Российская газета колонка марины королёвой. Модель Марина Королева: биография, личная жизнь и интересные факты. Жизнь до встречи с музыкантом

    Королёва Марина Александровна

    Марина Александровна Королёва - (псевдоним «Маша Берг» , р. 1 апреля 1960) журналист радиостанции Эхо Москвы, зам. главного редактора, ведущая новостей и программ Говорим по русски. Передача игра, Как правильно?, Говорим по русски. Радио альманах, Понаехали тут радиостанции… … Википедия

    Марина Александровна Королева - Марина Александровна Королёва (псевдоним «Маша Берг» , р. 1 апреля 1960) журналист радиостанции Эхо Москвы, зам. главного редактора, ведущая новостей и программ Говорим по русски. Передача игра, Как правильно?, Говорим по русски. Радио… … Википедия

    Королёва, Марина - Марина Александровна Королёва (псевдоним «Маша Берг» , р. 1 апреля 1960) журналист радиостанции Эхо Москвы, зам. главного редактора, ведущая новостей и программ Говорим по русски. Передача игра, Как правильно?, Говорим по русски. Радио… … Википедия

    Королева Марина Александровна - Марина Александровна Королёва (псевдоним «Маша Берг» , р. 1 апреля 1960) журналист радиостанции Эхо Москвы, зам. главного редактора, ведущая новостей и программ Говорим по русски. Передача игра, Как правильно?, Говорим по русски. Радио… … Википедия

    Королёва - Королёва женская форма фамилии Королёв Королёва, Варвара Михайловна солистка первого состава российской женской поп группы «Блестящие». Королёва, Инна Валерьевна (род. 1976) российская актриса театра и кино. Королёва, Клавдия… … Википедия

    Марина Королёва - Марина Александровна Королёва (псевдоним «Маша Берг» , р. 1 апреля 1960) журналист радиостанции Эхо Москвы, зам. главного редактора, ведущая новостей и программ Говорим по русски. Передача игра, Как правильно?, Говорим по русски. Радио… … Википедия

    Марина Королева - Марина Александровна Королёва (псевдоним «Маша Берг» , р. 1 апреля 1960) журналист радиостанции Эхо Москвы, зам. главного редактора, ведущая новостей и программ Говорим по русски. Передача игра, Как правильно?, Говорим по русски. Радио… … Википедия

Оппозиционная радиостанция "Эхо Москвы" продолжает расставаться с ключевыми кадрами своей редакции .

На днях стало известно, что "Эхо" покидает еще один "ветеран" редакционного коллектива – заместитель главного редактора "Эха Москвы" Марина Королева , работавшая на радиостанции с 1994 года.

О причинах своего внезапного решения Королева рассказала в интервью изданию COLTA.RU.

Главный фактором, побудившим Королеву уйти с "Эха", стали ее отношения с главредом :

"То, что мы разошлись с главредом, не в один день случилось, конечно. И профессиональные расхождения у нас бывали, и личные, и денежные, несколько непростых точек мы проходили. Алексей Алексеевич человек гибкий, это все знают, куда более гибкий, чем я. А я не скандальна, это тоже все знают. При этом надо понимать, что в неформальном "ближнем круге" своего начальника я не была. Ни изначально, ни потом. Мы работали вместе - это да. Чутью его профессиональному я много лет доверяла. Но вот в последние годы объяснить себе многие решения главного редактора не могла. По кадрам, по системе управления редакцией, по эфиру. По мне самой, наконец, по моим программам, эфирной загрузке и зарплате" , - рассказала Марина Королева.

При этом, у бывшего уже заместителя Венедиктова нет претензий к скандалистке , которая, как ранее писал "Перебежчик", стала причиной увольнения нескольких старых кадров "Эха Москвы", например, Сергея Корзуна .

"Про Лесю Рябцеву давайте отвечу так, как всем отвечала в шутку: а кто это? Но правда, мы были с ней мало знакомы. Я помню Лесю-практикантку, совершенно обычную, не очень разговорчивую, стеснительную. Помню ее в продюсерской группе (там, где приглашением гостей занимаются), несколько раз в неделю. Та же история, ничем не примечательная. То, что происходило с ней дальше, к редакции отношения, в общем, не имело" , - заявила Королева.

