Астраханский заповедник что изображено на значке. Астраханский государственный биосферный заповедник. Рыбы и водный мир

В мире существует много разных профессий. Некоторые из них считаются престижными. Но, не все люди могут работать банкирами, экономистами и продюсерами. Без простых рабочих никто не сможет обойтись.

Даже, когда очень талантливый архитектор разработает самый замечательный проект здания, без строителя он не сможет воплотить свой рисунок в реальном мире. Космонавты летают в далёкий космос на кораблях, которые спроектировали умнейшие инженера. Опять же, без рабочих, который делают детали и, затем собирают из них космический корабль, освоение космоса было бы невозможно.

На фабриках и заводах трудится огромное количество рабочих, которые стоят у станков. Они выпускают автомобили,трактора, телевизоры и холодильники: всё, что делает нашу жизнь легче. Даже игрушки, которыми играют дети, сделали люди труда.

Каждый день мы ходим в магазины за покупками. А, где бы мы брали молоко, мясо и хлеб, если бы сельские труженики не выращивали зерно и не доили молоко на фермах. Какое огромное количество профессий требуется для того, чтобы прокормить людей всей нашей планеты. Сколько труда вкладывают они каждый день в землю, и с какой заботой относятся к животным.

Все хотят красиво и удобно одеваться и обуваться. Без швей и портных некому было бы создавать одежду.

Даже врачи не могут обойтись без простых работников, таких как медсестры и санитары. В школе нам нужны учителя, чтобы вести уроки, но без техработников, поваров и дворников не будет никогда порядка ни в одном учебном заведении.

Много есть рабочих профессий, который требуют от человека физических усилий. Изо дня в день работают люди труда, чтобы комфортно и легко жилось нам. Необходимо с уважением относиться к этим людям и быть благодарными им за их тяжелый труд. Скажем спасибо людям труда!

Сочинение 2. Люди труда

Безусловно, ещё со старых времен труд в жизни каждого человека занимает особую нишу. Без труда не может полноценно жить и развиваться ни один человек. Лишь находясь постоянно в труде мы можем научиться чему-то новому, познать неизведанное, добиться великих успехов в любой сфере жизни. Вот только к сожалению многие считают, что в современном мире можно прожить и без труда вовсе. Однако, это ведь полнейшее заблуждение, так как пока человек живёт - он трудиться.

Любое ваше действие, осознанное или нет, является трудом. Вы же в любом случае питаетесь, справляете естественные нужды. всё это и есть труд. Да чего уж там, даже те, кто является заядлым любителем полежать на диване и посмотреть телевизор тоже трудиться, ведь его нужно включить, выбрать интересующий канал. И так, совершенно естественно, что любой человек в своей жизни трудиться, и знаком с понятием труд. пусть даже сам того не подозревая и не желая. Только вот всех вышеперечисленных примеров труда будет не достаточно, если у человека есть желание добиться в жизни каких-то успехов, сделать карьеру, найти хорошую работу с достойной оплатой, устроить личную и семейную жизнь.

Для всего этого нужно очень много, а главное ежедневно трудиться и работать. Прежде всего над самим собой, над своей ленью, над нежеланием делать какие-то либо дела. Поверьте, только те кто не боится встать рано, либо лечь поздно из-за работы, кто готов трудиться в выходные, кто не выбирает работу полегче, кто не говорит постоянно о том, как он устал сможет добиться настоящих успехов в любом деле, каком только захочет. Человек рожден трудиться, и очень важно понимать, что пока мы трудимся - мы живём, развиваемся и совершенствуемся.

