Мир учителя - Международный образовательный интернет-портал. Педразвитие Правописание частицы НЕ с глаголами

Презентация к уроку литературного чтения "Старик-годовик". В презентации содержится аудиозапись сказки В.И.Даля "Старик-годовик". В ходе презентации учащиеся отгадывают загадки, данные в произведении. Приводятся отрывки из книги.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родной литературы "Старик-годовик"»

ТЕМА: «Сказка-загадка».

ЛОПЫРЕВА И. А.

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ с. Уруп»


Владимир

Иванович

Даль

1801 – 1872 г.


  • Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века (1801-1872 г.)
  • Он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой.
  • Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова.
  • 53 года занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка, «Живаго» как называл его сам Владимир Иванович. Словарь помогает нам в овладении нашим прекрасным и могучим русским языком. Это наша историческая память. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

слов






ЗИМА

декабрь

январь

февраль


ВЕСНА

март

апрель


ЛЕТО

июнь

июль

август


ОСЕНЬ

сентябрь

октябрь

ноябрь



В. Даль "Старик- годовик".

Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик- годовик первый раз- полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик- годовик второй раз- и полетела вторая тройка. Снег сталя таять, на полях показались цветы.

Махнул старик- годовик третий раз- полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик- годовик четвёртый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая- чёрная.

Махнёт птица раз- станет светлым- светло, махнёт другой- станет темным- темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика- годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая- чёрная?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица к стихотворению В.Степанова "Снегурочка".

У Снегурочки с утра новогодних дел гора.Надо снежной бахромой ей украсить лес родной.Для зверят пирог испечь и фонарики зажечь.А потом на праздник к детям в золотой лететь карете....

Мнемотаблица к стихотворению В. Руденко "Мужской праздник".

Мужской праздникЯ с утра спросила маму (Я вчера спросил у мамы):- Что за праздник к нам пришел,Почему все суетятся,Праздничный готовят стол?Папа в новенькой рубашке,Дед надел все ордена,Ты вчера возле...

Мнемотаблица к стихотворению В. Берестова "Дракон"

Валентин БЕРЕСТОВ ДРАКОН В дверь диетической столовой Вошел дракон семиголовый. Он хором «Здравствуйте!» сказал И, улыбаясь, заказал: - Для этой головы, Пожалуйста, ...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Родился 22 ноября 1801 г. в Луганске (Украина) в семье врача. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, окончил медицинский факультет Дерптского (Тартуского) университета и, как и большинство дворян XIX в., посвятил себя поначалу государственной службе. В 1834-1839 гг. сказки «Были и небылицы» печатались в журнале «Библиотека для чтения»; часть сказок он написал и в 40-х гг. Сборник пословиц (он содержит около 30 тыс. пословиц и поговорок) и словарь Даль составлял в течение многих лет, эти труды были готовы к печати ещё в 50-х гг. За последнюю работу в 1863 г. автор был удостоен звания почётного академика Петербургской академии наук. Владимир Иванович Даль

Исследовательская работа по сказке –загадке В.Даля «Старик-годовик» Выполнила: Ондар Амата ученица 3 «б» класса МБОУ СОШ с. Эрзин, руководитель ПРОЕКТА: учитель русского языка и литературы Ондар Г. О

Цель исследования: ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ В СКАЗКЕ «Старик-годовик»

Гипотеза исследования: Процесс работы над загадкой будет успешным, если мы научимся отгадывать загадки и самостоятельно их придумывать.

6 Старик- ГОД овик Зима Весна Лето Осень декабрь март июнь сентябрь январь апрель июль октябрь февраль май август ноябрь

27.02.2017 7 Старик- ГОД овик

Старик годовик Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Вторая загадка Что за птицы вылетели из рукава старика – годовика?

Птицам зимой холодно и голодно.

Махнул старик – годовик второй раз, и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Третья загадка. Какие четыре крыла у каждой Птицы?

Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Какие семь п ерьев в каждом крыле? Четвёртая загадка

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и поле- тели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

В чём главная идея сказки? Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна…Наступает день, ночь…

http://www.baby-news.net/paint3/paint4033.html http://copypast.ru/2011/08/18/forfriend-1-serija_alfavit_c.html http://www.liveinternet.ru/users/jelly77/rubric/1279527/ http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/gramota/bukvi_podskazki/ http://www.free-lancers.net/users/gipatia/projects/20480/ http://animo2.ucoz.ru/photo/ http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-javlenija-prirody/zagadki-pro-yeho.html

20 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.

Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и разных видах заимствований из английского языка в немецкий, список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....

Исследовательская работа ученицы 6 класса по изучению экосистемы города Набережные Челны

Ученица 6 класса Махмуриева К. изучила качество воды, контролируемой ООО Челнывождоканал в г. Набережные Челны и выяснила, что - питьевая вода по всем показателям соответствует СанПиНу....

(Чтение произведения учителем.)
- Понравилось ли вам произведение? Чем? Кто герой? (Старик-годовик.)
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Прочитайте задание в конце страницы.
(Чтоб секрет произведения
Лучше понять
«Задачки для Ватсонов» будем решать.)
(Чтение по абзацам.)
- Разгадаем каждую деталь, упомянутую в этом тексте.
Прочи­тайте первый абзац . Что поняли? (Каждая птица - это один из зимних месяцев.)
- Назовите зимние месяцы по порядку.
- Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)
- Какие еще признаки зимы вам известны?

Это первая загадка, которую мы разгадали.
- Прочитайте вторую загадку (второй абзац ). О чем она? (О ве­сенних месяцах.)
- Найдите в тексте признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».)
- Перечислите названия весенних месяцев.
- Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет. (Говорится о летних месяцах.)
- Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами тек­ста, что это говорится о летних месяцах.
– Что происходит в эти месяцы? («Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь».)
– Что означают слова «жарко», «душно», «знойно»?
Жарко жаркая, горячая (погода).
Душно жаркий воздух, стесняющий дыхание.
Знойно сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).
– Как они называются? (Слова, близкие по значению, – синонимы.)
– Как вы думаете, почему Даль использует все три слова? (Чтобы показать оттенки жаркой погоды летом.)
- Прочитайте четвертый абзац . Назовите признаки осени. Пе­речислите по порядку осенние месяцы.
– Итак, скажите наконец: что это за тройки? (Это месяцы времен года.)
– Назовите, какие вы знаете времена года. (Зима, весна, лето, осень.)
– Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать месяцев.)
– Мы ответили на первую загадку Даля: это месяцы.
- Прочитайте последний абзац.
– Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)
– Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)
– Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь сутки.)
– Мы с вами ответили на все четыре вопроса-загадки Даля.
- Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?
1-й день - понедельник - его назвали так потому, что он шел сразу после «недели», а неделей в прежние времена называли вы­ходной день.
2-й день - вторник - это второй день недели.
3-й день - среда - середина недели.
4-й день - четверг - очень просто, это четвертый день.
5-й день - пятница - «пятница-опрятница» - пятый день неде­ли; в этот день хорошо навести порядок в своем доме и помыться, приготовиться к выходным дням.
6-й день - суббота - это слово пришло к нам из далекой страны; день отдыха у еврейского народа приходится не на воскресенье, а на субботу. Такой день по-еврейски называется «шаббат». В русском языке это слово прижилось, но превратилось в субботу.
7-й день - воскресенье - раньше его называли неделей, а те­перь - воскресеньем, т. к. в этот день, согласно Библии, воскрес из мертвых Иисус Христос.
- Мы разгадали загадки?
- А что же в этом произведении сказочного? (Сам герой - ста­рик-годовик.)
– Ребята, а в чем же заключалась главная загадка Даля, кто такой Старик-годовик? (Это год.)
– В чем состоит волшебство этого произведения? Почему Даль назвал его сказкой? (В жизни не бывает на самом деле такого старика.)
– В чем главная идея сказки? (Даль хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна... Наступает день, ночь...)
– Ребята, а каким вы себе его представляете? (Похож на Деда Мороза, такой же большой, с посохом в руке.)

