Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние. Семья и брак Семья и брак тема егэ

Предмет: обществознание 10 класс

Тема: «Семья - как социальная группа».

Цель:

    Систематизировать знания обучающихся о социальной роли, нормы, ценности семьи, межличностные отношения в семье, этика семейных отношений, семейный долг, забота о членах семьи.

    Развивать интерес к предмету. Подвести к выводу о функциях семьи как социального института и малой группы, раскрыть причины кризиса семьи в современном обществе и путях его преодоления;

    Продолжить формирование умений анализировать учебный материал, делать выводы на основе полученных знаний, собирать, накапливать, хранить, обрабатывать и передавать полученную информацию

Оборудование: учебник, наглядности, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный, частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский

Средства обучения:

1.Учебник:
2. Интерактивная доска.
3. Презентация
4. Материалы СМИ и Интернет ресурсов.

План урока

    Организационный момент

    Подготовка к изучению нового материала.

    Изучение

    Проверка понимания

    Закрепление.

    Итоги урока

Ход урока:

    Орг момент: Постановка темы, целей и плана урока.

Учитель активизирует внимание детей: мы сегодня должны выяснить

Изучение

Эпиграф урока(на доске): « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» . (Л. Н. Толстой)

Учитель ставит проблему: «Как помочь молодой семье?»

Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, взаимопомощью, неповторимым набором эмоциональных отношений.

Брак – социальный институт, представляющий собой совокупность норм, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми.

Виды браков: моногамия – союз женщины и мужчины, полигамия -многоженство.

Типы семей: полная, неполная, расширенная

Игра: На консультацию к юристу

Решение задач и повторим из курса 9 класса о Правовой основе семьи.

1. Родители гражданки М. путем шантажа и угроз заставили гражданина Б. вступить в брак с их дочерью. Считается ли брак законным? Ответ обоснуйте.

2. В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ирина, его супруга, поставила вопрос о разделе имущества, в том числе и фирмы, принадлежащей Сергею. Тот возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. Правомерны ли требования Ирины?

3. Ермек до вступления в брак купил дом в деревне. Находясь в браке, построил гараж, купил машину, приобрел мебель. Что является личным имуществом Ермека, а что - совместным имуществом супругов?

4. Гражданин Д. 1996 года рождения и гражданка С. 1997 года рождения решили вступить в брак, но в регистрации им отказали. Обоснован ли отказ?

Вывод: Вы успешно справились с решением задач, мы повторили правовые основы семьи. Брак нужно обязательно регистрировать в органах ЗАГСа, знать свои права в случае развода.

Логическая минутка (разгадывание загадок)

1. В дружной, большой и счастливой семье – у братьев семерых есть по сестре. Подберите к замочку отмычку - сколько в этой семейке сестричек? (одна)

2. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому один достался, никто без фрукта не остался. Как могло такое быть? Как смогли так поделить? (апельсины покупали дед3, отец и сын).

Функции семьи: каждая удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности

Специфические:

    Репродуктивная

    Воспитательная

    Экономическая защищенность

Посмотрите на схему 10 какие удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности

«Решение проблемных ситуаций.

Взаимоотношения в семье. Воспитание в семье.

Ситуация 1. Мать просит сына вынести мусор. Тот не реагирует, продолжает смотреть телевизор. Когда в дверях появляется отец, сын вскакивает и выносит мусор. Как чувствовала себя мама? Что вы думаете в такой момент?

Ситуация 2.

В кино, что ль, собралась? Я - то знаю с кем. – говорит родитель

А что, нельзя?

А ты знаешь, чем такие прогулки заканчиваются?

Как чувствует себя дочь? Какой выход из ситуации предложите вы?

Вывод: Умение общаться – одна из главных особенностей семейного воспитания. Мы должны научиться понимать своих родных, набраться терпения, делить обязанности поровну. Нужно стать на позицию родителей, понять их и прислушаться к их аргументам.

