Культура в 20 годы. Пособие по истории отечества. Идеологические установки коммунистов по отношению культуре

Советская культура в 20-30-е годы ХХ века

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры. Культурная революция - была важнейшим условием построения социализма:

Разворачивается подготовка кадров через Коммунистиче­ский университет им. Свердлова;

Создается сеть общественных культурно-просветительских, литературно-художественных организаций;

Ведется активная работа по налаживанию диалога с пред­ставителями старой интеллигенции;

Формируется система образования и воспитания в рамках создания единой трудовой школы;

Проводится работа по формированию рабоче-крестьянской интеллигенции;

Возрождается система научных учреждений царской Рос­сии, наряду с привлечением более 800 ученых и специалистов к научному сотрудничеству;

В литературе появляется целое направление, в которой ре­волюция занимает особое место - А. Блок, А. Белый, В. Маяков­ский Ф. Гладков, А. Серафимович, А. Фадеев;

Приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми отстаивали в своем творчестве М.Булгаков, М. Цветаева, О. Ман­дельштам, особняком стояли А.Толстой и Б. Пастернак.

Постановлением от 23 апреля 1932 ᴦ. ʼʼО перестройке лите­ратурно-художественных организацийʼʼ многочисленные объеди­нения были ликвидированы. Вместо них в 1934 ᴦ. был создан Союз советских писателœей.

Одной из базовых задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 ᴦ. началась ре­организация системы народного образования. Отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сро­ком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 ᴦ. создана чрезвычайная ко­миссия по ликвидации неграмотности, результатом работы кото­рой стала ликвидация неграмотности уже в 1930 ᴦ.

В 1930 ᴦ. введено всœеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались всœе эксперименты. Оно проводилось на базе строгой дисциплины, расписания. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 г учреждена начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя (1-10 клас­сы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партий­ные и комсомольские работники.

Техническая революция на производстве потребовала уве­личения числа грамотных специалистов. По этой причинœе в 1933­1937 гᴦ. для повышения образовательного уровня рабочих были созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.

Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования мо­лодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.

В 1925 ᴦ. из Ленинграда в Москву была переведена Акаде­мия наук СССР. В 1929 ᴦ. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. От­делœения академии наук создавались в союзных республиках и ре­гионах РСФСР. Было создано более 850 научно-исследовательских институтов (НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло обо­ронным отраслям производства и научным выработкам в этой об­ласти. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разраба­тывались новые образцы танков (А. А. Морозов, М. И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.Н. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поли­карпов, А.С. Яковлев), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев).

А. П. Александровым была создана уникальная защита ко­раблей ВМФ от магнитных волн.

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики -П. Л. Капица, атомного ядра И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров и др., фи­зики полупроводников - А.Ф. Иоффе.

В серединœе 1930-х годов в культуре СССР утвердился ʼʼбольшой стильʼʼ, характерный для стран с тоталитарным режи­мом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, ги­перболизированный оптимизм.

Главной задачей ʼʼбольшого стиляʼʼ было воздействие на мироощущение и поведение больших масс людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу со­ветской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руково­дством КПСС.

Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинœематографу. Плеядой та­лантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и пове­дение нового человека. Члены ЦК, как правило, лично просматри­вали новые фильмы.

Новый союз писателœей, живопись и скульптура находились под строжайшим контролем партии и органов. Деятелям культуры оказывалась необходимая помощь словом, делом и финансами. В результате в стране в данный период были созданы многие шедевры культуры, литературы и искусства, которые поражают своим та­лантом и сохраняют свою актуальность до сих пор.

Итоги культурного развития:

Достигнуты значительные успехи в ликвидации неграмот­ности;

Происходит подъем творческой интеллигенции;

Создаются новые и возрождаются старые творческие объе­динœения;

Появляются множество классических произведений, во­шедших в сокровищницу мировой культуры.

Но вместе с тем, культура стала частью государственной политики, попав под жесткий партийно-государственный кон­троль.

Советская культура в 20-30-е годы ХХ века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Советская культура в 20-30-е годы ХХ века" 2017, 2018.

