Сущность и специфика философского знания. Природа философского знания. Специфика философского знания

Философия стремится раскрыть суть вещей в их первозданном виде без тени мистики. Она помогает человеку найти ответы на те вопросы, которые имеют для него особенное значение. Природа начинается с поиска смысла возникновения жизни. Исторически первыми формами мировоззрения являются мифология и религия. Высшей формой восприятия мира выступает философия. Духовная деятельность предполагает постановку и анализ вопросов вечности, помогает человеку найти свое место в мире, рассуждает о смерти и Боге, о мотивах поступков и мыслей.

Предмет философии

Терминология определяет философию как "любовь к мудрости". Но это не означает, что любой человек может быть философом. Важным условием является знание, которые требуют высокого уровня интеллектуального развития. Простые люди могут быть философами лишь на низшем бытовом уровне своего существования. Платон считал, что настоящим мыслителем нельзя стать, им можно только родиться. Предметом философии является знание о существовании мира и понимание его ради нахождения нового знания. Основной целью выступает постижение мира. Специфика и определяет существенные моменты, присущие учению:

  • Вечные философские проблемы. Рассматриваются в общем пространственном понятии. Выделение материального и идеального мира.
  • Анализ проблематики. Рассматриваются вопросы о теоретической возможности познания мира. Поиски статичного в переменчивом мире.
  • Изучение вопросов существования общественности. выделена в отдельный раздел философского учения. Попытки узнать место человека на уровне мирового сознания.
  • Деятельность духа или человека? Кто правит миром? Предметом философии является изучение существенных знаний, полезных для развития интеллекта человека и повышения осознанности земного существования.

Функции философии

Специфика и структура философского знания не могут быть раскрыты в полной мере без выяснения функций учения. Все тезисы взаимосвязаны и не могут существовать по отдельности:

  • Мировоззренческая . Предполагает попытки объяснить абстрактный мир с помощью теоретических знаний. Дает возможность прийти к понятию "объективная истина".
  • Методологическая . Философия использует совокупность различных методов для полноценного изучения вопроса бытия.
  • Прогностическая . Основной упор приходится на существующие Формулировка ориентируется на гипотезы о возникновении мира и предполагает их дальнейшее развитие в рамках окружающей среды.
  • Историческая . Школы теоретического мышления и мудрого учения хранят динамику прогрессивного образования новых идеологий от ведущих мыслителей.
  • Критическая . Используется основополагающий принцип о подвержении всего существующего сомнению. Имеет положительное значение в историческом развитии, так как помогает вовремя обнаружить неточности и ошибки.
  • Аксиологическая . Эта функция определяет все мировое существование с точки зрения установленных ценностных ориентиров разного рода (идеологических, социальных, нравственных и других). Наиболее яркое проявление находит во времена исторического застоя, кризиса или войны. Переходные моменты позволяют четко определить наиболее важные ценности из существующих. Природа философских проблем рассматривает сохранение главного как основу дальнейшего развития.
  • Социальная . Эта функция призвана объединять членов общества по определенным признакам в группы и подгруппы. Разработка коллективных целей помогает воплотить в реальность глобальные мировоззренческие идеалы. Правильные мысли способны изменить ход истории в любую сторону.

Проблемы философии

Любой из видов мировоззрения в первую очередь рассматривает мир как объект. В основе лежит изучение структурного состояния, ограниченность, происхождение. Философия одной из первых начала интересоваться вопросами человеческого происхождения. Другие науки и теории еще не существовали даже в теоретическом понятии. Любая модель мира требует каких-либо аксиом, которые первые мыслители составляли на основе личного опыта и природных наблюдений. Философский ракурс сосуществования человека и природы помогает осознать общий смысл мироздания в направлении развития. Даже естествознание не может дать ответы на подобное философское мировоззрение. Природа вечных проблем на сегодняшний день так же актуальна, как и три тысячи лет назад.