Неспецифические:

    Экономическая

    Первично-социальный контроль

    Социально-статусный

    Духовное общение

    Эмоциально-психологическая

    Досуговая

В современной семье произошли изменения в брачно-семейных отношениях. Самая распространенная форма современной семьи это нуклеарная семья (родители и дети на их иждивении)

Выделите из функций те, которые играют особую роль по вашему мнению-

    Морально- правовые

    личностные

Для государства и общества в целом главное - предоставить возможность наилучшим образом выполнить свои функции

Проект на тему: «Как помочь молодой семье?»

Проблемы в обществе:

Сложная демографическая ситуация определяется кризисом института семьи Наметилась тенденция сокращения детей в семье Увеличивается число незарегистрированных браков Сокращается число зарегистрированных браков Смертность по-прежнему превышает рождаемость, но намечается тенденция снижения смертности и повышения рождаемости. Основной возраст матерей от 18 до 30 лет После свадьбы молодые семьи сталкиваются со многими проблемами. Многие отметили, что основная проблема - это проблема, связанная с жильем и немногие семьи могут позволить себе купить собственную квартиру. Программа ипотечного кредитования вовсе не эффективна, т.к. этой суммы не достаточно для покупки жилья, а дополнительных средств у молодых семей нет. Так же даже те кто берут эти кредиты не всегда могут их выплачивать. Следующая проблема - это ребенок. Многие и хотели бы его иметь, ведь дети способствуют укреплению семьи, но неуверенность в будущем и отсутствие поддержки от государства рождают страх о том смогут ли родители обеспечить малыша. Конечно, государство предпринимает действия для улучшения демографического положения в стране, выдавая матерям пособия как единовременные так и по достижению ребенка 1 года, но в большинстве случаев это вновь оказывается неэффективным. Существует проблема взаимопонимания, между супругами, а так же с родителями Так же большой проблемой является трудоустройство и получение образования

Решение:

1. Жилищную программу, которая обеспечивает льготным жильём семьи, планирующие от двух-трёх и более детей.

2. Повысить денежные пособия на детей

3. Создать программу льготного налогообложения для молодых семей.

4. Создать службу по трудоустройству и переквалификации молодых специалистов с целью помочь молодым супругам найти работу.

5. Сделать молодую семью более защищённой ячейкой общества (предоставить возможность государственного страхования на случай безработицы для погашения кредита)

6. Обязать работодателя предоставлять «Родительское время

7. Ввести в школе курс «Основы семейной жизни» для учащихся старших классов.

8. Создать службу психологической помощи и поддержки семьи.

9. Развивать систему дошкольных учреждений.

Вывод: Семья как социальный институт общества не утратит своего значения, сохранит свою ценность и значимость в жизни людей. Поэтому, вступление в брак, создание семьи, рождение и воспитание детей лично для каждого человека будет по-прежнему иметь огромное значение.

IV. Рефлексия.

О чем узнали на уроке? Вам понравился урок? Что именно понравилось?

Учитель: Корни добра и нравственности рождаются и прорастают в семье. У истоков стоят родители. От того, как они относятся к женщине - матери, к жене, к дочери будет зависеть будущее детей, что они смогут взять положительного из своих семей

Вернемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Толстого? Что вы взяли хорошего из сегодняшнего урока?

Домашнее задание: написать эссе-размышление: «Какой я вижу свою будущую семью» или « Семья – это кристалл общества » (В. Гюго)

Учитель: В заключении хочу напомнить вам всенародную мудрость, что человек сам творец своего счастья. Чтобы построить семью, обрести свое счастье, дать его любимому человеку, нужен постоянный и неустанный труд «души».

Подготовила учитель истории Клышева Айнамгуль Каматаевна

ГУ «Борис-Романовская средняя школа» акимата Костанайского района Костанайской области.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный инсти-тут. В качестве малой группы она удовлетворяет личные пот-ребности людей, в качестве института - социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регу-лируется как брачно-семейным законодательством, так и мо-рально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Семья выполняет определенные функции. Под функция-ми семьи понимается способ проявления жизнедеятельнос-ти и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу ис-тории менялись: они обусловлены социально-экономически-ми особенностями общества.

Функции семьи:

Репродуктивная (от лат. productio - производ-ство) - биологическое воспроизводство населения на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях на личностном уровне.

Социализации - формирование индивида как личности.

Хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за деть-ми и престарелыми членами семьи.

