Воскресный урок на тему ной. Занятие по библейскому сюжету «Ноев ковчег. Библейская история: мудрый царь

Вера Калужина
Занятие по библейскому сюжету «Ноев ковчег»

Тема : «Ноев ковчег »

Задачи : Совершенствовать навыки счета; упражнять в умение находить предыдущее и последующее число к предложенному числу; закрепить знания о составе числа 10; совершенствовать навыки вычислительной деятельности; упражнять в решении занимательных задач с математическим смыслом. Развивать внимание, память, слуховое и зрительное восприятие; приобщать к активной мыслительной деятельности; развивать логическое мышление, активизировать словарь. Воспитывать нравственно-волевые качества –целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату, оказывать помощь сказочным персонажам.

Интеграция образовательных областей : Познание, Коммуникация, Социализация, Чтение художественной литературы, Здоровье.

Оборудование и материалы : магнитно-маркерная доска; ковролин.

Раздаточный материал : касса цифр и знаков, палочки Кюизенера, игра “Крестики” Воскобовича.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

II. Основная часть :

Давным давно на Земле жил праведный и добрый человек по имени Ной. Он никогда не сквернословил, много трудился и почитал Отца нашего небесного господа Бога. За это Господь предупредил Ноя о надвигающемся Потопе. Господь велел сделать Ною ковчег и собрать на нем всех животных по паре. Ной так и поступил и когда начался Потоп, сумел спастись сам и спас животных.

Из игры “Крестики”, по предложенной схеме с пропуском деталей, дети строят Ковчег .

Игровое упражнение ”Пары”.

На Ковчег к Ною стали приходить животные. Кому то повезло и они сразу находили себе пару (изображение двух поросят, а кто-то еще не нашел пару (произвольное расположение животных) и просит вас помочь.

Сколько всего животных?

Назовите парных домашних животных.

Назовите парных диких животных.

Среди диких и домашних зверей есть звери без пары, назовите их.

Дети рассматривают демонстрационный материал и отвечают на вопросы педагога.

Как только на утреннем небе погаснет последняя звезда, ковчег отплывет .

Дети выполняют задание “Звезды” на ковролине, по словесной инструкции педагога убирая звездочки, отмеченные числами первого десятка. Например : последующее 7, предыдущее 10…

Игровое упражнение ”Накорми зверей”.

Во время плавания все звери ели только растительную пищу. Зайцу нравится морковь, обезьяна получила два банана, а ослик очень любит яблоки, но когда Ной положил перед осликом морковь (изображение 8 морковок, ослик попросил поменять морковь на яблоки. Помогите Ною определить, сколько надо дать ослику яблок вместо 8 морковок, если известно, что 1 яблоко по весу равно 2 морковкам.

Дети выполняют задание за столами, используя для вычислительной деятельности счетные палочки и фишки, определяют количество яблок.

Труднее всех приходилось львам, по своей природе львы – хищники, но на Ковчеге вместе со всеми они ели только растительную пищу. Львы сильные и выносливые животные, а за терпение, которое они проявили во время плавания, льва избрали царем зверей.

Чтобы все были здоровы и не болели, жена Ноя готовила вкусную и полезную еду из овощей и фруктов. Мы поможем ей приготовить блюда из овощей и фруктов по специальным рецептам, главным в каждом рецепте будет число 10.

Игровое упражнение ”Рецепты”.

Дети рассматривают изображения овощей и фруктов.

Назовите только фрукты и ягоды.

Назовите только овощи.

Ответы детей.

Из овощей приготовим салаты, а из ягод и фруктов сварим компот.

1 + 9 2 + 8 3 + 7 4 + 6 5 + 5

Дети выбирают соответствующие картинки и записывают рецепт при помощи палочек Кюизенера. Например : 1 + 9. Это компот из ананаса и вишен. 2 + 8. Это салат из капусты и картофеля. 3 + 7. Это компот из клубники и яблок. 4 + 6. Это салат из огурцов и помидоров. 5 + 5. Это компот из лимонов и (второе слагаемое дети называют самостоятельно – любые ягоды или фрукты) .

