Матушка рахиль спасо бородинский монастырь. День памяти преподобной рахили бородинской. Житие преподобной Рахили

Мария Михайловна Короткова, именуемая в православии как Рахиль Бородинская, была уроженкой Смоленской Губернии. Родилась Мария в 1833 году, в семье купца. С детства она была добросердечна к бедным, охотно помогала им и много молилась. Когда Марии исполнилось 14 лет, она посетила Киево-Печерскую Лавру и приложилась к мощам Феодосия Печерского. Мария молилась о своем решении пойти в монастырь и посвятить свою жизнь Господу. Сам Преподобный явил ей тогда свой образ.

В 17 лет Марию постиг несчастный случай и она заболела. В Болдинском монастыре, в который она отправилась молиться об исцелении, Мария дала обет монашеского пострига. Господь тотчас исцелил ее и она еще больше утвердилась в своем намерении.

Когда Марии исполнилось 18 лет, родители захотели отдать ее в жены посватавшемуся к ней купцу. Но Мария, помня о своем обете, тайно оставила отчий дом и пошла послушницей в Вознесенский монастырь. Отец, который любил дочь и был расстроен, отправился за ней, чтобы вернуть. Но получив разъяснения сестер о том, что Мария нуждается в его поддержке и благословении на этот духовный подвиг, смирился и одарил обитель щедрыми подношениями.

Через некоторое время Мария приняла решение уйти из монастыря. Паломничество монахини длилось несколько лет. Мария посещала храмы, монастыри, много молилась и помогала другим. Сама же святая ничего не просила для себя и жила в бедности, изредка принимая помощь людей. Организм ее и плоть были измождены, она вытерпела много телесных страданий.

Наконец, странствования Марии привели ее во Владычный Серпуховский монастырь. Там она была пострижена в рясофор и наречена Павлом. Постриг совершал святитель Филарет Московский. Через несколько лет ее перевели в Спасо-Бородинскую обитель, где Мария несла послушание до конца своих дней. Тяжко трудилась она на кухне, усердно молясь и получая утешение, когда не было возможности из-за многих дел посещать службу в храме.

В 1885 Марию постригли в малую схиму с именем Митродор и она получила послушание при святом алтаре. Иногда матушке приходилось готовить и на кухне для высоких гостей, так как в этом ей не было равных. Наконец, в 1915 году произошло главное событие в жизни Марии – постриг в великую схиму. Схимонахиню нарекли Рахиль. С тех пор она стала управлять богадельней. Матушка по-прежнему много трудилась и наставляла приходящих к ней на путь истинный. Сама Матерь Божия помогала и покровительствовала ей.

До самой кончины своей матушка Рахиль отказывала себе во всем, даже в маленьких радостях. Вела скромную и благопристойную жизнь. Она была бесконечно добра и трудолюбива, кормила всех, кто к ней приходил и помогала советом. Перед своей смертью, о которой матушка знала заранее, она много молилась и давала напутствия. Преподобная Рахиль причислена к лику святых в 1996 году.

Схимонахиня Рахиль (Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве и паломничеству к святым местам, странно- и нищелюбием. Во время паломничества в Киево-Печерскую Лавру ей явился преподобный Феодосий, благословивший ее на монашеский подвиг. Оставив суету и богатства мира, она покидает родительский дом и, укрепляемая благословением Пресвятой Богородицы на девство, поселяется в 1861 году в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1867 году Мария (таким было имя будущей старицы в миру) была переведена в Серпуховской Владычный монастырь, откуда в 1872 году она переходит в Спасо-Бородинскую женскую обитель и поселяется в ней до конца жизни.На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла (такое имя ей было наречено при постриге святым митрополитом Московским Филаретом) была пострижена в мантию с наречением имени Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из рук его кадило, полное жара и фимиама. Не раз монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.Монахине Митродоре было уже более семидесяти лет, когда в видении Господь явил ей невероятно больших размеров гроб со стоящей в нем схимницей - это было указание на принятие ею высшего монашеского чина. 17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне.Уже тогда к схимонахине Рахили стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица, смущенная этой просьбой, всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: "Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых". Это было благословение на подвиг старчеств, к которому Господь готовил ее всю жизнь. Из многочисленных свидетельств современников известно о ее прозорливости и чудесах. Прозорливо провидела матушка Рахиль и время своего отшествия из этой жизни. 8 сентября 1928 года многим свои посетителям она сказала, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала. Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года. Как старица и предсказывала, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители.

Молитвы

Тропарь преподобной Рахили Бородинской глас 5

Яко маслина многоплодна возросла еси во обители Бородинстей, и процветши да-ровании исцелений и чудес, преподобная мати Рахиле, плод сторичный принесла еси, повелением Богородицы всеусердно ближнему послуживши, кротостию и лю-бовию многих на путь спасения наставляющи и добродетели научающи, тем же светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш, Его же моли спасти и просветити души наша.

Кондак преподобной Рахили Бородинской глас 2

Заповеди Господни исполнив, старчества Благодать восприяла еси, немощи немощных носящи, священна жертва принеслася еси, агнице кроткой тезоименита, исцелений реки и ныне источаеши, тем же мы, чада твоя, любовию притекающи вопием: преподобная мати Раxиле, моли Владыку Христа и Пречистую Матерь Его спастися душам нашим.

Молитва первая преподобной Рахили Бородинской

О незлобивая и кроткая, праведная старице, преподобная мати Рахиле, новая чудотворице и молитвеннице за род христианский! Се мы, грехми и треволненьми житейскаго моря обуреваеми, от глубины сердечныя взываем ти: не остави нас, немощных, печальных и унылых призрением милостивнаго твоего заступления!Во дни земнаго жития твоего явилася еси болящим безмездная целительница, алчущим милостивая кормительница, заблуждшим наставница, скорбящим и обидимым утешительница милосердная и всем притекающим к тебе скорая помощница и чадолюбивая мати. И ныне вемы, яко дана тебе от Господа и Пречистой Богородицы благодать молитися за ны.О верная слуго Христова, сторицею возрастившая данный тебе талант, уврачуй страсти душ и телес наших, укрепи в добродетели и настави на путь покаяния: умягчи наша злая и хладная сердца, да паче всего возлюбим Христа, в Немже и ближняго своего. Умоли Господа сил низпослати милость Свою многострадальному Отечеству нашему и святей обители сей, в ней же подвизалася еси, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: и тако достигнем в немятежное пристанище Небеснаго Царствия, идеже ты в незаходимей сияеши славе, воспевая со всеми святыми хвалебную песнь Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая преподобной Рахили Бородинской

О достоблаженная старице наша, преподобная мати Рахиле, недужных и скорбных скорая утешительнице и целительнице! Приими ныне моление недостойных чад твоих и донеси сей малый плод сердец и устен наших ко престолу Божию, да предстательством твоим низпослет нам Милосердный Господь щедроты Своя: подаст благоденствие Отечеству нашему и обители сей: избавит от труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани: недужным дарует исцеление, скорбящим утешение: гордых смирит, нерадивых к покаянию обратит, монашествуюших дух в горении к Богу укрепит: всем православным Христианом подаст, яже ко спасению потребная: наипаче же явит нам милость на Страшнем судище Своем и вселит в обители Небесныя со всеми святыми: Емуже подобает хвала и слава, честь и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Почитание святого в Спасо-Бородинском монастыре

Преподобная Рахиль (в миру Мария) родилась в 1833 году в Дорогобуже, уездном городе Смоленской губернии. Ее родители, Михаил и Мелания Коротковы, принадлежали к купеческому сословию и занимались чайной торговлей. Рано потеряв мать, Мария осталась у отца единственной наследницей и воспитывалась им в традициях христианского благочестия. Получив соответствующее своему сословию образование, она была привлечена к торговому делу и помогала в сортировке и фасовке чая. С ранних лет дочь купца Короткова отличалась любовью к храму Божьему. Детским забавам предпочитала чтение житий святых, уединение и молитву. Деньги и одежду, которые имела в достатке, щедро раздавала нищим. Любила принимать и кормить странников. Слушая рассказы людей Божиих о святых местах и подвижниках, отроковица возгорелась желанием чистого святого жития. Подражая преподобным, она сменила мягкую постель на суровое ложе из досок, но родитель воспрепятствовал этому начинанию.