Экономическая - материальная поддержка несовершенно-летних и нетрудоспособных членов семьи.

Социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наслед-ственными статусами - национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества.

Эмоциональная - оказание психологической поддержки чле-нам семьи.

Защитная - физическая, экономическая, психологичес-кая защита членов семьи.

Духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи.

Досуговая - организация рационального досуга, вза-имообогащение интересов членов семьи.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак, начало деторождения, рождение последнего ребёнка. (Рис. 1)

Рис. 1. Брак

2. Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка. (Рис. 2)

Рис. 2. Брак ребенка

3. Смерть одного из супругов. (Рис. 3)

Рис. 3. Смерть супруга

Виды семей:

1. По характеру брака: моногамные и полигамные.

Моногамная семья основана на браке одного мужчины с одной женщиной, при полигамии существует брак одного супруга с несколькими лицами противоположного пола: (рис. 4)

Рис. 4. Полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами ()

Рис. 5. Полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (тибетская семья) ()

2. По составу: индивидуальные (одна брачная группа) и «составные» (две или несколько брачных групп).

3. По характеру верховенства власти в семье: патриархальные (управляемые отцом или одним из братьев), матриархальные (управляемые матерью) и «демократические» (равенство супругов). (Рис. 6, 7)

Рис. 6. Патриархат ()

Рис. 7. Матриархат ()

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная фор-ма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их ин-тимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Индивиды, вступившие в брак, становятся родственни-ками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Родственные узы (родство) - это отношения, возни-кающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).

В Российской Федерации правоотношения в области се-мьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права - семейным правом. Его источниками явля-ются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г.

Регулирование семейных отношений российским законо-дательством осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Добровольность брачного союза мужчины и женщины;

Равенство прав супругов в семье;

Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов не-совершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процесса-ми индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Мож-но отметить, что сегодня происходят процессы трансформа-ции семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.

В частности, можно выделить следующие тенденции раз-вития современной семьи:

Сокращение ведущих позиций семьи в социализации ин-дивидов, в организации их досуга;

Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;

Сокращение числа патриархальных семей;

Развитие семьи партнерского типа, в которой осущест-вляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;

Разрушение многопоколенной (расширенной, родствен-ной) семьи;

Преобладание нуклеарной семьи;

Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;

Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

В современных условиях особую роль в развитии семей-ных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс. - М.: 2008. - 415 с.
  2. В. Я. Хуторской. Обществознание. Термины и понятия. - М.: 2006.
  3. Кравченко А.И. «Обществознание», 11 класс. - М: «Русское слово», 2011.
  1. Обществознание ().
  2. Интернет-портал Set-3945.znaet.ru ().
  3. Социология ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс и дайте ответы на вопросы 1-6 на с. 112.
  2. Дайте определение таким понятиям: семья и брак как социальный институт.
  3. Как вы думаете, какие изменения переживает современная семья? Приведите собственные примеры.
  4. Выполните задания учебника Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс 1-5 на с.
  5. Прочтите учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс и выполните задания к нему на с. 112-113.

Семья - первичная ячейка общества, первый круг общения людей: здесь человек впервые вступает в общественные отношения - семейные отношения родителей и детей.

Семья - круг устойчивых отношений, основанных на браке между мужем и женой и на кровном родстве между родителями и детьми, братьями и сестрами. Члены семьи связаны общностью имущества и быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), моральной ответственностью и взаимопомощью. Семейные отношения, таким образом, и естественные (биологические), и общественные (социальные). Биология человека неизменна, но социальные отношения меняются, и вместе с ними меняются формы семьи.

В доисторические времена семья объединяла только кровных родственников: братьев, сестер, их детей. А мужья? Они не входили в кровнородственную семью. Два дружественных рода (семьи) заключали «брачный союз»: мужчины одного рода вступали в брачные отношения с женщинами другого рода. Такие отношения были непрочными, поэтому мужчины в женском роду принимались как гости, дети оставались в материнском роду. Со временем брачные отношения отдельных пар стали более устойчивыми, появляется первый, еще очень слабый элемент избирательности. Однако мужчины - по-прежнему гости в роду своих брачных партнеров. Они, мужчины, принадлежат другому союзному роду. Кровнородственную семью возглавляла женщина, и соответствующий исторический период называется матриархатом.

