Рост людмилы чурсиной. Биография людмилы чурсиной. Бывший муж

Первую в своей жизни драму, Людмила Чурсина испытала в момент рождения 20 июля 1941 года. Она появилась на свет во время немецкой бомбежки, прямо в поле, где от налета авиации спасалась её мать. Отец девочки был кадровым военным и попал на фронт в июле 1941г. Мать и бабушка решили перебраться подальше в тыл и во время переезда их поезд разбомбили.

К счастью, все остались живы и вместе с новорожденной девочкой покинули опасное место. Семью Чурсиных приняли родственники, живущие в Таджикистане. В Душанбе Людмила провела ранние годы своего детства. Жить приходилось тяжело, в сложных условиях, часто впроголодь.

Школьные годы

После окончания войны у Люды началась кочевая жизнь. Вслед за отцом она исколесила весь Союз, переезжая из гарнизона в гарнизон. Довелось пожить и на Чукотке, и на Камчатке, на Псковщине и в Грузии.

Из-за частых переездов девочке приходилось менять школы, привыкать к новым учителям и одноклассникам. Это сказывалась на её поведении. Люда устраивала шалости, хулиганила, но при этом всегда успевала подготовиться к урокам. Училась она хорошо, особенно по душе ей были точные науки.

Дебют в кино

  1. Итогом школьных лет стала золотая медаль, которая открывала дорогу для поступления в любой вуз страны. Людмила планировала стать инженером — конструктором и готовилась подавать документы в Московский авиационный институт.
  2. Её будущую судьбу изменил случай. Из-за солидарности с подругой, она пошла на экзамен в Щукинское театральное училище и, несмотря на огромнейший конкурс, прошла по баллам. Совершенно неожиданно девушке пришлось осваивать актерское мастерство.
  3. Чтобы иметь деньги на проживание в столице, Людмила подрабатывала уборщицей в своем вузе. По утрам мыла полы в аудиториях, а потом шла на занятия. Во время учебы, ей предложили роль в фильме «Когда деревья были большими» (1961 г.). Драматический дар актрисы привлёк внимание режиссеров, и Людмила продолжает съемки уже в других лентах.

Актерская карьера

  • настоящим прорывом в кинокарьере, стало исполнение главной роли в фильме «Донская повесть». Съемки проходили в настоящей станице, и Людмила вживалась в образ, тесно общаясь с местными жителями — казаками. Ей удалось на экране тонко передать непростую судьбу казачки Дарьи, её сложный нравственный выбор;
  • блистательная игра Чурсиной произвела неизгладимое впечатление на зрителей. Картина имела грандиозный успех, а исполнительница главной роли вмиг шагнула в плеяду известных актеров Советского Союза.В 1968 г. сыграла две знаковые роли в фильмах «Виренея» и «Журавушка»;
  • картины приобрели известность не только в СССР, но и за рубежом. Из Голливуда прислали контракт для актрисы, с предложением сняться в 15 кинолентах. Однако государственные чиновники запретили выезд в США. Драматический талант Людмилы Чурсиной максимально проявился в фильмах «Любовь Яровая» и «Угрюм — река».

Театральные роли

Помимо кинотворчества, актриса активно участвовала в театральной жизни Москвы и Ленинграда. Выступала на сценах прославленных театров. Поклонники запомнили её в образах Настасьи Филипповны, леди Макбет, Екатерины Первой.

Первый брак

  1. Личная жизнь актрисы не менее драматична, чем у её сценических героинь. Многие годы она провела в поиске своей «второй половинки». Трижды выходила замуж, а затем мучительно расставалась со своими мужьями. Но и после развода продолжала поддерживать с ними отношениями, помогала, как могла.
  2. Первым супругом стал режиссер Владимир Фетин. Людмила познакомилась с ним во время съемок «Донской повести». Несмотря на разницу в возрасте пара начала встречаться. После свадьбы, актриса не задумываясь, переехала к мужу.
  3. Их брак продолжался 17 лет. Владимир пристрастился к алкоголю, и Людмила долгие годы пыталась побороть его пагубную привычку. В какой — то момент не удержалась и начала пить сама. Безысходность складывающейся ситуации толкнула её на отчаянный шаг. Она хотела свести счеты с жизнью. У перил моста, её заметил прохожий и спас от неминуемой смерти.

Драмы семейной жизни

  • вскоре после развода с Фетиным, в 1983 году, Людмила вступила в брак с океанологом Владимиром Петровским. Очень быстро она поняла, что решение было поспешным и между ними мало общего. Отсутствие взаимопонимания привела к разрыву отношений через 2 года;
  • в конце 80-х годов актриса познакомилась с дипломатом Игорем Андроповым, сыном бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова. В 1987 г. они поженились. Для обоих это был уже не первый брак;
  • сложный характер, ревность, злоупотребление алкоголем мешали наладить нормальные семейные отношения. Людмила 13 раз оставляла мужа и опять к нему возвращалась. В 1991 г. брак окончательно распался;
  • детей у актрисы никогда не было.

Награды

  1. Народная артистка СССР.
  2. Государственная премию РСФСР имени братьев Васильевых.
  3. Орден Дружбы народов.
  4. Орден Дружбы народов (Афганистан).
  5. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
  6. Орден имени М. В. Ломоносова.
  7. Орден Почёта.
  8. Гран-при XVII Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.
  9. Премия КГБ СССР.

Плита с отпечатком руки актрисы занимает почётное место на аллее кинематографической славы.

Среди ее предков люди разных национальностей:

  • латыши;
  • поляки;
  • русские;
  • украинцы;
  • греки;
  • турки.

Настоящая фамилия отца Чурсинец или Чурсиниас.

Участие в других шоу

  1. Театр им. Е. Б. Вахтангова.
  2. Киностудия «Ленфильм».
  3. ЛАТД им. А. С. Пушкина.
  4. Центральный театр Советской Армии.

Фильмография

  1. «Щит и меч».
  2. «Адъютант его превосходительства».
  3. «Олеся».
  4. «Демидовы».
  5. «Досье человека в «Мерседесе»».

Что вы думаете о Чурсиной Людмиле? Ждем ваши ответы!

Одной из самых популярных и известных актрис современности является Людмила Алексеевна Чурсина. Она стала актрисой неожиданно даже для себя, но смогла показать себя талантливой в этом нелёгком деле.

В течение жизни актриса сыграла в большом количестве кинокартин. Она показала себя яркой, оригинальной и интересной артисткой. Каждая её работа привлекала к себе большое внимание многомиллионной зрительской аудитории.

