Поход по реке собь. Полярный урал, река собь. Особенности рыбной ловли

Собь - река, берущая своё начало на восточных склонах южной части Полярного Урала. Собь проходит через пгт Харп.

Собь является левым притоком Оби и впадает в неё около посёлка Катровож.

Длина 185 км, площадь водосбора 5890 км². Питание реки преимущественно снеговое. Половодье в июне - июле. Средний многолетний годовой расход воды (расчётный) около 50 м³/с, объем годового стока 1,5 км³. Основные притоки: слева - Ханмей и Большая Пайпудына, справа - Орехъеган и Хараматолоу .

Туризм

Река популярна среди туристов, истоки расположены в горной местности. По долине реки проходит основная часть железнодорожной ветки, которая представляет собой действующий участок Трансполярной магистрали (в настоящее время - Северной железной дороги). Действующий участок Трансполярной магистрали целиком - это железнодорожная ветка Чум - Лабытнанги (иначе обозначаемая Сейда - Лабытнанги, поскольку на станции Чум товарные операции не производятся). Та часть действующего участка, при строительстве которой были использованы преимущества рельефа реки Собь, - это перегон Елецкая - Харп. Благодаря хорошей транспортной доступности пользуется популярностью у туристов-водников, которые пролагают по ней маршруты 1-4 категорий сложности.

Нитка маршрута

Станция Собь - река Собь↓ - река Хара-Маталоу - река Малая Хара-Маталоу - переход - река Бур-Хойла↓ - река Тань-Ю↓ - озеро Варча-То - река Варча-Ты-Вис↓ - река Войкар↓ - озеро Войкарский Сор - поселок Усть-Войкар

Маршрутная книжка №99-22

Руководитель похода - Соловьёв С. В.

Продолжительность активной части - 21 день

Описание маршрута

Река Собь (70 км вниз)

Река Собь - левый приток Оби, длина её на описываемом участке 70 км. Сплав начинается у станции Собь, где река, слившись с Большой Пайпудыней, из тундрового плоскогорья входит в узкую горную долину (2 км) и становится доступной для байдарок. От станции до реки 200 метров. Ширина реки 30-50 м, встречаются быстрые каменистые перекаты, имеющие форму зигзага с носами мелководьев. Проходить их следует по основной струе, иногда в конце струи небольшой прижим и валы. Часты шиверы, острова, берега поросли угнетённым притундровым лесом, склоны гор практически безлесные, лежат снежники. Течение - 9 км\ч. Такой характер река сохраняет до поселка Харп. Перекаты становятся более бурными, над водой нависают деревья, русло извилистое, долина сужается до 1 км.

Вблизи пос. Харп река выходит из гор, огибая хребет Рай-Из, и далее течёт по плоской, слегка покатой на юго-восток равнине, поросшей северным лесом. Напротив высокого обрыва левого берега у пос. Харп начинается порог. В каком-то из старых отчётов я встречал его название - «Инна». Он состоит из трёх каскадов:

  • 1 каскад - 150 м. В русле беспорядочные камни, стоячие валы до 1 метра. Проход ближе к левому берегу или в центре порога.
  • 2 каскад (через 200 м) - 100 м. Косые валы в конце порога. Проход по центру.
  • 3 каскад (через 500 м) - 150 м. В центре порога камень-скала. Проход по центру. Большие стоячие валы (около 1,5 м).

1 и 3 каскады требуют просмотра.

В районе реки Енга-Ю бурный одноимённый перекат.

После впадения реки Ханмей ширина реки увеличивается до 50 м. Далее река однообразна, препятствий, за исключением отдельных камней, нет. Иногда справа открывается вид на Уральские горы, которые немного оживляют пейзаж.

Река Хара-Маталоу (21 км вверх)

Река Хара-Маталоу - один из наиболее крупных и живописных притоков реки Собь. Образуется слиянием Большой и Малой Хара-Маталоу и имеет длину 21 км. Река достаточно сложная для подъёма, порожистая.

Мы не можем описать первые три километра реки, т.к. изначально было запланировано идти с упакованными байдарками и рюкзаками по тропе вдоль реки, и поэтому первые километры мы срезали по старой вездеходной дороге, заплыв дальше устья Хары (так её иногда называют туристы). Вдоль левого берега действительно оказалась (как и рассказывали) хорошая тропа, но через 4 км она кончилась, пришлось собирать байдарки и поднимать их на бечеве.