В 20-е годы главной задачей культурного развития стала задача ликвидации неграмотности. Декретом 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» вводилось обязательное обучение граждан в возрасте от 8 до 50 лет. К 1926 г. свою неграмотность ликвидировали 5 млн. человек. К концу 30-х гг. было введено обязательное начальное образование, а в городах – семилетнее. Для создания советской интеллигенции из рабочих и крестьян при институтах открывались рабочие фабрики. В высшем образовании с 1932 г. делается упор на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные экзамены в Вузы, лекционный метод обучения. В 20-30 гг. советская наука добилась больших успехов: химики Лебедев и Губкин, физики Вавилов, Капица, Ландау и Курчатова. Деятели искусства встретили революцию. Часть старой интеллигенции подверглось репрессии и изгнанию. В 1922 г. большая группа деятелей культуры, среди них философы Бердяев, Булгаков, литераторы Осоргин, историк Мильгунов, были высланы из страны. В литературное искусство внедрялся метод социалистического реализма. Среди писателей выдвинулись Алексей Толстой, Шолохов, Твардовский. По-новому, раскрывая психологический конфликт, писали Бабель, Всеволод Иванов, Тринев. В этот же период раскрылся талант Сергея Есенина. В изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала ассоциация художников революционной России. Работы Грекова, Бродского, Чепцова раскрывали будни и героику социалистического строительства. Среди скульпторов выделялись работы Голубкиной, Матвеевой. Большой вклад в развитие культуры внес кинематограф. Были созданы такие фильмы, как «Чапаев» (Братья Васильевы), «Трилогия о Максиме» (Козинцев), «Мы из Кронштадта» (Зархи). Яркие образы в фильмах и спектаклях создавали артисты Жаров, Орлова, Олейников. Музыкальная жизнь страны связана с творчеством Прокофьева, Хачатуряна, Хренникова, Дунаевского, Кобалевского. Советская культура 20-х – 30-х гг. стала отражением социально-экономических и политических процессов, происходящих в стране.

Вариант 3

Культура СССР в 20 – 30 –е годы.

Одной из главных задач в области образования в послеоктябрьский период была задача ликвидации неграмотности (декрет о ликвидации безграмотности, 1919 г.; создание общества “Долой неграмотность”, 1923 г.; организация ликбезов, сети библиотек; реформирование образования - создание единой трудовой школы и т. д.). К началу 1930-х гг. была ликвидирована неграмотность, построено много новых школ, введено сначала всеобщее начальное, а затем - семилетнее образование. Школьная реформа 1930-х гг. была направлена на повышение уровня образования детей. Для подготовки квалифицированных кадров была расширена сеть вузов, рабфаков. Развитие науки, литературы, искусства находилось под жестким идеологическим (принцип классового характера культуры), а часто и административным контролем государства и партии. Призывы власти к достижению новых успехов в науке и искусстве, стремление привлечь научную и творческую интеллигенцию на свою сторону сочетались с административными методами управления, с высылкой из страны группы выдающихся ученых (1922). Многие деятели науки и культуры, не признавшие советскую власть, эмигрировали из страны. В стране были созданы Академия наук, ВАСХНИЛ и другие научные центры, образовано много научных институтов (научные достижения И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, Н. И. Вавилова, В. И. Вернадского и др.). После революции были созданы новые организации в области культуры - Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей и др. Борьба различных творческих групп, реалистов и авангардистов, в литературе и искусстве (можно дать характеристику творчества деятелей культуры разных направлений - литераторов, художников, архитекторов, музыкантов, представителей театра, кинематографа и др.). Утверждение в литературе и искусстве принципов социалистического реализма, тоталитаризм в области культуры обусловили прославление в художественных произведениях новых устоев жизни, парадность и пышность в ее изображении. Это оказывало большое влияние на массовое сознание. Представители всех областей культуры, вся советская художественная интеллигенция находились под прессом цензуры, в полной зависимости от существующего режима, который поощрял приближенных к власти, наказывал инакомыслящих (привести примеры сложных отношений интеллигенции и власти, трагических судеб многих представителей культуры). Особенно острый характер приняло противостояние власти и церкви (травля церковной интеллигенции, преследование патриарха Тихона и других церковных деятелей, разрушение храма Христа Спасителя в 1931 г. и т. д.).

СССР в конце 30-х гг.: внутреннее развитие, внешняя политика. (Билет 16)