Игровое упражнение ”Голубь”.

Много дней плыл Ковчег и решил Ной выпустить голубя, чтобы узнать, нет ли поблизости суши, куда может пристать корабль.

Ной выпустил голубя в понедельник, думая, что завтра или послезавтра голубь вернется, но ни завтра, ни после завтра голубь не прилетел. Не было его и следующие два дня. И вот, наконец, голубь вернулся, держа в клюве миртовую веточку (по ходу задания педагог выставляет листы календаря, отмеченные числами от 1 до 7). В какой день недели вернулся голубь?

Дети выполняют задание, зрительно опираясь на листы календаря, определяют день недели.

III. Заключительная часть. Подведение итога.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Всемирный потоп Презентацию подготовила Михалина Светлана Александровна МБОУ «НОШ № 29» Сергиев Посад

Всемирный потоп Сей корабль огромный, славный Спас в беде народ избранный. Сквозь потоп направил бег, Ну а звался он ……………. ковчег

От детей Адама и Евы род человеческий быстро размножился, люди в то время жили долго, до 900 лет и более. От Сифа произошли благочестивые и добрые люди – «сыны Божии», а от Каина нечестивые и злые - «сыны человеческие».

Сначала потомки Сифа жили отдельно от потомков Каина, сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя. Но впоследствии стали брать себе в жены дочерей из потомков Каина и стали перенимать от них худшие обычаи и забывать истинного Бога. Через продолжительное время нечестье между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один потомок Сифа – праведный НОЙ со своим потомством.

Милосердный Бог дал людям на покаяние 120 лет. Это время могло послужить людям для раскаяния, вразумления. Ной не переставал призывать людей к исправлению их жизни, пробуждению совести, обращению к Богу. Но они лишь насмехались над Ноем и его семьей, которые сохраняя верность господу, выполняли Его задание.

Тогда Господь решил очистить землю водою от нечестивого рода человеческого. Бог повелел Ною построить ковчег, в котором могли поместиться семья Ноя и животные.

Получив откровение от Бога, Ной приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию - из де­рева гофер и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега 300 локтей, ширина - 50 локтей и высота - 30 локтей 1 . Наверху бы­ло сделано длинное отверстие по всему ковчегу, в локоть шири­ной, для света и воздуха, а сбоку - дверь. Он должен был состо­ять из трех ярусов со множеством отделений, предназначенных для скота и корма. «И сделал Ной все: как повелел ему [Гос­подь] Бог...» (Быт. 6, 22).

Когда ковчег был готов, Ной, по велению Божию, вошёл в него со своею женою, тремя сыновьями и их жёнами.

И по указанию Божию взял с собою всех животных и птиц по паре для продолжения рода. Взял и запас пищи на год.

В тот день, когда Ной, выполнив все указания, вошел со своею семьей в ковчег, воды потопа пришли на землю.

40 дней и 40 ночей шел дождь, и «умножилась вода и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножилась, и ковчег плавал по поверхности вод»

По окончании 150 дней вода стала постепенно убывать. На седьмом месяце остановился ковчег на горах Араратских (в Армении) .

Когда вода значительно ушла с земли, Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, который отлетал и вернулся.

Потом Ной выпустил голубя, но и он вернулся, потому что вода была еще на поверхности земли.

Через 7 дней Ной снова выпустил голубя, и он вернулся к вечеру с масличным листом в клюве. Ной подождал еще 7 дней и снова выпустил голубя, который улетел и не вернулся, потому что земля освободилась от воды и подсохла.

Ной с семьей вышел из ковчега и выпустил из него всех животных, пресмыкающихся и птиц, которые спасались на ковчеге.

Тогда устроил Ной жертвенник и принес жертву всесожжения от всех животных и птиц и сынов его. И разрешил Господь людям есть мясо животных.

И сказал Господь: «Я поставлю завет Мой с вами и потомством вашим после вас». И было обещано, что больше не будет потопа для истребления земли.

И установил Господь, что знамением вечного завета между Богом и землею будет радуга в облаке.

Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были: Сим, Иафет и Хам.

Ной начал возделывать землю, насадил виноградник и научился делать вино. Ной выпил вина и, охмелев, заснул нагим в шатре своем. А его младший сын Хам, увидев наготу отца своего, рассказал об этом братьям своим. Братья Сим и Иафет вошли в шатер и укрыли отца одеждой. Проспавшись и узнав о случившемся, Ной проклял Сына Хама. Которого звали Ханаан. А Сима и Иафета благословил за их почитание к отцу.

Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди доживали только до 400 лет.

Всё, что предсказал Ной своим сыновьям в точности исполнилось. Потомки Сима - симиты поселились в Азии, по преимуще­ству на Аравийском полуострове с прилегающими к нему страна­ми; потомки Хама - хамиты поселились почти исключительно в Африке, а потомки Иафета - иафетиты заселили всю южную часть Европы и Среднюю Азию, где образовали Арийское царство. Истинная религия сохранится у потомков Сима - симитов, или семитов (евреев), в их племени явится Искупитель мира. Потомки же Иафета вселятся в шатры Симовы, т. е. они уве­руют во Христа, в то время как симиты (евреи) откажутся от Него.

Кафедральный собор в Монреале

КРЕСТОСЛОВИЦА 2 4 3 5 1 6 н о й м и с к е в о л е ч в к г е п о т п т ф а 1. Сын Ноя. Его потомки сохранили веру в Единого Истинного Бога. 2. Благочестивый человек, построивший ковчег. 3. Кто был создан Богом в шестой день? 4. Как назывался корабль, построенный Ноем? 5. Всемирный …? 6. Сын Ноя, от которого произошли европейские народы

Список литературы Закон Божий для семьи и школы. Протоиерей Серафим Слободской. Переиздано в России в 2003 г. Шевченко Л.Л. Православная культура. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. М., 2004 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%E1%EE%F0_% CC%EE%ED%F0%E5%E0%EB%E5


Урок: учись быть послушным

Библейская история: Ноев ковчег

Заинтересовка: Игра с масками животных. Ребенок закрывает глаза, ему надевается маска. Задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», ребенок должен угадать, что за маска ему надета.

маски я брала отсюда:

http://www.sparklebox.co.uk/topic/roleplay/masks/animal-masks.html#.VRU_5vysU9U

Сегодня, ребята, мы узнаем историю, когда все эти животные собрались в одном месте.

Библейская история :

  1. Ной - праведный человек. Бог говорит с Ноем.
  2. Бог повелевает Ною строить большой корабль. Ной послушался Бога.
  3. Ной строит ковчег.
  4. Соседи смеются над Ноем.
  5. Ковчег построен.
  6. Животные заходят в ковчег (включить запись голосов животных, дети перечисляют, кого они слышат).
  7. Ной и его семья в ковчеге.
  8. Воды потопа пришли на землю.
  9. Вода убывает с земли.
  10. Ной выпускает ворона, голубя.
  11. Ной и вся его семья выходят из ковчега.
  12. Радуга – завет Бога с людьми.

Повторение:

Игра с движениями «Повторяй за мной»

Поставьте детей лицом к вам, чтобы они повторяли за вами движения. Вы говорите, показывая :

«Очень-очень давно Ной (покажите бороду одно рукой)

построил (жест: строить – постучите сжатыми кулаками друг о друга)

большой ковчег (покажите ладошки, сложенные лодочкой).

Бог (показать вверх – на небо)

сказал Ною, что собирается послать на землю очень большой дождь (двумя руками сверху вниз, имитируя струи дождя) .

Дождь пошел (показать),

и вода поднялась (показать руками выше головы) .

И все, кто зашел в ковчег (показать) были спасены. Бог заботится о послушных Ему людях.

Игра:

Детки, давайте спасем животных от потопа. Мы будем задавать вопросы, за правильные ответы будем давать пары зверей. Вы потом их раскрасите и прикрепите к картинке, как будто они идут в ковчег.

