Отчет по экскурсии сезонные изменения. Сезонные изменения в природе летом, осенью, зимой и весной. Деление на группы

Сезонные изменения в живой природе


Подготовила Нилова Анастасия ученица 10А класса

Научный руководитель: Соболева Татьяна Геннадьевна


Введение


«Осенняя пора, очей очарованье…» так отзывался А.С.Пушкин об осени. Об осени так же сложено много народных пословиц и поговорок, например: «Осень - это перемен восемь; сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сапит, сверху льет, снизу метет».

Сентябрь нехотя замыкает лето. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, поостыл воздух, срывается с деревьев первый желтый лист. Этот месяц называли "листопадом", "летопродавцем", "вересень" - еще одно имя сентября. Это пора цветения вереска - вечнозеленого низкого кустарника, часто встречающегося в Полесье, в лесах и иногда в лесостепи. Действительно, с наступлением осени листья на деревьях окрашивают в золотые тона, становится холоднее, меняется длина дня. Все меньше светит солнышко и все больше льют дожди. Но почему же так происходит? Зачем происходят такие изменения в природе, жизни растений и животных?


1. Изменение погодных условий


Годовой ход температур. В течение года температура воздуха постоянно меняется. При переходе от лета к осени температура понижается. В первую очередь температура изменяется из-за изменения угла падения солнечных лучей. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечной энергии приходится на единицу площади земной поверхности, а значит, тем сильнее она нагреется, и сильнее нагреется воздух от нее. Осенью угол падения солнечных лучей меньше, чем летом, поэтому наблюдается заметное снижение температуры воздуха.

Однако на изменение температуры воздуха может повлиять и движение воздушных масс: приход теплых или холодных воздушных масс может существенно изменить типичный суточный ход температуры воздуха.

Так же изменение температуры воздуха при его нисходящих и восходящих движениях во многом зависит от того, сколько в нем содержится водяного пара.

Осадки. Атмосферные осадки - это содержащаяся влага в облаках, <#"227" src="doc_zip1.jpg" />


Иней - это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

Длина светового дня. Осенью световой день становится короче, а ночь - длиннее. Это связано со скоростью движения Земли по орбите. Ось вращения Земли наклонена, поэтому в течение года меняется длина светового дня. Его продолжительность меняется также с изменением географической широты.

Вывод: Осень - время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха, отчего погода то ненастная и дождливая, то теплая и сухая. Уменьшается приток солнечного тепла. Погода осенью неустойчивая, часто случаются дожди, но в первой половине сентября нередки хорошие ясные солнечные дни.


Сезонные изменения в жизни растений


Травянистые растения: большая часть травянистых растений, а именно стебли и листья отмирают на зиму, реже остаются в виде подземных видоизмененных корней, клубней, корневищ, луковиц в которых находится, запас питательных веществ, и может быть использован растением на следующий год на новый вегетативный период.

Цветы: увядание цветка означает лишь переход к новой стадии жизни растения. В большинстве случаев это зависит от температурного режима осенью, а также от чрезмерной влажности воздуха, недостатка света.

Изменение окраски и опадение листьев: летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.

Выводы: Осень - переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега.


Сезонные изменения в жизни животных


Приспособления холоднокровных животных к зимовке. Холоднокровные животные переносят зиму в неактивном состоянии. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.

Приспособления теплокровных животных к зимовке. Теплокровные животные обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее. Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40% массы тела, и устраиваются в убежище.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.

Выводы: Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Установлено, что основным регулирующим фактором сезонных изменений в жизни животных является не смена температур, а изменения длины дня в течение года.

осадки животное зимовка сезонный



Осень - волшебное время года. Все дорожки в парке устланы листвой и хвоей. Капли дождя отстукивают по земле приглушенный ритм. И мы с осенью шаг за шагом приближаемся к переменам. Осень - предвестник зимы, время наступления первых холодов. Осень - время, когда небо становится тёмным, а день - коротким. Осень - время обучения. Осень - время дождей. Осень - время поэтов. И ещё осень - это первый снег. А, значит, зима близко…


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тип: Урок-экскурсия

Подготовила:Репченко Д.С.