Патриархальная семья

С появлением частной собственности и накоплением богатств возник вопрос о наследовании. Для мужчины было важно устранить все сомнения относительно происхождения его наследников. Возникает патриархальная семья, где власть главы семьи распространяется на жену (или нескольких жен), детей, домашних рабов и рабынь. Патриархальная семья существовала не только, скажем, в рабовладельческом Риме, но и в российской дореволюционной деревне. Здесь, конечно, не было рабов, но были сыновья, их жены, их дети, незамужние дочери, престарелые немощные родители. Патриархальная семья осуществляла производительную функцию как основная единица сельскохозяйственного производства.

В Средние века формируется моногамная (единобрачная) семья, с устойчивой связью между мужем и женой. В такой семье власть мужчины становится менее жесткой, женщина получает более почетное и свободное положение. С развитием промышленности и городов семья утрачивает свои производственные функции, она занята теперь воспитанием детей, организацией быта и потребления.

Нуклеарная семья

Утрата семьей производственной функции ускорила процесс суживания семьи, ее дробления, избавления от «лишних» родственников, которые, впрочем, сами рады зажить своей семьей. Сегодня большинство семей состоят из мужа, жены и их детей, чаще всего несовершеннолетних. Такая семья называется нуклеарной (от лат. nucleus - ядро). Глубокие перемены внутрисемейных отношений в индустриальных и постиндустриальных странах произошли в течение XX века в связи с сильно изменившимися положением и ролью женщины в обществе. Народному хозяйству потребовался женский труд, и женщина получила свой, независимый от мужа источник существования. Ее экономическая зависимость от мужа либо ослабевает, либо упраздняется вообще. Женщина получила свободу распоряжаться своей судьбой. Теперь ее удерживают в браке общие дети, духовная и сексуальная близость с мужем, его сердечное уважительное отношение к ней, готовность снять с ее плеч часть домашних забот.

Во второй половине XX века происходит коренная ломка ряда этических семейных ценностей, изменяется этика семейных отношений. Во-первых, падает ценность и даже непреложность официально зарегистрированного брака; возникает много семей, где муж и жена не регистрируют брак, полагая, что таким образом они сохраняют свободу. Такие семьи могут быть и мимолетными, и очень прочными. Во-вторых, сдан в архив моральный принцип, согласно которому жена отдана мужу, а муж - жене на всю жизнь. Даже церковь вынуждена отказаться от данного принципа. Сегодня Анна Каренина спокойно ушла бы от мужа к Вронскому, и никто ее не осудил бы. В-третьих, изменилось отношение к внебрачным сексуальным отношениям, они перестали быть запретными. Одновременно по-новому общество смотрит на женщин, имеющих внебрачных детей, и на самих таких детей. Матери-одиночки не подвергаются осуждению, а их дети никак не ущемляются в общественном положении. Подрывают или укрепляют подобные кардинальные изменения прочность семьи? И подрывают, и укрепляют. Подрывают семьи, основанные не на свободном выборе супругов, а на какой-то зависимости одного супруга от другого. Таким семьям в новых условиях трудно сохраниться. Напротив, семьи, возникшие по свободному выбору супругов, не испытывают никакого давления на разрыв со стороны внешних обстоятельств.

Массовый распад семей в настоящее время - всемирный феномен. В некоторых странах число разводов равно числу браков. В чем причины такого явления? Помимо уже указанных причин, назову следующие.

Во-первых, в современных условиях молодой человек раньше, чем когда-то его родители, вступает в самостоятельную жизнь. В странах Западной Европы дети, едва достигнув 17-18 лет, покидают родительский дом и живут самостоятельной жизнью. Они заключают скороспелые браки, которые чаще всего распадаются через короткое время.

Во-вторых, распространены всякого рода социальные пороки, в частности пьянство и наркомания. Многие, страдающие такими пороками, делают семейную жизнь невыносимой. Из-за пьянства мужа или жены, например, распадается множество семей.