Четырнадцати лет от роду Мария с группой земляков совершила пешее паломничество в Киев, где удостоилась чудесного знамения. Находясь в Печерской Лавре, она сквозь толпу богомольцев неведомой силой была перенесена к раке святых мощей преподобного Феодосия и сподобилась явления самого начальника российского монашества.

Преподав отроковице благословение, он утвердил ее в боголюбезном желании иночества. С тех пор угодница Божия особенно почитала этого святого, подражая по силе его житию и подвигам. Вернувшись в Дорогобуж, преподобная провела в родительском доме еще два года, надеясь получить от отца благословение на монашеский путь. Однако, Михаил Коротков стал готовить дочь к замужеству и вывозить «в свет». Ей шили богатые наряды, учили танцевать, держать себя в обществе. Не желая расстраивать родителя-вдовца, Мария послушно исполняла его желания, но светские удовольствия и развлечения мира сего были ей в тягость. Она отклоняла все попытки сватовства и горячо молилась об исполнении своего заветного желания.

Благочестивая девица продолжала щедрой рукой благотворить бедным и совершала паломничества в окрестные храмы и монастыри, находя в этом утешение и черпая духовные силы. Любимым местом ее богомолья стала Троице-Болдина обитель. Там, исцелившись у святых мощей преподобного Герасима Болдинского от тяжелой глазной болезни, дочь купца Короткова дала обет оставить мир. Тем временем отец составил для Марии блестящую партию. Он намеревался выдать ее за очень состоятельного купца. Боясь прогневать родителя прямым отказом и сознавая опасность быть связанной брачными узами вопреки своему желанию, благочестивая девица просила дать ей время на размышление. Под этим предлогом она отправилась на богомолье в Смоленск к чудотворной иконе Богородицы Одигитрии.

Прибыв туда в сентябре-августе 1851 года и желая как можно скорее исполнить свой обет, Мария немедленно поступила в древний Вознесенский монастырь. А через некоторое время, взволнованный ее долгим отсутствием, в Смоленск приехал сам купец Короткое. Найдя дочь в монастыре, богобоязненный родитель не решился противиться ее решению и благословил свое единственное чадо на спасительный путь иночества. При этом он сделал значительный вклад на восстановление обители, еще не оправившейся от разорения в войну 1812 года. Невольно обнаружив свое происхождение пред сестрами монастыря, Мария из смиренного положения безродной пришелицы, выполнявшей самую тяжелую и грязную работу, вдруг стала дочерью богатого купца вкладчика, была освобождена от трудов, не подобающих ее сословию, и приближена к игумений. Благочестивый родитель часто посещал ее, обезпечивал деньгами и всем необходимым, подолгу жил в обители, находя в этом единственное утешение. Однако такое привилегированное положение не могло удовлетворить молодую подвижницу. В тайне от всех она раздавала привозимые ей вещи, продукты и деньги неимущим сестрам и беднякам, не оставляя себе ничего. А чтобы изнурить свою плоть, привыкшую ко многой неге, тайком в исподнем платье бросалась в заросли крапивы или шиповника. Прожив в Вознесенском монастыре около семи лет, Мария стала тяготиться пребыванием в Смоленске и думать об уходе в другое место, где ее никто бы не знал. Этому способствовал и один необыкновенный случай.

Как-то раз преподобную послали на монастырский хутор старшей по кухне. Монахини, прежде заведовавшие этим делом, возроптали на молодую послушницу и сговорились опозорить «выскочку».Не сообщив о приходе многочисленной группы косарей, не снабдив достаточным количеством продуктов, они оставили ее одну, без помощи, на поварне. Когда же пришло время трапезы, потребовали кормить всех, и сестер, и работников. Видя затруднительность положения, и не желая оставить голодными столько людей, Мария, улучив минуту, выбежала на двор. Укрывшись за стогом, она, воздев руки, взмолилась о помощи к Божией Матери. После краткой, но горячей молитвы, вернулась в поварню и стала спокойно раздавать пищу. И тут произошло чудо. Пищи, которой явно было недостаточно, хватило с избытком всем, и сестрам, и косарям. Но самое удивительное, что хлеба в тот день было отправлено в обитель больше, чем привезено оттуда на покос. Это необыкновенное событие возбудило у людей еще больший интерес к заключившей себя в монастырских стенах дочери купца Короткова. Смиренная послушница, привыкшая совершать добродетели в тайне и быть незаметной, твердо решила оставить Вознесенский монастырь и подъять подвиг странничества и нищеты Христа ради. Ночь накануне побега, Мария провела в молитве и под утро задремала, склонив голову на Евангелие. Проснувшись, она раскрыла его. «Аще кто хощет по Мне идти,-прочла она в 16 главе от Матфея,- да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет». Эти слова преподобная приняла как Божие благословение. В положенное время она проводила игумении в церковь, получила за свечным ящиком две просфоры и никем не замеченная вышла за монастырские ворота, не взяв с собою ни денег, ни вещей, ни документов. Мария направилась на юг, через Чернигов в Киев. Боясь погони, она следовала самыми глухими и безлюдными местами. Нередко ночь заставала ее под открытым небом, а заброшенные сараи и скирды служили пристанищем от непогоды и приютом для отдыха. Однако лишения не испугали странницу и не поколебали ее намерения. Желая оградить себя во время путешествия от душевного и телесного вреда, она горячо молилась Богоматери, вручая Ей свое девство и прося заступления. После одной из таких напряженных молитв на челе подвижницы даже выступили капли крови. Пречистая Дева вняла мольбам Своей угодницы, явилась ей, дав обетование быть ее Заступницей. Странствие преподобной продолжалось около 11-ти лет. Хранимая Богородицей, она прошла тысячи верст, побывала во многих монастырях, встречалась с известными и безызвестными подвижниками (есть версия, что достигла даже Иерусалима). Одежда странницы скоро износилась, ей пришлось подбирать выброшенные поселянами лохмотья, а порой одеваться и в мужское платье. От палящего летнего солнца и лютого зимнего ветра тело подвижницы потемнело и огрубело. Ноги были изранены острыми камнями, ведь она почти всегда ходила босая. Глубокие шрамы у нее на ступнях сохранились до самой блаженной кончины. Иногда сердобольные люди зазывали странницу к себе, покоили некоторое время, обмывали, одевали. С благодарностью принимая заботы таковых, она после непродолжительного отдыха снова уходила в путь, а то немногое, что получала от доброхотов, раздавала нищей братии.

