Успешно испытана абсолютная защита россии

Многоканальная система ПРО Центрального промышленного района и г.Москвы второго поколения А-135 является развитием аналогичного комплекса первого поколения А-35. Проработка модернизированного варианта системы ПРО А-35 - системы А-35М, - велась НИО-4 ОКБ-30 под руководством Г.В.Кисунько вплоть до его отстранения в 1975г. Параллельно с Г.В.Кисунько работы по новой системе ПРО были начаты по указанию министра В.Д.Калмыкова в конце 1968г. группой специалистов Минрадиопрома СССР под руководством А.Г.Басистова. К концу 1969г. концепция двухэшелонной системы ПРО была предварительно согласована с Министерством Обороны СССР. В 1970г. тематика ПРО полностью перешла под контроль Минрадиопрома СССР - 17 января 1970г. было образовано специализированное ЦНПО "Вымпел", в сферу деятельности которого вошли проблемы ПРО, систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства и т.п. Проработка системы в НТЦ ЦНПО "Вымпел" велась по теме НИР "Фон-1".

Постановление СМ СССР №376-119 о создании системы ПРО А-135 со стрельбовым комплексом дальнего перехвата "Амур" и полигонным опытным образцом "Амур-П" вышло 10 июня 1971г. Проектом предусматривалось создание трех стрельбовых комплексов "Амур" на расстоянии 600-800км от Москвы и трех универсальных комплексов ближнего перехвата системы С-225, что позволило бы минимизировать ущерб от использования в дальнем эшелоне ПРО противоракет с мощными термоядерными БЧ и повысить надежность перехвата атакующих боеголовок. В декабре 1971г. завершен аванпроект системы А-135 (НИИ радиоприборостроения Минрадиопрома СССР), аванпроект стрельбового комплекса "Амур" (НТЦ ЦНПО "Вымпел", главный конструктор - А.Г.Басистов). Разработка двухступенчатой противоракеты дальнего перехвата заатмосферного эшелона А-925/51Т6 (обозначение США/НАТО - ABM-4 Gorgon/SH-11) была поручена МКБ "Факел", главный конструктор - П.Д.Грушин. После заключения Договора по ПРО в июне 1972г. было начато перепроектирование системы ПРО и стрельбового комплекса "Амур" под размещение всех средств на площади диаметром 100 км (Московская обл.), комплексы С-225 были исключены из состава системы, а высокоскоростные противоракеты ПРС-1/5Я26, создававшиеся для этих комплексов в ОКБ "Новатор" под руководством Л.В. Люльева (с 1985г. - Главный конструктор П.И. Камнев) - будущие 53Т6 (новый индекс с 1973г.), были включены в ближний (второй) атмосферный эшелон системы А-135. Разработкой откорректированного проекта руководил А.Г.Басистов. Эскизный проект системы А-135 в 1973г. предложен МО СССР и с некоторыми замечаниями одобрен в конце 1973г. В том же 1973г. главным конструктором системы ПРО А-135 назначен А.Г.Басистов. В качестве РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) системы рассматривались следующие варианты: РЛС «Дон-2Н» (РТИ, гл.конструктор В.К. Слока); РЛС «Неман» (НИИДАР, гл.конструктор Ю.Г. Бурлаков); РЛС «Истра-2» (НИИРП, гл.конструктор Г.В. Кисунько). Победителем вышел проект РЛС «Дон-2Н».

В 1974г. после подписания Протокола к Договору по ПРО под руководством А.Г.Басистова был разработан третий вариант проекта системы ПРО А-135. В 1975г. состоялось обсуждение проекта системы в МО СССР, проект отправлен на доработку с некоторыми замечаниями. В 1975 г. А.Г.Басистов назначен генеральным конструктором СКБ-2 ЦНПО "Вымпел" - проектировщика систем ПРО г. Москвы (до самой кончины, последовавшей 16.09.1998г., затем его сменил Е.П. Андрейчук), первым заместителем А.Г.Басистова по системе А-135 был назначен М.Г.Минасян. Эскизный проект системы ПРО А-135 с устранением замечаний заказчика разработан в 1976г. В состав системы по эскизному проекту были включены:

  • командно-вычислительный пункт;
  • система передачи данных и связи;
  • стрельбовой комплекс в составе многофункциональной РЛС "Дон-2Н" и стартовых позиций противоракет двух эшелонов;
  • технические позиции подготовки ракет.

Система создавалась в качестве двухэшелонной системы с дальними противоракетами 51Т6 (см. фото ) , представлявшими из себя развитие противоракет системы ПРО А-35 и средними противоракетами 53Т6, первоначально создававшимися в рамках проекта универсального комплекса С-225 КБ-1. Объекты системы ПРО проектировались разнесенными друг от друга на расстояние до 100 км. В системе А-135 предполагалось использование противоракет с ядерными БЧ различной мощности на ракетах разных эшелонов.

Решение о создании полигонного образца системы ПРО А-135 - "Амур-П" 5Ж60П для испытаний компонентов и системы в целом принято в 1974г. Строительство и развертывание полигонного комплекса системы ПРО в основном осуществлялось в 1976-1979г.г. В состав комплекса входят РЛС "Дон-2НП" (полигонный образец), командно-вычислительный пункт 5К80П с ЭВМ типа "Эльбрус", стрельбовой комплекс и система передачи данных 5Я67. К 1978г. создание стрельбового комплекса системы А-135 "Амур-П" 5Ж60П в целом было завершено. Испытания противоракет и других средств системы велись на 6-й (ШПУ ПР 51Т6), 8-й (РЛС «Дон-2НП» и КВП 5К80П) и 35-й (ШПУ ПР 53Т6, опытные ракеты, применявшиеся в ходе испытаний, по некоторым данным, имели обозначение США/НАТО - ABM-X-3A/SH-08) площадках 10-го Государственного Научно-Исследовательского полигона Сары-Шаган («Полигон «А», г. Приозерск, Казахская СССР). В 1973г. был создан и поставлен для испытаний первый экспериментальный образец ПР 5Я26. Первые пуски проводились с наклонной пусковой установки под углом 20° к горизонту - самый первый, бросковый пуск, состоялся 27 ноября 1973 г. на 35-й площадке «Полигона «А». До второго пуска включительно ракета не оснащалась бортовой аппаратурой. Разделение ступени/ГЧ не производилось. С третьего - ракета имела штатную комплектацию. Начиная с 1978 г., с 7-го по 11-й пуски, заводские испытания проводились с использованием средств первого опытного образца системы («Азов»). Начиная с 12-го пуска в 1979 г., использовались средства второго опытного образца системы («Амур-П»). Испытания ПР в целом проходили с большими трудностями, связанными с особенностями ракеты. Из 15-и последующих пусков в шести ракета разрушалась и до 17-го пуска не удавалось обеспечить надежную радиосвязь с бортом. Дело в том, что конструкторы ракеты, заботясь о прочности и аэродинамике, отвели для установки бортовых антенн донную часть стартово-маршевой ступени ракеты. Как показали испытания, в полете эти антенны полностью экранируются плазмой, образующейся при высокоскоростном полете в атмосфере. После детального анализа конструкторам ракеты пришлось установить антенны на корпусе ракеты перед соплами газоструйной системы управления. Причем была разработана оригинальная система переключения антенн в зависимости от положения оси ракеты относительно радиотехнических средств комплекса. Однако, несмотря на трудности, начиная с 17-го пуска удалось получить устойчивую связь по каналу управления, а с 20-го - и по каналу визирования. Кроме того,
в ходе отработки полигонного образца системы ПРО "Амур-П" отработаны следующие методики проверки и испытаний без реального пуска ракет:

  • "Ангар" - проверка работы РЛС системы с контрольным бортом бортовой радиоаппаратуры противоракеты, расположенной на земле;
  • "Лежачий пуск" - проверка функционирования комплекса по захвату противоракеты, проходящей подготовку на технической позиции, с установлением радиосвязи через выносную антенну; при моделировании на ракете задействовались все системы управления без включения двигателей.
  • "Холодный пуск" - проверка всех средств комплекса в режиме подготовки и проведения пуска с отработкой всех операций, в том числе необратимых, на противоракете, установленной в ШПУ стартовой позиции, с подрывом пиропатронов в вынесенных бронекассетах;
  • "Электронный пуск" - проверка функционирования средств комплекса при работах по натурным попутным или имитируемым баллистическим целям с использованием программных имитаторов противоракет ближнего и дальнего перехвата.