В-третьих, основные интересы многих супругов лежат не в семье, а вне ее: на службе, в делах, в общественной деятельности. Семья, дом становятся только «спальней», что отчуждает супругов друг от друга.

Кризис семейных отношений особенно сказывается в демографическом плане: Россия вымирает, то есть число умерших людей превышает число родившихся. У нас в среднем на семью приходится полтора ребенка, а для поддержания равновесия населения нужно 2,3. Последствия могут быть катастрофическими: страна с малочисленным населением не сможет удержать огромные территории; вскоре может образоваться дефицит трудоспособного населения; детей и стариков некому будет кормить.

Общество и государство заинтересованы в укреплении семьи, так как от нее во многом зависит благополучие и процветание общества. Задачу защиты и укрепления семьи решает семейное законодательство.

Вопрос

Составьте бюджет вашей семьи:

  • а) по источникам доходов;
  • б) по статьям (направлениям) расходов: питание, одежда, квартира, культура.

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа , члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества , важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встре­чаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство.

Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых м людей.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;

2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.

У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнское право», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина – с несколькими мужчинами.

Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.

В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.

Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже – в СССР и странах восточной Европы.

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

Четвертая стадия – стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую– брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте – в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.

Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.

Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называетсярасширенной. Она расширяется за счет 3– 4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.

Имеют два основных источни­ка их возникновения: потребности общества и потребности са­мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный ин­ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци­альную задачу. Можно выделить следующие основные функ­ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

1) Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях.

2) В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоян­ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле­нов семьи), побуждающее их активно заниматься само­воспитанием.

3) Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

4) Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло­гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

5) Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

6) Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности.

7) Все большее значение социологи придавали и при­дают коммуникативной функции семьи.

8) Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга..

9) Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля­ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

10) Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

11) Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

12) Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

http://shpargalki.ru/news/3887.html

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института - социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Социальная группа основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью.

Социальный институт - деятельность его направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей.

Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.

Функции семьи:

1) Репродуктивная (от лат. productio - производство) - биологическое воспроизводство населения - на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях - на личностном уровне.

2) Социализации - формирование индивида как личности.

3) Хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи.

4) Экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

5) Социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами - национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества.

6) Эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

7) Защитная - физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи.

8) Духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи.

9) Досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

Вступление в брак -> Начало деторождения – рождение первого ребёнка -> Рождение последнего ребёнка -> Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка -> Смерть одного из супругов.

Выделяют следующие классификации семьи:

1) По числу детей: многодетные, малодетные и бездетные.

2) По характеру распределения домашних обязанностей:
- традиционная - домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине;
- коллективистская - обязанности выполняются совместно или по очереди.

3) По родственной структуре:
- нуклеарная (лат. nucleus - ядро) - супружеская пара с детьми;
- расширенная - супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними;
- полигамная - жена с мужьями или муж с женами.

4) По типу воспитания:
- авторитарная - основывается на авторитете родителей;
- либеральная - строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек;
- демократическая - характеризуется постепенным привитием ребенку такой черты, как сопричастность к судьбам других людей.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Родственные узы (родство) - это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).

В настоящее время различают следующие виды брака.

Виды брака:

1) Юридический брак - союз мужчины и женщины. Добровольный союз. Союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Союз, целью которого является создание семьи. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов.

2) Гражданский брак - это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Такой брак порождает лишь отношения материнства и отцовства, которые создают определенный объем прав (например, право детей наследовать имущество любого из родителей). Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут по закону наследовать имущество друг друга.

3) Церковный брак - это брак, который в России не влечет юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического) права.

В Российской Федерации правоотношения в области семьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права - семейным правом. Его источниками являются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г.

Регулирование семейных отношений российским законодательством осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Добровольность брачного союза мужчины и женщины;

Равенство прав супругов в семье;

Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доин-дустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Можно отметить, что сегодня происходят процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.

В частности, можно выделить следующие тенденции развития современной семьи:

Сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга;

Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;

Сокращение числа патриархальных семей;

Развитие семьи партнерского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;

Разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи;

Преобладание нуклеарной семьи;

Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;

Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

В современных условиях особую роль в развитии семейных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.