Класс: 1

Тема: «Природа осенью».

Цель: Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе с наступлением осени.

Задачи:

    Образовательные : познакомить детей с понятием «окружающий мир»; расширить представление обучающихся о приметах осени; формировать у детей понятия «живая и неживая природа».

    Развивающие: развивать умение наблюдать за осенними изменениями в природе, память, мышление, внимание, связную устную речь учащихся, эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте осенней природы.

    Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру, умение работать в коллективе, в малой группе.

Оборудование: опавшие листья разных деревьев, репродукции осенних пейзажей, стихотворения об осени, цветные мелки.

Ход урока:

    Организационный момент

Ребята, прозвенел звонок, но сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-экскурсия. Итак, мы отправимся в школьный двор. (Организованно выходим на улицу.)

Деление на группы:

- Назначение старшего в классе, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий.

1 группа – листья

2 группа – фрукты

3 группа – овощи

- В каждой группе выберите командира, который будет отвечать за дисциплину, а группе.

    Актуализация знаний

Ребята, послушайте стихотворение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

О каком времени года написано это стихотворение? (об осени)

Вот сегодня наш урок-экскурсия посвящается осени. Тема нашего урока «Золотая осень».

    Работа по теме урока

Ребята, посмотрите на наш школьный двор. Как красиво вокруг! Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)

А назовите, что вы видите в нашем дворе? (Дети перечисляют.)

А что из того, что вы перечислили сделано руками человека? (Дети перечисляют.)

А что создано природой? (Называют.)

Но ведь природа тоже бывает разная, «живая» и «неживая».

Давайте подойдем к дереву. Как вы думаете, оно живое или нет? Докажите.

(Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается…)

А вот пролетел воробей. Он живой? Докажите. (Доказывают.)

Посмотрите на небо. Что мы видим? (облака, солнце) Они живые? (Нет, они не дышат, не растут, не умирает, не размножается.)

Вот мы и определили признаки живого и неживого.

Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «живой» природе.

(деревья, птицы, цветы).

Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «неживой» природе.

(солнце, облака, камень, песок, ветер).

Вывод:

Итак, природа бывает «живая» и «неживая».

Сегодня мы понаблюдаем с вами за природой. Какое сейчас время года? (Осень.)

Как красиво осенью! Меняется все. И живая природа, и неживая.

1.Задание

1 группа

-Проблемный вопрос.

Скажите, как изменилась неживая природа? (Солнце уже не греет, как летом, небо кажется ниже. Ветер дует часто. Дожди идут. Холодно.)

2 группе

-Проблемный вопрос.

А как изменилась живая природа? (Птицы улетают на юг. Листья желтеют, краснеют, опадают. Животные запасают на зиму припасы.)

3 группа.

А как изменилась жизнь людей с приходом осени? (Одеваемся теплее, в садах и огородах, на полях убирают урожай.)

Все верно. Молодцы!

Ну а сейчас мы отдохнем.

    Физкультминутка.

Посмотрите, какие деревья растут в нашем дворе?

Например (дуб, березы, клен, яблони, ясень…)

    Дидактическая игра «Угадай дерево».

А теперь мы поиграем, я вам буду показывать опавшие листья, а вы мне назовете дерево, с которого этот лист (учитель показывает детям заранее приготовленные листья, дети угадывают).

А кто-нибудь знает, почему листья осенью опадают? (Ответы детей)

Рассказ учителя

Ребята, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья – не мусор: они очень нужны почве и растениям.

Посмотрите, какие красивые и необычные опавшие листья.

Какого цвета? (дети рассматривают опавшие листья, называя их цвета ).

Природа осенью необычайно красива. Многие поэты и художники воспевают эту красоту. Мы много читали и заучивали стихотворений об осени. Вспомните. (Если дети затрудняются, учитель читает заранее подготовленные стихотворения). Авторы называют осень золотой, багряной, прекрасной…

Как и поэты, художники, тоже восхищаются осенней природой. Посмотрите, какие замечательные картины пишут художники (дети рассматривают репродукции,картины художников).

