. лодный вет. р;

г) вес. ло играть, бегать и прыгать, в. селый д. нек.

2) Найдите соответствия. (слайд)

2 группы карточек со словами. Нужно составить 2 предложения. Работают две команды: желтые и зеленые.

На желтых карточках: не, На, ленись, уроке

На зеленых карточках: мы, предложении, о, знаем, Что

На красных карточках: знаки препинания.

Учащиеся строятся в соответствии с порядком слов в предложениях.

  1. Определите, какое предложение по цели высказывания?

По интонации?

Назовите грамматическую основу.

  1. Какое предложение по цели высказывания?

По интонации?

Что вы знаете о предложении? (Ответы учащихся.)

Какой частью речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое?

Сегодня предстоит узнать новое о сказуемом.

Какой раздел науки о языке изучает систему знаков и правила их постановки?

Какую роль выполняют знаки препинания?

3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. (11слайд)

Что в этом стихотворении не так? Почему его чтение вызывает смех?

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

А.Арсирий

Расставьте точки (выполняют на доске при помощи фломастера).

Прочитайте полученный текст.

* Точка - важный знак препинания. Константин Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

Тест слайд 12

3. Объяснение новой темы.

Наблюдение над синтаксической ролью имени существительного.

Выпишите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Слайд 15

1.Дуб сломал ураган.

2. Этот край очень скромен.

3. Первые листики зелёные.

4. Рысь – опасный хищник.

Чем выражено подлежащее и сказуемое в последнем предложении?

В форме какого падежа употреблено подлежащее? Сказуемое?

1) Наблюдение над предложениями (18 слайд)

Прочитайте данные предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены они? В каком падеже данные слова?

Знание – высшее богатство.

Книга – лучший дар дружбы.

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).

2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).

3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.

4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:

    существительным и инфинитивом, например: Наша задача – отразить атаку;

    инфинитивом и существительным, например: Помогать инвалидам – наш долг;

    числительным и существительным, например: Четыре – четное число;

    существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров.

5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.

6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится , если

1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить ) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство );

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара .

3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки .

УПРАЖНЕНИЕ

    Грушницкий _ юнкер (Лермонтов).

    А вы _ не охотник? (Тургенев).

    Главный предмет его _ естественные науки (Тургенев).

    Рацеи разводить _ болтать пустое (Островский).

    Пруд _ как блестящая сталь (Фет).

    Они _ какие-то помещики (Достоевский).

    Воспоминания _ один только стыд и рвание волос (Гончаров).

    Его цель _ сделаться героем романа (Лермонтов).

    Дальние проводы _ лишние слезы (Островский).

    Нуль да нуль _ нуль (Фонвизин).

    Невежда без души _ зверь (Фонвизин).

    Вы _ студент? (Достоевский).

    Мать от радости прослезилась, а отец _ хоть бы что!

    Календарь _ это расписание работы солнышка на весь год (Виталий Бианки).

    Вспомните, что автор "Симфонии" _ юноша, студент-естественник, работающий в лаборатории по органической химии и ведущий двоякого рода разговоры: и с товарищами экстремистами, проповедующими, что "все мы летим куда-то"; и с приличными, блюдущими традиции приват-доцентиками (Белый).

    Отец его _ военный доктор, сосланный Николаем Первым … (Белый).

    И вечная мука _ вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове! (Бунин).

    И это все, что было в моей жизни, а остальное _ ненужный сон (Бунин).

    По моему понятию, тут вот что выходит: трудовому человеку, ежели он _ не хитник, не барышник, охота, поди, поглядеть на красоту горы, а всяк лезет в яму с какой-нибудь своей думкой (Бажов).

    Мне вот кажется, что счастливые люди _ это не молодые, а пьяные, - продолжала она шептать. (Горький).

    Скажите, Мастаков _ пара для моей Лиды или не пара? (Аверченко).

    Корни деревьев у дорожки _ как пальцы гигантов.

    Запомни, Даша, что лгать _ это унижать самого себя (Брюсов).