В августе 1979 г. был впервые произведен бросковый пуск ПР 53Т6 из ШПУ. ПР вылетела из шахты и приблизительно через 5 сек. самоподорвалась. На этом испытании был установлен дефект в конструкции газоотражателя шахты: в нем имелись отверстия и при старте ПР под ним создалось давление в 15 атм. и он сработал как поршень, вылетев из шахты на расстояние около 20 м, сминая ТПК и выдрав направляющие с опорным кольцом (общим весом около 7 тонн). Также было заявлено, что плохое качество сварных швов привело к отрыву металлоконструкций. Позже толщина металлического стакана шахты была увеличена с 7 мм до 32 мм, превратив ее в силовую конструкцию. Первый пуск противоракеты в замкнутом контуре управления был выполнен в июле 1981г. В апреле 1982 года осуществлен успешный перехват реальной баллистической цели - БРСД 8К65. Расхождение с целью на дальности стрельбы 40км составило около 50 метров, что вполне достаточно для поражения цели. Одно из испытаний системы прошло 18 июня 1982 г. в рамках крупнейших учений Вооруженных сил СССР (названных на Западе «семичасовой ядерной войной»). Две ПР системы 5Ж60П, запущенные с полигона "А", перехватили БРСД 15Ж45 БГРК «Пионер», запущенную с полигона Капустин Яр, и БРПЛ Р-29 с РПКСН проекта 667Б "Мурена" Северного флота. Заводские полигонные испытания комплекса с комплектом аппаратуры комплекса первого этапа были начаты в ноябре 1982 г. и завершены в марте 1984 г. (проведено 8 пусков ракет 51Т6 в т.ч. 4 в составе комплекса; 5 пусков ракет 53Т6 в т.ч. 4 в замкнутом контуре управления; 9 проводок заказных баллистический целей, 27 проводок ИСЗ, производились облеты самолетами, циклы моделирования и функционального контроля комплекса). В марте 1984г., по ряду данных, были завершены Государственные испытания самой ракеты 53Т6.

В 1986 г. завершены испытания комплекса с ЭВМ "Эльбрус-1" и спецвычислителем (аппаратура первого этапа). Постепенная установка аппаратуры второго этапа с более совершенной ЭВМ "Эльбрус-2" на полигонном комплексе производилась с марта 1984г. по октябрь 1987г. Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа проводились с марта по октябрь 1987г. (проведено 2 пуска ракет 51Т6, 5 пусков ракет 53Т6, 2 проводки заказных баллистических целей и 36 проводок попутных мишеней). По результатам испытаний сделан вывод о соответствии ТТХ комплекса заданным, в том числе для уничтожения новейшей маневрирующей ГЧ БРСД типа «Першинг-2». После некоторых доработок системы проведен еще один этап контрольных испытаний полигонного образца - январь-июль 1988г. (выполнено 2 пуска 51Т6, 3 пуска 53Т6, 5 проводок заказных баллистических целей и 16 проводок попутных мишеней). Государственные испытания системы А-135 около Москвы начаты в 1989 г. При этом на полигонном комплексе "Амур-П" в рамках госиспытаний проводились пуски противоракет - 3 пуска 51Т6 и 4 пуска серийных 53Т6, сделано 14 проводок заказных баллистических целей. При испытаниях системы ПРО было уделено значительное внимание оценке эксплуатационных, конструктивных и надежностных характеристик, оценке помехозащищенности (использовался специальный помеховый комплекс). Проведены транспортные и ресурсные испытания ракет, транспортных и установочных машин, исследовано воздействие газовой струи стартующих ракет на элементы стартовой позиции и их взаимное влияние при пусках с интервалом в секунду. Проведены испытания хранением двух ракет 53Т6 в горизонтальном положении сроком 10 лет и двух двигательных установок ракет 51Т6 в горизонтальном и вертикальном положениях в течение 11 лет. Государственные испытания системы А-135 на полигонном комплексе "Амур-П" успешно завершены 4 декабря 1989г. Кроме того, в период проведения испытаний осуществлялся дополнительный контроль фоно-целевую обстановки и подтверждение характеристик боевых порядков сложных целей в пусках специальных баллистических ракет-мишеней при испытаниях полигонного комплекса ПРО системы А-135 со стороны размещенного на полигоне уникального РЛК "Неман-П". В эти же годы проведенные с его помощью измерения позволили дополнительно отработать алгоритмы селекции целей для системы ПРО А-135.

Постановление СМ СССР №585-119 о строительстве системы А-135 в Подмосковье вышло 7 июня 1978г. Строительство объектов системы ПРО А-135 начато в 1980г. и в основном завершено в 1983г. В 1984-1987г.г. производилась доработка систем для сопровождения маневрирующих баллистических целей (в связи с размещением американских БРСД "Першинг-2" в Европе). По состоянию на лето 1986г. на объектах системы ПРО А-135 велся монтаж оборудования, на РЛС "Дон-2Н" шёл монтаж автономного источника энергоснабжения, велось строительство шахтных ПУ ракет 53Т6 по графику и шахтных ПУ ракет 51Т6 с отставанием от графика. Несмотря на все трудности, поставка ракет А-925/51Т6 и ПРС-1/53Т6 в части для постановки на дежурство в составе системы ПРО А-135 была начата в 1990г. и в декабре 1990г. система принята в опытную совместную эксплуатацию. В это же время в 1989-1990гг. на полигонном комплексе «Амур-П» проводились экспериментальные работы по расширению возможностей системы А-135 в части снижения нижней и увеличения дальней границ зоны поражения целей с помощью противоракеты 53Т6, увеличения маневренности данной противоракеты, а также оснащения ее новой неядерной боевой частью по программе «Самолет-М» (проведено 5 пусков 53Т6). На комплексе "Амур-П" за всё время его эксплуатации (снят с вооружения в 1990 г.) проведено 19 пусков ракет 51Т6, 37 пусков ракет 53Т6, 28 проводок заказных баллистических целей и 1900 циклов моделирования. Серийное производство ПР 53Т6 на заводе №8 (Завод им. М.И.Калинина, г.Свердловск (Екатеринбург), ныне входит в НПО "Алмаз-Антей") и постановка ракет на стартовые позиции системы ПРО А-135 были начаты в 1989 г. и в 1990 г., соответственно, а комплектация системы А-135 ракетами завершена в 1992 г.; серийный выпуск, по ряду данных, был свернут в 1993 г. Из ШПУ на 35-й площадке «Этилен» полигона Сары-Шаган в период 1982-1990 гг. (1-й, 2-й и 3-й этапы испытаний, Государственные испытания, программа «Самолет-М») было проведено 22 пуска ПР 53Т6.

11 февраля 1991 г. войсковые части ПВО заступили на опытное боевое дежурство на комплексе А-135. Комплектация система А-135 ракетами завершена в 1992г. и 17 февраля 1995г. вышел Указ Президента России Б.Н.Ельцина о восстановлении работоспособности системы ПРО А-135, обеспечении постоянной эксплуатации системы и начале работ по её модернизации. Система ПРО Москвы А-135 первоначально была принята на вооружение ВС России в составе двух позиций ПР 51Т6 по 16 ПУ (32 ракеты; г. Наро-Фоминск и г. Сергиев Посад Московской области) и пяти позиций ПР 53Т6 по 12 или 16 ПУ (68 ракет; города Лыткарино и Сходня (по 16 ПУ), Королев, Внуково и Софрино (по 12 ПУ)). Система поставлена на боевое дежурство 1 декабря 1995г. и в 1996г. система ПРО А-135 официально принята на вооружение войск ПВО России. За ее создание главный конструктор РЛС «Дон-2Н» В.К. Слока в 1996 году удостоен звания Героя Российской Федерации, а большая группа участников разработки и создания ПРО была награждена орденами, медалями и удостоена почетных званий Российской Федерации. В 1997 г. разработчики системы ПРО А-135 были удостоены Государственных премий РФ. Главным конструктором системы ПРО А-135 с октября 2002г. являлся Ю.Ф.Воскобоев.