В судьбе женщины было большое количество событий, каждое из которых вызывает интерес у почитателей таланта Чурсиной. Она пыталась стать счастливой трижды, но на пути встречались не самые лучшие мужчины. Лишь об одном переживает киноактриса: что у неё так и не родился, хотя бы один, ребёнок.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Людмиле Чурсиной

Рост, вес, возраст, сколько лет Людмиле Чурсиной – эти вопросы интересны, но совсем не вызывают затруднения. Популярная киноактриса весит 70 кг при росте в 174 см. Она выглядит шикарно для своих лет. В этом году женщине исполнится уже 77 лет. Но ей дают намного меньше лет, чем на самом деле.

Людмила Чурсина, фото в молодости и сейчас которой довольно легко найти на просторах Интернета, много путешествует. В настоящее время она любит рисовать, вышивать крестиком. Поделки артистка дарит своим друзьям и коллегам.

Большое место в своей жизни звезда советского и российского кино отводит занятиям спортом. Она каждый день делает специальный комплекс упражнений, который позволяет ей оставаться в тонусе и поддерживать хорошее настроение.

Биография Людмилы Чурсиной

Будущая актриса кино появилась на свет в самом начале войны. Её мать ехала к своим родственникам в Душанбе (Таджикская ССР), поезд, в котором находилась женщина был обстрелян вражескими самолётами. Именно под бомбами и родилась на свет девочка. Отец был кадровым военным, он с первых часов войны находился на фронте. Семья о его судьбе долго не знала. Только в конце 1944 года пришло письмо, в котором отец написал, что жив, здоров и воюет. После войны семья колесила по всей территории Советского Союза. Школу артистка окончила в Грузинской ССР.

Биография Людмилы Чурсиной могла бы сложиться иначе. Но одна из подружек уговорила её ехать поступать в артистки. Вчерашняя выпускница отправилась в столицу СССР и вдруг, неожиданно для себя, поступила сразу в несколько театральных вузов страны. А вот подругу не приняли. После окончания института Людмилу приняли в театр. На первых порах она работала в массовке. Но уже через несколько месяцев талантливая девушка была замечена режиссёрами.

Фильмография: фильмы с участием Людмилы Чурсиной в главной роли

Наибольший интерес для поклонников представляет фильмография киноактрисы. Она сыграла в большом количестве кинофильмов. Известны многим следующие из них: «Русь изначальная», «Дело Сухово-Кобылина», «Подлинная история поручика Ржевского» и другие. В настоящее время уже немолодая актриса снимается не так часто. Последней работой, в которой сыграла женщина, стал кинофильм «Чисто московские убийства».

Людмил Чурсина в течение жизни получила большое количество премий и наград. Она является Народной артисткой РСФСР и Советского Союза. Недавно актриса была награждена премией Президента Российской Федерации за вклад в киноискусство.

В 2014 году за поддержку граждан Крыма и города Севастополь женщина была внесена в список лиц, которым запрещён въезд на территорию Украины.

Личная жизнь Людмилы Чурсиной

Личная жизнь Людмилы Чурсиной начинается ещё в студенческие годы. Многие самые лучшие мужчины современности боролись за руку и сердце красавицы, но она смотрела на всех претендентов свысока. Лишь после встречи с Владимиром Фединым Людмила полюбила. Вскоре состоялась свадьба. Но счастье молодых было недолгим. Причиной расставания стало злоупотребление алкогольными напитками супруга. После развода начинающая киноактриса долгое время была в депрессии. Она едва не покончила с собой.

В следующий раз артистка стала женой океанолога. Но взаимные обвинения привели к расставанию и в этот раз.

Людмила Чурсина попробовала стать счастливой ещё раз. Но и в этот раз попытка была несчастливой.

Семья Людмилы Чурсиной

Семья Людмилы Чурсиной несколько лет прожила в Душанбе. После возвращения отца с фронта они долгое время переезжали с одного места на другое, пока не остановились в Грузии. Именно там девушка окончила школьное обучение.

Несколько раз популярная киноактриса старалась создать семью. Она выходила замуж по большой любви, но через некоторое время женщина опять оставалась одна. В настоящее время звезда советского и российского кино сожалеет только об одном, что у неё так и не родились дети.

Многие любители кино думают, что Юрий Чурсин и Людмила Чурсина – родственники. Сами артисты говорят, что они никогда не состояли в родственных связях, а являются только однофамильцами.

Дети Людмилы Чурсиной

Дети Людмилы Чурсиной так и не появились на свет. Сначала мешало им родиться страшное безденежье и неимоверная занятость на работе. А потом киноактриса уже не смогла стать мамой в силу возраста. Она говорит, что сожалеет, что так и не стала мамой очаровательного малыша.

Своими детьми великая актриса современности называет многочисленных своих студентов, которым передаёт секреты мастерства в одном из театральных столичных вузов. Женщина относится к молодым артистам по-матерински, но требует от них должного отношения к своей работе.

Бывший муж Людмилы Чурсиной – Владимир Фетин

В середине 60-х годов прошлого столетия начинающая киноактриса влюбилась в первый раз. Её избранником стал кинорежиссёр, который и снимал кинофильм «Донская повесть». Владимир Фетин, увидев Чурсину, стал ухаживать за ней. После съёмочного дня молодые люди гуляли по степи всю ночь.

После выхода кинофильма на экраны страны влюблённые поженились. В течение нескольких месяцев супруги жили счастливо. Но вскоре бывший муж Людмилы Чурсиной – Владимир Фетин стал чрезмерно выпивать, что и привело к их разводу. После расставания женщина была в таком состоянии, что чуть не совершила суицид. Её спас случайный прохожий. В течение 2 лет после развода Людмила Алексеевна не могла прийти в себя. Её спасла любимая работа.

Когда бывший супруг умер, артистка пришла на его похороны, но осталась совсем недолго. Она не смогла заставить себя провести всю панихиду рядом с гробом.

Бывший муж Людмилы Чурсиной – Владимир Петровский

В конце 70-х годов прошлого столетия звезда советского кино влюбляется во второй раз. Её избранником становится Владимир Петровский. Он изучал океаны. На съёмки его пригласили в качестве эксперта. Мужчина сразу же заметил артистку. Он стал делать ей комплименты, но она сначала не обращала на него внимания. Но через какое-то время крепость пала, и влюблённые поженились.

В течение брака супруги ни разу не поругались, но и особых чувств они не испытывали. Бывший муж Людмилы Чурсиной – Владимир Петровский подал на развод. Актриса согласилась с этим. Расставание прошло мирно, без скандалов и обвинений. Они до сих пор иногда созваниваются, поздравляют друг друга с праздниками.

Бывший муж Людмилы Чурсиной – Игорь Юрьевич Андропов

Бывший муж Людмилы Чурсиной – Игорь Юрьевич Андропов приходился сыном одного из последних руководителей Советского Союза Юрия Андропова. Мужчина работал дипломатом. Они познакомились на одном из мероприятий, организованных МИДом, в котором работал сын генсека.