Структура философского знания

Прогрессирующее развитие философии со временем усложняло структуру знания. Постепенно появлялись новые разделы, которые становились самостоятельными течениями с собственной программой. Со времени основания философского учения прошло более 2500 лет, поэтому дополнительных пунктов в структуре существует очень много. Новые идеологии появляются по сей день. Природа философских проблем и основной вопрос философии выделяет следующие разделы:

  • Онтология . Изучает принципы мироустройства с момента основания.
  • Гносеология . Рассматривает
  • Антропология . Изучает человека как жителя планеты и члена мира.
  • Этика . Затрагивает углубленное изучение морали и нравственности.
  • Эстетика . Использует художественное мышление в качестве формы преобразования и развития мира.
  • Аксиология . Подробно рассматривает ценностные ориентиры.
  • Логика . Учение о мыслительном процессе как двигателе прогресса.
  • Социальная философия. Историческое развитие общества как структурной единицы со своими законами и формами наблюдения.

Где найти ответы на общие вопросы?

Природа философских проблем ищет ответы на общие вопросы. Наиболее полно проблематику рассматривает раздел "Онтология", который пытается найти определение самой главной категории изучения - понятию "бытие". В повседневной жизни это слово используется крайне редко, чаще всего заменяется привычным термином "существование". Природа философских проблем заключается в констатации факта, что мир существует, он является средой обитания человеческого рода и всего живого. Также мир имеет стабильное состояние и неизменную структуру, упорядоченный уклад жизни, устоявшиеся принципы.

Вечные вопросы бытия

Исходя из философских знаний развиваются следующие вопросительные моменты:

  1. Мир существовал всегда?
  2. Он бесконечен?
  3. Планета будет существовать всегда и с ней ничего не случится?
  4. Благодаря какой силе появляются и существуют новые жители мира?
  5. Таких миров множество или он единственный?

Теория познания

Какой раздел философии рассматривает вопросы познания? Существует специальная дисциплина, отвечающая за познание человеком мира, - гносеология. Благодаря этой теории человек может самостоятельно изучать мир и осуществлять попытки по нахождению себя в структуре мирового бытия. Исследуются имеющиеся знания в соответствии с другими теоретическими понятиями. Изучив, какой раздел философии рассматривает вопросы познания, можно сделать соответствующие выводы: гносеология изучает меры движения от полного незнания к частичному знанию. Именно проблемы этого раздела учения занимают ведущее значение в философии в целом.

Методы философии

Как и другие науки, философия берет истоки из практической деятельности человечества. Философский метод - это система приемов для освоения и понимания действительности:

  1. Материализм и идеализм. Две противоречивые теории. Материализм считает, что все возникло из определенной субстанции, идеализм - все есть дух.
  2. Диалектика и метафизика. Диалектика определяет принципы, закономерности и характеристики познания. Метафизика рассматривает ситуацию только с одной стороны.
  3. Сенсуализм. За основу познания берутся чувства и ощущения. И отдается абсолютная роль в процессе.
  4. Рационализм . Рассматривает разум как инструмент изучения нового.
  5. Иррационализм . Методологическое действие, которое отрицает статусность разума в процессе познания.

Философия объединяет все методы и мудрецов, пропагандирующих свои мысли. Она выступает как один общий метод, который помогает в познании мира.

Специфика философского знания

Природа философских проблем имеет двойственный смысл. Особенности знания имеют ряд отличительных особенностей:

  • Философия представляет много общего с научным знанием, но не является наукой в чистом виде. Использует плоды ученых для достижения своих целей - постижения мира.
  • Нельзя называть философию практическим учением. Знания строятся на общих теоретических знаниях, не имеющих четких границ.
  • Интегрирует все науки, выискивая важные аспекты для получения нужного результата.
  • Основывается на примитивных базовых понятиях, полученных путем накопления человеческого опыта в течение жизни.
  • Философия не может оцениваться в полной мере объективно, так как каждая новая теория несет в себе отпечаток мыслей конкретного философа и его личных качеств, создавшего идеологическое течение. Также в трудах мудрецов находит отражение исторический этап, в который происходило становление теории. Можно проследить прогресс эпохи через учение философов.
  • Знание может выступать в качестве художественного, интуитивного или религиозного.
  • Каждая следующая идеология является подтверждением доктрин предыдущих мыслителей.
  • Философия неисчерпаема и вечна по своей сути.

Осознание бытия как проблемы

Бытие означает все, что есть в мире. Существование бытия определяется вопросом: "Это есть?" Небытие также существует, иначе бы весь мир стоял на месте и никогда не двигался. Все приходит из небытия и уходит туда же, основываясь на философское мировоззрение. Природа философских проблем определяет суть бытия. В мире все меняется и течет, поэтому нельзя отрицать существование определенного понятия, откуда все берется и куда все исчезает.