Труд способен из любого человека сделать достойного представителя современного социума. Так же очень важно понимать, что к труду и работе, нужно приучать ещё с самых ранних лет. Ведь именно в детском возрасте ребёнку легче привыкнуть выполнять определённую работу ежедневно, и помогать родителям в будущем. Не стоит выполнять всю работу за своего ребёнка, ведь он сам способен убрать за собой свои вещи к примеру, причём даже в самом казалось бы раннем возрасте. За то, это позволить ему с ранних лет понять - тот кто трудиться, обязательно добьётся всего, чего только пожелает.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Еж Пришвина

    Рассказ является произведением, раскрывающим гармонию во взаимоотношениях человека с окружающей природой. В качестве основных персонажей рассказа писатель представляет лесного ежика и рассказчика, от лица которого ведется повествование в произведении.

  • Характеристика героев романа Обломов (описание главных и второстепенных героев)

    Обломов - потомственный дворянин старой закалки. Ему 31 - 32 года, живет в Петербурге в небольшом съемном жилье, и является человеком, который все свое время проводит дома.

  • Двоекуров в романе История одного города характеристика образ сочинение

    Глупов - именно так Салтыков-Щедрин озаглавил свой город, в которым живут до абсурда глупые люди, а правят ими до абсурда глупые правители.

  • Анализ рассказа Живые мощи Тургенева

    Пример бесконечного терпения, страдания и принятия божьей воли И.С.Тургенев показал в своём рассказе «Живые мощи». В образе главной героини Лукерьи автор отразил характер, силу духа и отношение к жизни русского народа.

  • Особенности языка повести Левша Лескова

    Творение писателя представляет собой произведение, созданное в стиле сказания на основе смешения реальных и вымышленных событий с введением в образ главного персонажа повести героя персонажа, заимствованного из народной былины.

Раньше у Родины были закрома. Люди, занятые самыми необходимыми профессиями, в них собирали урожай, о чем отчитывались перед всей страной. При этом людям у телевизоров было чем гордиться, и они не беспокоились за завтрашний день. Еще у Родины были «на гора». Туда – «на гора» – шахтеры из-под земли выдавали уголь, поэтично и раньше нефти названный «черным золотом». И было что-то еще в том же смысловом ряду. По крайней мере, в школьных учебниках были нарисованы комбайны, сыплющие золотое зерно в грузовики; симпатичные шахтеры на фоне терриконов; летчики-полярники; моряки на рыболовецких суднах и проч. Весь праздник мирной жизни охраняли ракетчики, зенитчики, летчики и моряки, нарисованные рядом. Было действительно спокойно. Потом что-то произошло, и масса профессий вместе с людьми, которые ими занимаются, была вытеснена за границу сознания. Не на периферию сознания, а за его границу. То есть, как фигуры в сорванной шахматной партии, люди и профессии были сметены с доски прочь. Природа, не терпящая пустоты, тут же заполнила вакуум аналитиками фондовых рынков, актерами комедийного жанра, пляшущими девицами, банкирами, боксерами and so on.

Люди, вещи и явления обнаруживают свою цену, только исчезая или грозя исчезнуть. Не ценится здоровье, пока оно есть; вечными кажутся родители и их опека; бледным видится привычный пейзаж, и только в чужом палисаднике цветы почему-то красивее. Я помню, как привыкал к «засыпаниям в закрома» и «выдаче на гора» и уставал от них. Но сегодня, когда в массовом сознании искусственно создано впечатление, что только модельеры и творцы зубной пасты пашут, не покладая рук, а хлеб в поле сам растет и уголь из земли сам выплевывается, рабочего человека в смысловом мире стало остро не хватать.

Психологи (многоликие и бесконечные, как английские ученые) нет-нет да и изрекут слово на пользу. Сказано кем-то из них, что, если хотите вырастить из ребенка законченного лентяя, сделайте так, чтоб он не видел вас самих – родителей – . Сделайте так, чтобы мать с руками в квашне, отец с отверткой или граблями никогда не отображались на сетчатке ребенка и в его сознании. Годам к семи или раньше (тут психологи расходятся в цифрах) вы получите «на гора» законченного оболтуса, истерика и неряху. Одним словом – аморальную бестолочь. А поскольку, как сказано выше, природа пустоты не выносит, душу, ничем не занятую, заполнит, вслед за праздностью, всякое зло. Можно было бы ограничиться и басней о Стрекозе и Муравье. Но басня целомудренна, а жизнь нет. В басне только «зима катит в глаза», а в жизни – и наркомания, и пьянство, и Содом с Гоморрой. Это что касается отдельно человека, не только не наученного трудиться, но и не видящего, как трудится мать и отец.