Игорь обратил внимание на популярную артистку. Он пригласил её прокатиться на катере. Вскоре мужчина объяснился женщине в любви. Через несколько месяцев они стали жить вместе. Супруги часто были в разлуке, что и привело к разводу. В один прекрасный день артистка просто поняла, что не может жить с Игорем, и подала на развод. До смерти бывшего супруга они нормально общались, сохранив дружеские отношения.

В настоящее время актриса иногда навещает могилу Игоря. Она приносит цветы и обязательно кладёт две сигареты, которые любил курить мужчина.

Инстаграм и Википедия Людмилы Чурсиной

Инстаграм и Википедия Людмилы Чурсиной находятся в широкой доступности. Здесь можно узнать самую подробную информацию о великой актрисе и ознакомиться со списком её работ.

Википедия даёт возможность представить, как сложно и драматически проходил жизненный путь звезды. На странице перечислены премии, которые получила звезда советского и российского кино.

Родилась в 1941 году в Сталинабаде (ныне - Душанбе, Таджикистан). Отец - Чурсин Алексей Федорович. Мать - Чурсина Геновефа Ивановна.

Мало кто испытал на своем артистическом веку такую громкую популярность, как Людмила Чурсина. Начиная с середины 1960-х она не сходила с экрана. Ее портреты украшали не только обложки киножурналов, но и стены "красных уголков", армейских казарм, студенческих и рабочих общежитий. К ней приходили тысячи писем от поклонников со всего Советского Союза, писали даже из мест заключения. И помимо признаний в любви просили помочь, советовались...

Она была самой молодой из удостоенных звания Народной артистки СССР (1981). За участие в кинофильмах "Виринея", "Угрюм-река", "Журавушка" Чурсиной была присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых. За "Журавушку" получила Гран-при XVII Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне (приз она получала из рук американской артистки Одри Хепберн). Затем ей предложили трехлетний контракт на 15 картин в Голливуде. В ее активе есть даже премия КГБ СССР за роль в фильме "Досье на человека в мерседесе".

Чем больше публикуется интервью и материалов об актрисе, тем более загадочной и романтичной фигурой она предстает. Даже о ее рождении гуляют в прессе разные версии. В соответствии с одной, это счастливое событие произошло во время бомбежки, где-то в пути. Ее мать пробиралась из Риги к родственникам, эвакуировалась в Сталинабад. Там и зарегистрировали рождение девочки.

В Таджикистане семья прожила всю войну. Последующая жизнь Чурсиной связана со сплошными переездами. Ее отец был военным, мама - медик и всюду следовала за отцом. Странствовали от Заполярья, Чукотки, Камчатки до Кавказа и Великих Лук.

Людмила училась в школе в Тбилиси. Хорошо знала грузинский язык, любила грузинские песни. Сама она признается, что в школьные годы была хулиганкой, заводилой уличного масштаба. За поведение имела посредственные оценки - мешал темперамент, но училась в целом неплохо и даже всерьез увлекалась геометрией и физикой. А с 7-го класса взялась за ум и окончила школу с золотой медалью.

Становиться артисткой Людмила Чурсина вовсе не собиралась. Ей были ближе точные науки, и она надеялась, что поступит в какой-нибудь технический вуз, например авиационный. После школы за компанию с подругой, мечтавшей стать артисткой, Чурсина отправилась в Москву. Поскольку экзамены в театральных вузах проходили раньше, она прошла отбор сразу в трех - ГИТИСе, ВГИКе и Щукинском. Людмила предпочла знаменитую "Щуку". А подруга ее так и не поступила...

Окончив Театральное училище имени Б.В. Щукина, Людмила Чурсина поступила в труппу Театра имени Евг. Вахтангова, куда ее пригласил Рубен

Симонов и где она прослужила три года. Выходила в массовке рабыней в "Принцессе Турандот", в "Русском лесе" и других спектаклях. Потом появились самостоятельные роли. Например, официантка Настя в спектакле "Новые знакомые", поставленном Евгением Симоновым, леди Анна в "Ричарде III", где ее партнерами стали Михаил Астангов и Михаил Ульянов. Предстояли и другие, более значимые роли. Так, Симонов обещал попробовать Людмилу в роли Настасьи Филипповны в "Идиоте". Но театральная карьера Чурсиной неожиданно оборвалась, чтобы на некоторое время уступить место киносъемкам.

Кинодебют Чурсиной состоялся в 1961 году в картине "Когда деревья были большими". Самая юная исполнительница с восхищением смотрела на Леонида Куравлева, Юрия Никулина, Василия Шукшина, гордилась, что снималась вместе с ними. Потом были небольшие роли в фильмах "Утренние поезда" (1961), "Две жизни" (1961), "На семи ветрах" (1962). Впечатлений было много, но удовлетворения они не приносили. Первая серьезная и большая работа в кино - роль Дарьи в "Донской повести" - пришлась на окончание учебы в училище. В Дарье Чурсину привлек сильный характер, ее гордость и знойный, жаркий нрав. Непомерно тяжелый груз несла эта женщина, ставленница белой казачьей банды, невенчанная жена красноармейца Шибалко (Евгений Леонов), - богатейший материал для актрисы. Тут и любовь, и ненависть, и отчаяние - все завязывалось в тугой неразрешимый узел.

К концу съемок стало ясно, что молодая актриса и режиссер фильма Владимир Фетин неравнодушны друг к другу. Чурсина переезжает к мужу в Ленинград, где ей довелось прожить более 15 лет.

Фантастический успех "Донской повести" накрыл актрису с головой. Красивая, юная, талантливая, она сразу привлекла внимание зрителей и критики. Дальнейшее известно: исключительная востребованность в кино, членство в худсовете "Ленфильма", общественная работа. Людмила Чурсина сыграла более чем в 50 картинах, а ее роли в "Журавушке" (1968), "Виринее" (1968), "Угрюм-реке" (1969), "Любови Яровой" (1970), "Олесе" (1970), "Приваловских миллионах" (1972), "Открытой книге" (1973) стали классикой отечественного кинематографа. У ее героинь были разные судьбы, но всех их объединяло одно - необыкновенная сила характера, глубокая, страстная натура и какая-то "несоветская" красота.

Если посмотреть на список ролей, сыгранных Чурсиной в кино, то среди них много экранизаций: М. Шолохов, Л. Сейфуллина, К. Тренев, А. Куприн, Д. Мамин-Сибиряк, В. Шишков, М. Алексеев, В. Каверин... Поэтому на фестивале "Литература и кино", который проходил недавно в Гатчине, проводили ретроспективный показ фильмов с участием актрисы.