Вариант 1

Характер общества, построенного в СССР к концу 30-х гг., определялся теми процессами, которые происходили в стране в послереволюционный период:
- утверждение тоталитарной системы, имевшей свои политические, экономические, духовные основания;
- проведение форсированной индустриализации, обеспечившей складывание в стране основ индустриального общества, развитой тяжелой промышленности ценой разорения сельского хозяйства, снижения жизненного уровня населения, отставания легкой промышленности и др.
- проведение сплошной коллективизации, превратившей СССР в страну колхозов и сопровождавшейся существенным снижением сельскохозяйственного производства - осуществление массовых репрессий, несколько волн которых (наиболее известен так называемый большой террор августа 1936 - конца 1938 г.) уничтожили руководящее звено партии, государства, армии, нанесли невосполнимый урон науке и культуре. Точное число жертв террора до сих пор не известно, но оно измеряется миллионами человек во всех социальных слоях и группах населения (см. билет № 11);
- изменение социального облика страны - очень быстрый рост рабочего класса, снижение численности крестьянства (не менее чем на 30%, несмотря на введение паспортной системы и запрет колхозникам уезжать из деревни без трудового договора с предприятием), увеличение численности партийно-государственной номенклатуры и качественное изменение ее состава (гибель старых кадров, преобладание молодых партийцев, выдвинувшихся на волне террора, рост численности заключенных, спецпереселенцев, людей, находящихся на поселении.
Конкретные направления внутренней политики СССР в конце 30-х гг. определялись обострением международной обстановки, нарастанием военной угрозы, особенно после 1 сентября 1939 г. (нападение фашистской Германии на Польшу, развязывание Второй мировой войны).
В этих условиях были предприняты дополнительные меры, направленные на жесткую централизацию управления и планирования, укрепление трудовой дисциплины, ускорение развития оборонной промышленности, усиление Красной Армии. Эти меры были также призваны преодолеть кризисные явления, нараставшие в конце 30-х гг. (снижение темпов промышленного развития, текучесть кадров, нехватка квалифицированной рабочей силы):
- особое внимание уделялось развитию топливно-энергетического комплекса (строительство новых гидроэлектростанций на Волге, Каме и др.; за кладка угольных шахт и рудников в Сибири, на Урале; освоение нефтеносного района между Волгой и Уралом);
- форсировалось строительство так называемых предприятий-дублеров на востоке страны (эти предприятия дублировали те, которые находились в европейской части СССР);
- строились и модернизировались железные дороги, автомобильные трассы и транспортные узлы;
- были резко увеличены затраты на оборонную промышленность и науку, начато серийное производство новых типов самолетов (Як-1, МиГ-3 и др.). созданы образцы танков (KB, T-34), артиллерийских установок типа «катюша»;
- было принято решение о переходе на семидневную рабочую неделю и восьмичасовой (с весны 1941 г. - одиннадцати-двенадцатичасовой) рабочий день, введены трудовые книжки, запрещен самовольный уход с предприятия, введена уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины, выпуск некачественной продукции;
- была создана система профтехобразования для подготовки кадров для промышленности;
- была существенно увеличена численность Красной Армии, увеличены сроки службы рядового и младшего командного состава, призывной возраст установлен в 18 лет (ранее - 21 год), принят закон «О всеобщей воинской повинности», осуществлена реорганизация наркомата обороны, необходимость которой выявила неудачная для СССР зимняя война с Финляндией 1939-1940 гг.
О внешней политике СССР в конце 30-х гг. Подводя итоги, отметим: СССР готовился к отражению военной агрессии. Но первые дни и месяцы Великой Отечественной войны показали, что руководством страны были допущены серьезные военно-стратегические ошибки. Репрессии обезглавили армию, лишили ее опытных военачальников и офицеров. Документы показывают, что в начале войны лишь 7% офицеров имели высшее военное образование. Военная доктрина не учитывала особенностей современной механизированной войны и исходила из известного идеологического постулата о «переносе войны на территорию противника» и о «победе малой кровью». Неверно было определено направление главного удара гитлеровской армии. Генштаб справедливо полагал, что главным станет смоленско-московское направление, И. В. Сталин был уверен, что главный удар фашисты нанесут по Украине. Сталин упорно отказывался верить информации разведки о готовящемся нападении Германии. Трагически высокая цена этих ошибок определилась в начальный период Великой Отечественной войны.

Тема урока: « Культура СССР в 30-е годы »

Учитель истории I квалификационной категории

Багаутдинова Энже Азатовна

Форма урока: проблемно-диалогический урок по истории культуры

Цель урока:

Систематизация знаний о строительстве социализма (1922-1939 гг.)

Закрепление знаний о переходе к НЭПу, индустриализации, коллективизации

Формирование навыков публичного выступления.

Основные понятия урока: индустриализация, коллективизация, культ личности, ГУЛАГ, репрессии, административно-командная экономика.

Материалы к уроку:

1. учебник Д. Д. Данилова « Российская история» 9 класс

2. История Москвы / под общ. ред. С. С. Хромова – М. : Наука, 1974. – 504 с.
3. Капустин, М. П. Конец утопии? (Прошлое и будущее социализма) / М. П. Капустин. – М.: Новости, 1990. – 216 с.
4.Москва: иллюстрированная история. Том 2-ой / под общ. ред. Ю. А. Полякова - М. : Мысль, 1986. – 426 с.
5.Школьные уроки по теме « История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»-М.,изд.» Права человека»,2008.-674с.

6. Энциклопедия "Москва" / под общ. ред. А. Л. Нарочницкого – М. : Советская энциклопедия, 1980. - 402 с.

Техническое оснащение урока: Компьютер, проектор, экран.


Вначале урока звучат Песни советских композиторов 30 –годов (1 минута).

Презентация « Зеркало Советской жизни»

Ход урока:

Учитель: Ребята, мы изучили тему « Строительство социализма (СССР 1922-1939 гг.)». Настало время познакомиться с развитием культуры в эти годы. И так, какие ассоциации вызывает у вас 30-е годы. (10 минут)

Ответы учащихся: « Эти годы в моих глазах представляются темным лихолетием, где много крови и жертв».

Учитель: « Мне понятны ваши ассоциации. Но еще Сергей Есенин говорил: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Наши современники по разному относятся к этому периоду истории. Послушайте некоторые оценки: «…Очень уж густо мы мажем, в том числе и в печати, довоенные годы чёрной краской…» (писатель С.Баруздин). « Нет, и в тот период, вопреки культу личности, народная инициатива била ключом, ибо народ знал, во имя чего он работает, борется и живет». (Киноактер Борис Андреев).