По ее мнению, шумиха вокруг Рябцевой связанно исключительно с ее "раскруткой" со стороны Венедиктова :

"Это может звучать странно - при такой громкой "внешней" раскрутке - но так оно и было. Леся была личным помощником главного редактора, Венедиктов и она сама много говорили об этом в разных интервью, появлялись в эфире, в телеэфирах, все это было на виду, было громко, со скандалами, но внутриредакционная работа - это другое. У меня к Лесе и сейчас никаких вопросов нет, я это говорила главному редактору. К ней вопросов нет, все вопросы к нему" , - рассказала Королева.

Как заметила Марина Королева, "Эхо" переживает сегодня исторический перелом редакционной политики :

"Это время меняется. Музыка времени, интонация меняется. Аж хруст стоит, так меняется. Это я вам как человек с абсолютным слухом говорю. Идет перенастройка всего оркестра. Это мучительный процесс на самом-то деле. Поймает "Эхо" это изменение интонации - останется, нет - будет что-то другое" .

"Районы, кварталы, жилые массивы..." Помнит ли кто-нибудь знаменитые слова из мегапопулярной песни российского рок-музыканта Ромы Зверя, вокалиста одноименной группы? Так вот, сегодняшнее повествование хотелось бы начать именно с этой строки, вкладывая в нее тот смысл, что все в нашей жизни стремительно меняется, не оставляя путей к отступлению. Почему такую трактовку выбираем сейчас для известной строчки из песни? Да потому что речь пойдет о девушке, которая поменяла свою жизнь полностью ради любимого человека, отказавшись от многого: карьеры, амбиций, родного любимого города и, возможно, всеобщей известности, предпочтя оставаться в тени человека, который и написал эти слова.

Кто эта девушка и о чем статья?

Из вступительного блока можно было сделать кое-какие предположения относительно того, о ком сегодня пойдет речь. Так вот, ваши догадки верны. Повествование пойдет о жене знаменитого музыканта и вокалиста столичной группы "Звери" - в прошлом модели Марине Королевой. Здесь мы постараемся раскрыть секреты ее личной жизни, приоткроем завесу тайны над некоторыми фактами из биографии девушки, не обойдем стороной и самого музыканта, потому как он является главным человеком в жизни бывшей питерской модели.

Жизнь до встречи с музыкантом

Для того чтобы начать разговор о жене Романа Зверя, стоит сперва сказать, что сам он является человеком скрытным, даже в некоторой степени замкнутым и очень стеснительным. Певец не раз в интервью признавался, что старается тщательно скрывать свою личную жизнь, не вынося факты на всеобщее обозрение. Он всячески пытается ограждать своих близких от назойливых фанатов, говоря о том, что всерьез опасается за родных людей (не в плане опасности для жизни, а в излишнем психологическом воздействии). Порой то, что происходит с вокалистом и основателем рок-группы "Звери", становится объектом достояния общественности лишь спустя некоторое время (порой этот период затягивался на год).

Так вот, возвращаясь к модели Марине Королевой, а точнее к фактам ее биографии, нужно признаться, что известно их совсем немного. Во-первых, это то, что девушка родилась 5 мая 1982 года в красивейшем городе на Земле - Санкт-Петербурге. Здесь прошли ее детство и юность, тут она личностно развивалась и строила планы. Кстати, ей прочили неплохую карьеру в сфере модельного бизнеса. На девушку даже обратили внимание в кинематографе, предложив сняться в эпизодической роли в одном молодежном сериале.

Во-вторых, модель Марина Королева, как и все девчонки в начале 2000-х годов, была на модной музыкальной волне и просто обожала посещать концерты рок-исполнителей. В то время на музыкальный Олимп взошла молодая группа "Звери", которая покорила Марину своими текстами. Девушка признается, что очень ей были близки их песни, каждую из них она знала наизусть. Королева мечтала познакомиться с солистом и однажды решилась на отчаянный шаг.

Первая встреча с Романом Зверем и свидание, ставшее началом новой жизни

В 2004 году, раздобыв два билета на концерт для себя и своей подруги, модель Марина Королева отправилась на встречу со своей судьбой. Отплясав и послушав выступление, девушки отправились в гримерку к артисту и там взяли у него автограф. По признаниям Марины, Роман был резок и холоден, хотя это неудивительно: толпы фанаток каждый раз подстерегают его возле гримерки. Девушка набралась смелости и пригласила вокалиста на свидание, на что парень ответил согласием. Точнее, он позвал ее в ресторан неподалеку от концертного зала, где собирался поужинать с участниками группы. Именно с того вечера и началась история любви Ромы Зверя и Марины Королевой. Питерская модель покорила парня своим обаянием, искренностью и красотой, однако об их отношениях широкой публике стало известно лишь спустя почти 4 года, когда пара уже поженилась и обзавелась малышом. Но об этом пойдет речь в следующем блоке статьи.