В 1861 году Мария остановилась в Святогорской пустыни Харьковской губернии, где подвизался преподобный Иоанн, затворник и прозорливец. Ученик Глинских старцев, он наставил подвижницу во внутреннем духовном делании и открыл многое, что впоследствии исполнилось. «Пока ты здесь нахватывайся, набирайся, научайся всему - этого тебе надолго хватит, может быть, на всю жизнь. Придет время,- говорил преподобный,- когда тебе и перекреститься будет некогда, а ты народ то утешай, ведь он будет сильно страдать».Вероятней всего, именно святой Иоанн-затворник, благословил Марию Короткову оставить жестокое странническое житие и продолжать свое служение Богу в монастырских стенах. Покинув Святогорье, преподобная пошла на север, в Московские пределы, с рекомендательным письмом к игумений серпуховского Владычнего монастыря. При этом она подверглась опасности нападения и вновь до кровавого пота молилась о сохранении телесной и душевной чистоты. Предстательством Богородицы странница была спасена от поругания, но тяжело заболела. Найдя приют у бедных поселян и прожив у них около года, она, немного окрепнув, двинулась дальше. В 1867 году закаленной и духовно опытной подвижницей Мария Короткова поступила во Введенскую Владычнюю обитель. Там она была пострижена в рясофор, наречена Павлой и направлена в Москву для обучения кулинарному искусству. Постигнув его в совершенстве, преподобная несла послушание на игуменской кухне и готовила для высокопоставленных гостей.

Прожив в Серпухове до 1872 года, она была переведена в Спасо-Бородинский монастырь Можайского уезда Московской губернии. На новом месте преподобная продолжала работать при поварне. Самоотверженно, с любовью служила сестрам во Христе, не щадя себя и не считая годы, проведенные в суровом подвижничестве. Не имея возможности ежедневно бывать за богослужениями, святая угодница, мысленно всегда предстояла очам Божиим, за всякое, даже незначительное, дело принималась с молитвой, прося у Царицы Небесной вразумления и помощи. Особенно напряженными бывали праздничные и предпраздничные дни, когда приходилось трудиться сутками. Но движимая любовью Христовою, преподобная в свободные минуты уединялась в холодном погребе. Не раз сподоблялась она явлений Богородицы и других чудесных знамений, укреплявших ее в служении меньшей братии. А трудившимися при поварне сестрами было замечено, что одно лишь присутствие святой придавало сил в работе и дело спорилось. Будучи великой постницей, преподобная никогда не пробовала приготовляемой пищи, но, несмотря на это, блюда, выходившее из ее рук отличалось изумительными вкусовыми качествами. Высокопоставленные гости не раз отмечали кулинарное искусство смиренной инокини денежными наградами, которые та делила между трудившимся с нею при поварне. Вообще подвижница, как и прежде, отличалась крайней нестяжательностью, раздавая и то немногое, что имела, бедным поселянам и странникам. Сама же носила залатанный хитон и донашивала негодную обувь, выброшенную сестрами. 13 марта 1885 года, на второй седмице Великого Поста, преподобная приняла монашеский постриг, была наречена Митродорой и переведена на алтарное послушание. Этому событию предшествовал знаменательный сон, в котором преподобный Феодосии Киево-Печерский, благословляя подвижницу на новое служение, вручил ей кадило, полное жара и фимиама. Теперь святая угодница получила возможность трудиться в святилище церковном. С великим благоговением и страхом она прислуживала за богослужениями, убирала алтарь, часто заменяла других алтарниц и церковниц, радуясь пребыванию в храме Божием. Наделенная от Господа духовным зрением, преподобная сподобилась дивных откровений. Видела сослужащих священникам ангелов, белого голубя, осеняющего Святые Дары, отверстые небеса во время Херувимской песни, прозревала она и внутреннее состояние литургисавших священников. Чудесным следствием ее святости была также способность голыми руками класть раскаленные угли из жаровни в кадило без малейшего вреда для себя. С самого основания Спасо-Бородинского монастыря его особой миссией стала молитва об упокоении воинов, за Веру, Царя и Отечество жизнь свою положивших в сражении 1812 года. Тогда же был установлен чин неусыпаемой Псалтири с чтением синодиков. Преподобная отличалась особым усердием к этому послушанию и заповедовала сестрам совершать поминание неопустительно, говоря что по их молитвам все воины удостоятся Небесного Царствия и сами будут предстательствовать за обитель и охранять ее. Часто в небе над обителью она видела воинов, одетых в белые ризы, увенчанных победными венцами. И с каждым годом эта небесная рать росла. Не только Небесных видений сподоблялась угодница Божия, подвергалась она и жестоким нападениям исконного врага. Бесы в безсильной злобе разными способами пытались устрашить подвижницу: преследовали, бросая огненные бомбы, преграждали путь в храм сетями, проволокой, камнями и досками, предавали побоям. А сколько нападали они через людей! Но все эти козни преподобная побеждала несокрушимой силой веры и великим смирением, восходя от силы в силу в самоотверженном несении святого послушания и тайных молитвенных подвигах. Угоднице Божией шел уже восьмой десяток лет, когда она была извещена свыше о скором принятии великой схимы. Несмотря на преклонный возраст она, усугубила пост и, не оставляя трудов послушания и обычного келейного правила, делала иногда до трех тысяч поклонов.