    Практическая работа

Теперь, я хочу, чтобы вы тоже стали художниками, и нарисовали осенние деревья. Показали всю красоту осенней природы.

Для этого вы были поделены на 3 группы (дети под руководством учителя рисуют на асфальте выбранные деревья).

После того, как вы нарисуете мы выберем лучший рисунок группы.

    Итог урока.

Ребята, что же нового вы узнали сегодня на уроке-экскурсии? (ответы детей).

Мы рассматривали то, что нас окружает. Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)

Какая бывает природа? (живая и неживая).

Вспомните признаки живой природы, приведите примеры.

Вспомните признаки неживой природы, приведите примеры.

Как же меняется природа с приходом осени?

Вы сегодня замечательно работали на уроке. Спасибо, молодцы. А сейчас мы отправляемся в класс. (Организованно возвращаемся в школу).

Тема: «Экскурсия в лес. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Цели:

Уточнить представления уч-ся о сезонных изменениях в природе осенью, расширять их кругозор;

Коррекция познавательной деятельности, развитие умений наблюдать за живой и неживой природой, обогащение

Словаря и развитие связной устной речи;

Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: иллюстрации по теме «Осень», сюжетные картинки по теме «Осень», серия картинок по теме «Труд людей осенью», демонстрационный материал «Времена года», коррекционная игра «Времена года и погода», календарь природы и труда, знаки погоды, тетради, простые и цветные карандаши, инструктаж по ТБ и правилам поведения на экскурсии, мяч, листы экскурсии.

Ход урока.

Структурные части урока,

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Оборудование

Задание на дом

1. Организационный момент.

1.1.Проверка готовности к уроку.

1.2. Коррекционная игра «Времена года и погода».

1.3. Определение погоды дня.

1.2. Повторяют названия времён года, их основные признаки и погодные изменения.

1.3. В классе, на стенде «Календарь природы и труда», в разделе «Погода дня» отмечают знаками погодные характеристики текущего дня.

Демонстрационный материал «Времена года», иллюстрации по теме «Осень»

Календарь природы и труда, основные знаки погоды

II. Основная часть.

2.1.Сообщение темы и цели урока.

2.2.Знакомство уч-ся с маршрутом движения, экскурсии.

2.3.Инструктаж уч-ся по ТБ и правилам поведения на экскурсии.

2.4.Организованное построение и выход на экскурсию.

2.2.Принимают участие в обсуждении маршрута движения.

2.3.Повторяют основные правила ПДД, поведения на экскурсии.

2.4.Строятся и выходят на экскурсию.

Намеченный экскурсионный маршрут движения уч-ся, папка с инструкциями и правилами по ТБ и охране жизни и здоровья уч-ся

III. Проведение экскурсии.

3.1. Движение по маршруту, выявление признаков наступления осени.

3.2.Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью, за изменениями погоды осенью.

3.3.Комментарии по заполнению листов экскурсии.

3.1. Следуют за учителем по избранному маршруту.

3.2. Наблюдают за изменениями в природе осенью.

3.3.Устно отвечают на вопросы по ходу экскурсии, выполняют задания.

Листы экскурсии,

простые карандаши

IV. Игра «Большой - маленький».

4.1.Строятся в круг, в произвольном порядке бросают друг другу мяч и называют объекты живой и неживой природы, природные явления, например: «камень-камешек», «ручей-ручеёк» и т.п.

Резиновый мяч

V. Заключительная часть.

5.1.Возвращение в школу, класс.

5.2.Подведение итогов экскурсии, оформление результатов:

5.2.1. Обсуждение результатов экскурсии, оформление записей.

5.2.2. Выполнение рисунков в тетрадях.

5.1. Следуют обратно за учителем по избранному маршруту.

5.2. Заполняют листы экскурсии.

5.2.1. Принимают участие в обсуждении итогов экскурсии.

5.2.2. Выполняют рисунки по теме экскурсии.