В 2006г. ракеты 51Т6 были сняты с вооружения и в составе системы остались только 68 ПР 53Т6. По состоянию на 2011г. система ПРО А-135 входит в состав 9-й дивизии ПРО 3-й отдельной Армии ракетно-космической обороны особого назначения Космических войск ВС России. Ведется работа не только по сохранению, но и по дальнейшему совершенствованию боевых возможностей системы ПРО А-135. Данная деятельность осуществляется по целому ряду направлений: например, одним из наиболее важных является максимально полное использование модернизационного потенциала противоракеты 53Т6 - в свое время так заявил по этому поводу Генеральный конструктор системы ПРО А-135 А.Г. Басистов по окончании Государственных испытаний: «Система показала значительные запасы по всем параметрам. Скоростные противоракеты Люльева 53Т6 могут осуществлять поражение баллистических целей на дальностях в 2,5 раза больших и на высотах в 3 раза больших, чем мы сейчас их аттестовали. Система готова выполнить задачи и по поражению низкоорбитальных спутников, и другие боевые задачи». При осуществлении модернизационных мероприятий используются в том числе и данные, полученные ранее в рамках ОКР "Самолет-М". Не менее важной является и модернизация устройств передающей части и разработка усовершенствованных компонентов боевых алгоритмов РЛС "Дон-2Н"/5Н20 (натурные работы "БУРЦ-Б"). Ведутся и другие серьезные работы по расширению возможностей системы А-135 - в частности, в первой половине 2000-х годов в целях замены многофункционального вычислительного комплекса на базе ЭВМ "Эльбрус-2" на командно-вычислительном пункте КВП-135 комплекса был проведен монтаж, испытания и принятие на снабжение Вооруженных Сил локальной вычислительной сети (ЛВС) на основе высокопроизводительного сервера "Эльбрус-90 микро" с постепенным повышением ее характеристик (по ряду опубликованных сведений, в ближайшем будущем произойдет замена сервера на еще более совершенный "Эльбрус-3М" с перспективами дальнейшего роста возможностей комплекса) и т.п. Проведена работа по продлению гарантийных сроков всех систем комплекса, прежде всего ПР 53Т6 в рамках ОКР «Приозерск» (с первоначальных 10 лет до 15-20 лет и далее). Из ШПУ на 35-й площадке «Этилен» полигона Сары-Шаган в период 1991-2010гг. (учения, пуски в рамках программы продления гарантийного срока эксплуатации и различных ОКР) было проведено 8 пусков ПР 53Т6, последний на сегодняшний момент из которых состоялся 26 октября 2010г. Всего же было проведено 45 пусков ПР 53Т6.

Оценивая возможности созданной системы ПРО второго поколения А-135, можно отметить, что данная система, с учетом подтвержденной правильности разработанных в проекте этой системы технических решений, ее высоких характеристик и боевых возможностей, способна защитить Столицу от ограниченного удара самых современных ракет. Противоракеты системы А-135 способны перехватывать баллистические ракеты противника и их головные части, летящие на высотах от 5 км до ближнего космоса, идущие на скорости до 7 км/с. Боевые возможности системы А-135 позволяют: парировать угрозу возможного ракетно-ядерного удара малого уровня; повысить порог ответного ядерного реагирования; обеспечить живучесть объектов высших звеньев управления, в том числе принимающих решения на ответные действия; в мирной обстановке или в начальный период безъядерного конфликта обеспечить точной информацией о космических объектах, а также поражение высотных гиперзвуковых целей, атакующих город Москву.

Состав

Противоракета 53Т6 (см. предполагаемую схему ) представляет собой ступень со стартово-маршевым РДТТ, неотделяемый отсек с микро-РДТТ управления и отделяемую неуправляемую головную часть, содержащую в себе специальную БЧ и систему управления. Тип корпуса - несущий остроконечный конус без выступающих элементов. По ряду данных, корпус ПР выполнен из композиционных материалов методом намотки с применением в отдельных местах конструкции титановых сплавов и высокопрочных сталей; наконечник головной части ракеты - кварцевая керамика. Практически весь корпус ракеты покрыт специальным многофункциональным легким теплозащитным покрытием, защищающим противоракету от действий раскаленных газов при запуске и от аэродинамического нагрева. Бортовая кабельная сеть противоракеты замотана в корпус, ленточные кабели проходной кабельной сети проложены в корпусе двигателя при его изготовлении (в специальный канал между "коконами" намотки).

Стартово-маршевый двигатель 5С73 ракеты 53Т6 разработан ОКБ-16 (Казанское КБ двигателестроения, позже - КБ "Союз"); главный конструктор П.Ф.Зубец, ведущий конструктор - И.Х.Фахрутдинов. Техническое задание на создание двигателя для ракеты 53Т6/ПРС-1 поступило в 1969 г. (по другим данным - 1970 г.). По некоторым сведениям, двигатель разделен на стартовую и маршевую части, с прочноскрепленными, специфической канально-щелевой формы зарядами твердых смесевых высокоэнергетических топлив разного состава с высоким удельным импульсом. Сопло двигателя - центральное, неподвижное, утопленное. Старт ракеты - газодинамический из транспортно-пускового контейнера на собственном двигателе с помощью направляющих на внутренней поверхности ТПК. Управление ракеты на начальной стадии полета - газодинамическое с помощью впрыска в закритическую часть сопла стартово-маршевого двигателя продуктов сгорания из камеры РДТТ (по неподтвержденным данным, управление вектором тяги на участке работы стартово-маршевого двигателя осуществляется за счет впрыскивания жидкого фреона в закритическую часть сопла). Корректировка траектории полета ракеты, в том числе на конечной стадии полета перед отделением ГЧ - газодинамическая с использованием импульсных газоструйных твердотопливных микродвигателей направленных перпендикулярно продольной оси ракеты.

Система управления противоракеты радиокомандная, включает в себя размещенные на борту ракеты ответчик (ответственные конструкторы - В.И.Толстиков и В.И.Долгих) и автопилот 5А13 (ответственный конструктор П.М.Кириллов) разработки ЦКБ "Алмаз" с поплавковыми чувствительными элементами. При создании системы управления были применены уникальные технологии, позволявшие ракете надежно выполнять задачи при перегрузках свыше 100 g. Примененные в ракете электронные блоки имели специальную противоударную систему «заливки» в совокупности с повышенной устойчивостью к ПФЯВ. На этапе бросковых испытаний прототипов на ракету устанавливалось программное устройство («программник») разработки ОКБ "Новатор"; в совокупности с наклонной ПУ программник заменял собой автопилот. С момента выдачи команды "Включение подготовки противоракеты (ПР)" в ЦВК комплекса производятся операции: "обнуление по дальности", "выдача текущих команд склонения противоракеты", "определение времени выдачи команды "Пуск", "счет обратного времени до выдачи команды "Пуск". Запоминание последнего значения команд склонения производится по сигналу "Пуск принят" - данные значения команд склонения исполняются автопилотом ПР во время работы двигателя, когда радиосвязь с ПР затруднена или отсутствует. По той же команде ЦВК комплекса запоминает последнее значение "обнуленной дальности". При поступлении сигнала "Отрыв" запускается счетчик полетного времени ПР. После отсечки двигателя устанавливается радиосвязь с ответчиком ПР: по сигналу ответчика определяются координаты ПР, передача команд наведения и других команд происходит по каналу станции передачи команд (СПК). Антенны приемника команд и ответчика расположены попарно по 2 шт. на корпусе ракеты.