17 ноября 1915 года преподобная была пострижена в схиму с наречением имени Рахиль в честь ветхозаветной праведницы. Во время обычного после пострига 5дневного пребывания в храме она вновь сподобилась явления Матери Божией. Находясь в состоянии духовного восхищения, подвижница, казалось, лишь телом пребывала на земле. Лик ее был просветлен Божественной благодатью. После принятия схимы преподобная была освобождена от монастырских работ и переведена в богадельню, но трудиться по усердию не переставала, с любовью опекая находившихся там престарелых насельниц обители. Многих из них она, предвидя приближение смертного часа, приготовила к исходу. Часто среди глубокой ночи старица звала к умирающей монастырского священника. Тогда же к убеленной сединами подвижнице стали обращаться за советом сестры обители, жители окрестных деревень и богомольцы. А некоторые просили у нее благословения. Преподобная, не считая себя достойной, стала молиться о вразумления свыше и однажды, задремав в креслице после ночного бдения, в тонком сне сподобилась видеть Матерь Божию. Преподав благословение, Пречистая сказала, что будет исполнять все прошения угодницы о людях и благословлять благословляемых ею. Старица поведала чудесный сон игумений, и та, видя в этом особый промысел, разрешила ей принимать людей. Движимая любовью Христовою к обремененному скорбями и болезнями простонародью, преподобная никому не отказывала в духовной помощи: убеждала соблюдать посты, направляла в храм Божий, на исповедь и к Святому Причастию, а безродных и убогих калек обмывала и одевала. Сперва прием богомольцев не отвлекал ее от трудов послушания и молитвенного делания, посетителей было немного. Но приток их значительно увеличился в страшные годы гражданской войны. Людское горе, стоны и плач, подобно морским волнам, бушевали у стен тихой обители. Видя близость конца своего земного странствия, чувствуя себя отягощенной непосильным бременем и, по-видимому, желая подъять на себя сугубый молитвенный подвиг, в начале 20-х годов подвижница уже собиралась уйти в затвор. Однако явившийся ей в чудесном видении преподобный Феодосии строго повелел продолжать прием страждущих и не думать об уединении. С тех пор святая самоотверженно служила народу Божию уже до самой блаженной кончины. Она поистине была послана Христом, как кроткая агница (ибо имя Рахиль сие означает), посреди волков, разорявших и осквернявших святыни Руси, свидетельствовать истину Православия. На ней в полноте исполнились слова Спасителя: «Будете мудри, яко змиями цели, яко голубее»(МФ. 10:16). Ревнительница чистоты и целомудрия, преподобная сподобилась осияния Небесной мудрости и Божественной любви. Милосердный Господь явил в ней великие, благодатные дары чудотворення и пророчества. Получив их туне, святая угодница, туне подавала вспоможение скорбящим, обездоленным, болящим и заблудшим. С раннего утра до позднего вечера у дверей кельи старицы толпился народ. Люди разных сословий, профессий и званий приходили сюда для решения жизненно важных вопросов. Преподобная радушно принимала всех, богатых и бедных: отирала слезы, предостерегала от грозящей опасности, прозорливо обличала забытые грехи и обязательно угощала незатейливой трапезой. Как и прежде, пища, приготовленная старицей, была необыкновенно вкусна и сытна. Отличалась она и целительными свойствами. Бывало, святая угодница вместе с пришедшими к ней, встав на колени, с дерзновением молилась: «Матерь Божия, Ты видишь горячие слезы этих добрых людей! Направь их жизнь ко благу, укрепи в них веру в Сына Твоего и Бога нашего, согрей их сердца любовью к ближним, будь им помощницей во всех делах и наставь на правый путь! Матерь Божия, благослови их Твоею всесильною десницею, как Ты Сама мне обещала!..» Поставленная на свещнице церковном, преподобная, подобно возженному светильнику, светила во тьме безбожия, наставляя на путь спасения, исцеляя от мучительных недугов, душевных и телесных страстей, а некоторых избавляя от неминуемой смерти. «Господь так милосерд,- говорила старица,- что если кто и малую веру будет иметь, не погибнет. Ни одна мать не может любить своих чад так, как любит Бог Свое создание. И хотя бы люди были весьма грешны, Божие милосердие к ним не может иссякнуть… Как близок Господь к каждому из нас! Нам нужно только опомниться, воздохнуть из глубины души и направить сердце к Нему, подобно тому, как ставят призму к солнцу. И тотчас Он будет с нами, отразится в нас, ведь Он стоит у дверей нашего сердца и стучит. Открой же сердце свое Господу!..» Приходили к преподобной и бородинские сестры. Предвидя свою скорую кончину, закрытие и разорение монастыря, старица поистине с материнской любовью наставляла их, подготовляя к терпеливому несению скорбей. Она говорила, что после ее смерти насельницы выгонят и поселят в обители«Неверов», что грядет «Великая война», во время которой погибнет множество людей и что впоследствии монастырь вновь откроют. Прикровенно говорила старица и о своем будущем прославлении. Внешне преподобная Рахиль была очень маленькая, сухенькая, слепая на один глаз «старушка» (как сама себя называла). Она сохранила прекрасную память и хорошо представляла себе современную жизнь, как духовную, так и гражданскую, и потому находила общий язык с любым посетителем. Великие духовные дары скрывала под покровом юродства, часто говорила притчами, называла себя «старой да глупой», а иногда могла и побранить. Несмотря на 90-летний возраст старица отличалась бодростью духа и казалась неутомимой: за стол никогда не садилась, но прислуживала и давала наставления. Когда изменяли телесные силы, она делала небольшой перерыв и некоторое время отдыхала в креслице, после чего прием продолжался. Великим Постом 1925 года преподобная тяжело заболела и приготовилась к кончине. Но Господь даровал Своей угоднице еще несколько лет жизни. Во время отходной она услышала глас возвещавший: «Ты не умрешь теперь! Ты должна еще глаголать людям о Божиим милосердии!» Восстав от смертного одра, старица продолжала свое подвижническое служение, которое являлось во времена всеобщего богоотступничества живой и действенной проповедью всепрощающей любви Христовой. Но время отшествия святой угодницы неминуемо близилось. О дне своего преставления она была извещена заранее и 26 августа (8 сентября) 1928 года, за месяц до кончины, простилась со многими духовными чадами из мирян. Вскоре преподобная слегла на смертный одр. От врачебной помощи она отказалась и продолжала принимать народ, лежа на диванчике. Несмотря на телесные страдания, старица была духовно бодра и радостна, лик ее благодатно просветлен. Она соборовалась и в течение недели ежедневно причащалась. 24 сентября преподобная прекратила прием посетителей, сказав, что умрет через 2 дня. Накануне преставления она весь день прощалась с сестрами монастыря, преподавая им последнее благословение. Утешая духовных чад, отходящая в иной мир подвижница, завещала поминать себя и приходить к ней на могилку, как к живой, со всеми скорбями и болезнями. Преподобная Рахиль мирно преставилась ко Господу в первом часу по полуночи на 27 сентября ст. ст. (10 октября), вселившись в обители праведных. Отпевали старицу, как она и предсказывала, в канун Покрова и погребли на кладбище за юго-восточной стеной Бородинского монастыря. На похороны съехалось множество народа со всех окрестностей, так что поезда, идущие от Можайска до станции Бородино, были переполнены. Несмотря на старания советских властей, запретивших хоронить подвижницу в стенах святой обители, могилка ее не была забыта. Православный люд, как и прежде, шел к преподобной Рахили за помощью. Известны случаи исцеления от рака, кисты, ревматизма и зубной боли землей с могилки старицы.

Преподобная Рахиль Бородинская (Мария Михайловна Короткова) родилась в 1833 году в городе Дорогобуже Смоленской губернии в благочестивой купеческой семье.

Юная Мария участвовала в занятиях отца, подолгу молилась, очень любила подавать милостыню.

В 14 лет осуществилась её мечта: она отправилась с подругами пешком на богомолье в Киево-Печерскую Лавру, ко святым мощам глубоко почитаемого ею преподобного Феодосия Печерского , у раки которого высказала в молитве свое желание пойти в монастырь. В изголовье раки она увидела старца, сказавшего ей слова утешения и ободрения; лишь уже на пути домой она по словам одной блаженной уяснила, что то был сам Преподобный, который и впоследствии неоднократно посещал матушку.

В благочестивом отцовском доме дочь воспитывали как барышню, которой предстоит скорое замужество, но девушка стремилась к иному.

И вот, на 17-м году жизни, она уколола глаз и опасно заболела. Отправившись за исцелением в Болдинский монастырь, девица Мария дала тайный обет постричься — и исцеление пришло мгновенно, и тут же она услышала голос, напомнивший об обете. С этого мгновения всякие развлечения, которым она и раньше не слишком предавалась, вовсе перестали её интересовать.

Между тем через год к Марии посватался богатый купец. Боясь, что её выдадут замуж насильно, она отпросилась на богомолье — и навсегда покинула родной дом, поступив послушницей в Смоленске в Вознесенский монастырь. Встревоженного и опечаленного отца, который, будучи уведомлён об этом, приехал за дочерью, матушка и сёстры убедили благословить её на иноческий путь. Растроганный отец дал своё благословение, внёс в монастырь богатый вклад и в дальнейшем часто навещал дочь и оставался подолгу.

Но послушница видела, что отцовское покровительство делает её положение привилегированным, что не душеполезно. Все отцовские подарки она раздавала (богатую лисью шубу подарила незнакомой женщине), а колбасу, которую раньше очень любила, просто выбрасывала.

К раннему периоду монастырской жизни послушницы Марии относится следующий случай. Некоторые сестры были недовольны тем, что совсем молоденькую девочку поставили на ответственное послушание — кормить косарей на монастырском хуторе — и, желая её опозорить, скрыли, что косарей ожидается под две сотни, а продуктов выдали мало. Послушница в горе взмолилась Божией Матери, чтобы та накормила работников, и малого количества стряпни хватило на всех, ещё и сестрам осталось. А косари говорили, что никогда так вкусно не было. Хлеба же осталось больше, чем было привезено из монастыря.

Слава об этом чудесном насыщении разошлась широко за монастырские стены, что тревожило душу послушницы, и она решилась на побег, решив, что благословение на то получила из Евангелия, раскрывшегося на словах...отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф 16:24). Беглянка направилась на юг, боясь, что её вернут отцу, и в лесу под Рославлем молилась о сохранении девства — молилась до кровавых слез — и получила обетование от Самой Божией Матери.