Что же касается целых народов, но ведь они тоже дети. «Общественное сознание, – сказал некий американский конгрессмен, – это сознание пятилетнего ребенка». То есть с ним нужно сюсюкать, его нужно с чередованиями похваливать и попугивать, мелькать перед его носом яркими картинками, погремушкой греметь, обещать сладкое. По сути всё перечисленное – это портрет того информационного подхода к жизни, который сформировался на Западе и к нам в душу залез, не разуваясь. Чистый Голливуд. Попугивают апокалипсисом, привязывают голой плотью, манят сладким, обещают рай после очередных выборов, шепчут: «Ты лучший». Проливают на героев, с которыми зритель себя ассоциирует, дожди из стодолларовых купюр и, известное дело, работать не учат. На выходе из народа в скором времени может получиться не по годам развратный ребенок, у которого не выработалось противоядие от греха и нет навыка к труду и творчеству.

Индейцев некогда загнала в резервации водка. Нет у них в организме каких-то ферментов, помогающих справиться с алкоголем. Быстрое привыкание и еще более быстрая деградация. А у нас до сих пор не выработался фермент, позволяющий без вреда переваривать информацию. Убийственные поведенческие модели впихиваются простым людям, словно диск в дисковод. Нажимается кнопка «Play», и до человека долго еще будет не достучаться. И вот в глазах у человека стоит «Девятым валом» картина мира, где есть аналитики «Forbs», лауреаты «Grammy», продюсеры, друзья по ночному клубу и проч. Но, простите, а где те, кто шьет одежду? Водит поезда метро, сваривает трубы тех самых трубопроводов, от которых зависит бюджет страны? Кто делает операции на сердце, кто делает мебель, ремонты в старых и новых домах? Вернее – не кто, а где они? Согласно телевизионной картинке мира, все люди, занятые профессиями, без которых не прожить, являются лишь серым фоном для показа людей, занятых бесполезной чепухой или откровенными преступлениями.

Наступит однажды время, когда восемь менеджеров по маркетингу будут бегать за одним электриком; когда мы окажемся внутри ленивой и безрукой цивилизации

И дело не только в том, что это несправедливо и отвратительно в нравственном смысле. Дело в том, что наступит однажды время, когда восемь менеджеров по маркетингу будут бегать за одним электриком; когда мы окажемся внутри ленивой и безрукой цивилизации. Внутри этой цивилизации дела рук человеческих могут отказаться служить безрукому человеку. Так от Федоры в известной сказке убежали поварешки и кастрюли. А среди творений человеческих рук у нас не только гаджеты или Федорины поварешки, но воздушные и морские судна, атомные электростанции и т.д. Их не только трудно придумать и создать. Их довольно сложно эксплуатировать. Эксплуатировать и ремонтировать их может , умеющий учиться и не прожигающий жизнь по ночным клубам. Если это ясно и даже аксиоматично, то надо делать выводы. И информационные, и образовательные, и воспитательные.

Когда Церковь молится «о изобилии плодов земных и временах мирных», то она предполагает, что с человеком всё в порядке. То есть плоды земные есть, а человек может их собрать, сохранить, переработать, использовать. Всё это ему не тяжко и даже приятно, лишь бы была полезная работа. Но если человек отвыкнет от труда, поработится праздности и греху в разных формах, плоды земные рискуют сгнить на полях. Ведь уже сегодня множество людей не хотят трудиться вовсе. Они согласны жить подачкой, милостыней, социалкой, воровством, прочими видами греха, только не работать. И это плоды многих неправильно прожитых лет. Так скоро Церкви будет впору молиться не о «плодах земных», а «о даровании людям отвращения к праздности и даровании трудолюбия».