Спустя годы ее снова потянуло в театр. С 1974 года Людмила Чурсина работала в Академическом театре драмы имени А.С. Пушкина. В "ленинградский" период она очень много работает с Заслуженным деятелем культуры Российской Федерации Р.А. Сиротой.

В 1984 году Людмила Чурсина становится актрисой московского Театра Советской Армии. Ее переход из "Александринки" был связан с приглашением на роль, о которой она мечтала уже давно, - Настасьи Филипповны.

Актриса вспоминает о том, насколько мучительно давалась ей эта роль. Возможно ли было сыграть эту взвинченность, неистовство, вечный порыв в неизвестно какие выси и быть при этом неестественной? И только поняв, что играть надо радостно, несмотря на то, что женщина эта прямо-таки погружена в бездны мрака, тьмы и света, удалось сделать прорыв. Актриса сумела воплотить противоречия этой сложной натуры, смесь страстного озлобления, бешеной гордости и великодушия, отверженности женщины, в которой вся грязь жизни не сумела убить нравственную чистоту. И каждое появление на сцене Настасьи Филипповны - Чурсиной открывало какую-то неожиданную грань ее характера, вызывая у зрителей чувство сопереживания.

В Театре Российской Армии Людмила Чурсина сыграла баронессу Штраль в лермонтовском "Маскараде", Эрнестину Тютчеву в спектакле "Прощальный свет" Павловского, играла в пьесе Дударева "Рядовые" и в "Ленинградце" Червинского - ролей было, может быть, не так уж и много, но проходными их никак не назовешь.

Сегодня актриса занята в двух спектаклях театра (оба идут на Малой сцене): "Дуэт для солистки" Тома Кемпински и "Боже, храни короля!" Сомерсета Моэма в постановке Леонида Хейфица - роль Ив потребовала от Чурсиной изрядного накала страсти, ведь героиня обвиняла в смертном грехе собственного отца, крушила все вокруг. Когда-то спектакль "Боже, храни короля!" шел на Большой сцене и уже более 10 лет держится в репертуаре.

Героиня Чурсиной в "Дуэте для солистки" - Стефани Абрахамс - всемирно известная скрипачка. Она серьезно и опасно больна. Впереди - только болезнь и инвалидная коляска. Все сценическое время она находится в кабинете врача-психоаналитика, с которым беседует изнурительно и трудно. Преодолеть эту заданную монотонность пьесы сложно. Но при этом роль дает исполнительнице возможности бенефисные, позволяет актрисе показать себя сполна - красавица, не боящаяся быть на сцене в иные мгновения почти старухой и в считанные минуты вновь обрести совершенство.

Участвует Людмила Чурсина и в антрепризном проекте "Императрица" по пьесе Елены Греминой "За зеркалом", где играет Екатерину II. С этим спектаклем ей приходится довольно много ездить по стране. Вообще, царственных особ актриса переиграла предостаточно. Была в ее биографии императрица Мария Федоровна в громком спектакле Леонида Хейфица "Павел I" и княгиня Ольга в одноименном спектакле театрального центра "Весь мир" и Молодежного театра по пьесе Юрия Волкова и в режиссуре Ольги Гарибовой. Это был фактически спектакль-монолог, бенефис Чурсиной. Да и нецарственные героини Чурсиной всегда выглядели царственно: шекспировская леди Макбет и Настасья Филипповна на сцене, Анфиса в "Угрюм реке" - колдовские женщины большой природной силы и притягательности.

Людмила Ивановна всегда была общественницей. Работала в профсоюзах, в оргкомитетах многочисленных смотров и конкурсов, была членом жюри на фестивалях в Аргентине, Сирии, в Москве. Исколесила всю страну в составе творческих бригад. Ездила на БАМ, другие "стройки века", побывала в Афганистане. Ей приходилось часто выступать на страницах газет, излагать свои взгляды на самые разные общественно-политические события, вплоть до оценок значения ленинской работы "Задачи союзов молодежи" и перестройки.

В последние годы Людмила Алексеевна почти не снимается в кино (если не считать сериалы "Горячев и другие", "Графиня" и "Хаги Траггер") и целиком посвятила себя театру. Она принимала участие в телевизионной постановке пьесы "Белые розы и розовые слоны" У. Гибсона (режиссер И. Унгуряну), в 1997 году участвовала в спектакле "Я ничего не помню", который был поставлен Н. Косенковой к 80-летию американского драматурга Артура Миллера.

Будучи звездой, Чурсина дорожит своим стародавним зрителем, в массе своей с трудом приспособившимся к новым временам, и грамотно строит сегодняшний имидж. Весьма эффектная и по сей день, актриса скромно сообщает интервьюерам, будто по молодости взрастила в себе "внутреннего полицейского": очень долго стеснялась самой себя - например, высокого - 177 см - роста.

Она ездит, как все, в метро, ходит сама на рынок и в целом равнодушна к буржуазным ценностям и не страдает меркантильностью. На досуге зачитывается любимыми стихами Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, произведениями русской классики, тепло общается с родными.

Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. В августе 2002 года в Москве на аллее кинематографической славы была заложена плита с отпечатком руки Народной артистки СССР Л.А. Чурсиной.

Людмила родилась в поезде, когда ее беременную на последнем месяце маму в самом начале войны спешно отправили в эвакуацию из Великих Лук в Сталинбад, нынешний Душанбе. Раннее детство будущей актрисы прошло именно в Таджикистане, где вечно голодной девочке только и оставалось, что мечтательно бродить по изобильному и разноцветному таджикскому рынку…

Когда актриса стала взрослой и знаменитой и с гастролями приехала в город своего детства, первым делом отправилась на рынок. Скупила там национальные лепешки, янтарный мед, спелые фрукты, ароматные дыни, и дегустировала все это в номере. И как ей было хорошо, как было приятно исполнить свою детскую мечту!

Но это случилось спустя более двадцати лет, в которые Людмила жила очень по‑разному.

Папа — кадровый офицер, после войны несколько раз переброшенный вместе со всей семьей по самым разным уголкам СССР. Мама — медик, всю жизнь при отце, на службе. Девочка была предоставлена себе, и скоро особой страстью для нее стали танцы.

Актриса признается в своих интервью: о том, что мечтала стать балериной, однажды увидев балет по телевизору, никому не рассказывала. Зато сама постоянно тянулась, висела на всех перекладинах, пыталась повторить балетные па.

Когда девочке исполнилось семь и пришло время идти в школу, семья на время осела в Грузии. Там Людмила быстро адаптировалась к особенностям местного менталитета, а также с удовольствием выучила язык, на котором скоро распевала песни.

