Новая энергетика. Новая энергетика Спущен на воду

Количество

Постройка

Пр.1159 - Зеленодольск, ССЗ им. А.М.Горького - 6 единиц

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

Дельфин

Нерпа

Кречет

Сокол

СКР-481

СКР-149

Пр.1159Т - Зеленодольск, ССЗ им. А.М.Горького - 6 единиц

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

СКР-482

СКР-28

СКР-35

СКР-471

СКР-129

СКР-451

Пр.1159ТР - Зеленодольск, ССЗ им. А.М.Горького - 2 единицы

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

СКР-201

СКР-195


Тактико-технические данные пр.1159

Водоизмещение, т:
стандартное: 1440 (пр.1159Т -1520)
полное: 1660 (пр.1159Т - 1673)
Размеры, м:
длина: 96,51
ширина: 12,56
осадка: 3,2 (габаритная – 5,57) (пр.1159Т - 3,32 (габаритная - 5,74)
Скорость полного хода, уз: 29,67 (пр.1159Т - 29)
Дальность плавания: 2000 миль (29,67 уз), 4500 миль (14 уз), 4456 миль (14,98 уз) (пр.1159Т - 4000 миль (14 уз),1900 миль (29 уз))
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 1х20000 л.с. ГТУ М-8Г, 2х8000 л.с. дизели 68Б, 3 ВФШ, 2 ДГ по 300 кВт, 1 ДГ 200 кВт (Дельфин - 3 ДГ по 500 кВт)
Вооружение: 1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 "Оса-М" (20 ЗУР 9М33) - СУ 4Р-33
2х2 76 мм АК-726 (1200 выстрелов) - СУ МР-105 "Турель"
2х2 30 мм АК-230 - СУ МР-104 "Рысь"
2х12 РБУ-6000 "Смерч-2" (120 РГБ-60) - ПУСБ "Буря"
14 мин
РТВ:
Экипаж, чел: 108

Тактико-технические данные пр.1159ТР

Водоизмещение, т:
стандартное: 1550
полное: 1705
Размеры, м:
длина: 96,51
ширина: 12,56
осадка: 3,28 (габаритная - 5,39)
Скорость полного хода, уз: 28
Дальность плавания: 3800 миль (14 уз), 1800 миль (28 уз))
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 1х20000 л.с. ГТУ М8В6, 2х8000 л.с. дизели 68Б-6, 2 ДГ по 300 кВт, 1 ДГ 200 кВт
Вооружение: 2х2 ПУ ПКР П-20М "Термит"
1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 "Оса-М" (20 ЗУР 9М33) - СУ 4Р-33
2х2 76 мм АК-726 (1200 выстрелов) - СУ МР-105 "Турель"
2х2 30 мм АК-230 - СУ МР-104 "Рысь"
4х1 400 мм ТА
2 бомбосбрасывателя (12 ГБ ББ-1)
14 мин
РТВ: РЛС общего обнаружения МР-320 «Топаз-2В», РЛС «Фут-Н», РЛС РТР «Бизань-4Б», НРЛС «Дон», ГАС МГ-311 «Вычегда»
Экипаж, чел: 112

Общий вид



История создания проекта

Модернизации проекта

Распределение по флотам

БФ: СКР-35, 129, 149, 471, 482, Кречет, Нерпа
ЧФ: СКР-28, 195, 201, 451, 481, Дельфин, Сокол

Бортовые номера

СКР-28: 864(1981), 861(1981)
СКР-129: 844(1985)
СКР-195: 846(1986)
СКР-201: 892(1986)
СКР-451: 861(1988)
СКР-471: 848(1984)
Дельфин: 690(1976), 696(1978), 849(1978), 693(1982), 821(1985), 805(1986), 825
Нерпа: 693(1978), 862(1978)