Временно е удаление от советской эпохи позволяет отделить зерна от плевел и выделить в ушедшем лучшее. Этого «лучшего» не так уж мало. Человек труда, помещенный в поле внимательного зрения, – это одно из «лучшего». Фильмы об офицерах дальних застав, о геологах и летчиках-испытателях и о людях прочих героических и сложных профессий сняты обильно и качественно. Да и любой букварь, как говорилось выше, заставлял маленького читателя помнить, что в мире есть полярники, космонавты, подводники, хлеборобы. На контрасте с сегодняшней эпохой новых «героев» такая картина мира воскрешает в памяти забытое понятие «дефицита». Этим словом в Союзе называли недостаток на полках разных сортов колбасы и многого другого. Сегодня, когда со шмотками и тем, что пожевать, проблем нет, под определение «дефицита» неожиданно попал здоровый взгляд на вещи, умное и ответственное отношение к жизни. Оный дефицит нетрудно при желании преодолеть или хотя бы начать думать в эту сторону. Начать думать, например: «Почему лампочка над головой у меня горит? Кто это и где это сейчас трудится, чтобы она горела?» Вот так подумаешь – и выключишь лишний электроприбор.

Так незаметно мы переходим от темы человека к темам экологической ответственности и экономного быта. Я же говорил: все хорошие темы связаны друг с другом.

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Социологические функции труда:

Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие — менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам — ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение позволяет выявить наиболее эффективные пути управления организации.

Основные категории науки о труде

  • сложность труда;
  • профессиональная пригодность работника;
  • степень самостоятельности работника.

Первый признак содержания труда — сложность . Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина — труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда — это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда , что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:
  • выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
  • концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
  • последовательность в принятии решений и действий;
  • точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
  • быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
  • ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда — профессиональная пригодность . Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда — степень самостоятельности работника — зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Современная наука о труде

Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:

  1. традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.
  2. Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
  3. Медицина труда — изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.
  4. Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.
  5. Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.
  6. Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.
  7. Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника.
  8. Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.
  9. Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.
  10. Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.
  11. Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.
  12. Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

Основы современной экономики труда

Экономика труда — изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность и занятость.

Объектом изучения экономики труда является труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

Предмет экономики труда — социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов — технического, организационного, кадрового и иного характера.

Целью экономики труда являются исследования в области управления человеческими ресурсами.

Главная задача экономики труда — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности

Один из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека — совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С психофизической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Рациональная организация рабочего места

Рациональная организация (обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный , уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между челове-ком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов.

Удобная рабочая поза

Удобная рабочая поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Удобной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15 градусов; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе — это прямая осанка.

На формирование рабочей позы в положении “сидя” влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершается трудовой процесс. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Удобная рабочая поза при работе “сидя” обеспечивается также конструкцией стула (размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте).

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживаются рациональным чередованием периодов труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха — это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая произво-дительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, аэроионный состав воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых, который должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления . Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут . Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и увеличения их длительности. Но кратковременные перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Отдых может быть активным и пассивным . Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в неблагоприятных условиях труда. Наиболее эффективная форма активного отдыха — производственная гимнастика. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличиваются мышечная сила и выносливость.

Астраханский заповедник представляет уникальную природу низовьев дельты Волги - одной из крупнейших дельт мира. следует особо отметить, что заповедник расположен в низовьях дельты и полно характеризует природную среду лишь этого района, существенно отличающегося от других районов, находящихся выше по течению. Расположение на морском крае дельты, т. е. на границе суши и внутреннего моря-озера с весьма изменчивым уровнем, определяет большую динамичность природных комплексов низовьев дельты.