Счастье любит тишину

С 2004 года личная жизнь Марины Королевой тесно переплелась с известным музыкантом. Девушка сразу обозначила, что сможет оставить свой город, карьеру и амбиции ради любви. Роману такой подход Марины к жизни очень импонировал, потому что его предшествующие отношения с девушкой из мира моделей ничем хорошим не закончились: прежняя пассия певца думала только о своей персоне. А здесь Зверь обрел счастье. Он нашел в Королевой много общих с собой черт характера, а девушка, в свою очередь, сразу поняла, что это на всю жизнь.

Девушка переехала в Москву, и спустя немного времени после первого свидания (в тот же год) 14 июня пара расписалась в одном из столичных загсов. Свадьбу эту можно назвать тайной, потому что из приглашенных были только родители и участники группы, а фанаты узнали о ней только в 2008 году, когда у пары родился первенец. Первую дочь бывшая модель Марина Королева, которая к тому времени сменила фамилию на Билык, и Роман Зверь назвали Ольгой. Второй ребенок появился в счастливой семье не так давно - в 2015 году. Это тоже девочка, чье имя - Зоя.

Что является достоянием общественности?

Сейчас многие известные личности общаются со своими фанатами посредством социальных сетей. Там они выкладывают фотографии с отдыха, туристических поездок, вечеринок и прочее. Однако если мы сегодня говорим о бывшей модели Марине Королевой из Санкт-Петербурга, то она действительно отказалась от общественной жизни, посвятив себя полностью любимому мужу и дочерям. Ее страница в "Инстаграм" на сегодняшний день имеет всего около 6000 последователей. Там можно увидеть много снимков молодой мамы с детьми на отдыхе, где-нибудь на морском побережье, также совместные фотографии с Романом, где молодые люди рассказывают о своих путешествиях по свету.

Интересные факты из жизни Марины и Романа

Как упоминалось выше, пара очень много путешествует. Одним из самых любимых городов мира не только Марины, но и Романа является Амстердам. Здесь семейная пара предпочитает проводить время в кафе, заказывая селедку с картошкой. Каждая поездка в этот красивый и уютный город сопровождается, по словам Марины, поеданием этого простого блюда. Еще к интересным фактам из жизни модели Марины Королевой можно отнести съемки в клипе у мужа. Молодая мама приняла участие в проекте спустя 2 месяца после рождения второй дочери Зои. Композиция называется "Прогулки", по сюжету семья играет там самих себя: любящих друг друга людей. Ну и последнее, о чем хотелось бы сегодня сказать, - это то, что Марина как-то сказала: "Мой муж - очень заботливый отец". А ведь такое высказывание не вполне вяжется у многих с образом развязной рок-звезды, поэтому судить о человеке только лишь по "обертке" как минимум глупо.

Уход Марины Королевой с «Эха Москвы» не был связан с экс-помощницей главреда Лесей Рябцевой. Причина - в самом Алексее Венедиктове, рассказала его бывший заместитель в интервью Colta.ru .

«У меня к Лесе и сейчас никаких вопросов нет, я это говорила главному редактору, - подчеркнула Марина Королева. - К ней вопросов нет, все вопросы к нему». По словам Королевой, с Лесей они были мало знакомы.

«Я помню Лесю-практикантку, совершенно обычную, не очень разговорчивую, стеснительную, - рассказала бывший заместитель главреда. - Помню ее в продюсерской группе (там, где приглашением гостей занимаются), несколько раз в неделю. Та же история, ничем не примечательная. То, что происходило с ней дальше, к редакции отношения, в общем, не имело. Это может звучать странно — при такой громкой "внешней" раскрутке, — но так оно и было».

С Венедиктовым, по словам Королевой, они разошлись постепенно. В неформальном «ближнем круге» своего начальника она не была, добавила журналист.

«Мы работали вместе — это да, - отметила Королева. - Чутью его профессиональному я много лет доверяла. Но вот в последние годы объяснить себе многие решения главного редактора не могла. По кадрам, по системе управления редакцией, по эфиру. По мне самой, наконец, по моим программам, эфирной загрузке и зарплате».

По словам Королевой, сложным испытанием для нее стала ситуация с фотовыставкой к 25-летию «Эха Москвы». Журналист назвала ее «этическим квестом». «Пройдешь его — выйдешь на следующий уровень, - пояснила Королева. - И вот этот квест я проходить отказалась. И никакие доводы, которые я сама себе могла привести, — многолетние авторские программы, эфир, должность — не работали уже».