Списание

Экспорт

Алжир : 3 единицы
Мурад Рейс 901 (до 20.12.1980 СКР-482), Рейс Келлих 902 (до 24.03.1982 СКР-35), Рейс Корфу 903 (до 01.1985 СКР-129). 903 в 1999-2000 модернизирован по пр.1159ТМ в Кронштадтском морском заводе: 1510/1665 т, осадка 3,22(габаритная – 5,2) м, АК-230 заменены на АК-630М – СУ МР-123 «Вымпел-А», добавлены 2х2 533 мм ТА, РЛС общего обнаружения МР-320 «Топаз-2В» заменена на РЛС общего обнаружения «Позитив-МЭ1», 28 уз, 3500 миль (14 уз), 1800 миль (28 уз), 103 чел. В Санкт-Петербурге «Северная верфь» на 901 в 10.2007-11.02.2011, 902 в 2011-12 РЛС общего обнаружения МР-320 «Топаз-2В» заменена на РЛС общего обнаружения «Позитив-МЭ1», СУ МР-105 «Турель» и СУ МР-104 «Рысь» заменены на опто-электронную СУ СП-521 «Ракурс», добавлен комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101)

Болгария : 1 единица
Фрегат Смели 11 (до 22.02.1989 Дельфин)

ГДР : 3 единицы
Корабли береговой обороны Росток 141 (до 25.07.1978 Нерпа), Берлин 142, с 7.10.1981 Берлин - Хаупстадт дер ДДР (до 10.05.1979 Кречет) списан 31.12.1991, Халле 143 (до 23.11.1985 СКР-149)

Куба : 3 единицы
Мариэль 350 (до 24.09.1981 СКР-28) списан в 1997, Монкада 353, затем 383 (до 10.04.1988 СКР-451) затоплен 16.07.1998 у северного побережья Кубы как объект для дайвинга, 356 (до 02.1984 СКР-471) списан в 1996, затоплен у Каймановых островов как объект для дайвинга

Ливия : 2 единицы
Аль Хани 212 (до 28.06.1986 СКР-201), Аль Кирдабиян 213 (до 24.10.1987 СКР-195) потоплен 9.08.2011 в Триполи английской авиацией

ФРГ : 2 единицы
Фрегаты пр.610 Росток F224 (до 10.1990 ГДР №141) списан 21.03.1991, пр.600 Халле F225 (до 10.1990 ГДР №143) списан 20.03.1991

Югославия : 2 единицы
Эскадренные миноносцы, затем большие патрульные корабли Сплит 31, с 1993 Београд (до 10.03.1980 Сокол) списан в 2005, Копер 32, с 1993 Подгорица (до 5.12.1982 СКР-481) списан в 1995. Модернизированы по пр.1159Р в Кралевице «Титово Бродоградилисте»: Сплит в 1982, Копер в 1984. 4х1 ПУ ПКР П-20 «Термит»

Сторожевые проекты кораблей 1159 и 1159Т - 14 ед.

Специальный экспортный вариант СКР, созданный на базе корабля проекта 159А. Головной “Дельфин” в течение 15 лет находился в составе КЧФ и использовался для обучения иностранных экипажей. Всего по проекту 1159 построено 6 СКР; еще 6 - по проекту 1159Т (в тропическом исполнении для Алжира и Кубы) и 2 - по проекту 1159ТР (для Ливии). Последние отличались увеличенным водоизмещением" и наличием четырех ПУ для ПКР П-20М. (В перечне корабли проектов 1159Т и 1159ТР отмечены знаком *).

“ДЕЛЬФИН” (зав. № 201). 25.5.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ и 21.4.1973 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске Татарской АССР, спущен на воду 19.7.1975 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Вступил в строй 31.12.1975 и 12.3.1976 включен в состав КЧФ для подготовки экипажей строящихся на экспорт кораблей. С 19.6.1979 по 7.8.1979 и с 13.6.1988 по 12.3.1990 на “Севморзаводе” им. С.Орджоникидзе в Севастополе проходил средний ремонт. 11.2,1991 исключен из состава ВМФ СССР, передан ВМС Болгарии и переименован в “Смели”. 1.6.1991 расформирован.

“НЕРПА” (зав. № 202). 2.10.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.10.1974 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 4.6.1977 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1977 и временно вошел в состав ДКБФ. 25.7.1978 передан ВМС ГДР и переименован в “Йоз1ос1<” (№ 141). 10.7.1978 исключен из состава ВМФ СССР. 3.10.1990 перешел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан на слом.

“КРЕЧЕТ” (зав. № 203). 7.5.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.1.1977 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 3.7.1978 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1978 и временно вошел в состав ДКБФ. 10.5.1979 передан ВМС ГДР и переименован в “ВегПп” (№ 142). 31.5.1979 исключен из состава ВМФ СССР и 15.8.1979 расформирован. 3.10.1990 перешел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан маслом. С 26.9.1977 по 24.11.1977 СКР командовал В.П.Комое-дов (с 7.7.1998 - командующий ЧФ).