Странствование Марии затянулось на годы; она побывала во многих монастырях, общалась и с подвижниками, живущими в миру. Боялась дневных переходов, потому что документов не было. Обносилась, почернела, ноги были изуродованы так, что шрамы остались вплоть до кончины. Иногда благочестивые люди предоставляли ей временный кров, давали ветхую одежду... Кажется, побывала матушка и в Иерусалиме; говорила, что прошла около 6000 верст.

В 1861 году странница остановилась в Святогорской Успенской пустыни Харьковской губернии. Прозорливый старец Иоанн в этом монастыре вёл с ней духовные беседы, наставлял и предупреждал о дальнейших событиях в её жизни, так что она всегда знала в дальнейшем, что в её жизни от Господа, а что — от лукавого. Среди гостей, прибывших на освящение храма, были великие князья. Встретив Марию, они дали ей приют и одежду, посылали еду со своего стола, которую она всю раздавала, питаясь одним хлебом. Через них она получила рекомендательное письмо, которое привело ее во Владычный Серпуховский монастырь.

На пути туда Мария заболела и нашла приют у хозяев убогой хижины, которые полюбили ее и уговаривали остаться у них. Хотела опять бежать тайно, но хозяин нагнал... и вручил две корзины припасов, которые она в основном раздала в дороге. С тех пор матушка всегда принимала все приношения, чтобы тут же раздать их нуждающимся.

В 1865 году странница смиренно вернулась в Смоленский Вознесенский монастырь, где стала послушницей, а через два года её перевели в Серпуховский Владычный монастырь , где святитель Филарет Московский постриг её в рясофор с именем Павла. Очевидно, рясофорную послушницу Павлу посылали на обучение в Москву, где она в совершенстве овладела кулинарным искусством. Повествования об эпизодах её жизни той поры показывают великий труд по стяжанию духовного совершенства и иноческих добродетелей. Так, она молилась о том, чтобы старик-отец получил о ней весточку, и по ее молитве Михаил Коротков, принесший свою тревогу за исчезнувшую дочь великому Оптинскому старцу преподобному Амвросию, получил от него радость и утешение: издалека завидев гостя, Преподобный крикнул ему: «Твоя дочь жива и на хорошем пути!», однако предостерег от поисков, дабы не повредить ее духовному совершенствованию.

В 1871 году казначея Владычного монастыря тайная схимонахиня Алексия была назначена игуменией Спасо-Бородинской обители. На следующий год в Бородино была переведена и послушница Павла, и отныне жила здесь безвыездно . Главным её послушанием было готовить пищу; в монастырь часто приезжали высокие гости, и блюда, изготовленные для них, поражали их своей изысканностью, необычной даже для людей высшего света. Но эти кушанья матушка никогда даже не пробовала, а между тем всё было приправлено в меру: при выполнении своего послушания она усердно молилась Божией Матери.

Послушание было тяжким, отнимало много сил и здоровья и часто не позволяло пребывать в храме. Тем прилежнее молилась матушка при его исполнении — и часто получала духовное утешение. И в дальнейшем наставляла женщин, которые по своим домашним обязанностям вынуждены были пропустить храмовую службу, говоря, что для них спасительно молитвенное воспоминание о ней.

В 1885 году на второй седмице Великого поста послушница Павла была пострижена в мантию с именем Митродора. С тех пор ей отвели особую келью, а на кухне она работала уже приходящей и получила новое послушание — алтарное, которое приняла с радостью и благоговением, тем более что ее заранее известил о нем преподобный Феодосий. Само пребывание в святом алтаре было для неё несказанным утешением, — а длилось это послушание 18 лет. За благоговейное служение ей было дано видеть недоступное взору других , но говорила она об этом очень и очень скупо, только призывала всех к особому благоговению во время Литургии, потому что «небеса разверзаются» .

Со смирением принимала матушка случаи, когда её отвлекали от алтарного послушания ради того, чтобы она готовила для высоких гостей. Так, в дни Бородинской годовщины ей выпало готовить для Государя, а государыня Александра Феодоровна пожелала после этого видеть старицу, поблагодарила её и попросила испечь для неё печенье, чтобы взять в Петербург.

Вне богослужения и келейного правила матушка вела душеполезные беседы , духом постигая, от кого может получить назидание, — от сестёр, от священников, от блаженных странников и от убогих. Много почерпнула она от преподобного Амвросия Оптинского. С особой любовью выполняла она еще одно послушание — чтение Псалтири по усопшим и поминание их, и говорила, что от этого «обоюдная духовная польза» .

Близилось время великого пострига в схиму. Готовясь к нему, старица испытывала себя в схимных правилах; иногда она клала до 3000 поклонов. Пострижение в великую схиму состоялось 17 ноября 1915 г. с наречением имени Рахиль. Схимницу Рахиль поставили заведовать богадельней. Она много трудилась, утешала и ободряла призреваемых и часто приуготовляла их к часу кончины, о котором у нее было знание.

Всякую помощь от молодых послушниц старица принимала с великой радостью, много благодарила и сама старалась облегчить труд своих помощниц. Она особенно любила убогих, увечных и страждущих , ухаживала за ними.

Ещё в рясофоре матушка вела беседы с богомольцами (стар-ческое окормление было принято в монастыре), проявляя дар прозорливости. Когда же она стала схимницей, к ней приходил народ во множестве, почитая ее особые духовные дары. Матушка этим поначалу смущалась, но сподобилась видения Божией Матери, в котором Пречистая сказала ей: «Я буду благословлять тобою благословляемых», — и смиренно приняла старчество как послушание , которое длилось 13 лет вплоть до ее блаженной кончины. Неукоснительно выполняя схимническое правило и принимая народ, матушка почти круглые сутки была на ногах. Единственным ее развлечением были прогулки в лес за грибами, которые она была мастерица искать.

Приём богомольцев тяготил старицу, и она подумывала о затворе, но получила свыше требование не оставлять старчества: ей явился преподобный Феодосий Печерский и сообщил, что страждущих посылает ей Сама Божия Матерь.

Это было в 1923 году, и с тех пор ещё возросли благодатные дары матушки Рахили. Откровения и благословения Царицы Небесной не оставляли ее. Но, опасаясь мирской славы, она никому не показывала в полноте своего духовного облика; тем немногим, которым она поведала и о чудесных посещениях, и о том, как сподобилась видеть Царство Небесное, она запрещала об этом рассказывать, — да так, что они физически не могли преодолеть этого запрета. Многочисленные нападения темных сил она твердо преодолевала, взывая к Богородице и кладя крестное знамение.

Благодатные дары прозорливости и чудотворения , получаемые матушкой Рахилью, неоднократно проявлялись при ее старческом окормлении приходивших к ней. Принимала богомольцев старица с большой любовью, обязательно усаживала за стол и кормила (готовила для них сама — простую еду, но удивительно вкусную и сытную). А вот праздно любопытствующих не принимала вовсе.

Не перечесть случаев, когда ее благословения и молитвы приносили облегчение страждущим; общение с матушкой дарило незабываемое ощущение близости к духовным радостям, внутреннего обновления . Обновленные получали от матушки столько, что и другим помогали встать на путь истины и покаяния. Руководя страждущими на пути покаяния, она постоянно указывала на непостижимую благость Божию, на Его бесконечное милосердие, говоря, что перед ним грехи человека — как горсть песка, брошенная в океан, и что благодать, данная в крещении, не отнимается; она как червонец, — пусть грязный, облепленный мусором, но по-прежнему золотой. Говорила она и о том, что Господь близок к каждому, что у многих сохраняются крупицы добра и любви, и если они не отступают от Бога, то могут надеяться на вечное спасение; разговаривая с посетителями, великая старица давала им понять, что и в миру спастись можно, вселяла надежду. К безбожникам же матушка советовала относиться мягко и с любовью, соболезнуя немирному состоянию их души.