Вспомнила журналист и о том, как впервые пришла на «Эхо Москвы». Королева призналась, что до этого не слушала эту радиостанцию. По ее словам, «Эхо» занимало подвальное помещение, а в студию надо было бегать по железной лестнице. «Редакционная комната — одна, там еще и курили все, а я не курю, ужас, - рассказала Королева. - Один компьютер на всех. Печатная машинка. Чайник металлический на столе в коридоре, колченогие стулья. Постоянно кто-то входит-выходит, такой веселый сумасшедший дом. Все всклокоченные. И много умных разговоров».

Напомним, в конце декабря 2015 года Марина Королева о своем уходе с «Эха Москвы», где работала с 1994 года. Она была ведущей программ «Говорим по-русски» и «Как правильно?».

В декабре покинула «Эхо Москвы» и Леся Рябцева. После ухода она выступила на НТВ в передаче «Новые русские сенсации», в которой редакцию радио «болотом, которое не собирается никуда двигаться», а своих бывших коллег — «ничтожествами, которые ничего из себя не представляют».

Марина Королева – известный радиожурналист, работавшая заместителем главного редактора на радио «Эхо Москвы», неожиданно для слушателей покинула популярную радиостанцию. C тех пор прошло полгода. Марина любезно согласилась дать интервью журналу ЧАЙКА.

Ирина Чайковская . Марина, вот уже полгода прошло с вашего ухода с радиостанции ЭХО МОСКВЫ. Мы до сих пор слышим на ней ваш голос, идет в повторе ваша передача «Как правильно», но вас на ЭХЕ нет. Не мучат «фантомные» боли? Не жалеете? Это было осознанное решение или спонтанное?

Марина Королева. Могу только повторить то, что говорила сразу после ухода: решение было стремительное, был конкретный повод. Но я не швырялась заявлением об уходе в надежде, что меня станут уговаривать, останавливать. Я специально тогда дала себе сутки на «подумать» - и за это время продумала все последствия, задала себе все вопросы. Поняла: я не смогу больше работать заместителем Венедиктова, ни при каких условиях. Такая работа – это ведь вопрос доверия (или недоверия). Если бы я приходила на «Эхо» время от времени, как гость или как автор, этим вопросом могла бы не задаваться, пришел-отработал-ушел. Но я была заместителем, так что для меня доверие своему начальнику было вопросом ключевым. В этом смысле уход был осознанный. Не истерика, не взбрык. Да я этого и не умею.

О «жалеете\не жалеете»: нет, ни секунды не жалею, ни тогда, ни сейчас. Да, была конкретная ситуация, конкретный повод, но были и последние несколько лет на «Эхе», когда я маялась от отсутствия перспектив, развития. Бесконечным самотиражированием я заниматься совсем не готова, год за годом выпускать одни и те же программы, какими бы прекрасными они ни были. Знаю, что хороши – хотя бы потому, что их копируют и даже подворовывают, значит, есть что воровать. Или вот идут сейчас на «Эхе» повторы моих программ – ну, пусть пока идут. А я, пока жива и работаю, останавливаться не собираюсь. Внутри «Эха» развиваться больше не получалось, ни творчески, ни административно, ни финансово. Так что надо спасибо сказать тому, что было, и идти дальше.

ИЧ. Расскажите про сегодняшние ваши дела. Видела ваши видеоуроки на сайте «Российской газеты» - понравилось: профессионально, четко, красиво. Будете продолжать?

МК. В «Российской газете» колонка о русском языке выходит уже лет пятнадцать, причем в еженедельном номере, а у него какой-то запредельный тираж, около 3 миллионов. И колонка там «для всех», популярная. Знаю, что ее многие вырезали, хранили, когда еще не было архива колонок на сайте. Мой любимый академик Виталий Костомаров, например, вырезает до сих пор. При встрече всегда подмигивает: вы, мол, знаете, где искать ваш архив, если что! Эту колонку буду поддерживать, пока могу, она полезная. Отвечает на конкретные вопросы, которые по-прежнему мне задают по всем возможным каналам. А некоторое время назад я предложила «РГ» попробовать снимать видеоколонки, на основе газетных: попробовали, вроде получилось. Есть люди, которым удобнее читать, а есть те, кому больше нравится смотреть и слушать, они так лучше воспринимают информацию. Теперь есть выбор: или печатная колонка (она же есть на сайте: https://rg.ru/), или видео там же, на сайте. Думаю, продолжим и это.