Тетради, иллюстрации по теме «Осень», сюжетные картинки по теме «Осень», простые и цветные карандаши

Сделать подписи под картинками «Труд людей осенью»

VI. Домашнее задание.

Выполнить последний рисунок

VII. Итог урока.

7.1. Уборка рабочих мест.

7.1. Убирают рабочие места.


Урок — экскурсия направлен на углубление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе.коррекцию зрительного восприятия через наблюдение за природой, а также воспитание умения вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывает бережное отношение к животным.

Цели:

  1. Углубить и расширить представления о сезонных изменениях в природе.
  2. Коррекция зрительного восприятия через наблюдение за природой.
  3. Воспитывать умение вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывать бережное отношение к животным.

Ход занятия:

Оргмомент:

Здравствуйте, ребята! Подровнялись. Тихонько садитесь. Начинаем урок.

Предварительная беседа в классе:

Мы продолжаем изучать сезонные изменения в природе. Скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

Какое время года сейчас? (Осень).

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

А что происходит с деревьями, травой, цветами? (Деревья сбрасывают листву, трава и цветы увядают)

Как ведут себя осенью животные, птицы, насекомые? (Делают запасы пищи, утепляют жилища и т.д.)

Молодцы! И что бы нам поближе познакомиться с осенней природой, мы с вами проведем наш урок в парке. Итак, мы отправляемся на экскурсию.

На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:

  • Не отходить далеко от группы;
  • Не сорить;
  • Внимательно слушать учителя;
  • При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить.

Экскурсия:

Итак, ребята, вот мы и пришли в парк. Что мы видим вокруг? (Деревья, клумбы, газоны и т.д.).

А может кто – нибудь знает названия деревьев, которые здесь растут?

Ребята! Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом?

(Листья на деревьях пожелтели и осыпались, трава завяла, цветы тоже и т.д.)

А как вы думаете, зачем осенью деревья сбрасывают свои листья? (Так они готовятся к зиме)

А почему именно так? Деревья берут вещества, необходимые для жизни из земли. Осенью их становится меньше. И чтобы не тратить лишние вещества на свои «наряды», деревья их сбрасывают. Но не все деревья такие. Хвойные деревья стоят зелеными круглый год, потому что вместо листьев у них иголочки – хвоя. В ней за лето накапливается достаточно питательных веществ для того, чтобы дерево оставалось зеленым и зимой.

А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т.д.)

А слышите ли вы птиц? (Нет)

А почему? (Они улетели в теплые края)

А почему осенью птицы улетают? (Становится холодно. Мало корма)

А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи и т.д.)

Правильно. А какие птицы зимуют у нас? (Снегири, синицы, голуби и т.д.)

Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.

А теперь еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.

Каким стал воздух с приходом осени? (Более холодным).

Нравится вам осенняя природа?

А какое время года вам нравится больше?

Что вы чувствуете? Может кто – то вспомнил какую – нибудь песню или стихотворение?

Наблюдение:

А сейчас, ребята, пронаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? (Голубое, чистое, безоблачное)
Ребята, а солнце светит так же ярко и греет, как и летом? (Нет. Светит не так ярко и не греет.)

Практическая работа:

А теперь в своих тетрадях зарисуйте что – нибудь из того, что вы видите, что вам больше всего понравилось.

А сейчас выполните еще одно задание. Каждый из вас должен собрать листья, веточки, травинки. Но не берите все подряд, выбирайте более красивые.

Теперь, ребята, все подходим ко мне. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

Итак, листочки, которые мы собрали, не выбрасывайте, берите их с собой. Возвращаемся в класс.

Игра:

А сейчас давайте немножко поиграем. Разделитесь на две команды. Теперь каждая команда по очереди будет называть признаки осени. Кто больше назовет, тот и победил.

Обобщающая беседа в классе:

Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали об осени.

Что происходит с природой осенью? (Воздух становится холоднее, птицы улетают в теплые края, деревья сбрасывают листву)

А почему они это делают? (Потому что становится мало веществ, необходимых для жизни.)