Случайность


к/ф «Весна на Одере» (1967)

Людочка хорошо училась, а вот по поведению у озорного ребенка были одни тройки. Впрочем, к седьмому классу, когда семья снова переехала — на этот раз в родные для родителей Великие Луки, девочка выправилась и решила вести себя лучше.

Ей отлично давались точные науки. Математика, физика, астрономия по‑настоящему увлекали ребенка. Потому к старшим классам она начала мечтать о профессии, которая могла бы помочь реализовать такие способности. Людмила видела себя студенткой авиационного вуза или даже капитаном корабля. А вот о том, чтобы стать актрисой даже не помышляла.

Дело в том, что Чурсина — девушка высокая, 177 см. Ей всегда казалось, что такой рост не красит женщину. Она сутулилась, как будто старалась спрятаться, а в артистки, считала она, надо идти только красивым.

Таковой была ее лучшая подруга, с которой после выпускного они отправились в Москву. Людмила — подавать документы в технический вуз, подруга — в театральный.

Обошли сразу три, оставили везде документы: ВГИК, ГИТИС, «Щука». За компанию прослушивания проходила и Чурсина. По началу для нее было удивительно, что подруга проваливает экзамены, а она — нет. Но в результате оказалось, что Людмила поступила сразу в три театральных и, наконец, поверила в себя.

Свой режиссер


к/ф «Виринея» (1968)

Сниматься талантливая студентка начала еще в институте, а вот поворотная роль в ее жизни досталась актрисе сразу по окончанию «Щуки». Как это часто бывает в актерской среде, именно на съемках Людмила встретила свою первую серьезную любовь.

Это были съемки «Донской повести» Владимира Фетина. Режиссер окружил юную Чурсину вниманием и покорил ее умом и талантом. Вспоминая его, Чурсина рассказывает о том, что у Владимира Александровича были поразительно красивые руки, в которые и влюбилась молодая актриса.

За спиной ее часто осуждают, дескать, разбила семью, увела режиссера от законной жены. На самом деле все было не так: на тот момент, когда Фетин взялся за съемки «Донской повести», он уже был разведен.

Влюбленные мотались друг к другу и после окончания совместной работы: он жил в Ленинграде, она в Москве. В конце концов актриса поняла, что жить без любимого не сможет. Бросила театр Вахтангова, где служила, и отправилась жить в Ленинград.

Разлад

к/ф «Олеся» (1970)

Быстро устроилась на «Ленфильм», где Фетин снимал ее в своих кинофильмах. Актриса признается, что супруг подарил ей восхитительные роли и умел раскрыть, как актрису. Но, как только очередной фильм заканчивался, он становился инфантильным и беспомощным, совершенно не умел применить себя в быту, не находил себе места.

Когда у режиссера случались пробелы в работе, он не находил ничего более интересного, как заняться выпивкой. Поднять бокал за талантливого режиссера хотели многие, поэтому Федин, чем старше становился, тем больше злоупотреблял спиртным.

Чурсиной ничего не оставалось кроме как впрягаться в работу за двоих. Надо было платить за квартиру, делать ремонт, чем-то питаться, одеваться, да еще и платить алименты сыну Володи от первого брака…

Конец


к/ф «На Гранатовых островах» (1981)

В конец замотанная актриса опускала руки. Пыталась поговорить с любимым, вытащить его из очередного запоя, но все тщетно. От отчаяния и, чтобы напугать мужа, актриса начала и сама прикладываться к бутылке. Но и это не помогло.

Чурсина, которая безумно любила своего мужа и считала, что выйдет замуж однажды и навсегда, чувствовала себя в высшей степени несчастной. Она понимала, что они отдаляются, что жить так больше нельзя и однажды даже предприняла попытку самоубийства.

Она уже стояла на мосту и смотрела в Неву, полными отчаяния глазами, когда ее заметил случайный прохожий. Буквально за руку он выдернул Людмилу из ее мрачных размышлений, посадил в автомобиль и отвез домой.

Решение о разводе она приняла внезапно.

В очередной раз накрутив себя до состояния истерики, Людмила спешила на Ленфильм, а по дороге встретила безногого инвалида, который посмотрел на нее так, будто спросил: «Ты здоровая, руки-ноги есть, красивая, молодая, известная… Что же случилось?». Актрисе стало стыдно. Вдруг разом ее проблема перестала казаться вселенской и нашла решение. Надо отпустить мужа и жить своей жизнью.

Карьера


к/ф «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976)

Одинокую красавицу тут же стали обсуждать. Молва приписывала Чурсиной то одного, то другого любовника. Больше всего болтали о политических деятелях, якобы побывавших в ее постели, ведь актриса одну за другой получала государственные награды. Но на сплетни Людмила реагировала только улыбкой.

Когда за роль в фильме «Журавушка» Чурсина получила престижную премию на фестивале в Сент-Себастьяне из рук самой Одри Хепберн, а затем ей предложили трехлетний контракт в Голливуде, сплетникам не осталось ничего, кроме того, чтобы признать за ней восхитительный, уникальный актерский талант.

Разумеется, в капиталистический Голливуд советскую актрису никто не выпустил. Ее вызвали на разговор и прямым текстом сказали, что советская женщина не может себе позволить у них сниматься — вдруг предложат раздеться? Чурсина только усмехнулась: уже раздевалась в «Угрюм-реке».

Тем временем она встретила своего второго мужа. Он был ученым-океанологом, который при первой встрече поразил ее своей красотой. Интересный, импозантный мужчина, искавший женщину себе под стать. А вот страсти, единения не было. Семья просуществовала всего два года.

Андропова


к/ф «Гонка с преследованием» (1979)

Когда Чурсина познакомилась с очаровательным интеллектуалом Игорем, она и подумать не могла, что этот скромный парень с энциклопедическими знаниями и поэтическим даром — сын самого Андропова.

Сначала случилась страсть и дружба, переплетенные в самой нужной для удачного союза дозировке. Когда все открылось, а Игорь сделал любимой предложение, она согласилась, а он настоял на условии: его жена должна носить его фамилию.

К тому времени Чурсина была знаменитой артисткой. Ее узнавали из-за киношных ролей, она сыграла вожделенную для всех актрис Настасью Филипповну в театре. Поэтому отказаться от столь узнаваемой своей фамилии на афишах не могла. Пришлось брать двойную.

Игорь был настоящим собственником. Он подходил к афишам, из которых было ясно, что одна из самых красивых и талантливых актрис современности — именно его жен и наслаждался этим. А чуть позже стал изводить любимую ревнивыми допросами, хотя она поводов для ревности не давала.

Людмила Алексеевна пыталась внушить мужу, что после того, как страсть уходит, брак может спасти нежность, доверие, взаимоуважение. Но он будто не слышал. Влюбленные расставались тринадцать раз. Последний стал роковым.