Астраханский заповедник

Астраханская земля - край тысячи островов, степей и вели­кого множества соляных озер, которых более семисот. Однако самое большое озеро - Баскун­чак - удивительное творение природы, одно из крупнейших в мире месторождений соли. Огромное озеро в знойной пу­стыне и одиноко стоящая гора издревле привлекают внимание людей. О них древними кочев­никами было сложено множе­ство легенд и сказок.

Где находится

Южнее Астрахани Волга рас­падается на многие рукава и протоки, образуя устье. Здесь, в Волго-Ахтубинской пойме (в 80-120 километрах ниже Астрахани), расположился Астраханский заповедник, начавший свое существова­ние в 1919 году. Заповедник состоит из трех участков: Дамчанского - в за­падной части, Трехизбинского - в центральной и Обжоровского - в восточной. Первона­чально площадь заповедника со­ставляла 23 тыс. га, но с падени­ем уровня Каспийского моря и ростом дельты площадь заповед­ника увеличилась примерно до 60 тыс. га.

На сегодняшний день площадь Астраханского биосферного заповедника составляет 67 917 га.

Климат

Климат Астраханской облас­ти резко континентальный - с высокими температурами ле­том, низкими - зимой, а также с большими летними суточными амплитудами температуры воздуха, малым количеством осадков и большой испаряемо­стью.

Астраханский биосферный заповедник расположен в зоне полупусты­ни, поэтому в растительном по­крове преобладают злаки, полы­ни и солянки. Вообще, Астра­ханский заповедник является единственным местом в России, где флора представлена от прибрежноводных растений до рас­тений пустынь.

В формировании рельефа и всего облика суши и водоемов дельты, их растительного покрова и животного мира важную роль играет гидрологический режим. Он определяется объемом стока Волги, характером его распределения по сезонам и протокам, силой и направлением ветров, уровнем Каспийского моря. В годовом ходе уровня воды в дельте выделяются весенне-летнее половодье, летне-осенняя межень, зимний подъем уровня, понижения уровня в предполоводный и предледоставный периоды. На жизнь природного комплекса больше всего влияет половодье. В этот период образуются полой, где в массе нерестятся многие виды рыб.

Вешние воды приносят в дельту большое количество взвешенного вещества, оседание которого формирует новые острова и косы, а также приводит к вертикальному и горизонтальному росту существующих островов. Весенний сток приносит биогенные элементы, которые поступают во многие пищевые цепи.

С характером и продолжительностью, а также изменениями уровня воды в остальное время года связаны многочисленные приспособления растений и животных. Можно считать, что водный режим определяет не только облик ландшафта дельты, но и условия существования всего живого.

Растения Астраханского заповедника

В заповеднике присутствует три типа растительности - лесная, луговая и водная. Под во­дой растут такие «обитатели морских глубин», как роголис­тник темно-зеленый, наяда ма­лая и морская, харовые водо­росли - нитэллепсис, хара уз­бекистанская и обыкновенная.

Над поверхностью воды мож­но увидеть такие необыкновен­ные растения, как рдест (блестя­щий, пронзеннолистный, гре­бенчатый, Бертхольда, курча­вый), урути (мутовчатую и ко­лосистую). Можно обнаружить и редко встречающиеся водные растения: водяной орех, нимфейник щитолистный, кубышку желтую, кувшинку чисто-бе­лую, вод окрас обыкновенный и сальвинию плавающую.

Жемчужиной же заповедника по праву считается орехоносный лотос. Можно часами наблюдать за тем, как тонкие, почти про­зрачные розоватые лепестки ло­тоса кружатся на волнах. Лотос известен в дельте Волги доволь­но давно, здесь его называют кас­пийской розой. С середины июля до сентября цветут плантации лотоса - море сине-зеленых ли­стьев и розовых цветов, источаю­щих нежный аромат.