Но колонка – это не новое. Новое – это «Бюро Марины Королёвой», которое я открыла в марте, это проекты, которые связаны с консультированием по вопросам речевой правильности, с корпоративным обучением, «русский для взрослых», так это можно назвать. С одной стороны, тоже вроде ничего для меня нового: были радиопрограммы, теперь семинары, занятия, вебинары. Разница, пожалуй, в том, что мы встречаемся с аудиторией вживую, лицом к лицу, причем с аудиторией не случайной, заинтересованной, качественной, очень интересной. Во многом абсолютно для меня новой. Знаете, радио и ТВ гонятся за рейтингами, сайты за числом заходов, соцсети за лайками. Меня эти полгода научили, в частности, тому, что двести, сто, пятьдесят, а иногда даже десять качественных собеседников – это ничуть не менее интересно, чем миллион слушателей. Да и один может быть важнее миллиона. Отдача эмоциональная от разговора с такой аудиторией точно больше. И мне теперь действительно неважно, сколько их у меня, слушателей.

ИЧ. Вы ведь не только журналист. В нашем журнале публиковались отрывки из вашего романа «Верещагин». Есть ли планы продолжать писать прозу?

МК. Вот тут я суеверна, извините. Пока тебя к компьютеру не пригонит невозможность НЕ ПИСАТЬ и ты ради этого не отложишь все дела, говорить вообще не о чем. Это как пистолет у виска, я это трижды проходила, и с пьесами двумя, и с «Верещагиным». Планы планами, но вот эта невозможность ломает обычно все планы, в том числе и рабочие. Посмотрим. Не хочу ничего планировать. Мне кажется, «Верещагина», несмотря на два проданных тиража и многих именитых читателей, так толком и не прочитали еще в России.

ИЧ. Не прибавились ли еще какие-то занятия к уже имевшимся? Все же высвободилось время, появилась относительная свобода им распоряжаться...

МК. В смысле – не начала ли я вышивать крестиком? Пока нет. И не похоже на то, что начну. Сейчас, после ураганного полугодия совсем другой жизни, у меня небольшой летний перерыв, но уже на сентябрь у «Бюро Марины Королёвой» (то есть у меня) несколько заявок на корпоративные занятия, и не только. Это значит – в августе начинается планирование и подготовка. А свобода и мобильность Бюро – это как раз возможность не закрываться на выходные, праздники и отпуск. Возник вопрос – пожалуйста, вот ответ. В соцсетях, где у меня в общей сложности около 30 тысяч подписчиков, я практически ежедневно «вывешиваю» ответ на какой-нибудь интересный вопрос.

Был и совершенно неожиданный, тоже новый для меня опыт – участие в экспертном совете театрального фестиваля «Вокруг классики», когда я почти неделю провела в Новоуральске, одном из закрытых городов Росатома. Туда съехались провинциальные театры, со спектаклями по классическим литературным произведениям. Финалом было ток-шоу, которое я проводила на сцене Новоуральского театра – под телекамеры, со зрителями и участниками фестиваля. Тут пригодились и радийные навыки, и телевизионные.

ИЧ. Нам из-за рубежа кажется, что в России нажим государства на граждан, свободную прессу, свободу высказываний постоянно растет. Принимаются все новые и новые репрессивные законы. Вы это ощущаете на себе? Как вы решаете для себя эту ситуацию?

МК. Я свободна. У меня нет своего СМИ, я не работаю в СМИ, если не считать колонки о языке в «Российской газете». В своих аккаунтах в фейсбуке и твиттере я могу писать всё, что думаю. Я вот так это для себя решила.

ИЧ. Как вы сегодня относитесь к ЭХУ Москвы и к его главному редактору?

МК. Без сердца. Это прошлое для меня. Иногда включаю «Эхо», но очень точечно, я же помню, когда там лучше всего послушать новости, если я их вдруг не успела открыть в интернете. Как я уже сказала, иногда попадаю на повторы своих программ «Как правильно» и мне, ей-богу, кажется, что у меня в этих программах изменился голос. Уже постфактум изменился. Всё-таки голос, оставленный человеком без присмотра – мистическая сущность, воля ваша.

ИЧ. Не кажется ли вам, что на ЭХЕ появился страх произнести не то слово, слишком прямо высказаться?