    Понятие мировоззрения, его структура и характерные черты. Особенности мифологического, религиозного, научного мировоззрения.

Зачем человек приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его самосознанием .

Мировоззрение - сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания - первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение - представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие - пессимистическое.Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности - родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни - общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения - познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение - всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

    мифологическое;

    религиозное;

    философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы.Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику - в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами - алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite - склад ума). Менталитет - это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

    Природа философских проблем, специфика философии как вида знания.

    Историко-материалистически были истолкованы также все аспекты философской проблемы “мир - человек”. Классические философские вопросы (об отношениях “человек - природа”, “природа - история”, “личность - общество”, “свобода - несвобода”) и при новом подходе сохранили свое непреходящее мировоззренческое значение. Они предстали как выражение реальных диалектических “полярностей”, неустранимых из жизни людей и потому принципиально неустранимых из философии.

    Что же было внесено нового в понимание философских проблем? Можно ответить совсем кратко: историзм. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух-трех проблем; речь идет о принципиально новой общей концепции философии, ее предназначения. Важно, однако, подчеркнуть, что преодоление старой формы философских учений отнюдь не означало и не означает отказа от сохранения, развития, углубления содержания обсуждавшихся в них серьезных проблем, а наоборот, предполагает все это.

    К большим философским проблемам обращались и будут обращаться мыслители разных эпох. При всем различии их подходов и историческом изменении характера самих проблем все же в их содержании и понимании будет сохраняться определенное смысловое единство и преемственность. Историко-материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.

    Что же касается отношения “мир - человек” (“бытие - сознание” и т. п.), то оно тоже причастно к истории, хотя абстрактная его форма скрывает это обстоятельство. Но стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что разлапые человеческие связи с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Иначе говоря, поле практических, познавательных, ценностных отношений людей к миру, составляющих главный предмет философского осмысления,- явление всецело историческое.

    Человеческая история - реальность особого рода. Это - сложное сочетание общественной жизни людей (форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозможных духовных ее составляющих. Причем оба компонента переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования - на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоретические, отражения этих реалий в человеческом сознании - с другой

2. Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4. во многом субъективно - несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8. имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10. в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

12. неисчерпаемо по своей сути;

13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

Заключение

Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда - смысл, цель философии.

Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.

Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

3. Функции философии. Значение философии для человека, общекультурная ценность философии .

Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности .

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными из них выступают:

    мировоззренческая

    гносеологическая

    методологическая

    информационно-коммуникативная

    ценностно-ориентирующая

    критическая

    интегрирующая

    идеологическая

    воспитательная

    прогностическая


    В отличие от мифологии и религии, которые опираются на веру в сверхъестественное и обращаются к чувствам, сердцу человека, философия апеллирует к разуму. Она стремится объяснить смысл происходящего, постичь внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения суть событий. За чувственно воспринимаемым многообразием предметов и явлений окружающего мира философия пытается обнаружить невидимую, постигаемую лишь разумом сущность, которая отражает общий порядок вещей, устойчивую связь всех явлений действительности, их подлинные причины и основания.
    Философия подвергает рационализации складывающиеся в культуре образы мира и человека, ее базовые универсалии. Истина в философии устанавливается и доказывается на основе логических рассуждений. Она понятийно осваивает действительность, использует рациональные (логико-гносеологические) критерии для обоснования высказываемых идей и положений. Благодаря этому философия преодолевает чувственно-эмоциональную конкретность, образность религии и мифа, наглядность и синкретизм мифологического мышления, а также метафоричность языка, присущего предшествующим типам мировоззрения.
    Философия является исторически первой формой теоретического мышления. Философское познание следует логической необходимости: если исходные посылки истинны, а процесс рассуждения является последовательным и непротиворечивым, то достоверное знание может быть выведено чисто мыслительным путем, без обращения к опыту.
    Таким образом, философия является рационально-теоретическим типом мировоззрения, представляет собой особую форму познания мира, которая вырабатывает систему знаний о фундаментальных основаниях и принципах, законах бытия природы, общества, человека, о наиболее общих, существенных характеристиках его мышления, поведения и деятельности.
    Что характерно для философии как особого типа мировоззрения?
    Известный философ XX века, Х. Ортега-и-Гассет, в своих лекциях о природе и сущности философии неоднократно отмечал, что философскому мировоззрению присущ универсализм. Каждый фрагмент действительности рассматривается в его связи с другими. Философские категории диалектически взаимосвязаны, составляют целостную систему. Каждое философское понятие вырабатывается с учетом целого в отличие от понятий частных наук, где фрагменты исследуемой реальности рассматривается обособленно. Философское мировоззрение стремится к полному и универсальному знанию, все части которого внутренне связаны и образуют логически непротиворечивую систему.
    Философия, являясь основной потребностью человеческого разума, ориентирована на поиск целого как такового. Она возводит мир до полноты всего, что только можно помыслить. Это обусловлено стремлением разума обнаружить конфликт и преодолеть его в некотором новом единстве. Важнейшие философские проблемы связаны с осознанием противоречивой природы тех или иных аспектов действительности, прежде всего, противоречия между бытием и небытием. «Таким предстает перед нами мир: он не самодостаточен, не служит основанием для собственного бытия, а кричит о том, чего ему недостает, провозглашает свое не-бытие, вынуждает нас философствовать; ведь философствовать – значит искать целостность мира, превращать его в Универсум, придавая ему завершенность и создавая из части целое, в котором он мог бы спокойно разместиться», – пишет об универсализме философии испанский мыслитель Х. Ортега-и-Гассет.[i] Философия превращает стремление охватить умом мироздание в логический и методологический принцип своего развития. При этом в отличие от мифологии или религии, философия мыслит противоположности посредством понятий, а не чувственно-конкретных или мистико-символических образов.
    Философскому мировоззрению присущ также крайний интеллектуальный героизм, поскольку философия отказывается опираться на любые известные ей истины, а стремится самостоятельно обосновывать свои принципы и положения. Такая особенность философии опирается на радикальную автономию философского мышления. Это придает данному типу мировоззрения известную парадоксальность, поскольку оно подвергает методическому сомнению даже самые очевидные, с точки зрения обыденного сознания, истины.
    Таким образом, в отличие от мифологического и религиозного, философское мировоззрение рефлексивно. Философская рефлексия Оно критически переосмысливает весь накопленный человечеством опыт, основания доминирующей в культуре иерархии ценностей, стремится к рациональному обоснованию своих основоположений. Авторитет традиции, убедительность оратора, сила образного, эмоционального, литературно-художественного воздействия на читателя не могут рассматриваться в философии как аргументы в пользу принятия или отвержения философской концепции, оценки ее как истинной или ложной.
    Рациональность философского знания предполагает, что рассуждение философа должно быть непредвзятым и непротиворечивым, его выводы – доступны для всех здравомыслящих людей. Развитие философских знаний осуществляется посредством имманентной критики фундаментальных принципов философского исследования. При этом критическому анализу в философии подвергаются не только содержание философских концепций, идей и положений, но также метод достижения результата, способ, которым они получены.
    Рефлексивность философии, стремление к осознанию собственных предпосылок является необходимым условием ее исторической динамики. Это требует постоянной переформулировки философских проблем, столкновения различных подходов, развития рациональных дискуссий по исследуемому предмету. Будучи антидогматическим типом мировоззрения, критико-рефлексивной формой мышления, философия существует во множестве школ и направлений, внутренне предполагает плюрализм и альтернативность исследовательских позиций.
    Для понимания природы философского познания, его специфики, необходимо провести сравнительный анализ философии с другими формообразованиями культуры. Прежде всего, это относится к сложным и неоднозначным отношениям философии с наукой.
    Философию довольно часто определяют как науку о наиболее общих основаниях и принципах бытия и познания, о всеобщих закономерностях развития природы, общества и мышления. В то же время в философской литературе постоянно обсуждается проблема взаимосвязи философии и науки, возможности или невозможности их отождествления. Для того чтобы определить границы данных понятий, попытаемся выделить общие и особенные характеристики философского и научного познания.
    Уже в рамках античной культуры были выделены важнейшие характеристики философии, обусловливающие ее внутреннее родство и сходство с наукой. Это – теоретический характер знания; его логико-понятийная форма; доказательность, всеобщность и необходимость; способность объяснять и обеспечивать понимание; его внутреннее единство и систематическая целостность; достоверность и объективность, позволяющие отличать это знание от субъективных мнений, индивидуальных оценок и предпочтений людей, а также от вероятностных и ненадежных суждений опыта.
    Наука, которая предполагает следование строгой логике фактов, точность научного знания, проверку всякого научного положения опытным или наблюдаемым путем, логичность и непротиворечивость выводов, возможность определения ошибки, наличие специальных, тщательно выверенных методов исследования, соответствующих изучаемому предмету, объективность результатов познания, первоначально заимствует культуру рационального мышления у философии. Она вошла в науку вместе с характерным для философского познания стремлением охватить умом и воспроизвести в строгой логике понятий и числовых отношений внутреннюю гармонию мироздания.
    Однако в недрах античной культуры вызревало представление и о внутренних отличиях философии и науки, которые стали предметом рефлексии только в новое и новейшее время. Эти отличия касаются ценностных регулятивов философского и научного познания, а также предметного поля философии и науки.
    Философию древние греки мыслили как самую достойную и свободную из всех наук, поскольку она существует не ради какой-либо пользы, а ради знания, истины, ценной самой по себе. Отождествляя истину с благом, античные мыслители полагали, что необходимым условием благоденствия человека является познание скрытой гармонии космоса, обретение прочного, неизменного, достоверного знания о сущности вещей и явлений. И когда в новоевропейской культуре развитие науки тесно связали с достижениями технического прогресса и становлением материального фундамента индустриальной цивилизации, отличие инструменталистской, функционально-прагматической направленности научного познания и умозрительной ориентации классической философии стало очевидным.
    Основным регулятивом философского поиска является истина, без чего, как полагали представители классической философской традиции, недостижимы ни благо, ни счастье человечества. Наука же ориентирована не столько на достижение истинного знания, сколько на открытие новых горизонтов познания, получение новой, достоверной информации о тех областях действительности, которые ранее не становились объектом научного анализа. При этом ценность научного поиска во многом определяется полезностью, практической применимостью и эффективностью новых научных знаний.
    Философия не может принести практическую пользу как непосредственный результат философского исследования. Полезность философии определяется опосредованно, благодаря ее влиянию на рост научного знания. Систематизируя добываемые наукой факты, критически выверяя методологию научного поиска, анализируя язык, идеалы и нормы научного исследования, вырабатывая теоретические модели неисследованных областей реальности, она способствует генерации новых идей в научном познании, расширению границ непознанного, способствуя развитию науки, а следовательно, технико-технологическому прогрессу цивилизации.
    Отношения между наукой и философией в истории культуры осложнялись постоянным и неизбежным расширением областей познания, принадлежащих ведению науки. «Наука неуклонно, постоянно захватывает области, которые долгие века служили уделом только философии или религии; – отмечает известный русский мыслитель, знаменитый естествоиспытатель В.И. Вернадский, – она встречается там с готовыми и укоренившимися построениями и обобщениями, не выдерживающими критики и проверки научными методами искания».