К водным растениям относят­ся и рогоз Лаксманна, и камыш озерный (изредка встречающий­ся на косах в устьях водотоков и по мелководьям островов в аван-дельте), и ежеголовник (занима­ющий большие площади в водо­емах заповедника, преимуще­ственно заиленных), и сусак зонтичный. В условиях разного водного режима сусак образует две формы: на мелководьях и слабопроточных участках про­израстает сусак с цветками, на глубинах и проточных участ­ках - без цветков, только с ли­стьями, вытянутыми по тече­нию на поверхности воды.

Теперь же из водного царства перенесемся в царство лесное. а территории Астрахан­ского заповедника занимают совсем немного, чуть более 1 %. Здесь нашли свой дом твердо-лиственные дуб, ясень и вяз, мягколиственные ветла и то­поль, а также кустарниковые тальник и лох. Обычна для леса ива трехтычинковая. Характерны для заповедни­ка болотистые луга. Но среди настоящих лугов больше всего вейниковых, пырейных и кендыревых. Встречаются здесь и уни­кальные виды флоры. К исчеза­ющим относят 20 видов редких растений, таких как лук Регеля, ирис карликовый, ирис ко­жистый, тюльпан Шренка, по­лынь солянковидная и другие.

Животные Астраханского заповедника

Богат и удивителен животный мир этого чудного края. Низовье Волги и ее дельта - одно из са­мых богатых в мире мест обита­ния и гнездования птиц. Недаром Астраханский заповедник назы­вают «птичьей гостиницей» - здесь обитает 283 видов птиц (гнездятся — 99, встречаются в периоды миграций — 155 и периодически залетают — 23), многие из которых занесены в Красную книгу . Тут гнездятся птицы, прилетевшие из Африки, Ирана, Индии - огромные стаи лебедей, гусей, уток. Некоторые виды птиц - пеликаны, цапли, бакланы - образуют целые коло­нии.

Птицы

Здесь можно увидеть орлана-белохвоста, розовых фламин­го и даже «каспийскую колиб­ри» - резуна.

Большинство из обитающих в заповеднике птиц гнездится на деревьях (различные цапли, каравайки, бакланы), а некото­рые строят плавучие гнезда (по­ганки, лысухи). Здесь можно встретить лебедя-шипуна, куд­рявых и розовых пеликанов. Но больше всего в заповедни­ке цапель. Каких тут только нет: белые (большие и малые), серые, рыжие, желтые и еще серовато-голубоватые (кваквы ночные). Когда Астраханский заповед­ник только создавался, всего две пары белых цапель гнездилось среди камышей.

Сегодня - уже более пяти тысяч пар. А белый лебедь-шипун до тридцатых го­дов вообще не обитал в дельте. Сегодня же белый лебедь - один из символов заповедника. Так как через территорию за­поведника проходят маршрут­ные пути перелетных птиц, то здесь можно наблюдать за жиз­нью таких «обитателей небес», как утки, гуси, кряквы, широ­коноски, шилохвосты, нырки, чирки и другие. Многие птицы останавлива­ются в дельте Волги подкрепиться. Они жируют и отдыха­ют здесь, набирая силы перед длительным и тяжелым отле­том в теплые края. Некоторые остаются на гнездовья.


При Астраханском заповедни­ке работает Каспийская орнито­логическая станция, изучающая численность, размещение и миг­рацию птиц. Астраханский государственный запо­ведник - крупнейший центр кольцевания птиц.

Млекопитающие

В бескрайних степях По­волжья важно пасутся «кораб­ли пустынь» верблюды, пересе­кают пустыню быстроногие сайгаки, а зимой на ледовых полях Северного Каспия можно увидеть целые лежбища кас­пийских тюленей.

Отправившись на берег ка­кой-нибудь из бесчисленных рек или протоков заповедника, мы можем наблюдать за разме­ренной жизнью бобров, ондатр и выдр. В лесах Волжского понизовья любопытных исследователей за­поведника ждет встреча с каба­нами, енотовидными собаками и даже горностаями.