Они поддерживали отношения, а Андропов просил вернуться и снова расписаться, но Людмила была непреклонна.

Сегодня

Она по‑прежнему востребована в театре и кино. Часто играет мам главных героинь, например, доктора Кисегач в знаменитых «Интернах» или маму Любови Орловой в «Орлова и Александров» и пока не собирается никуда уходить.

На вопросы о личной жизни всегда отвечает, что ничего нельзя загадывать и знать наперед, а потому допускает и еще одно замужество. А вот дети, которые у Чурсиной так и не появились — ее настоящая боль. Сначала было ровным счетом негде жить, потом — работа забирала актрису целиком, а потом просто время ушло.

Людмила Алексеевна очень любит свою младшую сестру, к которой относится, как к дочери и отдает всю свою любовь ее семье. Актриса называет свою жизнь счастливой и интересной и ждет ее такого же продолжения.


Два билета на дневной сеанс (1966)

Народная артистка СССР (1981)
Лучшая актриса 1969 года по опросу журнала «Советский экран»
Лауреат Гран-при XVII Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне (1969 год, за фильм «Журавушка»)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1970, за участие в фильмах «Виринея», «Угрюм-река», «Журавушка»)
Лауреат Премии КГБ СССР (за фильм «Досье на человека в Мерседесе»)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Кавалер ордена М. В. Ломоносова (2005 г.)
Академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА»

Красавиц в советском кино всегда было достаточно, причем самых разных - каждая для своего времени, каждая со своей изюминкой. Людмила Чурсина - красавица на все времена и для всех народов, так называемый мировой стандарт. В зените популярности, в расцвете своей красоты ее называли Мэрилин Монро и Софи Лорен русского розлива - своенравная красавица источала бесконтрольную, сногсшибательную энергию соблазна, над которой не властно ничто. У ее героинь были разные судьбы, но всех их объединяло одно - необыкновенная сила характера, глубокая, страстная натура и какая-то «несоветская» внешность.

Детство
Людмила Чурсина родилась 20 июля 1941 года в эвакуации в Сталинабадe (ныне - Душанбе). По одной из версий ее рождения это счастливое событие произошло во время бомбежки, где-то в пути. Ее мама, пробираясь из Риги к родственникам, эвакуировалась в Сталинабад, где и зарегистрировали рождение девочки.

Здесь, в Таджикистане, семья девочки и прожила всю войну. Но затем в силу специфики профессии ее отца, Алексея Федоровича, который был военным, они постоянно колесили по всей нашей необъятной стране, от севера до юга. Мама, Геновефа Ивановна, была медиком и всюду следовала за своим мужем.

На относительно долгое время семья остановилась в Грузии, где будущая актриса училась в тбилисской школе. Она хорошо освоила местный язык, очень любила мелодичные грузинские песни. По признанию самой Людмилы Чурсиной, в школьном возрасте она была хулиганкой и, соответственно, за поведение у нее всегда были весьма посредственные оценки, но успеваемость по предметам была в целом неплохой, особенно удавались ей точные науки - геометрия и физика. Ближе к 7-му классу девочка всерьез взялась за учебу и в 1959 году окончила школу с золотой медалью. В то время ее семья уже жила в маленьком тихом городке Великие Луки.

Учеба
Становиться артисткой Людмила Чурсина вовсе не собиралась; она надеялась поступить в какой-нибудь технический вуз, авиационный, к примеру. «Я любила предметы серьёзные, собиралась или самолеты строить, или на мостике корабля стоять - мечтала о чём-то крупном…». Грёзы о романтической профессии, скорее всего, были лишь выражением ее разносторонней, богато одаренной натуры.

Окончив школу, девушка за компанию с подругой, мечтавшей стать артисткой, отправилась в Москву. Рискнув и подав документы сразу в три театральных вуза - ГИТИС, ВГИК и Театральное училище имени Б. В. Щукина, - она прошла отборочный конкурс во все три заведения, однако в итоге Людмила отдала предпочтение знаменитой «Щуке», в то время как подруга ее так и не поступила.

Начало театральной карьеры
Окончив училище в 1963 году, Людмила Чурсина по приглашению Рубена Симонова поступила в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, где она прослужила три года. Начав с ролей в массовках в «Принцессе Турандот», «Русском лесе» и других спектаклях, Людмила Чурсина вскоре стала играть самостоятельные роли - официантку Настю в спектакле «Новые знакомые», поставленном Евгением Симоновым, леди Анну в «Ричарде III», где ее партнерами стали Михаил Астангов и Михаил Ульянов. В перспективе были и другие, более значимые роли – в частности, Симонов обещал попробовать Людмилу в роли Настасьи Филипповны в «Идиоте», однако театральная карьера Чурсиной неожиданно прервалась, уступив на некоторое время место киносъемкам.

Первые роли в кино
Кинодебют Чурсиной состоялся в 1961 году в картине «Когда деревья были большими». Самая юная исполнительница с нескрываемым восхищением смотрела на Леонида Куравлева, Юрия Никулина, Василия Шукшина, переполняясь гордостью от того, что ей выпала честь сниматься вместе с ними.

Сыграв небольшие роли в фильмах «Утренние поезда», «Две жизни», «На семи ветрах», Людмила Чурсина получила массу впечатлений, но удовлетворения эти роли ей не принесли.

«Донская повесть»
Серьезное, глубинное отношение пришло лишь с первой серьезной, большой работой - Людмила сыграла Дарью в «Донской повести». В героине Людмилу привлек сильный характер, гордость и крутой нрав.

Будучи ставленницей белой казачьей банды и испытывая из-за этого постоянный страх разоблачения, невенчанная жена красноармейца Шибалока (роль которого исполнил Евгений Леонов) Дарья несла непомерно тяжкий груз; ее сжигало пламя собственничества, с трудом сдерживаемая ненависть к красным переполняла ее душу. Любовь, ненависть, отчаяние - все переплелось в ней неразрешимым узлом. Ее душа напряжена, доведена до смертельно опасного предела отнюдь не единственно внешними обстоятельствами, эта женщина - творец своей беды.

Совсем не напрасно когда-то Людмиле хотелось стать капитаном дальнего плавания, лавировать в бурных морях и сражаться с непокорной стихией. Судьба дала ей шанс попробовать свои силы в стихии психологической, и природная цельность натуры позволила сыграть актрисе точно и сильно, великолепно использовав весь богатейший материал характера героини.

Феноменальный успех «Донской повести» накрыл актрису с головой – на нее, такую красивую, юную и талантливую сразу обратили внимание зрители и критики.