Наведение противоракет и управление всем комплексом осуществляется командно-вычислительным пунктом 5К80 с многофункциональной РЛС 5Н20 "Дон-2Н" (г. Софрино, Московская обл.) с 4 неподвижными ФАР с широкополосным зондирующим сигналом. Прототип - РЛС 5Н20П "Дон-2НП" ("П" - полигонный вариант комплектации, прототип) - установлен на полигоне в Сары-Шагане (г. Приозерск). Командно-вычислительный пункт системы ПРО 5К80 с вычислительной системой "Эльбрус" разработан СКБ-2, разработчики - А.Г.Басистов и В.С.Бурцев. Прототип РЛС 5Н20 "Дон-2Н" - 5К80П ("П" - полигонный вариант комплектации, прототип с вычислителем 65И6) - установлен на полигоне в Сары-Шагане. Элементы комплекса были разнесены на расстояние до 100 км (РЛС, КП, ПУ ракет, технические позиции подготовки ракет) и связаны между собой системой передачи данных 5Я67. Боевое управление комплексом перехвата происходит полностью в автоматическом режиме. Разработка РЛС "Дон-2Н" велась Радиотехническим Институтом имени А.Л. Минца АН СССР с 1972 г., Главный конструктор В.К.Слока, главный конструктор антенных систем Г.Г.Бубнов. На первом этапе создавалась РЛС с аналоговой обработкой сигналов и с вычислительным комплексом "Эльбрус-1", на втором этапе - РЛС с цифровой обработкой сигналов и ВК "Эльбрус-2". Вычислительный комплекс "Эльбрус-2" (разработки Института точной механики и вычислительной техники РАН СССР, главный конструктор В.С.Бурцев) - многопроцессорная вычислительная система с распараллеливанием вычислений, быстродействие 125 млн. операций в секунду ("Эльбрус-1" - 15 млн. операций в секунду). Модульная архитектура, позволяющая вести замену модулей без остановки системы. Аппаратная поддержка основных конструкций языков программирования высокого уровня. В системе используются прецизионные высокочастотные печатные платы и системы отвода рассеиваемой мощности. Для подготовки к испытаниям системы "Эльбрус-1" в 1975 г. создана экспериментальная группа, которая в течение трех лет готовила систему к испытаниям. Испытания комплекса "Эльбрус-1" велись с 1978 по 1980 годы на базе НПО "Алмаз". В 1985 г. успешно завершены государственные испытания модернизированной системы "Эльбрус-2" (главный конструктор В.С.Бурцев). Строительство РЛС "Дон-2Н" начато в 1979 г., строительство завершено в 1981 г., монтаж и настройка оборудования завершены в 1986 г.

МРЛС - моноимпульсная многофункциональная радиолокационная станция сантиметрового диапазона с крупномодульными фазированными активными антенными решетками, электронным управлением характеристиками и положением в пространстве передающей и приемной диаграммами направленности, цифровой обработкой радиолокационных сигналов. Представляет собой стационарный наземный комплекс радиотехнической аппаратуры, сопряженный с вычислительной системой КВП-135 и размещенный в одном из двух сблокированных зданий специального инженерного сооружения. Сооружение представляет правильную четырехугольную усеченную пирамиду с длиной стороны по отметке 6 м - 144 метра, по кровле - 100 метров, высотой 33,6 м. На всех четырех боковых поверхностях сооружения расположены круглые фазированные антенные решетки сопровождения целей и противоракет (диаметр антенны 16 м) и квадратные (10,4х10,4 м) фазированные антенные решетки передачи команд наведения на борт противоракет. Радиолокационная станция "Дон-2Н" обеспечивает одновременный обзор всей верхней полусферы в зоне ответственности комплекса. Операторы РЛС регулярно выполняют учебные стрельбы по поражению БР по специальным компьютерным программам, имитирующим реальные боевые условия. Программы разделяются по различным траекториям полета БР, количеством ГЧ и ложных целей, степенью сложности поражения. В учебном бою участвуют все системы обороны. Бой идет в режиме реального времени и в реальном географическом измерении. В мирной обстановке РЛС "Дон-2Н" работает в режиме малой излучаемой мощности. Перевод станции в более активный режим осуществляется в случае необходимости детальной разведки и контроля космического пространства и т.п. По классификации НАТО МРЛС "Дон-2Н" обозначена как PILL BOX, а ее полигонный прототип - как HORSE LEG. Уникальные возможности МРЛС "Дон-2Н" были наглядно продемонстрированы результатами работы в одном из совместных с США экспериментов по обнаружению малоразмерных космических объектов, проводившемся по программе ODERACS 1 (Orbital DEbris RAdar Calibration Spheres) с целью проверки возможности отслеживания так называемого “космического мусора”, в ходе которого в феврале 1994 г. с КК Discovery типа "Спейс Шаттл", выполнявшего миссию STS-60, из грузового отсека с помощью специального устройства OSDS (ODERACS Sphere Delivery System) в открытый космос были выведены специальные микроспутники, получившие названия от ODERACS A до ODERACS F - 6 металлических сфер диаметром 5, 10 и 15 сантиметров (по 2 сферы диаметром 2, 4 и 6 дюйма, соответственно). Пятнадцатисантиметровые сферы обнаружили все РЛС, привлеченные к эксперименту. Сферы диаметром в 10 сантиметров увидели только три радара: два российских и американская РЛС COBRA DANE на Аляске. МРЛС "Дон-2Н" - единственная из всех привлекаемых в мире радиолокационных средств на дальностях 1500 - 2000 км смогла обнаружить и построить траекторию самого малого космического объекта-шарика диаметром 2 дюйма (5 см). МРЛС «Дон-2Н» также интегрирована в единую систему предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства РФ.

Разработка боезарядов для решения проблем, стоявших перед системами ПРО, достойна отдельного замечания. Для решения этой задачи потребовалось разработать специальные бустированные (т.е. усиленные за счет инициирования термоядерных реакций уже в процессе обжатия ядра заряда - "термоядерные" нейтроны, благодаря своей высокой энергии, эффективно взаимодействуют с ядрами делящихся материалов) заряды в существенно асимметричной конфигурации. Научная проблема, которую необходимо было решить в ходе разработки, была связана с необходимостью исправления исходной асимметрии в процессе имплозии центральной части ядерного заряда при его срабатывании и обеспечением устойчивости бустерного режима. Эта фундаментальная проблема была успешно решена во ВНИИЭФ под научным руководством Р.И.Илькаева. В 70-80-е годы XX века во ВНИИЭФ в интересах проработки возможностей создания отечественной ПРО под научным руководством Ю.А. Романова, Е.М. Рабиновича, В.Ф. Рыбаченко были созданы и испытаны специальные ядерные заряды с уникальными характеристиками по широкому спектру поражающих факторов ядерного взрыва, в том числе и с существенно более высоким удельным выходом нейтронов на единицу энерговыделения по сравнению с обычными ядерными зарядами (т.н. "нейтронные" боезаряды). От конструкторов этими разработками руководили Е.Д. Яковлев и В.Д. Харькин (КБ-1 ВНИИЭФ). В числе созданных таким образом зарядов находится и специальный ядерный заряд АА-84 для противоракеты 53Т6 (по ряду данных, мощность изделия - 10 кт). Боеприпас для данного ядерного заряда и соответствующие системы автоматики были созданы в КБ-2 ВНИИЭФ под руководством С.Г. Кочарянца. Следует отметить, что в интересах разработки зарядов для ПРО и ПВО страны было проведено более 50 ядерных испытаний и был наработан уникальный научно-технический потенциал, который и до сего времени является базой, как конструирования новых термоядерных зарядов, так и тестирования интенсивно развивающихся математических методов моделирования. Испытания ядерных БЧ противоракет 53Т6 проводились на Семипалатинском полигоне, на спецобъекте "108-к", где находились испытательные штольни для ВНИИЭФ и ВНИИТФ. Вместе с тем в 1989-1990 гг. в рамках программы «Самолет-М» проводились испытания ПР и с неядерной осколочно-фугасной ГЧ направленного типа.

Базирование противоракет - групповое (группа состоит из 12 или 16 ШПУ, расположенных в нескольких десятках метров друг от друга) в шахтных ПУ разработки ГСКБ "Спецмаш" под руководством В.Бармина (разработка начата в декабре 1971 г.), в стеклопластиковых ТПК (см. предполагаемую схему ) . Защитное устройство ШПУ раздвижного типа, массой 25 т, из 2 частей (см. фото1 , фото2 ) . По некоторым сведениям, скорость отстрела крышки ШПУ - 0,4 с. Создание ШПУ для данных ПР было трудным заданием - необходимо было обеспечить выход стартующей ПР из шахты в течение одной секунды после получения команды на пуск. Это осуществлялось благодаря: высокой тяговооруженности ракеты, во много раз превосходящей тяговооруженность МБР аналогичного класса; обеспечением раскрытия защитного устройства (крыши) шахты, имеющего значительную массу, за доли секунды, и выдачи сигнала об этом в систему управления пуском ПР; созданием системы температурно-влажностного режима в стволе шахты для обеспечения длительного хранения ТПК с твердотопливной ПР и спецзарядом. ТПК в ШПУ амортизирован. Строительство ШПУ начато на позициях под Москвой в 1980 г. С 1982 г. велся монтаж оборудования, предварительная готовность - 1985 г.

