Имя отца веры мухиной. Мухина Вера - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. «Из крестьян, окончил Пажеский корпус»


Удивительный союз талантливого врача-первооткрывателя Алексея Замкова и выдающегося скульптора Веры Мухиной был отдушиной для супругов. Они боролись со всеми невзгодами плечом к плечу, стойко снося опалу и ласку властей. Вера Мухина и Алексей Замков были примером не только искренних светлых чувств, но еще и образцом самоотдачи и преданности своему делу.

Сквозь пламя первой мировой войны



Ей было всего 22 года, когда она, отдыхая у дядюшки в Смоленской области во время Рождества, вылетела с саней и ударилась лицом о дерево. Ей не хотелось после этого жить, но она перенесла 7 пластических операций, и доктора буквально вылепили ей новое лицо. Только глаза были родными и узнаваемыми. Все черты были мужскими. Эти изменения принесли ей не только разочарование в собственной внешности, но и разочарование в любви. Вера считала, что невозможно полюбить женщину с мужским лицом. И она решила: отныне ее счастье в карьере. Изучая работы мастеров скульптуры в Италии, она вдохновилась примером Микеланджело. Теперь она мечтала стать известнейшим скульптором, работами которого будут вдохновляться тысячи людей.



Алексей на фронтах первой мировой снискал славу прекраснейшего диагноста и клинициста, руководил госпиталем.

Момент встречи Веры и Алексея в московском госпитале размыт временем и разрозненными воспоминаниями. По одним Вера спасала Алексея от тифа, беспрерывно ухаживая за молодым врачом, по другим – это он спасал Веру. Сама Мухина делилась воспоминанием, согласно которым они впервые встретились в 1914 году.



Первая встреча оставила только легкое воспоминание о молоденьком выпускнике университета. После его привезли в госпиталь в 1916, когда он практически умирал от тифа. Вера была в этом же госпитале сестрой милосердия, правда, трудилась не за деньги, а по зову собственной души, стараясь принести осязаемую пользу людям.

Вера и сила



Они поженились в 1918. Тяжелые времена испытывали супругов на прочность, но они не собирались унывать. Жили тем, что привозил Алексей из родного села Борисова, где вел приемы. Селяне расплачивались хлебом и картошкой.

Сын Волик родился в 1920 прямо в их квартире, роды Алексей принимал собственноручно. Потихоньку выправлялась ситуация с деньгами, но судьба преподнесла им новое испытание: у Волика в пять лет диагностировали костный туберкулез. Врачи советовали готовиться к худшему. Но родители так просто сдаваться не собирались. Вера Мухина вначале отвезла сына на лечение в Крым, впервые расставшись надолго с супругом.

А затем Алексей Андреевич сам прооперировал сына. Дома. На обеденном столе. Сын не просто выжил, но уже через два года перестал пользоваться костылями.

«Минуй нас пуще всех печалей и царский гнев, и царская любовь…»



Вера Мухина и Алексей Замков оказались востребованы и обласканы властью, каждый в своей сфере. Вера вместе с другими мастерами активно трудилась на ниве строительства новых символов и новых памятников советской эпохи. Скульптура Мухиной «Крестьянка» в 1928 заработала Сталинскую премию, а автору выдали 1000 рублей и отправили в Париж на три месяца. Правда, она вернулась домой уже через два, не выдержав разлуки с мужем и сыном.


"Колхозница


Алексей Замков стал создателем нового препарата, основанного на выделении особого гормона из мочи беременных женщин. Применение препарата, который Алексей Андреевич назвал гравиданом, давало потрясающие результаты. В числе пациентов Замкова были Буденный, Горький, Клара Цеткин.



Но вскоре доктор Замков впал в немилость. Началась настоящая травля в прессе, его уволили из Института экспериментальной биологии. Замков принимает решение бежать за границу, а Вера соглашается на эту авантюру вместе с ним. Однако их арестовали уже в Харькове. Веру с сыном отпустили через пять дней, а Замкова судили и отправили в ссылку в Воронеж. Благодаря высоким покровителям он вернулся в Москву досрочно и сразу после возвращения назначили директором лаборатории урогравиданотерапии.

Им предоставили огромную квартиру возле Красных ворот. Именно в этой квартире прошли несколько удивительно счастливых лет семьи.

Взлеты и падения



Снова Замков и Мухина оказываются на волне популярности и востребованности. Массовое применение гравидана вызывало какую-то невиданную волну исцелений, доктор чувствовал себя триумфатором. Вера Игнатьевна в 1937 стала автором уникальной скульптуры «Рабочий и колхозница», восхитившей не только вождя всех народов, но и самого Пабло Пикассо.


Знаменитая работа Веры Мухиной "Рабочий и Колхозница". / Фото: www.colors.life


Но вслед за славой последовала новая опала. Снова доктора обвинили в шарлатанстве и невежестве. А вскоре началась война, Вера Игнатьевна и Алексей Андреевич с сыном были эвакуированы на Урал. Мухиной удалось добиться своего вызова в Москву, где она стала работать над героическими портретами участников войны. Замков от осознания своей ненужности стал чахнуть, очень ослаб физически. Но самое главное: он не чувствовал в себе сил для борьбы за собственную жизнь.



Он вернулся в Москву уже тяжело больным человеком. В 1942 году доктор Замков скончался после второго инфаркта. Вера Игнатьевна создала уникальный памятник мужу на Новодевичьем кладбище с надписью «Я сделал для людей все, что мог». А после смерти самой Веры Мухиной на этом памятнике появилась вторая надпись: «И я тоже…»

Вере Мухиной и Алексею Замкову выпало счастье провести вместе почти четверть века. предпочитал, чтобы его любимая женщина только время от времени озаряла его жизнь.