В начале пути берега реки высокие, песчаные, у воды каменистые, сплошь заросшие густым лесом. Временами встречаются скальные выходы.

На 4-5 км река входит в узкую каньонообразную долину.

7-й км - значительное препятствие - порог Гагарина . Возможно потребуется обнос байдарок при подъёме бечевой.

8-й км - на правом берегу отвесная скала. Шиверы и перекаты следуют друг за другом, течение 9-10 км\ч.

13-й км - справа впадает ручей Макар-Рузь, не уступающий реке в полноводности. (Надо сказать, что он берёт своё начало из того же озера, что и река Собь).

Примерно через километр после впадения ручья - порог Титова (обнос). Количество шивер и перекатов увеличивается, по берегам часты скалы. Байдарки время от времени приходится переносить, т.к. воды становится всё меньше. Скалистые берега местами обрываются в воду отвесными скалами - «щёками», лес заметно редеет.

Река Малая Хара-Маталоу (9 км вверх)

Река Малая Хара-Маталоу - один из рукавов, образующих р. Хара-Маталоу. Длина реки 40 км. Из-за малого уровня воды и множества шивер скорость подъёма не превышает 1 км\ч.

Устье около километра завалено камнями, что сильно препятствует движению. Первые километры после устья даются сравнительно легко, потом глубина реки существенно уменьшается, появляются «горки», байдарки приходится часто перетаскивать. Ширина реки 10-15 м, глубина 20-30 см, русло изобилует многочисленными перекатами. Берега, в основном, тундровые, лесотундровые, долина узкая, на берегах лежит снег.

На 4-м км река левым берегом огибает высоту. На 7-8 км разбивается на рукава, очень мелко. Подъём заканчивается у левого притока - ручья Оник-Шор. Лучше остановиться за ручьём, где река подходит к высоте, покрытой лесом, здесь меньше проблем с дровами. Впереди видна г. Пай-Ер, на её фоне, в левой стороне, вырисовывается гора 935м, оттуда берёт своё начало Бур-Хойла.

Переход на Бур-Хойлу (18 км)

Во время разведки дороги на Бур-Хойлу была произведена корректировка маршрута, и взамен прежнего пути (через оз. Хойла-Ты (на карте Хуланлор), описание можно найти в литературе) был выбран новый. Это было вызвано более удобной дорогой, с меньшим уклоном и заболоченностью. Новый путь повлёк за собой некоторое удлинение маршрута (как пешей, так и водной его части), но, как нам кажется, в итоге оказался более удобным и менее трудоёмким.

Переход начинается от ручья Оник-Шор и проходит по хорошо накатанной вездеходной дороге вдоль Малой Хара-Маталоу. Кроме двух-трёх заболоченных участков, дорога удобна для передвижения. Вскоре, через 7-8 км, она выходит на абсолютно безлесную, тундровую, слегка холмистую равнину с отдельными небольшими озёрами в зоне видимости. Однако они довольно далеки, а на всём протяжении пути, за исключением самого его конца, нет никаких ручьёв, где можно было бы набрать воды. Это заставляет брать её с собой, тем более, что за один день с большим грузом переход преодолеть сложно.

Подойдя к Бур-Хойле, нужно форсировать её, соблюдая правила безопасности, т.к. река очень бурная. Байдарки можно оставить на берегу, а место для лагеря выбрать в 100 метрах от реки. Здесь в полной мере можно насладиться панорамой Уральского хребта, простирающегося вдоль всего горизонта. Отлично берёт крупный хариус. Единственное, что доставляет неудобства, так это отсутствие дров - куда ни кинь взгляд, лишь угнетённые одиночные ели нарушают гладь тундры.

Река Бур-Хойла (25 км вниз)

Река Бур-Хойла берёт своё начало с предгорий горы Пай-Ер, истоки её находятся на высоте 878 м. Река тяжела для передвижения. В начале движения Бур-Хойла мелкая (глубина не превышает 0,3 м), мелководные шиверы и перекаты следуют друг за другом. Примерно через 1,5 км первый обнос - «горка» 150 м. С 4-го км глубина реки незначительно увеличивается, но всё равно часто приходится выпрыгивать из байдарки, что бы уберечь её от повреждений.