  1. Что Бог повелел построить Ною?
  2. Кто помогал Ною строить ковчег?
  3. Ной был Божий человек. Что построил Ной? (ковчег)
  4. Как называют таких людей, как Ной? (послушными)
  5. Что делали люди, видя, как Ной строит ковчег?(смеялись)
  6. Что произошло потом, когда все – Ной, его семья и все-все животные вошли в ковчег?(пошел сильный дождь)
  7. Кто принес Ною масличную ветвь?
  8. Почему Ной, его семья и все звери были спасены Богом от дождя? (Они были послушны)
  9. Что хочет Бог от нас? (Бог хочет, чтобы мы были послушными)
  10. Что делают послушные дети? (выслушать ответы детей, помочь, если они затрудняются ответить).
  11. А как вы слушаетесь старших?

Золотой стих:

«Дети, будьте послушны…во всем…»Кол.3:20

На кусочках радуги написаны слова стиха. Дети собирают радугу и читают стих.

Применение:

Скажите, правильно ли поступают дети?

  • Мама с Таней переходят дорогу. Таня: «Мама, я уже большая, зачем ты держишь меня за руку, отпусти»!
  • Катя сидит рядом с мамой и сестренкой (задействовать одного ребенка) на служении. Во время молитвы Катя начинает громко разговаривать с сестренкой. Мама: «Катя, тише!» Катя: «Все равно никто не слышит!»
  • Игнат был в гостях у друга. Когда его друга не было в комнате, Игнат включил электронную игрушку в розетку, и игрушка вышла из строя. Об этом никто не узнал. Игнат решил честно в этом признаться.
  • Подруга пригласила Свету на день рождения в воскресенье, именно в то время, когда у неё воскресная школа. Света подумала: «Воскресная школа будет в следующий раз, а день рождения – нет. Я пойду к подруге».
  • Семья готовится к обеду. Мама приготовила борщ. - Лена, подмети пол, - говорит ей мама. Но Леночка взяла нож и принялась резать хлеб.

Учительница воскресной школы, в которую ходит моя четырехлетняя дочь Варя, уехала на две недели, и мне захотелось самой провести урок с малышами. Но что им рассказать? Я так давно не преподавала детям, да и материала никакого не было. Но зато у меня был опыт мамы! А кто лучше мамы знает своего ребенка? Его способности, его логику? Кто может преподнести Библейскую историю на доступном для детей уровне? Конечно, мама!

Я решила не проводить урок, как это обычно делают учителя, а просто поиграть с детьми, вспомнив Библейскую историю. Есть несколько Библейских историй, которые любят маленькие дети. Например, о том, как Ной заводил животных в ковчег. У нас дома есть несколько десятков игрушечных зверей. Варя очень любит играть с ними, делая целые семьи (папа, мама, детки). Я спросила у дочки, разрешит ли она взять свои игрушки на воскресную школу, чтобы другие дети могли поиграть с ними. Варя согласилась. Я взяла несколько пар животных (например, два слона, два жирафа) и их детенышей. Вместо ковчега у нас была коробка из-под обуви. В этой коробке была круглая дырочка – чтобы легко было доставать ее с полки. Эта дырочка была окошком в ковчеге, коробка была с крышкой, так что наш «ковчег» закрывался.

Вот как у нас все прошло. Сначала мы вспомнили историю всемирного потопа. Это не заняло много времени – примерно минуту или две. Я сказала, что сегодня мы будем просто играть. Я достала коробку, и мы сравнили ее с ковчегом. Что у них общего? В коробку можно поместить что-то, у нее есть крыша (крышка), в ней одно окно, и она также может плавать по воде! Мы представили, что это ковчег Ноя. Потом я попросила детей помочь мне расставить животных по парам. Я сложила всех животных в колпак Буратино (остался новогодний костюм). Малыши доставали по одному животному, опустив руку в колпак и пытаясь угадать, кто им попался. Когда животные выстроились на столе парами, мы пересчитали их. Дети очень любят считать! Если вам нужно несколько секунд, чтобы подготовить что-то по ходу урока, просто попросите детей что-нибудь сосчитать. Они сделают это с удовольствием!