"В бронзе, мраморе, дереве, стали изваяны смелым и сильным резцом образы людей героической эпохи - единый образ человека и человеческого, отмеченный неповторимой печатью великих лет"

И скусствовед Аркин

Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге 1 июля 1889 года в состоятельной семье и получила неплохое домашнее образование. Её мать была француженкой, отец был даровитым художником-любителем и и нтерес к искусству Вера унаследовала от него. С музыкой отношения у нее не сложились: Верочке казалось, что отцу не нравится, как она играет, а занятия дочки рисованием он поощрял. Детские годы Вера Мухина прошли в Феодосии, куда семья была вынуждена перебраться из-за тяжёлой болезни матери. Когда Вере исполнилось три года, её мать умерла от туберкулёза, и отец увёз дочь на год за границу, в Германию. По возвращении семья вновь поселилась в Феодосии. Однако через несколько лет отец снова поменял место жительства: перебрался в Курск.

Вера Мухина - курская гимназистка

В 1904 у Веры умер отец. В 1906 Мухина закончила гимназию и переехала в Москву . У неё уже не было сомнений в том, что она будет заниматься искусством. В 1909-1911 Вера — ученица частной студии известного пейзажиста Юона. В эти годы впервые проявляет интерес к скульптуре. Параллельно с занятиями живописью и рисунком у Юона и Дудина, Вера Мухина посещает студию скульптора-самоучки Синицыной, находившуюся на Арбате, где за умеренную плату можно было получить место для работы, станок и глину. От Юона в конце 1911 Мухина переходит в студию живописца Машкова.
В начале 1912 Вера Ингатьевна гостила у родственников в имении под Смоленском и, катаясь на санях с горы, разбилась и изуродовала себе нос. Доморощенные врачи кое-как «сшили» лицо, на которое Вера боялась смотреть. Дядюшки отправили Верочку в Париж на лечение. Она стойко перенесла несколько операций по пластике лица. А вот характер… Он стал резким. Неслучайно впоследствии многие коллеги окрестят ее как особу «крутого нрава». Вера завершала лечение и одновременно училась у знаменитого скульптора Бурделя, параллельно посещала академию «Ля Палетт», а также школу рисунка, которой руководил известный педагог Коларосси.
В 1914 Вера Мухина совершила поездку по Италии и поняла, что её настоящим призванием является скульптура. Вернувшись с началом Первой мировой в Россию, она создаёт первое значительное произведение — скульптурную группу «Пьета», задуманную как вариация на темы скульптур Возрождения и реквием по погибшим.



Война в корне изменила привычный жизненный уклад. Вера Игнатьевна оставляет занятия скульптурой, поступает на курсы медсестёр и в 1915-17 работает в госпитале. Там она встретила и своего суженого: Алексей Андреевич Замков работал врачом. Вера Мухина и Алексей Замков познакомились в 1914, а обвенчались только через четыре года. В 1919 году ему грозил расстрел за участие в Петроградском мятеже (1918). Но, к счастью, он оказался в ЧК в кабинете Менжинского (с 1923 возглавил ОГПУ), которому он помог в 1907 покинуть Россию. «Эх, Алексей, - сказал ему Менжинский, - ты в 1905 был с нами, потом ушел к белым. Тут тебе не выжить».
Впоследствии, когда Веру Игнатьевну спрашивали, что её привлекло в будущем муже, она отвечала обстоятельно: «В нём очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внутренняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив».


Алексей Андреевич Замков действительно был очень талантливым доктором, лечил нетрадиционно, пробовал народные методы. В отличие от своей жены Веры Игнатьевны он был человеком общительным, весёлым, компанейским, но при этом очень ответственным, с повышенным чувством долга. О таких мужьях говорят: «С ним она как за каменной стеной».

После Октябрьской революции Вера Игнатьевна увлекается монументальной скульптурой и делает несколько композиций на революционные темы: «Революция» и «Пламя революции». Однако свойственная ей экспрессивность лепки в сочетании с влиянием кубизма были настолько новаторскими, что мало кто оценил эти работы. Мухина круто меняет сферу деятельности и обращается к прикладному искусству.

Мухинские вазы

Вера Мухина сближаетс я с авангардистскими художниками Поповой и Экстер. С ними Мухина делает эскизы для нескольких постановок Таирова в Камерном театре и занимается промышленным дизайном. Вера Игнатьевна разрабатывала этикетки с Ламановой , книжные обложки, эскизы тканей и ювелирных украшений. На Парижской выставке 1925 года коллекция одежды , созданная по эскизам Мухиной, была удостоена Гран-при.

Икар. 1938

"Если теперь мы оглянемся назад и постараемся ещё раз с кинематографической быстротой обозреть и спрессовать десятилетие жизни Мухиной, — пишет П.К. Суздалев, — прошедшее после Парижа и Италии, то перед нами возникнет необычайно сложный и бурный период формирования личности и творческих поисков незаурядного художника новой эпохи, художника-женщины, формирующейся в огне революции и труде, в неудержимом стремлении вперёд и мучительном преодолении сопротивления старого мира. Стремительно-порывистое движение вперёд, в неизведанное, вопреки силам сопротивления, навстречу ветру и буре — это сущность духовной жизни Мухиной пройденного десятилетия, пафос её творческой натуры. "

От рисунков-эскизов фантастических фонтанов („Женская фигура с кувшином“) и „пламенных“ костюмов к драме Бенелли „Ужин шуток“, от предельной динамичности „Стрелка из лука“ она приходит к проектам памятников „Освобождённому Труду“ и „Пламя Революции“, где эта пластическая идея обретает скульптурное бытие, форму, пусть ещё не вполне найденную и разрешённую, но образно наполненную. Так рождается «Юлия» - по имени балерины Подгурской, служившей постоянным напоминанием о формах и пропорциях женского тела, потому что Мухина очень сильно переосмыслила и трансформировала модель. «Она была не такая тяжелая», - говорила Мухина. Утонченное изящество балерины уступило в «Юлии» крепости сознательно утяжеленных форм. Под стекой и стамеской скульптора родилась не просто красивая женщина, но эталон здорового, полного энергии гармонически сложенного тела.
Суздалев: «„Юлия“, как назвала свою статую Мухина, строится по спирали: все шаровидные объёмы — голова, грудь, живот, бёдра, икры ног, — всё, вырастая друг из друга, развёртывается по мере обхода фигуры и снова закручивается спиралью, рождая ощущение цельной, наполненной живой плотью формы женского тела. Отдельные объёмы и вся статуя целиком решительно заполняет занятое ею пространство, как бы вытесняя его, упруго отталкивая от себя воздух „Юлия“ — не балерина, мощь её упругих, сознательно утяжелённых форм свойственна женщине физического труда; это физически зрелое тело работницы или крестьянки, но при всей тяжести форм в пропорциях и движении развитой фигуры есть цельность, гармония и женская грация».

В 1930 налаженная жизнь Мухиной резко ломается: по ложному обвинению арестовывают её мужа, известного врача Замкова. После суда его высылают в Воронеж и Мухина вместе с десятилетним сыном едет вслед за мужем. Лишь после вмешательства Горького, через четыре года, она вернулась в Москву. Позже Мухина создала эскиз надгробного памятника Пешкову.


Портрет сына. 1934 Алексей Андреевич Замков. 1934

Вернувшись в Москву, Мухина вновь стала заниматься оформлением советских выставок за рубежом. Она создаёт архитектурное оформление советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница», которая стала первым монументальным проектом Мухиной. Композиция Мухиной потрясла Европу и была признана шедевром искусства XX века.


В.И. Мухина среди студентов-второкурсников Вхутеина
Начиная с конца тридцатых годов и до конца жизни Мухина работает преимущественно как скульптор-портретист. В годы войны она создаёт галерею портретов воинов-орденоносцев, а также бюст академика Алексея Николаевича Крылова (1945), ныне украшающий его надгробие.

Плечи и голова Крылова вырастают из золотистой глыбы карагача, как бы возникая из естественных наростов кряжистого дерева. Местами резец скульптора скользит по сколам дерева, подчеркивая их форму. Возникает свободный и непринужденный переход от необработанной части кряжа к плавным пластическим линиям плеч и мощному объему головы. Цвет карагача придает особую, живую теплоту и торжественную декоративность композиции. Голова Крылова в этой скульптуре явно ассоциируется с образами древнерусского искусства, и в то же время - это голова интеллигента, ученого. Старости, физическому угасанию противопоставлена сила духа, волевая энергия человека, отдавшего всю свою жизнь на служение мысли. Его жизнь почти прожита - и он почти завершил то, что должен был сделать.

Балерина Марина Семёнова. 1941.


В полуфигурном портрете Семёновой, балерина изображена в состоянии внешней неподвижности и внутренней собранности перед выходом на сцену. В этом моменте "вхождения в образ" Мухина раскрывает уверенность артистки, находящейся в расцвете своего прекрасного дарования - ощущение молодости, таланта и полноты чувства. Мухина отказывается от изображения танцевального движения, считая что в нём исчезает собственно портретная задача.

Партизанка.1942

«Мы знаем исторические примеры, - говорила Мухина на антифашистском митинге. - Знаем Жанну д"Арк, знаем могучую русскую партизанку Василису Кожину. Знаем Надежду Дурову... Но такое массовое, гигантское проявление подлинного героизма, какое мы встречаем у советских женщин в дня битв с фашизмом, - знаменательно. Наша советская женщина сознательно идет на подвиги. Я говорю не только о таких женщинах и девушках-богатырях, как Зоя Космодемьянская, Елизавета Чайкина, Анна Шубенок, Александра Мартыновна Дрейман - можайская партизанка-мать, принесшая в жертву родине сына и свою жизнь. Я говорю и о тысячах безвестных героинь. Разве не героиня, например, любая ленинградская домашняя хозяйка, которая в дни осады своего родного города отдавала последнюю крошку хлеба мужу или брату, или просто соседу-мужчине, который делал снаряды?»

После войны Вера Игнатьевна Мухина выполняет два крупных официальных заказа: создаёт памятник Горькому в Москве и статую Чайковского. Обе эти работы отличаются академическим характером исполнения и скорее свидетельствуют о том, что художник намеренно уходит от современной действительности.



Проект памятника П.И. Чайковскому. 1945. Слева - "Пастушок" - горельеф к памятнику.

Вера Игнатьевна исполнила и мечту юности. фигурка сидящей девушки , сжавшаяся в комочек, поражает пластичностью, певучестью линий. Чуть приподнятые колени, скрещенные ноги, вытянутые руки, изогнувшаяся спина, опущенная голова. Плавная, чем-то неуловимо перекликающаяся с «белым балетом» скульптурка. В стекле она сделалась еще изящнее и музыкальнее, приобрела завершенность.



Сидящая фигурка. Стекло. 1947

http://murzim.ru/jenciklopedii/100-velikih-skulpto...479-vera-ignatevna-muhina.html

Единственной работой, кроме "Рабочего и колхозницы", в которой Вере Игнатьевне удалось воплотить и довести до конца свое образное, собирательно-символическое видение мира, является надгробие ее близкому другу и свойственнику великому русскому певцу Леониду Витальевичу Собинову. Первоначально оно было задумано в виде гермы, запечатлевшей певца в роли Орфея. Впоследствии Вера Игнатьевна остановилась на образе белого лебедя - не только символе духовной чистоты, но более тонко связанном с лебедем-принцем из "Лоэнгрина" и "лебединой песней" великого певца. Эта работа удалась: надгробие Собинову является одним из прекраснейших памятников московского Новодевичьего кладбища.


Памятник Собинову на московском Новодевичьем кладбище

Основная масса творческих находок и замыслов Веры Мухиной так и осталась в стадии эскизов, макетов и рисунков, пополняя ряды на полках ее мастерской и вызывая (правда, крайне редко) поток горьк их слез бессилия творца и женщины.

Вера Мухина. Портрет художника Михаила Нестерова

«Он сам выбрал все, и статую, и мою позу, и точку зрения. Сам определил точно размер полотна. Все - сам» , - говорила Мухина. Признавалась: «Терпеть не могу, когда видят, как я работаю. Я никогда не давала себя фотографировать в мастерской. Но Михаил Васильевич непременно хотел писать меня за работой. Я не могла н е уступить его настоятельному желанию».

Борей . 1938

Нестеров написал ее за лепкой «Борея»: «Я работала непрерывно, пока он писал. Разумеется, я не могла начать что-нибудь новое, но я дорабатывала... как верно выразился Михаил Васильевич, взялась штопать» .

Нестеров писал охотно, с удовольствием. «Что-то выходит», - сообщал он С.Н. Дурылину. Исполненный им портрет удивителен по красоте композиционного решения (Борей, срываясь со своего пьедестала, словно летит к художнице), по благородству цветовой гаммы: темно-синий халат, из-под него белая кофточка; чуть уловимая теплота ее оттенка спорит с матовой бледностью гипса, которую еще усиливают играющие на нем синевато-лиловые блики от халата.

За несколько лет пе ред этим Нестеров написал Шадра: «Она и Шадр лучшие и, быть может, единственные у нас настоящие ваятели, - говорил он. - Он талантливее и теплее, она - умнее и мастеровитее». Такой он и старался показать ее - умной и мастеровитой. С внимательными, будто взвешивающими фигурку Борея глазами, сосредоточенно сведенными бровями, чуткими, умеющими рассчитать каждое движение руками.

Не рабочая блуза, но аккуратная, даже нарядная одежда - как эффектно заколот бант блузки круглой красной брошкой. Шадр у него куда мягче, проще, откровеннее. До костюма ли ему - он за работой! И все же портрет далеко вышел из рамок, спервоначалу намеченных мастером. Нестеров знал это и был рад этому. Не об умной мастеровитости говорит портрет - о творческой фантазии, обуздываемой волей; о страсти, сдержив аемой разумом. О самой сути души художницы.

Интересно сравнить этот портрет с фотографиями , сделанными с Мухиной во время работы. Потому что, хоть Вера Игнатьевна и не пускала фотографов в мастерскую, такие снимки есть - их делал Всеволод.

Фотография 1949 - работает над статуэткой «Корень в роли Меркуцио». Сведенные брови, поперечная складка на лбу и та же напряженная устремленность взгляда, что и в портрете Нестерова. Так же чуть вопросительно и вместе с тем решительно сложены губы.

Та же горячая сила прикосновения к фигурке, страстное стремление влить в нее через трепет пальцев живую душу.

Ещё сообщение

Вера Мухина, которая прославилась проектом скульптурной группы «Рабочий и колхозница» в 1937 году, внесла большой вклад в монументальную пропаганду. Помимо этого, женщина имеет и другие популярные работы, принесшие ей множество премий и наград.

Вера Мухина в мастерской

Вера родилась летом 1889 года в Риге, которая на тот момент находилась в составе Лифляндской губернии Российской империи. Отец девочки, Игнатий Кузьмич, был известным меценатом и коммерсантом, ее семья относилась к купеческому сословию.

Когда Вере исполнилось 2 года, ее мать умирает от туберкулеза. Отец любил дочь и опасался за ее здоровье, поэтому перевез в Феодосию, где та жила до 1904-го. Там будущий скульптор получала первые в жизни уроки живописи и рисования.


В 1904 году умирает и отец Веры, поэтому девочку с ее старшей сестрой перевозят в Курск. Там жили родственники семьи, которые и приютили двух сирот. Они тоже были людьми обеспеченными и не жалели денег, наняли сестрам гувернанток, отправляли путешествовать в Дрезден, Тироль и Берлин.

В Курске Мухина отправилась учиться в школу. С отличием окончив гимназию, она переезжает в Москву. Опекуны планировали подыскать девочке жениха, хотя в планы самой Веры это не входило. Она мечтала освоить изобразительное искусство и когда-нибудь переехать в Париж. А пока будущий скульптор приступила к изучению живописи в художественных студиях Москвы.

Скульптура и творчество

Уже позднее девушка отправилась в столицу Франции и там осознала, что призвана стать скульптором. Первым наставником в этой области стал для Мухиной Эмиль Антуан Бурдель, ученик легендарного Огюста Родена. Также она ездила в Италию, изучала работы известных художников периода Ренессанса. В 1914 году Мухина вернулась в Москву.


После завершения Октябрьской революции разработал план по созданию городских монументов и привлекал для этого молодых специалистов. В 1918 году Мухиной поступил заказ на создание памятника . Девушка изготовила макет из глины и отправила его на одобрение в Народный комиссариат просвещения РСФСР. Работу Веры оценили, но ей так и удалось закончить ее. Поскольку макет хранился в холодном помещении мастерской, глина вскоре растрескалась, и работа была испорчена.

Также в рамках «Ленинского плана монументальной пропаганды» Мухина создала эскизы для памятников , В. М. Загорскому и скульптуры «Революция» и «Освобожденный труд». В молодости характер девушки не позволял ей останавливаться на полпути, каждую свою работу Вера тщательно прорабатывала, учитывала даже мельчайшие элементы и всегда превосходила ожидания окружающих. Так в биографии женщины появились первые значимые в карьере работы.


Творчество Веры проявлялось не только в скульптуре. В 1925 году она создала коллекцию элегантной одежды. Для пошива выбирала дешевые грубые материалы, в том числе бязь, ткацкое сукно и холст, пуговицы вытачивались из дерева, а головные уборы – из рогожи. Не обошлось и без украшений. Для декора скульптор придумала оригинальный орнамент, названный «петушиным узором». С созданной коллекцией женщина отправилась на выставку в Париж. Она представила одежду совместно с модельером Н. П. Ламановой и получила главную премию на конкурсе.

В период с 1926 по 1930 годы Мухина преподавала в Высшем художественно-техническом институте и Художественно-промышленном техникуме.


Значимой работой в профессиональной карьере женщины стала скульптура «Крестьянка». Работа посвящена 10-летию «Октября», даже известный художник Илья Машков положительно отзывался о ней. На выставке монумент занял 1-е место. А после перевоза «Крестьянки» на венецианскую выставку ее выкупил музей города Триеста. Сегодня это произведение дополняет коллекцию Ватиканского музея в Риме.

Немалый вклад в культуру страны внесла Вера и своим творением «Рабочий и колхозница». Фигуры мужчины и женщины в 1937 году установили в Париже на Всемирной выставке, а позднее перевезли на родину автора и установили на ВДНХ. Этот монумент стал символом новой Москвы, киностудия «Мосфильм» изображение статуи использовала как эмблему.