    Раз нельзя было сказать правду, единственное, что ему оставалось делать, _ это прекратить интимность с Жоржем и отныне поддерживать лишь просто товарищеские отношения (Степняк-Кравчинский).

    Талант у него _ дай бог каждому.

    Мои совесть и ум говорят мне, что самое лучшее, что я мог бы теперь сделать, _ это прочесть мальчикам прощальную лекцию, сказать им последнее слово, благословить их и уступить свое место человеку, который моложе и сильнее меня (Чехов).

    Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе _ это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига (Чехов).

    Цель моя _ победить эту многоголовую гидру (Чехов).

    Театр _ это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры _ миссионеры (Чехов).

    Сам Ефим _ пальца в рот не клади (Шукшин).

    Неправда, равнодушие _ это паралич души, преждевременная смерть (Чехов).

    Когда он вернулся домой, она, уже одетая и причесанная, сидела у окна и с озабоченным лицом пила кофе и перелистывала книжку толстого журнала, и он подумал, что питье кофе _ не такое уж замечательное событие, чтобы из-за него стоило делать озабоченное лицо, и что напрасно она потратила время на модную прическу, так как нравиться тут некому и не для чего (Тургенев).

    Нигилист _ это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип (Тургенев).

    Не сам ли ты сегодня говорил, что она странно вышла замуж, хотя за богатого старика выйти, по мнению моему, _ дело ничуть не странное, а, напротив, благоразумное (Тургенев).

    Я хочу только сказать, что аристократизм _ принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди (Тургенев).

    Боже мой, я _ секретарь земской управы, той управы, где председательствует Протопопов, я _ секретарь, и самое большее, на что я могу надеяться, _ это быть членом земской управы! (Чехов).

Класс: 5

Аннотация урока: формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
  • выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: учебник для 5 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2003; интерактивная доска; раздаточный материал; Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ Российская академия наук. - М.: Азбуковник, 1999.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение . 1 слайд)

2. Повторение изученного по синтаксису. (2, 3, 4, 5 слайд)

1) Третий лишний. (2, 3, 4, 5 слайд)

Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними.

а) пришла зима, холодная зима, пришла рано;

б) веселые синички, синички и поползни, клевали корм;

в) возле дерева; пролетела мимо; холодный ветер;

г) весело играть, бегать и прыгать, веселый денек.

2) Найдите соответствия. (6 слайд)

Вспомните, что изучает синтаксис.

Что такое словосочетание?

Назовите виды словосочетаний?

Как грамматически связываются словосочетания?

Что такое предложение? Приведите примеры.

Назовите виды предложений по цели высказывания. Примеры.

Какие предложения бывают по интонации?

Может ли предложение быть без главных членов?

Что такое подлежащее? Сказуемое?

Чем они могут быть выражены? Ваши примеры.

Какой раздел науки о языке изучает систему знаков и правила их постановки?

Какую роль выполняют знаки препинания?

3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. (7 слайд)

Что в этом стихотворении не так? Почему его чтение вызывает смех?

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

Расставьте точки (выполняют на доске при помощи фломастера).

Прочитайте полученный текст.

* Точка - важный знак препинания. Константин Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

3. Объяснение новой темы.

1) Наблюдение над предложениями (8 слайд)

На какие вопросы отвечает подлежащее? Сказуемое?

Прочитайте данные предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены они? В каком падеже данные слова?

Знание – высшее богатство.

Книга – лучший дар дружбы.

Узда для языка – голова.

Длинный язык – это лестница, по которой в дом входит несчастье.

Сделайте вывод.

* Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире.

2) Чтение теоретического материала (учебник с. 65).

Физкультминутка.

4. Закрепление.

Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу. Объясните знаки препинания. Составьте схемы данных предложений (раздаточный материал на каждого ребёнка).

Доброе начало половина дела.

Семь загадочное число.

Ум одежда, которая никогда не износится.

У лжи ноги коротки.

Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд.

Ложь зло для всех.