На пике популярности
Спустя 3 года Людмила исполнила роль молоденькой девицы легкого поведения Инки-эстонки в картине «Два билета на дневной сеанс». «…Мне повезло, у нас на студии была женщина-эстонка, и я решила поучиться у нее эстонскому акценту. Слушала ее чтение, сама читала, и когда она сказала: «Ну вот, Людочка, теперь вы прекрасно говорите по-русски», - успокоилась. Поняла, что спецификой акцента овладела».

В 1968 году страна вновь увидела свою героиню в привычном образе женщины с сильным характером – Людмила Чурсина исполнила главную роль в картине «Виринея». Главная героиня олицетворяет собой новый тип, новый характер миллионов женщин России, ставших под знамена пролетарской революции.

В том же году на экраны вышел фильм «Журавушка», где Людмила сыграла Марфу Лунину, лучшую доярку, заведующую фермой. Сложность образа Чурсина поняла сразу. У Журавушки (как называл Марфу муж) внешне очень ровная, неприметная судьба; нет в ней ни яростной одержимости Виринеи, ни трагической обреченности Дарьи. Это повествовательно развивающийся характер, в котором трудно отыскать конкретный поступок или его мотив, чтобы, оттолкнувшись от них, взорвать образ изнутри. Кроме того, Марфа первая героиня, всю жизнь которой - от самых молодых лет до зрелого возраста - актрисе предстояло прожить всего за один час экранного времени. Мужество и лукавство Журавушки, ее ласковость, жизнерадостность и обычные человеческие слабости показаны актрисой очень естественно и органично.

Вслед за этой работой последовали роли: рязанки Татьяны в фильме «По Руси» (единственная страсть которой – найти для себя настоящее человеческое счастье), Анфисы Козыревой из легендарной картины «Угрюм-река», Любови Яровой из одноименного фильма (женщины, способной на самопожертвование ради торжества правды революции). Все эти роли олицетворяют силу, гордость русской женщины, способной совершить настоящий подвиг во имя своей родины. «Я знала определенно, что хочу сыграть Яровую, что судьба этой женщины, время, в которое она жила и боролась, влекли меня неудержимо. Но смогу ли я? Хватит ли сил, умения, требовательности к себе, чтобы поднять эту глыбу, чтобы сыграть этот неповторимый характер? Конечно, у меня был уже определенный опыт, накопленный за годы работы в кино, были Дарья, Виринея, Марфа. С ними я чувствовала себя сильнее, но полной уверенности не было. И тогда я поняла: нужно искать новую Яровую, мою собственную, близкую по духу и мне и тем, кого я уже играла на экране».

За всю свою долгую карьеру Людмила Чурсина не испытывала недостатка в предложенных ролях, образ статной красивой женщины всегда был и остается востребованным. Среди немалого количества главных ролей актрисы можно отметить такие, как Клавдия в «Гонке с преследованием», Нина Янсон в «Помнить или забыть», Зоя и Татьяна Малинины в «Ювелирном деле», Анна в «Доме на Английской набережной», Анна Сергеевна Грановская в «Юбилее». Кроме того, за роль Светланы в фильме «Досье на человека в мерседесе» Людмила Чурсина даже была удостоена Премии КГБ СССР.

Актриса принимала участие в телеспектаклях «Такой странный вечер в узком семейном кругу» Юрия Кротенко (роль Дина Александровна) и «Белые розы и розовые слоны» У. Гибсона (роль Молли Иган), а в 1997 году участвовала в спектакле «Я ничего не помню» Н. Косенковой, который был приурочен к 80-летию американского драматурга Артура Миллера.

Также Чурсина сыграла трех разных героинь в трех телевизионных новеллах по рассказам К. Паустовского. Три не похожих друг на друга образа, разных, но объединенных женственностью, женским страданием, женскими радостями и надеждами. Накопив свое понимание жизни, актриса искала роли, адекватные по глубине и решению. Выразить саму суть страданий и радостей женского начала - вот ее цель.

Приглашение в Голливуд
За роль в картине «Журавушка» помимо Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых актриса была отмечена еще и Гран-при XVII Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, за что и была приглашена в Голливуд. Командировка намечалась довольно длительная, на 3 года - в предлагаемом контракте числилось целых 15 картин! «На тот момент я не знала английский в той степени, чтобы работать на 15 картинах. А это, по опыту скажу вам, не так просто. Большое напряжение. К тому же в то время я отправилась на съемки в Венгрию, где поняла, насколько тяжело в чужой языковой среде», - признается актриса. Однако «сверху» не были в восторге от того, что наша актриса поедет сниматься в Голливуд: «Вдруг вам предложат раздеться в фильме, а Вы ведь член КПСС!». Неизвестно, что на самом деле послужило причиной отказа от столь заманчивого предложения, - скорее не я языковой барьер, а простое нежелание руководства отпускать нашу «гордость и красоту» к «буржуям». Как бы то ни было, но факт остается фактом - приглашение в Голливуд было проигнорировано.

Снова театр
Спустя годы актрису снова потянуло в театр. С 1974 года Людмила Чурсина работала в Академическом театре драмы имени А. С. Пушкина. В этот период она очень много работала с заслуженным деятелем культуры Российской Федерации Р. А. Сиротой.

Через 10 лет, в 1984 году, московский Театр Советской армии предложил Людмиле Чурсиной роль Настасьи Филипповны, о которой она грезила уже давно, и решение о переходе в другой театр было принято.

Актриса вспоминает о том, насколько мучительно давалась ей эта роль, но, несмотря на это, она все-таки сумела воплотить противоречия этой сложной натуры, смесь страстного озлобления, бешеной гордости и великодушия, отверженности женщины, в которой вся грязь жизни не сумела убить нравственную чистоту. И в каждом появлении на сцене Настасьи Филипповны Людмила Чурсина открывала какую-то неожиданную грань ее характера, вызывая у зрителей чувство сопереживания.

В Театре Российской армии Людмила Чурсина также сыграла баронессу Штраль в лермонтовском «Маскараде», Эрнестину Тютчеву в спектакле «Прощальный свет» Павловского, роли в пьесе Дударева «Рядовые» и в «Ленинградце» Червинского - ролей было, может быть, не так уж и много, но и второсортными их никак не назовешь.

«Царственные» роли
В фильме «Арап Петра Великого» режиссера Митты Людмиле Чурсиной выпала роль Екатерины I, играть которую было тяжело в самом прямом физическом смысле: головной убор ее весил шестнадцать килограммов, а платье со всеми атрибутами - вдвое больше, причем во всем этом надо было расхаживать величаво, непринужденно и легко.

Сейчас, в наши дни, Людмила Чурсина принимает участие в антрепризном проекте «Императрица» по пьесе Елены Греминой «За зеркалом», где играет Екатерину II.

Природная стать и красота актрисы значительно повлияло на выбор ролей на протяжении всей своей кино- и театральной карьеры – она неоднократно примеряла на себя роли «царственных особ», и внешне, и по характеру подразумевающие врожденное величие и гордость… Была в ее биографии императрица Мария Федоровна в громком спектакле Леонида Хейфица «Павел I», княгиня Ольга в одноименном спектакле театрального центра "Весь мир" и Молодежного театра по пьесе Юрия Волкова и в режиссуре Ольги Гарибовой, который, по сути, был спектаклем-монологом, бенефисом Чурсиной. Да и нецарственные героини Чурсиной всегда выглядели царственно: шекспировская леди Макбет и та же Настасья Филипповна на сцене, Анфиса в «Угрюм реке» - роковые, с колдовскими чарами женщины большой природной силы и притягательности.

Сегодня
В последние годы Людмила Алексеевна снимается в кино гораздо реже. Среди последних ее работ за последние 2 десятилетия наиболее известны сериал «Горячев и другие» (Зинаида Васильевна), «Другая жизнь» (мать Кати), «Надежда уходит последней» (Лидия Михайловна), «Дом на Английской набережной» (Анна), «Юбилей» (Анна Сергеевна Грановская), сериал «Маргоша» (Ирина Михайловна).

Людмила Чурсина целиком посвятила себя театральной жизни – в настоящее время она задействована в двух спектаклях театра, с успехом идущих на Малой сцене: «Дуэт для солистки» Тома Кемпински и «Боже, храни короля!» Сомерсета Моэма в постановке Леонида Хейфица.

Героиня Чурсиной в «Дуэте для солистки» - Стефани Абрахамс - всемирно известная скрипачка, страдающая тяжелой болезнью и будущее которой абсолютно безрадостно - только болезнь и инвалидная коляска. Все сценическое время – от начала спектакля до его конца – героиня Чурсиной находится в кабинете врача-психоаналитика, с которым беседует изнурительно и мучительно. При заданной монотонности пьесы, преодолеть которую трудно, роль дает исполнительнице бенефисные возможности, позволяя актрисе показать себя сполна - красавица, не боящаяся быть на сцене в какие-то моменты практически старухой и в считанные мгновения способная вновь обрести совершенство.

Роль Ив в спектакле «Боже, храни короля!» потребовала от Чурсиной нешуточного накала страсти, поскольку героиня, круша всё вокруг, обвиняла в смертном грехе собственного отца. В свое время этот спектакль шел на Большой сцене и уже более 10 лет держится в репертуаре.

Общественная работа
Людмила Алексеевна Чурсина всегда отличалась активностью в общественной жизни - работала в профсоюзах, оргкомитетах многочисленных смотров и конкурсов, была членом жюри на фестивалях в Аргентине, Сирии, в Москве; исколесила всю страну в составе творческих бригад; ездила на БАМ, другие «стройки века», побывала в Афганистане. Ей нередко приходилось выступать на страницах газет, излагая свои взгляды на самые разные общественно-политические события, вплоть до оценок значения ленинской работы «Задачи союзов молодежи» и перестройки.

Личная жизнь
Людмила Чурсина после съёмок в картине «Донская повесть» вышла замуж за режиссёра фильма Владимира Фетина, но пристрастие Владимира к алкоголю послужило причиной развода этой талантливой пары. Отчаявшись спасти мужа от этой пагубной зависимости, актриса даже одно время подумывала о самоубийстве – она хотела утопиться в Неве. И если бы не случайный прохожий, который увидел на мосту зареванную девушку и отвез ее домой, еще неизвестно, чем бы все закончилось…

Вторым супругом Людмилы стал ученый-океанолог, но этот брак довольно быстро распался. Третьим же ее мужем, с которым актриса прожила 7 лет, стал дипломат Игорь Андропов, сын генерального секретаря Юрия Андропова. Многие тогда не верили, им казалось, что это очередная «утка» досужих сплетников, но вскоре эти слухи подтвердились – на всех театральных афишах имя актрисы стали писать длиннее, с двойной фамилией - Людмила Чурсина-Андропова, хотя вторую часть фамилии вскоре убрали с афиш по просьбе самой актрисы.

В интервью ей нередко задают вопрос о том, в чем же причины распада всех трех ее браков. «Наступал момент, когда выяснялось, что нет любви, а есть хозяйственные отношения: общий дом, дела, обязанности... И тогда я уходила первой, потому что ситуация Карениных, когда муж и жена «продолжали жить в одном доме, виделись каждый день, но были чужды друг другу», кажется мне безнравственной» - откровенно признается Людмила Чурсина.

Так сложилось, что актриса так и не испытала радость материнства – поначалу было сложно с жильем, потом одна за другой появлялись роли, от которых трудно было отказаться… Но она всегда, по ее словам, «усыновляла» родственников, мужей и создавала вокруг себя большой взрослый «детский сад».

И все-таки о многом из своей личной жизни Людмила Чурсина распространяться не любит. «Я под одеяло не люблю приглашать. Старомодно? Мне кажется, я - пиковая дама из нафталинового века. Каждому - свое!»

Интересные факты
В 1981 году Людмиле Чурсиной было присвоено звание народной артистки СССР. Получить столь высокое звание в 40 лет – большая редкость. Она опередила знаменитых Марину Ладынину, Тамару Макарову и Любовь Орлову, получивших подобное звание в 42 года, 43 в 48 лет соответственно.

С фильмом «Донская повесть» произошел забавный случай, который в итоге оказался счастливым. Дело в том, что это был первый большой фильм Владимира Фетина, все артисты задействованы были великолепные, но, просмотрев отснятую картину, отчаялся - все получилось как-то пресно, скучно, плоско... От произведения Михаила Шолохова, по которому снималась картина, мало что осталось. Но переснимать что-то было уже поздно, и Фетин решился представить фильм на суд приемной комиссии в том виде, в каком он и был снят.

К еще большей досаде режиссера, механик, запустивший фильм, перепутал части и начал показ с финала картины. Владимир Фетин обреченно махнул рукой, пустив все на самотек - какая уж теперь разница… Но оказалось, что именно в таком виде фильм, показанный с конца, получился значительно интереснее, что единодушно отметили все члены приемной комиссии и признали весьма удачной кинематографической находкой!

P.S. Так играть любовь и так ненавидеть, как это делала и делает Чурсина, способны люди, либо сами немало пережившие, чего в начале карьерного пути у артистки не было, либо глубоко артистичные по природе своей натуры. Всем нам невероятно повезло, что мы являемся современниками этой потрясающей актрисы и имеем возможность наслаждаться ее игрой в кино и театре. Для Людмилы Чурсиной ее профессия – настоящий наркотик, от которого невозможно не впасть в зависимость. В советское время среди кинематографистов ходил такой анекдот: «Вход в кино стоит 30 копеек, а выхода из него нет».