Накануне с площадки № 35 полигона Сарышаган была запущена противоракета типа ПРС-1М подмосковной системы ПРО А-135. Пуск производился в упрежденную точку. Измерительный комплекс полигона зафиксировал минимальные промахи, и испытания в Минобороны сочли успешными.

В целях испытаний подмосковной системы противоракетной обороны А-135 на полигоне Сарышаган в свое время был развернут многоканальный стрельбовый комплекс (МКСК) «Амур-П», который, по сути, сокращенный вариант подмосковной системы ПРО А-135.

Комплекс имеет в своем составе пространственно-разнесенные на расстояние до 100 км средства — многофункциональную РЛС (МРЛС) «Дон-2НП» и командно-вычислительный пункт (КВП) 5К80П с вычислительной системой «Эльбрус», стартовые позиции противоракет ближнего перехвата с шахтным базированием, техническую позицию для подготовки ПР и систему передачи данных и связи 5Я67.

«Амур-П» развернут на площадках № 7, 8, 35, 6/52 10-го испытательного полигона ПРО. Непосредственно пуск противоракет осуществляется с площадки № 35.

«Дон-2НП» крупногабаритными фазированными антенными решетками представляет собой одну грань подмосковной МРЛС «Дон-2Н», развернутой близ города Софрино.

«Дон-2НП» (последняя буква означает — полигонная) способна решать задачи обнаружения, сопровождения целей и противоракет, передавать команды на противоракеты и принимать от них информацию.

С МКСК «Амур» запускаются противоракеты ближнего перехвата ПРС-1М, выполненные по одноступенчатой схеме с отделяемой управляемой головной ступенью (разработки ).

Модернизация была неизбежна

Противоракета ПРС-1М — это атмосферная высокоскоростная противоракета ближнего эшелона системы ПРО А-135. В июле 1979 года на площадке № 35 был произведен первый бросковый пуск противоракеты ближнего перехвата ПРС-1. Первый пуск ракеты 53Т6 в замкнутом контуре управления состоялся в июле 1981 года, а уже 18 июня 1982 года две противоракеты, стартовавшие с площадки № 35, осуществили перехват баллистических ракет РСД-10 (пуск произведен с полигона Капустин Яр) и баллистической ракеты Р-29, запущенной с ракетного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота.

Все противоракеты 53Т6 (более 100 единиц) для системы А-135 были изготовлены еще в советские времена. После развала СССР их производство было остановлено. В начале и середине 2000-х годов испытания на полигоне Сарышаган проводились фактически с одной целью — продления сроков эксплуатации противоракет.

Очередное изделие извлекалось из подмосковной шахты, отправлялось на полигон, где и производился его отстрел. По результатам успешных испытаний оформлялся акт, в котором определялась возможность продления сроков эксплуатации ПРС-1М.

Однако до бесконечности этот процесс продолжаться не мог. Рано или поздно закончились бы или противоракеты, или окончательно завершился их срок нахождения на боевом дежурстве.

С 2010 года для начала было возобновлено производство твердотопливных ракетных двигателей для противоракет 53Т6. 20 декабря 2011 года осуществлен первый запуск ПРС-1М с новым двигателем. Затем кооперация соисполнителей концерна приступила к возобновлению серийного производства противоракет в целом.

Быстрее, выше, мощнее

23 ноября 2017 года с площадки № 35 взлетело совершенно новое изделие. По внешнему виду это противоракета 53Т6 предыдущей версии, чей корпус выполнен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов с коническими зарядами твердого топлива специфической формы и которая имеет отделяемую управляемую боевую часть с газодинамическими рулевыми двигателями.

Теперь же на противоракете установлены новые двигатель, бортовая аппаратура на современной электронно-компонентной базе, конструкционные материалы. Отсюда и совершенно расширенные боевые возможности этого изделия, рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный источник в оборонно-промышленном комплексе.

Обновленная противоракета стала развивать еще большую скорость. 53Т6 и в прежние времена летела в несколько раз быстрее пули и набирала за считанные секунды скорость более 3 км/сек., являясь самой скоростной ракетой в мире. В модернизированном же варианте ее скорость приблизилась уже к 4 км/сек.

Значительно возросли располагаемые перегрузки изделия. Если раньше они превышали 200 g, то теперь они вплотную подобрались к 300 g (для примера — ракета ЗРК С-75 выдерживала всего 8 g, ЗУР современных систем «держат», как правило, не больше 30 g). И при таких перегрузках бортовая аппаратура противоракеты ПРС-1М сохраняет свою работоспособность.

У нового изделия практически в полтора раза возросла зона поражения по высоте и дальности. Теперь перехват боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет противника уверенно осуществляется на высоте значительно более 50 км.

Ракета комплектуется ядерной боевой частью мощностью несколько килотонн. По некоторым данным, в последнее время разрабатывалась осколочная боевая часть направленного действия. Но однозначных подтверждений этому пока нет.

Таким образом, с поступлением новой противоракеты ПРС-1М на оснащение подмосковной системы А-135 эффективность противоракетной обороны Москвы и Центрального промышленного района существенно возрастет. По сути дела, система ПРО А-135 приобретает с новым изделием совершенно новое качество.

Слухи же о том, что 23 ноября 2017 года на полигоне Сарышаган была испытана противоракета А-235 «Нудоль», ранее распространенные некоторыми источниками, не соответствуют действительности. Во-первых, средства системы ПРО «Нудоль» даже в полигонном варианте на полигоне Сарышаган не развернуты. Во-вторых, даже сам разработчик такого шифра, как А-235, не употребляет.

Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, 23 ноября 2017 года на полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС в успешно проведен пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).

Испытательный пуск, предположительно, новой противоракеты ПРС-1М (53Т6М) разработки АО "Опытное конструкторское бюро "Новатор" (Екатеринбург; входит в состав АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей") с многоканального стрельбового комплекса (МКСК) 5Ж60П "Амур-П". Сары-Шаган, 23.11.2017 (с) Министерство обороны России

Заместитель командующего объединением противовоздушной и противоракетной обороны Воздушно-космических сил полковник Андрей Приходько в ходе мероприятия заявил, что «…новая модернизированная противоракета системы ПРО успешно выполнила задачу и поразила условную цель в установленное время».

Система противоракетной обороны состоит на вооружении Воздушно-космических сил и предназначена для защиты города Москвы от ударов средств воздушно-космического нападения, а также выполнения задач в интересах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.

Комментарий bmpd. По известным сведениям, предположительно, был осуществлен испытательный пуск с площадки № 35 новой противоракеты ПРС-1М (53Т6М) разработки АО "Опытное конструкторское бюро "Новатор" (Екатеринбург; входит в состав АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей"), являющейся противоракетой ближнего эшелона новой системы противоракетной обороны Москвы и Центрального промышленного района А-235 (РТЦ-181М, ОКР "Самолет-М").

Система ПРО А-235 (РТЦ-181М) является модернизацией развернутой еще в 1980-е годы системы ПРО Москвы и Центрального промышленного района А-135 (РТЦ-181), принятой в опытную совместную эксплуатацию в декабре 1990 года и заступившей на боевое дежурство с февраля 1992 года.

Разработка модернизированного варианта системы ПРО А-135 была задана тем же Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 585-119 от 7 июня 1978 года, определившим развертывание системы А-135. Головным разработчиком выступал Научно-исследовательский институт радиоприборостроения (НИИРП, Москва).