“СОКОЛ” (зав. № 204). 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ и в январе 1978 г. заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 21.4.1979 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Азовское море, а оттуда на Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1979 и временно вошел в состав КЧФ. 19.2.1980 исключен из состава ВМФ СССР, 10.3.1980 передан ВМС Югославии и переименован в “8рН1” (УЯВ-31). 1.6.1980 расформирован.

СКР-482 (зав. № 250)*. 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.6.1978 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.1.1980 и весной 1980 г. переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1980 и временно ввшел в состав ДКБФ. 11.12.1980 исключен из состава ВМФ СССР, 20.12.1980 продан ВМС Алжира и переименован в “Моигас1Па15” (№901). 1.8.1981 расформирован.

СКР-28 (зав. № 251)*. 17.7.1979 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 21.6.1980 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1980 и временно вошел в состав ДКБФ. 24.9.1981 передан ВМС Кубы и переименован в “Мапе!” (№ 350), 29.4.1982 исключен из состава ВМФ СССР и 30.6.1982 расформирован. В 1997 г. сдан на слом.

СКР-35 (зав. № 252)*. 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.6.1980 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 30.4.1981 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1981 и временно вошел в состав ДКБФ. 24.3.1982 передан ВМС Алжира и переименован в “Па1з КеШсп” (№ 902). 29.4.1982 исключен из состава ВМФ СССР. 30.6.1982 расформирован.

СКР-481 (зав. № 205). 25.12.1979 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 21.5.1981 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 24.12.1981 и весной 1982 г. переведен по внутренним водным системам в Черное море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй30.9.1982 и временно вошел в состав КЧФ. 10.2.1982 исключен
из состава ВМФ СССР, 1.12.1982 расформирован и 5.12.1982 передан ВМС Югославии, переименован в “Кораг” (УВВ-32).

СКР-471 (зав. № 253)*. 24.4.1981 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 8.2.1982 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 31.7.1982 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй17.8.1983 и временно вошел в состав ДКБФ. 8.2.1984 исключен из состава ВМФ СССР, в феврале 1984 г. передан ВМС Кубы и переименован в № 356. 1.5.1984 расформирован. В августе 1996 г. продан частной фирме и затоплен у побережья Каймановых о-вов. Используется как объект для посещения любителями дайвинга.

СКР-129 (зав. № 254)*. 7.7.1982 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 19.1.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 11.11.1983 и весной 1984 г. переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.8.1984 и временно вошел в состав ДКБФ. В январе 1985 г. передан ВМС Алжира для использования в качестве ФР и переименован в “Ва1з Когтои” (№ 903). 8.1.1985 исключен из состава ВМФ СССР. 1.10.1985 расформирован. В 2000 г. прошел ремонт и модернизацию на КМОЛЗ в Кронштадте.

СКР-149 (зав. № 206). 29.2.1984 зачислен в списки кораблей ВМФ и 8.4.1983 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 30.6.1984 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.6.1985 и временно вошел в состав ДКБФ. 23.11.1985 передан ВМС ГДР и переименован в “НаИе”. 14.3.1986 исключен из состава ВМФ СССР. 1.5.1986 расформирован. 3.10.1990 перешел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан на слом.

СКР-201 (зав. № 255)*. 22.9.1982 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 10.1.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.4.1985 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1985 и временно вошел в состав КЧФ. 7.3.1986 исключен из состава ВМФ СССР, 28.6.1986 продан ВМС Ливии и переименован в “А! Нэп!” (Р-212). 1.8.1986 расформирован.

СКР-195 (зав. № 256)*. 10.1.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ и 18.4.1985 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 27.4.1986 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1986 и временно вошел в состав КЧФ. 1.4.1987 исключен из состава ВМФ СССР, 24.10.1987 продан ВМС Ливии и переименован в “А! СягйаЫуап” (Р-213). 1.11.1987 расформирован.

СКР-451 (зав. № 257)*. 11.4.1986 зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.5.1986 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 3.5.1987 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1987 и временно вошел в состав КЧФ. 9.2.1988 исключен из состава ВМФ СССР, 10.4.1988 передан ВМС Кубы и переименован в “МопКайа” (№ 353). 1.7.1988 расформирован.