Начиная с 8-го км, река превращается в сплошную цепь мелководных шивер - «горок». Часть их преодолевают проталкиванием байдарок, часть - обносят по берегу. (Тот или иной способ передвижения выбирают, исходя из возможностей передвижения.) Примерно с этого же километра на берегах появляется лесотундра, уменьшается, а вскоре и исчезает вовсе, проблема дров для костра. Между «горками» река стремительно мечется в каменисто-галечном русле по шиверам и перекатам, не давая расслабиться.

На 13-м км длинная «горка», оканчивающаяся бурным сливом. На 15-м км лесотундра меняется на тайгу, а вода в реке на километр уходит под камень. Этот участок желательно обнести по тропе вдоль левого берега. И, наконец, 18-й км - последняя, двухкилометровая «горка». Здесь разгруженные байдарки можно провести, избежав полного обноса. В её конце мощный длинный слив, осложнённый многочисленными камнями, его интересно пройти в байдарке.

Далее река несколько успокаивается, и на оставшихся километрах лишь несложные шиверы и перекаты препятствуют продвижению группы, воды для нормального сплава становится вполне достаточно. Спуск по Бур-Хойле заканчивается «горкой» в «Пятиречье», перед прохождением которой желателен осмотр.

Река Тань-Ю (75 км вниз)

На 42-м км от своего истока река Бур-Хойла на участке в 500 м последовательно принимает несколько рек: Левую Пайеру, Правую Пайеру, Хойлу и далее именуется рекой Тань-Ю . Место слияния этих рек называют «Пятиречьем». Его можно назвать одним из красивейших мест на маршруте. Стоит подняться на скалу напротив впадения рек, чтобы полюбоваться открывающейся панорамой.

Проходить участок реки после «горки» до поворота за скалу желательно после предварительного просмотра, т.к. здесь несколько весьма сложных мест с многочисленными камнями. Сразу за поворотом, на левом берегу, можно организовать стоянку для ловли хариуса на реках и ручьях Пятиречья. (Ниже по течению хариуса будет меньше, а после впадения р. Сезым-Югана он исчезнет вовсе.)

Верховья реки Тань-Ю бурные, и, хотя не наблюдается ярко выраженных порогов, её мощные перекаты доставят истинное удовольствие от долгожданного сплава.

Сплавляться желательно с фартуком и в спасжилетах (стоячие валы на перекатах достигают 1 м).

Наиболее сложные препятствия находятся на участке до впадения реки Лагорта-Ю, хотя и дальше река ещё долго не теряет своих спортивных качеств. Просматривать перекаты не имеет смысла, ориентироваться вполне можно с воды. Через 10 минут после впадения Лагорты-Ю на правом берегу изба с баней, русло здесь шириной 50-60 м, течение 7-8 км\ч.

На 24-м км Тань-Ю принимает мутный таёжный приток Сезым-Юган. В месте впадения его большой остров делит Сезым на две протоки. Здесь можно хорошо половить щуку и окуня. Надо помнить, что от Сезым-Югана хариуса в реке нет.

Вскоре на резком повороте влево появляется хорошее место для стоянки, пренебрегать им не стоит, т.к. дальше Тань-Ю входит в заболоченные таёжные берега, практически не дающие возможности для организации нормального лагеря. Перекаты исчезают вовсе, а ширина реки увеличивается до 70-80 м, течение ослабевает, и вскоре Тань-Ю представляет собой медленно текущую в однообразных заболоченных берегах речку.

Справа начинает проглядывать хребет Манюко-Мусюр, появляются открытые участки. Постепенно русло расширяется до 100 и более метров, а течение практически исчезает. Часты заливы, острова, берега понижаются, вместо густой тайги - заросли ивняка, ольхи, берёзы.

Перед озером Варча-То на правом берегу сохранились две рыболовецких избы, третью несколько лет назад пустили на дрова. (В советское время на Варча-То рыболовецкая артель ловила к правительственному столу пыжьяна.)

Если группа не планирует в один день пройти ещё и озеро, то в избах можно устроить ночёвку, тем более что других удобных мест для стоянки нет.

Озеро Варча-То - река Варча-Ты-Вис (16 км)

На 75-м км река Тань-Ю практически без течения вливается в мелководное озеро Варча-То . На байдарках необходимо пройти всё озеро. Берега низкие (левый берег заболочен), глубина не превышает 1 м.