Как сообщает веб-ресурс militaryrussia.ru , 31 января 1991 года Министерством обороны СССР был заключен с НИИРП Государственный контракт № 406/1591 на проведение ОКР "Самолет-М" по модернизации системы ПРО А-135, расширению боевых возможностей системы А-135 в части увеличения дальней границы зоны поражения, увеличению маневренности противоракет, а также оснащению противоракет новой боевой частью. Согласно Указу Президента России от 17 февраля 1995 года № 163 НИИРП (с 2002 года - в составе ОАО "Концерн ПВО "Алаз-Антей", с 2010 года - в составе ПАО "НПО "Алмаз" в АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей") определен головным предприятием по модернизации и совершенствованию системы ПРО Москвы - системы РТЦ-181 - и созданию системы РТЦ-181М. Генеральным конструктором по системе А-235 (РТЦ-181М) являлся А.Г. Басистов, с 1998 года - . Б.П. Виноградов.

Предназначенная для использования в качестве противоракеты ближнего эшелона в системе А-235 противоракета ПРС-1М (53Т6М) является модернизацией противоракеты ближнего эшелона ПРС-1 (53Т6) системы А-135.

По неофициальной информации, первый пуск противоракеты ПРС-1М (53Т6М) был произведен в Сары-Шагане 20 декабря 2011 года. Испытательные пуски противоракет осуществляются в Сары-Шагане с многоканального стрельбового комплекса (МКСК) 5Ж60П "Амур-П".




Транспортно-пусковой контейнер, предположительно, новой противоракеты ПРС-1М (53Т6М) разработки АО "Опытное конструкторское бюро "Новатор" (Екатеринбург; входит в состав АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей"), запущенной с многоканального стрельбового комплекса (МКСК) 5Ж60П "Амур-П". Сары-Шаган, 23.11.2017 (с) кадры из видео Министерства обороны России

Видео Министерства обороны России.

Командование войск Воздушно-космической обороны (ВКО) России сообщило о сроках экспериментальных и учебно-боевых испытаний новой системы А-235 «Самолет-М», которая станет основным элементом противоракетного щита Москвы и области. Источник газеты «Известия» в командовании ВВКО сообщил, что испытания пройдут в конце весны или начале осени 2013 года. Сразу после них А-235 может заступить на боевое дежурство.

По сообщению источника, «стрелять будут ракетой 53Т6, которая на Западе классифицируется как Gazelle. Сейчас Московский позиционный район защищают А-135 «Самолет», оснащенные только ядерными боеголовками. А «Газель» может иметь как ядерную, так и кинетическую боевую часть. Проще говоря, болванку.»

Возможность отказаться от мощного ядерного противоракетного оружия появилась в связи с развитием современных средств наведения и связи. А-135 стоит на боевом дежурстве с 1970-х годов, когда операторы наведения не имели возможности точно попасть в атакующую ракету. В отличие от него А-235 может наводиться по радиосигналу с земли с точностью до сантиметров.

«Самолет-М», разработанный конструкторским бюро «Новатор» в Екатеринбурге, выполняет задачи, отличные от задач широко известных нынче С-400 «Триумф» и перспективных С-500 «Прометей». У него больше высота (до 30 км) и дальность (до 100 км) поражения. Кроме того, А-235 способен перехватить самые скоростные из существующих МБР. Указываются и недостатки: если «Триумф» оснащен головками самонаведения (система «выстрелил и забыл»), то «Самолет-М» управляется только по радиокомандам оператора.

Это логично, считает офицер командования ВВКО. Противоракеты всех типов наводятся по радиолучу РЛС. Ракета с головкой самонаведения нуждается только в первоначальном направлении, а дальше она ищет цель сама. Но на высотах 30 км вокруг противоракеты образуется облако плазмы, которое препятствует радиоимпульсам с земли. Так что в стратосфере головки самонаведения малоэффективны, а возможно только радиокомандное наведение с помощью узконаправленного луча высокой мощности.

В комплекс А-235 входят радиолокационная станция (РЛС) «Дон-2М» и пусковые установки «Газелей». Практически все тактико-технические характеристики А-235 составляют государственную тайну. Известно только, что вооружен он будет дальнобойными и противоракетами среднего радиуса. Зависит ли от радиуса оснащение ядерной боеголовкой или болванкой - тоже секретно, поделился с «Известиями» источник в командовании ВКО.

Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов назвал «Самолет-М» настоящим противоракетным комплексом в отличие от А-135. По его словам, «задача ПРО сохранить свои объекты и инфраструктуру, а «Самолет» способен только на ядерный перехват, от которого больше страдают собственные объекты. А-235 за счет кинетической боевой части уничтожит ракету противника без ущерба прикрываемым территориям. С другой стороны, ядерной противоракете достаточно взорваться в нескольких километрах от цели, а кинетической требуется сверхточность. Сомнительно, что конструкторы «Новатора» добились столь выдающегося результата в стратосфере.»

Работы по системе ПРО «Самолет-М» ведутся с 1997 года. В 2011 году прошли первые испытания на полигоне Сары-Шаган. Он должен стоять на боевом дежурстве совместно со своим предшественником А-135.

Ракета 53Т6

Конструкция - тип корпуса - несущий конус; корпус выполнен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов с прочноскрепленными коническими зарядами твердого топлива специфической формы. Согласно информации с Balancer, корпус ракеты выполнен из титана и имеет керамический наконечник. Отделяемая ступень со стартово-разгонным РДТТ, отделяемая управляемая БЧ с газодинамическими рулевыми двигателями, направленными перпендикулярно к оси ракеты. Старт ракеты газодинамический на собственном двигателе. Есть информация об использовании ПАД при старте - не подтверждена либо в разных модификациях ракет используются разные типы старта.

Двигатели - стартово-маршевый РДТТ 5С73 на смесевом высокоэнергетическом топливе с высоким удельным импульсом, горение топлива происходит со скоростью близкой к скорости звука ("управляемый взрыв"). Управление направлением движения газодинамическое с помощью впрыска в сопло основного двигателя продуктов сгорания из камеры сгорания. На отделаемой управляемой ГЧ - с ипользованием импульсных микродвигателей направленных перпендикулярно продольной оси ракеты (вероятно расположены в районе центра масс ракеты).

Двигатель ракеты 53Т6 разработан ОКБ-16 - Казанским КБ двигателестроения (позже КБ "Союз") главного конструктора П.Ф.Зубца, ведущий конструктор - И.Х.Фахрутдинов. Техническое задание на создание двигателей для ракет 53Т6 / ПРС-1 и ракеты ЗРК 9М82 поступило в 1969-1970 г.г. Вероятно, двигатель разделен на стартовую часть с одним составом топлива и маршевую часть с топливом другого типа (не подтверждено). В рамках работ по по созданию системы ПРО А-235 / РТЦ-181М в 2010 г. проводится комплекс работ по восстановлению производства для изготовления двигателей ракет 53Т6 (изделия 5С73). Серийное производство корпусов РДТТ по состоянию на 2010 г. ведется на ОАО "Авангард" (г.Сафроново, согласно годовому отчету ОАО).

Тип заряда твердого топлива - канально-щелевой (предположительно).
Длина двигателя без сопла - не менее 7 м (данные оценочные)
Тяга двигателя - 500-600 т / 650-750-1000 т (данные источника Щит России / данные оценочные)
Время работы РДТТ - 4 с

Тактико-технические характеристики

Масса - 9693 кг
Масса топлива - 7625 кг
Масса ГЧ - 500-700 кг (оценочно)
Масса БЧ - 150 кг (оценочно)

Дальность действия:
- 80-100 км
- 20.8 км (полигонные пуски 53Т6)
Высота поражения:
- 5000-30000 м
- 14000 м (полигонные пуски 53Т6)
Скорость:
- 10-14 М (по одним данным)
- 5200-5500 м/с (по др.данным)
- 4000 м/с (по др.данным)
- до 3600 м/с (источник - Щит России)
Скороподъемность - 30000 м высота за 5-6 с
Время разгона до максимальной скорости - 3-4 с (по разным данным)
Время выхода из шахты с момента запуска - 0.2-0.4 с
Максимальные перегрузки:
- 210G продольная
- 90 G поперечная
Угол отклонения ракеты после старта - до 70 град

Гарантийный срок хранения - не менее 10 лет, возможно, с продлением до 15-20 лет по итогам дополнительных испытаний и доработок.

Типы БЧ

Ядерная БЧ с боевым блоком АА-84 мощностью 10 кт. БЧ с системой подрыва разработана в КБ-11 под руководством С.Г.Кочарянца, ядерный боевой блок с начинкой из плутония-239 - ВНИИЭФ (г.Арзамас -16) под общим руководством Ю.Б.Харитона.