Учитель: «Постараемся проследить за тем, как развивалась культура в 30- е годы? Как воспринимали люди свою эпоху? Во что они верили? О чём думали? Что оставили своим потомкам? Чему можно научиться у наших предшественников? Наш урок - исследование.

Любой человек, начиная дело, должен понимать каким будет результат. Каким он должен быть сказал поэт Владимир Маяковский:

« Я знаю - город будет

Я знаю - саду цвесть,

Когда такие люди

В стране советской есть!»

Образ сада - один из самых древних символов, образов, изображавших светлое будущее, красивую жизнь. Но сад сам по себе не появится, его надо сажать, растить, возделывать. Как вы думаете, кто был больше заинтересован в приукрашивании действительности, в создании мифа, что в 1930-х годах жизнь в СССР была сказкой, цветущим садом?»

Ответы учащихся: « Партийная власть во главе со И. В. Сталиным».

Учитель: « А как можно было в этом убедить такое большое количество людей, что это было так? Ведь даже сейчас некоторые считают, что тогда жизнь была прекрасной? И многие искренне в это верят».

Ответы учащихся: « Для этого используется один из самых демократических видов искусства - киноискусство». « Музыканты и литераторы тоже внесли свой вклад для создания образа счастливой страны». « Средства массовой информации – газеты, журналы писали только то, что разрешала власть» « Плакаты рисовали красивый и успешный образ действительности».

Учитель: Наша тема подразделяется на следующие темы:

    «Страна ученых»

    « Культурная революция»

    « Страна героев»

    Во время выступлений групп подумайте: Какие мифы советской действительности были созданы в это время?

Большое внимание уделялось развитию научных исследований. К концу 30-х гг. в стране действовало свыше 850 научно- исследовательских институтов. Создавались исследовательские центры, развивающие новые направления науки, такие как органическая химия, геофизика, микрофизика, полупроводников атомного ядра. Достижения советских ученых А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы приобрели широкую мировую известность.

Развитие образования и науки невозможно отдельно друг от друга. Еще во время Гражданской войны был создан ряд научно-исследовательских институтов: Институт физики и биофизики, Геологический институт, Центральная химическая лаборатория ВСНХ. К 1924 г. в Москве было уже 344 научных учреждения, и работало в них более 2700 научных сотрудников.
В 1923 г. была создана Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). В состав этой ассоциации входили институты истории, экономики, философии, археологии, права, языкознания, литературы и т.д. Академия наук была переведена в Москву из Ленинграда (в 1934 г.) В 30-е годы в Москве проводятся международные научные форумы, например, Конференция по физике атомного ядра (1934 г.) или Международная конференция математиков-топологов (1935 г.) Все это способствовало становлению Москвы как научного центра всего Союза.
От ученых требовались не только достижения в естественно-научных, математических и других областях, но и пропаганда социалистических и коммунистических идей. Поэтому в 1920 г. в Москве открылся Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, а еще через три года - Институт Ленина. Велась подготовка к изданию их сочинений.
Вообще идейное воспитание молодежи имело для того времени далеко не последнее значение. Ребенок с детства поднимался по своеобразной "лестнице", проходил путь от октябренка к пионеру, от пионера к комсомольцу, от комсомольца к коммунисту. В вузах вводятся новые учебные дисциплины, связанные с марксизмом и научным коммунизмом. Открываются учебные заведения, готовящие партийные кадры, например, Высшая партийная школа. В 1924 г. были представлены первые экспозиции Центрального музея В. И. Ленина и Музея революции СССР, при Институте К. Маркса и Ф. Энгельса создается музейное отделение (впоследствии Музей К. Маркса и Ф. Энгельса). Старые идеалы и ценности заменяются новыми, старое мировоззрение - новым, старые святые - новыми.
В декабре 1919 г. Ленин подписал декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Согласно ему все граждане страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, должны были обучиться грамоте на русском или родном языке (по желанию).
В 1923 г. возникло Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность" под лозунгом "Каждый грамотный обучи неграмотного". Пункты ликбеза организовывались в селах, деревнях и на предприятиях, и, само собой, столица не осталась в стороне от этого движения.
Но более важной задачей, нежели обучение уже взрослых людей, представлялось воспитание подрастающего поколения. Это было связано не только с необходимостью просвещения, но и с теорией "коммунистического воспитания", т.е. социалистические идеология и ценности должны была "усваиваться" ребенком с самых ранних лет.
Много внимания уделялось повышению качества образования". "Постановление "О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети" был принят в 1925 г., а осуществлен этот план был в 1930/31 учебном году. Подобный ему план об обязательном 7-летнем образовании был выполнен к 1937 г. И то, и другое в столице было сделано раньше, чем по всей стране.
Подготовка учителей осуществлялась педагогическими институтами. В 1932 г. в Москве открылся вечерний Педагогический институт (за два года он подготовил более 5800 учителей), а в 1933 - Городской педагогический институт.
Но требовались не просто грамотные или образованные люди, требовались специалисты. Иными словами, были нужные высшие учебные заведения для подготовки профессионалов во всех отраслях народного хозяйства. С этой целью в Москве были открыты первые рабфаки для подготовки рабочих в вузы. Окончившие рабфак составляли большинство вузовских студентов. Создавались и новые учебные заведения, такие, как Институт цветных металлов и золота им. М. И. Калинина, Нефтяной институт им. И. М. Губкина, Торфяной институт, Станкоинструментальный институт, Полиграфический институт. В это же время создаются Химическая и Инженерно-строительная академии и два медицинских института. При некоторых наркоматах создавались академии для переподготовки руководителей предприятий: Промышленная, Транспортная, Плановая т.д.