Матушка Рахиль была очень маленькой, худенькой, но даже в весьма преклонные годы бодрой и неутомимой, с ясным сознанием и богатой памятью. Очень хорошо представляла себе положение дел в обществе, поэтому советы её были особенно меткими . Даже жившие с ней бок о бок монахини не переставляли удивляться тому, насколько она была добра и ласкова , насколько неутомима в своем старческом служении. Она ежедневно начинала готовить обед для богомольцев в 3-4 часа утра (а до того времени молилась), и уже с семи принимала их и поила чаем. В середине дня садилась в кресло минут на 15 подремать. Питалась скудно, отказывая себе даже в селедке, которую очень любила; ела селедочную подливу с черным хлебом. Слабое здоровье и преклонный возраст до поры до времени никак не сказывались на её трудах, но к кончине своей матушка Рахиль готовилась заблаговременно и даже знала, что похоронят её (по указанию властей) за оградой, а не на монастырском кладбище.

Кончина преподобной Рахили была поистине блаженной: причастившись накануне Святых Таин, она, всё более ослабевая, напутствовала свою келейницу, наказывая ей быть странноприимицей и всех приходящих кормить, как при своей жизни, затем простилась с сёстрами-инокинями, долго молилась, приговаривая «я готовлюсь», а в конце твёрдо сказав «я готова», выпила два глотка святой воды, ещё помолилась Божией Матери —Боголюбской иконе, иконе своего пострига — и вскорости отошла.

Матушка Рахиль прославлена Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Московской епархии 28 июля 1996 года.

Жизнеописание преподобной Рахили составил по ее благословению её духовный сын протоиерей Сергий Лебедев. Первые записи биографического характера он сделал со слов старицы в 1927 году. Кончина протоиерея Сергия (†1934) прервала этот его труд.