Вообще, млекопитающих в заповеднике мало. В основном это - волки, лисицы, полевые мыши, мыши-малютки. Из пресмыкающихся встречаются ужи, ящерицы, узорчатый по­лоз и другие.

Насекомые

А вот кого в заповеднике мно­го, так это насекомых, тут их обитает более 1300 видов: стрекозы, сверчки, ручейники, цикады, жуки (плавунцы, водолюбы, ли­стоеды, долгоносики, жужели­цы). Много шансов встретиться здесь с представителями мира пауков. Так, можно увидеть ар-гионну, ядовитого каракурта, тарантула, обитателя пустын­ных ландшафтов степную ско­лопендру.

Рыбы и водный мир

Богат и интересен водный мир представителей Астраханс­кого государственного заповедника. Здесь обитает около 66 видов рыб: осетровые (бе­луга, осетр, севрюга), сельдевые (каспийский пузанок, волжская сельдь, черноспинка), карповые (вобла, лещ, сазан, краснопер­ка, жерех, чехонь, золотой ка­рась), щука, судак, окунь, быч­ки, колюшка и другие. Невозможно представить се­бе водоемы заповедника и без микроскопических коловра­ток.

Из кольчатых червей обыч­ны водные олигохеты, рыбья, черепашья и конская пиявки. Из членистоногих - дафнии, циклопы, мизиды и бокоплавы, длинновалые раки, личинки насекомых. Довольно много­численны и разнообразны пред­ставители типа моллюсков: без­зубки, дрейссены, улитки, ка­тушки.

Красная книга России

В Красную книгу России внесены:

Растения

  • Лотос каспийский
  • Альдрованда пузырчатая
  • Марсилея египетская
  • Цетрария степная

Животные

  • Дозорщик-император
  • Каспийская минога
  • Стерлядь
  • Белуга
  • Волжская сельдь
  • Белорыбица
  • Кутум
  • Красношейная поганка
  • Розовый пеликан
  • Кудрявый пеликан
  • Малый баклан
  • Египетская цапля
  • Колпица
  • Каравайка
  • Обыкновенный фламинго
  • Пискулька
  • Серый гусь
  • Серая утка
  • Малый лебедь
  • Мраморный чирок
  • Савка
  • Степной лунь
  • Европейский тювик
  • Курганник
  • Степной орел
  • Черный гриф

Для прогулки по заповеднику пригодится лодка или небольшой катер: основную часть заповедника составляют водно-болотные угодья. Весь Астраханский заповедник состоит из трех участков: Дамчикского, расположенного в западной части дельты Волги, Трехизбинского, занимающего центральную часть, и Обжоровского, относящегося к восточной части дельты.

Если отправиться в путешествие по верхней части заповедника, можно попасть в царство крупных проток и островов. Если спуститься вниз по течению - увидеть множество мелких озер, а по берегам - заросли ивняка. Еще ниже начнутся пойменные луга, составляющие, правда, не более 5 % всей территории заповедника. Основные площади занимают болотистые луга.

Общая информация

  • Полное название: Астраханский государственный природный биосферный заповедник.
  • Категория МСОП: Ia (строгий природный резерват).
  • Дата основания: 11 апреля 1919 года.
  • Регион: Астраханская область, Камызякский, Володарский и Икрянинский районы.
  • Площадь: 62423 га.
  • Рельеф: равнинный.
  • Климат: умеренно континентальный.
  • Сайт: http://astrakhanzapoved.ru/.
  • Почта: [email protected].