Осколочная БЧ направленного типа, возможно, аналогична ЗУР 9М83 ЗКР С-300ВМ и возможно разрабатывалась по теме ОКР "Самолет-М", 1990 г. или позже. Так же возможно, что такая БЧ применяется на модификации ПРС-1М. БЧ ЗУР 9М83 имеет плотность поражения цели активными поражающими элементами-осколками массой по 15 грамм 5-6 фрагментов на 1 кв.м.

Модификации

ПРС-1 / 53Т6 - атмосферная противоракета среднего радиуса действия; главный конструктор - Лев Люльев.

ПРС-1М / 53Т6М - атмосферная противоракета среднего радиуса действия, модернизированный более поздний вариант ПРС-1; главный конструктор - Павел Камнев; По состоянию на 2011 г. под ракетой 53Т6М понимается вариант противоракеты 53Т6 с вновь произведенным двигателем и модернизированной системой управления. Первое испытание (успешное) произведено 20 декабря 2011 г. на 35-й площадке полигона Сары-Шаган.

54Т6 - опытная модификация; автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 24Д6;

59Т6 - опытная модификация, применение с мобильной ПУ 23Е6, полигонная ПУ - 17Ж6;

66Т6 - опытная модификация, применение с мобильной ПУ 33Е6;

39В6 - опытная модификация, применение с мобильной ПУ 34Е6.

Статус - СССР / Россия

1987 г. - на вооружении состоит 32 ПУ (по оценкам западных экспертов);

1988 г. - суммарное производство 500 шт и планировалось производство еще 3 000 шт. (по оценкам западных экспертов);

1990-1992 г.г. - размещено 68 ПУ (по отечественным данным), стартовые позиции размещены рядом с населенными пунктами Лыткарино (16 ПУ), Сходня (16 ПУ), Королев (12 ПУ), Внуково (12 ПУ) и Софрино (12 ПУ) вокруг Москвы; поставки ракет на позиции системы ПРО А-135 завершены в 1992 г.

1992 г. лето - принимали участие в учениях сил ПРО;

1993 г. - серийное производство ракет прекращено.

1998 г. - по сообщениям СМИ (2005 г. и позже) комплекс с РЛС "Дон-2Н" в это время был полностью небоеспособен. В то же время в некоторых источниках (2005 г. и позже) указывается, что боеспособность комплекса с РЛС "Дон-2Н" в 1998 г. восстановлена до уровня 50%.

1999 г. 2 ноября - произведен испытательный пуск противоракеты ближнего перехвата 53Т6. Продление гарантийного срока.

2004 г. 29 ноября - на полигоне Сары-Шаган произведен испытательный пуск ракеты 53Т6. По данным "Коммерсантъ" пуск произведен в рамках испытаний на продление гарантийного срока на 2 года.

2006 г. 5 декабря - на полигоне Сары-Шаган произведен успешный испытательный пуск противоракеты системы ПРО А-135. Вероятно, это был пуск ракеты 53Т6 (т.к. ракеты 51Т6 сняты с вооружения в 2006 г.).

2007 г. 11 октября - на полигоне Сары-Шаган произведен испытательный пуск ракеты 53Т6. Вероятно, в рамках испытаний на продление гарантийного срока. Это 42-й пуск ракеты 53Т6 начиная с 1983 г.

2007 г. 30 октября - на полигоне Сары-Шаган произведен испытательный пуск ракеты 53Т6. Вероятно, в рамках испытаний на продление гарантийного срока. Это 43-й пуск ракеты 53Т6 с 1983 г.

2009 г. - состоит на вооружении ВС России, 68 ПУ;

2009 г. 29 октября - на полигоне Сары-Шаган проведено успешное испытание противоракеты 53Т6 (вероятно, 44-й пуск). Таким образом завершены работы по продлению срока эксплуатации ракет 53Т6 проводившихся концерном ПВО "Алмаз-Антей" в рамках ОКР "Приозерск".

2010 г. - Радиотехнический институт (РТИ) проводит подготовку к натурным работам БУРЦ-Б по продлению срока службы ракет 53Т6. Выполняется модернизация устройств передающей части и разработка компонентов боевых алгоритмов РЛС 5Н20.

2010 г. - по данным годового отчета концерна ПВО "Алмаз-Антей" в рамках работ по созданию системы ПРО А-235 / РТЦ-181М проводится комплекс работ по восстановлению производства для изготовления двигателей ракет 53Т6 (изделия 5С73).

2010 г. 26 октября - на 35-й площадке полигона Сары-Шаган проведено успешное испытание противоракеты 53Т6 (вероятно, 45-й пуск). Пуск проводился в рамках работ по продлению срока эксплуатации ракет 53Т6:

2010 г. - в рамках работ по по созданию системы ПРО А-235 / РТЦ-181М в 2010 г. проводится комплекс работ по восстановлению производства для изготовления двигателей ракет 53Т6 (изделия 5С73). Серийное производство корпусов РДТТ по состоянию на 2010 г. ведется на ОАО "Авангард" (г.Сафроново, согласно годовому отчету ОАО).

Ракеты 51Т6 и 53Т6 шахтного базирования

Макеты ракет: слева 51Т6 (А-135), в центре А-350 (А-35М), справа 53Т6 (А-135)

Памятник ракете 5Я26 / ПРС-1 в ТПК комплекса "Азов" в Приозерске, полигон Сары-Шаган


Продолжается процесс обновления стратегической противоракетной обороны, прикрывающей от ракетно-ядерного удара Москву и центральный промышленный район. В рамках обширной и сложной программы осуществляются различные работы по строительству и испытанию модернизированных или новых компонентов обороны. На днях состоялась очередная проверка перспективной ракеты, призванной защищать жизненно важные объекты от ракет противника. Как сообщается, ракета-перехватчик успешно уничтожила условную цель и показала требуемые возможности.

Утром 2 апреля департамент информации и массовых коммуникаций министерства обороны России опубликовал официальное сообщение о только что прошедших испытаниях новой отечественной противоракеты. Как указывалось в короткой заметке, боевой расчет войск противовоздушной и противоракетной обороны воздушно-космических сил успешно провел очередной испытательный запуск новой ракеты для стратегической ПРО. Испытания состоялись на полигоне Сары-Шаган – главной площадке для подобных мероприятий.

Подготовка к ноябрьскому испытательному запуску

По окончании испытаний заместитель командующего объединением ПВО и ПРО воздушно-космических сил генерал-майор Андрей Приходько заявил, что модернизированная противоракета успешно поразила условную баллистическую цель. Поставленная тестовая задача была решена в установленное время.

Пресс-служба Минобороны также напомнила цели и задачи нового проекта. Указано, что система противоракетной обороны состоит на вооружении ВКС и предназначается для защиты столицы от ударов с применением средств воздушно-космического нападения. Кроме того, сложный комплекс, включающий массу различных систем и средств, используется для контроля космического пространства и предупреждения о ракетном нападении со стороны третьих стран.

Следует отметить, что это уже второй испытательный запуск модернизированной противоракеты, состоявшийся в этом году. Если же брать несколько последних месяцев, начиная с осени 2017-го, то недавний старт оказывается третьим в текущей программе испытаний. Согласно официальным сообщениям, первый испытательный пуск нынешней программы состоялся 23 ноября 2017 года. Следующий старт осуществили всего несколько недель назад – 12 февраля. Сообщалось, что в обоих случаях ракета-перехватчик успешно выполнила поставленную задачу и уничтожила учебную цель.

В официальных сообщениях департамента информации министерства обороны такие моменты не уточнялись, но известно, что в последние месяцы летные испытания проходит обновленный вариант уже существующей противоракеты, известный под названиями ПРС-1М и 53Т6М. Также профильные ресурсы сообщают, что для проведения текущих испытаний была выбрана площадка №35 полигона Сары-Шаган, а запуски обеспечиваются многоканальным стрельбовым комплексом 5Ж60П «Амур-П».