  • Юная Мария участвовала в занятиях отца, подолгу молилась, очень любила подавать милостыню.
  • В 14 лет осуществилась её мечта: она отправилась с подругами пешком на богомолье в Киево-Печёрскую Лавру, ко святым мощам глубоко почитаемого ею преподобного Феодосия Печерского, у раки которого высказала в молитве своё желание пойти в монастырь. В изголовье раки она увидела старца, сказавшего ей слова утешения и ободрения; лишь уже на пути домой она по словам одной блаженной уяснила, что то был сам Преподобный, который и впоследствии неоднократно посещал матушку.
  • В отцовском доме дочь воспитывали как барышню, которой предстоит скорое замужество, но девушка стремилась к иному.
  • И вот, на 17-м году жизни, она уколола глаз и опасно заболела. Отправившись за исцелением в Болдинский монастырь, дала тайный обет постричься - и исцеление пришло мгновенно, и тут же она услышала голос, напомнивший об обете. С этого мгновения всякие развлечения, которым она и раньше не слишком предавалась, вовсе перестали её интересовать.
  • Через год к Марии посватался богатый купец. Боясь, что её выдадут замуж насильно, она отпросилась на богомолье - и навсегда покинула родной дом, поступив послушницей в Смоленске в Вознесенский монастырь. Встревоженного и опечаленного отца, который, будучи уведомлён об этом, приехал за дочерью, матушка и сёстры убедили благословить её на иноческий путь. Растроганный отец дал своё благословение, внёс в монастырь богатый вклад и в дальнейшем часто навещал дочь и оставался подолгу.
  • Но послушница видела, что отцовское покровительство делает её положение привилегированным, что не душеполезно. Все отцовские подарки она раздавала (богатую лисью шубу подарила незнакомой женщине), а колбасу, которую раньше очень любила, просто выбрасывала.
  • К раннему периоду монастырской жизни послушницы Марии относится следующий случай. Некоторые сестры были недовольны тем, что совсем молоденькую девочку поставили на ответственное послушание - кормить косарей на монастырском хуторе - и, желая её опозорить, скрыли, что косарей ожидается под две сотни, а продуктов выдали мало. Послушница в горе взмолилась Божией Матери, чтобы та накормила работников, и малого количества стряпни хватило на всех, ещё и сестрам осталось. А косари говорили, что никогда так вкусно не было. Хлеба же осталось больше, чем было привезено из монастыря.
  • Слава об этом чудесном насыщении разошлась широко за монастырские стены, что тревожило душу послушницы, и она решилась на побег, решив, что благословение на то получила из Евангелия, раскрывшегося на словах...отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф 16:24). Беглянка направилась на юг, боясь, что её вернут отцу, и в лесу под Рославлем молилась о сохранении девства - молилась до кровавых слез - и получила обетование от Самой Божией Матери.
  • Странствование Марии затянулось на годы; она побывала во многих монастырях, общалась и с подвижниками, живущими в миру. Боялась дневных переходов, потому что документов не было. Обносилась, почернела, ноги были изуродованы так, что шрамы остались вплоть до кончины. Иногда благочестивые люди предоставляли ей временный кров, давали ветхую одежду... Возможно, что она побывала и в Иерусалиме; говорила, что прошла около 6000 верст.
  • В 1861 году странница остановилась в Святогорской Успенской пустыни Харьковской губернии. Прозорливый старец Иоанн в этом монастыре вёл с ней духовные беседы, наставлял и предупреждал о дальнейших событиях в её жизни, так что она всегда знала в дальнейшем, что в её жизни от Господа, а что - от лукавого. Среди гостей, прибывших на освящение храма, были Великие Князья. Встретив Марию, они дали ей приют и одежду, посылали еду со своего стола, которую она всю раздавала, питаясь одним хлебом. Через них она получила рекомендательное письмо, которое привело ее во Владычный Серпуховский монастырь.
  • На пути туда Мария заболела и нашла приют у хозяев убогой хижины, которые полюбили ее и уговаривали остаться у них. Хотела опять бежать тайно, но хозяин нагнал... и вручил две корзины припасов, которые она в основном раздала в дороге. С тех пор матушка всегда принимала все приношения, чтобы тут же раздать их нуждающимся.
  • В 1865 году странница смиренно вернулась в Смоленский Вознесенский монастырь, где стала послушницей
  • 1867 г. - её перевели в Серпуховский Владычный монастырь, где святитель Филарет Московский постриг её в рясофор с именем Павла. Очевидно, рясофорную послушницу Павлу посылали на обучение в Москву, где она в совершенстве овладела кулинарным искусством. Повествования об эпизодах её жизни той поры показывают великий труд по стяжанию духовного совершенства и иноческих добродетелей. Так, она молилась о том, чтобы старик-отец получил о ней весточку, и по ее молитве Михаил Коротков, принесший свою тревогу за исчезнувшую дочь великому Оптинскому старцу преподобному Амвросию, получил от него радость и утешение: издалека завидев гостя, Преподобный крикнул ему: «Твоя дочь жива и на хорошем пути!», однако предостерег от поисков, дабы не повредить ее духовному совершенствованию.
  • В 1871 году казначея Владычного монастыря тайная схимонахиня Алексия была назначена игуменией Спасо-Бородинской обители. На следующий год в Бородино была переведена и послушница Павла, и отныне жила здесь безвыездно. Главным её послушанием было готовить пищу; в монастырь часто приезжали высокие гости, и блюда, изготовленные для них, поражали их своей изысканностью, необычной даже для людей высшего света. Но эти кушанья матушка никогда даже не пробовала, а между тем всё было приправлено в меру: при выполнении своего послушания она усердно молилась Божией Матери.
  • Послушание было тяжким, отнимало много сил и здоровья и часто не позволяло пребывать в храме. Тем прилежнее молилась матушка при его исполнении - и часто получала духовное утешение. И в дальнейшем наставляла женщин, которые по своим домашним обязанностям вынуждены были пропустить храмовую службу, говоря, что для них спасительно молитвенное воспоминание о ней.
  • В 1885 году на второй седмице Великого поста послушница Павла была пострижена в мантию с именем Митродора. С тех пор ей отвели особую келью, а на кухне она работала уже приходящей и получила новое послушание - алтарное, которое приняла с радостью и благоговением, тем более что ее заранее известил о нем преподобный Феодосий. Само пребывание в святом алтаре было для неё несказанным утешением, - а длилось это послушание 18 лет. За благоговейное служение ей было дано видеть недоступное взору других, но говорила она об этом очень и очень скупо, только призывала всех к особому благоговению во время Литургии, потому что «небеса разверзаются».
  • Со смирением принимала матушка случаи, когда её отвлекали от алтарного послушания ради того, чтобы она готовила для высоких гостей. Так, в дни Бородинской годовщины ей выпало готовить для Государя, а государыня Александра Феодоровна пожелала после этого видеть старицу, поблагодарила её и попросила испечь для неё печенье, чтобы взять в Петербург.
  • Вне богослужения и келейного правила матушка вела душеполезные беседы, духом постигая, от кого может получить назидание, - от сестёр, от священников, от блаженных странников и от убогих. Много почерпнула она от преподобного Амвросия Оптинского. С особой любовью выполняла она еще одно послушание - чтение Псалтири по усопшим и поминание их, и говорила, что от этого «обоюдная духовная польза».
  • Близилось время великого пострига в схиму. Готовясь к нему, старица испытывала себя в схимных правилах; иногда она клала до 3000 поклонов.
  • Пострижение в великую схиму состоялось 17 ноября 1915 г. с наречением имени Рахиль. Схимницу Рахиль поставили заведовать богадельней. Она много трудилась, утешала и ободряла призреваемых и часто приуготовляла их к часу кончины, о котором у нее было знание.
  • Всякую помощь от молодых послушниц старица принимала с великой радостью, много благодарила и сама старалась облегчить труд своих помощниц. Она особенно любила убогих, увечных и страждущих, ухаживала за ними.
  • Ещё в рясофоре матушка вела беседы с богомольцами, проявляя дар прозорливости. Когда же она стала схимницей, к ней приходил народ во множестве, почитая ее особые духовные дары. Матушка этим поначалу смущалась, но сподобилась видения Божией Матери, в котором Пречистая сказала ей: «Я буду благословлять тобою благословляемых», - и смиренно приняла старчество как послушание, которое длилось 13 лет вплоть до ее блаженной кончины. Неукоснительно выполняя схимническое правило и принимая народ, матушка почти круглые сутки была на ногах. Единственным ее развлечением были прогулки в лес за грибами, которые она была мастерица искать.
  • Приём богомольцев тяготил старицу, и она подумывала о затворе, но получила свыше требование не оставлять старчества: ей явился преподобный Феодосий Печерский и сообщил, что страждущих посылает ей Сама Божия Матерь.
  • Это было в 1923 году, и с тех пор ещё возросли благодатные дары матушки Рахили. Откровения и благословения Царицы Небесной не оставляли ее. Но, опасаясь мирской славы, она никому не показывала в полноте своего духовного облика; тем немногим, которым она поведала и о чудесных посещениях, и о том, как сподобилась видеть Царство Небесное, она запрещала об этом рассказывать, - да так, что они физически не могли преодолеть этого запрета. Многочисленные нападения темных сил она твердо преодолевала, взывая к Богородице и кладя крестное знамение.
  • Благодатные дары прозорливости и чудотворения, получаемые матушкой Рахилью, неоднократно проявлялись при ее старческом окормлении приходивших к ней. Принимала богомольцев старица с большой любовью, обязательно усаживала за стол и кормила (готовила для них сама - простую еду, но удивительно вкусную и сытную). А вот праздно любопытствующих не принимала вовсе.
  • Не перечесть случаев, когда ее благословения и молитвы приносили облегчение страждущим; общение с матушкой дарило незабываемое ощущение близости к духовным радостям, внутреннего обновления. Обновленные получали от матушки столько, что и другим помогали встать на путь истины и покаяния. Руководя страждущими на пути покаяния, она постоянно указывала на непостижимую благость Божию, на Его бесконечное милосердие, говоря, что перед ним грехи человека - как горсть песка, брошенная в океан, и что благодать, данная в крещении, не отнимается; она как червонец, - пусть грязный, облепленный мусором, но по-прежнему золотой. Говорила она и о том, что Господь близок к каждому, что у многих сохраняются крупицы добра и любви, и если они не отступают от Бога, то могут надеяться на вечное спасение; разговаривая с посетителями, великая старица давала им понять, что и в миру спастись можно, вселяла надежду. К безбожникам же матушка советовала относиться мягко и с любовью, соболезнуя немирному состоянию их души.
  • Матушка Рахиль была очень маленькой, худенькой, но даже в весьма преклонные годы бодрой и неутомимой, с ясным сознанием и богатой памятью. Очень хорошо представляла себе положение дел в обществе, поэтому советы её были особенно меткими. Даже жившие с ней бок о бок монахини не переставляли удивляться тому, насколько она была добра и ласкова, насколько неутомима в своем старческом служении. Она ежедневно начинала готовить обед для богомольцев в 3–4 часа утра (а до того времени молилась), и уже с семи принимала их и поила чаем. В середине дня садилась в кресло минут на 15 подремать. Питалась скудно, отказывая себе даже в селедке, которую очень любила; ела селедочную подливу с черным хлебом. Слабое здоровье и преклонный возраст до поры до времени никак не сказывались на её трудах, но к кончине своей матушка Рахиль готовилась заблаговременно и даже знала, что похоронят её (по указанию большевицких властей) за оградой, а не на монастырском кладбище.
  • Кончина преподобной Рахили была поистине блаженной: причастившись накануне Святых Таин, она, всё более ослабевая, напутствовала свою келейницу, наказывая ей быть странноприимицей и всех приходящих кормить, как при своей жизни, затем простилась с сёстрами-инокинями, долго молилась, приговаривая «я готовлюсь», а в конце твёрдо сказав «я готова», выпила два глотка святой воды, ещё помолилась Божией Матери - Боголюбской иконе, иконе своего пострига - и вскорости отошла. Это случилось в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года
  • Жизнеописание преподобной Рахили составил по ее благословению её духовный сын протоиерей Сергий Лебедев. Первые записи биографического характера он сделал со слов старицы в 1927 году. В 1934 году смерть о. Сергия прервала этот труд.
  • Прославлена как местночтимая святая Московской епархии 28 июля 1996 года.

(1833 -1928 гг.)

Схимонахиня Рахиль (в миру Мария Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве, милосердием к нищим. В четырнадцать лет она вместе с подругами отправилась в паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Придя туда, они решили сразу поклониться мощам преподобного Феодосия. Прикладываясь к раке, Мария увидела у изголовья старца, он заговорил с ней. Отвечая на ее сокровенное желание уйти в монастырь, старец сказал, что со временем оно исполнится. На обратном пути домой встретился им юродивый и закричал: «Вот какая счастливая! С самим преподобным Феодосием беседовала». Только тогда Мария поняла, что это был за старец. С этого времени преподобный до конца жизни был ее покровителем.