Справа довольно живописно протянулась невысокая цепочка гор. Пересекать озеро желательно в тихую погоду, общее направление движения Ю-З-З. Байдарки лучше всего направить на небольшой скалистый остров в левой стороне озера, расположенный примерно на середине пути. На острове нужно сделать остановку и решить, как двигаться дальше. Есть два варианта дальнейшего продвижения:

  1. Идти вдоль левого берега и искать исток Варча-Ты-Виса за островами, поросшими лесом. Тут есть вероятность ошибиться и попасть в протоку, вытекающую из болота и расположенную в 200 метрах левее истока реки. Чтобы этого не произошло, нужно помнить о довольно сильном течении Варча-Ты-Виса.
  2. Взять направление на гору, напоминающую своей формой колокол. Тут есть опасность промахнуться и уйти правее, тогда придется долго плутать в поисках речки.

Как видно, у каждого варианта есть свои недостатки, выбор оставляем за туристами. В хорошую погоду озеро можно пройти за 2 часа.

Варча-Ты-Вис - короткая (11 км) речка с быстрым течением и многочисленными перекатами. Перекаты, в основном, чистые, несложные и преодолеваются по основной струе. Ширина реки 25-30 м, берега крутые, сплошь заросшие тайгой. Временами справа видны горы. В километре от истока, на правом берегу изба егеря, сюда с Усть-Войкара изредка заходят моторные лодки. Перед впадением в Войкар река начинает сильно петлять, течение убыстряется и, наконец, Варча-Ты-Вис под прямым углом впадает в Войкар. В месте впадения, на правом берегу, запертая на замок изба, здесь хорошее место для стоянки. Здесь же можно попытаться половить тайменя, щуку.

Река Войкар - озеро Войкарский Сор (65 км + 20 км)

смотреть карты ,

Река Войкар - крупный приток Оби, берёт своё начало на Восточном склоне Уральского хребта и имеет длину 140 км. Наш маршрут проходит по среднему и нижнему участку реки. В районе впадения Варча-Ты-Виса ширина Войкара 70-80 м, течение 6 км\ч. Отсюда до Войкарского Сора 65 км, берега реки каменистые, в начале сплава крутые.

В трёхстах метрах после начала движения остров разделяет реку на две протоки. Вопреки рекомендациям предыдущих отчётов, считаю, что проходить лучше по левой. Здесь больше воды и меньше камней. На первых 30 км в русле часты перекаты, сначала довольно мощные, а в конце еле заметные. Они часто заканчиваются прижимом или косыми валами (иногда и тем, и другим).

Русло постепенно расширяется до 100 метров, берега понижаются. Течение остаётся всё таким же сильным почти до самого конца реки. На 30-м км сплава, после впадения Ламбей-Югана, на правом берегу видна лежащая буровая вышка. Временами встречаются избушки охотников, перекаты за Ламбей-Юганом полностью исчезают, лишь изредка встречаются отдельные камни. За 9-10 км до пос. Юган-Горт река расширяется до 150-200 метров и начинает петлять среди многочисленных островов. На этих островах можно организовать отличные стоянки. Берега здесь уже глинистые, глинисто-песчаные, иногда у воды выходы камней.

В посёлке Юган-Горт (на карте Вершина-Войкар) сохранилось 2-3 жилых дома, остальные заколочены. Продукты купить нельзя, магазин только в пос. Усть-Войкар.

Озеро Войкарский Сор. Проходить надо только в абсолютно безветренную погоду. Озеро очень мелкое, глубина его в средней части не превышает 0,5 м, это вызывает крутые беспорядочные волны. От посёлка нужно держаться левого берега, на входе в Сор стоит чум и изба оленеводов. Войдя в озеро, в зависимости от уровня воды нужно либо искать фарватер, либо двигаться к мысу, носящему название «Лиственный». На мысу желательно сделать днёвку, здесь великолепное место для отдыха. Отсюда виден другой мыс, за ним посёлок Усть-Войкар. Поход заканчивается в посёлке Усть-Войкар, откуда попутным транспортом можно доехать до крупного посёлка Шурушкары и далее до Салехарда.

Возможно удлинение активной части маршрута за счёт самостоятельного сплава по Малой Горной Оби - одному из рукавов реки Обь - до поселка Шурушкары.

Август 1999 года

Картографический материал

  • Участок маршрута:
  • Участок маршрута:
  • Участок маршрута:
  • Участок маршрута:

Водный поход по реке Собь на Полярном Урале. Собь – Харп - Катровож. 17 – 31 июля 2014.

Участники: семейная пара - Олег и Галина, две «охранных» собаки - Лада и Рома.