2. Содержание выступления второй группы. «Культурная революция».(7 минут)
Это было частью культурной революции, и не лучшей ее частью. Но у всякой медали две стороны. Второй стороной культурной революции стало именно "настоящее" распространение культуры.
Важную роль в этом сыграли библиотеки и музеи.
Если до революции многие крупные книжные собрания являлись частными, а значит, не были общедоступными, то после принятия Совнаркомом декрета "Об охране библиотек и книгохранилищ" они были национализированы.
Крупнейшей публичной библиотекой стала Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. До революции она входила в состав Румянцевского музея, и в основе ее фондов были частные собрания графа Румянцева и еще несколько крупных. Музей был ликвидирован в 1925 г., а его фонды распределены между Третьяковской галереей и Музеем изобразительных искусств им. Пушкина, а книжное собрание Румянцева послужило основой для Гос. библиотеки.
После революции создаются и новые библиотеки, такие, как библиотека Социалистической академии общественных наук, Центральная городская библиотека, и специальные, как, например, основанная в 1921 г. Библиотека иностранной литературы или Медицинская центральная библиотека.
Примерно то же происходит и с музеями. Все они после революции были национализированы, доступ в них открыт (в принципе, он и раньше не был закрытым, хотя в большинстве случаев ограниченным). Крупнейшим в Москве и вторым по значению в Союзе (после Эрмитажа) стал Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (до 1937 г. - музей изящных искусств) . На основы бывших частных коллекций создаются Музей западного искусства, Музей иконописи и живописи, Музей фарфора и др. В музеи превращаются бывшие подмосковные усадьбы Останкино и Кусково, монастыри Новодевичий и Донской.
Что до новых музеев, то в начале 20-х г. в Москве существовали пролетарские музеи. Их значение было в ознакомлении рабочих с произведениями искусства. По сути, эти музеи можно назвать временным и экспозициями, т.к. по окончании этой культурной программы все экспонаты были переданы в "постоянные" московские музеи. Открываются и совершенно новые выставки и музеи, ранее никогда не существовавшие, "рожденные революцией". Это уже упомянутый выше Центральный музей В. И. Ленина, Музей Красной армии и флота, Музей революции СССР.
Появляются новые идеи и течения в литературе, живописи, музыке и театре. На все эти виды искусства наложен идейный отпечаток, каждое литературное или музыкально произведение несет идеологическую окраску самых ярких красных тонов. Тех, кто выбивается из этой общей канвы, убивают или травят, как травили Булгакова, как убили Гумилева.
Наибольшее значение имело проведение Первого всесоюзного съезда советских писателей (17 августа 1934 г.) и создание Союза советских писателей. Председателем Союза стал Максим Горький. В 20-30-е годы отношение к литературе меняется, ее рассматривают не только как вид искусства, но и как (опять!) идейное оружие, чему прекрасным примером могут послужить стихи В. Маяковского. Чтобы яснее выразить эту мысль я просто скажу, что в 1920 г. он выступал докладчиком на диспуте на тему: "Поэзия - обрабатывающая промышленность".
Вся печать того времени была централизованной, находилась "под опекой" какой-нибудь партийной организации и проводила только официальную линию правительства. Существовала строгая предварительная цензура. Быть главным редактором тогда означало ходить по лезвию ножа: никогда не знаешь, в чем вдруг будет усмотрен саботаж или подстрекательство к контрреволюции. Например, редактора и сотрудники "Московских новостей" менялись постоянно по той причине, что их попросту расстреливали. Дело в том, что газета предназначалась для американских рабочих, и ее задачей было показать, что жизнь в СССР прекрасна. Сделать ошибку в таком тонком деле было очень просто, а исправить ее - невозможно.
Не столь быстро отразилась революция на театральной жизни. Так, основу репертуара Большого театра в 20-е годы по-прежнему составляла русская классика: "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Пиковая дама" и т.д. Из новых театральных постановок того времени можно назвать "Красный мак". Зато всего через пять-десять лет на сценах московских театров уже шли премьеры: "Человек с ружьем", "Оптимистическая трагедия", "Враги".
Большее значение приобретает музыкальное искусство. Теперь оно массовое, популярное. Конечно, 20-е годы были временем становления советской симфонической музыки, и многие композиторы, не поддаваясь веяниям времени, продолжают классицистические музыкальные традиции, другие привносят в музыку революционные мотивы ("Траурная ода" А. А. Крейна, посвященная смерти Ленина, и "Симфонический монумент 1905-1917" М. Ф. Гнесина). Но гораздо более популярными были чисто массовые песни типа "Расстрел коммунаров", "Смело в бой мы пойдем", "Гулял по Уралу Чапаев-герой", позднее - песни из популярных кинофильмов. Для 20-х годов были характерны многочисленные кружки хорового пения, и пелась в таких студиях никак не классика, а революционные песни вроде "Варшавянки".
Но важнейшим из искусств действительно становится кино, а кинофильмы (как и все произведения всех видов искусства) очень ярко идейно окрашены. Впрочем, в условиях культурной революции это естественно.
Уже в 1919 г. в столице была создана 1-я Государственная киношкола, позже Всесоюзный государственный институт кинематографии.
Послереволюционные советские фильмы носили хроникальный характер. Таковы были первые работы Э. Тиссэ, Д. Вертова, С. Эйзенштейна. Наиболее известен "Броненосец "Потемкин" Эйзенштейна, до сих пор считающийся классикой мирового кинематографа.
Первым советским звуковым фильмом была картина "Путевка в жизнь", снятая на киностудии "Мосфильм" режиссером Н. К. Экком в 1931 г. Фильм имел огромный успех: за полтора года после премьеры его посмотрели сотни тысяч зрителей не только СССР, но и еще 27-ми стран, а на первом Международном кинофестивале в Венеции (1932 г.) он был включен в число лучших работ.
В 30-е годы создается много талантливых кинофильмов самых различных жанров: исторические ("Александр Невский", "Суворов") , хроникальные (дилогия, включающая картины "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году") , комедийные ("Веселые ребята", "Волга-Волга") . Появляется жанр так называемого "социалистического реализма" ("Старое и новое", "Потомок Чингисхана") .
Экранизируются многие литературные произведения ("Мать", "Бесприданница") , снимаются детские фильмы ("Тимур и его команда") , мультфильмы. На студии "Союздетфильм" в 1936 г. был снят первый в Союзе цветной фильм "Груня Корнакова", на этой же студии было создано первое в мире безочковое стереоскопическое кино.
Подтверждением высокого уровня развития советского кино можно считать проведение в столице в 1935 г. международного кинофестиваля.

В 1930-х гг. руководители партии и государства не раз говорили слова « трудящиеся массы», « партийные массы», « энергия масс». Все исторические источники подтверждают, что советские граждане действительно массово участвовали в общественных событиях. Советские праздники 7 ноября, 1 мая проходили в виде массовых шествий, демонстраций.

Наиболее популярными в СССР стали массовые виды искусства и спорта. Работники объединялись в спортивные сообщества: «Спартак» (торговля), «Динамо» (милиция), «Локомотив» (железнодорожники). Десятки тысяч людей участвовали в легкоатлетических спартакиадах, чемпионатах СССР по футболу и волейболу.

Люди всех профессий и возрастов по многу раз ходили в кино и слушали пластинки с записями песен Леонида Утесова и Клавдии Шульженко.

Но и у этой массовой советской культуры была своя теневая сторона, не попадавшая в кинохронику. Так, например, создатели спортивного сообщества «Спартак» братья Старостины были осуждены и провели несколько лет в ГУЛАГе.

Организация Диалога с классом (10 минут).

После выступления групп учащиеся начинают высказываться по поставленной проблеме. Ответы записываются на доске. Например, могут быть записаны следующие высказывания Мифы:

« Жить стало лучше, жить стало веселее»

« Человек – хозяин необъятной родины своей»

« Вольно дышит человек!»

« Человек – это звучит гордо!»

« Сталин - вождь, отец, учитель».

« СССР - самая демократическая и справедливая страна мира»

Учитель: А что было на самом деле?

Также ответы записываются на доске. Например, ответы могут быть следующими:

Нищета, голод, разрыв между словом и делом.

Человек - винтик в большом механизме.

Предательство, доносы.

Человек лишен собственности.

Нарушение законности, несоблюдение прав и свобод.

Человек теряет чувство реальности.

Исторические задачи.

Как вы относитесь к словам историка Р. Медведева: « …К жертвам репрессий нельзя относить только тех, кто сидел в лагерях или погиб. В принципе жертвой репрессий был весь народ».

Ответы детей.

Учитель: « Как можно выжить в таких условиях? Выступить против официальной политики, замкнуться в равнодушии, быть лицемерными или же верить. Да, слепо верить в то, что Сталин отстаивает интересы простого народа и ведет широкую борьбу с врагами.

Как вы думаете, какой путь честнее?

Ответы учащихся.

Учитель: «Даже в таких условиях были люди выступившие против. Их было мало, но они наша гордость. Назовите, кого из них вы знаете?»

Учитель: « В 1930-е годы была цель - создать страну - сад, рай. Почему же это не удалось?»

Ученики: Для строительства такой красивой цели нужны были и красивые средства. А здесь власти использовали репрессии, страх, равнодушие, подавление человеческой личности.

Релаксация. (4 минуты)

Учитель: « Я вам хочу рассказать древнюю притчу. А вы подумайте. В чём смысл притчи?

Старательный дровосек честно собирал хворост. Ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костёр инквизиции, где сжигали людей».