МК. Вот здесь я точно не могу быть экспертом, я не слежу за «Эхом» ревниво и пристально, как это делают постоянные слушатели. Я там работала, теперь не работаю, а слушаю изредка и только новости. Программы – нет. Просто для меня степень предсказуемости программ, гостей, самой интонации там такова, что мне это не очень интересно. Я точно знаю, что услышу в эфире в такой-то час, в такой и такой. Есть люди, которым это нравится, предсказуемость. Мне нет, не нравится совсем.

ИЧ. Есть ли угроза, на ваш взгляд, что ЭХО закроют?

МК. Послушайте, такая угроза была последние лет пятнадцать, по разным причинам. Сначала мы еще пугались, потом привыкли. Мне, когда я работала, вообще было неважно, что снаружи, меня это не пугало. Ну, закрыли бы – нашла бы другую работу, пусть и не журналистскую. То, что происходит внутри редакции, гораздо важнее для меня было. И ушла я из-за того, что было внутри, а не снаружи.

Другое дело – за своих бывших коллег с сайта «Эха» я переживаю, конечно, когда читаю, что их таскают на допросы и очные ставки за перепечатки блогов. Переживаю и очень хочу, чтобы у них всё было хорошо.

ИЧ. Радиоэфир – сильный наркотик. Думаете ли вы продолжить вашу работу на каком-то радиоканале, уже существующем или вновь созданном?

МК. Хороший вопрос, про эфир как наркотик. Даже не собираюсь отрицать. Но тут ведь что важно – отдавать себе в этом отчет. Я отдавала. Знала, что должно пройти какое-то время, чтобы эфирная зависимость улетучилась. Может, помогло еще и то, что для меня любая зависимость смерти подобна, и эта не была исключением. В общем, я сказала себе, что «за дозу» (в данном случае – дозу эфира) я работать никогда не стану, и спокойно прошла этот непростой период, благо он был совсем короткий. Практически сразу я начала работать уже в несколько ином качестве, да и микрофон на выступлениях дают, чего уж.

Другое радио – будут достойные предложения, отчего и не поработать. Нет – ничего страшного, цитируя Булгакова, «наша аппаратура всегда при нас». Кто захочет найти меня, тот найдет.

ИЧ. На меня тяжелейшее впечатление произвел арест Никиты Белых, то, как он был обставлен и подан в СМИ. Бесконечно сочувствую Никите Юрьевичу и могу представить на его месте любого честного человека. В той игре, которую затевает с людьми государство, трудно не только оправдаться, но и произнести какие-то слова в свою защиту, чтобы они были услышаны, не искажены и превратно не истолкованы. Отсюда и его голодовка. Что скажете?

МК. Ужасно это было. Мы много раз пересекались с Никитой Юрьевичем на «Эхе», в эфире вместе бывали, в том числе и в том «Особом мнении» 27 февраля 2015 года, перед последним эфиром Бориса Немцова, за несколько часов до его убийства. Я рассказывала уже: мы с Н.Ю. вышли в эховскую гостевую, там был Немцов с ведущими Лариной и Дымарским. Белых и Немцов обнялись, а до этого не виделись год… Вот такое вспоминается прежде всего, когда смотришь безумные какие-то кадры с подсвеченными купюрами, видишь глаза Никиты Белых… И ничего не понимаешь. Что бы это ни было, ему сейчас очень тяжело. И я не понимаю, как и в случае с Ходорковским в свое время, почему людей по экономическим статьям держат за решеткой, как будто нет других способов контролировать подследственных.

ИЧ. С чем вы связываете надежды на изменение ситуации в России?

МК. Знаете, я очень люблю «формулу Ясина», как мы с ним называли это в программе «Выбор ясен». Свобода предпринимательства, свободная конкуренция, верховенство права. Хорошая формула. Но мне-то кажется, ничего этого не будет, пока в сознании людей не перевернется эта проклятая пирамида – когда интересы отдельного человека в самом низу, а государство (или те, кто представляется государством) давит на него всей своей массой. Пока каждый отдельный человек не научится говорить себе самому и всем: нет ничего важнее меня и таких, как я. И государство для меня, а не я для него. Вот за этот переворот я бы билась изо всех сил, а не за то, чтобы Путин ушел, потому что – ну, уйдет он, а пирамида останется. И придет другой, с другой фамилией, и пирамида эта выстроится уже под него. Дурная бесконечность.

ИЧ. У вас много друзей среди американских читателей. Чего им ждать от вас в будущем? Чем вы их порадуете или удивите?

МК. Просто передавайте им привет. А я поработаю пока, я и сама себя в последнее время удивляю, куда уж мне удивлять других.

Вашингтон - Москва