В семнадцать лет в Болдинском монастыре Мария исцелилась от тяжелой болезни глаз, после чего дала обет уйти в монастырь. В восемнадцать лет Мария тайно ушла из дома. Несколько лет она подвизалась в Смоленском Вознесенском монастыре.

В 1861 году, по милости Божией, она была принята в Святогорскую Успенскую пустынь Изюмского уезда Харьковской губернии.

В 1867 году будущая старица была переведена в Серпуховской Владычный монастырь. В монастыре она приняла иноческое пострижение от Митрополита Московского Филарета (Дроздова) с именем Павла.

В 1872 году по просьбе настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря схиигуменьи Алексии (бывшей казначеи Владычней обители) она перешла в Спасо-Бородинскую женскую обитель. На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с именем Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из рук его кадило. Монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.



Главным и самым продолжительным ее послушанием была работа сначала на игуменской, а потом на общемонастырской кухне. Работа шла легко, потому что она за все принималась с молитвой к Богородице, прося ее благословения, вразумления и помощи в каждом деле. В 1912 году, в юбилейные Бородинские дни, она удостоилась чести готовить для царского стола. Тогда обитель Бородинскую посетил Государь Император Николай II с Царственной Фамилией. Монастырская трапеза так им понравилась, что Императрица пожелала видеть монахиню, которая ее приготовила, позже монахиня Митродора была удостоена чести быть представленной и Государю.

Особенно ревностно монахиня Митродора относилась к поминовению воинов, убиенных в 1812 году, которое было обязательным для всех сестер Спасо-Бородинского монастыря. Часто во сне она видела их в белых одеяниях с венцами на головах. Были и такие, у которых не было венцов, но с каждым годом число их уменьшалось, а число увенчанных росло. В последний же год своей жизни она видела, что воины заполнили весь монастырь.

Очень тесное духовное общение установилось у нее со старицей схимонахиней Саррой. Две подвижницы часто беседовали о спасении, о делах Божиих, и однажды матушка Сарра сказала: «А ты, Митродорушка, будешь выше меня». Слова старицы Сарры исполнились. Проходя обычные монастырские послушания, монахиня Митродора росла духовно. Когда ей было уже более семидесяти лет, Господь известил её, что в скором времени ей суждено удостоиться высшего монашеского чина.

17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне.

К схимонахине стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: « Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых». Это было благословение на подвиг старчества. В тяжелые послереволюционные годы многие приходили к старице и получали от нее мудрые духовные советы и благодатные утешения. Из многочисленных свидетельств современников известно о ее прозорливости и чудесах.

В сложное для России время, когда многие монастыри закрывались, а монашествующие изгонялись и преследовались, Спасо-Бородинский монастырь закрыть не посмели. Придя в монастырь, представители новой власти зашли к матушке Рахили. Перед ними сидела маленькая, худенькая доброжелательная старушка, которая предложила им выпить чаю. Когда же они захотели уйти, то почувствовали, что не могут двинуться с места, будто приросли к стульям. Им пришлось по неволе просить старицу, чтобы она благословила их уйти. Только после ее молитвы они смогли уйти, пообещав, что монастырь не закроется, пока она жива. (В 1928 году, после смерти старицы, монастырь закрыли. Долгое время в нем был музей, и лишь в 1992 году здесь появились новые насельницы.)

8 сентября 1928 года прозорливая старица предупредила своих духовных чад, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала. Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу ночи с 9 на 10 октября 1928 года, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители, над её могилой позже была построена часовня.

Незадолго до смерти старица Рахиль говорила своим духовным чадам: «Кто меня будет помнить, того и я не забуду. Приходите ко мне на могилку, и вы получите облегчение и утешение. Я и после смерти буду помогать». Слова прозорливой старицы исполнились по ее блаженной кончине, приходящие к ее могилке, обретали утешение, получали исцеление от телесных и душевных недугов.

28 июля 1996 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго старица Спасо-Бородинского монастыря схимонахиня Рахиль была причислена к лику местночтимых святых Московской Епархии.День празднования церковной памяти преподобной Рахили – 27 сентября/10 октября.

В главном Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря есть икона преподобной, на ней она держит свиток и в нем написаны слова, обращенные к каждому из нас: « На что призван, то и исполняй. Все земное заманчиво. Над голубым сводом есть еще небо, куда должны стремиться все живущие».

Преподобная мати Рахиль, моли Бога о нас!

* Спасо-Бородинский монастырь

Спасо-Бородинский монастырь находится в селе Семеновское (Можайский район, Московская область). Монастырь был основан вдовой генерала Александра Тучкова, Маргаритой, вскоре после знаменитого Бородинского сражения. Маргарита решила поселиться рядом с тем местом, где погиб её муж, чтобы молиться не только об упокоении души погибшего, но поминать всех воинов русской армии погибших на Бородинском поле.(Внутри средней Багратионовой флеши была возведена часовня, 1818-1820 года - церковь Спаса Нерукотворного, вокруг которой вскоре образовалась община, позже - монастырь.)

4 июля 1836 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Маргарита Тучкова была пострижена свт. Филаретом в рясофор с именем Мелания, а 28 июня 1840 году – в мантию, с наречением имени Мария, и возведена в сан игумении. Сам святитель при постриге дал новой монахине свои клобук и рясу. Общине был дан статус монастыря, а Марию возводят в игуменьи новой обители. Игуменья Мария делала все, чтобы стать для каждой насельницы настоящей матерью. Поначалу игуменья Мария носила вериги и сняла их только по требованию своего духовника митрополита Филарета, который опасался за ее здоровье. Она повиновалась, но оставила за собой право надевать их в случае, если в монастыре между сестрами случались раздоры. «Молитесь, - говорила она, - и я буду молиться вместе с вами». Надевая вериги, казнила себя за чужие прегрешения, как за свои, повторяя: «Между матерью и детьми все общее». Монастырь стал известен в России и обрел многих благотворителей.

Умерла игуменья Мария в 1852 году в возрасте 72 лет, оставив после себя завещание, чтобы пока стоит обитель, в ней всегда поминали всех воинов, погибших на Бородинском поле. Одной схимонахине в течение многих лет в день битвы было видение. Она видела воинов в белых одеждах с венцами на головах. Из года в год число воинов в венцах увеличивалось, а простых воинов уменьшалось. Они заполняли весь монастырь.

В дни празднования столетия Бородинского сражения монастырь посещала Царская семья.

В начале XX века в монастыре было более 200 сестёр. На монастырских полях выращивалась пшеница, рожь, овес, были сенокосы и огороды. Монахини пекли хлеб, варили квас, ткали, шили одежду и обувь. В монастыре были переплетная и иконописная мастерские, библиотека. В церковно-приходской школе монастыря обучались грамоте крестьянские дети окрестных деревень. Монастырская богадельня давала кров, одежду и пропитание одиноким и больным старикам. Странноприимный дом был всегда открыт для прибывающих в монастырь богомольцев.

Спасо-Бородинский монастырь закрыли в конце 1920-х годов.

16 августа 1992 года звон колоколов возвестил об открытии Спасо-Бородинского монастыря. В настоящее время в монастыре ежедневно совершается положенный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь. Сестры трудятся на различных послушаниях: в рукодельной, живописной, пошивочной мастерских, в просфорне и пекарне. Насельницы обители осваивают технику древнего лицевого шитья, вышивают иконы. Монастырь занимается миссионерско-просветительской деятельностью.