А все деревья так делают? (Нет. Хвойные деревья остаются зелеными круглый год)

А почему? (Потому что вместо листьев у них хвоя, в которой находится необходимое количество питательных веществ).

Домашнее задание:

Дома вы должны будете составить осенний букет из листьев, которые вы собрали сегодня. Завтра мы устроим конкурс на самый лучший осенний букет.

Демина Олеся Васильевна,
логопед, олигофренопедагог,
МБОУ ООШ №1,
г. Слюдянки Иркутской области

Нина Дырнаева
Конспект игры-экскурсии «Сезонные изменения в природе. Ищем осень»

Конспект экскурсии- игры по теме

«Сезонные изменения в природе . Ищем осень ».

Цели : Познакомить детей с явлениями живой и неживой природы , присущими осени , научить обнаруживать зависимости между явлениями природы .

Развивать наблюдательность, умение анализировать.

Воспитывать любовь к природе , понимание её красоты, заботливого отношения к ней.

Развитие речи детей.

Словарь : Клен рябина крылатки вездеход

Оборудование : веревочка, таблички, картинка.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Вводная беседа.

Ребята, какое сейчас время года?

-Осень .

А где она? Вы видели ее?

Нет, еще тепло…

Но осень то пришла . Какой сейчас месяц?

Сентябрь.

Это осенний месяц ?

Но осень то пришла . Где она? Может быть она спряталась? Пойдемте искать, где спряталась осень .

Искать будем по картинке «Осень » . Вы знаете признаки осени ? Давайте вместе составим ее портрет.

Учитель показывает картинки березы. Она еще с зеленой кроной, в которой видны несколько желтых листьев.

Назовите признаки осени на березе .

Желтые листья.

Верно! Вот и пойдем искать по этому признаку осень .

Учитель предлагает детям «поехать» на вездеходе под названием «Желтый лист» .

А где мы возьмем вездеход?

Да вот же он!

Учитель достает мягкую веревку, по размеру соответствующую количеству детей в классе, стоящих друг за другом. Дети берут веревочку в руки справа и слева.

Вездеход готов к движению!

Движение детей организуется по маршруту, выбранному учителем. Это лес.

3. Первая остановка – у березы.

Полюбуйтесь березой, посмотрите на нее внимательно и постарайтесь найти на ней признаки осени . Кто помнит, какой главный признак осени ?

Желтые листья.

Молодцы! Разгадали загадку осени . Нашли, где она прячется. Еще раз подумайте и скажите, какого цвета осень ?

-Осень желтая…

А теперь поищем другой признак осени . Будем искать на земле. Посмотрите, что это?

Это опавшие листья.

Какие листья лежат под березой?

Правильно.

Учитель предлагает сравнить две березы по количеству желтых листьев на кроне. Далее предлагается собрать опавшие листья для изготовления аппликации.

4. Вторая остановка – у рябины и у клена.

Какого цвета листья у рябины?

Красные.

Обратите внимание, какие у рябины плоды.

Какого цвета листья у клена?

А какие плоды?

Правильно, у клена плоды – крылатки. Сравните листья клена и рябины. Они одинаковые?

Нет, они разные.

Листья клена и рябины отличаются по цвету и форме. Соберите листья для аппликации.

Мы с вами попали в сказочную страну по имени Лес. Эти деревья знакомы вам с детства. Вместе с ними мы попадаем в сказку. В лесу вериться, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие сказочные герои. Но некоторые нехорошие люди спиливают деревья, ломают их. Можно это делать?

А кто знает, как нужно вести себя в лесу?

Дети рассказывают о правилах поведения в лесу.

Лес – наше богатство. Его нужно беречь, охранять от плохих людей, от огня. В лес мы приходим отдыхать, собирать грибы, ягоды. И пусть он всегда остается таким же зеленым, красивым, чистым как сейчас.

Подводится итог экскурсии.

Что интересного вы увидели сегодня в лесу?

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

Экскурсия заканчивается, дети идут в приют вместе с воспитателем.