– Дома вы попробуете изобразить этого Старика-годовика.
– Как вы думаете, все ли Даль рассказал нам про год?
Дети делятся своими размышлениями.
- Каким вы его представляете? Рассмотрите иллюстрацию. Что видите?
- Какие тройки птиц изобразил художник? (Лето и зима.)
А помните ли вы, что у древних славян год распадался на две половины - летнюю и зимнюю - и начинался с первого весеннего месяца марта. Считалось, что именно с этой поры природа пробу­ждается от зимнего сна к жизни.

Тема: Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка.

В. Даль « Старик – годовик » .

Цель деятельности учителя:

Дать представление о временных понятиях (год, сезон, месяц, неделя, сутки, закрепить знания, полученные на уроках,

Развивать логическое мышление, память, речь,

Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу, ответственное отношение к выполнению задания.

Ход урока.

    Организационный момент.

Приветствие детей. Подготовка к работе на уроке.

    Сообщение темы урока.

- Сказка , которую мы будем сегодня читать, это- « Старик – годовик » .

И это непростая сказка , это - сказка- загадка . Чтобы разгадать все загадки , вам нужно будет выполнить задания старика- годовика.

    Изучение нового материала.

1.Загадки. Какие бывают загадки.

Самый интересный и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – это загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?

В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и явлениях природы, о растениях и инструментах, описание предметов или явлений, о школе и о многом другом.

Стоит городок.
Сколько сереньких домков,
Столько беленьких жильцов. (подсолнух)

Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся. (берега)


Не море, не земля,
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.

(болото)

2.Загадка-сказка «Старик-годовик».

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной очень интересной сказкой , её автор - Владимир Иванович Даль . (показ портрета) .

Владимир Иванович жил 200 лет назад. Он очень любил «живой русский язык» , т. е. тот язык, на котором мы разговариваем повседневно. Интересное слово, услышанное им впервые, он записывал в свой блокнот с подробным объяснением значения этого слова. Кроме слов, он собирал пословицы, поговорки, сказки и загадки . Когда накопилось очень много таких сокровищ – Владимир Иванович поместил их в книгу - «Толковый словарь русского языка» (показ, без которого мы и сегодня не можем обойтись. Этот словарь поможет нам узнать значение слова и правильно употреблять его в нашей речи.

Чтение сказки учителем.

Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь разгадывать загадки.

Владимир Иванович Даль . « Старик – годовик »

Как мы видим, птицы вылетают тройками. Что это значит? (Это времена года, в каждом по 3 месяца)

Давайте вместе назовем времена года. (Хором дети называют времена года)

Следующую загадку , которую мы должны отгадать – это узнать как зовут каждую птицу.

Молодцы, вы успешно справились со второй загадкой . Что же это за птицы? (птицы-месяцы) . Давайте хором назовем их имена.

В КАЖДОМ МЕСЯЦЕ ПО 4 НЕДЕЛИ- 4 крыла.

Почему на каждом крыле по семь перьев? (в каждой недели 7 дней)

А как же зовут этих семерых братьев?

(Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

Почему перья на крыльях наполовину черные, наполовину белые? (День светлый – белый цвет пера на крыле)

Ночь темная - черный цвет пера на крыле.

Вот и разгадана еще одна загадка старика- годовика . Молодцы

Ребята, а кто же такой сам старик- годовик ?

Правильно. З агадочный старик- годовик и есть - год .

    Подведение итогов. Рефлексия.

Вот и разгадали мы с вами всю сказку .

Скажите мне, понравилось ли вам занятие?

Что нового вы узнали?

Давайте все вместе нарисуем картину вашего настроения после занятия.

Домашнее задание: