Большая дмитровка 22. Доходный дом московского товарищества ссуды под заклад

В 1744 году этими землями владел князь Владимир Петрович Долгоруков. Будучи при Елизавете Петровне губернатором Рижским и Ревельским, он, даже оставив пост, предпочел Ригу Москве. А усадьба вместе со всеми строениями в 1761 году перешла к сыну – Василию Владимировичу, который, видимо, следуя сложившейся семейной привычке, тоже в ней не проживал. С 1776 года владелицей стала дочь Долгорукова Прасковья Владимировна Мелиссино. Муж ее был человеком весьма известным, учился вместе с Сумароковым, был директором Московского университета, а позже опекуном Московского Воспитательного дома. Семья Мелиссино была крайне дружна (а может и состояла в родстве) с М.А. Пушкиным, участвовавшим в небезызвестном дворцовом перевороте 1762 года, благодаря которому Екатерина II взошла на престол. Поэтому, когда в 1772 году Михаил Алексеевич, в связи с обвинением в печати фальшивых денег, был лишен дворянства и сослан в Сибирь, Прасковья Владимировна взяла на воспитание его малолетнего сына Алексея. Вероятно, его очень любили, потому что в дальнейшем владельцем усадьбы Мелиссино на Большой Дмитровке становится именно он. Поэт, переводчик, актер, острослов. «И Пушкин, балагур, стихов моих хулитель – Которому Вольтер лишь нравится один», - это именно о нем, а не о его дальнем и куда более известном нам сейчас родственнике. С 1834 года в истории владения появляется еще одна, весьма неординарная, личность. , орнаментальный скульптор, родившийся в Северной Италии, с отцом переехавший в Санкт-Петербург. Лишившись отца, мальчик в неполные 15 лет становится хозяином мастерской по производству мраморных и бронзовых работ. В 1795-м (в 21 год) Кампиони перебирается в Москву и оборудует мастерскую на Дмитровке. Дом его служил местом собраний иностранных художников, сам он оформлял интерьеры дома московского генерал-губернатора на Тверской улице, церкви при Голицынской и Шереметьевской больницах, дома Благородного собрания, графа Разумовского на Гороховом поле, Шереметева в Останкине, Юсупова в Архангельском и многое другое. Дети Кампиони также стали скульпторами, и мастерская мраморных изделий существовала тут фактически до начала XX века. Все последующие владельцы усадьбы, так или иначе, были связаны с мраморным делом. В 1883 году обширное владение делится на два, Кампиони остаются на землях нынешней Б. Дмитровки, 22, а часть (ныне Б. Дмитровка, 24) отходит О.П. Леве, жене виноторговца Егора Егоровича Леве, чей магазин расположен по соседству в Столешниковом переулке. Ольга Павловна строит новый главный дом (как ни странно существующий до сих пор, но так переделанный в 1930-х и 1980-х годах, что мало кто вообще сможет его разглядеть в пятиэтажном административном корпусе) и, пользуясь случаем, в 1886 году прикупает у детей умершего соседа В.В. Яковлева участок земли, ранее занимаемый садом. В итоге, получается удивительной формы участок, огибающий владение Кампиони и соединяющийся со Столешниковым переулком. Коренные изменения на интересующем нас участке происходят в 1903 году, когда купец Д.И. Кабанов, купивший дом у Кампиони и содержавший здесь заведения по производству мраморных и гранитных памятников, продает владение Московскому товариществу для ссуды под заклад. Товарищество незамедлительно заказывает проект петербургскому архитектору А.В. Иванову. Александр Васильевич Иванов много проектировал в Петербурге и лишь с 1890-х стал работать в Москве. По его проекту построена гостиница «Националь», перестроена «Новомосковская», к 300-летию Дома Романовых он вел работы в Большом Кремлевском и Николаевском дворцах. В 1904 году на Дмитровке вырастает пятиэтажный доходный дом, соответствующий всем требованиям: огромный подвальный этаж под склады магазинов первого этажа, лифты при парадных лестницах, хозяйственный корпус с прачечной и общественным туалетом во дворе, ванные и клозеты в квартирах, водяное отопление. Помимо магазинов на первом этаже размещаются правление, приемная, касса и канцелярия Товарищества, на втором – помещения Товарищества, представительство компании «синематографов Теофиль Пате» и квартиры, на пятом – шляпный магазин. Судя по описи, квартиры были большие - от пяти до десяти комнат. Что интересно, и после революции тут продолжал существовать ломбард, на конец двухтысячных годов сохранялись интерьеры залов ломбарда и многих квартир, а входящие в подъезд могли видеть необычную вывеску про «выдачу верхней одежды, тканей и обуви, принятых в залог» Собственно, ломбард есть здесь и по сей день, о чем можно прочесть на его сайте: «единственный функционирующий и по сей день - ОАО МГКЛ «Мосгорломбард». Датой рождения компании под государственным началом принято считать 5 июля 1924 года, когда постановлением Народного комиссариата финансов РСФСР был учрежден московский городской ломбард. Фото - с сайта pastvu.com

На Большой Дмитровке открылся один из самых красивых проектов города - бельгийский ресторан Sempre. Новое заведение напоминает оранжерею или чудесный сад. Это первый в мире ресторан с таким количеством зелени: мхами, папоротниками и другой флорой северных лесов. В меню - еда на гриле или из дровяной печи, которую предлагают есть руками, без столовых приборов. The Village рассказывает о том, ради чего еще стоит идти в новый ресторан.

Идея

Гюст Семпре - глава одноименной бельгийской компании, которая занимается дизайном мебели, декора и посуды. Кроме того, он партнер московских ресторанов «Уголек», Pinch и Uilliam’s - там представлена посуда его бренда. Он много времени проводит в Москве, поэтому свой первый ресторан решил открыть именно здесь.

Создатели говорят, что стремились сделать место, где человек сможет ощутить себя свободным от стереотипов. Здесь сделано все, чтобы не загонять человека в рамки этикета и дать ему возможность расслабиться, соприкоснувшись с натуральными вещами, запахами и едой, которую удобно есть руками. К супам блюдам подают ложки, к пицце или ребрам - только ножи. Вилки в ресторане, конечно же, есть. Но ради нового опыта все же советуем принять правила игры.

Интерьер

Ради собственно интерьера и стоит прийти сюда в первую очередь. В ресторане два зала: в первом открытая кухня с дровяными печью и грилем, от которых тянет дымом по всему помещению. Во втором - сцена, барная стойка и общий стол почти на весь зал. Вообще, все столы в ресторане - общие: создатели хотят, чтобы гости разделяли друг с другом не только столы, но и трапезу. На сцене стоят музыкальные инструменты, рядом проигрыватель для винила - воспользоваться ими может каждый в любое время. С четверга по воскресенье в 20:00 начинаются концерты - здесь играют джаз, блюз и фолк.

Вся мебель, декор и посуда в ресторане изготовлены компанией Sempre из натуральных материалов - дерева, глины, камня. Зелень привезли из Нидерландов; создатели говорят, что это первый ресторан в мире с таким количеством растений.

В помещениях много зеркал (это отсылка к «Алисе в Стране чудес»), из-за чего не всегда ясно, где именно ресторан-сад заканчивается.

Еда и напитки

Шеф-повар проекта - Дмитрий Климов, ранее он работал в LavkaLavka. Создатели утверждают, что это не гастрономический ресторан и тут нет единой концепции меню, здесь просто комфортная еда, которую удобно есть руками. Сейчас в блюдах просматривается особое внимание к острым перцам - с ними готовят почти все, особо жгучие позиции отмечены в меню. Есть отдельный раздел с соусами, там тоже много острого. Почти вся еда готовится в дровяной печи или на гриле, здесь же пекут хлеб и пиццу.

В напитках тоже просматривается тяга к натуральному - никаких покупных лимонадов, только натуральные - на настоях трав и свежевыжатых соках. Например, в меню есть огуречный лимонад с ромашкой. Кроме лимонадов и травяных настоев, здесь готовят и алкогольные настойки, и выдержанные коктейли в бочке, наливают вино и авторские коктейли.

Будущее

Меню планируют менять и дополнять. Около входа будет организована стойка для еды, которую можно будет взять с собой. Здесь же можно будет купить посуду от бренда Sempre.

На улице скоро появится веранда с маркизой, а пространство во внутреннем дворе к следующему году тоже планируют использовать - там будет организована галерея.

Ресторан сотрудничает с молодыми актерами и художниками, здесь будут проводиться различные перформансы и театральные постановки, часть из них - в закрытом формате. Монету Sempre, которую сотрудники выдают в знак симпатии друзьям ресторана, будут использовать как пропуск на такие закрытые мероприятия.

Создала его бельгийская дизайнерская компания Sempre .life, которая до этого работала в Москве над несколькими проектами, включая ресторанные. Внутри, за стеклянными окнами, разместилось необычное пространство, состоящее из двух разных залов. Первое помещение делят между собой две открытые кухни, одна с конфорками, другая с печами, длинные грубые столы, собранные из цельных кусков дерева, деревянные лавки с поднимающимися сидушками, большие и малые лампы, украшенные глиной, и самая разная живая и не очень зелень. Оформление можно описать как что-то среднее между беседкой в джунглях и деревенской оранжереей, украшенной ступеньками неправильной формы. К слову о формах, в Sempre напрочь отсутствуют прямые линии. Вместо них повсюду выглядывают корявые, неправильные очертания, которые сбивают с толку, заставляют жмуриться и присматриваться.

Второй зал, к которому ведет коридор с бутылками и необычными умывальниками, вместо джунглей хвастается длинной коммунальной барной стойкой и такими же длинными общими столами, за которыми предполагаются посиделки толпой в стиле обобществленного быта. А еще там есть сцена и туалеты с льняными шторками, грубыми деревянными дверьми и такими же деревянными удобствами, которые очень напоминают деревню Горетовка, где схожие удобства стоят отдельным сарайчиком.

Ощущение от всей этой тяги к земле-природе и коммунальным посиделкам неоднозначное. Если не знать и зайти без подготовки, можно испугаться и убежать. Поэтому я очень рекомендую изучить ресторан заранее, фотки посмотреть, отзывы почитать. Я лично пришел подготовленный и все равно наудивлялся на месяц вперед.

Усевшись за длинный стол, я первым делом познакомился с местными комарами, а уж затем с меню. Набор блюд и сочетания ингредиентов меня удивили, но не испугали. Общую тематику я бы определил как воспоминания шеф-повара о блюдах, которые он повстречал в своих путешествиях, но рецепты не записал и решил восстановить вкусовые параметры по памяти. В разных блюдах переплетались частички Италии, вкрапления Азии, отсылки к Америке и мысли об отечестве.

Дисбаланс, который присутствовал в интерьере, присутствовал и в еде, хотя я не уверен, что это минус, потому что в своем дисбалансе еда гармонировала с окружающей сумбурностью.

  • Тартар из говядины с заправкой из сока лайма и устричного соуса, 570 ₽

  • Закуска семпре, 670 ₽

  • Арахис с соусом Ромеско (комплемент), 0 ₽

  • Пицца Маргерита, 450 ₽

  • Равиоли со сливочным сыром в бульоне даши, 560 ₽

  • , 980 ₽

  • , 685 ₽

  • Острый соус, 170 ₽

  • Шоколадное печенье Брауни, 350 ₽

  • Вода, 0 ₽

  • Домашний лимонад Ромашка-Огурец 0.5, 350 ₽

  • Fentimans Cola 0.275, 400 ₽
«Тартар из говядины с заправкой из сока лайма и устричного соуса» прибыл в лоханке из белой глины, со свежими травами и поджаренными хлебными ломтиками. Заправка была отменная, яркая, бодрая, прыгающая. Мясо тоже было хорошего качества и в должном исполнении, но вместе эти два элемента гулять отказывались. Они шли в одном направлении, но разными тропами. «Закуска семпре» представляла собой один большой деревянный поднос, на котором разместились жареные маринованные огурцы, чилийские перцы, имбирь, чипсы из свиной и куриной кожи, ломтики салата с тушеной свининой и несколько соусов. Баланса во всем этом цирке шапито уловить у меня так и не получилось, но я подозреваю, что к балансу никто и не стремился, а само блюдо походило на неожиданный, спонтанный обед любителя-путешественника-исследователя. «Острый соус», что прибыл отдельно, ничем дельным не порадовал. Острота в нем была грубая, кусачая и неприятно резкая. «Пицца МаргЕрита» (в меню было написано именно через «е») от классики была так же далека, как Марс от Земли, внешне она походила на работу ученика младших классов, который попытался сам, пока мамы нет дома, состряпать себе пиццу. По вкусу каких-либо очевидных нареканий у меня не было, предельно просто, съедобно, но как-то несерьезно. Не нашел я серьезности и в «Равиоли со сливочным сыром в бульоне Даши». Опять же блюдо отличалось дисбалансом вкусов. Равиоли, которые на равиоли вовсе не походили, а больше напоминали наши вареники (или на крайний случай пасту медзалуна), выступали со своей сольной программой, а суп-соус со своей, при этом вареники, имитирующие равиоли, отличались слишком толстым тестом, которое жевалось с трудом и совсем не подходило вкусной, нежной начинке. Что же до бульона, то он был слегка азиатским, немного сладковатым и слишком соленым.

От двух основных блюд я уже ничего гармоничного не ждал, но они завели меня совсем в другие джунгли, без легкомыслия, ребячества и расхлябанности. Несмотря на то, что в меню были указаны «Говяжьи ребра», ребро было одно, и сидело оно на горке из картофельного пюре. Но зато какое это было ребро! Мясо нежное, с кости сползало, как теплое масло с ножа. Волокна мягкие, с небольшим налетом жира, сочные, ароматные, аппетитные, увлекающие. Пюре приятно сливочное, слегка грубоватое, с небольшими комками, но идеальной подборкой специй. Только есть всю эту вкусность было тяжело, потому что вилок в ресторане нет, только отчеканенные ложки и псевдоножи.

«Чили цыпленок гриль с мятным соусом» тоже пришлось ковырять ложками, но усилие было оправданное, потому что это были две идеальные ножки гастрономического удовольствия. Острые, сочные, мягкие, завораживающе. Йогуртово-мятный соус - нежный и идеально балансирующий с остротой цыпленка, создающий вкусовой тандем, о котором хотелось рассказать соседу, позвонить маме, похвастаться друзьям. И наконец, «Шоколадное печенье Брауни» - плоский темно-коричневый прямоугольник на камне, который, как неуловимый мститель, всячески пытался избежать ложки и мелкими темными кусками падал на деревянный грязноватый стол. Подбирать черные ошметки приходилось обрывками серой «туалетной» бумаги, которую рулоном выдавали каждому столу. Как вы сами понимаете, такое зрелище к аппетиту никак не взывало. Что же до вкуса, то данное творение было добротно среднее, пресноватое и слишком мягкое.

О сервисе могу однозначно сказать, что работают там люди неординарные. Облачившись в льняные грубые рубахи, молодые люди и девушки бродили по залу с улыбками и мыслями о высоком. Про столы они не забывали, за ресторан-коммуну явно переживали, о гостях думали, но думали как-то воздушно, находясь на своей волне, напоминающей о хиппи-культуре семидесятых годов прошлого века. Нисколько не удивлюсь, если иногда по собственному желанию персонал пускается в пляс или просто начинает кружиться на месте. А из важных минусов — в ресторане, где предлагается поедать многие блюда руками, влажных салфеток или полотенец никто до начала трапезы не предлагает, а с серым "туалетным" рулоном далеко не уедешь.

Итог таков:

Ни одной прямой линии, ни одного ожидаемого элемента, странные формы, странная атмосфера, странные ощущения. Без должного количества спиртного понять то, что происходит в Sempre , сложно, а с должным количеством - уже опасно, можно споткнуться, упасть и удариться. Чудаковатое место и потому интригующее. Зайти туда стоит хотя бы раз, чтобы воочию на всё это посмотреть, только будьте осторожны, язык и губы там кусает острота, а все остальное - комары.

Публикация от Михаил Костин (@mkostin_ru) Июн 21 2017 в 2:37 PDT

В 1903 году Московское товарищество для ссуды под заклад заказывает проект дома петербургскому архитектору А.В. Иванову. Александр Васильевич Иванов много проектировал в Петербурге и лишь с 1890-х стал работать в Москве. В 1904 году на Дмитровке вырастает пятиэтажный доходный дом, соответствующий всем требованиям: огромный подвальный этаж под склады магазинов первого этажа, лифты при парадных лестницах, хозяйственный корпус с прачечной и общественным туалетом во дворе, ванные и клозеты в квартирах, водяное отопление. Помимо магазинов на первом этаже размещаются правление, приемная, касса и канцелярия Товарищества, на втором - помещения Товарищества, представительство компании «синематографов Теофиль Пате» и квартиры, на пятом - шляпный магазин. Судя по описи, квартиры были большие - от пяти до десяти комнат. Здание выделяется необычностью структуры фасада, оформленного тремя треугольными эркерами и неглубокими арочными нишами с балконами. Здесь жила оперная певица Н. С. Ермоленко-Южина.

Интересно, что и после революции тут продолжал существовать ломбард, на конец двухтысячных годов сохранялись интерьеры залов ломбарда и многих квартир, а входящие в подъезд могли видеть необычную вывеску про «выдачу верхней одежды, тканей и обуви, принятых в залог».

Доходный дом на улице Большая Дмитровка, 22 , стр.1 возвели в период с 1904 по 1905 годы на средства «Московского товарищества для ссуды под заклад движимых имуществ», которое позднее было реорганизовано в АО «Частный ломбард».

Проект изящного здания создал зодчий Александр Васильевич Иванов, работавший как в Москве, так и в тогдашней столице империи - Санкт-Петербурге.

Доходное владения получило оформление в модном тогда стиле модерн и разительно отличалось от рядом стоящих зданий своей оригинальной структурой фасадных плоскостей: будто вылетающие из границ объема треугольные эркеры, меж которых, занимая два уровня, разместили арочные заглубления с декорированными ажурным обрамлением балкончиками.

С 3 по 5 этаж фасады украшает великолепная керамическая плитка, сверкающая на солнце темно-коричневатыми оттенками. Пятый уровень спроектировали по подобию колонной галереи, которую образует ряд небольших полуколонн в межоконном пространстве.


Эркерные чаши декорировали барельефами с рисунками, на которых просматриваются растительные и цветочные орнаменты.

Притягивает взгляд и тщательно выполненный декор открытой глухой торцевой стены с лепными узорами, повторяющими контуры главного фасада.

На дворовую территорию ведет проезд, устроенный непосредственно в самом здании.


История дома

История этого места прослеживается еще с XVII столетия, когда здесь располагалась городская усадьба, в разное время принадлежавшая, из знаменитостей, княжескому семейству Долгоруговых и представителям московского дворянства Мелиссиным. В последующем, обширную территорию раздробили на небольшие участки.

В 1903-м нынешнее владение выкупает Ссудное товарищество и спустя 2 года строит здесь 5-этажный дом. Их приёмный пункт и касса разместились на первом уровне, а сама контора заняла помещения на втором этаже. Для хранения вещей, взятых под залог, использовалось весьма вместительное подвальное помещение.

Что касается верхних этажей, там устроили меблированные квартиры для сдачи в наём. Арендаторы занимали и часть свободных помещений на первом уровне.

Пришедшие к власти большевики дом, соответственно, национализировали, но ломбард здесь так и оставили: в 1924-м он вошел в структуру «Мосгорломбарда».

Работало заведение в этих стенах и в постсоветской России, но сегодня первый этаж дома №22 по Большой Дмитровке занимает элитный ресторан.