Ответы учащихся.

Учитель: « Да, вы правы, наше общество было похоже на этого дровосека. В этом саду не нашлось места для человека...

У медали две стороны. Свет никогда не существует без тени и наоборот. На одной чаше весов - индустриальное развитие, улучшение материального положения, условий труда и быта, на друг ой - всеобщий страх, произвольные аресты и лагеря, на одной - просвещение и культура, на другой - разрушение "до основанья" "старого мира".
Говорят, что было плохо, что могло быть лучше. История не знает сослагательного наклонения. Было все так, как было. Предлагаю вам оформить плакат, который бы отразил 30-е годы».(Иллюстрации и ватман готовятся заранее).
Домашнее задание.

«Учитель: « Ребята, попробуйте написать небольшое эссе на тему « Моя семья в 30- е гг. Как ваша семья прожила эти годы, как выживала? Ведь каждая история семьи это петелька в кружеве истории нашей страны».

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческих людей на тех, кто покинул родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.

Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Была отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 г. была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

В 1930 г. было введено всеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты, оно проводилось на основе строгой дисциплины и расписания.

Изучали историю страны, гуманитарные и точные дисциплины. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. учреждена начальная школа (1-4-е классы), неполная средняя школа (1-7-е классы), средняя (1-10-е классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партработники и комсомольцы.

Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. В 1933-1937 гг. для повышения образовательного уровня работников были созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.

Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.

В 1925 г. из Ленинграда в Москву была переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. Отделения Академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР (создано более 850 НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А. Морозов, М.И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.И. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), артиллерийских орудий, систем и минометов (В.Г. Грабин, Ф.Ф. Петров), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев). А.П. Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн.

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики - П.Л. Капица; атомного ядра - И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров и др.; физики полупроводников - А.Ф. Иоффе.

В середине 30-х гг. в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм.

Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством КПСС.

Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и поведение всего общества. Члены ЦК лично просматривали все новые фильмы и были их цензорами.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим надзором партии. Деятелям культуры предоставлялись исключительные блага, как и партийным лидерам; формировалась зависимость искусства от государства.

Образование

30-е гг. - один из самых противоречивых периодов в истории не только политического, экономического, но и культурного развития Советского государства. В области образования, прежде всего, продолжалась борьба с неграмотностью. Всеобщее обязательное начальное обучение в целом по стране было осуществлено к концу второй пятилетки (1937 г.). В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное семилетнее (неполное среднее) образование, а в 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию (десятилетке). Однако обучение в старших классах стало с 1940 г. платным (300 руб. в год). Это переключило интерес большинства городской молодежи с общеобразовательной школы на ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), готовившие кадровые резервы квалифицированной рабочей силы.

В начале 30-х г.г. была отвергнута господствовавшая в 20-е г.г. теория отмирания школы. Всеобуч сопровождался серьезной реформой начальной и средней школы, поворотом к традициям дореволюционной школы с ее фундаментальностью знаний. В школах ввели строго определенное расписание занятий, жесткую регламентацию учебной и общественной работы школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Вместо «рассыпных книг» вводились стабильные учебники по основам наук. Но, как и в 20-е г.г., обучение стремились приблизить к производству. Большинство школьников вело общественную работу в рамках пионерской и комсомольской организаций. В 1934 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было восстановлено преподавание истории в школах, а в Московском и Ленинградском университетах открылись исторические факультеты, готовившие высококвалифицированных учителей-историков.

В высшем образовании с 1932 г. упор был сделан на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные Экзамены в вузы, бригадно-лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинарским, коллективная ответственность за качество учебы - индивидуальной. Отменялись партийные мобилизации на учебу в вузы (парттысячники), бронирование мест для женщин, социальные ограничения при приеме в вузы и; наконец, знаменитые рабфаки. Для повышения ответственности и роли преподавателей в учебном процессе СНК установил в 1934 г. ученые степени и звания.

Наука

В 1930-е гг, главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономического развития страны. Как и прежде, главным научным центром страны была Академия наук СССР, филиалы которой с 1932 г. стали создаваться в столицах союзных республик. Более тысячи научно-исследовательких институтов АН СССР и хозяйственных наркоматов разрабатывали основные научно-технические проблемы, предусмотренные государственными планами.

В начале 1930-х г.г, на основе разработок советских химиков во главе с академиком С.В.Лебедевым было налажено производство синтетического каучука из этилового спирта. В 1932 г. геологи под руководством академика И.М.Губкина открыли новые нефтеносные районы на Урале и в Башкирии, названные «Вторым Баку». Академик Н.И.Вавилов собрал крупнейшую в мире уникальную коллекцию культурных растений пяти континентов для изучения и практического использования. Особенно значительными были научные разработки физиков - А.Ф.Иоффе, С.И.Вавилова, Д.С.Рождественского, П.Л.Капицы, И.Е.Тамма, И.В.Курчатова, Л.Д.Лан-дау и многих других, работавших на оборону. В 1933 г. группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила первые советские ракеты. В эту группу входили и будущий создатель первого в мире реактивного оружия («Катюши») АТ.Костиков и будущий главный конструктор космических кораблей С.П.Королев. К этому времени относится начало изучения советскими учеными стратосферы. В 1933 г. первый советский стратостат «СССР» поднялся на высоту 19 км. В 1934 г. второй стратостат «Осоавиахим-1» с экипажем поднялся на высоту 22 км. Вторая разведка космоса закончилась гибелью экипажа, но это не остановило научные разработки.