Водоизмещение полное 1670 т, нормальное 1593 т, стандартное 1515 т; длина 96,51 м, ширина 12,56 м, осадка 4,06 м. Мощность дизелей 3x6000 л.с,; скорость полного хода 29,67 уз., экономическая 14,98 уз.; дальность плавания 4456 миль. Вооружение: 1 ПУ ЗРК 8Э10 (20 ЗУР), 2x2 76-мм АУАК-726, 2x2 30-мм АУ АК-230, 2x12 РБУ-6000 (120 РГБ-60), 2 бомбосбрасывателя (12 ББ-1), 14 мин заграждения. Экипаж 96 человек.

На протяжении примерно 100 лет - с начала широкого внедрения паровых машин до заката эпохи артиллерии и брони - характеристики любого военного корабля так или иначе представляли собой компромисс между скоростью, вооружением и защитой.

Линкор, крейсер или миноносец, более быстроходный, чем его противник, в бою имел неоспоримые преимущества. Поэтому именно борьба за скорость долгое время являлась первостепенной задачей кораблестроителей. Однако паросиловая, да и паротурбинная силовые установки были слишком громоздкими, и ради увеличения их мощности приходилось чем-то жертвовать - чаще всего броней. И по-настоящему быстроходный боевой корабль неизбежно был большим, дорогим и, как правило, недовооруженным или слабо защищенным.

Новые возможности открылись с появлением в 1930-е годы высокооборотных дизелей и котлотурбинных установок с высокими параметрами пара, что позволило повысить удельную мощность механизмов в два-три раза. Но настоящая революция в корабельной энергетике произошла чуть позже, когда инженерам наконец-то удалось создать работоспособные образцы газовых турбин. Их применение, казалось бы, решало все проблемы. Так, если накануне Первой мировой войны на каждую лошадиную силу энергетической установки приходилось в среднем 40- 50 кг веса механизмов, то теперь - всего 1,5-3 кг. Отныне мощность и, соответственно, скорость хода практически не зависели от размеров и водоизмещения корабля, что еще совсем недавно выглядело недосягаемой мечтой.

Вообще-то идея газовой турбины, в которой вместо пара используются продукты сгорания топлива, очень проста и была известна инженерам с давних пор: патент на прообраз такого двигателя был выдан в Англии еще в 1791 году! Но реализовать замысел долгое время не удавалось - главным образом из-за отсутствия жаропрочных сплавов, способных выдержать высокие температуры рабочего газа. Лишь в 1947 году газотурбинный двигатель прошел испытания в британском флоте на артиллерийском катере MGB-2009, после чего перспективным типом энергетической установки заинтересовались кораблестроители всех ведущих стран мира.

Значительных успехов в данной области добились советские инженеры. Уже в 1951 году в нашей стране началась разработка первой корабельной газотурбинной установки (ГТУ) мощностью в 10 000 л.с.; в 1957-1959 годах ее в порядке эксперимента установили на серийном большом охотнике за подводными лодками БО163. Испытания - сначала на стенде, затем в море - дали обнадеживающие результаты. Правда, выявились и недостатки ГТУ: низкая экономичность на малом ходу, недостаточный моторесурс, относительно невысокая агрегатная мощность. В результате было принято разумное решение сконцентрировать усилия на создании комбинированных силовых установок, в которых режим экономического хода будет обеспечиваться дизелями, а максимальная скорость - газовыми турбинами.

Первые отечественные серийные корабли проектов 159 и 204 с дизель-газотурбинной энергетикой поначалу задумывались как охотники за подводными лодками и должны были прийти на смену противолодочным катерам проектов 122бис и 201. Однако уже на чертежных столах они «доросли» до размеров классических фрегатов и корветов. «159-е» пришлось выделить в новый класс противолодочных кораблей (ПЛК) - правда, просуществовал этот класс недолго, и в 1966 году их отнесли к более привычным сторожевым кораблям (СКР). Проект 204 причислили к малым противолодочным кораблям (МПК); впоследствии этот класс, близкий к зарубежным корветам, стал весьма популярным в советском ВМФ.

57. Сторожевой корабль СКР-1 (проект 159), СССР, 1961 г.

Построен на заводе им. М.Горького в Зеленодольске. Водоизмещение стандартное 938 т, полное 1077 т. Длина наибольшая 82,3 м, ширина 9,2 м, осадка 2,85 м. Мощность трехвальной дизель-газотурбинной установки 36 000 л.с., скорость 33 узла. Вооружение: четыре 76-мм автоматических орудия, один пятитрубный 400-мм торпедный аппарат, четыре РБУ-2500, два бомбосбрасывателя. Всего построено 48 единиц.