    Введение……………………………………………………………………....3

    1 Природа философского знания……………………………………………5

    2 Заключение………………………………………………………………...21

    3 Библиографический список. …………………………………………....…22

    ВВЕДЕНИЕ

    Во всяком человеческом обществе создаются сложные многоуровневые системы, специально предназначенные для выработки общих и конкретных знаний, представлений о мире и самом человеке, а также ориентаций и целей не только повседневного поведения, но и рассчитанных на отдаленные перспективы. Еще на заре истории в рамках мифологии, магии и гадательных систем общество вырабатывало некоторые механизмы упорядочивания знаний, представлений и целей, значительную степень вариативности, которая помогала человеку адаптироваться к окружающей обстановке. Вопреки всем позднейшим изощренным специальным "онаученным" формам выработки и переработку знаний и ориентаций, индивиды, социальные группы и общества обращаются к мифо-поэтитческим, мистическим и гадательным системам, которые удовлетворяют некоторые субъективные потребности в повседневных ориентациях, необходимых в ситуационных сплетениях, не поддающихся сколько - нибудь эффективному анализу соотношения причин-следствий. Более развернутую систему выработки общих и конкретных знаний и ориентаций создает религия, содержащая обширный комплекс объяснений, норм и мотиваций, отвечающих огромному объему вариативность человеческой жизнедеятельность. Но хорошо известно, что содержащийся в религиозных системах комплекс знаний и ценностей слишком обременен необходимостью поддержания постоянства поведения и единства общества, что сковывает его реформаторские потенции. Поэтому уже на ранних этапах наряду с религией выработку новых знаний и ориентаций берет, на себя светская культура в ее разнообразных проявлениях: искусство и литература, философия и наука. С одной стороны, в этих формах духовного производства имеется свое "наследие", устоявшиеся результаты, признанные знания и ценность. Вместе с тем их важнейшей характеристикой светской культуры стала устремленность на новаторство, открытие новых горизонтов в познаном, типов ориентации и способов жизнеустройства.

    ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

    Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о самом себе. Знакомство с мифологией позволяет сделать вывод, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: оно было своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации. Ушла ли мифологическая форма мировоззрения в прошлое?

    Реликты мифотворчества живут и в современном сознании и культуре. В широком сознании масс сегодня творятся и живут иллюзорные идеи (с полным основанием их следует признать мировоззренческими): о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимость некоторых политических партий и бесконечной мудрость их вождей, о коммунизме, к которому ведут "все дороги", и проч. Мифологическое мировоззрение - независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относятся, - такое мировоззрение (или такая система взглядов на объективный мир и на место человека в нем), которое основано не на теоретических доводах рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием больших групп людей (классов, наций) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф объясняет "все", для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современной культуры - архаичной формой мировоззрения. Близким к мифологическому, хотя и отличным от него стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще нерасчленимого, недифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводят их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. В центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в "вечную" жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию. Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей, смыслов это все присущи обеим формам сознания. Однако есть и различие. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия - всегда, теоретизирована, всегда важна работа мысли. Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было однозначным. В средние века, когда духовная власть религии и основанная на ней политическая власть церкви над людьми была безраздельной, философии отводилась лишь роль "служанки" богословия. В Новое время, особенно в эпоху Просвещения, философия заявила о своей "эмансипации" от религии, а затем - в лице наиболее радикальных атеистов - предприняла настоящую атаку на религию и ее догматы. В XIX веке великий философ-идеалист Гегель, будучи сам человеком умеренно-религиозных взглядов (протестант-лютеранин) в иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил понятийное мышление, то есть философию. Религиозное сознание было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостность бытия.

    Для человека и ранее и теперь самым удивительным (а потому и самым важным и первейшим объектом его интереса) был и останется он сам. Но если обыденное сознание фиксирует лишь случайный (ситуативный) момент человеческой сущность, если даже искусство проникает, в мир человека, раздвигая (и в прошлое и в будущее) границы времени, то философия "перешагивает" и через случай, и через время - она и есть то "волшебное зеркало", смотря в которое человек видит себя как существо космическое, вечное. Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым, содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философской дух, философское сознание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно-умозретильная. Научно-теоретическое знание составляет лиь одну (о при этом даже не основную, не главную) сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону образует совсем иной компонент сознания - духовно-практической. Именно он выражает смысложизненный, ценностро-ориентирующий, то есть мировоззренческий, топ философского сознания в целом. Было время (античность, средневековье), когда никакой науке нигде еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Более того, сама наука (уже в Новое время) своим происхождением во многом обязана философии. Из этого следует, что и в современном философском сознании "первую скрипку" играет не рассудок, а нравственная, гражданская интуиция-, внутреннее чувство высшей правоты и справедливости.

    Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно (то есть обязывает к определенному образу жизни и действия). Философская истина объективна, но приживается она к каждому по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становятся убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. В этой главнейшей своей функции философия есть не что иное, как стратегия жизни - ученье о том, "каким надо быть, чтобы быть человеком". (Кант И. Соч. в б т. -и., 1964. Т. 2, стр. 204). Английской философ Б.Рассел определял место философии в духовной жизни человека как "ничейную землю" между наукой и религией - двумя основными формами освоения им мира. Подобно науке, философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что однозначного ответа на них получить невозможно. Иначе говоря, вопросы философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда потому, что с каждым шагом истории, прежде всего с каждым новым, более высоком уровнем общественных отношений, в общественном море человека складываются оные ситуации, созревают оные противоречия. И чтобы понять, осмыслить, оценить их, требуется напряженная безостановочная работа философской мысли, которая находится в несколько иной плоскости, нежели мысль ученого. Философ не довольствуется объективной, картиной мира. Он обязательно вписывает в нее человека. Отношение человека к миру - вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека. Сокровенная цель философии (как и религии) - вывести человека из сферы обыденность, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Но если религия - это массовое сознание, то философия - сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки. Органическое соединение и философии двух начал - научно-теоретического и практически-духовного - определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории - в реальном процессе наследования, развития идейного содержания философских ученый, которые исторически, во времена связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они - лишь грани, моменты единого целого. Так же, как и в науке и в других сферах рациональность, в философии новое знание не отвергает, а диалектически "снимает", преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мыс- ли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного (отвлеченного, одностороннего) знания к знанию все более и более конкретному (полному, многостороннему). Последовательность философских учений - в основном и главном - такова же, как и последовательность в логических определениях самой идеи, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета. Однако закону восхождения, закону прогресса, как и власть времени, не подчиняется практически духовная (ценностная) составляющая философского знания. Она сродню искусству, к истории которого тоже нельзя подходить с мерками "выше" - "ниже". Ученые, по образному выражению Ньютона, стоят на плечах свои предшественников: все они своим творчеством продолжают, развивают одно общее дело. Художники все не "выстраиваются" в один ряд, каждый из них - это особый мир, особая вселенная (что не исключает преемственность в художественном опыте культурных эпох и поколений). Великий художник - великий выразитель своего времени, ь именно в этом творчество его имеет вечное, непреходящее для людей значение. А философия? Историческое бытье ее двойственно, а потому и уникально: как наука, постигающая реальные отношения в объективном мире и познании, она развивается, ее построения преходящи (что и подчеркивал в своей историко-философской концепции Гегель). Но как ценностно-льчностное проявление духа, как смысложизненная ориентация сознания философское ученье прорывает пелену времени, оно обращается к Вечность, а потому ни устареть, ни уступить свое уникальное, не заменимое ничем и никогда место в культуре ее новым образованиям оно не может. "Новое" и "старое" - на равных - представляют мировую философию, как в разной мере представляют нашу земную цивилизацию Будда,и Христос, Эсхил и Шекспир, Вергилий и Данте, независимо от веков и тысячелетий, разделяющих и по времени.

    Однако и теоретическая составляющая философского знания, то есть его внутренняя логика, наследуется гораздо более сложным образом, чем знание специально-научное.

    Сложнее потому, что философская идея многозначна, она может быть развита, продолжена в разные, даже противоположные направления. Так, из философии Локка (английский философ XVII века) его последователи (соотечественник Беркли и французское просветителя Дидро, Гольбах, Гельвеций) сделали прямо исключающие выводы (Беркли - субъективно-идеалиетическиие, французское мыслители - материалистиические). Из философских идей Канта, Гегеля, Маркса выросла почти вся современная мысль. Но у каждого кантианца, гегельянца, марксиста - "свой" Кант, "свой" Гегель,-"свой" Маркс, своя интерпретация предшественников. К тому же ни один крупный философ не "выводим" из одного, единственного источника. Кант опирался на Лейбница и Юма, Маркс - на Гегеля и Фейербаха, Вл.Соловьев - на Платона и христианскую патристику (в каждом случае это были разные источники, которые лично преодолевалось затем в новых построениях и исканиях философов). Все это рисует многомерную, отнюдь не линейную картину рождения и судьбы нового философского знания, где важнейшая, решающая роль принадлежит творческому гению критики. "Ваш любимый девиз?" - спрашивали у Маркса, - "Подвергай все сомнению". Под таким ответом расписалось бы многие философы. В философии теория и история связаны между собой значительно глубже и более сущностным, необходимым образом, чем в любой другой область человеческого творчества. Математик, физик, тем более люди практических профессий (врач, инженер, юрист, учитель) на своем рабочем месте действуют операционально, они могут и не знать, не отдавать себе сознательного отчета об истории, которая предшествовала их деятельности и сделала возможной ее. Решая конструкторскую задачу, инженер-конструктор пользуется готовыми формулами и схемами, как и врач - современными ему средствами диагностики и лечения, почти ничего не сохранившими от далекого прошлого медицины. В этом отношены философия являет собой полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой активность. Она возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И то и другое совершается как акт рефлексии, то есть осознанно. А это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени философии в целом. Вот почему история философии - не часть ее, а основа, ее суть, ее самосознание. Философию, как умозрение, отличают от "опытной" науки, " для этого есть основания, если "опыт" понимать ограниченно - как наблюдение или эксперимент, специально организованные индивидом или группой людей (наблюдателями и экспериментаторами). Однако возможен и существует другой уровень опыта опыт человечества, опыт истории. Человеческая история (история мысли, история духа в особенности) есть самый высший, самый развитый и самый сложный срез реальность. Мир человека - наиболее богат диалектикой. Для философии же человек всегда был "мерой всех вещей" (Протагор, У1 век до н.э.). Познавая этот мир, то есть глубинные процессы, происходящие в человеческой истории, осмысливая радикальные перевороты в духовной жизни, в сознании, философия тем самым признавала всеобщее, ибо в высших проявлениях мирового развития осуществлена действительно всеобщая потенция, всеобщая мощь Универсума. Только этим можно объяснять ту огромную эвристическую и прогностическую силу, которая заключена в философском знании. Философские прозрения не редко и на много опережали открытия и выводы науки. Идеи атомистики, например, быль высказаны еще древними философами за несколько веков до нашей эры, тогда как в естествознании (физике, химии) дискуссии о реальность атомов продолжались даже в XIX веке. То же можно сказать и о других фундаментальных идеях (законах сохранения, принципе отражения), которые быль выдвинуты в философии значительно раньше, чем получили признание и подтверждение в естествознании, в науке. Но, пожалуй, самый яркий и поучительный для философии пример - открытые и разработка Гегелем диалектики как логики и теории познания. Философствование всегда должно быть свободно - от любой внешней для него цели. Оно не может твориться по заказу и по указу, иначе это уже не будет философствование, а будет пропись директивный идеологии. Не случайно философия появилась там, где родилась демократия: в греческих городах-полюсах, в столице Древней Эллады - в Афинах. Неправедной власти нужна не истина, ей нужен миф. В мифе нуждается и "агрессивное большинство", холопствующее перед такой властью. Уже Аристотель считал, что, философствуя, человек испытывает высшее блаженство, именно в этом акте он больше, всего приближается к Богу.

    Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и человеческого мышления. В качестве теоретической дисциплины философия имеет ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию - учение о бытие, гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях. Порой выделяют социальную философию и философию истории , а также философскую антропологию .

    Специфика и структура философского знания

    История систематизации философского знания

    Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. В IV в. до н. э. стоики разработали схему, которая с некоторыми коррективами актуальна и на сегодняшний день: философия берет свое начало из логики , далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.

    В XVII в. повышенное внимание уделяется гносеологии – теории познания. В понимании того века данная наука была шире логики, поскольку рассматривала наряду с абстрактно-теоретическим и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление). Обособленно от физики возникает онтология , а сам термин «физика» приобретает совершенно другой смысл в связи с образованием специально-научного, опытного знания.

    В Новое время происходит существенная перестройка структуры философского знания. И. Кант в «Критике способности суждения» выделяет три части философии и соотносит их с тремя «способностями души», а именно с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, которые присущи человеку с самого рождения. Таким образом Кант представляет философию как учение о единстве истины, добра и красоты , что значительно расширяет трактовку философии только как теории и методологии научного познания.

    В свою очередь Гегель определяет свою систему философии в виде «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:

    — логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;

    — философию природы;

    — философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве, и непосредственно философии).

    Структура современного философского знания

    Современное философское знание имеет более разветвленную структуру. Это разветвление определяется сферами реальности, которые человек может выделить и исследовать. В соответствии с обозначенными сферами и формируются основные разделы философии.

    Схема «Структура философского знания»

    Какова же структура философского знания? Далее мы кратко рассмотрим ее основные элементы.

    1) Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

    Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

    Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.

    2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.

    Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

    Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы. Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе.

    Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории.

    Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

    Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе (от греч. axios – ценность и logos — учение), их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.

    3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

    Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия. Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

    4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

    Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

    Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является . Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

    Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений.

    Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

    История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии.

    Философские проблемы информатики – особый компонент в системе философского знания, представляющий знания и исследования современных средств и способов познания мира.

    Специфические черты философского знания

    двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

    — философия представляет собой теоретическое мировоззрение , обобщает ранее накопленные человеческие знания;

    — имеет три направления исследования : природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;

    — философия обобщает и объединяет другие науки;

    — философское знание имеет сложную структуру , которую мы рассмотрели выше;

    — включает в себя базовые идеи , являющиеся основными для других наук;

    — в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;

    — представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи ;

    - рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;

    — знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; — имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.

    Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру , однако каждые отдельные дисциплины не являются механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

    Видеоматериалы