Особую страницу в научную летопись 30-х г.г. вписали исследователи Арктики во главе с О.Ю.Шмидтом. В июле 1933 г. он возглавил научную экспедицию через Ледовитый океан на корабле «Челюскин», который вскоре попал в ледовое сжатие и в феврале 1934 г. затонул. В далеком Чукотском море на дрейфующей льдине полярники создали «лагерь Шмидта». Только в апреле их сняли с льдины. За героизм при спасении полярников Советское правительство впервые присвоило звание Героев Советского Союза летчикам. В 1937 г. изучение и освоение Арктики продолжили И.Д.Папанин, Э.Т Кренкель, Е.К.Федоров, П.П.Ширшов. За 274 суток четверка полярников продрейфовала на льдине в океане от Северного полюса более 2500 км. В районе Северного полюса были созданы опорные метео- и радиостанции. Благодаря им в 1937 г. летчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков впервые по кратчайшей прямой совершили через полюс беспосадочный перелет в США.

Значительных успехов достигло также советское авиастроение (разработка конструкции цельнометаллического самолета А.Н.Туполевым и др.), однако в конце 1930-х гг. многие ученые и в том числе авиаконструкторы, были арестованы. Некоторые из них продолжили свои работы в заключении в сцециальных лабораториях системы НКВД.

В области общественных наук особое значение придавалось новому прочтению истории коммунистической партии. За работами историков внимательно следил лично И.В.Сталин, требовавший искоренить троцкистские концепции в историко-партийной науке. В 1938 г. под редакцией ЦК ВКП(б) при участии И.В.Сталина вышел «Краткий курс истории ВКП(б)», который на многие годы стал главным ориентиром общественно-политических исследований.

В 1937-1938 гг. резкой критике была подвергнута научная историческая школа умершего в 1932 г. академика М.Н.Покровского. Его имя было снято с названия Московского государственного университета, которому в 1940 г. присвоили имя М.В.Ломоносова.

Во второй половине 1930-х г.г. резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. В научных дискуссиях стали активно использовать политические ярлыки. Оппоненты часто лишались не только работы по специальности, но свободы и жизни. Президент ВАСХНИЛ Н.И.Вавилов в 1935 г. был отстранен от руководства академией и вскоре арестован. Два последующих президента были расстреляны, а ВАСХНИЛ возглавил Т.Д.Лысенко, пообещавший Сталину решить зерновую проблему путем выведения ветвистой пшеницы.

Литература и искусство

Развитие литературы и искусства в 1930-е гг.определялось постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Все объединения творческой интеллигенции были ликвидированы, начался процесс создания единых «отраслевых» организаций республиканского и всесоюзного масштаба. В 1932 г. были созданы Союз советских архитекторов, Союз советских писателей, республиканские союзы советских композиторов и художников. Крупным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей, состоявшийся в августе 1934 г. и избравший председателем правления Союза писателей А.М.Горького. Горький, окончательно вернувшийся на родину в 1931 г., стал активным пропагандистом социалистического реализма, который провозглашался основным художественным методом. Соцреализм требовал сочетать историческую конкретность художественного изображения действительности с воспитанием трудящихся «в духе социализма».

В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве. Новаторство в музыкальном и театральном искусстве осуждалось; современная драма, сатира, любовная лирика фактически запрещались; неполитические темы сворачивались. В книгах, фильмах, пьесах, музыке господствовала военная тема.

К числу важнейших достижений советской литературы 1930-х г.г. относятся романы «Жизнь Клима Самгина» A.M. Горького, «Поднятая целина» М.А.Шолохова, «Как закалялась сталь» Н.А.Островского, «Петр Первый» А.Н.Толстого, книги для детей А.П.Гайдара и др. Продолжалось поэтическое творчество А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, О.Э. Мандельштама. Следует отметить также драматургию Н.Погодина, Л.Леонова, Вс.Вишневского и др.

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С.С.Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А.И.Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д.Д.Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. «за формализм»). Широкую популярность приобрели песни И.Дунаевского, А.Александрова, В.Соловьева-Седого.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография (фильмы «Чапаев» С. и Г.Васильевых, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, «Александр Невский» С.Эйзенштейна, комедии Г.Александрова «Веселые ребята», «Цирк»).

В живописи активно разрабатывались историко-революционная тематика («Смерть комиссара» К. Петрова-Водкина, «Оборона Петрограда» А.Дейнеки, «Трубачи Первой конной армии» М.Грекова и др.), а также портретный жанр (произведения М.Нестерова, П.Корина и др.). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930-х гг. стал монумент В.Мухиной «Рабочий и колхозница».