Среди других работ Веры Мухиной – памятники и . Несколько лет женщина работала над созданием скульптур для Москворецкого моста, однако при жизни удалось воплотить только один проект – композицию «Хлеб». Остальные 5 монументов создали по эскизам уже после смерти Мухиной.

В послевоенные годы Вера создала музей, состоящий из скульптурных портретов. Галерею женщины пополнили изображения , Н. Бурденко, Б. Юсупова и И. Хижняка. Хотя документов, подтверждающих отношение Мухиной к созданию дизайна знаменитого граненого стакана, нет, все же многие именно ей приписывают авторство этой посуды, которая в советские годы широко использовалась в столовых.

Личная жизнь

Первую любовь Вера встретила в Париже. Когда девушка училась там искусству создания скульптуры, о построении личной жизни и не думала, поскольку была сосредоточена на получении знаний. Но сердцу не прикажешь.


Избранником Мухиной стал беглый эсер-террорист Александр Вертепов. Однако пара недолго просуществовала, в 1914 году молодые люди расстались. Вера поехала в гости к родственникам в Россию, а Александр отправился на фронт воевать. Проживая в России, через несколько лет девушка узнала о смерти возлюбленного, а также о начале Октябрьской революции.

Со своим будущим мужем Мухина познакомилась во время Гражданской войны. Она работала санитаркой, помогала выхаживать раненых. Вместе с ней работал молодой военный врач Алексей Замков. Молодые люди полюбили друг друга и в 1918 году поженились. В Интернете даже представлены совместные фото пары. Первое время молодые не думали о детях. Вместе им пришлось пережить голодные послевоенные годы, которые только сплотили семью и показали истинные чувства мужчины и женщины.


В браке у Мухиной родился сын, которого назвали Всеволодом. В 4 года мальчик сильно заболел. После травмы ноги в ране образовалось туберкулезное воспаление. Все врачи, которых обошли родители, отказались его лечить, поскольку случай считали безнадежным. Но отец не опустил руки, когда выхода другого не осталось, он сам прооперировал ребенка у себя дома, чем и спас сыну жизнь. Когда Всеволод выздоровел, он отучился и стал физиком, а позднее подарил родителям внуков.

Карьера Замкова резко пошла вверх, когда тот создал гормональный препарат «Гравидан», ставший первым в мире промышленным лекарством. Однако разработку доктора оценили только пациенты, советских же врачей это раздражало. Примерно в тот же период комиссия перестала одобрять все новые эскизы Веры, главным мотивом служило «буржуазное происхождение автора». Нескончаемые обыски и допросы вскоре довели супруга женщины до инфаркта, поэтому семья приняла решение о побеге в Латвию.


Еще не успев добраться до места назначения, семья была перехвачена и возвращена обратно. Беглецов допрашивают, а после ссылают в Воронеж. Спас положение пары Максим Горький. Писатель некоторое время назад лечился у мужчины и поправил здоровье благодаря «Гравидану». Литератор убедил , что страна нуждается в таком враче, после чего семью вернули в столицу и даже позволили Замкову открыть свой институт.

Смерть

Вера Мухина умерла осенью 1953 года, тогда ей было 64 года. Причиной смерти стала давно ее мучившая стенокардия.

Могила скульптора расположена на втором участке Новодевичьего кладбища.

Работы

  • Монумент «Рабочий и колхозница» в Москве
  • Скульптуры «Хлеб» и «Плодородие» в Москве
  • Скульптуры «Море» в Москве
  • Памятник Максиму Горькому в Москве
  • Надгробия на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Скульптурная композиция «Фархад и Ширин» в Волгограде
  • Памятник Максиму Горькому в Нижнем Новгороде
  • Скульптура «Мир» в Волгограде

Ровно 60 лет назад перестало биться сердце знаменитого скульптора XX века, автора главного монумента советской эпохи — «Рабочий и колхозница»

Монумент «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной стоит в одном ряду с «Давидом» Микеланджело и «Мыслителем» Родена. 24-метровая скульптура была создана для всемирной выставки в Париже, проходившей в 1937 году. В столицу Франции разобранное на фрагменты 75-тонное произведение искусства доставили по железной дороге 28 (!) вагонами.

Успех монумента был триумфальным. Французы даже хотели выкупить его и оставить у себя.

Но скульптура была возвращена на родину и установлена в Москве недалеко от входа на ВДНХ, где находится и по сей день. А с 1947 года «Рабочий и колхозница» стали эмблемой киностудии «Мосфильм».

*Алексей Веселовский: «Прабабушка с прадедом познакомились в госпитале, на месте которого позже был роддом, где на свет появились моя мама и я» (фото автора)

Судьба Веры Мухиной не менее интересна, чем ее творчество. Знаменитый советский скульптор родилась в Риге в семье богатого купца. Когда девочке было полтора года, от туберкулеза умерла ее мать, а в 14 лет Вера осталась круглой сиротой. Толчком к серьезным занятиям искусством стала травма лица, полученная ею в 22 года во время катания на санках. А в 1930 году Вера Игнатьевна и ее муж пытались бежать из СССР…

Обо всем этом «ФАКТАМ» рассказал ее правнук — художник-типограф Алексей Веселовский .

— Алексей, что в вашем доме напоминает о знаменитой прабабушке?

— Сам дом, в котором я живу, был построен Верой Игнатьевной. Она вселилась в него в 1947-м, но прожила недолго — шесть лет: в 1953 году Веры Игнатьевны не стало. В доме осталось много ее вещей. К примеру, посуда, которой мы всегда пользовались и до сих пор пользуемся.

Сохранилась и дача в Абрамцево, которую прабабушка построила перед войной — в 1935 году. В этом доме она создавала эскизы к монументу «Рабочий и колхозница». Мы ничего не перестраивали. В современном понимании это совсем не фешенебельный дом, но для семьи он очень дорог. В нем мебель, созданная по эскизам Веры Игнатьевны, — очень лаконичная и простая, но в то же время нигде больше такой не увидишь. В этом доме особая аура. Например, на подоконнике до сих пор лежит кусок переплавленного горного хрусталя, которого касались руки моей прабабушки.