58. Малый противолодочный корабль МПК-45 (проект 204), СССР, 1961 г.

Построен на заводе им. Б.Бутомы в Керчи. Водоизмещение стандартное 439 т, полное 555 т. Длина наибольшая 58,3 м, ширина 8,1 м, осадка 3,09 м. Мощность двух-вапьной дизельной установки 6600 л.с., турбокомпрессорной установки - 30 000 л.с., скорость 35 узлов. Вооружение: два 57-мм автоматических орудия, четыре однотрубных 400-мм торпедных аппарата, два РБУ-6000. Всего построено более 60 единиц.

59. Сторожевой корабль СКР-7 (проект 35), СССР, 1964 г.

Построен на заводе N° 820 в Калининграде. Водоизмещение стандартное 960 т, полное 1140 т. Длина наибольшая 84,2 м, ширина 9,1 м, осадка 3 м. Мощность двухвапьной дизельной установки 12 000 л.с., турбокомпрессорной установки- 36 000 л.с., скорость 32 узла. Вооружение: четыре 76-мм автоматических орудия, два пятитрубных 400-мм торпедных аппарата, два РБУ-6000. Всего построено 18 единиц.

Тактико-техническое задание на разработку проекта 159 было выдано в 1955 году; конструкторские работы в основном удалось завершить уже через год. По архитектуре корабль был гладкопалубным, с малозаметным силуэтом, напоминающим очертания больших охотников предыдущего поколения. Но, несмотря на свою «невзрачность», он обладал незаурядными возможностями, а многие примененные в его конструкции решения выглядели самыми передовыми. Оригинальная трехвальная энергетическая установка включала один дизельный двигатель, работавший на центральный гребной вал с винтом регулируемого шага, и две газотурбинные установки, вращавшие внешние валы. Экономический ход обеспечивал дизель; остальные валы при этом отключались от редукторов и свободно вращались вместе с винтами под набегающим потоком воды. В этом режиме дальность плавания корабля составляла более 2000 миль. Для достижения наибольшей скорости хода включались турбины (при работе всех трех валов корабль на испытаниях преодолел 33-узловый рубеж). Свойственный всем одновальным пропульсивным установкам недостаток - невысокая маневренность на экономическом ходу - компенсировался наличием подруливающих устройств.

Мореходность СКР проекта 159 оказалась хорошей - этому способствовали удачные обводы корпуса и успокоители качки, впервые примененные на корабле столь небольшого тоннажа. Также впервые была установлена и весьма совершенная для своего времени гидроакустическая станция «Титан», размещенная под килем во внушительном по размерам обтекателе. Противолодочное вооружение состояло из пятитрубного торпедного аппарата для стрельбы самонаводящимися торпедами, четырех реактивных бомбометов и двух бомбосбрасывателей; позже на части кораблей появился второй торпедный аппарат. Заслуживала похвалы и артиллерия - две спаренные автоматические 76-мм артустановки АК-726 с радиолокационной системой управления «Турель». В общем, СКР представлял собой хорошо сбалансированный проект с мощным для своих размеров вооружением и вполне адекватными радиолокационными и гидроакустическими средствами обнаружения. По сравнению с зарубежными «одноклассниками» преимущества кораблей проекта 159 выглядят неоспоримыми. Так, например, построенные одновременно с ними английские фрегаты типа «Трайбл» при вдвое большем водоизмещении вооружались устаревшими пушками периода Второй мировой войны и уступали советским сторожевикам по всем параметрам.

Энергетическая установка малых противолодочных кораблей проекта 204 была еще более необычной. Ее основу составляли так называемые «гидромоторы», или «гидрореактивные двигатели» - специальные трубы с соплами, внутри которых вращались гребные винты с приводом от дизелей. В обычном (экономическом) режиме они сообщали кораблю скорость в 17,5 узла. Для достижения максимального хода (35 узлов) включались два мощных газотурбинных компрессора, которые нагнетали в трубы гидромоторов воздух под значительным давлением. Таким образом создавался дополнительный напор, повышавший к.п.д. винта. Кроме того, ожидалось, что подобная пропульсивная установка станет менее шумной. Но на практике это, увы, не подтвердилось.