1 0

Плавсредство: байдарка «Свирь»

Наш поход можно четко разделить на две части: до Харпа и после Харпа. Хотя расстояние от ст.Собь до поселка Харп 46 км, а от Харпа до деревни Катровож больше 110 км, мы посвятили каждой части по неделе.

Часть 1: ст.Собь – Харп.

В этой части Собь течет среди красивейших гор севера Уральского хребта. Она неширокая, много галечных островов, мелей и проток. Со стоянками проблем нет, остановиться можно и на галечных пляжах, и на уютных полянках в прилегающем лесу. Лес состоит преимущественно из лиственниц и берез. Встречались целые поля карликовых берез. Растут цветы.


0 0


1 0


1 0


0 0


1 0

Про темноту мы забыли. На первых двух стоянках где-то в час ночи по-местному одновременно любовались закатом на западе и рассветом на востоке. На Райизе были шикарные закаты.


1 0

Урал встретил нас прохладой (около 10 градусов), но потом потеплело. Дождь был один, и тот ночью. Гнуса и мошки не было, но были комары наплывами.
Начитавшись, что Собь река простая, и пройдя несколько перекатов, мы окончательно расслабились и потеряли уважение к Соби. А реки этого не прощают. Результат не заставил себя долго ждать: сильное течение, резкий поворот, прижим и, как следствие, оверкиль. Дав нам «щелчок по носу» Собь над нами смилостивилась. Нам «включили» солнышко, ветерок.


0 0

Рядом была стоянка. Судя по ее состоянию, киляются тут с завидной регулярностью. Мы потеряли только собачий ошейник. Даже весло, которое я упустила, было найдено через пару часов. Дальше мы плыли очень аккуратно, предпочитая мелкие протоки прижимам.


0 0

На Райизе мы остановились в устье ручья Восточный Нырдвоменшор на правом берегу Соби. Стоянка находится за кустами и с воды не видна. Там мы остановились на три ночи. Выучили название ручья «НЫРнули ДВОе МЕНтов в ШОРтах», сходили на Райиз и на Нефритовый водопад.
Первоначальной целью было дойти до горных озер, которые находятся в каре (впадине) плато Райиз. Райиз обозначает «красные горы». И они действительно красные, особенно в свете заходящего солнца.


1 0

Кара с озерами видна издалека. Из нее вытекает Водопадный ручей.


0 0


0 0

Часа полтора у нас ушло, чтобы дойти до подножия Райиза. Никакой явной тропы мы не нашли. Шли через лиственничный лес, заросли карликовых берез просто по направлению на кару. Вышли на вездеходку, прошли по ней немного и оказались на красивой равнинке с редко растущими лиственницами и разбросанными камнями.


0 0


0 0

Потом еще немного прошли по лесу и оказались у подножия гор.


0 0

Перед нами было два ручья. Левый ручей (спиной к горам) имел красивый снежник, правый ручей вытекал из озер в каре. Хотя нам нужен был правый Водопадный ручей, мы соблазнились снежником. Где еще можно сделать снеговичка в июле и украсить его цветами?

3 0

Это было не первое посещение снежника в моей жизни, но первое в сопровождении комаров!


0 0

От снежника мы начали подниматься по крупным камням налево.


0 0

Перевалили через гребень между ручьями и поднялись к водопаду на правом ручье.

0 0

Там мы решили закончить наше восхождение. Я искупалась в ванночке водопада, и мы двинулись вниз. Путь на озера шел справа и был весьма крут. Несколько встреченных молодых людей сказали, что они пытались пройти к озерам, но наверху вышли к отвесным скалам, и им пришлось поворачивать назад. Другие молодые люди сумели достигнуть озер, найдя проход справа.
Наш путь вниз был намного проще, чем подъем. Мы спустились по ручью, пошли налево, перевалив гребень между ручьями гораздо ниже, чем на пути сюда.


0 0


0 0

На следующий день я, сопровождаемая собаками, пошла на Нефритовый водопад. Описание дороги туда находится здесь http://www.skitalets.ru/water/2005/sob_trusk/ . Это очень хорошее описание, но с небольшой неточностью: от реки до водопада не 12, а 17 км. Первый час до пересечения с Восточным Нырдвоменшором я шла по шикарной дороге. Тверская, не ниже.


0 0


0 0

В голове вертелся вопрос «Что за техника здесь может пройти?» Ее останки попадались мне по дороге. Еще часа через два дорога последний раз пересекла ручей и пошла слева от него. Начался пологий подъем. Стала видна слева гора Сфинкс с ее двумя вершинами.