— Какой была Вера Игнатьевна по воспоминаниям ваших близких?

— Маме моей — внучке Веры Игнатьевны, когда прабабушка умерла, было четыре года. Остались воспоминания ее отца — единственного сына Веры Мухиной Всеволода Замкова. Какой была Вера Мухина? На публике держалась достаточно строго, а дома была очень мягкой. На ее долю выпало много испытаний. В полтора года прабабушка потеряла мать, в 14 лет — отца. Но трагического мироощущения у нее не было. Она отличалась жизнелюбием, открытостью, общительностью, активностью. Много значила поддержка большой дружной семьи с хорошим достатком. Заботу о Вере взяли на себя родственники.

*Вера Игнатьевна, по словам ее правнука, на публике держалась достаточно строго, а дома была очень мягкой

А когда ей было 22 года, произошел несчастный случай. Катаясь на санках, она врезалась в дерево и очень повредила нос. Ее отправили в Париж для пластической операции. Но их пришлось сделать несколько. Вера Игнатьевна провела в Париже целый год. О светской жизни, которую в юности Вера Мухина очень любила, заставила забыть травма. Интерес переключился на занятия скульптурой, она училась у известного мастера-монументалиста Бурделя. Позже побывала в Италии, где познакомилась с мировыми шедеврами искусства. А в 1914 году вернулась в Москву.

Это было непростое время — началась Первая мировая война. Вера Игнатьевна приняла решение работать сестрой милосердия в госпитале, где встретила свою большую любовь. Хирург Алексей Замков, который стал ее мужем, лежал с тифом. Интересно, что прабабушка с прадедом познакомились в госпитале, на месте которого позже был роддом, где на свет появились моя мама и я. Мистика ли? Думаю, просто совпадение. Не знаю, была ли прабабушка верующим человеком, но в доме у нас праздновались и празднуются Рождество и Пасха. На Рождество всегда пеклись пироги, на Пасху — куличи.

— Правда, что в 1920 годах слава вашего прадеда была гораздо громче известности Веры Мухиной?

— Да, это так. Вера Игнатьевна в это время сама говорила, что в семье она «вторая скрипка». Алексей Замков был модным в Москве врачом. И даже, по легенде, стал прообразом профессора Преображенского в повести Булгакова «Собачье сердце». Среди пациентов Алексея Андреевича была и кремлевская элита. Он консультировал Орджоникидзе, Горького… Работая в институте экспериментальной биологии, прадед изобрел препарат «гравидан» на основе мочи беременных женщин, оказывающий омолаживающее и укрепляющее психику действие, повышающий мужскую потенцию. Правда, потом обнаружилось, что «гравидан» может вызывать привыкание. Прадеда обвинили в шарлатанстве и из института уволили.

— Чтобы продолжить работы по экспериментальной медицине, он вместе с Верой Мухиной пытался бежать из Советского Союза за границу?

— В 1930 году они действительно решились на побег из СССР, но в Харькове были сняты с поезда. Потом выяснилось, что это была спланированная провокация. Прадеду предложил уехать его знакомый, пообещав снабдить за границей нужными адресами. На самом деле этот человек оказался агентом НКВД. Семью отправили в ссылку. Алексей Андреевич с Верой Игнатьевной уехали в Воронеж и прожили там два года. Прадед работал в амбулатории железнодорожного депо. Но и там травля продолжалась. Когда Алексея Андреевича решили уволить, рабочие депо устроили сходку в его защиту. По одной из версий, вернуться в Москву Алексею Замкову и Вере Мухиной удалось благодаря ходатайству Максима Горького. Ведь Вера Мухина уже в 1927 году была достаточно известным человеком, получив Гран-при Венецианской биенале. По возвращении из ссылки прадеда назначили научным руководителем Института урогравиданотерапии. Несколько лет Алексей Замков плодотворно работал. А когда начались гонения на Николая Вавилова, институт закрыли. Алексей Андреевич был сломлен и в результате тяжело заболел. Умер в 1942 году — сердце не выдержало. Прабабушка тяжело пережила смерть мужа, с которым прожила 24 года и которого очень любила.

— Рассказывают, что ваш прадед поставил на ноги своего сына, который был обречен.

— Да. У моего деда Всеволода в детстве был костный туберкулез. Врачи давали неутешительные прогнозы. И тогда Замков решился сам сделать сыну операцию. Она прошла успешно. Дед прожил долгую жизнь.

— Как был создан монумент «Рабочий и колхозница»?

— Идея принадлежала архитектору Борису Иофану. Для ее воплощения скульпторов отбирали на конкурсной основе. Вариант пластического решения Веры Мухиной понравился комиссии больше всего. Конечно, создать из стали монумент высотой 24 метра — задача не из простых. А когда он уже был готов, неожиданно кто-то заметил, что в очертаниях складок юбки колхозницы будто бы угадывается… профиль Троцкого. Говорят, осматривать статую ночью при свете прожекторов приехали Ворошилов и Молотов. Но ничего сомнительного не обнаружили. Ворошилову и Молотову монумент очень понравился. Ну, а дальше, как известно, был триумф в Париже.

*Монумент «Рабочий и колхозница» установлен в Москве недалеко от входа на ВДНХ

— Вера Мухина была знакома со Сталиным?

— Будучи депутатом Верховного Совета СССР, она наверняка сталкивалась с ним в официальной обстановке. Но личных встреч не было. Когда Вера Игнатьевна стала уже заслуженным мастером, сталинская свита настаивала, чтобы она сделала скульптурный портрет вождя. Но прабабушка создавать его желанием не горела. Хитря, поясняла, что любит работать только с натуры. Но у Сталина для позирования времени не оказалось. Я видел записку в архиве Академии художеств, в которой его рукой синим карандашом на альбомном листе написано: мол, уважаемая Вера Игнатьевна, в ответ на вашу просьбу поработать, могу сказать, что я готов не раньше чем весной. Датировано письмо зимой 1951 года. Однако, как известно, из этого так ничего и не получилось. Видимо, ни ей, ни Сталину это не было нужно. Да и жить обоим оставалось уже недолго.