По известным данным, текущий проект разработки и испытаний перспективной ракеты ПРС-1М является частью более крупной программы модернизации отечественной ПРО. С начала девяностых годов боевое дежурство по защите Москвы и близлежащего региона несет противоракетная система А-235, также известная под обозначениями РТЦ-181М и «Самолет-М». В ее состав входят различные технические средства наземного базирования и набор ракет-перехватчиков. В базовой конфигурации этой системы ближний эшелон перехвата основывался на ракете ПРС-1 / 53Т6. Целью нынешних работ является переоснащение системы А-235 новыми ракетами.


Старт изделия

По понятным причинам, оборонная промышленность и военное ведомство не спешили раскрывать подробные сведения о важнейшем проекте, вследствие чего информация публиковалась крайне редко и в ограниченных количествах. Тем не менее, некоторые сведения о ракете ПРС-1М все же попали в открытый доступ. Кроме того, определенное распространение получили некоторые оценки и предположения, отличающиеся достаточной правдоподобностью.

Известно, что разработкой новых управляемых ракет для российской стратегической ПРО занимается опытное конструкторское бюро «Новатор» (г. Екатеринбург), входящее в состав концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей». Первые сообщения о разработке совершенно новой либо модернизированной ракеты-перехватчика относятся к середине прошлого десятилетия. В дальнейшем проект такого несколько раз упоминался в тех или иных сообщениях, но без излишних подробностей.

На рубеже десятилетий стало известно, что концерн «Алмаз-Антей» готовит возобновление производства некоторых компонентов сравнительно старых ракет 53Т6. В частности, упоминалось о планах по выпуску новых твердотопливных двигателей для такого оружия. Уже тогда были определенные основания предполагать, что речь шла о производстве силовых установок для модернизированной версии ракеты ПРС-1М. Считается, что все эти работы были связаны с истечением гарантийных сроков у имеющихся ракет ПРС-1. Появление новых партий двигателей позволяло переоснащать серийные ракеты и возвращать их на дежурство.


Запуск 12 февраля 2018 г.

В декабре 2011 года состоялся первый испытательный запуск изделия ПРС-1, оснащенного двигателем новой серии, выпущенным после возобновления производства. Вероятно, тогда испытывалась противоракета в базовой конфигурации, полностью соответствовавшая исходному проекту 53Т6. При этом появились версии об испытаниях новой ракеты, представляющей собой, как минимум, модернизированный вариант существующей. Впрочем, официальные лица никак не прокомментировали подобные предположения. События следующих лет, в свою очередь, стали косвенным подтверждением того, что в 2011 году главной задачей была именно проверка двигателя новой партии.

Сведения об испытании перспективного изделия, официально называемого «новой модернизированной ракетой», появились только осенью прошлого года. Как сообщала пресс-служба Минобороны, 23 ноября 2017 года состоялся испытательный пуск такой противоракеты. Командование отметило, что пуск прошел успешно и завершился перехватом учебной цели. Тип изделия, использованного в испытаниях, впрочем, не уточнялся. Однако в видеоролике от министерства обороны можно было заметить, что на транспортно-пусковом контейнере опытной ракеты присутствовал индекс 53Т6М.

12 февраля 2018 года одна из площадок полигона Сары-Шаган вновь была использована для испытательного запуска «новой модернизированной ракеты». По словам А. Приходько, тогда еще имевшего звание полковника, изделие выполнило задачу и поразило условную цель. При этом ракета-перехватчик показала заданную точность. Всего через несколько недель состоялся очередной испытательный запуск, завершившийся уничтожением третьей цели, имитировавшей вражеское оружие. Теперь в официальных заявлениях указывалось успешное поражение цели в заданное время.


Противоракета летит к условной цели

По всей видимости, концерн ВКО «Алмаз-Антей» и министерство обороны должны будут продолжать испытания новых ракет. После нескольких тестовых запусков с атакой учебных целей такое оружие сможет получить рекомендацию к принятию на вооружение. За этим последуют соответствующий приказ и новый заказ на полномасштабное серийное производство. Вследствие этого в течение нескольких следующих лет стратегическая ПРО Москвы заметным образом обновит свои средства перехвата ближнего эшелона.

Проект 53Т6М / ПРС-1М, равно как и вся программа А-235 / «Самолет-М», имеет особое значение для обороноспособности и стратегической безопасности страны. По этой причине большая часть сведений о нем пока не оглашалась официальными источниками. Министерство обороны регулярно сообщает о проведении тех или иных работ, публикует фотографии и видеосъемку различных процессов, в том числе запуска ракет, но определенные данные хранятся в секрете. Как следствие, существует немало версий, описывающих технический облик и характеристики перспективного противоракетного оружия. Какие из них соответствуют действительности – пока неизвестно.

Известно, что ракета ПРС-1М, как и ее предшественник, состоит из стартовой и маршевой ступеней. В сборе изделие имеет форму конуса с некоторыми выступающими элементами. Для получения максимально высоких летно-технических данных обе ступени комплектуются твердотопливными ракетными двигателями, использующими современное смесевое горючее. Ракета поставляется с завода в цилиндрическом транспортно-пусковом контейнере. Вместе с ним она перевозится к месту дежурства и загружается в шахтную пусковую установку.


Третий старт опытной ПРС-1М

Согласно известным оценкам, противоракета 53Т6М сохраняет уже проверенные временем принципы работы. Ее наведение осуществляется по командам с земли. Наземные компоненты системы ПРО А-235 следят за перемещениями баллистической цели и ракеты, а параллельно рассчитывают и передают команды для последней. Цель поражается при помощи специальной боевой части, сравнительно большая мощность которой компенсирует возможный промах. По некоторым данным, ракеты 53Т6М или им подобные в теории могут нести и конвенциональный боезаряд.

Имея достаточно высокие характеристики, изделия ПРС-1 и ПРС-1М не отличаются большими размерами и массой. Длина таких противоракет вместе с контейнером не превышает 12 м. Диаметр ТПК – не более 2 м. Стартовая масса – менее 10 т. С ракетами 53Т6 работают транспортно-загрузочные машины, построенные на основе четырехосных шасси марки МЗКТ. При этом сравнительно большая длина изделия привела к необходимости дополнения грузовой платформы вынесенными элементами. Также разработан колесный полуприцеп с креплениями и средствами загрузки ТПК в пусковую шахту.

Точные сведения о летных данных «новой модернизированной» отечественной ракеты-перехватчика пока официально не оглашались. По некоторым данным, она развивает скорость не менее 4-5 км/с. Дальность стрельбы, по разным оценкам, достигает 100 км, максимальная высота – до 40-50 км. За счет высочайшей скорости полета время на перехват цели сокращается до минимально возможных значений. Полет на максимальную дальность занимает считанные секунды.


Быстрый разгон обеспечивается двигателем высокой мощности, оставляющим примечательные клубы дыма

Следует отметить, что зона перехвата ракеты ПРС-1М не отличается большими размерами. Дело в том, что такая противоракета должна использоваться совместно с другими изделиями своего класса, имеющими иные летно-технические характеристики. При помощи двух или трех ракет-перехватчиков с разными параметрами система А-235 создает эшелонированную защиту достаточно крупного района.

Она позволяет перехватывать опасные объекты на дальностях до 1000-1500 км и на высотах до нескольких сотен километров. Задачей ближнего эшелона ПРО, представленного изделиями 53Т6 / 53Т6М, в таком случае является перехват единичных целей, сумевших прорваться через зону ответственности других ракет. Такая архитектура системы противоракетной обороны позволяет получить достаточно высокий потенциал и снизить до минимума вероятность успешного ее прорыва.

На протяжении нескольких последних лет ряд ведущих предприятий российской оборонной промышленности работает над модернизацией существующей системы стратегической противоракетной обороны. Одним из главных способов ее обновления является обновление одной из существующих ракет, направленное на повышение ее технических и боевых характеристик. Такой проект, известный по индексу 53Т6М, еще в прошлом году дошел до стадии испытаний, и к настоящему времени было выполнено три тестовых запуска. По всей видимости, аналогичные мероприятия будут проводиться и в будущем. При этом следует помнить, что дата принятия ракеты на вооружение и последующая ее постановка на дежурство приближаются с каждым новым испытательным запуском.

По материалам сайтов:
https://function.mil.ru/
http://rg.ru/
http://ria.ru/
http://tass.ru/
https://bmpd.livejournal.com/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-354.html