0 0

Скоро я увидела слева от дороги озеро.


0 0


Миновав его и пройдя еще полчасика, я перешла через ручей, вытекающий из озера. И там я покинула вездеходку, повернув налево по явной колее, идущей в ущелье ручья Северный Нырдвоменшор перед горой Сфинкс. Именно на этом ручье находится водопад. От поворота до водопада около 5 км. Дорога хорошая, но с крутыми подъемами и спусками. Виды красивейшие!


0 0

Дошла до базы геологов, вернее до ее пепелища.


0 0

Потом дорога спустилась к ручью и закончилась. Там впадает еще один ручей, и образуется что-то типа развилки. Брать нужно левее. Еще 600-700м карабканья по камням, скалам, и я у водопада.


0 0

Но его не видно! Какие-то две невнятные струи и ванночка. Чтобы увидеть хотя бы его нижний уровень, я перелезла через левый скальный отрог и увидела ЕГО. Какая энергия и мощь!

1 0

Весь путь туда и обратно занял у меня 10 часов. Это была замечательная прогулка. Я пожалела только об одном, что я не прихватила с собой кроссовки. Сапоги там необходимы, но часть пути (почти половину) можно пройти и в кроссовках.
На следующий день мы доплыли до Харпа и встали в километре от него на правом берегу. Дома уже были видны. Местные жители на другом берегу ловили рыбу. На другой день мы подплыли к поселку и причалились на галечнике за трубой через реку перед первым порогом.


0 0

Харп – поселок большой с зоной строгого режима, производством, многоэтажными домами и магазинами. Рядом с рекой там есть гостиница «Собь», метрах в 300 супермаркет. Он небольшой, но все необходимое, включая экзотические фрукты и креветки, там есть по обычным ценам. В этом же здании находится большой хозяйственный магазин, там же мы купили ошейник взамен потерянного при киле. Продаются рыболовные снасти.
Второй порог находится за автомобильным мостом. Пороги оказались не слишком простыми для каркасной байдарки. Не имея достаточного опыта, мы провели лодку по правому берегу.

Река Собь является левым притоком Оби. Она берет свое начало на западном склоне Уральских гор, пересекает хребет и течет уже по восточному склону. У реки Собь всегда было большое транспортное значение, т.к. она являлась одной из немногих дорог из Европы в Азию и обратно. Даже железная дорога от станции Сейда до Харпа проложена именно вдоль русла Соби. В верховьях река Собь имеет типичный горный характер с каменистым дном, чистой и прозрачной водой, быстрым течением. Напротив поселка Харп есть знаменитый порог, который при высокой воде может представлять из себя серьезное препятствие. В Соби водится европейский хариус и щука (в нижнем течении). Также может попасться таймень, чир, пелядь и даже муксун. В поселке Харп стоит Собский рыборазводный завод, в задачи которого входит восстановление популяции ценных видов рыб в Нижне-Обском бассейне (муксуна, пеляди, чира, нельмы, осетра). В нижнем течении Собь приобретает черты типичной равнинной реки: пологие берега, широкое русло, скорость течения заметно снижается, по берегам преимущественно лиственничный лес и кустарник. В сезон много грибов и ягод (черника, брусника, морошка). В нижнем течении водится в основном щука, плотва, окунь. Щуки довольно много и она крупная, в среднме 7-8 кг, встречаются экземпляры до 12 кг. На данной странице мы предлагаем рыбалку на реке Собь от поселка Харп до поселка Катравож. Этот рыболовный тур на Собь получается самым недорогим и демократичным, т.к. заброска на маршрут предполагается по железной дороге, т.е. без привлечения дорогостоящей гусеничной техники, колесной техники или еще более дорогого вертолета.





Программа рыбалки на реке Собь и ее притоке Хараматолоу

Это единственный наш рыболовный тур, где встреча группа происходит не на вокзале, а прямо в поезде. Наш проводник подсядет в поезд к проезжающей мимо группе и произойдет это на вокзале города Инта. Проводник будет со всем скарбом: с катамаранами, с кемпинговым оборудованием и т.д.