Построен на заводе им. М.Горького в Зеленодольске. Водоизмещение стандартное 1440 т, полное 1600 т. Длина наибольшая 96,5 м, ширина 12,6 м, осадка 4 м. Мощность трехвальной дизель-газотурбинной установки 36 000 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: четыре 76-мм автоматических орудия, четыре 30-мм автомата, один ЧРК «Оса-М», два РБУ-6000, 2 бомбосбрасывателя. Всего построено 12 единиц.

Построен на заводе им. М.Горького в Зеленодольске. Водоизмещение стандартное 1515 т, полное 1670 т. Длина наибольшая 96,5 м, ширина 12,6 м, осадка 4 м. Мощность трехвальной дизель-газотурбинной установки 33 820 л.с., скорость 29 узлов. Вооружение: четыре ПКР П-20М, четыре 76-мм автоматических орудия, четыре 30-мм автомата, один ЗРК «Оса-М», один РБУ-6000. Всего построено 2 единицы: «Аль-Хани» и «Аль-Кирдабийя».

Результаты испытаний гидромоторов оказались неоднозначными. Тем не менее МПК проекта 204 строились большой серией для советского ВМФ, а также на экспорт - для Болгарии и Румынии. Более того, в 1957 году началась разработка корабля проекта 35, представлявшего собой, по сути, переделку проекта 159 под силовую установку, аналогичную примененной на «204-х» МПК. Новый СКР сразу получил второй противолодочный торпедный аппарат, а РБУ-2500 была заменена на более мощную РБУ-6000. Но в целом проект 35 особых преимуществ перед своим предшественником не имел, и дальнейшие работы по применению гидромоторов решили прекратить. К сожалению, оригинальная идея не оправдала возлагавшихся на нее надежд.

Зато у «исходного» проекта 159 появилось прямое потомство. Компактные, рационально сконструированные и хорошо вооруженные сторожевики приглянулись военно-морским ведомствам стран «третьего мира» - впоследствии они составили важную часть военных флотов Индии, Сирии, Вьетнама и Эфиопии. Это побудило разработать специальный экспортный проект, получивший номер 1159.

В основу был положен проект 159АЭ, но узнать в новом корабле своего прародителя было уже непросто. Водоизмещение выросло в полтора раза, над гладкопалубным корпусом появилась объемная надстройка из алюминиевого сплава. Энергетическая установка осталась трехвальной, но дизели теперь вращали внешние валы, а газовая турбина - центральный. Вооружение стало более соответствовать определению корабля как многоцелевого: вместо торпедного аппарата установили зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Оса-М» и два спаренных 30-мм автомата АК-230.

Головной СКР проекта 1159 «Дельфин» вступил в строй в 1975 году и в течение полутора десятилетий служил на Черном море для подготовки иностранных экипажей. Затем по проектам 1159 и 1159Т («тропический» вариант) построили 11 фрегатов для ВМС ГДР, Кубы, Алжира и Югославии. Еще два корабля, для Ливии, строились по переработанному проекту 1159ТР: на них вместо одного бомбомета РБУ-6000 установили четыре однотрубных противолодочных торпедных аппарата и две двухконтейнерные пусковые установки противокорабельных ракет «Термит» (П-20М). Наконец, в 1989 году, после завершения экспортной программы, был продан Болгарии и головной СКР «Дельфин».

Югославские корабли проекта 1159 («Сплит» и «Копар») уже после вступления в строй были довооружены советскими противокорабельными ракетами П-15 - четыре пусковых контейнера разместили на верхней палубе позади дымовой трубы. А во второй половине 1980-х у них появились два собрата собственной постройки - «Котор» и «Пула». Они создавались на основе проекта 1159 и были почти идентичны по энергетике и составу вооружения, но заметно отличались по силуэту. Пусковые установки ракет П-15 югославы переместили в носовую часть и развернули на 180 градусов; надстройки и трубу сместили в корму, при этом отказались от второй 76-мм артустановки. Газовые турбины остались прежними, но дизельные двигатели были заменены на французские.

«Правнуки» советских кораблей 159-го проекта зарекомендовали себя вполне современными многоцелевыми фрегатами, что лишний раз свидетельствует о больших возможностях, заложенных конструкторами в проект первых газотурбинных сторожевиков нашего флота.

С. БАЛАКИН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.