Детство это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

5. Обобщение.

Назовите главные члены предложения?

Чем они могут быть выражены?

Когда между главными членами ставится тире?

* Работа по учебнику. Выполнение упражнения 167 (пользуясь Толковым словарем, нужно объяснить значение слов).

6. Домашнее задание. Упражнение 169.

7. Выставление оценок за урок. (9 слайд)

8. Рефлексия.

Мне понравилось на уроке…

Сегодня я понял…

Чтобы правильно ставить знаки препинания…

Тире между подлежащим и сказуемым ставится …

§ 34. Тире между подлежащим и сказуемым - Учебник по Русскому языку 5 класс (Ладыженская, Тростенцова)

Краткое описание:

Вы уже знаете, что смысловым центром предложения являются его главные члены – подлежащее и сказуемое. Как правило, между этими членами предложения не ставится никаких знаков разделения или выделения. Исключение составляет тире между подлежащим и сказуемым.
Для начала необходимо вспомнить, чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое. Самое часто встречаемое выражение подлежащего – это имя существительное, которое стоит в именительном падеже. Сказуемое чаще бывает выражено глаголом в различных формах, однако может быть выражено также существительным в именительном падеже.
Когда мы встречаем предложение, в котором оба главных члена выражены именами существительными, стоящими в именительном падеже, мы должны знать, что между ними нужно поставить тире.
Осталось разобраться, где именно должен стоять этот знак. Помните, мы говорили о группах подлежащего и сказуемого. Нужно мысленно разделить предложение на эти группы и поставить между ними тире.

1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже, например: Москва - столица России. Место сбора - плац (Шолохов).

Как правило, тире ставится:

  • 1) предложениях, имеющих характер логического определения, например: Геология - наука о строении, составе, истории земной коры;
  • 2) в предложениях научного или публицистического стиля, содержащих характеристику, оценку предмета или явления, например: Жизнь - особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития;
  • 3) после однородных подлежащих, например: Лесть и трусость - самые дурные пороки (Тургенев); Пространство и время - основные формы всякого бытия;
  • 4) для внесения ясности в смысл предложения; ср.: Старший брат - мой учитель; Старший брат мой - учитель.

Тире обычно не ставится, хотя подлежащее и сказуемое выражены именительным падежом существительного:

  • 1) в простых по составу предложениях разговорного стиля речи, например: Моя сестра студентка;
  • 2) если между подлежащим и сказуемым стоят сравнительные союзы как, будто, словно, точно, все равно как, все равно что, вроде как и т.п., например: Пруд как блестящая сталь (Фет); Ты меж сестер словно горлинка белая промежду сизых, простых голубей (Некрасов); У тебя брошка вроде как пчелка (Чехов); Дома города точно груды грязного снега (Горький).Отступления от этого правила связаны с желанием автора подчеркнуть оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом, например: Тишина - как льдинка, ее сломаешь далее шепотом (Леонов); Твои речи - будто острый нож... (Лермонтов); ...Такая фраза - все равно что большой шлем в ералаше (Тургенев);
  • 3) если перед сказуемым стоит отрицание не , например: Офицер этот не чета вам... (Федин); Аналогия не доказательство. Ср. пословицы и поговорки: Слово не воробей: вылетит - не поймаешь; Бедность не порок; Сердце не камень.Но тире ставится, если имеет целью логически и интонационно подчеркнуть сказуемое, например: Но объяснение - не оправдание (Горький); «Кровь людская - не водица» (Стельмах); Жизнь прожить - не поле перейти (пословица);
  • 4) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица, например: ...Гусь, известно, птица важная и рассудительная (Тургенев).Ср. наличие или отсутствие тире в зависимости от указанных условий: Хлопчатник - важнейшая техническая культура. - Хлопчатник, как известно, важнейшая техническая культура (вставлено вводное сочетание). Кино - самый массовый вид искусства. - Кино по-прежнему самый массовый вид искусства (вставлено наречие). Кок-сагыз - каучуконос. - Кок-сагыз тоже каучуконос (вставлен союз). Декабрь - начало зимы. - Декабрь лишь начало зимы (вставлена частица);
  • 5) если перед сказуемым стоит относящийся к нему несогласованный второстепенный член предложения, например: Степан нам сосед... (Шолохов);
  • 6) если сказуемое предшествует подлежащему, например: Прекрасный человек Иван Иванович! (Гоголь).Постановка тире в этом случае подчеркивает интонационное членение предложения на два состава, например: Славные люди - соседи мои! (Некрасов); Хорошая сторона - Сибирь! (Горький); Психологический курьез - моя мать (Чехов);
  • 7) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот, например: Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны (С. Голубов).

2. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола или если один из главных членов предложения выражен именительным падежом существительного, а другой - неопределенной формой глагола. Например: Ученого учить - только портить (пословица); Долг наш - защищать крепость до последнего нашего издыхания... (Пушкин).

3. Тире ставится перед словами это, это есть, вот, значит, это значит , присоединяющими сказуемое к подлежащему. Например: Кремль - это сокровищница русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории (Из газет). Все прошедшее, настоящее и будущее - это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

Ср.: Самая поздняя осень - это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришвин) (в роли сказуемого выступает целое предложение).

4. Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены именительным падежом количественного числительного или если один из них выражен именительным падежом существительного, а другой - именем числительным или оборотом с числительным. Например: Значит, девятью сорок - триста шестьдесят, так? (Писемский); Большая Медведица - семь ярких звезд; Удельный вес золота - 19,3 г/см3.

Примечание. В специальной литературе при характеристике предмета тире в этом случае часто не ставится, например Температура плавления золота 1064,4; Грузоподъемность крана 2,5 т, вычет стрелы 5 м.

5. Тире ставится между подлежащим, выраженным неопределенной формой глагола, и сказуемым, выраженным предикативным наречием на , если между главными членами предложения делается пауза, например: Готовиться к экзаменам - не так просто (Федин); Уступить - позорно (В. Тендряков); Это очень несносно - переезжать (Гончаров).

Но (при отсутствии паузы): Судить человека в немилости очень легко (Л. Толстой).

6. Тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом, например: И женщина и мужчина - пятак пара (Чехов); А крыльцо - дай бог иному князю... (А.Н. Толстой).

7. При подлежащем, выраженном местоимением это, тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия или отсутствия паузы после него. Ср.:

  • а) Это - начало всех начал; Это - первое выступление актрисы; Это - одиночество (Чехов);
  • б) Это дом Зверкова (Гоголь); Это сетка для ловли перепелов (Чехов); Это очень сложная проблема.

8. Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - именительным падежом существительного, например: ...Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов); Я ужасно рада, что ты мой брат (Л. Толстой); Он порча, он чума, он язва здешних мест (Крылов).

Тире в этом случае ставится при противопоставлении или при логическом подчеркивании сказуемого, например: Ты - старый ребенок, теоретик, а я - молодой старик и практик... (Чехов); Я - фабрикант, ты - судовладелец... (Горький); Не я, не я, а ты - вредоносный элемент (Федин).

9. Тире не ставится, если один из главных членов предложения выражен вопросительно-относительным местоимением, а другой - существительным в именительном падеже или личным местоимением, например: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

10. Тире, как правило, не ставится, если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием. Например: У нее сердце очень доброе, но голова бедовая (Тургенев); Вишневый сад мой! (Чехов). Спина у акулы темно-синего цвета, а брюхо ослепительно белое (Гончаров).

Постановка тире в этих случаях имеет целью интонационно расчленить предложение и облегчить восприятие его содержания, например: Зрачки - кошачьи, длинные... (Шолохов); Высота возле разбросанных домиков хутора - командная... (Казакевич).

11. В сносках тире отделяет объясняемое слово от объяснения, независимо от формы выражения сказуемого. Например: Лакшми - в индийской мифологии богиня красоты и богатства; Апис - у древних египтян считается священным животным.