— До сих пор ведутся споры, является ли Вера Мухина автором граненого стакана?

— Нет, это легенда. После войны Вера Игнатьевна стала художественным руководителем Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. Ее интересовали пластические особенности этого материала. Она придумала знаменитую вазу-"лотос", «кремлевский» и «рубиновый» сервизы… А что касается граненого стакана, лет пятнадцать назад журналистка одной из центральных газет пустила «утку», что его придумали Мухина и Малевич. Хотя стакан появился лет за 200 до них! А с Малевичем Вера Игнатьевна вообще не была знакома.

— Ваша знаменитая прабабушка получила пять Сталинских премий. Как она ими распорядилась?

— Построила дом-мастерскую в Москве и подмосковную дачу в Абрамцево.

— Каким человеком Вера Мухина была в быту, как одевалась?

— У нее был свой «фирменный» стиль. Она любила носить так называемые скульптурные блузы и юбки — вещи достаточно объемные и очень выразительные. Сказывалось художественное мышление. Вместе с модельером (одевавшей в свое время царскую семью) Надеждой Ламановой, которую называли Русская Шанель, они делали выставки русского костюма. К слову, Вера Игнатьевна, происходя из купеческой семьи, была человеком очень практичным: покупала дорогие вещи, когда они дешево продавались. И это касалось не только одежды и украшений. Так же приобретались вещи в дом. Прабабушка была очень земным человеком.

— По дому сама все успевала делать?

— После женитьбы сына хозяйством занималась в основном мать невестки, и, конечно, была домработница. Дом ведь был большой, стол часто накрывался не только на членов семьи, но и на тех, кто работал с Верой Игнатьевной в мастерской.

— Став знаменитой, Вера Игнатьевна много ездила по миру?

— Нет. Тогда неохотно отпускали. Значимой была поездка во Францию в 1937 году. Когда монтировали «Рабочего и колхозницу», она провела в Париже несколько месяцев. А после войны побывала в Румынии, Финляндии…

— Вера Игнатьевна умерла в возрасте 64 лет. Что стало причиной смерти?

Ишемическая болезнь сердца. Прабабушка надорвалась, работая над созданием памятника Горькому. Это произведение комиссия не хотела принимать, так как писатель в интерпретации Веры Игнатьевны казался им слишком старым и трагичным. А поскольку открытие монумента планировалось к празднику — очередной годовщине Великой Октябрьской революции, требовался оптимизм. Обычно, согласно технологии создания больших памятников, сначала делается небольшая модель, а потом масштабируется мастерами под авторским надзором. В данном же случае из-за того, что сроки поджимали, пришлось переделывать лицо Горького на установленном памятнике.

Вера Игнатьевна работала на лесах. Чтобы оценить каждую внесенную поправку, нужно было спуститься вниз, отойти на расстояние, посмотреть и опять подняться на леса для работы. Высота была немаленькая — метров семь. А Вере Игнатьевне в ту пору было уже за шестьдесят. После тяжелого труда она слегла и вскоре умерла. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище рядом с мужем. На памятнике супругам начертаны слова Алексея Замкова: «Я сделал для людей все, что мог». А под ними — слова Веры Мухиной: «И я тоже»…

В ера Мухина, ученица французского скульптора Бурделя, прославилась благодаря скульптурной группе «Рабочий и колхозница» . На фоне царившего в 1930–40-е годы бытового, иллюстративного понимания реализма художница боролась за язык образов и символов в искусстве. Она занималась не только монументальными проектами, но и прикладным творчеством: разрабатывала узоры для тканей, сервизы и вазы, много экспериментировала со стеклом. В 1940–50-х годах Вера Мухина пять раз стала лауреатом Сталинской премии.

Наследница «Рижского медичи»

Вера Мухина родилась в Риге в 1889 году. Ее дед Кузьма Мухин заработал многомиллионное состояние на продаже пеньки, льна и хлеба. На свои средства он построил гимназию, больницу, реальное училище и в шутку сравнивал себя с Козимо Медичи - основателем знаменитой флорентийской династии меценатов. Сын Кузьмы Мухина Игнатий женился по любви на дочке аптекаря. Молодой супруги не стало в 1891 году, когда старшей дочери Маше шел пятый год, а младшая Вера была совсем маленькой. В 1904 году девочки потеряли отца, и сирот приняли в свой дом родственники из Курска.

Спустя три года сестры переехали в Москву . Здесь Вера Мухина начала учиться рисунку и живописи. Это было время модных творческих объединений. Первым учителем Мухиной стал Константин Юон , член «Союза русских художников».

Вера Мухина. Фотография: domochag.net

Вера Мухина. Фотография: vishegorod.ru

Вера Мухина. Фотография: russkiymir.ru

«Порой думалось, что он учил совмещать несовместимое. С одной стороны, рациональное, чуть ли не арифметическое исчисление элементов рисунка и живописи, с другой - требование постоянной работы воображения. Однажды была задана композиция на тему «Сон». Мухина нарисовала заснувшего у ворот дворника. Константин Федорович недовольно поморщился: «Нет фантастики сна».

Искусствовед Ольга Воронова

В какой-то момент Вера Мухина поняла, что не хочет писать картины. В 1911 году она впервые попробовала работать с глиной в мастерской скульптора Нины Синицыной. И почти сразу загорелась идеей учиться скульптуре в Париже - художественной столице мира. Опекуны не пустили. Тогда в поисках нового опыта Мухина перешла в класс к авангардисту Илье Машкову, одному из основателей объединения «Бубновый валет».

В рождественские праздники 1912 года случилась беда. Катаясь с горки на санях в имении под Смоленском, юная художница врезалась в дерево. Веткой отрезало часть носа. Истекающую кровью девушку привезли в больницу - здесь ей сделали девять пластических операций. «Живут и хуже», - сказала Мухина, впервые сняв бинты.