Наши туристы вместе с проводником (-ами) проедут около 8 часов от Инты до станции Харп. В Харпе группу будет встречать машина, которая отвезет всех на берег реки Собь. Группу высадят на берег чуть ниже знаменитого порога, который располагается ниже моста через реку. Порог временами бывает серьезным и его сложность доходит до 2-3 категории, поэтому, нет смысла лишний раз рисковать и проходить его по воде. Лучше уж встать на весла ниже порога.

На берег Соби группа совместно с проводником собирает катамараны, укладывает вещи. Параллельно готовится обед. После обеда - начало сплава по реке Собь.

Одна из причин, почему мы выбрали точкой старта станцию Харп, является тот факт, что от Харпа Собь уходит в сторону от железной дороги и протекает по абсолютно диким и нетронутым местам Полярного Урала. Никакого соседства с железной дорогой и никакого антропогенного влияния!

Второй, третий и четвертый день рыбалки на Соби будут посвящены сплаву и, собственно, рыбалке на европейского хариуса и щуку. Примерно через 25 км сплава от Харпа группа проплывает мимо устья реки Ханмей. Тут обязательно надо сделать остановку, а в идеале, даже сделать дневку на этом месте и пройтись вверх по течению Ханмея, чтобы порыбачить на хариуса.

Ниже Харпа на 43 километра (18 км от устья Ханмея) нашим туристам придется проплывать мимо устья еще одной замечательной реки - Хараматалоу. Хараматалоу так же следует уделить внимание и обязательно подняться выше ее порогов - там отличная рыбалка на трофейного хариуса!

Ниже реки Хараматалоу характер реки Собь поменяется и она из горной превратится в типичную равнинную реку с широким руслом, пологими берегами и кустарниками по берегам. Рыбалка будет в основном на щуку и хариуса будет встречаться все меньше и меньше. Для разнообразия рациона обязательно надо заглянуть в лес в поисках грибов и морошки (если будет подходящий сезон).

На пятый, шестой и седьмой день сплава группа рыбаков выйдет на среднее и нижнее течение реки Собь. В основе своей попадаться на крючок будут щуки, немного белорыбицы (плотва, окунь) и возможен таймень (но к вылову он, как известно, запрещен и его обязательно надо отпускать)

Река Собь на этом участке становится полноводной и нашим туристам будут встречаться местные рыбаки, которые поднимаются на моторных лодках и даже катерах от Катравожа или даже от населенных пунктов, расположенных на Оби. В общем, рыбацкая жизнь в нижнем и среднем течении Соби кипит и бурлит! Самое интересное в том, что рыбы хватает всем. Щуки так много, что еще никто не уезжал с Соби без рыбы.

Все наши группы сплавляются на катамаранах (мы не используем байдарки и рафты). Как показала практика, катамаран это лучшее средство сплава по рекам Урала. Он достаточно устойчив, прост в сборке и эксплуатации и в собранном виде занимаем минимум места. Для сплава по реке Собь подходит идеально. При желании наших туристов мы можем катамараны снабдить небольшими лодочными моторами, что позволит проходить бесперспективные для рыбалки участки быстрее, не задерживаясь.

В течении этой рыбалки сплавом группа в обязательном порядке сделает одну, а может и две, дневные стоянки. Во время стоянки организовывается туристическая баня, туристы отдыхают, совершают прогулки в виде радиалок к озерам и старицам Соби (иногда в старицах водится особо крупная щука).

Восьмой день последний и он будет посвящен выходу с маршрута. По идее, уже вечером седьмого дня группа должна подойти к поселку Катравож и встать лагерем неподалеку от него.

Утром восьмого дня наши туристы загружаются с лодки или в катер (с ним будет предварительная договоренность) и начинают спуск по Оби от поселка Катравож до поселка Лабытнанги. Обь имеет очень широкое русло и при сильном ветре тут зачастую поднимается волна. Нередки случаи, когда лодки и даже катера переворачиваются на этой волне. Поэтому, в лодке или на катере надо обязательно находиться в страховочном жилете! Ни в коем случае нельзя пренебрегать правилами безопасности.

По прибытию в Лабытнанги группу наших туристов встретит автомобиль и отвезет вещи и людей на жд-станцию "Лабытнанги". Если позволит время, то наши гости могут на пароме (ходит через каждые 15 минут) переправиться в Салехард (находится на другом берегу Оби) и посетить Обдорский острог, пофотографироваться возле статуи мамонта и просто посмотреть город Салехард. Вечером отправление поезда из Лабытнанги. В Инте наш проводник сойдет с поезда (вместе со всем скарбом), а наши гости поедут дальше, домой.