Потом мы поместили животных в «ковчег», вспомнив, что с ними также был Ной и его семья. «Ковчег» накрыли крышкой и он … начал плавать. По столу. Дети катали его туда-сюда. Конечно, все звери в коробке попадали и перемешались, что вызвало всеобщий восторг при открытии крышки. «Ребята, а что делали звери в ковчеге, пока плавали? Конечно, ели. Давайте, покормим их». Мы достали всех зверюшек, поставили кормушки для них (крышки от банок) и начали кормить травой. Малыши с удовольствием делали это. Потом животных опять поместили в «ковчег».

Мне запомнился чудесный детский смех, когда уточка высунула голову из окна «ковчега» и стала разговаривать. Да, мы просто играли с детьми, как играем с ними дома, как играют они сами. Поэтому им не было скучно. Уточка спросила, закончился ли дождь? Оказалось, еще нет. Тогда все легли спать, и дети тоже. Они склонили свои головки на стол, за которым сидели. Наконец, дождь закончился. Животные вышли из «ковчега» и опять построились парами. Я сказала, что жизнь на земле началась сначала, и вскоре у наших зверей родились детки. Деток также доставали из колпака и ставили рядом с родителями.

На этом игра закончилась. Мы подвели итог истории, сделали вывод, что надо слушаться Бога. Я попросила детей рассказать родителям эту Библейскую историю, на что пятилетняя Даша ответила: «Они и так все знают».

…Долголетие нечестивых людей (а люди тогда жили по 800-950 лет и стали рождаться исполины) могло послужить средством умножения и распространения зла в человечестве. И вот, действительно, зло стало быстро распространяться в мире. Своего высшего развития оно достигло вследствие смешения между собой потомков Каина и Сифа. В это время земля была уже значительно заселена, а вместе с ее заселением распространялось страшное зло порочности и развращения. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...» (Быт. 6, 5). Это, очевидно, была не простая естественная порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога.

От преступно-сладострастного общения сифитов с каинитами стали рождаться исполины. Полагаясь на свою силу, они внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия и всеобщего неверия в обетование будущего избавления. И вот, при виде такого состояния людей «...раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6, 6-7). Как созданные вместе с человеком и для человека, животные тоже должны разделять участь человека. Но волны порока еще не залили всего человечества. Среди него оказался человек, который «обрел благодать пред очами Господа». Это был Ной, сын Ламеха, «человек праведный и непорочный в роде своем». Он «ходил перед Богом», как и его предок Енох. И вот, когда земля «растлилась пред лицем Божиим и наполнилась... злодеянием», когда «всякая плоть извратила путь свой на земле», Господь сказал Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ...Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами... Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6, 9-18). Бог назначил сто двадцать лет на раскаяние человеческому роду, и в это время Ной должен был вести свое необычайное строительство, которое вызывало у окружающих людей лишь насмешки и угрозы. Но вера Ноя была непоколебима.

Получив откровение от Бога, он приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию - из дерева гофер и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега 300 локтей, ширина - 50 локтей и высота - 30 локтей (локоть составляет примерно полметра). Наверху было сделано длинное отверстие по всему ковчегу, в локоть шириной, для света и воздуха, а сбоку - дверь. Он должен был состо¬ять из трех ярусов со множеством отделений, предназначенных для скота и корма. «И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог...» (Быт. 6, 22).

Разумеется, в продолжение всего строительства Ной не переставал проповедовать, призывать людей к покаянию. Но самой красноречивой его проповедью было, конечно, сооружение им громадного корабля на суше, вдали от воды. Долготерпение Божие все еще ожидало пробуждения чувства покаяния у нечестивых людей во время этого строительства, но все было напрасно. Издеваясь и кощунствуя над проповедью Ноя, люди становились еще более беззаботными и беззаконными. Они «ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лк. 17, 27).

Архиепископ Вениамин (Пушкарь) "Священная Библейская история", часть I. гл.II, 3; изд. С-Петебрург, 2008 г.