Растительный мир

Растительный мир Астраханского заповедника включает 314 видов сосудистых растений, которые относятся к 64 семействам. В целом растительность представлена четырьмя комплексами: лесным, кустарниковым, луговым и водным. Основные древесные породы заповедника - ивы белая и трехтычинковая (Salix alba и S. triandra). Среди кустарников распространены тамарикс многоветвистый (Tamarix ramosissima) и аморфа кустарниковая (Amorfa fruticosa). Вдоль берегов Волги обильно произрастают кусты ежевики сизой (Rubus caesius).

Во все времена Волга была одной из самых значимых рек России

Луга в Астраханском заповеднике бывают болотистыми, настоящими и остепненными. Для каждого из них характерны свои представители растительного мира. Растительность болотистых лугов представлена преимущественно тростником (Phragmites australis), камышом (Scirpus) и рогозом (Typha angustifolia). Обычны в заповеднике пырей ползучий (Agropyron repens), канареечник тростниковидный (Phalaroides arundinacea), полевица столонообразующая (Agrostis stolonifera) и многие другие растения.

Представители водных растений занимают около 7 га общей площади заповедника. Это такие виды, как кувшинка чисто-белая (Numfaea Candida), кубышка желтая (Nufar luteum), нимфейник щитолистный (Nymphoides peltata), рдест узловатый (Potamogeton nodosus).

Животный мир

В Астраханском заповеднике обитает 256 видов птиц и 60 - рыб. Возможно, удастся увидеть выдру или полевую мышь (Apodemus agrarius). Типичны дикий кабан (Sus scrofa) и волк (Canis lupus).

Очень богат мир птиц заповедника. Недаром здешние места называют птичьей гостиницей. По подсчетам ученых, здесь обитает 256 видов птиц, 76 из которых - редкие. Яркая достопримечательность заповедника - белый журавль, или стерх (Grus leucogeranus). Это одна из самых редких птиц на нашей планете: на всей Земле их осталось не более 3000 особей.

А вот другую белую птицу вы наверняка успеете рассмотреть. Это малая белая цапля (Egretta garzetta). Здесь на берегах она устраивает колонии совместно с другими видами цапель, бакланами, каравайками, колпицами.

В водах Астраханского заповедника обитает большое количество рыбы. Интересно, что встречаются здесь даже такие древние гиганты, как белуга (Huso huso) и севрюга (Acipenser stel-latus). Самое многочисленное семейство представляют карповые, особенно сазан (Cyprinus carpio). Из дикого сазана селекционеры получили культурную форму - карпа, которую легко разводить в неволе.

Около 50 видов рыб, обитающих в акватории заповедника, являются промысловыми. Это вобла (Rutilus rutilus caspicus), щука (Esox lucius), окунь обыкновенный (Perca fluviatilis), рыба-игла длиннорылая (Syngnathus typhle), лещ (Abra mis brama) и многие другие.

Разнообразен и мир насекомых Астраханского заповедника. Их количество равняется приблизительно 1250 видам. В степи в июне - августе можно повстречаться с интересным пауком аргиопой дольчатой (Argiope lobata).

Одно из чудес Астраханского заповедника - лотос (Nelumbo). Его заросли занимают около 3000 га. Интересно, что в древности некоторые народы, населяющие Северную Америку, употребляли в пищу плоды лотоса - костянки, напоминающие сливу. Еще одно чудо заповедника - чилим, или водяной орех. Это уникальное растение может достигать 5 м в длину. Его главная особенность - плод, внешне напоминающий голову быка.

Лотос - бережно хранимое сокровище Астраханского заповедника; здесь его называют каспийской розой

Режим заповедника

На территории заповедника запрещены охота и рыбалка. Посетить его можно по предварительной договоренности с администрацией.

Как добраться

Дамчикский участок Астраханского заповедника (проезд водным путем от пристани в Астрахани - 4-5 часов; на автотранспорте - 2-3 часа; есть две паромные переправы) находится на расстоянии 80-120 км от Астрахани.

Где остановиться

Можно остановиться на базе «Захаровская», которая располагается на границе заповедника на берегу канала Буянский.