Чтобы отвлечь ее, родственники разрешили поездку в Париж. Вера Мухина поселилась в пансионе и стала брать уроки у Эмиля Антуана Бурделя - известнейшего скульптора эпохи, ученика самого Родена. У Бурделя она научилась всем основам ремесла: «крепко схватывать форму», думать об объекте как о целом, но уметь выделять нужные детали.

Художник широкого профиля

«Рабочий и колхозница». Фотография: voschod.ru

«Рабочий и колхозница». Фотография: mos.ru

«Рабочий и колхозница». Фотография: dreamstime.com

Из Парижа Мухина с другими молодыми художниками отправилась в Италию - изучать искусство Возрождения. Заехала в Москву, планируя затем вернуться в Париж, но грянула Первая мировая война. Художница стала медсестрой в госпитале. В 1914 году она познакомилась с отбывавшим на фронт молодым доктором - Алексеем Замковым. Вскоре судьба свела их вновь. Замкова, умирающего от тифа, привезли в госпиталь, Мухина его выходила. Вскоре молодые люди поженились, у них родился сын Всеволод.

В 1916 году художница стала сотрудничать с Камерным театром Александра Таирова . Сперва лепила скульптурные части декораций к спектаклю «Фамира-кифарэд», затем взялась за моделирование сценических костюмов. В 1920-е годы Вера Мухина работала с Надеждой Ламановой - звездой русской моды, которая прежде одевала царскую семью, а теперь шила наряды для советских женщин. В 1925 году Ламанова и Мухина издали альбом моделей «Искусство в быту». В тот же год их пригласили представлять холщовые и льняные платья с деревянными пуговицами на Всемирной выставке в Париже, где «крестьянская» коллекция получила Гран-при.

Как дизайнер Мухина оформляла советские павильоны на меховой и книжной международных выставках. Но не забывала и о скульптуре. В 1920-е годы она создала несколько известных работ: «Пламя революции», «Юлию», «Ветер». Особых восторгов удостоилась «Крестьянка» - «сделанная из чернозема» баба, «вросшая» ногами в землю, с мужскими руками (Мухина лепила их с рук своего мужа). В 1934 году «Крестьянку» экспонировали в Венеции, после чего продали в музей Триеста, а после Второй мировой войны скульптура попала в Ватикан. Для Третьяковской галереи - первого места хранения «Крестьянки» - отлили копию.

В это же время супруг Мухиной Алексей Замков создал первый промышленный гормональный препарат - «Гравидан». У врача появились завистники и противники, началась травля. Весной 1930 года Мухина, Замков и их сын были задержаны при попытке выехать из Советского Союза. Этот факт был обнародован лишь в 2000-е годы, когда в руки журналистов попал донос бывшего коллеги Замкова. За доктора вступились высокопоставленные пациенты и друзья, среди которых были Буденный и Горький . Замкова «всего лишь» выслали на три года в Воронеж. Мухина отправилась в ссылку вместе с мужем, хотя ей было позволено остаться в столице. В Москву супруги вернулись досрочно - в 1932 году.

«Не бойтесь рисковать в искусстве»

В 1937 году Вера Мухина выиграла конкурс на скульптуру для павильона, который планировалось построить на Всемирной выставке в Париже. Первоначальная идея принадлежала архитектору Борису Иофану , проектировавшему советский павильон:

«Советский Союз - государство рабочих и крестьян, на этом основан герб. Павильон должна была завершать двухфигурная скульптурная группа: рабочий и крестьянка, скрестившие серп и молот, - меня всю жизнь увлекала проблема синтеза архитектуры и скульптуры».

Мухина предложила решение в античном духе: обнаженные фигуры, устремленные ввысь. Рабочего и колхозницу приказали «одеть». Но главные идеи автора - много воздуха между фигурами, чтобы создать легкость, и развевающийся шарф, подчеркивающий динамичность, - остались без изменений. Однако согласования заняли много времени. В итоге первую в СССР статую из стальных пластин создавали в авральном режиме всего за три недели. Мухина лепила уменьшенный макет частями и тут же передавала для увеличения в Институт машиностроения (ЦНИИМАШ). Здесь фрагменты скульптуры вырезали из дерева. Затем рабочие забирались внутрь деталей и обстукивали их, подложив лист металла толщиной всего 0,5 миллиметра. Когда деревянное «корыто» разбивали, получался фрагмент из стали. После сборки «Рабочего и колхозницу» разрезали и, погрузив в вагоны, отправили в Париж. Там - тоже в спешке - 24-метровую статую вновь собрали и водрузили на постамент высотой 34 метра. Пресса наперебой публиковала снимки расположенных друг напротив друга советского и германского павильонов. Сегодня эти фотографии кажутся символичными.

ВДНХ). Постамент - «пенек», как его называла Мухина, - сделали высотой чуть более 10 метров. Из-за этого исчезло ощущение полета. Лишь в 2009 году после реконструкции «Рабочего и колхозницу» установили на специально возведенный павильон, похожий на павильон Иофана.

В 1942 году от инфаркта умер Алексей Замков, которого с конца 1930-х обвиняли в знахарстве и ненаучных методах лечения. В это же время не стало лучшей подруги Мухиной - Надежды Ламановой. Спасала работа и новое творческое увлечение - стекло. С 1940 года скульптор сотрудничала с экспериментальным цехом при зеркальной фабрике в Ленинграде. По ее эскизам и ею же придуманным методикам лучшие стеклодувы создавали вазы, статуэтки и даже скульптурные портреты. Мухина разработала дизайн полулитровой пивной кружки для советского общепита. Легенда приписывает ей и авторство созданного для первых посудомоечных машин граненого стакана.

В 1941–1952 годах Мухина пять раз становилась лауреатом Сталинской премии. Одной из последних ее работ был памятник Чайковскому перед зданием Московской консерватории. Установили его уже после смерти скульптора. Веры Мухиной не стало 6 октября 1953 года. После ее смерти министру Вячеславу Молотову было передано письмо, в котором Мухина просила:

«Не забывайте изобразительное искусство, оно может дать народу не меньше, чем кино или литература. Не бойтесь рисковать в искусстве: без непрерывных, часто ошибочных поисков у нас не вырастет свое новое советское искусство».